Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни: Презентация «Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры» скачать

Крестьянский дом, как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.

Тема урока

Крестьянский дом, как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.

 

Цель урока

Теоретическая:

— Формировать интерес и уважение к великому прошлому русского народа через знакомство со внутренним убранством русской избы, как отражением уклада крестьянской жизни и памятником архитектуры.

Практическая:

— Создать цветовую композицию внутреннего убранства избы

 

Планируемые результаты

Предметные.

Научатся:

— Создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы

Получат возможность научиться:

— Активно использовать язык изобразительного искусства  для освоения содержания различных учебных предметов (искусства, литературы, истории, технологии).

— Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства.

Личностные:

-Развитие  российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям своего народа и других народов России.

— Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные:

—  Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

— Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

— Владение основами самоконтроля, самооценки.

— Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 

Основные понятия

Печь, устье, шесток, ухват, ушат, рукомой,  подпечье, голбец, полати, красный угол, иконы, обеденный стол, столешник,  пристенные  лавки, полавошники, коник, прялка, ткацкий стан, люлька, светец, половики.

Основные понятия

Искусство, история, литература, технология.

Ресурсы

Основные:

— Учебник. Горяева Н.А., Островская, О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс // Под ред. Б.М. Неменского.  —  Москва: Просвещение, 2015.

— Проектор.

— Презентация «Крестьянский дом, как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры».

Дополнительные:

— Эскиз декоративного убранства русской избы. (Результат деятельности предыдущего урока)

Раздаточный материал на группы:

— Части-пазлы цветовых композиций внутреннего убранства русской избы.

— Распечатки изображений внутреннего убранства русской избы.

Материалы:   альбомы, ручки, магниты.

Этапы проведения урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые предметные результаты

Планируемые личностные и метапредметные результаты

 

1

Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: заинтересовать детей через определение личной значимости, практической направленности, социальной ситуации и т.

Распределяются по группам и садятся за рабочие места.

Оценивают свою готовность к уроку и если не хватает материалов, корректируют её, взяв запасные материалы со стола учителя.

Проверяет распределение обучающихся на группы.

Предлагает оценить готовность к уроку и если чего-то не хватает – скорректировать ситуацию, взяв запасной материал со стола учителя.

Обращает внимание учащихся на результат работы на прошлом уроке (эскиз декоративного убранства русской избы).  Говорит, что они хорошо потрудились на прошлом уроке, работая в группах и предлагает также плодотворно поработать сегодня в тех же группах.

— Распределитесь по группам, в которых работали на прошлом уроке.

— Оцените свою готовность к уроку. Если не хватает необходимых для работы материалов, возьмите запасные со стола учителя.

Получат возможность научиться:

— Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства.

Лмчностные:

— Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные:

— Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

— Владение основами самоконтроля, самооценки.

— Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 

2

Формирование темы урока, постановка цели.

Цель: Подведение детей к формированию конкретной, достижимой, понятной цели

Определяют, что темой урока станет внутреннее убранство русской избы. Записывают тему урока в альбомы.

Формулируют цель урока, как изучение внутреннего убранства избы и создание эскиза композиции, отражающей уклад крестьянской жизни.

Предлагает рассмотреть эскиз декоративного убранства русской избы. Говорит, что на прошлом уроке изучали внешнее убранство избы. Предлагает ответить, что же будет темой этого  урока?

Предлагает записать в альбомах тему урока и подводит обучающихся к формулировке цели урока, как изучению внутреннего убранства русской избы и созданию эскиза композиции, отражающей уклад крестьянской жизни.

— Рассмотрите эскиз декоративного убранства русской избы.

_ Если на прошлом уроке изучили внешнее убранство русской избы, то что будет сегодня темой урока?

— Если на прошлом уроке мы создали эскиз внешнего убранства избы, то что же будет целью этого урока

Получат возможность научиться:

— Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства.

Личностные:

— Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные:

—  Умение самостоятельно определять цели своего обучения,  развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

 

3

Актуализация знаний и определение затруднений в деятельности через создание учебно-проблемной ситуации.

Цель: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия нового знания, выход на задание, вызывающее познавательное затруднение

Отвечают на вопросы фронтального опроса.

Выдвигают гипотезу о том, что во внутреннем убранстве крестьянского дома всё устроено так же мудро и практично, как и во внешнем

Проводит фронтальный опрос для проверки и повторения знаний о русской избе.

Подводит учащихся к выдвижению гипотезы о том, что во внутреннем убранстве крестьянского дома всё устроено так же мудро и практично, как и во внешнем.

Вопросы фронтального опроса:

— Какие основные конструктивные части русской избы вы знаете?

— С какими стихиями и мирами они соотносятся в крестьянском сознании?

— Какие вы можете перечислить элементы внешнего декора русской избы?

— Как они украшались?

— Зачем на этих декоративных элементах изображались знаки солнца, воды и земли?

— Имели ли все эти элементы практическое значение (кроме декоративного)?

— Можем ли мы предположить, что во внутреннем убранстве русской избы всё устроено также мудро и практично, как и во внешнем?

Получат возможность научиться:

— Активно использовать язык изобразительного искусства  для освоения содержания различных учебных предметов (искусства, литературы, истории, технологии).

— Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства.

Личностные:

-Развитие  российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям своего народа и других народов России.

— Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные:

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

 

4

Постановка учебной задачи.

Цель: Постановка конкретной задачи урока, которая может разрешить возникшие затруднения, составление плана работы

Приходят к выводу, что они пока не могут ни доказать, ни опровергнуть выдвинутую гипотезу, так как у них не хватает теоретических знаний о внутреннем устройстве русской избы

Ставят учебную задачу: изучить внутреннее убранство русской избы и после этого подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Подводит обучающихся к выводу, что они пока не могут ни доказать, ни опровергнуть выдвинутую гипотезу, так как у них не хватает теоретических знаний о внутреннем устройстве русской избы.

