Концепция я: «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение | Блог 4brain
«Я-концепция»: характеристика, особенности, значение | Блог 4brain
Термин «Я-концепция», о котором сегодня можно услышать от психологов различных направлений, социологов и других специалистов в области личностной сферы человека, трактуется как система представлений личности о самой себе. Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми. Данная концепция является результатом самопознания и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.
Не нужно быть гением, чтобы прийти к выводу, что представление человека о самом себе является очень важным и оказывает непосредственное влияние на его личность и жизнь. Беря во внимание актуальность этой темы, мы и хотим поговорить о «Я-концепции».
Зарождение «Я-концепции»
В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого.
Несмотря на это, найти какую-либо точную и единую трактовку рассматриваемого термина довольно сложно, а наиболее близким к нему по смыслу является термин «самосознание». Соотношение этих двух терминов и сегодня не определено точно, но довольно часто они считаются синонимами. Однако в некоторых случаях «Я-концепция» рассматривается отдельно от самосознания, выступая конченым продуктом его процессов.
Что представляет собой «Я-концепция»?
Итак, что такое в действительности «Я-концепция» и какой психологический смысл следует в неё вкладывать?
Если обратиться к психологическим словарям, то «Я-концепция» определяется в них как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс в своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.
«Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.
Изначальную зависимость «Я-концепции» от воздействий извне невозможно оспорить, однако по мере развития она начинает играть самостоятельную роль в жизнедеятельности всех людей. Окружающая действительность и представления о других людях воспринимаются людьми через фильтр «Я-концепции», которая формируется в процессе социализации и в то же время имеет конкретные индивидуально-биологические и соматические предпосылки.
Как формируется «Я-концепция»?
Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.
Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку создавать образ собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение». По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях. Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.
Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самопознания, самонаблюдения и самоанализа. Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции». А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.
Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда. По мере практики, т.е. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.
Структура «Я-концепции»
Упомянутый выше Роберт Бернс, наряду с множеством отечественных психологов, определяет три элемента, составляющие «Я-концепцию»:
- Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности
- Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
- Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой
Представленное разграничение «Я-концепции» на отдельные элементы является условным, т.
к. сама она является целостным образованием, каждый из элементов которого, пусть и отличается некоторой самостоятельностью, находится в тесной взаимосвязи друг с другом.Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека
В жизни каждого из нас «Я-концепция», по большому счёту, имеет тройственное значение.
В первую очередь, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности и относительную поведенческую устойчивость. В случае, когда новый опыт, который получает человек, не расходится с его видением себя, он легко принимается «Я-концепцией». Но если этот опыт не согласуется с имеющимся образом и противоречит ему, активизируются механизмы психологической защиты, помогающие человеку либо как-то объяснить отрицательный опыт, либо просто отвергнуть его. Благодаря этому, «Я-концепция» остаётся уравновешенной, причём, даже если реальный опыт ставит её под угрозу. Согласно идее Роберта Бернса, такое стремление личности защититься и избежать разрушительного влияния можно назвать одной из основ нормального поведения.
Второй функцией «Я-концепции» можно назвать определение характера понимания человеком получаемого опыта. Видение себя является специфическим внутренним фильтром, определяющим особенности восприятия индивидом любого события и любой ситуации. Когда события и ситуации проходят через этот фильтр, они подвергаются переосмыслению и им придаются значения, которые соответствуют «Я-концепции».
И, наконец, третьим в этом списке является то, что «Я-концепция» служит основой ожиданий человека, проще говоря, его представлений о том, что должно случиться. Люди, которые уверены в своей значимости, всегда ожидают, что и окружающие будет относиться к ним соответствующим образом, а те, кто сомневается в своей ценности, склонны считать, что они никому не нужны и никому не нравятся и, как следствие, стараются максимально ограничить свои социальные контакты.
Отсюда и вывод, что развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции».
НАПОСЛЕДОК: Как вы могли заметить, тема «Я-концепции» тесно связана с процессом самопознания, а это значит, что если человек разберётся в особенностях своей личности и осознает свою собственную «Я-концепцию», функционировать в мире, взаимодействовать с окружающими, достигать успехов и развиваться ему станет гораздо легче и даже интереснее. Так что предлагаем вам не откладывать работу над собой «в долгий ящик» и уже сейчас (или хотя бы в ближайшее время) приступить к познанию себя – специально для вас мы создали очень интересный и эффективный курс по самопознанию, который сможет раскрыть вам, пожалуй, практически все грани своей «Я-концепции». Курс вы найдёте здесь.
Желаем вам успехов и продуктивного самопознания!
определение концепции, характеристика реальной личности
Социологи, психологи и другие специалисты в области личностного развития и самопознания нередко используют в своем лексиконе термин «Я-концепция». Что из себя представляет данное понятие, и какие функции оно несет для человека, стоит узнать каждому, кто хочет лучше узнать себя и окружающих.
