Тест тулуз пьерона начальная школа: Тест на изучение внимания «Тулуз-Пьерон»

Ясюкова Людмила Аполлоновна — Психологическая газета

Ясюкова Людмила Аполлоновна, Санкт-Петербург

Кандидат психологических наук.

Преподаватель Института практической психологии «Иматон». Создатель и научный руководитель Центра «Диагностика и развитие способностей». Психолог лицея №384 СПб.

Окончила факультет психологии ЛГУ им. Жданова в 1976 году. В своей дипломной работе «Некоторые особенности восприятия произведений изобразительного искусства» доказывала, что общая теория художественного восприятия, созданная Л.С. Выготским на основе анализа литературных произведений, применима и для живописи.

Начинала работать в качестве психолога в Государственном институте прикладной химии (ГИПХ), через год перешла в лабораторию социальной психологии НИИКСИ ЛГУ (в тот момент — самостоятельное подразделение, позже вошедшее в состав факультета социологии). Под руководством Аллы Александровны Русалиновой занималась проблемами подбора и рациональной расстановки инженерных и руководящих кадров.

В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя». В этом же году получила Серебряную медаль ВДНХ СССР за разработанную Систему подбора и рациональной расстановки инженерных и управленческих кадров в НПО, НИИ и КБ, которая использовалась в НПО «Светлана», на предприятиях БелКамНефти, Севгазпрома, Камаза, Харцизском трубном и Ленинградском Адмиралтейском заводах.

С начала 90-х годов стала заниматься проблемами развития профессиональных способностей, в основном работала с вузами и школами. Разработала технологию психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, которая позволяет оптимизировать подготовку ребенка к школе, сам процесс обучения и развития ребенка на протяжении всей школьной жизни, выбор вуза и профессии в соответствии со способностями (ТООР). Технология опубликована в виде 3 методик и достаточно широко используется не только на территории России, но в ближнем (Украина, Белоруссия, Казахстан, страны Балтии) и даже удаленном (Германия, Израиль) зарубежье.

В 2007 году Л.А. Ясюкова получила за разработку ТООР диплом лауреата на конкурсе «Инновационные технологии в новом столетии», который проводился Российским Психологическим обществом.

С начала 90-х годов также занималась проблемами детей с легкими функциональными нарушениями в работе мозга (ПЭП, ММД, СДВГ). Л.А. Ясюкова разработала методику экспресс-диагностики данного заболевания и создала медико-психологическую систему реабилитации детей с ММД (или с СДВГ), которая позволяет за полгода полностью избавить ребенка от поведенческих и учебных проблем.

Активно занимается разработкой диагностического инструментария, например, тесты для диагностики физико-математических, гуманитарных способностей, нестандартности мышления, самостоятельности мышления, навыка чтения, жизненных и трудовых ценностей, толерантности, коммуникативных установок, социальной перцепции, правового и гражданского сознания и пр.

Список публикаций:

I Книги:

