Конфликты между учителем и учеником – Конфликт между учителем и учеником

Содержание

Конфликт между учителем и учеником

Обучение – сложный и многогранный процесс, течение которого невозможно без некоторых столкновений и противоречий между учителем и учеником.

Конфликт между учителем и учеником – явление распространенное и, безусловно, имеющее свои особенности и причины. Подобная проблема требует включенности и педагогов, и учащихся, и родителей.

К основным причинам возникновения конфликта между учителем и учеником относят следующие:

  • низкий уровень ответственности учителя при разрешении проблемной ситуации;
  • разный статус и жизненный опыт участников конфликта;
  • каждая сторона конфликта видит ситуацию по своему: учитель не стремится понять переживания ученика, а ученик не всегда может справиться со своими эмоциями ввиду возрастных особенностей.

Педагог М. Рыбакова в своей работе «Конфликт и взаимодействия в педагогической деятельности» описала ряд причин, по которым происходят конфликты между учителями и учениками:

  • в результате действий, связанных с проблемой успеваемости;
  • специфика реагирования педагога на поведение учеников, не соответствующее школьным требованиям;
  • особенности эмоционально-личностных отношений, сложившихся между учителем и учеником.

В педагогической науке принята следующая классификация конфликтов между учителем и учеником:

1.   Конфликт деятельности. В этом случае речь идет о столкновении на основании отказа со стороны ученика выполнять задание учителя. Также о подобном конфликте говорит небрежное, ненадлежащее выполнение задания учеником.

Причинами такого конфликта часто становятся:

  • повышенная утомляемость;
  • неспособность усвоить большой объем учебного материала;
  • отсутствие объективной помощи со стороны учителя.

Подобного рода конфликты имеют место быть в ситуации, когда учитель только начинает работать с классом и межличностные отношения еще не вышли на более доверительный уровень.

Причинами конфликтов часто становится стремление учителя использовать отметку как средство наказания. При этом отмечается, что требования к ученикам довольно завышены. В результате таких конфликтов, по настоящему способные и талантливые школьники вынуждены уходить в другие учебные заведения, а у остальных снижается интерес к учебе.

2.   Конфликт поступков. Бывают ситуации, когда учитель обвиняет ученика в каком-то неправильном (по его мнению) действии или поступке, при этом, не разобравшись в мотивах и объективных причинах случившегося. На основании необоснованных выводов учитель стремится скорректировать поведение ученика. Не вникнув в особенности ситуации, учитель ошибочно оценивает всю ситуацию в целом. Не все ученики способны промолчать, чаще всего конфликт поступков разворачивается в серьезное столкновение, окрашенное резко негативными эмоциями.

3.   Конфликт отношений. Отличительная особенность подобных ситуаций – затяжной характер конфликта, возникающего в результате неграмотного разрешения со стороны педагога какой-либо проблемы. Конфликты отношений часто имеют личностную подоплеку. Результатом такого столкновения становится длительное рассогласованное взаимодействие между учителем и учеником, выраженное неприязненным отношением.

Статистика показывает, что большинство конфликтов между учителем и учеником имеет негативные последствия (около 85%), поэтому так важно вовремя заметить изменения во взаимоотношениях и принять необходимые меры для устранения конфликта.

Существует ряд признаков , по которым внимательные родители могут заметить, что у ребенка появились проблемы в школе:

  • у ребенка пропадает интерес к учебе в целом или к отдельному предмету, он стремится испортить учебник, неряшливо ведет записи в дневнике и тетрадях ,чего раньше не наблюдалось;
  • ребенок агрессивно настроен против учителя, раздражается, когда речь заходит о нем, придумывает «клички» и рисует всевозможные карикатуры.

После того, как родители оценили ситуацию и поняли, что у ребенка действительно конфликт с учителем, необходимо принимать меры. Подобную ситуацию нельзя пускать на самотек и оставаться в стороне в качестве наблюдателя или простого слушателя.

Многолетний опыт педагогов и психологов позволил выявить некий общие способы разрешения всех школьных конфликтов:

  • спокойствие;
  • объективный анализ ситуации;
  • построение открытого диалога;
  • определение общей цели;
  • выводы.

Подобная схема учитывает потребности и возможности всех участников конфликта. Конечно, ситуацию столкновения лучше избежать, но если конфликт все же произошел, следование некоторым рекомендациям, позволит разрешить его конструктивно, без лишних эмоций и переживаний.

Рекомендации учителю для разрешения конфликта с учеником-провокатором:

  • недопустимо давление на ребенка, это только вызовет еще больший негатив;
  • не следует требовать от ученика публичных извинений и признания своих ошибок;
  • важно дать подсказку к выстраиванию алгоритма правильных действий со стороны школьника;
  • необходимо выстроить диалог с учеником, тон разговора должен быть спокойный и доброжелательный;
  • разговор должен быть предметным, конкретным;
  • возможно появится необходимость привлечения родителей с целью заинтересовать ребенка другими сферами жизни; хороший пример в этом случае – спортивная секция;
  • важно уметь слушать и слышать ребенка!

Рекомендации родителю в конфликте, виновником которого является учитель:

  • важно оценить ситуацию спокойно, реально и объективно;
  • необходимо провести беседу с учителем и выяснить причину конфликта;
  • скандальное поведение, ругань и хамство ни к чему не приведут;
  • после определения причины попытаться найти общую цель и возможности выхода из конфликта, выстроить конструктивную модель поведения всех участников конфликта;
  • не стоит торопиться менять учителя или школу; подобная стратегия может только навредить, ведь ребенку придется выстраивать отношения в новом коллективе, а ведь так важно сформировать социальные навыки, в том числе, и поведение в конфликтной ситуации.

