Коррекция познавательной сферы младших школьников: Коррекционная программа «Развитие познавательной сферы младших школьников»

Коррекция и развитие познавательной сферы младших школьников

«Методы коррекции и развития познавательной сферы

младших школьников»

Учитель начальных классов

МБОУ Ижевкая сош

им. К.Э. Циолковского

Демидова С.В.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. 

В процессе обучения ребенка в начальных классах, когда у него происходит бурное развитие психических познавательных процессов, желательно контролировать особенности формирования у ребенка когнитивной сферы. Для решения этих задач успешно используются психологические методы, тем более что уровень психического развития ребенка уже позволяет использовать весьма значительное количество тестовых методик. Психодиагностическое изучение школьников позволяет выявить не только слабые, но и сильные стороны в их развитии. Опираясь на полученные данные в констатирующем эксперименте, учитель может строить свою коррекционную работу с учащимися.

Ниже представляю некоторые психодиагностические методики.

1. Методика «10 слов». Методика направлена на исследование запоминания. Испытуемого просят запомнить перечень слов и воспроизвести его. Процедура повторяется 10 раз. Далее через 30 минут испытуемого снова просят воспроизвести запомнившиеся ему слова.

Перечень слов: гора, хлеб, лес, кот, вода, окно, стол, стул, брат, дом.

2. Методика «Запомни картинки». Методика направлена на исследование запоминания. Испытуемого просят запомнить картинки и кто на них нарисован.

3. Методика «Разрезные картинки». Методика направлена на исследование восприятия. Испытуемому предъявляют картинку, разрезанную на несколько частей, и просят собрать. Параллельно можно предъявлять такую же целую картинку.

4.Методика «Последовательность событий». Методика направлена на исследование восприятия и мышления. Испытуемому предъявляют ряд картинок и просят разложить их по порядку в соответствии с сюжетом.

5. Методика «4 лишний». Методика направлена на исследование мышления. Испытуемому предъявляют картинку, на которой изображены 4 предмета. Необходимо назвать лишний предмет и объяснить почему он является лишним.

6.Методика «Классификация». Методика направлена на исследование мышления. Перед испытуемым раскладывают картинки и просят разложить их по группам. Свои действия испытуемый должен озвучить, каждую группу необходимо назвать и объяснить, почему в неё вошли именно эти предметы.

7. Методика «Простые аналогии». Методика направлена на выявление способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений. Испытуемым предъявляется перечень задач, где необходимо по заданной аналогии соотнести слова.

8. Методика «таблицы Шульте». Испытуемому предъявляются 5 таблиц, на каждой из которых в хаотичном порядке расположены числа от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее, в порядке возрастания, найти и указать числа. Фиксируется время работы с каждой таблицей.

9. Методика «Пикторамма». Испытуемому предъявляется перечень слов. Каждое слово испытуемый должен зарисовать определённым образом. Спустя час после того, как все слова будут изображены, он должен по зарисовкам воспроизвести каждое слово.

Сегодня существует множество различных психокоррекционных упражнений, используемых в групповой работе с детьми, однако все они являются конкретным воплощением какого-либо метода из следующих направлений: игротерапии, арттерапии (изобразительная, сказкотерапия, музыкотерапия и т. д.), поведенческой терапии (различного вида тренинги, психогимнастика), социальной терапии. 

Игротерапия — наиболее популярный метод, используемый в работе с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития.

Арттерапия. «Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Различают следующие виды арттерапии в зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта: рисуночная терапия, основанная на
изобразительном искусстве, библиотерапия как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, драматерапия, музыкотерапия и др. В дошкольном и младшем школьном возрасте наиболее часто используется рисуночная терапия, сказкотерапия и музыкальная терапия. Рисование ребенка прямо и непосредственно связано с игрой, вплетено в игру, являясь развитием сюжета и продолжением самой игры. Однако здесь есть и своя специфика. 

 Тренинг. Метод поведенческого тренинга направлен на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, на повышение уровня «исполнительской компетентности» в отношении определенных ситуаций взаимодействия и общения с социальным окружением, предметным миром. Сторонники поведенческого тренинга как метода групповой работы с детьми исходят из предположения о том, что причиной значительной доли трудностей
ребенка является отсутствие у него соответствующих навыков.

 

Психогимнастика. Психогимнастика относится к невербальным методам групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). 

Метод социальной терапии. Статусная психотерапия. Метод социальной терапии — это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального
одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением — как взрослыми, так и сверстниками.

Коррекционно—развивающая работа с каждым из познавательных процессов имеет свою специфику. Так в основе коррекции наглядно-образного мышления в школьном возрасте лежат выявление и отражение объективных связей и отношений действительности в виде наглядно-пространственных моделей. Основной задачей коррекции в этом случае становится формирование у ребенка умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач. При этом ориентировка детей должна быть направлена на общие способы действий, а не только на получение конкретного результата. Коррекция логических форм мышления неразрывно связана с развитием обобщающей и символической функций речи. Коррекционные занятия должны быть направлены на формирование предпосылок овладения ребенком системой научных понятий, ставя своей целью развитие у ребенка логических операций анализа, сравнения, обобщения, развитие действий классификации. Цели коррекции речевого развития определяются формированием основных новообразований этого возраста: становлением планирующей и регулирующей функций речи и соответствующих им форм — формированием контекстной речи и совершенствованием диалогической ситуативной речи. Задачи коррекции включают: формирование связной контекстной речи, формирование, планирующей и регулирующей функций речи, обучение звуковому анализу слов и словесному анализу предложений в плане подготовки к обучению детей грамоте. Коррекция развития памяти может быть направлена на становление общей структуры мнемической деятельности ребенка — выделение особых задач запоминания и воспроизведения прошлого опыта, а также формирование внешнего опосредствования. Коррекция развития внимания определяется задачами становления умения ребенка контролировать свою деятельность.

Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.

Представляю Вашему вниманию некоторые   упражнения, которые используются для развития различных  познавательных  процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. Их можно использо­вать как в групповой, так и в индивидуальной работе.

  1.  «Повтори за мной» (цель: развитие моторно-слуховой памяти).

Процедура игры. Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определен­ный ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и четкой. Один из детей (по жела­нию) повторяет ритм. Затем ведущий спрашивает детей: «Правильно ли Саша повторил?» Если кто-то из детей счи­тает, что неправильно, он предлагает свою версию (просту­кивает ритм).

  1. «Запомни движение» (цель — развитие моторно-слуховой памяти).

Процедура игры. Ведущий показывает детям движения, состоящие из .3—4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.

  1. «Слушай и исполняй!» (цель — развитие внимания и памяти).

Процедура игры. Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

  1. «Тень» (цель — развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности). Процедура игры. Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные — «зрители». Один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника».

  2. «Буквы алфавита» (для детей, знающих буквы), (цель — развитие внимания).

Процедура игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок. Упражнение «Пишущая машинка» (для детей, знающих буквы), (цель — развитие произвольного внимания, закрепление навыков чтения).

Процедура игры. Как и в предыдущем упражнении, каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Не следует присваивать только буквы И, Ь (мягкий знак), Ъ (твердый знак), т. к. они редко встречаются в односложных словах. Ведущий произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.

  1. «Ну-ка отгадай!» (цель — развитие мышления и речи).

Процедура игры. Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет. Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос первый ребенок из второй •подгруппы: «Оно живое?» Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да». Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: «Я его видел?» Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да» .

  1. «Парные картинки» (цель — развитие мыслительных операций анализа и сравнения (сопоставления)).

Процедура игры. Используются картинки из 2-х наборов детских лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.

  1. «Пословицы» (цель — развитие речи и мышления). Процедура игры. Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны предложить свое объяснение смысла пословицы.

  2. «Исключение лишнего» (Цель — развитие мышления). Ведущий выбирает любые три слова, например «собака», «помидор», «солнце». Детям дается задание оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.

  3. И т. д.

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях по предметам приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

В заключение хочу сказать, что эффективность психологического изучения школьников позволяет выявить не только слабые стороны в их развитии. Опираясь на то положительное, что обязательно присутствует в каждом слабом ученике, учителю и следует строить свою коррекционную работу с ним. Система учебно-коррекционных воздействий должна быть направлена на устранение выявленных недостатков, при этом следует опираться на стороны познавательной деятельности, которые хорошо развиты у данного учащегося. Развивающие упражнения надо подбирать индивидуально для каждого ученика с учётом его психического развития.

Программа коррекционных занятий по развитию познавательной сферы у младших школьников


Преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики. Специальные исследования показывают, что недостаток работы педагогов с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе начального обучения нередко тормозят или замедляют процесс развития познавательной сферы у детей. У многих детей к концу младшего школьного возраста недостаточно сформирована познавательная сфера, поэтому от учителей среднего звена часто поступают жалобы, что дети плохо усваивают учебный материал, что у них низко развиты устойчивость и произвольность внимания, память, восприятие, низкий уровень мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации).

       Исходя из этого, перед психологами и учителями, работающими с учениками младших классов, встает задача целенаправленного развития познавательных процессов детей. Поэтому в начальной школе в ходе занятий необходимо специально направлять активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения, так как они являются фундаментом учебной деятельности и залогом ее успешности. Также нужно помнить, что в реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему, поэтому коррекционно-развивающие программы для детей, имеющих различные недостатки познавательных процессов, должны быть комплексными.

В основе прилагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры. Только те знания прочно усваиваются, которые добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадывается сам, его собственные открытия остаются в его памяти навсегда.

Введение игровых моментов в процесс обучения приносят радость и внушают младшим школьникам уверенность в своих силах.

Цель: способствовать формированию познавательной активности младших школьников.

Задачи:

1. Проследить уровень развития познавательной деятельности.

2. Провести коррекцию познавательной сферы.

Ожидаемый результат:

 Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости.

Коррекционно-развивающие занятия познавательной сферы младших школьников рассчитаны на 10 часов.

Количество занятий: 10

Количество участников: 5 — 6 человек

Возраст участников: 7 -10 лет

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Продолжительность занятий: 1 час

Коррекционно – развивающие игры и упражнения:

  • Игра «Лишнее слово»
  • Упражнение «Способы для определения погоды»
  • Игра «Окончи сказку»
  • Игра «Назови три слова»
  • Игра «Что это обозначает?»
  • Игра «Четыре стихии»
  • Игра «Добрые слова»
  • Упражнение «Запоминаем рисуя»
  • Игра «Числа»
  • Игра «Пары слов»
  • Игра «Слушай и исполняй»

И другие игры и упражнения для развития памяти, внимания, восприятия, ощущения, мышления и речи.

Календарно-тематическое планирование

 

 

Краткая характеристика тематики занятий

количество

часов

1

 

 

Мои ощущения. Показать роль ощущений в познании окружающего мира; познакомить детей с предметным содержанием понятия «ощущение» и с видами ощущений; развивать осознание различных видов ощущений.

1

 

 

2

Мое восприятие мира. Знакомство с предметным содержанием понятия «восприятие»; осознание уникальности собственного восприятия мира; закрепление пройденного материала по теме «Мои ощущения».

1

3

Мое внимание. Знакомство детей с предметным содержанием понятия «внимание»; осознание детьми актуального состояния своего внимания; развитие внимательности.