Предлагает обучающимся поставить учебную задачу.

— А можем ли мы сейчас доказать это предположение, используя конкретные примеры? Почему?

Получат возможность научиться:

— Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства.

Личностные:

-Развитие  российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям своего народа и других народов России.

— Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные:

—  Умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

 

5

Изучение нового материала.

Цель: Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.

Просматривают презентацию, слушают комментарии учителя. Отвечают на вопросы о практическом использовании и значении элементов  внутреннего убранства русской избы.

Показывает обучающимся презентацию, описывает слайды презентации, вводит новые понятия. Для поддержания внимания задаёт вопросы по тексту презентации.

Задаёт вопросы о практическом применении и использовании элементов внутреннего убранства русской избы.

Получат возможность научиться:

— Активно использовать язык изобразительного искусства  для освоения содержания различных учебных предметов (искусства, литературы, истории, технологии).

— Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства.

Личностные:

-Развитие  российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям своего народа и других народов России.

— Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные

: — Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

 

6

Закрепление нового материала.

Цель: Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Работают в группах под руководством лидера-тьютера, определяют зону избы, представленную на цветном пазле композиции и записывают в альбоме названия всех пронумерованных элементов, соблюдая нумерацию..

 Предлагает учащимся поработать в группах под руководством лидера-тьютера, определить зону избы, представленную на цветном пазле композиции и записать в альбоме названия всех пронумерованных элементов, соблюдая нумерацию. . Говорит обучающимся, что на данном этапе работы нужно пользоваться учебником ( стр. 30-34) и можно попросить помощи у лидера-тьютера.

Задание для работы в группах:

— определите зону избы, представленную на цветном пазле композиции и запишите в альбоме названия всех пронумерованных элементов, соблюдая нумерацию

При работе нужно пользоваться текстом учебника (Стр. 30 – 34) . Можно попросить помощь у лидера-тьютера.

Научатся:

— Создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы

Получат возможность научиться:

— Активно использовать язык изобразительного искусства  для освоения содержания различных учебных предметов (искусства, литературы, истории, технологии).

— Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства.

Личностные:

-Развитие  российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям своего народа и других народов России.

— Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные:

— Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7

Контролирующее задание,

Цель:

Осознание каждым обучающимся степени овладения полученными знаниями.

Лидеры-тьюторы показывают свой пазл композиции, называют зону избы, представленную на нем и называют все пронумерованные предметы.

 Прикрепляют пазлы на доску с помощью магнитов и собирают цветовую композицию внутреннего убранства избы.

Участники групп в это время сверяют правильность выполнения задания в альбомах.

Лидеры приходят к выводу о том, что гипотеза о мудром и практичном устройстве внутреннего убранства избы подтверждена.

Предлагает лидерам-тьюторам показать свой пазл композиции, назвать зону избы, представленную на нем и назвать все пронумерованные предметы.

Предлагает прикрепить пазлы на доску с помощью магнитов и собрать цветовую композицию внутреннего убранства избы.

Подводит лидеров к выводу о том, что гипотеза о мудром и практичном устройстве внутреннего убранства избы подтверждена.

Задание:

— Лидеры-тьюторы выйдите к магнитной доске, покажите свой пазл композиции, назовите зону избы, представленную на нем и  все пронумерованные предметы. Прикрепите пазлы на доску с помощью магнитов и соберите цветовую композицию внутреннего убранства избы.

Вопрос:

В результате изучения нового материала и выполнения творческой работы, можем ли мы опровергнуть или подтвердить гипотезу о том, что во внутреннем убранстве русской избы всё устроено мудро и практично.

Научатся:

— Создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы

Получат возможность научиться:

— Активно использовать язык изобразительного искусства  для освоения содержания различных учебных предметов (искусства, литературы, истории, технологии).

— Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства.

Личностные:

-Развитие  российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям своего народа и других народов России.

— Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные:

— Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов обучения.

Цели: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Оценивают комфортность своего состояния на уроке и уровень интереса, отобразив результат в виде смайлика.

Оценивают, достигнуты ли поставленные цели и поставить себе оценку.

Согласовывают свою самооценку а мнением лидера группы.

Самостоятельно определяют практическое задание следующего урока. (Создать эскиз внутреннего убранства крестьянской избы.)

Сдают альбомы на проверку в конце урока.

Предлагает обучающимся

— оценить комфортность своего состояния на уроке и уровень интереса, отобразив результат в виде смайлика.

Предлагает оценить, достигнуты ли поставленные цели и поставить себе оценку.

Предлагает членам группы показать свою самооценку лидеру и спросить, согласен ли он с ней.

Подводит детей к самостоятельному определению практического задания следующего урока. (Создать эскиз внутреннего убранства крестьянской избы.)

Задания для обучающихся:

— оценить комфортность своего состояния на уроке и уровень интереса, отобразив результат в виде смайлика.

-Оцените, достигнуты ли вами поставленные задачи. Изучили ли вы внутреннее убранство русской избы? Поставьте  себе оценку по пятибальной системе (на листе альбома, где выполняли задание)

Покажите по очереди свою оценку лидеру группы и спросите, согласен ли он с вашей самооценкой:

Обсудите с лидером свои оценки.

— На уроке мы изучили теоретический материал, а затем необходимо будет применить полученные знания на практике. Как вы сформулируете цель следующего урока?

— Со звонком сдайте альбомы на проверку.

Получат возможность научиться:

— Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства.

Личностные:

— Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные:

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

— Владение основами самоконтроля, самооценки.

— Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 
















Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

  • Во многих произведениях художников можно встретить изображения различных построек, домов. Это деревенские избы, старинные деревянные дома, кирпичные особняки. С древних времен человек строил себе жилище.

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

  • Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землей, а подклеть (погреб) – с подземным миром.