Я-картинка
Что такое «Я-концепция»
Понятие «Я-концепция» в большинстве психологических теорий занимает центральное место. Несмотря на это, до сих пор отсутствует универсальное определение этого явления.
Дополнительная информация! Одни авторы используют термин, чтобы дать характеристику целой системы представлений человека о самом себе, другие – используют понятие, чтобы обозначить отдельные аспекты личности.
Разнообразие Я-образа
Наиболее развернутые определения в психологической литературе принадлежат Карлу Рэнсому Роджерсу и Дж. Стейнсу:
- По мнению американского психолога, Я-концепция представляет собой собирательный образ из способностей и собственных характеристик индивида о самом себе. Это целая система, в которую входят ценности, идеи и цели человека, неразрывно связанные с Я-в будущем, настоящем и прошлом.
- Определение Стейнса выглядит наиболее кратким. По его мнению, Я концепция это в психологии – не что иное, как свод оценок, образов и представлений человека о собственной персоне. Согласно Стейнсу, наблюдая за окружающими, индивид делает выводы о том, как он выглядит в глазах других людей.
Термин «Я-концепция» нередко используется и в другой интерпретации:
- Я-картина;
- Я-образ.
Зарождение понятия
Формирование понятия о том, что такое Я-концепция личности, берет начало на рубеже 19-20 века. В тот период многие психологи активно обсуждали дуальность человеческой природы. Благодаря жарким дискуссиям, исследованиям и спорам, развились феноменологическое и гуманистическое направления психологической науки.
Справка! Карл Роджерс и Абрахам Маслоу впервые употребили понятие «Я-образ» в 1950-е годы.
Представители гуманистического течения считали, что целостность человеческого Я играет важную роль не только в развитии личности, но и формировании поведения индивида.
Карл Роджерс
После того, как термин «Я-концепция» появился в зарубежной литературе, в середине 80-х годов понятие Я-образа стало частью отечественной психологии.
Формирование «Я-концепции»
Благодаря взаимодействию с окружающим миром, человек создает картину собственного Я. Процесс формирования Я-образа берет начало в детстве. Условно его можно подразделить на 5 этапов:
- С рождения до 2-х лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что его тело и внутренний мир существуют независимо друг от друга и принадлежат только ему. В зеркале малыш уже способен узнать себя. Ребенок двух лет старается установить собственные границы, например, «мой карандаш», «моя машинка».
- От 2-х до 5-6 лет. В дошкольном возрасте у ребенка формируется отношение к собственной персоне. Пример, из-за правильного чтения малыш считает себя умным, из-за неудач – плохим. Самооценка ребенка в этот период зависит от отношения к нему близких людей: родителей, сестер и братьев. Именно она считается базовым элементом Я-концепции. Дети в этом возрасте стараются как можно больше узнать о себе. Все полученные знания применяются для интеграции собственного поведения.
- В школьном возрасте Я-образ ребенка меняется. Успехи в учебе, отношение учителей и одноклассников, похвала или порицание родителей – все это влияет на мнение индивида о себе. У отличников в Я-концепции преобладает трудолюбие, у неуспевающих учеников может развиться комплекс неполноценности. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо найти то занятие, в котором ребенок будет успешен, например, рисование, музыка, спорт.
- В возрасте 13-17 лет дети становятся озабочены тем, как их воспринимает социум. В этот период развивается Эго-идентичность, другими словами цельное представление о собственной персоне.
- От 18 лет и старше Я-картинка личности стремится к постоянству, однако человеку приходится сталкиваться с ее изменениями. Женитьба, смена работы, появление детей или внуков, смерть близких провоцируют индивида пересмотреть отношение к себе.
Английский педагог и психолог, Роберт Бернс, наряду с отечественными психотерапевтами, выделяет в структуре Я-концепции три важных элемента:
- Я-образ или когнитивную составляющую. Изучая этот элемент, можно говорить о том, что Я реальное это в психологии – не что иное, как представления человека о собственной личности.
- Самооценку или оценочную оставляющую. Зеркальное Я отражает аффективное представление индивида о самом себе.
- Поведенческую составляющую – идеальное Я. Данный вид включает в себя конкретные действия и реакции человека, которые обуславливаются самооценкой личности и образом Я. Поведенческая составляющая связана с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.
Образ Я в психологии это условный свод элементов, который, по сути, считается цельным образованием. Каждый компонент структуры, несмотря на самостоятельность, тесно взаимосвязан с другими составляющими Я-концепции.
Воздействие на жизнь человека
Я-концепция представляет собой в психологии мощнейшую систему установок и убеждений, которые формируют представления человека о собственной личности и о ситуации, возникшей вокруг него. Я-концепция для каждого человека имеет важное значение.
