Конфликт учитель учитель: Конфликты между учителями в школе

Конфликты между учителями в школе

Причины конфликтов
  1. Ресурсные. Неравномерное распределение тарифного фонда, избыток или недостаток учебной нагрузки, распределение кабинетов и ТСО.

  2. Личностно-психологические. Личная антипатия и нетактичное поведение, ошибочная интерпретация мотивов поступков. Недостаточно высокая оценка деятельности в коллективе. Несправедливые обвинения коллег. Взаимное соперничество молодых и опытных учителей. Конкуренция предметников. Чрезмерная самореклама.

  3. Ценностные. Различия в мировоззрениях, целях и задачах образования. Несогласие по использованию методик и игнорирование педагогических принципов коллег.
Примеры конфликтов и их разрешение

Рассмотрим две наиболее часто встречающиеся в учительских коллективах модели конфликтных ситуаций.


Пример 1.

Различия в ценностях

Классный руководитель 10 класса с гуманитарной направленностью главной задачей школы считал развитие личности и творческих способностей ребёнка, а также его стремления к самореализации и самовыражению.

В его педагогической практике превалировали демократичные принципы взаимоотношений с учениками.
А учитель физики, приверженец строгих методов обучения и воспитания, постоянно обвинял коллегу в распущенном поведении, результатом которого, по его мнению, стали низкие оценки по физике во всём классе.

Классный руководитель ответил на недружелюбную реплику коллеги, сказав, что низкая успеваемость его класса — результат сухой неинтересной подачи материала и авторитарности учителя физики. По его мнению, именно эти факторы мешают детям усваивать предмет.

Взаимоотношения учителей наладил осознанный конструктивный диалог. Договориться помогли следующие приемы:

  • Эхотехника: собеседник передает мысли и чувства партнера: «Если я вас правильно понял…», «Другими словами…».
  • Развитие идеи:
    «Если исходить из того, что вы сказали, то…», «Вы так думаете, поскольку…».
  • Слова-соломинки: «Мне кажется. ..», «Видимо…».

В результате педагог по физике стал использовать творческие приемы изучения материала, связанные, в том числе, с расширением рамок мышления.
А классный руководитель, в свою очередь, пошел на уступки в вопросах дисциплины, а также начал проводить внеклассные мероприятия, мотивирующие учеников познавать точные науки.


Пример 2.

Личностно-психологическая причина, связанная с борьбой за лидерство и самоутверждением

В школе трудились два историка. Опытный педагог с двадцатилетним стажем и молодой специалист. Первые два года работы старшая коллега постоянно подчеркивала свое превосходство и значимость, даже унижала новичка, ссылаясь на его профессиональные качества.

Молодой педагог с самого начала работы внедряла новые передовые методики обучения, и ее авторитет со временем вырос. «Соперница» приняла достойную роль коллеги в штыки. Доходило даже до анонимок в районо. «Жертва» оказалась на грани эмоционального срыва. Справиться с «агрессором» и ситуацией ей помогли советы психолога.

  1. При конфликтном разговоре мысленно настройтесь на собеседника. Глядя в глаза, следите за изменением лица, позы, положения рук. Постарайтесь почувствовать, ощутить себя в этом состоянии и этой роли.

  2. Слушая и изучая собеседника, не перебивайте его, дайте выговориться. Позже, сняв заряд напряжения, «агрессор» будет готов перейти к более конструктивному диалогу.

  3. Очень искренне, прямо, но корректно, не затрагивая личность, говорите «противнику» о впечатлении и воздействии, производимом его словами и действиями.

  4. Сочувствуйте эмоциональному состоянию «агрессора»: «Мне кажется, вам тяжело постоянно себя накручивать».

  5. Показывайте собеседнику свое уважение и как к личности, и как к авторитетному высококлассному учителю.

  6. При любой возможности старайтесь предложить выход из сложившейся ситуации.

  7. Постоянно подчеркивайте общую цель — обучение детей, требующее применения инновационных методов.

