Диагностика социально психологической адаптации: Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса

Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса

Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики

Содержание

Описание методики

Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы.

В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7-бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2″ — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» — не решаюсь отнести это к себе.

Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:

  1. «Адаптация»;
  2. «Приятие других»;
  3. «Интернальность»;
  4. «Самовосприятие»;
  5. «Эмоциональная комфортность»;
  6. «Стремление к доминированию».

Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.

История

Опросник социально-психологической адаптации был разработан Карлом Роджерсом и Розалинд Даймонд в США в 1954 году[1]. На русском языке адаптация опросника была опубликована в 1987 году канд. психол. наук Т. В. Снегирёвой[2]. В 2004 году в журнале «Психология и школа» была опубликована модифицированная канд. психол. наук А. К. Осницким версия опросника

[3], получившая с тех пор заметное распространение.

Процедура проведения

Инструкция

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему мнению:

  • 0 — это ко мне совершенно не относится;
  • 1 — мне это не свойственно в большинстве случаев;
  • 2 — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
  • 3 — не решаюсь отнести это к себе;
  • 4 — это похоже на меня, но нет уверенности;
  • 5 — это на меня похоже;
  • 6 — это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

Обработка результатов

Ключ

Показатели Номера высказываний Нормы
1 а Адаптивность 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 (68-170) 68-136
b Дезадаптивность 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 (68-170) 68-136
2 а Лживость — 34, 45, 48, 81, 89 (18-45) 18-36
b Лживость + 8, 82, 92, 101
3 а Приятие себя 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 (22-52) 22-42
b Неприятие себя 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 (14-35) 14-28
4 а Приятие других 9, 14, 22, 26, 53, 97 (12-30) 12-24
b Неприятие других 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 (14-35) 14-28
5   а Эмоциональный комфорт 23, 29, 30, 41, 44, 47, 78 (14-35) 14-28
b Эмоциональный дискомфорт 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 (14-35) 14-28
6   а Внутренний контроль 4, 5, 11, 12, 13, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 (26-65) 26-52
b Внешний контроль 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 (18-45) 18-36
7
а Доминирование 58, 61, 66 (6-15) 6-12
b Ведомость 16, 32, 38, 69, 84, 87 (12-30) 12-24
8 Эскапизм (уход от проблем) 17, 18, 54, 64, 86 (10-25) 10-20

Вопросы под номерами 1, 3, 20, 24, 31, 39, 46, 93 не используются ни в одной шкале.

Интегральные показатели

  • Адаптация: [math]A=\frac{a}{a+b}*100%[/math];
  • Самопринятие: [math]S=\frac{a}{a+1.6b}*100%[/math];
  • Принятие других: [math]L=\frac{1.2a}{1.2a+b}*100%[/math];
  • Эмоциональный комфорт: [math]E=\frac{a}{a+b}*100%[/math];
  • Интернальность: [math]I=\frac{a}{a+1.4b}*100%[/math];
  • Стремление к доминированию: [math]D=\frac{2a}{2a+b}*100%[/math];

Интерпретация результатов

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а после самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.

Стимульный материал

Текст опросника в адаптации А. К. Осницкого, 2004 год

Текст опросника в адаптации Т. В. Снегирёвой, 1987 год

Примечания

  1. Rogers, Carl R., and Rosalind F. Dymond, eds. Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach. Chicago: University of Chicago Press, 1954.
  2. Снегирёва Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., сборник трудов АПН СССР, 1987.
  3. Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. — 2004. — №1.— С.43-56

Литература

  1. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — C. 193-197
  2. Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А. К. Осницкий // Психология и школа. — 2004. — N 1. — С. 43-56
  3. Отрывок из Rogers, Carl R., and Rosalind F. Dymond, eds. Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach. Chicago: University of Chicago Press, 1954.
ОПРОСНИК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ Р. ДАЙМОНДА – К. РОДЖЕРСА

Источник: Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. C.193-197.   Обоснование для выбора методики Понятие «социально-психологическая адаптация» подразумевает приспособленность человека к гармоничной жизнедеятельности в обществе, которая объединяет необходимость соответствовать требованиям социума и собственные потребности, мотивы, интересы. Социально-психологическая адаптация характеризуется осознанием необходимости для личности постепенных изменений отношений с социальной средой через овладение новыми способами поведения, а также становлением новых приспособительных механизмов, ориентированных на гармонизацию отношения личности со средой. Уровень социально-психологической адаптации тесно ввязан с психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения. Шкала социально психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой. Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Адаптированность – согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личную активность, гибкость, социальную компетентность. Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптации предполагают: неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, негибкость. Шкала ориентирована на возраст от 14 лет и старше.

