Кто воспитывал – «» ?

Содержание

Кто (или что) воспитывает человека?

все люди одинаковые в одном обществе?

Раньше и вечность была долговечнее.

человек-амеба да, подстраивается под свое окружение. сильный человек сам меняет свое окружение

«Поэтому, попав в определенное окружение, человек уже не может противиться его влиянию и становится таким, как оно. «(с) Бывает ПРОТЕСТНОЕ воспитание (точнее самовоспитание) . И тогда внешнее воздействие (среда) оказывает противоположное влияние. Например, в семье алкоголиков может вырасти убеждённый трезвенник.

Воспитывает окружение, но не все подвержены влиянию. Такие живут на основе собою выбранных ценностей. Более того они способны менять мораль и править людьми.

По-моему — воспитывает ОПЫТ — иногда слишком дорогой ценой — зато обьясняет доходчиво …)

Сначала семья, потом обстоятельства, среда обитания. То, что заложено в семье, полюбому — основа, на которой личность либо крепнет под влиянием среды обитания и обстоятельств, либо разлагается…

touch.otvet.mail.ru

Кто такой «воспитанный человек» и как им стать

Воспитанный человек — это не тот, кто говорит тебе «Здрасте» и убирает за собой поднос в McDonald’s. Если тебя учили переводить через дорогу старушек и водили в музыкальную школу, то ты всё равно не можешь носить это почетное звание. Воспитанный — это звание, которое нужно заслужить. И за него ответственны не только твои родители, но и ты сам.

Уважает личность и не рисуется

Воспитание — это прежде всего уважение человеческой личности. Само собой, такой человек не позволит себе унизительно шутить в присутствии других и будет вежлив даже с самым последним хамом (но ровно до того момента, как хамло перешагнет за рамки дозволенного). Воспитанный человек будет мягок и тактичен, он не будет пытаться с первых секунд показать себя, заполнить собой и своим эго всё пространство и устроить презентацию своих возможностей. Ты считаешь, что это плохо, что нужно себя преподносить, чтобы тебя заметили? Отчасти ты прав, но воспитанность всегда бросается в глаза. Она не такая шумная, как бахвальство, не такая громоздкая, как наглость, но такая же заметная. Не путай воспитанность со скромностью и молчаливостью, наш герой совсем не такой. Он мало говорит, но всегда по делу, не перебивает, вежлив, общается остроумно, но без оскорблений, и старается поддерживать контакт со всеми. Вспомни таких людей на различных вписках и вечеринках (или как вы, молодежь, это называете?). Зачастую обнаруживается спокойный чувак, к которому привлечено внимание всех остальных. А ведь он не декламирует стихи Лаэртского, не хлопает ногами, стоя на руках, не шутит про какашки.

Не вопит по пустякам

Если вдруг что-то пошло не так, воспитанный человек не станет поднимать панику, визжать как свинья на бойне и доставать людей своим нытьем. Он будет вести себя как белый офицер перед расстрелом — невозмутимо и горделиво. Просто ему вовремя сказали, что истеричный мужик выглядит очень гнусно. А уж волноваться по мелочам вроде потерянного зонта — это вообще глупо. Воплями и нервами беде не поможешь, только окружающих выбесишь.

Сострадателен и справедлив не только к кошкам

У воспитанного человека повышенное содержание сострадательности и справедливости в крови. Если тебя воспитывали нормально, то наверняка говорили про взаимовыручку и помощь ближнему. Не надо вспоминать про волчьи законы и кричать, что на этой планете порядка нет, все друг друга предают и кидают. Это крайности. А вот прийти на выручку другу, которому нужно перевезти гроб, помочь с деньгами или помочь в пьяных разборках — это святое. Вызвать скорую сваленному инсультом пенсионеру, мимо которого прошли десятки ног — это не героизм, когда-то это считалось в порядке вещей. Поддержать морально сломленного приятеля — это обычное дело. Молча помочь занести коляску в троллейбус — тоже из этой же серии поступок.

Тут не благородство, о чем речь, это проявление воспитания. Тебя никто не просит продавать квартиру в пользу нищих, ты не граф Толстой, да и сам по себе такой поступок находится на грани дебилизма и героизма. А тебя просят делать простые вещи. Так что будь сострадателен не к одним только кошечкам и собачкам.

Отдает долги

Воспитанный человек умеет уважать. Не кого попало, а только тех, кто этого достоин. Он им не завидует, он ими искренне восхищается и искренне благодарен за помощь или поддержку. И именно поэтому воспитанный человек всегда платит долги и старается это делать вовремя. Это благодарность за помощь и проявление уважения к чужой собственности.

