Лабильный тип акцентуации характера: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Основные типы акцентуаций характеров у подростков

«Основные типы акцентуаций характера у подростков»

 

     Среди нарушений характера в психиатрии принято выделять психопатии (разрушающий тип развития личности) и акцентуации – такие изменения характера, которые являются крайними вариантами нормы и не приводят к нарушениям процесса социальной адаптации личности

 

Тип акцентуации

Краткая характеристика

1.

Эксплозивная (возбудимая) акцентуация характера

         С раннего детства для детей частыми являются проявления возбудимой акцентуации. Крикливость ребенка, легкая возбудимость, двигательное беспокойство, беспокойный сон с частыми пробуждениями. Повышенная возбудимость может часто сопрягаться с пугливостью. Ребенок может выражать реакцию злобы с самых малых лет в виде физической агрессии – ударить ровесника, швырнуть игрушкой. С самого раннего возраста такого ребенка обычно считают трудным. Такие дети обычно не уживаются в детских коллективах, бьют более слабых, не слушаются, капризны, любят всеми командовать. В подростковом возрасте такие дети крайне болезненно реагируют на любые стрессы или недостаток любви родителей. Они часто невыдержанны, агрессивны при малейшем воздействии, эмоциональный статус неустойчив, гнев часто сменяется слезливостью. Агрессия в отношении других может смениться на аутоагрессию – желание наносить себе самоповреждения. По мере взросления в школьном возрасте они склонны играть в примитивные детские игры с двигательной активностью, берут на себя роль командира.

2.

Истерическая акцентуация характера

        С раннего детства эти индивидуумы отличаются повышенной обидчивостью, капризничают, склонны к паясничанью, могут передразнивать взрослых или подражать им. Такие дети имеют живое воображение, впечатлительны и чрезмерно эмоциональны.  Ребенок с чертами истерической акцентуации часто становится кумиром семьи, его способностями восторгаются родители, такие дети с радостью декламируют стихи, анекдоты, часто перебивают взрослых, влезают во взрослые разговоры. Такой ребенок требует повышенного внимания к себе, пытаясь его заполучить рассказав не один стих, а гораздо больше. Такие дети отличаются повышенной назойливостью. У таких детей всегда повышена самооценка, при наличии внимания к их персоне они требуют еще большего. Пытаясь, привлечь внимание к себе придумывают вымышленные истории, склонны к фантазированию. У истериков желания всегда преобладают над разумом.

При неудовлетворенности своим положением, обидах, ущемленном самолюбии могут уходить в мир грез и фантазий. При истероидной акцентуации  нет таких ярко выраженных черт демонстративности с бурными проявлениями  рыданий и истерического хохота, как при истероидной психопатии. Такие дети часто могут придумывать различные заболевания, умело симулируя его симптомы  

3.

Психастеническая акцентуация характера

Такие дети обычно с раннего детства нерешительны, не уверены в себе, ярко проявляют чувства собственной неполноценности, склонны к постоянным сомнениям и испытывают определенные трудности в принятии решений. Из-за этих черт психастеники труднее претерпевают период взросления и первичной социализации, склонны к чрезмерному психоанализу и болезненным переживаниям, у них плохо выражены живость и яркость переживаний. В раннем детстве такие индивидуумы отличаются пугливостью, робостью, застенчивостью, конфузливостью, малой двигательной активностью. Часто сон у таких детей может быть тревожным, с периодическими просыпаниями и кошмарными сновидениями. Такие дети очень болезненно переживают скандалы родителей. Психастеники склонны к фантазированию и мечтам имеющим не счастливый конец, а, наоборот даже трагический. Боясь получить замечание, придирчиво относятся к школьной форме и, поэтому, всегда ходят в идеально чистой одежде. Такие дети очень болезненно воспринимают выговоры и замечания. При выполнении домашних заданий неоднократно перепроверяют правильность их выполнения.  Часто при стрессовых ситуациях эти личности склонны к суициду или развитию неврозов, психогенных депрессий.  

4.