Влияние на жизнь
Она принимает активное участие не только в формировании личности, но и напрямую влияет на жизнь индивида:
- Благодаря Я-образу, в человеке сохраняются внутренняя согласованность и поведенческая устойчивость. Пример, если индивид приобретает новый опыт, который не нарушает мнение личности о самой себе, его Я-концепция легко принимает новую информацию. Если знания и навыки идут в разрез установкам Я-картины, у человека активизируется психологическая защита, которая помогает пережить неприятную ситуацию без каких-либо потрясений.
- При помощи Я-концепции человек осознает получаемый опыт. Вся информация, проходящая через внутренний фильтр Я-образа, подвергается переосмыслению. В итоге значение придается только важным навыкам.
- Я-концепция помогает человеку анализировать будущие события. Личность, которая уверена в собственной значимости, будет ожидать от окружающих такого же отношения. Те индивиды, которые сомневаются в себе, считают, что никому не могут понравиться, чаще других ограничивают социальные контакты.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что деятельность человека, его личностные качества и поведение всегда обуславливаются воздействием Я-образа.
Я-концепция неразрывна с самопознанием. Если личность сможет разобраться в себе, значит, она будет в состоянии изменить собственную жизнь к лучшему.
Видео
Я – КОНЦЕПЦИЯ — ПСИХОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ
«Я — концепция» — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Или, как еще говорят психологи «Я — концепция» — это «теория самого себя».
Важно заметить, что« Я — концепция« является не статичным, а динамичным психологическим образованием представлений человека о самом себе, включающая:
а) осознание своих физических, социальных и прочих свойств;
б) самооценку;
в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
Динамический характер «Я- концепция» определяется тем, что ее формирование, развитие и изменение обусловлены факторами внутреннею и внешнего порядка. «Я-концепция» формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные н неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование «Я- концепция».
Фундаментальное влияние на формирование «Я- концепция» в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние оказывает сильное воздействие не только в период самой равней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии «Я- концепции« становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и затем в юношеском возрасте.
В самом общем виде в психологии принято выделять две основные модальности (формы) «Я — концепции»:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
- Я-реальную,
- Я-идеальную,
- Я-зеркальную.
При этом возможны и более частные виды «Я — концепции». Такой, например, является профессиональная «Я-концепция» личности, которая называется «Я-профессиональное». В свою очередь, профессиональная «Я-концепция», являясь частной формой «Я — концепция» личности, также может быть реальной и идеальной.
«Я-реальное» – система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими людьми и их поведения по отношению к нему. Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, представления о том, каков он есть на самом деле.
«Я-идеальное» – совокупность представлений о том, каким человеку хочется быть или кем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. Фактически идеальная «Я — концепция» (как идеальное «Я»). Это представление личности о себе в соответствии со своими желаниями («каким бы я хотел быть»).
«Я-зеркальное» – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.
Конечно, реальная и идеальная «Я-концепция» не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной «Я-концепция» может приводить к различным негативным, так и к позитивным следствиям.
Например, с одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов.
С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной «Я-концепция» является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.
Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также интерпретацией его самой личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения «Я — реального» и «Я- идеального», особенно в подростковом и юношеской возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная «Я-концепция» в большинстве случаев (как статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.
Выделяют три компонента Я-концепции: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий.
Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют «Образом Я». Составляющими «Образа Я» являются : Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.
Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом. Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности, о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях). Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.
Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.
Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость6.3. Я – концепция личности
Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.
В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции — реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например профессиональная Я-концепция личности, или Я-профессиональное. В свою очередь профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.
Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).
Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным, как негативным, так и позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его интерпретацией личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно в подростковом и юношеском возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев (статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.
Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его Я-концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане. В случае же с самооценкой, те или иные качества рассматриваются как хорошие или плохие, субъект оценивает себя по этим качествам в сравнительном плане, как человека, который «лучше» или «хуже» других. Иначе говоря, если мы будем выделять в Я-концепции когнитивную и аффективную составляющие, то, по существу, самооценку можно рассматривать как аффективно-оценочный компонент Я-концепции. Важно и то, что одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим — в негативном (и тогда они понижают самооценку).
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.
Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — завышенный или заниженный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке и подростков-делинквентов и взрослых правонарушителей. Отмечается в связи с этим, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.
Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспериментальных данных. По мнению ее сторонников, уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные результаты, как считают сторонники данной концепции, являются методически некорректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «трудными» подростками, Я-концепция отрицательная. В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют (X. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.
1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, — социальная деградация, агрессивность и преступность.
2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.
3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним.