Самодостаточность и чувство собственного достоинства

И еще немного об уважении. Стоит ли говорить, что воспитанный человек не будет принижаться, не будет вызывать к себе сочувствие, сострадание, намекать, что ему пригодилась бы помощь? Ну это ведь как-то неприлично и унизительно, ты не находишь? Всё это от чувства самоуважения. Просто воспитание не позволяет пользоваться столь низкими, столь грязными и столь подлыми приемами.

Поэтому воспитанный человек старается отыскать в себе какой-нибудь талант и развить его максимально. Так что самодостаточность — это во многом следствие воспитанности.

Не приемлет ложь

Человек воспитанный ложь не принимает и не одобряет. Зачем ему лгать, это ведь некрасиво, неприлично и глупо. Даже мелкая ложь по пустякам неприемлема. Как мы говорили, у воспитанного человека с чувством собственного достоинства всё в порядке, поэтому ему не нравится, когда ему вешают лапшу на уши. А воспитанные люди как раз ведут себя в соответствии с библейским принципом «Не делай того, чего бы сам себе не пожелал». Поэтому они не рисуются и не пускают пыль в глаза, не делают вид, что им интересна пустая дребедень вроде машин или бинарных опционов только для того, чтобы поддержать разговор.

Культура поведения превыше всего

Воспитанный человек не обязательно должен разбираться в культуре и отличать Моне от Мане. Но культура внутренняя у него должна быть. Лучше не знать, кто такой Глюк, но при этом жить в чистоте, чем цитировать Державина и при этом жить в свинарнике, ходить неряшливо-грязным, с нестриженными ногтями. Он не нажирается до свинского состояния, руководствуясь предлогом «а почему бы и нет», он выпивает, когда есть возможность. Это культура поведения, которая передается и на культуру взаимоотношений, и на образ жизни. Воспитанный человек при знакомстве с девушкой не будет отпускать шутки в адрес выдающихся прелестей, он будет максимально романтичен и вежлив. Чехов называл это «умением облагородить свой половой инстинкт». Быть может, он меняет партнерш как перчатки, но не относится к женщинам как к средству самоудовлетворения на двух ногах.

brodude.ru

Кто воспитывал А.С. Пушкина в детстве

Александр Сергеевич Пушкин однозначно имел врожденный талант, однако его окружение в детстве имело огромное влияние на развитие его литературных способностей.

Бабушка

Бабушка Пушкина (Мария Алексеевна) была высокообразованной женщиной. Она великолепно владела русским языком. И именно она научила будущего поэта читать, грамотно писать и правильно говорить.

Возможно, именно ей мы обязаны красоте и великолепию русской речи в стихах поэта.

 

Няня

Любимой няней Пушкина была Арина Родионовна. Она знала невероятное количество сказок и небылиц, которые передала поэту в детстве.

На ее рассказах основаны сказки Пушкина: «Лукоморье», «Сказка о попе и его работнике Балде» и другие.

 

Учителя

В детстве у Пушкина было много учителей (гувернёров), которые преподавали ему французский язык, литературу, латынь, математику и прочие необходимые предметы.

Французский язык был в то время довольно популярным. Пушкин настолько увлекся им, что французский стал в итоге для него вторым родным языком. А творчество Вольтера и Мольера повлияло на будущие произведения поэта.

 

Родители

Родители Пушкина не уделяли Александру много времени, и не проводили самостоятельно каких-либо занятий для своих детей.

Однако они всячески поддерживали их интерес к литературе: читали с ними вместе, постоянно пополняли библиотеку.

Кроме того, именно они нанимали самых лучших учителей для своих детей (в том числе и для Александра).

Видя талант старшего сына, они еще не раз помогут ему в учебе и развитии.

 

Дядя

Дядя Пушкина (Василий Львович) был поэтом. Он одним из первых заметил и одобрительно отнесся к проявляющемуся таланту Александра.

Будущий поэт доверял своему дяде и одному из немногих показывал свои первые произведения.

Позже дядя поможет племяннику поступить в Царскосельский лицей.

 

Сестра Ольга

Ольга была не на много старше своего брата (всего на 1,5 года). И поэтому нельзя сказать, что она воспитывала поэта.

Однако некоторое положительное влияние на своего брата она все же имела. Именно ей самой первой Пушкин показывал свои стихи и произведения. Она всегда поддерживала его, и уже очень рана поняла, что у брата есть талант.

