Консультация соответствует следующим требованиям – Требования к проведению консультации с родителями

Требования к проведению консультации с родителями

Какие требования предъявляются к проведению консультации с родителями?

Консультация как одна из индивидуальных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) помогает оказать им своевременную помощь в воспитании ребенка. Планируя индивидуальную консультацию, педагог должен учитывать их потребности в определенных знаниях. Если консультация возникает по инициативе самих родителей (законных представителей), то она называется стихийной или неплановой. Если педагог не готов провести квалифицированную консультацию, то направляет родителей (законных представителей) к другим специалистам (врачу, педагогу-психологу, музыкальному руководителю, учителю-логопеду и т.д.).

Подготовиться к консультации педагог может, изучив необходимую литературу. 

Если консультация запланирована и проводится по инициативе педагога, то она называется плановой. Традиционно рекомендуется проведение 3–4 консультаций в год в каждой возрастной группе. Тематика консультаций разнообразна. В отличие от беседы в консультации ведущую роль играет специалист.

В ходе консультации важно избегать нравоучений, назиданий, а говорить с родителями (законными представителями) доступным языком, проявляя доброжелательность. Нельзя читать текст «по бумажке». Педагогу необходимо раскрыть суть заданного вопроса, например: как лучше закаливать ребенка, как организовать его досуг в семье, как отвечать на детские вопросы и т. д. Консультация может проводиться устно и письменно. В письменной форме педагог может предложить родителям (законным представителям) памятки, фотографии, списки литературы.

При проведении групповой консультации педагог объединяет родителей (законных представителей) по сходным проблемам воспитания. В педагогике это называется дифференцированным подходом. Так, педагог может объединить родителей (законных представителей), которые сталкиваются с проблемой детской ревности при наличии двух или трех детей в семье. Или пригласить на групповую консультацию родителей (законных представителей) часто болеющих детей и дать им исчерпывающую информацию по укреплению здоровья, закаливанию, рациональному питанию, развитию движений. К проведению такой консультации можно пригласить медицинского работника, инструктора по физической культуре.

В настоящее время оправданны и «заочные» консультации, когда педагог отвечает на вопросы родителей (законных представителей) в письменной форме. Плюсы подготовки и проведения такой консультации заключаются в том, что педагог на основе потребностей родителей (законных представителей) может заранее подготовить полный ответ или переадресовать вопрос другому специалисту, а родители (законные представители) могут задать вопросы, которые затрудняются озвучить в присутствии других людей.

«Телефон доверия» как разновидность педагогической консультации используется в дошкольных образовательных организациях с целью доверительной конфиденциальной беседы специалистов с родителями (законными представителями). Эта форма может применяться как телефонный разговор по типу «горячей линии». Родители (законные представители) могут позвонить по указанному номеру и пообщаться со специалистами по волнующим их вопросам.

В какой бы форме ни проходила консультация, она должна дать родителям (законным представителям) что-то новое, полезное, расширить их педагогические знания.

infourok.ru

Консультация для педагогов ДОУ «Требования к проведению консультации с родителями».

Требования к проведению консультации с родителями.

Консультация как одна из индивидуальных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) помогает оказать им своевременную помощь в воспитании ребенка. Планируя индивидуальную консультацию, педагог должен учитывать их потребности в определенных знаниях. Если консультация возникает по инициативе самих родителей (законных представителей), то она называется стихийной или 

неплановой. Если педагог не готов провести квалифицированную консультацию, то направляет родителей (законных представителей) к другим специалистам (врачу, педагогу-психологу, музыкальному руководителю, учителю-логопеду и т.д.).

Подготовиться к консультации педагог может, изучив необходимую литературу. 

Если консультация запланирована и проводится по инициативе педагога, то она называется плановой. Традиционно рекомендуется проведение 3–4 консультаций в год в каждой возрастной группе. Тематика консультаций разнообразна. В отличие от беседы в консультации ведущую роль играет специалист.

В ходе консультации важно избегать нравоучений, назиданий, а говорить с родителями (законными представителями) доступным языком, проявляя доброжелательность. Нельзя читать текст «по бумажке». Педагогу необходимо раскрыть суть заданного вопроса, например: как лучше закаливать ребенка, как организовать его досуг в семье, как отвечать на детские вопросы и т. д. Консультация может проводиться 

устно и письменно. В письменной форме педагог может предложить родителям (законным представителям) памятки, фотографии, списки литературы.

При проведении групповой консультации педагог объединяет родителей (законных представителей) по сходным проблемам воспитания. В педагогике это называется дифференцированным подходом. Так, педагог может объединить родителей (законных представителей), которые сталкиваются с проблемой детской ревности при наличии двух или трех детей в семье. Или пригласить на групповую консультацию родителей (законных представителей) часто болеющих детей и дать им исчерпывающую информацию по укреплению здоровья, закаливанию, рациональному питанию, развитию движений. К проведению такой консультации можно пригласить медицинского работника, инструктора по физической культуре.

В настоящее время оправданны и «заочные» консультации, когда педагог отвечает на вопросы родителей (законных представителей) в письменной форме. Плюсы подготовки и проведения такой консультации заключаются в том, что педагог на основе потребностей родителей (законных представителей) может заранее подготовить полный ответ или переадресовать вопрос другому специалисту, а родители (законные представители) могут задать вопросы, которые затрудняются озвучить в присутствии других людей.

«Телефон доверия» как разновидность педагогической консультации используется в дошкольных образовательных организациях с целью доверительной конфиденциальной беседы специалистов с родителями (законными представителями). Эта форма может применяться как телефонный разговор по типу «горячей линии». Родители (законные представители) могут позвонить по указанному номеру и пообщаться со специалистами по волнующим их вопросам.

В какой бы форме ни проходила консультация, она должна дать родителям (законным представителям) что-то новое, полезное, расширить их педагогические знания.

infourok.ru

Тема 42. Организация психологической консультации.

Цель и основные функции психологической консультации. Выбор места (района, помещения) для открытия психологической консультации. Требования к оформлению консультативного пространства и рабочего места консультанта. Необходимое для работы консультанта оборудование и перечень основных документов психолога. Нормативная база её хранение и пополнение. Режим работы психологической консультации.

Виды деятельности психолога и их связь с особенностями подготовки специалиста и направлением психологической помощи.

