Конфликт учителя и ученика способы разрешения: Конфликты между учителем и учеником: причины и способы решения

Что делать, если учитель идет на конфликты с директором или администрацией — REPIT Блог

Размышления бывшего директора по академической программе в «Новой школе» о конфликтах учителей с директором или администрацией школы и о возможных способах их разрешения.

Конфликты с директором или администрацией у учителя. Что делать?

Конфликты с директором или администрацией школы: 3 вида

Многое зависит от сути конфликта, с которым мы имеем дело. Могу выделить как минимум три типа конфликтов:

  1. столкновение ценностей;
  2. организационно-управленческий;
  3. профессионально-педагогический.

На следующем шаге конфликты всех трех типов можно поделить на системные, когда какая-то из сторон систематически ведет себя странно, и локальные, случившиеся из-за мелкого недопонимания.

Ценностные конфликты
Почему возникают ценностные конфликты с директором или администрацией школы?

Ценностный конфликт — это, по большому счету, ошибка при найме сотрудников. Специальная работа по подбору кадров в школе — явление довольно новое и, если не ошибаюсь, существенно шире распространенное в частных школах, которые более самостоятельны в своей политике и заботятся о создании и поддержании бренда. Для государственных школ исторически было не характерно отбирать учителей по ценностям. Тут больше ориентировались на чутье директора. Но таким чутьем обладают не все директора. 

Конечно, существующая система отбора не отменяет ошибок. Собеседования с кандидатами достаточно короткие, и не всегда сразу разберешься, каков человек на самом деле. 

На собеседованиях в любом случае звучат декларации. А действия могут быть довольно сильно отличными от деклараций. Учитель может говорить про то, что он про индивидуальный подход, что он уважает ценностный выбор каждого ребенка, про то, что он готов согласовывать цели и так далее. А на практике, причем не всегда это рефлексируя, он может делать действия, приводящие к противоположному результату.

Отдельной проблемой оказывается слияние школ при их укрупнении. В этом случае объединяются два разных коллектива — и ценности у них могут быть разные. И когда учителя из таких коллективов пытаются договориться и выработать общую политику, могут начаться конфликты.

Юрий Романов
Как предотвратить? 

Ясное и понятное публичное изложение ценностей, которых придерживается школа в своей работе. Если декларируемые ценности еще и реально проводятся в жизнь — это создает бренд школы. Тогда в нее не пойдут сотрудники, для которых заявленные ценности не важны. С пришедшими кадрами должен аккуратно поработать HR-отдел. 

Как разрешить? 

На мой взгляд, хорошо иметь в школе организованную площадку, на которой учителя договариваются о том, как они работают. Причем договариваются без диктанта администрации и обо всем: как они работают с конкретным классом, с конкретной параллелью, как они работают вообще, сверяясь с важными для всех принципами. 

Во время таких обсуждений, кстати, можно выявить очень интересные моменты. Например, одни и те же слова разные люди могут понимать по-разному. Для кого-то самостоятельность — это взять на себя ответственность за результаты обучения. А для кого-то это ответственность ребенка перед учителем за выполнение заданных ему учителем работ. 

Организационные конфликты
Почему возникают организационные конфликты с директором или администрацией школы?

Вариантов несколько: 

  • учителю дали больше или меньше нагрузки, чем он рассчитывал;
  • размер вознаграждения или его сроки не соответствует изначальной договоренности.

Ключевой момент здесь — это вопрос прозрачности правил и однозначность их применения. В ситуации, когда процесс определения нагрузки и, соответственно, вознаграждения прозрачен для директора школы, руководителя подразделения и работников, почва для конфликта минимальна.

Следующая причина — надеюсь, такое происходит редко, — когда администрация не соблюдает свои же правила.

Наконец, случаются коммуникационные ошибки, когда договаривающиеся стороны недостаточно хорошо поняли друг-друга.

Как предотвратить? 

Основная причина таких конфликтов — неясность правил, по которым принимаются решения. Соответственно, первое условие — разработать прозрачные правила. Это поможет предотвращать подобные конфликты. Если неясно, как именно принимаются какие-то важные организационные решения, то всегда будут недовольные.

Второе условие — всегда письменно фиксировать договорённости. Это золотое правило любых переговоров — даже если это деловое общение с собственным подчиненным. 