Рекомендации родителю, если в конфликте виноват ребенок:

  • провести спокойную беседу с ребенком на предмет выяснения проблемы;
  • в процессе разговора не должно быть язвительных реплик, угроз и саркастических замечаний;
  • ситуация требует объективного анализа, а не переживаний по поводу последствий;
  • родители должны подсказать ребенку о необходимости извинения перед учителем (присутствие родителей при этом возможно только по просьбе ученика).

Родителям стоит выстраивать гармоничные и доброжелательные отношения с учителем. В таком случае вероятность появления конфликтов сводится к минимуму, а если они и возникают, то быстро и конструктивно разрешаются!

Видео: Конфликты между детьми и учителями

gopsy.ru

Конфликты между учителями и учениками

Конфликты в школе

Часть 2.

Конфликты между учителями и учениками.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, — явление обычное. По мнению М. Рыбаковой, конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:

  1. действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;
  2. поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;
  3. отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Конфликты деятельности.

Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей и в начальных к классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся отношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки использует как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты поступков.

Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, покрой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми

  • в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие
  • вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Причины и слагаемые педагогических конфликтов:

  1. недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
  2. участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
  3. различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
  4. различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику — справиться с эмоциями;
  5. присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
  6. профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности;
  7. ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
  8. конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить (А.И. Шипилов)

Современная ситуация в стране, бедственное положение школы, недостаточная подготовка учителей, особенно молодых, к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям. По данным психологических исследований за 1996 г., 35-40% детских неврозов носят дидактогенный характер. Исследования также показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (С. Хапаева).

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся сит

5psy.ru

Конфликты между учениками и учителями. Способы их разрешения.

Куйбышевский районный в городе Донецке отдел образования

Донецкий гуманитарный коллегиум № 62

Психолого-педагогический семинар с

элементами тренинга на тему:

Конфликты между учениками и учителями.

Способы их разрешения.

Разработала и провела:

Кириленко Афина Ивановна,

практический психолог ДГК № 62

План

I Вводная часть. Вступительное слово психолога.

II Основная часть:

а) теория;

б) практика:

1. Упражнение «Проигрывание ситуаций».

2. Упражнение «Изменение модальности».

3. Упражнение «Нападающий и защищающийся».

4. Упражнение «Волшебная чашка».

III Заключительная часть. Подведение итогов.

Коммуникативные связи между играми

1) «Вам было интересно? Хорошо! А теперь я предлагаю еще одно
упражнение. Давайте попробуем!»

  1. «У нас хорошо получается! Продолжим!»

  2. «Кто еще хочет поиграть? Пожалуйста!»

Диалог в группе

  1. «Кто хотел бы высказать свое мнение?»

  2. «У кого из вас такой же опыт?»

  3. «Вы хотите что-то добавить?»

  4. «Кто почувствовал и понял то, что было рассказано нашей учительницей?»

Активизация

«Вы все можете». «Надо решиться, вставляйте, действуйте». «Я уверена, что все получится».

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ

по предупреждению конфликтных ситуаций

  1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

  2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

  3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

  4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

  5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.

  6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

  7. Постарайтесь увидеть конфликтную ситуацию со стороны, как будто вы стали внешним наблюдателем, или видите эту ситуацию извне, как в зеркале.

Конфликты между учителями и учениками. Методы их преодоления.

(Теоретическая часть семинара)

I. Каждый человек обязательно проходит через такой общественный институт как школа и от того, какой след она оставит в душе человека, многое зависит в его дальнейшей судьбе и деятельности.

Большую часть своего времени ребенок проводит в школе. Тут он не только получает основы знаний, но и общается, взаимодействует с одноклассниками, учителями. И одним из основных факторов, которые влияют на отношение к учебе, является психологическая атмосфера в классе и школе. Если ребенок чувствует внимание к себе со стороны учителей, заинтересованность в успехах, отзывчивость, он с радостью идет в школу, уделяет учебе много внимания и это отражается на качестве учебных знаний, умений, навыков.

Не всегда уделяется в школе внимание этому психологическому
фактору, некоторые учителя даже не думают над тем, что с учеником можно
общаться на равных, как с человеком, достойным уважения, и выступают только как «урокодатели», а не друзья и партнеры. Нужна другая психология отношений, которая направлена на ребенка и его интересы. И это совсем не означает вседозволенности и потакания ученику, это взаимопонимание,

сотрудничество, взаимопомощь.

Сколько позитивных эмоций могут получить учителя, ученики, если они понимают друг друга, чувствуют обоюдную симпатию. И насколько приятнее и легче становится сам процесс учения для двух сторон. Взаимопонимание и открытость — основа равноправных, бесконфликтных отношений. Но процесс становления взаимопонимания достаточно сложный и длительный, чтобы научиться понимать других нужно многое знать о человеке: как он живет, что его волнует, какие радости и проблемы в его жизни. Но нам не хватает времени, сил, а иногда и желания присмотреться к человеку, прислушаться к нему, даже

попытаться понять. И в тоже время требуем понимания и сочувствия от людей, т.к. свои проблемы мы считаем наисерьезнейшими.

II. Конфликты сопровождаются непониманием, стрессами, чувством неудовлетворенности. Так надо ли тратить часть своей жизни на выяснение отношений? Или может лучше научиться общаться, не создавая конфликтной ситуации. Конфликт в школе, каким бы он ни был: между учителями или между учеником и учителем не способствует учебно-воспитательному процессу. И чем меньше возникает конфликтов, тем лучше понимают один другого учителя и ученики, тем теплее и доверительнее их отношения.