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

  • Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того, чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

  • В украшении фронтона , «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

  • Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы собаки, полурыбы, олицетворявшие подземный и подводный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше – в образы птиц и образы солнца.

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

  • Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему, до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества.

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

Архитектурный

ансамбль в Кижах

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север и, конечно же, остров Кижи.

По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России.

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

Слово Кижи короткое и какое-то странное, загадочное,

нерусское. Когда-то в далекие языческие времена карелы

так называли место для игр. Местное население ещё в глубокой древности собиралось на острове для проведения культовых обрядов. Кижи — один из тысячи шестисот пятидесяти островов Онежского озера .

Но здесь на маленьком островке стоят удивительные, неповторимые создания архитектуры.

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

Деревянные церкви и избы, срубленные русскими плотниками, стали шедеврами мирового зодчества. Ансамбль древнего погоста на острове Кижи состоит из трех зданий: главной Преображенской церкви, меньшей — Покровской и стоящей между ними колокольни.

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

Часовня

Знамения Богородицы

Часовня Петра и Павла

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с. Некрасовка

Часовня Праскеевы Пятницы

и Варлаама Хутынского

Часовня Трех Святителей

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

Часовня Михаила Архангела

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

Церковь

Спаса Нерукотворного

Церковь Воскрешения Лазаря

из Муромского монастыря

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

Изначально на Кижах был построен Церковный комплекс, а уже в наше время было решено создать на Кижах музей деревянного зодчества «Русское Заонежье». Поэтому с окрестных островов свезли различные старинные деревянные строения и создали целую деревню. Что еще интересно, это не мертвый музей. Здесь разыгрывается целый спектакль, музейные работники одеты в старинную одежду и занимаются различными работами: кто-то косит траву, кто-то ткет ткань на старинном станке, кто-то вышивает, есть и кузнецы, и плотники. Такое ощущение, что в деревне живут люди.

Лунгул Татьяна Васильевна МКОУ СОШ №1 с.Некрасовка

Образ жизни средневековых крестьян

Образец цитирования: С. Н. Труман «Образ жизни средневековых крестьян»
historylearningsite.co.uk. The History Learning Site, 5 марта 2015 г. 3 апреля 2023 г.

Образ жизни средневекового крестьянина в средневековой Англии был чрезвычайно тяжелым и суровым. Многие работали фермерами на полях, принадлежавших лордам, и их жизнь зависела от сельскохозяйственного года. Определенные работы приходилось выполнять в определенное время года. Их жизнь была суровой, но восстаний было мало из-за суровой системы закона и порядка.

Образ жизни средневековых крестьян

Включите JavaScript

Образ жизни средневековых крестьян

Включите JavaScript дно феодальной системы и должны были подчиняться своему местному лорду, которому они дали клятву послушания на Библии. Поскольку они давали клятву своему лорду, считалось само собой разумеющимся, что они давали аналогичную клятву герцогу, графу или барону, владевшему имуществом этого лорда.

Положение крестьянина было ясно изложено Жаном Фруассаром, когда он написал:

«В Англии, как и в других странах, дворянство имеет большую власть над простыми людьми, которые являются крепостными. Это означает, что по закону и обычаю они обязаны вспахивать поля своих хозяев, собирать урожай, собирать его в амбары, молотить и веять зерно; они также должны косить и носить сено, рубить и собирать дрова и выполнять всевозможные работы такого рода».
– письменно 1395

Уплата налогов

Единственное, что крестьянин должен был делать в средневековой Англии, это платить деньги в виде налогов или ренты. Он должен был платить арендную плату за свою землю своему господину; он должен был платить налог церкви, называемый десятиной. Это был налог на всю сельскохозяйственную продукцию, которую он произвел в этом году. Десятина составляла 10% от стоимости того, что он возделывал. Это может показаться немного, но это может создать или разрушить крестьянскую семью. Крестьянин мог платить наличными или натурой — семенами, оборудованием и т. д. В любом случае десятина была крайне непопулярным налогом. Церковь собирала от этого налога так много продукции, что ее приходилось хранить в огромных амбарах для десятины. Некоторые из этих амбаров можно увидеть и сегодня. В Мейдстоне, графство Кент, есть очень большой, в котором сейчас собрана коллекция карет.

Крестьяне также должны были бесплатно работать на церковной земле. Это было крайне неудобно, так как это время крестьянин мог использовать для работы на своей земле. Однако власть церкви была такова, что никто не осмеливался нарушить это правило, так как их с самого раннего возраста учили, что Бог увидит их грехи и накажет их.

Книга судного дня означала, что король знал, сколько налогов вы должны, и вы не могли с этим спорить — поэтому она навлекла на людей «гибель и мрак».

После того, как вы заплатили налоги, вы могли бы оставить себе то, что осталось, что было бы не так уж и много. Если вам придется отдать семена на следующий вегетационный период, это может быть особенно сложно, так как вам может не хватить для выращивания, не говоря уже о том, чтобы прокормить себя.

Крестьянское жилище

Крестьяне жили в кряжных домах. У них был деревянный каркас, на который были намазаны плетень и мазня. Это была смесь грязи, соломы и навоза. Солома добавляла стене изоляцию, а навоз считался хорошим средством для связывания всей смеси и придания ей прочности. Смесь оставляли сохнуть на солнце и образовывала прочный строительный материал.

На что мог быть похож дом хрущака – без плетня и мазни

Дома хлама были невелики, но ремонт был довольно дешевым и простым. Крыши были покрыты соломой. В домах для краков будет мало мебели, а солома будет использоваться для покрытия пола. В домах, вероятно, было очень жарко летом и очень холодно зимой. Окна были просто дырами в стенах, так как стекло было очень дорогим. Двери могут быть закрыты занавеской, а не дверью, так как хорошее дерево может стоить дорого

Ночью любое животное, которым вы владеете, будет занесено внутрь в целях безопасности. Для этого был ряд причин.