 

Литераторы и другие гости дома

Большое влияние на становление поэта оказали гости дома Пушкиных, среди которых бывали известные писатели (Карамзин), литераторы, поэты, музыканты и художники.

Маленький Саша присутствовал при подобных встречах, и очень рано начал понимать смысл взрослых разговоров и обсуждений.


Все эти люди имели большое влияние на становление будущего поэта.

hronika.su

Кто воспитывал русских императоров? — Ф_О_В

Кто воспитывал русских императоров?


Образовательная система в России появилась ко времени правления государя Алексея Михайловича. Первые образованные наследники – царевич Иван Алексеевич и царевна Софья Алексеевна, обучались по программе Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1687 году. Царица Софья считалась одной из самых образованных женщин в России и продемонстрировала способность к успешному управлению государством. Тем ни менее, ее «образованность» не помогла переиграть в политической борьбе, получившего сравнительно бессистемное обучение Петра Алексеевича.


 Как особая миссия воспитание будущих монархов было осмыслено в эпоху Екатерины II, которая в его недостатке видела причину всех пороков. Тогда и были заложены основные принципы образования наследников престола и великих князей.

Чтение и иностранные языки

Император Павел I Петрович

Важную роль в системе «придворной педагогики» играло пробуждение интереса к чтению и изучению древних и новых языков. Воспитатель царевича Павла Ф. Д. Бехтеев придумал для своего маленького воспитанника особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. Другим способом увлечь маленького князя чтением стало издание небольшой газеты, в которой Бехтеев помещал заметки обо всех, даже самых незначительных поступках самого Павла.


 

Изучение иностранных языков основывалось на прямом общением с носителями языка, которых как можно раньше зачисляли в штат царственных младенцев. Результаты не заставляли себя ждать. О своем четырехлетнем внуке Александре Екатерина писала, что он очень хорошо понимает по-немецки и еще более по-французски и по-английски.

Для лучшего закрепления и систематизации языковой подготовки к Александру был приглашен швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп, подготовивший для наследника колоссальный список рекомендованного чтения. Основу списка составили книги по античной истории и философии с указанием, какие части латинских текстов надо прочесть в оригинале.

«Великой князь Александр Павлович читает с исправностию и когда содержание ему нравится или возбуждает любопытство, он заставляет слушать себя с удовольствием» — так характеризовал Лагарп языковые успехи воспитанника.

Физические упражнения

Портрет великих князей Александра Павловича и Константина Павловича

Физическое развитие и телесные ограничения были неотъемлемой частью воспитания великих князей с самого раннего возраста. Екатерина не скрывала своей боли, вспоминая о том, что не имела возможности препятствовать чрезмерной и отчасти бестолковой опеке нянек и мамушек по отношению к маленькому Павлу, которого «заботами буквально душили».

Внуков – Александра и Константина – напротив, закаливали, с детства приучая к холоду. Великих князей запрещалось перекармливать – их кормили в строго отведенное время. Спали они на твердых волосяных матрасах, в комнате, где всегда было много света и воздуха. Под окнами детской стреляли из пушки, чтобы мальчики привыкали к резким звукам.

Образование наследника включало обучение танцам, верховой езде, фехтованию, а также гимнастические упражнения, дающие, по выражению известного педагога XIX века Грота, возможность молодому человеку «располагать своими физическими силами».

Труд

Великая Княжна Татьяна, дочь царя, переносит при помощи солдата, глыбы дерна на носилках

Традиции трудового воспитания наследников престола также были заложены в XVIII веке. Будущий император Павел I, по примеру прадеда, любил работать на станке, обтачивая детали. Его сын Александр уже ребенком рубил дрова, пахал, косил, вскапывал грядки, исполнял обязанности кучера, столяра, маляра. Физический труд неизменно входил в распорядок дня царских детей вплоть до 1918 года: в дневнике императора Николая II, уже лишенного власти, ежедневно упоминается работа, которую царская семья выполняет не по чьему-то принуждению, но по собственной воле.

Благотворительность

Конный портрет великого князя Александра Николаевича

Николай II с дочрьми Ольгой и Татьяной

«Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и либеральны» — так суммировала Екатерина свое представление о личности будущего государя на экземпляре «Телемака», адресованном внуку. Одной из «достойных наследника престола» форм поощрения, которую применял по отношению к великому князю Александру Николаевичу (будущему Александру II) его учитель К.К. Мердер, было право финансовой помощи нуждающимся семьям. Право это надо было заслужить отличной успеваемостью в течение полугода.

