Компоненты направленности личности – 2. Направленность личности
2. Направленность личности
Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность.
Направленность личности— совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности на достижение жизненных целей.
Компоненты направленности личности:
Убеждение– знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к действительности.
Установка– неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.
Притязание– стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способным.
Влечение— недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.
Интерес– одна из особенностей личности, окрашенная положительной эмоцией и связанная с проявлением познавательной потребности.
Личностный смысл– субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.
Мировоззрение– система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.
Потребность– основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от условий существования.
Виды направленности личности:
Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него; важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе илиучебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.
Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.
Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.
3. «Я-концепция»
«Я-концепция»
«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
«Я-концепция» возникает в результате социального взаимодействия человека со средой обитания. Среда оказывает влияние на формирование «Я-концепции», однако, затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой.
studfile.net
Направленность личности: структура и виды направленности
Научных определений понятия «направленность личности» немало, психологи понимают ее по-разному. Но несомненно то, что направленность – одна из ведущих характеристик и важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития индивида как социального существа.
Содержание и формы направленности
Значительный вклад в изучение феномена направленности личности внесли многие советские психологи. Всемирно известны концепции С.Л. Рубинштейна (о динамической тенденции), А. Н. Леонтьева (о смыслообразующем мотиве), Б.Г. Ананьева (об основной жизненной направленности).
По сути, направленность личности – это совокупность побуждений или мотивов человека. Проще говоря, направленность – это, то чего хочет человек и к чему он настолько привык стремиться, что эти устремления стали «опорой», «стержнем» его личности. Направленность личности, словно тенденция в моде, предопределяет в каком стиле будет жить человек.
Направленность – это сложносоставное свойство личности, которое позволяет понять цели и мотивы поведения человека, а также их спрогнозировать. Ведь зная, на что в жизни ориентируется субъект, каковы его установки и направленность, можно догадаться, как он поступит в той или иной ситуации. И наоборот, понаблюдав за человеком в какой-либо значительной ситуации, можно понять его личностную направленность.
Направленность формируется в процессе воспитания и самовоспитания и всегда социально обусловлена, то есть зависит от устоев общества и оценивается с точки зрения морали, нравственности, традиций.
Формы направленности личности:
- цели,
- мотивы,
- потребности,
- постоянное субъективное отношение,
- ценностные ориентиры,
- идеалы,
- интересы,
- принципы,
- симпатии и антипатии,
- вкусы,
- склонности,
- привязанности и прочее.
Направленность влияет на характер, способности, временные психические состояния и даже на практически не способный изменяться в течении жизни темперамент.
Самая важная функция личностной направленности – смыслообразующая. Человек – существо, нуждающееся в смыслах. Если нет смысла, нет мотива, а без мотива нет деятельности. Направленность организует человеческую деятельность и делает ее осмысленной во всех сферах, будь то личная жизнь или работа.
О других функциях направленности читайте в статье “Функции направленности личности в психологии”
Структура личностной направленности
Направленность личности, так же как и стремление человека к какой-либо конкретной цели, не появляется из ниоткуда и не является чем-то стабильным.
Формируется направленность поэтапно. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой появляются структурные компоненты направленности личности:
- Влечение. Это примитивная, биологическая форма направленности. Влечение – не осознаваемая или недостаточно осознанная потребность. Если влечение осознается, оно превращается в желание.
- Желание. Осознанная потребность в чем-то конкретном. Желание проясняет цель и побуждает действовать.
- Стремление. Если желание подкрепляется волевым усилием, оно превращается в стремление.
- Интерес. Интерес – это стремление что-то узнать, познать, изучить. Главное, что познается и осознается, когда есть интерес – смысл деятельности. Интерес не угасает, когда частично удовлетворяется, а даже напротив, только возрастает.
Интересы как структурные компоненты направленности личности могут сказать о человеке намного больше, нежели его влечения, желания и стремления. Зная, чем интересуется человек, уже можно составить приблизительное представление о нем.
- Склонность. Склонности определяют не созерцательную, а активную направленность. Склонность побуждает действовать в одном направлении не единожды, а возвращаясь к определенному занятию снова и снова. Возникает склонность, когда интерес подкрепляется волей, ее можно назвать интересом к конкретному виду деятельности.