2

4

Мое мышление. Знакомство детей с предметным содержанием понятия «мышление»; развитие интеллектуальных способностей у детей.

2

 

5

Моя память. Знакомство детей с предметным содержанием понятия «память» и с видами памяти. Развитие памяти у детей.

2

 

6

Развитие речи. Осознание актуальности связи русского языка с развитием речи; развитие речи у детей.

1

 

7

 

Комбинированное занятие. Комплекс упражнений для развития и коррекции познавательной сферы детей.

1

 Автор:  педагог-психолог МОУ ППМС   центра «Созвездие»  Стрельцова Е.В.

Learning Partnerships — National Equity Project

Learning Partnerships

«Этим молодым людям не нужны спасители, им нужны верующие. Как только вы поверите в них и узнаете, что они велики безмерно, тем, кто они есть, а не тем, что вы им даровали, тогда все остальное в результате сдвинется и изменится».

– Конан Харрис, исполнительный директор My Brother’s Keeper Alliance

У каждой школы есть «сфера успеха», набор студентов, для которых текущие методы хорошо работают, чтобы подготовить их к поступлению в колледж и карьере. Независимо от того, насколько успешна школа, не каждый ребенок находится в ее сфере успеха. Чтобы увеличить число молодых людей в этой сфере, преподаватели должны способствовать целенаправленному развитию учебных партнерств с конкретными учащимися.

Образовательные партнерства обеспечивают подход к тому, чтобы учащиеся, не достигшие успеха, имели доступ ко всем социальным, эмоциональным и образовательным возможностям, которых они заслуживают. Обучение, полученное в результате этих партнерских отношений, может направить педагогов к новым подходам к практике и распорядку в классе, которые могут принести пользу каждому учащемуся, находящемуся под их опекой. Учебное партнерство требует от преподавателя глубокого изучения ученика: кто он, как он думает, как он учится и как он воспринимает себя. Это партнерство — это не просто позитивное взаимопонимание; он построен на службе обучения учащихся и развития необходимых навыков для достижения успеха в школе и жизни. Образовательное партнерство помогает учащимся использовать свои активы и сильные стороны, определять свои возможности для решения задач, ставить личные цели и работать с преподавателем для достижения этих целей. Это партнерство готовит почву для педагога, чтобы помочь учащемуся сделать сознательный шаг к независимому, самостоятельному обучению и продуктивным решениям.

Три компонента Образовательного Партнерства:
  1. Идентичность: Укрепление доверия через различия в идентичности – культурная синхронизация

  2. Мышление: Создание альянса

  3. Навык: Формирующее оценивание для самостоятельного обучения

Установление взаимопонимания и доверия

Установление уровня взаимопонимания с отдельными учащимися и классным сообществом в целом создает позитивную учебную среду и начинает укреплять доверие, чтобы учащиеся не чувствовали необходимости защищаться или защищаться . Это особенно важно для учащихся, испытывающих затруднения, которые пытаются скрыть свои пробелы в навыках, играя или пытаясь отстраниться во время занятий или в школе. Один из наиболее важных способов укрепить доверие, несмотря на различия в идентичности (раса, пол, класс, семейное положение, жизненный опыт, ценности и т. д.), — это работа над культурной синхронизацией. Культурная синхронизация относится к общему, неявному пониманию стилей общения и взаимодействия, как вербальных, так и невербальных, между учащимися и учителями из разных культур, что может привести к повышению доверия, снижению разочарования и улучшению возможностей обучения.

Создание альянса

После установления определенного фундаментального доверия важно перейти к созданию альянса с учеником, четко обозначив цель роста или «цель обучения на основе навыков», которая имеет решающее значение для будущего успеха, и заключение соглашения о совместной работе для улучшения определенных навыков (академических или «некогнитивных»), принятия решений или изменения мышления. Чтобы союз привел к результатам, необходимо развивать позитивное академическое мышление, чтобы учащийся продолжал участвовать в обучении, верил и видел доказательства того, что рост возможен, и упорно преодолевал трудности. Стадия альянса имеет решающее значение для развития студенческой активности и личных инвестиций.

Формирующее оценивание

Положительное взаимопонимание и крепкий союз прокладывают путь для педагога к получению глубокого и целостного понимания того, как конкретный учащийся учится, думает и принимает решения в процессе обучения с помощью различных типов формирующего оценивания. Именно на этом этапе происходит глубокая работа «вмешательства». Педагог может помочь учащемуся оценить собственное мышление и прогресс, а также эффективно использовать новые или уже существующие стратегии, чтобы он или она могли практиковаться, исправлять себя и учиться более независимо. Благодаря пониманию многочисленных аспектов личности учащегося, его восприятия себя и того, как он понимает свой контекст, педагог также может помочь учащемуся лучше понять потребности, лежащие в основе любых непродуктивных проявлений поведения, и взять на себя ответственность за выбор в своих интересах. .

Дополнительные ресурсы
  • Мост партнерства в обучении — узнайте больше о трех ключевых областях, влияющих на обучение учащихся: Личность, мышление и навыки.

  • Образовательное партнерство в действии

  • Планирование учебного партнерства для подготовки к колледжу и карьере

  • Mindset Works

  • 900 05 Project Implicit

  • Снижение угрозы стереотипов 9Учителя за социальную справедливость sive Educational Systems

Ссылки

Боярский, Г. Редактор (2003) . Академическая грамотность в классе английского языка: помощь неподготовленным учащимся и учащимся из рабочего класса добиться успеха в колледже. Портсмут, Нью-Хэмпшир: Бойнтон/Кук.

Ковингтон, М. (1999). Желание учиться: руководство по мотивации молодежи. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Кушман, К. (2010). Огни в уме: что дети могут рассказать нам о мотивации и мастерстве . Сан-Франциско: Джосси Басс.

