Крошка альберт эксперимент: Великие психологические эксперименты: «Маленький Альберт»
Великие психологические эксперименты: «Маленький Альберт»
Алексей Паевский, Снежана Шабанова
«Троицкий вариант» №9(103), 8 мая 2012 года
Продолжая серию рассказов о «классических», или «знаменитых», психологических экспериментах, нужно заметить, что многие из них не могли бы быть поставлены в наше время. Современные этические правила, требующие безусловного предотвращения как физической, так и психической травмы у испытуемого, не позволили бы провести ни эксперимент Стэнли Миллграма (ТрВ-Наука, №86), ни Стэнфордский тюремный эксперимент Филиппа Зимбардо (ТрВ-Наука, №102).
Поведение — наше всё
Эксперимент, поставленный основателем бихевиоризма Джоном Бродесом Уотсоном (John Broadus Watson) и вошедший в историю психологии под названием «маленький Альберт», тоже можно поставить в один ряд с этими опытами.
Полный тезка биографа Шерлока Холмса родился в 1878 году. В 1913 году он заявил о создании нового направления в психологии — бихевиоризма. Согласно этой теории, предметом психологии является поведение, а не психика человека. Поведение же, согласно этой теории, зависит от внешних стимулов и внешней среды, а не от внутренних психических процессов.
Бихевиоризм быстро набрал силу, и в 1916 году, на один год, Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации (86 лет спустя на этой должности побывал и автор Стэнфордского тюремного эксперимента).
Маленький Альберт
В самом конце 1919 года Уотсон и его ассистентка и любовница Розали Рейнер ставят эксперимент, который призван показать правоту бихевиористической теории. Их задача — вызвать посредством внешних стимулов сложную психическую эмоцию там, где ее раньше не было.
Уотсон и Рейнер выбрали для экспериментов 11-месячного младенца «Альберта Б.». Он был нормально развитым ребенком, флегматичным, а главное — доступным для исследований: его мать работала нянькой в местном приюте для детей-инвалидов.
Сначала экспериментаторы проверили реакции Альберта, показывая ему белую крысу, разнообразные маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Ни один из этих предметов не выявил страха у малыша.
Затем Уотсон с ассистенткой приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как ребенку давали поиграть с белой крысой, экспериментатор сильно бил молотком по стальной метровой полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Разумеется, достаточно быстро ребенок стал пугаться и самой крысы — без удара. Первая фаза эксперимента закончилась — условный рефлекс страха на крысу действительно закрепился у малыша.
Потом была взята пауза на пять дней. Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша. Теперь нужно было проверить — случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось — ребенок действительно боится кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто, хлопковой пряжи (минимально), шевелюры исследователя, маски Санта-Клауса.
Дальше Уотсон и Рейнер (по их словам) планировали продемонстрировать и возможность снять (переопределить) вызванные реакции страха, но не смогли, поскольку ребенка забрали из больницы, где проводились исследования. Впрочем, в самой первой статье об эксперименте говорится, что психологи прекрасно знали, когда заберут малыша, и лишь указывается, как они хотели бы снять страх [1]. Только в последующих публикациях и интервью они говорили, что ребенка забрали «внезапно».
Впрочем, сейчас за подобные методы «лечения страха» психолог в США мог бы получить очень длинный тюремный срок за изнасилование и педофилию — ведь эти методы включали не только конфету, предлагаемую малышу одновременно с крысой, но и стимулирование половых органов ребенка.
Интересно, что в статье Уотсон не только писал о правоте своей теории, но еще и не преминул пнуть теорию Зигмунда Фрейда.
«Через двадцать лет фрейдисты, если их гипотезы не изменятся, анализируя страх Альберта перед пальто из меха морского котика (при условии, что он придет к ним на сеанс), возможно, будут упрашивать его пересказать им содержание его сна и скажут, что Альберт в возрасте трех лет пытался играть с волосяным покровом на лобке своей матери и получил за это взбучку. (Мы никоим образом не отрицаем, что это могло бы вызвать условную реакцию в любом другом случае.) Если бы психоаналитик в достаточной степени подготовил бы Альберта к признанию такого сна в качестве объяснения его избегательных тенденций и если бы психоаналитик обладал властью и личным авторитетом для того, чтобы добиться своей цели, то Альберт, возможно, был бы полностью убежден в том, что его сон действительно раскрыл все факторы, приведшие к возникновению этого страха».
Начало конца
Уотсон торжествовал, но, как ни странно, эксперимент оказался началом конца бихевиоризма.
Во-первых, последующие «подгонки» и «приглаживания» результатов эксперимента показали, что методологически у эксперимента не всё хорошо. Оказалось, Уотсон время от времени «подкреплял» реакции страха на втором этапе и мешал ребенку включать компенсаторные механизмы (Альберт сосал палец и успокаивался, Уотсон вытаскивал палец изо рта).
Во-вторых, дальнейшая судьба Альберта осталась неизвестной — как и долгосрочный эффект «закрепления» страха.
В-третьих, впоследствии повторить эксперимент не удалось никому. В том числе и самому Уотсону: через шесть месяцев после публикации ему пришлось покинуть университет Джона Хопкинса в связи с этическим скандалом. Правда, никого не волновала судьба малыша — роман женатого Уотсона с аспиранткой возмутил общество гораздо сильнее. Психологу пришлось уйти в рекламу.
Этим экспериментом Уотсон пытался доказать свой тезис, сейчас раздерганный на цитаты в учебниках: «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный особый мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, смогу сделать его по собственному усмотрению специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, торговцем и даже попрошайкой или вором — вне зависимости от его талантов, наклонностей, профессиональных способностей и расовой принадлежности его предков».
Правда, мало кто цитирует продолжение: «Я делаю выводы, недостаточно подкрепленные фактами, и я признаю это, но то же самое делают и защитники противоположной точки зрения, причем они занимались этим в течение тысячелетий».
Watson J. В., Rayner R. Conditioned emotional reactions // J. exp. Psychol. 1920. №3(1). P. 1–14.
10 самых жестоких экспериментов в психологии | Блогер Anathema на сайте SPLETNIK.RU 25 декабря 2011
Психология как наука приобрела популярность в начале ХХ века. Благородная цель — узнать больше о тонкостях человеческого поведения, восприятия, эмоционального состояния — не всегда достигалась столь же благородными средствами. Психологи и психиатры, стоявшие у истоков многих ответвлений науки о человеческой психике, проводили такие эксперименты на людях и животных, которые сложно назвать гуманными или этичными.
Психологические эксперименты
Человек и особенности его личности уже не одно столетие являются объектом интереса и изучения великих умов человечества. И с самого начала развития психологической науки и до наших дней люди сумели развить и существенно улучшить свои навыки в этом непростом, но захватывающем деле. Поэтому сейчас для получения достоверных данных в изучении особенностей психики человека и его личности люди пользуются большим количеством самых разных способов и методов исследования в психологии. И одним из методов, получивших наибольшую популярность и зарекомендовавших себя с самой практической стороны, является психологический эксперимент.
Отдельные примеры самых известных, интересных и даже антигуманных и шокирующих социально-психологических экспериментов, которые проводились над людьми, мы решили рассмотреть независимо от общего материала, в силу их важности и значимости. Но в начале этой части нашего курса мы ещё раз вспомним о том, что такое психологический эксперимент и каковы его особенности, а также вкратце затронем виды и характеристики эксперимента.