  1. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб: ИМАТОН, 1997, 1999, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011.
  2. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб: ИМАТОН, 1999, 2002, 2007, 2010, 2020, 2022.
  3. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб: ИМАТОН, 2001, 2005, 2007, 2010, 2020, 2022.
  4. Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга: диагностика реакций в ситуациях конфликта: методическое руководство. СПб: ИМАТОН, 2001, 2003, 2006, 2010, 2018, 2020, 2021.
  5. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. СПб: ИМАТОН, 2002, 2006, 2009.
  6. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб: Речь, 2003
  7. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб: ИМАТОН, 2005.
  8. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. В 2-х частях. СПб: ИМАТОН, 2005, 2010, 2017, 2022.
  9. Социализация детей через творчество: Сборник статей / под ред. Л.А. Ясюковой, А.Е. Зимбули. СПб: Синтез-Полиграф, 2001.
  10. Учимся творчеству. Интегрированные формы работы в сфере дополнительного образования детей / под ред. Т.М. Гусенцовой, А.Е. Зимбули, Л.А. Ясюковой. СПб: Синтез-Полиграф, 2003.
  11. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности: коллективная монография / под ред. Н.М. Платоновой. СПб: АСпринт, 2003.
  12. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. СПб: Речь, 2004.
  13. Ясюкова Л.А. Психология управленческих способностей // Курс молодого предпринимателя: учебное пособие / под ред. В.С. Кабакова. СПб, 1993.
  14. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Ясюкова Л. А. Твой компас на рынке труда. СПб: РОСТ, 2002.
  15. Ясюкова Л.А. Правовое сознание в структуре ментальности россиян. СПб: Изд-во СПбГУ, 2008.
  16. Ясюкова Л.А., Клюкина Т.Б., Бахмутский А.Е. Методическое руководство по использованию психолого-педагогической диагностики при мониторинге развития универсальных учебных действий в начальной школе в соответствии с ФГОС: научно-методические материалы. СПб: Свое изд-во, 2016.
  17. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Социальный интеллект детей и подростков. М.: Институт психологии РАН, 2017.
    Монография по итогам лонгитюдного 15-летнего исследования, выполненного при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, гранты РГНФ № 07-06-00782а, № 10-06-00402а. Представлена в номинации «Проект года в психологической науке» XIX Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2017 года (читать отрывок).
  18. Ясюкова Л.А. Тест Тулуз-Пьерона: оптимизация обучения и развития детей с ММД: методическое руководство. Изд. 7-е, доп. и перераб. СПб: ИМАТОН, 2018.
  19. Ясюкова Л.А. Методика Л.А. Ясюковой: методическое руководство. Изд. 7-е, испр. и доп. СПб: ИМАТОН, 2022.