- Идеал. Это конкретный образ конечной цели склонности, личный ориентир, опора в принятии важных решений и основа мировоззрения.
- Мировоззрение. Это совокупность взглядов на мир, общество и самого себя, соединенная в единую, целостную модель. Мировоззрение – это свод личных законов жизни, помогающих адаптироваться в настоящем и планировать будущее.
- Убеждение. Высшая форма направленности, представляющая собой систему осознанных жизненных мотивов, побуждающих поступать согласно принципам и мировоззрению. Без убеждений человеку пришлось бы каждый раз снова и снова познавать и постигать на собственном опыте как следует поступать. Убеждения же помогают быстро определяться с правильной моделью поведения в той или иной ситуации. Множество убеждений это множество групп устойчивых мотивов, которые и образуют «стержень» направленности личности.
Такая последовательность – от влечения к убеждению – подобна матрешке: каждый следующий структурный компонент содержит предыдущие.
Виды направленности
Направленность личности в зависимости от главного объекта устремлений бывает нескольких видов:
- Личная или направленность на себя. При такой направленности человек стремится к самореализации, удовлетворению личных потребностей и достижению собственных целей.
Это целеустремленные, ответственные, организованные, полагающиеся только на собственные силы, думающие и планирующие, и в то же время активные личности.
Такие люди сильные и уверенные в себе, но со стороны может казаться, что они самоуверенны и эгоистичны. Их проблемой нередко становится неумение делегировать полномочия, просить о помощи и стремление к одиночеству.
- Коллективистская или направленность на других. Главная потребность людей с этим видом направленности – общение и контакт с другими индивидами.
Такие личности неконфликтны, учтивы, добропорядочны, готовы прийти на помощь, сопереживают и соучаствуют, ориентируется на окружающих, прислушиваются к чужому мнению, ждут одобрения. Коллективистская направленность делает человека прекрасным партнером, безотказным и легко уживающимся с людьми как в коллективе, так и в семье.
Проблемы направленных на других личностей кроются в их неумении высказывать собственное мнение, противостоять манипуляциям, бороться за личное счастье. К сожалению, такие люди не умеют планировать, боятся серьезной ответственности, не способны определять личные цели.
- Деловая, направленность на дело. Люди, ориентированные на деятельность, совмещают личную выгоду с благом для общества.
Для определения вида личностной направленности разработан тест направленности личности (автор методики Б. Басс), так как точно определить ее самостоятельно довольно проблематично.
Существуют и другие классификации видов направленности личности. К примеру, отдельно выделяется суицидальная и депрессивная направленность. Такого вида направленности имеют ярко выраженную негативную окраску и несомненно нуждаются в психологической коррекции.
Что касается трех основных направленностей (на себя, на других и на дело), их нельзя оценивать как однозначно положительные или отрицательные. Точно можно сказать лишь то, что направленность личности напрямую влияет на успешность любой деятельности человека и его жизнь в целом.
Рекомендуем прочесть классический труд Б.Г. Ананьева “Человек как предмет познания”; для родителей, желающих успешно воспитать своего ребенка – книга А. Моисеевой “Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье” ; преподавателям рекомендуем – А.В. Зосимовский “Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте”
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЖдем Вашей оценки
Загрузка…Понравилась запись? Поделитесь с друзьями
ourmind.ru
4 Направленность личности
Вопросы:
1.Понятие направленности личности, ее виды и формы.
2.Мотив и мотивация личности.
1.Понятие направленности личности, ее виды и формы
Ведущий компонент структуры личности – направленность – система устойчивых мотивов, доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения, определяющих поведение личности в изменяющихся внешних условиях.
Направленность оказывает организующее влияние на компоненты структуры личности, на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.
Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет различные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека.
Специалисты выделяют несколько ключевых видов направленности, которые охватывают основные сферы жизни человека:
Личная направленность. Эта направленность выстраивается на мотивах личного благополучия, стремления к победе, первенству. Такой человек мало интересуется другими людьми и их чувствами, все, что его интересует – осуществить свои потребности и желания. Чаще всего, им свойственны такие черт характера, как концентрирование на себе, попытки навязывать свою волю другим, тенденция делать поспешные и неоправданные виды о других.
