Примеры конфликтных ситуаций в школе: Примеры педагогических конфликтных ситуаций в категории: Педагог ученик родитель

Содержание

12 конфликтных ситуаций на детской площадке


Наверно, многим из нас приходилось становиться свидетелем или участником неприятной ситуации на детской площадке. Для некоторых родителей такая ситуация являетя поводом для раздувания настоящего конфликта с целью выяснения кто «круче», а для других – возможностью показать своему ребенку пример поведения в обществе. 
 

У маленьких детей пока нет никакого опыта общения. Они живут своими чувствами, эмоциями и желаниями и пока не в состоянии сознательно управлять своим поведением.

Поэтому, оказавшись в конфликтной ситуации, малыши не раздумывают, а действуют по инерции, в соответствии со своим темпераментом: кто-то уступает и молча отходит, кто-то плачет и бежит к маме, а кто-то дерется, толкается или кусается.

Задача родителей – помочь своему ребенку научиться разрешать затруднительные ситуации так, чтобы он мог отстаивать свою правоту и в тоже время не ущемлять интересы других детей. Т.е. научить его общаться: как вместе играть, как разрешать спор, как договариваться друг с другом, как играть по очереди, как меняться игрушками, как просить или предлагать что-то, как отказываться от совместной игры, как оказывать помощь.

Рассмотрим примеры возможных конфликтных ситуаций.

Конечно, лучше не доводить дело до конфликта, а попытаться вовремя отвлечь ребенка, переключить внимание, занять чем-то другим. Но если спорная ситуация возникла – очень важно оказать своему малышу максимум поддержки и быть на стороне ребенка, каким бы неправильным ни был его поступок.

Это не значит, что Вы должны говорить своему ребенку что-то типа того: «Правильно, не нужно давать никому свой паровозик!» или «Этот мальчик злой, он тебя стукнул, а ты хотел только взять его мяч!». Лучше выслушать ребенка, принять его чувства, озвучить их, объяснить, что чувствует другой ребенок, и показать, как можно исправить положение.

В любой ситуации малыш должен знать, что он всегда хороший, несмотря ни на что, хотя его поступки иногда оставляют желать лучшего.

Помните, как говорил Наф-Наф: «Дом поросенка должен быть крепостью». Для Вашего ребенка крепостью являетесь Вы – его родители.

Ситуация 1. Делают замечание вам


Ваш малыш беззаботно шлепает по лужам или кувыркается в снегу. А на вас со всех сторон сыплются критические замечания о вашей родительской «профпригодности».


Скорее всего, Вы ощущаете внутренний протест: «Какое имеют право эти чужие люди меня критиковать! Да еще, в присутствии моего ребенка!». Иной раз бывает так тяжело сдержаться. Но бесполезно вступать в пререкания. Спор ни к чему не приведет, и каждый останется при своём мнении. Это всё равно, что спорить, в каком месте кому заходить в море – каждый выбирает там, где ему удобнее (пляж-то большой). Так что спор – это пустая трата времени и нервов.


Ваши действия (или) Подсказка:


 Можно поступать так же, как кролик Кочерыжка (в сказке М. Пляцковского), который на грозные замечания и угрозы Медведя, Тигра и Льва отвечал очень вежливо: «Здравствуйте! Рад вас видеть». А всё дело в том, что у кролика уши были заткнуты ватой, и он ничего не слышал! Почему бы и нам не последовать примеру этого кролика?

 

Ситуация 2. Делают замечание вашему ребенку


Вы с малышом хорошо погуляли! Результат налицо: кроха с ног до головы облеплен грязью. По пути домой вам встречается вездесущая соседка и начинает причитать: «О-о-й! Какой ты грязный! Разве можно так пачкаться?! Теперь маме придется стирать всю твою одежду!»


Ребенок может очень болезненно воспринять замечание постороннего человека. И если мама вовремя не заступится за него, как не заступилась в прошлый раз и не заступится в следующий, это может сделать ребенка неуверенным в себе и привести к тому, что он начнет стесняться и бояться чужих людей. К тому же впредь, когда другие дети будут говорить о вашем крохе плохо, он будет принимать это как должное.

Ваши действия (или) Подсказка:


Переведите порицание соседки в более мирное русло. Дружелюбным тоном поведайте ей о положительной стороне вашей прогулки: «Да, мы замечательно погуляли! Теперь идем домой, счастливые, довольные и, конечно же, порядком испачканные. Но разве без этого можно хорошо погулять?! Хорошо быть маленьким!»
 

Ситуация 3. Ребенок пытается вернуть свою игрушку


Ваш малыш мирно копается в песочнице. К нему подходит другой малыш и забирает его игрушку. Ваш кроха разгневан и пытается силой вернуть свою собственность.


Для начала давайте подумаем, почему дети так бурно реагируют, когда берут их игрушки? Ответ
прост: во первых им жаль расставаться со своей игрушкой, а во вторых, они пока не понимают, что игрушки берутся на время, и всегда возвращаются к своим хозяевам. И только после 3-х лет ребенок начнет понимать, что такое собственность.

 

Ваши действия (или) Подсказка:


— Срочно разнимите «сцепившихся намертво» малышей.


— Покажите своему ребенку, что вы на его стороне: «Ты хочешь, чтобы машинка осталась у тебя?»


— Скажите о чувствах и желаниях другого ребенка: «Мальчику понравилась твоя игрушка, и он хотел бы с ней немного поиграть. Давай, дадим ему её ненадолго. Знаешь, как он обрадуется!». Обращаемся к мальчику: «Ты хочешь поменяться игрушками?»


