Кратковременная и долговременная память человека – Виды памяти в психологии. Долговременная и кратковременная память :: SYL.ru

Содержание

Виды памяти в психологии. Долговременная и кратковременная память :: SYL.ru

Каждый человек в течение всей своей жизни накапливает определенную информацию, опыт и знания, необходимые ему в различных сферах его деятельности. Все это возможно благодаря памяти. Без нее человечество никогда не достигло бы прогресса и до сих пор оставалось бы на уровне первобытнообщинного строя. Память – это одна из важнейших функций нашего сознания. Что же означает это понятие? Каковы основные виды памяти в психологии? С какими ее нарушениями может столкнуться человек, и как их исправить?

Понятие и функции памяти

Память – это способность сознания человека накапливать, сохранять, а также воспроизводить полученные некогда знания, навыки, информацию о нашем мире. В различных формах она присуща всем живым организмам. Однако у людей, по сравнению с остальными существами, память находится на самом высшем уровне развития.

Различные типы памяти способствуют тому, что человек может не только овладевать некими сведениями, но и повторять и воспроизводить всевозможные действия. Память позволяет нам переноситься мыслями в прошлое, заново переживать эмоции и волнения, которые мы когда-то испытали. Эта функция человеческой психики обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего, делает возможным обучение и личностное развитие.

Память способствует координации работы различных подсистем нашей психики. С ее помощью человек способен добиваться цели, поставленной перед собой, благодаря запоминанию и воспроизведению в нужный момент необходимой информации.

К основным функциям памяти относится способность накапливать и сохранять полученные знания в течение длительного промежутка времени. Также она необходима для воспроизведения информации с максимальной точностью.

Классификация видов памяти в психологии

К свойственным, помимо человека, и другим организмам относятся генетическая и механическая память. Первая из них хранится в генотипе живого организма и передается по наследству. На нее невозможно оказать никакого влияния известными нам методами. Механическая память представляет собой способность к обучению, основанную на повторениях, без осмысления и осознания действий.

В зависимости от того, какой из органов чувств принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие типы памяти: слуховую, зрительную и осязательную. По продолжительности хранения информации она делится на долгосрочную и кратковременную.

Также классификация видов памяти производится по типу мышления человека. Согласно ей, выделяют ассоциативную, логическую, опосредованную память.

Первый вид представляет собой процесс усваивания информации за счет построения некой цепочки ассоциаций. Так, например, когда человек изучает иностранный язык, то или иное слово может показаться по произношению похожим на русское. Таким образом, запомнить его будет намного легче.

Логическая память построена на смысловой взаимосвязи различных элементов, которые необходимо запомнить. Поняв причинно-следственные зависимости, человек легко усвоит необходимую ему информацию.

Опосредованная память основывается на сопоставлении новых знаний с уже имеющимся у человека жизненным опытом. Она включает в себя и логическую, и ассоциативную память.

От того, насколько целенаправленно происходит усваивание информации человеком, выделяют такие виды памяти в психологии, как произвольную и непроизвольную. В первом случае знания фиксируются случайно, автоматически. Непроизвольная память же предполагает целенаправленную концентрацию внимания человека для сохранения необходимой информации.

Качества и индивидуальные особенности нашей памяти

У каждого человека память развита по-своему. Для кого-то не составит труда быстро запомнить довольно большой объем информации, кому-то же сложно выучить даже короткое стихотворение.

В психологии выделяются следующие качества памяти: объем, точность, длительность, быстрота запоминания и готовность к воспроизведению. Все они развиты у конкретного человека в разной степени.

Объем памяти представляет собой способность индивида одновременно сохранять и держать в голове значительное количество информации. Согласно научным данным, люди не используют на 100% свой мозг, и память наша также задействована не на полную силу. В наше сознание может вместиться информации гораздо больше, чем в самый современный компьютер, но мало кто реализует на практике свои потенциальные возможности.

Точность памяти позволяет человеку воспроизводить максимально достоверно усвоенную информацию. Очень часто с течением времени часть данных может стереться из нашего сознания или исказиться. Точность воспроизведения же обеспечивает их надежную сохранность в неизменном виде.

Длительность памяти позволяет удерживать необходимую информацию в голове определенное время. Так, например, студенту, выучившему все билеты перед сессией, важно не забыть их до того момента, пока он не сдаст экзамены. После этого же удерживать информацию в памяти для него не имеет смысла.

Быстрота запоминания также является одной из важнейших характеристик памяти. Она определяется количеством времени, необходимым для того, чтобы усвоить ту или иную информацию. Некоторым студентам, к примеру, нужно учить весь семестр, чтобы успешно сдать сессию. Другим же достаточно прочитать материал на один раз перед самым экзаменом.

Готовность к воспроизведению характеризуется способностью человека быстро вспомнить необходимую информацию. Для кого-то это совсем несложно, кому-то же требуется время, чтобы постепенно отыскать в глубинах своей памяти то, что ему нужно.

Понятие и особенности зрительной памяти

Зрительная память характеризуется тем, что человек в состоянии запоминать увиденные им лица, текст, различные предметы. При необходимости вспомнить что-либо перед ним возникают некие образы, которые формирует наше сознание. Людям, у которых этот вид памяти развит в большей степени, легче усваивать информацию при зрительном контакте с предметом познания.

Особенности памяти этого вида состоят в том, что в процессе запоминания наш мозг преобразует и трансформирует исходные данные. При этом мелкие, неважные детали могут вовсе опускаться, а что-то более крупное и привлекающее внимание, наоборот, выделяться и преувеличиваются. Наше сознание способно представлять увиденную информацию в виде схем и рисунков, которые легче сохранить в памяти.

Зрительная память не у всех людей развита одинаково. Кто-то с легкостью опишет предмет, который он видел пару секунд, другой же человек, даже внимательно рассматривая ту или иную вещь, упустит потом важные моменты, рассказывая о ней.

Особенности слуховой памяти

Многим людям гораздо легче запомнить информацию на слух, нежели при зрительном контакте. Так, при разучивании стихотворения некоторым детям необходимо, чтобы родители сначала несколько раз прочитали им его. Слуховая память – это способность человека запоминать и усваивать, сохранять и впоследствии воспроизводить звуковую информацию.

Каждый человек в той или иной степени обладает слуховой памятью. Кто-то с легкостью дословно воспроизведет мельком услышанную им информацию. Кому-то же это дается труднее. Но даже если, внимательно прослушав лекцию, вы из нее ничего не запомнили, не стоит думать, что данный вид памяти вам совершенно не свойственен. Возможно, ваш мозг просто не хочет воспринимать информацию, которая вам не интересна, ведь в разговоре с товарищем практически каждый запомнит, о чем именно он вам рассказывал.

Кратковременная память

Выделяя виды памяти в психологии, чаще всего в первую очередь упоминают долговременную и кратковременную память. Последняя представляет собой способ хранения информации в течение небольшого промежутка времени, как правило, от 20 до 30 секунд. Очень часто с ней сравнивается физическая память компьютера.

Кратковременная память сохраняет обобщенный образ предмета, который воспринял человек. Она акцентируется на самых основных и выделяющихся чертах, наиболее запоминающихся элементах. Кратковременная память функционирует без предварительной установки на запоминание. Однако при этом она направлена на воспроизведение только что полученной информации.