Какие ассоциации у нас вызывает слово «конфликт»? Что вы чувствовали во время конфликта?

Опрос учителей показал, что это:

гнев,

обида,

непонимание,

враждебность.

Конфликты между учителями и учениками можно отнести к разряду организационно-управленческих, т.к. класс — это коллектив и исполнитель, а учитель — организатор и руководитель учебно-воспитательной работы. Порождается конфликт главным образом субъективными причинами, которые зависят от личных характеристик и индивидуального поведения руководителя и воспитанников.

В результате опроса учителей основные причины конфликтов типа учитель — подросток — это: нарушение дисциплины, плохое выполнение домашнего задания, нездоровые отношения между учениками.

С точки зрения учеников (был проведен опрос 9, 10, 11 кл.): оскорбления, навешивание ярлыков, менторский тон, необъективное оценивание знаний, «любимые и нелюбимые» ученики.

Проблема связана с культурой общения, т.к. большинство конфликтов является следствием бестактного поведения участников педагогического процесса. Во взаимоотношениях друг с другом мы видим прежде всего ученика, а нужно видеть ребенка во всеми его проблемами и особенностями.

Как бы ни развивался конфликт, задача педагога состоит в том, чтобы перестроить противодействие сторон во взаимодействие. Для этого надо (по результатам опроса):

1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Дети, как
правило, неприветливо настроены относительно оппонента. Эмоциональная
неуравновешенность мешает им правильно оценить ситуацию и реальное
отношение к ним оппонента. Учителю следует снизить эмоциональное
напряжение в отношениях, т.е. не отвечать агрессией на агрессию, не
оскорблять и не унижать оппонента; выслушать претензии, дав возможность
высказаться.

  1. Наладить диалог как цель и способ.

  2. Завершающий этап — взаимодействие.

Барьеры характера и разные темпераменты также бывают причинами конфликтов. Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловлены интенсивностью и динамичностью психических процессов, степенью уравновешенности, эмоциональности. Характер — соединение наиболее стойких, существенных особенностей личности, которые проявляются в поведении людей в отношении к окружающему и самому себе. Проявляется это в отношении к другим людям и к обществу в целом, самооценке, волевых качествах.

Так, холерик и сангвиник из-за своей моторности быстро начинают утомлять и раздражать меланхоликов и флегматиков, вызывая их нарекания из-за незаконченных дел и невыполненных обязанностей. Меланхолик и флегматик раздражают холериков и сангвиников своей медлительностью, склонностью к долгим раздумьям, пораженческим настроениям и грусти.

Столкновение с людьми у холерика проходит по типу мгновенной эмоциональной разрядки. Предварительных мыслей о скандале может и нет, его провоцирует то, что возмутило или не устроило в разговоре с собеседником.

Меланхолики долго обдумывают и переживают ситуацию, выстраивают цепь доказательств, долго не отваживаясь выставить претензии оппоненту, вынашивая их в себе.

Вашему вниманию предлагается очень короткий тест на определение структуры темперамента.

Инструкция: «Оцените себя по каждому утверждению в пределах от 10 до 0 при условии: 0 баллов — полностью не согласен, 5 — как согласен, так и не согласен, 10 — полностью согласен.

  1. Перед каким-либо важным для себя событием я начинаю нервничать.

  2. Я работаю неравномерно, рывками.

  3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.

  4. Если нужно, я могу спокойно ждать.

  5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.

  6. С равными я несдержан и вспыльчив.

  7. Мне нетрудно сделать выбор.

  8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

Подсчитайте сумму баллов соответствующих двух утверждений, сравните полученные данные.
М = 1 +5 X = 2 +6

С = 3 +7 Ф = 4 +8

Способы решения конфликта у людей с разными индивидуально-типологическими характеристиками разные. Холерик решает все в запале, отдавая предпочтение даже поражению, нежели неопределенности. Меланхолик долго обдумывает,не отваживаясь что-то сделать. Он сомневается,

ищет оправдания, строит бесконечные системы доказательств и контрдоказательств. Однако, такой болезненный процесс совсем не исключает возможность активно, в корне изменить ситуацию.

Психологи говорят, что большинство подростков относятся к холерикам и сангвиникам.

Учителя же, пройдя определенный жизненный путь, принадлежат большей частью к флегматикам и меланхоликам. Поэтому подростки не всегда выдерживают размеренный темп урока, утомляются от монотонной работы и начинают отвлекаться. Учителю, чтобы исключить проблемы с поведением на уроке и повысить степень усвоения материала, приходится чередовать разные виды работ. При этом урок должен быть насыщенным, но не утомительным и скучным. Сложные задания чередуются с простыми, устные — с письменными. Но вся сложность состоит в том, что в классе обязательно есть несколько учеников меланхоликов или флегматиков, которые не могут успевать за слишком быстрым темпом работы класса и отстают. Поэтому учителю надо учитывать эти индивидуальные особенности подростков и постараться не упустить учеников из поля зрения, корректировать темп и характер заданий во время урока.

По данным психодиагностики в нашей школе

7В — 6 из 20 меланхолики

8Б — 8 из 25 меланхолики

9А — 5 из 21 меланхолики, 5 флегматики, остальные холерики и сангвиники

9Б — из 20 принявших участие в тестировании — 9 меланхолики 10А — из 10 тестировавшихся — 3 меланхолика

Если учитель не учитывает особенности темперамента учеников на уроке, холерики и сангвиники, сделав задание (быстро, но не всегда качественно), начинают мешать другим ученикам.