Необходимость создания психологической консультации и организации ее практической работы возникает при следующих обстоятельствах. Во-первых, когда у многих людей, живущих в том или ином регионе или работающих в той или иной организации, имеется немало проблем психологического характера, решить которые самостоятельно они не в состоянии.

Во-вторых, потребность в создании отдельной психологической консультации возникает тогда, когда в том или ином социуме (обществе, отрасли, регионе, организации) уже имеется своя психологическая служба, успешность работы которой необходимо повысить. Это обычно достигается за счет распределения обязанностей и координации деятельности специалистов в рамках единой организации, в данном случае – психологической службы.

Распределение обязанностей в свою очередь предполагает углубленную специализацию в работе, за счет которой достигается высокий уровень профессионализма и повышение качества работы.

В практической психологии это предполагает разделение функциональных обязанностей между специалистами-психологами по, как минимум, трем сферам деятельности: психодиагностике, психокоррекции и психологическому консультированию. Дальнейшее углубление специализации предполагает также выделение внутри каждой из указанных сфер деятельности частных, еще более узких функций, например, специализация на уровне отдельных практических психологов в сферах интимно-личностного, семейного, психолого-педагогического и делового консультирования.

Проблема персонального распределения обязанностей между работниками психологической консультации возникает тогда, когда в ней трудится несколько человек. В этом случае распределять между ними обязанности следует примерно так, как это обычно делается в медицинских учреждениях, в клиниках и больницах, то есть обеспечивать узкую, углубленную специализацию в отдельных видах психологического консультирования. Чем больше специалистов-психологов в консультации, тем желательнее это делать.

Однако в том случае, если в психологической консультации работают всего два специалиста-психолога, четкое распределение профессиональных обязанностей между ними и их специализация в разных видах психологического консультирования нежелательны, так как это может породить проблемы в работе с клиентами при временном отсутствии в консультации одного из психологов. Гораздо разумнее в этом случае поступить следующим образом: сделать часть обязанностей общими для обоих психологов-консультантов, а другую часть перевести на уровень узкой специализации.

К общим вопросам организации работы психологической консультации относится

выбор места ее постоянного расположения. Лучше и удобнее всего, если психологическая консультация будет иметь отдельное помещение, не соседствующее с другими помещениями, где есть люди, занимающиеся каким-либо делом. Если это невозможно, то следует руководствоваться иными принципами: избегать размещения психологической консультации там, где ей находиться противопоказано, например, не рекомендуется располагать психологическую консультацию внутри и рядом с торговыми организациями, в непосредственной близости от транспортных магистралей, вообще – там, где много суеты и шума. Нежелательно размещать рядом с больницами и клиниками, тем более в их помещении, так как такое соседство может навести клиента на мысль, что он больной человек. Противопоказано рядом с отделениями милиции, местами содержания правонарушителей под стражей, военными и другими «силовыми» структурами. Неразумно размещать в труднодоступных местах, вдалеке от городских транспортных линий. Лучше всего, подобрать тихое легкодоступное помещение, например в каком-нибудь жилом доме или в учреждении образования, культуры.

Подбор кадров. Лучше всего, если в качестве психологов-консультантов будут работать люди, имеющие высшее психологическое образование в области практической психологии со специализацией по психологическому консультированию, в настоящее время общее психологическое образование не всегда обеспечивает такую специализацию, и психологу-консультанту, приступающему к самостоятельной работе в этой области, приходится доучиваться на практике. Для отдельных видов психологического консультирования разумно подбирать таких людей, которые, получив высшее образование, имеют также более узкую специализацию по одной из следующих кафедр: для семейного консультанта – по кафедре социальной психологии, для консультанта по психолого-педагогическим вопросам – по кафедре возрастной или педагогической психологии.

Желательно также, чтобы и вспомогательный персонал, работающий в психологической консультации, имел хотя бы самое общее представление о психологическом консультировании и о работе психолога-консультанта.

Наиболее удобным для клиентов считается такой режим работы психологической консультации, который более всего соответствует их временным возможностям, интересам и потребностям. Клиенты заинтересованы в том, чтобы получить психологическую консультацию в часы, непосредственно предшествующие началу их работы, или сразу после ее окончания, а также там, где они живут и трудятся. Поскольку большинство людей работает примерно с 9–10 до 17–18 часов, то и оптимальным для проведения психологической консультации считается такой режим работы, в который укладываются соответствующие интервалы времени:

от 8–9 до 18–20 часов. При этом утром на проведение полноценной психологической консультации приходится сравнительно мало времени, поэтому на утренние часы следует планировать какую-либо небольшую часть консультирования, для которой достаточно одного-двух часов.

Лучше всего, конечно, если психологическая консультация будет работать утром и вечером ежедневно, или же с переменным режимом работы: день – утром, день – вечером, включая один из выходных дней, например субботу.

От режима работы психологической консультации для клиентов (внешний режим) следует отличать режим ее работы для самих сотрудников (внутренний режим). Внутренний режим работы определяется в зависимости от персональных возможностей и условий труда психологов-консультантов, а также вспомогательного персонала.

Оптимальным считается такой внутренний режим работы психологической консультации, при котором консультант-психолог, кроме проведения консультирования, занимается и другими видами деятельности, от которых зависит успех консультирования. Это, в частности, психодиагностика, обработка и интерпретация ее результатов, обсуждение сотрудниками консультации профессиональных и других вопросов, связанных с ее работой, анализ той информации, которую консультант получает от клиентов, работа над документацией, подготовка того, что обычно требуется для проведения нормального и эффективного психологического консультирования и т.п. Время работы с клиентами и время, затрачиваемое на другие виды работ, примерно соответствуют друг другу. Из такого примерно равного соотношения и необходимо исходить в большинстве случаев, практически планируя работу психологической консультации.

Устанавливая индивидуальный режим работы психолога-консультанта, следует принимать в расчет его индивидуальные особенности, в частности привычный для него режим дня, распорядок работы и отдыха. У одних людей самое высокое качество работы бывает в утренние часы, в то время как у других – в вечерние. Одни быстрее входят в нормальный режим работы, но зато и довольно скоро утомляются, другие, наоборот: медленно входят в работу, однако длительное время сохраняют на высоком уровне свою работоспособность. Первым обычно необходимы частые, но короткие перерывы на отдых, вторым – редкие, но длительные.