Сначала по сельской местности бродили дикие животные. В Англии по-прежнему водятся волки и медведи в лесах, и они легко могли забрать свинью, корову или курицу. Потеря любого животного может быть катастрофой, но потеря ценных животных, таких как бык, будет бедствием.

Если их оставить на улице ночью, они также могли быть украдены или просто заблудились. Если бы они были в вашем доме, ничего из этого не произошло бы, и они были бы в безопасности. Однако они, должно быть, сделали дом еще более грязным, чем обычно, поскольку ни одно из этих животных не было приучено к дому. Они также занесли бы блох и мух и т. д., что усилило бы негигиеничность дома.

В домах не было бы ничего из того, что сегодня принято считать нормальным – ни водопровода, ни туалетов, ни ванн и умывальников. Мыло было неслыханно, как и шампунь. Люди были бы покрыты грязью, блохами и вшами. Кровати были просто матрасами, набитыми соломой, и они привлекли бы вшей, блох и всех видов насекомых. Ваш туалет был бы ведром, которое в начале дня вылили бы в ближайшую реку.

Вода для крестьян предназначалась для разных целей – приготовление пищи, стирка и т.д. К сожалению, вода обычно поступала из одного и того же источника. Местная река, ручей или колодец обеспечивали деревню водой, но этот источник воды также использовался как способ избавления от отходов в начале дня. Обычно утром первым делом набирать воду было обязанностью жены. Воду набирали в деревянные ведра. Деревни, имевшие доступ к колодцу, могли просто набирать воду из самого колодца.

Городам нужно больше воды. Воду можно было подать в город по ряду канав; также могут быть использованы свинцовые трубы. Вода в городе поступала из водопровода, похожего на современный фонтан.

Крестьянская гигиена

Купание было редкостью даже для богатых. Богатый человек мог принимать ванну всего несколько раз в год, но для облегчения жизни несколько человек могли пользоваться водой до того, как от нее избавились!

Говорят, что крестьянин может рассчитывать на полное омовение всего два раза в жизни; когда-то, когда они родились и когда они умерли! Мытье лица и рук было более распространенным явлением, но знания о гигиене отсутствовали. Никто не знал, что микробы могут распространяться грязными руками.

В Лондоне было несколько общественных бань на берегу Темзы. Их называли «тушками». В них купались одновременно несколько человек. Однако, поскольку людям приходилось снимать одежду, которую они носили, тушеное мясо также привлекало воров, которые крали все, что могли, когда жертвы едва ли могли бежать за ними!

Независимо от того, как вода была получена, существовала вполне реальная вероятность того, что она могла быть загрязнена, поскольку туалетные отходы постоянно сбрасывались в реки, которые попадали в какой-либо источник воды.

Семьи готовили и спали в одной комнате. Дети спали бы на чердаке, если бы дом для дураков был достаточно большим.

Крестьянские дети

Жизнь крестьянских детей сильно отличалась от сегодняшней. Они бы не ходили в школу для начала. Очень многие умерли бы, не дожив до шести месяцев, так как болезнь была бы очень распространена. Как только появилась возможность, дети присоединились к своим родителям, работающим на земле. Они не могли выполнять никакой серьезной физической работы, но могли убирать с земли камни, которые могли повредить сельскохозяйственные орудия, и их можно было использовать для отпугивания птиц во время посева семян. Крестьянские дети могли рассчитывать только на жизнь, полную лишений.

Для всех крестьян жизнь была «скверной, звериной и короткой».

Швейцарский крестьянский дом и жизнь в 1891 г., часть 1

Из Швейцарская республика Бойда Винчестера, 1891 г. ,
«Там, где ревет стремительный поток.
Он такой, каким должен быть,
Бедный и добродетельный, спокойный и свободный.»

Привлекают наше внимание трудолюбие, бережливость, услужливость и простое довольство швейцарских крестьян на фоне природы. Надо уважать их трудолюбие, бережливость и настойчивость и сожалеть о том, что такой тяжелый труд при таком упорном и неизменном хозяйстве дает такие скудные результаты. Живя среди утесов и облаков, их равнины в основном покрыты водой, а их склоны — в основном льдом, они получают из своих маленьких владений все, что могут, и ничего не разбазаривают. Есть какая-то мужественность в их нескончаемой борьбе против скупости и суровости природы; перехитрив и избив его жесткую оппозицию. Острая нужда побуждает их выжимать трудную и скудную пищу из горных круч. Замкнутые и бедные, но храбрые и веселые, они вспоминают строки из описания старого корицианского крестьянина:

«И мудро счел богатство монархов меньшим
Чем немногое своего собственного, потому что его собственное нравилось. »

Каждый клочок земли используется с максимальной пользой. Если несколько квадратных ярдов можно где-нибудь изготовить или вернуть, то не жалеют необходимого труда. Многие из этих крепких людей нуждаются в невероятно маленьком участке земли, чтобы дать им достаточно, а некоторые и в избытке. Этот удивительный продукт из почвы, большей частью очень бедной, является результатом совершенства подготовительных работ; каждое поле, или, скорее, участок, имеет совершенную форму, приданную ему для облегчения возделывания и дренажа. Этот маленький земледелец, только с лопатой в руке, может удобрять пустошь и творить чудеса, на которые он не способен, кроме своей любви к земле. У этих крестьян есть поговорка, что «если у плуга железный лемех, то у лопаты — золотое острие».

В горных районах земля осваивается этой маленькой культурой. По сути, человек создает саму почву. Он строит террасы вдоль крутых склонов, обкладывая их каменными блоками, а затем присыпает их землей, превращая гору и скалу в небольшой участок, где он сажает виноградную лозу или выращивает немного овса или кукурузы. На вершины скал, на которые не взбираются даже козы, на самый край пропасти идет крестьянин, цепляясь за пропасть железными скобами на ногах в поисках травы. Он висит на склонах скал, которые окружают долину, и скашивает несколько пучков травы со скалистых уступов. Собранное таким образом сено называется wildheu, а жнец — wildheuer. Эта крестьянская горная косилка по существу уникальна. Он привык ко всем горным опасностям и за день до начала покоса — день, установленный общим указом, — прощается, может быть, в последний раз, с женой и детьми.

