Векторы развития личности – Пожалуйста, пройдите тест капчей

Содержание

Системно-векторная психология: типы личности людей

Фото 1780В течение жизни каждый человек пытается узнать себя лучше, развить скрытые особенности, разобраться с тем, почему изменяется мнение, привычки, принципы, поведение. Тест на психологические векторы помогает людям увидеть их уникальные способности. После проведения тестирования, получения результатов человеку становится интереснее жить, двигаться к намеченной цели.

Суть и идеи направления

Системно-векторная психология — новое направление, которое появилось относительно недавно. Его основоположниками были — В. Толкачев, Ю. Бурлан. Это направление строится на трудах Зигмунда Фрейда и других известных психологов.

Суть системно-векторной психологии заключается в том, чтобы выявить уникальные особенности людей. На протяжении жизни, человека окружают страдания, удовольствия. Приятные моменты он пытается приумножить, негативные сократить. Человек с детства изучает и анализирует поведение других людей, желая определить в чем они похожи. Схожие черты характера найти легко, но все люди разные и каждый из индивидов имеет уникальные способности, которые проявляются в разговоре, поведении, привычках.

Системно-векторная психология позволяет понять поступки окружающих, разобраться с собственной уникальностью.

Зарождение и развитие науки

Основой появления системно-векторной науки является теория психоаналитики Зигмунда Фрейда. Согласно мнению ученого, в течение жизни человек получает удовольствие с помощью нескольких зон — фаллической, анальной, оральной. Изучив теорию Фрейда, Бурлан выделил ряд похожих зон, которые отвечают за получение удовольствия. Он назвал их векторами.

Существует еще одна работа, которая повлияла на развитие системно-векторной психологии, — тест восьми влечений. Она была написана 1939 году венгерским психоаналитиком Л. Сонди. На основе теста восьми влечений появилась методика, которая известна многим современным психологам, как метод портретных выборов.

Сферы применения

Тест в системно-векторной психологии проводится, если человек хочет узнать свои способности и определить направление для развития. Иногда человек теряет интерес к жизни, поскольку не знает к чему стремиться. Из-за этого человек погружается в депрессию, перестает замечать радостные моменты, упускает возможности. После проведения тестирования, можно увидеть свои сильные стороны, начать получать удовольствие от мелочей.

Квартели развития личности

В зависимости от поведения людей, было выделено 8 групп (векторов. Каждому вектору присущи свои черты характера:

Фото 1776

  1. Звуковой — замкнутость, молчаливость, эксцентричность. У таких людей материальные потребности находятся на втором плане, уступая место духовным ценностям. К этой группе относятся интроверты, которые пытаются изолировать себя от социума, стараются больше находится в одиночестве, развивать собственные таланты.
  2. Кожный — экономичность, дисциплинированность, строгость. Такие люди легко адаптируются в любых ситуациях, но при этом остаются скрытными, безэмоциональными.
  3. Зрительный — хорошая обучаемость, наблюдательность. Из-за высокой эмоциональности у людей часто возникают фобии.
  4. Анальный — любовь к чтению, постоянству в разных сферах жизни. Такие люди часто используют уменьшительно-ласкательные слова.
  5. Обонятельный — к этой группе относятся личности, которые имеют повышенную чувствительность к любым запахам. Отличаются необыкновенной интуицией. Часто проявляется тяга к чему-то неизвестному, тайнам, сплетням, интригам.
  6. Мышечный – приспосабливаемость к любой ситуации. Такие люди часто следуют за толпой, угнетая собственные интересы, принципы.
  7. Оральный — болтливость. Такие люди любят лгать, требуют повышенного внимания со стороны окружающих. Часто становятся лидерами, поскольку умеют убеждать других людей.
  8. Уретральный — к этому типу относятся экстраверты, которые отличаются от остальных нерациональным мышлением, способностью находить выход из любых ситуаций. Справедливы в своих суждениях, действиях. Большинство людей считаются многовекторными.

Характеристики векторов

У каждого из векторов есть определенные характеристики, которые нужно изучить до проведения тестирования.

Мышечный:

Фото 1753

  1. При воспитании детей с таким вектором необходимо делать упор на развитие трудолюбия, хвалить за помощь другим людям, прививать любовь к занятиям спортом.
  2. Умственная активность активизируется на максимум только во время рабочего процесса.
  3. В прошлом люди с таким вектором были охотниками, воинами.
  4. Лучшие профессии для выбора — строители, слесари, плотники, столяры, сталевары.
  5. В пубертатный период такие люди часто попадают в плохие компании.

Уретральный:

  1. Часто жертвуют собой во благо окружающих.
  2. Легко продвигаются по карьерной лестнице. Занимают руководящие должности.
  3. У индивидов развито тактическое мышление.
  4. Не умеют подчиняться, признавать авторитетов.
  5. В прошлом это бесстрашные вожди или командиры.
  6. Дети начинают испытывать повышенную ответственность в раннем возрасте.

Звуковой:

  1. Такие дети считаются чудаковатыми.
  2. Днем сонные, активность проявляется по ночам.
  3. При воспитании ребенка со звуковым вектором на него нельзя повышать голос.
  4. Всю жизнь ищут себя, отдают больше внимания духовным ценностям, не материальным ценностям.
  5. Слышат больше чем другие.
  6. Часто сталкиваются с депрессиями из-за непонимания окружающего мира, своей роли в нем.
  7. Профессии — переводчики, поэты, музыканты, философы, астрономы.

Оральный:

Фото 1767

  1. Дети с таким вектором очень разговорчивы.
  2. Любят фантазировать, быть в центре внимания.
  3. В прошлом такие люди были глашатаями, шутами.
  4. Часто лгут, распускают противоречивые слухи.
  5. Им постоянно нужна аудитория, в компаниях занимают главное место.
  6. Умеют веселить окружающих, энергичны.
  7. Часто не следят за своими словами.
  8. Профессии — ораторы, актеры, артисты, лекторы.