— Если согласие от мальчика получено, пытаемся побудить своего ребенка поделиться игрушкой (но не заставить!): «Посмотри, у <…> (имя мальчика) есть интересный трактор. Вы можете поменяться: ты ему на чуть-чуть дашь свою машинку, а он тебе свой трактор – тоже на чуть-чуть». Можно предложить своему ребенку поменять свою машинку на одну из двух-трех игрушек мальчика (т.е. предоставить своему ребенку дополнительную свободу выбора). Или спросите у своего ребенка, можно ли будет поиграть в его игрушку, когда он сам наиграется. Чаще всего ответ бывает положительный.


— Если ваш ребенок не соглашается расставаться со своей игрушкой ни при каких условиях, что ж, это его право. Вежливо откажите просителю: «Извини, <…> (имя мальчика), <…> (имя своего ребенка) хочет сам пока поиграть в свою машинку».


 — Но если конфликт продолжает нарастать, можно попробовать переключить внимание детей на какую-то общую игру: нагружать трактором песок в машинку или поиграть в салки-догонялки. И уж если игра совсем не налаживается – развести по разным «углам».


Итог:


Таким образом, мы не «зациклившемся» на негативном поведении своего ребенка (в какой-то степени оно даже оправдано – он защищал свою собственность доступными ему способами), а показываем, как надо поступать в подобных ситуациях. Т.е. нужно не драться, а договариваться словами.

 

Ситуация 4. Ребенок плачет и не знает, как вернуть свою игрушку.


Ваш ребенок мирно копается в песочнице. К нему подходит другой малыш и забирает игрушку вашего чада. Ваш малыш с плачем бежит к вам….


 Не стоит волноваться из-за того, что ваш малыш пасует перед «противником». Он наверняка научится отстаивать свою собственность, если вы будете учить его, как это делать. Только не всё сразу, скорее всего он прибегнет к вашей помощи ещё неоднократно.

 

Ваши действия (или) Подсказка:

— Присядьте возле малыша, загляните ему в глаза и озвучьте его чувства и желания: «У тебя забрали игрушку? А ты хотел сам в нее поиграть? Тогда давай вместе попросим ее вернуть». Или: «Ты переживаешь, что мальчик тебе не вернет игрушку? Он в неё немного поиграет и отдаст тебе – это же твоя игрушка. А мы, давай, пока построим из песка крепость!».


 — Если ваш ребенок продолжает настаивать на возврате своей собственности, тогда возьмите своего малыша за руку, подойдите к «обидчику» и скажите: «Малыш, это наша игрушка.

И <…> (имя ребенка) сам хочет в нее поиграть. Отдай, пожалуйста».


 — Если малыш упрямится, опять же можно предложить поменяться игрушками, но если никто этого не хочет, просто мягко заберите игрушку из рук другого ребенка. 
 

Ситуация 5. Ваш ребенок взял чужую игрушку


 На детской площадке гуляет много малышей. Повсюду лежат игрушки: тут — каталка с ручкой, тут — машинка на веревочке, тут — детская колясочка, тут — мяч… Ваш ребенок подходит, берет мяч и предлагает вам в него поиграть. 


Все дети очень любознательны, они активно исследуют мир, и нет ничего предосудительного в том, что их интересуют не только свои, но и чужие игрушки.

 

Ваши действия (или) Подсказка:


 — Если это игрушки ваших знакомых детей, нужно подойти к хозяину-ребенку, а еще лучше к его маме — она точно разрешит, и есть вероятность, что конфликт не возникнет — и попросить у неё. В конце игры важно обратить внимание своего ребенка на то, что игрушку нужно вернуть на место.


 — Если вы не знаете, чья эта игрушка, можно громко об этом спросить у присутствующих. Если найти хозяина игрушки мало шансов, нужно кратко разъяснить ребенку ситуацию: «Мы не знаем, чья это игрушка, а без разрешения – брать нельзя». Можно вместе помечтать, как вы хотели бы, чтобы у него была такая же игрушка или подобная, а затем постараться отвлечь  малыша на что-то другое.


 — Бывает, что ваш ребенок, во что бы то ни стало, хочет поиграть именно в эту игрушку и уже трепетно прижимает её к груди, хотя хозяин так и остается неизвестным. Тогда (во избежание громкого плача) можно предложить ребенку такую альтернативу: «Мы берем игрушку и отправляемся на поиски её хозяина». Походите с игрушкой, поищите, может и найдете хозяина, а если и нет – так всё равно, ваш малыш, хоть немного, а поиграет с ней и вернет потом на место (и овцы целы, и волки сыты).

 

Ситуация 6. Ваш ребенок отнимает игрушку


Ваш малыш подходит к другому малышу и отбирает у него игрушку, тот плачет и
пытается вернуть свою собственность обратно. Или вашему малышу дали поиграть во что-то, а теперь
хозяин игрушки сам хочет в нее поиграть.


 В подобных ситуациях важно научить кроху уважать чужую собственность, чтобы постепенно закладывалось и формировалось понятие «моё — твоё».

Ваши действия (или) Подсказка:


 — Скажите своему ребенку: «Я понимаю, что ты хочешь поиграть с этой игрушкой. Эта игрушка   <… > (имя ребенка), и он пока сам хочет с ней играть. ( Эту фразу желательно строить без союза НО, так как ребенок может подумать, что его чувства неважны, потому что есть это «но…»). Ты можешь попросить ее попозже, когда <…> (имя ребенка) захочет играть в другую игрушку, а пока давай … ». Возможно, что через некоторое время другой малыш действительно согласится на время расстаться со своим «сокровищем».


— Другой вариант: Спрашиваем у своего ребенка, хочет ли он поменяться с мальчиком игрушками, и если он согласен, предлагаем хозяину игрушки совершить временный обмен игрушками с вашим ребенком (лучше предложить несколько игрушек на выбор).

 

Ситуация 7. Ваш малыш на дворовых качелях


Ваш малыш качается на качелях. Тут подходит другой ребенок с явным намерением тоже покачаться.


 В принципе, раз ваш ребенок первым занял качели – они пока «его», но в разумных пределах, конечно.