В результате молодой педагог не только обезвредила «противницу», но и сделала союзницей в освоении новых учебных программ.


Антиконфликтное упражнение «Умение слушать»

Для предупреждения межличностных конфликтов в педагогических коллективах применяются специальные антиконфликтные упражнения. Хочу предложить наиболее эффективное групповое упражнение «Умение слушать». Его цель — научиться безоценочно слушать собеседника и развивать эмпатию.

  1. Разбейтесь на пары и распределите роли. Один — «говорящий», другой — «слушающий».

  2. 5 минут «говорящий» рассказывает о своих трудностях в общении. «Слушающий» концентрируется на собеседнике, на его словах, мимике, жестах. Периодически спрашивает, правильно ли он понял слова. Не оценивает, не дает советы.

  3. В течение 1 минуты «говорящий» сообщает «слушающему», что в его поведении помогло ему говорить открыто, а что затрудняло монолог.

  4. «Говорящий» 5 минут рассказывает о своих сильных качествах в общении.

  5. «Слушающий» в течение 5 минут повторяет «говорящему», что он понял из его двух рассказов о себе.

  6. «Говорящий» в это время молчит и кивком головы выражает согласие или несогласие. Если он не согласен, то «слушающий» должен исправлять монолог до тех пор, пока не получит подтверждение своим словам.

  7. Партнеры меняются ролями и работают по той же схеме.

Периодическое выполнение этой техники нейтрализует различные конфликтные качества у педагогов (оценивание, навязывание своего опыта) и создает добрую и комфортную атмосферу в школьном коллективе.

Конфликты между учителями

Особенности конфликтов между учителями.


Продолжение. Начало: «Конфликты в школе«

Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей изучены в меньшей степени по сравнению с другими видами конфликтов в школьных коллективах. Это связано с тем, что конфликты между учителями гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием школьников.

Мы рассмотрим не только конфликты с участием рядовых учителей, но и учителей с директором или завучем школы, т.е. конфликты «по вертикали». Это два разных вида конфликтов, хотя происходят в одном и том же педагогическом коллективе и часто связаны между собой, поэтому могут подвергаться сравнительному анализу.

Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей обусловлены разными факторами.

Во-первых, самим содержанием и характером педагогической деятельности. Педагоги зависят от результатов труда друг друга гораздо меньше, чем рабочие на конвейере или инженеры, проектирующие один станок. Однако их взаимозависимость гораздо больше, чем у учеников. Если учитель математики работает плохо, это заметно отражается на качестве уроков учителя физики. Если классный руководитель не уделяет должного внимания дисциплине учеников, это влияет на профессиональную деятельность всех учителей, работающих в данном классе.

Во-вторых, специфика конфликтов между учителями связана с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский. Престижность учительского труда и оплата его таковы, что в течение нескольких десятилетий существовала устойчивая тенденция «вымывания» мужчин из  этого важнейшего, государствообразующего вида деятельности. По данным на 2001 г., среди учителей общеобразовательной школы женщин было 82%. Среди директоров общеобразовательных школ женщины составляют 59%.

В условиях подавляющего доминирования женщин в педагогических коллективах школ на возникновение, развитие и завершение конфликтов между учителями заметное влияние оказывают особенности женской психологии. Известно, что женщины более эмоциональны в оценках и поступках, чем мужчины. Они более чувствительны к переменам со стороны коллег, острее реагируют на просчеты и ошибки окружающих. Экспериментально доказано, что конфликты между женщинами чаще носят личностный характер, в то время как мужчины обычно конфликтуют из-за противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности.