Зрительный:

  1. С рождения боятся смерти.
  2. Эмоциональны, впечатлительны. В детстве таких людей нельзя запугивать. Это может привести к развитию фобий, психологических отклонений.
  3. Любят красивые вещи, предметы.
  4. Тщательно следят за своей внешностью.
  5. Могут привлекать к себе внимание ссорами, истериками.
  6. Добрые натуры, часто становятся вегетарианцами.
  7. Профессии — преподаватели, психологи, врачи, люди искусства.

Кожный:

  1. Активные натуры, которые должны постоянно находиться в движении.
  2. Дети часто генеративные.
  3. Высокая пластичность тела.
  4. С рождения тянутся к занятиям спортом.
  5. Легко справляются со сложностями, привыкают к переменам.
  6. Им нужно найти свое направление в жизни.
  7. Любят дисциплину.
  8. Стремятся быть лидерами.
  9. Активно участвуют в развитии общества.
  10. Профессии — спортсмены, военные, бизнесмены, торговцы.

Анальный:

Фото 1768

  1. Становятся честными друзьями, никогда не предают.
  2. Медлительные с рождения. Спокойные, послушные.
  3. После определения собственной сферы деятельности становятся первоклассными специалистами.
  4. В любом деле стремятся к идеалу.
  5. Перфекционисты, консерваторы.
  6. Профессии — ученые, учителя.

Обонятельный:

  1. Придираются к еде, одежде.
  2. Имеют слабое тело.
  3. Брезгливы с детства.
  4. Не любят заводить новые знакомства, откровенничать.
  5. По натуре меланхолики.
  6. Имеют развитую интуицию.
  7. Умеют читать чувства других людей, улавливают мысли.
  8. Профессии — советники, финансисты, политики, экономисты.

Характеристики могут комбинироваться, зависимо от индивидуальных особенностей каждого человека.

Описание опроса

Существует несколько вариантов тестирования, для определения собственного вектора. Нужно рассмотреть один из популярных видов. Тест на определение векторов в психологии состоит из 80 вопросов, на которые можно ответить по десятибалльной шкале. Список примерных вопросов:

  1. Я трудолюбивый человек?
  2. Мне нравится, когда решения за меня принимает кто-то другой?
  3. Новые идеи рождаются только во время творческого беспорядка?
  4. Не люблю доверять людям?
  5. Мои привычки остаются неизменными на протяжении жизни?
  6. Люблю экспериментировать в отношениях, дружбе?
  7. Мечтаю о любви, достижении духовного спокойствия?
  8. Люблю читать исторические книги?
  9. Придерживаюсь режима дня?
  10. Долго выбираю товары в магазине?

Системно-векторная психология как отдельная наука появилась совсем недавно. Она основана на учениях Зигмунда Фрейда, представляет собой 8 векторов, каждый из которых по-разному описывает людей. Цель этой науки заключается в том, чтобы помочь человеку найти себя в жизни, научиться получать удовольствие.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете, что такое системно-векторная психология и как определить свои вектора.

mystroimmir.ru

Системно-векторная психология :: Единый Типологический Проект

Автор обзора: 4X_Pro

Положение в классификации: статическая неструктурированная типология норм без интертипных отношений, содержит 8 независимых векторов.

Логические уровни: условный рабочий уровень — 5 (идентичность), однако в целом типология затрагивает все уровни.

Системно-векторная психология создана Ю. Бурланом и В. Толкачевым. По их утверждению, типология является развитием идей Фрейда, который описал в свое время два центра получения удовольствия человеком — оральный и анальный, связав их с определенными этапами развития личности. Ю. Бурлан и В. Толкачев выделили еще 6 центров получения удовольствия, а так же предположили, что стремления и потребности, связанные с ними, проявляются не на отдельных периодах развития, а остаются у человека в течение всей жизни, но при этом могут различаться способы реализации этих потребностей. Таким образом, было выделено восемь независимых центров получения удовольствия, названных психологическими векторами.

Наличие вектора означает, что у человека есть стремление, потребность в реализации себя в видах деятельности, так или иначе связанных с определенным центром получения удовольствия. При этом способы реализации конкретного вектора могут быть весьма разнообразными и, по мнению авторов, закладываются до достижения индивидом возраста полового созревания, а наличие или отсутствие конкретных знаний и умений, необходимых для того или иного способа реализации, выходит за рамки рассмотрения данной типологии. Возможны так же ситуации нереализованности вектора, когда потребности по нему имеются, а возможности их реализовать нет, что может приводить к депрессии и ощущению неудовлетворенности. Тип человека определяется тем, какие вектора имеются у него в наличии (обозначается простым перечислением векторов). Количество имеющихся векторов может быть различным: от одного до всех восьми, на практике чаще всего в наличии бывает 2-4 вектора.

В системно-векторной психологии для каждого из векторов описаны особенности поведения и мотивации обладающего им человека, типичные особенности внешности, а так же архетипический образ роли данного вектора в первобытном обществе (что и дает возможность говорить о проявлениях типологии на 5 логическом уровне). Дадим краткое описание этих векторов:

  1. Мышечный. Ключевая задача: монотонная физическая работа для поступательного движения к цели. Видовая роль: рядовой охотник или собиратель. Возможные недостатки: отсутствие мотивации на усовершенствование труда.
  2. Кожный. Ключевая задача: отделение своего пространства от внешнего мира, сохранение и накопление ресурсов. Видовая роль: командир группы охотников. Возможные недостатки: излишний контроль за ситуацией, скупость.
  3. Анальный. Ключевая задача: накопление, сохранение и передача информации. Видовая роль: «тыловик», занимающийся воспитанием следующего поколения, а так же охраной и допросом пленных. Возможные недостатки: излишний консерватизм, жестокость.
  4. Уретральный. Ключевая задача: увлечь и повести за собой людей. Видовая роль: вождь. Возможные недостатки: неумение «смотреть назад» — вывлять сделанные ошибки, понимать их причины и корректировать курс.
  5. Оральный. Ключевая задача: распространение информации. Видовая роль: глашатай. Возможные недостатки: неумение хранить секреты.
  6. Зрительный. Ключевая задача: умение наблюдать окружающий мир, видеть красоту в нем, охрана жизни как таковой. Видовая роль: дневной охранник стаи. Возможные недостатки: неумение постоять за себя, неприспособленность к самостоятельному выживанию.
  7. Звуковой. Ключевая задача: сбор скрытой информации в мире. Видовая роль: ночной охранник стаи. Возможные недостатки: излишняя устремленность в себя, оторванность от действительности.
  8. Обонятельный. Ключевая задача: выявление потенциальных опасностей прежде чем они станут реальными. Видовая роль: шаман. Возможные недостатки: излишняя подозрительность, недоверие к окружающим.