Направленность на взаимные действия. В этом случае речь идет о личности, поступки которой определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с людьми. Этому человеку интересны совместные проекты, взаимоотношения. Обычно этот тип людей избегает прямого решения проблем, уступает давлению группы, отказывается от высказывания идей и не стремится руководить.
Деловая направленность. Такая личность легко увлекается процессом деятельности, стремится к познанию, овладению новыми навыками. Этот человек обязательно выскажет свою точку зрения, если она важна для решения задачи. Обычно такой тип людей помогает других сформулировать идею, поддерживает группу, легко излагает свои мысли, может руководить, если того требует решение задачи.
Эмоциональная направленность личности. Такой человек направлен на чувства и переживания. Такая направленность может соответствовать потребности в славе, и потребности в помощи другим, и интересу к борьбе и первенству. Кроме этого, такие люди нередко любят решать разного рода сложные интеллектуальные задачи.
Социальная направленность личности. Этот тип склонен к служению отечеству, развитию науки и т.д., стремится максимально реализовать себя, поскольку это принесет пользу его стране. Такие люди могут быть направлены по интеллектуальному типу (на открытия, достижения), по предприимчивому типу (из таких людей получаются прекрасные бизнесмены) и т.д.
Существуют и дополнительные аспекты направленности:
1)Уровень значимости общественных ценностей для личности.
2)Целеустремлённость личности, которая зависит от разнообразия потребностей личности, круга интересов и т.д.
3)Цельность личности, которая зависит от степени устойчивости отношений, а также последовательности и принципиальности.
Такие особенности дополнительно характеризуют общую направленность личности и придают определенные черты характеру.
Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. На направленность большое влияние оказывают свойства личности, которые проявляются в следующих формах:
Влечение – наиболее примитивная, биологическая форма направленности. С психологической точки зрения влечение является психическим состоянием, выражающим недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Обычно влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознаётся, превращаясь в желание.
Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо определённому. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу, проясняет цели будущего действия и построение плана этого действия.
Стремление – желание, подкреплённое волей, определённое побуждение к деятельности.
Интерес – специфическая форма проявления познавательной потребности человека. Интерес обеспечивает направленность личности на осознание смысла и целей деятельности, тем самым способствует ориентировке личности в окружающей действительности. Различают: 1) непосредственный интерес, вызываемый наглядной привлекательностью объекта; 2) опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.
В динамике интерес порождает склонность. Интерес – это сравнительно пассивное созерцание объекта интереса, склонность – активное созерцание, стремление связать свою деятельность или свою жизнь с этим объектом. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности.
Идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель; то, к чему человек стремится, на что ориентируется в отдалённой перспективе.
Мировоззрение – модель (картина) мира. Целостное мировоззрение позволяет рассматривать мир как сложную систему причинно-следственных связей и позволяет человеку планировать свою деятельность.
Убеждение – система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию и деятельность.
studfile.net
НЕКОТОРЫЕ КОМПОНЕНТЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ | sibac.info
Сегодня вопрос о направленности личности, ее потребностях, мотивах, интересах ставится на одно из первых мест а психологии. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Несмотря на существование разных научных подходов к личности, везде в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность.
Направленность личности — это система устойчивых потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д., определяющих основные направления поведения личности. Направленность выражена в жизненных целях, активной деятельности по их достижению [4].
В разных концепциях направленность трактуется по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), как «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), как «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), как «основная жизненная направленность» (А.С. Прангишвили). Профессиональная деятельность также относится к личностной направленности и в отличие от любого другого вида деятельности (учебной, игровой, общения) предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета самой деятельности. В социальной психологии рефлексия — осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. В данном случае рефлексия — это не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлексирующего индивида». Она представляет собой своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого исследователя.
В настоящее время в психологии под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от складывающихся ситуаций [4]. Мотивы могут быть осознанными в большей или меньшей степени и совсем неосознанными. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Вопросом о сущности мотивации задавались многие отечественные и зарубежные психологи такие как: Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Б. Вайнер, К. Левин, А. Маслоу, Г. Мюррей.
Мотивация — это не только внутренняя, психологическая необходимость в определенном действии, мобилизованность и готовность личности к его совершению, но и многое относящееся к самому процессу реализации этих действий, способом достижения искомого результата [3]. Также мотивацию можно определить как психодинамическую систему личности, побуждающую, регулирующую деятельность на пути осуществления определенного жизненного отношения личности к окружающему миру.