В-третьих, фактором, определяющим особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей, является современный уклад жизни на селе, существующая социально-экономическая ситуация. Следует сказать, что этот фактор влияет и на особенности конфликтов у школьников. Однако, учителя в гораздо большей степени, чем ученики, подвержены социально-экономическому давлению окружающей среды. Ученики во многом защищены от тягот и лишений опекой родителей. Кроме того, в силу особенностей детской психики, они обычно в радужном цвете видят будущее, быстро забывают прошлые обиды, легче переносят трудности. У педагогов же нестабильная обстановка на селе, непрерывные, часто необоснованные и непонятные ре-формы, вал трудно разрешимых проблем вызывают продолжительный и устойчивый стресс. Оценка устойчивой тревожности 586 педагогов, проведенная с помощью специального теста, показала, что ни один из них не обладает низкой тревожностью. Нормальная тревожность обнаружена у 13% педагогов, высокая — у 87% (А.С. Гусева и др.

). Очевидно, что при таком высоком уровне личностной тревожности педагоги порой неадекватно реагируют на обычные противоречия интересов между коллегами, что зачастую чревато конфликтами.

Анализ реальных конфликтных ситуаций во взаимоотношениях учителей показывает, что существует широкий спектр проблем, решить которые педагогам не удается без конфликтов.

Приведем некоторые примеры.

  1. Всем старшеклассникам было неловко наблюдать, как завуч школы в их присутствии отругал учительницу. Она не знала, как себя вести, смущалась и краснела.
  2. Учительница относилась пренебрежительно к коллегам. Надо сказать, что она была довольно сильным предметником и методистом. И в то же время позволяла себе свысока говорить об учителях при учениках.
  3. Классная руководительница откровенно рассказывала старшеклассникам о конфликтах, ссорах и других событиях в жизни учителей школы.
  4. Взаимная неприязнь двух учительниц отражалась на дочери одной из них, которой регулярно ставились заниженные оценки той учительницей, с которой конфликтовала ее мама.
  5. Учительницы в присутствии учеников ссорятся в коридоре из-за того, что обе хотят проводить урок в учебном кабинете. Говорят на повышенных тонах, активно жестикулируют.
  6. Учитель нередко обзывает школьников словами «хамье», «идиотки в носочках», что вызывает возмущение учеников и остальных учителей (учитель физики, например, говорил, что у этого грубияна и учащиеся будут «дубами»). В коридоре школы эти два учителя прилюдно ссорились.
  7. Директор школы в присутствии старшеклассников грубо разговаривал с учительницей, которая была старше его по возрасту.
  8. Сводя личные счеты с коллегами, учитель рассказывал на уроках о проблемах в педагогическом коллективе, давая негативные оценки тем, с кем у него были натянутые отношения.
  9. Факультатив по литературе в классе директор поручил одной учительнице, а преподавание этого предмета — другой. Из-за неприязни к коллеге учительница на уроках литературы открыто призывала учеников не посещать факультатив, заявляя, что она сама дает достаточные знания.

Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей во многом обусловлены причинами, их вызывающими. Объект конфликта естественно влияет на характер возникновения, развития и завершения противостояния педагогов. Стаж работы учителя в школе также влияет на характер конфликта. Зависимость частоты возникновения конфликта от его причин и стажа работы в школе оппонентов представлена в табл. 2.

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать определенные выводы.

Во-первых, чем больше стаж работы педагога, тем реже он вступает в конфликты с коллегами и руководством школы. Это связано с адаптацией учителей к педагогической деятельности и коллективу. Опытный педагог понимает деструктивные последствия конфликтов, к тому же имеет навыки неконфликтного разрешения проблем как с учителями, так и с завучем, директором.

Таблица 2.
Частота конфликтов в зависимости от их причин и стажа работы педагога

Причины конфликта Стаж работы
До З лет до 10 лет до 20
лет
до 30 лет более 30 лет
Недостаточная учебная нагрузка 54 49 43 41 32
Излишняя учебная нагрузка 58 50 35 40 29
Неудобное расписание уроков 69 63 60 50 49
Значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников 65 62 52 55 41
Личные 57 52 40 45 31
Распределение жилья 53 42 34 33 25
Распределение путевок в дома отдыха, санатории 53 43 35 36 28
Преподавание предметов, не являющихся специальностью 50 41 30 32 24

Во-вторых, чаще всего причиной конфликтов у учителей является неудобное расписание уроков и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников. Нередко бывают конфликты, связанные с учебной нагрузкой, или на почве личной неприязни.