Вместе с тем важно, чтобы психологи-консультанты во всех своих функциях были достаточно взаимозаменяемыми: при отсутствии одного из них или невозможности его работы с клиентом с посетителем встречается другой. Аналогичный же принцип обусловливает распределение персональных обязанностей между работниками вспомогательного персонала психологической консультации. Важно также добиться того, чтобы работники из числа вспомогательного персонала были взаимозаменяемыми и психологически совместимыми как между собой, так и с психологами-консультантами.

Вспомогательный персонал психологической консультации состоит в основном из таких специалистов, как секретари-референты и помощники-лаборанты.

Задача секретарей-референтов заключается в том, чтобы проводить первичный прием клиентов, получать от них предварительные данные социально-демографического характера, записывать на консультацию, информировать об условиях ее проведения, а также поддерживать постоянную связь с клиентами, вести с ними переговоры.

Взаимодействие психолога-консультанта с секретарями-референтами сводится к тому, чтобы своевременно снабжать их всей необходимой информацией о консультировании – такой, которая может понадобиться клиенту во время консультации, а также оперативно получать от клиента информацию, необходимую психологу-консультанту.

Роль лаборанта-помощника сводится к тому, чтобы своевременно готовить все необходимое для проведения психологической консультации, включая место, оборудование, материалы, документацию, связанную с консультированием. Иногда лаборанту, если он достаточно опытен, поручают самостоятельно проводить психологическое тестирование клиента, обрабатывать результаты тестирования, помогать психологу-консультанту в профессиональных вопросах во время проведения консультации.

studfile.net

2.3 Порядок проведения консультаций

Консультации студентов руководителями курсовых работ осуществляются в фиксированное время в соответствии с графиком, представленным на доске объявлений кафедры психологии. В связи с производственной необходимостью и по взаимному согласованию заинтересованных сторон время консультирования может изменяться.

Особенно важной представляется первая консультация. Как правило, она носит групповой характер. Преподаватель собирает одновременно всех студентов, которые намерены под его руководством выполнять курсовые работы, и сообщает им требования, предъявляемые к подобного рода работам. В ходе данной встречи начинается также процесс выбора тем исследований, который должен быть завершён в течение одной-двух ближайших недель.

При последующих консультациях, обычно носящих индивидуальный характер, студент отчитывается перед руководителем о ходе исследования. Кроме того, он имеет возможность получить от преподавателя помощь в связи с затруднениями, которые возникают в процессе работы. В свою очередь, руководитель использует консультации для того, чтобы высказать замечания (если таковые возникают), внести предложения и своевременно скорректировать, таким образом, направление работы.

Студент должен приходить на консультацию подготовленным. Во-первых, он должен быть готов отчитаться о работе, проделанной с момента предыдущей встречи. Во-вторых, ему необходимо иметь при себе все наработки, сделанные начиная с первой консультации. Речь идёт о записях, в которых фиксируются полученное задание, перечень особых требований к нему, наброски плана работы, список отобранных библиографических источников, конспекты прочитанных монографий и, наконец, фрагменты собственноручно созданного студентом текста. Если студент приходит на консультацию без собранного им материала, теряется предмет обсуждения. Более того, создаётся впечатление, будто он реально над темой ещё не работал.

Консультации по курсовым работам, как уже отмечалось, носят преимущественно индивидуальный характер и осуществляются по мере необходимости. Тем не менее они должны быть достаточно регулярными. Опыт подсказывает, что в невыгодном положении оказываются те студенты, которые появляются на консультации лишь однажды в конце учебного года. Они сдают готовый, по их мнению, вариант курсовой работы и бывают очень разочарованы. Разочарование возникает в связи с тем, что руководитель в лучшем случае делает массу замечаний и уточнений. На внесение соответствующих изменений приходится тратить немало времени.

В худшем случае может оказаться, что представленная работа не соответствует ни заявленной теме, ни требованиям, предъявляемым к содержанию и форме курсовых работ. Тогда ситуацию, в которой оказался студент, можно классифицировать как критическую. Чтобы избежать её, рекомендуется регулярно в течение всего учебного года консультироваться с руководителем курсовой работы.

    1. Порядок представления, защиты и оценки курсовых работ

Окончательный вариант курсовой работы сдаётся студентом руководителю за неделю до её защиты (соответствующая дата определяется решением кафедры). Руководитель в течение этой недели осуществляет проверку представленного текста и принимает решение о допуске к защите. Если работа не соответствует минимальным требованиям, предъявляемым к подобного типа работам, она не допускается к защите.

Защита курсовой работы является особой формой проверки результатов научного исследования, проведённого студентом. Защита призвана приучать студента к всестороннему обоснованию предложенных им выводов, к глубокому пониманию выполненной работы.

Для проведения защиты назначается специальная комиссия, включающая двух-трёх преподавателей кафедры, одним из которых является руководитель курсовой работы. Публичный характер защиты позволяет ознакомить группу с работой каждого из студентов.

Процедура состоит из короткого доклада (5–7 минут) и ответов на вопросы. В своём выступлении студент должен представить информацию по следующим пунктам: актуальность темы; цели и задачи проведённого исследования; теоретические и методические положения, на которых базируется работа; результаты проведённого анализа изучаемой проблемы; результаты эмпирического исследования; выводы и перспективы дальнейшей разработки темы. Выступление должно быть кратким, логичным и убедительным. В него не следует включать теоретические положения, заимствованные из литературных источников, так как они не являются предметом защиты. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных результатах и обобщениях.

В процессе защиты курсовой работы можно (и даже желательно) использовать наглядные пособия и иллюстрации. Они помогут усилить доказательность выводов и предложений. Демонстрируемые схемы, графики, диаграммы следует увеличить и вывесить на доске либо использовать несколько копий распечатанных материалов для представления членам комиссии и присутствующим.

По окончании выступления студенту могут быть заданы вопросы. Их могут задавать как члены комиссии, так и присутствующие на защите студенты. Отвечая на вопросы, автор курсовой работы должен дать логичные и аргументированные объяснения по существу заданных вопросов. Если заданный вопрос выходит за рамки темы исследования, можно корректно указать на это присутствующим. Однако правильнее попытаться сформулировать и обосновать свою позицию по заданному вопросу. Комиссию в данном случае будет прежде всего интересовать, как студент ориентируется в теме.

В результате защиты курсовая работа, согласно действующему Положению о курсовых работах, экзаменах и зачётах в высших учебных заведениях, оценивается дифференцированной отметкой. Она выставляется в ходе обсуждения выступления студента и доводится до него после завершения защиты всех работ.