Сравнительно недавно я допустил эту ошибку, разговаривая о нагрузке и условиях зарплаты. Каждый слышит, что он готов услышать. Проговорив свой вариант решения, я не проверил, как мой собеседник его понял. Спросил: «Это ок?» Получил утвердительный ответ. А потом оказалось, что человек два ключевых для меня момента пропустил мимо и, оформив новый вариант договора, я получил конфликтную ситуацию.

Как разрешить? 

Обращение к правилам и переговоры сторон с фиксацией договоренностей. Других хороших решений нет. Упомянутый выше конфликт был разрешен, когда мы вернулись к разговору и четко договорились, фиксируя каждый шаг письменно, но при этом неформально, прежде чем закрепить договорённости юридически.  

Педагогические конфликты
Почему возникают педагогические конфликты с директором или администрацией школы?

У разных педагогов есть разные представления о том, каким должно быть образование, как надо и как не надо учить, где границы того, что может позволить себе учитель с точки зрения педагогической этики и т. д. Разногласия в этих вопросах усугубляются сложным положением сегодняшней школы. Невозможно точно сказать, каким будет образование даже через десять лет. Поэтому мы зачастую видим внутри учительского коллектива непримиримых противников.

Вспоминаю историю своего бывшего студента. Он, придя в школу работать, с самого начала подчеркивал уважительное отношение к школьникам, вел беседы о том, зачем изучать ту или иную темы и слышал запросы учеников. Он наладил прекрасный контакт с детьми и уже через несколько месяцев получил конфликт с традиционалистски настроенными коллегами, которые искренне считали, что он занимался подрывом учительского авторитета. Потому что допускает возражения школьников учителю и разговор с ним на равных.

Как предотвратить? 

Выстроенной системой горизонтального педагогического взаимодействия между учителями и выращиванием культуры договора. Изменением организационной культуры, в которой принято обращаться за решением к кому-то авторитетному, значимому и важному, например, к директору. Увидеть правду друг друга, договориться и найти точки расхождения — путь менее привычный, но гораздо более надежный. 

Как разрешить? 

Очень помогает школьная служба медиации. Обычно медиацию организуют психологи, задача которых — помочь сторонам конфликта услышать и понять логику поступков и позицию друг друга. В девяти случаях из десяти этого достаточно, чтобы убрать основу конфликта и заложить фундамент для того, чтобы он был снят в дальнейшем. Служба медиации отлично работает при конфликтах между детьми, но ее можно использовать и между учителем и учеником, и даже в конфликтах между взрослыми. Важно, что обращение к медиатору может быть только добровольным.

Как создать среду без деструктивных конфликтов с директором или администрацией?

Конфликты — не всегда плохо. Конструктивные конфликты помогают видеть и решать проблемы. Важно, чтобы конфликты не становились деструктивными и успешно находили пути решения. 

Лучший способ предотвращения деструктивных конфликтов — открытая коммуникация в коллективе, готовность помогать и идти на контакт. Хороший вопрос, какие есть в школе каналы для выражения своего недовольства, негодования.

  • Прекрасно, если сложилась неформальная система общения между учителями и директором, администрацией. Учителям нужна неформальная площадка, на которой они могут высказать недовольство без каких-либо последствий для себя.  
  • Когда директор или завуч отгораживаются от проблем и решают их по принципу «идите сами разбирайтесь», толку не будет. А вот если они открыты к любому диалогу, то многие проблемы будут решаться быстрее. 
  • И конечно, администрации нужно интересоваться своими учителями. В учителей нужно вкладываться. Речь об элементарной заботе — когда на школу что-то сваливается извне, не надо перекладывать всю ответственность на сотрудников. Куда лучше их поддержать. 

Например оказывается, что у части сотрудников не хватает в медицинских книжках какой-то прививки, наличие которой раньше не проверяли. Можно, конечно, отправить всех сотрудников сделать прививку и отчитаться. Но можно и организовать приезд специалистов в школу, чтобы сделать недостающую прививку максимально удобной.

Атмосфера заботы, творчества, тепла и поддержки, если ее удаётся достичь, способна творить чудеса. 

