Кто такие харизматы: Харизматы | это… Что такое Харизматы?

Содержание

харизматы кто они, харизматическая церковь, секта харизматов, неопятидесятники, протестанты, в православии 🙏 Православный клуб

Содержание

  • 1 Харизматы — это направление пядидесятничества, протестантизм
  • 2 Харизматы — это не секта, а течение в христианстве
  • 3 Харизматические церкви появились в лоне других традиций из-за жажды Крещения Святым Духом
  • 4 Харизматы вышли из пятидесятников, но дополнили христианство идеями нью-эйдж
  • 5 Большинство практик харизматических церквей — типичные работы по изменению сознания
  • 6 Учение о процветании
  • 7 Многие люди после церквей харизматов нуждаются в помощи
  • 8 В России харизматические церкви тесно связаны с пятидесятниками из-за нюансов регистрации
  • 9 Харизматы делают упор на чудеса, православие — на веру

Кто такие харизматы, большинство православных не знают. Кажется, протестанты. Или католики? Одни скажут, что харизматизм — это традиционное христианство с новыми формами служения, а другие — что есть жуткая секта харизматов, где людей зомбируют, грабят и доводят до суицида. Настолько разные представления о людях, живущих рядом с нами, приводят к заблуждениям, предвзятости и агрессивному настрою друг к другу. Разве могут христиане конфликтовать между собой? Полезно получше узнать суть этого учения и положить конец стереотипам.

Харизматы — это направление пядидесятничества, протестантизм

Если попытаться выстроить некоторую преемственность религиозных идей, то будет выглядеть всё следующим образом:

Этап 1. Иудаизм. Эта религия возникла в среде месопотамских и ханаанских течений, есть в ней следы египетских верований и зороастризма. Но много своего — причём так много, что нельзя даже сказать, что иудаизм стал прямым наследником чего-то. От этой религии и начинается путь харизматов.

Этап 2. Христианство. Появившись как иудейская секта, христианство за несколько веков трансформировалось в самую влиятельную мировую религию, которая во многом радикально противоречит иудаизму.

Харизматы участвуют в духовной практике. Распахнутые ладони — это заимствование из практик нью-эйдж, нехарактерное для христианства. Фото: bigenc.ru

Этап 3. Протестантизм. Это путь христиан, которые решили порвать с традицией предыдущих веков христианство. Религия, где не учитывается опыт предшественников-богословов и предания. С одной стороны это очищенная от всего лишнего религиозная система, а с другой — благодатная почва для самозваных «гуру», которым нет нужды получать духовное образование и доказывать свою квалификацию.

Этап 4. Пятидесятничество. Направление в протестантизме, в котором основной упор сделан на духовные переживания, ощущения человека во время духовных практик.

Этап 5. Харизматизм. Своего рода неопятидесятники, развитие пятидесятничества в сторону особого рода практик. Но про то, чем занимаются харизматы, кто они, когда появились, поговорим чуть позже.

А сейчас оговоримся — не обязательно харизматы причисляют себя к протестантам. Харизмат может быть таковым, оставаясь в лоне католицизма и православия.

Харизматы — это не секта, а течение в христианстве

Очень часто люди со стороны называют харизматов сектой. Это некорректно. Только некомпетентный человек, демонстрирующий своё невежество, может допустить подобное заявление. Обратимся к научному мнению. Александр Буганов в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» сообщает:

«Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению».

Александр Буганов

писатель

Далее автор рассказывает, что секта понемногу дистанцируется от «материнской религии» в силу развития некоторой еретической идеи:

 «В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом. Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией. Поэтому употребление термина «секта» по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития».

Александр Буганов

писатель

Итак, секта — это замкнутая организация и она противостоит господствующей религии. Также она должна быть признана сектой на уровне государства. Ни одна другая конфессия не вправе называть ту или иную религию сектой.

Икона Сошествие Святого Духа на апостолов изображает событие, когда апостолы получили возможность говорить на разных языках. Именно этот эпизод дал толчок для появления пятидесятников и харизматов. Фото: hramermogen.ru

Харизматическая церковь не противопоставляет себя христианству, а лишь предлагает свой взгляд на аспекты богослужения и догматики. Это нормальное явление внутри традиции, в котором нет ничего предосудительного.

Харизматы признаны всем миром и официально зарегистрированы государством. Иронично, что так называемые сектоведы, которые публикуют предвзято-агрессивные выпады в сторону харизматов, сами официально не существуют.

Христианская церковь не подразумевает в своей структуре сектоведов, а классификатор профессий не упоминает таких «специалистов». Поэтому подобные нападки на харизматов, пятидесятников баптистов и т.д. лишь отражают субъективное мнение критиков и не имеют ничего общего с христианством.

Харизматические церкви появились в лоне других традиций из-за жажды Крещения Святым Духом

Корни движения харизматов уходят в книгу Деяний святых апостолов. Там есть эпизод, который состоялся на примерно пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. Оговорка «примерно» нужна из-за того, что текст даёт возможность по-разному вычислить дату.

Апостолы в этот день собрались в доме в обществе многих свидетелей. Далее произошло странное:

«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»

(Деян. 2:2-4)

Ученики Христа с того момента обрели много возможностей, в том числе:

  • исцелять недуги;
  • изгонять бесов;
  • говорить на разных языках.
Харизматы очень любят добавлять в религиозные программы музыкальные номера, это создаёт приподнятое настроение у аудитории. Фото: i.ytimg.com

Некоторые наблюдатели отнеслись к поведению апостолов с насмешкой и заявили, что те напились сладкого вина.

Тут нужно уточнить, что Вино именно сладкое из-за особенностей перевода. В древнем Израиле существовало свыше десяти терминов для названия разных состояний вина и виноградного сока. На других языках такого изобилия нет, а потому иногда переводчикам довольно сложно объяснить, что за напиток подразумевался.

Пятидесятники выделили этот эпизод, посчитав, что:

  • Крещение Святым Духом — это кульминация пути христианина;
  • Поэтому самое важное для человека — стремиться к этому состоянию;
  • Важный его признак — способность говорения на иных языках.

При достижении состояния крещения Святым Духом пятидесятники чувствуют эйфорию, видят галлюцинации и испытывают другие необычные переживания.

Эту идею взяли на вооружение харизматические церкви.

Харизматы вышли из пятидесятников, но дополнили христианство идеями нью-эйдж

Само слово «харизматы» очень напоминает «харизму». Это не случайно: и то и другое восходит к понятию «дар», то есть в случае харизматов подразумевается, что они получают дары Святого Духа.

В 1960 году священник Денис Беннет положил начало движению харизматов, когда на проповеди рассказал о своём опыте говорения на иных языках. Это дало сильнейший толчок тому, что многие верующие принялись достичь того же.

1960 — год, давший начало движению харизматов

Изначально харизматы не позиционировали себя как отдельное течение христианства. Напротив, они держались внутри своих деноминаций, но главной своей целью духовной жизни сделали получение даров Святого Духа.

Постепенно образовались общины людей, чьи интересы совпадали. В 1962 году в Англии возникла первая влиятельная община харизматов «Источник веры».

Харизматы отличаются от пятидесятников тем, что взяли на вооружение множество практик нью-эйдж. Это упражнения, восходящие к шаманизму и восточным духовным практикам. Среди них:

  1. «Святой смех» — это беспричинный коллективный хохот. Он очень заразителен, если продолжать слишком долго.
  2. «Опьянение в духе» — восходит к истории про апостолов. Нужно вести себя, словно пьяный. Подразумевается, что человек не притворяется, а это Святой Дух так себя через него проявляет.
  3. «Танцы в духе» — танцы и песни вообще составляют важную для харизматов часть практики. Они настраивают людей на позитивную волну.
  4. «Духовные роды» — присутствующие начинают кричать и корчиться, имитируя процесс родов.

Вот как комментирует основатель и пастор харизматической церкви «Слово жизни»:

«Когда Святой Дух прорывается через человека, он испытывает нечто подобное физической боли, подобно ощущениям женщины в муках рождения. Когда Господь приводит нас в такое состояние, мы думаем, что сошли с ума. Мы катаемся по полу, мы вопим в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут. Это невероятно мощная молитва, и диавол ненавидит её. Он кричит на нас, что мы сумасшедшие и фанатики»

Для консервативных пятидесятников подобные вещи неприемлемы. Да и вообще, признаться, со стороны действия харизматов очень похожи на собрание людей с большими психическими проблемами. Но изнутри, конечно же, всё это воспринимается иначе — этакая религия с юмором, который в придачу обещает легкодоступное духовное пробуждение.

Харизматы ищут духовных достижений без усилий.

Это общая черта большинства течений нью-эйдж: делать пару нехитрых упражнений два раза в день в ожидании ошеломительного результата. Только практикам невдомёк, что оригинальные духовные учения всегда предполагали сложный путь подвижничества и работы над собой, а всякие простые дорожки — это не больше чем липа.

Собственно, и пятидесятники убеждены, что духовная трансформация человека не даётся за так, а происходит благодаря большим внутренним усилиям. Харизматы же относятся ко всему легко и формально, во главе всего ставя практику.

Фундамент же остаётся стандартным протестантским. Тут есть идея спасения без участия церкви и убеждение, что авторитет есть только у Священного Писания.

Большинство практик харизматических церквей — типичные работы по изменению сознания

Если посмотреть запись с динамических медитаций Ошо и типичную массовую практику харизматов, то станет ясно, что речь идёт абсолютно об одних и тех же действиях с сознанием. Не важно, преподнесено оно под обложкой христианского или восточного вероучения. Как выглядит динамическя медитация, можно посмотреть на видео:

Ссылка на видео:

Более того — всё те же техники работы с сознанием используются на обычных семинарах по саморазвитию, где нет религиозной подоплёки. Оказывается, Святой Дух не причём. Достаточно внести некую сумму, и пара инструкторов введёт во все нужные состояния: неконтролируемого смеха, танцев и покажет ещё немало других духовных упражнений.

