Компоненты структуры: Компоненты структуры личности — Студопедия
основные элементы и принципы построения
Если говорить просто, организационная структура — своего рода модель устройства какого-либо предприятия с перечислением всех подразделений и обязательным указанием подотчетности каждого из них. Эта модель призвана обеспечить понимание логики деятельности организации и того, как составляющие ее компоненты взаимодействуют друг с другом. Можно также сказать, что организационная структура определяет все формальные отношения внутри любой компании и, по сути, фиксирует принадлежность той или иной области задач к компетенции определенного подразделения.
В идеале, структура любой компании должна быть выстроена так, чтобы способствовать достижению стоящих перед ней целей и выполнению задач. Даже если вы наймете высококлассных профи, но так и не сможете выстроить структуру организации, все ваши старания пойдут прахом.
Джилл Коркиндэйл (Gill Corkindale), успешный писатель и тренер по бизнесу, в одной из своих статей отмечает, что «нечеткая, бедная организационная структура ведет к возникновению массы противоречий; люди путают свои обязанности и роли, управленческие решения принимаются медленно, и все это создает контекст, в котором достижение результатов осложняется никому не нужным стрессом и конфликтами».
Данный пост преследует цель донести до читателя не только крайнюю важность эффективной организационной структуры, но и принципы ее построения. Для удобства и наглядности ряд теоретических положений дополнены визуальным материалом.
Базовые компоненты организационной структуры
Основных компонентов всего 6 — на каждом из них мы остановимся по порядку.
1. Ветви делегирования (иерархия подчинения)
Один из основных элементов любой организационной структуры — это иерархия подчинения, то есть та непрерывная «вертикаль власти», которая следует от главы организации (например, генерального директора, CEO) до непосредственно исполнителей: специалистов, сотрудников. Глядя на эту иерархию можно понять, кто и кому подчиняется.
Слева — более длинная линия власти, справа — короткая.
2. Предельный объем ответственности (область контроля)
Этот компонент указывает на число сотрудников, которыми менеджер способен руководить эффективно. Чем выше отношение подчиненных к начальству, тем больше ответственность и шире область контроля.
Структура с широкой областью контроля и с более узкой.
3. Централизация власти
Кто принимает решения в организации? Если таких центров много, то структура считается децентрализованной, если центр один — централизованной.
Централизованная и децентрализованная организационная структура.
4. Специализация (разделение труда)
Это степень разделения деятельности организации на ряд должностей и отдельные рабочие места. При высокой специализации компания предоставляет сотрудникам возможность стать «хозяевами» в своем предметном поле. Благодаря этому повышается качество производимых товаров и предоставляемых услуг, а также производительность самих работников. Низкая степень специализации требует от сотрудников выполнения широкого спектра задач (при высокой специализации каждый занят безупречным выполнением отдельной задачи).
Структура с высокой степенью специализации и с невысокой.
5. Формализация
Как и специализация, формализация определяет структуру деятельности в организации. Ключевым отличием здесь является то, что формализация характеризует степень, в которой задачи и деятельность сотрудника регулируются правилами и другими механизмами.
Формальная организационная структура стремится отделить человека от исполняемой им роли (занимаемой должности): должность или статус не меняется и не зависит от того, кому она принадлежит. В неформальной орг. структуре большое значение придается именно личности. Такой подход позволяет личности развивать свои навыки и вместе с тем вкладывать новое содержание в занимаемую должность.
Формальная и неформальная структуры.
6. Департментализация
Департментализация — это процесс распределения видов деятельности и ресурсов в логичные производственные единицы для исполнения определенных организационных задач.
Если в организации жесткая департментализация, то группы (департаменты) практически не пересекаются друг с другом в своей работе. В предприятиях со свободной департментализацией рабочие коллективы никем и ничем не ограничены, могут свободно взаимодействовать и оказывать друг другу поддержку.
Жесткая и свободная департментализация.
Следует отметить, что зачастую тип департментализации (то есть, признак, по которому происходит деление рабочего коллектива на самостоятельные группы), определяет характер всей организационной структуры. К примеру, если коллектив разделен по функциональному признаку (маркетинг, продажи и т. д.), то принято говорить, что эта фирма имеет функциональную орг. структуру. Другие типы орг. структур будут рассмотрены в следующем подпункте.
Типы организационных структур
Механистическая и органическая структуры
Механистическая и органическая структуры — это две крайних позиции одной шкалы, на которой найдется место для любой существующей организационной структуры.
Для механистической структуры характерен узкий диапазон контроля, высокая степень централизации, специализации и формализации, а также жесткая департментализация. Иерархия подчинения бывает короткой и длинной, но она всегда прозрачна, то есть определить, кто и кому подчиняется довольно легко.
Напротив, в органической структуре более широкий диапазон контроля, децентрализация управленческого сектора, низкая специализация и формализация, свободная департментализация. Иерархия подчинения не очевидна.
Как вы уже, вероятно, поняли, механистическая структура типична для традиционных предприятий, более автократичных, тогда как органические структуры свойственны компаниям молодым и более либеральным. В первом случае все держится в основном на подчинении, во втором — на сотрудничестве.
Функциональная организационная структура
Это один из самых наиболее распространенных типов организационных структур, в котором рабочий коллектив делится на группы по функциональному признаку, то есть по роду выполняемых задач в организации. На изображении ниже организационная структура предприятия состоит из трех подразделений: маркетинг, продажи и сервисное обслуживание.
Функциональная структура допускает высокую степень специализации и легко масштабируется при росте компании. Однако, при наличии у предприятия нескольких разных продуктов и целевых рынков, такая структура может создать дополнительные барьеры между разными функциональными единицами.
Дивизионная структура: деление по товарному признаку
Дивизионная организационная структура является многоуровневой, в ее состав, как правило, входят меньшие функциональные подразделения (к примеру, каждое подразделение в структуре может иметь собственный маркетинговый отдел, отдел продаж и т. д.).
В случае деления по товарному принципу, каждое подразделение в структуре компании будет отнесено к той или иной продуктовой линии, то есть, по сути, будет реализовывать конкретный товар (или группу товаров). Такой тип орг. структуры идеально подходит для многопрофильных компаний, чей ассортимент продукции не исчерпывается одним или двумя товарными позициями.
Кроме очевидных преимуществ (над продвижением и реализацией каждого вида товара работают отдельные команды), у такого типа организационной структуры есть и недостатки: во-первых, такая структура с трудом поддается масштабированию, а во-вторых, она требует куда больше финансов, поскольку происходит дублирование функций на разных «этажах» структуры.
Слева направо: подразделение электроники, подразделение домашних товаров, подразделение закусок.
Дивизионная структура: деление по рынкам
В этом типе дивизионной структуры (в отличие от предыдущего типа) за каждым подразделением закрепляется не конкретный товар, а определенный рынок (тип покупателей). Такая структура типична для компаний, чьи товары или услуги являются уникальными для каждого из целевых рынков. Другими словами, реализация продукта эффективнее, когда с каждым целевым сегментом выстраивается собственная линия диалога. Соответственно, такая работа предполагает исчерпывающее знание о каждом типе покупателей.