Циклоидная акцентуация характера

Циклоидная акцентация характеризуется частой сменой настроения и эмоциональной неустойчивостью – их настроение меняется от грустного, печального к радостному, веселому. У них бывают эпизоды беспричинной радости, все дела удаются, они энергичны. Эти периоды обычно сменяются пониженным настроением. В детстве циклоиды по характеру практически не отличаются от сверстников. В подростковом возрасте может возникнуть первый эпизод пониженного настроения. Таким  детям становиться трудно учиться, они раздражительны, быстро устают. То, что раньше давалось без напряжения, становится порой невыполнимым. Обычно бойкие и подвижные, такие дети становятся вялыми и пассивными, прежние интересы теряют свою актуальность. Подростки утрачивают интерес к играм и общению со сверстниками, предпочитают уединяться даже от близких родственников. У данных подростков в периоды пониженного настроения могут развиваться невротические расстройства по типу неврастении, субдепрессивые состояния и периоды отчаяния.   

5.

Гипертимная акцентуация характера

Данная акцентуация характеризуется постоянным повышенным настроением и безудержным оптимизмом.

С раннего детства дети – гипертимы отличаются общительностью, подвижностью, склонны к озорству. Такие дети обычно неусидчивы, легко отвлекаются, трудно усваивают основные правила поведения, если они противоречат их желаниям.  Отмечается преобладание личных желаний над правилами. Гипертимы обычно склонны к частым сменам групп общения, поэтому, часто меняют друзей и знакомых. Данные личности склонны к авантюрам, и асоциальным поступкам.  

6.

Гипотимная (конституционально-депрессивная) акцентуация характера

Гипотимики обычно отличаются всегда пониженным настроением. Все новости и сообщения принимают в мрачных, серых тонах, склонны к пессимизму. Гипотимики угрюмы и замкнуты, не любят шумного общества. Постоянно анализируют прошлые ошибки, как правило, незначительные. Часто таких индивидуумов терзают угрызения совести, считают себя неудачниками.

В учебе дети с гипотимной акцентуацией характера добросовестны, трудолюбивые и аккуратные. Склонны предвидеть будущие неудачи. Некоторые гипотимы проявляют мнительность и озабоченность собственным здоровьем, у них развивается ипохондрия.

7.

Лабильная акцентуация характера

Дети с лабильной акцентуацией не могут разумно реагировать на события, ранящие его самолюбие, все эмоциональные реакции инфантильны, незрелы, и пренебрежение окружающих ранит таких детей. Ответной реакцией на все вышеперечисленные ситуации может быть обида, слезы или уход в себя. Однако, лабильные личности способны на глубокие переживания и чувства, на искреннюю привязанность и дружбу. 

8.

Шизоидная акцентуация  характера

Данная акцентуация характера характеризуется эмоциональной холодностью и неспособностью выражать теплые чувства и привязанности, скрытностью, патологической замкнутостью и недостатком контактов с другими детьми, оторванности от реальности и погруженностью во внутренний мир, фантазированием, недостаточной реакцией на похвалу или порицание, затруднением в усвоении общепринятых норм и правил. Такие дети не любят шумных забав и подвижных игр, не общительны со сверстниками, предпочитают уединенные занятия. Родители или учителя могут заметить, что ребенок очень серьезен, подолгу застывает, как бы обдумывая что-то про себя. У таких детей обычно наблюдаются извращенные пристрастия к еде – они могут есть варенье с селедкой, отказываться от рыбных и мясных продуктов. Такие дети имеют обычно замедленное развитие двигательных навыков – могут наблюдаться неуклюжесть, неловкость, малоподвижность, медлительность, им трудно одеваться, причесываться и обслуживать себя. Может наблюдаться однообразие поведения, затруднение приспособления к новым условиям.  

9.

Эпилептоидная акцентуация характера

Характеризуется повышенной возбудимостью, мстительностью, склонностью проявлять бурные реакции с агрессией в ответ на незначительные внешние раздражители. С раннего возраста такие дети могут подолгу беспричинно плакать и рыдать, их невозможно успокоить, не действует даже окрик – они озлобляются, колотят ручками и ножками по чему попало, могут ударить и мать, и сверстников. Могут проявляться садистские наклонности, с ранних лет наблюдаются властность и деспотизм.

10.