По сути, это не так уж и страшно, если помогает человеку расслабиться, почувствовать себя сопричастным к чему-то возвышенному. Пусть даже за это потребуются какие-то взносы в пользу церкви или плата за посещение семинаров, жуткого в этом ничего нет.

Но плохо, когда человек подменяет подобными практиками настоящие духовные поиски и работу над собой. Этот суррогат мешает человеку стремиться стать лучше. Когда тебе кажется, что до реального Божественного сознания осталась пара танцев — это путь в никуда. Поэтому нужно понимать:

  1. Духовный путь предполагает работу над собой.
  2. Упражнения её не заменят.

В противном случае религиозная жизнь человека сводится к массовым безумствам на публике. Это явно не путь Иисуса Христа, а Библия, в которой важен один только дар, — истолкование неверное, однобокое и вредное.

Учение о процветании

Для харизматов очень важно учение о процветании. Это типичная нью-эйдж концепция: если Дух Святой в человеке проявился, то всё теперь пойдёт как по маслу. Не будет проблем с деньгами, со здоровьем, с личной жизнью и т.д.

Бог открывается к такому человеку, постоянно его «балует». А если ты беден и со здоровьем проблемы, то виновато не правительство, не медицина, а лишь то, что ты недостаточно практиковал. Практикуй, танцуй, пой — и твоё мировоззрение займёт правильную точку, а жизнь наладится.

Пути у верующего два:

  1. Самовнушение. Поверить в то, что всё хорошо, даже если всё плохо.
  2. Депрессия. Верующий рано или поздно разочаровывается в своих силах из-за того, что не испытывает счастье. Это грозит серьёзными проблемами.
Церковь харизматов в Белоозерске. Фото: photocdn.photogoroda.com

Многие люди после церквей харизматов нуждаются в помощи

Недобросовестные пастыри церкви харизматов часто злоупотребляют своим положением:

  1. Требуют взносов.
  2. Запрещают обращаться к врачам, поскольку, по мнению харизматов, сами всё могут вылечить.
  3. Подавляют в человеке волю.

Разумеется, это вопрос конкретных личностей, а не всего движения в целом. В православии тоже хватает недобросовестных священников. Но всё же статистически именно из харизматических церквей преимущественно люди попадают в реабилитационный центр, а то и кончают с собой.

Из-за этих аспектов представители харизматического движения находятся под постоянной угрозой.

В России харизматические церкви тесно связаны с пятидесятниками из-за нюансов регистрации

Харизматические церкви сами по себе не имеют единства. Они могут отличаться догматами и практиками, так что к ряду организаций многое из сказанного выше может не относиться. Слишком общины харизматов независимы друг от друга.

Религоведы затрудняются классифицировать харизматические церкви.

Усложняет ситуацию в нашей стране и ещё и то, что в годы развала СССР ряд общин харизматов для ускорения процедуры регистрации назвали себя движениями пятидесятников. Путаница продолжается по сей день.

Чтобы их не путали с пятидесятниками, харизматы часто называют себя христианами евангельской веры.

Харизматы делают упор на чудеса, православие — на веру

Теперь немного об отношениях харизматов и православия. Православие само по себе никак не относится к харизматам. В рамках традиции нет наставлений об отношениях с другими христианами. Это уже будет не христианство, а опыт церковной практики.

Что касается православного духовенства, то оно обычно негативно отзывается о харизматах. Впрочем, точек соприкосновения немного. Харизматы делают акцент на мистическом опыте. Для харизмата важно, чтобы была не только слепая вера, но и подтверждение свыше. «Если Бог есть, — рассуждает харизмат, — то почему бы Ему не доказать это? Пусть пошлёт знамение. Ему же это ничего не стоит!». Поэтому харизматы охотятся за чудом.

Чудеса эти подчас сомнительные. То же самое говорение на разных языках встречается и у одержимых дьяволом. А большинство их переживаний — рядовые психические явления.

Способность говорить на разных языках встречается и у одержимых тоже.

Православные же убеждены, что есть духовная прелестью — всякие чудеса и состояния, которые отвлекают верующего от главного. От них предлагается отречься и предаться подчас действительно слепой вере, не требуя никаких доказательств.

Священник Александр (Шрамко) трезво размышляет об отношениях харизматов и православных.

«Харизматические движения есть и в рамках традиционных конфессий. Есть они уже и в Русской Православной Церкви. Но здесь тоже не следует сразу же ставить вопрос о «борьбе за чистоту веры», которая обыкновенно сводится к запретам и прещениям. Было бы правильно создать такую атмосферу терпимости, чтобы сторонники определенного движения имели возможность не только объясниться, но и быть услышанными. А потом уже Церковь может выработать совместное мнение, сколь опыт этот чужд или приемлем в рамках православной традиции. Мнение, но не «оргвыводы».

К сожалению, в страхе перед последними харизматы в православной церкви стараются замалчивать свои истинные взгляды или внешне подгонять их под общепринятые концепции, скрывая внутреннюю подоплеку. Другой способ с их стороны – продвигать свои проекты кулуарно, заинтересовывая некоторых влиятельных иерархов и церковных чиновников, готовых зачастую принять все что угодно, только бы главная суть и щекотливые детали остались в рамках узкого круга и не стали достоянием широкой церковной общественности. Все это, разумеется, приводит к фальши и фактическому предательству Церкви, которую просто напросто обводят вокруг пальца. Те же вопросы, честно представленные на общий и благожелательный суд, могли бы стать свидетельством соборности и жизнеспособности Церкви».

Александр (Шрамко)

Священик

Харизма

Яков Кротов: Со словом «харизма» жители России познакомились в начале 90-х годов, когда им сообщили, что в России очень харизматичные лидеры — вот раньше были скучные, тривиальные, а теперь будут веселые. И похоже, что греческое слово «харизма», означающее «подарок», вычеркнуло другое, тоже греческое слово — «энергичный».

Это слово из Библии, из очень древней и долгой церковной традиции, но в то же время — слово, которое является камнем преткновения. В современном мире быстрее всех набирает обороты движение харизматических христиан, харизматических протестантов. И это движение не пользуется хорошей репутацией не только у российских полицейских и у людей, которые составляют справочники всевозможных сект, но и у коллег по вероисповеданию, по протестантизму — идут споры.

Сегодня у нас в гостях представители двух достаточно разных движений внутри российского протестантизма, — пастор и викарный, а теперь епископ Павел Бегичев, настоятель московской евангелически-лютеранской общины «Во имя воздвижения креста Господня», и впервые в нашей программе Александр Неретин, пастор из церкви «Слово жизни», церкви евангельских христиан, которая была создана проповедником из Швеции, и по сей день там самый яркий, главный проповедник там именно из Швеции.

Похоже, что греческое слово «харизма», означающее «подарок», вычеркнуло другое, тоже греческое слово — «энергичный»

Начать я бы хотел с небольшого отрывка из выступления шведа

Маттс-Олы из церкви «Слово жизни», которое прошло в огромном помещении, бывшем доме культуры одного из московских заводов. Я дважды бывал на таких богослужениях, там всегда много народу. Та реплика, который сейчас пойдет в эфир, это часть пятидесятиминутного выступления.

— Что значит – быть человеком? Выживать? Вы знаете, быть человеком – это значит, что я создан по образу Божьему. И разница между мной и собакой, кроме шерсти, еще и в том, что у меня есть дух, я — духовное существо. Бог может двигаться во мне, Бог может говорить мне, Бог может поднимать меня, звать меня, радовать меня, давать мне плакать. Я — духовное существо! И Бог желает, чтобы я жил духовной жизнью.

Иисус спрашивает в 28-м стихе, какая наибольшая из заповедей, Иисус говорит в 30-м стихе: «И возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем разумением твоим, и всей крепостью твоею!» Вот первая заповедь! Почему Иисус отвечает таким образом? Потому что величайшая сердцевина ответа — любить Бога! И этого уже было бы достаточно, это уже донесло бы мысль.

Что самое важное в жизни? Ты можешь любить Бога! Но Иисус сказал не только это. Он продолжает: «Всем разумением…» Хорошо… «Всею крепостью…» Иисус имел сказать больше, чем просто «любить Бога»! Почему он так отвечает? Он говорит о высоте, глубине и широте духовной жизни! Это не просто такое когнитивное заявление, но всею душой, эмоциями, сердцем, духом, силой, телом! Жить богатой духовной жизнью… Любовь Бога — когда она наполняет тебя, когда она видна в твоей жизни, она сияет в твоих глазах.

Быть человеком – это значит, что я создан по образу Божьему

Любить Господа Бога! Ты — человек, ты — духовное творение, и ты можешь любить так! Моя собака тоже может любить. Иногда, когда я прихожу по вечерам домой, я думаю, что моя собачка умрет от счастья, когда видит меня, потому что она ведет себя, как ненормальная. Но это всего лишь собака, а я – человек. У меня есть способность любить страстно, горячо, любить горячим сердцем, любить так, чтобы все видели: да, есть что-то в этом Маттс-Оле, есть в нем что-то! Он живой, его сердце полно любви его Господа!

Яков Кротов: И это еще не самая горячая проповедь из харизматических, которую можно встретить в интернете, и многие русские проповедники проповедуют значительно более горячо, но стиль таков. Кстати, наш гость Александр Неретин проповедует в той же церкви, на той же трибуне значительно спокойнее. А многочисленные православные комментарии на Ютьюбе под этим такие: «Это очередное собрание зомбопроповедников, педалируют эмоции, чтобы выманить деньги из кармана». Что скажете?