Это вызывает неудовольствие учителя и замечания в адрес учеников. Меланхолики и флегматики, не успевая за всем классом из-за быстрого темпа и множества заданий иногда просто перестают работать на уроке. Поэтому при планировании и проведении урока, должны учитываться индивидуальные особенности учеников класса.

Приведу пример типичной острой педагогической ситуации, изменившей отношение учителя к профессии.

Идет урок физкультуры. Последний элемент урока — бег на дистанцию 60 м. Учащиеся бегут первый раз после зимы, поэтому в норму не укладываются. По виду учителя видно, что эти результаты его не устраивают, лицо выражает неудовольствие. Последним бежит мальчик и, когда он поравнялся с учителем, учитель с иронией произнес: «Не умеешь бегать, еле ноги переставляешь». Ученик абсолютно спокойно: «Взяли бы и пример показали». Учитель: «Нечего показывать. Я мастер спорта по легкой атлетике». Ученик: «Подумаешь, Валерий Борзов нашелся». Учитель — резко: «Ты — хам!» Кончился урок, учитель сделал вид, что вопрос исчерпан. С тех пор учителя физкультуры в школе ученики называют «»Борзов».

Можно условно выделить три фазы протекания педагогической ситуации. Первая фаза — конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации. Вторая фаза — ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход противоборства и, самое главное, последствия, т.е. направление перестройки сложившихся ранее отношений. Вторая фаза — центральное звено ситуации, она, как правило, носит стрессогенный характер.

Третья фаза — относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в двух различных направлениях — улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.

В любом случае педагогические последствия благодаря третьей фазе бывают весьма значительными.

Рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций:

Корректное решение конфликтных ситуаций — необходимый элемент профессиональной подготовки учителя. Но главное в психологическом умении учителя — не допускать конфликтных ситуаций. Часто источником конфликтных ситуаций является резкая, нетактичная реакция учителя на отклоняющееся поведение школьника. Схема такого взаимодействия: ученик недостойно себя ведет, учитель грубо и прямо реагирует на это, проявляя тем самым свою педагогическую слабость, в итоге класс и ученик настраиваются против учителя.

Учителю целесообразно соблюдать следующие правила педагогического

общения:

Правило 1 Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Пример. Учитель на уроке удаляет ученицу из класса за то, что та улыбается на ее уроке и доводит до слез школьницу репликой при всем классе: «Уж я над тобой не так посмеюсь!» У девушки есть физический недостаток, поэтому она принимает заявление учительницы как обещание посмеяться над ее недостатком. При разбирательстве выясняется, что учительница болезненно восприняла улыбку как издевательство над ее глухотой, о чем школьница даже не подозревала.

Правило 2 Тщательно готовьтесь у уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Пример. Учительница вызывает ученика к доске для решения задачи, ученик затрудняется в решении и учительница помогает ему. Решая задачу, они пришли к неверному ответу. Учительница разволновалась и начала искать ошибку. В классе ребята ведут себя очень шумно. Она обращается к ним: «Ребята, потише! Не сбивайте!» Один ученик говорит довольно громко:

«Бестолкового с толку». Естественно, учительница уходит с урока расстроившись.

Правило 3 Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

Есть два способа воздействия на человека — прямой и косвенный (опосредованный). Первый способ — традиционный, игнорирующий особенности личности, основан на волевом давлении на психику ученика и поэтому наименее эффективный, хотя внешне прямой способ кажется единственным.

Однако для ученика такое прямое воздействие вдобавок с угрожающими оттенками голоса и раздражением со стороны учителя вызывает ответное противодействие негативного характера. В итоге возникают напряженные

отношения.

Смысл косвенного метода в том, что через возбуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека, от него можно добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить ученика в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, и одновременно и в интересах собственного самоутверждения как личности.

Правило 4 Школьника можно изменить к лучшему с помощью

специальных приемов оценки его личности. Психологи предлагают следующие правила оценки личности:

  • положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку;

  • неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки;

  • глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность;

— глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе.

Наиболее целесообразны:

  • парциальная положительная оценка, когда в итоге личность начинает гордиться своими достижениями в одном конкретном деле и вместе с тем осознает, что успех не дает основания для самоуспокоения;

  • парциальная отрицательная оценка, при которой ученик понимает, что в данном конкретном случае он совершил ошибку, которую можно исправить.

Правило 5 Совместная деятельность сближает людей и повышает их

авторитет.

Правило 6 Предусмотрительность и корректность поведения учителя

снижает напряжение в общении.

Правила решения конфликтных ситуаций

Конфликтная ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противостояния ученика и учителя. Процесс психологического противоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся. При этом снижается привлекательность тех норм и ценностей, которые защищает и которым следует учитель в конфликте. Прежде всего — само учение как основная деятельность ученика и соответствующие учению нормы поведения: старательность, дисциплинированность, ответственность. Эти нормы полезны детям, но школьники, как это ни парадоксально, иногда склонны восприятию противоположных норм. На этом парадоксе и строят свои действия школьники- нарушители порядка. Они знают, что класс их поддерживает. Поэтому ученик, участвующий в конфликте, своим поведением вводит такие отрицательные

нормы как развязность, лень, безделье. Это осуществляется при молчаливой поддержке соучеников.

Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством. Чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей, учителю целесообразно использовать следующие правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации.