Описание методики
Назначение: методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию. Методика применима для средних и старших школьников, для учащихся системы начального профессионального обучения. Основная сфера применения – психологическое консультирование, разработка личностно-коррекционных программ, основной концептуальной идеей которых является изменение негативного отношения к другим людям, в целях реализации потенциала позитивных социально-психологических качеств.
Процедура проведения
Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»: «0» – это ко мне совершенно не относится; «1» – мне это не свойственно в большинстве случаев; «2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; «3» – не решаюсь отнести это к себе; «4» – это похоже на меня, но нет уверенности; «5» – это на меня похоже; «6» – это точно про меня. Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Текст опросника

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц.
противоположного пола.
  1. Свои обещания выполняет всегда.
  2. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  3. Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне.
  4. В своих неудачах винит себя.
  5. Человек ответственный, на него можно положиться.
  6. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  7. На многое смотрит глазами сверстников.
  8. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  9. Собственных убеждений и правил не хватает.
  10. Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
  11. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
  12. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.
  13. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  14. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
  15. Люди, как правило, ему нравятся.
  16. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  17. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  18. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  19. С окружающими обычно ладит.
  20. Всего труднее бороться с самим собой.
  21. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношения окружающих.
  22. В душе – оптимист, верит в лучшее.
  23. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
  24. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  25. Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным.
  26. Человек стеснительный, легко тушуется.
  27. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
  28. В душе чувствует превосходство над другими.
  29. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
  30. Боится того, что подумают о нем другие.
  31. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  32. Человек, в котором в настоящий момент многое достойно презрения.
  33. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  34. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
  35. Себя просто недостаточно ценит.
  36. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  37. Относится к себе в целом хорошо.
  38. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
  39. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными.
  40. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  41. Пребывает в растерянности; все спуталось, все смешалось у него.
  42. Доволен собой.
  43. Невезучий.
  44. Человек приятный, располагающий к себе.
  45. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  46. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  47. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх перед провалом: а вдруг не справлюсь, а вдруг не получится.
  48. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  49. Умеет упорно работать.
  50. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
  51. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  52. Всегда говорит только правду.
  53. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
  54. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  55. Чувствует неуверенность в себе.
  56. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  57. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  58. Человек толковый, любит размышлять.
  59. Иной раз любит прихвастнуть.
  60. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
  61. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
  62. Никогда не опаздывает.
  63. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
  64. Выделяется среди других.
  65. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  66. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
  67. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
  68. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
  69. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  70. Беспокоится, что юноши (девушки) слишком занимают ее (его) мысли.
  71. Все свои привычки считает хорошими.
Обработка и интерпретация результатов методики В соответствии с ключом (см. ниже) по каждому показателю (фактору) суммируются баллы, которые соотносятся с нормативными показателями, задающими диапазон зоны неопределенности для данного фактора. Ключ. Ключ к тесту смотрите в таблице. Таблица Ключ к тесту «Опросник социально-психологической адаптации Р. Даймонда – К. Роджерса»  
 ПоказателиНомера высказыванийНормы
1aАдаптивность4, 5, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 68, 72, 74, 75, 78, 79, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98(68-170) 68-136
bДезадаптивность2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 52, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 65, 69, 70, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100(68-170) 68-136
2aЛживость –34, 45, 48, 81, 89(18-45) 18-36
b+8, 82, 92, 101(18-45) 18-36
3aПриятие себя33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96(22-52) 22-42
bНеприятие себя7, 59, 62, 65, 90, 95, 99(14-35) 14-28
4aПриятие других9, 14, 22, 26, 53, 97(12-30) 12-24
bНеприятие других2, 10, 21, 28, 40, 60, 76(14-35) 14-28
5aЭмоциональный комфорт23, 29, 41, 44, 47, 78(14-35) 14-28
bЭмоциональный дискомфорт6, 42, 43, 49, 50, 56, 83, 85(14-35) 14-28
6aВнутренний контроль4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98(26-65) 26-52
bВнешний контроль13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77(18-45) 18-36
7aДоминирование58, 61, 66(6-15) 6-12
bВедомость16, 32, 38, 69, 84, 87(12-30) 12-24
8Эскапизм (уход от проблем)17, 18, 54, 64, 86(10-25) 10-20
Примечание. Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие. Описание шкал опросника СПА Шкала «адаптации» выявляет уровень приспособления человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Адаптивность – тенденции функционирования целеустремлённой системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) между её целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Шкала «дезадаптации» определяет незрелость личности, невротические отклонения, дисгармонии в сфере принятия решения, являющиеся результатом постоянных неуспешных попыток индивида реализовать цель или наличия двух и более равнозначных целей. Шкала «лживости» определяет уровень искренности испытуемого в ситуации обследования. Результаты по рассматриваемой шкале подлежат анализу в первую очередь. Шкала «приятия себя» выступает как результат самооценки индивида, определяет степень удовлетворённости личности своими характеристиками. Шкала «неприятия себя» выявляет степень неудовлетворённости индивида своими личностными чертами. Шкала «приятия других» говорит о степени (уровне) потребности личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности. Шкала «неприятия других» противоположна по содержанию предыдущей шкале. Шкала «эмоциональный комфорт» выявляет степень определённости в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям. Шкала «эмоциональный дискомфорт» измеряет неопределённость в эмоциональном отношении (неуверенность, подавленность, вялость и т.п.) к окружающей социальной действительности. Шкала «внутренний контроль» и шкала «внешний контроль» определяют предрасположенность индивида к определённой форме локуса контроля (интернальность и экстернальность). Если ответственность за события, происходящие в жизни человека, принимаются в большей мере на себя, то результаты деятельности объясняются своим поведением, характером, способностями. Данная предпозиция говорит о наличии у индивида внутреннего, интернального контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешними факторами (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у индивида внешнего (экстернального) контроля. Шкала «доминирование» выявляет уровень стремлений к лидерству, руководству в решении задач, зачастую личностно значимые задачи решаются за счет окружающих. Шкала «ведомость» определяет уровень стремлений быть подчинённым, выполнять поставленные кем-то задачи. Шкала «эскапизм (уход от проблем)» определяет уровень избегания проблемных ситуаций, уход от них. Наиболее репрезентативными характеристиками личности, которые в наибольшей степени дифференцируют выборку, являются интегральные показатели «адаптация», «самоприятие» и «приятие других».
Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) « Психологические тесты

