Латентная стадия по эриксону: Этапы развития личности по эриксону. Возрастные кризисы в теории Эрика Эриксона (концепция социальной идентичности)

Социализация личности по Эриксону

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона

Психоаналитическая концепция Э. Эриксона создана об отношениях «Я» и общества, но вместе с этим это и концепция детства.

Ученый говорил о том, что длительное детство свойственно иметь человеку, потому что оно из человека делает виртуоза в техническом и интеллектуальном смысле, но и на всю жизнь оставляет след эмоциональной незрелости.

Структуру личности Эриксон трактует также, как З. Фрейд. Целый ряд публикаций говорит о том, что работы Эриксона являются началом нового психоисторического метода, т.е. применение психоанализа к истории.

Ученый ставил перед собой задачу – разработать новую психоисторическую теорию развития личности с обязательным учетом конкретной культурной среды. Им были проведены полевые этнографические исследования воспитания детей в индейских племенах.

Сравнив результаты с воспитанием детей в городских семьях, он пришел к выводу, что в каждой культуре существует особый стиль материнства, который воспринимается как единственно правильный. Этот стиль всегда определяется тем, что ожидает от ребенка социальная группа, к которой он принадлежит.

В своей самой знаменитой работе он пишет о том, что личностная индивидуальность является стратегической задачей второй половины XX века точно также, каким было изучение сексуальности в конце XIX века во времена З.Фрейда.

Общество выдвигает специфические задачи для каждой стадии жизненного цикла, оно же определяет содержание развития. Решение задачи зависит от двух моментов – от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида и, во-вторых, от общей духовной атмосферы общества, где индивид живет.

Концепция получила название эпигенетической концепции жизненного пути личности, принцип которой используется при изучении эмбрионального развития. Согласно ему всё, что растет, имеет общий план, а вот исходя из общего, происходит развитие отдельных частей и каждая часть для преимущественного развития имеет наиболее благоприятный период – в результате произойдет формирование функционального целого.

Последовательность стадий являются результатом биологического созревания, но содержание развития определяется ожиданием общества, к которому относится индивид.

Прохождение всех стадий зависит от продолжительности жизни человека.

Замечание 1

Оценивая проделанную работу, автор признает, что периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности, что это только ключ к построению такой теории. Его любимый философ Кьеркегор говорил, что жизнь можно понять в обратном порядке, но прожить её надо с самого начала. Эти слова философа, как нельзя кстати подходят к концепции Э. Эриксона.

Стадии процесса социализации по Э. Эриксону

Концепция развития личности Э. Эриксона, который считал, что основы человеческого «я» своими корнями уходят в социальную организацию общества, появилась из практики психоанализа.

Со стадиями развития личности связаны ожидания, присущие данному обществу, а индивид может их оправдать или не оправдать. Это означает, что этот индивид может включиться в общество или будет, обществом отвергнут. Идеи, высказанные Э. Эриксоном, стали основой 2-х понятий – «групповой идентичности» и «эго-идентичности».

Воспитание ребенка с момента рождения направлено на включение его в социальную группу, в результате формируется групповая идентичность. Параллельно идет формирование эго-идентичности. В результате этого у субъекта создается чувство устойчивости и своего «я».

Положения Э. Эриксона заключаются в следующем. Он:

  • выдвинул предположение, что наряду с психосексуальным развитием существуют психологические стадии развития «я» и индивид устанавливает основные ориентиры как по отношению к себе, так и по отношению к социальной среде;
  • утверждал, что становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, а длится на протяжении всей жизни;
  • полагал, что каждая стадия имеет свои параметры развития, а они могут быть как положительные, так и отрицательные.

По мнению ученого, третья стадия, которую З. Фрейд назвал фаллическая, развивается между предприимчивостью и чувством вины. Какое из этих качеств перевесит, зависит от родителей – какова их реакция на детские забавы и игры.

Латентной фазе в психоанализе соответствует четвертая стадия, но рамки психоанализа Эриксон расширяет. Он говорит о том, что развитие ребенка в этот период зависит от отношения и других взрослых, а не только от родителей. Этот период связан с появлением у ребенка дедукции, регламентированным занятиям, организованным играм. Социальный параметр с одной стороны характеризуется умелостью, а с другой стороны – чувством неполноценности.