Критерии оценки:

Введение

  1. Обоснование актуальности темы.

  2. Точность формулировки проблемы исследования.

  3. Правильность формулировки объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования.

  4. Оригинальность идеи, научная новизна исследования.

Теоретическая часть

  1. Грамотность анализа литературы по теме исследования.

  2. Логика и системность изложения.

  3. Непротиворечивость понятийного аппарата исследования.

  4. Логичность и аргументированность постановки проблемы (или формулировки гипотезы) эмпирического исследования.

Эмпирическая часть

  1. Выбор и обоснование методов и методик исследования.

  2. Корректность организации исследования.

  3. Грамотность анализа и интерпретации результатов.

  4. Связь результатов эмпирического исследования с теоретической частью работы и гипотезой.

Защита курсовой работы

  1. Логичность и аргументированность изложения материала.

  2. Владение понятийным аппаратом.

  3. Умение вести дискуссию.

  4. Выступления на научных конференциях и наличие печатных работ по теме исследования.

  5. Наличие и оформление наглядных материалов.

Общие требования к работе

  1. Соответствие теме и непротиворечивость структуры.

  2. Самостоятельность исполнения.

  3. Правильность оформления.

Оценки 9–10 выставляются, если курсовая работа соответствует перечисленным выше требованиям и не вызывает замечаний.

Оценки 7–8 выставляются, если работа в целом соответствует требованиям, но есть замечания и недочёты.

Оценки 4–5–6 выставляются, если в работе имеются многочисленные или существенные нарушения требований.

Оценки 1–2–3 выставляются, если работа отсутствует или грубо не соответствует требованиям.

Оценка курсовой работы записывается в ведомость. Положительная оценка записывается также в зачётную книжку.

Курсовые работы, отличающиеся научной новизной и качественным исполнением, могут быть представлены в виде докладов на вузовских и межвузовских студенческих научных конференциях, а основные их результаты и выводы могут быть опубликованы. Кроме того, они могут стать основой дипломной работы.

Студент, не представивший или не защитивший в установленный срок курсовой проект, считается имеющим академическую задолженность.

studfile.net

Вопрос 24. Процедуры и техники консультирования

1. Беседа

2. Речь консультанта

3. Приемы ведения беседы

4. Специальные вопросы

5. Уточняющие техники

1. Беседа в психологическом консультировании рассматривается как основной механизм взаимодействия консультанта и клиента, так как весь процесс консультирования построен на речевом диа­логе между ними. Для того чтобы процесс консультирования двигался в нужном направлении, консультант должен обладать определенными речевыми способностями, а также специальными техниками и приемами ведения беседы, которые способствовали бы ее развитию.

2. Выделяются следующие особенности речи консультанта при про­ведении психологической беседы:

• ограниченность и краткость речи консультанта, которая долж­на соответствовать следующим правилам:

— цель беседы — дать возможность клиенту «выговориться», вы­разить свои чувства, быть выслушанным другим человеком, что невозможно, если консультант будет говорить больше, чем клиент;

— основное время беседы должен говорить клиент;

— краткость реплик, высказываний и интерпретаций консультан­та, которые помогают «разговорить» клиента и помочь ему вы­разить свои чувства;

— речь консультанта должна быть направлена на формирование доверия у клиента, а это может быть достигнуто только в том случае, если консультант не высказывает оценочных суждений и не превращает процесс консультирования в дискуссию или лекцию о том, как надо жить;

— консультант должен понимать, что и когда говорить, не под­гонять клиента, не проявлять нетерпения, уметь держать пау­зу и ориентироваться в первую очередь на клиента и на его желания;

•соответствие речи консультанта языку клиента, то есть консультант должен соблюдать в беседе с клиентом следующие правила:

— избегать нагромождения профессиональных слов и терминов, которые могут быть неправильно истолкованы клиентом, повысить уровень его тревожности, заставить замкнуться и дистанцироваться;

— использовать те слова и выражения, которые характерны для клиента и используются им в речи;

— уметь понимать смысл, который сам клиент вкладывает в то или иное слово, и использовать это слово именно с таким пониманием, не привнося своего понимания;

•краткость и точность высказываний консультанта, что предполагает соблюдение следующих правил:

— использование кратких формулировок при построении уточняющего вопроса, без повторения всего предыдущего диалога по этому поводу;

— избегание постоянных уточнений по каждому слову и высказыванию клиента;

— использование кратких уточняющих вопросов, которые приводят к увеличению времени говорения для клиента и создают у него ощущение собственной внутренней речи;

— построение вопроса таким образом, чтобы первая его часть представляла собой цитату из высказывания клиента и содержала бы констатацию факта из жизни клиента, указание на какое-либо событие, которое требует уточнения, а вторая — краткий вопрос, например: «Вы решили этого не делать. Почему?»;

— необходимо строить вопросы таким образом, чтобы у клиента возникло ощущение спонтанности своей речи, что это он сам говорит о себе, а не консультант «вытягивает» из него информацию.

3. Беседа в психологическом консультировании отличается от повседневного разговора двух людей тем, что она имеет свою специфику и специальным образом организована. Это осуществ­ляется за счет использования психологом специальных средств и приемов ведения беседы. Существуют следующие приемы ве­дения психотерапевтической беседы:

— специальные вопросы;

— уточняющие и углубляющие формулировки; перефразирование, альтернативные высказывания;

— обобщение;

— анализ и акцентирование эмоциональных переживаний;

— отражение чувств;

— ободрение и успокоение;

— паузы;

— интерпретация;

— конфронтация.

4. Специальные вопросы в психологическом консультировании используются достаточно часто, и их целью служит углубление понимания высказываний клиента, раскрытие их точного смыс­ла, а также направление речи клиента в нужное для терапевти­ческого эффекта русло и стимулирование его к более глубокому осмыслению своего рассказа и, следовательно, к более глубоко­му осознанию своей проблемы.

