Конфликт с учителем в школе что делать: Конфликт с учителем ✔️ Что делать?
У ребенка конфликт с учителем — что делать — Журнал Учи.ру
Рассказываем, почему у детей могут возникать конфликтные ситуации с педагогами и что делать родителям, чтобы помочь ребенку
Кристина Манасарян
Делится опытом разрешения конфликтных ситуаций
- Причины конфликта
- Как конфликт с учителем влияет на ребенка
- Нужно ли участие родителей
- Что делать родителям
- Если ничего не помогает
Ребенок в начальной школе сталкивается со множеством сложностей. Одной из них может стать конфликт с учителем. По каким причинам он может возникнуть и что делать родителям, чтобы с ним справиться, рассказываем в статье.
Материал подготовлен при помощи экспертов: учителя начальных классов Дарьи Ашировой и педагога-психолога Марии Шварис.
Причины конфликта
Причины конфликта ребенка с учителем могут быть самыми разными. Мы постарались разобрать те, с которыми участники образовательного процесса сталкиваются чаще всего.
Проблемы с успеваемостью
В начальной школе основной причиной недопонимания с ребенком могут стать отметки. В первом классе дети еще не умеют правильно реагировать на оценивание — расстраиваются, обижаются, злятся на педагога, если у них не получилось достигнуть желаемого результата.
Дарья Аширова
Учитель начальных классов
Я считаю, что у учителя не может быть конфликта с ребенком. Может возникнуть недопонимание. Чаще всего из-за оценок. Я стараюсь всегда спокойно объяснить ученику, почему выставлена конкретная отметка и какие ошибки были допущены. Это важно и для понимания темы: если ребенок поймет, какие ошибки были в работе, он сможет разобраться в предмете.
В начальных классах детям непросто контролировать свое поведение, учитель может сделать замечание, а ребенка это может расстроить, возникает конфликт. Фото: Pixel-Shot/shutterstock.comКонтролировать свое поведение детям в начальных классах тоже непросто.
Кто-то может заскучать на уроке и начать отвлекать соседа, кому-то захочется поделиться с другом последними новостями, а некоторым ребятам так проще привлекать к себе внимание. Конечно, учитель может сделать «нарушителю» замечание, а ребенка это может расстроить или обидеть. Из-за подобных ситуаций конфликт может затянуться, а отношения между ребенком и педагогом — испортиться.Ребенку скучно на уроке
Бывает и такое, что школьная программа оказывается для ребенка простой: пока одноклассники учат алфавит, он читает под партой «Гарри Поттера». Реакция на такое положение дел у детей тоже может быть разной: кому-то приятно чувствовать свое превосходство, это только мотивирует получать знания и развиваться дальше, а кому-то быстро становится скучно, хочется пойти дальше, повышать свой уровень.
Проблемы в семье
Сложные ситуации в семье могут влиять на ребенка, его настроение и поведение. Он может стать агрессивным или, наоборот, апатичным, может срывать уроки или дразнить одноклассников. Здесь главное — разглядеть за резкой сменой поведения крик о помощи, вовремя заметить, что изменения характера связаны с происходящим в семье и, возможно, помочь и поддержать.
Как конфликт с учителем влияет на ребенка
Учитель в начальной школе — это авторитетный взрослый, чаще всего — второй после родителей. Это человек, с которым ребенок проводит много времени, который транслирует ему определенные ценности и взгляды, оценивает его и помогает полюбить учебу. Конфликт с таким значимым взрослым может сильно сказаться на самочувствии ребенка и его поведении.
Во время конфликта дети могут реагировать по-разному: один будет действовать активно по отношению к учителю, другой может замкнуться в себе и испытывать стресс. Фото: Refat/shutterstock.comМария Шварис
Педагог-психолог
Многое зависит от темперамента ребенка. Кто-то во время конфликта будет действовать слишком активно по отношению к учителю, чтобы выплеснуть эмоции и напряжение. Кто-то может замкнуться в себе, испытывать стресс и напряжение внутри.