Александр Неретин: Сталкиваться с обвинениями не впервой. Если из любви убрать эмоции, что останется в сухом остатке? Мы воспринимаем христианство как отражение всей целостности человека, а человеку свойственны эмоции. И если Иисус говорит о любви – к Богу, к ближнему, то довольно трудно представить себе любовь к жене, например, без эмоций. Кто может быть ближе жены? Точно так же и к Богу.

Безусловно, мы не верим, что любовь выражается исключительно в эмоциях, но христианская жизнь и жизнь как таковая, безусловно, должна быть окрашена эмоциями. Мне кажется, люди уже немножечко устали от чрезмерно спокойного христианства.

Христианская жизнь и жизнь как таковая, безусловно, должна быть окрашена эмоциями

Жизнь очень разнообразна, есть разные моменты. Есть время тишины, спокойствия… Кстати, это один из устоявшихся стереотипов — что мы, харизматы, только кричим, прыгаем и танцуем. Этот стереотип еще предстоит изменить. Мы знаем время тишины, время предстояния пред Богом в покое и ожидании, это тоже часть нашего богослужения. Мы не стесняемся своих эмоций, не стесняемся выражать свою любовь к Богу открыто, громко, если в этом есть необходимость, но мы стараемся избегать любых клише — «только громко» или «только тихо». Как актуально в данный момент, там мы и стараемся проявить себя.

Яков Кротов: Отец Павел, вы согласны?

Павел Бегичев: В общем, да.

Яков Кротов: То есть вы произносите свои проповеди иначе исключительно из-за телесной комплекции?

Павел Бегичев: Нет, я думаю, это разница в темпераментах. Я бы, кстати, поспорил, как преподаватель гомилетики со стажем…

Яков Кротов: Даю справку: «гомилетика» – греческое слово, переводится как «искусство проповеди».

Павел Бегичев: Я преподаю в межконфессиональных учебных заведениях и вижу, что молодые харизматы всегда хотят несколько подражать своим лидерам, и, совершенно игнорируя свой личный психотип, пытаются воспроизвести тот эмоциональный накал, к которому они привыкли. Иногда это получается в лучшем случае забавно, иногда дает пищу для аргументированной критики. Поскольку темперамент у всех разный, проповеднический, ораторский стиль – это индивидуальная вещь. И мы бы, наверное, ошиблись, если бы веяние Духа Святого объясняли исключительно при помощи каких-то эмоциональных состояний.

Яков Кротов: В современной Европе большинство политических лидеров – люди не то что спокойные, а до тошнотворности безэмоциональные, двумерные. Какие-то эмоции худо-бедно появляются только у крайне правых или у крайне левых, которые знают, что они не пройдут в парламент, и позволяют себе это. Посмотрим на немецкую госпожу-канцлера, на французского премьера… А что сейчас в Швеции?

Мы воспринимаем христианство как отражение всей целостности человека, а человеку свойственны эмоции

Александр Неретин: Швеция побьет, наверное, все остальные европейские страны по спокойствию, это нордическая страна.

Яков Кротов: То есть был один-единственный эмоциональный человек, и тот поехал в Россию.

Александр Неретин: Не единственный, но христианство, я верю, что-то делает с человеком.

Павел Бегичев: Ну, Ульф Экман — тоже швед, их было двое! (смеется)

Александр Неретин: Безусловно. Больше всего меня удивило то, что в парламенте Швеции на трибуне есть специальные ручки, за которые выступающий обязан держаться, дабы не жестикулировать чрезмерно, так как любая жестикуляция является проявлением излишних эмоций и будет восприниматься вызывающе. Так что «Слово жизни» — феноменальное явление в шведской культуре. Иначе как вмешательством Святого Духа и какими-то дарами его объяснить трудно.

Яков Кротов: А оно многочисленно в Швеции?

Александр Неретин: Для довольно светского общества, каковым является Швеция, несмотря на то, что там довольно большую роль играет Лютеранская церковь (она государственная, тем не менее, мы видим, что атеизм тоже набирает большие обороты или светскость, всякие либеральные взгляды), свободная церковь, насчитывающая порядка трех с половиной тысяч прихожан каждое воскресенье, это большая община.

Яков Кротов: У вас и московская община большая.

Александр Неретин: На пасхальном богослужении у нас было около пяти тысяч человек.

Яков Кротов: А вы в курсе гомилетики учите жестикуляции?

Павел Бегичев: Конечно! Некоторые проповедники путают смирение с неподвижностью, а это совершенно другая крайность, и за кафедрой они выглядят как пингвины. (смеются)

Яков Кротов: В Священном Писании есть слова про любовь – «всем сердцем, всей душою», но, по-моему, там нет слова «эмоции».

Проявления любви могут быть разными, и, прежде всего, любовь проявляется в поступках

Александр Неретин: А разве душа не подразумевает эмоциональность? В нашем понимании подразумевает — не обязывает, но может включать. Проявления любви могут быть разными, и, прежде всего, любовь проявляется в поступках. Христос так возлюбил этот мир, что отдал себя, чтобы всякий верующий в него не погиб. Любовь, прежде всего, измеряется делом, поступком, конкретным шагом по отношению к человеку, словом, которое мы говорим… Но без эмоций, согласитесь, это какая-то пресная любовь.

Яков Кротов: Нет ли в вашем рассуждении некоего богохульства? Все-таки Бог есть любовь. Какие у него чувства?

Александр Неретин

Александр Неретин: Я верю, что у Бога самые теплые чувства к человеку! Опять же, в каком состоянии и к какому человеку. К впадшему в грех, к невозрожденному, к не призвавшему имя Господа, к активному богоборцу, безусловно, есть и гнев. В Послании к римлянам говорится, что открывается гнев Божий на всякую неправду. И гнев – это ведь тоже эмоция.

Яков Кротов: На неправду, а не на человека.

Александр Неретин: На человека, который отстаивает неправду, в том числе. Потому что в таком случае это действует объединенно.

Павел Бегичев: «Нечестивого и любящего насилие ненавидит душа моя», например.

Яков Кротов: Есть такое жуткое греческое слово «антропоморфизм» – приписывание Богу черт человека.

Александр Неретин: Но по-другому просто нельзя объяснить.

Чем больше аудитория, тем легче она поддается на некие эмоциональные посылы

Павел Бегичев: Да. Когда мы говорим о Боге, мы все испытываем лингвистическое удушье, потому что невозможно описать…

Яков Кротов: Нет, это вы испытываете лингвистическое удушье, а вот пастор Маттс-Ола не испытывает и даже подпрыгивает на сцене. Я представил себе патриарха Кирилла подпрыгивающим на сцене или вас…

Павел Бегичев: Но надо сказать, что я умею разговаривать в таком стиле. Когда я проповедую в харизматических собраниях… Кстати, когда ты у них проповедуешь, заряжаешься эмоциями от зала. В харизматических кругах среди проповедников существует такой полусекретный термин – «раскачать зал на «мини-аллилуйя»». Это очень легко! Чем больше аудитория, тем ниже порог критического восприятия, тем легче она поддается на некие эмоциональные посылы, которые дает оратор, и тем проще оратору заразиться этим настроением. И оратора очень часто, кстати, начинает нести, он утрачивает контроль над тем, что говорит, будучи охвачен некими чувствами и эмоциями. На мой взгляд, это не всегда хорошо. Хорошо, когда оратор чист сердцем, но, как говорится, духи пророческие должны быть послушны пророкам. Это сказал Апостол Павел, и что мы можем здесь возразить?

Одна из проблем харизматического гомилетического подхода — проповедь крайне мало апеллирует к разуму и содержит крайне мало аргументации. В основном вся проповедь несколько лозунгово-декларативна, она на разные лады объясняет одну и ту же нехитрую мысль при помощи разных способов, одновременно призывая. Условно говоря, если обычный коммуникативный процесс строится на объяснении, аргументации и каком-то выводе, то здесь, как правило, объяснение и аргументация сильно схлопываются, и оратор сразу обращается к так называемой второй сигнальной системе, то есть сразу призывает к некому действию.

Одна из проблем харизматического подхода — проповедь крайне мало апеллирует к разуму и содержит крайне мало аргументации

Это одна из отличительных черт именно харизматического типа проповедования. Она иногда работает очень хорошо, особенно когда слушателям не надо слишком рефлексировать, но этой методой слишком злоупотребляли люди, далекие от высоких нравственных идеалов. Этой манерой злоупотребляют политики на митингах, злоупотребляют военачальники, когда нужно сделать так, чтобы не рассуждающая толпа пошла что-то завоевывать, разрушать какой-нибудь Карфаген. И здесь не обязательно бывает, но может быть то, что тот же апостол Павел называет ревностью не по рассуждению, когда человек понимает, как он должен себя вести, но не понимает, зачем, и не совсем понимает, что является объектом этих его чувств.

Я несколько раз с удовольствием и благодарностью принимал приглашения проповедовать на харизматических собраниях, и после этих собраний всегда к тебе, как к оратору, выстраивается толпа страждущих – людей с неразрешимыми проблемами. В их глазах читается смертельная тоска: наши не помогают, ну, может, этот толстый что-нибудь умное скажет, поможет нам.

Но ты понимаешь, что сказать-то людям нечего. Они привыкли получать некий укол, дозу эмоциональной подпитки, которая некоторое время держит их в обезболенном состоянии. Но когда настоящее действие Духа Святого подменяется лишь вот этой эмоциональной оболочкой, происходит, на мой взгляд, профанация той самой харизмы, о которой мы читаем в Новом Завете. Господь Иисус, не прибегая к экзальтированным многолюдным ораторским приемам, брал больного, уводил его в сторонку, тихонечко делал брение, мазал глазоньки и говорил: иди, только никому не рассказывай, а то расскажешь еще что-нибудь не то, ты же пока еще не понимаешь сути, исцелился – и иди, и слава Господу. И Он объяснял ученикам наедине то, что они не могли постичь, когда находились в массе. Вот здесь веяние Духа Святого легко заменить своим вентилятором, и я этого очень боюсь.