На пятой стадии, а это возраст 12-18 лет, подросток может уже обобщать и должен объединить всё, что о себе знает – какой он сын, друг, спортсмен, школьник и др. Возникает необходимость объединить эти роли в целое, осмыслить их, связать с прошлым и проецировать в будущее. Справившись с такой задачей, у него появится ощущение кто он и куда идет. Влияние родителей на этой стадии становится косвенным.

Начало зрелости – это шестая стадия жизненного цикла – специфический параметр заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.

Параметр общечеловечности появляется на седьмой стадии зрелого возраста. Общечеловечность Эриксон понимает, как способность человека интересоваться людьми за пределами своего круга, задумываться над жизнью подрастающего поколения. Если чувство сопричастности не выработалось, человек сосредотачивается на себе и своем комфорте.

Завершенная форма его идентичности – это восьмая стадия жизненного цикла, на которой появляется мудрость, а Эриксон определяет её как отстраненный интерес к жизни как таковой перед лицом смерти. Если эта личностная интеграция отсутствует, то возникает страх смерти, отчаяние.

Замечание 2

Каждая стадия имеет свои сильные стороны и Эриксон считает, что неудача на одной стадии может быть исправлена на другой стадии. Не только родители должны нести ответственность за формирование личности, но и какую-то часть этой ответственности должны взять на себя сам индивид и общество.

Социализация как непрерывный процесс

Процесс социализации не кончается до конца жизни человека, но нравственное его развитие на определенном этапе может и задержаться. Эту мысль одним из первых высказал доктор Орвиль Г. Брим-младший.

По его мнению, между социализацией взрослых и детей существуют различия. У взрослых людей она выражается в изменении внешнего поведения, а детская базовые ценностные ориентации корректирует.

Взрослые люди способны оценивать нормы, в то время как дети могут их только усваивать. Изменение процесса социализации у взрослых ряд социологов объясняют тем, что переживания и кризисы различны в жизни взрослого человека и ребенка. Данный подход получил название адаптивистский.

Суть его заключается в том, что жизнь взрослых людей рассматривается как ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, их, безусловно, необходимо осмыслить и преодолеть. Так, например, неожиданным кризисом может стать потеря близкого человека, возрастная потеря физической подвижности, выход человека на пенсию, уход взрослых детей из родного дома.

У разных людей время наступления кризиса разное. Взрослые люди, как считают сторонники адаптивистского подхода, кризисы преодолевают один за другим и разрешение одного совсем не означает, что следующий кризис тоже будет разрешен.

Но, есть и другая точка зрения, принадлежащая сторонникам развивающего подхода. Они полагают, что кризис является основой для дальнейшего роста. И одним из первых теорию развития личности на протяжении всей жизни предложил социальный психолог Э. Эриксон.

Стадии развития личности по Э.Эриксону

Пока мы касались только основных теоретических расхождений  между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и  вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика  сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок  их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические  и сексуальные основы всех более  поздних мотивационных и 

личностных диспозиций, а также принимает  фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго). Однако, несмотря на наличие сходных положений, многие персонологи считают, что теоретические  посылки Эриксона отличаются от таковых  в классическом психоанализе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Эпигенетический  принцип.

Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение  о том, что человек в течение  жизни проходит через несколько  универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

«1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2) общество, в принципе, устроено так, что  развитие социальных возможностей  человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать  сохранению этой тенденции, а  также поддерживать как надлежащий  темп, так и правильную последовательность  развития» (Erikson, 1963a, р. 270).

В книге «Детство и общество» (1963а) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных  стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов  человека»). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом  эпигенетически развертывающегося  «плана личности», который наследуется  генетически. Эпигенетическая концепция  развития (по-гречески «επι» означает «после», a «γενεσιζ» — «рождение, происхождение») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо-специфической») эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации» (Erikson, 1968, р. 286).

Каждый психосоциальный  кризис, если рассматривать его с  точки зрения оценки, содержит и  позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатилось  новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый  позитивный компонент (например, базальное  доверие и автономию), и это  гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям (Erikson, 1964a). Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Все восемь стадий развития в психологической  теории Эриксона представлены в табл.1. В крайнем левом столбце перечислены  стадии; во втором столбце указан приблизительный  возраст их наступления; в третьем  противопоставлены позитивные и  негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены  сильные стороны эго или его  достоинства, приобретаемые благодаря  успешному разрешению каждого кризиса. В соответствии с принципом эпигенезиса, каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных  конфликтов. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в  той или иной степени имеют  место с самого начала постнатального периода жизни человека и для  каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически  обусловленной последовательности развития.