 

Ваши действия (или) Подсказка:


— С появлением ребенка, желающего покачаться на тех же самых качелях, нужно начать готовить ребенка к мысли о том, что качели скоро придется уступить: «Вот малыш тоже хочет покачаться, давай еще 20 раз качнемся и пойдем… (предложите достойную альтернативу: покатаемся с горки, покрутимся на каруселях, пораскачиваем на качелях этого самого малыша)».


— Если Ваш малыш упрямится и не хочет уступать качели, предложите ему тогда дать поиграть в одну из его игрушек стоящему в очереди ребенку. Или придумайте способ отвлечь его.

Ситуация 8. Ваш малыш хочет качаться на качелях, а они заняты


Вы с малышом приходите на детскую площадку. Его внимание привлекают качели, которые конечно оказываются занятыми…


Теперь ситуация противоположная – качели оказались заняты. Вы и ваш малыш достаточно долго «стоите в очереди», ожидая, когда они освободятся, но качающийся на них ребенок и не думает с ними расставаться.

Ваши действия (или) Подсказка:


— для начала можно просто попросить качающегося малыша уступить вам качели;


— предложить качающемуся малышу интересный обмен: он вам качели, вы ему свой велосипедик;


— переключить внимание своего ребенка на альтернативное, но не менее интересное занятие.

Ситуация 9. Ваш малыш не может дать сдачи


Ваш малыш стоит возле вас, тут к нему подходит другой ребенок и ни с того ни с сего его бьет (толкает, кусает и т.п.). Ваш малыш теряется и не знает, что делать.


У Вас должна быть твердая установка: никто не смеет бить вашего ребенка, и ваш ребенок не должен сомневаться, что это действительно так. Поэтому все Ваши дальнейшие действия должны быть направлены на то, чтобы дать понять своему сыну или дочери, что делать, если его/её права нарушены.

Но, возможно, сначала он должен окрепнуть и морально дорасти до того, чтобы действовать так, как вы ему советуете. Поэтому нельзя насильно заставлять малыша следовать вашим советам, иначе ребенок будет переживать не только из-за того, что его обидели, но еще и из-за того, что он не может выполнить ваши рекомендации.

Ваши действия (или) Подсказка:


По возможности, предотвратите конфликт — перехватите руку замахивающегося ребенка, но если уже не успели, то:


— опуститесь перед своим ребенком на корточки, обнимите его, пожалейте, скажите: «Тебе больно…»;


— дети бояться всего непонятного; поэтому объясните своему ребенку поведение мальчика: «Наверно, мальчик хотел с тобой поиграть, но не знал, как тебе это сказать»;


 — строго скажите обидчику: «Моего сына бить нельзя! Если ты хочешь с ним играть – так и скажи: «давай играть».


Итог:


 В данной ситуации Вы должны учить ребенка стоять за себя. Поначалу Вам придется выступать в роли защитницы своего малыша, чтобы показывать ему образец будущего самостоятельного поведения. Действуйте всегда по одному и тому же принципу, но не ждите, что после первых же «уроков» ваше чадо даст достойный отпор обидчику.

Ситуация 10. Ваш малыш бьет в ответ


Вашего малыша толкнули (ударили, обидели, обсыпали песком). Недолго думая, он дает сдачу.


 Дети эмоциональны и, даже если они уже и знают, что драться нельзя и сами озвучивают это, то в критических ситуациях действуют так, как им подсказывает их первоначальный импульс: ударить, толкнуть, отобрать, не уступить.

 Предпочтительнее не доводить дело до драки и разрешать ссоры путем мирных переговоров. Но бывают ситуации, когда действительно остается только одно — дать сдачи, ибо никакие увещевания не действуют. И все-таки, по возожности, предлагайте своему крохе более мирные альтернативы.

 

Ваши действия (или) Подсказка:


— Скажите коротко обоим: «Драться нельзя!»


 — Скажите о том, какое действие вы считаете правильным: «Нужно довариваться, предлагать поменяться и играть вместе».


— Дома обыграйте произошедшую ситуацию на игрушках, стараясь донести мысль о том, что давать сдачи можно только после предупреждения и не бить сильно.
 

Ситуация11. Ваш ребенок обижает другого малыша


Ваш малыш явно обижает другого ребенка (обсыпает песком, толкает, бьет или кусает). 


 Ваш малыш поступает так, по нескольким причинам: не умеет конструктивно общаться с детьми; экспериментирует подобным образом «а что будет, если….», привлекает к себе ваше внимание. При этом он следит за вашей реакцией. Если ваша реакция слишком бурная и всегда разная – он наверняка продолжит свои эксперименты. Поэтому надо выработать четкую схему реагирования на подобные проделки малыша. Необходимо учить ребенка контролировать свои агрессивные действия и переводить их в адекватные выражения своего гнева.

Ваши действия (или) Подсказка:

— Уделите максимум внимания пострадавшему ребенку: «Тебе больно. Извини, пожалуйста … (имя вашего ребенка). Он пока не знает, что песком кидаться нельзя!»


 — Обратитесь к своему ребенку, сделайте ему короткое замечание и помогите исправить ситуацию: «Кидаться песком нельзя! Мальчику/девочке неприятно (больно). Давай теперь вместе отряхнем малыша (пожалеем, погладим…)».


— Помогите детям наладить конструктивное взаимодействие: «Хотите, я научу вас копать глубокие колодцы? Тогда берите лопатки…»


— В домашних играх с игрушками проигрывайте и проговаривайте, что драться нельзя    и учите ребенка выражать свои желания словами: «отдай, пожалуйста», «не бери — это мое», а агрессивные эмоции переводите в сочувствие и понимание другого (малышу больно, давай его пожалеем, давай ему дадим совочек) или безобидные действия (топаем ногами, громко кричим, бьем подушку, кидаем мячики и т. п.).