Шкалы: адаптация, принятие других, самопринятие, эмоциональный комфорт, интернальность, стремление к доминированию

Темы: отклонения, самооценка

Тестируем: свойства личности · Возраст: взрослым
Тип теста: вербальный · Вопросов: 101
Комментарии: 63 · написать

Инструкция к тесту

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему мнению:

  • 0 – это ко мне совершенно не относится;
  • 1 – мне это не свойственно в большинстве случаев;
  • 2 – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
  • 3 – не решаюсь отнести это к себе;
  • 4 – это похоже на меня, но нет уверенности;
  • 5 – это на меня похоже;
  • 6 – это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

Тестовый материал
  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
  8. Свои обещания выполняет всегда.
  9. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  10. Человек сдержанный, замкнутый, держится ото всех чуть в стороне.
  11. В своих неудачах винит себя.
  12. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Войти через ВКонтакте

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Ключ к тесту
ПоказателиНомера высказыванийНормы
1AАдаптивность4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98(68-170)
68-136
BДезадаптивность2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100(68-170)
68-136
2a bЛживость –34, 45, 48, 81, 89(18-45)
18-36
Лживость +8, 82, 92, 101
3AПринятие себя33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96(22-52)
22-42
BНепринятие себя7, 59, 62, 65, 90, 95, 99(14-35)
14-28
4AПринятие других9, 14, 22, 26, 53, 97(12-30)
12-24
BНепринятие других2, 10, 21, 28, 40, 60, 76(14-35)
14-28
5AЭмоциональный комфорт23, 29, 30, 41, 44, 47, 78(14-35)
14-28
BЭмоциональный дискомфорт6, 42, 43, 49, 50, 83, 85(14-35)
14-28
6AВнутренний контроль4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98(26-65)
26-52
BВнешний контроль13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77(18-54)
18-36
7AДоминирование58, 61, 66(6-16)
6-12
BВедомость16, 32, 38, 69, 84, 87(12-30)
12-24
8 Эскапизм17, 18, 54, 64, 86(10-25)
10-20
Обработка и интепретация результатов теста

Интегральные показатели

  • Адаптация: A=a/(a+b)*100%;
  • Самопринятие: S=a/(a+b)*100%;
  • Принятие других: L=1.2a/(1.2a+b)*100%;
  • Эмоциональный комфорт: E=a/(a+b)*100%;
  • Интернальность: I=a/(a+1.4b)*100%;
  • Стремление к доминированию: D=2a/(2a+b)*100%;

Таблица для расчета баллов по шкале лживости

ОтветыЛживость +Лживость –
Это ко мне совершенно не относится06
Мне это не свойственно в большинстве случаев15
Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне24
Не решаюсь отнести это к себе33
Это похоже на меня, но нет уверенности42
Это на меня похоже51
Это точно про меня60

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а после самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.

Источники
  • Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.193-197
ОПРОСНИК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ Р. ДАЙМОНДА – К. РОДЖЕРСА

Источник: Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. C.193-197.

 

Обоснование для выбора методики

Понятие «социально-психологическая адаптация» подразумевает приспособленность человека к гармоничной жизнедеятельности в обществе, которая объединяет необходимость соответствовать требованиям социума и собственные потребности, мотивы, интересы. Социально-психологическая адаптация характеризуется осознанием необходимости для личности постепенных изменений отношений с социальной средой через овладение новыми способами поведения, а также становлением новых приспособительных механизмов, ориентированных на гармонизацию отношения личности со средой. Уровень социально-психологической адаптации тесно ввязан с психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения. Шкала социально психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой. Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Адаптированность – согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личную активность, гибкость, социальную компетентность. Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптации предполагают: неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, негибкость. Шкала ориентирована на возраст от 14 лет и старше.

Описание методики

Назначение: методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию. Методика применима для средних и старших школьников, для учащихся системы начального профессионального обучения.

Основная сфера применения – психологическое консультирование, разработка личностно-коррекционных программ, основной концептуальной идеей которых является изменение негативного отношения к другим людям, в целях реализации потенциала позитивных социально-психологических качеств.

Процедура проведения

Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам.

Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

«0» – это ко мне совершенно не относится;

«1» – мне это не свойственно в большинстве случаев;

«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

«3» – не решаюсь отнести это к себе;

«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;

«5» – это на меня похоже;

«6» – это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

Текст опросника

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц.

противоположного пола.

