Критерии развития – —
Рост и развитие ребенка. Критерии развития. — КиберПедия
Рост — это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.
Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.
Рост – количественные изменения.
X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между различными сторонами объекта.
В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.
Понятие «развитие» включает в себя: прогрессивное развитие, регрессивное развитие и аномальное развитие:
1) Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования. 2) Регрессивное развитие характеризуется процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей.
3) Аномальное развитие характеризуется частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию.
Существуют различные типы развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития ребенка среди других процессов развития. Л.С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития.
Преформированный тип
В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепцияСт. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития предков современного человека.
Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, с самого начала не известны все стадии развития и не известен его конечный результат.
Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие — это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс — процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. «В развитии ребенка, — пишет Л.С. Выготский, — то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка». Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Л.С. Выготский предложил называть «эту развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития… конечной, или идеальной, формой — идеальной в том смысле, что является образцом того, что должно появиться в конце развития, или конечной — в смысле того, что должно в конце развития у него получиться». Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития ребенка — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Если в среде, замечает Л.С. Выготский, нет соответствующей идеальной формы и развитие ребенка протекает вне этих специфических условий, т.е. вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и недоразовьется.
Задача детского психолога — проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка — это особый процесс. Процесс онтогенетического развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме освоения материальной и духовной культуры общества.
cyberpedia.su
Критерии развития — Книга Знаний
Практическая психология. Критерии развития
Можешь делегировать — делегируй.
Правило эффективности бизнесменов
Есть две стратегии жизни: постоянное обретение возможностей и постоянная потеря возможностей. Прыгать между ними – выбирать вторую.
Иногда я об этом рассказываю на тренингахДел много, ресурсов – меньше. На всё подряд – не хватает. Поэтому приходится выбирать, что делать – что нет. Один из способов выбора – делать то, что необходимо. А как определить, что необходимо? Лесли Камерон-Бендлер и Майкл Лебо предложили три критерия:
1. Дело должно быть сделано (иначе будет худо).
2. Ты можешь его сделать.
3. Никто другой – не может.
Когда все три фактора сходятся воедино, выбора не остаётся – делать надо. Так мать кормит младенца и заботится о его гигиене. Так отец работает, чтобы прокормить их. Так хороший профессионал делает свою работу. У плохих – пробелы по одному или нескольким критериям.
Но все эти примеры о других. А ведь гораздо яснее всё это видно, когда дело касается нас самих! В туалет ходить надо. Если не верите практике, проверьте по критериям. Пить и есть – надо. Обеспечивать свои безопасность и комфорт – надо. И мы всё это – делаем. Потому что иначе будет худо.
Для самых базисных потребностей все три критерия работают. А если посмотреть, где они работают ещё? Мне видится, как минимум, ещё одна сфера. Развитие.
Если ты не развиваешься, ты деградируешь. Хотя бы, на общем фоне. Стоишь на месте – тебя обходят. Не расширяешь границы – тебя зажимают. Отказываешься учиться новым играм – с тобой никто не играет. Или просто проигрываешь. Словом, к старости ты либо мудрый старец, либо никчёмный маразматик.
Ты можешь заниматься своим развитием. Физическим, интеллектуальным, душевным, духовным… Ты можешь получать новые знания, осваивать новые навыки, обретать новые возможности… Ты можешь создавать связи, зарабатывать репутацию, накапливать личную силу, познавать себя и мир…
Никто другой за тебя это сделать не сможет. Только за себя. Никто не решит твоих проблем. А если и создаст видимость решения, то тебе от этого только хуже. Если ты не умеешь зарабатывать, и тебе подарили денег, ты их скоро потратишь, а за новыми придётся вновь обращаться к благодетелю. И к проблеме денег добавляется проблема зависимости. Это деградация. Никто не озаботится твоим правильным питанием. Никто не сможет за тебя быть может заниматься спортом . Никто вместо тебя не выучит таблицу умножения. Никто не перешагнёт за тебя твою границу страха. Никто. Вообще.