Уретральный, звуковой и обонятельный вектор — доминирующие, т.е.  при наличии у человека они проявляются так, что не могут быть перекрыты проявлениями других векторов или ограничениями, связанными с воспитанием или общественными установками.

Способы типирования: по мнению авторов, каждый должен определять свой тип самостоятельно по описаниям.

Практическое применение: главная область применения — самопознание, лучшее понимание своих способностей и потребностей. Так же может использоваться для профессиональной ориентации (выбор профессии, связанной со стимуляцией соответствующих центров удовольствия) и для психологического консультирования (в том числе детского и семейного).

Первоисточники

  • YBURLAN.RU — сайт Ю. Бурлана Внимание: на форуме крайне нетерпимое отношение к людям, высказывающих мнение, не совпадающее с официальной позицией портала. В связи с этим рекомендуем изучать типологию самостоятельно, по источникам в открытом доступе, и не забывать о критическом мышлении.
  • Подробные описания всех векторов

Обсуждение

typologies.ru

Что такое Системно-векторная психология? Системно-векторная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Издавна человечество мечтало о целостном своде психологического знания, могущем объединить под своей эгидой различные представления о глубинных, стержневых задатках типов личности. Системно-векторная психология стала тем самым прорывом в науке о homo sapiens, который предоставил нам возможность для того, чтобы понять и осознать вещи, о которых молчит бессознательное.

История метода

Истоки системно-векторной психологии лежат в психоаналитической теории З. Фрейда, постулировавшего в своё время тезис о том, что тип личности детерминирует зона, при помощи которой человек получает удовольствие от окружающего мира — оральная, анальная, или же фаллическая. Впоследствии Ю. Бурлану удалось выделить ещё несколько подобных зон, получивших впоследствии название психологических векторов.

Свою малую лепту в копилку системно-векторной психологии стала опубликованная ещё в 1939 году работа венгерского психоаналитика Л. Сонди "Тест восьми влечений". На её базе впоследствии была создана методика, известная нашему соотечественнику под названием "Метод портретных выборов". Данная методика, апеллирующая к различным характерологическим типам, явилась ещё одним краеугольным камнем в здании данной концепции.

На базе вышеописанных теорий Ю. Бурлан и В. Толкачёв смогли создать выверенную и математически точную психологическую систему, описывающую совокупность человеческих отношений в контексте структурной типологии и помогающую уяснить различные причинно-следственные связи относительно мотивов поведения тех или иных людей.

Вектор влечения

По мнению адептов системно-векторной психологии, у личности существует несколько векторов (кожный, мышечный, анальный и так далее), общее число которых доходит до восьми. Каждому из данных векторов соответствует конкретная видовая роль — они представляют собой заданные функционально-смысловые ниши, определяющие наши базовые, фундаментальные желания. Ввиду этого мотивы существования различных личностей имеют тенденцию к тому, чтобы радикально различаться.

Так, к примеру, рядового охотника и бойца характеризует мышечный вектор, так как его повседневной деятельностью является физическая работа. Напротив, глашатая или оратора, в связи с тем, что его повседневной деятельностью является вещание, определяет оральный вектор. Принципиально важно, что если личность стремимся занять общественную позицию, не соответствующую её вектору, то закономерным итогом становится диссонанс, могущий привести к различным психологическим травмам.

Всё тип-топ

Примечательно, что данная классификация отнюдь не идёт вразрез с тезисами академической психологии. Так, можно провести очевидные параллели между анальным вектором и эпилептоидной акцентуацией характера, зрительным — и истероидной. Системно-векторная психология представляет собой венец достижений предшествующего научного знания — поэтому в её тезисах читается наследие классики психологии.

Так или иначе, на сегодняшний день животворный источник, могущей избавить личность от психологических проблем и травм, кроется в нахождении и принятии своего вектора, определяемого конкретной эрогенной зоной. А также в осмыслении то, каким образом живущий внутри нашего современника первобытный человек ориентируется в современном мире, какие тайные желания бродят в его бессознательном и волнуют его душу.

Благо, системно-векторная психология может быть применена в самых различных сферах — начиная от профессиональной ориентации, и заканчивая психологическим консультированием. Ведь, вне зависимости от того, в какой области жаждет раскрыться человек, прежде всего, он хочет получить ответ на вопрос о том, кто он такой, и в чём состоит смысл его отдельно взятой жизни.

Спасибо, за интерес к теме "что такое Системно-векторная психология"!

samopoznanie.ru

Психология личности: векторы реализации принципа наслаждения | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Научная статья на базе Cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана напечатана в сборнике трудов VII Международной заочной научно-практической конференции "Научная дискуссия: вопросы психологии и педагогики".

0 6483 18 Февраля 2013 в 00:26

Автор публикации: Авторы: В. Б. ОЧИРОВА, психолог, Лидия ГОЛДОБИНА, кандидат философских наук, преподаватель вуза.

 

Научная статья на базе Cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана напечатана в сборнике трудов VII Международной заочной научно-практической конференции

НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ: ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Конференция проходила в г.Москва 21 ноября 2012 г.

 

Представляем текст статьи, вошедшей в сборник (ISSN 978-5-905945-75-5):

 

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ВЕКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАСЛАЖДЕНИЯ

Принцип удовольствия не утратил своего значения со времени основания классического психоанализа. Счастье – цель жизни любого индивида, только понятие счастья у всех людей разное. Особое место наслаждение как ведущий импульс, задающий жизненные сценарии, занимает в психоанализе и вышедших из него направлениях. Генезис этого импульса связан с либидо. В данном случае либидо понимается достаточно широко, как «влечение к жизни» или «психическая энергия». Именно либидо побуждает человека к активности любого рода – как к простой бытовой деятельности, так и к сложным формам совместной деятельности в коллективах разного уровня организации.