II Статьи
Статьи: школьное образование и школьники

  1. Ясюкова Л.А. Возможности теста Бурдона в диагностике функциональных дефектов развития // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. Сборник статей. СПб, 1995.
  2. Ясюкова Л.А. Психологическое сопровождение становления профессионала // Довузовское образование на современном этапе. Сборник статей. СПб, 1998.
  3. Ясюкова Л.А., Зимбули А.Е. Создание психолого-педагогиче­ских условий для социализации учащихся через творческую деятельность // Педагогический вестник. 1998. №10.
  4. Ясюкова Л.А., Самойлова В.А. Профилактика тревожности у учащихся начальной и средней школы // Технологии социальной работы с детьми и подростками. Сборник статей / под ред. В.Н. Келасьева. СПб, 2001.
  5. Ясюкова Л.А. Особенности интеллектуального и личностного развития старших подростков (лонгитюдное исследование) // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2001. Вып. 4, №30.
  6. Ясюкова Л.А. Психолого-социальная помощь «гиперактивным» детям // Вестник СПбГИПСР. 2002. №1.
  7. Ясюкова Л.А., Самойлова В.А. Социальная работа в школе: актуальные задачи и возможности их решения // Проблемы социальной работы. Сборник статей / под ред. В.Н. Келасьева. СПб, 2003.
  8. Ясюкова Л.А. Исследование зрительно-моторной координации у первоклассников // Вестник СПбГИПСР. 2003. №2.
  9. Ясюкова Л.А. Развивающая среда создается сообща // Пространство для творчества. Сборник статей / под ред. Т.А. Бойцовой и др. СПб, 2003.
  10. Ясюкова Л.А. Связь мотивации выбора профессии с психологическими особенностями старшеклассников // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2003. Вып. 4. №30.
  11. Ясюкова Л.
    А. Изучение адаптации и развития младших школьников // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2004. Вып. 3.
  12. Ясюкова Л.А. Зависимость интеллектуального развития учащихся средней школы от особенностей учебных программ // Вестник СПб ГИПСР. 2004. №3.
  13. Ясюкова Л.А. Роль понятийного мышления в обучении // Вестник практической психологии образования. 2005. №1.
  14. Ясюкова Л.А. Социально-психологические особенности подростков с проблемным поведением // Вестник СПб ГИПСР. 2006. №4.
  15. Ясюкова Л.А. Возможности учреждений дополнительного образования в развитии творческого потенциала и социализации подростков // Новые дети нового века / научный ред. В.Е. Семенов. СПб, 2006.
  16. Ясюкова Л.А. Взаимосвязи развития личности и творческого потенциала подростков // Человек и общество. Научный альманах НИИКСИ СПбГУ. Вып. 32. СПб, 2007.
  17. Ясюкова Л.А., Матузова Н.Н., Мельн Е.А. Социально-психологические особенности контингента подростково-молодежных клубов // Человек и общество. Научный альманах НИИКСИ СПбГУ. Вып. 32. СПб, 2007.
  18. Ясюкова Л.А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников // Национальный психологический журнал. 2007. № 1(2).
  19. Ясюкова Л.А. Методика выявления смысловой единицы восприятия текста // Журнал Международного института чтения им. А.А. Леонтьева. 2007. №7.
  20. Ясюкова Л.А. Формирование и диагностика личностной толерантности подростков // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2008. Вып. 4.
  21. Ясюкова Л.А. Особенности формирования социального интеллекта одаренных подростков // Ученые записки СПб ГИПСР. 2008. № 2(10).
  22. Ясюкова Л.А. Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2008. №2.
  23. Ясюкова Л.А., Новосельцев С.В. Комплексный медико-социально-психологический подход к реабилитации детей с СДВГ // Международный симпозиум «Интеграция остеопатии в национальный проект «Здоровье». СПб, 2008.
  24. Ясюкова Л.А. Особенности социализации одаренной молодежи // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2009. Вып. 2, ч. 1.
  25. Ясюкова Л.А Влияние одаренности на интеллектуальное и социальное развитие подростков // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. СПб, 2009.
  26. Ясюкова Л.А. Влияние интеллектуального развития на становление эмоционально-коммуникативной сферы личности старшеклассников // Ученые записки СПб ГИПСР. 2009. № 2(12).
  27. Ясюкова Л.А. Социальный интеллект младших школьников // Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации. Сборник статей / под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной, Д.В. Ушакова. М., 2010.
  28. Ясюкова Л.А. Особенности становления социального интеллекта младшего школьника // Экспериментальная психология в России / под ред. В.А. Барабанщикова. М., 2010.
  29. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Роль интеллектуальных способностей в становлении личности подростка // Вестник РГНФ. 2010. Вып. 3.
  30. Ясюкова Л.А. Педагогика неграмотности // Школьные технологии. 2011. №2.
  31. Ясюкова Л.А. Реформирование образования: цели и проблемы // Школьные технологии. 2011. №5.
  32. Ясюкова Л.А. Современная школа: психологическая технология оптимизации обучения и развития // Справочник педагога-психолога. Школа. 2011. №3.
  33. Ясюкова Л.А. Гендерные особенности интеллектуального развития учащихся начальных классов // Ученые записки СПб ГИПСР. 2011. Т. 16. Вып. 2.
  34. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Возрастные особенности становления социального интеллекта младших школьников // Ученые записки СПб ГИПСР. 2011. Т. 15. Вып. 1.

