Коррекция школьной тревожности: Электронная библиотека УрГПУ: Invalid Identifier

Коррекция тревожности младших школьников посредством сказкотерапии

1. Абрамова, Г.С. Общая психология. [Текст]: Учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. — М.: Академический Проект, 2013. — 496с.
2. Андрущенко, Т.Д. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса. [Текст]: Семейная психология и семейная терапия / Т.Д. Андрущенко. — 1998.
3. Беляева, Е.В. Психолого-педагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности младших школьников [Текст] / Е.В. Беляева.- Курск, 2005. — 189 с.
4. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский.- М.: Воронеж: Институт практической психологии «МОДЭК»,
2007. — 575 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л.И. Божович. — СПб.: Питер 2008.-400с.
6. Божович,Л.И. Проблемы формирования личности. [Текст]: Под ред. Д.И. Фельдштейна / Л. И. Божович. — М.: Воронеж. МОДЭК, 2011. — 349с.
7. Бремс, К. Полное руководство по детской психотерапии [Текст] / К. Бремс.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012.- 640 с.

8. Вард, И. Фобия. [Текст] / И. Вард.- М.: Проспект, 2012. — 78с.
9. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания черезпсихологическую сказку. [Текст] / И.В. Вачков.- М., 2011. — 213 с.
10. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников. [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман — ВЛАДОС-ПРЕСС; Москва; 2007
11. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / А.Л. Венгер. — М.: Генезис, 2011. — Ч.1. — 160с.
12. Вилюнас, В. Психология эмоций [Текст] / В.Вилюнас.- Питер, 2004. — 496 с.
13. Волков, Б. С. Психология младшего школьника. [Текст]: Учебное пособие для вузов / Б. С. Волков. — М.: Академический Проект, Альма Матер,2005. -208с.
14. Выготский, Л.С. Психология. [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: ЭКСМО- Пресс, 2011. — 1008с.
15.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: АСТ, 2008. — 668с.
16. Джемс, У. Психология. [Текст] / У. Джемс. — СПб.: 2012. — 375с.
17. Дмитриева, С.Т. Влияние социальных эмоций на положение ребенка в группе сверстников [Текст] / С.Т. Дмитриева // Вестник ХГУ — 2013.- С.22¬25.
18. Гнездилов, А.В. Авторская сказкотерапия [Текст] / А.В. Гнездилов.- СПб.: Речь, 2012.- 290с.
19. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст]: Серия «Психология ребенка» / А. И. Захаров. — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000.- 448с.
20. Защиринская, О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. [Текст] / О. В. Защиринская.- СПб.: «Издательство ДНК», 2011. — 152 с.
21. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2012. — 168с.
22. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству [Текст]: Теория и практика сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Златоуст, 1998.- 352с.
23. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2008. — 240с.
24. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. — СПб.: Питер,
2008. — 464с.
25. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. -752с.
26. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста [Текст] / Д.Н. Исаев. — СПб.: СпецЛит, 2011. — 464с.
27. Колесников, В.Г. Сказкотерапия [Текст] / В.Г. Колесников // Психология в ВУЗе. — 2006.- № 2.- С.30-44.
28. Колосов, Е.Н. Сказкотерапия [Текст] / Е.Н. Колосов // Специалист. -2006.- № 4.- С.29-31.
29. Кудинов, С.А. Психология младшего школьника [Текст] / С.А. Кудинов — М.: Юнити, 2001. — 631с.
30. Лебедев, Ю.А. Сказка как источник творчества детей [Текст] / Ю.А. Лебедев.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 288 с.
31. Лютова, Е. К. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст]: шпаргалка для родителей/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. — М.: Генезис, 2010. -192 с.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. — М.: Academia, 2008. — 532с.
33. Нартова-Бочавер, С.К. Народная сказка как средство стихийной сказкотерапии [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер.- М.: Просвещение, 2012. — 415 с.
34. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 576с.
35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова.- М.: Издательство Юрайт, 2013. — 460с.
36. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст]: учеб.пособие для студ. психол. фак. Университетов / Р. В. Овчарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 448с.
37. Петровский, А. В. Введение в общую психологию [Текст] / А.В. Петровский. — М.: Просвещение, 2010.
38. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. — М.: НПО «МОДЭК», 2006. — 304с.
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2011. — 712с.
40. Рудякова, О.Н. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятий [Текст] / О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 89 с.
41. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов / Е.О. Смирнова. — СПб.:Питер, 2009.- 304с.
42. Стрекозин, В.П. Актуальные проблемы начального обучения. [Текст]: пособие для учителя / В.П. Стрекозин. — М. Просвящение, 2013. — 207с.
43. Сухарев, А.В. Сказкотерапия [Текст] / А.В. Сухарев // Прикладная психология. — 2003. — № 6. — С.21 — 25.
44. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З.Фрейд. — СПб.: Питер, 2007. — 144с.
45. Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры [Текст] /С. А. Черняева. — СПб.: «Речь», 2012. — 168 с.
46. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых.- СПб.: Питер, 2006.- 256 с.
47. Элкин, А. Психология эмоций и методы коррекции [Текст] / А. Элкин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.- 372 с.
48. Юнг, К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души [Текст] / К.Г. Юнг. — М: Канон, 2015.
49. Юнг, К.Г. Феноменология духа в сказках [Текст] /К.Г. Юнг.- СПб.: «Знание», 2009. — 420 с.
50. Якбсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника [Текст] / П.М. Якобсон. — М.: Просвещение, 2006. — 291 с.

Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

Автор: Богапова Анастасия Александровна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 26.02.2021 2021-02-26

Статья просмотрена: 517 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 3 (pdf)

Библиографическое описание:

Богапова, А. А. Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии / А. А. Богапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78829/ (дата обращения: 29.04.2023).



В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

Ключевые слова: тревожность, младшие школьники, задержка психического развития, арт-терапия.

The article describes an experimental work aimed at correcting the anxiety of primary school children with delay of mental development by art therapy.

Key words: anxiety, primary school children, delay of mental development, art therapy.

Поступление в школу является важнейшим периодом в жизни ребенка, который можно охарактеризовать как момент начала становления личности. Именно этот период во многом определяется дальнейший путь развития человека, происходит формирование свойств его характера и личностных качеств. В то же время данный период сопровождается для детей большим количеством трудностей. Многие из них в период адаптации к школе начинают испытывать повышенную тревожность, эмоциональное напряжение, становятся беспокойными, скованными и неуверенными в себе (Винникова Е.

Л., Елисеев П. Г., Исаев Д. Н., Конева О. Б., Костина Л. М., Кулагина И. Ю., Прихожан А. М., Слепович Е. С.) [2, с. 110–114].

Дети с ЗПР младшего школьного возраста склоны к формированию тревожности из-за незрелости психических функций и эмоционально-волевой сферы [4; 6, с. 45]. В данном случае очевидна ситуация усложнения из-за тревожности и без того затруднительного этапа школьной адаптации.

В этот сложный период очень важно поддержать ребенка. Необходимо сохранить его эмоциональное и психологическое состояние на надлежащем уровне. Особое внимание следует уделить своевременной диагностике, коррекции и профилактике детской тревожности, пока она не стала устойчивым личностным образованием. Ведь повышенный уровень тревожности младших школьников может стать причиной психосоматических заболеваний и нервных расстройств [3, c. 41]. В этой связи представляется значительной актуальность исследования в части определения и овладения эффективными методами коррекции уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Методы арт-терапии как сравнительно новая форма практической работы с детьми с ЗПР являются интересными с точки зрения применения в коррекции тревожных состояний. Возникновение и развитие арт-терапии связано с работами многих отечественных и зарубежных авторов, среди которых Бурно М. Е., Копытина А. И., Лебедева Л. Д., Никитин В. Н., Никольская И. М., Розин В. М., Сидоров В. В., Хайкин Р. Б., Краммер Е., Наумбург М., Роджерс Н., Уоллер Д. и др. Сегодня арт-терапию можно рассматривать как вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве [5, c. 5].

Творческая деятельность выступает средством формирования орудия опосредствования тревоги и страхов у детей. При этом от ребенка не требуется каких-то специальных умений и навыков, так как важен не результат работы, а непосредственно процесс, являющийся сам по себе коррекционным. В работах Колесниковой Г. Ю. показана эффективность использования разнообразных приемов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР [4]. Также отсутствует ситуация оценивания личностных качеств и умений ребенка, являющейся распространенной в учебно-воспитательной среде, и служащей одним из основных факторов возникновения напряжения, стресса и тревоги у ребенка. Таким образом, применение арт-терапевтических методик с детьми с ЗПР будет способствовать коррекции познавательной деятельности ребенка, эмоционально-волевой сферы, развитию плодотворной коммуникации со сверстниками, благоприятному формированию личности [1;4; 5].