Системно-векторная психология, созданная в ее современном виде Юрием Бурланом, раскрывает природу бессознательного через 8-мерные категории системного мышления. Системно анализируются все проявления в индивидуальном и коллективном бессознательном и рассматриваются в «развертке», основанной на постулате Ганзена.
Системно-векторная психология дает объемное и системное объяснение феномену того, что природная (естественная) энергия психики человека постоянно взаимодействует с возникшей позднее культурной надстройкой, влияя на развитие человеческого общества. Это объяснение складывается, в итоге, в единую картину, которая позволяет выделить определенные тенденции дальнейшего продвижения в мировом историческом процессе.

Важнейший концепт системно-векторного психоанализа - эрогенная зона - понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом. Системно-векторная психология Юрия Бурлана рассматривает эрогенные зоны в контексте системных векторов - «каналов» реализации принципа наслаждения и связывает их с направленностью индивидуального внутреннего психического. Понятие «эрогенная зона» тесно взаимосвязано не только с либидо в его первичном значении, но и с системным пониманием реализации такого основного принципа существования человека, как принцип наслаждения. То, как человек «проживает» свою жизнь, ее качество непосредственно определяется его врожденными желаниями и присущими ему специфическими свойствам. Именно это и обуславливает индивидуальный жизненный сценарий. А вкупе все описанные факторы объединяются в понятие «вектор». Векторная система устанавливает средства и методы взаимодействия человека с окружающей его средой: стремление реализоваться соответственно желаниям заставляет человека корреллировать принцип наслаждения с принципом реальности.

Зигмунд Фрейд в своих работах частично описал некоторые связи между характером человека и спецификой, типичной для эрогенного зонирования его тела. Австрийский психоаналитик показал, что такие, например, психологические свойства, как аккуратность, чистоплотность, правильность, присущи людям с выраженной акцентуацией определенной эрогенной зоны. Фрейд также оставил фрагментарные заметки всего лишь с небольшим намеком на другие возможные акцентуации. Процесс сублимации, открытый Фрейдом, а именно, превращение энергии либидо в энергию творческую, продуктивную в социальном плане – дополнен и расширен в новом системном направлении.

Юрий Бурлан в системно-векторной психологии разрабатывает учение о восьмимерной природе бессознательного. Обнаружена четкая связь между наблюдаемыми в теле человека 8 эрогенными зонами с качественными особенностями характера, и также с мироощущением человека, а в итоге, его состоявшимся жизненным сценарием. Эта совокупная связь получила название «вектор» - общая сумма врождённых качеств, способностей, влечений, которые определяют способы мышления человека, его ценностные ориентации и пути его движения по жизни. Принцип наслаждения впервые продифференцирован по восьми векторам его реализации, по два вектора на каждую квартель системной матрицы. Каким образом векторы сочетаются между собой, каково их текущее состояние, - все это складывается в достоверную и четкую матрицу-структуру бессознательного, и именно от нее зависит, в позитивном либо в негативном направлении складывается жизненный сценарий.

Психологию человека невозможно осмыслить, не понимая феномен бессознательного, так как именно в нем заложены врожденные желания, формирующие соответствующие поведенческие программы. Ценностные установки, способы мышления и поведения, влечения, способности, возможности, особенности психических свойств – все это интегрируется через призму системных векторов, свойственных каждому индивиду от рождения. Исследуя природу человека, системно-векторная психология опирается на то, что желания человека дифференцируются соответственно присущим ему векторам.

Базисная специфика системных векторов раскрывает особенности эротизма и сексуальности конкретного человека. Так как именно особенности сферы бессознательного могут объяснить типы и интенсивность сексуального влечения, форму, в которой оно реализуется, предпочтения при выборе объекта сексуальных желаний и фантазий, этим же обуславливаются и вероятность сексуальных фрустраций. Системно-векторная психология впервые в истории психологии дифференцирует типы сексуальности, различая внутренние желания человека, заключенные в его бессознательном. При этом с одной стороны, появляется возможность для объективного и точного понимания причин возникновения перверзивных явлений и способы их профилактики, а с другой, человек получает способность видеть - какими методами и средствами можно позитивно реализовать свои влечения, сублимировать их приемлемым в современном социуме способом.

Одно из базовых положений системно-векторной психологии – «наслаждение задано, но не обеспечено». Человеку от природы изначально задано все, что необходимо для полноценной реализации своих желаний: способности, качества, свойства. Но их наличие само по себе не обеспечивает получение человеком необходимого ему наслаждения. Это возможно лишь при соответствующем развитии данных свойств, которое само по себе, автоматически не обеспечено. Такое развитие во многом зависит от общего состояния социума, от конкретного окружения, в котором происходит формирование человека как личности. В процессе развития заданных ему качеств человек в результате получает знания, умения и навыки, которые может использовать как инструменты для наполнения своих желаний, в котором и заключается особое для каждого наслаждение. При этом осваиваемые способы могут быть как вполне адекватны миру, в котором он живет – позитивный сценарий, так и отличаться от принятого образа жизни довольно резко – в случае неразвитых, нереализованных природных свойств, которые в крайнем негативном случае как бы умножаются на знак «минус» и приносят страдания как индивиду непосредственно, так и нарушения социальных связей с окружающим миром.

Самое величайшее удовольствие мы получаем, взаимодействуя с людьми: только от Другого, живого реального человека, мы можем испытать как неизмеримую, невыразимую радость, так и самые тяжкие страдания. И чаще всего, это происходит с близкими людьми, но и с дальними тоже. Человек живет в обществе, постоянно выстраивая или разрушая отношения в различных группах. Его роль в группе и социуме, его профессиональная ориентация в большей степени задается бессознательными стремлениями человека, которые, в свою очередь, обусловлены его врожденными векторами.

Счастье является единственной целью и для каждого отдельного человека, и для всех людей в любом обществе. Для достижения этой цели всем людям даны желания и возможности действий, которыми можно эти желания воплотить.