Правило 1 Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию. (Д. Карнеги)

Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, не в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь. Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, величавую медлительность и юмор педагогов в напряженных ситуациях.

Правило 2 Задержка реакции.

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в тоже время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя, и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.

Факт «незамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит сомнения в сознание остальных учащихся относительно их позиции — кого поддержать: учителя или ученика? Оптимальное время задержки 10-15 секунд.

Правило 3 «Перевод реакции».

Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с

журналом), несмотря на чрезвычайную обстановку. В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам замысел борьбы.

Правило 4 «рационализация ситуации».

Известно, что все, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учителя резко возрастает. Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело. Конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице – положительные нормы и ценности.

Практическая часть

Теперь давайте с вами проиграем некоторые ситуации, которые могут встретиться в работе.

Группа, рассчитавшись на 1-2-3-4, делится на четыре подгруппы по 3-4 человека, в зависимости от количества участников, и получает карточки с заданиями. Время на обсуждение в подгруппах дается около 5 минут, после чего каждая группа представляет свой вариант решения конфликтной ситуации.

Примеры конфликтных педагогических ситуаций.

Ситуация 1

Звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, частично стерто.

Ситуация 2

Двое учеников постоянно задерживаются на перемене и опаздывают на урок.

Ситуация3

Учитель входит в класс. За последней партой сидит веселый ученик и на голове у него стул (книги, портфель …).

Ситуация 4

Педагог объясняет учебный материал. Все внимательно слушают и лишь один ученик, нарушая тишину, раскачивается на стуле, привлекая внимание всего класса.

Ситуация 5

Учитель записывает тему урока на доске и слышит с задней парты, где сидит один ученик, звук, напоминающий рычание собаки.

Ситуация 6

На уроке все слушают учительницу. И только один ученик усиленно развлекает своего соседа по парте.

Ситуация 7

Учащиеся работают на школьном дворе. Один ученик заявляет: «Полежу лучше, надоело мне вкалывать».

Ситуация 8

Звонок на урок. Учитель входит в класс и наблюдает следующую картину: по классу летает воробей (бегает котенок…).

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком или старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших», «Ты должен слушаться родителей и учителей!».

А теперь перейдите в позицию учителя. Что они говорят о себе, обращаясь к ученику? Говорят следующее: «У меня есть полное право…», «Я знаю, что делать…», «Я старше и умнее…».

Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них – одни запреты, а взрослые — «могут все», у них – полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет их взаимодействия со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Безусловно, эту модальность долженствования в обращении учителя к ученику нужно свести к минимуму. Давайте потренируемся!

Типичная фраза: «Ты должен хорошо учиться!»

«Ты должен думать о будущем!»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты должен слушаться учителей и родителей!»

Как необходимо говорить: «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!»

«Интересно, каким человеком ты станешь? Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты знаешь, уважение к старшим – это элемент общей культуры человека».

«Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».

А теперь поупражняемся самостоятельно. Подгруппам даны карточки с типичными фразами, которые учителя часто говорят ученикам. Напишите фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.

— «Сколько можно бездельничать, займись учебой»,

— «Ты постоянно мне срываешь урок! Сиди спокойно и слушай внимательно»,

— «Ты должен сказать правду, кто из вас разбил стекло в классе»,

— «Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»

Упражнение «Нападающий и защищающийся»

Участники делятся на пары и ведут диалог. Нападающий чувствует свое превосходство. Он указывает, ругает, критикует, требует, то есть «нападает». Защищающийся постоянно извиняется и оправдывается, старается угодить, говорит вкрадчиво, тихо, то есть «защищается». Через 3-4 минуты участники меняются ролями. Каждый должен полностью испытать власть, авторитет «нападающего» и манипулирующую пассивность «защищающегося».

Рефлексия: — Как вы себя чувствовали в каждой роли?

— Какая роль была по душе, а какой трудно следовать?

— Сравните сыгранные роли с действиями в реальной жизни.

Упражнение «Волшебная чашка»

Сядьте удобно, положите свободно руки на колени, закройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз посмотрите внимательно на чашку, рассмотрите ее. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще…Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло? Ваша чашка особенная – волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Эта чашка – твоя! Она наполнена твоей добротой и уверенностью! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!

Подведение итогов

Еще раз обобщается теоретический и практический материал, участники делятся своими впечатлениями от проделанной работы, подводятся итоги.

Прощание. Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было приятно с вами работать.

У меня в руках клубок. Я отматываю немного нитки на палец. Затем передаю клубок любому участнику со словами благодарности за совместную работу и пожеланиями на будущее. И так же делает каждый участник.

Литература

  1. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Кала У.В., Раудик В.В. Психологическая служба в школе. – М.: «Знание», 1996.

  3. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998.

infourok.ru

Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры — Классное руководство — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример
 

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.


Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.
  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Фото: Екатерина Афанасьичева.

pedsovet.su

Конфликты между учителями в школе

Причины конфликтов
  1. Ресурсные. Неравномерное распределение тарифного фонда, избыток или недостаток учебной нагрузки, распределение кабинетов и ТСО.

  2. Личностно-психологические. Личная антипатия и нетактичное поведение, ошибочная интерпретация мотивов поступков. Недостаточно высокая оценка деятельности в коллективе. Несправедливые обвинения коллег. Взаимное соперничество молодых и опытных учителей. Конкуренция предметников. Чрезмерная самореклама.

  3. Ценностные. Различия в мировоззрениях, целях и задачах образования. Несогласие по использованию методик и игнорирование педагогических принципов коллег.