  1. Свои обещания выполняет всегда.
  2. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  3. Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне.
  4. В своих неудачах винит себя.
  5. Человек ответственный, на него можно положиться.
  6. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  7. На многое смотрит глазами сверстников.
  8. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  9. Собственных убеждений и правил не хватает.
  10. Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
  11. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
  12. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.
  13. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  14. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
  15. Люди, как правило, ему нравятся.
  16. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  17. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  18. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  19. С окружающими обычно ладит.
  20. Всего труднее бороться с самим собой.
  21. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношения окружающих.
  22. В душе – оптимист, верит в лучшее.
  23. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
  24. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  25. Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным.
  26. Человек стеснительный, легко тушуется.
  27. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
  28. В душе чувствует превосходство над другими.
  29. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
  30. Боится того, что подумают о нем другие.
  31. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  32. Человек, в котором в настоящий момент многое достойно презрения.
  33. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  34. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
  35. Себя просто недостаточно ценит.
  36. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  37. Относится к себе в целом хорошо.
  38. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
  39. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными.
  40. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  41. Пребывает в растерянности; все спуталось, все смешалось у него.
  42. Доволен собой.
  43. Невезучий.
  44. Человек приятный, располагающий к себе.
  45. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  46. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  47. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх перед провалом: а вдруг не справлюсь, а вдруг не получится.
  48. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  49. Умеет упорно работать.
  50. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
  51. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  52. Всегда говорит только правду.
  53. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
  54. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  55. Чувствует неуверенность в себе.
  56. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  57. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  58. Человек толковый, любит размышлять.
  59. Иной раз любит прихвастнуть.
  60. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
  61. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
  62. Никогда не опаздывает.
  63. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
  64. Выделяется среди других.
  65. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  66. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
  67. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
  68. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
  69. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  70. Беспокоится, что юноши (девушки) слишком занимают ее (его) мысли.
  71. Все свои привычки считает хорошими.

Обработка и интерпретация результатов методики

В соответствии с ключом (см. ниже) по каждому показателю (фактору) суммируются баллы, которые соотносятся с нормативными показателями, задающими диапазон зоны неопределенности для данного фактора.

Ключ.

Ключ к тесту смотрите в таблице.

Таблица

Ключ к тесту «Опросник социально-психологической адаптации

Р. Даймонда – К. Роджерса»

 

 ПоказателиНомера высказыванийНормы
1aАдаптивность4, 5, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 68, 72, 74, 75, 78, 79, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98(68-170)

68-136

bДезадаптивность2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 52, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 65, 69, 70, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100(68-170)

68-136

2aЛживость –34, 45, 48, 81, 89(18-45)

18-36

b+8, 82, 92, 101(18-45)

18-36

3aПриятие себя33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96(22-52)

22-42

bНеприятие себя7, 59, 62, 65, 90, 95, 99(14-35)

14-28

4aПриятие других9, 14, 22, 26, 53, 97(12-30)

12-24

bНеприятие других2, 10, 21, 28, 40, 60, 76(14-35)

14-28

5aЭмоциональный

комфорт

23, 29, 41, 44, 47, 78(14-35)

14-28

bЭмоциональный

дискомфорт

6, 42, 43, 49, 50, 56, 83, 85(14-35)

14-28

6aВнутренний контроль4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98(26-65)

26-52

bВнешний контроль13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77(18-45)

18-36

7aДоминирование58, 61, 66(6-15)

6-12

bВедомость16, 32, 38, 69, 84, 87(12-30)

12-24

8Эскапизм (уход от проблем)17, 18, 54, 64, 86(10-25)

10-20

Примечание. Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.

Описание шкал опросника СПА

Шкала «адаптации» выявляет уровень приспособления человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Адаптивность – тенденции функционирования целеустремлённой системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) между её целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами.

Шкала «дезадаптации» определяет незрелость личности, невротические отклонения, дисгармонии в сфере принятия решения, являющиеся результатом постоянных неуспешных попыток индивида реализовать цель или наличия двух и более равнозначных целей.

Шкала «лживости» определяет уровень искренности испытуемого в ситуации обследования. Результаты по рассматриваемой шкале подлежат анализу в первую очередь.

Шкала «приятия себя» выступает как результат самооценки индивида, определяет степень удовлетворённости личности своими характеристиками.

Шкала «неприятия себя» выявляет степень неудовлетворённости индивида своими личностными чертами.

Шкала «приятия других» говорит о степени (уровне) потребности личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности.

Шкала «неприятия других» противоположна по содержанию предыдущей шкале.

Шкала «эмоциональный комфорт» выявляет степень определённости в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям.

Шкала «эмоциональный дискомфорт» измеряет неопределённость в эмоциональном отношении (неуверенность, подавленность, вялость и т.п.) к окружающей социальной действительности.

Шкала «внутренний контроль» и шкала «внешний контроль» определяют предрасположенность индивида к определённой форме локуса контроля (интернальность и экстернальность). Если ответственность за события, происходящие в жизни человека, принимаются в большей мере на себя, то результаты деятельности объясняются своим поведением, характером, способностями. Данная предпозиция говорит о наличии у индивида внутреннего, интернального контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешними факторами (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у индивида внешнего (экстернального) контроля.

Шкала «доминирование» выявляет уровень стремлений к лидерству, руководству в решении задач, зачастую личностно значимые задачи решаются за счет окружающих.

Шкала «ведомость» определяет уровень стремлений быть подчинённым, выполнять поставленные кем-то задачи.

Шкала «эскапизм (уход от проблем)» определяет уровень избегания проблемных ситуаций, уход от них.