Из недостатков стоит отметить высокий уровень автономности подразделений, что может привести к расколу компании и возможности случайного дублирования разного рода мероприятий.
Слева направо: коммерческое подразделение, жилищное подразделение, государственное подразделение.
Дивизионная структура: деление по географическому принципу
Этот тип предполагает отнесение структурных единиц к конкретным регионам (например, структурное подразделение Samsung в России — Samsung Russia, которое курирует сбыт товара на территории нашей страны). Такая структура необходима, если организации важно быть рядом с поставщиками или своими клиентами. Основной недостаток только один: подразделения располагаются за сотни и тысячи километров от головного центра, что дает им больше самостоятельности при принятии решений.
Регионы могут быть самыми разными: северо-американский, азиатско-тихоокеанский, южно-европейский и т. д.
Процессно-ориентированная орг. структура
Как понятно из названия, этот тип структуры содержит в своем составе подразделения, занятые реализацией конкретного процесса: обычно это подразделения:
- исследования и разработки,
- привлечения клиентов,
- выполнения заказов.
В отличие от функциональной модели, процессно-ориентированная орг. структура определяет не только то, какую работу выполняют подчиненные, но и как разные подразделения взаимодействуют друг с другом. Обратите внимание на диаграмму ниже (читать ее следует слева направо): процесс привлечения клиентов не может быть начат без разработанной модели продукта, а выполнение заказов — без соответствующей работы с клиентами.
Эта структура хороша тем, что помогает повысить эффективность деятельности всего предприятия и легко адаптируется к изменяющимся внешним условиям. Главный минус этой модели в том, что имеющиеся препятствия между подразделениями могут привести к нарушению коммуникации и сотрудничества.
Матричная организационная структура
В отличие от всех типов структур, рассмотренных нами выше, матричная структура не имеет ничего общего с традиционной, иерархичной моделью. Вместо этого все сотрудники имеют двойные отношения отчетности: по функциональной линии и по товарной (на диаграмме отмечены синими и желтыми линиями соответственно), причем последние — вторичны, тогда как первая отчетность является доминирующей.
Матричная орг. структура привлекательна тем, что она может обеспечить гибкость и более сбалансированный подход к процессу принятия управленческих решений (две линии подчинения вместо одной). Но эта модель сложная, что нередко приводит к путанице и непониманию в рядах обычных сотрудников.
Циркулярная (круговая) орг. структура
На первый взгляд, циркулярная структура организации резко отличается от остальных типов орг. структур, но это не так. Здесь все тоже строится на иерархическом подчинении подразделений: внутренние кольца занимает менеджмент, внешние — рядовые сотрудники. Таким образом, управленцы располагаются не над всей структурой, а в ее центре, и оттуда распространяют вовне свое видение развития.
Круговая структура содействует свободному перемещению информации между различными частями организации. В традиционных моделях каждое подразделение представлено некой автономией, самостоятельной единицей, тогда как в круговой модели все подразделения являются частями одного целого.
Однако, как и матричная модель, циркулярная структура может запутать новых сотрудников. Им потребуются дополнительные инструкции по поводу их подотчетности и функциональному направлению.
Следует отметить, что в реальности в чистом виде представленные структуры встречаются довольно редко. Часто можно встретить их гибридные варианты.
Примеры организационных структур на уровне подразделения маркетинга
1. HubSpot (структура подразделения входящего маркетинга)
Ключевые особенности:
- направлено на обеспечение ориентированного на покупателя входящего опыта;
- добавляет дополнительную ценность через контент и контекстуальный маркетинг;
- ориентирован на покупателя;
- контент в качестве выделенной функции позволяет обслуживать несколько «внутренних» клиентов (генерация спроса, PR, обеспечение продаж).
2. Zendesk (орг. структура TOFU)
Ключевые особенности:
- эта компания построена с расчетом на рост верхней границы воронки продаж (от англ. top-of-funnel («TOFU»)), контент-маркетинг представлен самой большой группой, за ним следуют маркетинг продукта и реклама.
- тесная связь с креативной командой является ключевой: руководитель творческого подразделения напрямую отчитывается перед CEO и отделом маркетинга.
3. Mindjet (эластичная орг. структура)
Ключевые особенности:
- гибкость такой структуры позволяет легко увеличить численность сотрудников и добавить ряд новых функций по мере роста компании и расширения ее ассортимента;
- большую роль в структуре маркетинга играют продакт-менеджеры;
- продакт-менеджер находится в тесной связи с функциональными экспертами из других подразделений;
- специалисты операционного маркетинга осуществляют наблюдение за IT-интеграцией, тестированием гипотез и оптимизацией пользовательского опыта по каждому продукту.
4. Forrester (структура, ориентированная на воронку продаж)
Ключевые особенности:
- первая команда отвечает за связь с 50 важнейшими изданиями и обеспечивает выступление аналитиков Forrester на профильных мероприятиях;
- вторая команда фокусируется на работе со спросом;
- третья команда отвечает за наличие товара для отдела продаж и производство всего, что носит имя Forrester;
- как итог, вторая команда загружает верхнюю и среднюю часть воронки продаж, третья создает материалы для нижней, а первая направляет усилия на выстраивание благоприятного фона вокруг организации.
5. GitHub (культурная орг. структура)
Ключевые особенности:
- в этой структуре все держится за счет заслуг.
- цель маркетинга в данной структуре — выражение культуры предприятия.
6. Rue La La (креативная орг. структура)
Ключевые особенности:
- маркетинг, мерчендайзинг и креативное подразделение призваны обеспечить клиенту интегрированный и целостный опыт взаимодействия с Rue La La;
- комплекс маркетинга состоит из ряда направлений (привлечение клиентов, связь с общественностью, работа в социальных медиа) и обособлен для каждой бизнес-категории (например, мода, дом, путешествия). Старшие менеджеры каждой бизнес-линии формулируют общую цель.
7. Atlassian (орг. структура, ориентированная на покупателя).
Ключевые особенности:
- структура построена с акцентом на воронку продаж, от формирования бренда до лидогенерации и процесса взращивания лидов для повышения показателя удержания покупателей;
- нижняя часть воронки получает особе внимание (команда «Customer 4 Life» занимается повышением лояльности существующих клиентов). Главная цель команды — закрепить и улучшить успех клиентов, которые используют продукт компании, и продать им какие-либо дополнительные товары и услуги.
Как построить современный маркетинговый отдел?
Прежде чем начать разговор о принципах построениях орг. структуры, нужно понять, что сама по себе структура не является пресловутой волшебной таблеткой и никогда не станет залогом успешного маркетинга или продаж. Да, правильная структура позволит выполнять работу качественно и слаженно, но успех всей деятельности зависит и от многих других критериев.