 

Таблица 1. Восемь стадий психосоциального развития

Стадия

Возраст

Психосоциальный кризис

Сильная сторона

 

1. Орально-сенсорная

Рождение — 1 год

Базальное доверие — базальное  недоверие

Надежда

2. Мышечно-анальная

1—3 года

Автономия — стыд и сомнение

Сила воли

3. Локомоторно-генитальная

3—6 лет

Инициативность — вина

Цель

4. Латентная

6—12 лет

Трудолюбие — неполноценность

Компетентность

5. Подростковая

12—19 лет

Эго-идентичность — ролевое смешение

Верность

6. Ранняя зрелость

20—25 лет

Интимность — изоляция

Любовь

7. Средняя зрелость

26—64 года

Продуктивность — застой

Забота

8. Поздняя зрелость

65 лет — смерть

Эго-интеграция — отчаяние

Мудрость

 

 

 

Полагая, что  перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность  человеческого развития, Эриксон  указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень широко варьирует  и по форме проведения, и по влиянию  на человека. Более того, Эриксон  считает, что в каждой культуре наличествует «решающая координация» между развитием  индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им «зубчатым колесом  жизненных циклов» — законе согласованного развития, согласно которому развивающейся  личности общество оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда  она особенно в этом нуждается. Таким  образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений  переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости между поколениями  отражена в его концепции взаимозависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Развитие личности:психосоциальные  стадии.

 

Как отмечалось ранее, Эриксон считает, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Его анализ социализации лучше всего представить с  помощью описания отличительных  особенностей восьми стадий психосоциального развития.

 

4.1. Младенчество:базальное доверие/базальное  недоверие.

Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого  года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются  основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней  определенности». Главным условием выработки чувства доверия к  людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность  матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и  тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может  усилиться тогда, когда ребенок  перестает быть для матери центром  ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (скажем, возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или  подозрительности в разных культурах  не совпадают, но универсален сам  принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери.

Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в  младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется  всю последующую жизнь и пронизывает  все отношения с другими людьми.

Надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) — это  первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного  разрешения конфликта «доверие —  недоверие».

 

 

 

 

 

 

4.2 Раннее детство: автономия / стыд и сомнение.

Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления  новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки  зрения Эриксона, столкновение ребенка  с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении  ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности  самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я —  то, что я могу».

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки  или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его  возможностей, у него возникает переживание  стыда, сомнение и неуверенность  в себе, приниженность, слабоволие.

Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая  ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

4.3. Возраст игры: инициативность / вина.

В дошкольном периоде, который Эриксон  называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между  инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми  занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и  домашних животных. Это возраст, когда  главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью  которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением  «атаковать» задачу, испытывая радость  от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается  обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в  результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает  новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и  самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу  выбора, чрезмерно контролирующие и  наказывающие детей, вызывают у них  слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

    1. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность.

         Четвертый психосоциальный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям).

Термин «трудолюбие», «вкус к  работе» отражает основную тему данного  периода, дети в это время поглощены  тем, что стремятся узнать, что  из чего получается и как оно действует. Эго- идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».

Обучаясь в школе, дети приобщаются  к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал —  совершенство исполнения. Опасность  этого периода состоит в появлении  чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или  в статусе среди сверстников.

4.5. Юность: эго — идентичность / ролевое смешение.

 Юность, пятая стадия в схеме  жизненного цикла Эриксона, считается  самым важным периодом в психосоциальном  развитии человека: «Юность —  это возраст окончательного установления  доминирующей позитивной Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 — 13 лет до примерно 19—20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство.

Стадии психосоциального развития по Эриксону


Ниже приведены стадии психосексуального развития по Эриксону:

1. Доверие или недоверие (от рождения до 1 года)
По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, а к ним относятся с заботой и вниманием, обращаются с ними достаточно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир неоднозначен, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.

2. Автономия или стыд и сомнение (от 1 до 3 лет)
Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся самостоятельно кушать и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-то самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

3. Инициатива или чувство вины (от 3 до 6 лет)
Дети переносят исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются конструктивным способам взаимодействия с людьми и вещами, становятся инициативными. Однако если их строго критикуют или наказывают, они часто чувствуют себя виноватыми за свои поступки.