Гораздо важнее то, что внутри обертки, о чем говорит человек

Александр Неретин: Не много ли мы рассуждаем по поводу обертки? Безусловно, я разделяю все опасения и согласен, что злоупотребления есть, не только у нас, но и в других сферах. Мне кажется, это очень сильно зависит от личности, от ситуации, от послания, но суть этого – обертка, то, как подается послание. Гораздо важнее то, что внутри обертки, о чем говорит человек.

Яков Кротов: Вы сейчас говорите как нормальный европеец, который с недоверием относится к харизматичным политикам типа Мари Ле Пен или какого-нибудь сербского фашиста, которые горячо говорят: «Понаехали! Взрывают! Сплотимся!», – и все-таки голосуют за скучную и серую классную даму, за безликого французского премьера или скучного итальянца после яркого Берлускони. Ведь яркая обертка — как у омерзительных мин, которые сейчас сотнями разбросаны по Афганистану, Донецку, Ирану. Ребенок тянется за яркой штучкой, она взрывается, и кисть отлетает. И вот яркая проповедь…

Александр Неретин: Я не вижу противоречия. Господь не движим страхом, «как бы чего ни вышло». Я верю, что Господь, скорее, позитивно настроен. Движение Святого Духа совершенно не обязательно сопровождается эмоциями. Я бы, скорее, обратил внимание на плоды, а не на сопровождающие это явление эмоции.

Яков Кротов: А сколько лет вашей церкви в Москве?

Александр Неретин: 22 года.

Яков Кротов: А в Швеции?

Александр Неретин: 32.

Яков Кротов: Одно дело – когда любви четыре месяца, и ты целуешься на Красной площади году в 1976-м, но было бы странно так же вести себя в 2016-м.

Господь не движим страхом, «как бы чего ни вышло»

Александр Неретин: А как насчет слов Христа о первой любви, Ефесской церкви?

Павел Бегичев: Я думаю, любовь как раз никуда не девается… Наверное, Господь упрекает Ефесскую церковь не в том, что «знаете, ребята, не вижу эмоционального накала, который был». Они оставили первую любовь, потому что из людей, которые понимали, ради кого они все это делают — побеждают лукавых делателей, борются с грехами и так далее — они превратились во что-то другое, формализовали свое христианство.

Яков Кротов: Вот проповеди владыки Антония Блума – вдумчивые, размышляющие, с аргументацией, с контраргументцией… А проповеди отца Александра Меня – скорее, харизматичные, без каких-то аргументов, но голос…

Павел Бегичев: Я своим студентам в гоминетических классах всегда объясняю: не пытайтесь подражать гениям. Гениев мало, в том числе и от проповеди – например, отец Александр.

Был такой джазовый трубач Дизи Гиллеспи, его легко узнать по загнутому вверх раструбу и по огромным щекам, которые выполняли у него функцию диафрагмы. Это гений! Если ребенку сказать: «Играй, как Дизи Гиллеспи», то угробишь любого ребенка, он надорвет себе внутренние мышцы, испортит себе амбушюр и так далее. Невозможно учиться у гения! А подражать гению — вызывать смех окружающих. Вот это харизма, которая не нуждается в том, чтобы ее кто-то учил и читал ей лекции по гомилетике.

Яков Кротов: Александр Владимирович, а вы знаете, что у вас легкий иностранный акцент, как у пастора Маттс-Ола?

Александр Неретин: Я долго был переводчиком, и это, возможно, наложило свой отпечаток.

Яков Кротов: У меня ощущение, что это наложило отпечаток на все харизматическое движение. Читаю ли я текст или смотрю проповедь – акцент. Я не говорю, что это плохо, но это странно!

Гениев мало, в том числе и от проповеди

Павел Бегичев: Все русские харизматические проповедники слово «аллилуйя» произносят исключительно как «алилюя», то есть на американский манер.

Александр Неретин: Общение с нашими духовными наставниками, безусловно, наложило на нас огромный отпечаток. И если мы почерпнули от них несколько поверхностных штрихов, чисто человеческих, а не духовных, то это не имеет никакого отношения ни к христианству, ни к плодам духа…

Яков Кротов: А насколько различаются аудитории? Можно ли сказать, как в известном эксперименте Максвелла, что происходит разделение? У него был мысленный эксперимент по термодинамике: в приборе сидит некоторый «демон Максвелла» и задерживает холодные, медленно движущиеся атомы, а быстро движущиеся — в соседний отсек.

Павел Бегичев: У нас есть харизматические общины в лютеранстве.

Яков Кротов: Именно общины, то есть происходит деление людей по психотипам.

Павел Бегичев

Павел Бегичев: Отчасти, наверное, можно сказать так. Хотя среди прихожан харизматических церквей немало людей, которые в обычной жизни эмоционально флегматичны. Просто они редко становятся лидерами и редко выходят на сцену.

Я был на вашем дневном богослужении и чуть не оглох!

Яков Кротов: А среди ваших трех-четырех тысяч человек представлены все четыре темперамента?

Александр Неретин: Конечно! Вот как мы решаем этот вопрос в нашей общине. У нас есть утреннее богослужение в воскресенье, мы делаем его спокойным, почти камерным. Потом у нас есть дневное богослужение в 13:30, оно более громкое. И есть молодежное, в 17 часов, оно совсем громкое, и оно даже происходит совсем в другой декорации.

Яков Кротов: Я был на вашем дневном богослужении и чуть не оглох! Там были ударные, все было очень громко. И было довольно странно видеть московскую пенсионерку лет 70-ти, которая радостно подпрыгивала.

Павел Бегичев: Да, подплясывают и аплодируют… Тут срабатывает эффект общества – здесь так себя ведут.

Яков Кротов: Мне вспомнились сеансы Кашпировского. У вас бывают индукции? Вы это осознаете, отслеживаете, принимаете меры против или используете?

Александр Неретин: Христианское богослужение в корне отличается от этого. Если Христос в центре, если Он прославляется, если Его имя призывается, то, я думаю, это в корне отличается от любой встречи любого экстрасенса, в том числе и Кашпировского. Христос заповедал: «Где двое или трое соберутся во имя мое, там я среди них».

Яков Кротов: Праздник Пятидесятница, который совершается на пятидесятый день после Пасхи (потому что семь раз по семь дней, это крайне священный срок), в христианской традиции стал днем сошествия Святого Духа, когда апостолы были в храме Соломона, молились вместе, и вдруг что-то радикально изменилось. Вот сейчас они молились Богу – и тут на них сходит Дух Святой, словно огненные языки. Реакция окружающих довольно странная, они говорят, что те — как пьяные. Это воспринимается как безобразное поведение.

Исполненность Святым Духом может иногда приводить к тому, что человек эмоционален, ведет себя не так, как обычно

Александр Неретин: Их поведение несколько отличалось от благообразного. Наверное, они были чуть громче, чем обычно, вели себя так, что это могли расценить как немного вызывающее поведение.

Павел Бегичев: Они и говорили на непонятном языке.

Александр Неретин: Не стоит удивляться, что люди, переживающие наполнение Святым Духом… Не всякое странное поведение означает быть исполненным Святым Духом, однако исполненность Святым Духом может иногда приводить к тому, что человек эмоционален, что он ведет себя не так, как обычно. В конце концов, кто сотворил эмоции, откуда они появились? Я склоняюсь к тому, что это часть первичного творения — до грехопадения, до всех этих извращений.

Яков Кротов: Когда отец Маттс-Ола сказал, что собака бросается ему навстречу, я был уверен, что дальше он скажет: «Но мы же не собаки, мы не должны вилять хвостиком и бросаться навстречу Богу и подпрыгивать».

Александр Неретин: Вспомните, как на иврите будет «поклонение». Одно из значений этого слова – «падать ниц», а другое – «вызывать восхищение».

Яков Кротов: В одном из выступлений он еще говорил, что Господь требует простереться перед Ним, и переводчик переводит на русский «простереться», а Маттс смотрит на переводчика и говорит: «Простереться…» – и переводчик становится на колени. Он третий раз говорит: «Простереться…» – и переводчик ложится на манер католической молитвы, раскинув руки. В православии это не принято. В такой позе из православных святых, насколько я знаю, молился только святой Димитрий Ростовский, но он с Украины, а там сильны католические традиции. Но православные апологеты, борясь с харизматами, скажут, что этот акцент на эмоциональности отравил католичество, протестантизм, а теперь они пытаются отравить русскую душу.

Довольно трудно описать радость, которая никак не отражается внешне

Александр Неретин: Эмоциональность может отравить, если в центре не Христос, если она уводит от истины, если люди начинают искать эмоции ради эмоций. Но если люди ищут Христа, Дух Святой… Все эмоции должны быть профильтрованы, и все равно господствует здравость. Есть эмоции здравые, а есть не здравые. Радость – это здравость. И довольно трудно описать радость, которую никто не видит, которая никак не отражается внешне.

Павел Бегичев: Вот у меня всегда вызывали вопросы и, кстати, чисто эмоциональное отторжение ролики с представителями торонтского благословения, так называемых «речников» …

Яков Кротов: Церковь лозы виноградной в Торонто вызвала большую полемику внутри протестантского мира в начале 90-х, потому что там во время подобных богослужений доходило до катания по полу, мяуканий, гавканья и так далее.