Документы

 

Государственное бюджетное учреждение Пензенской области

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области
г. Пенза, ул. Тимирязева, дом 125

  • О Центре
    • Сведения об организации
    • Новости
    • ППМС центр Пензенской области на сайте bus.gov.ru
    • Противодействие коррупции
    • Наши достижения
    • Отдел психолого-педагогической диагностики, коррекции и консультирования
      • Центральная ПМПК
      • Лекотека
      • Семейный клуб
      • РРЦ РАС
    • Отдел научно-методического обеспечения деятельности Центра, психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
      • Консультативные пункты
      • Отдел психолого-педагогической профилактики девиантного поведения обучающихся
        • Базовые психолого-педагогические кабинеты
        • Главный внештатный педагог-психолог Министерства образования Пензенской области
        • Контакты
        • Документы
          • Правоустанавливающие документы
          • Локальные акты
          • Финансово-хозяйственная деятельность
          • Отчеты
          • Планы
          • Результаты проверок
          • Нормативно-правовые акты
          • Общие документы
        • Информация
          • Предлагаемые услуги
          • Расписание занятий
          • Расписание консультаций
          • Приемные семьи
            • Сопровождение приемных семей
            • Служба помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
            • Учимся вместе
          • Обучение в Школе приемных родителей
          • Обследование ребенка специалистами ЦПМПК
          • Запись на ПМПК
          • Запись на консультацию
          • Для специалистов Центра
          • «Консультирование — точка отсчета самообразования родителей» 2022 г.
          • Мероприятия
            • Фестивали. Конкурсы
              • «Успешная семья — 2023»
              • «Позитив в кругу семьи! — 2023»
              • «Под парусом надежды — 2022»
              • «Радуга жизни — 2022»
              • «Успешная семья — 2022»
              • «Позитив в кругу семьи! — 2022»
              • «Радуга жизни – 2021»
              • «Под парусом надежды — 2021»
              • «Позитив в кругу семьи! — 2021»
              • «Успешная семья — 2021»
              • Конкурс программ «Содружество семьи и школы»
              • «Под парусом надежды — 2020»
              • Конкурс фотографий от ДТД «Наша ёлка лучше всех!».
              • «Радуга жизни – 2020»
              • «Как мне помог телефон доверия!»
              • «Мое ведение о «Семьеведении»»
              • Фестиваль-конкурс ШСП
              • «Успешная семья — 2020»
              • «Позитив в кругу семьи! — 2020»
              • Областной конкурс программ тренингов
              • «Новогоднее настроение!»
              • «Под парусом надежды — 2019»
              • «Синее перышко»
              • «Успешная семья — 2019»
              • Конкурс рассказов «Как я справился с проблемой в летние каникулы!»
              • «Радуга жизни — 2019»
              • Фестиваль видеофильмов и слайд-шоу среди приемных семей «Тепло моего дома» 2019
              • «Позитив в кругу семьи! — 2019»
              • Видеоработы участников финала конкурса «Позитив в кругу семьи!» 2017, 2018, 2019
              • Конкурсы «Детского телефона доверия» ВКонтакте
              • «Под парусом надежды — 2018»
              • «Радуга жизни — 2018»
              • Фестиваль видеофильмов и слайд-шоу среди приемных семей «Счастливы вместе» 2018
              • «Позитив в кругу семьи! — 2018»
              • «Успешная семья — 2018»
              • Областной конкурс «Внедренных в практику образовательных организаций эффективных профилактических технологий работы с семьей»
              • «Под парусом надежды — 2017»
              • «Успешная семья — 2017»
              • КВН: «Семья – волшебный символ жизни!» 2017
              • «Счастье в семье: до и после — 2017»
              • «Позитив в кругу семьи! — 2017»
              • «Позитив в кругу семьи! — 2015»
            • Акции
              • Рекламно-информационная кампания ДТД 2022 год
              • Рекламно-информационная кампания ДТД 2021 год
              • Просветительская пятница: СЕМЬЯ+
              • Рекламно-информационная кампания ДТД 2020 год
              • Акция «Дома скучно не будет!»
              • Рекламно-информационная кампания ДТД 2019 год
              • Сборник рассказов победителей областной акции «Расскажи летнюю историю Детскому телефону доверия»
              • Областная акция «Расскажи летнюю историю Детскому телефону доверия»