Двек, К. (2007). Образ мышления: новая психология успеха. Нью-Йорк: Ballatine Books.

Гей, Г. (2000). Обучение с учетом культурных особенностей: теория, исследования и практика. Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа.

Глик, М. (2011). Руководитель обучения и мозг: использование неврологии для информирования практики . Ньюбери-Парк, Калифорния: Корвин.

Хаммонд, З. (2014). Обучение с учетом культурных особенностей и мозг: содействие аутентичному взаимодействию и строгости среди учащихся с культурным и языковым разнообразием. Ньюбери Парк: Корвин.

Ховард, Г. (1999). Мы не можем учить тому, чего не знаем: белые учителя, многорасовые школы. Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа.

Ирвин, Дж. Дж. (1990). Черные ученики и неуспеваемость в школе: политика, практика и предписания. Нью-Йорк: Greenwood Press.

Коль, Х. (1995). «Я не буду у тебя учиться»: и другие мысли о творческой дезадаптации. Нью-Йорк: Новая пресса.

Ладсон-Биллингс, Г. (2001). Переход в Ханаан: путешествие новых учителей в разных классах. Сан-Франциско: Джосси-Басс.

Лэдсон-Биллингс, Г. (лето 1995 г.). «Но это же просто хорошее учение! Дело о культурно значимой педагогике». Теория на практике , Vol. 34, № 3, стр. 159-165.

Обида, Дж. и Тил К. (2001). Из-за детей: столкновение с расовыми и культурными различиями в школах. Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа.

Олсен, Л. (2008). Сделано в Америке: учащиеся-иммигранты в наших государственных школах. Нью-Йорк: Новая пресса.

Поллак, М. (2008). Повседневный антирасизм: реальное отношение к расе в школе . Нью-Йорк: Новая пресса.

Пофэм, В. (2008 г.). Трансформационная оценка. Вашингтон, округ Колумбия: ASCD.

Прессли, М. (1999). Инструкция по когнитивной стратегии, которая действительно улучшает успеваемость детей. Бруклин, Массачусетс: Brookline Books.

Sheets, RH (1999b). Связь компетентности в городском классе с развитием этнической идентичности. В RH Sheets & ER Hollins (Eds.), Расовая и этническая идентичность в школьной практике: аспекты человеческого развития (стр. 157–178). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

Стил, К. (2009). Насвистывая Вивальди: и другие подсказки к тому, как стереотипы влияют на нас (проблемы нашего времени). Нью-Йорк: В.В. Norton & Co.

Trumbull, E., Carrie Rothstein-Fisch, Patricia M. Greenfield, Blanca Quiroz, (2001). Наведение культур между домом и школой: руководство для учителей. Сан-Франциско: Западное изд.

Вайсгласс, Джулиан. (1998). Рябь надежды: построение отношений для образовательных изменений. Санта-Барбара: Центр образовательных изменений в области математики и естественных наук, Калифорнийский университет.

Вуд Э., Волошин В. и Уиллоуби Т. (1995). Инструкция по когнитивной стратегии для средних и старших классов. Бруклин, Массачусетс: Brookline Books.

Пространственный интеллект — 13 способов помочь детям улучшить

Пространственный интеллект, зрительно-пространственный интеллект или пространственный IQ имеет решающее значение во многих академических и профессиональных областях. Несмотря на важность, он редко включается в программу детского сада или начальной школы ​1​ . К счастью, мы можем помочь нашим детям улучшить свои зрительно-пространственные навыки с помощью простых и увлекательных занятий вне образовательной системы.

Что такое пространственный интеллект

Пространственный интеллект, также известный как визуальный пространственный интеллект или пространственное мышление, представляет собой способность представлять или визуализировать в уме положение объектов, их формы, их пространственные отношения друг к другу и движение они заставляют формировать новые пространственные отношения. Это способность выполнять пространственную визуализацию и пространственные рассуждения в голове.

Пространственный интеллект — один из девяти видов интеллекта в Теории множественного интеллекта, предложенной психологом Говардом Гарднером ​2​ . В своей теории интеллекта Гарднер бросил вызов узкому определению общего интеллекта, предложив сначала 7, а теперь 9 типов интеллекта:

  • пространственный интеллект
  • лингвистический интеллект
  • логико-математический интеллект
  • музыкальный интеллект
  • кинестетический интеллект
  • межличностный интеллект
  • натуралистический интеллект
  • эмоциональный интеллект

Пространственный интеллект включает понимание и запоминание относительного расположения объектов в уме. Двумерными или трехмерными объектами можно управлять посредством мысленного движения, вращения или преобразования.

Примеры пространственного интеллекта

Вот несколько примеров использования визуального пространственного интеллекта.

В следующем тесте с призмой, можете ли вы сказать, когда 1 складывается в треугольную призму, что из следующего (2-7) может быть получено? Примечание: цвета указаны только с одной стороны. Задняя часть белая.

Чтобы придумать ответ, мысленно представьте себе сложенную призму. При этом следите за относительным расположением разных цветов.

Ответ: 2, 3 и 6 — правильные ответы.

Важность пространственного интеллекта и другие примеры

Мы часто используем пространственный интеллект для формирования пространственного сознания в повседневной жизни.

Вот несколько примеров зрительно-пространственных навыков в нашей повседневной жизни:

  •  Ребенок воображает, где находится игрушка в его спальне, прежде чем войти в комнату, чтобы взять ее.
  • Когда мы упаковываем свой багаж, мы представляем себе, как различные предметы могут компактно сочетаться друг с другом.
  • Чтобы собрать мебель, нам нужно сопоставить двухмерные схемы в инструкции с трехмерными деталями мебели.