Чем необычнее мы себя ведем, тем больше в нас Духа Святого

Павел Бегичев: Или сейчас очень модна среди молодежи духовная наркомания… Они все, как один, ссылаются на вторую главу «Деяний апостолов»: «Чем необычнее мы себя ведем, тем больше в нас Духа Святого», поэтому — давайте курить Духа Святого, забьем косяк из слова Божьего… Как у Алисы в Стране чудес – «все чудесатее и чудесатее». Лично для меня это никак не вяжется с тем, что я читаю в Евангелии. Радость – да, согласен, даже, может быть, некое экзальтированное проявление радости, но это всегда нечто необычное, я не могу все время ходить в таком состоянии. Если я буду говорить, что только это состояние и показывает, что я исполнен Духом Святым, то это совсем не то, о чем мы проповедуем, о чем написано в Евангелии.

Александр Неретин: Совершенно верно, критерием должно быть слово Божие.

Яков Кротов: В порядке покаяния скажу, что индукция имеет место и во время православного богослужения, во время любого собрания. Мы стремится к некоторому созвучию, для этого человек и идет в церковь — чтобы добрать там то, что в повседневной жизни отбирается ссорами, карьеризмом, рабочими конфликтами. И здесь мы делаем себе оазис, встречаемся — чудно, прекрасно, правильно!

Тем не менее, 50 минут на сцене харизматического православного проповедника такого типа, как отец Дмитрий Смирнов… Некоторые его проповеди идут полтора часа, во время них – шутки, анекдоты, что, я думаю, в курсах православной гомилетики запрещено просто категорически! Это на Западе проповедник должен начать речь с шутки, а в России это немыслимо!

Отец Дмитрий Смирнов может себе позволить многотысячную аудиторию, у него довольно большой храм, и туда приходят специально за этим. Я подозреваю, что у большинства православных священников Москвы нет представления, что такое есть, а иначе бы сказали: нет, это не наш стиль.

Павел Бегичев: «Что уксус на рану, что снимающий одежду в холодный день, то поющий песни печальному сердцу», — говорит Соломон. «Злостраждет ли кто из вас – пусть молится, весел ли кто – пусть поет псалмы», – это уже Иаков из Нового Завета. Вот нужно действительно разделять такие вещи.

Яков Кротов: А как разделишь? Богослужение совместное.

Критерием должно быть слово Божие

Александр Неретин: У харизматов совсем не обязательно все богослужения проходят в одном тоне, у нас есть больше, чем только одна скорость в коробке передач.

Яков Кротов: Но во время этого одного богослужения заведомо дана одна.

Александр Неретин: Протестанты верят, что во время проповеди Господь обращается к аудитории. По крайней мере, проповедь содержит определенное послание от Господа. Понятно, что это не сравнимо со словом Божьим… Но каждый человек может вынести что-то, что ему нужно, проповедь многогранна. Почему мы думаем, что печальному человеку не нужно услышать о надежде и о том, что с Богом есть выход даже из безвыходных ситуаций?

Яков Кротов: Согласен. И именно тут можно взять минор, потому что пришел человек, у которого погиб брат, человек пришел с войны, человек разорился… Мы должны равняться на тех, у кого трагическая ситуация, помочь им, прежде всего. Именно апостол Павел с годами начал говорить, что пророчества упразднятся, главное, чтобы люди понимали страдания другого.

Проповедь содержит определенное послание от Господа

Александр Неретин: Есть опасность выхолащивания служения, превращения его в поверхностность, даже в шоу. Если мы будем всегда брать минор, то мы будем попадать…

Павел Бегичев: А не надо минор. Есть такое понятие – «пентатоника», она подходит и к мажору, и к минору. Литургия – это пентатоника, у православных она чуть-чуть древнее, у нас она несколько реформированная, но скелет тот же. В литургии устраняется личность проповедника (ну, текст один и тот же), дается возможность действовать Духу Святому, а не личности человека. А с другой стороны, когда в богослужении есть возможность спрятаться, остаться один на один с Богом, мне кажется, это очень ценно.

Яков Кротов: Не думаю, что в результате нашей программы харизматы изменят свои богослужения. (смеется) Мне очень хочется, чтобы расширился горизонт, чтобы от местечковости и кружковщины христианское сознание вобрало в себя весь опыт Церкви Христовой, которая стоит на словах Спасителя о богослужении: «Делайте это в воспоминание обо мне». Это сказано еще до Голгофы, и это сказано на тонкой грани между воскрешением Лазаря и воскресением своим, между радостью и горем. И на этой грани, как на гребне волны, христиане призваны нести свидетельства о воскресении, которое куплено дорогой, кровавой ценой. Это воскресение радости через горе.

10 признаков, что Вы – харизманьяк

Телеграм канал @ieshua.org

Вот десять признаков того, что можно назвать «харизманией».

Как верующий с пятидесятническим опытом, начиная с 1978 года, я видел не только много истинных проявлений Господа, но и плотские подделки под них. К сожалению, многие христиане не видят различий между тем, что истинно приходит от Господа, и тем, что от человека.

Моя бабушка более 50 лет была пастором классической пятидесятнической испаноязычной церкви. Благодаря этому опыту я могу понять некоторые пятидесятнические истоки и практики. В целом, классические церкви Пятидесятников (в каждой этнической группе, которую я встречал: итальянцы, испанцы, афроамериканцы, русские и другие) были очень строги в том, что касалось внешних проявлений святости. До такой степени, что многие из нас назвали бы их законниками. (Например, женщинам не разрешается носить брюки, делать макияж и стричь волосы. Нельзя ходить в кино, танцевать и развлекаться. Даже у мужчин есть строгий дресс-код, который предписывает носить галстук и костюм.)

Из пятидесятнического движения в 1960х – 1970 годах родилось харизматическое движение. Через него традиционные церковные деноминации получили второе благословение (крещение Святым Духом), подтверждающееся говорением на иных языках.

По причине законничества, с которым ассоциировалось слово «пятидесятник», многие евангельские церкви, относящиеся к этой деноминации, стали называть себя «харизматами» для того, чтобы описать свой опыт Пятидесятницы, который включает говорение на языках, веру в чудесные исцеления и освобождение от власти демонов.

В то же время в последние 10 лет я был свидетелем столь многих крайностей в некоторых харизматических кругах, что иногда сам также чувствую себя некомфортно, используя этот термин для описания своей склонности к Пятидесятничеству. Вследствие этого я чаще использую термин «евангельский», описывая собственное выражение христианства, поскольку и термин «пятидесятнический», и «харизматический» влекут за собой цепочку определенных ассоциаций.

Классический харизмат и/или пятидесятник, согласно моему определению, — это человек, который принял Христа как Господа и Спасителя, который опирается на Слово Божие как на окончательный авторитет и который верит в проявления Духа Божия так, как это описано в 1 послании Коринфянам 12:4-8, а также в дар говорения на языках (1 Кор. 12:2,4).

Харизматы и пятидесятники также должны регулярно прислушиваться к голосу Господа внутри своего духа, который дает им мудрость (в противоположность некоторым евангельским фундаменталистам, которые верят, что Бог говорит только через написанное в Библии).

Есть и другие черты классических харизматов или пятидесятников, которые я мог бы описать при наличии времени.

С течением времени некоторые из представителей этого движения в своем харизматическом опыте стали настолько субъективны, что приняли чуждый огонь и создали плохую репутацию всему движению. Я понимаю, почему известный евангелист Джон МакАртур проводит своеобразную конференцию, посвященную теме «чуждого огня» и связанную с харизматическим движением. Но я скептически настроен к критике, которую высказывает человек, изначально настроенный против движения Пятидесятников. (Я также скорее предпочту иметь «чуждый огонь», чем не иметь огня вовсе!) Я лучше послушаю практикующего харизматика или пятидесятника. Следовательно, тема моей сегодняшней статьи – 10 ошибочных убеждений или практик харизматического движения.

10 признаков того, что вы вовлечены в харизманию, или иными словами являетесь харизманьяком.

(Большинство знакомых мне харизматов не верят и не практикуют ни одно из этих утверждений).

1. Вы ставите пророчества и дополнительные учения о Библии на тот же уровень, что и написанное Слово Божие.

Исаия 8:20 говорит, что если то, что мы говорим, не соответствует Слову Божию, то в нас нет света. Второе послание к Тимофею (3:16) учит нас, что все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Писание – это правило нашей жизни и наивысший стандарт для выявления истины.

К сожалению, некоторые из движения харизматов скорее слушаются личных пророчеств и сверхъестественных видений, чем Писания. Я знал людей, которые записывали пророчества, сделанные «известными» пророками и – не помолившись об этом и не сравнив их с Писанием или не спросив совета у более опытных лидеров – сразу применяли их в жизнь, как будто эти пророчества они получили из Библии.

Есть и другие, которые, кажется, ежедневно получают видения и сны от Господа, ведущие их. Я верю в то, что Бог может говорить через видения и сны. В то же время мы должны быть осторожны, потому что Сатана может прийти в обличии ангела света (2 Кор. 11:14) и обмануть наивных, которые думают, что пережили встречу с Богом только потому, что у них был сверхъестественный опыт. Павел говорит, что даже если с небес явится ангел и будет проповедовать иное евангелие — да будет ему анафема (Гал. 1:8).

Самое верное пророческое слово исходит из боговдохновенных писаний канонических книг Ветхого и Нового Заветов. Именно они должны быть нашим маяком в жизни (2 Петр. 1:19-20). И именно их надо использовать для проверки всех других пророчеств. Если же пророчество или сверхъестественное видение не противоречит Писанию, мы все равно должны молиться и получить личное свидетельство от Господа нашему духу, а также совет от зрелых лидеров церкви в том, действительно ли полученное нами пророческое слово или видение — особенное водительство от Господа (Мы не всегда можем получить непосредственное водительство из Писания, а скорее главные принципы и установки).