Например, от качества менеджмента и принимаемых руководством решений. Поэтому, если вы всерьез считаете, что реструктуризация компании повысит все ваши основные показатели эффективности, то будете разочарованы: этот процесс невероятно сложный и не даст и половины того, что вы от него ждете.
При структуризации отдела входящего маркетинга в самом начале вам нужно решить, как ваша существующая команда будет поделена между три основными ролями:
- привлечение посетителей: этим занимаются копирайтеры, дизайнеры, SEO-специалисты и администраторы социальных медиа.
- конвертирование лидов в покупателей: каждый, кто занят в оптимизации конверсии, а также в процессе квалификации лидов и lead nurturing.
- закрытие сделок: менеджеры по продажам, а также маркетологи, обеспечивающие отдел продаж максимумом информации по клиенту.
Следующий вопрос, которым вы должны задаться: как организовать все эти роли при имеющемся у вас конкретном числе сотрудников.
Ниже приведены примеры орг. структуры маркетинга за авторством Майка Волпа (Mike Volpe), директора по маркетингу в Hubspot.
В команде всего 1 человек, и он занят всеми процессами маркетинга.
Если в команде 3 человека, структура маркетинга может быть двух видов.
Структура из 9 человек.
Обратите внимание на то, сколько человек у вас заняты первой ролью — привлечением клиентов. Скорее всего, их недостаточно. Самая большая ошибка, которую допускают руководители при организации структуры предприятия, — большие инвестиции в нижнюю часть воронки продаж.
На самом деле, вы окажете вашим менеджерам по продажам большую помощь, если направите усилия на верх этой воронки. Создавая профильный контент, вы сможете обеспечить постоянный поток лидов и, как правило, увеличите продажи. Нельзя забывать, что от качества контента напрямую будет зависеть и качество самих посетителей.
Структура из 18 человек.
Что следует вынести из всех этих графиков? То, что отдел привлечения клиентов (attract) должен быть сформирован раньше всех и должен начать работу раньше всех. Чтобы создать достаточный объем контента, способный привлекать потенциальных клиентов, потребуется много времени и усилий. Контент — это инвестиции. Чем раньше вы начнете его создавать, тем быстрее получите первых клиентов.
Высоких вам конверсий!
По материалам cdn2.hubspot.netImage source: Sheri Elizabeth
21-09-2015
Тема Деятельность человека, ее основные формы
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность – это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Деятельность человека | Активность животного |
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. | Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой |
Целеполагание в деятельности | Целесообразность в поведении |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) | Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы |
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека | Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств |
Продуктивный, творческий, созидательный характер | Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой |
Основные компоненты деятельности (структура деятельности)
Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество)
Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека). Объект молния. Установка молниетвода. Молниеотвод — устройство, устанавливаемое на зданиях и сооружениях и служащее для защиты от удара молнии. Объект – атмосфера, земля.
Мотив — совокупность внешних и внутренних условий вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Это то что стимулирует нас к деятельности. Какой потребностью вызвана деятельность? В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Каков желаемый результат деятельности?
Методы, средства. Как, с помощью чего происходит деятельность?
Процесс.
Результат (продукт). Что получилось после всех действий?
Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Социальное действие включает себя два момента: субъективную мотивацию индивида; ориентацию на других, которую Вебер называет «ожиданием» и без чего действие не может рассматриваться как социальное.
Его основным субъектом является индивид. Виды действий (Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864—1920) в зависимости от мотивов действий):
Вид | Его сущность |
Целенаправленное действие | Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. (Учебная деятельность. Например, подготовка к ЕГЭ по нескольким предметам с целью получения высокого балла на экзамене и поступления в университет). Инженер, который строит мост. |
Вид | Его сущность |
Ценностно-рациональное действие | Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д. (Спасение человека из чувства долга, понимания ценности человеческой жизни, необходимости помощи людям). Капитан, который утонул, отказавшись покинуть свое судно при крушении. |
Аффективное (лат. affectus — душевное волнение) действие | Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д. (Боец вступил в бой против превосходящего по силе по противника под влиянием желания отомстить за смерть боевых товарищей на войне). Мать может ударить ребенка, потому что тот невыносимо себя ведет. |
Традиционное действие | Основано на длительной привычке. Действие совершается в повторяющихся условиях и по твердо установленной модели (обряды, ритуалы). Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. |
Аффективное и традиционное действия не являются в строгом смысле социальными, поскольку мы не имеем здесь дела с осознанием смыслом аффективного и традиционного поведения.
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение (познание), труд.
Игра — это особый вид деятельности», целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками (через игру происходит освоение социальных ролей, норм – соблюдение правил игры, формирование личностных качеств – развитие терпеливости (следовать цели в течение длительного времени) при игре в прятки, концентрация внимания, честности).
Общение— это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Линии сравнения | Общение | Информационная коммуникация | ||||
1. Общее | Обмен информацией | |||||
2. Различия | Получатель информации — человек | Получатель информации — человек, животное, машина | ||||
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта | Однонаправленный поток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи | |||||
Усиление общности участников | Участники остаются обособленными | |||||
Субъект — тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом) | ||||||
Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении | ||||||
Структура общения | Содержание — это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому | |||||
Средства — это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.) | ||||||
Получатель информации | ||||||
Существует несколько классификаций общения.
Общение
По используемым средствам общения:
Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д.
Опосредованное — с помощью специально приспособленных или изобретенных средств — газета, компакт-диск, след на земле и т. д.
Прямое — личные контакты и непосредственное восприятие друг друга
Косвенное — через посредников, которыми могут выступать другие люди
По субъектам общения:
Между реальными субъектами
Между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)
Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека
Между воображаемыми партнерами — художественными образами произведений
Функции общения
Наименование функции | Ее содержание |
Социализации | Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности |
Познавательная | Познание людьми друг друга |
Психологическая | Осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека |
Отождествления (противопоставления) | Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой» |
Организационная | Организация совместной деятельности людей |
В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением.
— общение — это элемент любой деятельности, а деятельность — необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
— общение — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
— общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Учение— это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).
Учение может приобрести характер самообразования
По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
— труд— это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;
— труд — один из видов деятельности, но далеко не единственный.
Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.
Труд даёт средства к существованию, позволяет чувствовать себя нужным обществу (значимым), позволяет развивать способности, поддерживает интеллектуальное здоровье, приносит радость общения с другими людьми.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Структура процесса обучения
Определение 1
Процесс обучения — это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога и учащихся, направленных на обеспечение сознательного и прочного усвоения системы знаний
Основные компоненты структуры обучения
Процесс обучения представлен двумя взаимосвязанными процессами, а именно преподавание и учение.
Замечание 1
Процесс учения – это организованная деятельность учащегося и коллектива учащихся.
Процесс преподавания – это организованная деятельность педагога.
Любой процесс предполагает движение вперед и по своей структуре является совокупностью действий, направленных на достижение определенного результата.
