Концепция бихевиоризма: Концепция бихевиоризма — Pro-Psixology.ru
4. Бихевиористская концепция.
Проводя условно знак равенства между понятиями «поведенческая» и «бихевириальная поведенческая» психология и психотерапия, мы исходим, во-первых, из дословного перевода (английское слово behavior переводится на русский язык как поведение), а во-вторых, цель нашей работы — ознакомление с общими основами главных направлений и возможностями применения (пусть весьма ограниченного, но несомненно важного) этих знаний и некоторых технических приемов в психолого-педагогической практике, а не теоретические попытки обосновать собственные направления.
Целью бихевиористской, или, как иногда пишут, бихевириальной психотерапии является именно изменение поведения от той модели, которая не помогала справиться с неврозом или другой психологической проблемой (а возможно, и порождала их), к модели поведения или отдельным поведенческим умениям и навыкам, способным вывести человека из фрустрационного тупика.
Клиент с помощью психотерапевта находит эти модели поведения и отрабатывает их настолько, чтобы они могли успешно выполнить адаптационную (приспособительную) роль в тех ситуациях, которые ранее порождали вышеупомянутые неврозы и психологические проблемы.
Многие из этих знаний и навыков могут быть успешно применены не только по отношению к другим, но и к себе самому, так как практически каждый человек страдает если не выраженными неврозами, то по крайней мере какими-то психологическими проблемами, с которыми может справиться и самостоятельно, но более успешно это происходит при наличии специальных знаний и уже достаточно проверенных в психотерапевтической практике приемов.
Хотя основателем бихевиоризма как психологического направления по праву считается Джон Уотсон, многие, и в первую очередь американские бихевиористы, считают, что не меньшее влияние на развитие бихевиоризма оказали условно-рефлекторная теория и «поведенческие» эксперименты над животными И.П.Павлова.
Влияние Павлова на развитие бихевиоризма не отрицают и сами американские родоначальники бихевиоризма и зародившейся на его основе бихевириальной (поведенческой) терапии Б.Ф.Скиннера.
Идеи и экспериментальные работы Б.Ф.Скиннера внесли много нового не только в классический бихевиоризм как в психологическое направление, но и в психотерапию, распространяющуюся на лиц, страдающих неврозами, и просто на людей, желающих изменить, устранить или, напротив, приобрести определенные навыки, умения и поведенческие реакции в быту и для конкретных видов профессиональной деятельности.
Б.Ф.Скиннера по праву считают родоначальником бихевиористски ориентированного обучения (в процессе которого удельный вес теоретических знаний и формирования практических навыков резко изменился в сторону практики). В отличие от психоанализа, занимающегося психическими состояниями, бихевиоризм и особенно радикальный бихевиоризм Б.Ф.Скиннера акцентирует свое внимание на поведенческих реакциях и их экспериментальном изменении до нахождения и закрепления нужных моделей (в основном приспособительных навыков и умений).
Нередко можно встретить утверждения, что Скиннер, как и бихевиористы, считает сферы сознания и бессознательного не заслуживающими внимания. Это ошибочное, поверхностное суждение, вызванное нескрываемым критическим отношением бихевиористов к научной достоверности психоаналитических толкований, а также тем, что бихевиористы часто переносили на объяснение механизмов поведения человека закономерности, выявленные на опытах с животными.
Напротив, Скиннер, как и другие классики бихевиоризма, считает, что эти проблемы сознания и бессознательного настолько серьезны и так трудно поддаются научному анализу, что правильнее иметь дело с их внешними проявлениями в виде поведенческих реакций, изучать эти реакции и в тех случаях, когда они оказываются неэффективными для решения проблем клиента или даже их усугубляющими.
Итак, признав научно недостоверными существовавшие методы анализа и объяснения психических состояний человека, бихевиористы сделали своим «знаменем» формулу «S — R», где S обозначает стимул (определенный положительный или отрицательный раздражитель), а R обозначает поведенческую реакцию человека или животного на данный раздражитель.
При этом важность сознания, бессознательного и субъективные понятия не отрицаются (как ошибочно считают даже многие психологи), они просто не рассматриваются как не имеющие (в отличие от поведения) объективного измерения. Поведение же считается объективно наблюдаемым феноменом и, каким бы сложным или странным оно ни казалось, может иметь объективные критерии и методы наблюдения, исследования и коррекции.
Скиннер не игнорирует такое понятие, как личность, но определяет его с точки зрения бихевиоризма, то есть как «сумму паттернов» (определенных типов, «целостных совокупностей поведенческих реакций») поведения, а не как «изолированную самость».
В соответствии с вышеприведенной формулой бихевиоризма (S — R) различные ситуации вызывают различные паттерны реакций. При этом различия в поведенческих реакциях на одни и те стимулы определяются индивидуальными генетическими различиями в предыдущем опыте и в генетической истории. То есть, еще раз предостерегая от вульгарного упрощения бихевиоризма, подчеркиваем, что даже самый радикальный его представитель Б.Ф. Скиннер не упрощал толкования поведенческих реакций и считал их зависящими от многих скрытых факторов, в том числе от генетических особенностей, но не считал их проблемой, посильной для объективного научного исследования (по крайней мере на современном уровне состояния науки). Однако он и его последователи предпринимали попытки определенного толкования генетической истории по паттернам поведенческих реакций.
О глубине подходов Скиннера говорит то, что, относясь с глубоким уважением к идеям И.П.Павлова и особенно к организации его экспериментов, он утверждал, что нельзя упрощенно объяснять поведение не только человека, но и животных лишь с позиции условно-рефлекторной теории.
Если И.П.Павлов открыл механизм образования условных реакций при сочетании безусловного рефлекса с некоторым условным сигналом, то Скиннер существенно расширил эту схему, предложив модель так называемого оперантного обусловливания. Можно сказать, что принцип оперантного обусловливания (кстати, по аналогии с принципом психического детерминизма, только по отношению не к психическим состояниям, а к поведению) подразумевает, что никакое поведение, в том числе то, которое на первый взгляд не вписывается в схему ожидаемого ответа на стимул, не является случайным или необъяснимым. Просто эти причины могут не лежать на поверхности, однако их надо искать как в предыдущем опыте клиента, так и в его генетической истории, комбинация которых оперантно (действенно) обусловила данное поведение.
Остальное близко к схеме выработки условного рефлекса в экспериментах И.П.Павлова. То есть правильные или желательные (по условиям эксперимента) поведенческие реакции поощряются (получают определенный вид положительного подкрепления), а неправильные или ошибочные порицаются (испытуемый получает определенный вид «наказания»).
Как было установлено Павловым и подтверждено многочисленными экспериментами бихевиористов, положительные санкции закрепляли требуемую модель поведения, а отрицательные снижали вероятность поведенческих реакций (ответов), за которые следовало «наказание» (отрицательный подкрепляющий стимул).
Однако повторяем, что Скиннер считал необходимым при анализе такого поведения рассматривать не просто схему S — R (стимул — реакция), а предусматривать то, что данная реакция еще и оперантно обусловлена предыдущим опытом и генетической историей испытуемого.
Первичными положительными и отрицательными «подкрепителями» правильных или ошибочных ответов считаются физические вознаграждения от которых животное, ребенок, а иногда и взрослый человек получает физическое удовольствие и физическое наказание (неприятные физические ощущения различного рода интенсивности).