Дабы не давать повода позлорадствовать моим нехаризматичным друзьям, позвольте мне сказать, что полностью объективных людей на свете не бывает и быть не может. Все мы субъективны, даже не-харизматы, которые верят что Господь говорит с нами исключительно через Библию. Во всей Вселенной лишь один Бог поистине объективен, поскольку лишь Он один неподвластен влиянию времени, пространства и окружения. Даже фундаменталисты-кессационисты (те, кто верят, что дары Духа и говорение на языках прекратились после церкви первого века) тоже субъективны, поскольку верят в то, что они спасены потому, что в них есть «свидетельство Духа» о том, что они дети Божии (Рим. 8:16).

Так как мы не можем избежать субъективности, как же тогда нам определять библейскую истину? Есть только один способ знать истину — верить, что Святой Дух ведет нас и наших лидеров к явлению всякой истины, в то время, когда мы исследуем Писания, а также тот факт, что мы должны читать о том, как в течение прошлых времен церковь исторически толковала Слово. И тогда, если мы видим согласие евангельской церкви в толковании Писания или библейской истины, мы можем быть уверены в том, что Святой Дух открыл эту истину Своему народу.

2. Вы вслепую следуете за харизматическими лидерами.

Это утверждение может касаться как харизматов, так и не-харизматов. Но я буду говорить о харизматическом движении, поскольку сам являюсь его членом.

Я видел слишком много верующих, вовлеченных в следование учению харизматических лидеров, даже если эти лидеры вели аморальный образ жизни. Некоторые из них поддерживали политиков, выдвигавших анти-библейские законы. И верующие не только слушали их, но и голосовали, как они! Были и такие, которые совершенно не по-библейски разводились и снова вступали в брак или жили расточительной, роскошной жизнью без подотчетности кому-либо.

Но поскольку у них есть «харизма», они движутся дарами Духа и обладают помазанием как проповедники, люди следуют за ними, не задавая вопросов! Многие церкви переродились в культ личности, и ими руководят харизматичные лидеры, которые могут проповедовать откровенную ересь, а большая часть церкви будет продолжать восклицать аминь и аллилуйя.

В Судный день каждый из нас ответит перед Господом за свою жизнь, свою семью и свое призвание. И мы не сможем оправдаться тем, что нас увлекли ложные лидеры. Ведь это мы сами не уделили время изучению Писания и поиску Бога.

3. Вы приходите в церковь и ищете чего-то, помимо Иисуса.

Многие в харизматических церквях приходят на служения, чтобы «почувствовать» присутствие Бога, потому что им это очень нравится. Все это хорошо и вполне нормально для недавно уверовавших. Но для того, чтобы попасть туда, куда мы желаем, нам надо узнать личность Бога, а не просто чувствовать Его присутствие. (Например, если я хочу узнать сердце моей жены, то мне недостаточно ощущать запах ее духов или чувствовать ее объятия). Только когда мы знаем Бога (Иоанн 17:3), мы можем рассказать о Нем.

4. Вы полагаете, что странные движения и проявления — неотъемлемая часть проявлений Духа.

В некоторых общинах пятидесятников и харизматов (в том числе и классических церквях Пятидесятников) имели место так называемые движения пробуждения или обновления, участники которых полагают, что на человека сошел Святой Дух, потому что он начинает кричать, дергаться в конвульсиях, лаять, как собака, квохтать как курица, танцевать в Духе, бегать, кружиться и т. п. Когда я впервые проповедовал в классической церкви Пятидесятников, то подумал, что с кем-то случился эпилептический припадок. Но мне объяснили, что на этих людей сошел Святой Дух.

Я уверен, что Святой Дух иногда сходит на нас так, что наше тело, эмоции и физиология очень сильно реагируют на непосредственное присутствие Господа (со мной это случалось несколько раз). Но я также убежден, что многие просто стараются изобразить движение Божье. И это не более чем пятидесятнические штучки и дела плоти.

Бог не обязан действовать таким лишь образом для того, чтобы говорить с нами и сходить на нас. Самые яркие мои переживания присутствия Христа происходили, когда Он говорил со мной тихим, нежным голосом (3 Царств 19:11-13) во время личной молитвы или поклонения Ему в течение дня.

Мне кажется, что иногда неокрепшие люди, в своем рвении по Богу, поддаются своим эмоциям и демонстрируют странности во имя Господа, хотя это не более, чем дела плоти (которые, в некоторых случаях, могут быть и демоническими). Более того, я видел, как целые церкви праздновали эти странные явления как сошествие Господа. В результате они только привлекали людей, склонных к таким харизматическим крайностям, из других церквей, но практически не имели плода в виде покаявшихся неверующих.

5. Для вас важно погрузиться в Дух, а не наполниться Духом, чтобы свидетельствовать.

Согласно Деяниям 1:8, главное значения крещения Духом — стать способным свидетельствовать о Воскресении Христа. То есть сила Духа направлена на служение, а не на самого себя. Многие харизматы полагают, что Дух сходит на них, чтобы они почувствовали себя хорошо, и всё, чего они хотят, — прийти в церковь, чтобы «погрузиться в присутствие Бога». Но моя Библия учит меня, что каждый раз, когда человек встречается с Богом, Бог отправляет этого человека на служение для Своего царства. (Например, Моисей и горящий куст в книге Исхода 3; Исайя 6; Иезекииль 2:1-3; Павел в Деяниях 22:14-15).

Книга Деяний также может быть названа книгой Святого Духа, поскольку Дух активно действует в каждом аспекте церковного служения. Фокус книги Деяний — на делах, а не на чувствах и даже не на учении! Ее называют не книгой теорий, но книгой Деяний по вполне определенной причине! Даже когда церковь Антиохии совокупно прославляла Господа, Святой Дух отправил двух лучших её лидеров проповедовать Евангелие (Деяния 13:1-2).

Харизманьяки сосредоточены на себе, на том, чтобы погрузиться в Дух, а не на том, чтобы быть посланными Богом на служение!

6. Вы — мистики, и не практики.

Библия — самая практическая книга на свете, рассказывающая о служении на земле. Это не книга о небесах или мистическом опыте. Когда мы думаем о небесном, мы стоим на земле (Кол. 3.1-3).

В жизни же у харизманьяков — постоянные переживания и ощущения, интерпретации чисел, закономерностей, снов и видений. Они спиритуализируют все до такой степени, что уже почти ничего не делают на земле! Любой духовный или мистический опыт, который не приводит меня к лучшему познанию Бога или не готовит меня для того, чтобы служить Ему лучше в этом мире, — пустая трата времени и не достоин моего внимания.

7. Вы заявляете, что общаетесь со святыми на небесах.

Я слышал о некоторых церковных лидерах, которые заявляли, что беседовали с ветхозаветним патриархом Авраамом и апостолом Павлом, и другими святыми древних времен. Это очень опасно и может привести к еретической традиции поклонения святым, принятой в Римско-католической церкви. 1 послание к Тимофею 2:5 говорит, что есть только один посредник между человеком и Богом: человек Иисус Христос. Мне не надо говорить с Павлом, Марией, Авраамом и другими святыми из прошлого. Иисус помазан Святым Духом, чтобы вести нас ко всякой правде и открыть ее нам (Ин 14:26; 16:14). Даже апостол Павел не может быть лучше Святого Духа.

8. Вы постоянно говорите о явлениях ангелов.

Однажды меня попросили провести телевизионное интервью с женщиной, которая называла себя «Ангельская Леди». Я отказался, поскольку не хотел, чтобы мое имя ассоциировалось с этой чушью. Помимо этого, я не смог бы играть роль радушного хозяина, а наоборот, стал бы задавать ей много неудобных вопросов, чтобы проверить ее взгляды и выставить ее пред публикой в неудобном виде.

Меня не надо учить, как связаться с моим «ангелом-хранителем». Единственный ангел, которого я хочу знать, — это Ангел Господень, который ополчается вокруг боящихся Его (Пс.34:7), о котором многие толкователи говорят, что это — никто иной, как сам Иисус Христос.

Хотя я знаю, что ангелы идут впереди меня, когда я делаю работу для царства Божия, — не моя это задача, знать их или давать им приказания. Слово Божие учит меня возрастать в благодати и познании нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр 3:18) и никогда не наставляет меня в том, что я должен узнать моего ангела-хранителя. Это заблуждение может привести к поклонению ангелам, которое нас дисквалифицирует, как говорит апостол Павел (Кол. 2:18)! Хотя в послании к Евреям (1:4) говорится, что ангелы посланы, чтобы служить верующим, Псалом 91:11 учит нас, что ангелами повелевает только Господь, но не я. Давая приказания ангелам, я нарушаю порядок молитвы, который учит нас во всякой нужде обращаться к Отцу во имя Иисуса (Ин. 16:23-24). Библия ничего не говорит о верующих, которые разговаривают или дают указания ангелам. Господь — Бог Вседержитель и Он лучше знает, как командовать Своей армией ангелов!

9. Вам недостает библейской глубины и доктринальной прочности.

Только немногие подобны святым из церкви в Верее, которые исследовали Писание, чтобы удостовериться, действительно ли апостол Павел говорил правду (Деяния 17:11).

Харизманьяками управляют эмоции, субъективные чувства и очень редко — серьезное изучение Библии! Чем меньше ваши познания Слова Божьего, тем менее вы способны распознать, от Господа или от дьявола приходящие вам мысли и образы (2 Кор. 10:3-5). Соответственно, харизманьяки крайне восприимчивы влиянию лжеучений и лжепророков, которые могут увлечь их ложными знамениями, чудесами и небиблейскими учениями (2 Кор. 11:13-15).