Существуют следующие виды во­просов, используемых в консультировании:

закрытые вопросы, имеющие следующие характеристики:

— предполагают краткий однозначный ответ клиента, подтверждающий или опровергающий мысль консультанта, или ответ «да»/»нет»;

— ориентированы на получение фактической информации, сведений о жизни клиента. Например, вопрос «Вы когда-нибудь чувство­вали гнев по отношению к…?» предполагает ответ клиента «да» или «нет», или «Сколько раз за последнее время вы…?» также ориентирован на получение конкретной информации;

открытые вопросы, имеющие следующие характеристики:

— предполагают развернутый ответ на вопрос;

— ориентированы на «движение» клиента в его проблеме и обсуж­дение его чувств. Например, вопрос «С чего бы вы хотели на­чать сегодня?» предполагает развернутый ответ и провоцирует клиента на понимание своей потребности в данный момент, а вопрос «Какие чувства вы сейчас испытываете?» позволяет кли­енту глубже понять свои чувства и обсудить их;

— ориентированы на формирование у клиента ответственности за беседу и исследование им своего внутреннего мира: установок, чувств, мыслей, поведения, ценностей и т. п.;

— часто используются в начале консультативной встречи, так как позволяют начать беседу и снять тревожность клиента;

— ориентированы на побуждение клиента продолжить или допол­нить уже сказанное ранее;

— побуждают клиента проиллюстрировать свои проблемы примера­ми, что способствует более глубокому осознанию и пониманию им своей проблемы;

— побуждают клиента обратить внимание на свои чувства, осоз­нать и понять их, наладить более глубокий контакт с самим самой;

парадоксальные вопросы, имеющие следующие характеристики:

— ориентированы на «движение» клиента в своей проблеме, на формирование у него нескольких точек зрения на проблему;

— провоцирование у клиента сомнения в тех истинах, которые он считает очевидными, с тем чтобы он понял, насколько эти ис­тины являются «его» истинами и установками, а не привнесены извне, то есть не интроецированы;

— подталкивание клиента к переосмыслению некоторых своих ре­шений, поведения и т. п.;

— для постановки такого вопроса консультант использует конст­рукции типа «А почему бы вам не…?» или «А что было бы, если бы…?».

Вопросы — не единственная техника ведения психотерапевти­ческой беседы и они имеют свои ограничения и правила ис­пользования.

Существуют следующие правила использования воп­росов в психологическом консультировании:

• любой вопрос должен быть грамотно сформулирован и задан в подходящее время — не раньше и не позже. В противном случае консультант может не получить на него ответ или спровоциро­вать у клиента реакцию защиты;

• следует избегать чрезмерного опрашивания клиента, так как это может привести к тому, что клиент переложит ответствен­ность за процесс консультирования и его результаты на кон­сультанта, а также может почувствовать тревогу;

консультант всегда должен понимать, зачем он задает тот или иной вопрос, какова его цель и что он надеется услышать в ответ;

• если вопрос задан, необходимо выслушать и проанализировать ответ, нельзя задавать «пустых» вопросов «для галочки», так как это может сформировать у клиента ощущение механистичности процесса консультирования и эмоциональной невовлеченности консультанта в этот процесс;

• необходимо следить за тем, чтобы беседа не переросла в об­мен вопросами-ответами и не потерялась ее эмоциональная окраска;

• вопросы «кто?», «что?»носят характер фактологических, то есть ориентированы на сбор жизненных фактов клиента, хотя свое­временность и контекстуальность такого вопроса может иметь пользу для понимания клиентом сути своей проблемы, поведе­ния или чувств и т. п.;

• вопросы «почему?» часто вызывают тревожность у клиента и провоцируют его на стандартный ответ, основанный на рацио­нализации, хотя заданный в нужное время вопрос «почему?» мо­жет помочь клиенту расширить свою точку зрения на проблему;

• вопросы «как?» ориентированы на внутренний мир человека и по­зволяют и консультанту и клиенту глубже понять природу про­блемы, себя, свое поведение и т. п.;

любые вопросы, которые задает консультант, имеют две пели:

— сам консультант может прояснить проблему и личность клиен­та и глубже понять его;

— подталкивают клиента на более глубокое осознавание своей проблемы, чувств, своей личности и т. п.;

• консультант не должен задавать несколько вопросов одновремен­но, так как это может ввести клиента в состояние беспокойст­ва из-за незнания, на какой вопрос отвечать, и в результате не будет получено ответа ни на один из поставленных вопросов либо они будут формальными;

• не следует задавать один и тот же вопрос два раза подряд, но в разных формулировках. Если консультант не получил ответа на поставленный вопрос из-за сопротивления клиента, то ему следует изменить формулировку и задать этот вопрос позже, но не подряд, предварительно проанализировав причины сопротив­ления клиента;

• вопросы, которые задает консультант, не должны содержать в себе ответы, то есть они должны быть построены таким обра­зом, чтобы побудить клиента к размышлению, а не подсказать ему «правильный» ответ, например вопрос «У вас все хорошо?» может из-за нежелания или страха клиента анализировать свое состояние спровоцировать стандартный ответ «да».

5. Уточняющие техники психологического консультирования пред­ставляют собой специально построенные консультантом фразы, вопросы, предложения и т. п., направленные на уточнение смысла высказывания клиента и правильное понимание консультантом проблемы, а также на углубление понимания клиентом своей про­блемы, поведения, чувств, эмоций и самого себя.

К уточняющим техникам относятся такие приемы ведения беседы, как:

уточнение, имеющее следующие отличительные особенности:

— представляет собой такой вопрос, фразу или высказывание клиента, которые провоцируют клиента на более подробный и развернутый рассказ;

— помогает расширить зону осознавания клиента, мягко подводя его к истине и подготавливая прочную основу для дальнейших терапевтических действий, не формируя при этом защитных ре­акций у клиента,

— часто в уточняющем вопросе содержится такая вопросительная конструкция, которая помогает прояснить непонятные момен­ты: «что именно», «как именно» и т. п. Например, вопрос «А как вы ощущали свою растерянность?» подталкивает клиента к ана­лизу собственных чувств, а вопрос «Что именно раздражало вас в этом человеке?» помогает детализировать проблему клиента, намечает дальнейшие шаги ее проработки и помогает клиенту лучше понять и осознать свои чувства и себя, понять, что именно он подразумевает под раздражением, и заглянуть в глу­бину своих собственных переживаний;

перефразирование, содержащее в себе следующие отличительные особенности:

— применяется как парафраз, чаще всего на начальных этапах консультирования, когда консультант повторяет фразу клиен­та, используя другие слова, но сохраняя первоначальный смысл высказывания и расставляя необходимые акценты. В этом слу­чае целью использования этого приема является уточнение кон­сультантом понимания проблемы клиента и в то же время под­ведение самого клиента к более глубокому пониманию своей проблемы;

— применяется как альтернативный взгляд на проблему, обычно в середине консультирования, когда сформирован раппорт и снято первоначальное сопротивление клиента. В этом случае цель перефразирования — расширение у клиента его видения пробле­мы и нахождение ее позитивных сторон. Консультант так из­меняет смысл высказывания клиента, чтобы был сформирован новый, позитивный вариант видения проблемы, который до этого клиент не обнаруживал. Например, беспокойство и пе­реживание клиента о том, что его уволили с работы, означает для него исключительно негативные последствия, так как это указывает на его профессиональную несостоятельность. В то же время консультант, использовав прием перефразирования, может указать на положительные стороны этого события, на­пример на открывающиеся для клиента новые возможности в другой компании при условии анализа и проработки причин увольнения из предыдущей;

обобщение, имеющее следующие отличительные особенности:

— выражается основная идея нескольких утверждений или долгого высказывания клиента;

— служит целью систематизации мыслей как клиента, так и те­рапевта;

— сохраняет последовательность мыслей, что помогает и кон­сультанту и клиенту не потерять нить беседы.

Обобщение ис­пользуется в следующих случаях:.

— когда консультант хочет объединить темы нескольких бесед и вывести общие черты и наблюдения;

— когда речь клиента по разным причинам (волнение, сопро­тивление, тревожность) очень запутана и непонятна;

— как завершающий этап в обсуждении одной темы и переход к другой;

— в конце встречи, чтобы еще раз проговорить наиболее значи­мые моменты и расставить смысловые акценты сессии, а также, если это требуется, дать клиенту задания на проме­жуток между сессиями.

studfile.net

Требования к личности психолога-консультанта. Модель эффективного психолога-консультанта

1. Консультирование как практика оказания профессиональной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, испытывающих трудности в межличностных отношениях, имеющим затруднения в решении различных жизненных проблем. Цели и задачи консультирования.

Понятие    психологического    консультирования.    Цели    и    задачи,    принципы консультирования,

Психологическое консультирование — прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ иприкладных программ оказания психологической помощи психически и соматически  здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, нациркуляции информации, на  информационном   обмене  между  психологом-консультантом   и  теми  людьми,  относительно  которых   используется психологическое консультирование. Задачи: Выслушивание клиента. Облегчение эмоционального состояния клиента. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации. Цель   психологического  консультирования  определяет  как оказание  психологической   помощи, то  есть  разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Цель психологического консультирование по Р. Кочюнасу:

способствовать   изменению   поведения   клиента   или   изменению   отношения   на   ситуацию,   помочь   клиенту испытывать удовольствие от жизни и жить продуктивно; развить навыки по преодолению жизненных трудностей; обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений;

развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения;

облегчить реализацию и повышение потенциала личности.   Принципы психологического консультирования: доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; осторожное отношение к советам; разграничение личных и профессиональных отношений; включенность клиента и психолога в процесс консультирования.

2. Сферы применения и основные направления в практике консультирования.

3. Требования к личности консультанта — модель эффективного консультанта.

Существуют поверхностные и более глубокие взгляды на этот предмет.

Н.Н. Обозов [1993, с. 20-26] обращает внимание на следующие качества:

1. Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.

2. Чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находитсярядом. В психологическом консультировании эта чуткость может выглядеть как профессиональный такт. Например, психолог-консультант избегает доводить до клиента информацию в той форме, которая может его травмировать.

3. Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью). Имеется в виду способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков, быстро менять различные точки зрения при рассмотрении того или иного вопроса.

4. Эмоциональная сдержанность и терпимость. Имеется в виду способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого, его успокоить — терпимость к возможным невротическим срывам с его стороны.

5. Поддержание общей культуры поведения возможно только при многочисленных и разнообразных контактах психолога с другими людьми. В результате этого формируются своеобразные штампы речевых оборотов, форм общения, предпочтений относительно близости — дистантности в межличностных контактах, характерной жестикуляции и мимики. Необходимо иметь и навыки переписки для ситуации дистантного письма. Психолог-консультант должен знать лучшие образцы культурного наследия, но не замыкаться на них.

6. Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения. Имеется в виду, что если клиент нервничает и перескакивает с одной темы на другую, то психолог-консультант сможет своевременно возвратить беседу к заданной теме. Если обсуждение других людей начнет выходить за рамки объективности, то психолог-консультант сумеет сохранить эти рамки.

7. Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах. Имеется в виду, что интравертирован-ному, застенчивому индивиду бывает сложно порой выйти из напряженной ситуации, он не всегда легко говорит «нет», а оказавшись в зависимости от другого, использует более экстремальные средства разрешения затруднения в отношениях, включается в эмоциональную или интеллектуальную конфронтацию.

Р.-А.Б. Кочюнас [1999, с. 25-32] пишет о следующих чертах:

1. Проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними.

2. Чувствительность к установкам и поведению других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми.

3. Эмоциональная стабильность и объективность. Имеется в виду способность уважать права других людей, восприятие других людей как способных решать свои собственные проблемы и принимать на себя ответственность.

Но наиболее значимыми, соответствующими западной парадигме консультативной психологии, из черт, рассмотренных Р.-А.Б. Кочюнасом, нам представляются следующие:

1. Аутентичность. Имеется в виду, что человек жаждет быть и является сам собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 42-43] отождествляет слово «аутентичность» с близким ему «присутствие». В этом качестве он выделяет две стороны:

доступность — степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него;

экспрессивность ~ степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает самораскрытие без маскировки каких-то субъективных переживаний.

2. Открытость собственному опыту. Это означает искренность в восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать свои чувства, в том числе и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет успешно контролировать свое поведение. Вытесненные же чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента только тогда, когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

3. Развитое самопознание. Чем больше консультант знает о самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует умение слышать то, что творится внутри.