В целом надо заметить, что в современной психологии имеется определенное противоречие в данных по вопросу о завышенности и заниженности самооценки подростков-правонарушителей. Когда возникает такая «тупиковая» ситуация, в науке часто актуализируется потребность в разработке иной концепции, некоего третьего подхода, имеющего объяснительную силу и снимающего противоречия.
На рассматриваемую проблему и создавшееся противоречие можно взглянуть и с иных концептуальных позиций. Можно полагать, что главное в проблеме самооценки подростков-делинквентов состоит не в ее завышенности или заниженности, а в том, что самооценка у них, как правило, находится в противоречии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, класса). В этом плане оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если последняя достаточно адекватна). В этом заключается пусковой механизм делинквентности, толчок к асоциальному поведению подростка. Потребность в уважении, признании является одной из важнейших потребностей личности. В некоторых концепциях личности она относится к базовым, фундаментальным потребностям (например, у А. Маслоу). Блокирование реализации этой потребности автор концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье рассматривает в качестве мощного фактора дистресса. В связи с этим он подчеркивает, что человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных порицаний, потому что это больше всех других стрессоров отрицательно влияет на любую деятельность. Очевидно, все сказанное справедливо для личности подростка-юноши даже в большей степени, чем для взрослых, с учетом характерного для этого возраста кризиса идентичности и острого его переживания.
В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потребности в уважении — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими его личности будет адекватна самооценке или даже будет ее превосходить. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе.
Самооценка подростка, таким образом, наконец получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Группа, в которую переходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальной группе, где подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей. Как показывают исследования, контрнормативность ценностей является характерной чертой групп подростков-делинквентов. Однако описанный путь противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям. Это происходит в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей. Данный механизм или концепция пускового механизма делинквентности позволяет объяснить и то, почему терпят провал отчаянные попытки педагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей компании». По существу, такие попытки априорно обречены на провал, так как за ними стоит негативное психологическое следствие для личности — подростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлемую и отторгаемую им (а также, и даже может быть в первую очередь, отторгающую его) группу. Существует, следовательно, лишь один эффективный путь для решения этого психологического противоречия. Необходимо не просто пытаться вырвать подростка из одной группы, но надо «подставить» ему вместо этой асоциальной группы другую группу — просоциальной ориентации. Очевидно, излишне напоминать при этом, что данная новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.
Рассмотренный здесь подход объясняет и те, казалось бы, парадоксальные факты, когда подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. В таких случаях действительно переход личности в данную группу не сопровождается повышением оценки личности группой. Однако принадлежность к данной асоциальной группе позволяет удовлетворить потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. Работает модель: внутри группы — «шестерка», но для посторонних подростков — «авторитет». В крайних вариантах такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков — не членов группы.
Оглавление
Понравилась статья? Поделись ею с друзьями и поддержи автора!
- Мой мир
- Google+
- LiveJournal
- Вконтакте
Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации
структура, этапы формирования, функции и механизмы защиты. — КиберПедия
Я-концепция — относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов. Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности. Три главных элемента Я -концепции: Когнитивная составляющая — образ Я — представление индивида о самом себе. Эмоционально-оценочная составляющая — самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Потенциальная поведенческая реакция — те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Составляющие Я-концепции: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы). При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).Формирование: Социализация, формирующая ранний опыт, закладывает основу знаний о себе.
«Зеркальное Я» Ч.Кули.нач 20в. Выступил с теорией формирования личности посредством соц взаимодействия. Образ Я является отражением того, как другие воспринимают данного индивида или того, как ему это представляется. (мы остроумны т.к. др смеются). Я в обществе. Д.Мид. 2 стадии: игровая (изображает пожарного – «принятие роли другого»), позднее уже учатся представлять, а не играть, способны предвидеть («значимые другие»). Оценка своих переживаний с точки зрения своего сообщества. 2 стороны человеческого Я: Я-сам (реагирует на отношения со стороны др людей) и Я-меня (осознает отношения со стороны др) эти 2 теории предполагают, что реакции людей на мнение о них осознаваемы!!
Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции: Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Функции Я-концепции. (по Бернсу): функция мотивации, функция интерпретации нового опыта, формирует ожидания, способствует внутренней согласованности.
Неосознаваемое Я. Фрейд. По его мнению всегда будет конфликт между неосознаваемыми желаниями и соц требованиями. Компромисса между биол основой и обществом никогда не будет успешным. (оральный, анальный, фаллический периоды – фазы социализации, которые контролируются, => следует соц нормам). Сначала действетнеосозн Ид, затем Суперэго (сознание) контролирует, потом появляется Эго (рац Я), которое пытается уравновесить 2 силы. Формирование я антагонистично к требованиям др людей.
Я в постоянном развитии. Эриксон. 8 стадий, на каждой кризис идентичности. Теория стадий развития Я (формирование идентичности) – переход от детства к взрослости (особое значение придается юности).