Процесс обучения – это взаимосвязанные между собой компоненты деятельности, объединенные общей целью, мотивами, содержанием, способами действий и контролем за ними.
Исходя из этого, можно представить структуру процесса обучения, состоящую из следующих компонентов:
- Целевые
- Стимулирующе-мотивационные
- Содержательные
- Операционно-деятельностные (включают методы, способы, приемы и формы обучения)
- Контрольно-регулировочные
- Оценочно-результативные.
Готовые работы на аналогичную тему
Данные компоненты, отражают весь процесс обучения и взаимодействия педагога с учащимися с момента постановки целей до получения конечного результата. При этом необходимо иметь в виду, что все компоненты процесса обучения характеризуют как весь процесс, так и его отдельные части, особенности взаимодействия педагога и учащихся, специфику изучения каждой отдельной дисциплины.
Замечание 2
Таким образом, структура процесса обучения представлена рядом взаимосвязанных между собой компонентов, направленных на достижение целей обучения.
Характеристика основных компонентов процесса обучения
Целевой компонент структуры процесса обучения – направлен на осознание педагогами и принятие учащимися учебной цели. Цель может быть поставлена общая на весь процесс обучения, а также краткосрочная на период изучение дисциплины, темы или раздела. Цель обучения определяется целями, которые стоят перед обществом и образовательными организациями по подготовке подрастающего поколения.
В рамках конкретного учебного цикла цели и задачи обучения устанавливаются согласно требованиям образовательной программы, а также с учетом особенностей учащихся (возрастных, психологических и т.п.), уровня их подготовки (то есть имеющихся исходных знаний), уровня подготовки самого педагога, материальной обеспеченности учебного заведения и других факторов.
Стимулирующе-мотивационный компонент структуры процесса обучения. Данный компонент предполагает, осуществление педагогом мер, направленных на стимулирование у учащихся интереса в обучении и потребности в получении новых знаний. Стимулирование должно не просто побуждать к обучению, а порождать положительные мотивы обучения. Суть этого компонента состоит в единстве стимулирования и мотивации учащихся.
Компонент содержания процесса обучения – определяется и устанавливается учебным планом образовательной организации, государственными стандартами, программами и методическими указаниями по изучению конкретного учебного предмета. Содержание каждого учебного занятия устанавливается педагогом на основании поставленной учебной задачи, уровня подготовки учащихся и их заинтересованности в учении.
Операционно-деятельностный компонент процесса обучения, является одним из тех компонентов, которые отражают всю сущность обучения. Именно в совместной деятельности педагога и учащихся реализуется поставленная цель обучения. Осуществление данного компонента достигается путем использования разнообразных методов, средств, приемов и способов преподавания.
Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения, включает в себя ряд составляющих, таких как:
- контроль за ходом обучения и решением поставленных педагогом задач;
- самоконтроль со стороны учащихся за правильностью выполнения конкретных учебных заданий, операций и т.д.
Реализация контроля осуществляется посредством проведения разнообразных проверочных работ, представленных устными и письменными формами (лабораторные работы, тестирование, опросы, зачеты, экзамены и т.д.).
Самоконтроль осуществляется в форме самостоятельных проверок учащимися уровня усвоения учебного материала, посредством выполнения упражнений, решения задач и т.д.
Оценочно-результативный компонент процесса обучения – предусматривает осуществлении оценки педагогом и самооценки учащимися достигнутых результатов обучения, а также соответствие полученных знаний поставленным задачам.
Закономерная зависимость компонентов процесса обучения
Поскольку в структуру любого процесса входят не только компоненты, включенные в него, но и связи между ними, все компоненты процесса обучения должны рассматриваться в рамках их взаимоотношений и взаимосвязи друг с другом:
- Цель обучения определяет его содержание.
- Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения.
- В процессе обучения необходимо отслеживать и регулировать процесс, приближая его к оптимальному варианту.
- Наконец, все компоненты процесса обучения во всей их полноте обеспечивают конечного результата обучения
Все компоненты учебного процесса расположены в определенной логике, вытекающей из их регулярной зависимости друг от друга. Указанная последовательность и содержание компонентов в процессе обучения является наиболее типичной.
Но в зависимости от специфики учебных задач, способностей учащихся, уровня их отношения к предмету, определенные компоненты процесса будут применяться в большей или меньшей степени, а иногда и вовсе исключены из цикла. Например, не всегда необходимо применять специальные меры для стимулирования обучения, если известно, что учащиеся положительно относятся к изучению этой темы. Точно так же контроль со стороны педагога не всегда необходим. Иногда достаточно самоконтроля со стороны учащихся.
Замечание 3
Таким образом, необходимо творчески подходить к разработке и реализации структурных компонентов процесса обучения, не допускать стандартов и шаблонов, учитывать особенности конкретной учебной ситуации.
Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия различных свойств, являющихся компонентами структуры личности.
Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. Эта подструктура формируется путем воспитания и включает в себя: потребности; мотивы; цели; ценностные ориентации; интересы; идеалы; убеждения; мировоззрения.
При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.
Подструктура биологически обусловленных свойств и качеств человека — объединяет: свойства темперамента; половые и возрастные свойства личности; ее патологические, так называемые «органические» изменения. Кратко эту подструктуру можно назвать биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.
Подструктура форм отражения и самоконтроля — объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, понимаемых как формы психического отражения: ощущений; восприятия; памяти; представлений; внимания; воображения; мышления; речи; эмоций; чувств; воли. В этой подструктуре больше социального: самосознание личности осуществляет саморегуляцию (усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
Подструктура социального опыта объединяет приобретенные в личном опыте путем обучения: знания; умения; навыки; привычки. В целом в этой подструктуре значительно больше социального. Однако заметно влияние биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом. Свойства, входящие в эту подструктуру, далеко не все психологи рассматривают как свойства личности.
Две подструктуры — характер и способности — являются как бы наложенными на четыре уже рассмотренные компоненты структуры личности.
Характер, или стиль поведения человека в социальной среде — это сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека.
Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к которым относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность и т. п.), во вторую очередь — волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Таким образом, морально-волевые качества составляют действительную основу характера.
Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
Чем является профессиональная идентичность? Это понятие отличается от самоопределения в выборе специальности? Оно имеет какое-либо отношение к пригодности человека для выполнения работы, служебных обязанностей? Входит ли в данное понятие склонность людей к конкретным занятиям, талант?
Эти и многие другие вопросы неизменно возникают у тех, кто впервые слышит это выражение. Нередко далекие от психологии люди считают, что речь идет о специфических приемах, используемых на собеседованиях и позволяющих работодателю прийти к определенным выводам о характере соискателей. Часто полагают и то, что речь идет о тестированиях. Однако это далеко не так. Разобраться с тем, что же скрыто под понятием «профессиональная идентичность» совсем не сложно, если подойти к вопросу, как говорят в народе, «от печки», то есть издалека. Ключевым, основным словом является «идентичность», следовательно, с него и нужно начинать.