С косой на плече, вооруженный окованной железом палкой, снабженный зажимами, тканью или сеткой, свернутой в сумке, он отправляется в полночь, чтобы рассвет застал его в его работа. За два месяца сенокоса он всего три-четыре раза спускается в деревню, чтобы пополнить свой запас еды или белья. Этим тяжелым и опасным занятием альпийский косарь зарабатывает от трех до пяти франков в день, не считая еды; и много раз под какой-нибудь выступающей скалой ему приходилось искать постель и переночевать. После сушки это дикое сено аккуратно собирают в ткань или сетку и несут на первую маленькую равнину, где из него можно сделать стог, нагруженный большими камнями, чтобы его не унесло ветром. Зимой, когда все покрыто снегом, косарь снова лезет по отвесным склонам горы, неся на плечах свои деревянные саночки. Он нагружает его сеном, садится впереди и стреляет со скоростью стрелы. Иногда снег, размягченный теплым ветром, дующим в горах, лавиной отрывается за ним и поглощает его, прежде чем он достигает долины.

Это ароматное сено, состоящее из питательной флоры высоких Альп, нежных и сочных растений, дикой хризантемы, карликового чертополоха, красноцветковой вероники, альпийского тысячелистника с его черной чашечкой, клевера с его большие пучки, а меум, зонтичное растение, дает восхитительное молоко и пользуется большим спросом для откорма крупного рогатого скота. В этих крутых уединенных местах, где растет трава, человеческая жизнь настолько незащищена, а несчастные случаи случаются так часто, что закон запрещает иметь более одного косилки в семье. С ним это борьба за жизнь, нередко доходящая до смерти. Во всякое время над ним висят великие заряды гнева: жук-утес, поток камней, ледяной водопад, движущееся снежное поле, вспышка, разрывающая его крышу, ветер, обдирающий его деревья, наводнение, которое топит. своей земле, против каждого из этих вестников зла он должен нести отдельную стражу и должен научиться справляться с каждой опасностью, когда она приходит, как в полдень, так и глубокой ночью. Маленькая долина внизу лежит во власти этих порождающих лед и шторм высот. Год за годом крестьяне борются против того, чтобы его вырвали из их владений. И все же эта слабая община в долине своим мужеством и добродетельной жизнью продолжает вызывать улыбку на хмурых горах:

«Durum! sed levius fitpatientia
Quick corrigere est nefas.»

Странное и дикое почтение, которое испытывают крестьяне к горам. Кажется, что они становятся похожими друг на друга духом, как мужчина и жена, живущие в мире, год за годом становятся похожими друг на друга. Без людей так сильно развита любовь к дому и родной земле. Вернуться в свою деревню среди любимых гор — постоянная мечта его жизни, и для ее осуществления он претерпит все лишения и свяжет себя с тяжелейшим и мучительнейшим трудом. У него есть одна надежда — снова увидеть снега, ледники, озера, высокие дубы и знакомые сосны своей страны. Это такое человеческое чувство — к дому, к родным, к привычной местности, к стране, — которое воспитало его и приковало к месту цепью, которую он не в силах разорвать. Сам Всевышний вселил в человеческую грудь ту страстную любовь к стране, которая с непреодолимой тягой приковывает эскимосов к его вечным снегам, араба к его песчаной пустыне, а швейцарцев к его суровым горам:

«Прилепись к дому твоему: если там самый убогий сарай
Дай тебе очаг и кров для головы,
И какой-нибудь бедный участок, с овощами,
Будь всем, что Небеса назначат тебе на стол,
Невкусный хлеб и травы которые разбросаны
Дикими по берегу реки или горному выступу,
Тем не менее даже в этом безрадостном особняке
Будет больше покоя для сердца, чем во всем мире рядом».

В жизни этих крестьян есть тишина и мрачная суровость. Несмотря на случайные развлечения, поиск удовольствий встречается редко. У них нет большой чувствительности или выражения радости, но спокойное удовлетворение, вид флегматичного хорошего настроения, отмечает границу их счастья. Многие посетители страны склонны жаловаться на простоту своего поведения; что речь у них грубая, а стиль жесткий. Простая резкость крестьянского приветствия не лишена прелести. Как далеко чувствуешь себя от подобострастных нравов города, от обильных и неискренних комплиментов! Нет ли во всем этом в какой-то мере философской основы? Не правда ли, вообще, что члены республики, сознавая свою самостоятельность и чувство собственного достоинства, менее щепетильно соблюдают условную правильность форм? Опять же, крайняя вежливость, которая иногда характеризует субъекта произвольного правительства, может быть результатом той политики, которая вводит и поощряет внешний вид вежливости как знак подчинения и уважения.

У швейцарских крестьян нет ни времени, ни желания, ни необходимости прибегать к этим элегантным усовершенствованиям, пустяковому и поверхностному изяществу, которое часто служит только для того, чтобы смягчить уродства порока. Они восхитительно естественные человеческие существа, человеческая природа проста и беззастенчива, и проявляют вежливое внимание к удобствам и чувствам друг друга. У них нет повода оскорбительно утверждать то равноправие, которое никто не отрицает, и они уважают права друг друга, как свои собственные. Нет каст, которые могли бы конфликтовать, нет низшего класса, который бы самоутверждался в грубости, и нет высшего класса, который мог бы спровоцировать грубость наглым самонадеянностью. Они придерживаются старомодных привычек вежливого гостеприимства, и рабочие в поле выкрикивают прохожему любезное «guten tag» или «guten abend» с продолжительным пением «аминь», а дети неизменно снимают свои шляпы. шапки или падение любезности. Даже нищие пастухи представляют собой своего рода привлекательное нищенство, когда маленькие дети выходят навстречу вам с подношениями альпийских роз, вишен на ветвях и земляники в листьях, протягивая руки с общей мольбой — битте, битте ( молись, делай).