Иисус сказал религиозным лидерам Своего времени, что они заблуждаются, поскольку они не знают ни Писаний, ни силы Божией (Мф. 22:29). Я думаю, что Иисус первым упомянул Писание, поскольку Писание обрамляет наши, подчас очень мощные, духовные переживания и мы можем иметь верное различение! Нет Писания — нет различения, а если нет различения — значит есть потенциальное обольщение.

10. Вы независимы от Тела Христова, поскольку вас «ведет Дух».

Я знал некоторых харизманьяков, которые не связаны ни с одной из местных церквей, а просто переходят из одной церкви в другую, поскольку, как они сами говорили мне, «их ведет Дух». Такие люди никогда не достигнут зрелости в Господе, потому что, подобно семенам, мы должны быть посажены в земле, чтобы достигнуть зрелости (Пс. 91:14 говорит, что тот, кто посажен в доме Господнем, будет процветать!). Даже Иисусу было необходимо тело для того, чтобы осуществить Его миссию (Еф. 1:22-23). Те, кто не входят в поместную церковь, подобны человеку, который отрезает себе руки и надеется, что они будут действовать сами по себе.

В заключении хочу добавить, что большинство верующих харизматов/пятидесятников, которых я знаю, любят Господа. Это именно те церкви, которые расширяют всемирное Христианство. Без харизматически-пятидесятнического лагеря церковь была бы мертва и находилась бы сейчас на пути к исчезновению.

Моя задача, в написании этой статьи, не «выплеснуть с водой и ребенка», но призвать церкви принять истинное назначение Пятидесятницы (Деяния 1:8) и отвергнуть безрассудство, которое только препятствует приближению Царства.

Джозеф Маттера посвятил свою жизнь церковному служению в 1980 году. В настоящее время он является председательствующим епископом Коалиции Завета Христа (Christ Covenant Coalition) и наблюдающим епископом в Церкви Воскресения в Нью-Йорке, мультинациональной конгрегации, в которую входят верующие более 40 национальностей. Эта церковь успешно вырастила много лидеров и служителей в Нью-Йорке и за его пределами.

Автор — Joseph Mattera / charismanews.com
Перевод — Нана Рубина для ieshua.org

христианских движений и конфессий | Pew Research Center

Согласно анализу Pew Forum оценок Центра изучения глобального христианства (CSGC) при теологической семинарии Гордон-Конуэлл, в мире насчитывается около 279 миллионов христиан-пятидесятников и 305 миллионов христиан-харизматов. (Определения см. в разделе «Определение христианских движений».) Это означает, что, согласно этому анализу, христиане-пятидесятники и харизматы вместе составляют около 27% всех христиан и более 8% всего населения мира. 15 (Как отмечено в Резюме, эти оценки основаны главным образом на цифрах, предоставленных христианскими организациями, и получены иначе, чем другие цифры в этом исследовании, которые основаны в основном на переписях и опросах; см. Методология оценки христианских движений ( PDF) для более подробной информации.)

Кроме того, более 285 миллионов христиан классифицируются CSGC как евангелисты либо потому, что они принадлежат к церквям, связанным с региональными или глобальными евангельскими ассоциациями, либо потому, что они идентифицируют себя как евангелистов. Поскольку многие пятидесятники и харизматы также являются евангелистами, эти категории не исключают друг друга; число евангелистов не следует прибавлять к числу пятидесятников и харизматических христиан.

Согласно анализу данных CSGC, проведенному Pew Forum, примерно восемь из десяти пятидесятников мира проживают либо в Африке к югу от Сахары (44%), либо в Америке (37%). Согласно этому анализу, 15% всего населения Африки к югу от Сахары являются пятидесятниками, как и 11% населения Америки. Почти каждый шестой (16%) пятидесятник проживает в Азии и Тихоокеанском регионе, хотя пятидесятники составляют лишь около 1% от общей численности населения региона.

Почти половина (49%) всех харизматичных христиан в мире живут в Америке, регионе, в котором 16 % населения являются харизматами. Почти 30% харизматов живут в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В странах Африки к югу от Сахары наблюдается как наибольшая концентрация христиан-евангелистов (13% стран Африки к югу от Сахары являются евангелистами), так и самая большая доля евангелистов в мире (38%). Примерно каждый третий евангелист живет в Америке (33%) и примерно каждый пятый проживает в Азиатско-Тихоокеанском регионе (21%).

Центр изучения глобального христианства собирает данные о членстве в христианских конфессиях по всему миру. Многие церкви протестантской категории, как это широко определено в этом отчете, могут считаться независимыми, внеконфессиональными или частью деноминационной семьи, которая очень мала или иным образом трудно классифицируется. Тем не менее, анализ данных Центра изучения глобального христианства, проведенный Pew Forum, показывает, что самыми крупными отдельными конфессиональными семьями являются англиканские (около 11% от широкой протестантской категории), лютеранские (около 10%), баптистские (9%).%) и реформатские/пресвитерианские (7%).


Определение христианских движений
Пятидесятники

Пятидесятники являются членами различных протестантских деноминаций или независимых церквей, придерживающихся учения о том, что все христиане должны стремиться к религиозному опыту после обращения, называемому крещением Святым Духом. Эти деноминации и церкви учат, что те, кто пережил крещение Святым Духом, могут получить один или несколько духовных даров, включая способность пророчествовать или произносить послания от Бога, практиковать физическое исцеление, говорить на иных или духовных языках (глоссолалия) и истолковывать языки. Пятидесятничество уходит своими корнями в 19 в.Движение святости 19-го века, которое пропагандировало глубокое личное благочестие. 1 Возникло как отдельное религиозное движение в США в начале 20 века. 2 Пятидесятнические деноминации включают Ассамблеи Бога и Церковь Бога во Христе. 3

Харизматы

Харизматы являются членами непятидесятнических конфессий, включая католики, православные и некоторые протестантские конфессии, которые придерживаются хотя бы некоторых пятидесятнических верований и занимаются хотя бы некоторыми духовными практиками, связанными с пятидесятничеством, включая божественное исцеление , пророчество и говорение на языках. Харизматическое движение, иногда известное как харизматическое обновление, началось среди основных протестантов в США в 1960 и к 1967 году распространились на части католической церкви США. 4 Харизматическое движение также находит выражение в независимых конгрегациях, которые сформировали свои собственные сети дочерних церквей, подобных деноминациям. 5 Эти церковные сети, такие как Vineyard Christian Fellowship, базирующаяся в Калифорнии, отличаются от исторически сложившихся пятидесятнических деноминаций. 6

Евангелисты

Евангелисты – это христиане, которые (1) верят в центральное значение обращения или опыта «рождения свыше» для получения спасения; (2) верить в авторитет Библии как Божьего откровения человечеству; и (3) иметь сильную приверженность евангелизации или распространению христианской вести. Евангелисты составляют трансконфессиональное движение; Христиан, придерживающихся этих убеждений или обязательств, можно найти в многочисленных деноминациях и церковных традициях, таких как методизм и пресвитерианство; пятидесятнические деноминации, такие как Ассамблеи Бога; и конфессии, которые являются явно и исторически евангелистскими, такими как Свободная евангелическая церковь Америки. 7 Истоки современного евангелизма часто прослеживаются в лютеранском пиетизме конца 17-го века в Германии и методизме в Англии примерно в то же время. 8


Сноски:

1 Randall Balmer, The Encyclopedia of Evangelicalism , Westminster John Knox Press, 2002, стр. 446. о религии и общественной жизни, Дух и сила: опрос пятидесятников в 10 странах , 2006. (вернуться к тексту)

3 Randall Balmer, The Encyclopedia of Evangelicalism , Westminster John Knox Press, 2002, стр. 446. (вернуться к тексту)

4 Allan Anderson, An Introduction to Pentecostalism: Global Харизматическое христианство , Cambridge University Press, 2004, страницы 144–151. (вернуться к тексту)

5 Аллан Андерсон, Введение в пятидесятничество: глобальное харизматическое христианство , Cambridge University Press, 2004, страницы 144-151. (вернуться к тексту)

6 Рэндалл Балмер, Энциклопедия евангелизма , Westminster John Knox Press, 2002, страницы 122-124; Аллан Андерсон, Введение в пятидесятничество: глобальное харизматическое христианство , Cambridge University Press, 2004, страницы 144–151. (вернуться к тексту)

7 Рэндалл Балмер, Энциклопедия евангелизма , Westminster John Knox Press, 2002, страницы 196-197. (вернуться к тексту)

8 «Евангелизм», в Новой католической энциклопедии , Volume 5, Gale, 2002, page 472. (вернуться к тексту)


Примечания:

15 Центр изучения глобального христианства (CSGC) имеет немного более высокую оценку общего числа христиан в 2010 году ( 2,27 миллиарда), чем Pew Forum (2,18 миллиарда). Таким образом, совокупное пятидесятническое и харизматическое население в 584 миллиона человек составляет меньшую долю христианской вселенной CSGC (25,7%). (вернуться к тексту)

Что такое харизматический католицизм?

Президент Дональд Трамп назначил судью Эми Кони Барретт вместо судьи Рут Бейдер Гинзбург в Верховном суде.

Судья Эми Кони Барретт в Милуоки, 24 августа 2018 года. Рэйчел Мейлхорн, rachelmalehorn.smugmug.com, через AP

Были подняты вопросы о ее предполагаемой связи с «Людями хвалы», внеконфессиональным христианским харизматическим сообществом, которое, по мнению некоторых, может оказать потенциальное влияние на ее юридическое мышление, особенно в отношении прав на аборт.

Люди Похвалы предоставляют отдельным членам раскрывать свою принадлежность, и Барретт не говорила о своем членстве. Итак, остается вопрос: что такое харизматический католицизм?

Пятидесятничество в США

Католические харизматы практикуют формы пятидесятничества, которые включают веру в то, что люди могут получать дары Святого Духа.