Анализ литературы позволил нам прийти к выводу, что на сегодняшний день существует недостаток коррекционно-развивающих программ, направленных на преодоление тревожности у младших школьников с ЗПР. Также существует необходимость расширения опыта применения арт-терапевтических методик в коррекции тревожности. Исходя из вышесказанного, нами была выбрана тема опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с ЗПР методами арт-терапии, проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Маяк», реализующего адаптированные образовательные программы.

Контингент испытуемых выбран среди учащихся вторых классов, имеющих диагноз задержка психического развития. Всего для эксперимента было отобрано 3 младших школьника с ЗПР.

Характеристика контингента отобранных испытуемых.

Младшие школьники в возрасте 8 лет, обучающиеся по адаптированным образовательным программа для детей с ЗПР. В характере поведения наблюдается отстраненность, минимизация контактов и напряженность в отношениях со сверстниками, неуверенность в себе, пониженная самооценка, страх самовыражения. Все дети занимаются с логопедом и психологом.

На первом этапе работы была проведена диагностика уровня тревожности с помощью методик:

для выявления детей «группы риска» с помощью наблюдения за младшими школьниками с ЗПР за основу взята методика, предложенная авторами Микляевой А. В., Румянцевой П. В., позволяющая диагностировать уровень школьной тревожности учащихся, путем оценки ее проявления в поведении детей через вербальные и невербальные показатели;

для выявления тревожности как устойчивого образования психики у детей младшего школьного возраста применена «Шкала явной тревожности для детей», адаптированная Прихожан А. М.;

для определения уровня школьной тревожности использовался тест Филлипса.

В ходе анализа полученных результатов можем констатировать факт повышенного уровня школьной тревожности у всех испытуемых, более того у одного из детей этот уровень можно охарактеризовать как высокий. У всех трех учащихся присутствует сильнейших страх самовыражения, что приводит к избеганию ситуаций, связанных с самораскрытием, предъявлением себя другим, демонстрацией своих возможностей. Подобное положение дел, безусловно, не способствует выработке адаптационных механизмов к окружающей среде. налаживанию продуктивной коммуникации с ровесниками, учителями и другими взрослыми, страдает самооценка. Как следствие, указанные негативные факторы мешают гармоничному развитию ребенка и требуют психологической коррекции.

На втором этапе работы полученные результаты диагностики позволили нам сформировать программу коррекции уровня тревожности младших школьников с ЗПР, рассчитанную на 20 практических занятий по 2 раза в неделю. Занятия составлялись с опорой на методические пособия Киселевой М. В., Костиной Л. М., Ковалько В. И. Структура каждого включала ритуал приветствия, дыхательные и релаксационные упражнения, методики арт-терапии и ритуал прощания.

Программа включает три последовательных блока:

первый блок программы вводный, нацеленный на знакомство и сплочение участников эксперимента;

второй блок программы основной, главной целью которого является непосредственно снижение уровня тревожности у детей в рамках психологической коррекции;

третий блок заключительный, нацеленный на позитивное программирование будущего.

В каждый блок программы вошли арт-методы (изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, фототерапия), позволяющие создавать условия для развития у школьников умения опосредовать тревогу, навыков распознавания и выражения эмоционального состояния, а также упражнения на релаксацию и дыхательная гимнастика с целью снижение уровня тревожности у детей путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

На третьем этапе работы по окончанию коррекционно-развивающих занятий предстоял этап повторной диагностики целью оценки эффективности арт-терапевтических методик в коррекции тревожности у младших школьников с ЗПР.

Резюмируя итоги анализа повторного тестирования младших школьников с ЗПР после коррекционно-развивающих занятий, отмечаем снижение уровня тревожности по «Шкале явной тревожности для детей (CMAS)». В соответствии с итогами тестирования тревожность с генерализованной, то есть охватывающей большинство жизненных ситуаций младшего школьника с ЗПР стала ситуационной, то есть проявляющейся в определенных сферах жизни. По методике теста школьной тревожности Филлипса определили, что тревожность у детей осталась повышенной, но уровень повышенной тревожности определяется в рамках процентного коридора и процент степени тревожности снизился. Более того у двух учеников проценты уровня тревожности достигли значений на границе с нормальным уровнем тревожности. В разрезе отдельных факторов наблюдаем у всех детей снижение по фактору страха самовыражения.