4. Трудолюбие или чувство неполноценности (от 6 до 12 лет)
Дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетентности ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. Особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

5. Идентичность или смешение ролей (от 12 до 18 лет или старше)
До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Подростки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

6. Близость или изоляция (от 18 или старше до 40)
В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. Близость включает в себя нечто большее, чем просто сексуальная близость. Это способность отдать часть своей «души» другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

Этапы развития личности по Эрику Эриксону — Точка сборки

Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.

Детство

1. Доверие и недоверие

Первая стадия развития чело­века соответствует оральной фазе классического психо­анализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социаль­ного взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, по­требности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого ба­юкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди — существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозритель­ность по отношению к миру вообще, к людям в частно­сти, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой пос­ледующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться до­верием к какой-нибудь учительнице, не допускающей не­справедливости по отношению к детям. При этом он мо­жет преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в слу­чае развода родителей в семье создается обстановка, пе­реполненная взаимными обвинениями и скандалами.

Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.

Достижение равновесия

2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения).

Вторая ста­дия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учит­ся не только ходить, но и лазить, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, дос­тавать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабаты­вается ощущение, что он владеет своими мышцами, сво­ими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятель­ность.

Но если воспитатели проявляют нетерпение и спе­шат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конеч­но, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от уси­лий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

Если из этой стадии ребенок выйдет с большой до­лей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрос­лого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к раз­витию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной сторо­ны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.

Благоприятное разрешение этого конфликта — воля.

3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — Предприимчивость и неадекватность).

Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретатель­ность его проявляет себя и в речи, и в способности фан­тазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на од­ном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему же­ланию бегают, борются, возятся, катаются на велосипе­де, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родите­лей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость), и не мешать ему фантазировать, и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что воп­росы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

Благоприятное разрешение этого конфликта — цель.

4. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности).

Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латент­ной фазой. В этот период любовь сына к матери и рев­ность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скры­том состоянии. В этот период у ребенка развивается спо­собность к дедукции, к организованным играм и регламен­тированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоци­альный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности — с другой.

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робин­зон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с ко­торым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и руко­дельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребен­ка вырабатывается умелость и способности к техничес­кому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пач­котню», способствуют развитию у них чувства неполно­ценности.

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие об­щественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ре­бенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отстава­ние в классе несоразмерно развивает у него чувство не­полноценности.

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может ожи­вить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого пара­метра зависит не только от родителей, но и от отноше­ния других взрослых.

Благоприятное разрешение этого конфликта — уверенность.

Кризис подросткового возраста

5. Идентификация личности и путаница ролей.

При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивает­ся, как утверждает классический психоанализ, с про­буждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко не­совершенные, но реально существующие семьи, религии и обще­ства. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между поло­жительным полюсом идентификации «Я» и отрицатель­ным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, об­ретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В отличие от предыдущих стадий, где родители ока­зывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается наиболее косвенным. Если благодаря родителям подрос­ток уже выработал доверие, самостоятельность, предпри­имчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, зна­чительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчиво­го, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в под­ростковом возрасте должна начинаться, по сути, с мо­мента рождения.

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симпто­мы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая пута­ница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распу­щенность, очень часто обладают фрагментарным пред­ставлением о своей личности и свои беспорядочные по­ловые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противополож­ным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.

Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приоб­ретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоре­чащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует избавить человека от возникновения новых про­блем на других этапах жизни или появление новых реше­ний для старых, уже решенных, казалось, проблем.

Благоприятное разрешение этого конфликта — верность.

Конфликты среднего возраста

6. Близость и одиночество.

Шестой стадией жизнен­ного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоана­лиз не говорит ничего нового или, иначе, ни­чего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение чело­века в трудовую деятельность, указывает на специфичес­кий для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.

Под близостью Эриксон понимает не только физи­ческую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем су­щественным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родите­лей, но лишь от того, насколько успешно человек про­шел предыдущие стадии. Так же как в случае идентифи­кации, социальные условия могут облегчать или затруд­нять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тес­ные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиноче­ство — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Благоприятное разрешение этого конфликта — любовь.

7. Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой).

Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появля­ется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на са­мом себе и главной его заботой становится удовлетворе­ние своих потребностей и собственный комфорт.

Благоприятное разрешение этого конфликта — забота.

8. Цельность и безнадежность.

На восьмую и после­днюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная paбoта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внука­ми, если они есть. Психосоциальный параметр этого пе­риода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлет­ворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упу­щенного не вернуть. Такого человека охватывает отчая­ние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Благоприятное разрешение этого конфликта — мудрость.