Специалист М.Ш. Магомед — Эминов предлагает следующие характеристики [4]. Мотивация:
- побуждает, инициирует действия, деятельность, поведение;
- определяет избирательность, психических процессов — перцепции, внимания, памяти, мышления, воображения;
- обеспечивает выбор целей, средств и действий, постановку целей;
- направляет деятельность и действия на мотивационные объекты — цели;
- поддерживает направленность деятельности и поведения, обеспечивает стабильность действования, а также упорство, интенсивность, ее осуществления;
- регулирует, контролирует реализацию поставленного намерения и выполнение выбранного действия;
- переключает одно действие на другое при возникновении преграды или возобновляет выбор новых путей действий, реализующих потребность.
Развивая идеи С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьев утверждал, что реальным базисом личности человека является совокупность его, общественных по своей природе, отношений к миру, но отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей. Ядром личности он называл систему относительно устойчивых, иерархизированных мотивов как основных побудителей деятельности. Одни мотивы, побуждая к деятельности, придают ей личностный смысл (смыслообразующие) и определенную направленность, другие играют роль побудительных факторов [1].
Еще одним важным компонентом в личностной направленности является Я-концепция человека. Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе, которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Формирование адекватной Я-концепции, и, прежде всего самосознания, — одно из важных условий формирования сознательной личности [5].
Рассматривая тот факт, что личностная направленность — объемное понятие и содержит в себе большое количество составляющих, в которое входит и такой компонент как общение. Под общением принято понимать сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (перцепция). Изучения развития общения личности позволяет раскрыть определенную сторону человека, а именно взаимодействие его с другими людьми. У общения, как и у любого другого вида взаимодействия, есть своя специфика, и заключается она в следующем: единой стратегии восприятия и понимания другого человека, собственного самоопределения [5].
Исследователи выделяют следующие виды общения:
- коммуникативный;
- намеренный;
- интерактивный;
- субъектно-проявляемый.
Коммуникативный вид: подчеркивает развитие видотипичных, генетически фиксированных сигналов, к ним относят позы, телодвижения, звуки, выполняемых в форме ритуалов и церемоний с четким информационным содержанием и проявлением.
Намеренный вид: характеризуется внутренней активностью психических состояний, связанную с восприятием и непосредственно с окружающей средой, устремлением на предмет общения и установления взаимопонимания.
Интерактивный вид: данный вид общения человека раскрывает социальную активность не только с точки зрения обмена знаниями, вербальными знаками и образными представлениями, но и совместными действиями
Субъектно-проявляемый вид выражает устойчивость отношений, которые складываются в процессе общения связанных с его целями и задачами, установками и ценностями субъектов общения.
Деятельность — это динамические взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализации опосредованных им отношений субъекта и окружающей действительности [4].
Совместная деятельность с психологической точки зрения значительно богаче индивидуальной, так как каждый участник несет в группу свой индивидуальный опыт в результате взаимодействия и взаимообмена идет обмен опытом. Благодаря чему образуется единый фонд информации, коллективный опыт, которым пользуется каждый участник группы. Данный вид взаимодействия в равных долях влияет на направленность личности и существует в непрерывной взаимосвязи с мотивацией личности ее общением с другими субъектами и деятельностью как активным методам взаимодействия [2].
В направленности выделяют два аспекта: предметное содержание (направленность на определенный предмет) и напряжение, возникающее при этом. Содержательный аспект направленности включает ценностно-смысловые образования и цели. Они обеспечивают внутреннюю целостность личности, определяют главные и относительно устойчивые отношения человека к себе, к другим людям, к профессии и в целом к миру. Ценностно-смысловые образования выступают важнейшими регуляторами жизни и деятельности человека, в том числе и профессиональной [2].
В настоящее время теоретический и практический вопрос проблемы развития и формирования личности ставится довольно остро. Личность рассматривается с различных позиций и аспектов. Одним из таких аспектов является направленность личности, ее составляющие — мотивы, интересы, влечения, желания, стремлении, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения т др. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания.
Список литературы:
- Ахунова И.Г. Роль профессиональной направленности в формировании и развитии личности / Сборник научных трудов. — 2011. — С.151—160.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие. М, 2005. — 587с.