Некоторые исследователи к отрицательным «подкреплениям» относят фрустрацию от неполучения ожидаемого положительного подкрепления. Эту схему, кстати, использовал выдающийся дрессировщик Филатов, постоянно научно экспериментировавший под консультативным руководством И.П. Павлова. При дрессировке медведей он правильное выполнение задания подкреплял положительным стимулом (давал кусочек сахара), а при невыполнении или неправильном выполнении задания не прибегал к прямому наказанию, а лишь не давал ожидаемый кусочек сахара. То есть использовал косвенное наказание в виде фрустрации от недополучения положительного подкрепления. Кстати, такую схему используют многие воспитатели и родители, иногда приходя к ней самостоятельно, когда отсутствие поощрения ребенка является для него косвенным наказанием.
Не будем здесь вдаваться в нюансы этой системы, которая, как и любые хорошие идеи, может быть доведена до абсурда, когда родители приучают ребенка хорошо себя вести или хорошо учиться, подменяя более кропотливый процесс формирования личностных установок и духовных потребностей материальными поощрениями или угрозой не купить обещанное.
Здесь мы логично переходим ко вторичным «подкрепителям». Они действуют по той же схеме, что и первичные «подкрепители», но уже на другом уровне и обычно представляют собой так называемые нейтральные стимулы. Здесь уже фигурирует не физическое, а материальное удовлетворение потребностей и даже обещание такого удовлетворения. Важной частью теории и практики бихевириальной терапии по Скиннеру являются так называемые объяснительные фикции, то есть функции определенного вида неосознанного или сознательно неосознаваемого самообмана.
Среди основных объяснительных фикций Скиннер называет такие, как: автономный человек, свобода, достоинство, творчество. Он считает их иллюзорными, но необходимыми для самоутверждения человека.
Действительно, человек — существо социальное, вынужденное считаться с требованиями общества или быть им отвергнутым, но и тогда он вынужден считаться с какими-то людьми и обстоятельствами. То есть его автономия, как и свобода, — понятия весьма относительные, но важные для его самосознания.
Достоинство (оценка себя и других) определяется не самостоятельно самим человеком, даже если ему так кажется, а под осознаваемым или неосознанным влиянием критериев и ценностей того социума, к которому он принадлежит или хотел бы принадлежать.
Творчество, каким бы спонтанным оно ни казалось самому творцу, тоже оперантно обусловлено его внешними условиями и внутренними потребностями, которые (как мы уже говорили) в свою очередь зависят от его предыдущего опыта и генетической истории. (Мы не говорим здесь о творчестве, которое осознанно выполняется как определенный заказ, а лишь о тех случаях, когда оно воспринимается как свободное, ни от чего и ни от кого не зависящее.) Скиннер утверждает, что все это лишь объяснительные функции, отрицающие спонтанность и источники, не вытекающие из сферы жизненного опыта.
Повторяем, что генетическую историю он тоже выводит из жизненного опыта предыдущих поколений данной популяции и конкретного индивидуума.
Надо сказать, что бихевиоризм вырос из философии прагматизма, и Скиннер, последовательный и, более того, радикальный бихевиорист, прямо указывает, что его (с позиции прагматика) больше интересует не психическое состояние человека, а его поведение (так как именно оно может быть эффективно или неэффективно для индивидуума и общества), а в самой сфере поведения ему более интересно управление этим поведением, нежели его предсказание. Возражая тем, кто считал, что его подходы к управлению поведением человека при их полной реализации дадут рычаги управления людьми в руки тиранов, которые «механизируют» общество, он писал: «…мы не можем принимать мудрые решения, если мы продолжаем притворяться, что человеческое поведение неуправляемо, или если мы отказываемся заниматься управлением, когда могут быть достигнуты ценные результаты. Такие меры только ослабляют нас, оставляя силу науки в руках других. Первый шаг к защите от тирании — это максимально возможное обнаружение техники управления…»
Ставя основной задачей поведенческой терапии формирование наиболее эффективных (для решения конкретной личной или профессиональной проблемы) поведенческих навыков и умений путем их рефлекторного положительного подкрепления, Скиннер исходил из убеждения, что наказание любого вида неэффективно тем, что оно информирует наказуемого о том, чего не надо делать, но не сообщает, что и как делать. Таким образом, наказание не позволяет индивидууму выработать правильных адаптационных навыков и умений, необходимых для преодоления фрустрирующей (его или других) ситуации. Поэтому для обучения эффективны только положительные стимулы, подкрепляющие правильные поведенческие реакции, а отрицательные (наказания), не показывая новых моделей поведения, вынуждают индивидуума рано или поздно (в прямой или завуалированной форме) возвращаться к прежним (неэффективным или даже вредным) моделям поведения.
В качестве примера неэффективности наказания для выработки правильного поведения Скиннер приводит тюремное заключение, которое показывает крайне низкий процент исправлений даже в наиболее цивилизованных странах. Награждение, использование различного вида поощрений представляет собой, по мнению бихевиористов, значительно более эффективный путь научения правильным или необходимым моделям поведения. При этом происходит необходимая управляемая селекция (отбор) и закрепление наиболее эффективных паттернов поведенческих реакций.
Можно сказать, что бихевириальный психотерапевт работает не с болезнью (психологической проблемой, неврозом), а с ее симптомами (внешними проявлениями в неправильном или недостаточно эффективном поведении).
Одна из наиболее первостепенных задач при проведении поведенческой терапии — осознание так называемой неугрожающей обстановки, максимальное приближение ощущения защищенности и комфорта клиента.
Не секрет, что большинство людей, обращающихся к психотерапевту, чувствуют себя неуверенно, незащищенно и оттого не могут полностью раскрыться для доверительного контакта и партнерства. А без этого терапевтическая работа не становится сотрудничеством и, значит, не соответствует основному принципу бихевиористской терапии. Это должна быть не просто атмосфера доверия к психотерапевту, а атмосфера полной раскрепощенности, возможности без стеснения спонтанно выразить беспокоящие клиента эмоции в плаче, смехе, совершенно откровенных признаниях даже в том, что кажется неприличным, например в различных сексуальных фантазиях. Клиент должен быть уверен, что психотерапевт не только (пусть даже про себя) не осудит его и не сочтет неполноценным, а напротив, оценит его доверие, правильно поймет сам и растолкует клиенту причины беспокоящих его проблем и с искренним желанием начнет сотрудничество по решению этих проблем.
Однако, создавая такую атмосферу полной раскрепощенности и спонтанности, психотерапевт должен выражать ее понимание, но не поощрение, постепенно начиная переводить клиента с этих, хотя и естественных, но неэффективных, способов поведения к формированию правильных поведенческих умений и навыков, направленных на конструктивное решение проблемы, и поощряя (положительно закрепляя) каждый успех клиента в этом направлении.
Часто на первом этапе бихевириальные психотерапевты предлагают клиенту освоить технику психорегуляции с помощью метода прогрессивной мышечной релаксации по Э.Джекобсону. Этот метод, состоящий из последовательного напряжения и расслабления различных мышечных групп и концентрации внимания на разнице в этих ощущениях, осваивается довольно быстро (быстрее, чем аутотренинг по И.Шульцу) и сразу дает почувствовать клиенту, что он способен к эффективному обучению приемам и навыкам, которые предлагает ему психотерапевт. Это вселяет в него уверенность, что и более серьезные задачи — по плечу. Помните (и напоминайте клиенту) высказывание древних: «Даже маленькая победа над собой делает человека намного сильнее». К тому же техника прогрессивной релаксации пригодится при освоении других, более сложных, поведенческих навыков.
Когда психоэмоциональное состояние клиента при решении болезненной для него проблемы будет нарастать и грозить выйти из-под контроля, он (клиент) сначала по команде терапевта, а затем уже самостоятельно определяя нужный момент, резко переключает свое внимание на технику прогрессивной релаксации и (при хорошем ее освоении) в считанные минуты переключается, отходит от болевой точки, к преодолению которой он оказался пока не готов. Затем работа снова продолжается.