Другие просто теряют интерес к урокам, потому что пытаются игнорировать свои эмоции — решать проблему у них нет ни сил, ни желания. Конфликт всегда имеет негативные последствия. Страдает в нем прежде всего ребенок. Поэтому так важно помочь ему сбросить напряжение от конфликта и только потом найти пути его решения.Нужно ли участие родителей
Кто же должен вовремя заметить, что ребенка в школе что-то беспокоит, что он переживает? Следует ли учителю всегда звать родителей, чтобы они помогли нейтрализовать конфликт, или лучше попробовать сперва обсудить все с ребенком наедине?
Дарья Аширова
Учитель начальных классов
Я считаю, что необязательно всегда привлекать родителей. В первую очередь надо поговорить с учеником. Если не получается наладить отношения и ничего не помогает, конечно, можно обратиться к родителям. Я с ними на связи 24/7. Стараюсь рассказывать, что происходило в течение дня с детьми, почему ребенок может вернуться, например, расстроенный.
Мария Шварис
Педагог-психолог
Важно отметить, что конфликт может быть благополучно решен только в том случае, когда обе стороны хотят этого. Я считаю, главная ошибка — вовлечение родителей в любые школьные конфликты. Как правило, учителя всегда идут навстречу, сами инициируют беседы один на один и стараются разобраться в возникшей ситуации. Педагог может предложить компромисс или даже готовое решение. Главное, чтобы ребенок тоже был готов к диалогу.
Конфликт может быть благополучно решен только в том случае, если обе стороны хотят этого. Фото: Elnur/shutterstock.comПсихолог считает, что родителям следует дать детям возможность сделать первые шаги самостоятельно. Если ребенок говорит вам, что в школе у него возникает недопонимание с педагогом, узнайте, что он уже предпринял для разрешения конфликта?
Что делать родителям
Главное — не закрывать глаза на происходящее и смотреть на ситуацию объективно. Конечно, все, касающееся детей, воспринимается родителями очень остро — сразу хочется защитить своего малыша, оградить от всего мира и переложить ответственность за возникновение конфликта на других.
Не спешите. Помните, что ваше поведение во время таких ситуаций — это не только путь к разрешению спора, но и пример для школьника: если мама умеет спокойно и конструктивно разбираться с проблемами, то смогу и я. Что же делать родителям, если они замечают, что у ребенка возник конфликт с педагогом?- Поговорите с ребенком
- Побеседуйте с учителем
- Обозначьте проблему и подберите варианты помощи
Главная задача на этом этапе — разобраться в ситуации, узнать точку зрения ребенка и поддержать его. Поговорите со школьником, когда у него будет хорошее настроение, а у вас — время и готовность к детальному разговору. Если о конфликте вы узнали от ребенка, постарайтесь выяснить все подробности, спросить, какое решение видит он сам, согласен ли на компромисс. Если вы узнали о конфликте от учителя, постарайтесь также выбрать подходящий момент и узнать у ребенка, что произошло. Сразу объясните, что вы не планируете ругаться, ваша задача — узнать точку зрения второй стороны, скажите, как важно вам услышать мнение ребенка, дайте ему выговориться и все объяснить.
Второй шаг — пообщаться с учителем один на один. Договоритесь с педагогом о встрече, подумайте, какие вопросы вы хотите задать, что вас волнует. Настраивайтесь на конструктивный диалог, без эмоций. Ваша задача — решить конфликт, а не создать новый. Не обвиняйте, будьте готовы услышать другую точку зрения и, главное, узнайте, какой выход из ситуации видит сам учитель.
Договоритесь с педагогом о встрече, подумайте, какие вопросы вы хотите задать, и главное — настраивайтесь на конструктивный диалог. Фото: insta_photos/shutterstock.comИтак, вы поговорили с ребенком, встретились с учителем и нашли проблему. Что делаем дальше?