Что такое идентичность? Определение
Идентичность является одним из свойств человеческой психики. Благодаря наличию этого качества люди способны отождествлять или же соотносить себя с чем-либо, отождествлять.
Отождествление может касаться любого явления, состояния, предмета. Например, человек относит себя к определенному социальному статусу, это идентичность. Если люди заявляют о принадлежности к религиозной конфессии или же национальности, это тоже идентичность.
Термин используется в психологии и пересекающихся с ней науках. К примеру, социология имеет собственное определение этого понятия и представление о нем. Однако отождествление вовсе не отменяет наличия такого качества, как личностная целостность.
Что дополняет идентичность? Сопутствующие понятия
Сопутствующих этому термину понятий всего два. Фактически они являются поясняющими и дополняющими основное определение понятиями. Иными словами, позволяют получить более точное представление об основном.
Первое из них – эго-идентичность. Под данным термином подразумевается личностная целостность и все те свойства психики, которые связаны с этим качеством. То есть в данное понятие входит непрерывность человеческого «я», самосознания, его постоянство, не поддающееся влиянию изменений, происходящих с самим человеком или же с окружающей его реальностью. Под изменениями понимается любой из нестабильных факторов – рост или старение самого человека, получение новой информации, природные катаклизмы и прочее.
Разумеется, представление о таком свойстве психики, как собственное «я», может быть получено и через призму приоритетов. Например, если в качестве основного свойства рассматривается профессиональная идентичность, то в дополняющем понятии приоритет будут иметь такие факторы, как образование, опыт, специальность, социальная и трудовая деятельность, а не этническая или же культурная принадлежность.
Второе сопутствующее понятие – кризис идентичности. В самом обобщенном и простом варианте определения это особое состояние психики, выражающееся в утрате такого качества, как эго-идентичность. Речь не идет о полной потере собственного «я». Кризисное психическое состояние характеризуется заметным снижением отождествления человека с конкретным явлением, общественной структурой, предметом или же занятием, потерей уверенности в своей социальной роли или же значимости. То есть это состояние разочарования в чем-либо и желания прекращения участия в этом. Например, потеря веры в Бога приводит к прекращению посещения церкви и смене культурных приоритетов.
Если в качестве основного понятия рассматривается социально-профессиональная идентичность, то состояние кризиса будет сопровождаться потерей уверенности в собственном призвании, таланте, избранной специальности и личностном соответствии ей. Следствием же пребывания в данном состоянии станет смена профессии, рода или сферы деятельности. Если человек находится на этапе получения образования, то высока вероятность его ухода из учебного заведения или же перевода на другой факультет.
Какой может быть идентичность? Типы и виды
Профессиональная идентичность – далеко не единственный возможный вариант отождествления собственного «я» с чем-либо, а только один из многих видов этого свойства разума и психики человека. Отождествлений невероятно много, в теории люди способны применять данное качество разума по отношению к любому явлению или предмету. Например, стигматы нередко отождествляют свое специфическое состояние с ранениями Христа. Это тоже идентичность.
Все разнообразие тех факторов, с которыми люди способны отождествлять собственное самосознание, можно разделить на пару обобщающих типов или же направлений:
- естественные;
- искусственные.
Естественный тип – тот, который не зависит от воли или желаний человека. Более того, это направление объединяет свойства, находящиеся вне какой-либо зависимости от социальных факторов, географических или климатических условий, воспитания и многого другого. Они неизменны и не поддаются не только влиянию чего-либо, но и коррекции самим человеком. Хотя последнее утверждение в современном мире уже не является бесспорным. Иными словами, естественные идентификационные типы — это то, что дано при рождении, например раса, национальность, пол.
Искусственные типы — то, что формируется в процессе становления собственного «я» человека, то есть приобретается им в процессе жизни и может измениться, подвергнувшись кризису. Для свойств, входящих в данный тип, характерно наличие смены этапов развития. Примером может быть становление профессиональной идентичности – влияние социального статуса и возможностей в сочетании с желанием приводят к получению конкретной специальности, после чего человек начинает отождествлять себя с ней. Осознание идентичности себя в профессии не приходит при ее выборе. То есть пока человек получает образование, он говорит о себе: «Я учусь на врача». После того как получает профессию и начинает трудится, он говорит уже иначе: «Я врач». Если человек не позиционирует себя в специальности напрямую, то есть говорит: «Я работаю врачом», то это является свидетельством наличия кризиса идентичности.
Виды идентичности – это отождествление с чем-либо конкретным. Иными словами, религиозная принадлежность к конкретной конфессии – это вид идентичности, относящейся к искусственному типу.
Как возникло это понятие? Об авторе теории
Впервые исследование и изучение статуса профессиональной идентичности, как и самого понятия отождествления в целом, провел американский ученый Эрик Эриксон. Именно его авторству принадлежит научная теория психосоциального типа развития личности человека.
Отличие от других теоретических вариантов осмысления и объяснения личностного развития заключается в том, что на происходящие в разуме и психике человека процессы оказывает влияние его отождествление себя с чем-либо. То есть социальная и культурная среда имеют ключевое значение в процессе личностного развития и самоопределения.
Как формируется идентичность в отношении профессии?
Становление личности в качестве профессионала в какой-либо отрасли – процесс длительный. Пик его приходится на молодые годы, однако этот процесс может повториться неоднократно в течение жизни. Становление профессиональной идентичности часто путают с простым выбором специальности или же ориентацией на рынке труда.
Этот процесс гораздо сложнее и включает в себя совокупность многих факторов, относящихся как к социальной среде, культурной или этнической принадлежности, так и к внутренним особенностям личности, например интересам, увлечениям, талантам.
Первичное формирование профессиональной идентичности неразрывно связано с такими моментами, как осознание себя, собственного места и роли в социуме. То есть данный процесс неотрывен от становления личности в целом, и его пик приходится на момент осознания себя человеком, а именно на молодые годы, завершающие этап взросления.
Выбор специальности является только одним из этапов процесса идентичности личности человека в отношении профессиональной деятельности. Фактически формирование начинается с того момента, как человек начинает проявлять интерес к каким-либо занятиям в детстве, а завершается тогда, когда произносится фраза: «Я врач», например. То есть в то мгновение, когда разум отождествляет личность с профессией.
О чем говорится в разных методиках?
Различные методики изучения профессиональной идентичности нередко используют для обозначения этого процесса иные термины. Например, в работах советских психологов часто использовался термин «профессионализация». В трудах Марковой этому понятию давалось определение, описывающее его как процесс восхождения личности к профессионализму в рамках выбранной отрасли. Другой отечественный ученый, Пряжников, задействовал термин «профессиональное становление». Под ним следовало понимать определенное состояние психики человека, при котором основным средством обретения чувства собственной востребованности и достоинства становится трудовая деятельность.