Наиболее репрезентативными характеристиками личности, которые в наибольшей степени дифференцируют выборку, являются интегральные показатели «адаптация», «самоприятие» и «приятие других».

Диагностика социально-психологической адаптации

Название: Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) + обработка в Excel
Авторы: К.Роджерс, Р.Даймонд
Направленность: изучение особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
Предмет диагностики: социально-психологическая адаптация
В архиве: методика «Диагностика социально-психологической адаптации«, бланки и ключи к методике + обработка методики «ДПА» в Excel
Формат: xls, doc (rar архив)
Размер: 95 Кб

Стимульный материал опросника социально-психологической адаптации представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов.

Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:

  1. «Адаптация»;
  2. «Приятие других»;
  3. «Интернальность»;
  4. «Самовосприятие»;
  5. «Эмоциональная комфортность»;
  6. «Стремление к доминированию».

Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.

Инструкция к методике «Диагностика социально — психологической адаптации» К.Роджерса, Р.Даймонда

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему мнению:

  • 0 — это ко мне совершенно не относится;
  • 1 – мне это не свойственно в большинстве случаев;
  • 2 — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
  • 3 — не решаюсь отнести это к себе;
  • 4 — это похоже на меня, но нет уверенности;
  • 5 — это на меня похоже;
  • 6 — это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

Интерпретация результатов методики «Диагностика социально — психологической адаптации» К.Роджерса, Р.Даймонда

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок (файл «Интерпретация методики диагностика социально-психологической адаптации»). Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а после самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.

Скачать опросник «Диагностика социально — психологической адаптации» + обработка в Excel

[restrict userlevel=»subscriber»] СКАЧАТЬ[/restrict]


Внимание! Использование психодиагностических методик неспециалистами может привести к недостоверным результатам и нанести прямой или косвенный ущерб испытуемому.

Психологические материалы — Методика диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Опросник СПА

Опросник СПА

1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

2. Нет желания раскрываться перед другими.

3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

4. Предъявляет к себе высокие требования.

5. Часто ругает себя за сделанное.

6. Часто чувствует себя униженным.

7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

8. Свои обещания выполняет всегда

9. Теплые, добрые отношения с окружающими.

10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.

11. В своих неудачах винит себя.

12. Человек ответственный; на него можно положиться.

13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изме­нить, все усилия напрасны.

14. На многое смотрит глазами сверстников.

15. Принимает в целом те правила и требования, кото­рым надлежит следовать.

16. Собственных убеждений и правил не хватает.

17. Любит мечтать — иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застре­вает» на переживаниях обид, мысленно перебирая спосо­бы мщения.

19. Умеет управлять собой и собственными поступка­ми, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него — не проблема.

20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.

21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.

22. Люди, как правило, ему нравятся.

23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.

24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.

25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.

26. С окружающими обычно ладит.

27. Всего труднее бороться с самим собой.

28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.

29. В душе — оптимист, верит в лучшее.

30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.

31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.

32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.

34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.

35. Человек с привлекательной внешностью.

36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.

37. Приняв решение, следует ему.

38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.

39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.

40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.

41. Всем доволен.

42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.

43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, ста­ло вдруг безразличным.

44. Уравновешен, спокоен.

45. Разозлившись, нередко выходит из себя.

46. Часто чувствует себя обиженным.

47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.

48. Бывает, что сплетничает.

49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда под­водят его.

50. Довольно трудно быть самим собой.

51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.

52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего… Словом — не от мира сего.

53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.

54. Старается не думать о своих проблемах.

55. Считает себя интересным человеком — привлека­тельным как личность, заметным.

56. Человек стеснительный, легко тушуется.

57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, что­бы довел дело до конца.

58. В душе чувствует превосходство над другими.

59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.

60. Боится того, что подумают о нем другие.

61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.

62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.

63. Человек деятельный, энергичный, полон ини­циатив.

64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.

65. Себя просто недостаточно ценит.

66. По натуре вожак и умеет влиять на других.

67. Относится к себе в целом хорошо.

68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.

69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отноше­ния, особенно — если разногласия грозят стать явны­ми..

70. Подолгу не может принять решение, а потом сомне­вается в его правильности.

71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все сме­шалось у него.

72. Доволен собой.

73. Невезучий.

74. Человек приятный, располагающий к себе.

75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нра­виться как человек, как личность.

76. Презирает лиц противоположного пола и не связы­вается с ними.

77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг — не справлюсь, а вдруг — не получится.

78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.

79. Умеет упорно работать.

80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.

81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разби­рается.

82. Всегда говорит только правду.

83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.

84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.

85. Чувствует неуверенность в себе.

86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.

87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отно­шениях с другими.

88. Человек толковый, любит размышлять.

89. Иной раз любит прихвастнуть.

90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.

91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитыва­ет на чью-то помощь.

92. Никогда не опаздывает.

93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.

94. Выделяется среди других.

95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно по­ложиться.

96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.

97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.

98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.

99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.

100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.

101. Все свои привычки считает хорошими.

Бланк для ответов

Инструкция

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим соб­ственным образом жизни.

Прочитав или прослушав очередное высказывание оп­росника, примерьте его к своим привычкам, своему обра­зу жизни и оцените: в какой мере это высказыва­ние может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозна­чить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по ваше­му мнению, один из семи вариантов оценок, пронумеро­ванных цифрами от «0» до «6»:

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.


Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты «до» зоны неопреде­ленности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределен­ности — как высокие.

spa — Психологическая диагностика


 
 
                                 МЕТОДИКА:                                  
           Диагностика социально-психологической адаптации личности         
                                   (СПА)                                    
                         (К. Роджерс, Р. Даймонд).                          
  
      Методика предназначена для диагностики приспособленности  человека  к 
 условиям взаимодействия с окружающими его людьми в  системе  межличностных 
 отношений. Социально-психологическая адаптация зависит от умения  личности 
 ориентироваться в социальных ситуациях,  правильно  определять  личностные 
 особенности и эмоциональные состояния других  людей,  выбирать  адекватные 
 способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодей- 
 ствия. Адаптивность означает соответствие целей  и  ценностных  ориентаций 
 личности результатам, достигаемым в процессе деятельности. Намерения чело- 
 века, как правило, совпадают с поступками, замыслы - с воплощением, побуж- 
 дения к действию - с его итогами. Следует отметить, что неадаптивность мо- 
 жет иметь не только негативный, но и, возможно позитивный характер. Сущес- 
 твование противоречивых отношений между целью и результатом может быть ис- 
 точником динамики деятельности, ее реализации и развития.                  
      Результаты тестирования оцениваются по 13 первичным и 6  интегральным 
 показателям. Каждая первичная шкала разбивается на три зоны: низких, сред- 
 них и высоких оценок. Интегральные показатели отражают процентное  соотно- 
 шение противоположных тенденций (например, адаптивность - неадаптивность). 
 Среднее значение интегральных оценок - 50. В  данной  компьютерной  версии 
 приняты следующие критерии интерпретации: до 40 - низкие значение, 40 - 60 
 средние, более 60 - высокие. Текст  автоматической  интерпретации  требует 
 уточнения с учетом значений первичных шкал, так как одни и  теже  значения 
 интегральных показателей могут быть получены при различных значениях  пер- 
 вичных показателей (низких, средних и высоких) и показывают только  преоб- 
 ладание той или иной тенденции.                                            
 
      Опросник состоит из 101 утверждения.                                  
      Примерное время тестирования 30 минут.                                
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Диагностика социально-психологической адаптации личности.        
 Ф.И.О: ______________________________                                      
 Доп. данные: ________________________                                      
 
 
                               Диаграмма.                                   
 
                          *                                                 
                      100 ┼                                                 
                       90 ┼                                                 
                       80 ┼    ▄▄                                           
                       70 ┼    ██       ██                  
Психологическая устойчивость: состояние знаний и планы будущих исследований —

% PDF-1.5 % 1 0 объектов > endobj 2 0 объектов > поток application / pdf

  • Психологическая устойчивость: состояние знаний и планы будущих исследований — — Рабочие и дискуссионные документы
  • Ребекка Грабер, Флоренс Пишон, Элизабет Карабин
  • Adobe PDF Library 10.0.1; модифицирован с использованием iTextSharp 5.1.3 (c) 1T3XT BVBA 2015-10-02T12: 14: 59 + 01: 00 Adobe InDesign CS6 (Macintosh) 2015-10-08T10: 41: 30 + 01: 00 endstream endobj 6 0 объектов > поток H | T [G из ~ 8vK aWnQ 𪪖 L3P {фл ciL) aƐU W> jBf y ߤ \ I

    .
    предикторов академического и социального успеха и психологического благополучия у студентов колледжа

    В настоящем исследовании приняли участие 217 студентов-участников для изучения академических, косвенных и личных предикторов четырех категорий успеха колледжа. Хотя учебные навыки были наиболее важны для прогнозирования среднего балла, другие факторы, включая поощрение интеллектуального любопытства в детстве со стороны родителей, симптоматику СДВГ, понимание гуманитарных наук и различные мотивы для поступления в колледж, также были предикторами успеха, о чем свидетельствуют меры академической адаптации, социальной адаптации и удовлетворенности жизнью.Результаты повторяют результаты предыдущих исследований, свидетельствующих о том, что учебные навыки, симптоматика СДВГ и мотивы поступления в колледж являются предикторами различных показателей успеха колледжа и расширяют предшествующую работу, устанавливая взаимосвязь между успехом колледжа и двумя дополнительными переменными, поощрением родителей к интеллектуальному любопытству и переписке. между студенческими и институциональными ценностями.

    1. Введение

    Предикторы академического и социального успеха и психологического благополучия у студентов колледжа, определяющие факторы, влияющие на успехи студентов в колледже, являются важным вопросом исследования.Для студентов успешное окончание колледжа подтверждает, что они достигли достойной образовательной цели, которая имеет важные последствия для их будущего. Успех студентов также важен для высших учебных заведений, которые они посещают, поскольку он подтверждает актуальность их миссии и эффективность их образовательных программ и вспомогательных услуг. И, конечно же, успех студентов важен для семей студентов, а также для будущего нашего общества, которое в значительной степени зависит от хорошо образованных граждан.