Сенситивная акцентуация характера

Люди с таким типом акцентуации обычно чрезмерно чувствительны и впечатлительны, с высокими моральными требованиями к себе, постоянно ощущают чувство собственной неполноценности. С раннего детства они ранимы, застенчивы и робки, что мешает им заводить знакомства и друзей. Такие дети боятся «страшных» сказок, темноты, собак, боятся оставаться одни и могут заснуть только при свете. Боятся и своих более активных и драчливых сверстников.  Они не могут общаться с незнакомыми людьми. Они трудно привыкают к новому коллективу в детском саду, школе, и, поэтому им не рекомендуется перевод из класса в класс. На переменах такие дети обычно не участвуют в шумной возне своих сверстников, а тихо в углу читают книгу. Родители обычно называют таких детей «Домашним ребенком», «тепличным растением» 

 

 

 

Акцентуации характера, профилактика — презентация онлайн

1. Акцентуации характера, профилактика

Подготовила: Федотова Евгения,
Группа: 3В, 550761.

2. Акцентуа́ция, акцентуа́ция хара́ктера, акцентуа́ция ли́чности, акцентуи́рованная ли́чностная черта́ (от лат. accentus —

ударение)
• — находящаяся в пределах клинической нормы
особенность характера (в других источниках —
личности), при которой отдельные его черты
чрезмерно усилены, вследствие чего
обнаруживается избирательная уязвимость в
отношении одних психогенных воздействий при
сохранении хорошей устойчивости к другим.
Акцентуации не являются психическими
расстройствами, но по ряду своих свойств
схожи с расстройствами личности, что позволяет
делать предположения о наличии между ними
связи.

3. Типы:

Тип акцентуированной личности,
по К. Леонгарду
Тип акцентуации характера, по
А. Е. Личко
Лабильный
Сверхподвижный
Эмотивный
Демонстративный
Сверхпунктуальный
Ригидно-аффективный
Неуправляемый
Интравертный
Боязливый
Неконцентрированный
или неврастенический
Экстравертный
Слабовольный
Лабильный циклоид
Лабильный
Истероидный
Психастенический
Эпилептоидный
Шизоидный
Сенситивный
Астено-невротический
Конформный
Неустойчивый
Гипертимный
Циклоидный
• Гипертимный (сверхактивный) тип акцентуации
выражается в постоянном повышенном настроении
(по типу гипертимии) и тонусе, неудержимой
активности и жажде общения, в тенденции
разбрасываться и не доводить начатое до конца.
Люди с гипертимной акцентуацией характера не
переносят однообразной обстановки, монотонного
труда, одиночества и ограниченности контактов,
безделья. Тем не менее, их отличает энергичность,
активная жизненная позиция, коммуникабельность,
а хорошее настроение мало зависит от
обстановки. Люди с гипертимной акцентуацией
легко меняют свои увлечения, любят риск.

5. Гипертимный:

• Алкоголизация представляет для гипертимов серьезную
опасность с подросткового возраста. Выпивают они в
компаниях с приятелями. Предпочитают неглубокие
эйфоризирующие стадии опьянения, но легко становятся
на путь частых и регулярных выпивок.
• Реакция увлечения отличается у гипертимных подростков
богатством и разнообразием проявлений, но главное крайним непостоянством хобби. Коллекции сменяются
азартными играми, одно спортивное увлечение другим,
один кружок на другой, мальчики нередко отдают
мимолетную дань техническим увлечениям, девочки художественной самодеятельности.

6. Циклоидный:

• При циклоидном типе акцентуации характера
наблюдается наличие двух фаз — гипертимности и
субдепрессии. Они не выражаются резко, обычно
кратковременны (1—2 недели) и могут перемежаться
длительными перерывами. Человек с циклоидной
акцентуацией переживает циклические изменения
настроения, когда подавленность сменяется повышенным
настроением. При спаде настроения такие люди
проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо
переносят публичные унижения. Однако они
инициативны, жизнерадостны и общительны. Их
увлечения носят неустойчивый характер, в период спада
проявляется склонность забрасывать дела. Сексуальная
жизнь сильно зависит от подъёма и спада их общего
состояния. В повышенной, гипертимной фазе такие люди
крайне похожи на гипертимов.

