Концепции фрейда: Культурологическая концепция Фрейда

Культурологическая концепция Фрейда

По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом. «Запреты», которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порождают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как социальными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд назвал их «культурными запретами» и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился судить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному… на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.

Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений. По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В‑третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невротического сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. По его мнению, вытеснение влечений -это мерило достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему «Я».

Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин «культура» в большинстве случаев оказывается равнозначным понятию «общество». В наиболее развернутом определении «человеческой культуры» Фрейд указывает, что «она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения человеческих потребностей», и в то же время она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределения добываемых благ.

Но надо заметить, что у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, антикультурные традиции и что эти стремления у значительного количества лиц настолько сильны, что определяют их поведение среди других.

Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней. С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений (за это он и стремится избавится от нее) ; с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, то он лишается защиты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. В какую же сторону склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об этом так: «В силу этого всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику.

Решающим является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаградить их за эти жертвы.» Главным остается вопрос о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соблюдать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли личности в культуре.

 


Психоанализ

  • «Оно»
  • «Сверх-Я» (Супер-эго)
  • Альфред Адлер
  • Анаклизия
  • Анальная стадия психосексуального развития
  • Анальный характер
  • Бессознательные и подсознательные идеи
  • В чем успех психоанализа?
  • Влечение к жизни
  • Влечение к смерти
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

II. Ценности и цели в психоаналитической концепции Фрейда. Дзен-буддизм и психоанализ

II. Ценности и цели в психоаналитической концепции Фрейда

Психоанализ — это характерное выражение духовного кризиса западного человека и попытка найти выход из него. Это хорошо видно по последним направлениям психоанализа — «гуманистическому» и «экзистенциальному» анализу. Перед тем как перейти к моей собственной «гуманистической» концепции, я хотел бы показать, что система Фрейда, вопреки широко распространенному мнению, выходила за рамки понятий «болезнь» и «лечение», что она была направлена не только на лечение душевнобольных пациентов, но, скорее, на «спасение» человека. На первый взгляд Фрейд был создателем новой терапии психических болезней, посвятившим этому предмету все свои интересы и всю свою жизнь. Однако стоит присмотреться внимательнее, и мы увидим, что за медицинской практикой — терапией неврозов — лежал совсем иной интерес, редко получавший у Фрейда четкое выражение, вероятно, даже редко им осознававшийся. Эта скрытая либо только лишь подразумеваемая концепция касалась не столько лечения психических болезней, сколько чего-то выходящего за пределы понятий «болезнь» и «лечение». Чего именно? Что было основанием «психоаналитического движения»? Каким видел Фрейд будущее человека? Каковы фундаментальные догматы, исповедовавшиеся его движением?

Самым ясным ответом на эти вопросы являются, по-видимому, слова Фрейда: «Там, где было Оно, должно стать Я». Его целью было господство разума над иррациональными и бессознательными страстями, освобождение человека от власти бессознательного настолько, насколько это вообще возможно. Человек должен осознать эти силы, таящиеся в нем самом, чтобы овладеть ими, чтобы контролировать их. Целью Фрейда было максимальное познание истины, познание реальности, которое было для него единственным лучом света, способным направлять человека в этом мире. Его цели — это традиционные цели рационализма, философии Просвещения, пуританской этики. Но если религия и философия выдвигали эту цель самоконтроля, так сказать, утопически, то Фрейд был — или считал себя — первым, кто поставил ее на научную основу посредством исследования бессознательного, а потому мог указать пути ее достижения. Фрейд представляет собой вершину западного рационализма, но в то же время его гений способствовал преодолению ложных аспектов рационализма и поверхностного оптимизма. Рационализм был синтезирован с романтизмом — с тем самым движением, которое на протяжении всего XIX века противостояло рационализму благодаря своему почитанию иррационального, аффективной стороны человеческого бытия[32].

