Конфликт между учеником и учеником пример: Вопросы психологии | ИнтернетУрок
Школьные конфликты виды, пути решения, приёмы и примеры.
В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе, рассмотрен в данной статье.
В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.
При ежедневном взаимодействии без
конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно
разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов,
сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в
воспитательных аспектах.
Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций
Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.
Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.
В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.
Конструктивным является конфликт, решение которого стало
полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в
нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.
Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения
Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».
Конфликт «Ученик — ученик»
Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Причины конфликтов между учениками
- борьба за авторитет
- соперничество
- обман, сплетни
- оскорбления
- обиды
- враждебность к любимым ученикам учителя
- личная неприязнь к человеку
- симпатия без взаимности
- борьба за девочку (мальчика)
Способы решения конфликтов между учениками
Как же конструктивно решить подобные
разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию
самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все
же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления
на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если
ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт
добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в
общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во
взрослой жизни.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
Ребенок часто ссорится и показывает
агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может
попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав
записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое
занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное
времяпровождение, новые знакомства.
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
- разные представления сторон о средствах воспитания
- недовольство родителя методами обучения педагога
- личная неприязнь
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Способы решения конфликта с родителями ученика
Как же конструктивно разрешить
подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении
конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без
искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом:
конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в
поведении оппонента.
Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
Пример
Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их
недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями,
отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.
Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.
Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный
руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так:
«Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о
внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе.
Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и
недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая
выразилась прохладным отношением ребят к Антону».
Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.
Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое
отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.
Конфликт «Учитель — ученик»
Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.
Причины конфликтов между учителем и учениками
- отсутствие единства в требованиях учителей
- чрезмерное количество требований к ученику
- непостоянство требований учителя
- невыполнение требований самим учителем
- ученик считает себя недооцененным
- учитель не может примириться с недостатками ученика
- личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Решение конфликта учителя и ученика
Лучше разрядить напряженную ситуацию,
не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми
психологическими приемами.
Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
Стоит отметить, что при диалоге между
учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к
нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не
менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для
получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют
учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать
ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.
Пример
Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.
Подобное решение конфликта повлекло
деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.
Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно
проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.
- Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
- Второй момент — анализ ситуации без превратности.
- Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
- Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
- Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Итак, что
же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе
решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление
практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное
решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное —
копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда
нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения
конфликтных ситуаций.
Каждый учитель знает,
что одно дело «трудные» ученики и совсем другое –
«трудные» родители. Вторые, как оказывается, гораздо труднее первых.
Как работать с «трудными» родителями? Профессионально, спокойно, с
оптимизмом и юмором. И главное, работать. Почему мне так трудно общаться с
«трудными» родителями учеников, да и не очень легко с родителями
обычными? Ответ прост, но он как-то не сразу находится. Трудно потому, что меня
этому никто никогда нигде профессионально не учил, на это дело не натаскивал,
не тренировал и практически не показывал, как именно такое важное и сложное
дело следует делать. В каких педвузах, на каких факультетах преподают курс
«Основы работы с родителями учеников»?
Хорошо, если всё-таки хоть где-то такое или что-то подобное преподают будущим и
настоящим педагогам. То есть получается, уважаемые коллеги, что мы с вами в
деле работы с родителями — дилетанты-самоучки. Как сами придумали работать, так
и работаем.
Второй причиной трудности работы с родителями учеников , уважаемые коллеги по учительскому цеху, наши с вами мысли, взгляды, восприятия. Мы их даже порой не осознаём этих своих мыслей и взглядов. А ведь именно они очень могут подпортить и усложнить нашу производственную жизнь. «Какие именно взгляды, мысли, восприятия?» — спросите вы. Я бы ответила одним словом — ОШИБОЧНЫЕ.
Примеры ошибочных мыслей, взглядов, восприятий со стороны учителя по отношению к своей работе:
- Меня должны уважать и ценить ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников.
- я как учитель должен быть компетентным и высоко профессиональным в любой сфере педагогической деятельности, иначе я — никудышний работник.
- ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны быть хорошими, милыми людьми и они обязаны соглашаться со мной по всем вопросам.
- В моей учительской
жизни просто не может и не должно быть «трудных» учеников и
«трудных»» родителей.
Иначе я — неудачник, неумеха в своей профессии и несчастный человек в целом.
- ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны слушать меня, раскрыв рот, разделять мои мнения, взгляды, суждения, всегда и во всём делая то, что я говорю.
- У ВСЕХ родителей моих ВСЕХ учеников должны быть такие же ценности и приоритеты в жизни, как у меня. Ведь я — учитель их детей.
- Некоторые родители моих учеников — плохие люди и они должны быть за это наказаны. Хороших же родителей надо поощрять.
- Всё в моей производственной жизни должно протекать ровно и спокойно, без конфликтов, трудностей и каких-либо эксцессов, т.к. я всего этого не хочу. Просто не хочу и всё.
- Это ужасно, если на работе у меня что-то идёт не так, как я хочу. Это делает меня несчастным человеком, принося мне моральные страдания. Потому что на работе всё должно быть так, как я этого хочу. Просто потому, что я так хочу.
- Трудности в работе
с родителями учеников возникают, потому что они — такие
«трудные» люди и не понимают, какими я хочу, чтобы они были.
И это — ужасно. Я от этого переживаю и страдаю. А они — дураки — не понимают, что я так не хочу.
- Я как педагог должен найти подход к любым ученикам и их родителям, а если это не получается, то я — никудышный педагог и несчастный человек.
- Если родители моих учеников имеют ко мне какие-то претензии, недовольны моей работой с их детьми, жалуются на меня, то это потому, что они хотят помотать мне нервы, выставить меня перед всей школой в дурном свете и подорвать мой учительский авторитет.
- Как педагог я всегда должен работать с родителями своих учеников идеально. Я должен угождать ВСЕМ родителям и иметь со ВСЕМИ родителями учеников отличные и хорошие отношения.