Что такое эксперимент?
Эксперимент в психологии – это определённый опыт, который проводится в специальных условиях, с целью получения психологических данных путём вмешательства исследователя в процесс деятельности испытуемого. Исследователем в процессе эксперимента может выступать и ученый-специалист, и простой обыватель.
Основными характеристиками и особенностями эксперимента являются:
- Возможность изменения какой-либо переменной и создания новых условий для выявления новых закономерностей;
- Возможность выбрать точку отсчёта;
- Возможность неоднократного проведения;
- Возможность включать в состав эксперимента другие методы психологических исследований: тест, опрос, наблюдение и другие.
Сам же эксперимент может быть нескольких видов: лабораторный, естественный, пилотажный, явный, скрытый и т.д.
Если вы не изучали первые уроки нашего курса, то наверняка вам будет интересно узнать, что более подробно ознакомиться с экспериментом и другими методами исследований в психологии вы можете в нашем уроке «Методы психологии». Сейчас же мы переходим к рассмотрению самых известных психологических экспериментов.
Самые известные психологические эксперименты
- Хоторнский эксперимент
- Эксперимент Милгрэма
- Стэнфордский тюремный эксперимент
- Эксперимент Рингельмана
- Эксперимент «Я и другие»
- «Чудовищный» эксперимент
- Проект «Аверсия»
- Эксперименты Лэндиса
- Крошка Альберт
- Приобретённая (выученная) беспомощность
- Мальчик, воспитанный как девочка
1
Хоторнский эксперимент
Под названием Хоторнский эксперимент понимается ряд социально-психологических экспериментов, которые проводились с 1924 по 1932 годы в американском городе Хоторн на фабрике «Western Electrics» группой исследователей, во главе которых был психолог Элтон Мэйо. Предпосылкой для проведения эксперимента послужило снижение производительности труда среди рабочих фабрики. Исследования, которые проводились по этому вопросу, не смогли объяснить причины этого снижения. Т.к. руководство фабрики было заинтересовано в том, чтобы поднять производительность, учёным была дана полная свобода действий. Их целью было выявить зависимость между физическими условиями работы и эффективностью работников.
После долгих исследований учёные пришли к выводу, что на производительность труда влияют социальные условия и, главным образом, возникновение интереса работников к процессу работы, как следствие их осведомлённости о своём участии в эксперименте. Один лишь факт того, что работники выделяются в отдельную группу и к ним проявляется особое внимание со стороны учёных и руководителей уже влияет на эффективность работников. Кстати говоря, в процессе Хоторнского эксперимента был выявлен эффект Хоторна, а сам эксперимент повысил авторитет психологических исследований как научных методов.
Зная о результатах Хоторнского эксперимента, а также об эффекте, мы можем применить эти знания на практике, а именно: оказать положительное воздействие на свою деятельность и деятельность других людей. Родители могут улучшить развитие своих детей, педагоги могут повысить успеваемость учащихся, работодатели – эффективность своих работников и производительность труда. Для этого можно попробовать объявить о том, что будет проходить некий эксперимент, а люди, которым вы это объявляете – его важная составляющая. С этой же целью можно применить внедрение каких-либо инноваций. Но об этом вы можете более подробно узнать отсюда.
А узнать подробности Хоторнского эксперимента вы можете здесь.
2
Эксперимент Милгрэма
Эксперимент Милгрэма был впервые описан американским социальным психологом в 1963 году. Его целью было выяснить, сколько страданий могут причинить одни люди другим, причём невинным людям, при условии, если это является их рабочими обязанностями. Участникам эксперимента сказали, что исследуется влияние боли на память. А участниками были сам экспериментатор, реальный испытуемый («учитель») и актёр, который играл роль другого испытуемого («ученика»). «Ученик» должен был заучивать слова из списка, а «учитель» – проверять его память и, в случае ошибки, наказывать электрическим разрядом, каждый раз увеличивая его силу.
Изначально эксперимент Милгрэма проводился для того, чтобы выяснить, как жители Германии могли принимать участие в уничтожении огромного количества людей во время нацистского террора. В итоге, эксперимент наглядно продемонстрировал неспособность людей (в данном случае «учителей») противостоять начальнику (исследователю), приказывавшему продолжать выполнение «работы», несмотря на то, что «ученику» причиняются страдания. В результате эксперимента было выявлено, что в сознании человека глубоко укоренена необходимость подчинения авторитетам, даже при условии внутреннего конфликта и моральных страданий. Сам же Милгрэм отмечал, что под давлением авторитета адекватные взрослые люди способны зайти очень далеко.
Если мы на какое-то время задумаемся, то увидим, что, на самом деле, результаты эксперимента Милгрэма говорят нам, помимо всего прочего, о неспособности человека самостоятельно решать что ему делать и как себя вести, когда «над ним» стоит кто-то выше по рангу, статусу и т.п. Проявление этих особенностей человеческой психики, к сожалению, очень часто приводит к плачевным результатам. Чтобы наше общество можно было назвать по настоящему цивилизованным, люди должны научиться всегда руководствоваться человеческим отношением друг к другу, а также этическими нормами и моральными принципами, которые диктует им их совесть, а не авторитет и власть других людей.
Ознакомиться с деталями эксперимента Милгрэма вы можете здесь.
3
Стэнфордский тюремный эксперимент
Стэнфордский тюремный эксперимент проводился американским психологом Филиппом Зимбардо в 1971 году в Стэнфорде. В нём исследовалась реакция человека на условия тюремного заключения, ограничение свободы и влияние на его поведение навязанной социальной роли. Финансирование осуществлялось ВМФ США для того, чтобы объяснить причины конфликтов в морской пехоте и исправительных учреждениях ВМФ. Для эксперимента были отобраны мужчины, часть которых стала «заключёнными», а другая часть – «охранниками».
«Охранники» и «заключённые» очень быстро вжились в роли, а ситуации в импровизированной тюрьме подчас возникали очень опасные. В трети «охранников» проявлялись садистские наклонности, а «заключённые» получили сильнейшие моральные травмы. Эксперимент, рассчитанный на две недели, остановили уже через шесть дней, т.к. он начал выходить из-под контроля. Стэнфордский тюремный эксперимент нередко сравнивают с описанным нами выше экспериментом Милгрэма.
В реальной жизни можно увидеть, как какая-либо оправдывающая идеология, поддерживаемая государством и социумом, может сделать людей чрезмерно восприимчивыми и покорными, а власть авторитетов оказывает сильнейшее воздействие на личность и психику человека. Понаблюдайте за собой, и вы увидите наглядное подтверждение тому, как определённые условия и ситуации влияют на ваше внутренне состояние и формируют поведение сильнее внутренних особенностей вашей личности. Очень важно уметь всегда оставаться собой и помнить о своих ценностях, чтобы не поддаваться влиянию внешних факторов. И сделать это можно лишь с помощью постоянного самоконтроля и осознанности, которые, в свою очередь, нуждаются в регулярной и систематической тренировке.
Подробности Стэнфордского тюремного эксперимента можно найти, перейдя по этой ссылке.