 

Ситуация 12. Дети, сами выясняющие отношения


Вы разговаривали по мобильному телефону и на какое-то время упустили из виду своего малыша. Когда он вновь появился в поле вашего зрения, оказалось, что он уже не один, их двое (ваш малыш и еще малыш) и они спорят (или толкаются).


Между детьми часто возникает соперничество. Поэтому они время от времени начинают выяснять, кто сильнее, причем делают это разными способами. В такой «разборке» не стоит выяснять, кто первый начал и принимать чью–либо сторону.


Ваши действия (или) Подсказка:


 — Если стычка происходит на равных, и нет серьезной угрозы для здоровья детей (то есть если они не дерутся, у них нет камней или палок в руках) – подождите и не вмешивайтесь.


— Если конфликт затягивается, набирает обороты или выявляется явно страдающая сторона, следует тут же вмешаться и разнять спорщиков.


— Первым делом переключите внимание на себя: «… (имя ребенка) и … (имя другого ребенка), посмотрите на меня».


— Далее переключите внимание детей с предмета их спора друг на друга: «Посмотрите друг на друга». Можно переключить внимание на какую-то деталь, как это делала Мэри Попинс: «У тебя пуговица расстегнулась. А у тебя руки грязные». Возможно, что уже на этом этапе конфликт будет исчерпан, и дети заулыбаются.


— Скажите о своих чувствах: «Мне нравится, когда вы дружно играете».


— Поговорите о дальнейших планах: «Во что ты хочешь играть? А ты во что?»


— Предложить общую игру.

 

Суммируя всё вышесказанное, приведем общие рекомендации:

 

•    Относитесь к другому ребенку так же, как вы бы хотели, чтобы относились к вашему.

•    Старайтесь использовать запрещающие слова в исключительных случаях. Вместо «нельзя ломать другому ребенку куличики» лучше сказать: «давай сделаем такие же куличики». Во-первых, потому что дети лучше воспринимают позитивные установки. А во-вторых, «нельзя» должно восприниматься ребенком, как действительно «нельзя». Категорически и без обсуждений! Поэтому таких запретов в жизни ребенка должно быть немного и звучать они должны сравнительно редко.

•    В конфликтных ситуациях сначала вы все делаете за ребенка,  потом вместе с ребенком (вы подсказываете, а он делает сам), потом малыш действует самостоятельно и зовет вас на помощь только при необходимости (следите за его знаками, необходимо тонко улавливать тот момент, когда вы должны вмешаться), а затем начинает урегулировать конфликты самостоятельно (например, в детском саду).

•    Если вашего ребенка обижает кто-то, кто намного меньше или намного старше его, или это девочка (а у вас мальчик) – немедленно вмешайтесь.

•    Введите четкие правила: ты не должен обижать других детей, но и тебя никто не имеет право обижать. Если тебя несправедливо обидели – ты имеешь право защищать себя.

•    Если предмет спора — игрушка вашего ребенка , то ваша позиция должна быть однозначной, он имеет право её никому не давать, она — его собственность! Так же, как вы имеете право никому не давать свой сотовый телефон, или свой личный автомобиль.

•    Если ребенок хочет чужую игрушку, надо попросить дать поиграть или предложить поменяться игрушками.

•    Если ребенок нарушает какое-то правило, нужно реагировать немедленно: сказать, что так делать нельзя, переключить его внимание и показать, как надо делать.

•    Обязательно хвалите и поощряйте положительное поведение малыша.

•    Если мама другого участника конфликтной ситуации не вмешивается, вам придется самой урегулировать ситуацию, в случае необходимости сделать её ребенку тактичное замечание или призвать его маму к действиям.

•    Дети не любят, когда им ставят в пример других детей или дискриминируют их по возрасту в пользу младших, поэтому никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми ни в его пользу , ни в чужую.

•    Во время конфликта ребенок находится в возбужденном состоянии и не воспринимает информацию. А вот дома, в спокойной обстановке малыш с бОльшим вниманием воспримет ваши «нравоучения». Только делать это надо в доверительной и непринужденной форме: разговоры с ребенком по душам, беседы по сюжетным картинкам, рассказы о своем детстве, ролевые игры, инсценировки, чтение художественных произведений и др.

 

Автор: Дарья Колдина

 

Педагогический Конфликт (Особенности в Пед. Деятельности)

К сожалению, педагогические конфликты случаются в российских школах все чаще. С чем может быть связано их возникновение, и как их разрешать, попробуем разобраться в этой статье.


 

Содержание:

 

Конфликты в педагогической деятельности

Особенности педагогических конфликтов

Конфликты в педагогическом коллективе

Пример педагогического конфликта

Алгоритм разрешения педагогического конфликта

 


Образовательная среда – это огромный пласт для изучения, исследований и экспериментов. Самые интересные психологические разработки в этой сфере связаны с ее участниками: учителями, учащимися, родителями и администрацией.

Например, запрет на применение телесных наказаний в школе. Главным аргументом против них стали исследования, показавшие неэффективность такого воспитательного процесса. Предполагается, что телесные наказания приводят к разным неблагоприятным последствиям: повышенной агрессивности, девиантному поведению, страху школы, низкой самооценке, суициду и к острому конфликту с учителем.

 

 

Всегда интересно наблюдать за эмоциями человека и анализировать его поведение в той или иной ситуации. Человеческое мировоззрение так устроено, что вникает оно больше в сложные процессы, а легкие оставляет без внимания. Если учесть, что возникновение конфликта – это сложнейший процесс в жизни, значит ее изучение человечеству сверх интересно.

 

 

Конфликты в педагогической деятельности

 

Объединяя участников образовательной среды и конфликт, получаем понятие «педагогический конфликт». Возникновение ситуации противостояний, несовпадения взглядов, связанных с элементами образовательной деятельности. В зависимости от объектов, вступивших в конфликт, можно выделить четыре главных блока рассмотрения темы: конфликт «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-администрация», «учитель-учитель».