              • Рекламно-информационная кампания ДТД 2018 год
              • «Давайте слышать детей!» 2016 год
              • Семинары. Конференции
                • Региональная научно-практическая конференция «Психологическая служба в школе: проблемы и перспективы»
                • ЕДИНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
                • МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРОВ
                • XI конференция Уполномоченных по правам участников образовательных отношений
                • I Межрегиональная научно-практическая онлайн-конференция
                • V областные методические сборы
                • ШКОЛА МАСТЕРСТВА
                • СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
                • ОНЛАЙН МЕРОПРИЯТИЯ ДЕКАБРЯ 2020 ГОДА
                • IV областные методические сборы для специалистов, работающих с семьей
                • Профилактический десант
                • Развитие школьной медиации
                • Организация деятельности Уполномоченных по правам участников образовательного процесса
                • Видеоконсультации специалистов
                • Межведомственная региональная служба экстренной психолого-психиатрической помощи
                • Электронная библиотека
                  • МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
                  • Разработки специалистов Центра
                  • Методические комплекты / рекомендации
                  • Материалы для проведения родительских собраний
                  • Бюро находок семейного психолога
                  • Информационная безопасность
                  • ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОВОДНИК
                  • Буклеты.
                    Брошюры. Листовки
                  • Учимся любить, учимся ценить
                  • Региональный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС
                    • Навигатор помощи родителям детей с РАС
                    • Рекомендации родителям детей с РАС
                    • Методические материалы по РАС
                  • «Психологическая Служба системы образования Пензенской области»
                  • Статьи
                    • Чем опасна перегрузка для детей и почему ее стоит избегать
                    • Задачи школьника в период дистанционного обучения
                    • Причины детских страхов в младшем школьном возрасте и способы их коррекции
                    • Почему детям важно ощущать свою значимость
                    • Как устранить подавленность?
                    • Что сделать, чтобы прийти к взаимопониманию с подростками
                    • Почему дети боятся учителя?
                    • Стоит запретить смартфоны в школах? Комментарии психологов
                    • Детская агрессивность
                    • Зачем ребенку логопед?
                    • Нарушение голосовой функции у детей с дизартрией
                    • Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ
                    • Дисграфия. Памятка для учителей начальной школы
                    • Работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи
                    • Как с помощью сказки развивать речь ребенка?
                    • Психологические маркеры юношеских личностных расстройств
                    • Детское конструирование как развивающий вид образовательной деятельности детей
                    • Жестокое обращение с детьми, с точки зрения психолога
                    • Модели семейного воспитания в семьях, воспитывающих детей с особенностями в развитии
                    • Психическое здоровье родителей, воспитывающих ребенка с особенностями в развитии
                    • Поощрения и наказания ребенка с особенностями в развитии
                    • Создание предметно-развивающей среды для ребенка с особенностями в развитии
                    • Социально-педагогическая помощь семье
                    • Почему подростки уходят из дома
                    • Обучение лиц с ОВЗ в условиях инклюзии
                    • Как успокоить гнев вспыльчивого ребенка
                    • Как с ребенком говорить об утрате
                    • Переживание горя. Как себя вести в отношении ребенка
                    • Важно знать!
                    • Родительский университет — в помощь педагогу
                    • Письменные консультации
                    • Ты Нужен!
                    • Фотогалерея
                    • Главная страница
                    • Документы