Основным показателем, характеризующим кратковременную память, является ее объем. Он определяется количеством единиц информации, которые человек будет способен воспроизвести с абсолютной точностью через 20-30 секунд после того, как некие данные один раз были представлены перед ним. Чаще всего объем кратковременной памяти людей варьируется в промежутке между 5 и 9 единицами.

Информация удерживается в кратковременной памяти за счет повторения. Данные сканируются нашим мозгом с помощью зрения, а затем проговариваются внутренней речью. После этого начинает работать кратковременная слуховая память. При отсутствии повторения сохраненные элементы со временем забываются либо вытесняются вновь поступившими данными.

Долговременная память

Способность человека хранить информацию в течение очень долгого, иногда ограниченного лишь продолжительностью нашей жизни, промежутка времени называется долговременной памятью. Она предполагает наличие у людей возможности в любой необходимый момент вспомнить и воспроизвести то, что когда-то прочно поселилось в сознании.

Человек в состоянии неограниченное количество раз рассказывать без утраты смысла и всех мельчайших деталей информацию, хранящуюся в долгосрочном хранилище памяти. Систематические повторения позволяют удерживать в голове данные все дольше и дольше.

Функционирование долгосрочной памяти связано с такими процессами, как мышление и сила воли. Они необходимы для того, чтобы отыскать в глубинах сознания некогда сохраненную информацию. Для того чтобы данные перешли в долговременную память, нужна четкая установка на запоминание, а также систематические повторения.

У всех людей этот вид памяти развит в различной степени. Чем лучше долговременная память, тем большее количество единиц информации способен запомнить человек при меньшем числе повторений.

Способность забывать как функция памяти

Многими людьми способность забывать рассматривается, как недостаток, и даже нарушение памяти, от которого хотелось бы избавиться. Действительно, мало кому понравится в нужный момент не суметь вспомнить важную информацию. Однако на самом деле способность забывать нам крайне необходима.

Если на секунду представить, что человек хранил бы в своей голове абсолютно все, и ни одна даже самая малейшая деталь не ускользала бы из нашего сознания, насколько перегруженной оказалась бы в итоге наша память? Помимо этого, есть множество неприятных и страшных событий, которые хочется поскорее забыть. Наше сознание устроено таким образом, что пытается стереть из памяти весь негатив. Люди стараются помнить только хорошее и поменьше думать о плохом.

Способность забывать позволяет человеку концентрироваться на самых важных вещах и сохранять в своем сознании только действительно необходимую информацию. Благодаря этой функции наша физическая память защищена от перегрузок. Однако не во всех случаях представление людей о нужных сведениях совпадают с выбором таковых нашим мозгом. Подобные ситуации создают для нас проблемы и неудобства, и человек жалуется, что у него плохая память.

Необходимо помнить, что даже люди с феноменальной памятью обладают способностью забывать ненужную, лишнюю информацию. Без этой способности мозг работал бы очень медленно, как перегруженный компьютер. При этом у человека часто возникали бы нервные расстройства и всевозможные проблемы с памятью.

Нарушение памяти: виды и причины

Причины нарушения памяти довольно разнообразны. В первую очередь к таковым относятся травмы и поражения головного мозга, а также заболевания других органов, отражающиеся на общем состоянии человека. Частое злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками, систематический прием сильных лекарственных средств могут привести к нарушению памяти. Причиной этой проблемы является также неправильный образ жизни человека, наличие постоянных стрессов, хроническое недосыпание и переутомление. Многие люди с возрастом начинают замечать, что у них стала плохая память. Если проблемы с памятью, вызванные неблагоприятными жизненными факторами, устранить довольно легко, то нарушения, спровоцированные серьезными травмами, очень сложно поддаются лечению.

Как и виды памяти в психологии, ее расстройства также многообразны. Они подразделяются на несколько групп. К первой относятся амнезии. Это заболевание характеризуется нарушением способности индивида хранить, запоминать и воспроизводить информацию. Иногда человек не может вспомнить события, которые происходили до получения травмы. В некоторых случаях он, наоборот, прекрасно помнит далекое прошлое, но не способен воспроизвести то, что случилось с ним пару минут назад.

Ко второй группе относятся частичные нарушения памяти. Они делятся на гипомнезию, то есть снижение памяти, и гипермнезию – заболевание, характеризующееся чрезмерным повышением способностей сохранять информацию.

Третья группа включает в себя нарушения, связанные с искажением информации или ложными воспоминаниями. Заболевания такого рода носят название парамнезии. Люди могут присваивать себе чужие мысли и действия, смешивают в своем сознании прошлое и настоящее, считают реальностью вымышленные события.

Столкнувшись с любым из перечисленных нарушений памяти, человеку необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Вовремя начатое лечение во многих случаях делает начавшиеся изменения обратимыми.

Как развить память?

У каждого из нас свои особенности памяти. Кому-то легче дается усвоение информации на слух, кто-то же обязательно должен видеть перед глазами объект запоминания. Для некоторых людей не представляет сложности выучить длинные стихотворения, кому-то для этого требуется приложить немалые усилия. Различные особенности людей не являются нарушениями, и каждый при желании может усовершенствовать свою способность сохранять и воспроизводить информацию.

Существует несколько советов, с помощью которых развитие памяти станет более доступным каждому человеку. Прежде всего, нужно знать, что мозг запоминает быстрее ту информацию, которая нам интересна. Также важным фактором является полное сосредоточение внимания на изучаемом объекте. Чтобы быстрее что-то запомнить, нужно создать вокруг себя среду, которая способствовала бы максимальной концентрации. К примеру, готовясь к экзамену, можно выключить компьютер и телефон, попросить родственников не шуметь и не отвлекать вас.

Быстрее запоминать помогают ассоциации. Научившись строить их, сопоставлять то, что необходимо усвоить, с уже знакомыми понятиями, вы существенно облегчите процесс запоминания.

Немаловажным считается умение человека систематизировать полученную информацию. Сознание преобразует исходные данные в схемы и графики, которые проще и быстрее запомнить.

Развитие памяти человека невозможно без повторения. Чтобы информация со временем не забывалась, ее необходимо периодически повторять, вновь и вновь возвращаться к ней.

Упражнения для улучшения памяти

Существует множество упражнений для развития и тренировки нашей памяти. Многие из них можно применять в повседневной жизни, они не требуют специальной подготовки и наличия определенных книг и пособий.

Очень большого внимания заслуживает тренировка зрительной памяти. Приведем несколько примеров упражнений на ее развитие. Можете открыть любую картинку, посмотреть на нее несколько секунд, затем закрыть глаза и мысленно постараться вспомнить все, что вам удастся. Затем откройте глаза и проверьте себя.

Еще одним вариантом упражнений развития зрительной памяти является игра в карандаши. Вы можете взять несколько карандашей, бросить их на стол в случайном порядке, посмотреть на них пару секунд, а затем, не подглядывая, воспроизвести увиденное на другом конце стола. Если у вас все получается слишком легко, можно увеличить количество карандашей.

Для развития слуховой памяти будет очень полезным читать книги вслух. Однако делать это нужно с выражением, избегая монотонного чтения. Разучивание стихотворений также поспособствует улучшению слуховой памяти. Даже пара выученных четверостиший в день существенно повысят возможности вашей памяти. Можно попробовать запомнить и через некоторое время воспроизвести про себя разговор незнакомцев или услышанную в маршрутке новую для вас песню.