Кроме того, выработка навыков психомышечной релаксации помогает лучше справиться с различными недостатками излишнего или неадекватного психоэмоционального напряжения для преодоления застенчивости, обретения уверенности в быту, на работе, при публичных выступлениях и т.п.
Бихевиоризм — как педагогическая концепция | Статья на тему:
Доклад на педагогический совет подготовленный Шоноевым Т. И.
«Бихевиоризм – как педагогическая концепция»
Бихевиоризм – это направление в психологии получившее развитие в 30-е годы 20 столетия. Главным объектом изучения бихевиоризма стало поведение человека. Это направление сразу же стало оппонирующей концепцией парадигмальной на тот период интроспективному методу изучения психических поведенческих реакций, и даже признавалось адептами интроспекции инфернальным явлением с его экстраполяциями в область зоологического, животного начала. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма (адреналин). За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения, согласно Б., фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические) Б., следуя позитивистской методологии, считает не поддающимися научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению. Основной метод Б. — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Подавляющую часть экспериментов сторонники Б. провели на животных (преимущественно на белых крысах), перенеся затем установленные на этом уровне закономерности на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, игнорируются. Идеи Б. оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форм поведения. Основное значение Б. для развития категориального аппарата психологии (см. категоризация) заключается в разработке категории действия. Б. расширил область психологии, включив в нее также внешние, телесные реакции. Вместе с тем вследствие методологических изъянов исходной концепции Б. уже в 20-х гг. ХХ в. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий (в частности, гештальтпсихологии, а затем психоанализа). Возник необихевиоризм. В настоящее время лишь немногие из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо — Б. Скиннер и его школа) продолжают защищать постулаты ортодоксального Б.
Один из прикладных аспектов поведенческой психологии все мы постоянно испытываем на себе, подвергаясь неустанному и, надо признать, весьма эффективному воздействию рекламы. Как известно, основоположник бихевиоризма Уотсон, лишившийся вследствие скандального развода всех академических должностей, нашел себя в рекламном бизнесе и немало в нем преуспел. Сегодня герои рекламных роликов, склоняющие нас к покупке того или иного товара, — это фактически солдаты армии Уотсона, стимулирующие согласно его заветам наши покупательские реакции. Можно сколько угодно ругать тупую назойливую рекламу, но ее создатели не вкладывали бы в нее бешеные деньги, будь она бесполезна.
Но самое широкое применение идеи бихевиоризма нашли в педагогической практике. Во всем мире в практику воспитания и образования вошла рабочая схема формирования человека, основанная на «впечатывании» (термин Торндайка) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку «правильных» реакций и устранение «неправильных». При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробование различных подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного и негативного подкрепления той или иной реакции в качестве необходимого фактора формирования поведения. В конце концов, что есть школьная отметка, как не форма подкрепления? Правда, педагоги гуманистической ориентации гневно клеймят школьную отметку и призывают от нее отказаться в пользу исключительного поощрения реальных достижений. Но насколько это противоречит идеям бихевиоризма? Создается впечатление, что с работами бихевиористов мало кто из их критиков по-настоящему знаком. А вот, например, строки из Скиннера: «Наиболее эффективным способом контроля над поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Наказание является основным препятствием научению. Наказуемые формы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются замаскированными или сопровождаемыми другими формами поведения. Эти новые формы помогают избежать дальнейшего наказания или являются ответом на наказание. Тюрьма — прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Если заключенный ничему не научился, то нет никакой гарантии, что в той же среде с теми же соблазнами он будет вести себя по-другому.
Кроме того, наказание поощряет наказывающего. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт.
В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому».
Если опустить формулировку «контроль за поведением», то даже не верится, что эти слова принадлежат «без пяти минут фашисту», которого вот уже полвека отчаянно поносят полчища гуманистически настроенных психологов, педагогов и публицистов. По сути дела, весь пафос их критики сводится к тому, что с помощью бихевиоральных методов можно вершить всяческие издевательства над людьми (примеров предостаточно). Вообще-то и скальпелем можно зарезать. Что ж — откажемся от хирургии?
Всей историей своего развития бихевиоризм продемонстрировал — значение этого научного направления и его историческая судьба сродни тем, что характерны для любой психологической школы. В свое время его рождение отвечало насущным требованиям науки и практики, всей общественной жизни, явилось позитивным шагом в развитии науки, поскольку позволило отвергнуть отжившие и малопродуктивные представления прошлого.
Однако притязания бихевиористов оказались слишком преувеличенными (разве не то же самое можно сказать про любую школу?). Попытки свести все многообразие психических явлений к поведенческим реакциям в ряде случаев, действительно, производят впечатление примитивизации. Да и аналогии с поведением животных, в известных пределах — бесспорные, за этими пределами начинают звучать абсурдом.
Бихевиоризм берется объяснить наше поведение и способствовать его формированию в наилучшем направлении. Кое в чем это удается блестяще, кое в чем — более или менее правдоподобно и успешно, однако исчерпывающего объяснения и безупречного практического инструментария он дать не в состоянии. Только вряд ли это может служить поводом для упреков — ведь никто из психологов, к какой бы школе он ни принадлежал, такого успеха пока не добился.
Способы психологического объяснения поведения людей
Отправить статью или инфоповод
14 ноября 2012
6360
К настоящему времени в психологии сложились шесть основных способов описания людей, на которые в той или иной степени опираются попытки объяснения их поведения в особых условиях, включая работу. Речь идет о таких концепциях, как теория личностных черт, бихевиоризм, теория социального научения, психоанализ, когнитивная методология, гештальтпсихология и теория групповой динамики.
1. Поведение в теории личностных черт
Согласно теории личностных черт, наблюдаемую вариативность поведения людей, находящихся в одинаковых условиях, например, участвующих в выполнении общего производственного задания, следует объяснять индивидуальными (врожденными или приобретенными в ходе социализации) чертами.
Например, если сотрудник не выполняет норму выработки, то приверженец теории личностных черт объяснит этот факт ее врожденной медлительностью.
Согласно известному американскому психологу Г. Олпорту, понимавшему поведение личности как борьбу за реализацию имеющихся у нее возможностей, человек может иметь от двух до десяти главных черт, характеризующих его образ жизни. Среди них — такие, например, как трудолюбие или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и т. п. Другие многочисленные второстепенные черты связаны скорее с его установками в отношении конкретных ситуаций.
2. Бихевиористская модель поведения
Слово «бихевиоризм» (англ. behavior — поведение) обозначает науку или учение о поведении. Методология бихевиоризма — основа теоретической базы современных концепций организационного поведения. В целом она строится на отказе от объяснения причин поведения с помощью механизмов сознания, чем занималась классическая психология, оперируя такими понятиями, как «сознание», «воля», «мышление» и т.п.
Бихевиоризм понимает поведение человека достаточно упрощенно, как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия (стимулы) внешней среды. При этом субъекты поведения сознательно выбирают такую линию действий, которая позволит избежать негативных санкций и повысить вознаграждение. Таким образом, единица наблюдения — конкретная связь стимула S и реакции R: S →R.
Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон («Психология с точки зрения бихевиориста», 1913) разделил все реакции на наследственные (рефлексы, простейшие эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, чувства, социальное поведение).