Искусство завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, эффективно общаться и расти как личность

Автор этой книги, впервые переведенной на русский язык, — легендарный Дейл Карнеги, работы которого стали обязательным чтением для тех, кто хочет научиться общаться. И это огромное событие в психологической науке — перед вами авторский тренинг эффективного общения, уверенности и влияния, который прошли сотни тысяч людей по всему миру.

Купить
Примеры конфликтов и их разрешение

Рассмотрим две наиболее часто встречающиеся в учительских коллективах модели конфликтных ситуаций.


Пример 1.
Различия в ценностях

Классный руководитель 10 класса с гуманитарной направленностью главной задачей школы считал развитие личности и творческих способностей ребёнка, а также его стремления к самореализации и самовыражению. В его педагогической практике превалировали демократичные принципы взаимоотношений с учениками.
А учитель физики, приверженец строгих методов обучения и воспитания, постоянно обвинял коллегу в распущенном поведении, результатом которого, по его мнению, стали низкие оценки по физике во всём классе.

Классный руководитель ответил на недружелюбную реплику коллеги, сказав, что низкая успеваемость его класса — результат сухой неинтересной подачи материала и авторитарности учителя физики. По его мнению, именно эти факторы мешают детям усваивать предмет.

Взаимоотношения учителей наладил осознанный конструктивный диалог. Договориться помогли следующие приемы:

  • Эхотехника: собеседник передает мысли и чувства партнера: «Если я вас правильно понял…», «Другими словами…».
  • Развитие идеи: «Если исходить из того, что вы сказали, то…», «Вы так думаете, поскольку…».
  • Слова-соломинки: «Мне кажется…», «Видимо…».

В результате педагог по физике стал использовать творческие приемы изучения материала, связанные, в том числе, с расширением рамок мышления.
А классный руководитель, в свою очередь, пошел на уступки в вопросах дисциплины, а также начал проводить внеклассные мероприятия, мотивирующие учеников познавать точные науки.


Пример 2.
Личностно-психологическая причина, связанная с борьбой за лидерство и самоутверждением

В школе трудились два историка. Опытный педагог с двадцатилетним стажем и молодой специалист. Первые два года работы старшая коллега постоянно подчеркивала свое превосходство и значимость, даже унижала новичка, ссылаясь на его профессиональные качества.

Молодой педагог с самого начала работы внедряла новые передовые методики обучения, и ее авторитет со временем вырос. «Соперница» приняла достойную роль коллеги в штыки. Доходило даже до анонимок в районо. «Жертва» оказалась на грани эмоционального срыва. Справиться с «агрессором» и ситуацией ей помогли советы психолога.

  1. При конфликтном разговоре мысленно настройтесь на собеседника. Глядя в глаза, следите за изменением лица, позы, положения рук. Постарайтесь почувствовать, ощутить себя в этом состоянии и этой роли.

  2. Слушая и изучая собеседника, не перебивайте его, дайте выговориться. Позже, сняв заряд напряжения, «агрессор» будет готов перейти к более конструктивному диалогу.

  3. Очень искренне, прямо, но корректно, не затрагивая личность, говорите «противнику» о впечатлении и воздействии, производимом его словами и действиями.

  4. Сочувствуйте эмоциональному состоянию «агрессора»: «Мне кажется, вам тяжело постоянно себя накручивать».

  5. Показывайте собеседнику свое уважение и как к личности, и как к авторитетному высококлассному учителю.

  6. При любой возможности старайтесь предложить выход из сложившейся ситуации.

  7. Постоянно подчеркивайте общую цель — обучение детей, требующее применения инновационных методов.

В результате молодой педагог не только обезвредила «противницу», но и сделала союзницей в освоении новых учебных программ.

Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры

Эрик Леннард Берн (1910-1970) – одна из ключевых фигур в современной психологии, создатель оригинального направления в психотерапии – «трансакционного анализа», рассматривающего игру в качестве основы человеческих взаимоотношений. Разработка этой теории принесла ученому мировую известность.

Купить
Антиконфликтное упражнение «Умение слушать»

Для предупреждения межличностных конфликтов в педагогических коллективах применяются специальные антиконфликтные упражнения. Хочу предложить наиболее эффективное групповое упражнение «Умение слушать». Его цель — научиться безоценочно слушать собеседника и развивать эмпатию.

  1. Разбейтесь на пары и распределите роли. Один — «говорящий», другой — «слушающий».

  2. 5 минут «говорящий» рассказывает о своих трудностях в общении. «Слушающий» концентрируется на собеседнике, на его словах, мимике, жестах. Периодически спрашивает, правильно ли он понял слова. Не оценивает, не дает советы.

  3. В течение 1 минуты «говорящий» сообщает «слушающему», что в его поведении помогло ему говорить открыто, а что затрудняло монолог.

  4. «Говорящий» 5 минут рассказывает о своих сильных качествах в общении.

  5. «Слушающий» в течение 5 минут повторяет «говорящему», что он понял из его двух рассказов о себе.

  6. «Говорящий» в это время молчит и кивком головы выражает согласие или несогласие. Если он не согласен, то «слушающий» должен исправлять монолог до тех пор, пока не получит подтверждение своим словам.

  7. Партнеры меняются ролями и работают по той же схеме.

Периодическое выполнение этой техники нейтрализует различные конфликтные качества у педагогов (оценивание, навязывание своего опыта) и создает добрую и комфортную атмосферу в школьном коллективе.

rosuchebnik.ru

кто прав? – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Москва. Учительница русского и сломанный палец

В московской школе, входящей в учебный комплекс № 1574, в октябре нынешнего года разгорелся настоящий скандал. Учительница русского языка и литературы уволена по статье за применение физического насилия к учащемуся пятого класса.