                    Личный кабинет

                    Выйти

                    Научите студентов разрешать конфликты самостоятельно

                    • К-6 Все студенты
                    • Безопасность
                    • Запугивание
                    • Решение конфликта
                    • Включение
                    • смешанный возраст

                    «Лена, я видела, как ты взяла мяч Джози. Верни его и извинись».

                    Заманчиво хотеть решать конфликты для детей, как только мы видим, что они происходят. Но предоставление детям инструментов для разрешения собственных конфликтов прививает чувство ответственности и учит их навыкам, которые можно использовать в самых разных социальных ситуациях.

                    Когда дети знают, как вести себя ответственно, они не будут рассматривать конфликт как чужую проблему.

                    Успешное разрешение конфликтов требует практики, и взрослые могут помочь детям развить эти важные навыки.

                    Вот четыре метода разрешения конфликтов, которые стоит попробовать:

                    Каменные ножницы для бумаги

                    Был ли тот четырехугольный шар внутри или снаружи? Кто был первым в очереди? Кто первым воспользуется красным маркером? Эти и другие распространенные разногласия часто возникают в начальных школах.

                    Научите учащихся играть в быструю игру «Камень-ножницы-бумага», чтобы разрешать эти простые конфликты до того, как они обострятся. Посмотрите это видео, чтобы узнать, как играть:

                    I-сообщения

                    «Он сделал это!» Дети склонны указывать пальцем, когда возникает проблема, но взрослые знают, что часто для начала конфликта нужны двое.

                    Используйте Я-утверждения, такие как «Я чувствую ___, когда ты ___», чтобы помочь детям идентифицировать эмоции как в себе, так и в других, прежде чем они попытаются переложить вину.

                    Прежде чем обсуждать решения, проведите детей через разногласия, используя Я-утверждения. Со временем они приобретут эту привычку без подсказки взрослых.

                    Путь мира

                    Путь мира — это пошаговое руководство, которому учащиеся должны следовать при разрешении конфликтов.

                    Путь может привести к тому, что учащиеся закончат утверждения или зададут такие вопросы, как:

                    «Думаю, Джейни почувствовала ___ , когда ___ произошло.

                    «Что случилось?»

                    «Как бы вы себя чувствовали?»

                    «Мозговой штурм над решением».

                    Вы можете научить своих учеников пути мира, а затем повесить его на стену или нарисовать на детской площадке.

                     

                    Конфликт-менеджеры

                    Определите и обучите школьных лидеров, чтобы они стали менеджерами конфликтов, которые доступны на игровой площадке и за ее пределами, чтобы помочь своим сверстникам.

                    Учащиеся учатся методам решения проблем, когда дети подают пример, а посредничество сверстников может быть более доступным для учащихся, которые беспокоятся о том, чтобы «сплетничать» со взрослыми. Найдите учебную программу, подходящую для вашей школы.

                    Что вы можете попробовать на этой неделе:
                    • Создайте свой собственный Путь мира, как эта школа в Сан-Франциско.
                    • Обратите внимание, когда дети обвиняют других на игровой площадке, и попросите их использовать Я-высказывания.
                    • Повторно познакомьте своих учеников с навыком «Камень-ножницы-бумага» или научите их. Поощряйте их пытаться разрешать конфликты самостоятельно, прежде чем искать взрослого.

                     

                    Пройдите проверку ниши, чтобы оценить ее состояние. Этот трехминутный онлайн-тест поможет вам выявить сильные стороны и выявить области, требующие улучшения.

                    Пройти обследование

                    Учащиеся с проблемами поведения учатся понимать чувства, разрешать конфликты и позитивно реагировать на игровую площадку.

                    Начальная школа Бель-Хейвен, Калифорния

                    Используйте этот раздаточный материал, чтобы помочь своим детям взять на себя ответственность за разрешение конфликтов и определить эмоции в себе и других.

                    Скачать PDF

                    Поделиться этим постом

                    Как лидеры могут разрешать конфликты между учителями

                    Конфликты распространены в школе: между учениками, между учениками и учителями и, в большем количестве случаев, чем мы хотели бы признать, между сотрудниками.

                    Последний тип часто труднее всего разрешить. Как объясняет Джойел Кроуфорд, консультант по развитию лидерства в Crawford Leadership Strategies: «Нелегко руководить командой, когда возникают конфликты. Это отвлечет вас от руководства и управления потребностями школы или организации».

                    Итак, как сделать так, чтобы конфликты между членами команды не выходили из-под контроля?

                    1. Поощряйте прямое общение

                    Ким Скотт, автор книги «Радикальная искренность: будь крутым боссом, не теряя своей человечности» , предлагает поощрять вашу команду практиковать то, что она называет «чистой эскалацией».

                    «Вместо того, чтобы члены команды приходили к вам, боссу, чтобы пожаловаться друг на друга, попросите их обратиться друг к другу напрямую», — говорит Скотт. «Если вы взяли на себя обязательство практиковать радикальную откровенность — заботясь о себе лично и бросая вызов напрямую — как команда, это в конечном итоге придет само собой».

                    Она объясняет, что если к вам как к руководителю подходят люди, чтобы пожаловаться на коллегу по команде, вы можете попасть в «треугольник жалоб, обзывания или предательства».