Согласно этой модели, развитие поведения происходит путем приобретения новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы — стимулы, вызывающие строго определенные реакции. Например, эмоцию страха у младенца вызывают лишь два безусловных стимула — потеря равновесия и громкий звук. В последующем опыте жизни безусловные стимулы соединяются с условными (появляющимися одновременно с безусловными), которые способны вызывать аналогичную реакцию. Страх у взрослого человека может быть вызван заметно большим числом других, условных, стимулов, возникающих из опыта, например, страха наказания, страха потерн близкого человека, работы и т.д. В процессе социализации элементарные реакции на разные стимулы связываются друг с другом, образуя сложные системы реагирования.
Кроме того, по критерию доступности для наблюдения реакции делятся на внешние (доступные для простого наблюдения — речь, эмоции, рефлексы) и внутренние (фиксируемые опосредованно с помощью специальных приборов — скрытые мускульные движения, изменения в процессах обмена веществ в организме).
Существенный вклад в развитие бихевиористской концепции применительно к поведению в организации внес Б. Скиннер, разработав концепцию оперантного поведения. Суть ее состоит в том, что в ответ на определенные стимулы животное или человек научаются производить соответствующие действия, которые либо обеспечивают положительное подкрепление, либо избавляют их от действия болевых травмирующих факторов. Таким образом, сами по себе эти действия выполняют функцию инструмента, обеспечивающего получение подкрепления (вознаграждение или ненаступление неприятного ощущения).
Б. Скиннер поставил следующий эксперимент. Голодную крысу помещают в изолированную от звуков, тускло освещенную клетку (ящик Скиннера), в одной из стенок которой находится рычажок. Если на него нажать, то из специального отверстия появляется съедобный шарик и крыса может частично утолить голод. Таким образом, для того чтобы насытиться, крыса должна выполнить определенную процедуру — оперант. До этого крыса несколько дней получала пищу с помощью автоматической кормушки, включение которой сопровождалось характерным звуком. Если бы кормушка включилась, а пища вдруг не появилась, то крыса все равно побежала бы к кормушке, поскольку образовался условный рефлекс (устойчивая связь между возникновением шума от включения кормушки и появлением пищи). Вот кормушка включается, а пищи нет. Для того чтобы она появилась, нужно нажать на рычаг, но крыса этого не знает. Как только она узнает об этом, случайно нажав на рычаг, то начинает выполнять это действие снова и снова. Рычаг можно закрепить, чтобы при нажатии пища не появлялась. Если подобная ситуация продлится достаточно долго, то происходит угасание операнта — шаблонного действия, ведущего к достижению полезного результата.
В развитие концепции оперантного поведения П. Лоуренс и Дж. Лорш сформулировали закон ожидаемого результата. Этот закон в той или иной модификации используется в практике управления для стимулирования труда подчиненных. В соответствии с ним, чтобы добиться желательного трудового поведения персонала и обеспечить его устойчивость, необходимо разработать систему постоянно действующих позитивных стимулов (подкреплений).
3. Теория социального научения
Концепция бихевиоризма стала методологической основой теории социального научения. Согласно ей социальные, и в особенности сексуальные, роли людей, а также большинство форм социального поведения, составляющих основу адаптации к окружению, складываются в результате наблюдений за определенными социальными моделями: такими, как родители, учителя, товарищи по играм или герои романов и телевизионных фильмов. В итоге получается, что личность — это результат взаимодействия между индивидом (с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т. д.) и окружающей средой, которую он стремится узнать, чтобы разобраться, в каких ситуациях его поведение окажется адекватным, а в каких неприемлемым в зависимости от связанных с ним поощрений или наказаний.
Теория социального научения объясняет зависимость между изменениями поведения человека и теми последствиями, которые они вызывают в определенных ситуациях. Она, однако, не позволяет понять личность в целом и те константы, которые характеризуют личность данного индивида. Особенно мало она пригодна для того, чтобы объяснить тот контроль, которому столь многие люди пытаются подвергнуть свое существование с целью придать ему какой-то смысл. Такую попытку делает когнитивный подход.
4. Психоаналитическое объяснение поведения
Психоаналитическое объяснение поведения является альтернативой бихевиористскому. Психоанализ рассматривает поведение как определенный результат разрешения внутриличностного конфликта между тремя подсистемами психики:
- подсознанием — id;
- самосознанием — ego;
- super-ego, представляющим «социальную» часть психики.
В этом конфликте ведущая роль отводится подсознанию, вследствие чего активность людей понимается как совокупность реакций на действие разных по своей направленности импульсов подсознания, функционирующего по своей собственной, не вполне понятной логике. Таким образом, наблюдаемое поведение людей по своей сути неосознанно и, следовательно, должно анализироваться и описываться как следствие внутренних конфликтов и противоречивых стремлений личности.
5. Когнитивная концепция поведения
Согласно когнитивной (англ. cognitive — познавательный) методологии поведение человека рассматривается не как механическая реакция на тот или иной стимул, а как результат интерпретации им конкретной ситуации, осуществляемой с учетом его знаний и всего совокупного опыта жизни. Человек по своей природе не является пассивным существом, чьи действия полностью зависят от контроля внешней среды. Характер его реакций на возникающие ситуации и события чаще всего определяется той когнитивной интерпретацией, которую происходящему с ним и вокруг него дает он сам. Соответственно предмет когнитивной психологии составляют процессы и свойства личности, связанные с получением информации: восприятие, создание и распознавание образов, внимание, мышление, речь, воображение, принятие решений и пр.
Когнитивная концепция поведения исходит из приоритетной роли перечисленных психических явлений как факторов поведения. В соответствии с этим подходом человеческое поведение в организации следует рассматривать не как реакцию человека на объективную рабочую ситуацию, а скорее как реакцию на ее субъективный образ. Следовательно, предметом управленческого воздействия на поведение персонала должны быть не объективные условия работы, а результаты их восприятия. Хороший управляющий — тот, кто «господствует прежде всего над эмоциональными реакциями подчиненных» (Д. Мак-Грегор).
6. Гештальтпсихология
Приверженцы гештальтпсихологии (нем. gestalt — форма, структура, фигура) видят в поведении человека реализацию его жизненной стратегии, корректируемой с учетом жизненных стратегий других. В основе такого понимания лежит основной постулат гештальтпсихологов, согласно которому человек воспринимает окружающий его мир в виде целостных образов, а не путем последовательного накопления и суммирования ощущений. Например: музыкальную мелодию мы воспринимаем целиком, а не отдельными звуками; решение какой-либо задачи появляется одномоментно в целом виде; исполнение различных приемов в спорте, танцах, труде воспринимается в формах слитных плавных движений, а не в виде последовательного ряда перемещений тела и его частей в пространстве. Человек, который входит в комнату, где находятся другие люди, воспринимает не передвигающиеся пятна цвета и даже не лица и тела по отдельности. Он воспринимает комнату и находящихся в ней люден как некоторое единство, в котором один из элементов, выбранный из многих других, выделяется, в то время как остальные составляют фон.
Согласно методологии гештальта, человеческая природа (если под ней понимать психическую жизнь) организована в виде целостностей и только таким образом может быть воспринята и понята. Человек взаимодействует с окружающим миром, выделяя в нем актуальные для него в данный момент целостности. Что же касается поведения людей в организации, то его нужно понимать как одно из проявлений их бытия, переживаемое в виде единого образа.
Этот образ будет индивидуально различным в силу индивидуальности восприятия. Для одного сотрудника помещение, в котором он работает, будет выступать в качестве фигуры, а все остальное (включая сотрудников) — как фон. Для другого фигурой будет являться личность руководителя, а остальные сотрудники — фоном, и т.д. Сама же организация, очевидно, не для всех сотрудников будет являться целостным объектом восприятия и отношения, поэтому для гештальтпсихологов, изучающих феномен организационного поведения, описание происходящего «здесь и теперь» будет важнее поиска объяснения его причин.
7. Концепция групповой динамики
Концепция групповой динамики строится на утверждении о прямой обусловленности (детерминированности) поведения человека коллективным поведением группы, в первую очередь малой. Из такой точки зрения следует, что поведение человека в организации непосредственно связано с коллективной деятельностью, в которой он участвует, и является ее продуктом. В связи с этим анализировать и прогнозировать поведение людей на работе необходимо в контексте процессов группообразования в организации, внутригруппового взаимодействия и стадий развития группы.
8. Социологические теории, объясняющие особенности и факторы различий организационного поведения
Напомним, что социология изучает главным образом поведенческую активность не отдельных индивидов, а различных объединений людей — социальных общностей. Это отнюдь не означает, что для социологов не представляют интереса конкретные люди. Напротив, социология личности традиционно является одним из основных направлений социологических исследований и структурных элементов социологических теорий. В соответствии со своими взглядами на природу человеческой активности социологи объясняют особенности поведения отдельных людей двумя факторами:
- принадлежностью их к конкретным социальным общностям, отличающимся размерами, культурой, целями, видами деятельности, образом жизни, интересами и пр. ;
- положением, которое эти люди занимают в данных общностях.
В социологии (так же, как и в психологии) пока не сложилось единого целостного представления о собственном предмете исследования — обществе. В частности, существуют два противоположных взгляда на соотношение человека и общества:
- Согласно первому взгляду человек, точнее, его личность, — продукт того общества, в котором он появился на свет, рос, воспитывался, учился и работал.
- Согласно противоположной точке зрения общество и другие, менее масштабные социальные общности непрерывно создаются деятельностью людей и, таким образом, являются ее результатом.
О разнообразии социологических взглядов на природу поведения человека в организации дает представление следующий краткий обзор основных теоретических концепций, разработанных социологами.
Теория типичности социальных свойств. Поведение индивидов и групп в организации объясняется наличием у них как субъектов организационных отношений социально типичных свойств, обусловленных принадлежностью к определенной социальной категории (культурной, профессиональной и др. ). Согласно данной логике, факт социальной принадлежности членов группы и группы в целом служит достаточным основанием для объяснения конкретных действий и прогнозирования особенностей их поведения в организации.
Теория социального действия. В соответствии с теорией социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс и др.), поведение в организации необходимо рассматривать как следствие в основном рациональных и скоординированных коллективных действий, при которых каждый субъект поведения учитывает интересы, восприятия и ожидания других участников взаимодействия. В развитие данной теории возникла концепция ограниченной рациональности (Г. Саймон), учитывающая фактический предел возможностей человека в принятии (в условиях известного дефицита времени) полностью рациональных решений, которые требуют учета всей совокупности факторов, от которых зависит его принятие и выполнение. В условиях реального управления (в силу указанных обстоятельств) возможно принимать лишь условно рациональные решения.
Институциональная теория предполагает рассмотрение организационного поведения в контексте функционирования единой социальной системы и составляющих ее институтов, действие которых в свою очередь обеспечивается набором соответствующих социальных ролей, норм и санкций. Другими словами, поведение в организации понимается как результат принятия (соблюдения) субъектом установленных в данном социуме ролевых требований и санкций за нестандартные действия. Все это обеспечивает необходимый уровень социального порядка и предсказуемости поведения персонала.
Функциональная теория объясняет поведение в организации, рассматривая его в качестве функционального элемента единой социальной системы. Другими словами, утверждается, что поведение в организации сводится к выполнению определенной функции или нескольких функций. При этом предполагается, что взаимодействующим субъектам — индивидам (группам) — свойственно изначальное стремление к сохранению и укреплению целостности данной системы и поэтому все процессы, включая процессы в организациях, осуществляются в целях ее выживания. Соответственно они направлены на обеспечение интеграции, сотрудничества, равновесия и т.п. Поведение же при таком понимании (в том числе и поведение в организации) удобно анализировать с помощью одномерной шкалы на континууме: функциональное — дисфункциональное. Ключевые понятия этой теории — «выживание организации», «социальные функции организации», «дисфункции в организации».
Интеракционизм видит предмет социологии в совокупности взаимодействий индивидов в малых группах. Отсюда поведение в организации — это поведение, связанное прежде всего с взаимодействием между сотрудниками формальных структурных подразделений и внутри малых неформальных групп. Поведение субъектов взаимодействия строится, как правило, исходя из учета фактического состава социальных позиций, ролей, ролевых предписаний и ожиданий. Соответственно основное внимание при его изучении должно уделяться рассмотрению и описанию процессов взаимодействия, детерминируемых системой ролей и ролевых ожиданий в группах.
Теории социального конфликта занимают видное место среди социологических объяснительных моделей поведения в социуме. Рассматривая поведение в организации, приверженцы данной теории главное внимание уделяют конфликтам, которые в свою очередь объясняют наличием и столкновением противоположных интересов и социальных позиций коллективных субъектов трудового взаимодействия. Варианты этой теории различаются в зависимости от того, какой именно социальный феномен рассматривается в качестве объекта конфликта (власть, собственность, материальные ресурсы, право на достойное вознаграждение). Теории социального конфликта также стремятся ответить на естественные вопросы о степени его неизбежности и возможных условиях разрешения.
Теории социального обмена основное внимание уделяют механизму поведения индивидов и групп. При этом они видят его пружины в рациональном, взаимовыгодном обмене деятельностями и вознаграждениями. Выявление и изучение правил, обеспечивающих такого рода обмен, составляет основную задачу ее сторонников. Нарушение этих правил рассматривается в качестве главной причины часто наблюдаемого распада групп и организаций.
Феноменологический подход к описанию поведения в организации опирается на идеи феноменологической социологии, называемой еще социологией повседневности, интересующейся сознательными аспектами поведения, соотнесением собственного потока сознания и восприятия сознания других. Ключевое понятие этого подхода — понятие жизненного мира, или мира повседневности, разделяемого многими людьми и вместе с тем содержащего частные, биографически конкретные аспекты. Соответственно в жизненном мире различаются интимные отношения лицом к лицу (мы-отношения) и сдержанные безличные отношения (они-отношения).
Формирование теории организационного поведения опирается на результаты исследований, относящихся не к одной, а ко многим психологическим и социологическим школам. Это вполне закономерно, поскольку организационное поведение как объект исследования само по себе достаточно сложно, чтобы его можно было адекватно, без искажения сути явления, описать и объяснить, находясь в узких рамках одной-единственной методологической позиции и концептуальных предпосылок.
Koнcтaнтин Элиacoвич Oкcинoйд — кандидат философских наук, пpoфеccор кафедры управления пepcоналом Госудаpcтвенного унивеpcитета упpaвления (ГУУ), эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Закрыть
Автоматизация бухгалтерии
для любого бизнеса
Попробовать бесплатно
Определениев кембриджском словаре английского языка
Однако к этому времени значительно усилились голоса тех, кто сопротивлялся грубому бихевиоризму .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Как теория изучения языка, бихевиоризм мало что мог предложить.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Но он не приводит никаких аргументов в пользу бихевиоризма , даже несмотря на то, что часть его рассуждений, похоже, основывается на смутно бихевиористских предположениях.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Этот вид абстрактного бихевиоризма является недостатком попытки преследовать значение идентичности во всем творении.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В отличие от бихевиоризма , эволюционная психология стремится понять поведение через теорию разума, включающую когнитивные, эмоциональные и мотивационные измерения.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Стоит ли психологам вернуться к бихевиоризму ?
Из Кембриджского корпуса английского языка
Хотя это и не является неизбежным, можно понять «метафизическое давление» на физикалиста, заставляющее его принять бихевиоризм .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Теперь, если бы реалисты действительно были привержены менталистическим объяснениям веры, удивительным результатом было бы то, что реализм несовместим с бихевиоризмом .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Битвы против бестелесного бихевиоризма велись и выигрывались в 1950-х годах.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В частности, он говорил на языке поведенческой психологии (часто называемой бихевиоризмом ).
Из Кембриджского корпуса английского языка
Обратите внимание, что идея о том, что это вообще возможно, кажется, предполагает своего рода бихевиоризм не согласуется с гуманистическим пониманием личности. 20.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В обмене (в котором классику постоянно обсчитывают) актер заменяет бихевиоризмом для элегантности, современные речевые обороты для литературных построений и правдоподобие для старинного стиля.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В философии такое определение называется «неявным функциональным определением», и оно использовалось философами для формулирования функционалистских определений сознания в качестве альтернативы 9. 0003 бихевиоризм .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Мне очень трудно представить какое-либо законодательное упражнение в бихевиоризме , которое не разочаровало бы, по крайней мере, некоторых людей.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.В психологии позитивистский подход исторически отдавал предпочтение бихевиоризму .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Просмотреть все примеры бихевиоризма
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Бихевиоризм – определение, типы и методы
Бихевиоризм – это поведенческая психология или теория обучения, которая основывается на идее о том, что человеческое поведение является результатом обусловленности, через которую они прошли всю свою жизнь. Бихевиористы также предполагают, что наши поведенческие реакции — это не что иное, как реакции на внешние раздражители вокруг нас.
Это теория обучения, основанная на идее, что любое поведение приобретается посредством взаимодействия с окружающей средой. Этот процесс взаимодействия с окружающей средой называется кондиционированием. Он фокусируется на том, как люди учатся. Он фокусируется на том, как учащиеся учатся, и описывает идею о том, что все виды поведения изучаются посредством взаимодействия или реакции на стимулы в окружающей среде.
Что такое бихевиоризм?
Определение: Бихевиоризм определяется как теория, используемая для психологического анализа человеческого поведения или наблюдаемых действий вместо ненаблюдаемых мыслей и чувств. Бихевиоризм утверждает, что все виды поведения наследуются от действий окружающей среды, а другие унаследованные факторы очень мало влияют на поведение.
Бихевиоризм оказался весьма эффективным в становлении психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и экспериментам. Это также полезно в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Теории бихевиоризма сочетают в себе элементы философии наряду с методологией и теорией.
История бихевиоризма
Бихевиоризм зародился как реакция на интроспективную психологию в 19 веке.
Созерцательные методы были названы неизмеримыми и субъективными Дж. Б. Уотсоном и Б. Ф. Скиннером, отвергшими методы рефлексивной психологии. Они считали, что окружающая среда, которой люди подвергаются во время взросления, отвечает за их поведение, а не за их генетику.
Стала основной идеей в психологии в период с 1920-х до середины 19-го гг.50-е годы. Давайте посмотрим на исторические разработки в области поведенческой психологии —
- Павлов (1897) представил результаты своего эксперимента по выработке условного рефлекса после первоначального анализа пищеварения у собак .
- Уотсон Дж. (1913) опубликовал свою статью «Психология с точки зрения бихевиориста»
- Уотсон и Рейнер (1920) провели эксперимент, приучив сироту по имени Альберт Б. (он же Маленький Альберт) бояться белой крысы
- Закон эффекта Торндайка (1905)
- Скиннер (1938) опубликовал «Поведение организмов» и предложил концепции оперантного обусловливания и формирования
- Опубликованные Кларком Халлом (1943) «Принципы поведения»
- Б. Ф. Скиннер (1948) придумал Уолдена Два, который он использовал для описания утопического общества, основанного на бихевиористских принципах
- Скиннер, Б.Ф. (1957) опубликовал Вербальное поведение в Нью-Йорке: Appleton-Century-Crofts
- В 1958 году начал издаваться Журнал экспериментального анализа поведения
- Хомский (1959) выступил со своей критикой бихевиоризма Скиннера, «Обзор вербального поведения»
- Книга Бандуры «Теория социального обучения и развитие личности», в которой сочетаются как когнитивные, так и поведенческие концепции, была опубликована в 1963 г.
- Книга Б. Ф. Скиннера «За гранью свободы и достоинства» была опубликована в 1971 году
Типы бихевиоризма
В общем, наиболее распространенными типами бихевиоризма являются оригинальный «методологический бихевиоризм» Дж. Б. Уотсона и другие формы бихевиоризма, вдохновленные работами Уотсона. Все остальные формы бихевиоризма известны под общим названием необихевиоризм или радикальный бихевиоризм.
Давайте углубимся в них здесь и поймем их значение-
1. Методологические
Уотсон в своей статье 1913 года «Психология с точки зрения бихевиористов» (обычно называемой «манифестом бихевиористов») описывает принципы всех бихевиористов как —
Психология с бихевиористской точки зрения является чисто объективной экспериментальной отраслью естествознания. Его теоретическая цель — предсказание поведения и управление им. Интроспекция не составляет существенной части ее методов, и научная ценность ее данных не зависит от готовности, с которой они поддаются интерпретации с точки зрения сознания.
Бихевиорист в своих попытках получить единую схему реакции животных не видит разделительной линии между человеком и животным. Поведение человека со всей его изощренностью и сложностью составляет лишь часть общей схемы исследования бихевиориста.
В своей статье Уотсон решительно отвергал менталистские методы и основывал свою философию на том, чем должна быть психология, т. е. наукой о поведении (бихевиоризм).
2. Радикальный
Основанный Б. Ф. Скиннером, он верил в то, что организмы признают роль биологических компонентов в поведении. Его идеи в основном основывались на научных объяснениях, а не на методах.
Поведенческую философию Скиннера можно понимать как расширение формы поведенческой психологии Уотсона, теоретизируя, что процессы внутри организма или частные или внутренние события, такие как мысли и чувства, также связаны с наукой о поведении.
Поведенческая психология Скиннера предполагает, что переменные среды эффективны в управлении внутренними событиями, так же как они эффективны в контроле наблюдаемого поведения. Идеи радикального бихевиоризма далее используются Уиллардом Ван Орманом Куайном в его исследованиях знаний и языка.
Теперь, когда дело доходит до понимания различий между психологией поведения Уотсона и Скиннера, вы должны понимать, что, как и Уотсон, Скиннер также обращал внимание на роль внутренних психических событий.
В процессе он согласился с Уотсоном в том, что такие личные события нельзя использовать для объяснения поведения, но он также предложил объяснять личные события в анализе поведения. Еще одно ключевое различие между ними заключается в том, в какой степени факторы окружающей среды эффективно влияют на поведение.
С одной стороны, методологический бихевиоризм Уотсона предполагает, что разум при рождении представляет собой tabula rasa (чистый лист), а с другой стороны, радикальный бихевиоризм признает тот факт, что организмы рождаются с врожденным поведением. Следовательно, радикальный бихевиоризм Скиннера признает роль генов и биологических компонентов в человеческом поведении.
3. Психологический
Психологический бихевиоризм относится к новым принципам человеческого поведения и человеческого обучения. Он предполагает, что мы, люди, учимся с помощью принципов обучения животных, а также с помощью специальных принципов обучения человека.
Принципы, используемые в них, связаны с нашей уникальной и огромной способностью к обучению, поскольку мы склонны изучать группу навыков, которые позволяют нам изучать другие вещи. Следовательно, наш процесс обучения носит кумулятивный характер. В целом, как исследовательская программа в рамках психологии, она объясняет поведение людей и животных с точки зрения внешних физических раздражителей, историй обучения, реакций и поведенческих подкреплений.
Проблески психологического бихевиоризма можно найти в работах Ивана Павлова (1849 г.–1936) вместе с Эдвардом Торндайком (1874–1949) и Уотсоном. Его наиболее полное выражение можно найти в работе Б. Ф. Скиннера о графиках подкрепления.
Типы научения
1. Классическое научение
Классическое научение — это поведенческая стратегия обучения, включающая сочетание нейтрального стимула с естественным стимулом. Даже при отсутствии природного стимулятора нейтральный стимул в конечном итоге вызывает ту же реакцию, что и естественный стимул.
Согласно бихевиористам, классическая обусловленность связана с несколькими различными явлениями. Некоторые из этих частей связаны с первоначальным формированием реакции, тогда как другие части связаны с ее уходом.
Безусловный ввод порождает безусловные, естественные и автоматические ответы. Безусловная реакция – это естественная реакция на безусловный раздражитель, возникающая без обучения.
2. Оперантное обусловливание
Оперантное обусловливание более известно как инструментальное обусловливание. Это тип обучения, который включает положительные и отрицательные стимулы и наказания. Связь или связь формируется между поведением и следствием через оперантное обусловливание.
Когда работа или действие дают хороший результат, у поведения больше шансов повториться в будущем. Оперантное поведение — это то, что мы можем сознательно регулировать. Некоторые могут произойти случайно, а другие запланированы, но последствия этих действий определяют, повторятся ли они в будущем.
Однако оперантное обусловливание не ограничивается дрессировкой лабораторных животных в экспериментальных ситуациях. Это оказывает значительное влияние на повседневное обучение.
Собаки Павлова Эксперимент
Эксперимент Павлова с собакой — известный бихевиористский эксперимент. В этом эксперименте группе собак давали еду при звуке колокольчика.
Собак кормили под звук колокольчика в течение нескольких дней, когда убедились, что собаки приучены к звуку колокольчика в течение достаточно длительного периода времени.
Через некоторое время было замечено, что у собак выделялась слюна при звуке колокольчика, даже когда до этого им предлагали еду. Этот эксперимент доказал, на чем основан бихевиоризм; на наше поведение влияет то, что мы переживаем, и окружающая среда, которой мы подвергаемся.
Теория обучения бихевиоризму
Теория обучения бихевиоризму помогает мотивировать и помогать людям. Благодаря реакции на правильный стимул информация передается от педагогов к ученикам. Бихевиоризм показывает, как учащиеся реагируют и реагируют на различные стимулы. Положительные и отрицательные подкрепления повторяются и напоминают учащимся о том, какое поведение от них ожидается.
Пример – положительное подкрепление
При отсутствии положительного подкрепления учащиеся не работают.
Например, раздача стикера каждый раз, когда кто-то получает пятерку за тест, является положительным подкреплением. Когда учитель перестанет раздавать стикеры, меньше учеников смогут получить пятерки на экзаменах.
Достигается баланс между положительным подкреплением и повторением, чтобы напомнить учащимся, почему следует продолжать определенное поведение.
Методы обучения бихевиоризму
1. Вопросы и ответы
Вопросы используются в качестве стимула, а ответы – в качестве реакции на стимуляцию. Уровень сложности вопросов постепенно увеличивается.
2. Практика под руководством
Желаемое поведение достигается у учеников с помощью направления их с положительным подкреплением.
3. Упражнение
Повторение и закрепление определенного поведения реализуется с помощью схемы обучения.
4. Регулярный повтор
Регулярное повторение с помощью положительного подкрепления имеет важное значение для того, чтобы помочь учащимся запомнить информацию.
Критика бихевиоризма
Изучение иностранного языка и математики выявляют лучшую теорию обучения психологии поведения, но не подходят для аналитического и комплексного обучения. Конкретные критические замечания утверждают, что бихевиоризм не состоит из человеческого обучения и поведения и не полностью развит.
Сильные стороны бихевиоризма
- Научная и воспроизводимая
- Изменяет поведение в реальном мире
- Бихевиоризм применяется в терапии, образовании, воспитании детей и уходе за детьми
- Сосредоточены на измеримом и наблюдаемом поведении
Это основа эффективных терапевтических стратегий, таких как интенсивное поведенческое вмешательство, анализ поведения, экономия на символах и дискретное пробное обучение.
Слабые стороны бихевиоризма
- Настроения, мысли или чувства, которые являются важными доминантами поведения, не учитываются.
- Все виды и формы обучения не объясняются четко
- Биологические воздействия не учитываются
Даже если поведение было сформировано с помощью положительного или отрицательного подкрепления, люди могли адаптироваться при предоставлении дополнительной информации.
Вопросы и дебаты о бихевиоризме
1. Детерминизм против свободы воли
Идея подхода к социальному обучению имеет более мягкий детерминизм, поскольку признает, что мы сами выбираем, копировать поведение или нет. Поведенческий подход в высшей степени детерминирован, потому что каждому поведению мы учимся в нашей среде посредством классического и оперантного обусловливания. Сумма нашего прошлого воспитания и есть то, кто мы есть.
2. Природа против воспитания
Бихевиоризм, который утверждает, что наше окружение учится нашему поведению, во многом относится к проблеме воспитания. Концепция социального обучения, которая утверждает, что мы изучаем свое поведение через образцы для подражания в нашем окружении, аналогична со стороны воспитания. Помимо нескольких генетических характеристик и способности к обучению, бихевиористская точка зрения утверждает, что всему сложному поведению можно научиться из окружающей среды.
3. Редукционизм против холизма
Редукционистский подход бихевиоризма и социального обучения разделяет компоненты сложного поведения для изучения. По мнению бихевиористов, любое поведение, как бы трудно оно ни было, можно разбить на фундаментальные элементы обучения.
4. Номотетический и идиографический
Это номотетический подход, поскольку он предполагает, что все поведение контролируется одними и теми же законами обусловливания. Индивидуальные различия учитываются и объясняются с точки зрения различий в истории кондиционирования.
Психология была приведена к научным методам благодаря бихевиористскому подходу. Различные исходы тщательно контролировались в лабораторных тестах.
Эти эксперименты можно было повторить, и собранная информация была объективной. Однако бихевиористы использовали эксперименты на животных, поскольку считали, что люди и животные учатся одинаково.
Бихевиоризм и теория социального научения
Внешние влияния — это идея, в которую верят как теория социального научения, так и бихевиористская теория научения. Внутренние психологические процессы, оказывающие влияние на поведение, предполагаются в теории социального научения, но отвергаются в бихевиоризме.
Теория социального научения утверждает, что поведение — это не просто реакция на стимулы. В нем говорится, что студенты учатся через наблюдение, а затем повторяют определенное поведение, основываясь на своем сознании. Теория социального обучения утверждает, что такие эмоции, как желание, и такие факторы, как давление сверстников, влияют на поведение человека.
Вывод!
Анализ поведения до сих пор широко используется в качестве терапевтического инструмента, помогающего детям с аутизмом и нарушениями развития приобрести новые навыки.
Поведенческая психология оказалась весьма полезной для понимания процесса обучения, а также развития речи, нравственного и гендерного развития. Он объяснил все эти концепции в терминах обусловленности.
Его практическое применение имеет место в формах поведенческой терапии, модификации поведения и т. д. для лечения ненормального поведения и помощи в клинической психологии.
Содержание
- Что такое бихевиоризм?
- История бихевиоризма
- Типы бихевиоризма
- 1. Методологический
- 2. радикал
- 3. Психологический
- Типы кондиционирования
- 1. Классическая кондиционирование
- 2. Оператор. Теория
- Пример – положительное подкрепление
- Методы обучения бихевиоризму
- 1. Вопросы и ответы
- 2. Практика под руководством
- 3. Упражнение
- 4. Regular Review
- Criticisms of Behaviorism
- Strengths of Behaviorism
- Weaknesses of Behaviorism
- Issues and Debates on Behaviorism
- 1. Determinism vs. Free will
- 2. Nature vs. Nurture
- 3 , Редукционизм против холизма
- 4. Номотетический против идиографического
- Бихевиоризм и теория социального научения
- Заключение!
Что такое бихевиоризм | ИГИ Глобал
1.
Также называемый бихевиористским подходом, он был основной парадигмой в психологии в период с 1920-х по 1950-е годы и в первую очередь касался наблюдаемого поведения, а не внутренних событий, таких как мышление и эмоции. Узнайте больше в: МООК и вызовы, которые они ставят перед высшим образованием
2.
Исследовательский подход, который подчеркивает внешние поведенческие аспекты мышления. Для анализа журнала транзакций мы используем более открытый взгляд на бихевиоризм . В этом более всеобъемлющем представлении бихевиоризм подчеркивает наблюдаемое поведение, не сбрасывая со счетов внутренние аспекты, которые могут сопровождать это внешнее поведение. Узнайте больше в: Научно-методические основы анализа журнала транзакций
3.
Эта теория обучения рассматривает обучение как изменение наблюдаемого поведения, которое является результатом опыта и длится с течением времени. Основываясь на концепции Б. Ф. Скиннера, согласно которой поведение изменяется из-за смежности или сочетания стимулов, озарения, цели, идеи и любые другие изменения, которые существуют только в сознании учащегося, не учитываются (Eggen & Kauchak, 19).99) Узнайте больше в: Создание поддерживающей мультимедийной среды обучения
4.
Бихевиоризм , также известный как поведенческая психология, представляет собой теорию обучения, основанную на идее о том, что любое поведение приобретается посредством обусловливания. Кондиционирование происходит через взаимодействие с окружающей средой. Бихевиористы считают, что наши реакции на внешние раздражители формируют наши действия. Бихевиоризм — это систематический подход к пониманию поведения людей и других животных. Он предполагает, что поведение является либо рефлексом, вызванным сочетанием определенных предшествующих стимулов в окружающей среде. Узнайте больше в: Феноменология религиозного опыта: христианский взгляд
5.
Психологическая теория, основанная на предположении, что поведение человека определяется окружающей средой через ассоциации и подкрепление. Узнайте больше в: Образовательные подходы к борьбе с киберзапугиванием
6.
Теория о том, что все объективно наблюдаемое поведение является результатом обусловленности; теория дискредитирует умственную деятельность. Узнайте больше в: Человеческое познание в разработке вспомогательных технологий для людей с ограниченными возможностями обучения
7.
Теория, согласно которой обучение основано на предположении, что наблюдаемое поведение более важно, чем понимание внутренней деятельности, поведение должно быть сосредоточено на конкретных стимулах и ответных реакциях, обучение связано с изменением поведения. (Гредлер, 2005). В контексте онлайн-обучения этот термин используется для описания традиционного формата обучения, в котором используются, среди прочего, лекции, обсуждения, проекты, видео, ограничения по времени, экзамены и схемы оценок. Узнайте больше в: Массовые открытые онлайн-курсы: образовательная революция
8.
Теория обучения животных и человека, которая фокусируется только на объективно наблюдаемом поведении и не учитывает умственную деятельность. Теоретики поведения определяют обучение как не что иное, как приобретение нового поведения. URL: www.funderstanding. com Узнайте больше в: Андрагогика и технологии
9.
Это означает бихевиористскую философию обучения. Впервые изобретенным Джоном Уотсоном в 1920-х годах и усовершенствованным Б. Ф. Скиннером в 19-м веке.60-е годы. В переводе на онлайн-преподавание и обучение он представляет собой «запрограммированное обучение», впервые представленное в 1960-х годах. В 21 веке программированное обучение по-прежнему полезно для виртуальной среды обучения, но его необходимо дополнять и дополнять андрагогическими методами обучения, когда речь идет о помощи взрослым учащимся в обучении в онлайн-среде обучения. Узнайте больше в: Традиционное онлайн-обучение против андрагогического онлайн-обучения
10.
Образовательная теория была сосредоточена на изменении наблюдаемого поведения учащихся с использованием подкрепления в соответствии со структурой стимула и реакции. Узнайте больше в: Образовательные технологии и теория обучения
11.
Также называемый бихевиористским подходом, он был основной парадигмой в психологии в период с 1920-х по 1950-е годы и в первую очередь касался наблюдаемого поведения, а не внутренних событий, таких как мышление и эмоции. Узнайте больше в: Педагогическое обучение или андрагогическое обучение через МООК?
12.
Это системный подход к пониманию поведения людей и других животных. Он предполагает, что все виды поведения являются либо рефлексами, вызванными реакцией на определенные стимулы в окружающей среде, либо следствием истории этого человека, включая особенно подкрепление и наказание, а также текущее мотивационное состояние человека и контролирующие стимулы. Хотя бихевиористы в целом признают важную роль наследственности в определении поведения, они в первую очередь сосредотачиваются на факторах окружающей среды. Узнайте больше в: Дизайн интерфейса
13.
Теория, утверждающая, что поведение формируется посредством подкрепления. Узнайте больше в: Один размер не подходит всем: обучение адаптации обучения к потребностям азиатских студентов EFL
14.
Бихевиоризм — это теория обучения, которая приравнивает обучение к изменениям в наблюдаемом поведении. Согласно этой модели, люди учатся, реагируя на внешние раздражители. Благодаря повторяющемуся графику подкрепления результаты становятся рутинными, и происходит «обучение». Таким образом, лучший способ облегчить бихевиористское обучение с помощью ID — это предоставить учащемуся соответствующие стимулы, чтобы вызвать правильную реакцию, и повторять процесс до тех пор, пока реакция не станет автоматической. Узнайте больше в: Конец учебного дизайна
15.
Обучение рассматривается как изменение поведения, а поведение учащегося объясняется внешними физическими стимулами и реакциями, а не тем, что учащийся думает. Узнайте больше в: Разработка инструкций для успешного онлайн-обучения
16.
Бихевиоризм был официально установлен с публикацией в 1913 году классической статьи Джона Б. Уотсона. Принцип бихевиоризма основан на идее, что любое поведение приобретается посредством обусловливания. Окружающая среда считается важным фактором кондиционирования. Бихевиористы считают, что наши реакции на внешние раздражители формируют наши действия. Узнайте больше в: Иммерсивные технологии: прошлое, настоящее и будущее в образовании
17.
Бихевиоризм на самом деле является теорией обучения, основанной на реакции на стимул, а бихевиористская школа мысли рассматривает знание как возникающее из репертуара реакции на стимул, где любое обучение происходит вне человека, а когнитивная функция человека не играет никакой роли. . Узнайте больше в: Оценочная основа для наиболее подходящей теории мобильного обучения
18.
Психологическая парадигма, которая рассматривает обучение как приобретение поведения посредством обусловливания. Узнайте больше в: Оценка обучения и технологий: образование в области компьютерных наук
19.
Теория, которая делает упор на управление поведением, а также на навыки мышления низшего порядка, такие как запоминание и припоминание. Узнайте больше в: Отрываясь: как виртуальные миры влияют на педагогическую практику
20.