©

Периодизация развития личности по Эриксону

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок иибо интегрируется с обществом, либо отторгается.

Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа, на основе этого он разработал свою периодизацию. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

Периодизация:

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Скрытая стадия — определение латентной стадии по The Free Dictionary

Скрытая стадия сифилиса наступает после вторичной, когда у человека нет симптомов, хотя инфекция все еще присутствует в его организме, однако в нашем случае, несмотря на раннюю диагностику сифилиса в первом триместре беременности, ранняя латентная стадия сифилис и немедленное введение стандартной антибиотикотерапии, акушерский исход был неблагоприятным. Emarest et al., «ВИЧ-инфекция активна и прогрессирует в лимфоидной ткани во время клинически латентной стадии заболевания», Nature, vol.Пусть S (t), E (t) и I (t) будут числами восприимчивых, подвергшихся воздействию на латентной стадии и инфицированных людей в момент времени t, соответственно. Раунды общего целевого лечения ([двойной кинжал]) Параметр Комментарии Эпидемиологические параметры [R.sub.0] * Среднее количество новых случаев, возникающих из одного индексного случая в полностью восприимчивой Ежемесячной вероятности прогрессирования от всех нелеченных первичных к вторичным заболеваниям без лиц с лечением первичных заболеваний либо развиваются вторичные, либо латентные стадии болезни , и это происходит в течение периода популяции. Вероятность прогрессирования в месяц от 2-6 мес.Кроме того, в литературе упоминается латентная стадия, которая включает временной промежуток после инфицирования T. pallidum, характеризующийся серореактивностью и отсутствием каких-либо других свидетельств болезни. Халили считает, что окончательное лекарство от ВИЧ и СПИДа состоит в устранении встроенной копии вируса. Геном ВИЧ-1 в латентной стадии. — ВИЧ-инфицированные лица на различных территориях не принимают полку до тех пор, пока не будет диагностирована или обнаружена латентная стадия заболевания, вызванная оппортунистической инфекцией. Сифилис характеризуется длительной латентной стадией, в которой пациент является заразным. но бессимптомно1-5.Внимательное чтение Джонатаном Друкером «Пробуждения» основывается на теории Фрейда и интерпретирует мемуары Леви как происходящие из латентной стадии травмы, которая следует за первоначальным шоком и предшествует повторению травматических воспоминаний.

скрытый — Tłumaczenie na polski — angielskich przykładów

Wyniki mog zawierać przykłady wyrażeń wulgarnych.

Wyniki mogą zawierać przykłady wyrażeń potocznych.

При условии, что производство цемента будет продолжаться, эта стоимость осталась скрытой .

Narzucając warunek kontynuowania produkcji цемент, koszt ten pozostał ukryty .

Это ресурс, иногда скрытый , находящийся в сообществах, организациях и сетях.

To Potencjał, czasami ukryty , drzemiący we wspólnotach, organacjach i sieciach.

Он остается там какое-то время на скрытой стадии .

Pozostaje przez pewien czas na etapie utajony .

Может быть около скрытых симптомов, вызванных малярией.

Mogą wystąpić jakieś utajone objawy malarii.

Записи типа 9 должны содержать текст ASCII, описывающий минуты и связанную информацию, закодированную из скрытого .

Rekordy typu 9 zawierają tekst w kodzie ASCII opisujący minucje i związane z nimi informacje pochodzące od śladu .

Это обязательное поле ASCII должно использоваться для идентификации данных скрытого изображения , содержащихся в записи.

To obowiązkowe pole ACII jest wykorzystywane do rozpoznania danych obrazu śladu zawartych w rekordzie.

Глава 6: Явное тепло и скрытое тепло .

Rozdział 6: Ciepło wyczuwalne i ukryte .

Художник из Бильбао встречает в «GAP скрытом пространстве » тридцать последних работ.

Artystka Bilbao spełnia w przestrzeni ukrytej GAP ‘trzydzieści ostatnie prace.

Ее скрытое безумие ожило жестоким и неотразимым.

Jej ukryte szaleństwo powróciło do życia gwałtownie i nieodwracalnie.

Мисс Холлоуэй — наш ведущий исследователь в области скрытых сверхчеловеческих способностей.

Panna Holloway przewodniczy badaniom w zakresie ukrytych zdolności nadludzkich.

Одним из них было состояние, называемое низким скрытым ингибированием .