7. Циклоидный:

• Выраженные нарушения поведения
(делинквентность, побеги из дому, знакомство с
наркотиками) мало свойственны циклоидам. К
алкоголизации в компаниях они обнаруживают
склонность в периоды подъема. Суицидальное
поведение в виде аффективных (но не
демонстративных) попыток или истинных покушений
возможно в субдепрессивной фазе.

8. Лабильный:

• Лабильный тип акцентуации подразумевает крайне
выраженную переменчивость настроения. Люди с
лабильной акцентуацией имеют богатую чувственную
сферу, они весьма чувствительны к знакам внимания.
Слабая сторона их проявляется при эмоциональном
отвержении со стороны близких людей, утрате
близких и разлуке с теми, к кому они привязаны.
Такие индивиды демонстрируют общительность,
добродушие, искреннюю привязанность и
социальную отзывчивость. Интересуются общением,
тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью
опекаемого.

9. Лабильный:

• Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода
знакам внимания, благодарности, похвалам и
поощрениям — все это доставляет им искреннюю радость,
но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению.
Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко
переживаются и способны вторгнуть в беспросветное
уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья
лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело,
обнаруживая склонность к реактивным депрессиям,
тяжелым невротическим срывам.
• Ей чужд и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная
дотошность коллекционирования, и настойчивое
совершенствование силы, ловкости умений и высоты
утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений.

10. Астено-невротический:

• Астено-невротический тип характеризуется
повышенной утомляемостью и раздражительностью.
Астено-невротические люди склонны к ипохондрии, у
них высокая утомляемость при соревновательной
деятельности. У них могут наблюдаться внезапные
аффективные вспышки по ничтожному поводу,
эмоциональный срыв в случае осознания
невыполнимости намеченных планов. Они аккуратны
и дисциплинированны.

11. Астено-невротический:

• Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие
нарушения поведения подросткам астено-невротического типа
не свойственны. Но это не означает, что специфически
подростковые поведенческие реакции у них отсутствуют.
Стремление к эмансипации или тяга к группированию со
сверстниками, не получая прямого выражения в силу
астеничности, утомляемости и т. п., могут исподволь
подогревать маломотивированные вспышки раздражения в
отношении родителей, воспитателей, старших вообще,
побуждать к обвинению родителей в том, что их здоровью
уделяется мало внимания, или же порождать глухую неприязнь
к сверстникам, у которых специфически-подростковые
поведенческие реакции выражаются прямо и открыто.
Сексуальная активность обычно ограничивается короткими и
быстро истощающимися вспышками. К сверстникам тянутся,
скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут
отдыха, одиночества или общества с близким другом.

12. Сензитивный:

• Люди с сензитивным типом акцентуации весьма
впечатлительны, характеризуются чувством
собственной неполноценности, робостью,
застенчивостью. Зачастую в подростковом возрасте
становятся объектами насмешек. Они легко
способны проявлять доброту, спокойствие и
взаимопомощь. Их интересы лежат в
интеллектуально-эстетической сфере, им важно
социальное признание.

13. Сензитивный:

• Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков,
ни к делинквентному поведению сенситивные
подростки не склонны. Сенситивные юноши, как
правило, даже не курят, алкогольные напитки же
способны внушать им отвращение.

14. Психастенический:

• Психастенический тип определяет склонность
к самоанализу и рефлексии. Психастеники часто
колеблются при принятии решений и не переносят
высоких требований и груза ответственности за себя
и других. Такие субъекты демонстрируют
аккуратность и рассудительность, характерной
чертой для них является самокритичность и
надёжность. У них обычно ровное настроение без
резких перемен. В сексе они зачастую опасаются
совершить ошибку, но в целом их половая жизнь
проходит без особенностей.

15. Психастенический:

• Склонность к самоанализу более всего
распространяется на размышления по поводу
мотивов своих поступков и действий, проявляется в
компании в своих ощущениях и переживаниях.
• Все описанные формы проявления подростковых
нарушений поведения несвойственны
психастеникам. Ни делинквентность, ни побеги из
дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже
суицидальное поведение в трудных ситуациях нами
не встречались. Их место, видимо, полностью
вытеснили навязчивости, мудрствование и
самоанализ.