Шибутани. Я-концепция – устойчивое, внутренне согласованное и внутренне непротиворечивое, зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе.
Механизмы формирования Я-концепции:
1.интериоризация чужих оценок — теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)
Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.
2.социальное сравнение – проявляется двояко:человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями формула Джемса: самоуважение =успех 3.самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена. Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:а) восприятия своих внутренних состояний б) наблюдения своего открытого поведения в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется 4. смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я.
Защитные механизмы – бессознательно используются Я инстанцией, чтобы воспрепятствовать вторжению инстинктов. Есть внутренний конфликт (Человек не хочет его признавать). Вытеснение – избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением. (Первичное вытеснение – вообще не запоминает.Вторичное вытеснение – информация проникает в сознание, но перестает осознаваться) Подавление – человек старается не думать о том, что его может травмировать.Отрицание – материал воспринимается, но человек истолковывает иначе. Проекция– предписывание личностных характеристик или мотивов другим людям, в зависимости от собственных. Смещение.2 варианта: 1. Смещение объекта, человек по отношению к другому проявляет те чувства, которые испытывает к другому. 2. смещение влечения объект может быть тот же самый, но изменяется отношение. Регрессия – близка к смещению. Возврат к более ранней стадии развития. Может быть объекта и влечения. Идентификация– противоположна проекции. Человек принимает на себя качества, которые видит в другом человеке. Компенсация – человек ощущает в себе несовершенство, старается компенсировать это в других областях. Реактивное образование – если есть опасность возвращения вытесненного желания. Рационализация– дается обоснование не соответствующее реальности. Изоляция – человек отделяет эмоцию, от содержания, которое её вызвало. Отмена – механизм, когда человек совершает нечто, что не очень себе позволяет. Сублимация – аналог смещения влечения, энергия переводится в социально приемолимое русло.
Термин появился в связи с представлением о 2-сти природы человека. Человек как познающий субъект и познаваемый объект.
В. Джеймс впервые предложил термин Я концепция в 1890 году.
Личность человека содержит 2 аспекта
1.
Я сознающее2. Я как объект состояший из 4ых аспектов
1 я духовное
2 я материальное
3. Я социальное
4. Я телесное
Все это образует для человека уникальный образ , совокупность представлений о самом себе, как о личности
Формула оценки себя как личности
Самоуважение = успех\притязание
Я концепция сущ-ет в сознании человека. Это динамическое представление о самом себе.
Возникает в процессе соц. Взаимодействия, как неизбежный и уникальный результат психического развития.
Бернс предлагал рассматривать Я концепцию как совокупность установок человека , направленного на самого себя.
Источники формирования самооценки и я концепции в целом это семья, референтная группа, сравнение я реального и я идельного. Метод сравнения я реального и идеального –методика Лири.
Функции я концепции
1. Внутренняя согласованность различной информации о самом себе
Роджерс говорил о конгруэнтности т. е. совпадение информации о самом себе с той инфой, которая поступает из вне.
2. Как интерпретация опыта определяет характер интерпретации переживаемого человеком опыта
3. Как совокупность ожиданий
Я концепция включает когнитивный компонент (образ я). Аффективный(самооценка) , поведенческий (саморегуляция)
Эти компоненты в 3х модальностях : я реальное, я социальное, я идеальное
Образ Я . это роли , статусы…
-физическое Я-границы тела и его восприятия
-социальное я роли с которыми человек себя идентифицирует
-возрастное Я. Ощущение себя человеком определенного возраста
-половая идентичность
-психологическое я., осознание индивидуальных ,эмоциональных качеств, потребносте….
Аспекты образа я различаются по важности и центральности. Не бывает нейтральных
Самооценка
Представление человека о самом себе. Самоотношение, самоуважение. Ч-к д.б. хорошего мнения о себе. Связана с соц. Опытом человека, основы закладываются в раннем возрасте. Самоуважение определяет адекватность человека в мире, принизком самоуважение зависит от мнения других людей. При этом чем меньше уважает себя, тем меньше уважает других
Формирование Я концепции
Интериоризация.-усвоение оценок других людей. Они задают способ восприятия себя. Т.е. чужие оценки становятся своими
Принцип соц. Сравнения. Леон Фестингер
Принцип самоатрибуции. Человек получает информацию о себе из восприятия своего внутреннего состояния, своего поведения
Поведение человека зависит не только от того, как он воспринимает ситуацию, но и от того как он себя ведет
Принцип самопознания (интроспекция)
«Я — концепция» — Онлайн библиотека
«Я — концепция» — это проявление самосознания, динамическая система представлений человека о себе. Она формируется под влиянием опыта каждого индивида. Эта система составляет основу высшего саморегуляции человека, на базе которой она строит свои отношения с окружающим ее миром.