Философские и этические цели занимали Фрейда в его подходе к индивиду значительно больше, чем это обычно считалось. В своих «Лекциях по введению в психоанализ» он говорит о попытках неких мистиков посредством своей практики достичь фундаментального преображения личности. «Мы должны признать, — продолжает Фрейд, — что терапевтические усилия психоанализа близки такому подходу. Их намерением является усиление Я, чтобы сделать его независимым от Сверх-Я, расширить поле наблюдения таким образом, чтобы ему стали доступны новые области Оно. Там, где было Оно, должно стать Я. Это такая же работа культуры, как осушение Зюйдерзее». В том же духе он говорит о психоаналитической терапии, состоящей в «исключении из бытия человека невротических симптомов, заторможенности и аномальностей характера»[33]. Итак, образ аналитика далеко превосходит для него просто доктора, «лечащего» пациента. «Аналитик должен в известном смысле занимать высшее положение, поскольку в некоторых аналитических ситуациях он должен служить пациенту образцом, а в других действовать как его учитель»[34].

«Наконец, — пишет Фрейд, — мы не должны забывать о том, что отношения между аналитиком и пациентом основываются на любви к истине, то есть на признании реальности, а тем самым полностью исключают и чувство стыда, и обман»[35].

Имеются и другие черты и принципы фрейдовского психоанализа, которые выходят за пределы общепринятых понятий «болезнь» и «лечение». То, что они перекликаются с понятиями и размышлениями, характерными для восточного ума, заметит всякий, кто знаком с восточной мыслью, особенно с дзен-буддизмом. Первым из принципов, о которых идет речь, является фрейдовская концепция преобразующего знания, согласно которому теория и практика нераздельны — в самом акте самопознания мы себя трансформируем. Нет нужды специально подчеркивать все отличие этой идеи от основоположений научной психологии — как времен Фрейда, так и нашего времени, — для которой познание остается теоретическим знанием, не имеющим функции преобразования познающего.

Метод Фрейда еще в одном отношении близок восточной мысли, и в особенности дзен-буддизму. Фрейд не разделял завышенной оценки сознательного мышления, столь характерной для современного западного человека. Напротив, он полагал, что наше сознание есть лишь малая часть всех наших психических процессов, причем не слишком важная, если сравнить ее с теми скрытыми, бессознательными, темными и иррациональными началами, сила которых огромна. Чтобы проникнуть в реальную природу человека, Фрейд хотел взломать систему сознательного мышления с помощью метода свободных ассоциаций. Посредством свободных ассоциаций следовало преодолеть логическое, сознательное, конвенциональное мышление. Это должно было привести к первоистоку нашей личности, а именно к бессознательному. Как бы мы ни критиковали содержание понятия бессознательного в учении Фрейда, фактом остается то, что, подчеркивая свободное ассоциирование в противоположность логическому мышлению, он выходит за пределы конвенционального рационалистического способа мышления западного мира и движется по направлению к тому, что куда радикальнее и в значительно большей мере разрабатывалось на Востоке.

Есть еще одно коренное отличие позиции Фрейда от современных западных взглядов. Я имею в виду его стремление проводить анализ личности один, два, три, четыре, пять и даже более лет. Это послужило причиной немалой доли критики в адрес Фрейда. Само собой разумеется, анализ должен быть максимально эффективным, но я хочу отметить смелость Фрейда, заявившего, что есть смысл проводить годы и годы с одной личностью — хотя бы для того, чтобы помочь ей прийти к самопониманию. С точки зрения полезности, издержек или прибыли это не слишком осмысленное занятие. Скорее, могут сказать, что время, потраченное на столь длительный анализ, неоправданно велико, если иметь в виду социальный эффект изменений, происшедших в одной личности. Метод Фрейда обретает смысл только при том условии, что мы выходим за рамки современного понятия «ценности», самого отношения между средствами и целями. Если мы держимся взгляда, согласно которому человеческое существо несоизмеримо с любой вещью, что его освобождение, его благо и просветление — возьмем любой другой подходящий термин — являются «целью в себе», то никакое количество времени и денег не годится для определения ценности этой цели. Такой подход — так же как и смелое; провозглашение метода, предполагающего длительную заботу об отдельной личности, — был проявлением позиции, существенно выходящей за рамки конвенциональной западной мысли.