16. Шизоидный тип:

• Шизоидная акцентуация характеризуется
замкнутостью индивида, его отгороженностью от
других людей. Шизоидным людям недостаёт
интуиции и умения сопереживать. Они тяжело
устанавливают эмоциональные контакты. Имеют
стабильные и постоянные интересы. Весьма
немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт
для других и заполнен увлечениями и фантазиями,
которые предназначены только для услаждения
самого себя.

17. Шизоидный тип:


Могут проявлять склонность к употреблению
алкоголя, что никогда не сопровождается ощущением
эйфории.

18. Эпилептоидный тип:

• Эпилептоидный тип акцентуации характеризуется
возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью
индивида. Человек с данным видом акцентуации склонен
к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с
аффективными взрывами, поиску объектов для снятия
злости. Мелочная аккуратность, скрупулёзность,
дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу,
допекающий окружающих педантизм обычно
рассматриваются как компенсация собственной
инертности. Они не переносят неподчинения себе и
материальные потери. Впрочем, они тщательны,
внимательны к своему здоровью и пунктуальны.
Стремятся к доминированию над сверстниками. В
интимно-личностной сфере у них ярко выражается
ревность. Часты случаи алкогольного опьянения с
выплёскиванием гнева и агрессии.

19.

Эпилептоидный тип:• Реакция увлечения обычно бывает выражена достаточно
ярко. Почти все эпилептоиды отдают дань азартным
играм. В них пробуждается почти инстинктивная тяга к
обогащению. Коллекционирование их привлекает также
прежде всего материальной ценностью собранного. В
спорте заманчивым кажется то, что позволяет развить
физическую силу. Подвижные коллективные игры даются
им плохо. Совершенствование ручных навыков, особенно
если это сулит определенные материальные блага
(прикладное искусство, ювелирная работа и т. п.), также
может оказаться в сфере увлечений. Многие из них любят
музыку и пение. В отличие от истероидов охотно
занимаются ими наедине, получая от своих упражнений
какое-то особое чувственное удовольствие.

20. Истероидный тип:

• У людей с истероидным типом ярко выражен
эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. Они
слабо переносят удары по эгоцентризму, испытывают
боязнь разоблачения и боязнь быть осмеянными, а
также склонны к демонстративному суициду
(парасуициду). Для них характерны упорство,
инициативность, коммуникативность и активная
позиция. Они выбирают наиболее популярные
увлечения, которые легко меняют на ходу.

21. Истероидный тип:

• Свойственное истероидам «бегство в болезнь», изображение
необычных таинственных заболеваний принимают иногда в
среде некоторых подростковых компаний, в частности
подражающих западным «хиппи», новую форму, выражаясь
стремлением попасть в психиатрическую больницу и тем
заполучить в подобной среде репутацию необычности. Для
достижения этой цели используется разыгрывание роли
наркомана, суицидальные угрозы и, наконец, жалобы,
почерпнутые из учебников психиатрии, причем разного рода
деперсонализационно-дереализационные симптомы и
циклические колебания настроения пользуются особой
популярностью.
• Алкоголизация или употребление наркотиков у истероидных
подростков также иногда носит демонстративный характер,
имеют суицидальные наклонности(чаще всего причиной
является неудачная любовь).

22. Неустойчивый тип:

• Неустойчивый тип акцентуации характера
определяет лень, нежелание вести трудовую или
учебную деятельность. Данные люди имеют ярко
выраженную тягу к развлечениям, праздному
времяпрепровождению, безделью. Их идеал —
остаться без контроля со стороны и быть
предоставленными самим себе. Они общительны,
открыты, услужливы. Очень много говорят. Секс для
них выступает источником развлечения, сексуальная
жизнь начинается рано, чувство любви им зачастую
незнакомо. Склонны к потреблению алкоголя и
наркотиков.

23. Неустойчивый тип:

• Слабоволие является, видимо, одной из основных
черт неустойчивых. Именно слабоволие позволяет
удержать их в обстановке сурового и жестко
регламентированного режима. Когда же за ними
непрерывно следят, не позволяют отлынивать от
работы, когда безделье грозит суровым наказанием,
а ускользнуть некуда, да и вокруг все работают — они
на время смиряются. Но как только опека начинает
ослабевать, они немедленно устремляются в
ближайшую «подходящую компанию». Слабое место
неустойчивых — безнадзорность, обстановка
попустительства, открывающая просторы для
праздности и безделья.