Гражданский долг

В записке, поданной Екатерине, учитель ее внука Александра — швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп излагал свои убеждения относительно гражданских добродетелей монарха: первой среди них было осознание ответственности за судьбу своих подданных. Поэтому при обучении его всевозможным наукам (а великие князья проходили, помимо гуманитарных дисциплин также экспериментальную физику, химию, математику, географию, астрономию и т.п.) нельзя упускать из виду, что правитель должен быть не физиком, натуралистом или юристом, а в первую очередь — «честным человеком и просвещенным гражданином».

Личный пример

АлександрI, цесаревич на уроке у поэта и его воспитателя В.А.Жуковского

Поскольку все великие князья получали домашнее воспитание, личности воспитателей играли важнейшую роль в формировании мировоззрения будущего государя, становясь им близкими, почти родными людьми. Отбор наставников для великих князей был делом серьезнейшим: допускались исключительно «особы добронравные, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходиться приятно и ласково».


Цесаревич Алексей со своими преподавателями.

Воспитатели осознавали как величайшую честь, им оказанную так и величайшую ответственность, на них возложенную. «Государь дал мне то, что для меня и целой России есть драгоценнейшего – сына, наследника престола. Да поможет мне Бог исполнить мое великое дело» — писал родным Карл Карлович Мердер.

В свою очередь, и монаршие воспитанники платили наставникам искренней привязанностью. Дневниковые записи Мердера свидетельствуют о том, что во время его болезни Александр Николаевич не скрывал искреннего сочувствия учителю: «Видя меня слабым и страдающим, он заливался слезами, и только силой могли отвести его от моей постели».

Общение со сверстниками

Царевич Алексей Николаевич со сверстниками, детьми охраны и прислуги

В составленном Гротом в 1858 году «Проекте особого учебного решения для великих князей» отдельно обсуждался вопрос о возможности обучения царских детей в кругу сверстников. Пять-шесть юношей, выбранных по жребию из числа питомцев лучших учебных заведений Петербурга и Москвы, получали право заниматься в том же учебном классе, что и будущий монарх.

Во время летних каникул одноклассники наследника допускались к нему для совместных «ботанических и мореходных» прогулок и занятий гимнастикой. Помимо возможности дружеского общения со сверстниками, важным преимуществом совместного обучения была атмосфера соревнования в учебной аудитории. Следствием ее должны были стать как учебные успехи, так и привычка к умственному труду, формирование воли и характера великих князей.

 

https://cyrillitsa.ru/past/59039-kto-vospital-russkikh-imperatorov.html

filov.mypage.ru

Кириллица | Кто воспитывал русских монархов

Как особая миссия воспитание будущих монархов было осмыслено в эпоху Екатерины II, которая в его недостатке видела причину всех пороков. Тогда и были заложены основные принципы образования наследников престола и великих князей.

Образовательная система в России появилась ко времени правления государя Алексея Михайловича. Первые образованные наследники – царевич Иван Алексеевич и царевна Софья Алексеевна, обучались по программе Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1687 году. Царица Софья считалась одной из самых образованных женщин в России и продемонстрировала способность к успешному управлению государством. Тем ни менее, ее «образованность» не помогла переиграть в политической борьбе, получившего сравнительно бессистемное обучение Петра Алексеевича.

Чтение и иностранные языки

Важную роль в системе «придворной педагогики» играло пробуждение интереса к чтению и изучению древних и новых языков. Воспитатель царевича Павла Ф. Д. Бехтеев придумал для своего маленького воспитанника особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. Другим способом увлечь маленького князя чтением стало издание небольшой газеты, в которой Бехтеев помещал заметки обо всех, даже самых незначительных поступках самого Павла.

Изучение иностранных языков основывалось на прямом общением с носителями языка, которых как можно раньше зачисляли в штат царственных младенцев. Результаты не заставляли себя ждать. О своем четырехлетнем внуке Александре Екатерина писала, что он очень хорошо понимает по-немецки и еще более по-французски и по-английски.

Для лучшего закрепления и систематизации языковой подготовки к Александру был приглашен швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп, подготовивший для наследника колоссальный список рекомендованного чтения. Основу списка составили книги по античной истории и философии с указанием, какие части латинских текстов надо прочесть в оригинале. «Великой князь Александр Павлович читает с исправностию и когда содержание ему нравится или возбуждает любопытство, он заставляет слушать себя с удовольствием» — так характеризовал Лагарп языковые успехи воспитанника.