- У ребенка плохие оценки. Ваша задача — объяснить, что отметки не влияют на ваше отношение к нему. Ну и помочь устранить пробелы в знаниях — самостоятельно или вместе с репетитором;
- Ребенку скучно. Попробуйте вместе с учителем понять причину скуки: ребенок слишком быстро выполняет задания и поэтому скучает? Или, наоборот, что-то ему дается тяжело, поэтому мотивации заниматься нет? Поищите дополнительные кружки и секции вне школы, где ребенок сможет реализовать свой потенциал;
- Дисциплина. Выяснить причину, по которой ребенок регулярно нарушает школьные правила, попробовать объяснить, зачем они нужны в школе и чем поведение ребенка может помешать другим ребятам. Можно проконсультироваться со специалистами — психологом или нейропсихологом — в чем может быть причина плохого поведения.
В начальных классах у детей конфликты могут возникать часто: все-таки новый коллектив, новые условия и правила. Ребенок адаптируется, учится искать общий язык с окружающими. Это нормально. Ваша задача как родителя — продолжать максимально поддерживать малыша, следить за его настроением, спрашивать, как сейчас складываются отношения с педагогом, со сверстниками, нужна ли какая-то помощь.
Если ничего не помогает
Как правило, спокойная встреча с учителем и обсуждение ситуации приводят к разрешению конфликта. Но, к сожалению, в редких случаях диалог не помогает найти решение. Что можно сделать? В крайних случаях, родители могут обратиться к директору школы. Надо понимать, что такое решение — крайняя мера, которая может повлиять и даже ухудшить отношения между ребенком и педагогом. Но, возможно, с помощью руководства школы проблему все же получится решить. Если и это не помогло, стоит задуматься о смене класса или даже школы. Конечно, такие меры стоит предпринимать, если ничего не помогает и конфликт напрямую влияет на состояние и обучение ребенка.
Конфликты между учителем и детьми могут возникать по самым разным причинам. Задача взрослого — быть рядом, поддерживать ребенка, при этом обучать его решать спорные ситуации самостоятельно и искать компромиссы. Для родителей умение выстраивать конструктивный диалог с учителем и всегда обращать внимание на две стороны конфликта тоже важно, ведь дети на вашем примере учатся разрешать спорные ситуации мирными путями.
Конфликт с учителем, что делать?
#LIFE_INCAMP
Перейти к содержимому
Не за горами профессиональный праздник всех педагогов – День учителя. В этот день тысячи школьников подарят учителям цветы и скажут слова благодарности за нелегкий труд.
Однако не у всех детей общение с педагогами проходит гладко. Иногда оно выливается в открытое противостояние.
Мы пообщались с Загоновым Александром, соучредителем Центра тренинга и консультирования «12 коллегий», психологом, выпускником кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии СПбГУ, и выяснили, что делать родителю, если у ребенка возникло недопонимание с учителем.
— Александр, представим, что мой ребенок жалуется на конфликт с преподавателем. Учитель занижает оценки или даже оскорбляет ребенка. Что делать в такой ситуации родителю? Сразу идти ругаться с директором?
Если вы столкнулись с подобной ситуацией, не стоит делать поспешных выводов и сразу искать виноватых. Ведь вариантов вообще-то не два, а гораздо больше. Может, ваш ребенок не специально искажает сложившиеся отношения с учителем, а в силу своего восприятия и характера. Может, учитель проявляет непрофессионализм или некомпетентность, а может быть, у него есть на то причины, грубо говоря, его «довели». Не исключено также, что у конфликта есть какая-то предыстория, выходящая за рамки уроков.
Первая задача родителя – собрать максимально полную информацию, желательно выслушать различные мнения: ребенка, учителя, одноклассников, других учителей и родителей. Что касается идеи «сразу идти ругаться с директором», сначала ответьте себе на вопрос: «Зачем вы собираетесь это делать? Какова ваша цель?». Если вы рассчитываете «помирить» ребенка с учительницей, включение в конфликт вашей фигуры этому не поможет.
Скорее всего, такое поведение приведет к эскалации конфликта, и теперь в нем будет задействована вся школа в лице директора, а также вы окажетесь внутри конфликта и не сможете выступить в роли медиатора-посредника между сторонами. Образно выражаясь, это объявление «гонки вооружений». К тому же, вы не сможете определить, какой позиции будет придерживаться директор, поддержит ли он вас, или же вы настроите школу против своего ребенка.