24. Конформный тип:

• Конформный тип характеризуется конформностью
окружению, такие люди стремятся «думать, как все».
Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного
стереотипа, лишения привычного окружения. Их
восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их
ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации
дружелюбны, дисциплинированны и неконфликтны.
Их увлечения и сексуальная жизнь определяются
социальным окружением. Вредные привычки зависят
от отношения к ним в ближайшем социальном круге,
на который они ориентируются при формировании
своих ценностей.

25. Конформный тип:

• Становятся целиком продуктом своего окружения: в
хороших условиях старательно учатся и работают, в
дурной среде со временем прочно усваивают
обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому «за
компанию» легко спиваются. Конформность
сочетается с поразительной некритичностью, истиной
считают то, что поступает через привычный канал
информации. По этому добавляется консерватизм:
новое не любят потому, что не могут к нему быстро
приспособиться, трудно осваиваются в непривычной
обстановке. Нелюбовь к новому легко проявляется
неприязнью к чужакам.

26. Профилактика:

• В случае акцентуаций необходимо проводить
профилактику девиантного поведения, таким
образом, чтобы акцентуации не переходили в
психопатии и не требовались коррекционные
мерпопреятия.

27. Упражнение «Интервью с партнером».

• Цель: Определить уровень знаний о проблемах
наркомании и направленность интересов. Создать основу
для заключительной групповой дискуссии.
• Материалы: анкеты, ручки, доска или плакат.
• Участники тренинга делятся на группы по два человека и
берут друг у друга интервью при помощи подготовленной
заранее анкеты. Интервью необходимо проводить так,
чтобы не мешать остальным участникам тренинга.
Каждый интервьюер представляет результаты своей
группе. Он записывает их на доске или плакате. После
чего, пользуясь полученными данными, члены группы
могут определить, какими темами они хотели бы
заниматься.

28. Варианты вопросов:

1. Какие ассоциации приходят Вам в голову, в момент,
когда вы слышите слова «наркомания» («курение»,
«алкоголизм»)?
2. Вспомните свои чувства, которые Вы испытываете по
этому поводу.
3. Какие именно зависимости и наркотики (сигареты,
алкогольные напитки) Вы знаете?
4. Как Вы считаете, по каким причинам человек
становится наркоманом (заядлым курильщиком,
алкоголиком)?
5. Как Вы считаете, такие зависимости как наркомания,
алкоголизм, курение играют роль в вашей жизни?
6. Возникли ли у Вас вопросы в связи с сегодняшней
темой, которые вы хотели бы обсудить в группе?

29. Упражнение «Лифт»

• Цель — показать и вербализовать проявления различных
чувств и состояний.
• Предложите участникам разделиться на две подгруппы.
Одна из них будет наблюдать, вторая — активно
участвовать. Раздайте карточки с перечисленными на них
названиями чувств. Показывать их друг другу участники
не должны. Они встают в круг, образованный стульями, и
ведущий предлагает ситуацию: представьте себе, что вы
жильцы одного дома. Утром вы ехали на работу и
застряли в лифте. Сейчас вам предлагается сыграть те
состояния, которые достались на карточках. Ваше
поведение должно быть продиктовано чувствами.
Называть написанные слова нельзя».
• Участники разыгрывают ситуацию 10-15 минут.
• После этого наблюдатель высказывают свои
предположения — кто что чувствовал, и какое поведение
об этом свидетельствовало.
• Игроки делятся своими впечатлениями, — какими
средствами передавались чувства?
• Высказывают предположения, — какое это имеет
отношение ко мне и моей жизни?
• Варианты карточек:
• радость, восторг, удовольствие…
• интерес, волнение, возбуждение…
• горе, страдание, печаль, депрессия. ..
• злость, раздражение, негодование, возмущение…
• страх, тревога опасение…
• презрение, высокомерие, пренебрежение…
• стыд, самоуничижение, неловкость…
• удивление, изумление…

31. Упражнение «Личность наркомана».