    Не удивительно, что из-за признания важности студенческого успеха были проведены многочисленные исследования, в которых рассматривались переменные, которые приводят либо к его усилению, либо к уменьшению. В ранних исследованиях отмечалось, например, что успех колледжа, измеряемый по среднему баллу колледжа (GPA), был положительно коррелирован с успехом в старшей школе, измеренным по среднему баллу GPA, а также тестами достижений [1], и эти переменные продолжают оставаться определены как предикторы последующего академического успеха [2, 3].Также было обнаружено, что дополнительные переменные, такие как владение навыками обучения, положительно связаны с GPA колледжа [4], в то время как такие симптомы, как гиперактивность и невнимательность, которые были связаны с ADHD, были отрицательно связаны с GPA колледжа [ 5].

    Тем не менее, успех колледжа включает в себя больше, чем просто средний балл студента. Поэтому в последнее время внимание расширилось, чтобы включить другие факторы, которые определяют успех колледжа. Например, основным фактором является то, насколько хорошо студент адаптируется к жизни колледжа и его требованиям.Чтобы измерить эту конструкцию, Бейкер и Сирик [6, 7] разработали Вопросник адаптации ученика к колледжу. Среди факторов, которые, как было установлено, связаны с адаптацией к колледжу, — религиозность студента [8], семейное положение [9] и отношение к обращению за профессиональной консультацией [10].

    Хотя адаптация студента к колледжу была изучена в некоторых деталях, удивительно мало исследований предложили общую оценку удовлетворенности студента в качестве меры успеха колледжа [11, 12].Несмотря на ограниченность, имеющиеся данные подтверждают мнение о том, что общий показатель удовлетворенности студентов связан с GPA колледжа и оценками адаптации студентов к колледжу [11, 12].

    Недавно Kim et al. [13] попытались организовать многочисленные предикторы успеха колледжа, о которых сообщалось в литературе, по трем широким категориям. Их академическая успеваемость и категория способностей включают в себя такие переменные, как средний балл в средней школе и показатели тестов способностей, такие как SAT.Категория обстоятельств включает ситуационные факторы, такие как социально-экономический статус, этническая принадлежность и географическое положение, переменные, на которые студент не может повлиять легко, если вообще влияет. И, наконец, личная категория включает в себя такие факторы, как убеждения и предпочтения. Они были оценены, по крайней мере потенциально, более поддающимися личному контролю.

    В настоящем исследовании использовались Kim et al. [13] концептуальная основа для изучения влияния пяти потенциальных предикторов на четыре показателя успеваемости учащихся в колледже.Меры успеваемости в колледже включали академические переменные (самооценка GPA), а также меры социальной и академической адаптации и, наконец, общий показатель удовлетворенности жизнью студента. Переменные предиктора были выбраны для представления двух из трех предиктивных категорий, предложенных Kim et al. [13], в частности, обстоятельства и личные категории. Мы решили не включать академическую успеваемость и категорию способностей, как это было подробно рассмотрено ранее. Переменные обстоятельства, которые мы включили, были мерой симптомов СДВГ и предметным отчетом об уровне поощрения родителей за интеллектуальное любопытство, полученном в детстве.Личные переменные включали показатели усвоения учебных навыков и мотивов для посещения колледжа, а также показатель соответствия образовательных ценностей студента и их колледжа.

    Пять предикторов были выбраны для предоставления набора переменных, о которых ранее сообщалось, что они связаны с успехом ученика, а также переменных, которые ранее не рассматривались в качестве предикторов успеха колледжа. Таким образом, более высокие уровни симптомов СДВГ, как сообщалось, отрицательно связаны с успехами в колледже, что измеряется академической адаптацией и ГПД в США [14], а также в Китае [15], а усвоение навыков обучения положительно связано с ГПД и удержание в колледже [4, 16].Мотивы поступить в колледж также были рассмотрены. Шаб [17] обнаружил, что побуждения учениц к поступлению в колледж включают профессиональное обучение и интеллектуальное совершенствование. Внутренние и внешние мотивы были определены Уайтхедом [18]. Совсем недавно Phinney et al. [19] использовали этнически разнообразную выборку студентов университетов и обнаружили три дополнительных мотива, о которых ранее не сообщалось при поступлении в колледж: помочь своей семье, доказать свою самооценку и поощрение.Эти три мотива и другие мотивы, рассмотренные Финни и коллегами [19], включены в настоящее исследование.

    В дополнение к трем установленным переменным настоящее исследование включало двух новых предикторов, одно обстоятельство и одно личное. С помощью недавно разработанной шкалы была исследована косвенная переменная, поощрение родительского интеллектуального любопытства [20], чтобы установить, связана ли эта переменная с успехом в колледже. Наконец, еще одна недавно разработанная шкала, которая измеряет оценку студентами гуманитарных наук [21], была включена в качестве личного варианта

    .

    Этапы социализации человека

    Этапы социализации человека

    Такой длительный нелинейный процесс, длительный во времени и в пространстве человеческого существования, как социализация, имеет определенную, хотя и условную, стадию, обусловленную соотношением анатомо-физиологического и психического развития человека, специфики социальной ситуации и целостного бытия в разные периоды жизни. В психологии и социологии существуют разные подходы к различению этапов социализации, построенные на разных и разнородных основаниях.