4
Эксперимент Рингельмана
Эксперимент Рингельмана (он же эффект Рингельмана) был впервые описан в 1913 году, а проведён в 1927 году французским профессором сельскохозяйственной инженерии Максимилианом Рингельманом. Данный эксперимент был проведён из любопытства, но выявил закономерность сокращения производительности людей в зависимости от увеличения количества людей в той группе, в которой они работают. Для эксперимента осуществлялась случайная подборка разного количества людей для выполнения определённой работы. В первом случае это было поднятие тяжестей, а во втором – перетягивание каната.
Один человек мог поднять максимально, например, тяжесть весом в 50 кг. Следовательно, два человека должны были суметь поднять 100 кг, т.к. результат должен прямо пропорционально возрасти. Но эффект был иным: два человека смогли поднять лишь 93% от того веса, 100% которого могли поднять поодиночке. Когда группу людей увеличили до восьми человек, они подняли только 49% веса. В случае с перетягиванием каната эффект был тот же самый: увеличение количества людей снижало процент эффективности.
Можно сделать вывод, что когда мы рассчитываем только на собственные силы, то и к достижению результата прилагаем максимальные усилия, а когда работаем в группе, то нередко надеемся на кого-то другого. Проблем заключается в пассивности действий, причём эта пассивность больше социальная, нежели физическая. Одиночная работа вызывает в нас рефлекс добиться максимума от себя самих, а в групповой работе результат не так значим. Поэтому, если вам нужно сделать что-то очень важное, то лучше всего надеяться только на себя и не рассчитывать на помощь других людей, ведь тогда вы выложитесь «по полной» и добьётесь своего, да и другим людям не так важно то, что важно вам.
Больше информации об эксперименте/эффекте Рингельмана можно найти здесь.
5
Эксперимент «Я и другие»
«Я и другие» это советский научно-популярный фильм 1971 года, в котором представлены съёмки нескольких психологических экспериментов, ход которых комментирует диктор. Эксперименты в фильме отображают влияние мнения окружающих на человека и его способность додумывать то, что он не сумел запомнить. Все эксперименты подготовила и провела психолог Валерия Мухина.
Эксперименты, показанные в фильме:
- «Нападение»: испытуемые должны описать детали импровизированного нападения и вспомнить приметы нападавших.
- «Учёный или убийца»: испытуемым демонстрируют портрет одного и того же человека, предварительно представив его учёным или убийцей. Участники должны составить психологический портрет этого человека.
- «Обе белые»: на стол перед участниками-детьми ставят чёрную и белую пирамидки. Трое из детей говорят, что обе пирамидки белые, проверяя четвёртого на внушаемость. Результаты эксперимента очень интересные. Позднее этот эксперимент был проведён с участием взрослых людей.
- «Сладкая солёная каша»: три четверти каши в тарелке сладкие, а одна – солёная. Троим детям дают кашу, и они говорят, что она сладкая. Четвёртому дают солёный «участок». Задача: проверить, какой назовёт кашу ребёнок, попробовавший солёный «участок», когда трое остальных говорят, что она сладкая, тем самым, проверив важность общественного мнения.
- «Портреты»: участникам показывают 5 портретов и просят выяснить, есть ли среди них два фото одного и того же человека. При этом, все участники, кроме одного, который пришёл позже, должны сказать, что два разных фото – это фото одного и того же человека. Сутью эксперимента также является узнать, как влияет мнение большинства на мнение одного.
- «Тир»: перед школьником находятся две мишени. Если он выстрелит в левую, то выпадет рубль, который он сможет забрать себе, если в правую, то рубль пойдёт на нужды класса. В левой мишени изначально сделано больше отметок о попаданиях. Нужно выяснить, в какую мишень будет стрелять школьник, если видит, что многие его товарищи стреляли в левую мишень.
Подавляющее большинство результатов экспериментов, проводимых в фильме, показало, что для людей (как для детей, так и для взрослых) очень важно то, что говорят другие и их мнение. Так и в жизни: очень часто мы отказываемся от своих убеждений и мнений, когда видим что мнение остальных не совпадает с нашим собственным. Т.е., можно сказать, что мы теряем себя среди остальных. По этой причине многие люди не добиваются своих целей, предают свои мечты, идут на поводу у общественности. Нужно уметь в любых условиях сохранять свою индивидуальность и всегда думать только своей головой. Ведь, в первую очередь, хорошую службу это сослужит именно вам.
Прочитать о фильме «Я и другие» более подробно, а также посмотреть сам фильм можно на этой странице.
Кстати, в 2010 году был сделан ремейк данного фильма, в котором были представлены те же эксперименты. При желании вы можете найти оба этих фильма в Интернете.
6
«Чудовищный» эксперимент
Чудовищный, по своей сути, эксперимент был проведён в 1939 году в США психологом Уэнделлом Джонсоном и его аспиранткой Мэри Тюдор для того, чтобы выяснить, насколько дети подвержены внушению. Для эксперимента были выбраны 22 ребёнка-сироты из города Дэвенпорт. Их разделили на две группы. Детям из первой группы говорили о том, как замечательно и правильно они говорят, и всячески хвалили. Вторую половину детей убеждали, что их речь полна недостатков, и называли их жалкими заиками.
Результаты этого чудовищного эксперимента также были чудовищными: у большинства детей из второй группы, которые не имели никаких дефектов речи, начали развиваться и укоренились все симптомы заикания, сохранявшиеся на протяжении всей их дальнейшей жизни. Сам же эксперимент очень долго скрывали от общественности, чтобы не повредить репутации доктора Джонсона. Потом, всё же, люди узнали об этом эксперименте. Позже, кстати говоря, подобные эксперименты проводили нацисты над заключёнными концлагерей.
Глядя на жизнь современного общества, порой поражаешься тому, как воспитывают своих детей родители в наши дни. Нередко можно увидеть, как они ругают своих детей, оскорбляют их, обзывают, называют очень неприятными словами. Не удивительно, что из маленьких детей вырастают люди со сломанной психикой и отклонениями в развитии. Нужно понимать, что всё то, что мы говорим нашим детям, и, тем более, если мы говорим это часто, со временем найдёт своё отражение в их внутреннем мире и становлении их личности. Нужно тщательно следить за всем, что мы говорим свои детям, как мы с ними общаемся, какую самооценку формируем и какие ценности прививаем. Только здоровое воспитание и настоящая родительская любовь могут сделать наших сыновей и дочерей адекватными людьми, готовыми к взрослой жизни и способными стать частью нормального и здорового общества.
Более подробная информация о «чудовищном» эксперименте есть здесь.
7
Проект «Аверсия»
Этот страшный проект проводился с 1970 по 1989 года в армии ЮАР под «предводительством» полковника Обри Левина. Это была секретная программа, направленная на то, чтобы очистить ряды южно-африканской армии от лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. «Участниками» эксперимента, согласно официальным данным, стали около 1000 человек, хотя точное число жертв неизвестно. Для достижения «благой» цели учёные использовали множество средств: от наркотиков и электрошоковой терапии до кастрации химическими препаратами и операций по перемене пола.