Самосознание в психологической литературе рассматривается как сложное родовое образования в структуре психики личности, а образ «Я» — как видовое. Образ «Я» — продукт самосознания, то есть проявления осознания и оценки индивидом себя как субъекта практической и теоретической деятельности, идеалов, убеждений, мотивируют его активність.Види образов «Я»: социальное «Я», духовное «Я», физическое «Я», интимное «Я», семейное «Я» и т.п., а также «Я» — реальное «Я» — ирреальное, настоящее, будущее, фантастическое и т. п.
В отличие от самосознания образ «Я», кроме осознанных компонентов, содержит неизвестное «Я» на уровне самочувствие, представлений. Главная функция образа «Я» — обеспечить интегрированность, целостность, индивида, его личностную сущность достичь субъективной гармоничности. «Я» — концепция изучается науками о человеке и обществе.
В начале 20 века. Липпс П. (1913) отмечал, что это проблема исключительно психологическая. Он рассматривал «Я» как объединяющий компонент сознания, считал «Я» деятельным, реальным субстратом индивидуального сознания.
В учении о личности Джемс (1923) выделял эмпирическое «Я», что познается и чистое «Я» как элементы сознания. Между ними существует единство и борьба противоположностей.
3. Фрейд (1933) считал внутренним источником развития «Я» личности противоречие между реальным и идеальным компонентами (борьба «Эго» и «Супер-Эго»).
Представители гуманистической психологии описывают феноменологию личности, то есть то, как человек воспринимает, понимает и объясняет себя, реальные события своей жизни.
Проблемы развития «Я — концепции» и воспитание широко освещена Бернсом Г. (1986). Автор четко доказывает, что свойственна процессам самосознания концептуальность находит выражение в систематизированной «Я — концепции». (А. Маслоу, К. Роджерс).
По своему содержанию «Я — концепция» может быть положительной, отрицательной, амбівалентною.
А. Маслоу видит внутреннюю противоречивость в несоответствия реального уровня самоактуализации индивида, его возможном уровне. В результате субъект ищет новые способы поведения, которые позволяют ему более самоактуалізуватися. В своих концепциях самоактуализации личности как стремление к самопроявления Маслоу дает описание требований, которым должен отвечать индивид. Роджерс подчеркивает способность человека к личностному самосовершенствованию. Центральным понятием его теории является понятие «Я», поскольку каждый человек решает вопросы: Кто я? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть? Образ «Я», состоит в условиях личностного жизненного опыта.
Следовательно, «Я — концепция» — это оцінно-познавательная система, что переживается и более-менее осознается индивидом. На ее основе составляется отношение индивида к себе и к другим, что опирается на личностную самооценку своих возможностей, способностей, характера. Е. Фромм отмечает: «Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья, развития свободы укорінено в моей способности любить, то есть в заботе, уважении, ответственности и знаниях. Если индивид способен любить творчески, он любит и себя; если он любит только других, он вообще не может любить». Таким образом образ «Я» выступает как регулятор взаимоотношений межличностных отношений человека.
В современных психологических исследованиях подчеркивается роль образа «Я» как обобщенного механизма саморегуляции личности, отмечается, что именно образ «Я» обеспечивает самотождественность (индентификацию), личностную ответственность, порождает чувство социальной причастности. Механизм саморегуляции Я-концепции оказывается в вербализованы форме: собственного желания — « я хочу», осознание своих возможностей — «я могу», требовательности — «мне нужно», целеустремленности — «я хочу».
Индивиды с различными «Я — концепции» не одинаково воспринимают мир: верно или не верно, искаженно, например: «Я — реальное» и «Я — идеальное» не совпадают, это вызывает недовольство, разочарование. От удовольствия уровня притязаний в достижении личности зависит формирование важного компонента ее сознания — самоуважения. Она влияет практически на все аспекты деятельности человека: включает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и позитивное отношение к себе, и согласованность своего надособистісного и идеального «Я». Мотивация достижения, будучи доминирующей для человека является также важным регулятором ее развития.
Процесс самоконцептуальності меняется в зависимости от возраста. Представление индивида о себе интегрируются в более сложные системы.
Формируются понятия «концепция «Я». Если в самосознания подростков, старшеклассников в образе «Я» еще нет определенной стабильности, их процесс самопознания находится в состоянии формирования, то у студентов наблюдаются значительные сдвиги в направлении личностной постоянства «Я — концепции». Самосприймання в этом возрасте становится более обобщенным, качественно новым. Оно заключается не столько в количественной оценке своих черт, сколько в стремлении себя оценивать с позиций нового социального статуса, способности к усвоению профессиональных знаний, готовности к созданию семьи.