Мы много слышим о крестьянском шале. Несмотря на очень живописный вид, блестящие в солнечных лучах на склонах или усеивающие пасторальные долины, эти шале ни в коем случае не являются такими очаровательными жилищами, как их часто изображают. Из-за первоначального обилия дерева это был почти единственный материал, использовавшийся при строительстве этих домов. Стили практически три: так называемый блок-хаус, при котором бревна укладываются одно на другое, надрезаются на концах так, чтобы входить друг в друга под углами в местах их пересечения; столбчатый дом, в котором вертикальные стойки и прочный каркас забиты досками; и ригельхаус из кирпича или камня.

Вскоре все они приобретают темно-коричневый оттенок, причудливую и характерную форму. Они покрыты низкими плоскими крышами из гонта, утяжеленными камнями, чтобы их не унесло ветром; крыши нависают над стенами, как поля шляпы, расширенные, чтобы защитить лицо от дождя, и часто вырезаются ножом с любопытным и терпеливым мастерством. Широкие выступы соломенных крыш, покрытые густым мхом, и их видимые балки, образующие всевозможные треугольники на древней штукатурке стен, имеют особенно защищенный вид и представляют собой очень странные и привлекательные вещи. В низких обшитых панелями комнатах нет ни позолоты, ни росписи, но сама чистота.

Полые ниши над дверями содержат статуи Богородицы, героев или святых. Простые скамейки, столы, шкафы и стулья сделаны из белейшего дерева и так вычищены, вымыты и отполированы, что красить или лакировать их значило бы осквернять. Большинство предметов мебели причудливой формы и украшены, выглядят старыми, но до блеска натертыми и в хорошей сохранности, от щипцов для орехов с причудливой резьбой до двугорлых графинов, из одной бутылки наливающих масло и уксус. Они отапливаются фарфоровыми печами, цилиндрической формы, диаметром от двух с половиной до трех футов, достигающими от пола почти до потолка, и для придания прочности обвязаны блестящими медными кольцами. Эти печи построены из белой эмалированной черепицы толщиной в два-три дюйма, а блоки изразцов уложены слоями, причем внутренняя часть печи выложена тяжелым огнеупорным кирпичом, оставляя дымоход не более чем на десять дюймов. диаметр. От этой стены из огнеупорного кирпича вверх, вниз и по кругу идет ряд маленьких клапанов, несущих горячий воздух к нескольким колпачкам наверху и внизу печи, а оттуда в комнату.

Используется дерево или торф, и удивительно, как мало топлива требуется. Утром разжигают огонь, заслонка остается открытой до тех пор, пока все газы не выйдут в трубу и останется только тлеющий пепел, затем заслонка закрывается, и в течение двенадцати часов больше не требуется топлива; если перед отходом ко сну повторить утренний процесс, он будет оставаться теплым всю ночь. Печи не безобразные, но во многих случаях декоративные, с чистой и хорошо отполированной поверхностью, с дверцами и колпаками из хорошо отполированной латуни. В центре печи находится емкость для подогрева посуды или хранения запаса горячей воды. Печи ставят впритык в углу или составляют часть перегородки между комнатами, чтобы не мешать и обогревать две комнаты.

В некоторых коттеджах есть наружная лестница, ведущая на второй этаж или даже на третий, если он есть, так как эти дома часто принадлежат нескольким владельцам. Крестьянин, владеющий в Вале третьей частью мула и четвертой частью коровы, часто имеет только половину или треть дома. В коттедже Джура нет ни изящества сада, ни богатства фермы — это действительно не более чем искусно построенное шале, но при этом опрятное и уютное, немного умное в других вещах, кроме пасторального, часового и тому подобного; хотя он стоит посреди его лугов, горечавка у его дверей, дикий ландыш в роще неподалёку. Мое восхищение этими коттеджами, а также чувством человеческого труда и наслаждения всей этой сценой, являющейся корнем всего удовольствия в ее красоте».0004

Внутри и снаружи этих шале есть настенные надписи и символы:

«Квартал с гербами всех оттенков,
И пословицы мудреца, которые проезжающие мимо путники
Задерживают на прочтении и обдумывают их значение.»

Их ставят на балки, на панели, вырезают на карнизах везде, чтобы бросались в глаза. Они самые разные по характеру, дружеские приветствия, восхваления родной земли, призывы к единству, к свободе и мужеству. На большой выступающей балке, поддерживающей крышу, называемой sablière , часто рисуют среди орнаментов и цветов инициалы JMJ (Иисус, Мария и Иосиф), а также имя человека, для которого был построен дом, и имя мастера-плотника, который его построил. На надписях Бернского Оберланда есть надписи, напоминающие человеку о его долге и торжественности жизни; из которых следующие образцы:

‘Друзья, от которых мы нуждаемся, должны расстаться
‘Саржевое удовольствие дать встретиться снова.’
Да будет закрыт этот дом навсегда.»

«Боже мой, моя сила, на кого я доверюсь,
Баклер мне;
Рог спасения моего
И высокая башня моя есть Он.

«Из-за одного дня бойся всех дней». общественные здания и частные дома учат нравственности.В Граубюндене вы видите на многих гербах выгравированные три лиги: на одном будет крест, на другом дикий козел, на третьем человек верхом, а над ними высечены линии, —

«Это оружие Граубюндена,
В горах лежат их твердыни;
Бог будет милостив
Чтобы сохранить их свободу». , я разбиваю молнию»).