Статьи: студенты и взрослые

  1. Ясюкова Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. 1990. №5.
  2. Ясюкова Л.А. Система отбора и расстановки руководящих кадров // Совместная деятельность: методы исследования и управления / под ред. А.Л. Журавлева. М., 1992.
  3. Ясюкова Л.А., Самойлова В.А., Мельн Е.А. Социокультурные установки и личностные особенности гуманитарной и технической интеллигенции // Вестник СПбГУ. Серия 6. 1993. Вып. 1. №6.
  4. Ясюкова Л.А. Самойлова В.А. Проблемы обучения и развития творческого потенциала будущих специалистов // Человек и общество. Вып. 27. Социальные проблемы молодежи. СПб, 1995.
  5. Ясюкова Л.А. Возможности системы «Школа — Вуз» в повышении качества подготовки специалистов // Вестник СПбГУ. Серия 6. 1996. Вып. 3. №20.
  6. Ясюкова Л.А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. 2000. №4.
  7. Ясюкова Л.А. Основы профессионализма практического психолога // Психолого-социальная работа в современном обществе. СПб, 2004.
  8. Ясюкова Л.А. Социально-психологические особенности безработных, активно ищущих работу // Вестник СПб ГИПСР. 2005. №4.
  9. Ясюкова Л.А., Самойлова В.А. Состояние и тенденции развития правосознания в современном российском обществе // Человек и общество. Научный альманах НИИКСИ СПбГУ. Вып. 31. СПб, 2005.
  10. Ясюкова Л.А. Методика изучения творческого потенциала педагогического коллектива // Человек и общество. Научный альманах НИИКСИ СПбГУ. Вып. 31. СПб, 2005.
  11. Ясюкова Л.А., Матузова Н.Н. Моральные и правовые аспекты менталитета российских гуманитариев // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2006. Вып. 1.
  12. Ясюкова Л.А. Качество подготовки современных практических психологов // Национальный психологический журнал. 2006. №1.
  13. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Профессионально-личностная типология коммерсантов и разработчиков-программистов // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2007. Вып. 1.
  14. Ясюкова Л.А., Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Бугин И.В. Связь социально-психологических свойств личности студенческой молодежи с адаптацией к обучению в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 10(32).
  15. Ясюкова Л.А. Правовое сознание в менталитете российских бизнесменов // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2008. Вып. 1.
  16. Ясюкова Л.А. Проблемы психологии понятийного мышления // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2010. Вып.3.

Список опубликованных тезисов — на персональном сайте автора: http://www.ясюкова.рф/articles/

Сотрудничает с Городской лабораторией «Системы оценки качества общего образования» в плане разработки мониторинга оценки формирования УУД (универсальных учебных действий) у школьников с использованием моих методических комплектов. Продолжает сотрудничать с СПб ГПУ (Политехнический университет), с кафедрой валеологии и биомеханики. Проводит исследования по грантам РГНФ (последние — по закономерностям развития социального интеллекта).

В 2013 году участвовала в фундаментальных исследованиях НИИКСИ СПбГУ в качестве руководителя подтемы «Духовно-нравственные ценности старшеклассников и студенческой молодежи». Опубликовала 12 научных работ, участвовала в пяти международных и трех всероссийских конференциях.

Награды:

В 2013 году Л.А. Ясюкова стала победителем Всероссийского конкурса научно-методических разработок в сфере образования, проводимого Российской академией образования — за разработанную ею совместно с А.Е. Бахмутским, д. пед. наук, профессором кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, зав. лабораторией системы оценки качества образования Комитета по образованию Правительства СПб, «Систему оценки результатов образовательной деятельности».

Лауреат XV Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2013 года в номинации «Личность года в российской психологии».

Номинант XIX Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2017 года в номинации «Проект года в психологической науке».

Статьи и интервью в «Психологической газете»

  • Закономерности возрастного развития: критический анализ концепций
  • Особенности социализации одаренных подростков с различным типом интеллекта
  • К проблеме школьного образования: уроки пандемии
  • Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
  • Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление»
  • Цифровая образовательная среда в школе
  • Будущая школа – подготовка к жизни в мире неопределённости
  • Социальный интеллект школьника: возрастные особенности развития
  • Социальный интеллект детей и подростков
  • Разрыв между умными и глупыми нарастает
  • «Нужно менять подход к обучению детей в школе»
  • «Дети с СДВГ могут выздороветь за полтора года»
  • Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников
  • Тенденции развития психологической диагностики
  • Профессионализм практического психолога и тенденции развития психодиагностики