Проект «Аверсия» потерпел неудачу: изменить сексуальную ориентацию военнослужащих оказалось невозможно. А сам «подход» не был основан ни на каких научных данных о гомосексуальности и транссексуальности. Многие жертвы этого проекта так и не смогли реабилитироваться. Некоторые покончили с жизнью самоубийством.
Конечно, этот проект касался только лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Но если говорить о тех, кто отличается от остальных вообще, то мы часто можем видеть, что общество не желает принимать людей «не похожих» на остальных. Даже малейшее проявление индивидуальности может стать причиной насмешек, неприязни, непонимания и даже агрессии со стороны большинства «нормальных». Каждый человек это индивидуальность, личность, обладающая своими особенностями и психическими свойствами. Внутренний мир каждого человека это целая вселенная. Мы не имеем права говорить людям, как им нужно жить, говорить, одеваться и т.д. Мы не должны пытаться их изменить, если их «неправильность», конечно, не наносит вреда жизни и здоровью окружающих. Мы должны принимать всех такими, какие они есть, невзирая на их половую, религиозную, политическую и даже сексуальную принадлежность. У каждого есть право быть самим собой.
Больше подробностей о проекте «Аверсия» можно найти по этой ссылке.
8
Эксперименты Лэндиса
Эксперименты Лэндиса также имеют название «Спонтанные выражения лиц и подчинённость». Цикл этих экспериментов был проведён психологом Карини Лэндисом в Миннесоте в 1924 году. Целью эксперимента было выявление общих закономерностей работы групп лицевых мышц, которые отвечают за выражение эмоций, а также поиск мимики, характерной для этих эмоций. Участниками экспериментов были студенты Лэндиса.
Для более отчётливого отображения мимики на лицах испытуемых были нарисованы специальные линии. После этого им предъявлялось что-либо способное вызвать сильные эмоциональные переживания. Для отвращения студенты нюхали аммиак, для возбуждения они смотрели порнографические картинки, для удовольствия – слушали музыку и т.д. Но самый широкий резонанс вызвал последний эксперимент, в котором испытуемые должны были отрезать голову крысе. И поначалу многие участники наотрез отказывались делать это, но в итоге всё равно делали. Результаты эксперимента не отразили никакой закономерности в выражении лиц людей, зато показали, насколько готовы люди подчиняться воле авторитетов и способны под этим давлением делать то, чего в обычных условиях делать бы никогда не стали.
Так ведь и в жизни: когда всё отлично и складывается так, как нужно, когда всё идёт своим чередом, тогда мы чувствуем себя уверенными в себе людьми, имеем своё мнение и сохраняем индивидуальность. Но стоит только кому-то оказать на нас давление, как большинство из нас сразу же перестают быть собой. Эксперименты Лэндиса в очередной раз доказали, что человек легко «прогибается» под других, перестаёт быть самостоятельным, ответственным, разумным и т.д. На самом же деле, никакой авторитет не может заставлять нас принуждать делать того, чего мы не хотим. Тем более, если это влечёт за собой причинение вреда других живым существам. Если каждый человек будет отдавать себе в этом отчёт, то, вполне вероятно, это сможет сделать наш мир куда более гуманнее и цивилизованнее, а жизнь в нём – комфортнее и лучше.
Более детально ознакомиться с экспериментами Лэндиса можно вот здесь.
9
Крошка Альберт
Эксперимент под названием «крошка Альберт» или «Маленький Альберт» был проведён в Нью-Йорке в 1920 году психологом Джоном Уотсоном, который, кстати, является основателем бихевиоризма – особого направления в психологии. Эксперимент проводился для того чтобы выяснить, как формируется страх на предметы, которые до этого никакого страха не вызывали.
Для опыта взяли девятимесячного мальчика по имени Альберт. В течение некоторого времени ему показывали белую крысу, кролика, вату и другие белые предметы. Мальчик играл с крысой и привык к ней. После этого, когда мальчик вновь начинал играть с крысой, доктор ударял молотком по металлу, вызывая у мальчика очень неприятные ощущения. По истечению определённого периода времени Альберт начал избегать контактов с крысой, а ещё позже при виде крысы, а также ваты, кролика и т.п. начинал плакать. В результате эксперимента было выдвинуто предположение, что страхи формируются у человека ещё в самом раннем возрасте и потом остаются на всю жизнь. Что же касается Альберта, то его беспричинный страх белой крысы так и остался с ним на всю жизнь.
Результаты эксперимента «Крошка Альберт», во-первых, снова напоминают нам о том, как важно уделять внимание любым мелочам в процессе воспитания ребёнка. Что-то, кажущееся нам на первый взгляд совсем незначительным и упущенное из вида, может каким-то странным образом отразиться в психике ребёнка и перерасти в некую фобию или страх. Воспитывая детей, родители должны быть предельно внимательны и наблюдать за всем, что их окружает и как они на это реагируют. Во-вторых, благодаря тому, что мы теперь знаем, мы можем определить, понять и проработать какие-то свои страхи, причину которых не можем найти. Вполне возможно, что то, чего мы необоснованно боимся, пришло к нам из нашего же детства. А как приятно может быть избавиться от каких-то страхов, мучавших или просто надоедающих в обычной жизни?!
Узнать об эксперименте «Крошка Альберт» больше вы можете вот отсюда.
10
Приобретённая (выученная) беспомощность
Приобретённой беспомощностью называют психическое состояние, при котором индивид не делает абсолютно ничего для того, чтобы как-то улучшить своё положение, даже имея такую возможность. Это состояние появляется, в основном, после нескольких безуспешных попыток повлиять на негативные воздействия среды. В итоге, человек отказывается от любых действий по перемене или избеганию пагубной среды; теряется ощущение свободы и вера в собственные силы; появляется депрессия и апатия.
Впервые этот феномен был открыт в 1966 году двумя психологами: Мартином Селигманом и Стивом Майером. Ими был проведён опыт на собаках. Собак разделили на три группы. Собаки из первой группы немного посидели в клетках и были отпущены. Собак из второй группы подвергали небольшим ударам тока, но давали возможность отключать электричество, нажав лапами на рычаг. Третью группу подвергали тем же ударам тока, но без возможности его отключения. Через некоторое время собак из третьей группы поместили в специальный вольер, откуда можно было легко выбраться, просто перепрыгнув стенку. В этом вольере собак так же подвергли ударам тока, но они продолжали оставаться на месте. Это сказало учёным о том, что у собак выработалась «приобретённая беспомощность» они стали уверенны в том, что беспомощны перед воздействием внешнего мира. После учёными был сделан вывод, что человеческая психика ведёт себя подобным образом после нескольких неудач. Но стоило ли подвергать мучениям собак для того чтобы узнать то, что, в принципе, мы все и так давно знаем?
Наверное, многие из нас могут вспомнить примеры подтверждения того, что доказали учёные в вышеупомянутом эксперименте. У каждого человека в жизни может быть полоса неудач, когда кажется, что всё и все настроены против тебя. Это такие моменты, когда опускаются руки, хочется всё бросить, перестать желать чего-то лучшего для себя и своих близких. Здесь нужно быть сильным, проявлять стойкость характера и силу духа. Именно эти моменты закаляют нас и делают сильнее. Некоторые люди говорят, что так жизнь проверяет на прочность. И если это испытание пройти стойко и с гордо поднятой головой, то удача станет благосклонна. Но даже если вы не верите в такие вещи, просто помните о том, что не бывает всегда хорошо или всегда плохо, т.к. одно всегда сменяет другое. Никогда не опускайте головы и не предавайте свои мечты они, как говорится, вам этого не простят. В трудные моменты жизни помните, что выход есть из любой ситуации и всегда можно «перепрыгнуть стенку вольера», а самый тёмный час перед рассветом.