Фасады каменных шале в Тичино выкрашены в розовый цвет и украшены по итальянской моде гирляндами цветов и символическими вазами, из которых течет вино и молоко. Лучшие из этих домов не являются герцогскими дворцами. , самые бедные никогда не бывают лачугами Настоящий швейцарский коттедж так же приспособлен к швейцарскому пейзажу, как готика подходит к святому и возвышенному чувству преданности; приглушенный цвет смолы лиственницы соответствует ассоциации, которая требует предельной простоты: тот же коттедж, выкрашенный в белый цвет, покажется оскорбительным и навязчивым.0004

Рядом сарай, деревянный мост, перекинутый через въезд, с длинным и пологим подъемом, по которому телеги с сеном ведут на чердак. Некоторые из них столь же велики по размеру, так же хорошо построены и оборудованы, как лучшие амбары Пенсильвании. Может быть, и жилище, и амбар, и молочная находятся под одной крышей; но если так, то они разделены со скрупулезным вниманием к опрятности. Все отходы перевязаны и засыпаны снаружи, как груды сокровищ, чтобы обновить почву, когда наступит лето. Этот дымоход составляет особую гордость крестьянина и часто представляет собой внушительный предмет, уложенный слоями, со скрученной и подложенной по бокам соломой; он гордо стоит у дороги и часто украшает передний двор. Все на своих местах; порядок царит в силу некоторого естественного закона.

В их домах и их мелкой собственности есть что-то вроде индустрии Робинзона Крузо; они постоянно что-то строят, ремонтируют, переделывают или улучшают. Мысль и забота изо дня в день даруются каждому клочку земли, чтобы обеспечить достаточное количество вещей, которые понадобятся в течение долгой зимы. С каждым растением обращаются как с ребенком; каждая ветка подстрижена, каждая грядка полита, каждая тыква приучена. Час за часом наблюдают за изменениями в небе и обдумывают, что они означают; ибо они могут многое импортировать; время, отведенное для созревания маленьких зерен, настолько коротко, что отсутствие солнечного света на несколько дней может вызвать тревожные мысли. Это зрелище пробуждает размышления и трогает сердце. Вокруг этих коттеджных домов царит здоровая чистота.

Каждый по средствам старается сделать усадьбу украшением травянистой и затененной вязами обочины. Зеленый, усыпанный камнями газон подходит к двери, а скамейка стоит вдоль стены снаружи. Окна окружают и украшают цветы, над крыльцом созревают сочные гроздья виноградной лозы, а маленькая фиалка стелется по каменным ступеням или висит в солнечной нише, ее цветы мерцают вдали. Ничто не может быть более очаровательным, чем большие гвоздики, которые часто украшают темные шале из лиственницы или сосны, их блестящие красные цветы свисают с окон и балконов. Приятная дверь, увитая виноградной лозой, словно гостеприимно приглашает воображение прохожего в милый домашний интерьер этой загородной жизни. И во внутренней жизни этих скромных домов есть что-то почти святое, что, во всяком случае, не так очевидно на поверхности вещей, в роскошных особняках. Их великолепие — превращенные деньги, в нем нет поэзии; если сердце и тронуто им, то не таким образом и не по этому поводу.

Совсем другое дело в этих тихих и уединенных домах. Там у каждого объекта есть приятная история. Там трудолюбие накопило свои плоды, бережливость — свои удобства, а добродетель — свое довольство. Уход, который о нем заботятся, говорит вам, как трудно было его найти. Вы читаете в нем небольшой рассказ о труде, о самоотречении, затраченном на его приобретение; это откровение внутренней жизни, которую лучше созерцать и сочувствовать. Отрезанные от мира, незапятнанные роскошью, незапятнанные алчностью среди одинокого тяжелого труда, практикующие простые формы жизни и веры, мужественно и с удовольствием ведущие тяжелую борьбу в своих альпийских долинах, эти крестьяне находятся в лучших отношениях с жизнью, чем многие люди, которые считается, что они заключили более выгодную сделку. «Наблюдать за тем, как растет кукуруза или завязываются цветы, тяжело дышать лемехом или лопатой», имеют для них привлекательность, не учитываемую в скудной череде преимуществ и удобств, которые они приносят, и их следует искать в вдохновении самого человека. поэт, —

»Счастлив человек, чье желание и забота
Несколько отцовских акров связаны;
Доволен дышать родным воздухом
На своей земле.

«Чьи стада с молоком, чьи поля с хлебом,
Чьи стада снабжают его одеждой;
Чьи деревья летом дают ему тень.
Зимой огонь».

Часто коттедж примостился на горном утесе, и крестьянин должен быть бессонным и быстрым, ибо он ложится с опасностью у своей двери и должен подняться, чтобы встретить ее, когда придет время. Существует постоянная угроза запустения и гибели:

«Не зефир ласково успокаивает горную грудь,
Но сверкают метеоры и обволакивает бурный мрак.»

В сумерках вы видите хижину на уступе скалы, хижину, в которой пастух сбивает молоко, кусочек земли, на которой он выращивает травы, клочок травы, на котором пасутся его телки, простой крест, у которого его дети молятся. Глубокой ночью по склону горы проходит дрожь, происходит соскальзывание земли или «снежная молния», которую никто не слышит, сотрясает небо. На рассвете вверху виднеется одинокая скала, внизу — заброшенные обломки человеческих надежд, а внизу —

«Нежное стадо возвращается ближе к вечеру,
Без присмотра с холмов и белое от снега.»

Некоторые альпийские районы полностью пасторальные, где не слышно ничего, кроме пастушьего рога и колокольчика. Весной приятно наблюдать, как стаи коров со звоном бубенцов отправляются в горы. Колокольчики почти шаровидные, тонкие и легкие, разных размеров, от одного фута до двух дюймов в диаметре; они различны по высоте, все сливаются в один общий музыкальный эффект, образуя правильную гармоническую пропорцию, чтобы произвести согласие звуков без каких-либо конфликтных тонов, как это делает пение многих птиц.