Jedną z nich była niska ukryta ignicja.

Но с низким уровнем скрытого ингибирования с Майклом произошло кое-что интересное.

Ale w połączeniu z niską ukrytą ignicją, z Michaelem stało się coś ciekawego.

У этих животных есть скрытая способность жить намного дольше, чем обычно.

Te zwierzęta mają w sobie ukrytą zdolność do dłuższego, niż zazwyczaj, ycia.

Я говорил вам, что у него скрытых маниакальных наклонностей.

Mówiłem pani, że ma ukryte skłonności maniakalne.

Вывод их латентных аномальных ДНК на поверхность.

Wyciągając ich ukryte DNA na powierzchnię.

Мы уже видели этот скрытый синяк раньше.

Кому ukryte stłuczenie widzieliśmy już wcześniej.

Методика тестирования предназначена для выявления латентных инфекций в клубнях картофеля.

Procedura testowa jest przeznaczona do wykrywania utajonych influenkcji w bulwach ziemniaka.

Примечание: для обнаружения латентных популяций R. solanacearum рекомендуется испытать составные образцы.

Uwaga: Przy wykrywaniu utajonych populacji R. solanacearum zaleca się przebadanie prób złożonych.

Это пространство должно содержать металлизированный эффект скрытого изображения , включая код страны государства-члена.

Niniejsze pole zawiera metalizowany ukryty obraz z kodem kraju Państwa Członkowskiego.

Это должно быть подтверждено визуальным осмотром, проводимым в соответствующее время, и лабораторными исследованиями на предмет возможного обнаружения скрытых инфекций .

Powinno to być potwierdzone przez kontrole wzrokowe przeprowadzone we właściwych porach oraz badania labjne w celu możliwego wykrycia utajonych influenkcji.

Создание сцены — Roblox

Создание сцены — Roblox

Пожалуйста, включите Javascript, чтобы использовать все функции этого сайта.

Запуск Roblox …

Подключение к игрокам…

Отметьте . Запомните мой выбор и нажмите OK в диалоговом окне выше, чтобы быстрее присоединяться к играм в будущем!

  • 1

    Нажмите Сохранить файл , когда появится окно загрузки

  • 2

    Перейдите в раздел «Загрузки» и дважды щелкните RobloxPlayer.exe

  • 3

    Нажмите Выполните

  • 4

    После установки нажмите Играть , чтобы присоединиться к действию!

  • 5

    Нажмите Ok при появлении предупреждения

Установщик Roblox должен загрузиться в ближайшее время.Если этого не произошло, начните загрузку сейчас.

% PDF-1.3 % 934 0 объект > endobj xref 934 85 0000000016 00000 н. 0000002083 00000 н. 0000002140 00000 н. 0000004221 00000 н. 0000004362 00000 п. 0000004838 00000 н. 0000005414 00000 н. 0000005436 00000 н. 0000008863 00000 н. 0000008886 00000 н. 0000010845 00000 п. 0000011039 00000 п. 0000011702 00000 п. 0000013480 00000 п. 0000013680 00000 п. 0000014343 00000 п. 0000015799 00000 п. 0000016008 00000 п. 0000016671 00000 п. 0000018597 00000 п. 0000018801 00000 п. 0000019464 00000 п. 0000021213 00000 п. 0000021409 00000 п. 0000022078 00000 п. 0000023203 00000 п. 0000023399 00000 п. 0000024514 00000 п. 0000024697 00000 п. 0000025816 00000 п. 0000026010 00000 п. 0000027225 00000 п. 0000027408 00000 п. 0000028063 00000 п. 0000029252 00000 п. 0000029452 00000 п. 0000030112 00000 п. 0000031236 00000 п. 0000031440 00000 п. 0000033257 00000 п. 0000033445 00000 п. 0000034105 00000 п. 0000035286 00000 п. 0000035471 00000 п. 0000036126 00000 п. 0000037316 00000 п. 0000037507 00000 п. 0000038171 00000 п. 0000039761 00000 п. 0000039945 00000 п. 0000040599 00000 п. 0000042265 00000 п. 0000042462 00000 п. 0000043122 00000 п. 0000044248 00000 п. 0000044437 00000 п. 0000045663 00000 п. 0000045852 00000 п. 0000046507 00000 п. 0000047618 00000 п. 0000047803 00000 п. 0000048933 00000 п. 0000049133 00000 п. 0000050251 00000 п. 0000050439 00000 п. 0000051568 00000 п. 0000051772 00000 п. 0000052888 00000 п. 0000053078 00000 п. 0000054211 00000 п. 0000054421 00000 п. 0000055538 00000 п. 0000055736 00000 п. 0000056923 00000 п. 0000057113 00000 п. 0000057768 00000 п. 0000058960 00000 п. 0000059151 00000 п. 0000059806 00000 п. 0000060926 00000 п. 0000061121 00000 п. 0000062539 00000 п. 0000062733 00000 п. 0000003559 00000 н. 0000004198 00000 п. трейлер ] >> startxref 0 %% EOF 935 0 объект > endobj 936 0 объект > endobj 1017 0 объект > поток xb«c`} Aы $ C) aca: nyr _г./ Pw ޝ ge ܈ gȜϷ9Em20!