Конфликт несет разрушительную силу. Если он произошел между учителем и учеником, то приведет к снижению успеваемости и значительно ухудшит результаты воспитательного процесса.

Противоречие «учитель-родитель» способно навредить третьему лицу – учащемуся. Острая ситуация в структуре «Учитель –учитель-администрация» не редко приводит к профессиональному выгоранию педагога.

 

 

 

Особенности педагогических конфликтов

 

  • Разные социальные статусы сторон. Соответственно, процесс поиска продуктивной формы выхода из конфликта значительно затрудняется.
  • Разный взгляд на ситуацию. Зачастую учителю не всегда удается понять оппонента, а тому, в свою очередь, не удается справиться с эмоциями.
  • Наличие сторонних наблюдателей. Школа – это общественное место. И любая ситуация становится наглядным примером для учеников. Учитель всегда должен об этом помнить, вступая в конфликт. Педагог при любых условиях должен вести воспитательный процесс.
  • Школа — это модель общества! Учитель в этой модели главный показатель норм поведения в обществе.
  • Невозможность допускать ошибки. Любая оплошность педагога в решении конфликта неизбежно может вызвать новые проблемы и столкновения.

 

 

Конфликты в педагогическом коллективе

 

Сложным вариантов конфликтной ситуации является несовпадение взглядов между представителями педагогического коллектива. Чаще здесь конфликт складывается из двух составляющих: конфликтной ситуации и инцидента.

Педагоги, как принято считать, люди высококультурные, организованные и дисциплинированные. Поэтому наличие противоположных мнений еще не ведет к острой ситуации. Для развития конфликта необходимо наличие накопившихся противоречий (конфликтная ситуация) и, внезапно возникшая, точка кипения (инцидент).

При определенном стечении обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, и возникает конфликт в педагогическом коллективе.

 

 

 

Пример педагогического конфликта

 

Опытный Учитель 1 обладает своим видением преподавания литературы, которое абсолютно не совпадает с мнением молодого специалиста Учителя 2. Однажды, Учитель 1 позволил себе строго покритиковать открытый урок Учителя 2 в присутствии учеников.

Возможно, ситуация закончилась бы обычной обидой молодого специалиста, если бы не случилось продолжения. Один из учеников рассказал родителям о некомпетентности недавнего студента-педагога. Бдительные родители добрались до администрации школы с жалобой на непрофессионализм молодого педагога.

 

Очевидный конфликт. При чем, это пример многогранного конфликта. Участниками его являются все субъекты образования: ученик, 2 учителя, администрация, родители. Сторонними наблюдателями является целый класс.

 

Структура данного конфликта: наличие давнего несовпадения взглядов учителей + конфликтная ситуация с открытым уроком + инцидент с родителями.

 

 

Последствия неразрешенного конфликта: падение рейтинга учителя, снижение его самооценки, эмоциональное и профессиональное выгорание, увольнение.

 

Эффективный способ решения конфликта. Грамотный руководитель, разобравшись и проанализировав ситуацию, предлагает обоим педагогам разработать и провести совместный открытый урок в том же классе, с присутствием желающих родителей.

Совместная деятельность поможет: во-первых, скрепить союз учителей; во-вторых, произведет обмен опытом (это может поменять категоричную позицию зрелого педагога).

 

Есть важное условие! Во время проведения урока, Учитель 1 должен завуалированно дать понять всем присутствующим, что горд и рад взаимодействию с таким талантливым молодым педагогом как Учитель 2.

 

Задача урока: повысить авторитет Учителя 2 в глазах учеников.

 

Таким образом, и конфликт будет исчерпан, и извинения принесены за доставленные переживания молодому педагогу. Эта ситуация станет хорошим опытом и закалит будущего мастера педагогического искусства.

 

 

 

Алгоритм разрешения педагогического конфликта

 

  1. Определить суть конфликта: его причины, участников, последствия.
  2. Создать команду по разбору ситуации и разрешению конфликта: в нее могут входить только одни непосредственные оппоненты, либо еще и свидетели, коллеги, классный коллектив. Главное, чтобы соотношение сил было равное.
  3. Определить роль ведущего в разборе конфликта.
  4. Определить время и место. Важно, не приступать к разрешению ситуации в самый разгар противостояния. Необходимо, чтобы все успокоились и настроились на конструктивную беседу.
  5. Установить правила: не перебивать, не оскорблять, не врать.
  6. Выслушать позицию обеих сторон. В ходе разговора ответить на вопросы. Что произошло? Почему это произошло? Какие чувства вызвал конфликт у оппонентов? Как быть дальше?
  7. Собрать предложения по урегулированию ситуации. Провести, например, «мозговой штурм». Выбрать из общего списка, предложение удовлетворяющее обе стороны.

 

Это общий алгоритм урегулирования конфликтной ситуации. Но, в зависимости от многих критериев конфликта, этот алгоритм можно провести в форме ролевой игры, деловой встречи, неформальной беседы. А в рамках психологии, возможно включить в методику сказкотерапии или драмотерапии.

Фантазия педагога не знает границ. Поэтому даже скучный алгоритм можно превратить в интересный процесс. Главное, чтобы участники ситуации приобрели бесценный опыт и применяли его в жизни.

Важно осознавать, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой большую общественную ценность.