Стоит начать с максимально подробного обсуждения ситуации с ребенком, не стоит вести допрос с пристрастием. Проявите заинтересованность и избегайте чрезмерного беспокойства: оно заразительно.
Узнайте у ребенка, как он считает, нужна ли ему помощь, или он планирует справиться самостоятельно. Если нужна, то предложите встретиться с учительницей (лучше вместе с ребенком), если же он хочет решить все сам, обсудите его дальнейшие шаги, посоветуйте, как ему поступить, в любом случае поддержите и приободрите. При встрече с учительницей постарайтесь занимать максимально нейтральную позицию. Помните, что ваша цель – побольше узнать информации, а не защитить ребенка или «задавить» учительницу.
— Представим, что я прояснила ситуацию и поняла, что мой ребенок «списывает» свои плохие оценки и поведение на «дурной» характер преподавателя. Что делать теперь?
— Если вы однозначно в этом уверены, то действовать нужно, разумеется, через ребенка. Не стоить нападать на него или отчитывать, это неприятно и не добавляет желания исправиться. Разговор лучше вести в совещательном ключе, сказать, что вы знаете о проблеме, подчеркнуть, что вы беспокоитесь и желаете помочь.
Можно построить беседу ориентировочно по такому плану:
- Обсуждение самой ситуации («Я знаю, что…», «А ты что про это думаешь?»),
- Обсуждение эмоций («Я переживаю…», «А ты как к этому относишься?»),
- Обсуждение оправданий ребенка («Учительница ко мне придирается…», просто выслушать),
- Предложение искать конструктивный выход («Как думаешь, что может улучшить ваши отношения?»),
- Поиск всевозможных вариантов, предложение своей помощи,
- Закрепление конкретных договоренностей, что он поменяет в своем поведении,
- Благодарность за разговор и слова поддержки.
Учеба на «отлично»: как мотивировать ребенка?
— Как себя вести, если возникла обратная ситуация: ребенок старается и хорошо учится, но учительница по какой-то причине к нему излишне придирчива?
— Помимо того, что важно дать учительнице просто выговориться и пожаловаться, нужно постараться разобраться, что конкретно ее не устраивает и вызывает такую острую негативную эмоциональную реакцию. Нужно понять, каковы ее мотивы. Она хочет, чтобы ребенок делал уроки, не отвлекался, не списывал, не болтал или что? Спросите у нее прямо, что и как должно измениться в поведении ребенка. Не лишне будет задать контрольный вопрос из серии: «Правильно ли я понял, что если он не будет сидеть в телефоне на уроке (или любая другая причина), то с вашей стороны негатив будет исчерпан?»
— Как вам кажется, в чем могут крыться причины подобной неприязни учителя к ученику?
— Причины могут быть абсолютно разными. Может, ребенок напоминает учительнице кого-то, кто вызывает у нее такие чувства. В психологии этот феномен называется перенос, и он подробно изучен. Часто бывает так, что людям очень не нравится в других то, что им тяжело принять в себе самом. Может быть, ребенок делает что-то такое, что давит на «больную мозоль» учительницы, актуализирует какой-то неприятный опыт из ее жизни. Чаще всего в основе таких конфликтов лежат разные представления о нормах и правилах, о том, что позволительно и хорошо, а что неприемлемо и плохо. Учительница, например, может считать, что с преподавателем ни в коем случае не нужно спорить, что это, допустим, подрывает ее авторитет, а ребенок может считать, что важно свое мнение отстаивать в любом случае, несмотря на последствия.
— Как себя стоит вести, если придирки переходят в откровенное третирование и издевательства?
— Если вы убедились, что ваш ребенок совершенно ни при чем, что это какая-то неадекватная неприязнь учительницы, имеет смысл по возможности исключить вообще ситуации общения вашего ребенка с ней. Можно пробовать добиться справедливости через директора и вышестоящие инстанции, можно рассмотреть варианты перехода ребенка, в другой класс или школу. Это крайняя мера, но она может быть оправданной, если для ребенка этот конфликт является источником стресса. Еще можно научить ребенка психологической защите от этого стресса, предложить игнорировать, не принимать на свой счет и так далее, плюс важно дать понять, что вы не согласны с мнением учительницы, чтобы ребенок не испытывал дополнительного напряжения из-за чувства вины перед вами. Покажите ему, что вы на одной стороне. Можно предложить относиться к преподавателю, как к некоему тренажеру, ведь в жизни ему предстоит встретиться с совершенно разными людьми, и не все из них будут адекватными и справедливыми.