Развиваться ты должен сам. Если, конечно, ты не выбираешь деградацию.
Дело это – на всю жизнь. И ресурсы оно забирает – все свободные. И больше. И если ты выбираешь развитие, тебе становится некогда париться по поводу развития других. Ты собой занят. Ты не нудишь, ты не требуешь от окружающих совершенства, ты не делаешь замечаний – ты занят собой.
Ты прекрасно понимаешь, что время, когда ты корректируешь других, отнято лично у тебя. Невосполнимое время! А ведь при этом уходит не только время! Портятся отношения: людям не нравятся те, кто их критикует. Тратятся нервы. Упускаются возможности. И самое обидное: когда они таки изменяются, они уходят из твоей жизни. Потому что занимаясь ими, ты-то стоишь на месте!
Именно поэтому, выбирая развитие, ты экономишь массу сил и времени. И начинаешь двигаться вперёд. При этом, правда, мир вокруг тоже отчего-то может быть начинает меняться (именно так и было!) . Вполне самостоятельно. Люди меняются! Отчасти, стремясь подтянуться до твоего уровня. Отчасти, от того, что самые отсталые остаются безусловно далеко позади , а рядом – только развивающиеся. Но в основном – оттого, что у тебя меняется угол зрения на мир. Ты же растёшь! И каждый раз видишь новое.
И даже потребность поделиться обретённым будет удовлетворяться. Ведь постепенно люди начнут обращаться к тебе за советами. Сами! И тебе к этому времени есть, чем с ними поделиться. У тебя есть опыт. У тебя есть знания. Ты их наработал. Ты интересен. Потому что – развивался. И продолжаешь расти. Надо только выбрать: развитие или деградация. И отбросить полумеры. Вроде разговоров о развитии или подготовки к развитию. Двигаться надо! Вперёд! Дальше! И до чего же прекрасна при этом жизнь!!!
Анвар Бакиров, duals.ru
knowledgebook.ru
Критерии личности | Блог 4brain
С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным? Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания. Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые принципы и убеждения.
Субъективность при оценке критериев развития личности очевидна. Про одного человека можно сказать, что он «буйный и безрассудный тип» и в то же время «самый веселый парень на вечеринке». Тысячи психологических тестов, даже будучи составлены по всем канонам, могут противоречить друг другу.
Так как же оценить личность? Тестирование и диагностика должны отвечать следующим критериям: стандартизации, нормам, надежности и валидности. Однако, в виду невероятной сложности в измерениях, все это остается теорией, потому что в оценку все равно примешивается оттенок субъективности.
Критерии оценки личности
Если вы занимаетесь бизнесом или хотите найти себе достойных друзей, на которых можно положиться в сложные времена, значит периодически задаетесь следующими вопросами:
- Что главное при оценке человека?
- Какие качества в нем наиболее фундаментальные?
Многое зависит от вашего целеполагания, то есть того, что вы сами считаете для себя важным и ценным. К примеру, вы можете решить, что для вас имеют значения следующие критерии:
Темперамент
Это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент тесно связан с характером и оказывает на него сильное влияние.
Характер
Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Социализация
Социализация означает умение быстро и просто налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими. Социализированный человек является более естественным и открытым, но при этом – гибким, реалистичным и способным разрешать межличностные конфликты.
Понимание других
Зрелая, сформированная личность свободна от стереотипов и предрассудков, способна адекватно оценивать окружающую действительность и других людей.
Такой человек принимает людей такими, какие они есть, уважает их своеобразие и право быть собой.
Творческое мышление
Очень важное качество развитой личности заключается в том, что она способна встречать жизненные проблемы открыто и гибко, находя творческие решения сложных задач.
Осознанность
Это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором личность фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем.
Осознанная личность понимает последствия своих поступков, она сначала думает, потом делает. Сама выбирает свои реакции, что чувствовать, как себя вести и как мыслить. Такая свобода достигается при помощи длительных ментальных упражнений и размышлений.