- Уж я-то знаю, как надо работать и с учениками, и тем более, с их родителями. У меня — высшее педагогическое образование, и этим всё сказано.
- Я как человек
порядочный должен быть эмоционально вовлечён в свою работу вообще и в работу
с родителями учеников, в частности.
«Сердце отдаю детям и их родителям!» — таков мой лозунг, мой девиз, моё профессиональное кредо. Если я не переживаю за свою работу, то я — чёрствый, бессердечный человек.
- Я всегда должен быть идеальным педагогом. Конфликты с родителями учеников — недопустимы. Недовольства родителей — это результат моего непрофессионализма.
- Я – всегда прав, потому что я — учитель. Я знаю лучше других, что надо детям и как их учить.
Предлагаю вам, уважаемые коллеги, обдумать и осознать свои ошибочные мысли, взгляды, восприятия и незамедлительно заменить их на другие — БЕЗОШИБОЧНЫЕ. Я бы даже сказала: БЕСПРОИГРЫШНЫЕ.
Вот мои беспроигрышные взгляды, мысли, восприятия. Хотя вы, разумеется, вполне можете разработать свои собственные
- Я не могу нравиться
всем ученикам и родителям. И мне тоже все вокруг нравиться не могут. Все
люди разные и невозможно со всеми всегда иметь хорошие отношения. И это —
нормально.
- Я работаю добросовестно, но бывают в моей работе и ошибки, и трудности, и неудачи; не всегда всё получается, как мне этого хотелось бы. Я — не совершенство и не идеал, и ничто человеческое мне не чуждо.
- Конечно, хорошо, когда родители учеников милы, добры и соглашаются со мной во всём, но так в реальной жизни получается не всегда.
· Конечно, хорошо, если бы не было на моём учительском пути «трудных» учеников и «трудных» родителей, но в реальной жизни всё-таки встречаются и те, и другие. Но это вовсе не означает, что я плохо работаю, и уж тем более, никакие «трудные» люди не сделают меня несчастным человеком, так как я выбираю профессиональный успех и счастье.
· Учитель может быть прав, а может быть и нет, лишь бы он не был глуп и туп.
· ВСЕ родители моих ВСЕХ учеников не могут
разделять мои взгляды и суждения. Кроме того, они не обязаны слушать меня,
открыв рот, повинуясь мне во всё. У них — свои ценности и приоритеты в жизни, а
также свои заботы и проблемы.
· Родители моих учеников — все люди разные. Я никого не сужу, не критикую и не осуждаю, но стараюсь каждого из них понять.
· Конечно, хотелось бы, чтобы в моей профессиональной жизни всё протекало ровно и спокойно, без конфликтов, трудностей и эксцессов, но такое не всегда получается в реальной жизни. Такова жизнь, и я не борюсь с жизнью не на жизнь, а на смерть. Вместо этого я ценю и праздную свою жизнь.
· На работе порой случается, что что-то идёт не так, как мне этого хотелось бы. Но, это ни в коем случае не делает меня несчастным страдальцем. Ничего страшного! Работа есть работа.
· Разумеется, хорошо, если у учителя получается найти подход ко всем ученикам и их родителям, но так в реальной жизни бывает не всегда. Но, жизнь есть жизнь, и я её принимаю такой, какая она есть.
· Если родители моих учеников имеют ко мне
какие-либо претензии, недовольны моей работой с их детьми, жалуются на меня, то
это вовсе не означает, что они что-то имеют против лично меня. Это лишь
означает, что родители заботятся о своих детях, обеспокоены какими-то их
проблемами и мучительно ищут решения. А я могу и должна им в этом помогать.
· Как педагог я должна постоянно работать с родителями своих учеников, общаясь с ними спокойно, профессионально, грамотно, но при этом, не стремясь им угождать и нравиться.
· Конечно, замечательно, если у учителя хорошие отношения со всеми родителями учеников. Но люди все разные и отношения с ними складываются по-разному. И это — вполне естественно.
· У меня высшее педагогическое образование. Но надо постоянно учиться и переучиваться, т.к. знания быстро устаревают. Образование — это не дипломные корочки, а процесс длиною в жизнь.
· У каждой профессии, у каждой работы есть свои сложности. Работа с «трудными» родителями — одна из сложностей моей профессии.
*Почему мне, учителю,
так сложно с «трудными» родителями моих учеников? Потому что нести
людям просвещение, а ещё разумное, доброе, вечное — очень нелёгкое дело. Но
трудность эта — часть учительской жизни.
По сути, уважаемые коллеги, я вам предлагаю на выбор стать приверженцем одной из кратко обозначенных здесь философий. Философий жизни учителя. Выбор, разумеется, за вами.
А от того, какой именно вы выбор сделаете, и будет и зависеть ваша производственная жизнь.
Как работать с «трудными» родителями учеников?
На самом деле в этом вопросе кроется подтекст. Мне кажется, он такой: «Как мне сделать свою производственную жизнь простой, бесконфликтной и приятной?» Пытаться делать это, уважаемые коллеги, разумеется, можно. Но сделать такое в реальной жизни, наверное, не всегда. Любая работа требует усилий, энергии, отдачи. И главное, любую работу, чтобы она была сделана, надо просто делать. Постоянно делать и всё!
Я уверена, превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно
собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью (именно
образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом
и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души. Такова уж наша учительская судьба — продолжать учить детей и просвещать их
родителей всегда. Не смотря ни на что, нести людям свет и добро. Ведь
материальных ценностей от нашей с вами работы может и не прибавляться, но света
и добра вокруг должно непременно увеличиваться.
Так что, уважаемые коллеги, хватит жаловаться и сетовать на трудности учительской жизни. Вместо этого пойдёмте в класс. Пойдёмте сеять!
Конфликты в школе: между учениками, между родителями и педагогами — причины конфликтов и пути решения
Главная » Психология » Конфликты в школе: между учениками, между родителями и педагогами — причины конфликтов и пути решения
Содержание
- Что такое конфликт?