- Маслоу А. Мотивация и личность: учеб. пособие. М.:3 3-изд-М, 2003. —695 с.
- Мещеряков Б.Г., В.П.Зинченко. Современный психологический словарь. Санкт‑Петербург, 2007. — 634с.
- Саблин В.С., Саблин С.П. Психология человека: учеб. пособие. М, 2006. —741с.
sibac.info
Направленность личности в психологии — свойства, формы, проблема
Направленность личности в психологии — совокупное объединение ее потребностей, способностей, желаний, убеждений, интересов, идеалов, ценностей и интересов. Вместе все это формирует смысл жизни для конкретной личности. Дает повод вставать по утрам и двигаться вперед. Психология издавна пытается понять способы формирования направленности личности. Пытается определить, каким именно образом человек получает все эти установки.
Направленностью личности в психологии объясняются многие ее побуждения и мотивы. Они нестабильны и постоянно влияют друг друга. Одновременно доминирующим является только один компонент, что и определяет основную линию поведения человека. Также все они объединяются в мотивационной сфере и формируют систему.
Направленность личности в психологии — что определяет желания человека
Парадокс заключается в том, что человеческая жизнь начинает резко обретать смысл только столкнувшись с ограничениями. Нельзя желать противоположных вещей (вроде езды хорошего автомобиля и ходьбы пешком). Объяснить все довольно легко. Изначально человек напоминает обычный радиоприемник. Когда идет одновременный прием всех волн, получается белый шум. Однако, при отсеивании всех лишних каналов, он начинает передавать и получать информацию. При всем этом, кое-что закладывается изначально несмотря на то, что эти самые каналы порой могут очень сильно меняться, ядро всегда останется одним и тем же.
Основные формы направленности
Стоит выделить основные формы направленности личности в психологии:
- Установки. Как правило, это неосознанные состояния, которые характеризуют готовность человека к какой-либо деятельности. Обычно возникают при неоднократном повторении какой-либо ситуации, ее также называют установочной. Во время нее человек так или иначе реагирует определенным, естественным образом. Установка может сохраняться в течение длительного времени. Однако у каждого человека она сохраняется разный промежуток времени. Аналогично и с формированием.
- Влечения. Эти потребности частично осознаются, однако их причина для человека может оставаться неясной. Влечения можно понимать как своеобразный переходный этап, где потребность может усилиться, либо вообще угаснуть.
- Интерес. Так обозначается направленность к познанию новой информации или избирательное отношение к определенному объекту. Проявление потребности к познанию зовется интересом. У личности одновременно может быть огромное количество интересов, причем они могут отличаться по содержанию и глубине.
- Склонности. Дальнейшее развитие интересов. Выражается в сильной потребности в определенном занятии.
- Желания. Мотивы, основанные на осознанных потребностях, зовутся желаниями. Желания могут характеризовать отношение человека к объекту, которого он достичь не может и понимает это.
- Стремления. Это желания, у которых есть обдуманный план и способ достижения. Могут быть выражены в виде мечты, идеала, страсти.
- Намерения. В этом случае личность видит не только желаемые условия, но и все способы их достижения.
- Убеждения. Представляют собой совокупность потребностей, побуждающих человека действовать в соответствии своими принципами, взглядами и представлениями. Обычно убеждения основаны на знаниях личности о мире.
- Мировоззрение. Система взглядов на мир, с помощью которого формируется общественное бытие. Относится к главным регуляторам поведения человека.
Все эти формы так или иначе формируют свойства личности в психологии. Личность характеризуют побуждения, второстепенные и доминирующие. Вторые являются определяющими поведение человека, потому-то они и наиболее устойчивы.
Так как не все потребности можно удовлетворить в принципе, они могут принимать разные формы. Итог зависит от осознания человеком своих целей.
Проблема личности в психологии — как ее видят ученые
Проблема личности занимала многих известных психологов. Так, наибольший вклад внесли Л. И. Божович и А. Н. Леонтьев.
Л. И. Божович утверждал, в что определенный момент человек может достичь максимума своего развития и гармонизируется с окружающим миром. Таким образом формируется личность. После этого человек начинает взаимодействие не только с окружающими людьми, но и миром в целом. Необходимо отслеживать этапы, на которых формируется личность, а также рассматривать факторы, способные оказать влияние на ее развитие.