Симптомы, лечение, стадии и причины

Ветряная оспа (ветряная оспа), также известная как ветряная оспа, является очень заразной инфекцией, вызываемой вирусом ветряной оспы. Хотя это и неудобно, большинство людей выздоравливает в течение 1-2 недель.

Появляется сыпь в виде пузырей, которая сначала появляется на лице и туловище, а затем распространяется по всему телу. Хотя это не опасно для жизни, могут возникнуть осложнения.

Краткие сведения о ветряной оспе

  • Ветряная оспа вызывается вирусом ветряной оспы.
  • Инкубационный период ветряной оспы составляет 10-21 день.
  • Ветряная оспа очень заразна.
  • Инфекция распространяется подобно простуде и гриппу.
  • Диагноз обычно можно установить, наблюдая за признаками и симптомами.

Прежде чем появится сыпь, будет:

  • общее недомогание (недомогание)
  • лихорадка, которая обычно хуже у взрослых, чем у детей
  • ноющие мышцы
  • потеря аппетита
  • в некоторых случаях , чувство тошноты

После появления сыпи будет:

  • Сыпь : степень тяжести варьируется от нескольких точек до сыпи, покрывающей все тело.
  • Пятна : Пятна образуются группами и обычно появляются на лице, конечностях, груди и животе. Они, как правило, маленькие, красные и зудящие.
  • Волдыри : Волдыри могут развиваться на вершине пятен. Они могут вызвать сильный зуд.
  • Помутнение : Примерно через 48 часов пузыри затуманиваются и начинают высыхать. Образуется корочка.
  • Исцеление : Примерно через 10 дней корки отпадают сами по себе.

В течение всего цикла могут появляться новые волны пятен — в таких случаях у пациента могут быть разные скопления пятен на разных стадиях зуда, сухости и корочки.

Другие симптомы

У некоторых людей симптомы более тяжелые.

В следующих случаях следует обратиться к врачу:

  • кожа вокруг пятен или волдырей становится болезненной и красной
  • возникают затруднения с дыханием

Большинство здоровых людей полностью выздоравливают, как при простуде или гриппе , отдыхая и пить много жидкости.

Ветряная оспа обычно проходит в течение недели или двух без лечения. Лекарства нет, но вакцина может предотвратить его.

Врач может назначить лекарства или посоветовать, как уменьшить симптомы зуда и дискомфорта, а также как предотвратить распространение инфекции на других людей.

Боль или жар: Тайленол (ацетаминофен) может помочь при симптомах высокой температуры и боли. Важно следовать инструкциям производителя. Продукты, содержащие аспирин, НЕ следует использовать при ветрянке, так как это может привести к осложнениям. Ацетаминофен (Тайленол) можно использовать на любом сроке беременности.

Как избежать обезвоживания: Важно пить много жидкости, предпочтительно воды, чтобы предотвратить обезвоживание. Некоторые врачи рекомендуют фруктовое мороженое без сахара или педиалит детям, которые не пьют.

Болезненность во рту: Фруктовое мороженое без сахара помогает облегчить симптомы болезненности, если во рту есть пятна. Следует избегать соленой или острой пищи. Если жевание вызывает болезненные ощущения, хорошим вариантом может быть суп, но он не должен быть слишком горячим.

Зуд: Зуд может стать очень сильным, но важно свести к минимуму царапины, чтобы снизить риск образования рубцов.

Следующие меры могут помочь предотвратить царапины:

  • держать ногти чистыми и как можно короче
  • надевать варежки или даже носки на руки ребенка, когда он засыпает, чтобы любая попытка почесать ночью не порезалась кожа
  • применение лосьона с каламином или овсяная ванна для уменьшения зуда
  • ношение свободной одежды

Противовирусные препараты могут быть назначены во время беременности, взрослым, получившим ранний диагноз, новорожденным и тем, у кого ослаблена иммунная система.Ацикловир — один из примеров.