- Примеры конфликтов
- Внутренний конфликт
- Семейные конфликты
- Рабочие конфликты
- Бытовые конфликты
- Чем конфликт отличается от травли
- Конфликт между учеником и учителем
- Конфликт между учениками
- Конфликт между родителем и учителем
- Конфликт между родителем и родителем
- Признаки конфликта
- Межличностный конфликт
- Межгрупповой конфликт
- Решение конфликтных ситуаций
- В жизни
- В семье
- На работе
- Разбор конфликта
- Виды межличностных конфликтов
- Открытый конфликт
- Скрытый конфликт
- Способы выхода из конфликтной ситуации
Что такое конфликт?
Конфликт — это столкновение интересов, идей, ценностей, мнений разных людей и конкуренция за удовлетворение своих потребностей. Ассоциации, которые несет слово «конфликт», окрашены в оттенки негатива: это агрессия, ссора, выяснение отношений, бессилие, стресс, ярость. Но, как у каждой медали, у конфликтной ситуации есть две стороны: темная и светлая. Светлая сторона – это умение извлекать пользу и опыт из некомфортной ситуации.
В конфликтной ситуации происходит обмен энергией, поэтому для нее нужны как минимум двое. Пока спор или столкновение происходит на «нейтральной полосе», конфликт не возникает. Как только начинают звучать фразы «ТЫ меня не так понял», «ТЫ неправ», «ТЫ поступил неправильно», граница конфликта смещается на сторону менее опытного оппонента. Нападающий проявляет агрессию, второй – оправдывается или старается уйти от неприятной ситуации.
Получить сейчас. Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Дизайн Человека? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы получить инструкцию индивидуального развитияХотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и
Жизнь без конфликтов – это иллюзия. Даже те люди, которые называют себя бесконфликтными, постоянно попадают в неприятные ситуации, но предпочитают смолчать, уйти, прекратить ссору нервным смехом, направить агрессию на самого себя. Терапевты, разбирающие на практике конфликт в психологии, утверждают: поведение в сложных ситуациях заложено в нас с детства. Чтобы выходить из конфликтных ситуаций без потерь для собственного достоинства, можно разработать собственную тактику поведения. Но сперва — разобраться в их классификации.
Примеры конфликтов
Тема конфликтов и их разрешения, будоражит не только практикующих психологов. На разном уровне этим озабочены дипломаты, ученые, государственные деятели, бизнесмены. Наука конфликтология проясняет вопросы: что такое конфликт, как он возникает и каким образом может быть разрешен на разных уровнях. Рассматриваются их положительные и отрицательные стороны воздействия, роль личности и группы личностей, его связь с общими и личными ценностями, социальный результат, тип разрешения, значимость.
Конфликты в психологии — это бескрайнее поле для исследования. Некоторые психологи практикуют консультации по одному из конфликтов. С одной стороны такие ситуации уникальны, с другой – типичны. Пройдемся по самым популярным примерам:
- По количеству сторон различают внутриличностные и межличностные конфликты.
- Межличностные конфликты в свою очередь делятся на категории по сферам жизни: семейные (любовные или детско-родительские), рабочие, бытовые.
- Рабочие конфликты делятся на горизонтальные (в них участвуют люди, равные по должности), вертикальные (в них участвуют руководители и подчиненные), смешанные.
Конфликты в «чистом» виде случаются крайне редко. Как правило, внутренние конфликты провоцируют семейные, рабочие переносятся на детско-родительские.
Внутренний конфликт
Понятие внутреннего конфликта не противоречит утверждению, что для данной ситуации сторон должно быть как минимум двое. Просто эти двое умещаются в одной голове и буквально раздирают сознание борьбой желаний и интересов, навязанного и истинного «Я». Для завязки сюжета писатели часто используют внутренние конфликты, примеры с описанием можно встретить в произведениях Достоевского, Льва Толстого, Чехова, Гоголя.
Внутренние конфликты преследуют людей и самых банальных, бытовых ситуациях. Полежать на диване или собраться на пробежку, желание быть вежливым или ответить хамством на хамство – все это вынуждает внутренние голоса спорить, мириться, уговаривать.
Семейные конфликты
Семейные конфликты между супругами не обязательно приводят к разводам. К разрыву приводит непродуктивная форма конфликта – молчаливая или пассивная. Конфликт никуда не испаряется, накапливается, зреет годами, отравляет жизнь мужа и жены, детей и окружающих. Почему это происходит? Потому что бытует мнение, будто счастливые семьи не ссорятся. Мнение популярное, но, увы, ошибочное. Ссориться можно и нужно, просто для этого не обязательно швырять тарелки или резать одежду на тряпки.
Пример конфликта, который рано или поздно приводит к «взрыву» – это молчаливая ревность. Когда один из супругов ревнует, молчит неделями, заставляя другого мучиться в неизвестности. Подобный психологический дискофморт переносят люди, привыкшие к моральному насилию в семье, но и у них когда-нибудь заканчивается терпение.
Семейные конфликты между детьми и родителями могут быть продолжением конфликта между супругами, когда родители пытаются привлечь на свою сторону ребенка, манипулируют отношениями. Детско-родительский конфликт может иметь совершенно отдельную историю и длиться даже тогда, когда дети вырастают и живут отдельно. В психологии такой конфликт называется «не перерезанной пуповиной».
В литературе детско-родительский конфликт, пример сложных отношений и семейную трагедию включают в сюжет все писатели. И не удивительно, ведь тема эту настолько тяжелая, что заставляет плакать взрослых людей.
Рабочие конфликты
Рабочие конфликты – это неизбежное зло. Локальная конфронтация на рабочем месте – обычная ситуация, которая часто решается вполне корректно. Но в любом коллективе есть паникер, который любую рабочую ситуацию умудряется взвинтить на пике эмоций. В дальнейшем конфронтация усугубляется замешанной в нее личной неприязнью. Тогда рабочий конфликт перемещается в плоскость грязных скандалов, сплетен, банального выяснения отношений, мести, унижения. В такие конфликты постепенно втягиваются новые сотрудники и если ситуацию пустить на самотек, страдают обслуживание, имидж, доход компании. В такой ситуации на первый план выходит роль руководителя-миротворца.
Пример рабочего конфликта – нечетко расписанные должностные инструкции. В таких случаях любая сложная работа, дополнительное задание или работа во внеурочное время встречается возмущением: «это не входит в мои обязанности», «почему именно я?», «посмотрите, коллега работает намного меньше, поручите работу ему».
Когда же в конфликте участвует руководитель, ситуация из «горизонтальной» перерастает в «вертикальную». Неважно, случаются разногласия по рабочим вопросам или из-за несовпадения характеров, подчиненному в любом случае приходится несладко. Ведь руководитель наделен дополнительной властью. Если работник дорожит своим местом, он вынужден отыскивать способы выхода из конфликта «малой кровью».
Бытовые конфликты
Совсем недавно бытовые конфликты считались неотъемлемой частью жизни в коммунальных квартирах. На исследовании жизни разных людей в одной квартире даже защищались докторские диссертации. Сегодня примеры бытовых конфликтов собирают миллионы просмотров на ютубе: это скандалы на дорогах, на детских площадках, в магазинах, транспорте.
Чем конфликт отличается от травли
Травля, или буллинг, — это глубокая и систематическая проблема, она проявляется в виде агрессии одних детей против других. В буллинге всегда неравенство сил. Однако травля не всегда выражается в физических нападениях — насилие может быть и психологическим.
Конфликт — это противостояние, в котором нет систематического насилия, но зато присутствуют разногласия и противоречия между сторонами. Конфликты в школе случаются не только между учениками — бывают задействованы и родители, и учителя. Причины конфликтов в школе могут варьироваться от банальной детской обиды до разногласий по поводу образовательной программы. Мы рассмотрим примеры развития событий и дадим подсказки, как действовать родителю и как помочь ребёнку в случае столкновения интересов.
Конфликт между учеником и учителем
У Васи и Марьи Петровны возникли разногласия из-за выставленной отметки. Учительница заявила, что его сочинение по «Герою нашего времени» не соответствует критериям, и поставила низкую оценку. А Вася ответил, что чётких критериев выдвинуто не было.
Конфликт между учениками
Вася и Петя поспорили, кто будет сидеть на первой парте около учителя. Вася утверждал, что сидеть должен он, так как учится на отлично. А Петя аргументировал тем, что у него плохое зрение. Ребята поссорились и не смогли поделить место.
Конфликт между родителем и учителем
Мама ученика Васи выразила несогласие с методами работы Марьи Петровны. Вася и другие ученики рассказывали, что Марья Петровна кричит, запугивает и предъявляет завышенные требования. Маме Васи это не понравилось, она считает, что педагог не имеет права применять психологическое насилие.
Конфликт между родителем и родителем
Мама Васи и мама Пети не смогли договориться, сколько денег сдавать на новогодние подарки детям. Мама Васи, состоящая в родительском комитете, выдвинула одну сумму, а мама Пети посчитала её чрезмерной.
Признаки конфликта
Конфликт можно отличить по трем характерным признакам:
1 | БИПОЛЯРНОСТЬ. Биполярность, также называемая оппозицией, является одновременно противостоянием и взаимосвязанностью, в которой содержится внутренний потенциал имеющегося противоречия. Однако сама по себе биполярность ещё не говорит о борьбе или столкновении. |
2 | АКТИВНОСТЬ. Активность здесь понимается как противодействие и борьба. Для возникновения активности необходим импульс, который задаётся со стороны участника (субъекта) конфликта осознанием самой конфликтной ситуации. |
3 | СУБЪЕКТЫ КОНФЛИКТА.![]() |
Далее мы рассмотрим классификацию конфликтов и поговорим о том, какие существуют их виды и формы.
Межличностный конфликт
Данный тип имеет место в случае разногласий и столкновений между отдельными людьми. Среди особенностей его можно отметить, что он протекает по принципу «здесь и сейчас», может иметь как объективные, так и субъективные причины, а также, как правило, характеризуется высокой эмоциональностью участвующих сторон. Межличностный тип может также подразделяться на отдельные виды конфликтов.
Например, в зависимости от специфики отношений подчиненности между участниками, межличностные конфликты можно разделить на конфликты «по вертикали», «по горизонтали», а также «по диагонали». В первом случае мы имеем дело с субординационными отношениями, например, руководитель – работник, учитель – ученик. Второй случай имеет место тогда, когда участники конфликта занимают равные положения и не подчиняются друг другу – коллеги по работе, супруги, случайные прохожие, люди в очереди и т. д. Конфликты по диагонали могут возникать между оппонентами, находящимися в косвенном подчинении – между начальником службы и дежурным по части, между страшим и младшим и т. д. (когда участники находятся на разных по уровню должностях, но в субординационных отношениях друг с другом не состоят).
Также межличностные конфликты могут включать в себя такие виды, как семейный (супружеский, детско-родительский, конфликт между братьями и сестрами), бытовой, конфликт в организации (пример организационного конфликта мы наблюдаем всякий раз, когда происходит столкновение в той или иной производственной структуре между ее субъектами в рамках рабочего взаимодействия) и др.
Межгрупповой конфликт
К межгрупповым конфликтам принято относить столкновения между отдельными представителями разных социальных групп (больших, малых и средних), а также между данными группами в целом. В данном случае также можно выделить такой вид, как конфликт в организации (примеры: между работниками и руководством, администрацией и профсоюзом, студентами и преподавателями и др.), бытовые (если в конфликте участвуют несколько представителей двух и более групп – например, в коммунальных квартирах, в очереди, общественном транспорте и т. д.).
Также можно выделить такие примеры социальных конфликтов на межгрупповом уровне, как межнациональные, межкультурные и религиозные. Каждый из данных видов охватывает широкие слои населения и характеризуется значительной протяженностью во времени. Кроме того, выделенные виды могут иметь пересекающийся характер. Отдельную категорию представляют международные конфликты (примеры которых мы постоянно наблюдаем в новостях), в том числе и между отдельными государствами и их коалициями.
Решение конфликтных ситуаций
Выделяют пять стратегий поведения в конфликте:
- Приспособление. Человек поступается своими интересами ради интересов другого.
Так ведут себя дети, которых угнетают учителя в начальной школе, поскольку у них не остается другого выхода.
- Соперничество. Человек отстаивает свои интересы, игнорируя другую сторону и не желая идти на компромисс.
- Избегание. Человек делает все, чтобы не допустить конфликта. Примеры конфликтов такого типа встречаются повсеместно. Муж увидел, что жена начинает беситься, и просто уходит, чтобы не злить ее еще больше.
- Компромисс. Люди выстраивают общение так, чтобы добиться частичного удовлетворения своих интересов. Очень хорошо это видно в торговле на рынке. Один человек хочет купить товар по одной цене, продавец не хочет сбывать его по такой стоимости. В результате они сходятся на сумме, которая является чем-то средним.
- Сотрудничество. Ориентирование на взаимовыгодный результат.
Этапы отношений между мужчиной и женщиной — описание основных периодов
Нет хорошей или плохой стратегии поведения в конфликте. Если он возник по незначительной причине, то можно и уступить. Это только укрепит отношения. Можно и соперничать, если это принесет пользу. Например, когда родители заставляют ребенка помыть руки, это тоже конфликт, но такая стратегия будет правильной.
Важно! Может быть разумнее сотрудничать с малышом: убедить его. Все зависит от родителей и конкретного ребенка.
Медитация во время конфликта
Важно привести примеры конфликтных ситуаций и их решения, чтобы понять способы их разрешения более детально.
В жизни
Любой конфликт в жизни решается следующим образом: необходимо четко определить свои и чужие интересы, найти основное противоречие, обострить его и подумать, как разрешить. Эта схема взята из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Решение любого конфликта – задача творческая, единственно правильного действия быть не может. Оно должно быть максимально близким к идеальному конечному результату.
Можно привести такой пример описания конфликта по предмету «теория конфликтов» (и осуществить его разбор). Друг одолжил деньги, но не хочет их отдавать. Сумма приличная, поэтому конфликт так просто не уладить. Учитывая то, что каждый на эмоциях, со временем скандал перешел и на другие сферы, которые уже не касаются предмета конфликта.
Схема решения проблемной ситуации в таком случае:
- Стороны успокаиваются.
- Определяют суть проблемной ситуации в деталях. Заемщик взял деньги тогда-то, размер долга такой-то, не хочет отдавать. В свою очередь, «кредитор» требует эти деньги. Только в деталях.
- Обостряют противоречия, которые не получается разрешить. Весь этот массив информации нужно свести к одному или нескольким противоречиям, две части которых полностью противоположны. Например, чтобы сторона А была довольной, нужно отдать долг. Чтобы сторона Б была удовлетворена, ей нужно не отдавать долг.
- Находятся способы их преодоления. Согласно теории ТРИЗ, идеальный конечный результат (ИКР) – это когда действие/объект отсутствует, а его функция выполняется. В данной ситуации нужно не отдавать долг, но добиться того, чтобы деньги были возвращены.
Необходимо найти вариант, наиболее близкий к ИКР. Возможные способы разрешения ситуации: рассрочка, помощь в деле, которое поможет сэкономить стороне А сумму, равную долгу, поработать на сторону А какое-то время, организовать совместное дело и какое-то время получать меньший процент от каждой сделки, пока долг не будет возвращен, или оказать такую сильную помощь, что от благодарности сторона А простит долг. Кстати, последний вариант наиболее близок к идеальному конечному результату. Деньги отдавать не нужно, а функция выполнена (задолженность списана).
Важно! По похожей схеме решаются все конфликты. Можно также подумать, какая из описанных выше стратегий наиболее близка к идеальному конечному результату в данном случае.
Возможны и другие примеры конфликтов из жизни. Решаются они аналогичным образом.
В семье
Схема разрешения семейных конфликтов принципиально не отличается, за исключением того, что один скандал является логичным продолжением всех предыдущих. Распутать такой клубок не всегда просто, поскольку могут выдвигаться не связанные с основным конфликтом претензии десятилетней давности, в том числе невысказанные. В любом случае последовательность действий такая же.
На работе
Конфликты на работе могут быть между подчиненным и начальством, разными подчиненными, целыми подразделами, подразделом и руководителем. Каждый из них имеет свою специфику. Межгрупповые конфликты всегда тяжелее, чем индивидуальные, но, если между собой ссорятся два начальника смежных отделов, то достаться может каждому подчиненному.
Медиатор во время конфликта
Обычно конфликты на работе требуют подключения отдельного независимого лица – медиатора. Это посредник, задача которого – найти интересы, являющиеся предметом конфликта и примирить враждующие стороны. В идеале медиатор должен найти решение, удовлетворяющее каждого. На практике это сделать сложно, поэтому конфликт регулируется в несколько этапов:
- Определение интересов.
- Достижение компромисса.
- Поиск взаимовыгодного решения.
- Внедрение решения в жизнь.
Сначала нужно потушить пожар, найти компромисс.
Важно! Это лишь временная мера, потому что недовольство каждой стороны рано или поздно перерастает в новый конфликт. Поэтому обязательно после достижения компромисса надо искать более эффективный способ решения проблемной ситуации.
Разбор конфликта
Как поднять настроение девушке по переписке — примеры и советы
Редко конфликтующие пытаются сделать детальный разбор ситуации. Хотя только в таком случае противоречия в интересах каждой стороны могут стать источником развития и способствовать лучшему взаимопониманию.