 

Школьная служба медиации. Технологии разрешения педагогических конфликтов

 

Развитие персонала / Разрешение конфликтов

  • Домашняя страница
  • Справочник отдела
  • Форма запроса WFD на поддержку
  • Информационные бюллетени академических обновлений
  • Полезные контакты округа
  • Модельные классы
  • СТААР Редизайн
  • Профессиональное развитие
    • Предстоящие события WFD и календарь PD
    • Каталог ПД и паспорта
    • Библиотека профессионального развития
  • Ресурсы для учителей
    • Инструментарий учителя
    • Сайт новых учителей и наставников
    • Адаптация нового учителя
    • Часто задаваемые вопросы для новых учителей
  • Ресурсы администратора
    • Инструментарий администратора
    • Основные программы сертификации
  • Программы
    • Начинающая основная академия
    • Академия стремящегося лидерства
    • Культура возможностей
    • Прери Вью A&M пантераTERM
  •  

    Артикул

  • 27 Навыки разрешения конфликтов для использования с вашей командой и вашими клиентами

    К управлению конфликтами можно подходить с использованием различных стилей. Хотя эти стили могут различаться, каждый метод использует одни и те же навыки управления. Чтобы успешно справляться с конфликтами, вам нужно отточить каждый из этих навыков и выбрать подходящее время для их применения. Читайте дальше, чтобы узнать о некоторых основных навыках и характеристиках, которые вам понадобятся, если вы хотите эффективно управлять конфликтами на рабочем месте.

  • Как управлять бурными водами? Пять шагов для успешного преодоления конфликтов на работе

    Управление конфликтами на рабочем месте всегда представляет собой сложную ситуацию. Воспользуйтесь этими краткими советами, чтобы направить себя и своих коллег в правильном направлении, чтобы вы могли начать устранять конфликты на работе и повышать производительность.

  • Как разрешать конфликты на рабочем месте

    Конфликт на рабочем месте — это не всегда плохо. Но игнорировать это можно.

  •  

     

     

    Книги

  • Урегулирование конфликтов в командах школьного руководства

    Различают здоровый и нездоровый конфликт. Большинству из нас знаком нездоровый конфликт, но как выглядит и звучит здоровый конфликт? Ознакомьтесь с этими предложениями для школьных команд по разрешению конфликтов.

  • 7 Навыки разрешения конфликтов (и как их использовать в работе)

    Чтобы успешно разрешать конфликты, вам часто нужно читать как вербальные, так и невербальные коммуникативные сигналы, сохранять спокойствие и контролировать свои эмоции, а также работать, чтобы понять позицию из конфликтующих сторон. В этой статье мы рассмотрим семь конкретных навыков разрешения конфликтов, которые могут помочь снизить эскалацию конфликта и решить проблемы, примеры конфликтов на рабочем месте и способы разрешения конфликта за 10 шагов.

  • Разрешение конфликтов в классе

    Урегулирование конфликтов в классе является частью жизни большинства учителей. Узнайте, как разрешение конфликтов в классе может помочь превратить эти ситуации в обучающие моменты.

  • Родители и учителя: превращение конфликтов в партнерство

    Блогер Edutopia Марк Филлипс заглядывает под поверхность конфликтов между родителями и учителями, чтобы показать, что часто они связаны с различными точками зрения, которые можно легко разрешить.

  • Как разрешать конфликты с другими учителями

    Когда вы учитель, вы привыкли разрешать конфликты с учениками и даже с родителями. Но когда это ваши коллеги-учителя, это может представлять новые проблемы. Это включает в себя сохранение хладнокровия и применение навыков разрешения конфликтов, чтобы вы могли сосредоточиться на самом важном — на обучении.

  • 4 Стратегии эффективного разрешения конфликтов в классе

    В своем классе вы обязательно столкнетесь с конфликтом — это практически неизбежно. К счастью, существует много подходов к разрешению конфликтов между учениками (и снижению уровня стресса в процессе!).

  • Разрешение конфликтов на рабочем месте

    Благодаря лучшему пониманию и небольшой стратегии конфликт на рабочем месте может быть разрешен и полностью устранен. Научитесь разрешать конфликты и легко приходить к мирным решениям, приемлемым для всех сторон. Что еще более важно, вы узнаете, как защитить свое рабочее место от конфликтов, чтобы предотвратить конфликты до того, как они выйдут из-под контроля. Если вы готовы сделать первый шаг к созданию беззаботного и продуктивного рабочего места, то давайте начнем!

  •  

     

    Видео

  • Методы разрешения конфликтов

  •  

     

    Подкасты

  • Важные беседы: инструменты для разговора, когда ставки высоки

    Книга, которая произвела революцию в бизнес-коммуникациях, была обновлена ​​для современного рабочего места. Важные разговоры предоставляет мощные навыки, которые гарантируют, что каждый разговор, особенно сложный, приведет к желаемым результатам. Написанный в увлекательном и остроумном стиле, он учит читателей, как быть убедительным, а не резким, как вернуться к продуктивному диалогу, когда другие взрываются или замолкают, и предлагает мощные навыки для освоения важных разговоров, независимо от темы. или человек.

  • Слишком обдуманный конфликт

    Присоединяйтесь к нам еженедельно, когда мы исследуем интересные уголки посредничества, разрешения конфликтов и миротворчества. Мы общаемся с опытными практиками, новаторами, пионерами и раздвигателями границ, чтобы решить некоторые из спорных и сложных тем в нашей области, одновременно находя пути развития нашей практики и реализации новых идей.

  • Подкаст о миростроительстве: от конфликта к общей основе

    Присоединяйтесь к глобальному консультанту Сьюзан Коулман, ведущей подкаста о миростроительстве, и самым инновационным, смелым и вдохновленным практикам на сегодняшний день, когда мы изучаем стратегии вмешательства в сложные системы для достижения консенсуса и общей позиции через мировоззрение, культуру и различия.

  • Блог разрешения конфликтов

    Официальный блог ConflictResolution.com

  • Уважаемый HBR: подкаст о бизнесе, менеджменте и карьере с участием Элисон Берд

    Работа может приносить разочарование. Как вы можете ладить с этим сводящим с ума коллегой? Выясните, чего на самом деле хочет ваш неприступный босс? Мотивировать свою деморализованную команду? «Дорогой HBR:» здесь, чтобы помочь. С сочувствием, опытом и юмором опытные редакторы и соведущие Harvard Business Review Элисон Бирд и Дэн Макгинн исследуют решения ваших рабочих дилемм. Подкрепленные мнениями гостей и академическими исследованиями, они помогут вам разобраться в сложных ситуациях и найти лучший путь вперед.

  • Преодоление конфликта

    Преодоление конфликта становится особенно трудным, когда мы чувствуем давление, чтобы быть симпатичными или приспосабливаться к другим.

  •  

     

     

     

     

     

    Не согласен Лучше

    То, как мы не согласны, влияет на нашу устойчивость, и то, как мы не согласны, влияет на нашу устойчивость. Disagree Better — это электронное письмо, выходящее два раза в месяц, с вечной мудростью разрешения конфликтов для преобразующих разговоров на работе и дома.

  • Подкаст: советы по урегулированию конфликтов на работе

    От межкультурных конфликтов до надоедливых коллег — есть способы искусно разрядить напряженность в коллективе. Жанна Бретт обращается к межкультурным конфликтам, предлагая советы о том, как лучше разрядить напряженные ситуации или, что еще лучше, вообще избежать их. Эли Финкель, который также является профессором психологии, объясняет, что его исследование романтических отношений актуально и для коллег.

  • Подкаст: Как управлять конфликтами на рабочем месте

    Меган Лезерман, консультант по кадрам из Портленда, штат Орегон, присоединяется к подкасту HR для малого бизнеса, чтобы обсудить управление конфликтами на рабочем месте. В эпизоде ​​Меган приводит примеры того, как начинаются конфликты и как их идентифицировать, а также делится советами о том, как лучше всего справляться с конфликтами.

эффективных идей для классных комнат – гордимся тем, что учимся в начальной школе

Урегулирование конфликтов и стратегии для класса. Научите детей мирно решать проблемы и самостоятельно разрешать конфликты.

Разрешение конфликтов — это важный навык, который необходимо освоить учащимся. Он пригодится им как в классе, так и в повседневной жизни. Мало того, что дети будут использовать разрешение конфликтов в классе, они также будут продолжать использовать эти навыки по мере взросления. Навыки разрешения конфликтов, которым они учатся в начальной школе, помогут им решать проблемы во взрослом возрасте. Итак, как мы учим разрешать конфликты в классе?

Занятия по эффективному разрешению конфликтов в классе

Дети учатся социально-эмоциональным навыкам, наблюдая, практикуясь и, в конечном итоге, перенимая поведение для себя. Ниже вы найдете идеи о том, что такое конфликт и разрешение конфликтов, а также о том, как научить студентов различным аспектам этого важного жизненного навыка.

Что такое конфликт?

Конфликт — это разногласие или проблема, возникающая между двумя или более людьми. Это может случиться с кем угодно, от лучших друзей до врагов. Большинство конфликтов начинаются с малого, но они продолжают разрастаться, перерастая в крупные проблемы. Как учителя, мы можем объяснить, что такое конфликт, чтобы эффективно научить тому, как предотвратить превращение конфликтов в серьезные проблемы в классе.

Что такое разрешение конфликтов?

Когда возникает проблема, важно решить ее мирным путем, понимая обе стороны ситуации. Это разрешение конфликтов или мирное решение проблем, как я люблю называть это в своем классе. Разрешение конфликтов является важным навыком как в классе, так и в жизни. Помогая нашим студентам практиковать и применять здоровые способы решения межличностных проблем, мы помогаем им добиться успеха и в других областях их образования и жизни.

Как вы обучаете разрешению конфликтов?

Есть много шагов к обучению разрешению конфликтов. Чтобы по-настоящему научить разрешать конфликты, вам нужно научить своих учеников анализировать конфликт. Они должны быть в состоянии определить проблему и попытаться понять, что ее вызывает.

  • Учить понимать – Учащиеся должны понимать, что такое конфликт и как он может негативно повлиять на человека. Этот тип понимания поможет им понять, почему разрешение конфликтов так важно.
  • Обучение сочувствию – После понимания приходит сочувствие. Как только учащиеся поймут конфликт, они должны научиться сопереживать всем другим вовлеченным учащимся. Конфликт затрагивает более одного человека, поэтому для его разрешения важно сопереживать чувствам другого человека
  • Научить ответственности — В конфликте участвует более одного человека. Вовлеченные в конфликт учащиеся должны знать, как взять на себя ответственность за свое участие в конфликте. Независимо от того, вызвали ли они проблему или просто усугубили ситуацию, им необходимо признать, что они были неправы, и быть готовыми внести свой вклад в возмещение ущерба.
  • Обучайте общению . Чтобы разрешить конфликт мирным путем, ваши ученики должны использовать свои слова. Общение жизненно важно для разрешения конфликтов, поэтому научите их говорить о проблеме и приходить к взаимовыгодному решению.
  • Teach Choice – Для самостоятельного решения конфликта детям требуется более одной стратегии. Поговорите об этих разных способах во время классной встречи и попросите их попрактиковаться в разных типах с другом. «Колесо выбора» ниже предлагает множество простых и эффективных стратегий для детей.

Как можно использовать занятия по разрешению конфликтов в классе?

У детей всегда будут какие-то конфликты, большие или маленькие. Конфликт между детьми может быть чем угодно, будь то драка из-за игрушки или толкание другого ученика на перемене. Разрешение конфликтов можно использовать в классе, чтобы помочь сохранить мир между детьми. Когда возникает небольшая проблема, например, когда друг врезается в очередь, ваши ученики могут использовать то, чему вы научили их о разрешении конфликтов, чтобы решить проблему до того, как она перерастет в более серьезную проблему.

Научите детей мирному методу решения проблем, который они смогут практиковать и использовать в школе с ростом самостоятельности. В процессе дети выполняют 4 простых шага, чтобы решить свой конфликт.