Системно-векторная психология определяет восемь условных типов, в соответствии с которыми различаются желания и способы получения наслаждения. Все это, сочетаясь и комбинируясь, складывается в мозаику человеческих характеров и задает своеобразие как ментальности отдельного социума, так и характер эпохи в виде пространственно-временной формации. В системно-векторной психологии дано структурное описание восьми векторов - «слагаемых» на пути к счастью. Применяя данную, каждый человек может раскрыть глубины личного бессознательного и максимально осознать, что способно сделать счастливой его собственную жизнь.

Таким образом, на новый уровень выводится научное знание о психическом человека. Начатое Фрейдом исследование бессознательного выстроено в логичную теорию, где психология личности неразрывно связана с психологией социума. Системно-векторная психология Юрия Бурлана, основываясь на весомом теоретическом и эмпирическом фундаменте, создает объемную картину мира через дифференцирование по восьмимерному базису.

 

Литература

1) Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Системные описания в психологии.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

2) Очирова В.Б. Системно о толерантности. Взгляд через призму культуры и цивилизации. // Методическое пособие по проведению семинаров и игротренингов, направленных на формирование толерантного сознания. / под ред. А.С.Кравцовой, Н.В.Емельяновой; СПб., 2012 .C.109-127.

3) Психология бессознательного.2-е изд.-СПб: Питер, 2004.

4) Фрейд, Зигмунд. Характер и анальная эротика.: в кн.: Психоанализ и учение о характерах. – М.; Пг.: Госиздат, 1923

5) Электронный ресурс: https://www.yburlan.ru/

Автор публикации: Авторы: В. Б. ОЧИРОВА, психолог, Лидия ГОЛДОБИНА, кандидат философских наук, преподаватель вуза.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

www.yburlan.ru

Психология личности, развитие и воспитание личности | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Личность и ее производные упоминаются в быту сплошь и рядом. Мы переходим на личности в запале спора, ратуем о праве личности. И награждаем разнообразными оценочными эпитетами, подчеркивая особенности личности. Но знаем ли мы наверняка, что такое личность?

0 8547 7 Октября 2011 в 11:09

Автор публикации: Оюна Очирова, психолог

Личность и ее производные упоминаются в быту сплошь и рядом. Мы переходим на личности в запале спора, ратуем о праве личности. И награждаем разнообразными оценочными эпитетами, подчеркивая особенности личности. Но знаем ли мы наверняка, что такое личность? Как происходит развитие личности? Какое влияние на личность оказывает процесс социализации? Системная психология личности отвечает на эти и многие другие вопросы.

Интерес к понятию личность наблюдается на протяжении всего онтогенеза человека исторического. Исследование велось способами лабораторными и шаманскими, описание личности производилось на языке искусства и литературы, театра и кино... Еще в Древней Греции Гиппократ изучал человека как личность, обладающую темпераментом. Отдельный большой раздел академической социальной науки так и называется — психология личности.

Отлично помню, как на лекции на факультете психологии профессором было сказано: «Ни одна методика не может изучить поведение личности. И не может сказать точно о направленности личности. Поэтому психологи всегда говорят: предположительно, возможно, видимо». Как прав был и одновременно как глубоко ошибался наш профессор!

Титулованный профессор был прав в том, что досистемные теории по психологии личности грешили приблизительностью, вольными интерпретациями, нечеткостью определений. Несмотря на громоздкие многофакторные тесты, например, Кеттелла (Cattell), Гилфорда (Gilford), отсутствовали методы научного изучения личности. Т.е. когда при одних параметрах на входе исследовательского алгоритма можно прогнозировать результаты на выходе — этот научный критерий никогда не соблюдался в старых, несистемных способах изучения структуры личности.

Истоки развития социальной теории личности связаны с именами Карла Юнга и Айзенка. Юнговские типы личности, экстраверт и интроверт, широко известны. В новейшее время системно-векторный подход заполнил пробелы в юнгианском взгляде на виды личности. Теперь мы знаем, что в каждой из квартелей системных типов личности есть интровертированная внутренняя мера (анальный, мышечный, звуковой, обонятельный векторы) плюс экстравертированная внешняя мера (уретральный, кожный, зрительный и оральный векторы). Юрий Бурлан в нашем веке сделал открытие о внутренней и внешней мерах в каждой векторальной квартели, их значении и соотношении. Это является огромным прорывом в системной психологии личности.

Айзенк ввел понятие фактора в теорию личности. Он взял в качестве отправной точки психотипы личности Юнга. Айзенк обнаружил и описал качества личности, которые он назвал нейротизм и анейротизм. И снова погрешность слишком грубой градации не позволяла точно составлять психологический портрет личности.

Впервые инновационный системно-векторный подход качественно изменил определение психологического портрета, введя четкое масштабирование системных типажей. К примеру, мы знаем, что эмоциональной личностью может быть не только зрительный психотип, но и звуковой, причем абсолютно по-разному. Любой человек, получивший знание даже первого уровня тренинга «Системно-векторная психология», способен дифференцировать эмоциональность разных векторных типажей без многочасовых тестов, то есть разобраться в психологии личности лучше, чем любой профессор психологии. Объясняется это тем, что каждый вектор не пересекается ни с одним из остальных семи векторов по любому свойству из объемного пространства системных координат развития личности.

дифференцирование свойств характера

Психические проблемы личности в основном связаны с непониманием своего собственного «Я», а следствием этого становятся проблемы социализации и адаптации. Системно-векторная психология личности впервые в истории раскрывает, из каких факторов состоит бессознательное каждого отдельного индивида. И как это отдельное личное «Я» через системное осознание переводит корни бессознательных страданий в осознанную радость. Тем самым привносится индивидуальный вклад в развитие Личности восьмимерного целого Человечества.