Целостность
Это внутренняя гармония, когда телесная, душевная и духовно-нравственная части жизни неразрывно связаны. Целостность возникает, когда то, что вы говорите, думаете и как ведете себя – не противоречит друг другу. Таким должен быть психически здоровый человек.
Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. Она достигается при помощи огромной работы над собой, анализа своей психики и саморефлексии.
Это не значит, что такой человек самоуверен. Он осознает свои недостатки, однако не занимается бичеванием, а методично их искореняет. Он развивает свои сильные стороны и избавляется от слабых.
Критерии сформировавшейся личности
На этот счет также выдвигаются разнообразные концепции, в центре внимания которых находятся самые разные элементы структуры личности.
Карл Юнг говорил о том, что сформировавшееся личность с готовностью принимает ответственность за свои поступки. Для Карла Роджерса она означает свободу быть самим собой, самостоятельно делать выбор, управлять жизнью. Дальше мы познакомимся с концепциями четырех психологов: Казимежа Обуховского, Артура Реана, Гордона Олпорта и Лидии Божович.
Концепция Обуховского
Концепция польского психолога Казимежа Обуховского представляет особый интерес, потому что она наименее похожа на остальные из списка. Он предлагает рассматривать четыре параметра и при этом не выделять среди них главного – все они должны быть развитыми в равной мере, чтобы личность можно было считать сформировавшейся.
- Ощущение удовлетворенности жизнью: это общий положительный фон, на котором личность рассматривает свое существование. Однако это не значит, что такой человек не может испытывать негативных эмоций, которые являются неизбежной реакцией на трудности жизни. Вместе с тем, если влияние разрушающих эмоций продолжается достаточно долго, человек теряет способности к развитию.
- Появление новых особенностей: иное понимание мира, новые взгляды. А самое главное – переход к абстрактной концепции мира.
- Развитие умений: человеку нужно стремиться получать новые навыки, умения и знания, несмотря на то, что это приводит к росту сложности задач, которые перед ним стоят. Он должен постоянно совершенствоваться, чтобы поспевать за требованиями.
- Способность к самоконтролю: человека контролируют его эмоции, поэтому он должен научиться дистанцироваться от них, чтобы это не влияло на его интеллектуальные возможности.
Концепция Реана
Российский психолог Артур Реан рассматривает четыре базовых критерия развитой личности:
- позитивное мышление и восприятие;
- саморазвитие;
- терпимость;
- ответственность.
Реан утверждал, что личность никогда не сформируется полностью, она постоянно развивается. Но он усматривает в этом не трагедию, а открытие безграничных возможностей для совершенствования личности.
Человек должен научиться успешно реализовывать имеющиеся в его распоряжении ресурсы, силы и способности для достижения своих целей, а также активно осваивать более глобальные и значимые ценности.
Концепция Олпорта
Американский психолог Гордон Олпорт предлагает шесть основных критериев развитой личности:
- Принятие себя и терпимость к окружающим. Развитая личность имеет собственные крепкие убеждения и при этом допускает существование иной точки зрения.
- Крепкие социальные связи. Развитая личность умеет поддерживать близкие отношения и при этом не мешать своим существованием другим.
- Расширение Я-концепции. Это активность личности, целенаправленность ее деятельности.
- Единство мировоззренческих взглядов. У зрелой личности присутствует представление о своей жизненной цели.
- Самообъективизация. Человек способен быть самим собой, находиться в гармонии со своим внутренним миром и не играть чужих ролей.
- Реалистичное восприятие, оценка умений и поставленной задачи. Человек не должен подвергаться сиюминутным увлечениям, а вместо этого ставить перед собой цель и достигать ее.
Концепция Божович
Советский психолог Лидия Божович, ученица Льва Выготского, выделяет два ключевых критерия сформированной личности.
Первый критерий: мотивам такой личности присуща иерархичность. Она волевая и способна к опосредованному поведению (не импульсы ей управляют, а правила, требования и нормы).