История началась с того, что вместо заболевшего педагога по МХК (мировая художественная культура) к ученикам на замену вышел другой преподаватель — Екатерина Уманская. Пытаясь утихомирить детей, разбушевавшихся без своего «родного» учителя, педагог начала делать замечания. В частности, Уманской пришлось обратить своё внимание на одного ученика, игнорирующего её просьбы подготовиться к уроку. Предположив ребёнку договориться вне класса, Уманская вывела школьника в коридор.

Со слов же ученика и его родителей, собирающихся подать в суд на учителя, преподаватель не просто попросил ученика покинуть класс, а буквально схватил за шиворот ребёнка, бросил на парту, а затем выволок в коридор. Из-за агрессивных действий учительницы ребёнок травмировал руку, что, скорее всего, и послужило мотивом для обращения в суд.

В своём интервью «Московскому комсомольцу» Уманская говорит: «Я подробно рассказала дознавателю свою версию случившегося. Объяснила, что в коридоре просто строго побеседовала с Олегом, чтобы он работал, а не мешал другим, да все это видно и на видеозаписи. Про то, что у него болит палец, мальчик ни слова не сказал, иначе, конечно, я отвела бы его в медкабинет. Сотрудница полиции ознакомила меня с заявлением мамы Олега, это был тихий ужас. Якобы я, схватив ребенка за руку, волочила его по классу, ударяя о различные предметы, потом то же продолжилось и в коридоре. Все написанное было явной клеветой, если бы с ребенком делали что-то подобное, у него были бы синяки и ссадины по всему телу».

Родители школьника сообщили о случившемся в полицию, а администрация не стала ждать расследований и разбирательств, и уже в начале ноября уволила преподавателя русского и литературы.

Однако ситуация не так проста. Уманская имеет стаж работы около 25 лет и успела зарекомендовать себя отличным учителем. И несмотря на наличие некоторых свидетельств одноклассников пострадавшего мальчика против учительницы, есть также и противоречивые показания против самого ученика и его семьи. Имеются сведения, что палец школьника был повреждён ещё до происшествия, а мама мальчика вообще уже давно пытается свести счёты с педагогом из-за неудовлетворительных оценок сына. И пока «дело ясное, что дело тёмное», администрация образовательного учреждения решила как можно быстрее снять с себя ответственность и избавиться от учителя по статье «Применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося». По словам Уманской её не ознакомили ни с жалобой родителей, ни с документами, хоть как-то подтверждающими вину: «Почему меня увольняют по такой статье, которая, по сути, является волчьим билетом для работы в учебном заведении, без каких-либо доказательств, мне так и не пояснили. Естественно, я буду в судебном порядке оспаривать это решение».

Астрахань. Рисование и травля под столом

В Астраханской области произошёл похожий случай, правда обошлось без сломанных частей тела.

На уроке рисования, где присутствовали учащиеся сразу двух классов (пятый и седьмой), произошёл конфликт. Школьник, которому не хватило места за партами, пришлось рисовать стоя. И он случайно задел занавески. Преподаватель, видимо посчитавшая, что за подобным действием таится злой умысел, подошла к ученику и ударила его. Далее, по словам пострадавшего, учительница заставила его залезть под стол, а остальные ученики начали дразнить мальчика и кидаться в него обувью. После произошедшего 11-летний школьник не хочет посещать школу и, по словам матери ученика, даже начал заикаться.

Учительницу, спровоцировавшую настоящую «травлю» ребёнка, уволили, впрочем как и всю администрацию Алтынжарской школы.

Чувства и конфликты

Предыдущие книги новой серии были посвящены детям — их проблемам, их эмоциям. В этом выпуске Юлия Борисовна Гиппенрейтер говорит о том, как родителям быть с собственными чувствами. Ведь они тоже расстраиваются, огорчаются и переживают. Как правильно выразить свои чувства и донести их до ребенка? Другая важная тема этого выпуска — конфликты в семье и техники, с помощью которых можно снять напряжение, учесть интересы всех членов семьи и сохранить теплую и дружескую атмосферу.

Купить

Оренбург. Физкультура и плавки на голове

В сентябре текущего года в Оренбурге во время проведения фестиваля «Тепло детских сердец» преподаватель физической культуры в коррекционной школе-интернате № 3 надел ученику на голову плавки, дабы наказать его за рассеянность. Школьник забыл в помещении бассейна свою одежду, а педагог решил «креативно» его наказать. Родители одноклассников «пострадавшего» ученика оказались возмущены подобным поведением и потребовали немедленно наказать физрука.

Педагог, учительский стаж которого достигает 27 лет, написал объяснительную, признавая своё поведение вышедшим за рамки дозволенного, уточнив при этом, что плавки он на голову ученика не надевал, а лишь положил сверху.

Позитивным в этой истории стало отношение к произошедшему школьника и его родителей. Семья восприняла всё как шутку и претензий к педагогу не имеет.

Больше интересных материалов:

Что не так с учителями?

Чаще всего о школьных конфликтных историях становится известно, когда начинают жаловаться ученики и их родители. Но что приходится терпеть самим учителям?

По данным учительского интернет-портала «Педсовет» совместно с проектно-учебной лабораторией журналистики НИУ ВШЭ, интернет-изданием «Директория.онлайн» и «Комсомольской правдой» выяснилось, что травле со стороны учеников подвергаются почти семьдесят процентов педагогов! В исследовании приняло участие почти три тысячи учителей.