Помимо работ основоположника данной теории, Эриксона, важную роль в ее развитии сыграли труды и исследования:
- Д. Марсиа – определение статусов;
- Л. Шнейдер – характеристика отдельных этапов;
- Р. Хейвигхерст, Д. Сыопер – выделение возрастных периодов и рассмотрение идентичности в их рамках.
Все данные методики рассматривают особенности профессиональной идентичности, но не противоречат основной теории, а, наоборот, развивают и дополняют ее. Данное направление в психологии не относится к завершенным. Это означает, что исследования в области изучения профессиональной, социальной и личностной идентичности людей продолжаются и в настоящее время.
Что является статусом?
Впервые статусы профессиональной идентичности выделил Марсиа, он же и дал определение этому понятию. Статусы – это конкретные периоды психического или же личностного состояния, характеризующиеся сочетанием определенных ощущений и процессов.
Таких состояний – четыре. Но на практике самосознание человека способно совмещать статусы профессиональной идентичности, образуя пограничные и смешанные состояния. Согласно теории Марсиа идентичность может пребывать в таких статусах:
- неопределенная;
- досрочная;
- зрелая;
- кризисная, или этап моратория.
Каждый из статусов идентичности имеет собственные отличительные признаки, характерные только для него. Определить, в каком из статусов пребывает личность, позволяет методика Азбель. Профессиональная идентичность, согласно работам А. Азбель, состоит из бесконечной череды сменяющих друг друга статусов, то есть является непрерывным психическим процессом.
Каковы характерные особенности статуса неопределенности?
Если идентичность пребывает в статусе неопределенности, то этому соответствуют такие характерные черты:
- отсутствие четких убеждений;
- нет приоритетов в профессиональном смысле;
- имеется гибкость в отношении видов трудовой деятельности.
Главной же отличительной чертой, как утверждает методика изучения статусов профессиональной идентичности Марсиа, является сочетание вышеперечисленных признаков с отсутствием кризиса становления.
Примером этого статуса может быть состояние и поведение любого человека, не определившегося с призванием и профессией, занятого на временных работах. К примеру, выпускник школы, подрабатывающий в заведении общественного питания и посещающий несколько подготовительных курсов в разные вузы, пребывает в статусе неопределенности. Однако, если человек так и не выберет себе профессию, зарабатывая на жизнь, чем придется, но при этом не испытает внутреннего кризиса ни разу и не будет иметь какой-либо специальности, с которой бы он себя отождествлял, то это тоже статус неопределенности. То есть возрастные, временные или же иные рамки для этого статусного состояния не свойственны.
Каковы характерные особенности статуса досрочной идентичности?
Название этого статуса говорит само за себя — досрочная идентичность, то есть наступившая раньше, чем следует. Как правило, этот статус возникает в том случае, когда становление профессиональной идентичности происходит в процессе вынужденного взросления.
Его характерными особенностями являются:
- раннее включение в товарно-денежную систему отношений;
- готовность и умение принимать решения и нести ответственность;
- четкое представление о собственной социальной роли;
- наличие незыблемых авторитетов и убеждений;
- отсутствие пережитого кризиса становления;
- идентичность в случайно определившейся специальности.
При наличии этого статуса тоже отсутствует кризис самоопределения, как и осознанный выбор занятия или же профессиональное становление согласно внутренним потребностям, интересам, талантам.
Примером может являться любой случай, когда под давлением обстоятельств молодой человек или подросток вынужден начать зарабатывать денежные средства. Работа не выбирается в такой ситуации, обычно молодые люди начинают трудиться там, куда их взяли. Однако профессиональный рост и развитие происходят в дальнейшем только внутри этой случайной сферы деятельности.
Нередко данный статус бывает смешанным с другими. Например, профессиональная идентичность студентов, вынужденных оставить учебное заведение и начать трудовую деятельность.
Каковы характерные особенности статуса зрелости?
Статус зрелости – то состояние, в котором человек пребывает большую часть своей жизни. Отличительными, свойственными этому состоянию чертами являются следующие:
- переживание, преодоление, завершение кризиса самоопределения;
- четкое и полное отождествление собственной личности с конкретным занятием;
- процесс самореализации и роста в рамках выбранной профессии.
Иными словами, данный статус – состоявшаяся профессиональная идентичность. Методика А. Азбель, как и Д. Марсиа, не считают этот статус неизменяемым или же «замершим» состоянием. То есть для пребывания в состоянии профессиональной зрелости нехарактерен поиск себя, однако свойственен личностный и карьерный рост, развитие и улучшение имеющихся навыков, обретение новых знаний в рамках выбранной специальности.
Статус профессиональной зрелости не следует путать с застоем, предшествующим возникновению и развитию кризиса личности. Главная черта состояния зрелости – удовольствие от собственной профессиональной деятельности, желание трудиться по специальности и развиваться в ней, ощущение приносимой пользы и, разумеется, полная самореализация.
Каковы характерные особенности статуса моратория?
Состояние кризиса не ограничивается тем периодом жизни, в который происходит профессиональная идентичность студентов. Разумеется, большая часть людей проходит через данный статус в молодом возрасте, до начала трудовой деятельности и завершения взросления. Однако в состоянии статуса моратория может пребывать человек, находящийся в середине жизни, или же тот, кто выходит на пенсию. Иными словами, строгих возрастных ограничений у данного статуса идентичности нет.
Характерными, свойственными этому состоянию чертами являются:
- поиск себя, то есть процесс самоопределения;
- выбор занятия;
- перебирание различных направлений развития, как личностного, так и профессионального;
- отсутствие какого бы ни было отождествления с любой из специальностей или сфер деятельности.
Нередко считается, что пребывание в данном статусе свойственно людям творческим. Однако это ошибочное мнение. Кризисы профессиональной идентичности обладают четким признаком – полным отсутствием отождествления личности с любым из занятий. Поэтому когда человек заявляет о себе: «Я художник», то даже если он не берет в руки кисти и не подходит к мольберту десятилетиями, его душевное состояние не является кризисом идентичности. Иными словами, в статусе моратория он не пребывает.
Профессиональная идентичность – методика, рассматривающая становление человека в рамках специальности, отождествление личности с определенным занятием. С наличием результатов труда или же практическим осуществлением деятельности это понятие напрямую не связано.
Что такое структура идентичности? Компоненты
Согласно теории психолога Л. Шнейдер профессиональная идентичность имеет четкую структуру, своеобразные этапы развития и становления, через которые проходит личность.
Смысловое или же структурное построение выглядит следующим образом:
- самоопределение и обозначение круга интересов, сферы деятельности;
- выбор конкретной профессии;
- достижение готовности, то есть получение нужного образования, накопление опыта и знаний;
- пригодность к самостоятельному труду;
- самосознание в рамках занятия, отождествление «я» с ним.
Таким образом, структура идентичности личности в профессиональной деятельности включает в себя этапы от осознания того, чем хотелось бы заниматься до самореализации в этой специальности.