Для развития памяти постарайтесь каждый вечер вспоминать события прожитого дня в мельчайших деталях. Причем делать это нужно в обратной последовательности, то есть, начиная с вечера и заканчивая пробуждением.

Для того чтобы ваша память как можно дольше вас не подводила, необходимо полноценно питаться, отдыхать, избегать стрессов и негативных эмоций. Помнить все невозможно, поэтому даже если вы что-то забыли, постарайтесь отнестись к этому с юмором и не зацикливаться на проблемах.

www.syl.ru

Кратковременная и долговременная память человека

Собственная внутренняя память является важнейшим психическим процессом. На протяжении всей жизни мозг человека воспринимает, перерабатывает, хранит и воспроизводит различную информацию, некоторая часть которой сохраняется в воспоминаниях недолго, другая часть может быть воспроизведена даже через несколько лет. С чем связаны такие особенности процесса запоминания? Это, в первую очередь, обусловлено тем, что у человека есть 2 совершенно разных вида памяти:

  1. долговременная;
  2. кратковременная.

Именно от этих видов зависит, какая информация будет храниться в коре головного мозга всего лишь несколько минут, а какая будет «запечатлена» там на долгие годы.

В психологии бытует мнение, что на процесс запоминания и усвоения, а также на объёмы, которые способны удерживать кратковременная и долговременная память, во многом влияет генетическая предрасположенность.

Характеристика кратковременной памяти

Данный вид памяти представляет собой один из психических процессов, которому свойственно ограниченное по времени хранение информации (не более 30 секунд) и ограниченное по количеству удержание элементов (5-9 единиц).

Информация поступает на кратковременное хранение с помощью сенсорных ощущений. Важным моментом, способствующим «отбору» материала, является направленность внимания человека на те или иные объекты.

При этом хранятся только актуальные на данный момент времени знания. После того, как эти знания утрачивают актуальность для человека, они, как правило, забываются или переходят в долговременную память.

Данный вид памяти особенно чувствителен к внешним воздействиям. Так, при любых отвлечениях человек может быстро забыть информацию, которую хотел запомнить.

Особенности кратковременного запоминания

Несмотря на то, что кратковременная память хранит данные относительно небольшой промежуток времени, она включает в себя важные процессы переработки получаемого материала:

  • кодирование. Чтобы определённый информационный блок попал в краткосрочное хранилище, он должен представлять непосредственную значимость для человека. Только значимая информация осознанно воспринимается и запоминается, пусть и на довольно короткий срок. К примеру, многие и не вспомнят дословно весь разговор с начальником, а воспроизведут лишь ту его часть, которая представляла ценность и смысл.
  • хранение. Единственная особенность хранения воспоминаний — ограничение удерживаемых в памяти объектов. Так, кратковременная память у детей способна одновременно хранить не более 5-6 элементов (цифр, слов, образов) одновременно. У взрослых же объём запоминаемых элементов составляет 7-9. Однако нужно принимать во внимание индивидуальные особенности запоминания.

В психологии одной из разновидностей кратковременной памяти считается оперативная память. Данный вид рассчитан на хранение конкретного материала в заранее известном временном диапазоне.

Оперативное запоминание во многом определяется значимыми для человека на тот или иной момент задачами. К примеру, оперативная память помогает школьникам запомнить материал к завтрашнему уроку, после чего информация может перейти на более длительное хранение или же вовсе вытесниться.

Что собой представляет долговременная память?

Данный вид памяти считается более надёжным хранилищем различной информации. В большинстве случаев она хранит сведения, имеющие для человека личный смысл или нашедшие в его душе эмоциональный отклик. Объём запомненного материала и время его хранения могут быть совершенно разными у всех людей.

Немного о генетике

Психология выделяет ещё один вид памяти, который принято относить к долговременной, — генетическая память. Она призвана хранить информацию о наших предках на подсознательном уровне. Учёные считают, что именно генетическая память определяет поведение человека, его характер и даже судьбу.

Некоторые специалисты считают, что данный вид запоминания ограничен возрастом до 2-3 лет. Однако другие исследователи полагают, что генетическая память хранит информацию в течение всей жизни человека. Более того, такой «след запоминания», пусть и подсознательный, является первоосновой понятия «долговременная память», которая заключается в длительном хранении ценной информации.

Взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти

Между этими понятиями существует тесная взаимосвязь. Те знания, которые представляют для человека особый интерес, переходят в долговременную память. А уже из неё затем периодически извлекаются необходимые информационные блоки, которые попадают в кратковременную память.

Взаимодействие этих видов памяти наблюдается постоянно и именно оно характеризует качество запоминания и усвоения определённых сведений, а также способность человека к извлечению и воспроизведению ранее полученных знаний.

Таким образом, долговременное и кратковременное хранение информации выполняют важные функции при запоминании и воспроизведении материала. Кратковременная хорошо поддаётся тренировке и развитию при выполнении специальных упражнений. Долговременная тоже может быть развита, но для этого требуется гораздо больше времени и усилий.

Независимо от того, с какой целью человек запоминает ту или иную информацию, она обязательно будет изначально храниться в кратковременной памяти. В дальнейшем данные либо утрачивают свою актуальность и вытесняются, либо переходят на долговременное хранение для того, чтобы в необходимый момент можно было их воспроизвести. Тем, кто желает развивать свою память, нужно постоянно упражняться в запоминании материала, способности воспроизводить его через некоторое время.

Автор статьи: Лапинская Людмила

pamyatplus.ru

Долговременная память это в психологии – разновидности памяти

Кратковременная память.

Это память на только что минувшие события; с помощью этого вида памяти обеспечивается выполнение текущих поведенческих и мыслительных операций. За счет этого вида памяти информация удерживается в мозговых структурах в пределах 0,5 часа; при необходимости либо переходит в долговременную память, либо забывается. Кратковременная память, таким образом, является своеобразным буфером, через который проходит вся информация, длительно хранящаяся в мозгу. Извлечение информации из кратковременной памяти обычно происходит без затруднений.

Считается, что кратковременная память связана с деятельностью лобных долей и гиппокампа. При удалении гиппокампа человек становится неспособным к запоминанию чего-либо нового. В основе краткосрочной памяти лежит повторная многократная циркуляция импульсных разрядов по круговым замкнутым цепям нервных клеток лобной доли коры. Возникающая при механической или электрической травме мозга ретроградная амнезия, т.е. невозможность воспроизведения событий, имевших место в пределах 15-30 минут до травмы, рассматривается как доказательство правильности представлений и многократной циркуляции нервных импульсов как основе кратковременной памяти.

Многократная циркуляция нервных импульсов осуществляется следующим образом. В структурах мозга существуют замкнутые нейронные цепи. Это обусловлено тем, что аксоны нейронов соприкасаются не только с дендритами других нейронов, но могут и возвращаться обратно к телу своей же клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов появляется возможность циркуляции нервного импульса по постепенно затухающим кругам возбуждения разной сложности. В результате возникающий в клетке разряд возвращается к ней либо сразу, либо через промежуточную цепь нейронов и поддерживает в ней возбуждение. Эти стойкие круги, совершающиеся нервным импульсом не выходят за пределы определенной совокупности нервных клеток и рассматриваются как физиологический субстрат сохранения энграмм. Именно в этом круге возбуждения происходит переход из кратковременной памяти в долговременную.