Занятия по разрешению конфликтов

Дети лучше всего учатся на практике. Особенно это касается разрешения конфликтов. Когда вы даете своим ученикам интересные способы научиться разрешать конфликты, они получат удовольствие от практики. Чем больше они практикуются, тем больше это становится второй натурой. Если вы с нетерпением ждете обучения разрешению конфликтов в своем классе, вот несколько упражнений, которые вы можете использовать, чтобы сделать это занятие интересным.

  • Ролевая игра . Отличный способ научить разрешать конфликты — разыгрывать различные сценарии по ролям. Разыгрывая сложные ситуации, которые могут потребовать разрешения конфликта, ваши дети получают безопасное место для решения проблемы. После этого вы можете обсудить с ними процесс, проанализировав, что они могли бы сделать лучше в следующий раз. Отличные сценарии для ролевой игры включают в себя разрешение конфликта с хулиганом, восстановление дружеских отношений после ссоры или общение с братом или сестрой.
  • Играть в игру – Играя в игры со сверстниками, нужно научиться ладить и вместе выяснять правила. Если во время игры возникают проблемы, они могут работать вместе, успокаивая, чтобы решить проблему и продолжить игру. «Какое решение?» — это забавная карточная игра, в которой дети придумывают решения для решения общих проблем.
  • Творческое письмо – Предложите детям написать или нарисовать картинку, чтобы изобразить историю, включающую проблему и решение. Это можно сделать в виде рассказа или сценария. Предложите учащимся прочитать или поделиться своей историей с классом и позвольте учащимся рассказать о том, что они сделали бы, чтобы разрешить тот же самый конфликт.
  • Кукольный спектакль . Это прекрасное занятие, если некоторые ученики слишком застенчивы, чтобы стоять перед всем классом. Предложите учащимся поработать в группах, чтобы они устроили кукольный спектакль. Учащиеся получат удовольствие от создания кукол, работая вместе, чтобы узнать, как можно разрешить конфликты мирным путем.
  • Обещание миротворца – Попросите детей изучить и разобраться в различиях между миротворцем и нарушителем мира. Пусть они принесут клятву быть миротворцами в классе.

Книги, обучающие разрешению конфликтов

Чтение книг вашим ученикам может помочь вам научить их разрешать конфликты безопасным, но интересным способом. Проблемы, с которыми сталкиваются персонажи, часто сталкивались и с вашими учениками. По мере того, как персонажи преодолевают свои проблемы в направлении решения, дети получат возможность увидеть здоровый способ разрешения конфликтов. Вот лишь несколько книг, которые вы можете прочитать своим ученикам, чтобы научить разрешать конфликты.

  • Разговор и решение . Эта книга, написанная Чери Дж. Майнерс, является отличным способом научить учащихся разрешать конфликты. Эта книга фокусируется на использовании слов для решения проблем, а не на действиях. Обучая студентов использовать свои слова, вы учите их, как мирно решать свои проблемы, вместо того, чтобы использовать гнев и агрессию.
  • Давайте будем врагами — Дженис Мэй Удри — автор этой книги по разрешению конфликтов. В этой истории два друга становятся врагами из-за неразрешенного конфликта. Вашим ученикам понравится слушать историю о том, как Джеймс и Джон решают свои проблемы.
  • Отдай! — Конфликты случаются как дома, так и в классе. Эта книга по разрешению конфликтов учит детей разрешать конфликты со своими братьями и сестрами. Эти навыки разрешения конфликтов можно использовать как в классе, так и на игровой площадке.
  • Вражеский пирог . Один из лучших результатов, на который вы можете надеяться, — превратить врага в друга. Эта книга, написанная Дереком Мансоном, помогает детям лучше понять, как решать проблемы и заводить друзей творчески.
  • Признания бывшего хулигана – Настоящее разрешение конфликта требует понимания. Труди Людвиг использует эту книгу, чтобы помочь детям понять, через что может пройти хулиган. Это может помочь им заглянуть глубже, чтобы они могли понять, почему хулиган может действовать, помогая им лучше разрешить конфликт.

Есть так много интересных способов научить ваших учеников разрешать конфликты. Какие из этих упражнений вы планируете использовать на своем уроке?

Деятельность и ресурсы по разрешению конфликтов

БЕСПЛАТНЫЕ перфокарты «Ответственность»

Поймайте детей, когда они самостоятельно и ответственно решают проблемы, с помощью дырокола в перфокартах «Пойманный на ответственности».

Нажмите на изображение ниже, чтобы загрузить БЕСПЛАТНЫЕ ответственные перфокарты .

Учебная программа «Ответственность и разрешение конфликтов»

Учебная программа SEL «Ответственность» включает 5 уроков и множество заданий, которые учат детей ответственности, постановке целей, разрешению конфликтов и борьбе с травлей.

Разум+сердце Учебная программа по социально-эмоциональному обучению

Разум + сердце Учебная программа по социально-эмоциональному обучению включает 8 разделов с более чем 5 подробными, основанными на исследованиях УРОКАМИ, наполненными МНОЖЕСТВОМ практических и осознанных ЗАНЯТИЙ, которые побуждают детей выражать себя и развивать важные эмоциональные и социальные навыки. Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы узнать больше о программе.

mind+heart SEL Пакет утренних собраний

Преобразите свой класс с помощью ежедневных 15-минутных утренних собраний. Получите все необходимое для ежедневной встречи в этом ОГРОМНОМ комплекте. Ознакомьтесь с этим ресурсом для утренних встреч на год уже сегодня!

Узнайте больше о расширении возможностей детей, чтобы они были ответственными

Научите детей быть ответственными с помощью лучших книг и видео

Обучение ответственности в классе

Развитие мышления

PIN-код

Электронная почта Знак 3 готовьтесь к электронному курсу социально-эмоционального обучения, наполненному советами для начала, идеями уроков и занятий, ПЛЮС множеством БЕСПЛАТНЫХ ресурсов, к которым вы можете получить доступ прямо сейчас.