Что такое профессиональная группа?
От того, какая выбрана специальность, не зависит профессиональная идентичность. Психолога, к примеру, будут учить так же, как хирурга, за исключением специальных занятий, а предшествовать получению образования станут одинаковые структурные этапы.
Компоненты структуры идентичности включают в себя и такое понятие, как профессиональная группа. Это круг людей, с которыми вместе трудится человек или же учится, получает профессию. Также в профессиональную группу входят и личности, не имеющие непосредственного контакта с человеком, но осуществляющие аналогичную деятельность. Например, профессиональная идентичность психолога происходит в рамках группы, к которой относятся сокурсники, коллеги и авторитеты, жившие в прошлом, чьи исследования являются учебными материалами, помогающими в становлении.
Безусловно, профессиональная группа является и единицей социальной структуры общества. При рассмотрении с позиции социологии данная группа является коллективом людей, объединенных между собой следующим:
- осуществление однородной деятельности;
- наличие общих профессиональных интересов;
- получение аналогичного образования;
- сходство культурных и этических убеждений.
При этом личные интересы у участников такой группы могут и существенно различаться. Не являются характерными чертами такого коллектива и возрастные рамки, половая или расовая, этническая, религиозная принадлежность.
Группы могут иметь такой объединяющий признак, как нахождение людей, их составляющих, в одном месте. В этом случае речь идет о малой конкретной группе. Примером может быть штат сотрудников конкретного отделения в больнице. Однако все работники больницы в профессиональную группу входить не могут. То есть хирурги – одна группа, а уборщики – другая. Таким образом, главным характерным признаком такого коллектива является наличие у людей одной профессии.
Наиболее любопытным моментом в исследовании роли такой группы в профессиональном становлении личности является то, что человеческий разум способен отождествлять собственное «я» не только со специальностью, но еще и с конкретным или же абстрактным коллективом. В качестве примера можно привести фразу: «Я врач городской травматологической больницы». То есть отождествление личности с занятием дополняется. Человек подчеркивает свою профессиональную принадлежность к коллективу конкретной больницы. То есть к профессиональной группе.
Понятие профессиональной группы впервые дала Л. Шнейдер в рамках теории структуры идентичности. Как и основная теория о профессиональном самоопределении, становлении личности, методика формирования групп находится на стыке психики и социальности.
Когда мы говорили о диалектике содержания и формы, мы имели в виду взаимосвязь элементов, образующих вещь, их взаимодействий и вызываемых последними изменений в вещи, с одной стороны, и относительно устойчивой системой связи, образующих структуру вещи, с другой стороны. Но при более детальном исследовании содержания материального образования возникает необходимость в выявлении отношений между отдельными моментами содержания и его структурой, в частности, элементами, образующими вещь, и устойчивой системой связей, в которой они находятся. Диалектика этих отношений отражается в категориях «элемент» и «структура».
Элемент — это относительно устойчивая, качественно определенная реальность, находящаяся во взаимосвязи с другими относительно устойчивыми, качественно определенными реальностями и образующая вместе с ними целостную систему.
1 Материалы XXVI съезда КПСС, с. 51.
Структура — это относительно устойчивая система связей элементов, образующих целое (вещь). Учитывая, что связь является необходимой стороной отношения, которое включает в себя и обособленность, раздельность, структуру можно определить и как совокупность устойчивых отношений между элементами. Наконец, поскольку структуру образуют необходимы^1 общие устойчивые отношения, связи, обусловленные природой взаимодействующих элементов, которые отражаются через категорию «закон», ее можно представить и в качестве совокупности законов, выражающих связь элементов в целостной системе.
Элементы и структура находятся в органической взаимосвязи, взаимообусловливают друг друга. Характер связи между элементами, образующими целое, система их отношений в рамках целого зависят от природы элементов, их качества и количества. С другой стороны, качество элементов, их свойства, место, роль и значение в целом в определенной мере зависят от системы связей, в которых они находятся, от структуры целого. Изменение элементов, составляющих то или иное целое, их количества и качества обусловливает изменение структуры, а появление новой структуры обусловливает соответствующие изменения в элементах, в нее входящих, у них появляются новые свойства, новые качественные и количественные характеристики. В качестве примера, наглядно показывающего влияние структуры на качество образовавшегося целого, можно назвать такое явление, как изомерия — существование качественно различных веществ, имеющих одинаковый состав и одинаковый молекулярный вес, которое получило объяснение с разработкой А. М. Бутлеровым теории химического строения. Согласно этой теории, качество химического соединения определяется не только характером и числом атомов, входящих в состав его молекулы, но и ее структурой. Отсюда вытекает возможность существования веществ с одинаковым составом, но существенно различными качествами. А. М. Бутлеров показал, что, исходя из химического строения вещества и учитывая валентность образующих его атомов, можно теоретически предсказать все возможные химические соединения, имеющие одинаковый состав, но различные физические и химические свойства, обусловленные различными связями атомов в молекуле, различной структурой.
Взаимосвязь элементов и структуры представляет собой единство противоположностей, элементы, находясь в непрерывном взаимодействии между собой, имеют тенденцию постоянно изменяться, структура — оставаться устойчивой, неизменной. На определенной ступени развития этого противоречия, когда усиливающееся несоответствие структуры изменившимся элементам делает ее несовместимой с ними, происходит ломка старой структуры и установление новой. Формирование новой структуры знаменует собой переход
материального образования в новое качественное состояние, на новую ступень развития. Здесь проявляются те же закономерности, что и при взаимосвязи содержания и формы. И это не случайно. Элементы представляют собой содержание, составляют важнейшую его сторону, структура выступает в качестве формы (внутренней ее стороны). Диалектика взаимосвязи элементов и структуры, таким образом, представляет собой конкретизацию диалектики взаимосвязи содержания и формы.
Рассмотрим теперь категории «структура» и «функция», играющие существенную роль в уяснении механизма функционирования и развития материального образования.
Понятие «функция» отражает воздействие друг на друга элементов целостной системы и ее взаимодействие с другими системами (вещами), обеспечивающие ее устойчивое существование.
Понятие «структура» в соотношении с пбнятием «функция» обозначает относительно устойчивую систему связей элементов, образующих вещь, включающую в себя в качестве определенных звеньев и сами элементы. Здесь структура выражает все устойчивое в вещи и противопоставляется взаимодействиям и обусловленным ими изменениям.
Структура и функция имеют противоположные тенденции. Структура составляет устойчивое в вещи, функция выражает движение, изменение, действия. Взаимосвязь структуры и функций представляет собой противоречие, которое, являясь основой существования вещи, обусловливает ее функционирование и развитие. Взаимодействия элементов вещи в рамках сложившейся структуры и самой вещи с другими вещами, сохраняющие ее целостность, составляют функционирование материального образования, преобразование же структуры вещи в результате накопления изменений функций элементов, ее образующих, представляет собой момент развития — переход вещи в новое качественное состояние, превращение ее в другую вещь.