Физические упражнения

Физическое развитие и телесные ограничения были неотъемлемой частью воспитания великих князей с самого раннего возраста. Екатерина не скрывала своей боли, вспоминая о том, что не имела возможности препятствовать чрезмерной и отчасти бестолковой опеке нянек и мамушек по отношению к маленькому Павлу, которого «заботами буквально душили».

Внуков – Александра и Константина – напротив, закаливали, с детства приучая к холоду. Великих князей запрещалось перекармливать – их кормили в строго отведенное время. Спали они на твердых волосяных матрасах, в комнате, где всегда было много света и воздуха. Под окнами детской стреляли из пушки, чтобы мальчики привыкали к резким звукам. Образование наследника включало обучение танцам, верховой езде, фехтованию, а также гимнастические упражнения, дающие, по выражению известного педагога XIX века Грота, возможность молодому человеку «располагать своими физическими силами».

Труд

Традиции трудового воспитания наследников престола также были заложены в 18 веке. Будущий император Павел I, по примеру прадеда, любил работать на станке, обтачивая детали. Его сын Александр уже ребенком рубил дрова, пахал, косил, вскапывал грядки, исполнял обязанности кучера, столяра, маляра. Физический труд неизменно входил в распорядок дня царских детей вплоть до 1918 года: в дневнике императора Николая II, уже лишенного власти, ежедневно упоминается работа, которую царская семья выполняет не по чьему-то принуждению, но по собственной воле.

Благотворительность

«Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и либеральны» — так суммировала Екатерина свое представление о личности будущего государя на экземпляре «Телемака», адресованном внуку. Одной из «достойных наследника престола» форм поощрения, которую применял по отношению к великому князю Александру Николаевичу (будущему Александру II) его учитель К.К. Мердер, было право финансовой помощи нуждающимся семьям. Право это надо было заслужить отличной успеваемостью в течение полугода.

Гражданский долг

В записке, поданной Екатерине, учитель ее внука Александра — швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп излагал свои убеждения относительно гражданских добродетелей монарха: первой среди них было осознание ответственности за судьбу своих подданных. Поэтому при обучении его всевозможным наукам (а великие князья проходили, помимо гуманитарных дисциплин также экспериментальную физику, химию, математику, географию, астрономию и т.п.) нельзя упускать из виду, что правитель должен быть не физиком, натуралистом или юристом, а в первую очередь — «честным человеком и просвещенным гражданином».

Личный пример

Поскольку все великие князья получали домашнее воспитание, личности воспитателей играли важнейшую роль в формировании мировоззрения будущего государя, становясь им близкими, почти родными людьми. Отбор наставников для великих князей был делом серьезнейшим: допускались исключительно «особы добронравные, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходиться приятно и ласково».

Воспитатели осознавали как величайшую честь, им оказанную так и величайшую ответственность, на них возложенную. «Государь дал мне то, что для меня и целой России есть драгоценнейшего – сына, наследника престола. Да поможет мне Бог исполнить мое великое дело» — писал родным Карл Карлович Мердер.

В свою очередь, и монаршие воспитанники платили наставникам искренней привязанностью. Дневниковые записи Мердера свидетельствуют о том, что во время его болезни Александр Николаевич не скрывал искреннего сочувствия учителю: «Видя меня слабым и страдающим, он заливался слезами, и только силой могли отвести его от моей постели».

Общение со сверстниками

В составленном Гротом в 1858 году «Проекте особого учебного решения для великих князей» отдельно обсуждался вопрос о возможности обучения царских детей в кругу сверстников. Пять-шесть юношей, выбранных по жребию из числа питомцев лучших учебных заведений Петербурга и Москвы, получали право заниматься в том же учебном классе, что и будущий монарх.

Во время летних каникул одноклассники наследника допускались к нему для совместных «ботанических и мореходных» прогулок и занятий гимнастикой. Помимо возможности дружеского общения со сверстниками, важным преимуществом совместного обучения была атмосфера соревнования в учебной аудитории. Следствием ее должны были стать как учебные успехи, так и привычка к умственному труду, формирование воли и характера великих князей.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Кто воспитывает наших детей?