Родители, специалисты-педагоги получают от системно-векторного подхода практические путеводители по воспитанию личности гармоничной и успешной, в соответствии с природными векторальными задатками, научаясь разбираться в психологии личности быстро и безошибочно. Например, как правильно привить понятие собственности кожному ребенку, помочь ему вырасти лидерской личностью, а не мелким архетипичным вором. Показать психологическую грамотность в обращении со зрительным ребенком, направляя его от природы высокую эмоциональную амплитуду в образование личности, способной к гуманизму и состраданию людям. С помощью системного лоцмана можно преодолеть возрастные кризисы становления личности ребенка и подростка. Преодолеть без сверхстрессов и драматических последствий для психического и соматического здоровья.

путеводитель практической психологии

Новая системно-векторная психологическая парадигма дает практический шанс каждому понять, как осознанное развитие личности помогает жить полной жизнью, реализуя свое предназначение. Развитие личности, по большому счету, и есть развитие в своем индивидуальном, от природы заданном векторном объеме для каждого человека. Поэтому сегодня психология личности необходима всем и каждому.

А что ж с ошибкой нашего университетского профессора? Да, он глубоко ошибался, потому что системные типы личности ему не были знакомы. Только на системно-векторной базе системная психология личности способна точно сказать о направленности психического в человеке. О сценариях поведения человека в паре и в коллективе, о неосознанных мотивах отдельного «эго» и о закономерностях динамики ментального во всей ноосфере.

Корректор: Галина Ржанникова

Автор публикации: Оюна Очирова, психолог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

www.yburlan.ru

Системно-векторная психология | Недостатки | Центр развития

В чем смысл нашей жизни? Что руководит действиями человека и является мотивацией? Почему мы поступаем именно так, а не иначе? На эти вопросы уже не первый год пытается найти ответы классическая психология. Мы узнали о влиянии воспитания на наше дальнейшее развитие и уже знаем, насколько сильно социум может деформировать наши паттерны поведения. Но стоит ли за этим еще что-то, ведь даже в равных условиях общества и воспитания два человека ведут себя совершенно по-разному? 
 
По мнению адептов системно-векторной психологии Юрия Бурлана, люди отличаются между собой довольно сильно от рождения. И отличаются настолько сильно, что уже с первых дней их идеальный жизненный путь предопределен. Осталось только его найти и правильно пройти.

 
 
Что такое векторы в системной психологии? 
 

Системно-векторная психология – наука, которая основывается на гипотезе о том, что мотивацию и действия человека определяют его наиболее чувствительные (эрогенные зоны). На основании превалирования этих зон в чувственном восприятии мира все люди разделены на восемь векторов (типов). 
 
Выделяют восемь таких эрогенных зон, которые влияют на наше поведение:

 

  • Рот
  • Кожа 
  • Уши 
  • Глаза 
  • Анус
  • Уретра (половые органы)
  • Мышцы (пупок)
  • Нос.

 
На основании этих эрогенных зон выделяют и восемь типов людей – восемь векторов в системной психологии. Рассмотрим подробнее краткое описание каждого из них. 

 

системно-векторная психологиясистемно-векторная психология

 

Оральный тип (рот) 

 
Такие люди обладают необычайно чуткими вкусовыми рецепторами. Они предпочитают разнообразную и экзотическую пищу и чаще всего, очень хорошо готовят.  
 
Внешне это часто эксцентричные и несколько полноватые люди, они в большинстве случаев позитивны и общительны. Так как оралам удовольствие доставляет и общение с людьми (тоже тактильные ощущения для рта), они часто бывают душой компании и хорошими мотиваторами для других. 
 
Оралам очень легко работать в сферах, где нужны их ораторские навыки или вкусовые рецепторы. Но они не умеют работать с людьми, так как ввиду особенностей характера несколько эгоцентричны. Они не умеют слушать и часто сосредоточены на себе. 
 

Кожный тип 

 
Люди с кожей повышенной чувствительности очень любят ласку. Но это становится и их проблемой. Если такой человек недополучает ласки в течение дня (а это очень часто случается), он смещает свой вектор на страдания или даже болевые ощущения, от которого у него могут вырабатываться эндорфины. Таких людей часто называют «патологическими страдальцами». По мнению векторной психологии Юрия Бурлана, это просто невроз кожного вектора, такие люди бессознательно ищут постоянных тактильных ощущений, и уже не различают – боль это или ласка. 
 
Но кожный тип вектора – это практичные и экономные люди. Они умеют хорошо распределять ресурсы и бюджет, никогда не славятся излишним транжирством. Такие люди крайне пунктуальны, у них каждый день расписан, они даже без часов отлично чувствуют время. 

 
Звуковой тип 

 
Отличительная черта этих людей – это повышенная активность в ночное время. После полуночи они готовы решать сложные задачи, работать над важными проектами или просто бодрствовать. Такие люди обычно говорят тихо и размеренно, обладают идеальным музыкальным слухом. Из них получаются отличные программисты, композиторы, поэты. Им комфортно работать на должностях со свободным графиком и желательно, поздним подъемом. 
 

Визуальный тип 

 
Такие люди обладают повышенной интуицией и способностью к эмпатии. Они умеют чувствовать и понимать других. От природы у них высокий интеллект и отличная память, они очень талантливы. Говорят, что это отличные теоретики, которые, впрочем, могут остаться обычными «середнячками» из-за того, что просто не знают, как использовать свои знания в жизни. 
 
Такие люди не боятся эмоций и их проявления, они могут выглядеть несколько эксцентрично, но всегда стремятся к прекрасному и гармонии. 
 

Анус  

 
Это прирожденные перфекционисты и педанты. Они идеально подходят к сидячей и кропотливой работе. Это идеальные программисты, бухгалтера и офисные работники. Такие люди очень практичны, они всегда доводят все дела до конца и держат ситуацию под контролем. Их легко узнать по патологичной аккуратности в одежде и прическе. 
 

Уретральный 
 

Это тип настоящего лидера, таких на Земле всего лишь 5% по мнению системно-векторной психологии. Такие люди – экстраверты и лидеры, они легко принимают решения и не боятся перемен. Однако, их может испортить власть. Они редко доводят начатое до конца, но всегда блещут оригинальными идеями. Это настоящие стартаперы, но плохие планировщики и постоянные руководители. 
 