Второй критерий: способность человека сознательно контролировать свое поведение и управлять им. Это возможно лишь в том случае, если он опирается на собственные мотивы, цели, стремления и убеждения.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru
Критерии личностного роста человека: внешние и внутренние факторы
Время чтения 7 минут
Без самопознания и развития себя ничего не получиться. Каждый человек, чтобы добиться конкретной цели, должен что-то менять: себя, окружение привычки. У многих на слуху уже длительное время звучит фраза «Развиваться, как личность», но немногие имеют понятие, о чем идет речь. В данной статье мы поговорим, что есть саморазвитие для человека и каковы базовые критерии личностного роста.
Критерии личностного роста – базовые условия саморазвития, которые помогают строить взаимоотношения с внешним и внутренним миром. Личностный рост – самосовершенствование для достижения поставленных целей. Это тяжелый труд, предусматривающий постоянную работу над собой, анализ своих поступков, результатов деятельности. Человек, знающий чего он хочет от жизни и как это получить, всегда сможет быть на ступень выше.
<<Оглавление>>
Зачем человеку развиваться?
Рано или поздно индивид начинает задумываться о том, почему у него не получается что-то, в чем кроется основная проблема. Для людей, имеющих цель и мечту такие вопросы волнуют, провоцируют на действия. Ведь не хочется постоянно находиться в положении «стоячей воды». Когда вокруг тебя все меняется, раскрывается, а ты как был на дне, так и остался. Со своими неизменными стандартными взглядами и нежеланием двигаться вперед. Но можно и услышать заезженные фразы, мол «Так сложилось» или «А что я могу сделать?». И самое главное в такой ситуации – это нежелание самому меняться.
Когда вы меняете свои привычки, начинаете познавать что-то новое, вы невольно начинаете развиваться. Новая информация и знания делаю вас богаче, меняю ваш привычный взгляд на жизнь. Именно тогда начинается развитие личности. А это первый шаг к успеху в вашей жизни.
Вы спросите: «Зачем человеку развитие личности?»
- Для переоценки своих поступков.
- Чтобы стать успешным и счастливым.
- Научиться видеть мир многогранным.
- Уметь добиваться поставленных целей.
- Быть не просто частью социума, а стать его неотъемлемым движущим механизмом.
Только от нас самих зависит наше будущее. Мы сами создаем себе программу нашей жизни. Только не все могут и не все хотят менять ее базовые установки. Если поставить себе задачу стать успешным бизнесменом, то при кропотливой работе над собой можно получить желаемый результат. Развивать себя, как личность, открывать новые горизонты и возможности – все это поможет переступить через многое. Каждый индивид имеет индивидуальные черты характера, способности и понятия. Но есть базовые критерии развития личности, которые не имеют рамок и касаются каждого человека.
Конечно, стоит вопрос о том, как добиться личностного роста. Для этого существует много способов:
- Тренинги и курсы по развитию.
- Специальная литература.
- Комплексные решения.
- Индивидуальный тренер по личностному развитию.
Основные критерии личностного роста
Чтобы задуманное свершалось нужно знать несколько секретов. Они простые и уже давно правят нашим развитием:
- Непрерывное совершенствование знаний. Нужно всегда познавать мир и его тайны. Конечно, утверждать, что знание или информация, полученные сейчас будут актуальными через два десятилетия невозможно. Поэтому нужно двигаться вперед и познавать новое, создавать будущее. Самый яркий пример — спортсмены. Для золотой медали на Олимпийских играх они много лет трудятся, и работают над собой. Благодаря такому упорному труду их мечта становится реальностью, непокоренные вершины поддаются. А если на минуту, такой спортсмен решит, что он лучший и ничего не стоит больше делать? Он потеряет спортивную форму, утратит свою выдержку и характер, станет безразличным. Тогда даже самое маленькое соревнование станет для него настоящим испытанием, и яркая мечта стать Олимпийским призером очередных соревнований будет уже только мечтой. Ведь для этого нужны годы тренировок.