Ни для кого не секрет, что основная часть человеческих качеств, ровно, как и проблем, комплексов, и психологических отклонений закладывается в детстве. Откуда берутся эти самые комплексы, если родители, как правило, желают своим детям только хорошее, и непременно растят прекрасных людей, вкладывая в них всё самое лучшее? Как так получается, что повзрослев, ребёнок зажат или наоборот развязан? От чего девочки хотят, прежде всего, пухлые губы, шубу и красивое тело, не хотят детей, мечтают о богатом спутнике жизни на дорогой машине, или наоборот — лишь бы с кем, но не одной, пусть курит, пьёт, ничего страшного, главное — при ком-то? В то время как мальчики боятся ответственности, противоположный пол воспринимают лишь как сексуальный объект, хотят наслаждаться жизнью «для себя», да и какие там дети? Почему думать о семье ненормально, а о карьере и деньгах очень даже по-современному? В какой момент произошёл этот перекос? Или родители и правда закладывают в своих чад мировоззрение, в соответствии с которым нужно стремиться только к материальным благам. Разве могут истинно любящие родители пренебречь такими категориями как душа, благородство, семья, мужество, ответственность, забота, доверие?

В первую очередь, задача родителей — подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, помочь сформировать правильные основы понимания жизни и взаимодействия с миром, и как можно раньше отпустить, позволив закреплять теоретические знания на практике, приобретая незаменимый личный жизненный опыт. По большому счёту семья нужна лишь для того, чтобы научить ребёнка любить! Где, как ни в семье человек должен чувствовать безусловную любовь и получать поддержку?

Именно нехватка любви является причиной большинства психологических отклонений. Часто воспитание детей спихивают на бабушку и дедушку, детский сад и няню, прикрываясь необходимостью зарабатывать деньги, которые так нужны для содержания ребёнка. Как следствие, постепенно на подсознательном уровне ребёнок начинает чувствовать себя обузой и нежеланным существом, считая, что причиной тяжкого труда родителей является его содержание. Чтобы как-то восполнить необходимое внимание и любовь покупаются новые игрушки, гаджеты, конфеты, тем самым формируя потребительское отношение ребёнка к жизни, к людям, к миру в целом, и увеличивая духовную и эмоциональную дистанцию в отношениях. То есть ребёнок вместо поцелуя, объятий, прогулки и разговора по душам получает шоколадку. Неужели это равноценно? Однако, что остаётся ребёнку кроме как поверить, что это так?

Не редкость и другая проблема, когда родители вроде рядом, но будто не слышат своего ребёнка. Дети замечательный индикатор нашей зрелости и осведомлённости об окружающем мире. Порой они задают вопросы, которые не каждый взрослый себе задаёт, даже скорее избегает; вопросы, глубину которых сложно переоценить, а поиск ответа может занять целую жизнь. Однако это не повод оставлять детей в неведении, отвечая «вырастешь — поймёшь», «не мешай», «не задавай глупых вопросов». Ведь каждый из нас был любознательным малышом, и может вспомнить тот осадок в виде разочарования и обиды на вечно занятых взрослых. Так же и наши дети замыкаются и перестают нам доверять, когда их снова и снова просят подождать, повзрослеть, отстать. Результатом таких взаимоотношений является обращение ребёнка к иным источникам информации.

Пока родители пренебрегают живым общением со своими детьми, они воспитываются телевизором и компьютером. Поэтому сознание ребёнка обрастает представлениями о жизни, навязанными ему героями мультфильмов, кино, телепередач, компьютерных игр. Всё бы ничего, если бы информация, распространяемая упомянутыми источниками, была действительно направлена на воспитание благородных человеческих качеств, если бы не развивалась тенденция по уничтожению здравого смысла и затуманиванию сознания зрителей, в первую очередь детей и подростков. В последнее время очень сильный акцент делается на внешнюю привлекательность и сексуальность, о семье и семейных ценностях зачастую упоминают в негативном ракурсе. Конечно, это завуалировано под честность и нежелание дезинформировать подрастающее поколение. Если хотите увидеть подтверждение этим словам, зайдите на страницы в социальных сетях к юношам и девушкам от 12 до 18 лет — увидите фото и в нижнем белье, и с бокалами в руках, и что угодно, вот они результаты воспитания СМИ. При этом идёт непрерывная реклама, которая твердит ни что иное как «Потребляй! Потребляй! Потребляй!», говорит — «Купи и станешь модным, классным, красивым, здоровым». Конечно, существуют программы духовной направленности, но они просто тонут в этом океане транслируемого невежества.