Мышечный 

 
Такие люди легко переносят тяжелый физический труд и отлично работают в команде. Они никогда не будут «перетягивать» одеяло на себя. Это настоящие трудоголики – они очень выносливые и терпеливые. Им сложно сидеть без дела и постоянно заниматься только интеллектуальным трудом. Ранее такие люди были охотниками в племени. 
 

Обонятельный 

 
Таких людей часто называют чудаковатыми. Возможно, это правда. Но они часто становятся источниками уникальных идей и замечают то, что упускают другие. Это отличные креативщики, но ужасные работники «с 9 до 6». Они всегда выглядят немного эксцентрично, их легко отличить от других. Настоящие интроверты и отшельники. 

 
Пока что системно-векторная психология не получила однозначного признания или отторжения среди ученых. Направление относительно молодое. Большой недостаток психологии Ю. Бурлана – слишком резкая систематизация людей без ответвлений и обобщения. Слабо проработаны ситуации, в которых в одном человеке сочетаются сразу несколько векторов.

 

Такая психология с точки зрения практической ценности также серьезно проигрывает тому же Дизайну Человека, где характер и особенности определяются по индивидуальному бодиграфу человека с множеством четких особенностей его личности. Это буквально схема вашего психоэнергетического строения – характер и предназначение. На ее расшифровку влияют десятки параметров, которые повторяются в разных комбинациях на бодиграфе каждого из нас, делая всех людей разными и действительно непохожими друг на друга. 

 

системно-векторная психологиясистемно-векторная психологияЭксперты рекомендуют изучать системно-векторную психологию только описательно и теоретически. Если хотите что-то глубже и действительно полезнее – попробуйте начать с Дизайна человека. Наука более четкая и позволяет дать индивидуальную характеристику врожденным качествам человека. В отличие от системно-векторной психологии, в Дизайне для каждого типа есть идеальная стратегия действия, которая поможет решить проблемы в любой сфере жизни.  Посмотреть Дизайн Человека.. 

 

insoz.ru

Системное видение понятий "развитие" и "реализация" | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Развитие и усложнение нашего психического очевидно. Те задачи, которые были непосильны нашим предкам, нами решаются без особых проблем. Сегодня это видно особенно ярко на примере компьютеров: поколение наших бабушек и дедушек не способно овладеть этой технической новинкой, тогда как наши дети делают это с ходу уже в 5 лет.

23 57596 7 Августа 2011 в 00:55

Автор публикации: Мария Грибова, специалист в области международного права и международных отношений

Каждый человек рождается на свет с определенным набором векторов, свойств, желаний. Два младенца-близнеца, лежащих рядом в колыбельках, уже разные, и это заметно с первого взгляда. Пройдет время, один из них вырастет более уравновешенным и обстоятельным человеком, тогда как другой всегда будет более импульсивным и быстрым в своих действиях. Так задано от рождения.

Мы приходим в этот мир с определенным набором свойств, которые нам предстоит развить и впоследствии реализовать. В этой статье мы подробнее поговорим о понятиях развитости и реализации. Размытые и неопределенные сами по себе, в системно-векторной психологии они обретают четкую форму и наполняются глубоким смыслом.

К вопросу о механизме развития в масштабе человечества

Начнем с понятия «развитие». Уже 50 000 лет человечество развивается, переходя от более простых форм существования к все более сложным. Механизм прост: мы развиваемся и усложняем ландшафт, а ландшафт, в свою очередь, усложняет нас. Что это значит? Обратимся к примеру.

Долгое время для человека огонь был ужасным, неизведанным, стихийным явлением. Но вот однажды человеческая изобретательность позволила ему самому разжечь огонь. Это повлекло за собой массу последствий: теперь человек мог отгонять хищников, готовить еду, продвигаться в те области саванны, которые раньше были слишком холодны для проживания.

Возможность выйти на новые территории породила новые проблемы: нужно было как-то передвигаться на большие расстояния всей стаей, справляться с новыми свирепыми хищниками, которые водились в тех местах, нужно было научиться поддерживать температуру тела не только в пещере костром, но и вне ее.

Оказавшись в новых условиях, сталкиваясь с новыми трудностями, человек вновь был вынужден развиваться, что порождало все новые и новые изменения ландшафта. Постепенно мы выбрались из пещер, перебрались в дома, а потом и в квартиры, стали жить не в деревнях, а в городах и даже мегаполисах, и фраза «изменение ландшафта» приобрела буквальный смысл.

реализация1

Неразрывно связанный с этими изменениями процесс — усложнение нашего психического. Те задачи, которые были непосильны для наших предков, нами решаются без особых проблем. Сегодня это видно особенно ярко на примере компьютеров: поколение наших бабушек и дедушек не способно, за редким исключением, овладеть этой технической новинкой, тогда как наши дети легко справляются с этим уже в пять лет.

Развитие психического означало постепенное изменение роли каждого человека в стае. Если раньше кожный человек из своей природной тяги к экономии шел по саванне и собирал веточки, чтобы вечером вся стая не замерзла без костра, то позже он стал экономить время и силы всей стаи, например, воздвигая мост там, где раньше надо было два дня идти в обход. Кожным людям мы обязаны всеми изобретениями, улучшающими и упрощающими человеческую жизнь, — от каменного топора и колеса до сложнейших механизмов, ежедневно обслуживающих каждый город.

Если раньше главной ролью зрительницы было из своей природной тяги к красоте наблюдать за саванной и при виде леопарда сильно и мгновенно пугаться, давая стае возможность вовремя скрыться, то позже именно она стала создательницей того, что мы называем культурой. Именно благодаря ей так возросла ценность человеческой жизни, возникло искусство, мораль, этика.

Если раньше ролью звукового человека было сидеть по ночам и вслушиваться в тревожные звуки саванны (на случай, если там крадется леопард) и параллельно вслушиваться в самого себя, рождая новые мысли, то позже звуковик стал философом, создателем религий. Звуковые люди стоят у истоков всех идей, которые когда-либо двигали человечеством.

Как мы знаем, человек — существо коллективное. Все вместе люди всех векторов, осознают они это или нет, работают на выполнение двух основных задач человечества: выжить во что бы то ни стало и продолжить себя во времени. С течением времени роль каждого вектора усложняется для того, чтобы наилучшим образом эти задачи выполнить.