- Применение на практике полученных знаний. Теория есть теория. Но знания тогда будут полезными, когда они будут работать. Необходимая информация должна быть применена в нужной сфере. Если неправильно оперировать полученными знаниями, то и результат будет плачевным. Все мы знаем, что готовить кушать легко и знаем, как варить чай. Но теории мало, нужно уметь сделать это вкусно и красиво. Нужно практиковаться и находить новые способы, как простую пищу превратить в шедевр. Это элементарный пример, когда теория может быть в действии.
Основным двигателем личностного роста есть необходимые условия, которые запускаю механизм саморазвития. А это в свою очередь порождает многие изменения, которые гласят о том, что человек начал меняться. Такие изменения — критерии личностного роста. Их можно разделить на внешние и внутренние критерии.
К внешним критериям относятся:
- Понимание других. Зрелый человек не имеет предрассудков, стереотипов. Он может адекватно и в полной мере воспринимать окружающую действительность и других людей. Такой индивид готов вступить в контакт с другими личностями с проявлением эмпатии, сопереживания и понимания.
- Принятие других. Одной из главных критерий личностного роста есть проявление динамики отношения к окружающим людям. Зрелость индивида определяется его возможностью принимать человека таким, какой он есть, уважением его взглядов и выборов, признанием другого человека ценным и своеобразным, пусть он совершенно противоположным вам. Именно принятие человека со всеми его недостатками и нюансами позволяет говорить, что рост личности прогрессирует.
- Социализация. Развитие личности позволяет стать более коммуникабельным, базирует общение с другими людьми на гармонии и взаимопонимании. Такой человек стает гибким, открытым, общительным. Такой принцип контакта с обществом помогает легко решать возникшие проблемы и противоречия. Ведь влияние социума на человека очень велико и требуем массу сил, чтобы справиться с постоянным потоком информации и не потеряться в ней.
- Творческая адаптация. Это свидетельствует о том, что личность готова раскрывать свой внутренний потенциал, смело шагать вперед и не бояться неизвестного. Такой подход позволяет встречать проблему или новое задание в бодром не унылом состоянии и не бояться сложностей. Творческий человек всегда будет готов помочь ближнему или нестандартно решить любое препятствие.
К внутренним критериям личностного роста относятся:
- Принятие себя. Это полное признание себя, как личности. Принятие таким, каким вы есть, с недостатками и достатком, вера в себя, свой потенциал, возможности. Это вера в себя самого и свое «Я», любовь к себе.
- Открытость к переживаниям. Данный критерий говорит о том, что зрелый человек на пути к совершенствованию не будет жить прошлым и переживать заново минувшие события. Зрелая личность открыта к новым возможностям, переживаниям и изменениям. Это означает жить настоящим, а не прошлым. Именно открытость к переживаниям есть ответом на вопрос, для чего нужен личностный рост. Ведь открытость – это движение вперед.
- Понимание себя. Это четкое представление своих желаний и возможностей, контроль мыслей, действий. Только при полном понимании своего «Я» можно четко ставить задачи, выбирать маршруты решения проблем. Нужно уметь смотреть на себя без стеснения и жалости, принимать свои недостатки, чтобы сделать себя идеальным.
- Ответственная свобода. Свобода выбора говорит не только о независимости в принятии решений, но и о том, что вы несете прямую ответственность за свои действия и их последствия. Нужно максимально независимо принимать решения, не полагая на комментарии и мнения окружающих вас людей. Это ваша жизнь и вы делаете ее для себя комфортной, а не для других.
- Целостность. Это необходимая часть эффективной жизненной деятельности. Только в целостном состоянии человек сможет гармонично взаимодействовать с окружающим миром, без потери своего «Я». Мы изначально рождаемся целостным организмом. А сохранить эту целостность в мире постоянных стереотипов и стандартов очень тяжело. Поэтому нужно трудиться, чтобы быть в гармонии со своим внутренним миром.