Эти замечания никоим образом не означают, что преследовавшиеся Фрейдом цели близки восточной мысли, в частности дзен-буддизму. Многие указанные мной элементы присутствовали в его мышлении скорее тайно, чем явно, скорее неосознанно, нежели сознательно. Фрейд был сыном западной цивилизации, его взгляды определялись прежде всего философией XVIII и XIX веков, а потому остались бы далеки от принципов восточного мышления в той форме, как их выражает дзен-буддизм, даже если бы Фрейд был знаком с последним. Нарисованная Фрейдом картина человека в главных чертах соответствовала образу, сформированному экономистами и философами XVIII и XIX веков. Они видели человека изолированным и ведущим конкурентную борьбу, связанным с другими людьми только нуждой в обмене, в удовлетворении экономических и инстинктивных нужд. Человек был для Фрейда движимой либидо машиной, регулируемой принципом сохранения минимального уровня возбуждения. Человек представал у него в качестве фундаментально эгоистического существа, общающегося с другими людьми только в силу взаимной нужды в удовлетворении инстинктивных желаний. Удовольствие для Фрейда — это ослабление напряжения, а не опыт радости. Раскол между интеллектом и аффектами приводил к тому, что от целостного человека оставалось только интеллектуальное Я философов Просвещения. Братскую любовь Фрейд считал неразумным требованием, противостоящим реальности; мистический опыт был для него регрессией к инфантильному нарциссизму.

Я попытался показать, что, вопреки всем этим очевидным противоречиям дзен-буддизму, в системе Фрейда имелись элементы, выходившие за рамки конвенциональных понятий болезни и лечения, а в равной степени и за пределы традиционной рационалистической концепции сознания. Эти элементы привели к дальнейшему развитию психоанализа, которое уже прямо шло по направлению к дзен-буддизму.

Но перед тем как перейти к обсуждению связи между «гуманистическим» психоанализом и дзен-буддизмом, мне хотелось бы указать на некоторые факторы, которые важны для понимания эволюции психоаналитического движения, — на изменение типа пациентов, приходящих к аналитику, и их проблем.

В начале нашего века к психиатрам приходили в основном люди, страдавшие от определенных симптомов заболеваний. У них были парализованы конечности, наблюдались навязчивые симптомы, вроде мытья рук, или навязчивые мысли, от которых они не могли избавиться, — иными словами, они были больны в том смысле, в каком слово «болезнь» употребляется в медицине. Что-то мешало им функционировать в обществе так, как функционирует так называемая «нормальная личность». Представление о лечении соответствовало их представлению о болезни. Они страдали и хотели избавиться от подобных симптомов; «здоровьем» для них было отсутствие болезни. Их пожелания сводились к следующему: быть такими же, как любая средняя личность, иначе говоря, не быть несчастными, не испытывать больших затруднений, чем средняя личность нашего общества.

Такие люди по-прежнему приходят к психоаналитику за помощью, и для них психоанализ, как и раньше, представляет собой терапию, направленную на освобождение от болезненных симптомов и дающую возможность функционировать в обществе. Но если раньше такие пациенты составляли большинство посетителей, то сегодня они в меньшинстве в кабинетах психоаналитиков — быть может, не потому, что абсолютное их число сократилось, но потому, что их количество относительно меньше по сравнению со множеством новых «пациентов». Эти неплохо функционируют в обществе, они не больны в обычном смысле слова, но страдают от maladie du siecle, от той неудовлетворенности и внутренней омертвелости, о которой я говорил выше. Такие пациенты приходят к психоаналитику, не зная, от чего они в действительности страдают. Они жалуются на подавленность, бессонницу, на несчастливый брак, на отсутствие радости от работы и другие подобные затруднения. Обычно они верят в то, что вся проблема сводится к тому или иному симптому какой-то болезни — стоит от него избавиться, и все пойдет как надо. Однако они не видят того, что суть дела вовсе не в их подавленности или бессоннице, не в их супружестве или работе. Эти жалобы являются единственной сознательной формой, в которой наша культура позволяет им выразить нечто куда более глубокое — общее для самых разных лиц, думающих, будто им мешает тот или иной частный симптом. Общей для всех них причиной страданий является отчуждение человека от самого себя, от другого человека, от природы; ощущение того, что жизнь проходит, как песок сквозь пальцы, что мы умираем, в общем-то так и не прожив жизни; что жизнь безрадостна, несмотря на материальное изобилие.