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

  • Поздравляем Людмилу Аполлоновну Ясюкову!
  • 16-й Саммит психологов: поддержка коллег и опыт профессионалов
  • «Наука и практика — это образ жизни Л. А.Ясюковой»
  • Способ прикладной психодиагностики, реализованный посредством технологий виртуальной реальности
  • Названы победители конкурса «Педагог-психолог России»
  • Блогер: «Чем заняты школьные психологи, если мы имеем уже не один такой случай стрельбы?»
  • 1 Сентября: советы психологов к новому учебному году
  • Креативность в контексте «soft skills» и метакомпетенций современного человека
  • С чего начинается практическая психология?
  • Большое жюри. Интервью с В.Е.Семеновым

Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2013 г.

  • «Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы», лекция (в номинации «Мастер-класс года для психологов», 2020 г.), номинант
  • «Будущая школа – подготовка к жизни в мире неопределенности. Hard и soft skills: как с водой не выплеснуть младенца?», интерактивная лекция (в номинации «Мастер-класс года для психологов», 2019 г. ), номинант
  • «Социальный интеллект детей и подростков», монография по итогам лонгитюдного 15-летнего исследования, выполненного при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, гранты РГНФ № 07-06-00782а, № 10-06-00402а (в номинации «Проект года в психологической науке», 2017 г.), номинант
  • «Разработка и внедрение психологической технологии оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)», (в номинации «Проект года в психологической практике», 2008 г.), номинант

Отправить личное сообщение

22 апреля 2023 , суббота

В этот день

Анатолий Залманович Зак празднует день рождения! Поздравить!

Елена Викторовна Улыбина празднует день рождения! Поздравить!

Ольга Геннадьевна Холодкова празднует день рождения! Поздравить!

Юлия Евгеньевна Якунина празднует день рождения! Поздравить!

Скоро

10 — 12 мая
Санкт-Петербург

XXVII Международная научная конференция молодых ученых «Психология XXI века. Наука как свобода и творчество»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

11 — 12 мая
Челябинск, online

VIII Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы»

18 — 19 мая
Online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологические исследования внешности и образа тела»

23 мая
Москва

Всероссийская конференция молодых ученых, посвященная памяти академика А.В.Снежневского

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

4 — 7 июня
Санкт-Петербург, online

17-й Санкт-Петербургский Саммит психологов

15 — 16 июня
Москва, Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

21 — 23 сентября
Арзамас

Всероссийский методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения – 5»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

16 — 17 ноября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

8 — 9 декабря
Москва

Международная юбилейная научная конференция «Проблемы социальной и экономической психологии: итоги и перспективы исследований», посвященная 50-летию лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН и 75-летию академика РАН А. Л.Журавлева

Весь календарь

Зачем проводится диагностика дошкольников и младших школьников с использованием методики «Нелепицы» и как это правильно делается

Дата: 28 июля 2016 Автор: Наталья Василишин Рубрика: Школа 0

Готовность ребёнка к школе определяется не только уровнем его учебной подготовки, то есть умением читать, считать и писать некоторые буквы, но и способностью правильно выстраивать логические и причинно-следственные связи. Существует несколько методик, которые позволяют выявить недостатки в развитии этого умения, и одним из таких приёмов является тест «Нелепицы».

Автор методики «Нелепицы» и её цели

«Нелепицы» – это тест, направленный на определение образных представлений ребёнка об окружающем мире и диагностику уровня развития мышления. Автор приёма — Роберт Семёнович Немов — знаменитый советский и российский психолог, член Академии педагогических и социальных наук России. Он предложил оценивать способность малыша выстраивать логические связи между явлениями и предметами с помощью анализа картинок с изображёнными на них животными, людьми, предметами и явлениями, нарисованными в нелепых обстоятельствах. Задача ребёнка — определить логические нарушения и дать правильный комментарий.