4. Сильная идентичность. Понятие «идентичность» — относительно новое для отечественного контекста, поэтому остановимся на нем подробнее. В данном изложении мы будем опираться на результаты анализа зарубежных и отечественных публикаций по проблемам, связанным с идентичностью, осуществленным Н.В. Антоновой [1995]. Идентичность — сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни человека. Единицей этой структуры является самоопределение — некоторое решение относительно себя, своей жизни, своих ценностей, принятое в результате интериоризации родительских ожиданий (преждевременная идентичность) или преодоления кризиса идентичности (достигнутая идентичность). Кризис идентичности предполагает наличие ситуации выбора, начиная от выбора школы, работы и кончая поиском и выбором цели и смысла своего существования. Кризис идентичности отнюдь не всегда завершается формированием единиц идентичности — самоопределений. Возможен также деструктивный вариант последствий кризиса. Это происходит, когда человек не замечает необходимости самоизменения, не видит имеющихся в его распоряжении альтернатив выбора. В таком случае человек может испытывать ряд негативных состояний:

высокий уровень тревожности;

ощущение собственной беспомощности; ,,,

неверие в будущее;

пониженный эмоциональный фон;

ощущение потери смысла в жизни вплоть до депрессии и склонности к самоубийству.

Незнание причин своего состояния у такого человека тем не менее может выражаться в утверждениях, что у него все в порядке, ему не нужно что-либо менять в своей жизни. Описанный выше конструктивный путь достижения идентичности (вследствие личностного поиска и выбора) приводит к формированию того, что принято называть личностной идентичностью. 

 Практически все ученые, занимающиеся теоретическими и методологическими изысканиями в области психологического консультирования и психотерапии, отмечают важность личностных особенностей консультанта. Разные авторы отмечают разные личностные особенности, но все сходятся в том, что клиент не может не обращать внимания на личность консультанта, и все, что последний говорит, что делает, преломляется через образ, который он создал у клиента.     М. Балинт говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теоретическое знание, а навыки личности. К. Роджерс подчеркивал, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. А. Гомбс экспериментально сравнил успешных консультантов и неуспешных, выявил, что отличия кроются в чертах личности. З. Фрейд отмечал, что психоаналитику не обязательно медицинское образование, но необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. А. Адбер говорил: «Техника лечения заложена в вас». А. Сторр высказал мысль, что психотерапию и психологическое консультирование принято считать необычными профессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях.     Фактически получается, что основная техника психологического консультирования — использовать себя, свою личность как инструмент. Осознание этого положения — важный этап на пути становления профессионала. 

Никто не рождается консультантом. Что самое существенное — никто окончательно не становится консультантом. Требуемые качества развиваются в течение всей профессиональной жизни специалиста-консультанта.     Исследований в этой области достаточно много, однако модель идеального консультанта до сих пор не построена, разные авторы указывают разные личностные особенности. Вот примерный список этих свойств:     — открытость консультанта (его манипуляции, по крайней мере, не заметны для клиента),     — теплота (сочувствие, проявление живых эмоций),     — внимательность (он ничего не игнорирует, обращает внимание на важные моменты),     — хорошая интуиция в общении (клиент может — и в известном смысле даже должен — скрывать некоторые важнейшие обстоятельства, и часто про эти обстоятельства можно лишь догадаться по мельчайшим особенностям поведения, чуть изменившейся интонации или длинной паузе — например),     — живой интерес к людям (новый клиент для консультанта — как новая страна, в которой он еще не был; легче всего потерять интерес к людям, если увериться в собственном всезнании),     — искренность (любит Истину, стремится к ней, не врет),     — гибкость (легко адаптируется к клиенту, особенностям консультирования, резким сменам в настроении клиента),     — терпимость (недостатки клиента не осуждаются, хотя и не поощряются тоже, не осуждается и нестандартное поведение),     — логичность, объективность, разумность (владение своей речью, умение выстраивать цепочки рассуждений, рассудительность, способность на любую ситуацию посмотреть как бы сверху),     — эмоциональная стабильность (некоторые запутанные жизненные истории клиентов могут «выбить из колеи» неподготовленного слушателя),     — способность вызывать доверие (клиент приходит со своими секретами, он не станет ими делиться с человеком, который «излучает угрозу»),     — способность на уважение (малейшее пренебрежение может навсегда оттолкнуть клиента),     — отсутствие комплекса неполноценности (если консультант — даже не проговаривая вслух — начнет сравнивать себя и клиента, выясняя кто из них «круче», если он будет демонстрировать свое богатство перед бедным клиентом или наоборот завидовать его состоятельности, то такая консультация может вылиться совсем не в то русло).

4. Система ценностей консультанта. 5. Мотивы выбора профессии консультанта. 6. Профессиональная подготовка консультанта.

studfile.net

Процедуры психологического консультирования

Под процедурами психологического консультирования понимаются группы объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования, с помощью которых решается одна из частных задач психологического консультирования. От продуманности процедур психологического консультирования непосредственно зависит его результативность.

Поскольку процедуры обычно связаны с конкретными этапами психологического консультирования, то мы будем их выделять и рассматривать в связи с теми этапами, которые были выделены и описаны в предыдущем параграфе.

На первом этапе психологического консультирования, как правило, не выделяются и не применяются никакие специальные процедуры.

На втором этапе применяются процедуры встречи с клиентом, общего, эмоционально-положительного настроя клиента на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с клиентом.

Процедура встречи клиента включает в себя специальные действия, совершаемые психологом-консультантом во время встречи клиента, включая его приветствие, проводы на место, где он должен будет находиться во время проведения консультации. К этой процедуре относится также выбор самим психологом-консультантом места своего расположения по отношению к клиенту во время начала разговора с ним, приемы установления психологического контакта консультанта с клиентом, первые слова, которые произносит психолог-консультант, начиная свой разговор с клиентом.

Данная процедура включает в себя и другие конкретные приемы и действия, при помощи которых психолог-консультант с самого начала консультации старается произвести на клиента наиболее благоприятное впечатление и создать у него обеспечивающее успех консультации настроение.

Большинство клиентов, которые обращаются в психологическую консультацию, имеет психологические барьеры и комплексы, которые препятствуют нормальному общению с людьми, в том числе и с психологом-консультантом. Особенно сильно отрицательное действие подобных барьеров и комплексов проявляется в незнакомой обстановке, например при первой встрече психолога-консультанта с клиентом, в ожидании непростого разговора клиента с незнакомым человеком – консультантом – о своих, глубоко личных проблемах.

Для нейтрализации возможного отрицательного действия комплексов и снятия психологических барьеров используется процедура «снятие психологических барьеров». При применении этой процедуры психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет в него уверенность, вызывает доверие к себе.

Общий эмоционально-положительный настрой клиента на предстоящую консультацию обеспечивается не только при помощи описанной выше процедуры – она в основном только преднастраивает клиента, успокаивает его, – но также посредством применения особой процедуры, преследующей указанную цель. В рамках данной процедуры можно, в частности, применять специальные приемы, поднимающие настроение у клиента, вызывающие у него позитивные эмоциональные переживания.