Какую помощь может предложить психоанализ страдающим от maladie du siecle? Эта помощь отличается — и не может не отличаться — от «лечения», заключающегося в избавлении от болезненных симптомов, препятствующих функционированию человека в обществе. Для страдающих от отчуждения излечение заключается не в отсутствии болезни, но в наличии благоденствия.

Мы сталкиваемся с немалыми трудностями, пытаясь определить, что это такое. Пока мы остаемся в рамках фрейдовской системы, благоденствие определяется в терминах теории либидо, как способность к генитальной сексуальности либо, под Другим углом зрения, как осознание скрытой Эдиповой ситуации. Эти определения, по моему мнению, лишь внешне касаются реальной проблемы человеческого существования, обретения благоденствия целостным человеком. Любая попытка разрешить эту проблему должна выходить за рамки фрейдовского подхода, поскольку ведет к обсуждению, пусть всегда неполному, базисного понятия человеческого существования, что и послужило фундаментом гуманистического психоанализа. Только на этом пути мы можем найти основания для сравнения психоанализа и дзен-буддизма.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

А.А. Гусейнов. Цели и ценности: как возможен моральный поступок?

А. А. Гусейнов. Цели и ценности: как возможен моральный поступок? Вынесенный в заглавие и составляющий основной предмет данной статьи вопрос «как возможен моральный поступок?» можно было бы уточнить следующим образом: «Возможен ли синтез этических теорий Аристотеля и

О философских уроках 3. Фрейда

О философских уроках 3. Фрейда Отношение к 3. Фрейду (и к психоанализу вообще) в современной России довольно странно.Начнем с того, что Фрейд в моде. Его книги переиздаются (Фрейд, 1989). Выходит много литературы о психоанализе (прежде всего зарубежной, но также и

2. Три текста Фрейда

2. Три текста Фрейда Достаточно легко можно увидеть, что проблема является прежде всего практической, что она первоначально относится к практике лечения. Ведь процесс насильственной эдипизации вырисовывается именно в тот момент, когда Эдип еще не получил своей полной

Введение: ценности и цели

Введение: ценности и цели О ценностях обычно говорят или так, как если бы это были факты, или так, как если бы это были члены отношений. В первом случае говорят, что нечто является ценностью, а во втором – что нечто обладает ценностью. Первый способ называния

Поправка к модели Фрейда

Поправка к модели Фрейда В теории психоанализа движущим механизмом психической жизни названы два противоположных фактора: либидо (сексуальное стремление) и морбидо (стремление к смерти). В настоящее время необходимо внести кибернетическую поправку в эту модель:

VI. АВТОРИТАРНОСТЬ ФРЕЙДА

VI. АВТОРИТАРНОСТЬ ФРЕЙДА Проблема авторитарности Фрейда была предметом немалых споров. Часто говорилось о жест ком авторитаризме. Трудно игнорировать свидетельства, подтверждающие такой взгляд. Фрейд никогда не принимал сколько?нибудь серьезных предложений о внесении

§ 2. Становление психоаналитической социальной философии (А.