В-третьих, особенно важно, как часто происходят конфликты между педагогами, — это зависит от профессиональных и индивидуальных качеств учителя. Так, конфликты из-за расписания уроков сокращаются по мере увеличения педагогического стажа — от 3-х до 30 лет в 1,4 раза. А конфликты из-за увеличения учебной нагрузки происходят реже в 2 раза.
Устранение этих причин во многом зависит от директора и завуча школы.

Характер и особенности конфликтов у педагогов обусловлены тем, с кем из окружающих сталкиваются интересы или возникают противоречия. Выявлены следующие мнения педагогов 1 о том, кто чаще является их оппонентом в конфликте:

  1. администрация — учитель — 35,5%;
  2. администрация — обслуживающий персонал — 7,5%;
  3. конфликт между учителями-предметниками — 15%;
  4. молодые учителя — учителя со стажем — 7,5%;
  5. учитель — ученик — 24,8%;
  6. учитель — родитель — 14,3% .

Результаты исследования показывают, что, по мнению педагогов чаще все конфликты у них случаются с администрацией школы. Эти данные подтверждают результаты, полученные автором при изучении более 1000 конфликтов во взаимоотношениях госслужащих. Столкновения «по вертикали», т. е. конфликты между начальниками и подчиненными, обычно составляют около 78% от общего количества конфликтов в коллективе. Чаще всего интересы учителей сталкиваются с интересами директора и завуча. Это естественно. Ведь именно с директором и завучем учитель обычно решает важные для него вопросы. Следовательно, именно к таким конфликтам должен быть в первую очередь готов педагог.

Отвечая на вопрос: «Что главное в вашей работе?» педагогов многие из 586  выделили и отношения с окружающими

  • материальное обеспечение — 54%;
  • свобода, независимость в профессиональной деятельности — 36%;
  • уважение окружающих — 31,5%;
  • большой отпуск — 19,5%;
  • хорошие отношения с администрацией, коллегами, учениками, родителями — 65,3%;
  • возможность саморазвития, самореализации — 22,5%.

Эти данные показывают, что педагоги почти в 2 раза чаще называют главными хорошие отношения с окружающими и уважение с их стороны (в сумме 96,8%), чем материальное обеспечение (54%). И это не удивительно: здоровый социально-психологический климат в школьном коллективе для педагога не менее важен, чем хорошая зарплата. Учителя отрицательно относятся к конфликтам, по возможности стремятся обходиться без них, оценивают Конфликт как деструктивное явление в жизни школы. Это нормальная оценка нормальных людей, понимающих, что конфликты чаще мешают делу, чем помогают. Ярко выраженное негативное отношение к конфликтам, однако, не является препятствием к межличностным столкновениям между учителями.

Особенности конфликтов в коллективах школ обусловлены причинами, их вызвавшими. Без знания причин трудно понять механизмы развития и завершения конфликтов, а самое главное — заниматься их профилактикой. Ведь профилактика — это устранение условий и факторов, вызывающих конфликты, управление причинами, их порождающими.


Конфликты между учителями.

Ранее опубликовано:

Советы по разрешению конфликтов между учителями

Причины конфликтов между учителями в школах

Конфликты в школе обязательно случаются, но преподавание отличается от большинства других профессий и рабочих мест. Учителя должны оставаться любезными, по большей части, перед своими учениками. Преподавание отличается от типичной офисной работы, где стороны могут более прямо, а иногда и публично решать конфликты. Природа классной среды требует, чтобы разрешение конфликтов происходило в другом месте или в определенные промежутки времени без присутствия учащихся. Но почему возникают конфликты между учителями и каковы триггеры этих проблем? Ниже мы рассмотрим некоторые распространенные причины конфликтов среди учителей.