Вот такое изображение предлагается ребёнку для рассмотрения и объяснения логических несостыковок

Выдающийся английский писатель Джонатан Свифт в своём знаменитом произведении «Путешествие Гулливера» писал: «На свете нет такой нелепости, которая не имела бы своих защитников среди философов».

В качестве целей Немов выдвинул следующие:

  • определение начальных образных представлений испытуемого;
  • мониторинг способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями в мире;
  • оценка умения грамматически правильно формулировать мысли.

Методика предполагает проведение двух тестов: в начале и в конце года. Так экспериментатору удастся проследить динамику развития качеств образно-логического мышления ребёнка.

Порядок проведения диагностики мышления дошкольников и младших школьников

Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, начиная с возраста 4 лет. Приём «Нелепицы» подразумевает индивидуальную работу с ребёнком, разделённую на два этапа, перед началом каждого испытуемому озвучивается инструкция, соответствующая той или иной части тестирования.

Инструкция первого уровня:

  1. Педагог (психолог) предлагает малышу посмотреть на картинку в течение 3 минут.
  2. Далее испытуемый должен рассказать, что (по его мнению) на изображении находится не на своём месте.

Инструкция второго уровня:

  1. Взрослый просит ребёнка аргументировать, почему объект нарисован неправильно.
  2. Тестируемому необходимо объяснить, как должно быть на самом деле.

Если малыш испытывает затруднения, то экспериментатор должен оказать ему поддержку необходимого характера:

Файл: Стимульный материал к тесту

Картинки для тестирования «Нелепицы»

Оценка и интерпретация результатов

В процессе оценки выполнения теста следует учитывать врабатываемость ребёнка, сосредоточенность и самостоятельность выполнения заданий, а также понимание и оценку ситуации, изображённой на картинке, и последовательность описания объектов.

За работу малышу выставляются баллы:

  • 10 — испытуемый отметил не менее 7 нелепиц, успел прокомментировать каждую и рассказал, как должно быть на самом деле;
  • 8–9 — тестируемым были замечены ошибки, но 1–3 не были объяснены до конца, а предположения о том, как следовало бы нарисовать правильно, отсутствовали;
  • 6–7 — ребёнок отметил нелепицы, но 3–4 из них не успел объяснить до конца или успел, но не сумел предложить верный вариант сюжета;
  • 4–5 — испытуемым определены логические нарушения, 5–7 из них прокомментированы, но исправлены не были;
  • 2–3 — ребёнок не успел заметить больше 4 ошибок и не объяснил ни одну из них.
  • 0–1 — тестируемым обнаружено меньше 4 нелепиц.

Важно учитывать, что 4 и выше очка малыш получает только в том случае, если ему удалось назвать не менее 7 нарушений, но либо не хватило времени, либо не получилось их объяснить.

На основе обработки результатов теста взрослый делает вывод об уровне развития исследуемых качеств у ребёнка:

  • 10 баллов — очень высокий;
  • 8–9 — высокий;
  • 4–7 — средний;
  • 2–3 — низкий;
  • 0–1 — очень низкий.

При средних и низких показателях коррекционную работу необходимо направить на улучшение внимания. Для этого можно использовать таблицы Шульте, подробнее о которых можно почитать в статье «Диагностика внимания школьников с помощью таблиц Шульте» или стимульный материал к тесту Тулуз-Пьерона (о работе с ним можно узнать из текста «Исследуем произвольное внимание младших школьников с помощью теста Тулуз-Пьерона»). При очень низких показателях подбор методики исправления должен проводиться детским психологом с учётом уровня развития других качеств испытуемого.

Методика «Нелепицы» помогает легко и быстро диагностировать нарушения образно-логического мышления ребёнка. Данные, полученные в результате тестирования, позволяют выстроить адекватную коррекционную работу, способствующую правильному развитию всех сфер личности.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни.