Обмен действиями в процессе общения это: Интерактивная сторона общения: общение как обмен действиями.
«Психология общения» Тема 1.3 Понятие интеракции в процессе общения
Тема 1.3
Понятие интеракции в процессе общения
Содержание учебного материала:
· Понятие интеракции
· Место взаимодействия в структуре общения
· Виды социальных взаимодействий
· Трансактный анализ Э. Берна.
· Трансакция – единица общения.
· Виды трансакций.
Понятие интеракции
«Интеракция» – это совокупность двух латинских слов – inter (между) и action (деятельность).
Интеракция – взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.
Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями партнеров по общению, ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями.
Интерактивная сторона общения по сути своей является психологическим воздействием одного человека (группы людей) на психику другого человека (группы людей). Результатом такого рода проникновения выступают изменения индивидуальных или групповых взглядов, мотивов, отношений, установок и состояний. Эти изменения могут быть временными, преходящими или устойчивыми.
Интерактивная функция общения имеет как социальное, так и психологическое значение. С социальной точки зрения происходит налаживание связей между членами общества. Люди выполняют социальные роли, которые соответствуют их положению, и в результате достигают поставленных задач.
Психологическое значение проявляется во взаимном влиянии индивидов друг на друга, в развитии во время совместной деятельности новых умений и черт характера, в установлении межличностных связей.
Место взаимодействия в структуре общения
В ходе общения для участников важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию.
При рассмотрении общения как взаимодействия людей всегда необходимо принимать во внимание цель общения. Такой целью является удовлетворение потребности в совместной деятельности. Результат общения – изменение поведения и деятельности других людей. Таким образом, интерактивная сторона общения проявляется в обмене информацией и в усилиях людей по организации совместной деятельности.
Интерактивная функция общения связана с выработкой стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, организацией их совместной деятельности для достижения определенных целей. Такое общение предполагает достижение взаимопонимания, приложение совместных усилий для дальнейшей организации деятельности, в конечных результатах которой заинтересованы общающиеся. Специфика интеракции в том, что она фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий.
Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой вклад. Именно это и позволяет объяснять взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, т.е. спланировать общую деятельность.
Виды социальных взаимодействий
Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, стратегии поведения, соответствующие ситуации. Взаимодействие людей разнообразно. Поэтому ученые стремятся упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения.
Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: сотрудничество (кооперация) и соперничество (конкуренция). В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.
Сотрудничество, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочение, комбинирование, суммирование этих сил).
Эту форму взаимодействия следует применять тогда, когда необходимо не только отстаивать свои интересы, но и сотрудничать с партнерами. Целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгодного решения.
Выделим случаи, в которых целесообразно обращаться к этому виду взаимодействия:
1. Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и они готовы к сотрудничеству;
2. Существуют тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
3. Есть время поработать над проблемой, требующей решения на основе перспективных планов обеих сторон;
4. Партнеры хотят обсудить некоторые идеи и поработать над разработкой взаимовыгодного решения;
5. Обе стороны наделены властью в равной степени.
Очевидно, сотрудничество направлено на удовлетворение интересов обеих сторон. Оно требует от партнеров определенных усилий для эффективного взаимодействия.
Этот вид взаимодействия можно описать такими понятиями, как «ассоциация», «кооперация», «компромисс», «согласие», «присоединение».
Что касается другого типа взаимодействия – соперничество (конкуренция), то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. Конкуренция (от лат. concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Конкуренция имеет место тогда, когда один из партнеров не очень заинтересован в сотрудничестве, а руководствуется, в первую очередь, удовлетворением собственных интересов и потребностей, создавая преграды на пути к взаимопониманию. Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противнике.
Этот вид взаимодействия можно описать следующими понятиями: «соперничество», «оппозиция», «диссоциация», «конфликт».
Соперничество может быть эффективным в том случае, когда для одной из сторон взаимодействия:
1. Очень важный результат;
2. Делается большая ставка на решение проблемы в ее интересах;
3. Достаточно авторитета для принятия выгодного для нее решения;
4. Не имеет альтернативы, и она ничего не теряет;
5. Необходимо мгновенное реагирование, потому что она находится в критической ситуации;
6. Необходимо принять нестандартное решение, и она имеет достаточно власти для такого шага.
При использовании этого вида взаимодействия, надо быть готовым к сильному сопротивлению другой стороны, а в худшем случае – к возможности потерять все, на что надеялись.
Такие виды взаимодействия, как конкуренция и сотрудничество, могут быть эффективными в зависимости от цели, которую ставят перед собой собеседники; ситуации; уровня профессионализма партнеров и реальной власти.
Выделение двух полярных типов взаимодействия играет определенную положительную роль в анализе интерактивной стороны общения. Однако только такого дихотомического рассмотрения видов взаимодействия оказывается недостаточно для экспериментальной практики. Поэтому в социальной психологии существуют поиски и иного рода – выделить более «мелкие» типы взаимодействия.
1. Позитивное взаимодействие (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация) выражается в организации совместной деятельности, направленной на достижение желаемого для всех участников процесса результата.
При кооперации некоторое число людей объединяется в общую группу для достижения единой цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.
Согласие означает, что человек выражает свое одобрение позиции большинства, при этом необязательно сам участвуя в активной деятельности.
Приспособление подразумевает, что человек подстраивается под предлагаемые обстоятельства.
Ассоциация – (союз; лат. associo – присоединять) – добровольное объединение физических и/или юридических лиц ради достижения общей цели с сохранением права последних вступать в другие объединения. Значительная часть внутренних норм носит неформальный характер.
2. Состязательное взаимодействие (конкуренция, соперничество). Здесь на первое место выходит соревновательный момент.
При конкуренции происходит столкновение интересов субъектов, которые одновременно претендуют на одни те же блага или достижения. Причем подобный социальный процесс носит как положительный, так и отрицательный характер.
3. Негативное взаимодействие (конфликт, оппозиция, диссоциация) – когда во время совместной деятельности возникают серьезные препятствия для эффективного взаимодействия.
Конфликт является наиболее негативным вариантом интерактивного взаимодействия, при котором между участниками возникают серьезные разногласия и споры.
Оппозиция – проявление отрицательной реакции на предлагаемые действия, модель поведения или стратегию.
Диссоциация (распад чего-либо на составляющие, образовано от латинского слова dissociatio, что означает «разделение») – ослабление согласованности действий в группе и утрата ее членами чувства принадлежности к ней.
Позитивное интерактивное взаимодействие наблюдается во время любой эффективной совместной деятельности. Это может быть процесс обучения, работа над проектами, проведение культурно-массовых мероприятий, совместный досуг и многое другое.
Состязательная форма интеракции характерна для бизнеса, профессиональной деятельности. Именно здесь происходит столкновение ключевых интересов людей, которые стремятся достичь карьерных успехов, реализовать амбиции, обеспечить себе материальное благополучие.
Занимающие одну позицию в компании сотрудники могут соперничать между собой во время выполнения проектов, поскольку каждый будет стремиться обратить на себя внимание начальства.
Негативная интеракция наносит значительный ущерб эмоциональному состоянию ее участников, снижает результативность их совместной деятельности.
Находящиеся в состоянии неприятия друг друга стороны не могут объединить усилия для достижения цели.
При позитивной форме интерактивного общения единство мотивов и целей приводит к кооперации усилий и получению совместного желаемого результата.
При состязательной и негативной формах цели и мотивы участников взаимодействия могут сочетаться, но объединения усилий происходить не будет ввиду противостояния интересов, взглядов, стратегий.
Трансактный анализ Э. Берна
Позиции в общении рассматриваются в русле трансактного анализа.
Данное направление в психологии было разработано в 50-е годы XX века американским психологом и психиатром Эриком Берном (1902—1970). Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э. Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый. В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния ведется разговор, определяются позиция и статус собеседника.
Структура «Я» по Э. Берну
Эти позиции не обязательно должны быть связаны с соответствующей социальной ролью. Это всего лишь психологическое описание определенной стратегии в поведении: позиция «Дитя» — «Хочу!», позиция «Родителя» — «Надо!», позиция «Взрослого» — интеграция «Хочу» и «Надо», компромисс между ними. Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции носят параллельный характер, т.е. совпадают по позициям («Дитя» — «Дитя», «Родитель» — «Родитель», «Взрослый» — «Взрослый»). Взаимодействие эффективно, если партнер общается к другому как Взрослый к Взрослому, и тот отвечает с такой же позиции.
Основные характеристики позиций Родитель, Ребенок, Взрослый приведены в таблице.
Каждый тип состояний важен для человека:
Родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует и за все отвечает;
Взрослый трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям, логически мыслит;
Ребенок эмоциональный, импульсивный и нелогичный.
Трансакция – единица общения.
Трансакция — это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.
Под трансакцией понимают единицу общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул — «Здравствуйте», реакция — «Здравствуйте. Рада вас видеть». Всё наше общение, это обмен трансакциями, во время которых наши Эго-состояния взаимодействуют с Эго-состояниями нашего партнёра.
Трансакт — это любое словесное или бессловесное общение как минимум двух людей. Он может сопровождаться словами, взглядами, пожатием рук и т.д. Если человек правильно понимает трансакты межличностного общения, то он очень быстро осознает, почему коммуникации между двумя людьми бывают конструктивными и почему в иных случаях возникают помехи.
Виды трансакций.
Традиционно выделяют три вида трансакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые. В действительности их может существует гораздо больше, но эти три рассматриваются как типовые.
Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнёры адекватно воспринимают позицию друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером. Выделяют два подтипа дополнительных трансакций: равные и неравные. В равных отношениях партнёры находятся на одинаковых позициях и отвечает именно с той позиции, с которой и ожидает партнёр. Именно этот тип можно назвать общения с полным взаимопониманием.
Следующий вид трансакций — пересекающееся взаимодействие. Образцы этого общения встречаются гораздо реже. По существу, пересекающееся взаимодействие -это «неправильное» взаимодействие. Его «неправильность» состоит в том, что партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиции и действий другого участника взаимодействия, а с другой стороны, ярко проявляют свои собственные намерения и действия.
Третьим типом трансакций является скрытое взаимодействие. Это такое взаимодействие, которое включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый.
Использование скрытых трансакций предлагает либо глубокое знание партнёра, либо большую чувственность к невербальным средствам общения – тону голоса, интонации, мимики и жесту, поскольку именно они чаще всего передают скрытое содержание.
Итак, позиция Взрослого наиболее предпочтительна в деловых контактах. Именно она формирует партнерский стиль общения.
Однако для более глубокого понимания общения, для того чтобы можно было не только осознавать свои ошибки, но и представить себе, как можно их исправить, необходимо разобраться в вопросе о происхождении различных позиций в общении. Почему человек оказывается в той или иной позиции?
Так, услышав определенные слова и интонации из уст партнера, мы можем примерно определить ситуацию. Если нам слышится раздражение или недовольство по нашему адресу, то ситуация угрожающая; если слышны обучающие, дидактические интонации, то это ситуация поучения или воспитания. В то же время в наших силах повлиять на ситуацию, задать тон и направление дальнейшему развитию событий.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое перцепция?
2. Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом?
3. Какие виды социального взаимодействия существуют?
4. В чем сущность трансактного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну?
5. По каким признакам можно распознать психологическую позицию партнера?
6. Что понимается под словом трансакция?
7. Какие виды трансакции выделяют?
Статьи — Общение как обмен информацией
Статьи
СОДЕРЖАНИЕ
- 1. Введение 2
- 2. Общение как обмен информацией 3
- 3. Функции и виды общения 4
- 4. Заключение 7
Список литературы 8
Введение
Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».