Адлер, К. Г. Юнг, В. Райх)

§ 2. Становление психоаналитической социальной философии (А. Адлер, К. Г. Юнг, В. Райх) Социально-философские компоненты психоаналитического учения 3. Фрейда получили развитие в работах его последователей, а также диссидентов от психоанализа. Среди них важнейшую роль в

Глава II Основные векторы развития психоаналитической социальной философии

Глава II Основные векторы развития психоаналитической социальной философии На основе нетривиального подхода 3. Фрейда, А. Адлера, К. Г. Юнга, В. Райха и других пионеров психоанализа к пониманию психики, личности, культуры и общества сложились десятки самых разнообразных

VI Авторитаризм Фрейда

VI Авторитаризм Фрейда Проблема авторитаризма Фрейда была предметом многочисленных дискуссий. Часто утверждается, что Фрейд проявлял жесткий авторитаризм и был нетерпим к другим мнениям или к пересмотру его теорий. Трудно игнорировать обилие свидетельств,

Корни ошибок Фрейда

Корни ошибок Фрейда Приложение этого принципа к мышлению Фрейда означает, что для понимания Фрейда нужно попытаться выявить, какие из его открытий действительно новы и креативны и в какой степени он был вынужден выражать их в искаженном виде и как, освободив его идеи от

VI Авторитаризм Фрейда

VI Авторитаризм Фрейда Проблема авторитаризма Фрейда была предметом многочисленных дискуссий. Часто утверждается, что Фрейд проявлял жесткий авторитаризм и был нетерпим к другим мнениям или к пересмотру его теорий. Трудно игнорировать обилие свидетельств,

B. Духовно-интеллектуальные ценности — ценности неутилитарные

B. Духовно-интеллектуальные ценности — ценности неутилитарные Под этим я понимаю, что справедливость, истина, разум — духовно-интеллектуальные ценности лишь постольку, поскольку они не направлены ни на какую практическую цель. Так, например, культ справедливости — это

Корни ошибок Фрейда

Корни ошибок Фрейда Приложение этого принципа к мышлению Фрейда означает, что для понимания Фрейда нужно попытаться выявить, какие из его открытий действительно новы и креативны и в какой степени он был вынужден выражать их в искаженном виде и как, освободив его идеи от

Книги Зигмунда Фрейда

Книги Зигмунда Фрейда ? «Исследования истерии» (в соавторстве с Йозефом Брейером)? «Психопатология обыденной жизни»? «Толкование сновидений»? «Остроумие и его отношение к бессознательному»? «Цивилизация и ее

Очерки Зигмунда Фрейда

Очерки Зигмунда Фрейда ? «О психическом механизме истерических феноменов: Лекция»? «Фрагмент одного анализа истерии»? «Об особом типе выбора объекта мужчиной»? «Введение в нарциссизм»? «Некоторые типы характера из психоаналитической практики»? «Одно детское

Определения психоаналитических терминов и понятий

Конфронтация

Это практика, которую часто применяют перед вмешательством, когда пациенту предлагается обратить внимание на переживания, которых он избегал.

 

Контрперенос

Относится к чувствам и установкам аналитика по отношению к пациенту: его/ее реакции на перенос пациента, тому, как его/ее собственный опыт влияет на его/ее понимание пациента, и эмоциональным реакциям аналитика. пациенту.

 

Защитные механизмы

Защитные механизмы используются эго как способ справиться с конфликтом жизненных проблем. Действуя на бессознательном уровне, защитные механизмы помогают уменьшить негативные чувства (например, беспокойство и чувство вины). Общие защитные механизмы включают подавление, отрицание и проекцию.

 

Отрицание

Отрицание — это отказ человека принять определенные или противостоять (или всем) аспектам данной реальности, чтобы избежать потенциального чувства дискомфорта. Он существует в континууме, поскольку его можно рассматривать как нормальную реакцию на стрессовое событие или тяжелый психоз. Хотя обычно это определяется как тип защитного механизма, отрицание играет роль во всех защитных механизмах. Фрейд также называл это отрицанием.

 

Сон

Это психическое событие, состоящее из галлюцинаций, включающих образы и эмоции. Сны возникают во время фазы быстрого движения глаз (REM) во время сна. По Фрейду, текущие заботы и бессознательные детские желания присутствуют в течение дня и требуют удовлетворения, и именно сны позволяют нам реагировать на эти потребности, продолжая спать (например, человеку, испытывающему жажду, снится питьевая вода, которая позволяет ему продолжать спать, а не просыпаться и утолять жажду).