Таким образом, при прохождении этого круга одни нервные клетки мозга воспринимают сведения о раздражителе, другие – управляют ответными реакциями, а промежуточные, или вставочные нейроны, находящиеся между ними, обрабатывают всю информацию. В результате многократного прохождения импульсов по кольцевым структурам в них постепенно образуются стойкие изменения, закладывающие основу последующего формирования долгосрочной памяти.

Показано, что длительность циркуляции зависит от биологической важности и новизны информации: новая и важная информация быстрее переходит в долгосрочную память, и для этого требуется меньше времени на циркуляцию (примерно 15 минут).

Емкость кратковременной памяти невелика. Эббингауз первым показал, что при кратковременном (1 минута) предъявлении зрительных или слуховых стимулов в кратковременной памяти может находиться 7+2 бит информации (сейчас этот показатель известен как число Миллера). Мы запоминаем и можем относительно легко воспроизвести 7 предъявленных нам логически несвязанных между собой слов, цифр, семантических понятий. Но неоднократно подтверждаемая многими исследователями такая емкость кратковременной памяти не позволяет объяснить факты оперирования отдельными людьми огромным числом бит информации в небольших промежутках времени.

Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную ёмкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить, за счет повторения, телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически:Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например: большой, огромный, крупный, массивный).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокампважен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нём информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Одной из первичных функций сна является консолидация информации. Возможно показать, что память зависит от достаточного периода сна между тренировкой и тестом. Причем гиппокамп воспроизводит активность текущего дня во время сна.

Долговременная память связана с морфофизиологическими изменениями в системе нейронов. В ряде нервных клеток происходит прижизненный прирост ответвлений (аксоно-дендрической системы). Прирост ответвлений стимулируется упражнением, а от неупотребления той или иной системы происходит их сдерживание. Упражнения в значительной степени повышают число синапсов, увеличивает число пузырьков (везикул ацетилхолина), переносящих возбуждение в нейронах и количество мельчайших “шипиков” находящихся в аксонах, которые считаются основным нейро-химическим аппаратом, обеспечивающим передачу возбуждения в синапсах.

Виды памяти в психологии

Такие же реакции движения и роста при возбуждении возникают и в глии (А.И.Ройтбак). Именно этот эффект образования новых синапсов и составляет субстрат долговременной памяти. Таким образом : в основе долговременной памяти лежит рост аксо-дендрического аппарата глии.

laservirta.ru

Кратковременная память — как улучшить

Кратковременная память – это вид человеческой памяти, благодаря которой можно удерживать небольшое количество информации на протяжении короткого времени. Длительность сохранения информации при одноразовом её восприятии оценивается в несколько секунд. Кратковременная память также называется первичной или активной. Кратковременная и долговременная память противопоставляются друг другу, они отличаются по количеству времени удерживания информации.

Кратковременная память у детей может одновременно удерживать не более чем 5-6 элементов (различных образов, слов или цифр). У взрослого человека она может сохранить на незначительное время 7-9 элементов. Эти цифры приблизительны, поскольку существуют индивидуальные особенности запоминания.

Многие ученые утверждают, что кратковременная память у детей имеет самую высокую интенсивность развития в дошкольном возрасте. Как раз этот период считается основой её дальнейшего развития.

Плохая кратковременная память может быть связанна с различными нарушениями. Такие нарушения являют собой патологические состояния, которые характеризуются невозможностью сохранять и использовать полученную информацию. Статистика говорит, что проблемы с кратковременной памятью встречаются у четверти населения планеты. Больше всего проблемами, как с кратковременной, так и долгосрочной памятью страдают люди пожилого возраста, у них могут возникнуть и эпизодические нарушения, и постоянные.

Кратковременная память достаточно уязвима и очень страдает от развития патологических состояний, которые влияют на неё. Проблемы с запоминанием проявляются в снижении интенсивности обучения человека, забывчивости и невозможности сконцентрироваться на определенном предмете. При этом человек неплохо помнит, что с ним происходило год или даже десятилетие назад, и старается, но не может вспомнить, о чем думал или, чем он занимался пару минут назад.

Проблемы с кратковременной памятью встречаются при старческой деменции, шизофрении или при употреблении алкоголя или наркотических веществ. Могут быть и иные причины проблем с запоминанием, например, опухоли мозговых структур, травмы или хроническая усталость.

Признаки расстройства кратковременной памяти могут появляться мгновенно, в случае полученной травмы или проявляться постепенно, от возрастных изменений или шизофрении.

Объем кратковременной памяти

Объем кратковременной памяти – это характеристика, которая определяет количество потенциально возможного запоминаемого материала.

Объем кратковременной памяти достаточно ограничен, и в среднем он хранит 7 +/- 2 единицы памяти. Широта охватываемого объема кратковременной памяти имеет индивидуальный характер и имеет тенденцию к сохранению на протяжении всей жизнедеятельности. Объемом в первую очередь устанавливается особенность механического запоминания, функционирующая без активного подключения мышления в запоминании.

Особенность кратковременной памяти, обусловленная ограниченностью её объема, называется замещение. С помощью замещения происходит процесс частичного вытеснения уже хранящейся информации, новым материалом. Это может выражаться в непроизвольном переключении человеком своего внимания с запоминания на какой-то другой процесс.

Кратковременная память способна перерабатывать значительный объем информации, при котором отсеивается излишний материал и в следствии не происходит перегрузка долговременной памяти ненужными сведениями.

Кратковременная и долговременная память зависимы друг от друга. Функционирование долговременной памяти невозможно без кратковременной.

Кратковременная память действует, как своеобразный фильтр, который пропускает только необходимую информацию в долговременную память, совместно с тем осуществляя строгий отбор.

Одним из основных особенностей кратковременной памяти есть то, что при определенных условиях, этот тип памяти, не имеет границ запоминания во времени. Это условие заключается в возможности беспрерывного повторения только что прослушанных цифр, слов и так далее.

Для сохранения сведений в кратковременной памяти нужно сохранять активность, направленную на запоминание, без отвлечения на другую деятельность или сложную умственную работу.

Термин «кратковременная память» говорит о внешнем, временном свойстве явления без отношения к его связи с деятельностью человека, целями и мотивами. Тем не менее, здесь нужно помнить о связи временной характеристики событий с их важностью для организма.

Длительность события очень значима для кратковременного запоминания, даже сама по себе для памяти, так как в продолжительном воздействии заложена сама возможность повторения, которая требует большей готовности.

Консолидация следов рассматривается, как своеобразная оценка значимости материала для исполнения предстоящих значительных целей. Но влияние одного лишь временного фактора не безгранично. Длительное повторение одного раздражителя вызывает только защитное торможение, а не переход сведений в долговременную память.

Медицинские исследования, которые связаны с нарушениями процесса запоминания демонстрируют, что кратковременная и долговременная память существуют, как независимые. Например, при ретроградной амнезии человек не помнит недавно происшедших событий, но помнит те, которые произошли давно.