Концепция Bébé
Ваша корзина ×
Il n’y a plus d’articles dans votre panier
- Набережная Дуо пуссет Трио пуссет Poussette canne et compacte Пуссет 3 руса Пуссет 4 руса
Toyota определяет будущее мобильности с концептуальным автомобилем серии TOYOTA Concept-i, дебютирующим на Токийском автосалоне 2017
Основные характеристики
Технология, которая понимает людей (УЗНАТЬ)
Concept-i оценивает эмоции и уровень бдительности, комплексно считывая выражения, действия и тон голоса водителя. Он сравнивает общую информацию, такую как новости в Интернете, с информацией о людях, такой как активность в социальных сетях, информация GPS и история разговоров в автомобиле, и оценивает предпочтения водителя на основе повторяющихся тем.
Такие технологии, как глубокое обучение, используются для технологии, которая понимает людей (УЧИТЬСЯ), например для измерения эмоций и оценки предпочтений. Основанные на этой технологии, серия TOYOTA Concept-i предлагает ценные инновации в области безопасности и спокойствия (PROTECT) и новые возможности Fun to Drive (INSPIRE).
Безопасность и спокойствие (PROTECT) «Узнаем о людях» x технология автоматизированного вождения
Помимо внешних условий автомобиля, Concept-i оценивает состояние водителя, используя технологию, которая понимает людей и контролирует надежность водителя и автомобиля. Например, если надежность автомобиля высока и поддержка автомобиля считается необходимой, например, в ситуации, когда водитель попадает в опасную или стрессовую ситуацию, Concept-i переключается на автоматизированное вождение. Основываясь на концепции Toyota «Mobility Teammate Concept» для автоматизированного вождения, которая направлена на то, чтобы следить за водителями и помогать им по мере необходимости, Concept-i обеспечивает безопасность и спокойствие.
Кроме того, он поддерживает водителя, стимулируя пять органов чувств, включая зрение, осязание и обоняние, в зависимости от эмоций водителя, степени усталости и уровня бдительности, чтобы привести водителей в состояние бдительности, когда они чувствуют сонливость, и помочь водителям. испытывая более высокий уровень стресса, вы чувствуете себя более расслабленным.
Новые впечатления от развлечения (INSPIRE) «Узнаем о людях» x agent technology
Concept-i ведет разговор, основываясь на эмоциях и предпочтениях водителя. Автомобиль предлагает интересные темы в зависимости от настроения водителя, что позволяет достичь совершенно нового стиля двустороннего свободного разговора. Кроме того, он создает «карту эмоций», периодически отображая эмоции водителя и данные GPS. Собирая данные об индивидуальных эмоциях и используя эту информацию в качестве больших данных, серия TOYOTA Concept-i может доставлять свежие впечатления, предлагая новые приятные маршруты в виде небольших объездных путей.
Дизайн автомобиля включает в себя кабину с выступающим вперед футуристическим силуэтом и простым и открытым интерьером, и, начиная с агента, расположенного в центре приборной панели, тема дизайна перетекает изнутри наружу с бесшовным стилем, в котором дизайн Панель приборов продолжается до экстерьера кузова. Кроме того, он обеспечивает новый пользовательский интерфейс благодаря интуитивно понятному взаимодействию HMI с агентом с использованием 3D-HUD (проекционный дисплей).
Toyota планирует выпустить TOYOTA Concept-i примерно к 2020 году и провести дорожные испытания автомобилей, оснащенных некоторыми функциями концепт-кара с этой выставки в Японии.
Технология искусственного интеллекта Toyota Concept-i появится на дорогах с 2020 года
Toyota начнет интеграцию передовых технологий искусственного интеллекта (AI) в свои дорожные автомобили с 2020 года и уже представила, как эти системы работают с новым концептуальным автомобилем.
Представленный на автосалоне в Токио четырехместный концепт-i может оценить самочувствие, настроение и личные предпочтения своих пассажиров, прежде чем подстроить его под себя.
Для этого он измеряет язык тела водителя, тоны речи и его использование языка, а также делает выводы после отслеживания сообщений водителя в социальных сетях и стиля вождения.Затем он пытается повлиять на настроение водителя, изменяя его или ее другие чувства. Например, если водитель расстроен, он может накачать ароматный туман в салон, изменить цвета внутреннего освещения на более расслабляющие оттенки, согреть или охладить сиденье или начать разговор.
Toyota утверждает, что способность автомобиля реагировать на поведение водителя может помочь снизить усталость и улучшить общее самочувствие.
Бренд планирует протестировать системы для использования в серийных автомобилях с начала следующего десятилетия, предполагая, что некоторые технологии могут появиться на рынке в последующие годы.
ПредставителиToyota заявляют, что Concept-i не только демонстрирует технологию искусственного интеллекта, которая будет использоваться в производстве, но и показывает, как может выглядеть серийный электромобиль, когда он будет запущен для публичных испытаний с 2020 года. Сегодня они предполагают, что он будет иметь запас хода в 186 миль. от заряда, хотя они признают, что эта цифра может вырасти к моменту выпуска автомобиля в производство.