Больше информации о том, что такое приобретённая беспомощность и о связанных с этим понятием экспериментах вы можете прочитать здесь.
11
Мальчик, воспитанный как девочка
Этот эксперимент является одним из самых бесчеловечных в истории. Он, если так можно выразиться, проводился с 1965 по 2004 год в Балтиморе (США). В 1965 году там родился мальчик по имени Брюс Реймер, которому во время процедуры обрезания врачи повредили пенис. Родители, не зная, что делать, обратились к психологу Джону Мани и он «порекомендовал» им просто сменить пол мальчика и воспитать его девочкой. Родители последовали «совету», дали разрешение на операцию по смене пола и начали воспитывать Брюса как Бренду. На самом же деле доктор Мани давно хотел провести эксперимент с целью доказать, что половая принадлежность обусловлена воспитанием, а не природой. Мальчик Брюс стал его подопытным.
Несмотря на то, что Мани отмечал в своих отчётах, что ребёнок растёт полноценной девочкой, родители и школьные учители утверждали, что, наоборот, ребёнок проявляет все свойства характера мальчика. И родители ребёнка, и сам ребёнок испытывали сильнейший стресс долгие годы. Через несколько лет Брюс-Бренда всё же решил стать мужчиной: сменил имя и стал Дэвидом, изменил имидж и сделал несколько операций по «возвращению» к мужской физиологии. Он даже женился и усыновил детей своей жены. Но в 2004 году после разрыва с супругой Дэвид покончил жизнь самоубийством. Ему было 38 лет.
Что можно сказать об этом «эксперименте» применительно к нашей повседневной жизни? Наверное, только то, что человек рождается с определённым набором качеств и предрасположенностей, обусловленных генетической информацией. К счастью, не многие люди пытаются сделать из своих сыновей дочерей или наоборот. Но, всё же, воспитывая своего ребёнка, некоторые родители, словно не хотят замечать особенности характера своего дитя и его формирующейся личности. Они хотят «вылепить» ребёнка, словно из пластилина – сделать его таким, каким сами хотят его видеть, не беря во внимания его индивидуальность. И это прискорбно, т.к. именно из-за этого множество людей во взрослом возрасте чувствуют свою нереализованность, бренность и бессмысленность бытия, не получают от жизни удовольствия. Малое находит подтверждение в большом, и любое оказываемое нами на детей влияние отразится на их будущей жизни. Поэтому, стоит быть более внимательными к своим детям и понимать, что у каждого человека, пусть даже у самого маленького, есть свой путь и нужно всеми силами стараться помочь ему найти его.
А некоторые подробности жизни самого Дэвида Реймера находятся вот по этой ссылке.
Эксперименты, рассмотренные нами в этой статье, как несложно догадаться, представляют собой лишь малую часть из всего числа когда-либо проведённых. Но даже они показывают нам, с одной стороны, как многогранна и мало изучена ещё личность человека и его психика. И, с другой стороны, какой огромный интерес человек вызывает сам у себя, и сколько усилий прилагается для того, что он мог познать свою природу. Несмотря на то, что такая благородная цель нередко достигалась отнюдь не благородными способами, остаётся только надеяться, что человек уже как-то преуспел в своём стремлении, а эксперименты, несущие вред живому существу, перестанут проводиться. С уверенностью можно сказать, что изучать психику и личность человека можно и нужно ещё много веков, но делать это следует только исходя из соображений гуманизма и человечности.
Кирилл НогалесМаленький эксперимент Альберта
Маленький Альберт — вымышленное имя, данное неизвестному ребенку, который в 1919 году был подвергнут эксперименту по классической обусловленности, проведенному Джоном Уотсоном и Розали Рейнор в Университете Джона Хопкинса в США. из-за этических нарушений, а именно отсутствия информированного согласия субъекта или его родителей и главного принципа «не навреди». Экспериментальный метод содержал существенные недостатки, включая невозможность разработать адекватные условия контроля и тот факт, что был только один субъект.Несмотря на множество недостатков работы, результаты эксперимента широко цитируются в ряде текстов по психологии, а также являются отправной точкой для понимания фобий и разработки методов их лечения.
Что случилось с Маленьким Альбертом, как его называли, неизвестно, и несколько психологов тщетно пытались дать окончательный ответ на вопрос: «Что случилось с Маленьким Альбертом?»
Что такое классическое кондиционирование?
Объяснение классического кондиционирования
Классическая обусловленность — это тип бихевиоризма, впервые продемонстрированный русским физиологом Иваном Павловым в 1890-х годах.Посредством серии экспериментов он продемонстрировал, что собаки, у которых обычно выделяется слюноотделение, когда им дают пищу, могут быть приучены к слюноотделению в ответ на любой стимул в отсутствие исходного стимула, пищи. Он звонил в колокольчик каждый раз, когда собаку собирались кормить, и через некоторое время у собаки выделялась слюна на звук колокольчика, независимо от того, какую пищу подавали.
Что Ватсон сделал с Маленьким Альбертом?
Многие люди нелогично боятся животных. Хотя логично бояться хищника, способного убить вас, бояться паука, мыши или даже кошек, а большинство собак — нет.Для тех из нас, кто не страдает фобиями, самая забавная вещь в мире — видеть человека, стоящего на табурете и кричащего из-за мыши. Однако фобии реальны, и для некоторых людей они ограничивают и потенциально опасны. Представьте себе страдание от агорафобии — боязнь открытых пространств или даже боязнь посещения стоматолога до такой степени, что пострадает ваше здоровье.
Теперь, когда мы знаем, что фобиям можно научиться, наблюдая за другими, у которых есть страх, например, наша мать боится пауков, известное как социальное обучение, Ватсон использовал инструменты и знания, которыми он располагал, чтобы исследовать возможные причины. из них, в конечном итоге, можно предположить, для разработки методов лечения фобий.
Джон Ватсон попытался повторить классическую обусловленность эмоционально стабильного ребенка с целью вызвать у него фобии. Ему было интересно попытаться понять, как дети боятся животных.
Харрис (1979) предположил: «Уотсон выдвинул гипотезу о том, что, хотя младенцы по своей природе не боятся животных, если« одному животному удается вызвать страх, любое движущееся пушистое животное впоследствии может его возбудить »
Альберту было 9 месяцев, он был доставлен из больницы, где был проведен ряд базовых тестов, а затем ряд опытов для «кондиционирования» его.Уотсон снял свое исследование Маленького Альберта, и записи доступны на Youtube.com.
Серия неэтичных экспериментов была проведена с Маленьким Альбертом
Уотсон начал с того, что познакомил Альберта с рядом пушистых животных, включая собаку, кролика и, самое главное, белую крысу. Затем Уотсон издал громкие неприятные звуки, лязгнув молотком по металлической планке. Шум огорчил Альберта. Затем Уотсон соединил громкий звук с тем, что подал Альберту крысу.Он повторял это много раз. Очень быстро Альберт был приучен ожидать пугающего шума всякий раз, когда ему представляли белую крысу. Очень скоро один только показатель белого мог вызвать у Альберта реакцию страха. Что было интересно, так это то, что без дальнейшей обработки страх распространялся на других животных и ситуации, включая собаку, кролика и белую пушистую маску, которую носил сам Ватсон.