Общение как обмен информацией
Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде всего является язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, то есть расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение. Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, то есть говорить на «одном языке». Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они не могут добиться взаимопонимания и успеха в совместной деятельности. Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.), известны участвующим в общении лицам. Значение – это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Подобно тому, как орудие опосредствует трудовую деятельность людей, знаки опосредствуют их познавательную деятельность и общение.
Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта.
Функции и виды общения
По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения:
1) Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2) Формирующая функция общения проявляется в процессе психического развития человека. Известно, что на определенных стадиях развития поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и к самому себе опосредованы его общением с взрослым. В ходе дальнейшего развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы. Общаясь с взрослым, ребенок не только механически усваивает сумму умений, знаний и навыков, но и участвует в сложном процессе взаимных влияний, обогащений и изменений. Ребенок активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения непротиворечивой картины мира.
3) Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность. Еще У.Джемс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».
4) Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений — от интимно-личностных до сугубо деловых — для любого человека связано с установлением определенных эмоциональных отношений. Эмоциональные межличностные отношения не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, именно эмоциональность определяет специфику человеческого общения.
5) Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или внешний диалог). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
Виды общения крайне многообразны. По признаку использования средств выделяют непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение, общение «лицом к лицу», является исторически первой формой коммуникации. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникали различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, Интернета), затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Массовое представляет собой коммуникацию, опосредованную различными видами средств массовой информации.
Кроме того, выделяют межличностное и ролевое общение. В первом случае субъектами общения являются конкретные личности, которые обладают уникальными индивидуальными качествами, раскрывающимися в ходе общения и организации совместных действий. Во втором случае участники коммуникации выступают, как носители определенных ролей (учитель— ученик, покупатель— продавец). В ролевом общении человек в определенной степени лишается спонтанности своего поведения, так как те или иные его действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая заданные функции.
В социальной психологии выделяются также три формы межличностного общения.
Императивное общение является авторитарной, директивной формой взаимодействия с партнером по общению, имеющей своей целью достижение контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной стороной.
Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирована.
В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.
Использование императивного общения достаточно эффективно. Например, в армейских отношениях или в отношениях типа «начальник — подчиненный».
Но можно выделить и такие сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно.
Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты и др.
Манипулятивное общение представляет собой форму межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.
Манипулятивный стиль общения широко распространен в области пропаганды и рекламы.
Императивная и манипулятивная формы общения — это виды монологического общения. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
Диалогическое общение может быть определено как равноправное субъект-субъектное взаимодействие с целью взаимного познания и самопознания партнеров по общению. Диалогическое (некоторые авторы называют его гуманистическим) общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.
Заключение
Общение — необходимое условие развития, необходимая сторона деятельности, дает новое представление о мире и самом себе. Общение можно рассматривать как деятельность поскольку у нее существуют мотивы.
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности (коммуникативная сторона общения).
Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен не только словами, но и действиями.
Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и, наконец, перцептивную (взаимовосприятие).
Список литературы
- 1. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. – 704 с.
- 2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — 1-е издание, СПб, 2009. — 320 с.
коммуникационных моделей | Коммуникация для профессионалов
Как происходит общение? Краткий обзор эволюции моделей, визуализирующих процесс коммуникации, показывает, как развивалось наше представление о коммуникации:
- от коммуникации как линейного процесса с отправителем, посылающим сообщение получателю (Модель передачи),
- к общению как двустороннему процессу, когда информация и обратная связь передаются между отправителем и получателем и понимаются через призму контекста каждого участника (интерактивная модель),
- к общению как почти мгновенному процессу, в котором участники одновременно создают и обсуждают смысл (модель транзакции).