Описанная выше методика разрешения конфликтов основана на их разборе. Это не единственный метод разбора, но очень эффективный. Чтобы быстро решить задачу, необходимо научиться ее правильно формулировать. Разбор сложной ситуации помогает этому.
В этой статье были приведены пример конфликта и его решение. Независимо от его вида (межличностного, межкультурного, педагогического), путь к разрешению приблизительно одинаковый.
Виды межличностных конфликтов
Межличностный конфликт может по-разному проявляться во взаимодействии оппонентов. Среди основных видов принято выделять скрытые и открытые конфликты, которые справедливо отражают степень отношения человека к ним. Разрешение конфликта во многом зависит от того, в какой форме он выражен.
Открытый конфликт
Данный вид психологи часто называют осознаваемым. То есть, человек, вступая в конфликт с кем-либо из своего окружения, полностью отдает себе отчет в том, что с ним происходит. Открытый конфликт характеризуется бурными выяснениями отношений. Проявляемые чувства не маскируются, а направляются прямо на оппонента, слова высказываются в лицо. Даже если человек обладает излишне мягким и уступчивым нравом, он, так или иначе, проявляет свою позицию.
Скрытый конфликт
Этот встречается довольно часто. Он предполагает, что участники процесса не осознают всей серьезности ситуации. Скрытый конфликт вообще может не проявляться долгое время, до тех пор, пока один из оппонентов не решит перейти к активным действиям. Нежелание признавать наличие конфликта продиктовано следующей причиной: нас с детства учили, что негативные чувства могут иметь нехорошие последствия, а поэтому их лучше замалчивать. Такая позиция не дает возможности человеку проявить себя, сполна выразить недовольство. В результате конфликт затягивается сам по себе и может продолжаться сравнительно долгое время.
Способы выхода из конфликтной ситуации
Наиболее удачным вариантом выхода из является нахождение компромисса противоборствующими сторонами. В этом случае стороны принимают решение, устраивающее всех участников спора. Не остается каких-либо недоговоренностей и недопонимания между конфликтующими.
Однако не во всех случаях удается прийти к компромиссу. Очень часто исходом конфликта является принуждение. Этот вариант развязки конфликта наиболее характерен, если один из участников занимает доминирующую позицию. Например, руководитель вынуждает подчиненного поступить так, как угодно ему, либо родитель велит своему ребенку сделать так, как он считает нужным.
Чтобы не дать конфликту набрать силу, можно попытаться сгладить его. В этом случае человек, которого обвиняют в чем-либо, соглашается с упреками и претензиями, пытается объяснить причину своих действий и поступков. Использование этого приема выхода из спора не означает, что суть конфликта понята, а ошибки осознаны. Просто на данный момент обвиняемому не хочется вступать в конфликт.
Признание своих ошибок и раскаяние в содеянном является еще одним способом того, как разрешить межличностный конфликт. Пример такой ситуации: ребенок жалеет о том, что не подготовил уроки и получил двойку, и обещает родителям впредь выполнять домашние задания.
Источники
- https://WikiGrowth.ru/razvitie/konflikt/
- https://externat.foxford.ru/polezno-znat/vidy-konfliktov-v-shkole-i-ih-reshenie
- https://4brain.ru/conflictology/vidy.
php
- https://FB.ru/article/198436/primeryi-konfliktov-vidyi-konfliktov
- https://srazu.pro/socializacia/primery-konfliktnyx-situacij.html
- https://MemorySafonovo.ru/zabolevaniya/primer-konfliktnoj-situacii-v-gruppe.html
4 шага к разрешению студенческих конфликтов (+ 2 студенческих мероприятия!)
Этот пост является частью серии нашего блога о социально-эмоциональном развитии . Следите за новостями из этой серии и подписывайтесь на блог , чтобы ничего не пропустить!
Конфликты между одноклассниками — нормальная часть взросления, но, если их не контролировать, проблемы со сверстниками могут прерывать занятия, вызывать эмоциональный стресс и мешать обучению ваших учеников. Предоставление учащимся простых инструментов для решения проблем может помочь им преодолеть конфликты со сверстниками до они мешают учебе и приводят к более серьезным социально-эмоциональным проблемам.
Когда на карту поставлено что-то столь сложное и важное, как социально-эмоциональное развитие, многие учителя ищут программы, которые они могут включить в свои существующие учебные планы, чтобы поддержать социально-эмоциональное обучение своих учеников. Merrell’s Strong Kids — одна из лучших — это набор соответствующих возрасту учебных программ, которые помогают учащимся развивать социально-эмоциональные навыки, необходимые им для решения своих проблем и достижения успеха в школе и жизни. Новые издания вот-вот дебютируют, и они представляют собой замечательные инструменты для учителей и учащихся.
В этом посте, взятом и слегка адаптированном из книги Strong Kids– 3–5 Classes , , вы найдете несколько примеров сценариев и заданий, которые вы можете использовать, чтобы научить учащихся думать о здоровых, позитивных способах разрешения межличностных конфликтов.
Представьте четырехэтапную модель решения проблем
Модель решения проблем – это способ решения разногласий шаг за шагом. Конфликты сложны, и использование стратегий решения проблем для достижения рабочего компромисса требует терпения и творческого подхода. Вот образец сценария и раздаточный материал, который вы можете использовать со своими учениками, чтобы представить четырехэтапную модель решения проблем.
Пример сценария для ознакомления с моделью: Иногда конфликты могут показаться запутанными и неразрешимыми. Трудно даже понять, в чем именно заключается конфликт, и это может вызвать у вас желание вообще не иметь с ним дела или прибегнуть к молчаливому обращению с другим человеком. В данный момент может показаться, что игнорирование конфликтов работает, но в долгосрочной перспективе проблема не решается здоровым образом. Сегодня мы научимся рассматривать проблему небольшими шагами, что поможет нам более четко увидеть конфликт и решить проблему в ситуации.