                    Если вы поговорите с обеими сторонами по отдельности, каждая сторона будет подозревать, что вы говорите о них за их спиной — а вы и есть — и «две стороны начинают не доверять друг другу, и развиваются токсичные отношения». Скотт добавляет: «Всего этого можно избежать, просто попросив их поговорить друг с другом напрямую».

                    2. Вовлеките команду отдела кадров

                    Если радикальный откровенный подход не сработает и сотрудники столкнутся с проблемой, которую не смогут решить самостоятельно, вам понадобится совет отдела кадров. Специалисты по персоналу смогут дать рекомендации по этому вопросу, и потенциально могут возникнуть юридические проблемы, связанные с конфликтом, поэтому имеет смысл держать их в курсе происходящего как можно раньше, советует Кроуфорд. Следующий шаг — «провести некоторую детективную работу и выяснить, что происходит с точки зрения каждой стороны, и попытаться провести дискуссию при посредничестве».

                    Затем пригласите членов команды на собрание. «Идеально, когда враждующие стороны сидят вместе, — говорит психолог Сьюзан Хейтлер, автор книги « рецептов без таблеток» . «Процесс исцеления после расстройства требует, чтобы обе [стороны] озвучивали свои опасения и слушали друг друга. Это похоже на игру в ловушку, в которой нужно как подбрасывать информацию, так и ловить ее».

                    3. Имейте четкие основные правила

                    Хайтлер говорит, что собрания следует проводить в нейтральном месте, а не в офисе одного из участников. «Начальный оратор задает тон, поэтому важно, чтобы вы, посредник, взяли на себя инициативу», — рекомендует она.

                    Говорить должен один человек, и следует проявлять уважение ко всем сторонам, поскольку вы стремитесь понять и разрешить конфликт, советует Кроуфорд. Она предполагает, что лучший способ начать разговор между пострадавшими сторонами — это обратиться к слону в комнате.

                    «Обсудите на высоком уровне, что до вашего сведения дошло несколько вопросов, касающихся вовлеченных сторон, которые мешают продуктивности команды», — говорит Кроуфорд. «Обучение каждой стороны высказыванию «я» и сосредоточение внимания на ситуации, а не на человеке, также являются хорошими базовыми правилами. Объясните, что цель встречи не в том, чтобы возложить вину, а в том, чтобы разрешить конфликт как можно более мирным путем, чтобы вы могли вернуться к эффективной совместной работе».

                    4. Соберите воедино то, что произошло

                    Каждый участник должен объяснить, что он сказал, сделал и почувствовал в проблемной ситуации, по очереди собирая воедино то, что Хайтлер называет «кусочками головоломки» того, что произошло.

                    «Цель этого воссоздания событий состоит в том, чтобы каждый участник нашел ошибки», — говорит она. «Чтобы выяснить, в чем заключалась их ошибка, непонимание, неправильное восприятие, дезинформация и так далее. Вывод, таким образом, не в том, кто был прав, а кто ошибался. Вывод таков: каждый участник должен обнаружить свою роль в несчастном случае».

                    5. Установите ограничение по времени

                    От 30 минут до часа должно быть достаточно для разговора, говорит Кроуфорд. «Вы же не хотите, чтобы это превратилось в марафон страданий, — объясняет она. «У каждого человека есть пять минут, чтобы изложить свое дело, и повторять это до тех пор, пока не почувствуют, что вопрос изложен и решен. Вмешательство, задавая уточняющие вопросы, а затем позволяя другой стороне ответить тем же, может помочь каждой стороне почувствовать себя услышанной и понятой».

                    Кроуфорд добавляет, что вам, возможно, придется напомнить участникам об основных правилах, если их замечания начнут превращаться в личные выпады.

                    6. Правильно подведите итоги

                    В конце обсуждения спросите каждую из сторон, считают ли они, что вопрос решен удовлетворительно. «Переформулируйте резолюцию и действия, чтобы двигаться вперед», — говорит Кроуфорд. Вы также должны «заручиться обязательствами обеих сторон в том, что они предпримут шаги для улучшения совместной работы» и убедиться, что вы задокументировали все — «время, дату, присутствующих людей, язык тела, только объективные факты и любые действия для последующих действий».