Это лучше всего работает, если вводится в течение 24 часов после появления симптомов. Ацикловир уменьшает выраженность симптомов, но не лечит болезнь.

Имеется вакцина от ветряной оспы. Детям вводят 2 дозы вакцины против ветряной оспы: одну в возрасте от 12 до 15 месяцев и одну в возрасте от 4 до 6 лет. Они на 90 процентов эффективны при профилактике ветряной оспы.

В США вакцину против ветряной оспы обычно делают детям.

Взрослые более подвержены осложнениям, чем дети, но даже у взрослых они встречаются редко.

Если волдыри инфицированы бактериями, риск осложнений возрастает.

Беременные женщины, новорожденные и младенцы в возрасте до 4 недель, а также лица с ослабленной иммунной системой чаще испытывают осложнения.

Если кожа вокруг пятен и волдырей становится красной, болезненной или болезненной, возможно, они инфицированы. У некоторых больных ветряной оспой может развиться пневмония.

Энцефалит: Может возникнуть воспаление головного мозга.

Синдром Рея: Это редкое, но серьезное заболевание может возникнуть, когда дети и подростки выздоравливают от вирусной инфекции, включая ветряную оспу. Это вызывает набухание печени и мозга.

Большинство людей, у которых развиваются осложнения, полностью выздоравливают.

Во время беременности риск развития пневмонии при ветряной оспе несколько выше.

Также существует опасность передачи инфекции плоду.

Если инфицирование происходит в течение первых 20 недель беременности, существует более высокий риск развития синдрома ветряной оспы у плода, который может привести к рубцеванию, проблемам с глазами, дренированию мозга и укорочению рук или ног.

Если заражение происходит на более поздних сроках беременности, ветряная оспа может передаваться непосредственно плоду, и ребенок может родиться с ветряной оспой.

Если вы заразились ветряной оспой во время беременности, будь то ветряная оспа или опоясывающий лишай, важно сразу же обратиться к врачу.

Риск заражения ветряной оспой и развития осложнений выше у человека с ослабленной иммунной системой.

Осложнения ветрянки могут включать менингит, сепсис или сепсис, пневмонию.

Предупреждение: Следующие изображения можно считать графическими:

Ветряная оспа развивается поэтапно.

Передача

Ветряная оспа, простуда и грипп распространяются аналогичным образом. Люди могут заразиться при непосредственном прикосновении к волдырям или от вдыхания частиц вируса из волдырей или из воздуха вокруг инфицированного человека.

Ветряная оспа в основном передается через:

  • прямой контакт с волдырями человека, инфицированного вирусом ветряной оспы
  • вдыхание вирусных частиц из чьих-либо волдырей
  • вдыхание мелких частиц изо рта говорящего или кашляющего
Инкубационный период

Varicella составляет от 10 до 21 дня.Другими словами, сыпь появится через 10–21 день после контакта с вирусом.

Сыпь

Зараженный человек заразен примерно за 2 дня до появления сыпи. Сыпь может включать от 250 до 500 зудящих волдырей.

Ветряная оспа продолжает быть заразной еще в течение 5–7 дней или до тех пор, пока все волдыри не превратятся в корки.

Когда все поражения покрываются коркой, инфицированные больше не могут передавать ее другим, но люди с ослабленной иммунной системой могут оставаться заразными дольше.

В большинстве случаев следы оспы заживают без рубцов.

Опоясывающий лишай

Ветряная оспа и опоясывающий лишай вызываются одним и тем же вирусом. Опоясывающий лишай возникает, когда вирус ветряной оспы от предыдущего случая ветряной оспы снова становится активным.

Осложнения опоясывающего лишая могут включать:

  • постгерпетическую невралгию с болью от опоясывающего лишая, продолжающуюся долгое время после исчезновения волдырей
  • потеря зрения, если опоясывающий лишай вызывает глазные инфекции
  • неврологические проблемы из-за воспаления в головном мозге
  • кожные инфекции, особенно если волдыри лечить неправильно

Вы не можете заразиться опоясывающим лишаем от другого человека, но человек, который никогда не болел ветряной оспой или не был вакцинирован, может заразиться ветряной оспой от кого-то с опоясывающим лишаем.