Отсутствие административной поддержки

Образование, как и большинство профессий, требует динамичного сотрудничества между учителями и другими преподавателями. Чтобы учителя могли успешно работать в такой среде, школам необходимо оказывать мощную административную поддержку. К сожалению, в определенных школах или даже в некоторых районах не всегда есть замечательные директора и сильное руководство округа.

Если в школьной системе нет хороших директоров, учителя могут конфликтовать с другими учителями. Отсутствие сплоченной административной команды также может усугубить существующий конфликт из-за неэффективного посредничества.

С другой стороны, когда школа или школьный округ возлагают необоснованные ожидания на эффективность работы персонала, вероятность разногласий между преподавателями возрастает. Другие проблемы могут возникать из-за плохого планирования инфраструктуры и нерационального распределения ограниченных ресурсов, что вызывает споры между разными учителями.

Планирование, структура и организация школы

Как и в любой организации, планирование и структура имеют решающее значение для здоровья школы. Это понятие особенно верно, когда речь идет о внутриштатных отношениях. Школы без четких краткосрочных и долгосрочных планов могут создать хаотичную и напряженную рабочую среду для учителей. Кроме того, без эффективной организационной стратегии и общего направления для школы могут возникать конфликты между учителями, пытающимися определить свою повестку дня.

Распределение школьных ресурсов

Ресурсы жизненно важны для успеха как учащихся, так и персонала. Если они распределяются неадекватно или распределяются несправедливо, это может вызвать раздор среди учителей. Плохо распределенные ресурсы представляют собой значительный источник конфликтов в школьной системе. Часть работы администрации заключается в обеспечении справедливого распределения материалов, времени, обучения, внимания и рабочей нагрузки. Если эти ресурсы не сбалансированы, это может вызвать зависть и обиду среди преподавательского состава.

Низкая удовлетворенность учителей

Другой основной причиной конфликта между учителями является низкая удовлетворенность работой среди педагогов. В результате учителя должны делать больше с меньшими затратами и постоянно сталкиваться с чрезмерно требовательными или невнимательными родителями. Кроме того, эта область становится все более сложной после сокращения бюджета и глобальной пандемии, которая вынудила учителей адаптироваться к виртуальному обучению на лету.

Эти факторы способствуют низкой удовлетворенности работой и сильному стрессу, что создает конфликтную среду, которая может привести к искусственным конфликтам, направленным не на других учителей.

Сосредоточьтесь на личности или школьном сообществе

Чтобы создать здоровую среду в кампусе, преподаватели и администраторы должны сбалансировать ожидания и обязанности учащихся и персонала. Когда эти отношения перекошены, это создает трения между учителями, что напрямую приводит к конфликтам. Поэтому важно учитывать потребности всех сторон при создании школьной культуры.

Разрешение конфликтов между учителями

Теперь, когда мы обсудили некоторые ситуации, которые приводят к конфликту между учителями, мы можем рассмотреть некоторые инструменты, которые педагоги могут использовать для разрешения этих иногда напряженных ситуаций. Проблемы на рабочем месте могут перерасти в гораздо худшие сценарии, если вы не предпримете шаги для их решения спокойно и логично. Учителя, которые учатся деэскалации и разрешению проблемных ситуаций, могут сделать рабочее место лучше для всего факультета. Ознакомьтесь со следующими тактиками разрешения конфликтов, чтобы найти полезные идеи по уменьшению конфликтов в вашей школе.

Реагирование на конфликты с другими учителями

Школа может быть эмоциональной средой. Если вы обнаружите, что у вас возникли разногласия с другим учителем, есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы уменьшить напряжение, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля. Одна важная вещь, о которой следует помнить, пытаясь участвовать в разрешении конфликта, — это сохранять спокойствие.

При разрешении конфликта между вами и другим учителем первое, что нужно сделать, это определить и сформулировать проблему. Во многих спорах одна сторона может не до конца осознавать необходимость решения проблемы. Кроме того, простое обсуждение темы со всеми вовлеченными сторонами часто дает чувство облегчения и прогресса.