    • Психоаналитическая концепция связывает стадии социализации с проявлением биологических импульсов, всесильных инстинктов и соответствующих подсознательных мотивов. Таким образом, Фрейд полагал, что основные личностные характеристики формируются в первые пять лет жизни ребенка на этапе первичной социализации, который делится на оральный, анальный, фаллический этапы (подробнее см. Раздел III).

    Следует отметить, что такой подход к процессам социализации (кстати, широко распространенный в литературе) кажется искусственным и обедняет это объективное, сложное явление и научную концепцию до уровня известных догм (и упрощений) начального психоанализа, которые не принимаются все психологические направления и научные школы.Основные постулаты фрейдизма на самом деле являются идеологическими, косвенно проецируя соответствующие взгляды их приверженцев, но не имеют надежных эмпирических, фактических и научных доказательств.

    Следующий этап социализации, отличающийся грубо обобщенными «периодами» психического развития как социализация подростков , называется маргинальной социализацией (а также промежуточной или псевдостабильной). Этот переходный, поворотный возраст (от детства к взрослой жизни) связан главным образом с развитием самопознания и самоутверждения личности, ее решительного стремления к групповой идентичности (см. Главу 22).

    Устойчивая социализация относится к абстрактной взрослой личности и совпадает с приобретением определенного статуса и выполнением широкого круга социальных обязанностей, межличностных ролей. Этот этап связан с относительно устойчивой, субъективно принятой позицией человека в обществе. Это свидетельствует о достаточной социально-психологической адаптации личности, признании его собственной социальной идентичности.

    Наконец, последний этап социализации связан с потерей привычного статуса, потерей ряда ролей из-за выхода на пенсию человека.В этот период человек, как правило, испытывает сложную социальную ситуацию, как будто дезадаптирован. Негативные переживания могут быть вызваны потерей близких людей и необратимым старением организма. Часто чувство одиночества и субъективной бесполезности актуализируется. Но такой личный опыт можно полностью компенсировать, находя новые радости и смыслы жизни, находя их полезность и социальную необходимость (см. Главу 37).

    Мы отмечаем, что отбор и краткое описание этих обобщенных этапов социализации чрезвычайно схематичны, строго показательны, поскольку соответствующие теории и разработки в классической сфере детской и возрастной психологии содержат несравненно более глубокие, более разнообразные и существенные психологические и социальные -психологический материал (см. раздел III).

    • Многие авторы (П. Бергер, Т. Лукман, А. А. Реан) выделяют первичных и вторичных социализаций . Если у первого лица формируется обобщенный образ мира, то при вторичной социализации происходит личное распределение знаний в соответствии с разделением труда и социальных ролей.

    Следует отметить значительное соглашение об использовании категорий «первичный-вторичный» в такой градации типов социализации личности.Эти термины фактически не означают ни временной последовательности этапов социализации, ни их значения для формирования и развития личности. Процессы социализации протекают только в одновременном единстве, сравнении и субъективном обобщении.

    • Одним из наиболее распространенных подходов к интерпретации и изучению социализации является концепция социального обучения А. Бандуры, реализуемая через социально усиленную игру (его собственный поведенческий опыт) и посредством наблюдения (осмысленная ассимиляция).

    • В соответствии с методологией отечественной социальной психологии широко распространено мнение, что социализация личности осуществляется преимущественно в процессе работы. Вот почему принимаются три основных этапа социализации личности: до труда, труда и после труда (Г. М. Андреев).

    Рабочая стадия охватывает длительный период жизни человека до начала его трудовой деятельности и делится на две относительно независимые стадии:

    1) — ранняя социализация, — от рождения ребенка до поступления в школу;

    2) — этап социализации в учебном процессе, — включая период юности и юности (хотя образовательный процесс также может иметь место во взрослом возрасте).К этому этапу относится, прежде всего, учебных заведений.

    Относительно преподавания в средних и высших учебных заведениях мнения исследователей расходятся, поскольку общее и профессиональное образование уже по своему назначению по-разному соотносятся с последующей самостоятельной работой учащихся. Да, и профиль университета или колледжа может (и должен) существенно различаться в соотношении реальной образовательной и предстоящей производственной деятельности студентов в них.Образовательная социализация будущих философов, например, отличается от социализации в формировании будущего учителя физкультуры. В то же время актуализируется целая система актуальных проблем социологии, экономики, социальной педагогики и педагогической психологии. Теоретические проблемы социализации рассматриваются в смежных и более конкретных вопросах содержания и организации образовательного процесса (см. Главу 38).

    Трудовой этап социализации осуществляется в течение длительного периода зрелости человека и его трудовой деятельности.Признание ведущей важности трудовой деятельности для существования и развития личности придает особое значение этому этапу. В этот период плодотворно реализуются все аспекты и сферы социализации.

    Первоначальные положения философии марксизма о ведущей роли труда в происхождении семьи, частной собственности и государства, вероятно, должны быть механически перенесены на уровень конкретного человека и тем самым упростить толкование и понимание индивидуальная психика.Человек существует на планете не только ради обучения или труда, которые являются лишь средствами и необходимыми условиями общественного существования. Следовательно, процессы социализации индивида не исчерпываются его образованием (обучением) и производством продукта (труда). Кроме того, сам феномен труда гораздо шире, чем то, что в отечественной психологии называется «отдельной трудовой деятельностью» (см. Главу 7). Ху

    .