А. Н. Леонтьев сумел доказать, что человеческая личность способна родиться дважды. Впервые это происходит в дошкольном возрасте, а второй — в подростковом периоде. В этот период и формируются основные убеждения, мировоззрение, отношение к миру, ценности. Они и определяют, каким станет человек и как он будет относиться к миру.
Направленность личности в психологии – система устойчивых мотивов (видео)
mind-control.ru
Сущность и основные компоненты направленности личности. — Студопедия.Нет
Поведение животных определяется двумя рядами факторов: внешними стимулами, вызывающими автоматические реакции, и внутренними состояниями напряжения, желания удовлетворить ту или иную потребность. Поведение человека также зачастую подчиняется именно такой логике и сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных потребностей. Вместе с тем все поведение человека нельзя свести только к этому.
Удовлетворение потребностей, согласно концепции амер. психолога Сальваторе Мадди, — это наиболее прямолинейная логика существования и является общей для человека и животных. Но только у человека есть внутренний мир, не просто образ внешнего мира, а мир, наполн. глубоким содержанием, ценностями, смыслами.
Существуют разные определения понятия «направленность». С.Л.Рубинштейн определяет направленность личности как ее «динамическую тенденцию». А.Н.Леонтьев выделяет понятие «смыслообразующий мотив». Б.Г.Ананьев указывает на существование «основной жизненной направленности» личности. Б.Г.Пранигишвили – на «динамическую организацию сущностных сил человека».
Чаще всего, в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, убеждение.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии.
Влечение.Принято считать, что влечение – наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психолог. точки зрения – это психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность.
Желание. Это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и способствует построению плана действия.
Стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.
Интересы. Интерес можно рассматривать, с одной стороны, как особое мотивационное состояние познавательного характера, которое напрямую, может быть, и не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.
С другой стороны, под интересом часто понимают специфическую форму проявления познавательной активности, которой соответствует особый вид деятельности, называемый ориентировочно-исследовательским.
Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта (например, интерес к определенной учебному предмету), и опосредованный интерес к объекту, как средству достижения определенных целей (например, интерес к учебному предмету, как средство получения высокого балла).
Интерес в динамике своего развития может превратиться всклонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.
Идеал– это то, к чему стремится личность, на что она ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека.
Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать определенным образом.
Понятие и классификация потребностей.
Потребность же представляет собой первичный уровень активности живых существ, организующий и направляющий познавательные процессы и поведение. Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек нуждается в пище, воде, воздухе, движениях, в предметах материальной и духовной культуры, в общении. Потребностью, таким образом, называют осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.
Одной из наиболее разносторонних является классификация потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу. Согласно его классификации, выделяют следующие виды потребностей.
· Потребности физиологические(органические), обеспечивающие выживание человека. К ним относятсяпотребности в кислороде, воде, пище, убежище, отдыхе и сексуальные потребности;
· Потребность в безопасности(и уверенности в будущем) – это стремление чувствовать себя защищенным, желание избавиться от страха, от неудач;
· Социальные потребности(потребности в принадлежности и любви) включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувство принятия тебя другими, социального взаимодействия, привязанности и поддержки;
· Потребности в уважениивключают потребность в самоуважении, личностных достижений, компетентности, уважения со стороны окружающих, одобрения, авторитета, признания.
· Потребности в самоактуализации(в самовыраже-
нии) – это стремление реализовать способности к развитию собственной личности, реализовать свои жизненные цели.
Данные потребности фундаментальны, т.е. присущи всем людям. Индивидуальное развитие человека предполагает восхождение от низших ступеней иерархии (физиологические потребности) к высшим (самоактуализации). Причем, для указанной иерархической системы мотивов существует правило: «Следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы».
studopedia.net
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — Шпаргалки для сдачи экзамена
Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность.
Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности на достижение жизненных целей.
Компоненты направленности личности:
Убеждение – знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к действительности.
Установка – неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.
Притязание – стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способным.
Влечение — недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.
Интерес – одна из особенностей личности, окрашенная положительной эмоцией и связанная с проявлением познавательной потребности.
Личностный смысл – субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.
Мировоззрение – система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.
Потребность – основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от условий существования.
Виды направленности личности:
Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него; важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.
Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.
Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.
students-library.com