Линейная/трансмиссионная модель коммуникации
Линейная или трансмиссионная модель коммуникации описывает коммуникацию как односторонний процесс, в котором отправитель намеренно передает сообщение получателю (Ellis & McClintock, 1990). Эта модель фокусируется на отправителе и сообщении в рамках коммуникативной встречи. Хотя получатель включен в модель, эта роль рассматривается скорее как цель или конечная точка, а не как часть текущего процесса. Нам остается предположить, что получатель либо успешно принимает и понимает сообщение, либо нет. Ученые, разработавшие эту модель, находились под влиянием появления и распространения новых коммуникационных технологий того времени, таких как телеграфия и радио, и вы, вероятно, можете увидеть эти технические влияния в модели (Shannon & Weaver, 19). 49). [1] Подумайте о том, как человек в радиостудии передает вам радиосообщение, которое вы слушаете в своей машине. Отправитель — это диктор, который кодирует устное сообщение, которое передается радиомачтой через электромагнитные волны (канал) и в конечном итоге достигает ваших ушей (получателя) через антенну и динамики для декодирования. Диктор на самом деле не знает, получили вы его сообщение или нет, но если оборудование работает и на канале нет помех, то велика вероятность, что сообщение было успешно получено.
Хотя модель передачи может показаться нам сегодня простой или даже недоработанной, создание этой модели позволило ученым по-новому исследовать процесс коммуникации, что в конечном итоге привело к более сложным моделям и теориям коммуникации.
Интерактивная модель коммуникации
Интерактивная или интерактивная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологическом контексте (Schramm, 19). 97). Вместо того, чтобы иллюстрировать коммуникацию как линейный односторонний процесс, интерактивная модель включает в себя обратную связь, которая делает коммуникацию более интерактивным, двусторонним процессом. Обратная связь включает сообщения, отправленные в ответ на другие сообщения. Например, инструктор на рабочем месте может ответить на вопрос, поднятый вами во время обсуждения. Включение цикла обратной связи также приводит к более сложному пониманию ролей участников коммуникативной встречи. Вместо того, чтобы иметь одного отправителя, одно сообщение и одного получателя, в этой модели есть два отправителя-получателя, которые обмениваются сообщениями. Каждый участник чередует роли отправителя и получателя, чтобы общение продолжалось. Хотя это кажется ощутимым и преднамеренным процессом, мы переключаемся между ролями отправителя и получателя очень быстро и часто неосознанно.
Интерактивная модель также меньше ориентирована на сообщения и больше ориентирована на взаимодействие. В то время как линейная модель сосредоточена на том, как сообщение было передано и было ли оно получено, интерактивная модель больше связана с самим процессом коммуникации. На самом деле эта модель признает, что одновременно отправляется так много сообщений, что многие из них могут даже не быть получены. Некоторые сообщения также отправляются непреднамеренно. Таким образом, в этой модели общение не считается эффективным или неэффективным на основании того, было ли успешно передано и получено одно сообщение.
Интерактивная модель учитывает физический и психологический контекст. Физический контекст включает в себя факторы окружающей среды при общении. Например, размер, расположение, температура и освещение помещения могут влиять на личное общение, так же как расположение и интерфейс цифрового инструмента могут влиять на цифровое общение. Будь то размер комнаты или другие факторы окружающей среды, важно учитывать роль, которую физический контекст играет в нашем общении. Психологический контекст включает в себя психические и эмоциональные факторы коммуникативной встречи. Стресс, тревога и эмоции — это лишь некоторые примеры психологических воздействий, которые могут повлиять на наше общение. Кажущиеся положительными психологические состояния, такие как переживание чувства любви, также могут влиять на общение. Обратная связь и контекст помогают сделать модель взаимодействия более полезной иллюстрацией процесса коммуникации.