Дайте своим ученикам этот раздаточный материал для обсуждения четырех шагов решения проблемы:
- Определите проблему
- Разработать план
- Оценить план
- Реализовать план
Напомните учащимся, что они могут обращаться к этому раздаточному материалу, чтобы запомнить шаги.
Пример сценария для представления раздаточного материала: Знаете ли вы, что для решения проблемы можно использовать четыре шага? Мы собираемся попрактиковаться в их использовании в разных ситуациях. Использование шагов поможет нам прийти к хорошее решение. Вы также узнаете, как проявлять эмпатию и как идти на компромисс, когда это уместно в социальных взаимодействиях. В ситуациях, когда вы пытаетесь, но в данный момент ничего не получается, иногда вам, возможно, придется улыбнуться, набраться терпения и вежливо сказать: «Я слышу, что вы говорите. Может, поговорим об этом в другой раз и снова попробуем решить проблему?» А иногда, если никто не знает о четырех шагах к решению проблемы, это может превратиться в более серьезный спор. Будьте терпеливы и открыты для разных точек зрения и стратегий. Вот четыре шага модели решения проблем и наглядное изображение, которое поможет вам запомнить.
После того, как вы вместе просмотрите раздаточный материал, вы можете использовать эти два задания, чтобы помочь своим учащимся применить четырехэтапную модель к реальным сценариям, с которыми они могут столкнуться.
Упражнение 1: Приложение для решения проблем
Цель: Используя раздаточный материал в качестве руководства, примените четырехэтапную модель решения проблем к трем примерным ситуациям.
Пример сценария для введения действия: Теперь, когда мы поговорили о шагах, давайте применим к ним несколько примеров ситуаций. Я прочитаю первую ситуацию, и мы вместе обсудим шаги в классе. Мы напишем наши мысли в средней колонке в разделе «Ситуация 1». В ситуации 2 вы будете сотрудничать с человеком рядом с вами [или разделитесь на небольшие группы] , пройдитесь по модели решения проблем и запишите свои идеи в колонке «Ситуация 2».
Ситуация 1
- Проблема: Ваш одноклассник хочет использовать единственный классный компьютер одновременно с вами.
Твист : Ты знаешь, что у твоего одноклассника дома нет компьютера, а у тебя есть.
Ситуация 2
- Проблема: Ваш одноклассник подорвал ваше доверие, рассказав ваш секрет.
Twist : Будет ли это иметь значение, если вы уже поделились этим с несколькими другими людьми?
Ситуация 3
- Проблема: Вы услышали, что ваш друг сказал о вас что-то плохое, что не соответствует действительности, и ваши чувства задеты.
Twist : Ваша подруга будет присутствовать на вечеринке по случаю вашего дня рождения в эти выходные, и вы знаете, что она приготовила для вас кое-что особенное.
Предложите учащимся провести мозговой штурм по этим примерным сценариям, а затем обсудите предложенные решения всем классом.
Задание 2. Обсудите примеры и не примеры решения проблем
Цель: Обсудите всем классом продуктивные и непродуктивные способы решения конфликта.
Пример сценария для введения в действие: Давайте обсудим примеры стратегий решения проблем – что делать и чего не делать. Во-первых, давайте рассмотрим ситуацию, когда двое детей дерутся из-за ноутбука. Я буду читать вслух некоторые стратегии, а вы скажете мне, являются ли они примерами (здоровыми) или не примерами (нездоровыми). Примерами являются стратегии, которые мы хочу сделать. Непримеры — это то, что мы не хотим делать. Затем я хотел бы, чтобы вы в малых группах поделились своими ситуациями и стратегиями, которые вы использовали в конфликтах. Подумайте о ситуациях в школе, дома или в вашем районе.
Просмотрите шесть сценариев решения проблем, перечисленных ниже, чтобы упростить обсуждение. Для каждого из них попросите учащихся оценить, является ли сценарий примером или непримером полезного способа решить проблему. Если есть другие текущие конфликты, которые особенно важны для опыта ваших учеников, вы также можете использовать их в качестве примеров.
(Кроме того, имейте в виду, что определенные навыки решения проблем могут быть неуместными в некоторых ситуациях. Например, попытка вести дискуссию с потенциально опасным человеком может быть неуместной).
ПРИМЕР ЗАДАЧИ: Два ученика хотят использовать один и тот же ноутбук на уроке естествознания.
Выберите несколько стратегий решения проблем, перечисленных ниже (перечисленных как Сценарии решения проблем 1″–6), и задайте учащимся следующий вопрос: «Это пример решения проблемы или не пример решения проблемы?» Для вопросов, которые не являются примерами решения проблем, спросите учащихся, как бы они использовали навыки решения проблем для разрешения конфликта.
- Сценарий решения проблемы 1: Учащиеся определяют проблему, говорят, что каждый из них хочет сделать с ноутбуком, а также перечисляют и обсуждают несколько возможных решений. Одно из решений — поровну разделить время использования ноутбука. Они соглашаются с этим решением и обмениваются рукопожатием. (Это пример полезного способа решения проблемы.
)
- Сценарий решения задач 2: Учащиеся спорят, перебивают друг друга и перехватывают друг у друга ноутбуки, а затем один учащийся рассказывает об этом учителю. (Это не пример полезного способа решения проблемы.)
- Сценарий решения проблемы 3: Учащиеся определяют проблему, говорят, что каждый из них хочет сделать с ноутбуком, а также перечисляют и обсуждают несколько возможных решений. Они не могут прийти к соглашению ни по одному из решений и поэтому продолжают спорить друг с другом. В конце концов, они вовлекают в ситуацию других учеников. (Это не пример полезного способа решения проблемы.)
- Сценарий решения проблемы 4: Учащиеся определяют проблему, но каждый учащийся настолько заинтересован в описании того, что каждый из них хочет сделать с ноутбуком, что на самом деле не слушает, что хочет другой человек. (Это не пример полезного способа решения проблемы.