Помимо этого с развитием технологий и внедрением компьютеров, мобильных телефонов и приставок реальность всё больше искажается. Вместо похода в зоопарк — интернет, вместо исторических книг и бесед со старшим поколением — война на просторах виртуального пространства. Вместо имён — «ники», вместо прогулки — очередной захват крепости, вместо живого общения — наушники и микрофон. Разве так может воспитаться мужество, разве так может образоваться крепкая настоящая дружба, разве здесь есть место человечности? К сожалению, ответ отрицательный. Вся эта виртуальная реальность притупляет восприятие действительности. Часто такой игрок оказывается не приспособленным к жизни, ведь здесь не получится просто выйти из игры в опасный момент, необходимо уметь постоять за себя, так как наяву нет функции сохранения или перезагрузки. Более того благодаря таким играм может развиться агрессия, эгоизм и чувство безнаказанности. Кстати, игромания стоит в одном ряду с алкоголизмом, наркоманией и другими опасными заболеваниями!

Ясно, что упомянутые недуги не возникают из ниоткуда. Враждебный настрой может быть заложен гораздо раньше, например, если родители не уследили, какую литературу листал их малыш, как только научился самостоятельно читать. В одной из детских книг было опубликовано стихотворение под названием «Красивая девочка», пару строк из которого всё же приведу:

«Ну что мне делать? Как мне быть? Терпеть — невыносимо!

Ну не могу ж я с ней дружить? Придётся, видно, отлупить, чтоб не была красивой!»

На мой взгляд, подобные произведения не каждый взрослый поймёт однозначно. И это не единственный пример, поэтому нужно быть начеку. Что касается прививания потребительских качеств, известно, что в супермаркетах применяется определённая выкладка товаров для детей (их кладут снизу), причём, как правило, они абсолютно не нужные и вредные. Достаточно просто завернуть это «химическое оружие» в яркую упаковку, приложить игрушку, и дело сделано — малыш хватает и несётся с ошалевшими глазами на кассу. К тому же в рекламе пообещали супер-силу и возможность выиграть кучу подарков.

Существует множество способов атаки на подсознание подрастающего поколения, и какие бы методы не применялись, придумываются и реализуются они взрослыми, то есть либо уже состоявшимися, либо потенциальными родителями! Чем мы руководствуемся? Нежеланием тратить время на непосредственное общение с детьми? Или неведением, обусловленным утерянной нитью духовного момента создания семьи? Первостепенное и истинное предназначение мужчины и женщины — продолжение рода, поддержание жизни на земле. Мы забыли, что способность создавать новую жизнь — святой дар, что семья — оплот надёжности, что жизнь каждого существа также важна, как и человеческая, что в мире много чудес, и они открываются чистому созданию. В результате с самого рождения ребёнку рассказывают и показывают, как побыстрее себя уничтожить, причём весело и беззаботно, как важно обладать, как здорово управлять, что если ты не сожрёшь, то обязательно сожрут тебя, что вокруг только зло и доверять некому.

Однако, если нам дано отличить тёмное от светлого, плохое от хорошего, истину ото лжи и заблуждений, то в наших руках изменить себя и ответственно подходить к воспитанию детей, фильтруя источники информации, прививая добродетельные понятия и взгляды. Чем благородней будут заложенные основы, тем легче будет ребёнку преодолеть и отсеять соблазны невежества. И, конечно, каждый родитель должен быть достойным примером своим детям, ведь хотим мы этого или нет, они во многом будут похожи на нас.

Ом!

www.oum.ru

Кириллица | Кто воспитывал русских императоров

Как особая миссия воспитание будущих монархов было осмыслено в эпоху Екатерины II, которая в его недостатке видела причину всех пороков. Тогда и были заложены основные принципы образования наследников престола и великих князей.

Образовательная система в России появилась ко времени правления государя Алексея Михайловича. Первые образованные наследники – царевич Иван Алексеевич и царевна Софья Алексеевна, обучались по программе Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1687 году. Царица Софья считалась одной из самых образованных женщин в России и продемонстрировала способность к успешному управлению государством. Тем ни менее, ее «образованность» не помогла переиграть в политической борьбе, получившего сравнительно бессистемное обучение Петра Алексеевича.

Чтение и иностранные языки

Важную роль в системе «придворной педагогики» играло пробуждение интереса к чтению и изучению древних и новых языков. Воспитатель царевича Павла Ф. Д. Бехтеев придумал для своего маленького воспитанника особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. Другим способом увлечь маленького князя чтением стало издание небольшой газеты, в которой Бехтеев помещал заметки обо всех, даже самых незначительных поступках самого Павла.

Изучение иностранных языков основывалось на прямом общением с носителями языка, которых как можно раньше зачисляли в штат царственных младенцев. Результаты не заставляли себя ждать. О своем четырехлетнем внуке Александре Екатерина писала, что он очень хорошо понимает по-немецки и еще более по-французски и по-английски.