Таким образом, становится понятно, что значит «развитие» применительно ко всему человечеству. Теперь подробнее рассмотрим индивидуальное развитие каждого отдельного человека.

Жизнь отдельного человека: развитие и реализация

Ребенок рождается в этом мире абсолютно архетипичным. Это значит, что его вектора, свойства еще абсолютно не развиты и могут выполнять только ту роль, которую они выполняли в первобытной стае. Зрительники могут только пугаться. Оральники — вопить, предупреждая стаю об опасности. Кожники — экономить, делать запасы. 

развитие3

Когда-то эти архетипы были востребованы обществом, были нужны. Сегодня большинство из них не несут полезной нагрузки, а могут быть и запрещены кожным законом либо ограничены зрительной культурой. Так, например, кожный архетип может проявляться как собирательство различного хлама по модели Плюшкина, что выглядит просто нелепо с точки зрения современного общества (сегодняшние угрозы уже совсем другого порядка: от взрыва ядерной бомбы не спасет никакой склад пищевых запасов), либо как воровство, что запрещено законом.

У ребенка есть 12–15 лет жизни, чтобы выйти из архетипа и развиться. Этот период в системно-векторной психологии определяется как период до пубертата и пубертат включительно. Перейдя черту пубертата, человек будет обладать развитыми в большей или меньшей степени врожденными свойствами, его вектора будут развиты, то есть готовы адаптировать ландшафт, на определенном уровне. Дальнейшего развития векторов не происходит. Всю последующую жизнь человек пользуется своими свойствами на том уровне, до которого они уже развиты.

Уровни развития. У каждого вектора есть четыре уровня развития:

  • неживой,

  • растительный,

  • животный,

  • человеческий.

Рассмотрим их на примере зрительного вектора:

На неживом уровне зрительник наслаждается сменой зрительных впечатлений: разные краски в облачках, живописные виды рек и озер, красивые наряды, украшения, макияж и т. п. На этом уровне зрение очень внимательно к внешней атрибутике, всегда заметит, если что-то не так. Вот перед нами девушка, не видящая ничего, кроме красивых кофточек и юбочек, которой дела нет ни до цветов, ни до животных, ни до людей.

На растительном уровне зрительник уже имеет способность сопереживать цветочкам, деревцам, кошечкам и собачкам, всему живому, кроме человека. Нашей девушке уже жалко просто так сорвать цветочек, она кормит всех кошечек в округе или создает общество защиты животных.

На животном уровне зрительник начинает сопереживать людям. Наша девушка уже способна испытывать достаточно глубокое чувство любви, создавать эмоциональную связь с человеком, способна сопереживать людям.

На человеческом уровне у зрительника состояние любви первично, он любит в принципе все, весь мир, начиная от травинки и листиков на деревьях, заканчивая людьми. Наша девушка любит этот мир, радуется каждому новому дню, способна глубоко любить человека, искренне сопереживать происходящему, невероятно добра.

Развитие свойств во всех векторах, кроме обонятельного, идет от неживого уровня к человеческому. При этом более высокий уровень развития включает в себя все, находящиеся ниже, но не наоборот. Так зрительник, развитый до уровня «человек», и кошечку покормит, и цветочек польет, и на облачко полюбуется, но предпочитать всему этому он будет общение с людьми.

Человек устроен по принципу большего наслаждения — мы делаем то, что приносит нам большее наслаждение, а не меньшее: погладить кошку, конечно, приятно, но пообщаться с интересным человеком — наслаждение гораздо большее, и мы выбираем его. А вот зрительник, развитый до растительного уровня, при всей своей любви к кошкам и цветам никогда не сможет полюбить человека и даже может говорить, что «люди хуже зверей».

От чего зависит развитость вектора?

От врожденной силы желания — темперамента, от того, какое давление оказывал ландшафт и как мы с ним научились справляться. Ландшафт в данном случае — наше окружение в детстве, и прежде всего — наши родители, двор и школа. Например, мама приучает кожного ребенка к дисциплине или анального к порядку — это благотворно влияет на развитие их свойств и позволяет кожнику в будущем стать руководителем компании, а анальнику — специалистом по анализу и обработке данных, лучшим из лучших.

Другое дело, если мама, например, сдергивает анального ребенка с горшка, что потом на всю жизнь нарушает его способность к глубокому анализу, систематизации, ему становится трудно довести свою работу до конца и отшлифовать ее до совершенства. В таком случае он остается неразвитым или на невысоком уровне развития.

Когда период до пубертата и пубертат пройден, мы уже говорим о реализации, то есть о применении своих свойств на ландшафте. Реализуя себя, мы испытываем удовольствие от жизни.

Если человек не развился и остался в архетипе, то ему остается маленькое, куцее удовольствие. Я, архетипичный кожник, стаскиваю со всех помоек в свою квартиру всякий хлам, хожу пешком, чтобы сэкономить на проезде и т. п. Я думаю только о себе, как бы себе сделать лучше, как бы себе больше денежек накопить.

Если человек развился, то он способен получать удовольствие от жизни на совершенно другом уровне. Вот я — развитый кожник, инженер, изобретатель. Благодаря мне люди могут не ходить пешком на двадцатый этаж и не должны носить воду из колодца. Я делаю не напрямую для себя, а помогаю другим людям экономить силы и ресурсы, мои изобретения востребованы, и через это я получаю огромное удовольствие от жизни.

реализация2

При этом реализация — это процесс. Я не могу один раз изобрести что-нибудь и всю жизнь почивать на лаврах. Я должен все время прилагать усилия, все время работать, чтобы получать свое удовольствие от жизни.

Подводя итог, скажем следующее: каждому человеку заданы определенные свойства и желания и сила эти желания реализовать. Заданы, но не обеспечены. Очень важно для каждого наилучшим образом пройти период развития в детстве и прилагать все усилия для реализации во взрослой жизни. Подробнее о понятиях «развитие» и «реализация» вы узнаете на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Мария Грибова, специалист в области международного права и международных отношений

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

www.yburlan.ru