Уотсон и Рейнор, которые все время знали, в какой временной шкале должен был быть возвращен Альберт матери, вернули его, не сообщая ей о действиях и условностях, которые они вызвали у Альберта, и, что самое досадное, не нашли времени, чтобы опровергнуть условия «излечить» его от вызванной ими фобии.
Какие проблемы возникли при таком способе проведения исследования?
И Американская психологическая ассоциация (APA), и Британское психологическое общество (BPS) имеют хорошо разработанные этические кодексы, которых должны придерживаться любые практикующие психологи. Кроме того, во всех вузах и исследовательских центрах есть этические комитеты, в которые должны быть представлены на рассмотрение исследовательские предложения. Основное внимание уделяется качеству исследований, профессиональной компетентности исследователей и, что самое важное, благополучию людей и животных.Во время работы Уотсона и Рейнора таких руководящих принципов и комитета не существовало. Хотя в некоторой степени неправильно оценивать исторические исследования современными стандартами, этот эксперимент является почти примером неэтичного исследования. Эксперимент нарушил основные этические правила психологического исследования. Тех:
]]>
- Не навреди . Психологи должны уменьшить или исключить вероятность того, что участие в исследовании может причинить вред участнику во время и после него.Маленький Альберт был ранен во время и потенциально мог пострадать на всю жизнь.
- Право участников на отказ. В настоящее время, если вы участвуете в каком-либо психологическом или медицинском исследовании, вам предоставляется право отказаться от участия на любом этапе исследования без каких-либо последствий для вас. Альберту и его матери не дали таких прав.
- Принцип информированного согласия. Субъектам необходимо предоставить как можно больше информации об исследовании до начала исследования, чтобы они могли принять решение об участии на основе имеющихся знаний.Если исследование таково, что предоставление информации перед исследованием может повлиять на результат, альтернативой является тщательный анализ результатов. Обращение Ватсона с Альбертом не удовлетворяло ни одному из этих условий.
- Профессиональная компетентность исследователя. Хотя может показаться сомнительным ставить под сомнение поведение отца «поведенческой психологии», метод, использованный в этом исследовании, не был особенно хорошим психологом. Был только один испытуемый, и эксперимент не имел никакой формы контроля.Однако такая критика носит несколько постфактум, поскольку исследования в области психологии в то время находились в зачаточном состоянии.
Помимо этических проблем, связанных с экспериментом, как видно из записей, окружающая среда не контролировалась, животные изменились, и некоторые оказались в бедственном положении. Финальный акт применения маски Уотсоном был представлен Альберту очень близко, что потенциально могло вызвать у ребенка страдания.
Уотсон мог бы «вылечить» Альберта от вызванной им фобии, используя процесс, известный как систематическая десенсибилизация, но предпочел не делать этого, поскольку он и Рейнор хотели продолжить эксперимент, пока мать Альберта не пришла забрать его.
Посмотрите обзор этого эксперимента в этом видео:
Об Александре Бургеместере
Алекс окончил нейропсихологию в Амстердамском университете. Несколько лет он проработал в доме престарелых, где специализировался на нейродегенеративных расстройствах (болезнь Альцгеймера, паркинсон), расстройствах личности и эмоциональных расстройствах (депрессии). Теперь он специализируется на обмене знаниями на публичных сайтах. Просмотреть все сообщения Александра Бургемейстера »«Маленький Альберт» научился бояться Санты в эксперименте 1919 года.
Ужасающие кадры, в которых ребенок приучен бояться пушистых животных, и Санта-Клаус появился в сети — в том, что считается одним из самых неэтичных экспериментов психологии начала двадцатого века.
До того, как появился кодекс поведения для психологического исследования, который гарантировал согласие субъекта и психическое благополучие, Джон Ватсон из больницы Университета Джона Хопкинса в 1919 году провел эксперимент «Маленький Альберт».
Целью извращенного эксперимента было: показать, что эмоционально стабильного девятимесячного ребенка, которого называют «Альберт Би», можно обучить боязни чего-то, чего он раньше не боялся.
В эксперименте по охлаждению психологи издают громкие звуки каждый раз, когда ребенок прикасается к одному из интересующих его животных.Здесь ребенок пожимает руку собаке, прежде чем ее заставляют бояться
В леденящем кровь видео Уотсон и его аспирантка Розали Рейнер громко кричат каждый раз, когда ребенок видит одного из пушистых животных или Санта-Клауса.
Это травмирует ребенка до тех пор, пока он не становится напуганным каждый раз, когда видит их.
Сегодня тесты «Маленького Альберта», возможно, являются одним из самых сомнительных психологических экспериментов.
Однако это исследование также было новаторским для того времени и считается первым современным экспериментом такого рода, показывающим, что человек может быть подвержен классической обусловленности.
И загадочная судьба Альберта Б. с тех пор очаровывает и сбивает с толку ученых.
Целью противоречивого эксперимента Уотсона было показать, как принципы «классической обусловленности», недавно открытые Иваном Павловым, могут быть применены для условного воспитания страха перед ребенком.
Для исследования Уотсон выбрал девятимесячного мальчика из больницы Университета Джона Хопкинса, которого они назвали «Альбертом» для эксперимента.
Младенец также является кроликом, к которому его сразу же привлекает в фазе, прежде чем он научится бояться его.
В кадре Уотсон начинает с того, что показывает Маленькому Альберту предметы, которых он не боится.
Сюда входят кролик, собака, обезьяна, маска Санта-Клауса и белая крыса. Маленького ребенка особенно берут с крысой.
Но когда Ватсон преподносит Маленькому Альберту белую крысу во второй раз, когда ребенок пытается прикоснуться к животному, ударяется в громкий железный прут.
В клипе ребенок сначала испуганно падает вперед, но еще не плачет.
Однако, когда Маленький Альберт пытается дотронуться до крысы в третий раз, громкий железный прут снова ударяется, и ребенок начинает плакать.
Это действие повторяется несколько раз, пока Ватсон и Райнер просто не представят белую крысу, а мальчик не покажет страх.
После первого взгляда на маску Деда Мороза, когда ребенок видит ее во второй раз, он катится назад и плачет. Это показывает, как исследователи заставляли его бояться пушистых вещей, издавая громкие звуки при прикосновении к ним
Позже, во время видео, в попытке увидеть, перешел ли страх на другие объекты, Уотсон представляет Альберту кролика, собаку, Маска Деда Мороза и шуба.
Он плачет при виде их всех — показывая, как Ватсон успешно научил ребенка чувствовать страх перед этими объектами.
Джон Уотсон из университетской больницы Джона Хопкинса провел эксперимент «Маленький Альберт» в 1919 году.
В особенно тревожном повороте эксперимента Уотсон и Райнер не предпринимают попыток обратить вспять психологическую травму, которую они нанесли Альберту.