Пространственный интеллект и математика

Высокие пространственные способности особенно важны для изучения математики. Исследования показали, что сильные пространственные способности связаны с лучшими успехами в математике

3 .

Примеры пространственных навыков в математике:

  • Учащийся создает в уме геометрический объект, который можно измерять, перемещать и преобразовывать для облегчения геометрических вычислений и визуально-пространственных рассуждений.
  • Математик использует визуальное пространственное мышление для улучшения количественного сравнения, арифметики и чувства чисел.

Визуально-пространственные навыки и STEM

Визуально-пространственные навыки также жизненно важны во многих академических и технических областях, таких как естественные науки, информатика, технологии, инженерия и математика (STEM).

Исследования показывают, что студенты колледжей, набравшие высокие баллы в тестах на зрительно-пространственное мышление, как правило, изучают дисциплины STEM и делают карьеру в области STEM

​4​ .

Примеры визуальных пространственных навыков в областях STEM:

  • Ученый-геолог мысленно манипулирует движением тектонических плит, чтобы увидеть процесс формирования земли.
  • Нейрохирург визуализирует различные области мозга, чтобы предсказать исход операции.
  • Инженер-строитель представляет себе, как различные силы могут повлиять на конструкцию системы.
  • Архитекторы и инженеры используют материалы различных форм и размеров для создания устойчивых конструкций.

Пространственные способности в различных областях

STEM — не единственные области, в которых для достижения успеха требуются высокие пространственные способности. Другие области или работа также требуют больших пространственных способностей.

Примеры пространственных способностей в обществе:

  • Дизайнер использует концепцию визуального пространственного мышления для улучшения пользовательского опыта своего продукта.
  • Художник создает потрясающие изобразительные искусства.
  • Гимнаст использует пространственное восприятие, чтобы выполнить последовательность движений человеческим телом.

Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством. .

Некоторые из вербальных мыслителей имеют естественную склонность мыслить словами. Им удобнее выполнять семантически и акустически сложные вербальные задания. Вербализаторы обычно предпочитают письменные и устные объяснения визуальным изображениям и диаграммам.

Другие визуальные мыслители  которые думают о предметах, используя визуальные представления. Существует два типа визуализаторов.

  1. Пространственные визуализаторы
    Они мыслят в терминах схематических изображений, пространственных отношений между объектами и пространственных преобразований. Но изображениям, которые они визуализируют, не хватает визуальных деталей.
  2. Визуализаторы объектов
    Они мыслят красочными, живописными изображениями отдельных объектов с высоким разрешением.

Пространственные визуализаторы обычно обладают превосходным пространственным чувством, чем объектные визуализаторы или вербализаторы.

Таким образом, если ваш ребенок учится с помощью визуального пространственного мышления, у него может быть фора в пространственном мышлении.

Однако визуальный пространственный интеллект не является фиксированной способностью. Хотя некоторые люди лучше умеют обрабатывать пространственные данные, чем другие, хорошая новость заключается в том, что каждый может улучшить свои навыки с помощью зрительно-пространственных действий ​7​ .

Благодаря обучению и практике зрительные/пространственные навыки могут быть улучшены ​8​ . ​9​

Гендерные различия в пространственных навыках Миф

Хотя существует старое мнение, что мальчики лучше разбираются в пространственном мышлении и, следовательно, в предметах STEM, чем девочки, большое количество исследований, проведенных в последние годы, развенчали этот миф ​10​ .

В Америке женщины в среднем не так хорошо справляются с некоторыми пространственными задачами, как мужчины, в первую очередь мысленное вращение с использованием пространственной рабочей памяти. Это явление может быть результатом того, как дети воспитываются в этой культуре.

В недавнем исследовании, проведенном в Италии, 152 традиционных старшеклассника были разделены на три группы, и каждой группе были даны разные инструкции по тесту пространственного интеллекта. Участникам одной группы сказали, что женщины справились с этим заданием лучше, чем мужчины, в то время как другой группе сказали, что мужчины справились лучше, а третьей группе не сказали о каких-либо гендерных различиях 9.0199 ​11​ . Результаты показали, что женщины в первой группе имели такие же баллы, как и мужчины.

Другое итальянское исследование показывает, что вера в усилия, а не врожденные способности, также может улучшить навыки пространственного распознавания.

Исследователи также обнаружили, что чем больше группа мужчин и женщин практикует пространственное мышление, тем меньше гендерный разрыв в визуально-пространственных навыках.

Таким образом, отношение и вера в себя и в важность усилий могут иметь огромное значение в выполнении зрительно-пространственных задач ​12​ .

Вот еще одно доказательство того, что существует связь между гендерным разрывом и тем, как воспитывают детей. В отдаленном сообществе в Индии, где женщины имеют равные или даже больше прав, чем мужчины, такого гендерного разрыва в зрительно-пространственном интеллекте не существует ​13​ .

Раннее обучение, чтобы получить преимущество

Ученые обнаружили, что раннее образование играет большую роль в подготовке наших детей к более позднему успеху в пространственном обучении ​14​ , потому что пространственное мышление начинается на ранних этапах процесса развития ребенка.

Нейробиологи обнаружили, что определенные области мозга, ответственные за мышление о местоположении и пространственных отношениях, развиваются в очень раннем детстве ​15​ . Фактически, пространственные способности дошкольников могут предсказать их будущие успехи в изучении математики в средней и старшей школе ​16​ .

Как первые учителя детей, родители могут начать обучать маленьких детей, даже малышей, основам пространственного мышления.

Еще не рано начинать знакомить малыша с пространственными отношениями ​17​ . Было обнаружено, что младенцы в возрасте 4 месяцев демонстрируют способности пространственного восприятия, связанные с мысленным вращением ​18,19​ .