 

Эго

Зигмунд Фрейд предположил, что разум делится на три части: ид, эго и суперэго. Функцию эго можно описать как постоянное вмешательство между ид и суперэго. Он является посредником между влечениями ид и потребностью в самосохранении. Эго отвечает за развитие навыков, необходимых для функционирования в мире, например, контроля импульсов, восприятия, оценки и суждения.

 

Идеал Эго

Это часть суперэго, содержащая нормы, ценности и нравственные идеалы. Несоблюдение этих стандартов может вызвать чувство вины или стыда, а успех может повысить самооценку.

 

Комплекс Электры

Термин, введенный Юнгом как женский контрапункт тому, что Фрейд называл эдиповым комплексом. отца, Агамемнона, убив их мать Клитемнестру и ее любовника Эгисфа. Этот термин описывает стремление 3-6-летней девочки иметь отца только для себя, исключая мать. Фрейд не использовал этот термин, но продолжал использовать эдиповый комплекс для обозначения феномена обоих полов.

 

Фантазия

Фантазия в общих чертах относится к воображаемой ситуации, которая выражает определенные желания или цели воображаемого человека. Это может происходить на сознательном уровне, также известном как сон наяву, или бессознательно, иногда называемом фантазией .

 

Фиксация

Фиксация — это состояние, при котором человек привязывается к другому человеку или объекту или чрезмерно в него вкладывается. Фиксация является результатом конфликта, происходящего на психосексуальных стадиях развития. Из-за фрустрации или чрезмерного увлечения либидо сосредотачивается на этой стадии, что позже приводит к проблемному поведению (например, человек с оральной фиксацией может грызть ногти).

 

Id

Зигмунд Фрейд предположил, что разум делится на три части: ид, эго и суперэго. Ид — это часть разума, которая содержит самые основные и инстинктивные побуждения. Им управляют сексуальные и агрессивные желания и поиск удовольствий. Содержимое идентификатора полностью бессознательно; Фрейд утверждал, что цель анализа состоит в том, чтобы раскрыть то, что вытеснено в Ид, чтобы «где было Ид, там должно быть и Эго». (Зигмунд Фрейд, 1933 г., «Новые вводные письма по психоанализу», стандартное издание, стр. 22. 9).0005

 

Либидо

Термин, обычно используемый для обозначения сексуальных желаний или, точнее, умственной энергии, ответственной за половое влечение. Эта концепция представляет собой представление Фрейда о том, что сексуальный интерес существует на протяжении всей жизни и что он отвечает за деятельность, связанную с сексуальным желанием и/или привязанностью.

 

Эдипов комплекс

Фрейд использовал греческий миф об Эдипе, чтобы проиллюстрировать детскую стадию развития, происходящую в возрасте от трех до шести лет, когда ребенок желает, чтобы родитель противоположного пола был полностью в его/ее , за исключением другого родителя. В мифе Эдип убивает Лая, который, как он не подозревает, является его отцом, а затем женится на его вдове Иокасте, которая на самом деле является матерью Эдипа.

 

Парапраксис (оговорка по Фрейду)

Выявление бессознательного желания или конфликта через ошибку, например, оговорку или забывание чьего-то имени.

 

Принцип удовольствия

Движущая сила Ид, относится к желанию получить немедленное удовлетворение потребностей, получая удовольствие и избегая боли. Когда наши основные потребности не удовлетворяются, может развиться чувство беспокойства.

 

Психодинамическая

Психодинамическая психотерапия — это форма психотерапии, основанная на психоаналитических теориях и построенная по образцу психоаналитической модели психического функционирования. Психодинамическая психотерапия в первую очередь предназначена для людей, которым будет полезен более целенаправленный метод лечения, который является активным и фокусируется на реалиях повседневной жизни. Другие термины включают психоаналитическую психотерапию, психотерапию, ориентированную на понимание, и экспрессивную психотерапию.0005

 

Подавление

Подавление — это защитный процесс, при котором импульсы и инстинктивные желания человека блокируются от проникновения в сознание. Процесс вытеснения, рассматриваемый Фрейдом как краеугольный камень защитных механизмов, включает в себя бессознательную цензуру идей или воспоминаний, которые считаются неприемлемыми.