Считается, что Ватсон обсуждал, что можно сделать, чтобы «вывести ребенка из условий», но не делал попытки фактически снизить его чувствительность.
Трудно сказать, что случилось с «Маленьким Альбертом», отчасти потому, что никто на самом деле не уверен в истинной личности ребенка, и это одна из величайших загадок психологии.
Анализ видеозаписи Уотсона позволяет предположить, что младенец был умственно отсталым и умственно отсталым.
В отчете за 2009 год утверждалось, что ребенком был Дуглас Мерритт, сын кормилицы по имени Арвилла Мерритт, которая жила и работала в больнице кампуса во время эксперимента — получая 1 доллар за участие своего ребенка.
Записи показывают, что Дуглас умер от врожденной гидроцефалии в возрасте шести лет, поэтому невозможно сделать вывод, какое продолжительное влияние этот эксперимент оказал на его жизнь.
Однако эксперимент с Маленьким Альбертом никогда не был бы разрешен в соответствии с современными законами и постановлениями, поскольку он явно подвергал младенца сильному стрессу, и вполне вероятно, что страх младенца перед пушистыми вещами продолжался после эксперимента.
До кондиционирования: ребенок, изображенный Джоном Ватсоном, видит белую крысу и сразу же проявляет интерес к грызуну
На этой иллюстрации показано, как ребенку показывают маску Санта-Клауса после кондиционирования и сразу же отворачивают от нее
Тем не менее Кадры показывают то, что остается одним из самых влиятельных психологических исследований начала двадцатого века, которое никогда не будет забыто за его жестокие методы.
Эксперимент похож на начальную сцену в романе Олдоса Хаксли «Дивный новый мир», в котором дети из бедных семей не любят книги.
Неясно, оказал ли на Хаксли прямое влияние эксперимент Маленького Альберта, который произошел чуть более чем через десять лет после публикации книги.
10 известных психологических экспериментов, которые не могут произойти сегодня
В настоящее время Американская психологическая ассоциация разработала Кодекс поведения, когда речь идет об этике психологических экспериментов.Экспериментаторы должны придерживаться различных правил, касающихся всего, от конфиденциальности до согласия и всеобщей благотворительности. Существуют контрольные комиссии для обеспечения соблюдения этих этических норм. Но стандарты не всегда были такими строгими, и именно так появились некоторые из самых известных исследований в области психологии.
1. Эксперимент Маленького Альберта
В Университете Джонса Хопкинса в 1920 году Джон Б. Уотсон провел исследование классического обусловливания — явления, при котором условный раздражитель сочетается с безусловным раздражителем до тех пор, пока они не приведут к одинаковому результату.Этот тип обусловливания может вызвать у человека или животного реакцию на объект или звук, которые ранее были нейтральными. Классическая обусловленность обычно ассоциируется с Иваном Павловым, который звонил в колокольчик каждый раз, когда кормил свою собаку, до тех пор, пока один звук колокольчика не вызвал у его собаки слюноотделение.
Уотсон проверил классическое кондиционирование на 9-месячном ребенке, которого он назвал Альбертом Б. Мальчик начал эксперимент с любви к животным, особенно к белой крысе. Ватсон начал сочетать присутствие крысы с громким звуком удара молотка по металлу.Альберт начал бояться белой крысы, а также большинства животных и пушистых объектов. Сегодня эксперимент считается особенно неэтичным, потому что Альберт никогда не терял чувствительности к фобиям, которые Ватсон создавал в нем. (Ребенок умер от несвязанной болезни в возрасте 6 лет, поэтому врачи не смогли определить, сохранятся ли его фобии до взрослого возраста.)
2. Эксперименты на соответствие Asch
Соломон Аш проверил соответствие в Свортмор-колледже в 1951 году, поместив участника в группу людей, задача которых заключалась в согласовании длины строк.Ожидалось, что каждый человек объявит, какая из трех линий ближе всего по длине к контрольной линии. Но участника поместили в группу актеров, которым всем было предложено дважды дать правильный ответ, а затем переключиться на каждого, говорящего один и тот же неправильный ответ. Аш хотел посмотреть, согласится ли участник и начнет ли он давать неправильный ответ, зная, что в противном случае он был бы единственным исключением.
Тридцать семь из 50 участников согласились с неверной группой, несмотря на вещественные доказательства обратного.Аш использовал обман в своем эксперименте без получения информированного согласия участников, поэтому его исследование не могло быть воспроизведено сегодня.
3. Эффект свидетеля
Некоторые психологические эксперименты, которые были разработаны для проверки эффекта свидетеля, по сегодняшним стандартам считаются неэтичными. В 1968 году Джон Дарли и Бибб Латане заинтересовались свидетелями преступлений, которые не предпринимали никаких действий. Их особенно заинтриговало убийство Китти Дженовезе, молодой женщины, чье убийство были свидетелями многих, но до сих пор не были предотвращены.
Пара провела исследование в Колумбийском университете, в котором они давали участнику опрос и оставляли его одного в комнате для заполнения бумаги. Безвредный дым начнет просачиваться в комнату через короткое время. Исследование показало, что одиночный участник намного быстрее сообщил о дыме, чем участники, у которых был такой же опыт, но которые были в группе.
Исследования становились все более неэтичными, подвергая участников риску психологического вреда.Дарли и Латане проиграли запись актера, который притворялся, что у него припадок, в наушниках человека, который считал, что слушает реальную неотложную медицинскую помощь, которая происходила в коридоре. Опять же, участники намного быстрее реагировали, когда думали, что они единственный человек, который может услышать приступ.
4. Эксперимент Милгрэма
Психолог из Йельского университета Стэнли Милгрэм надеялся понять, как много людей приехали участвовать в жестоких актах Холокоста.Он предположил, что люди обычно склонны подчиняться авторитетным фигурам, задавая вопрос: «Может ли быть, что Эйхман и его миллион сообщников в Холокосте просто следовали приказам? Можем ли мы назвать их всех сообщниками? » В 1961 году он начал проводить эксперименты по послушанию.
У участников сложилось впечатление, что они участвовали в исследовании памяти. В каждом испытании была пара, разделенная на «учителя» и «ученика», но один человек был актером, поэтому только один был настоящим участником.Рисунок был скомпонован таким образом, что участник всегда играл роль «учителя». Двое были переведены в отдельные комнаты, и «учитель» получил инструкции. Он или она нажимали кнопку, чтобы шокировать «ученика» каждый раз, когда давался неправильный ответ. Эти разряды будут увеличивать напряжение каждый раз. В конце концов, актер начинал жаловаться, а затем отчаянно кричал. Милграм узнал, что большинство участников следовали приказам продолжать наносить удары током, несмотря на явный дискомфорт «ученика».”
Если бы электрические разряды существовали и были на уровне напряжения, на котором они были обозначены, большинство из них фактически убило бы «ученика» в соседней комнате. Раскрытие этого факта участнику после завершения исследования было бы наглядным примером психологического вреда.
5. Эксперименты на обезьянах Харлоу
В 1950-х годах Гарри Харлоу из Висконсинского университета проверял зависимость младенцев, используя в своих экспериментах макак-резусов, а не человеческих младенцев. Обезьяна была удалена от ее настоящей матери, а вместо нее были поставлены две «матери»: одна из ткани, а другая из проволоки.Ткань «мать» служила только для успокаивающего ощущения, тогда как проволочная «мать» кормила обезьяну через бутылку. Обезьяна проводила большую часть дня рядом с тканевой «матерью» и только около часа в день рядом с проволочной «матерью», несмотря на связь между проволочной моделью и пищей.