Правила поведения для ребенка: где проходит граница дозволенного?
— Допустим, мы поняли, в чем заключались причины, даже во всем разобрались. Как теперь наладить отношения между учительницей и ребенком без последствий для ребенка?
— Нужно понять интересы обеих сторон и выступить в роли переводчика, донести до каждого, чего именно от него хотят. Это бывает сложно понять, когда тебя переполняют эмоции. В конечном итоге вам нужно выработать условия «перемирия», в которых бы и ребенок, и учительница дали обязательства о каких-то уступках. Важно, чтобы каждый смог услышать, что провоцирует другого на эмоциональную реакцию.
— Хорошо, с конфликтом все ясно. Теперь представим, что ребенок — любимчик у учительницы. Она его хвалит и ставит хорошие оценки. У ребенка начались проблемы с одноклассниками. Что делать?
— Это нормально, когда сверстники обращают внимание на успехи отдельных одноклассников, будь то отличники, спортсмены, или имеющие особенную популярность у противоположного пола. Это внимание может выражаться как в уважении, так и в подтрунивании и шутках разного рода. Если это не переходит каких-то границ, если это не превращается в травлю, я бы советовал родителю не вмешиваться. Если же ребенок просит о помощи и жалуется на сильное давление одноклассников, я бы предложил родителю поговорить с учительницей, чтобы она узнала о том, что происходит. Если ситуация острая, можно обсудить ее на родительском собрании, потому что это свидетельство того, что в классе сложилась неблагоприятная атмосфера.
— Как устранить такой конфликт без последствий для ребенка?
— Один из способов работы с такими проблемами – психологический тренинг для всего класса. Например, на тему командообразования. Также можно обратиться за помощью к школьному психологу, если он есть и вы доверяете его компетентности.
Биографическая справка:
Загонов Александр АлександровичЗагонов Александр Александрович – психолог, выпускник кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности, факультета Психологии СПбГУ, соучредитель Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».
С 2007 года Александр ведет тренинги и консультации, провёл свыше 1500 часов практической работы, является автором и ведущим 15-ти тренинговых программ, консультирует детей и их родителей в форме индивидуальных консультаций, руководил подростковым лагерем «Тееns in Orange», создал видеокурс «Практическая психология».
Забронировать бесплатно путевку в тематический, психологический и городской лагеря «12 коллегий» вы можете здесь.
Тематический лагерь:
Психологический лагерь:
0
0
0
0
0
Опубликовано Автор Елена РыженковаРубрики Психология и здоровье8 советов, как разрешить конфликт между ребенком и учителем
Войти
Добро пожаловать! Войдите в свою учетную запись
ваше имя пользователя
ваш пароль
Забыли пароль?
Восстановление пароля
Восстановить пароль
ваш адрес электронной почты
Поиск
У вашего ребенка проблемы с учителем в школе? Получите ответы о том, в чем может быть проблема и как справиться с конфликтом между ними.
*Имя изменено.
Я ненавижу свою учительницу», Элора*, тогда 9, заявил. Но, когда ее спросили о деталях, мама сказала, что Элора уткнулась головой в колени. Поэтому она попробовала другой подход. «Я вовлекла ее в забавное занятие, — говорит она. «Затем я беззаботно задавал вопросы, например, кто ей больше всего нравится в школе, кто ей нравится меньше всего, а затем: «О, как так?»
Чтобы разрешить конфликт между учителем и учеником, родители могут провести детективную работу, чтобы выяснить, что именно происходит в классе ребенка. Вот восемь полезных советов о том, как справиться с конфликтом между вашим ребенком и его учителем.
Почему ворчать? Распространенной ошибкой является адаптация любимого стиля бывшего учителя к подходу нового учителя. Размер класса, конкуренция сверстников и увеличение количества домашних заданий также могут вызвать разочарование у детей.