Пространственные способности и знания накапливаются и сохраняются. У тех, кто освоит навыки в раннем детстве, независимо от пола, будет больше возможностей практиковать и совершенствовать их.

Как улучшить пространственное мышление

1. Использование пространственного языка в повседневном общении

Родители могут помочь детям улучшить пространственное мышление, используя больше пространственных терминов в повседневном общении.

Пространственный язык — это мощный инструмент пространственного обучения. Использование пространственных терминов в повседневной жизни — одно из лучших упражнений для улучшения пространственного восприятия.

Младенцы лучше учатся, когда пространственным отношениям дают названия ​20​ . Дошкольники, чьи родители используют больше пространственной лексики (например, треугольник, большой, высокий или согнутый), лучше справляются с пространственными тестами, чем те, чьи родители не используют такой язык ​21,22​ .

Вот несколько примеров пространственных терминов.

Тип терминов Примеры
Форма квадрат, круг, сфера, треугольник, пятиугольник 904 22
Размерные прилагательные большой, маленький, длинный, короткий, большой, крошечный
Пространственные характеристики Прямой, изогнутый, изогнутый, угол, сторона, линия, угол, заостренный, острый, край
Пространственные отношения внутри, снаружи, под, вокруг, угол, сверху , внизу, спереди, сзади, по диагонали, через

Но не говорите с ребенком только для того, чтобы научить его пространственным терминам. Попросите ребенка повторить вам слова и объяснить, что они означают. Поощряйте ребенка использовать и эти термины.

Дети, которые могут использовать больше пространственных терминов, лучше справляются с задачами пространственного распознавания. Вы можете помочь им установить связи между пространственными отношениями и объектами вокруг них ​23​ .

«Конфета внутри или снаружи стакана?»

«Как вы думаете, игрушка находится под диваном или за ним?»

«Я вижу Лили через дорогу!»

2. Обучайте жестам и поощряйте детей использовать их для объяснения пространственных отношений

Жесты рук — это мощный инструмент общения и обучения. Дети часто учатся лучше, когда учителя используют жесты, чем когда используется только речь ​24​ .

Когда дети используют жесты для обозначения движения объектов, их зрительно-пространственный IQ также улучшается. Это улучшение также наблюдается у детей, которые не жестикулируют спонтанно, а делают это по запросу.

3. Научите детей тому, как визуализировать с помощью глаза

ума

Визуализация — это использование визуальных образов для мысленного представления объекта, не присутствующего физически. Это мощный навык пространственного обучения и решения проблем.

Маленьких детей можно научить использовать визуализацию для улучшения их пространственных способностей. Например, у маленьких детей часто бывает «предвзятость гравитации». В эксперименте, когда мяч падает, дошкольники склонны думать, что он окажется прямо внизу, даже если мяч упадет в скрученную трубку. Но когда их просят визуализировать траекторию полета мяча перед ответом, больше детей получают правильный ответ ​25​ .

4. Сыграйте в игру на соответствие

Сыграйте в игру на соответствие ​26​ . Начните с сборки простой конструкции из строительных блоков, а затем попросите детей подобрать ее по форме и цвету ​27​ . Вы также можете сделать так, чтобы один ребенок строил структуру, а другой копировал ее.

По мере того, как они лучше знакомятся со строительством и становятся более уверенными в сопоставлении, усложняйте конструкции.

5. Играйте в кубики и создавайте объекты в контексте повествования

Игра со строительными объектами, такими как Lego и деревянные блоки, может значительно улучшить способность пространственного мышления ребенка.

Но вам не нужны идеально сделанные игрушки. Даже несколько коробок из-под хлопьев или рулонов туалетной бумаги можно использовать для создания интересных конструкций.

Дайте им решить проблему. Исследование показывает, что, когда действия по сборке блоков выполняются в контексте рассказывания историй, пространственный интеллект детей улучшается больше.

6. Играйте в танграм, не-пазлы и другие открытые пространственные головоломки

Танграм — древняя китайская головоломка, состоящая из семи частей. Части могут быть переставлены во множество различных форм, таких как животные, люди или предметы. Доказано, что это учебное пособие улучшает пространственное мышление учащихся ​28​ .

Пазл был рекомендован многими источниками для развития пространственного интеллекта детей. Вероятно, это связано с тем, что исследование показало, что дошкольники, которые уже играют в пазлы, лучше справляются с задачей пространственного преобразования в уме, чем те, кто этого не делает. Также установлено, что чем чаще ребенок играет, тем лучше он выполняет ​29​ .

Несомненно, существует сильная корреляция между решением головоломок и пространственным интеллектом. Однако не было найдено ни одного контролируемого исследования, чтобы установить причинно-следственную связь между ними.

Проблема с головоломками заключается в том, что, в отличие от танграма, существует только один фиксированный способ сложить части вместе. Исследование показало, что дошкольники, которые играли с головоломкой с одним решением, менее изобретательны и гибки в последующем решении проблем, чем дети, которые играли с конструктором из блоков с несколькими решениями 9. 0199 ​30​ .

До тех пор, пока не будет проведено исследование, доказывающее ценность головоломок с одним решением, я рекомендую использовать головоломки с пространственным мышлением с несколькими решениями, такие как танграм, вместо головоломок, чтобы помочь детям улучшить свои визуальные пространственные навыки ​31​ .

7. Познакомьте детей с чтением карты

Чтение карты может помочь детям усвоить абстрактные представления о пространстве и способность систематически мыслить о пространственных отношениях, которые иначе не воспринимаются непосредственно в физическом мире.

Карты предоставляют пространственную информацию, которая отличается от непосредственного опыта навигации по миру. Дети могут научиться думать о множестве крупномасштабных пространственных отношений между различными местами конкретным образом, читая карту.

8. Читайте книги с пространственным наполнением

Такие книги, как Zoom и Re-Zoom , — это великолепные книжки с картинками, которые могут вовлечь детей в мир визуализации и пространственного мышления. Повышение уровня детализации помогает проиллюстрировать различные пространственные отношения между различными объектами.

Читая вместе с детьми эти простые книги, родители могут улучшить пространственное мышление с помощью словесных объяснений и жестов для создания мысленных образов.

9. Играйте в игры на пространственное мышление, такие как тетрис

Видеоигры на пространственное мышление, такие как Marble Madness или Tetris, оказались полезными для пространственного интеллекта детей. Улучшение более выражено у детей с низкими способностями ​32​ .

10. Помогите ребенку изучить фотографию

Восприятие визуальной пространственной перспективы — это способность представлять, как вещи выглядят с другой точки зрения, отличной от собственной ​33​ .

Фотосъемка объектов под разными углами может улучшить способность детей воспринимать различные точки зрения и распознавать изменения в масштабе ​34​ .

11. Играйте в оригами и тренируйтесь в складывании бумаги

Складывание бумаги в уме уже давно используется для развития способности к мысленному вращению.

Хотя исследований, связывающих физическое складывание бумаги с пространственным интеллектом, не обнаружено, не будет преувеличением полагать, что физическая практика складывания бумаги может улучшить умственные способности складывания бумаги.

12. Научитесь играть музыку

Несколько исследований показали, что обучение музыке может улучшить пространственно-временные способности.

Пространственно-временное мышление — это способность думать о пространственных отношениях, которые меняются во времени. Этот навык позволяет вам мысленно упаковывать свой багаж один предмет за другим, чтобы увидеть, как поместиться большинство предметов.

Обратите внимание, что это отличается от противоречивой теории «Эффекта Моцарта», которая утверждает, что прослушивание музыки может улучшить различные навыки, включая пространственное мышление.

Метааналитический обзор 553 исследований поддерживает теорию о том, что обучение музыке, а не прослушивание музыки, связано с лучшим пространственным интеллектом ​35​ .

13. Делайте трехмерные поделки

Попробуйте некоторые из этих пространственных заданий для дошкольников: https://www.rookieparenting.com/spatial-reasoning-activities-visualize-shapes-through-play/


Каталожные номера

  1. 1.

    Clements DH. Геометрическое и пространственное мышление у детей раннего возраста. Национальный совет учителей математики . Опубликовано в Интернете в 1998 г. https://eric.ed.gov/?id=ED436232

    .
  2. 2.

    Алмейда Л.С., Прието М.Д., Феррейра А.И., Бермехо М.Р., Феррандо М., Феррандис К. Оценка интеллекта: теория множественного интеллекта Гарднера как альтернатива. Обучение и индивидуальные различия . Опубликовано в Интернете в июне 2010 г .: 225–230. doi:10.1016/j.lindif.2009.12.010

  3. 3.

    Тартр Л.А. Навык пространственной ориентации и решение математических задач. Журнал исследований в области математического образования . Опубликовано в Интернете, май 1990 г .: 216. дои: 10.2307/749375

  4. 4.

    Uttal DH, Cohen CA. Пространственное мышление и STEM-образование. В: Психология обучения и мотивации . Эльзевир; 2012: 147-181. doi: 10.1016/b978-0-12-394293-7.00004-2

  5. 5.

    Хёффлер Т.Н., Коч-Янухта М., Лейтнер Д. Дополнительные доказательства трех типов когнитивного стиля: проверка объектно-пространственных изображений и вербального опросника с использованием отслеживания взгляда при обучении с помощью текстов и изображений. Appl Cognit Psychol . Опубликовано в сети 28 ноября 2016 г .: 109–115. doi:10.1002/acp.3300

  6. 6.

    Фелдер Р.М., Брент Р. Понимание различий учащихся. Журнал инженерного образования . Опубликовано в Интернете в январе 2005 г .: 57–72. дои: 10.1002/j.2168-9830.2005.tb00829.x

  7. 7.

    Ньюкомб NS. Представьте себе: повышение уровня обучения математике и естественным наукам за счет улучшения пространственного мышления. Американский педагог . 2010;34(2):стр.29-35.

  8. 8.

    Лорд ТР. Развивать зрительно-пространственные способности учащихся. J Res Sci Teach . Опубликовано в Интернете, май 1985 г .: 395–405. дои: 10.1002/чай.3660220503

  9. 9.

    Райт Р., Томпсон В., Ганис Г., Ньюкомб Н., Косслин С. Тренировка общих пространственных навыков. Psychon Bull Rev . 2008;15(4):763-771. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18792502

  10. 10.

    Spence I, Yu JJ, Feng J, Marshman J. Женщины не уступают мужчинам в изучении пространственного навыка. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . Опубликовано в Интернете 2009: 1097-1103. дои: 10.1037/a0015641

  11. 11.

    Moè A. Всегда ли мужчины лучше женщин в умственном вращении? Изучение объяснения гендерных убеждений. Обучение и индивидуальные различия . Опубликовано в Интернете в январе 2009 г .: 21-27. doi:10.1016/j.lindif.2008.02.002

  12. 12.

    Moè A, Pazzaglia F. За пределами генетики в выполнении теста на мысленное вращение. Обучение и индивидуальные различия . Опубликовано в Интернете в октябре 2010 г .: 464–468. doi:10.1016/j.lindif.2010.03.004

  13. 13.