Отчеты предполагают, что первым в волне новых электромобилей Toyota станет модифицированная версия внедорожника C-HR, который будет продаваться на китайском рынке в соответствии с новыми правилами.Однако для всех электрических моделей 2020 года разрабатывается специальная платформа для ряда электромобилей.
Хотя критики обвинили компанию в медленном продвижении на рынок электромобилей, глава Toyota Акио Тойода взял на себя обязательство выпустить электромобили «от мини-автомобилей до легковых, внедорожников и легких грузовиков». На автосалоне в Токио руководитель отдела исследований и разработок Киётака Исэ сказал, что он планирует начать выпуск семейства электромобилей с 2020 года — график соответствует амбициозным планам Volkswagen по запуску семейства автомобилей ID.
Частично этот шаг был вызван планами правительства Китая установить квоты продаж электромобилей, которые должны быть достигнуты производителями, и ходят слухи, что оно может запустить в 2019 году в Китае сильно модифицированный кроссовер CH-R для удовлетворения краткосрочных требований. требования там. Однако для достижения своих глобальных целей в области электромобилей в начале этого года компания объявила о партнерстве с Mazda и поставщиком запчастей Denso.
Подчеркнув 20-летнее лидерство компании в области гибридных технологий, включая более 11 миллионов продаж Prius на сегодняшний день, Исэ сказал: «Мы работаем с электродвигателями, инверторами и батареями более 20 лет.Нам не о чем беспокоиться. Наша технология электромобилей уже разработана. Основная технология такая же ».
Toyota Concept-i Ride и Concept-i Walk
Рядом с автомобилем AI в Токио будет представлен Concept-i Ride (на фото выше). Эта двухместная модель имеет длину 2500 мм, высоту 1500 мм и ширину 1300 мм и демонстрируется вместе с Concept-i Walk, трехколесным мобильным устройством, которым можно управлять на тротуаре (на фото ниже, в центре).
CES 2017 — Toyota представляет Concept-i, который имеет «отношения» с людьми
В новом концептуальном автомобиле используется усовершенствованная система искусственного интеллекта, чтобы предугадывать потребности водителя и пассажиров, и Toyota заявляет, что это может «стимулировать их воображение и улучшить их жизнь».’
Система искусственного интеллекта японского производителя автомобилей учится вместе с водителем, выстраивает отношения и улучшается по мере вождения автомобиля.
В дополнение к этому система искусственного интеллекта автоматизировала автомобильные технологии, помогающие повысить безопасность, используя визуальные и сенсорные подсказки для улучшения коммуникации в зависимости от реакции водителя.
При определенных обстоятельствах водители смогут выбирать и переключаться между автоматическим и ручным управлением в соответствии со своими предпочтениями.
Как и другие системы искусственного интеллекта, дебютировавшие на выставке CES, автономная система отслеживает внимание водителя и дорожные условия, чтобы разработать автоматизированную систему, пытаясь обеспечить поддержку и помощь водителю и помочь в навигации в опасных условиях вождения.
Toyota разработала автомобиль «изнутри», начав с пользовательского интерфейса следующего поколения, который обеспечивает платформу для агента ИИ автомобиля по прозвищу «Юи».
Японская автомобильная компания заявила, что Yui был разработан для «связи с глобальной аудиторией».
Yui может использовать свет, звук и даже прикосновения для передачи важной информации водителю.
Плавные линии и дизайн интерьера помогают создать атмосферу «кинетического тепла» и «гостеприимства и веселья», которую компания Toyota намеревается создать.
Необычно, что вместо экранов на центральной консоли информация раскрывается там, где и когда она нужна.
Цветная подсветка в пространстве для ног показывает, находится ли автомобиль в автоматическом или ручном режиме; незаметные проекторы в задней части салона ретранслируют изображения на стойке сиденья, чтобы предупредить о слепых зонах; а проекционный дисплей нового поколения помогает водителю не отвлекаться от дороги.
Даже внешний вид автомобиля спроектирован так, чтобы дать Concept-i возможность взаимодействовать с окружающим миром.
Юи появляется на дверных панелях, приветствуя водителя и пассажиров, приближающихся к автомобилю.
В задней части автомобиля отображаются сообщения о предстоящих поворотах или предупреждения о потенциальных опасностях, а на передней панели отображается информация о том, включен ли автоматический или ручной привод.
Боб Картер, старший вице-президент Toyota по автомобильным операциям в США, сказал: «В Toyota мы понимаем, что важный вопрос заключается не в том, будут ли будущие автомобили оснащены автоматизированными или подключенными технологиями, а в опыте людей, которые взаимодействовать с этими транспортными средствами.