Таким образом, можем считать эффективными методы арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников с ЗПР

Литература:

  1. Вожанникова Д. Е. Изучение эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР / Д. Е. Вожанникова, Г. Ю. Колесникова // Сборник трудов конференции ТОГУ «Личность в образовательном пространстве: вариативность подходов к содержанию и технологиям психолого-педагогического сопровождения: Хабаровск, 20–21 ноября 2019 года». — 2020. — С.59–63.
  2. Долгова В. И. Исследование уровня школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития / В. И. Долгова Е. В. Барышникова С. С. Оленникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 44. — С. 110–114.
  3. Карпов Ю. Л. Взаимосвязь тревожности и психосоматических заболеваний у детей младшего школьного возраста / Ю. Л. Карпов // Международный научный журнал «Молодой ученый». — 2020. — № 44 (334). — С. 40–42.
  4. Колесникова Г. Ю. Использование арт-терапии в коррекции негативных психоэмоциональных состояний у младших школьников / Г. Ю. Колесникова, Н. Я. Токарь // «Материалы секционных заседаний 58-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ: Хабаровск, 17–25 апреля 2018 года». — 2018. — С. 308–311.
  5. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. — СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
  6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие /В. В. Лебединский. — М.: Издательство Московского университета, 1985. — 148 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекция тревожности, школьник, арт-терапевтические методика, блок программы, младший школьный возраст, психическое развитие, психологическая коррекция, снижение уровня тревожности, этап работы.

Ключевые слова

младшие школьники, тревожность, арт-терапия, задержка психического развития

тревожность, младшие школьники, задержка психического развития, арт-терапия

Похожие статьи

Анализ

программ коррекции страхов у младших школьников. ..

Коррекция тревожности младших школьников | Молодой ученый. Таким образом, страхи в младшем школьном возрасте в основном связаны с учебной

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития в процессе их…

Коррекция тревожности младших школьников | Молодой ученый

В статье представлены результаты исследования проявлений тревожности младших школьников. Установлена структура страхов младших школьников, которые в основном связаны с учебной деятельностью, стилем общения учителя с учениками и в меньшей степени. ..

Возможности

арт-методов в профилактике стресса у детей

Одной из психологических характеристик детей младшего школьного возраста является

Организация работы по профилактике стресса детей позволяет не только формировать

Арт-методы позволяют детям преодолеть отрицательные состояния (страхи, тревоги и др…

Работа школьного психолога с тревожными детьми

Тревожность — одна из актуальных и сложных тем современной психологической науки. Именно благодаря присутствию тревожности у школьников, затрудняется процесс восприятия информации, происходит снижение эффективности восприятия материала. ..

Диагностика и

коррекция тревожности девиантных подростков…

Для снижения уровня тревожности проводилась комплексная психологическая коррекция, включающая: индивидуальные консультации и занятия для обучающихся, родителей и педагогов, а так же тренинговую программу для подростков по коррекцию тревожности.

Снижение уровня тревожности младших школьников на…

Библиографическое описание: Чемрова, Е. С. Снижение уровня тревожности младших школьников на

В младшем школьном возрасте высокий уровень тревожности вызван

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной. ..

Детские страхи и способы их

коррекции у детей младшего

Начальным этапом коррекции является диагностика. Она может проводиться в качестве беседы. При этом хорошо использовать проективные

Арт-терапия — метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются творчество и художественные приемы…

Профилактика психоэмоционального напряжения у

детей

Особую ценность арттерапевтическая работа может иметь для детей и взрослых

‒ профилактика и выявление различных психологических причин эмоционального напряжения и

Арттерапевтическая работа с детьми имеет широкий спектр показаний, в том числе. ..

Анализ эффективности использования методов

арт-терапии…

Своевременно проведенная психологическая коррекция детских страхов является важным звеном в профилактике аффективных расстройств у детей, влияющих на психическое развитие ребенка, и способствует гармонизации психоэмоционального состояния на пути преодоления…

Похожие статьи

Анализ

программ коррекции страхов у младших школьников

Коррекция тревожности младших школьников | Молодой ученый. Таким образом, страхи в младшем школьном возрасте в основном связаны с учебной

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития в процессе их. ..