Не принимайте близко к сердцу

Отличный способ справиться с конфликтом — не принимать ситуацию на свой счет. Может быть даже полезно попытаться взглянуть на разногласие с точки зрения другого человека. Если вы можете сделать мысленный шаг назад, вы сможете лучше справиться с конфликтом, когда он возникнет. Хотя это может быть проблемой, если вы посмотрите на разногласия объективно, это может помочь обеим сторонам сохранять хладнокровие и сосредоточиться на решении проблемы.

Когда дело доходит до конфликта, идите по прямой дороге

Когда возникают конфликты, иногда они могут стать неприятными. Даже на школьном рабочем месте учителя могут оскорблять друг друга, раня чувства и ухудшая ситуацию. Если вы окажетесь в этом конфликте высокой интенсивности, важно не усугубить ситуацию ответным нападением. Не опускайтесь до мелких оскорблений и не нападайте на человека с другой стороны проблемы.

Вместо этого сосредоточьтесь на поведении, которое необходимо изменить, а не на человеке. Когда кто-то чувствует себя атакованным, у него меньше мотивации найти положительное решение проблемы. Обращаясь к поведению, а не к нападкам на характер человека, обе стороны с большей вероятностью придут к лучшему пониманию.

Попросите посредника у администрации

Даже при самых лучших намерениях некоторые конфликты между учителями требуют вмешательства третьей стороны. Часть работы школьного административного персонала состоит в том, чтобы действовать в качестве посредника, когда возникают такие разногласия. Столкнувшись с серьезными проблемами, подумайте о том, чтобы попросить директора или его заместителя вмешаться и помочь обеим сторонам прийти к взаимоприемлемому решению.

Не допускайте конфликта в класс

Важно помнить, что при разрешении конфликта в школе следует избегать переноса его в класс. Поскольку профессия учителя отличается от других, важно помнить, что общая цель состоит в том, чтобы помочь учащимся учиться и расти. Чтобы у учащихся была наилучшая возможная учебная среда, учителя должны избегать переноса своих конфликтов в класс или позволять своим эмоциям влиять на их способности преподавать.

Хотя конфликт на рабочем месте неизбежен, он не должен распространяться на класс. Ваши классы не должны быть свидетелями или участниками конфликтов между учителями. Вместо этого вы должны поддерживать порядок с минимальными признаками конфликта и позитивным пространством для студентов.

Создание хорошей школьной культуры — это тяжелый труд

Хорошая школьная культура не возникает в одночасье. Требуются годы напряженной работы, чтобы полностью реализовать свои цели. Иногда требуется даже взгляд со стороны, чтобы убедиться, что вы предприняли шаги, необходимые для правильной работы вашего класса. Планирование занятия по повышению квалификации, обучения SEL или школьного собрания с помощью TEEN TRUTH может помочь вам создать сильную школьную культуру и здоровую учебную среду, которая позволит учащимся процветать.

Свяжитесь с TEEN TRUTH для получения дополнительных ресурсов по разрешению конфликтов

Если вы ищете ресурсы и обучение, чтобы помочь разрешить конфликт между учителями в вашей школе, свяжитесь с TEEN TRUTH сегодня! У нас есть множество доступных ресурсов, которые помогут преподавателям и преподавателям справляться с конфликтами на рабочем месте, в том числе наша книга « Построение отношений в кампусе изнутри: руководство по уменьшению конфликтов между сотрудниками и улучшению отношений в кампусе », доступная в цифровом формате. скачать или распечатать версию в нашем магазине. Для получения дополнительной информации о разрешении конфликтов между учителями в школе обращайтесь в TEEN TRUTH сегодня!

Причины и следствия от Luminita Catana :: SSRN

Ин Санду, А., Фрунза, А., Горгиу, Г., и Чионгару, Э. (ред.), Новые подходы в социальных и гуманитарных науках (стр. 89) -93). Болонья: МЕДИМОНД, ISBN 978-88-7587-728-6 (2016)

5 страниц Опубликовано: 12 марта 2019 г.

Посмотреть все статьи Luminita Catana