Современное пятидесятничество в Соединенных Штатах началось на улице Азуза в Лос-Анджелесе.

Начиная с 1906 августа афроамериканский пастор Уильям Дж. Сеймур возглавил общину в городе, которая утверждала, что получила чудесные дары от Бога, такие как пророчество и сила исцелять. Движение стало известно как возрождение улицы Азуза.

Члены общины на улице Азуза считали, что им были даны те же благословения, что и ученикам Иисуса. Согласно библейским Деяниям апостолов, в Пятидесятницу — еврейский праздник урожая Шавуот через 50 дней после Пасхи — Святой Дух сошел в виде пламени над головами учеников. Считается, что после этого ученики могли говорить на языках, которых они не знали, чтобы провозглашать «чудеса Божьи».

В христианстве Святой Дух является третьим лицом Троицы и связан с действием Бога в мире.

Католическое харизматическое движение

Эти пятидесятнические учения оказали влияние на католическое харизматическое движение, которое первоначально утвердилось в США в 1960-х годах.

Во время молитвенного собрания 1967 года в Университете Дюскейн в Питтсбурге группа студентов и преподавателей говорила об особых «харизмах», или дарах, полученных через Святого Духа.

По свидетельствам очевидцев, на преподавателей оказали сильное влияние две книги пятидесятнической традиции: «Крест и выкидной нож» и «Они говорят на иных языках».

Об аналогичных переживаниях Святого Духа позже сообщалось на молитвенных собраниях в Университете Нотр-Дам и Мичиганском университете.

С тех пор католическое харизматическое движение распространилось по всему миру.

Для католических харизматов центральным опытом является «крещение Святым Духом». Крещение Святым Духом отличается от традиционного католического крещения младенцев водой. Вера взрослых, крещенных Святым Духом, возрождается и укрепляется благодаря тому, что члены собрания возлагают на них руки.

Часто признаком крещения Святым Духом является «глоссолалия», или «говорение на языках». Говорить на языках означает использовать непонятный язык, который часто переводит кто-то другой в собрании. Обычно глоссолалию считают формой молитвы. Но в других случаях считается, что глоссолалия содержит пророчества о настоящих или будущих событиях.

Участники католического харизматического движения также заявляют о духовном и физическом исцелении, связанном с силой Святого Духа, действующей через верующих.

Католические харизматические молитвенные службы полны энтузиазма и включают в себя энергичное пение, аплодисменты и молитву с распростертыми руками.

Католический харизматический молебен.

Споры и поддержка

Существуют также формы харизматического католицизма, которые верят в изгнание злых духов.

Католическая харизматическая община в Индии, которую я исследовал, практиковала экзорцизм, а также исцеление верой. У группы также был список злых духов, с которыми они, по их утверждениям, имели дело.

[ Insight, в вашем почтовом ящике каждый день. Вы можете получить его в электронной рассылке The Conversation.]

Не все католические харизматические группы проводят экзорцизмы, особенно после того, как Ватикан ужесточил процедуры экзорцизма, официально позволив проводить их только священникам. Но католические харизматические практики остаются спорными для некоторых, потому что они отличаются от основного католического богослужения.

В последнее время католические харизматы нашли сильного союзника в лице Папы Франциска. На самом деле, на Олимпийском стадионе в Риме папа однажды встал на колени и был благословлен собранием тысяч католических харизматов, говорящих на языках.

Комментаторы расходятся во мнениях относительно того, должно ли членство Барретта в харизматическом религиозном сообществе быть предметом обсуждения на любых возможных слушаниях по выдвижению кандидатов. Но харизматические или пятидесятнические группы и церкви представляют собой самый быстрорастущий сегмент христианства во всем мире. По этой причине многие современные христиане могут разделять убеждения Эми Кони Барретт.

Эта статья была обновлена, чтобы исправить год возрождения улицы Азуза.

Что такое харизматическая церковь?

Харизматическая церковь – это та, которая принимает силы Святого Духа. Равнодушие захватывает паству: руки воздеваются в торжестве, исполненные Духом Святым говорят на языках, и – в зависимости от того, где вы поклоняетесь – пастыри совершают чудеса силой Божией. Какие чудеса? Все, от исцеления больных прихожан до произнесения пророчества.

Такое поклонение можно ожидать от харизматической церкви, но оно не отражает всего харизматического движения. Другие общины могут просто с большим энтузиазмом относиться к поклонению Богу. Прихожане экспрессивны, пасторы произносят эмоциональные проповеди, а энтузиазм пронизывает все богослужение.

По правде говоря, трудно дать определение харизматическому движению. Для некоторых это просто восторженное принятие силы Святого Духа; это внутреннее чувство можно найти только через Бога. Для других это практика, в которой можно регулярно наблюдать чудеса.

Университет Кэмпбеллсвилля

Избранная программа: Для тех, кто откликается на призыв служить в служении, поиск подходящей программы для получения степени в служении имеет решающее значение для будущего успеха. С любой из наших онлайн-программ на получение степени служения вы узнаете, как продемонстрировать эффективные лидерские навыки служителя в рамках карьеры, основанной на вере.

Запрос информации

Point University

Избранная программа: онлайн-программы бакалавриата и бакалавра христианского служения в Point University сочетают в себе курс гуманитарных наук с базовыми компетенциями и практическим опытом христианского служения.

Запрос информации

Liberty University

Избранная программа: Сертификат христианского служения Университета Свободы и программы на получение степени могут помочь удовлетворить эту растущую потребность, вооружая студентов глубоким пониманием библейских принципов и стратегий лидерства, необходимых для служения и роста современных церквей. Программы христианского служения Liberty преподаются на основе библейского мировоззрения с миссией «Обучать чемпионов для Христа» в каждом классе, каждой степени, для каждой карьеры.

Запрос информации

Университет Гранд-Каньон

Рекомендуемая программа: Программы теологии и служения Университета Гранд-Каньон основаны на библейской истине и предназначены для укрепления богословских знаний. Миссия Теологического колледжа GCU состоит в том, чтобы «научить студентов эффективно распространять Евангелие, верно служить церкви и честно служить дома и за рубежом».

Запрос информации

King University

Избранная программа: Бакалавр религиоведения фокусируется на изучении христианских Писаний, практическом служении, теории и методологии религии, философии и мировых религий с упором на реформатское богословие.

Запрос информации

Харизматическое движение само по себе неконфессиональное. Все возвращается к значению слова «харизма». В теологическом контексте это означает «божественный дар или сила». Поэтому неудивительно, что элементы харизматического движения очевидны во многих деноминациях от римского католицизма до протестантизма.

Происхождение харизматической церкви

У пятидесятников и харизматического движения много общего. Основной тезис пятидесятничества состоит в том, что Святой Дух — Божье присутствие — в теле — это мощное переживание, которое требует физического выражения этого обладания.

В харизматическом движении эта одержимость проявляется через крещение Святым Духом. Вместо того, чтобы погрузиться в реку, чтобы выйти новым, обновленным последователем Христа, проповедник кладет руку на поклоняющегося, приглашая Божье присутствие в тело и душу человека.

Дело Агнес Озман

Одним из наиболее известных примеров его владения в действии является история Агнес Озман. Она была ученицей Вефильской библейской школы Чарльза Парэма в Топике, штат Канзас, в начале 20-го века.0005-й век. Там она узнала о святости, о концепции верующего, освящённого Святым Духом – полностью свободного от греха.

Изучая Новый Завет, студенты Библейской школы Вефиля пришли к выводу, что говорение на языках является синонимом присутствия Святого Духа в человеке. Чтобы испытать это чудо, Пархем и его ученики планировали помолиться Святому Духу в канун Нового 1900 года. со Святым Духом. По словам других студентов Вефиля, его молитва была услышана. Агнес начала говорить по-китайски. В течение трех дней студенты утверждали, что Агнес могла писать только китайскими иероглифами.

Чудесный многоязычный опыт Озмана считается семенем, из которого выросло харизматическое движение. Многие видят в этом прямое проявление духовных даров, описанных в 1 Коринфянам 12:4-11.

Итак, где вы находите эти харизматические церкви? Что вы можете ожидать при входе?

Что вы найдете в харизматической церкви

Харизматическая церковь бывает всех конфессий. Вы можете найти элементы харизмы в пятидесятнической, епископальной, методистской или римско-католической общине, но это только верхушка айсберга. Ключ в том, чтобы искать элементы, составляющие харизматическую церковь:

Совместная молитва: Обычная для всех типов собраний, эта совместная молитва может быть сосредоточена на проявлении какого-либо чуда. Это может быть усиление способности пастора наделять последователя Святым Духом.

Общий энтузиазм: Оставьте все запреты за дверью. Церковь с харизматическим влиянием побуждает посетителей выражать себя так, как им заблагорассудится. Кричите во все горло. Поднимите руки к небесам. Бегайте вверх и вниз по проходам (мы не шутим).

Крещение Святым Духом: Посмотрите, как последователь Христа испытывает Его Святой Дух. Пастор возложит руки на молящегося, прося Бога наполнить тело Своим присутствием.

Давайте обсудим последний пункт немного подробнее. Крещение, свидетелем которого вы станете, может и не быть чем-то необычным. Человек, получивший крещение Святым Духом, может достичь точки экстаза, улыбаясь, когда он принимает Господа в свое сердце.

Другие события могут выйти далеко за рамки того, что вы могли бы увидеть в своем заурядном собрании. Слышите язык, которого не знаете? Поклоняющийся говорит на языках. Некоторые могут утверждать, что любые недуги, которые они испытывали, были смыты любовью Иисуса.

Насколько велико харизматическое движение?

Больше, чем некоторые думают. Pew Forum проанализировал оценки Центра изучения глобального христианства.