• Цели: сформировать понимание личности наркомана.
• Материал: бумага, карандаши.
• Каждый участник получает по листу, где написаны различные
черты характера (50 черт). Красным карандашом надо пометить
крестиком шесть черт ( три положительных и три
отрицательных, которые характеризуют собственную личность.
Листы собирают и распределяют заново. Затем зелёным
карандашом отмечают шесть черт, которые более всего
характеризуют наркомана. Листки ещё раз собирают и снова
распределяют. В третий раз синим карандашом отмечают
свойства, которые могут помочь не стать зависимым.
Подчёркнутые черты характера записывают на доске или
плакате по рубрикам и результаты обсуждают в группе.

32. Список литературы:

• 1. Личко А. Е.. Психопатии и акцентуации характера у
подростков.— Изд. 2-е, доп. и перераб.—
Л.:Медицина,1983.—256 с.
• 2. Курек, Н.С. Нарушение психической активности и
злоупотребление психоактивными веществами в
подростковом возрасте. — Спб: Алетейя, 2001. — 220с.
• 3. Справочник по психологии детей и психиатрии
детского и подросткового возраста/под ред. С.Ю.
Циркина; Ассоциация детских психиатров и
психологов — Спб: Питер, 2001. — 752с.

Основные черты лабильного типа акцентуации личности – Здоровое питание рядом со мной

Рады приветствовать вас, дорогие читатели сайта! Лабильный тип личности проявляется в нестабильности настроения, что связано с внешними обстоятельствами.

То есть, если человек был счастлив, но рядом с ним был кто-то в печали, он моментально потеряет всю свою радость и обесценит то хорошее, что у него было до этого момента.

В общем, давайте узнаем подробнее, что он из себя представляет, а также как построить с ним отношения, чтобы они были здоровыми и приносили удовольствие.

Основная характеристика

Как уже было сказано, главная черта характера — частая и неожиданная смена настроения. Такому человеку стоит просто споткнуться на лестнице, как он рискует потерять хорошее настроение буквально на весь вечер.

И ладно бы, в жизни его преследовали неудачи, возникало большое количество неразрешимых проблем. В этом случае понятна резкая смена настроения, напряжение и стресс расшатывают нервную систему, из-за чего чувства порой оказываются напряженными.

А вот у лабильного типа это происходит просто так, без всякой причины. Но он способен не только расстроиться на ровном месте, но и испытать счастье.

Допустим, кто-то в общественном транспорте или на улице ему улыбнется — как день заиграет новыми красками.

В момент встречи с друзьями или просто знакомыми он успевает прожить целую гамму чувств. За час разговора он успевает и посмеяться, и поплакать. Естественно, это смущает окружающих, но, привыкнув к таким частым проявлениям различных эмоций, становится понятным и спокойным.

Кстати, образ жизни и отношение к нему зависит как раз от настроения. Можно смело сказать, что она контролирует его и его выборы.

Например, когда лабильный человек грустит, у него ухудшается аппетит, он может вообще отказаться от еды на момент переживания. Но как только появятся поводы для радости, они моментально набросятся на еду, как будто месяц не ели.

Умеет любить и хранить верность, проявлять привязанность. Хотя на первый взгляд кажется, что эмоциональная неустойчивость — это элемент поверхностности и легкомыслия.

В отношениях ценит комфорт и близость, ему важно быть рядом с таким человеком, который выслушает, поддержит и подбодрит.

Также он готов подставить плечо при необходимости. А еще подбодрить, порадовать и просто сказать, что все будет хорошо.

Прекрасно понимает, что он человек настроения, поэтому самооценка обычно соответствует действительности. То есть он не предается самоуничижению и не возносит свои таланты до небес.

Обладают хорошо развитым эмоциональным интеллектом. Поэтому они почти всегда правильно распознают, как к ним относятся и что пытаются скрыть.

Детство

Ребенка с такой акцентуацией характера довольно сложно отличить от других типов. Например, шизоида или экстраверта видно сразу, их не спутаешь. Сразу же придется проявить больше внимательности, чтобы распознать основные признаки наличия лабильности.

Хотя такие дети часто болеют различными инфекционными заболеваниями. То есть у них хронический тонзиллит, синусит, тонзиллит и даже холецистит.

Очень любят похвалу, поэтому ради доброго слова буквально готовы горы свернуть. В то же время моменты, когда их ругают и наказывают, переживают очень тяжело.

Да, это настолько сложно, что они могут просто впасть в уныние на длительный период. Поэтому в процессе воспитания следует избегать авторитарного и жесткого стиля, а также использования метода «кнута и пряника».

Попробуйте мотивировать такого малыша приятными словами, поблагодарите его за помощь, не обесценивайте его труд и поощряйте даже небольшие победы.

Когда лабильный ребенок счастлив и здоров, он ищет компанию, но если настроение испортится, он будет избегать общения, стараясь уединиться и побыть один такой неприятный период времени.

Не стремится к лидерству, ведь главное — эмоциональная наполненность за счет контакта с другим человеком. Почему конкуренция, борьба за власть и первое место это вообще не для него.

Так как подразумевает агрессивные действия и реакции при необходимости для защиты собственной личности и того места, которое удалось занять в определенной группе. И дело вовсе не в лабильной акцентуации характера.

Увлечения обычно разные, на одном хобби долго не задерживаешься, пропадает интерес. В принципе коллекционирование, спорт, азартные игры и тому подобное обычно не привлекают такого ребенка. Предпочтение отдается простому общению с друзьями и животным, которых очень любит.

Рекомендации

  • Не считайте частые перепады настроения отклонением от нормы. Существует расстройство, называемое биполярным. Он чередуется между депрессией и манией. Итак, лабильная акцентуация не имеет ничего общего с психическим заболеванием. Важно научиться принимать эту эмоциональную нестабильность, такого человека, с такими характеристиками, и изменить его нельзя. Так что не жалуйтесь на него. Примите простое решение, готовы ли вы смириться с тем, что во время разговора он успеет расстроиться и повеселиться, или не готовы.
  • Если вы обладатель такого типа персонажа, не требуйте от себя невозможного. А именно — спокойное реагирование на различные события. Любите себя такой, какая вы есть.
  • Немного стабильности помогут принести медитация и другие техники, которые расслабляют и позволяют ощутить гармонию внутри себя.
  • Ведите дневник, в который записывайте мысли и чувства, которые вас беспокоят. Близкие люди находятся в разном состоянии, из-за чего не всегда готовы выслушать ваши жалобы. И надо снять напряжение, иначе здоровье начнет разрушаться. А благодаря записям вы сможете отслеживать, как часто меняется ваше самочувствие. Поймите, на что вы негативно реагируете. Такая информация позволит вам скорректировать свою жизнь таким образом, чтобы максимально наполнить ее приятными событиями и защитить себя от стресса.

Завершение

На сегодня все, дорогие читатели!

Оставайтесь с нами, подписавшись на обновления. И тогда вы получите больше информации о том, какие типы акцентуаций характера существуют, как по Леонгарду, так и по Личко.

Например, можно начать с психастенического типа.

Берегите себя и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт Журавина Алина

Таблица — ПМЦ

Полный текст PMC:

Behav Sci (Базель). 2018 сен; 8(9): 84.

Опубликовано в сети 19 сентября 2018 г. doi: 10.3390/bs80

Copyright/LicenseЗапросить разрешение на повторное использование

Выраженность типов акцентуаций характера рабочих.

9 0115 0,557
Типы знаков
Акцентуации
Краткое описание Среднее Стандартное
Ошибка среднего
Стандартное
De вариант
Гипертимный тип Всегда приподнятое настроение, подвижность, активность 16,22 0,544 4,682
Застрявший тип Ригидность аффекта, «застрявший» на идее 12,38 0,372 3. 204
Педантичный тип Жесткость и педантичность 14,54 0,489 4,204
Эмоциональный тип Эмоционально лабильная личность 10,54 0,501 4,307
Тревожный тип Тревожный 10,30 4,791
Циклотимический тип Периодическая смена настроения: то апатия, то энтузиазм 14,19 0,389 3,342
Возбудимый тип Повышенная импульсивная реактивность 11,76 0,479 4 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *