Концепция фрейда кратко: Зигмунд Фрейд. Основы психоанализа и структурная модель психики

Содержание

1. Психоаналитическая теория З. Фрейда структура личности по З. Фрейду Психология реферат 3


База данных защищена авторским правом ©dogmon. org 2023
обратиться к администрации

Содержание

Введение


1.Психоаналитическая теория З. Фрейда ………………………………………….4

2.Структура личности по З. Фрейду………………………………… …………….9

2.1. Развитие личности……………………………………………………………..12

3.Защитные механизмы личности …………………………………………………14

Заключение

1.Введение


В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования, усиливается стремление человека осознать неосознанные стороны своей личности.

Когда психологи обращаются к изучению личности, то в первую очередь они сталкиваются с многообразием ее свойств и их проявлений в поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое – вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекает задача осознать все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим свойством, и раскрыть объективные основания этой системы.

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда относится к психодинамическим теориям, охватывает всю жизнь человека и использует для описания личности внутренние свойства индивида, в первую очередь, его потребности и мотивы.

Цель исследования – изучить теорию личности З. Фрейда и ее влияние на современную психологию.

Задачи исследования:

1. Изучить общие положения психоаналитической теории З. Фрейда.

2.Проанализировать развитие взглядов З. Фрейда относительно структуры личности и дать содержательную характеристику ее компонентов.

3. Рассмотреть основные защитные механизмы личности и их значение.

Метод исследования – теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

1. Психоаналитическая теория З. Фрейда

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда — учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально прису­щие человеческое организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе фор­мирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода био­логические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом чело­веке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), кан­нибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд нас­таивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив т ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных пред­ков.

По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуаль­ный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции.

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бы­тия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность раз­личных социальных групп, народов и государств.

Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта яв­ляется всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

Концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях он говорил о либидо как о меняющейся коли­чественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в ко­нечном результате составляет только продукт дифференциации энер­гии, действующей вообще в психике.

Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно ис­кать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представ­ляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспомина­ниями, средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Су­пер-Эго) — нормы общества, воспринятые человеком».Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои — Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. По­скольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся чело­веческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Раскрывая сущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, — наиболее важная роль в формировании и жизнедеятель­ности человека играет также комплекс Эдипа. Исследуя сновидения сво­их пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основ­ным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест).

Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

В комплексе Эдипа, как полагал Фрейд «завершается инфантиль­ная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых. Каждому новорожденному предстоит задача одо­леть Эдипов комплекс, кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом».

Таким образом, Эдипов комплекс является, по Фрейду, базисом человеческого бытия, в то время как три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода — взаимоотношение «Оно» и «Я».

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными «защитными механизмами» («механизма­ми защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека. Важ­нейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспе­чить известную целостность и стабильность личности в условиях конф­ликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал «сублима­цию» (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), «вытеснение» (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), «регрессию» (переход на более примитив­ный уровень мышления и поведения), «проекцию» (неосознанное пере­несение, “приписывание” собственных ощущений, представлений, жела­ний, мыслей, влечений и зачастую «постыдных», бессознательных стрем­лений другим людям), «рационализацию»(бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), «реактивное образование» (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), «фиксацию поведения» (тенденцию «Я» к сохране­нию апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивое стремлению к повторениям) и др.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции,

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией лич­ности многие свои гипотезы и концепции. Примером тому могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые дейст­вительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

Отметим, что значительное влияние на дальнейшее развитие сов­ременной психологии и социологии личности оказали и примыкающие к психоанализу психосоциологические теории А.Адлера, К.Юнга, К.Хорни, Г.Салливена, Э.Фромма и других. Концепции этих исследователей получили наз­вание неофрейдистских, так как все они так или иначе опирались на идеи З.Фрейда. Например, А.Адлер (1870-1937), социологизируя психо­анализ в противовес Фрейду отвергал идею расчленения личности на три инстанции («Оно», «Я» и «Сверх-Я») и ориентировался на принцип единства личности и примат социальных факторов в человеческом по­ведении.

Адлер рассматривал социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида — как изначально социальное существо.

К. Юнг (1875-1961), познакомившись с теорией Фрейда, во мно­гом поддержал его воззрения. Он активно разрабатывал психоаналитические идеи и пытался применить их на практике,[4]. В дальнейшем Юнг отошел во многом от традиционного психоанализа и предложил свою довольно сложную структуру человеческой психики, по его мнению она состоит из четырех универсальных элементов: личного сознания, кол­лективного сознания, личного бессознательного и коллективного бес­сознательного. Под «коллективным бессознательным» Юнг понимал «разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа».

Среди идей Фрейда, подвергшихся основательной критике со сто­роны К.Хорни (1885-1952), были, в частности, такие фундаментальные элементы его учения, как теория инстинктов, Эдипов комплекс, кон­цепция либидо и др. Но наиболее остро Хорни критиковал Фрейда за чрезмерное подчеркивание биологического происхождения психических явлений и за игнорирование им «культурных факторов». По мнению Хор­ни, к глобальным принципам, управляющим человеком, обуславливающим его поведение, относятся стремление к безопасности и реализация соб­ственных желаний.

Философ, психоаналитик и социолог Э.Фромм (1900-1980), прек­расно осознавая новизну и важность идей Фрейда для развития соии-ального познания, осуществил наиболее впечатляющую реформацию пси­хоаналитического учения, которая в значительной мере содействовала росту популярности как собственно психоанализа, так и психосоциологических доктрин.

Исследуя роль психических факторов в деятельности личности, в различных социальных процессах, Фромм критически переосмыслил ряд принципиальных положений теории Фрейда. Отвергая как миф тезис о «неизменной человеческой природе», Фромм утверждал, что в ходе эво­люции человек частично утрачивает «непосредственную инстинктивную основу» и обретает новые качества, обуславливаемые социальной сре­дой.

Фромм считал, что «самые прекрасные, как и самые уродливые наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате соци­ального процесса формирования личности… Человеческая натура — страсти человека и тревоги его — есть продукт культуры…».

В результате самостоятельного исследования истории человече­ского общества Фромм пришел к выводу о существовании рада социаль­ных характеров людей, представляющих собой ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отли­чие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры. Согласно учению Фромма «социоэкономическая струк­тура общества формирует социальный характер своих членов таким об­разом., что им хочется делать то, что они должны делать»,[5].

Пожалуй никто из неофрейдистов не уделял столь большого вни­мания анализу положения личности на различных этапах эволюции чело­веческого общества, как Фромм, что в значительной мере содействова­ло обогащению его учения.

Для думающей части населения в современной России Фромм, как мыслитель и гуманист, интересен своими подходами к опенке кризиса нынешнего западного капиталистического общества и путей его преодо­ления. Приложив значительные усилия для осознания и развенчания ря­да опасных социальных иллюзий, Фромм пришел к выводу, что причины кризиса предопределены экономическими и психологическими противо­речиями самой индустриальной системы. Отдавая должное ее разнооб­разным достижениям, Фромм вместе с тем критически проанализировал великие обещания и большие надежды на безграничный прогресс, кото­рые были характерны для ряда поколений индустриальной эпохи. Вывод Фромма был однозначен: большие надежды на достижение материального изобилия, неограниченной личной свободы, счастья для наибольшего количества людей и господства над природой потерпели крах. Цивили­зация оказалась на грани самоуничтожения.

Неофрейдистские доктрины явились прямым следствием идей. и кон­цепций З.Фрейда, в чем состоит его огромная заслуга перед наукой.

2. Структура личности по З. Фрейду

Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

Взаимосвязь между топографической и структурными моделями показана на рисунке.

ИД. Первичные процессы мышления.

Из рисунка видно что сфера ИД полностью неосознаваема, в то время как суперэго пронизывает все три уровня.

Это было названо структурной моделью Структурная модель личности: ид (оно), эго и суперэго. Сфера ИД полностью неосознаваемая, в то время как суперэго пронизывает все три уровня. Рассмотрим поподробнее все три структуры.

ИД. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. И только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» (З. Фрейд «Я и Оно»). Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория».

Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности.

Первичные процессы — нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда, не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура – эго.

ЭГО (лат. «ego» – «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго является отделением от ид, черпает от него часть энергии для преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. Эго в своих проявлениях руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики является одной из основных целей психоаналитической терапии. Таким образом, мы подошли к последней структуре психики.

Скачать 63.69 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Фрейдизм, классический психоанализ — Психологос

Фрейдизм — классический, ортодоксальный психоанализ, выводящий все проблемы взрослого человека из полового инстинкта.

В расширительном понимании под фрейдизмом подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Неофрейдисты остаются в рамках фрейдизма, пока принимают схему Оно — Сверх-Я и Я, но выходят за рамки ортодоксального фрейдизма, когда по-другому видят взаимоотношения этих начал. В концепции классического психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эрик Эриксон, развивая психоанализ, стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечи­вающими гармоничное развитие личности.

Психоанализ, в точном значении слова, отличается от фрейдизма. Многие исследователи, которым близок психоанализ, не принимают фрейдизм. Аналогично по поводу психодинамического подхода: фрейдизм является разновидностью психодинамического подхода, но психодинамический подход — шире фрейдизма, к нему не сводится.

Основные тезисы, по которым узнается фрейдизм:

  • Человек по своей природе эгоистичен, в основе всех поступков человека и всех его проблем в конечном счете лежат подавленные сексуальные желания (либидо). Невроз образуется в результате столкновения сексуальных желаний с невозможностью их удовлетворить. Символика сновидений и оговорок имеет преимущественно сексуальное значение. Подробнее см.→
  • Все дети проходят через Эдипов комплекс. Мальчики начинают желать свою мать и ненавидят отца как соперника, девочки аналогично направляют свои инцестуозные желания на мать, но вдобавок начинают испытывать зависть к пенису.
  • Психосексуальное развитие проходит через пять фаз: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную.

Психоаналитический подход по З.Фрейду включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации.

На этих принципах основывается психоаналитическое наследие, для которого наиболее существенными являются следующие положения:

  1. Главное значение имеют человеческие инстинктивные импульсы, их выражение и трансформация и, что наиболее важно, их подавление, посредством которого удается избежать болезненных чувств или переживаний неприятных мыслей, желаний и воздействия сознания
  2. Вера, что такое подавление является, по существу, сексуальным, что причиной расстройства является неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие
  3. Идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя
  4. Уверенность в сопротивлении выявлению эдипова комплекса, его быстром восстановлении
  5. Мысль о том, что, по существу, мы имеем дело с борьбой между биологическими внутренними импульсами (или инстинктами — Ид) и выступающим в роли защиты по отношению к внешней реальности Эго — в общем контексте моральных правил или стандартов (Супер-Эго)
  6. Приверженность концепции психического детерминизма, или причинности, согласно которой психические феномены, так же как и поведение, бесспорно, не изменяются случайно, а связаны с событиями, которые предшествуют им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения

Цель психотерапии в классическом психоанализе — понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни. Основной метод — анализ свободных ассоциаций.

Зигмунд Фрейд | Биография, теории, психология, книги, произведения и факты

Зигмунд Фрейд

Смотреть все СМИ

Родился:
6 мая 1856 г. Чехословакия
Умер:
23 сентября 1939 г. (83 года) Лондон Англия
Учредитель:
психоанализ
Предметы изучения:
кастрационная тревога конверсионное расстройство идентификатор либидо защитный механизм

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Где получил образование Зигмунд Фрейд?

После окончания (1873 г.) средней школы в Вене Зигмунд Фрейд поступил на медицинский факультет Венского университета, специализируясь на физиологии и неврологии; он получил медицинскую степень в 1881 году. Он обучался (1882–85) в качестве клинического ассистента в больнице общего профиля в Вене и учился (1885–86) в Париже у невролога Жана-Мартена Шарко.

От чего умер Зигмунд Фрейд?