Покопайтесь. Дайте ребенку время привыкнуть. Если его жалобы сохраняются, задайте объективные вопросы, например: «Как вам работа? Как ты ладишь с другими детьми?» Таким образом, «вы можете получить представление об окружающей среде, а не о ситуации», — говорит доктор Стефани Михалас, сертифицированный национальный школьный психолог из Лос-Анджелеса. «В этот момент у вас есть больше информации, чтобы позвонить или написать учителю по электронной почте».
Проверка работы. Обратите внимание на шаблоны, такие как красные отметки и заметки учителя о работе в классе. Если ваша ученица борется и, кажется, боится задавать вопросы, обсудите подходящее время, когда она может поговорить со своим учителем.
Общайтесь в реальной жизни. Ребенок может разочароваться, если не понимает, как предмет связан с реальностью. В этом может помочь родитель. По выходным интегрируйте работу в классе со своими поручениями. Например, если ваш ребенок занимается наукой о почве и климате, отведите его на фермерский рынок. Практикуйте навыки умножения, чтобы подсчитать чаевые в ресторане. «Родители (тогда) становятся партнерами учителя», — говорит Эшли Норрис, доктор философии, специалист по программной аккредитации и нормативным вопросам в Университете Феникса и бывший помощник декана Педагогического колледжа университета. «Восприятие отношений между учеником и учителем меняется».
Признаки конфликта между учителем и ребенком. «Если оценки начинают снижаться, это важный показатель, — говорит Норрис. То же самое касается изменений в поведении, таких как отстраненность от занятий в школе, забывание домашних заданий и недостаток усилий.
Разрешение личного конфликта. Вместо того, чтобы злиться или защищаться, ведите себя с учителем спокойно и дипломатично. Кроме того, спросите, сможете ли вы однажды посидеть на занятии. «Это даст вам представление о том, как учит учитель», — говорит Михалас.
Над головой учителя? Делайте это только в крайнем случае! «Один из немногих случаев, когда нужно привлечь администрацию, — это если ваш ребенок подпадает под действие закона о специальном образовании, а учитель не соблюдает закон о специальном образовании», — говорит Михалас. Это также применимо, если учитель согласился на набор вмешательств, но не следует этим стратегиям.
Держитесь курса. Иногда личности просто конфликтуют. Если учитель не оскорбляет, помогите ребенку понять, что он не всегда будет всем нравиться. Подчеркните важность сохранения уважения и умения справляться с разногласиями.
Возможно, это у вас конфликт с учителем вашего ребенка. Вот совет о том, как родителям вести себя с трудным учителем.
Есть ли у вас какие-либо дополнительные советы или советы, чтобы добавить к этому списку? Комментарий ниже и дайте нам знать ваши мысли.
Иллюстрация Мино Ватанабэ.
Этот пост был первоначально опубликован в 2014 году и обновлен на 2017 год.0004 — Реклама — от Блога по разрешению конфликтов |
Опубликовано Конфликты в школах становятся все более и более частыми по целому ряду причин. Родители хотят быть более вовлеченными в образование своих детей, в то время как учителя хотят, чтобы автономия могла учить без того, чтобы родители-вертолеты дышали им в глотку. Когда мы думаем о конфликте в школе, мы часто думаем о конфликте между двумя учениками, или о конфликте между учеником и учителем, или, возможно, о родителях и учителе. Однако существует распространенный конфликт между учителями и директорами школ. Как вы справляетесь с этим конфликтом? Проблемы и конфликты между преподавателями (учителями) и директором могут возникать по разным причинам. К ним могут относиться: Как и при любых переговорах или разрешении конфликтов, с обеих сторон придется идти на некоторые уступки. Учителя должны быть готовы: Руководители должны быть готовы: Помните, что конечная цель учителей и директоров школ одна и та же: дать учащимся качественное образование. Конфликт в школах – Директора и учителя – Блог по разрешению конфликтов
Конфликты в школах
Причины конфликта между директором и учителем
Как вы справляетесь с конфликтом между директором и учителем?
Действия по разрешению конфликта между директором и учителем