Причём школьники подходят к издевательствам над педагогами с выдумкой. Банально игнорировать требования и замечания учителей — это лишь один вид «травли». Также ученики успешно начинают в голос обсуждать личную жизнь педагога, отпускать комментарии с откровенным интимным подтекстом, обзывать, демонстрировать презрение взглядом и жестами, провоцировать и снимать на телефон. При этом, по данным опроса, большая часть педагогов «снимают стресс», обсуждая проблему с коллегами и лишь 31,1% делятся с семьёй, а 23% учителей переживают проблемы самостоятельно.

Один из педагогов сообщает: «Родители плохо знают, как дети ведут себя в школе. Но, к большому сожалению, и родители, и дети под прикрытием своих родителей, а родители — под прикрытием органов управления образования очень „хорошо“ знают свои права и часто переходят границы в своем невежестве и откровенном неуважении и хамстве по отношению к учителю».

Таким образом, получается, что педагог абсолютно не защищён ни со стороны родителей, которые требуют особого отношения и в любом случае (даже если их чадо не право) защищают своего ребёнка, ни со стороны администрации. Неудивительно, что в подобных условиях, учитывая низкую заработную плату и колоссальную нагрузку, и учителей в школах часто не хватает, и преподавательские «срывы» случаются всё чаще.

Жестокое же поведение детей, во многом, подпитывается современной «агрессивной политикой» — агрессивный маркетинг, жестокие шутки-пранки (от англ. prank «выходка, шалость»), эпатаж в поведении и внешности. Преподаватели, особенно старшего поколения, ещё не научились верно реагировать на такое поведение «нового» поколения. Учителю проще не обращать внимания на учеников, отстраниться, но такой подход не только не нейтрализует проблему, но и усугубляет её.

Для того чтобы научить своих учеников быть настоящими людьми и вести себя по-человечески, самому педагогу нужно научиться разбираться в своих эмоциях и пробовать искать методы альтернативного подхода к своим ученикам.

Ещё по теме:


#ADVERTISING_INSERT#

rosuchebnik.ru

Материал по психологии на тему: Особенности конфликтов между учителями и учениками.( рекомендации психолога).

Особенности конфликтов между учителями и учениками.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, — явление обычное. Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:
— действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнение им внеучебных       
заданий;
— поведение и поступки учителя как реакция на нарушение учеником правил      
поведения в школе и вне её;
— отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностного взаимодействия между учителем и учащимся;


         Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподаёт в классе непродолжительное время, и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки используются как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной плохой успеваемости способных, самостоятельных учеников, у  них снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснив его мотивы, или сделал необоснованные выводы. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникая в отношения между детьми — в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие – вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты  приобретают личную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Причины  конфликтов между учителями и учениками.

  1. Недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми.
  2. Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель и ученик), чем и определяется их поведение в конфликте.
  3. Различие в жизненном опыте участников конфликта обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов.
  4. Различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и

« глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику – справится с эмоциями.

Присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл для них, об этом всегда приходится помнить учителю.

Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности

Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.

Современная ситуация в стране, бедственное положение многих семей, недостаточная подготовка молодых учителей к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к деструктивным последствиям. По данным психологических исследований  40% детских неврозов носят дидактогенный характер. Исследования также показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий в учебном процессе.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте; и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителями дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями, например: конфликты могут стать хроническим явлением в этом классе.
Опрос школьников в одной из российских школ  показал, что около 80% учащихся испытывают  ненависть к тем или иным педагогам. В качестве основных причин  такого отношения ученики называют следующие:
— учителя не любят детей;
— отрицательные личностные качества учителя;
— несправедливая оценка их знаний учителем;
— учитель плохо владеет своей профессией.
В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимися профессиональных и личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты.
Задолго до возникновения конфликтологии как науки, умными людьми, на основе житейского опыта, было сформулировано правило: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный должен уметь защитить себя без конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего не правы последние. Житейский опыт ученика, объём его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций.
С другой стороны было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего.
Во- первых, нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе в 2000 году. Причем, нередко  не  в лучшую сторону. Пятнадцать  лет  назад  в кошмарном сне невозможно было представить, что в школе так обострится ситуация  с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А нынче это реальность.
Во-вторых, заметно увеличилась разница между социально-экономическим статусом в семьях, что способствует возникновению конфликтов между учениками и учителями.
В-третьих, очевидно снизилось качество профессиональной подготовки учителей.
А также низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов и учеников вызывает повышенную агрессию.

Рекомендации учителю по профилактике  конфликтов.

  1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
  2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьётесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
  3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют  отрицательные  функции:

— оказывают  разрушающее  влияние  на  здоровье  того,  кто  конфликтует;
-ухудшает качество мышления;
— по закону эмоционального заражения  вызывают  ответную  неприязнь  у  партнёра  по общению.

  1. Не  стремитесь  радикально, быстро, «лобовыми»   методами  переделывать   учеников.

Перевоспитание и воспитание – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

  1. Оценивая результаты учебы  и  поведения  школьника, всегда  сначала  обращайте

внимание на то, что  ему удалось сделать  и  чего достичь. Только после этого   уместно
и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении
и воспитании учащихся позволяет повысить эффективность работы учителя, способствует профилактике конфликтов между педагогом и  школьниками.


6.  Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации, родителей.


7. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими  представляют  собой  не
только самостоятельную, но большую общественную ценность. Говорят, что хороший
человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель- профессионал конфликтен,
такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием
предмета. По своему социально – психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако, не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

nsportal.ru