Плохая кратковременная память может быть связанна с антероградной амнезией, при которой сохранной остается кратковременная и долговременная память. Однако при этом уязвляется способность к сохранению новой информации в долговременной памяти.

Информация сначала попадает в отдел кратковременной памяти, которой обеспечивается сохранение однократно предъявленной информации на недолгое время (до семи минут), после чего информация может полностью стереться или перейти в отдел долговременной памяти, при условии однократного или двойного повторения.

Выше вспоминаемая формула объема кратковременной памяти (7+/- 2) значит, что она ограничена по своему объему. Но главное, что нужно, так это добиться, чтобы части запоминаемого материала (цифр, фигур, картинок) были информационно напитанными за счет их группировки, объединения и единения в целостный образ.

Кратковременная память имеет связь с актуальным состоянием сознания человека, поэтому для поддержания информации требуется поддержание внимания к запоминаемой информации на протяжении всего времени её удерживания, в случае долговременного запоминания необходимость в этом отпадает.

В процессе заполнения объема кратковременной памяти информацией, действует механизм временного кодирования, как отображение запоминаемой информации в виде последовательно размещенных символов, отображающихся в слуховой и зрительной человеческих системах.

Очень часто люди, когда им требуется что-то запомнить, стараются придумать ассоциацию и вызвать эмоциональную реакцию, которую можно рассматривать, как психофизический механизм, активизирующий и интегрирующий процессы, служащие способом запоминания и воспроизведения информации.

Человек способен увеличить объем кратковременной памяти и запоминаемой информации через перекодирование материала в новые структурные элементы. Оперативные единицы кратковременного запоминаемого материала зависят от возможности индивида сформировать восприятие информации. Было определено, что одна отдельная буква отображается намного лучше, чем две буквы, и две – чем три. Когда сочетание букв формирует знакомое человеку слово, тогда оно также хорошо воспроизводится, как и одна буква.

Еще было доказано, что запоминание улучшается не только при организации букв в слова, но и в том случае, когда бессмысленные слоги произносятся, как ритмически связанная последовательность. В таком случае среднее число запоминаемых объектов увеличивается. Любые способы организации информации позволяют сократить значительный объем материала в намного меньшее число оперативных или структурных элементов.

Ограничениями объема кратковременной памяти считается не только средняя глубина предъявленной фразы, но и средняя длина самых слов. Исследователями было установлено, что в разных языках наиболее часто (90-99 % от общей частоты всех слов) встречаются слова от одного до четырех слогов. Слова, длинною в 5-9 слогов встречаются намного реже, что говорит об ограниченности объема кратковременной памяти, а еще более длинные слова употребляются еще реже. Таким образом, Брайль (создатель шрифта для слепых) пришел к тому, что нельзя употреблять более шести точек при конструировании азбуки для незрячих людей.

Как улучшить кратковременную память

Для улучшения кратковременной памяти существует несколько способов, которые будут приведены ниже. Улучшение запоминания связано с развитием творческого мышления и тренировки воображения, при использовании ассоциаций. Чтобы лучше запоминать длинные многозначные числа их можно представлять в виде животных или растений или каких-то неодушевленных предметов, которые приходят человеку на ум. Например, цифра два предстает в виде лебедя или вешалки, единица – столба или гвоздя, семь – косы, антенны, цифра восемь – банта, бабочки. С цифрой ноль может быть связанный любой круглый предмет – мяч, глаз, луна и другие. Если сложно в уме удержать ассоциацию, тогда можно воображаемую картину перенести на рисунок, набросок.

Тренировка кратковременной памяти должна осуществляться при руководстве определенными принципами. Один из них – это повторение. Но главное, соблюдать меру, иначе частое повторение приведёт к зубрению. Вызубрить можно абсолютно все, что необходимо, но неприятным моментом здесь может стать то, что вся заученная информация не будет осознанной и запомнится ненадолго. Поэтому, лучше всего не повторять материал много раз подряд, а закреплять информацию, повторяя по разу на протяжении нескольких дней.

Еще одним принципом является необходимость концентрирования на самом процессе запоминания. Вся предъявленная и сохраняемая информация должна быть осмысленна. По возможности должны устанавливаться аналогии с уже находящимися в голове, запомненными данными или какими-то конкретными жизненными факторами. Чем более обширными и прочными будут устанавливаемые параллели, соответственно будет лучшим процесс запоминания чего-то действительно значимого.

Активный образ жизни, движения, позитивное настроение благоприятно влияют на улучшение кратковременной и долговременной памяти. Физическая нагрузка, спорт, танцы, фитнес стимулируют кровообращение в организме, в частности, в головном мозге, что активизирует в свою очередь психические процессы, которые связанны с восприятием, переработкой и воспроизведением информации.

Большую роль в улучшении запоминания играет правильный режим и правильное питание. Такие продукты, как овощи, злаковые, рыба, морепродукты и яйца благоприятно воздействуют на процесс запоминания.

Для улучшения кратковременной памяти используется мнемоника, с помощью которой определяется определенная реакция индивида. Мнемоника включает в себя изображения, цвета, звуки, контакт, эмоции, язык, вкусы и запахи. Почти все элементы связаны с органами чувств и помогают людям быстрее вспоминать необходимое. Например, если совместить цвет или звук с определенной информацией, то позже её будет намного легче вспомнить. Созданные с помощью мнемоники, мнемонические образы должны быть положительными и приятными для человека, иначе эти образы будут отвергаться.

Допустим, такой пример использования мнемоники. Если человеку нравится определенная мелодия, он может постараться запомнить номер телефона или что-либо другое, в ритме этой мелодии. Необходимо несколько раз проговорить и пропеть под мелодию запоминаемый материал. Воспользовавшись таким способом, можно удостовериться насколько прочнее информация задержится в голове.

Тренировка кратковременной памяти способом мнемоники пригодится, если человеку нужно постоянно встречаться с проблемой запоминания, особенно если это касается рода деятельности. Такой способ поможет развивать кратковременную память, которая часто используется при проделывании операций с числами в уме.

Исследователи выяснили то, сколько времени кратковременная память может хранить необходимые знания. Информация начинает «стираться» через 18 секунд после её употребления. Некоторые люди после 18-ти секунд могут держать в кратковременной памяти только 10% с информации, но если нет возможности записать то, что нужно запомнить (номер телефона или адрес), то это может не помочь. Поэтому необходимо про себя повторять нужные для запоминания цифры в течение каждых 15 секунд, таким образом, обновляя полученные данные.

Тренировка кратковременной памяти включает в себя метод аналогий с телом. С помощью этого метода можно запомнить намного больше мелких сведений. Способ запоминания по ориентирам частей человеческого тела необычен, но на практике он доказал, что это отличный метод сохранения материала, и извлечения информации в нужный момент. Суть заключается в том, чтобы связать нужное сведение напрямую с конкретной частью человеческого тела, при этом творя в воображении некий образ, связанный с необходимыми для человека знаниями.

Так, если нужно запомнить ряд фруктов, тогда их можно ассоциировать: яблоко – с глазом, морковь с носом.

Многие учащиеся (ученики и студенты) уверены в том, что включенный телевизор или компьютер им совершенно не мешают при учёбе, но, при проведении исследования выяснилось, что посторонние звуки, музыка, или еще больше мелькание изображений становятся препятствием для запоминания очень важной информации.