Коррекция тревожности младших школьников | Молодой ученый

В статье представлены результаты исследования проявлений тревожности младших школьников. Установлена структура страхов младших школьников, которые в основном связаны с учебной деятельностью, стилем общения учителя с учениками и в меньшей степени…

Возможности

арт-методов в профилактике стресса у детей

Одной из психологических характеристик детей младшего школьного возраста является

Организация работы по профилактике стресса детей позволяет не только формировать

Арт-методы позволяют детям преодолеть отрицательные состояния (страхи, тревоги и др. ..

Работа школьного психолога с тревожными детьми

Тревожность — одна из актуальных и сложных тем современной психологической науки. Именно благодаря присутствию тревожности у школьников, затрудняется процесс восприятия информации, происходит снижение эффективности восприятия материала…

Диагностика и

коррекция тревожности девиантных подростков…

Для снижения уровня тревожности проводилась комплексная психологическая коррекция, включающая: индивидуальные консультации и занятия для обучающихся, родителей и педагогов, а так же тренинговую программу для подростков по коррекцию тревожности.

Снижение уровня тревожности младших школьников на…

Библиографическое описание: Чемрова, Е. С. Снижение уровня тревожности младших школьников на

В младшем школьном возрасте высокий уровень тревожности вызван

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной…

Детские страхи и способы их

коррекции у детей младшего

Начальным этапом коррекции является диагностика. Она может проводиться в качестве беседы. При этом хорошо использовать проективные

Арт-терапия — метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются творчество и художественные приемы. ..

Профилактика психоэмоционального напряжения у

детей

Особую ценность арттерапевтическая работа может иметь для детей и взрослых

‒ профилактика и выявление различных психологических причин эмоционального напряжения и

Арттерапевтическая работа с детьми имеет широкий спектр показаний, в том числе…

Анализ эффективности использования методов

арт-терапии…

Своевременно проведенная психологическая коррекция детских страхов является важным звеном в профилактике аффективных расстройств у детей, влияющих на психическое развитие ребенка, и способствует гармонизации психоэмоционального состояния на пути преодоления. ..

Школьная тревога: причины, симптомы и лечение

Школьная тревога — это состояние, которое может затронуть учащихся всех возрастов. Он проявляется в виде чрезмерного страха перед школой и связанными с ней действиями, такими как заведение друзей, публичные выступления или сдача тестов.

Тревога, связанная со школой, является обычным явлением и может затронуть любого ребенка, независимо от возраста, уровня в классе или успеваемости. Для некоторых учащихся это настолько серьезно, что мешает их способности учиться и функционировать в школе.

В этой статье школьная тревожность рассматривается более подробно, включая причины, симптомы и лечение.

Школьная тревога связана со страхом и беспокойством по поводу посещения школы. Врачи также могут называть это школьной фобией или отказом от школы.

Хотя дети нередко испытывают некоторое беспокойство по поводу поступления в школу или перехода в новую школу, дети с тревогой в школе испытывают крайнюю степень страха и беспокойства по поводу повседневной посещаемости. Это может помешать им ходить на занятия или хорошо учиться в школе.

Отказ от посещения школы не является признанным диагнозом психического здоровья. Однако в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам , 5-е издание ( DSM-5 ) отмечается, что этот симптом может быть связан с несколькими другими диагнозами, включая:

  • депрессию
  • социальное тревожное расстройство расстройство
  • специфическая фобия
  • оппозиционно-вызывающее расстройство
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Отказ от посещения школы может стать проблемой для родителей или опекунов, а также для учителей и администрации школы. Иногда им трудно управлять, и может потребоваться командный подход.

Тем не менее, важно предпринять шаги для решения этой проблемы на раннем этапе, поскольку она может оказать значительное влияние на социальное, эмоциональное и образовательное развитие ребенка. Кроме того, чем дольше ребенок не посещает школу, тем труднее ему вернуться.

Специалисты в области психического здоровья не до конца понимают причины беспокойства в школе. Для некоторых детей страх и беспокойство, связанные со школьной тревогой, связаны с конкретной причиной, например, с травлей или неудачным опытом в школе. Для других тревога может быть более общей и связана с социальной тревогой или тревогой по поводу производительности.

У детей может развиться тревога, если они долгое время находились дома, например, во время летних каникул или из-за болезни. Стрессовое событие, такое как смерть члена семьи или переезд в новый дом, также может вызвать это состояние.

Симптомы школьной тревожности могут быть разными: физическими, эмоциональными или поведенческими.

Физические симптомы могут включать:

  • боли в животе
  • головные боли
  • головокружение
  • учащенное сердцебиение
  • одышка
  • потливость

Эмоциональные симптомы могут включать:

  • страх
  • беспокойство
  • раздражительность
  • грусть 900 20

Поведенческие симптомы могут включать:

  • отказ ходить в школу или посещать занятия
  • частые пропуски занятий в школе
  • приступы гнева
  • приступы плача
  • заявление о болезни, попытка остаться дома

от тяжести симптомов и основных причин.

Специалисты по психическому здоровью могут использовать комбинацию психотерапии, образовательной поддержки и лекарств для лечения школьной тревоги. Поэтому часто необходим совместный командный подход, в котором участвуют ребенок, его родители или опекуны, школьный персонал и специалисты в области психического здоровья.

Первым шагом в лечении часто является встреча со школьным персоналом ребенка для разработки плана. Это может включать в себя корректировку расписания ребенка, оказание поддержки в классе или привлечение ребенка к общественной деятельности вне школы.

Также важно, чтобы родители и опекуны оказывали поддержку детям, испытывающим тревогу в школе. Эта поддержка может принимать форму:

  • разговора с ребенком о его беспокойстве и страхах
  • помощи ребенку в развитии здоровых механизмов выживания
  • моделирования позитивного поведения
  • обучения ребенка методам релаксации
  • участия в обучении ребенка

Родители и опекуны также должны избегать реакции на тревогу ребенка таким образом, чтобы она усиливалась. Это означает избегать аргументов, взяток или угроз.

Если ребенок плохо реагирует на эти меры, специалист по психическому здоровью может порекомендовать психотерапию. Лекарства, отпускаемые по рецепту, обычно являются последним средством, если другие методы лечения оказались неэффективными.

Психотерапия

Эти методы включают когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), которая представляет собой лечение тревожных расстройств. КПТ может научить детей выявлять и изменять бесполезные модели мышления и поведения, чтобы помочь им справиться со своими страхами. Оно может проходить индивидуально или в групповой обстановке.

Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) — это еще один тип психотерапии, который может помочь при беспокойстве и отказе от школы. ДПТ делает упор на внимательность и принятие, а также на изменение. Это может научить детей справляться со стрессовыми ситуациями более полезным способом.

Специалисты по психическому здоровью могут также рекомендовать экспозиционно-ответную терапию (ERP). ERP фокусируется на том, чтобы помочь детям справиться со своими страхами постепенно и под контролем. Такой подход может помочь им меньше бояться посещения школы.

Лекарства

Если другое лечение не помогает, специалист по психическому здоровью может выписать лекарство. Наиболее распространенным типом лекарств от тревоги являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). СИОЗС повышают уровень серотонина в мозге, что помогает улучшить настроение и уменьшить беспокойство.

Специалисты в области психического здоровья могут назначать бензодиазепины детям с тяжелой школьной тревогой. Однако эти препараты подходят только для кратковременного применения, поскольку они несут риск побочных эффектов, таких как седативный эффект и проблемы с мышлением и памятью. Длительное употребление также может привести к толерантности, зависимости и другим неблагоприятным последствиям.

Крайне важно обратиться за профессиональной помощью, если ребенок часто пропускает школу или отказывается ходить в школу. Отказ от школы может повредить образованию и социальному развитию ребенка, и со временем его становится все труднее лечить.

Также важно обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья, если тревога ребенка вызывает серьезные страдания или мешает повседневной жизни. Невылеченная тревога может привести к другим проблемам, таким как депрессия, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, и социальная изоляция.

Учащиеся могут испытывать тревогу перед школой по разным причинам. Некоторые дети беспокоятся о тестах, в то время как другие беспокоятся о социальных взаимодействиях или уходе из дома.

Тревога может вызывать различные симптомы, такие как учащенное сердцебиение, потливость или затрудненное дыхание. Дети также могут отказываться ходить в школу или впадать в истерики.

Лечение школьной тревожности может включать корректировку в школе, оказание поддержки дома и привлечение ребенка к психотерапии или экспозиционной терапии. Специалисты в области психического здоровья также могут назначать лекарства в тяжелых случаях.

Важно обратиться за профессиональной помощью, если беспокойство ребенка вызывает дистресс. Со временем это становится труднее лечить и может иметь длительные последствия.

Как справиться с тревогой перед поступлением в школу

Тревожные чувства нормальны и ожидаемы у детей и подростков, возвращающихся в школу, меняющих школу или впервые поступивших в детский сад. Этот переход может быть стрессовым и разрушительным для всей семьи.

В дни, предшествующие школе, ваш тревожный ребенок может цепляться, плакать, впадать в истерики, жаловаться на головные боли или боли в желудке, отстраняться, умолять или торговаться, становиться раздражительным или злым.

Беспокойство — обычное дело.  Тревожные дети и подростки беспокоятся о многих различных школьных проблемах, таких как учителя, друзья, приспособление и/или отсутствие у родителей. Вот некоторые распространенные вопросы:

  • Кто будет моим новым учителем и что, если он/она будет злым?
  • Кто-нибудь из моих друзей будет в моем классе?
  • Моя одежда в порядке?
  • Я буду выглядеть глупо?
  • С кем я буду сидеть за обедом?
  • Что, если я опоздаю на автобус?
  • Что делать, если математика слишком сложна для меня?
  • Я ничего не помню, чему научился в прошлом году!
  • Что, если с мамой или папой случится что-то плохое, пока я буду в школе?

Хотя беспокойство вашего ребенка является нормальным,  очень важно, чтобы ваш ребенок посещал школу.  Пропуск школы только усилит страхи вашего ребенка, потому что у него/нее никогда не будет возможности узнать, обоснованы ли его/ее опасения. Кроме того, когда дети и подростки остаются дома из-за беспокойства, они пропускают:

  • Ценные возможности для развития и практики социальных навыков
  • Важные шансы на успех и мастерство
  • Признание и похвала за таланты
  • Развитие близких дружеских отношений с одноклассниками
  • Обучение базовым навыкам, таким как чтение, письмо и математика

5 шагов, чтобы справиться с тревогами перед школой
Шаг 1   Позаботьтесь об основных правилах:

Следите за тем, чтобы ваш ребенок высыпался, ел регулярную пищу и здоровые закуски, а также выполнял ежедневные физические упражнения. Когда разум и тело вашего ребенка питаются, ему легче справляться со школьными заботами. Кроме того, ваш ребенок с большей вероятностью будет вас слушать и лучше справляться с вашими требованиями, если вы будете настаивать на посещении школы, если он хорошо выспался ночью и хорошо позавтракал.

Шаг 2   Проявите сочувствие: 

Выслушайте, что волнует вашего ребенка. Что его беспокоит? Почему он/она ожидает, что это произойдет?  Позвольте ребенку поделиться своими страхами и рассказать о том, что у него на уме. У вас могут быть хорошие возможности просто слушать своего ребенка, когда вы находитесь в машине, стоите в очереди в магазине, во время купания или во время ужина. Некоторым детям и подросткам такой «непринужденный» способ общения кажется менее напряженным и облегчает самовыражение. Для других личное время с безраздельным вниманием чувствует себя лучше.

Шаг 3   Решение проблемы:

Как только вы узнаете, что беспокоит вашего ребенка, вы можете приступить к разработке плана преодоления. Тревожная молодежь часто плохо решает проблемы и сомневается в своей способности справиться. Преодолев страх вашего ребенка, создав активный план с конкретными решениями, вы значительно уменьшите беспокойство. Например, « Если случится (худшее), что вы можете сделать? » или « Давайте подумаем, как вы могли бы справиться с этой ситуацией ». Это дает вам возможность научить вашего ребенка справляться (и интерпретировать) как с реальными, так и с воображаемыми пугающими ситуациями.

Шаг 4   Сосредоточьтесь на положительных аспектах:  

Как только вы поймете, чего боится ваш ребенок, и разработаете план преодоления этих страхов, вы можете поощрять ребенка перенаправлять внимание от беспокойства. в сторону положительных сторон. Спросите своего ребенка: « Какие три вещи вас больше всего волнуют в первый день в школе? ”Большинство детей могут думать о  о чем-то  хорошем, даже если это просто особый перекус или возвращение домой в конце дня. Скорее всего, забавные аспекты просто упускаются из виду из-за повторяющихся забот.  

Шаг 5   Обратите внимание на свое поведение: 

Для родителей детей младшего возраста или детей, начинающих учебу в новой школе, передача заботы и ответственности за своего ребенка учителям может вызывать тревогу. Дети берут пример со своих родителей, поэтому чем больше уверенности и спокойствия вы продемонстрируете, тем больше ваш ребенок будет верить, что он сможет справиться с этим новым препятствием. Поддерживайте, но будьте тверды. Прощаясь утром, скажите это весело – один раз! Убедитесь, что вы не поощряете протесты, плач или истерики вашего ребенка, позволяя ему оставаться дома. Вместо этого спокойным тоном скажите:  «Я вижу, что ты боишься ходить в школу, но тебе все равно нужно идти. Скажи мне, что тебя беспокоит, чтобы мы могли поговорить об этом».     

График подготовки к школе (возможно, вам не потребуется выполнять все эти шаги)

За 1–2 недели до школы:

  • Постепенно возвращайте ребенка в школу -дневной режим сна и бодрствования. Если ваш ребенок ложится спать на несколько часов позже обычного и не спит во время каникул, переводите часы назад на 15-30 минут ежедневно. Например, вместо того, чтобы ложиться спать в 23:00, помогите ребенку лечь спать в 22:45 в первый день, в 22:30 во второй день и т. д. Делайте это до тех пор, пока ваш ребенок не ляжет в постель и не заснет в разумное время. и может постоянно вставать и вставать с постели в ожидаемое утреннее время. Возможно, вам также придется попросить всех членов семьи приспособиться к новому расписанию, чтобы ваш ребенок не был единственным, кто внес изменения.
  • Попросите ребенка помочь спланировать школьные обеды на первую неделю. Вы можете пойти в магазин вместе, чтобы купить эти предметы.
  • Вместе составьте список школьных принадлежностей и спланируйте увлекательную поездку по магазинам.
  • Для детей младшего возраста: сходите на школьный двор и поиграйте несколько раз перед первым днем ​​в школе. Это может помочь вашему ребенку чувствовать себя более комфортно в своем окружении, делая возвращение в школу привычным.
  • Научите и отработайте у ребенка навыки совладания, которые он сможет использовать для решения конкретных проблем. Полный список инструментов можно найти в My Anxiety Plan (MAP).

За 2-3 дня до школы: 

  • Ходите в школу несколько раз – пешком, на велосипеде, на машине или на автобусе. Для детей младшего возраста, которые едут на школьном автобусе, опишите и нарисуйте маршрут автобуса, в том числе укажите, куда идет автобус и сколько времени нужно, чтобы добраться до школы. Расскажите о безопасности автобусов.
  • Для новых учеников совершите экскурсию по школе. Большинство школ открываются за несколько дней до официального первого дня, когда учителя обустраивают классы. «Загляните внутрь» и попросите быстро осмотреться. Покажите ребенку классы, столовую и туалеты. Если возможно, встретьтесь с учителем вашего ребенка в присутствии вашего ребенка.
  • Попросите ребенка помочь выбрать, что он/она хочет носить в первые несколько дней.
  • Вместе с ребенком упакуйте школьный портфель накануне вечером, включая специальную игрушку или предмет комфорта для младших детей, которые нервничают из-за разлуки. Обнадеживающая записка в обеде ребенка также может помочь уменьшить тревогу разлуки.

Первый день в школе: 

  • Приготовьте любимый завтрак, чтобы сделать утро веселее.
  • Решите, кто будет водить вашего ребенка в школу, если это возможно. То, что ваш ребенок ходит в школу с другом в течение первых нескольких дней, может показаться менее страшным, или водить ребенка за рулем в течение первой недели, пока он не почувствует себя уверенно, чтобы сесть на автобус.
  • Если у вашего ребенка в анамнезе была тревога разлуки в других условиях, сообщите об этом учителю. Большинство преподавателей являются экспертами в этой области и имеют многолетний опыт работы! Вы также можете посмотреть это полезное анимационное видео о том, что можно и чего нельзя делать при преодолении тревоги разлуки:
  • Самое главное, хвалите и поощряйте ребенка за смелое поведение. Вы можете запланировать веселую трапезу в конце первого дня или недели, чтобы отпраздновать успехи вашего ребенка.