 

Сопротивление

Сопротивление относится к бессознательному сопротивлению пациента раскрытию и исследованию болезненных воспоминаний во время психоанализа. Это часто передается через мыслительный процесс, фантазии, воспоминания, защиту характера и поведение. Хотя первоначально это происходит бессознательно, оно может сохраняться еще долгое время после того, как пациент осознает это поведение.

 

Суперэго

Зигмунд Фрейд предположил, что разум делится на три части: ид, эго и суперэго. Суперэго можно рассматривать как часть разума, действующую как совесть. Его функция состоит в том, чтобы остановить или наказать поведение, неприемлемое в соответствии с идеалом Эго, т. е. стандартами, ценностями и образами совершенства, которые начинают формироваться в детстве и которые, по мнению некоторых психоаналитиков, формируются на протяжении всей жизни. Несоблюдение этих стандартов приводит к чувству вины или стыда. Успех в жизни в соответствии с идеалом эго приводит к повышению самооценки, то есть к хорошему самоощущению.

 

Перенос

Перенос — это проекция на другого человека (например, аналитика) чувств, прошлых ассоциаций или переживаний. Это важная концепция в психоанализе, поскольку она показывает, что прошлый опыт влияет на настоящее. Интерпретация переноса в психоаналитическом сеттинге может пролить свет на неразрешенные конфликты.

 

Бессознательное

Зигмунд Фрейд предположил, что существуют три части (уровня) разума: сознательный, предсознательный и бессознательный. Бессознательное — это часть разума, которая хранит чувства, мысли и побуждения, не осознаваемые человеком. Эти ментальные содержания и процессы часто влияют на сознательный опыт, даже если мы не осознаем их существования.

Теория Фрейда (Ключевые концепции, конструкции разума, психосексуальные стадии) Карточки

Пожалуйста, войдите, чтобы добавлять в папки.

Войти

Вы создали 2 папки. Пожалуйста, обновитесь до Cram Premium, чтобы создавать сотни папок!

Обновление

  • Перемешать

    Включить

    Выключить

  • В алфавитном порядке

    Включить

    Выключить

  • Передний Первый

    Включить

    Выключить

  • Обе стороны

    Включить

    Выключить

  • Читать

    Включить

    Выключить

Чтение…

Передний

через

Кнопка воспроизведения

Кнопка воспроизведения

Прогресс

1/10

Нажмите, чтобы перевернуть

Используйте клавиши со стрелками ВЛЕВО и ВПРАВО для перемещения между карточками;

Используйте клавиши со стрелками ВВЕРХ и ВНИЗ, чтобы перевернуть карту;

H показать подсказку;

A читает текст в речь;

  • Делиться
  • Распечатать
  • Экспорт
  • Клон

10 карт в этом наборе

  • Передняя часть
  • Спина

Ключевая концепция: состояния сознания (3)

1) сознательный (мысли и чувства, которые мы осознаем)

2) предсознательный (. .. мы не осознаем, но можем осознавать)

3) бессознательный (… мы не осознаем и не могу узнать)

Ключевая концепция: защитные механизмы (4)

1) отрицание (не может принять реальность)

2) регрессия (возврат к предыдущему этапу)

3) замещение (выражение чувств в неактуальных ситуациях)

4) вытеснение (отторжение болезненных идей от сознания)

Конструкции разума (3)

Id: источник желаний/желаний; немедленное удовлетворение; сосредоточен на избегании боли/получении удовольствия


Эго: посредник между Ид и реальным миром; считает, что всему свое время и место; отсрочка удовлетворения


Суперэго: очень этичное; хочет действовать идеально; регулирует поведение

Психосексуальные стадии


Стадия 1: Оральная стадия (от рождения до 18 мес.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *