Концепция я: «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение | Блог 4brain

Содержание

«Я-концепция»: характеристика, особенности, значение | Блог 4brain

Термин «Я-концепция», о котором сегодня можно услышать от психологов различных направлений, социологов и других специалистов в области личностной сферы человека, трактуется как система представлений личности о самой себе. Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми. Данная концепция является результатом самопознания и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.

Не нужно быть гением, чтобы прийти к выводу, что представление человека о самом себе является очень важным и оказывает непосредственное влияние на его личность и жизнь. Беря во внимание актуальность этой темы, мы и хотим поговорить о «Я-концепции».

Зарождение «Я-концепции»

В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого.

Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки.

Несмотря на это, найти какую-либо точную и единую трактовку рассматриваемого термина довольно сложно, а наиболее близким к нему по смыслу является термин «самосознание». Соотношение этих двух терминов и сегодня не определено точно, но довольно часто они считаются синонимами. Однако в некоторых случаях «Я-концепция» рассматривается отдельно от самосознания, выступая конченым продуктом его процессов.

Что представляет собой «Я-концепция»?

Итак, что такое в действительности «Я-концепция» и какой психологический смысл следует в неё вкладывать?

Если обратиться к психологическим словарям, то «Я-концепция» определяется в них как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс в своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.

«Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.

Изначальную зависимость «Я-концепции» от воздействий извне невозможно оспорить, однако по мере развития она начинает играть самостоятельную роль в жизнедеятельности всех людей. Окружающая действительность и представления о других людях воспринимаются людьми через фильтр «Я-концепции», которая формируется в процессе социализации и в то же время имеет конкретные индивидуально-биологические и соматические предпосылки.

Как формируется «Я-концепция»?

Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.

Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку создавать образ собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение». По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях. Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.

Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самопознания, самонаблюдения и самоанализа. Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции». А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.

Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда. По мере практики, т.е. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.

Структура «Я-концепции»

Упомянутый выше Роберт Бернс, наряду с множеством отечественных психологов, определяет три элемента, составляющие «Я-концепцию»:

  • Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности
  • Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
  • Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой

Представленное разграничение «Я-концепции» на отдельные элементы является условным, т.

к. сама она является целостным образованием, каждый из элементов которого, пусть и отличается некоторой самостоятельностью, находится в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека

В жизни каждого из нас «Я-концепция», по большому счёту, имеет тройственное значение.

В первую очередь, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности и относительную поведенческую устойчивость. В случае, когда новый опыт, который получает человек, не расходится с его видением себя, он легко принимается «Я-концепцией». Но если этот опыт не согласуется с имеющимся образом и противоречит ему, активизируются механизмы психологической защиты, помогающие человеку либо как-то объяснить отрицательный опыт, либо просто отвергнуть его. Благодаря этому, «Я-концепция» остаётся уравновешенной, причём, даже если реальный опыт ставит её под угрозу. Согласно идее Роберта Бернса, такое стремление личности защититься и избежать разрушительного влияния можно назвать одной из основ нормального поведения.

Второй функцией «Я-концепции» можно назвать определение характера понимания человеком получаемого опыта. Видение себя является специфическим внутренним фильтром, определяющим особенности восприятия индивидом любого события и любой ситуации. Когда события и ситуации проходят через этот фильтр, они подвергаются переосмыслению и им придаются значения, которые соответствуют «Я-концепции».

И, наконец, третьим в этом списке является то, что «Я-концепция» служит основой ожиданий человека, проще говоря, его представлений о том, что должно случиться. Люди, которые уверены в своей значимости, всегда ожидают, что и окружающие будет относиться к ним соответствующим образом, а те, кто сомневается в своей ценности, склонны считать, что они никому не нужны и никому не нравятся и, как следствие, стараются максимально ограничить свои социальные контакты.

Отсюда и вывод, что развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции».

НАПОСЛЕДОК: Как вы могли заметить, тема «Я-концепции» тесно связана с процессом самопознания, а это значит, что если человек разберётся в особенностях своей личности и осознает свою собственную «Я-концепцию», функционировать в мире, взаимодействовать с окружающими, достигать успехов и развиваться ему станет гораздо легче и даже интереснее. Так что предлагаем вам не откладывать работу над собой «в долгий ящик» и уже сейчас (или хотя бы в ближайшее время) приступить к познанию себя – специально для вас мы создали очень интересный и эффективный курс по самопознанию, который сможет раскрыть вам, пожалуй, практически все грани своей «Я-концепции». Курс вы найдёте здесь.

Желаем вам успехов и продуктивного самопознания!

определение концепции, характеристика реальной личности

Социологи, психологи и другие специалисты в области личностного развития и самопознания нередко используют в своем лексиконе термин «Я-концепция». Что из себя представляет данное понятие, и какие функции оно несет для человека, стоит узнать каждому, кто хочет лучше узнать себя и окружающих.

Я-картинка

Что такое «Я-концепция»

Понятие «Я-концепция» в большинстве психологических теорий занимает центральное место. Несмотря на это, до сих пор отсутствует универсальное определение этого явления.

Дополнительная информация! Одни авторы используют термин, чтобы дать характеристику целой системы представлений человека о самом себе, другие – используют понятие, чтобы обозначить отдельные аспекты личности.

Разнообразие Я-образа

Наиболее развернутые определения в психологической литературе принадлежат Карлу Рэнсому Роджерсу и Дж. Стейнсу:

  1. По мнению американского психолога, Я-концепция представляет собой собирательный образ из способностей и собственных характеристик индивида о самом себе. Это целая система, в которую входят ценности, идеи и цели человека, неразрывно связанные с Я-в будущем, настоящем и прошлом.
  2. Определение Стейнса выглядит наиболее кратким. По его мнению, Я концепция это в психологии – не что иное, как свод оценок, образов и представлений человека о собственной персоне. Согласно Стейнсу, наблюдая за окружающими, индивид делает выводы о том, как он выглядит в глазах других людей.

Термин «Я-концепция» нередко используется и в другой интерпретации:

  • Я-картина;
  • Я-образ.

Зарождение понятия

Формирование понятия о том, что такое Я-концепция личности, берет начало на рубеже 19-20 века. В тот период многие психологи активно обсуждали дуальность человеческой природы. Благодаря жарким дискуссиям, исследованиям и спорам, развились феноменологическое и гуманистическое направления психологической науки.

Справка! Карл Роджерс и Абрахам Маслоу впервые употребили понятие «Я-образ» в 1950-е годы.

Представители гуманистического течения считали, что целостность человеческого Я играет важную роль не только в развитии личности, но и формировании поведения индивида.

Карл Роджерс

После того, как термин «Я-концепция» появился в зарубежной литературе, в середине 80-х годов понятие Я-образа стало частью отечественной психологии.

Формирование «Я-концепции»

Благодаря взаимодействию с окружающим миром, человек создает картину собственного Я. Процесс формирования Я-образа берет начало в детстве. Условно его можно подразделить на 5 этапов:

  1. С рождения до 2-х лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что его тело и внутренний мир существуют независимо друг от друга и принадлежат только ему. В зеркале малыш уже способен узнать себя. Ребенок двух лет старается установить собственные границы, например, «мой карандаш», «моя машинка».
  2. От 2-х до 5-6 лет. В дошкольном возрасте у ребенка формируется отношение к собственной персоне. Пример, из-за правильного чтения малыш считает себя умным, из-за неудач – плохим. Самооценка ребенка в этот период зависит от отношения к нему близких людей: родителей, сестер и братьев. Именно она считается базовым элементом Я-концепции. Дети в этом возрасте стараются как можно больше узнать о себе. Все полученные знания применяются для интеграции собственного поведения.
  3. В школьном возрасте Я-образ ребенка меняется. Успехи в учебе, отношение учителей и одноклассников, похвала или порицание родителей – все это влияет на мнение индивида о себе. У отличников в Я-концепции преобладает трудолюбие, у неуспевающих учеников может развиться комплекс неполноценности. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо найти то занятие, в котором ребенок будет успешен, например, рисование, музыка, спорт.
  4. В возрасте 13-17 лет дети становятся озабочены тем, как их воспринимает социум. В этот период развивается Эго-идентичность, другими словами цельное представление о собственной персоне.
  5. От 18 лет и старше Я-картинка личности стремится к постоянству, однако человеку приходится сталкиваться с ее изменениями. Женитьба, смена работы, появление детей или внуков, смерть близких провоцируют индивида пересмотреть отношение к себе.

Английский педагог и психолог, Роберт Бернс, наряду с отечественными психотерапевтами, выделяет в структуре Я-концепции три важных элемента:

  1. Я-образ или когнитивную составляющую. Изучая этот элемент, можно говорить о том, что Я реальное это в психологии – не что иное, как представления человека о собственной личности.
  2. Самооценку или оценочную оставляющую. Зеркальное Я отражает аффективное представление индивида о самом себе.
  3. Поведенческую составляющую – идеальное Я. Данный вид включает в себя конкретные действия и реакции человека, которые обуславливаются самооценкой личности и образом Я. Поведенческая составляющая связана с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.

Образ Я в психологии это условный свод элементов, который, по сути, считается цельным образованием. Каждый компонент структуры, несмотря на самостоятельность, тесно взаимосвязан с другими составляющими Я-концепции.

Воздействие на жизнь человека

Я-концепция представляет собой в психологии мощнейшую систему установок и убеждений, которые формируют представления человека о собственной личности и о ситуации, возникшей вокруг него. Я-концепция для каждого человека имеет важное значение.

Влияние на жизнь

Она принимает активное участие не только в формировании личности, но и напрямую влияет на жизнь индивида:

  1. Благодаря Я-образу, в человеке сохраняются внутренняя согласованность и поведенческая устойчивость. Пример, если индивид приобретает новый опыт, который не нарушает мнение личности о самой себе, его Я-концепция легко принимает новую информацию. Если знания и навыки идут в разрез установкам Я-картины, у человека активизируется психологическая защита, которая помогает пережить неприятную ситуацию без каких-либо потрясений.
  2. При помощи Я-концепции человек осознает получаемый опыт. Вся информация, проходящая через внутренний фильтр Я-образа, подвергается переосмыслению. В итоге значение придается только важным навыкам.
  3. Я-концепция помогает человеку анализировать будущие события. Личность, которая уверена в собственной значимости, будет ожидать от окружающих такого же отношения. Те индивиды, которые сомневаются в себе, считают, что никому не могут понравиться, чаще других ограничивают социальные контакты.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что деятельность человека, его личностные качества и поведение всегда обуславливаются воздействием Я-образа.

Я-концепция неразрывна с самопознанием. Если личность сможет разобраться в себе, значит, она будет в состоянии изменить собственную жизнь к лучшему.

Видео

Я – КОНЦЕПЦИЯ — ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ

«Я — концепция» — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Или, как еще говорят психологи «Я — концепция» — это «теория самого себя».

Важно заметить, что« Я — концепция« является не статичным, а динамичным психологическим образованием представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, социальных и прочих свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Динамический характер «Я- концепция» определяется тем, что ее формирование, развитие и изменение обусловлены факторами внутреннею и внешнего порядка. «Я-концепция» формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные н неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование «Я- концепция».

Фундаментальное влияние на формирование «Я- концепция» в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние оказывает сильное воздействие не только в период самой равней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии «Я- концепции« становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и затем в юношеском возрасте.

В самом общем виде в психологии принято выделять две основные модальности (формы)  «Я — концепции»:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

  • Я-реальную,
  • Я-идеальную,
  • Я-зеркальную.

При этом  возможны и более частные виды «Я — концепции».   Такой, например, является профессиональная «Я-концепция» личности, которая называется «Я-профессиональное». В свою очередь, профессиональная «Я-концепция», являясь частной  формой «Я — концепция» личности, также может быть реальной и идеальной.

«Я-реальное» – система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими людьми и  их поведения по отношению к нему. Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть».  Это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, представления о том, каков он есть на самом деле.

 «Я-идеальное» – совокупность представлений о том, каким человеку хочется быть или кем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. Фактически идеальная «Я — концепция» (как идеальное «Я»). Это представление личности о себе в соответствии со своими  желаниями («каким бы я хотел быть»).  

«Я-зеркальное» – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

Конечно, реальная и идеальная «Я-концепция» не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной «Я-концепция» может приводить к различным негативным, так и к позитивным следствиям.

Например, с одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных  внутриличностных  конфликтов.

С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной «Я-концепция» является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.

Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также интерпретацией его самой личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения «Я — реального» и «Я- идеального», особенно в подростковом и юношеской возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная «Я-концепция» в большинстве случаев (как статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.

Выделяют три компонента Я-концепции: когнитивный, эмоционально-оценочный,  поведенческий.

Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют «Образом Я». Составляющими «Образа Я» являются : Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.

Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом. Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности, о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях). Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.

Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

6.3. Я – концепция личности

Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, раз­витие и изменение Я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внеш­него порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на форми­рование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья яв­ляется единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ре­бенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концеп­ции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако семья как институт социализации личности про­должает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.

В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концеп­ции — реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, на­пример профессиональная Я-концепция личности, или Я-профессиональное. В свою очередь профессиональная Я-концепция личности также может быть ре­альной и идеальной.

Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистич­на. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Иде­альная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между ре­альной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным, как негатив­ным, так и позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стрем­ления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассо­гласования, а также его интерпретацией личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно в подростковом и юношеском возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев (статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.

Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описа­тельных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его Я-концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане. В случае же с самооценкой, те или иные качества рассматриваются как хорошие или плохие, субъект оценивает себя по этим качествам в сравнительном плане, как человека, который «лучше» или «хуже» других. Иначе говоря, если мы будем выделять в Я-концепции когни­тивную и аффективную составляющие, то, по существу, самооценку можно рассматривать как аффективно-оценочный компонент Я-концепции. Важно и то, что одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей мо­гут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они по­вышают самооценку), а другим — в негативном (и тогда они понижают само­оценку).

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Са­мооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отда­вать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализа­ции, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в зна­чительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе от­ношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важ­ное место.

Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о само­оценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанны­ми являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — завышенный или зани­женный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке и подростков-делинквентов и взрослых правонарушителей. Отмечается в связи с этим, что не­адекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.

Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспери­ментальных данных. По мнению ее сторонников, уровень самооценки у несовер­шеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные резуль­таты, как считают сторонники данной концепции, являются методически некор­ректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «труд­ными» подростками, Я-концепция отрицательная. В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь по­лучить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нару­шениям поведения. При этом выделяют (X. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.

1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, — социальная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие моло­дые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной само­оценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним.

В целом надо заметить, что в современной психологии имеется определенное противоречие в данных по вопросу о завышенности и заниженности самооцен­ки подростков-правонарушителей. Когда возникает такая «тупиковая» ситуа­ция, в науке часто актуализируется потребность в разработке иной концепции, некоего третьего подхода, имеющего объяснительную силу и снимающего про­тиворечия.

На рассматриваемую проблему и создавшееся противоречие можно взгля­нуть и с иных концептуальных позиций. Можно полагать, что главное в пробле­ме самооценки подростков-делинквентов состоит не в ее завышенности или заниженности, а в том, что самооценка у них, как правило, находится в противоре­чии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, класса). В этом плане оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если по­следняя достаточно адекватна). В этом заключается пусковой механизм делинквентности, толчок к асоциальному поведению подростка. Потребность в уваже­нии, признании является одной из важнейших потребностей личности. В неко­торых концепциях личности она относится к базовым, фундаментальным потребностям (например, у А. Маслоу). Блокирование реализации этой потреб­ности автор концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье рассматрива­ет в качестве мощного фактора дистресса. В связи с этим он подчеркивает, что человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных порицаний, потому что это больше всех других стрессоров отрицательно влияет на любую деятельность. Очевидно, все сказанное справедливо для личности подростка-юноши даже в большей степени, чем для взрослых, с учетом характерного для этого возраста кризиса идентичности и острого его переживания.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоян­но блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потреб­ности в уважении — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подрост­ка в группу, в которой оценка окружающими его личности будет адекватна са­мооценке или даже будет ее превосходить. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удовлет­воренности, комфорта от принадлежности к группе.

Самооценка подростка, таким образом, наконец получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Группа, в которую пере­ходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальной группе, где подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей. Как показывают исследования, контрнормативность ценнос­тей является характерной чертой групп подростков-делинквентов. Однако опи­санный путь противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям. Это происходит в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей. Данный механизм или концепция пускового механизма делинквентности позволяет объяснить и то, почему терпят провал отчаянные попытки пе­дагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей компании». По суще­ству, такие попытки априорно обречены на провал, так как за ними стоит нега­тивное психологическое следствие для личности — подростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлемую и отторгаемую им (а так­же, и даже может быть в первую очередь, отторгающую его) группу. Существу­ет, следовательно, лишь один эффективный путь для решения этого психологи­ческого противоречия. Необходимо не просто пытаться вырвать подростка из одной группы, но надо «подставить» ему вместо этой асоциальной группы дру­гую группу — просоциальной ориентации. Очевидно, излишне напоминать при этом, что данная новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.

Рассмотренный здесь подход объясняет и те, казалось бы, парадоксальные факты, когда подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. В таких случаях действительно переход личности в данную группу не сопровождается повышением оценки лич­ности группой. Однако принадлежность к данной асоциальной группе позволя­ет удовлетворить потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. Работает модель: внутри группы — «шестер­ка», но для посторонних подростков — «авторитет». В крайних вариантах такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков — не членов группы.

Оглавление

Понравилась статья? Поделись ею с друзьями и поддержи автора!

  • Facebook
  • Twitter
  • Мой мир
  • Google+
  • LiveJournal
  • Вконтакте

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации

структура, этапы формирования, функции и механизмы защиты. — КиберПедия

Я-концепция — относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов. Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности. Три главных элемента Я -концепции: Когнитивная составляющая — образ Я — представление индивида о самом себе. Эмоционально-оценочная составляющая — самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Потенциальная поведенческая реакция — те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Составляющие Я-концепции: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы). При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).Формирование: Социализация, формирующая ранний опыт, закладывает основу знаний о себе.

«Зеркальное Я» Ч.Кули.нач 20в. Выступил с теорией формирования личности посредством соц взаимодействия. Образ Я является отражением того, как другие воспринимают данного индивида или того, как ему это представляется. (мы остроумны т.к. др смеются). Я в обществе. Д.Мид. 2 стадии: игровая (изображает пожарного – «принятие роли другого»), позднее уже учатся представлять, а не играть, способны предвидеть («значимые другие»). Оценка своих переживаний с точки зрения своего сообщества. 2 стороны человеческого Я: Я-сам (реагирует на отношения со стороны др людей) и Я-меня (осознает отношения со стороны др) эти 2 теории предполагают, что реакции людей на мнение о них осознаваемы!!

Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции: Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Функции Я-концепции. (по Бернсу): функция мотивации, функция интерпретации нового опыта, формирует ожидания, способствует внутренней согласованности.

Неосознаваемое Я. Фрейд. По его мнению всегда будет конфликт между неосознаваемыми желаниями и соц требованиями. Компромисса между биол основой и обществом никогда не будет успешным. (оральный, анальный, фаллический периоды – фазы социализации, которые контролируются, => следует соц нормам). Сначала действетнеосозн Ид, затем Суперэго (сознание) контролирует, потом появляется Эго (рац Я), которое пытается уравновесить 2 силы. Формирование я антагонистично к требованиям др людей.



Я в постоянном развитии. Эриксон. 8 стадий, на каждой кризис идентичности. Теория стадий развития Я (формирование идентичности) – переход от детства к взрослости (особое значение придается юности).

Шибутани. Я-концепция – устойчивое, внутренне согласованное и внутренне непротиворечивое, зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе.

Механизмы формирования Я-концепции:

1.интериоризация чужих оценок — теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)

Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.

2.социальное сравнение – проявляется двояко:человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями формула Джемса: самоуважение =успех 3.самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена. Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:а) восприятия своих внутренних состояний б) наблюдения своего открытого поведения в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется 4. смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я.

Защитные механизмы – бессознательно используются Я инстанцией, чтобы воспрепятствовать вторжению инстинктов. Есть внутренний конфликт (Человек не хочет его признавать). Вытеснение – избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением. (Первичное вытеснение – вообще не запоминает.Вторичное вытеснение – информация проникает в сознание, но перестает осознаваться) Подавление – человек старается не думать о том, что его может травмировать.Отрицание – материал воспринимается, но человек истолковывает иначе. Проекция– предписывание личностных характеристик или мотивов другим людям, в зависимости от собственных. Смещение.2 варианта: 1. Смещение объекта, человек по отношению к другому проявляет те чувства, которые испытывает к другому. 2. смещение влечения объект может быть тот же самый, но изменяется отношение. Регрессия – близка к смещению. Возврат к более ранней стадии развития. Может быть объекта и влечения. Идентификация– противоположна проекции. Человек принимает на себя качества, которые видит в другом человеке. Компенсация – человек ощущает в себе несовершенство, старается компенсировать это в других областях. Реактивное образование – если есть опасность возвращения вытесненного желания. Рационализация– дается обоснование не соответствующее реальности. Изоляция – человек отделяет эмоцию, от содержания, которое её вызвало. Отмена – механизм, когда человек совершает нечто, что не очень себе позволяет. Сублимация – аналог смещения влечения, энергия переводится в социально приемолимое русло.



Термин появился в связи с представлением о 2-сти природы человека. Человек как познающий субъект и познаваемый объект.

В. Джеймс впервые предложил термин Я концепция в 1890 году.

Личность человека содержит 2 аспекта

1.

Я сознающее

2. Я как объект состояший из 4ых аспектов

1 я духовное

2 я материальное

3. Я социальное

4. Я телесное

 

Все это образует для человека уникальный образ , совокупность представлений о самом себе, как о личности

Формула оценки себя как личности

 

Самоуважение = успех\притязание

Я концепция сущ-ет в сознании человека. Это динамическое представление о самом себе.

Возникает в процессе соц. Взаимодействия, как неизбежный и уникальный результат психического развития.

Бернс предлагал рассматривать Я концепцию как совокупность установок человека , направленного на самого себя.

 

Источники формирования самооценки и я концепции в целом это семья, референтная группа, сравнение я реального и я идельного. Метод сравнения я реального и идеального –методика Лири.

 

Функции я концепции

1. Внутренняя согласованность различной информации о самом себе

Роджерс говорил о конгруэнтности т. е. совпадение информации о самом себе с той инфой, которая поступает из вне.

2. Как интерпретация опыта определяет характер интерпретации переживаемого человеком опыта

3. Как совокупность ожиданий

 

 

Я концепция включает когнитивный компонент (образ я). Аффективный(самооценка) , поведенческий (саморегуляция)

Эти компоненты в 3х модальностях : я реальное, я социальное, я идеальное

 

Образ Я . это роли , статусы…

-физическое Я-границы тела и его восприятия

-социальное я роли с которыми человек себя идентифицирует

-возрастное Я. Ощущение себя человеком определенного возраста

-половая идентичность

-психологическое я., осознание индивидуальных ,эмоциональных качеств, потребносте….

 

Аспекты образа я различаются по важности и центральности. Не бывает нейтральных

 

Самооценка

Представление человека о самом себе. Самоотношение, самоуважение. Ч-к д.б. хорошего мнения о себе. Связана с соц. Опытом человека, основы закладываются в раннем возрасте. Самоуважение определяет адекватность человека в мире, принизком самоуважение зависит от мнения других людей. При этом чем меньше уважает себя, тем меньше уважает других

 

Формирование Я концепции

 

Интериоризация.-усвоение оценок других людей. Они задают способ восприятия себя. Т.е. чужие оценки становятся своими

Принцип соц. Сравнения. Леон Фестингер

Принцип самоатрибуции. Человек получает информацию о себе из восприятия своего внутреннего состояния, своего поведения

Поведение человека зависит не только от того, как он воспринимает ситуацию, но и от того как он себя ведет

Принцип самопознания (интроспекция)

 

«Я — концепция» — Онлайн библиотека

«Я — концепция» — это проявление самосознания, динамическая система представлений человека о себе. Она формируется под влиянием опыта каждого индивида. Эта система составляет основу высшего саморегуляции человека, на базе которой она строит свои отношения с окружающим ее миром.

Самосознание в психологической литературе рассматривается как сложное родовое образования в структуре психики личности, а образ «Я» — как видовое. Образ «Я» — продукт самосознания, то есть проявления осознания и оценки индивидом себя как субъекта практической и теоретической деятельности, идеалов, убеждений, мотивируют его активність.Види образов «Я»: социальное «Я», духовное «Я», физическое «Я», интимное «Я», семейное «Я» и т.п., а также «Я» — реальное «Я» — ирреальное, настоящее, будущее, фантастическое и т. п.

В отличие от самосознания образ «Я», кроме осознанных компонентов, содержит неизвестное «Я» на уровне самочувствие, представлений. Главная функция образа «Я» — обеспечить интегрированность, целостность, индивида, его личностную сущность достичь субъективной гармоничности. «Я» — концепция изучается науками о человеке и обществе.

В начале 20 века. Липпс П. (1913) отмечал, что это проблема исключительно психологическая. Он рассматривал «Я» как объединяющий компонент сознания, считал «Я» деятельным, реальным субстратом индивидуального сознания.

В учении о личности Джемс (1923) выделял эмпирическое «Я», что познается и чистое «Я» как элементы сознания. Между ними существует единство и борьба противоположностей.

3. Фрейд (1933) считал внутренним источником развития «Я» личности противоречие между реальным и идеальным компонентами (борьба «Эго» и «Супер-Эго»).

Представители гуманистической психологии описывают феноменологию личности, то есть то, как человек воспринимает, понимает и объясняет себя, реальные события своей жизни.

Проблемы развития «Я — концепции» и воспитание широко освещена Бернсом Г. (1986). Автор четко доказывает, что свойственна процессам самосознания концептуальность находит выражение в систематизированной «Я — концепции». (А. Маслоу, К. Роджерс).

По своему содержанию «Я — концепция» может быть положительной, отрицательной, амбівалентною.

А. Маслоу видит внутреннюю противоречивость в несоответствия реального уровня самоактуализации индивида, его возможном уровне. В результате субъект ищет новые способы поведения, которые позволяют ему более самоактуалізуватися. В своих концепциях самоактуализации личности как стремление к самопроявления Маслоу дает описание требований, которым должен отвечать индивид. Роджерс подчеркивает способность человека к личностному самосовершенствованию. Центральным понятием его теории является понятие «Я», поскольку каждый человек решает вопросы: Кто я? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть? Образ «Я», состоит в условиях личностного жизненного опыта.

Следовательно, «Я — концепция» — это оцінно-познавательная система, что переживается и более-менее осознается индивидом. На ее основе составляется отношение индивида к себе и к другим, что опирается на личностную самооценку своих возможностей, способностей, характера. Е. Фромм отмечает: «Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья, развития свободы укорінено в моей способности любить, то есть в заботе, уважении, ответственности и знаниях. Если индивид способен любить творчески, он любит и себя; если он любит только других, он вообще не может любить». Таким образом образ «Я» выступает как регулятор взаимоотношений межличностных отношений человека.

В современных психологических исследованиях подчеркивается роль образа «Я» как обобщенного механизма саморегуляции личности, отмечается, что именно образ «Я» обеспечивает самотождественность (индентификацию), личностную ответственность, порождает чувство социальной причастности. Механизм саморегуляции Я-концепции оказывается в вербализованы форме: собственного желания — « я хочу», осознание своих возможностей — «я могу», требовательности — «мне нужно», целеустремленности — «я хочу».

Индивиды с различными «Я — концепции» не одинаково воспринимают мир: верно или не верно, искаженно, например: «Я — реальное» и «Я — идеальное» не совпадают, это вызывает недовольство, разочарование. От удовольствия уровня притязаний в достижении личности зависит формирование важного компонента ее сознания — самоуважения. Она влияет практически на все аспекты деятельности человека: включает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и позитивное отношение к себе, и согласованность своего надособистісного и идеального «Я». Мотивация достижения, будучи доминирующей для человека является также важным регулятором ее развития.

Процесс самоконцептуальності меняется в зависимости от возраста. Представление индивида о себе интегрируются в более сложные системы.

Формируются понятия «концепция «Я». Если в самосознания подростков, старшеклассников в образе «Я» еще нет определенной стабильности, их процесс самопознания находится в состоянии формирования, то у студентов наблюдаются значительные сдвиги в направлении личностной постоянства «Я — концепции». Самосприймання в этом возрасте становится более обобщенным, качественно новым. Оно заключается не столько в количественной оценке своих черт, сколько в стремлении себя оценивать с позиций нового социального статуса, способности к усвоению профессиональных знаний, готовности к созданию семьи.

Концепция Bébé