Итак, понятие «структура» использовалось нами для раскрытия диалектики взаимосвязи содержания и формы, где оно выполняло функции категории «форма», для выражения диалектики взаимосвязи элемента и структуры и для анализа закономерностей взаимосвязи структуры и функции, где оно выступало в качестве самостоятельной категории. В связи с этим неизбежно возникает вопрос: меняется ли смысл понятия «структура», когда мы его используем в различных категориальных отношениях (в различных парах), или оно остается одним и тем же? Ответ здесь будет совершенно определенным. Меняется. Когда мы используем понятие «структура» в качестве категории «форма» для отражения диалектики ее взаимосвязи с содержанием, мы имеем в виду не только внутренние устойчивые связи, но и внешние, ибо в содержание вещи входят
не только ее внутренние взаимодействия и изменения, но и внешние. Форма — это относительно устойчивая система связей, в рамках которой происходят и внутренние, и внешние взаимодействия. Когда мы используем понятие «структура» для отражения диалектики взаимосвязи элемента и структуры, мы под структурой понимаем лишь систему внутренних (для вещи) связей — систему связей элементов между собой. Наконец, когда мы используем понятие «структура» для отражения диалектики взаимосвязи структуры и функции, мы под структурой понимаем такую устойчивую систему связей, которая включает в себя в качестве необходимых моментов, звеньев и сами элементы. Здесь взаимодействиям и вызываемым ими изменениям противопоставляется, по существу, система как единство элементов и связей, в которых они находятся, между собой. Итак, категория «структура» многозначна, ее смысл зависит от того, для выполнения каких целей она используется, с какой категорией она образует диалектическую пару.
Элементы и структура — Философия
Понятие системы предполагает такие понятия, как элемент и структура.
Элемент — неразложимый далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения) компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов.
Долгое время умами философов и ученых владела мысль, что при анализе любого «предмета» можно выделить его простейшие составляющие: «кирпичики» мироздания, неделимые далее элементы чувственного опыта, логические «атомы». С утверждением навыков диалектического мышления все в большей степени осознавалось, что понятия «простое» и «сложное» относительны, что неуместно говорить о неких абсолютно простых элементах.
В настоящее время в науке под элементами понимают любые объекты, связанные с другими объектами в сложный комплекс. Иначе говоря, понятие «элемент» берется как относительное. В зависимости от способа рассмотрения в одном и том же сложном предмете могут выделяться в качестве его элементов самые разные «единицы». Составляющими живого организма могут выступать органы, ткани, клетки или же элементарные функции, функциональные системы и т. д. Различным образом можно анализировать такое сложное явление, как язык, выделяя в качестве элементов то связный текст, то предложение, то слово.
Структура — относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.
Структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, качественную определенность. Структурные связи разного рода «пронизывают» все процессы, происходящие в системных объектах.
Объект является системой, если он может быть расчленен на взаимосвязанные и взаимодействующие части или элементы. Эти части, как правило, обладают собственной структурой и потому могут быть представлены как подсистемы исходной, большей системы. Выделенные таким образом подсистемы в свою очередь могут быть разбиты на взаимосвязанные подсистемы второго и последующих уровней. На определенном этапе членения могут быть выделены элементы, дальнейшее членение которых будет означать выход за рамки исследования данной системы. Так, выходя на атомный и субатомный уровень, мы покидаем уровень молекулярного и надстраивающихся над ним способов исследования. Двигаясь по пути разложения сложного на простое, можно при уяснении жизнедеятельности организмов выйти на такие уровни, которые связаны уже с неорганическими процессами.
Для системных объектов существенно также то, что и сам объект такого типа, и все взаимодействия и связи между его подсистемами и элементамиподчинены специфическим для данного объекта законам, определяющим особенности его существования и изменения. Между подсистемами данной системы могут быть различные отношения, связи и взаимодействия. Сходные, однотипные, устойчивые отношения и взаимодействия составляют структуру. Поскольку внутри одной и той же системы, особенно большой и сложной, может быть множество различных связей и отношений, то в ней можно выделить целый ряд структур. Такие системы называют многоструктурными, многоуровневыми.
304
- Товары
- Клиенты
- Случаи использования
- Переполнение стека Публичные вопросы и ответы
- Команды Частные вопросы и ответы для вашей команды
- предприятие Частные вопросы и ответы для вашего предприятия
- работы Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
- Талант Нанимать технический талант
- Товары
- Клиенты
- Случаи использования
- Переполнение стека Публичные вопросы и ответы
- Команды Частные вопросы и ответы для вашей команды
- предприятие Частные вопросы и ответы для вашего предприятия
- работы Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
- Талант Нанимать технический талант
- реклама Связаться с разработчиками по всему миру
Загрузка…
,- Товары
- Клиенты
- Случаи использования
- Переполнение стека Публичные вопросы и ответы
- Команды Частные вопросы и ответы для вашей команды
- предприятие Частные вопросы и ответы для вашего предприятия
- работы Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
- Талант Нанимать технический талант
- реклама Связаться с разработчиками по всему миру
Загрузка…
- Авторизоваться зарегистрироваться
Определить структуру компонентов затрат
————————————————
Цель
Структура компонентов затрат структурирует затраты объектов затрат путем группировки элементов затрат в так называемых компонентах затрат, таких как затраты на материал, упаковка, внутренняя деятельность и т. Д.
Триггер
- Определение структуры компонентов затрат — Структура компонентов затрат
- Определить структуру компонента затрат — компонент затрат с атрибутами
- Определение структуры компонентов затрат — присвоение элементов затрат
- Определение структуры компонентов затрат — присвоение организационных единиц
- Присвоение структуры компонента затрат контролирующим версиям
Дважды щелкните на группе компонентов затрат, а затем нажмите на новые записи
.Стоимость компонента Grp | Имя |
10 | Сырье |
15 | полуфабрикат |
20 | Готовый материал |
25 | Упаковочный материал |
35 | Химический материал |
45 | Мощность и топливо |
55 | Смазка |
65 | Стоимость процесса |
75 | Прочие расходы |
нажмите на кнопку сохранения, затем нажмите на компонент Cost с кнопкой Attributes
10.Сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, упаковочные материалы, химикаты, электроэнергия и топливо, смазка, технологические и прочие расходы
одинаковые настройки для всех вышеупомянутых компонентов
Шаг | Имя поля | Описание поля и действие | R / O |
1 | Стоимость Комп ул. | P0 — P001 Стоимость процесса | R |
2 | Стоимость Comp. | 10 — Сырье | R |
3 | Доля расходов | X — переменная стоимость | R |
4 | Суммирование стоимости | Стоимость Comp. Grp1 — 10 | R |
5 | Стоимость свернуть | X — Свернуть стоимость Компонент | R |
6 | Критерии фильтра | X — стоимость произведенного товара | R |
7 | Оценка запасов |