Зигмунд Фрейд умер от смертельной дозы морфия, введенной по его просьбе его другом и врачом Максом Шуром. Фрейд страдал от мучительной боли, вызванной неоперабельной раковой опухолью в его глазнице и щеке. Рак начался с поражения во рту, которое он обнаружил в 1923 году.

Что писал Зигмунд Фрейд?

Объемные труды Зигмунда Фрейда включали Толкование сновидений (1899/1900), Психопатология повседневной жизни (1904), Тотем и табу (1913) и Цивилизация и ее недовольство (1930).

Чем знаменит Зигмунд Фрейд?

Фрейд известен изобретением и развитием техники психоанализа; за формулировку психоаналитической теории мотивации, психических заболеваний и структуры подсознания; и за влияние на научные и популярные представления о человеческой природе, постулируя, что как нормальные, так и ненормальные мысли и поведение управляются иррациональными и в значительной степени скрытыми силами.

Зигмунд Фрейд , (родился 6 мая 1856 года, Фрайберг, Моравия, Австрийская империя [ныне Пржибор, Чехия] — умер 23 сентября 1939 года, Лондон, Англия), австрийский невролог и основатель психоанализа.

(Читайте эссе Зигмунда Фрейда «Британника» 1926 года о психоанализе.)

Фрейда по праву можно назвать самым влиятельным интеллектуальным законодателем своего времени. Созданный им психоанализ был одновременно теорией человеческой психики, терапией для облегчения ее недугов и оптикой для интерпретации культуры и общества. Несмотря на неоднократную критику, попытки опровержения и оговорки работы Фрейда, ее заклинание оставалось сильным даже после его смерти и в областях, далеких от психологии в ее узком понимании. Если, как однажды заявил американский социолог Филип Рифф, «психологический человек» заменил такие прежние понятия, как политический, религиозный или экономический человек, в качестве доминирующего образа самого себя в 20-м веке, это в немалой степени связано с силой видения Фрейда и кажущаяся неисчерпаемость интеллектуального наследия, которое он оставил после себя.

Отец Фрейда, Якоб, был еврейским торговцем шерстью, который был женат один раз до того, как женился на матери мальчика, Амалии Натансон. Отец, которому на момент рождения Фрейда было 40 лет, кажется, был относительно отстраненной и авторитарной фигурой, в то время как его мать была более заботливой и эмоционально доступной. Хотя у Фрейда было два старших сводных брата, его самая сильная, хотя и самая амбивалентная привязанность, по-видимому, была к племяннику Джону, который был на год старше его, который послужил образцом близкого друга и ненавистного соперника, который Фрейд часто воспроизводил на более поздних стадиях своего развития. жизнь.

Викторина «Британника»

Назовите эту историческую личность!

В 1859 году семья Фрейдов была вынуждена по экономическим причинам переехать в Лейпциг, а затем через год в Вену, где Фрейд оставался до аннексии Австрии нацистами 78 лет спустя. Несмотря на неприязнь Фрейда к имперскому городу, отчасти из-за частого антисемитизма его граждан, психоанализ существенным образом отразил культурный и политический контекст, из которого он возник. Например, чувствительность Фрейда к уязвимости отцовского авторитета в душе вполне могла быть вызвана упадком власти поколения его отца, часто либеральных рационалистов, в империи Габсбургов. Точно так же и его интерес к теме соблазнения дочерей сложным образом коренился в контексте венского отношения к женской сексуальности.

В 1873 году Фрейд окончил гимназию Шперля и, по-видимому, вдохновленный публичным чтением эссе Гёте о природе, посвятил себя медицине. В Венском университете он работал с одним из ведущих физиологов своего времени Эрнстом фон Брюке, представителем материалистической, антивиталистической науки Германа фон Гельмгольца. В 1882 году он поступил в больницу общего профиля в Вене в качестве клинического ассистента, чтобы пройти обучение у психиатра Теодора Мейнерта и профессора внутренней медицины Германа Нотнагеля. В 1885 году Фрейд был назначен лектором по невропатологии, завершив важное исследование мозгового вещества. В это время у него также появился интерес к фармацевтическим преимуществам кокаина, который он преследовал в течение нескольких лет. Хотя в глазной хирургии были обнаружены некоторые положительные результаты, приписываемые другу Фрейда Карлу Коллеру, общий результат оказался плачевным. Защита Фрейда не только привела к смертельной зависимости другого близкого друга, Эрнста Фляйшля фон Марксова, но и на время запятнала его медицинскую репутацию. Интерпретирует ли кто-нибудь этот эпизод в терминах, ставящих под сомнение благоразумие Фрейда как ученого, он соответствовал его пожизненной готовности искать смелые решения для облегчения человеческих страданий.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Научная подготовка Фрейда оставалась чрезвычайно важной в его работе или, по крайней мере, в его собственной концепции ее. В таких сочинениях, как «Entwurf einer Psychologie» (написано в 1895 г., опубликовано в 1950 г.; «Проект научной психологии»), он подтвердил свое намерение найти физиологическую и материалистическую основу для своих теорий психики. Здесь механистическая нейрофизиологическая модель соперничала с более органичной, филогенетической моделью, демонстрируя сложный долг Фрейда перед наукой своего времени.

В конце 1885 года Фрейд покинул Вену, чтобы продолжить изучение невропатологии в парижской клинике Сальпетриер, где он работал под руководством Жана-Мартена Шарко. Его 19 недель во французской столице стали поворотным моментом в его карьере, поскольку работа Шарко с пациентами, классифицированными как «истерики», познакомила Фрейда с возможностью того, что психологические расстройства могут иметь своим источником не мозг, а разум. Демонстрация Шарко связи между истерическими симптомами, такими как паралич конечности, и гипнотическим внушением предполагала влияние психических состояний, а не нервов в этиологии болезни. Хотя Фрейду вскоре пришлось отказаться от своей веры в гипноз, он вернулся в Вену в феврале 1886 года с заложенными семенами своего революционного психологического метода.

Через несколько месяцев после своего возвращения Фрейд женился на Марте Бернайс, дочери известной еврейской семьи, предками которой были главный раввин Гамбурга и Генрих Гейне. Она должна была родить шестерых детей, одна из которых, Анна Фрейд, должна была стать самостоятельным выдающимся психоаналитиком. Хотя яркая картина их брака, нарисованная Эрнестом Джонсом в его исследовании «Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда » (1953–1957 гг.), была уточнена более поздними учеными, ясно, что Марта Бернейс Фрейд оказывала глубоко поддерживающее влияние во время жизни ее мужа. бурная карьера.

Вскоре после женитьбы Фрейд подружился с берлинским врачом Вильгельмом Флиссом, чья роль в развитии психоанализа вызвала широкое обсуждение. На протяжении 15 лет их близости Флисс был бесценным собеседником для самых смелых идей Фрейда. Вера Фрейда в человеческую бисексуальность, его идея об эрогенных зонах на теле и, возможно, даже его приписывание сексуальности младенцам вполне могли быть вызваны их дружбой.

Несколько менее противоречивое влияние оказало партнерство Фрейда с врачом Йозефом Брейером после его возвращения из Парижа. Фрейд обратился к клинической практике в области нейропсихологии, и кабинет, который он открыл на Берггассе, 19, должен был оставаться его консультационной комнатой почти полвека. До начала их сотрудничества, в начале 1880-х, Брейер лечил пациентку по имени Берта Паппенгейм — или «Анна О.», как ее стали называть в литературе, — которая страдала от различных истерических симптомов. Вместо гипнотического внушения, как у Шарко, Брейер позволил ей впасть в состояние, похожее на самогипноз, в котором она рассказывала о начальных проявлениях своих симптомов. К удивлению Брейера, сам акт вербализации, казалось, давал некоторое облегчение от их власти над ней (хотя более поздние исследования поставили под сомнение его постоянство). «Лечение разговором» или «чистка дымохода», как называли его соответственно Брейер и Анна О., по-видимому, действовали катарсически, вызывая абреакцию или разрядку сдерживаемого эмоционального блока, лежащего в основе патологического поведения.