«Тиннабуляция, которая так музыкально набухает
От колокольчиков, колокольчиков, колокольчиков, колокольчиков.»

Коровы собираются в стада на деревенской лужайке и по зову пастухов начинают марш на горные пастбища. У каждого стада есть своя королева, которая возглавляет процессию. Выбор королевы зависит от ее силы и красоты. Стремление раздобыть для этой цели одно бесподобное животное требует больших усилий и затрат, и, как говорят, для развития воинственного и бесстрашного духа их кормят овсом, пропитанным спиртом. Королева носит более тонкий воротник и больший колокол, чем другие. Гордясь своей превосходящей силой, она, кажется, со спокойствием укоренившегося убеждения бросает вызов своим товарищам и ищет — нетерпеливо для боя — какого-нибудь противника, достойного помериться с ней силой. См.

«Как грациозно та телка несет свои почести!
Да! Она же знает, что она вожак стада,
И поверь ей, она отказывалась бы есть.»

В конце стада идет бык, с его компактным телом, маленькими заостренными рожками, курчавой шерстью и, если у него злой нрав, с железной пластиной на глазах. Затем идет череда молочниц и пастухов, которые пасут коров на летних пастбищах, с повозками, нагруженными орудиями их труда, доильными табуретами, ведрами особой конструкции и деревянными сосудами, в которых возят молоко. вверх и вниз по пропастям к шале. * Когда встречаются разные толпы, почти наверняка случится так, что две королевы бросят вызов друг другу в единоборстве. Сами пастухи способствуют этой борьбе и очень гордятся победой своей коровы-королевы. Стада начинают пастись на траве у подножия горы, а затем постепенно, по мере того, как снег тает и заменяется свежим ковром зелени, они поднимаются выше, незаметно поднимаясь, пока в августе месяце не достигают вершины горы. Альп. Затем в сентябре они опускаются медленно и постепенно, по мере подъема. По пути в гору, если начать весной слишком рано, вода может оказаться высокой, и стадо остановится у края потока, боясь пересечь. Главный пастух разыскивает пасторский дом, стучит в дверь, объясняет лекарю критическое положение стада и просит его молитв и благословений.

«II faut que vous nous disiez une messe
Pour que nous puissions passer.»

Пастух ведет более уединенную и опасную жизнь в горах, чем пастух, питающийся полентой и сыром, а в качестве питья — водой или обезжиренным молоком; и немного сена, расстеленного на доске, служит кроватью. Самые высокие и крутые части Альп предназначены для выпаса овец и коз. В самом деле, иногда овец несут одну за другой на спинах людей и оставляют там до конца лета, после чего их сносят вниз, изрядно откормленными, таким же образом. Здесь пастух проводит месяцы, его единственными спутниками, кроме стада, являются серны, которые при лунном свете пересекают снежные поля, ледник или перепрыгивают через расщелины и приходят пастись на травянистых склонах; и снежная куропатка, или белая курица, и леммергейер, или бородач, птица, размерами превосходящая орла, которая кружит вокруг этих вершин, высматривая свою добычу, и резким взмахом крыла , чтобы бросить в бездну любое животное, которое он может захватить врасплох и беззащитно.

Увы! для бедного пастуха, запоздавшего в снежную бурю, тщетно пытавшегося найти потерянный след; когда ветер кажется каким-то жестоким демоном, бьющим, ослепляющим, сводящим с ума, когда по дорогам, ставшим незнакомыми из-за сугробов, он мчится, беспомощный, безнадежный; все слабее и слабее, пока, наконец, не наступает ужасный момент, когда он не может больше бороться и бессильно падает вниз, в мягкие и роковые глубины; дрейф захлестывает его, — он теряется так же верно, как «какой-нибудь сильный пловец в агонии», который тонет посреди Атлантики среди кипящего прилива. 0004

Когда стадо гонят в Альпы, овцы вместо того, чтобы гнаться за пастухом, регулярно следуют за ним, когда он величественно марширует впереди, — высокий, худой, загорелый и грязный, — вооруженный своим длинным железным острием. палка. За ним вся гора покрыта движущейся массой серого руна; другие пастухи и бергамские собаки с длинной шерстяной шерстью, самые бдительные из сторожей, разбросаны по разным точкам в этом «живом потоке белой шерсти, вздымающемся, как пенящиеся волны». его лицо, повернутое к ним то ли свистом, то ли звуками из трубки, кажется, напоминает им, что так поступать следует. и его «ворсистая забота», кажется, на самом деле находится под влиянием его музыки. Именно свистом направляются тысячи овец, возвращаются заблудшие ягнята, а собаки высылаются и проверяются. В сентябре, когда пастухи гонят их отары с гор, их жены и дети, оставшиеся на равнине за сеном, жатвой, сбором винограда и сбором других плодов, идут им навстречу с песнями и развевающимися флагами.Вечером вся деревня ликует. , танцы продолжаются, и это праздник для всех:

«Ночью возвращаясь, каждый труд ускорил,
Он садится, монарх сарая;
Улыбается своим веселым огнем, и кругом обзоры
Его детские взгляды, что светлеют в пламени;
Пока его любимый партнер, хвастаясь своими сокровищами,
выставляет на доску чистую тарелку».

Пастухи — счастливые люди, довольные своей участью, любящие свободную и кочующую горную жизнь с ее долгими ленивыми периодами отдыха и моментами опасной деятельности. Более простых, честных, храбрых сердец не сыскать нигде.

Есть также свинопас, которая ежедневно пасет свиней и коз. Она целыми днями ухаживает за ними на какой-то каменистой, невостребованной пустоши. Вечером, когда она возвращается со своими четырьмя или пятью десятками, каждый поросенок знает свой дом в деревне; некоторые бегут впереди стада, чтобы как можно скорее добраться до ужина, который, как они знают, будет для них готов; другие не отделяются от стада, пока не дойдут до знакомой двери.