- Динамичность. Индивид всегда развивается и не останавливается на своем развитии. А критерии личностного роста содержат в себе умение адаптироваться и меняться под сложившуюся ситуацию. Это помогает закалить характер человека, изменить восприятие ситуации, научить мыслить нестандартно.
Что нам дает саморазвитие и с чем его «едят»
Саморазвитие личности – это процесс саморазвития без завершения. Он может остановиться, но не завершиться. С развитием человека меняется его жизнь: привычки, круг друзей, увлечения, работа, взгляды, образы жизни и т. д.
Влияние социума на человека может только подтолкнуть к определенным действиям и мыслям, заставить задуматься. Но стоит помнить, что критерии личностного роста складываются даже в том случае, если мы попадаем под влияние. Нужно только выбрать, что это будет.
Личностный рост нам дает уверенность, цель, новые возможности. Если нет гармонии с собой, понимания своего внутреннего «Я», то и любые попытки найти выход будут равны нулю. Только открытое осознание своих проблем поможет стать на правильный путь. Чтобы начать что-то делать, нужно, прежде всего, иметь свое мнение, которое поможет вам сделать выбор.
Вывод
Для чего нужен личностный рост? Чтобы стать индивидуальностью, иметь свою независимую точку зрения, чтобы развиваться и добиваться своих целей. Вершины любят смелых покорителей. И пусть это будут не большие вершины для начала, но для них нужно быть достаточно смелым и готовым встретить препятствия на своем пути. Критерии личностного роста помогут принять и осознать многие моменты из вашей жизни, их нужно постоянно развивать и поддерживать.
Только тогда вы сможете понять все свои слабости, найти места спотыкания и исправить, то, что мешало вам обрести желаемое. Жизнь не меняется со щелчком пальцев, она требует много времени и работы. Личностный рост поможет не только в саморазвитии, но и в росте вашего профессионализма.
Процесс саморазвития поможет обрести удовольствие от того, чем вы занимаетесь, научит быть сильным и смелым, находить лазейки из любых жизненных заданий. Это прекрасная возможность научиться воспринимать мир не как кошелку сплошных проблем, а как пространство безграничных возможностей.
salid.ru
Критерии развития технических систем
Жизненный цикл системы
Понятие «жизненный цикл» позволяет выделить систему во времени от начала работ по созданию системы до прекращения ее существования.
Жизненный цикл системы — это непрерывный процесс развития и существования системы с момента принятия решения о необходимости ее создания до момента ее полного изъятия из эксплуатации.
В процессе жизнедеятельности система проходит ряд взаимосвязанных этапов развития, отличающихся друг от друга формами взаимодействия со средой. Различают два генеральных периода жизненного цикла системы — развитие системы и целевое функционирование системы, каждый из которых характеризуется специфическим комплексом процессов – этапами жизненного цикла.
Французский биолог XVIII в. Бонне писал: «Все части, составляющие тело, настолько непосредственно, многоразлично и многообразно связаны друг с другом в области своих функций, что они неотделимы друг от друга, что родство их предельно тесно и что они должны были появиться одновременно. Артерии предполагают наличие вен; функции как тех, так и других предполагают наличие нервов; эти предполагают в свою очередь наличие мозга, а последний – наличие сердца; каждое отдельное условие – целый ряд условий…».
Критерии развития технических систем
Развитие любой технической системы определяется соответствую- щими критериями развития, которые можно разделить на четыре группы:
· функциональные;
· технологические;
· экономические;
· антропогенные.
Под функциональными критериями понимаются те критерии, которые непосредственно отвечают назначению системы. Другими словами, это эксплуатационные характеристики технической системы, например: скорость, высота полета, дальность стрельбы, точность позиционирования робота, количество позиций смены инструмента и т. д.
Технологические критерии позволяют оценить возможности изготовления данной технической системы (материалоемкость, энергоемкость, степень автоматизации и т. д.).
Технологические критерии тесно связаны с экономическими критериями, определяющими затраты на изготовление, проектирование, эксплуатацию, ремонт.