    Хоффман М., Гнизи Ю., Лист Дж.А. Воспитание влияет на гендерные различия в пространственных способностях. Труды Национальной академии наук . Опубликовано в Интернете 29 августа 2011 г.: 14786-14788. doi:10.1073/pnas.1015182108

  14. 14.

    Duncan GJ, Dowsett CJ, Claessens A, et al. Подготовка к школе и более поздние достижения. Психология развития . Опубликовано в Интернете в ноябре 2007 г . : 1428–1446. дои: 10.1037/0012-1649.43.6.1428

  15. 15.

    Gersmehl PJ, Gersmehl CA. Пространственное мышление маленьких детей: неврологические доказательства раннего развития и «обучаемости». Журнал географии . Опубликовано в Интернете 15 ноября 2007 г .: 181–191. дои: 10.1080/00221340701809108

  16. 16.

    Ньюкомб Н.С., Фрик А. Раннее обучение пространственному интеллекту: почему, что и как. Разум, мозг и образование . Опубликовано в Интернете 5 августа 2010 г .: 102–111. doi:10.1111/j.1751-228x.2010.01089.x

  17. 17.

    Хаттенлохер Дж., Ньюкомб Н., Сандберг Э.Х. Кодирование пространственного положения у детей раннего возраста. Когнитивная психология . Опубликовано в сети 19 октября94:115-147. doi:10.1006/cogp.1994.1014

  18. 18.

    Роша П., Хеспос С.Дж. Дифференциальная реакция укоренения у новорожденных: свидетельство раннего самоощущения. Ранний родитель-разработчик . Опубликовано в Интернете в сентябре 1997 г .: 105–112.

  19. 19.

    Хеспос С., Роша П. Динамическое ментальное представление в младенчестве. Познание . 1997;64(2):153-188. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9385869

  20. 20.

    Касасола М. Развитие пространственных категорий младенцев. Curr Dir Psychol Sci . Опубликовано в Интернете в феврале 2008 г .: 21–25. doi:10.1111/j.1467-8721.2008.00541.x

  21. 21.

    Хаттенлохер Дж., Левин С., Вевеа Дж. Влияние окружающей среды и когнитивный рост: исследование с использованием сравнения периодов времени. Ребенок Дев . 1998;69(4):1012-1029. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9768484

  22. 22.

    Пруден С.М., Левин С.К., Хаттенлохер Дж. Пространственное мышление детей: имеют ли значение разговоры о пространственном мире? Наука о развитии . Опубликовано в Интернете 4 октября 2011 г.: 1417-1430. doi:10.1111/j.1467-7687.2011.01088. x

  23. 23.

    Феррара К., Хирш-Пасек К., Ньюкомб Н.С., Голинкофф Р.М., Лам В.С. Block Talk: пространственный язык во время блочной игры. Разум, мозг и образование . Опубликовано в Интернете 10 августа 2011 г .: 143–151. doi:10.1111/j.1751-228x.2011.01122.x

  24. 24.

    Сингер М.А., Голдин-Медоу С. Дети учатся, когда жесты и речь их учителя отличаются. Психология . Опубликовано в Интернете в феврале 2005 г .: 85–89. doi:10.1111/j.0956-7976.2005.00786.x

  25. 25.

    Джо А.С., Джасвал В.К., Кин Р. Представление выхода из гравитационного смещения: дошкольники могут визуализировать решение пространственной задачи. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете 23 марта 2011 г .: 744–750. doi:10.1111/j.1467-8624.2011.01584.x

  26. 26.

    Вольфганг С., Станнард Л., Джонс И. Усовершенствованная конструктивная игра с LEGO среди дошкольников как предиктор более поздних школьных достижений по математике. Раннее развитие детей и уход за ними . Опубликовано в Интернете в октябре 2003 г .: 467–475. дои: 10.1080/0300443032000088212

  27. 27.

    Теплыно ДХ. Дошкольное учреждение: развивающий взгляд на строгую программу игры с кубиками. YC Маленькие дети . 2015;70(1):18-25.

  28. 28.

    Вид. ОБЛЕГЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ФАЗОВОГО ОБУЧЕНИЯ ВАН ХИЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ TANGRAM. Журнал социальных наук . Опубликовано в Интернете 1 марта 2013 г .: 101–111. doi:10.3844/jssp.2013.101.111

  29. 29.

    Левин С.К., Ратлифф К.Р., Хаттенлохер Дж., Кэннон Дж. Ранняя игра-головоломка: предиктор навыков пространственного преобразования дошкольников. Психология развития . Опубликовано в Интернете 2012: 530-542. дои: 10.1037/a0025913

  30. 30.

    Pepler DJ, Ross HS. Влияние игры на конвергентное и дивергентное решение проблем. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, декабрь 1981 г . : 1202. дои: 10.2307/1129507

  31. 31.

    Бонинг Г., Альтхаус Дж.К. Использование танграмм для обучения геометрии маленьких детей. Дошкольное образование J . Опубликовано в Интернете в июне 1997 г .: 239–242. дои: 10.1007/bf02354839

  32. 32.

    Субраманьям К., Гринфилд П.М. Влияние практики видеоигр на пространственные навыки у девочек и мальчиков. Журнал прикладной психологии развития . Опубликовано в Интернете, январь 1994 г .: 13–32. дои: 10.1016/0193-3973(94)

    -3

  33. 33.

    Кожевников М., Мотес М.А., Раш Б., Блаженкова О. Перспективные преобразования и мысленное вращение и как они предсказывают эффективность пространственной навигации. Appl Cognit Psychol . Опубликовано в Интернете 2006: 397-417. doi:10.1002/acp.1192

  34. 34.

    Либен Л.С., Шехтер Л.Е. Качественная социология . Опубликовано в Интернете 2002: 385-408. doi:10.1023/a:1016086030554

  35. 35.