Пример
Исследователи рассмотрели идею о том, что каждый из нас конструирует собственные интерпретации сообщения. Как говорится в народной поговорке: «То, что я сказал, и то, что вы услышали, может отличаться». Интерактивная модель коммуникации, с конструктивистской точки зрения, фокусируется на согласованных значениях или общих основаниях, достигнутых благодаря двойной роли участников в качестве отправителя и получателя (Pearce & Cronen, 1980). [4]
Представьте, что вы посещаете Атланту, штат Джорджия, и идете в ресторан на ужин. Когда вас спросят, хотите ли вы «колу», вы можете ответить «конечно». Затем официант может снова спросить вас: «Какого сорта?» и вы можете ответить: «Кока-кола в порядке». Затем официант может в третий раз спросить: «Какой безалкогольный напиток вы предпочитаете?» Недоразумение в этом примере заключается в том, что в Атланте, где находится компания Coca-Cola, большинство безалкогольных напитков обычно называют «колой». Когда вы заказываете безалкогольный напиток, вам необходимо указать его тип, даже если вы хотите заказать напиток, который не является колой или даже не произведен компанией Coca-Cola. Для кого-то из других регионов Соединенных Штатов слова «поп», «газированная вода» или «газировка» могут быть знакомым способом обозначения безалкогольного напитка; не обязательно бренд «Coke». В этом примере и вы, и официант понимаете слово «Кока-кола», но каждый из вас понимает, что оно означает что-то свое. Чтобы общаться, каждый из вас должен понимать, что этот термин означает для другого человека, и установить точки соприкосновения, чтобы полностью понять запрос и дать ответ.
Транзакционная модель коммуникации
По мере изучения коммуникации модели расширялись, чтобы учитывать больше коммуникативного процесса. Многие ученые рассматривают общение как нечто большее, чем процесс, который используется для ведения разговоров и передачи смысла. Мы не отправляем сообщения, как компьютеры, и мы не переключаемся четко между ролями отправителя и получателя по мере развития взаимодействия. Мы также не можем сознательно прекратить общение, потому что общение — это больше, чем отправка и получение сообщений. Модель транзакции существенно отличается от моделей передачи и взаимодействия, включая концептуализацию коммуникации, роль отправителя и получателя и роль контекста (Barnlund, 19).70).
Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. В этой модели мы не просто общаемся, чтобы обмениваться сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наше представление о себе и вступать в диалог с другими для создания сообществ. Таким образом, трансакционная модель рассматривает коммуникацию как мощный инструмент, который формирует нашу реальность за пределами индивидуальных коммуникативных встреч.
Роли отправителя и получателя в транзакционной модели связи значительно отличаются от других моделей. Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, люди, участвующие в коммуникативной встрече, называются коммуникаторами. В отличие от интерактивной модели, которая предполагает, что участники чередуются позициями отправителя и получателя, транзакционная модель предполагает, что мы одновременно являемся отправителями и получателями. Это важное дополнение к модели, потому что оно позволяет нам понять, как мы можем адаптировать наше общение — например, вербальное сообщение — в середине его отправки на основе сообщения, которое мы одновременно получаем от нашего партнера по общению.
Модель транзакций также включает более сложное понимание контекста. Модель взаимодействия изображает контекст как физические и психологические воздействия, которые усиливают или препятствуют общению. Хотя эти контексты важны, они сосредоточены на передаче и приеме сообщений. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после конкретных взаимодействий, она должна учитывать контекстуальные влияния за пределами одного взаимодействия. Для этого трансакционная модель рассматривает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.
Пример
Представьте, что вы находитесь в Ливане, культуре высокого контекста. Когда вас представляют профессионалам, с которыми вы встречаетесь, все стоят за пределами конференц-зала. Другой профессионал опаздывает, когда собрание уже началось и все расселись за столом для переговоров. Когда вас представляют, вы чувствуете нерешительность в его словах и языке тела. Вы помните, что видели, как ваш ливанский коллега, с которым вы работали в прошлом, всегда вставал, приветствуя кого-то; вы встаете, чтобы представиться, и видите изменение в поведении опоздавшего. Благодаря этому невербальному взаимодействию вы понимаете, что готовность встать при первом знакомстве с человеком является признаком уважения, которое важно в данной конкретной культуре.
Знание эволюции и различных моделей, описывающих коммуникативные процессы, должно помочь вам как профессиональному коммуникатору развить более полное понимание того, что происходит во время общения и как другие могут реагировать на информацию и обрабатывать ее.
[1] Шеннон, К. и Уивер, В. (1949). Математическая теория связи . Урбана, Иллинойс: University of Illinois Press.
[2] Шрамм, В. (1997). Начало изучения коммуникации в Америке . Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
[3] Барнлунд, округ Колумбия (1970). Транзакционная модель коммуникации в К.