Для лучшего закрепления и систематизации языковой подготовки к Александру был приглашен швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп, подготовивший для наследника колоссальный список рекомендованного чтения. Основу списка составили книги по античной истории и философии с указанием, какие части латинских текстов надо прочесть в оригинале.

«Великой князь Александр Павлович читает с исправностию и когда содержание ему нравится или возбуждает любопытство, он заставляет слушать себя с удовольствием» — так характеризовал Лагарп языковые успехи воспитанника.

Физические упражнения

Физическое развитие и телесные ограничения были неотъемлемой частью воспитания великих князей с самого раннего возраста. Екатерина не скрывала своей боли, вспоминая о том, что не имела возможности препятствовать чрезмерной и отчасти бестолковой опеке нянек и мамушек по отношению к маленькому Павлу, которого «заботами буквально душили».

Внуков – Александра и Константина – напротив, закаливали, с детства приучая к холоду. Великих князей запрещалось перекармливать – их кормили в строго отведенное время. Спали они на твердых волосяных матрасах, в комнате, где всегда было много света и воздуха. Под окнами детской стреляли из пушки, чтобы мальчики привыкали к резким звукам.

Образование наследника включало обучение танцам, верховой езде, фехтованию, а также гимнастические упражнения, дающие, по выражению известного педагога XIX века Грота, возможность молодому человеку «располагать своими физическими силами».

Труд

Традиции трудового воспитания наследников престола также были заложены в XVIII веке. Будущий император Павел I, по примеру прадеда, любил работать на станке, обтачивая детали. Его сын Александр уже ребенком рубил дрова, пахал, косил, вскапывал грядки, исполнял обязанности кучера, столяра, маляра. Физический труд неизменно входил в распорядок дня царских детей вплоть до 1918 года: в дневнике императора Николая II, уже лишенного власти, ежедневно упоминается работа, которую царская семья выполняет не по чьему-то принуждению, но по собственной воле.

Благотворительность

«Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и либеральны» — так суммировала Екатерина свое представление о личности будущего государя на экземпляре «Телемака», адресованном внуку. Одной из «достойных наследника престола» форм поощрения, которую применял по отношению к великому князю Александру Николаевичу (будущему Александру II) его учитель К.К. Мердер, было право финансовой помощи нуждающимся семьям. Право это надо было заслужить отличной успеваемостью в течение полугода.

Гражданский долг

В записке, поданной Екатерине, учитель ее внука Александра — швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп излагал свои убеждения относительно гражданских добродетелей монарха: первой среди них было осознание ответственности за судьбу своих подданных. Поэтому при обучении его всевозможным наукам (а великие князья проходили, помимо гуманитарных дисциплин также экспериментальную физику, химию, математику, географию, астрономию и т.п.) нельзя упускать из виду, что правитель должен быть не физиком, натуралистом или юристом, а в первую очередь — «честным человеком и просвещенным гражданином».

Личный пример

Поскольку все великие князья получали домашнее воспитание, личности воспитателей играли важнейшую роль в формировании мировоззрения будущего государя, становясь им близкими, почти родными людьми. Отбор наставников для великих князей был делом серьезнейшим: допускались исключительно «особы добронравные, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходиться приятно и ласково».

Воспитатели осознавали как величайшую честь, им оказанную так и величайшую ответственность, на них возложенную. «Государь дал мне то, что для меня и целой России есть драгоценнейшего – сына, наследника престола. Да поможет мне Бог исполнить мое великое дело» — писал родным Карл Карлович Мердер.

В свою очередь, и монаршие воспитанники платили наставникам искренней привязанностью. Дневниковые записи Мердера свидетельствуют о том, что во время его болезни Александр Николаевич не скрывал искреннего сочувствия учителю: «Видя меня слабым и страдающим, он заливался слезами, и только силой могли отвести его от моей постели».

Общение со сверстниками

В составленном Гротом в 1858 году «Проекте особого учебного решения для великих князей» отдельно обсуждался вопрос о возможности обучения царских детей в кругу сверстников. Пять-шесть юношей, выбранных по жребию из числа питомцев лучших учебных заведений Петербурга и Москвы, получали право заниматься в том же учебном классе, что и будущий монарх.

Во время летних каникул одноклассники наследника допускались к нему для совместных «ботанических и мореходных» прогулок и занятий гимнастикой. Помимо возможности дружеского общения со сверстниками, важным преимуществом совместного обучения была атмосфера соревнования в учебной аудитории. Следствием ее должны были стать как учебные успехи, так и привычка к умственному труду, формирование воли и характера великих князей.

Читайте также:

cyrillitsa.ru