)
- Сценарий решения проблемы 5: Учащиеся определяют проблему, говорят, что каждый из них хочет сделать с ноутбуком, а также перечисляют и обсуждают несколько возможных решений. Одно из решений — договориться использовать ноутбук в разные дни и дать друг другу слово. На следующий день студенты спрашивают друг друга, работает ли этот план для их игры. (Это пример полезного способа решения проблемы.)
- Сценарий решения задач 6: Учитель забирает ноутбук у обоих учеников; студенты бросают друг на друга недовольные взгляды, и оба злятся, потому что теперь они не могут пользоваться ноутбуком. (Это не пример полезного способа решения проблемы.)
***
БОЛЬШЕ О СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
Если вам понравилось сегодняшнее сообщение, ознакомьтесь с этими другими сообщениями в нашей серии блогов со социальной эмоциональной разработкой ” в школах: 8 вопросов о посредничестве с автором Ондиной Гросс
Улучшение поведения учащихся за 4 шага: процесс решения проблем и история успеха
9 Стратегии снижения стресса для молодых учеников
Узнайте больше о сильных детях Спустя. -программы эмоционального обучения помогают учащимся исследовать свои чувства и приобретают навыки, которые они будут использовать всю оставшуюся жизнь: управление гневом, снижение стресса, решение межличностных проблем и многое другое. Узнайте все о Strong Kids здесь.
Подпишитесь на одну из наших БЕСПЛАТНЫХ информационных бюллетеней
Пять способов облегчить разрешение конфликтов между учащимися
Необходимо знать
- Преподаватели тратят более 30–80 % своего времени на дисциплину учащихся, включая решение конфликтов между учащимися, отвлекая от важных обязанностей по обучению и планированию.
- Навыки управления конфликтами и разрешения конфликтов необходимы для успеха в учебе, работе и жизни.
- Благодаря сочетанию моделирования, аутентичной практики и реализации в реальных условиях преподаватели могут помочь учащимся усвоить и эффективно использовать стратегии разрешения конфликтов.
Пристальный взгляд
Сообщалось, что преподаватели могут тратить от 30 до 80% своего ценного времени на решение проблемного поведения, при этом основной причиной являются межличностные конфликты между одноклассниками. Однако с правильными стратегиями, языком и мышлением преподаватели могут помочь учащимся стать эффективными в решении проблем и спасают себя от постоянной головной боли очередного раунда «он сказал, она сказала».
Стратегии разрешения конфликтов между учащимися
Поскольку контекст и возраст учащихся являются важными факторами, эти стратегии эффективны для начальной и средней школы.
- Позиционируйте себя как «гид со стороны». В зависимости от возраста учащегося, знакомства со стратегиями разрешения конфликтов и серьезности конфликта вам потребуется откалибровать уровень вашего участия и руководства, когда вы поддерживаете учащихся в разрешении конфликтов.
Тем не менее, помните, что конфликт не ваш и что вы здесь только для того, чтобы способствовать диалогу и ответственному принятию решений. Это похоже на побуждение учащихся к использованию «я-утверждений», перефразированию («Звучит так, как будто __ чувствует __») и поощрению принятия точки зрения («Как бы вы себя чувствовали, если бы __ случилось с вами?»). Чтобы получить дополнительные советы по разрешению конфликтов с учащимися, посмотрите это короткое видео от moozoom, ведущей платформы для обучения благополучию и видео на основе PBIS для образования K-6.
- Проверьте свое мышление. Вместо того, чтобы рассматривать студенческий конфликт как неприятность или помеху (что, безусловно, может быть), попробуйте представить его как возможность обучения для вас и для студентов. Если вы подойдете к конфликту с таким настроем, ваши ученики поймут это, что может смягчить некоторые сильные эмоции и помочь всем подключиться к их «думающему» мозгу. Это также поможет вам регулировать свои эмоции и реакции, чтобы вы могли быть образцом того, что вы надеетесь увидеть от своих учеников.
- Внедрить согласованную структуру разрешения конфликтов. Благодаря сочетанию подробных инструкций, аутентичной практики и практического применения учащиеся усваивают академический контент и материалы SEL. Точно так же подробное обучение последовательной схеме разрешения конфликтов, когда учащиеся вовлекаются в эту структуру посредством управляемой практики, а затем тренируются и напоминают им о необходимости применять ее в реальных задачах, укрепляют понимание учащимися методов разрешения конфликтов и овладевают ими. Для учителей, которым не хватает времени, такие инструменты, как moozoom, предоставляют готовые, актуальные и культурно значимые серии видео, которые дают учащимся примеры способов управления внутренними и внешними конфликтами. Всего за 30 минут в неделю moozoom предлагает простую схему: 1) уменьшить масштаб и остановиться, 2) увеличить масштаб и подумать и 3) перейти и действовать соответственно.
- Используйте силу языка. Часто преподаватели помогают учащимся усвоить привычки к обсуждению, используя рамки предложений, которые способствуют продуктивному академическому диалогу.
Например, такие основы, как «Я со всем уважением не согласен, потому что» или «Я не уверен, что понимаю вас, не могли бы вы объяснить подробнее», являются мощными инструментами, которые поддерживают студентов во время дискуссий или сократических семинаров. Точно так же учащиеся нуждаются в указаниях относительно эффективного языка, который они могут использовать при разрешении конфликтов. По возможности соедините язык обсуждения и управления конфликтами, чтобы учащиеся увидели последовательность и с большей вероятностью усвоили ее.
- Предугадывайте «горячие точки» конфликтов и разрабатывайте стратегию, где вы можете их опередить. Как правило, менее структурированное время (перерыв, обед, учебный зал), а также групповая работа способствуют возникновению большего количества студенческих конфликтов. Будьте активны перед этим периодом, сначала установив четкие ожидания, а также напомнив учащимся об их стратегиях управления конфликтами и языке. В частности, используйте преднамеренные групповые роли и возможности обратной связи во время совместной работы, чтобы сделать это время продуктивным.