На третьем этапе психологического консультирования активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти клиента, процедуры подкрепления, прояснения мысли клиента и психодиагностические процедуры.

Процедура эмпатического слушания включает в себя два взаимосвязанных момента: эмпатию и слушание, которые в данном случае взаимно друг друга дополняют. Слушание заключается в том, что, отрешившись на время от собственных мыслей и переживаний, психолог-консультант полностью сосредоточивает свое внимание на клиенте, на том, что он говорит. Задача эмпатического слушания заключается в достаточно глубоком, эмоциональном понимании клиента – таком, которое позволило бы психологу-консультанту лично воспринять и до конца понять все то, о чем ему говорит клиент, а также приобрести способность думать и переживать происходящее так же, как его переживает сам клиент (эмпатический момент слушания).

Во время эмпатического слушания клиента психолог-консультант психологически отождествляет себя с клиентом, но одновременно, оставаясь в своей роли, продолжает думать, анализировать, размышлять над тем, что ему говорит клиент. Это, однако, размышления особого рода – такие, в процессе которых психолог-консультант, вживаясь в образ клиента, переживая и чувствуя то, что он говорит, психологически оценивает и пытается понять не себя в образе клиента, а клиента в его собственном образе. Это и есть то, что называется эмпатическим слушанием. Оно представляет собой основную процедуру второго этапа психологического консультирования.

Процедурой активизации мышления и памяти клиента называется система приемов, в результате применения которой активизируются, становясь более продуктивными, когнитивные процессы клиента, в частности его память и мышление, связанные с обсуждаемой проблемой, с поиском ее оптимального практического решения. Клиент в результате применения данной процедуры начинает точнее и полнее вспоминать события, факты, имеющие отношение к его проблеме, открывает для самого себя и внимательно слушающего его психолога-консультанта то, что раньше было скрыто от сознания.

К процедуре активизации мышления могут быть отнесены такие приемы, как подтверждение слушающим, в данном случае психологом-консультантом, точки зрения говорящего – клиента, выражение определенного, чаще всего положительного, отношения к тому, о чем он сообщает, оказание клиенту практической помощи в случае возникновения у него затруднений в правильном оформлении высказывания. Сюда же можно отнести заполнение психологом-консультантом неоправданных, вводящих в замешательство самого клиента пауз в его речи для обеспечения ее связности и снятия психологических барьеров, постановка перед клиентом наводящих вопросов, напоминающих ему о том, что следует говорить дальше, стимулирующих память и мышление клиента.

Процедура подкрепления заключается в том, что, слушая клиента, психолог-консультант время от времени – чаще всего тогда, когда сам клиент ищет поддержку со стороны консультанта – словами, жестами, мимикой, пантомимикои и другими доступными экстра и паралингвистическими средствами выражает согласие с тем, что говорит клиент, одобряет, поддерживает его.

Процедура прояснения психологом-консультантом мысли клиента состоит в том, что консультант время от времени вступает в диалог с клиентом в процессе выслушивания его исповеди в тех случаях, когда мысль клиента ему не совсем понятна или неточно выражена самим клиентом, проясняет вслух для себя мысль клиента или помогает ему более точно ее сформулировать. Необходимость использования этой процедуры чаще всего возникает тогда, когда очевидно, что сам клиент не вполне доволен тем, что и как он говорит психологу-консультанту.

На четвертом этапе проведения психологического консультирования могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Все эти процедуры связаны с доведением до сознания клиента тех советов и практических рекомендаций, которые вместе с ним вырабатывает психолог-консультант. Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания клиентом тех выводов и решений, к которым приходит психолог-консультант, а также в том, чтобы мотивировать клиента на выполнение этих решений.

Убеждение – это процедура, основанная на логически безупречно аргументированном доказательстве клиенту правильности того, что ему в результате длительной работы с ним предлагает психолог-консультант. Убеждение включает в себя аргументы, факты, логику доказательства, понятную, доступную и достаточно убедительную для клиента.

Разъяснение – это процедура, включающая в себя развернутое, конкретное изложение, объяснение клиенту тех мыслей, которые в связи с его проблемой возникают у психолога-консультанта. Здесь психолог-консультант сознательно ведет диалог с клиентом таким образом, чтобы стимулировать разнообразные вопросы к себе с его стороны и дать на эти вопросы обстоятельные ответы. Предлагая эти ответы, психолог-консультант одновременно внимательно наблюдает за клиентом и ищет с его стороны очевидные подтверждения того, что клиенту понятно то, что ему говорят.

Под процедурой, называемой «поиск взаимоприемлемого решения», имеется в виду следующее. Нередко в процессе проведения психологического консультирования возникает такая ситуация, когда клиента не устраивают предложения консультанта. В этом случае необходимо искать иное, более приемлемое для клиента решение его проблемы.

Данная процедура включает в себя такие приемы, как предложение альтернативных вариантов решения, оставление за клиентом права окончательного выбора того решения, которое его устраивает, уточнение, прояснение деталей того, что не устраивает клиента в предлагаемом решении, предложение клиенту самому высказаться по поводу возможного решения его проблемы.

Следующая процедура – «уточнение деталей» – связана с разъяснением клиенту мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением совместно выработанных психологом-консультантом и клиентом практических рекомендаций. Для того чтобы убедиться в том, что клиент не только правильно понял его, но и хорошо знает, что делать, как воплощать в жизнь полученные рекомендации, психолог-консультант задает клиенту вопросы и на основе его ответов определяет правильность понимания клиентом того, что они обсуждают. Если что-то в понимании клиентом обсуждаемых вопросов не вполне устраивает психолога-консультанта, то он предлагает клиенту дополнительное разъяснение своих мыслей, причем старается сделать это максимально конкретно и практически ориентированно.

На пятом, заключительном этапе психологического консультирования применяются те же процедуры, которые использовались на четвертом этапе. Однако на этот раз они в основном касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения клиентом тех советов, которые он получил от консультанта. Здесь специальной является процедура укрепления у клиента уверенности в том, что его проблема обязательно будет решена, а также готовности сразу же после завершения консультации приступить к практическому решению своей проблемы. На данном этапе также могут применяться приемы убеждения, внушения, эмоционально-положительного стимулирования и ряд других.

Приложение 3

studfile.net