По антропогенным критериям можно оценить удобство и безопасность создаваемой системы для человека – это дизайн, эргономичность, экологичность.
Основным законом развития техники является закон улучшения одних критериев и не ухудшения при этом других. Технические системы (независимо от своего назначения) последовательно проходят в своем развитии три этапа: медленное нарастание, быстрый лавинообразный рост и стабилизация одной из главных эксплуатационных характеристик системы.
Кривая, построенная в осях координат, где по вертикали откладывается численное значение одной из эксплуатационных характеристик, а по горизонтали – «возраст» технической системы или затраты на ее развитие, получила название S-образной линии жизни технической системы. S-кривая является иллюстрацией качественного развития технической системы.
Рис. 1. Линия жизни технической системы.
4. Система законов развития технических систем
· закон полноты частей системы. Необходимость наличия и минимальной работоспособности основных частей системы;
· закон энергетической проводимости. Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является сквозной проход энергии по всем частям системы. Следствие из закона: чтобы часть системы была управляемой, необходимо обеспечить энергетическую проводимость между этой частью и органом управления;
· закон согласования ритмики частей системы. Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является согласование (или сознательное рассогласование) частоты колебаний (периодичности работы) всех частей системы;
· закон динамизации технических систем. Жесткие системы должны становиться динамичными для повышения их эффективности, то есть переходить к более гибкой, быстро меняющейся структуре и к режиму работы, подстраивающемуся под изменения внешней среды;
· закон неравномерности развития частей системы. Развитие частей системы идет неравномерно. Чем сложнее система, тем неравномернее развитие ее частей;
· закон перехода в надсистему. Развитие системы, достигшей своего предела, может быть продолжено на уровне надсистемы. Исчерпав ресурсы своего развития, система объединяется с другой системой, образуя новую, более сложную систему;
· закон перехода с макроуровня на микроуровень. Развитие рабочих органов идет сначала на макро-, а затем на микро-уровне;
· закон увеличения степени идеальности. Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности. Идеальная ТС — это система, масса, габариты и энергоемкость которой стремятся к нулю, а ее способность выполнять работу при этом не уменьшается. В пределе: идеальная система та, которой нет, а функция ее сохраняется и выполняется.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
§ 2. Критерии периодизации психического развития ребенка.
Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития.
Л.С. Выготский различал три группы периодизации:
по внешнему критерию,
по одному и
нескольким признакам детского развития.
Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Поскольку, согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества. Один из вариантов — периодизация В. Штерна — был приведен в § 2 главы 1.
Еще один пример — периодизация Рене Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже — стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.
Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у 3. Фрейда.
Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев — 2-2,5 лет), детство молочных зубов ( примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.
На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона — слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи — собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, названного 3. Фрейдом «Оно», развивается вторая инстанция — «Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.
На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция — «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и некоторые другие черты.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я». Зарождаются новые черты личности — самонаблюдение, благоразумие и др.
Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — «Оно» — усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.
В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
С периодизацией Л.С. Выготского мы познакомились в предыдущем параграфе. Остановимся на периодизации Д.Б. Эльконина, который развил представления Л.С. Выготского о детском развитии.
Д.Б. Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок — вещь» и «ребенок — взрослый». Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею, это по сути — общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности, с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.
В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело, главным образом, с системой отношений «ребенок — общественный взрослый» или, шире, «человек — человек».
Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста — математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне но, по существу, и то и другое — освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок — общественный предмет» или «человек — вещь».
Рис. 1.2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПО Д.Б. ЭЛЬКОНИНУ
— развитие мотивационно-потребностной сферы; — развитие интеллектуально-познавательной сферы; — переходы от эпохи к эпохе; — переходы от периода к периоду.
В деятельности первого типа, главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так
как ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек — человек» и «человек — вещь», происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает, и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д. (см. рис. 1.2).
Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности3. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».
Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.
studfile.net