Хоть как бы человек не старался, он не может сделать несколько вещей одновременно, или может, но тогда одному из его занятий будет нанесен ущерб. Важно помнить, что это относится только к внешней деятельности, но не имеет отношения к таким естественным процессам, как дыхание и ходьба, поскольку эти процессы не поддаются обработке сознания.

Тренировка кратковременной памяти в технике связного повествования – это способ, который рассчитан на запоминание вещей, которые имеют слабую связь друг с другом. Когда нужно запомнить список покупок или ещё что-то можно придумать историю, в которой будут упоминаться предметы, которые нужно запомнить. Истории могут получаться самые бредовые, но метод реально работает, что уже доказано многими учёными. Единственным недостатком данного способа есть то, что если список элементов, необходимых для запоминания слишком обширный, тогда придется придумывать слишком длинный рассказ или несколько небольших рассказов.

Метод «ключевые слова» часто используется в школе при изучении иностранных языков, эта своеобразная уловка может очень помочь. Например, для запоминания слова «look» (смотреть) можно подобрать русское слово – лук, при этом создается фраза: «не смотрю, когда режу лук». Таким образом, получается, что при запоминании создаётся образ, произносится новое слово и запоминается его значение.

Локусов метод тренировки кратковременной памяти еще называют «методом поездки» или « методом римской комнаты». Данный метод произошел из древнего мира. Принцип осуществления данного метода такой: человек мысленно представляет себя в комнате или на улице, которая очень хорошо знакома человеку и оставляет части информации около разных ориентиров, по которым легко можно узнать эту информацию. Когда информация понадобится человеку, он снова мысленно перемещает себя в комнату или на улицу, на которой он по ориентиру приходит к месту, где оставил на сохранение сведения об информации.

Кратковременную память можно улучшить с помощью разбивания информации на блоки. Доказано, что кратковременная память человека может хранить от пяти до девяти элементов, но многие люди с легкостью запоминают номера телефонов, которые состоят из десяти цифр. Поскольку большинство номеров пишется через черточку или пробелы. Если бы цифры были написаны всегда слитно, а не блоками, тогда их запоминание было бы хуже.

Кратковременная память тренируется с помощью метода восстановления окружающей обстановки. Так, например, когда дети что-то потеряли, им говорят пойти туда, где они видели искомый предмет в последний раз, и действительно, таким образом, предмет находился. Этот процесс называется контекстно-зависимым. На память воздействует окружающая обстановка, ситуация и восстановление условий, в которых человек видел вещь в последний раз и запомнил там утерянный предмет, это может натолкнуть на мысль, что вещь была утеряна или оставлена в том месте, это работает при механизме запоминания.

К примеру, аквалангистам, когда они находятся в воде, сообщают определенную информацию, которую им будет легче вспомнить, если они снова будут находиться в воде.

Контекстно-зависимое запоминание предполагает, что зафиксированные в состоянии алкогольного опьянения вещи, намного быстрее вспоминаются, если человек вновь входит в состояние опьянения.

Еще один метод улучшения кратковременной памяти – запоминание запахов. Исследователи твердят, что запах – один из мощных инструментов при запоминании, с помощью которого можно извлекать глубочайшие воспоминания.

Чтобы кратковременная память у детей была лучше, необходимо составить правильный рацион питания. Дети, которые недоедают и соответственно не получают необходимое количество витаминов и минералов, запоминают информацию намного хуже. Поэтому пища ребенка, как и взрослого человека, должна быть богатой на белки (поэтому не нужно с детства прищеплять ребенку вегетарианство) и сахар (полезный сахар, чтобы не провоцировать переедание и ожирение) и включать витаминные добавки.

Кроме этого интеллектуально направленные занятия с ребенком нужно проводить непродолжительными отрезками, например по 15-20 минут с переводом внимания ребенка на другой вид деятельности. Вместе с этим ребенок должен отдыхать от интеллектуальной деятельности, заниматься двигательной активностью и получать физическую нагрузку. Активные игры и физкультура улучшают кровоснабжение мозга, что в свою очередь, активизирует кратковременную и долговременную память.

psihomed.com

Кратковременная память

Оперативная память

Долговременная память

Кратковременная память — это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.

Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации, заранее не определенный период. Она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от кратковременной памяти, где припоминание не требуется (поскольку то, что только что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при долговременной памяти оно необходимо всегда, так как связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания.

При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей.

Для сохранения информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е. на то, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.

Двигательная память — это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека и особенно необходима в тех видах деятельности, занятия которыми требуют от человека довольно сложных форм движений.

Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способны в течение длительного времени «видеть» отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов; она чрезвычайно важна для людей всех профессией, особенно сотрудников ОВД, художников, конструкторов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных. Она необходима музыкантам, филологам, людям, изучающим иностранные языки.

Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может точно передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного материала. Данным типом памяти нередко обладают научные работники, преподаватели.

Эмоциональная память — это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.

Кроме названных, есть и другие виды памяти, в частности осязательная, обонятельная, вкусовая.

Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в запоминании и воспроизведении материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение материала, которое происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой мнемической задачи (задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение материала). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует от человека волевых усилий.

В структуре памяти можно выделить два вида мнемических способностей, имеющих различные физиологические механизмы: способность к запечатлению и способность к смысловой переработке информации. Оба вида мнемических способностей оказывают влияние на успешность усвоения знаний, однако большую роль играет способность к переработке информации, характеризующая тесное единство процессов памяти и мышления.

Основные характеристики кратковременной памяти

Средний объем кратковременной памяти весьма ограничен: это 7+/- 2 единицы интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохраняться в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем так называемой механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.

С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально устойчивого объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже хранящуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое.

Благодаря кратковременной памяти перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузка долговременной памяти излишними сведениями.

Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго в ней отложиться только то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в долговременную память, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.

Схема 2

studfiles.net

7.Память. Виды. Механизмы формирования краткосрочной и долгосрочной памяти

Памятью называется способность мозга приобретать и сохранять полученную в процессе индивидуальной жизни информацию, а так же использовать ее при необходимости. Память относится к одному из фундаментальнейших свойств живого. Формируя и сохраняя следы деятельности живые системы используют эти следы в последующем взаимодействии со средой. На основании памяти организм лучше приспосабливается к новым условиям.

Классификация видов памяти.

Существует несколько основных подходов в классификации памяти.

По характеру психической деятельности выделяют:

Двигательную или моторную память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений; она является основой для формирования различных практических и трудовых навыков; эмоциональную память – это память на чувства; образную память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов, ранее встречавшихся предметов и явлений. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. Словесно-логическую память – она выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, а т. к. мысли не возникают без языка, она и называется словесной.

В зависимости от особенностей деятельности организма по запоминанию и воспроизведению выделяют биологическую память. Различают 3 вида биологической памяти: генетическую, иммунологическую, нервную.

Генетическая память – память о структурно-функциональной организации живой системы, носителями такой памяти являются нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), они обеспечивают передачу наследуемых признаков из поколения в поколение;

С генетической памятью тесно связана иммунологическая память, которая проявляется в способности иммунной системы обеспечивать защиту организма при проникновении в него генетически инородного тела;

Нервная память формируется в результате научения и на основе включения сложных мозговых механизмов.

Нервную память по характеру целей делят на: непроизвольную (неосознаваемую) и произвольную (осознаваемую).

Биологическую память по механизму формирования различают: имплицитную или процедурную и эксплицитную или декларативную.

Имплицитная (процедурная) не требует участия сознания. Она лежит в основе габитурации, сенситизации и классических условных рефлексов. Благодаря такой памяти у человека образуются двигательные навыки, умения, например, умение танцевать. Это память о том, как действовать в знакомой обстановке.

Эксплицитная (декларативная) память осуществляется при активном участии сознания. В этом случае учитывается прежний опыт, на основе чего формируется знание, как поступить в новой обстановке.

По длительности хранения информации у человека различают: сенсорную, кратковременную и долговременную память.

Сенсорная (иконическая) память заключается в образовании в рецепторных структурах мгновенного отпечатка ощущения действующего стимула. Если стимул не повторяется или действует короткое время, то ощущение сохраняется в пределах от 100-400 мс до 4 секунд.

Механизм формирования сенсорной памяти заключается в процессах, протекающих на уровне рецепторов, когда раздражитель уже не действует, а рецепторный потенциал сохраняется и возбуждение от рецепторов распространяется к сенсорным центрам.

Биологическое значение сенсорной памяти заключается в обеспечении сенсорных структур мозга информацией об отдельных признаках раздражителя. Ненужная информация вытормаживается, стирается, а значимая переходит в кратковременную память.

Кратковременная или оперативная, или рабочая память – это память на только что случившиеся события или только что поступившую информацию.

Объем кратковременной памяти составляет 7 ± 2 элементов. Мы легко можем воспроизвести 7 логически не связанных цифр или коротких слов.

Механизм кратковременной памяти. В ее основе заложен процесс циркуляции (реверберации) возбуждения в круговых замкнутых цепях нейронов лобной доли коры, преимущественно это нейроны III и IV слоев. Возбуждение попадает как бы в ловушку: раздражения уже нет, а возбуждение центров еще некоторое время поддерживается. Доказательством такого механизма является исчезновение памяти на события 10-15 минутной давности после испытанного шока или сотрясения мозга, в результате которых циркуляция возбуждения в нейронах мозга прекращается, память стирается.

Ведущая роль в формировании кратковременной памяти принадлежит структурам гиппокампа. При его удалении новая информация не запоминается.

Длительность циркуляции возбуждения в нейронных сетях зависит от оценки значимости информации, от внимания к этой информации и желании запомнить.

В процессе циркуляции возбуждения в нейронных сетях происходят структурные и биохимические изменения. Это создает условия для перехода памяти в долговременную.

Если процесс реверберации протекает короткое время и угасает, память утрачивается.

Долговременная память – это память на события, которые происходили несколько минут, часов, дней или лет назад. Это основной вид памяти. Переход кратковременной памяти в долговременную зависит от того, как часто повторно используется одна и та же информация.

Механизмы формирования долговременной памяти или энграммы (запись) памяти. Емкость памяти у человека составляет около 0,5 млрд. единиц, на процессы формирования памяти мозг затрачивает 15 % АТФ, содержащейся в нервной ткани.

Изучение механизмов памяти – одно из главнейших направлений нейробиологии. На сегодняшний день исчерпывающего ответа, что из себя представляют энграммы памяти – нет. Есть различные точки зрения. Исследование механизмов памяти должно строиться на выяснении природы ее основных операций: формирование, закрепление, хранение и воспроизведение (извлечение). Механизм формирования рассмотрен на примере кратковременной памяти. Закрепление и хранение памяти связано с переходом ее в долговременную. Существует множество (более 30) гипотез, объясняющих механизмы закрепления и хранения памяти.

studfiles.net

Кратковременная память – что это такое? Как развить кратковременную память?

Сегодня мы остановим внимание на развитии кратковременной памяти (её также называют рабочей). Этот вид памяти отличается незначительным, около 30 секунд, промежутком сохранения информации. Цель кратковременной памяти – максимальная «выжимка полезного», упрощающая воспринимаемую информацию и отделяющая важное, полезное от второстепенного.

Память – психический процесс, складывающийся из нескольких связанных между собой компонентов: запечатление информации, её хранение, воспроизведение и забывание. Наиболее часто встречающаяся классификация такова: по длительности хранения информации выделяют мгновенную (длительностью максимум 15 секунд), кратковременную (и оперативную, связанную с ней) и долговременную память. Каждый из указанных видов памяти является также и важным этапом обработки (сохранения) данных.

Из кратковременной памяти важная для индивида информация поступает в оперативную, а затем и в долговременную память, но человеку приходится предпринимать для этого некоторые волевые усилия. Факторами, способствующими переходу информации в оперативную память, являются сопровождение информации эмоциями, многократные повторения, необычность, важность для данного человека.

Объём кратковременной памяти

Этот показатель у разных людей неодинаков и характеризует способность человека запоминать поступающую информацию. Если вас просят запомнить ряд слов, а затем сразу воспроизвести, то количество запомненных слов станет показателем объёма кратковременной памяти. В среднем эта величина составляет 7 плюс (минус) 2.

Итак, кратковременная память играет в нашей жизни важную роль:

•   Позволяет обрабатывать информацию, участвуя в процессе мышления.

•   Обеспечивает работу долговременной памяти, являясь «буфером», из которого отобранная важная информация затем поступает в долговременную память.

Развитие кратковременной памяти

Развитие кратковременной памяти даёт нам ряд преимуществ:

—     Помогает быстро оценивать ситуацию, отвечать без подготовки, импровизировать, говорить и одновременно набрасывать план мыслей, которые хотел бы озвучить.

—     Позволяет связно воспринимать материал (помнить только что прочитанное и связывать его с текущей информацией).

—     Улучшает навыки чтения и понимания прочитанного.

—     Помогает лучше воспринимать речь на слух.

—     Улучшает математические способности.

Список можно продолжать. Как итог, улучшение уровня кратковременной памяти улучшает и качество нашей жизни.

Можно ли развить кратковременную память?

Доказано, что, регулярно получая определённые нагрузки, мозг перестраивается с целью достижения максимальной эффективности. Так, во время выполнения задач n-назад увеличивается объём кратковременной памяти и способность концентрироваться. Кроме того, при этом отмечается увеличение показателей подвижного интеллекта, т.е. способность анализировать, логически мыслить и, независимо от имеющегося опыта, решать новые задачи. Показатель подвижного интеллекта является определяющим в вопросе обучаемости, он является важной частью показателя уровня интеллектуального развития человека.

Учёные доказали, что мозг способен восстанавливать утерянные вследствие повреждения связи и изменять свою структуру под воздействием различных факторов, как внешних, так и внутренних. Это явление получило название нейропластичность. В мозге происходят непрерывные процессы как разрушения, так и рождения новых связей между нейронами. Благодаря нейропластичности мы способны обучаться, развивать память, даже восстанавливать функции мозга при его поражении. Доказано, что пластичность мозга не теряется с возрастом. Тренировку мозга часто сравнивают с тренировкой мышц, и не случайно.

Как развить кратковременную память?

—     Мозгу тоже нужен «тренажёрный зал». Для развития когнитивных функций мозга с успехом применяются регулярные тренировки на развивающих тренажёрах онлайн . Комплексные программы тренировки памяти, внимания, мышления, восприятия помогают всестороннему развитию когнитивных функций.

—     Повторение – мать учения. Повторяя про себя нужную информацию через каждые 14-16 секунд, мы «обновляем данные».

—     Просто и эмоционально – гораздо лучше, чем сложно и пресно. Максимально упрощайте информацию и подкрепляйте её эмоциями.

—     Мотивация – действенное оружие. Дайте себе установку на то, что эта информация просто необходима Вам в дальнейшем.

—     Развивайте образную память. Простые ассоциации и другие мнемонические приёмы помогают «привязывать» нужное слово к образу (к части тела, к предмету привычного интерьера, или путём составления невероятного рассказа из не связанных по смыслу слов). Отсюда несколько советов:

—     Необычно, редкостно – значит, запомнится лучше. Создавайте для запоминания яркие образы.

•   Разделяйте длинную информацию на блоки, удобные для запоминания: например, разделяя номер телефона или пин-код на части, ассоциирующиеся с памятными Вам датами; можно создавать образы, закрепляющие определенную комбинацию.

•   Ищите закономерности, принципы организации материала, устанавливайте связи.

•   Используйте музыку и ритм. Музыка может помочь в запоминании, если на мотив знакомой мелодии положить слова (буквы, текст), которые нужно запомнить. Так, английский алфавит неплохо запоминается под песенку «Чижик-пыжик, где ты был?».

•   Используйте первые буквы слов, складывающих нужную информацию: например, Иван рубил дрова, Варвара топит печь – первые буквы подсказывают последовательность и названия падежей в русском языке (именительный и так далее).

Если классифицировать память по характеру психической активности, особого внимания заслуживает образная память. В ней сохраняются образы: запахи, звуки, зрительные представления. Одним из показателей индивидуально-типологической характеристики памяти является тот её вид, который является ведущим для конкретного человека. В этом ключе различают зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную и другие виды памяти.

Кратковременная зрительная память

Кратковременная зрительная память связана с фиксированием, хранением и воспроизведением зрительных образов. Её объём довольно несложно протестировать.

Тест на кратковременную память:

Нарисуйте таблицу 3X4 и заполните её случайными двузначными числами. В течение 20 секунд смотрите на таблицу, стараясь запомнить как можно больше чисел. Затем закройте её и запишите все числа, которые запомнили. Последовательность воспроизведения не имеет значения.

Для взрослого человека нормой считается уровень кратковременной памяти, при котором запоминается не менее 7 чисел.

Для тренировки зрительной памяти у ребёнка можно использовать такую игру: приготовьте две картинки с одним и тем же предметом, хорошо известным малышу. На первой картинке предмет должен быть изображён целиком, а на второй на нем должны отсутствовать какие-то элементы. Например, на первой картинке – стол, а на второй – он же, но без одной ножки. Вначале ребёнку показывают первую картинку, просят рассмотреть и запомнить (30 секунд). Затем первую убирают, дают вторую и просят назвать отличие (или отличия) от первой.

Кратковременная слуховая память

Кратковременная слуховая память связана с фиксированием, хранением и воспроизведением слуховых образов. Она является одной из разновидностей образной памяти. Ещё в 1960 году результаты экспериментов доказали, что слуховая память – одно из главных условий сохранения и воспроизведения вербальной информации (Джордж Стерлинг, американский когнитивный психолог).

Есть специальные тесты на кратковременную память, методики, позволяющие оценить объём слуховой памяти, но они актуальны прежде всего для оценки уровня готовности ребёнка к обучению в школе.

Для тренировки слуховой и ассоциативной памяти у ребёнка можно использовать игру «Опиши меня». Для этого взрослый называет какой-либо предмет или животное, а ребёнок должен представить его и назвать разные его вид, признаки, действие, особенности, звуки. Например: котёнок – маленький, тёплый, пушистый, шерстка длинная, густая, может мурчать вот так: «Муррр». Может мяукать вот так: «Мяу».

Взрослым рекомендуется научиться прислушиваться к звукам, окружающим нас и воспринимаемым как фон. Попробуйте выделять их по отдельности и мысленно повторять, стараясь быть как можно точнее. Это тренирует и внимание, и слуховую память.

Очень эффективны занятия на игровых тренажёрах онлайн .  Так, благодаря занятиям на тренажёре «Звукварь» улучшается способность удерживать звуковую информацию и развивается музыкальный слух. Регулярные пятнадцатиминутные занятия приносят ощутимые результаты.

Кратковременная память у ребёнка

В отличие от взрослых, дети имеют несколько меньший объём кратковременной памяти (5-6 слов, цифр или образов). По мнению учёных, в дошкольном возрасте кратковременная память развивается особенно интенсивно: в это время закладываются основы её развития. Дошкольник, в отличие от более старших детей и взрослых, информацию запоминает механически, и управлять памятью начинает с помощью родителей и педагогов. От того, насколько правильно происходило развитие основных психических функций ребёнка дошкольного возраста, зависит состояние его памяти и его успехи в обучении.

Каждый возраст имеет свои особенности развития памяти.

1.От рождения и до 1 года происходит формирование моторной памяти. Ребёнок запоминает движения, особенно имеющие позитивный результат и эмоционально подкреплённые.

2.От 1 года и до 2 лет – первые попытки узнавания близких (родители – не в счёт). Развивается нервная система, а с ней – и объём запоминания. Осваивается ходьба, и это освоение даёт новый важный опыт. Начинают формироваться зачатки образной памяти.

3.От 2 и до 4 лет возобладает механическое запоминание. Идёт освоение основных двигательных навыков, закладываются основы логики, происходит запоминание более сложных слов.

4.От 4 и до 6 лет у детей доминирует непроизвольный характер запоминания, не зависящий от волевых усилий и желаний ребёнка. Запоминание связано с деятельностью и зависит от её особенностей. Что увлекло, вызвало сильные эмоции – то и запомнилось.

Способность к запоминанию, как правило, оценивают по состоянию слуховой и зрительной памяти, что выясняется при немедленном воспроизведении ребёнком услышанного или увиденного. Иногда плохая кратковременная память у ребёнка сочетается с гипертрофированной долговременной, и в этом случае малыш не в состоянии запомнить короткое предложение, но детально воспроизводит события большого срока давности.

Нарушения кратковременной памяти у взрослых могут быть связаны в возрастом, травмами головы, приемом некоторых препаратов, опухолями мозга, хроническим недосыпанием, старческим слабоумием, психическими расстройствами, употреблением алкоголя и наркотических веществ. Но не будем забывать о нейропластичности мозга, о возможности развивать свои способности и о том, что терпение и труд все перетрут.

И ещё несколько общих советов:

—     Высыпайтесь;

—     Пейте достаточное количество чистой воды;

—     При запоминании старайтесь работать, избегая раздражителей;

—     Позаботьтесь о правильном питании с учётом потребностей мозга;

—     Тренируйте концентрацию внимания.

—     Посильные физические нагрузки улучшают питание мозга и, соответственно, его работу. В частности, запоминание.

Успехов Вам в саморазвитии и занятий с удовольствием!

 

Фото: danna § curious tangles

b-trainika.com