Харлоу также использовал запугивание, чтобы доказать, что обезьяна считает ткань «мать» лучше. Он пугал младенцев и смотрел, как обезьяна бежит к модели из ткани. Харлоу также проводил эксперименты, в которых обезьяны изолировали от других обезьян, чтобы показать, что те, кто не научился быть частью группы в молодом возрасте, не смогли ассимилироваться и спариваться, когда стали старше.Эксперименты Харлоу прекратились в 1985 году из-за правил АПА против жестокого обращения с животными, а также с людьми. Однако заведующий кафедрой психиатрии Нед Х. Калин, доктор медицины Школы медицины и общественного здравоохранения Университета Висконсина, недавно начал аналогичные эксперименты, которые включают изоляцию детенышей обезьян и воздействие на них пугающих раздражителей. Он надеется найти данные о тревожности людей, но встречает сопротивление со стороны организаций по защите животных и широкой общественности.
6.Приученная беспомощность
Этика экспериментов Мартина Селигмана по изучению беспомощности сегодня также будет поставлена под сомнение из-за плохого обращения с животными. В 1965 году Селигман и его команда использовали собак в качестве испытуемых, чтобы проверить, как можно воспринимать контроль. Группа помещала собаку на одну сторону коробки, которая была разделена пополам невысоким барьером. Затем они вводили шок, которого можно было избежать, если собака перепрыгивала через барьер на другую половину. Собаки быстро научились предохраняться от шока.
Группа Селигмана затем запряла группу собак и произвольно применяла электрошок, который был совершенно неизбежен. На следующий день этих собак поместили в бокс со шлагбаумом. Несмотря на новые обстоятельства, которые позволили бы им избежать болезненных потрясений, эти собаки даже не пытались перепрыгнуть через барьер; они только плакали и совсем не прыгали, демонстрируя наученную беспомощность.
7. Эксперимент в пещере грабителей
Музафер Шериф провел эксперимент в пещере разбойников летом 1954 года, проверяя групповую динамику перед лицом конфликта.Группу мальчиков-подростков привезли в летний лагерь, но они не знали, что консультанты на самом деле были психологами. Мальчиков разделили на две группы, которые держали очень отдельно. Группы контактировали друг с другом только тогда, когда участвовали в спортивных мероприятиях или других мероприятиях.
Экспериментаторы организовали усиление напряженности между двумя группами, в частности, поддерживая близкие по очкам соревнования. Затем Шериф создал проблемы, такие как нехватка воды, что потребовало от обеих команд объединиться и работать вместе для достижения цели.После нескольких из них группы стали полностью неразделенными и дружными.
Хотя эксперимент кажется простым и, возможно, безобидным, сегодня он все равно считается неэтичным, поскольку Шериф использовал обман, поскольку мальчики не знали, что они участвуют в психологическом эксперименте. Шериф также не получил информированного согласия участников.
8. Исследование монстров
В Университете Айовы в 1939 году Венделл Джонсон и его команда надеялись обнаружить причину заикания, пытаясь превратить сирот в заикающихся.Было 22 молодых человека, 12 из которых не заикались. Половина группы испытала положительное обучение, тогда как другая группа имела дело с отрицательным подкреплением. Учителя постоянно говорили последней группе, что у них заикание. В конце эксперимента никто из обеих групп не стал заикаться, но у тех, кто подвергся негативному лечению, действительно развились многие проблемы с самооценкой, которые часто проявляются у заикающихся. Возможно, интерес Джонсона к этому явлению был связан с его собственным заиканием в детстве, но это исследование никогда не прошло бы с современной наблюдательной комиссией.
Репутация Джонсона как неэтичного психолога не побудила Университет Айовы исключить его имя из своей Клиники речи и слуха.
9. Голубоглазые против кареглазых студентов
Джейн Эллиотт не была психологом, но в 1968 году она разработала одно из самых спорных упражнений, разделив студентов на группу с голубыми глазами и группу с кареглазыми. Эллиот была учительницей начальной школы в Айове, которая пыталась дать своим ученикам практический опыт дискриминации на следующий день после выступления Мартина Лютера Кинга-младшего.был застрелен, но это упражнение до сих пор имеет значение для психологии. Это знаменитое упражнение даже превратило карьеру Эллиотта в тренировку разнообразия.
После разделения класса на группы Эллиотт цитировал фальшивые научные исследования, утверждая, что одна группа превосходит другую. В течение дня к группе относились как к таковой. Эллиотт узнал, что всего за день «высшая» группа стала более жестокой, а «низшая» группа стала более незащищенной.Затем группы голубоглазых и кареглазых поменялись местами, так что все ученики перенесли одни и те же предрассудки.
УпражнениеЭллиотт (которое она повторила в 1969 и 1970 годах) вызвало много негативной реакции общественности, и, вероятно, поэтому сегодня оно не будет воспроизведено в психологическом эксперименте или классе. Основные этические проблемы связаны с обманом и согласием, хотя некоторые из первоначальных участников по-прежнему считают эксперимент изменяющим их жизнь.
10. Тюремный эксперимент в Стэнфорде
В 1971 году Филип Зимбардо из Стэнфордского университета провел свой знаменитый тюремный эксперимент, целью которого было изучить групповое поведение и важность ролей.Зимбардо и его команда выбрали группу из 24 студентов мужского пола, которых считали «здоровыми» как физически, так и психологически. Мужчины подписались на участие в «психологическом исследовании тюремной жизни», которое будет платить им 15 долларов в день. Половина была назначена наугад для заключенных, а другая половина — для тюремной охраны. Эксперимент разыгрывался в подвале психологического факультета Стэнфордского университета, где команда Зимбардо создала импровизированную тюрьму. Экспериментаторы приложили немало усилий, чтобы создать для заключенных реалистичный опыт, включая фиктивные аресты в домах участников.
Заключенным дали довольно стандартное представление о тюремной жизни, которое включало в себя дезинформирование и присвоение смущающей формы. Охранникам были даны расплывчатые инструкции, что они никогда не должны прибегать к насилию с заключенными, но должны сохранять контроль. Первый день прошел без происшествий, но на второй день заключенные взбунтовались, забаррикадировавшись в своих камерах и не обращая внимания на охрану. Такое поведение шокировало охранников и предположительно привело к последующему психологическому насилию.Охранники начали разделять «хороших» и «плохих» заключенных и назначили наказания, включая отжимания, одиночное заключение и публичное унижение непокорных заключенных.
Зимбардо объяснил: «Всего за несколько дней наши охранники стали садистами, а наши заключенные впали в депрессию и проявляли признаки сильного стресса». Двое заключенных выбыли из эксперимента; в конце концов один стал психологом и консультантом по тюрьмам. Изначально предполагалось, что эксперимент продлится две недели, но он закончился рано, когда будущая жена Зимбардо, психолог Кристина Маслах, посетила эксперимент на пятый день и сказала ему: «Я думаю, это ужасно, что вы делаете с этими мальчиками.