Психология Фрейда | Психология сегодня

Фрейд

Отзыв от Psychology Today Staff

Психология Фрейда основана на работах австрийского невролога Зигмунда Фрейда (1856-1939). Он считается отцом психоанализа, и ему в значительной степени приписывают создание области разговорной терапии. Сегодня психоаналитический и психодинамический подходы к терапии являются модальностями, которые в наибольшей степени опираются на принципы Фрейда. Фрейд также разработал влиятельные теории о таких предметах, как бессознательное, источники психопатологии, значение снов.

Содержимое
  • Чем известен Фрейд?
  • Фрейд и психотерапия
  • Идеи Фрейда сегодня

Чем известен Фрейд?

Фрейд известен своими обширными теориями по таким вопросам, как бессознательное, сновидения, инфантильная сексуальность, либидо, вытеснение и перенос — все они продолжают оказывать влияние на область психологии в той или иной степени. Получив образование невролога, Фрейд рассматривал разум как Ид, центрированное на желаниях, морально движимое Супер-Эго и Эго (или «Я») между ними, что способствовало новому пониманию психологического развития человека и лечению психологических расстройств. .

Другие концепции, которые сегодня широко ассоциируются с Фрейдом, включают выявление «фрейдистских оговорок» в речи и теорию Фрейда об Эдиповом комплексе, в которой ребенок питает бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола.

Как Фрейд описывал бессознательное?

Бессознательная часть разума была описана как кладезь сильных мыслей и чувств, о которых люди не знают напрямую, но которые оказывают важное влияние на повседневную жизнь. Он считал, что этот скрытый психический материал способствует развитию психических заболеваний.

Что такое ид, эго и суперэго?

Фрейд создал модель разума, состоящую из трех частей: ид, эго и суперэго. Оно было вместилищем примитивных влечений, включая сексуальные и агрессивные импульсы. Эго включало в себя сознательные процессы, а также бессознательные «защитные механизмы», созданные для разрешения конфликтов между Ид и требованиями реальности. Суперэго считалось ментальным воплощением моральных кодексов общества, что могло привести к самобичеванию и чувству вины.

Что такое защитные механизмы?

Защитные механизмы были описаны Фрейдом как способы адаптации разума к внутренним конфликтам. Примеры включают подавление или устранение неприятных мыслей из сознания; смещение или смещение эмоциональных реакций (таких как агрессия) с первоначальной цели на более безопасную; формирование реакции или поведение, противоречащее истинным чувствам.

Что такое Фрейдистская теория сновидений?

Фрейд утверждал, что сны являются важным окном в бессознательное и могут быть поняты как способ разума удовлетворять желания, которые не могут быть удовлетворены в бодрствующей жизни. Элементы реальности могли быть представлены разнообразными символами сна. Он предложил способы расшифровки их значения в своей книге 1899 года «Толкование снов».

Что такое «оговорка по Фрейду»?

«Оговорка по Фрейду» — это пример оговорки («у нас было несколько сексбэков» или «приятно побить тебя»), которая якобы раскрывает скрытые мысли или мотивы. Такие оговорки Фрейд описал в своей книге «19 лет».01 книга, Психопатология повседневной жизни .

Эдипов комплекс реален?

Фрейд предположил, что мальчики испытывают сексуальные чувства к своей матери и желают устранить своего отца. (Эдип — это мифическая фигура, которая убивает своего отца и женится на своей матери, не зная, что они его родители.) Среди психологов нет единого мнения относительно существования универсального Эдипова комплекса, который принимает форму, описанную Фрейдом.

Реальна ли зависть к пенису?

Зависть к пенису, связанная с предполагаемым чувством неадекватности девочек из-за отсутствия у них мужских гениталий, была, как и Эдипов комплекс, одной из наиболее противоречивых идей Фрейда. Сомнительно, чтобы зависть к пенису была типичным феноменом развития.

Каковы 5 стадий психосексуального развития по Фрейду?

Фрейд предположил, что в процессе развития люди проходят пять психосексуальных стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. В основном они были названы в честь эрогенных зон, которые он считал центральными на каждой стадии — во время грудного вскармливания (оральная), во время приучения к туалету (анальная) и т. до шестого года.

Как Фрейд описывал либидо?

Фрейд описал либидо как ментальную энергию человеческих инстинктов жить и воспроизводить потомство. Считалось, что оно выражается физическими средствами (включая сексуальное удовлетворение), но также и психологическими средствами, например, в форме исполнения желаний во сне.

Фрейд и психотерапия

Форма терапии, разработанная Фрейдом и названная психоанализом, сыграла основополагающую роль в практике терапии в целом. Как теоретик и клиницист, он продемонстрировал потенциальную силу разговоров и наблюдений за своей внутренней жизнью в улучшении симптомов психических заболеваний. Хотя более поздние направления психотерапии, включая современный психоанализ, отличаются от него в деталях теории и практики, работа Фрейда, тем не менее, оказала на них влияние.

Что такое психоанализ Фрейда?

Фрейдистский психоанализ — это и метод лечения, и способ понимания сознания, основанный на идеях Фрейда. В его версии лечения считается, что психические заболевания в значительной степени коренятся в бессознательном, и психоаналитик играет роль в привлечении сознания к патологическим психическим процессам.

Какие методы Фрейд использовал в терапии?

Одним из основных инструментов Фрейда была свободная ассоциация, при которой пациент свободно говорит о любых мыслях, которые приходят ему в голову, что считается способом привлечь внимание к внутренним конфликтам и разрешить их. Отношения между терапевтом и пациентом также считались ключевыми, и перенос — проецирование своих чувств по отношению к другому человеку (например, родителю) на терапевта — давал возможность справиться с этими чувствами.

Почему пациенты Фрейда лежали на кушетке?

Считается, что в психоанализе пациент лежит на кушетке во время сеанса, не глядя прямо на терапевта, чтобы облегчить ему раскрытие внутренних мыслей в процессе свободных ассоциаций. Это может также облегчить мышление терапевта во время сеансов.

Что такое неврозы?

Невроз — это термин, используемый для описания состояний, сопровождающихся выраженной тревогой или дистрессом (в форме иррациональных страхов, навязчивых идей или других симптомов). Фрейд предположил, что неврозы, как и другие формы психических заболеваний, возникают в результате бессознательных внутренних конфликтов, например, когда подавляется побуждение.

Как Фрейд обучал других аналитиков?

Проведя собственный самоанализ, Фрейд частично обучал новых психоаналитиков, анализируя их. Впоследствии психоаналитики-стажеры были проанализированы кем-то, кто сам был проанализирован, по цепочке, ведущей к Фрейду. Это называется «тренировочный анализ».

Существуют ли еще психоаналитики-фрейдисты сегодня?

До сих пор есть практикующие психоаналитики, хотя психоанализ вышел за рамки первоначальных идей Фрейда. Родственной и более широкой категорией терапии является психодинамическая терапия.

Идеи Фрейда сегодня

По мере развития психологии и психотерапии подход к терапии, созданный Фрейдом, утратил свое значение. Основные его идеи, такие как его концептуализация бессознательного, отвергаются учеными как трудные или невозможные для эмпирической проверки.

Тем не менее, психологи продолжают находить мудрость и смысл во фрейдистских концепциях, таких как проекция и другие «защитные механизмы», и современные психоаналитические терапевты многим обязаны методам Фрейда, как и терапевты, использующие психодинамические подходы.

Почему важны теории Фрейда?

Концепции Фрейда сохраняются в народном воображении, а его работы составляют важную часть истории психологии. Хотя многие из его идей были переоценены или отвергнуты, другие послужили основой для дальнейшей психологической теории и методов лечения.

В чем недостатки теорий Фрейда?

Хотя Фрейд опирался на собственный самоанализ, клинические случаи и другие источники для развития своих теорий, они, как правило, не подвергались эмпирической проверке, как ожидается от современных психологических теорий.