Лекция на – Лекция — Википедия

Содержание

лекция — это… Что такое лекция?

  • ЛЕКЦИЯ — (лат. lectio чтение, от legere читать). Чтение профессора с кафедры, преподавание, урок, учебный час. Лекции публичные, т. е. предназначенные для всех желающих. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio чтение), форма изложения знаний через связную, б. или м. длительную речь лектора (в прежнее время читавшуюся по готовому тексту). Лекционная форма обучения преобладала в русской дореволюционной высшей школе. С начала 20 века Л.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ЛЕКЦИЯ — ЛЕКЦИЯ, лекции, жен. (лат. lectio). 1. Учебное занятие в высшем учебном заведении, состоящее в устном изложении предмета преподавателем. Читать лекции. Посещать лекции. Двухчасовая лекция. 2. Публичное чтение на какую нибудь тему. Цикл лекций о… …   Толковый словарь Ушакова

  • лекция

    — доклад, телелекция, занятие, выступление Словарь русских синонимов. лекция сущ., кол во синонимов: 6 • аудиолекция (1) • …   Словарь синонимов

  • Лекция — является одним из видов учебных занятий, направленных, прежде всего, на теоретическую подготовку слушателей. Ее цель дать систематизированные основы знаний по учебной дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.… …   Официальная терминология

  • ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio чтение) систематическое устное изложение учебного материала, какого либо вопроса, научной, политической темы …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЕКЦИЯ — ЛЕКЦИЯ, и, жен. Устное изложение учебного предмета или какой н. темы, а также запись этого изложения. Читать лекции. Цикл лекций. Конспект лекций. Тетрадь с лекциями по физике. Целую лекцию прочитал по поводу моего поведения (перен.: длинную… …   Толковый словарь Ожегова

  • ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio – чтение). Вид монологической речи, устное изложение темы учебного предмета или проблемы. Л. является одной из основных форм распространения знаний. Восприятие Л. слушателями, особенно недостаточно владеющими иностранным языком,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЛЕКЦИЯ — (от лат. lēctio чтение) систематическое устное изложение учебного материала, какой л. темы. Л. традиционна для высшей школы. На основе Л. формируются курсы по многим учебным предметам. Широко используется в обучении по охране труда. Восприятие Л …   Российская энциклопедия по охране труда

  • лекция — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN lecturelect …   Справочник технического переводчика

  • Лекция — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Что такое лекция? Лекция: определение и виды

    Лекция (значение слова – «читаю» в переводе с латинского) как метод передачи информации от наставника ученикам возник еще в те далекие времена, когда только начала зарождаться философия. В середине первого тысячелетия в ряде развитых стран (Китай, Индия, Эллада, европейские государства) лекции использовались для одновременного обучения большого количества людей одним учителем.

    Так как книги в те времена были чрезвычайно дорогими и редкими вещами, задачей лектора становилось публичное чтение или цитирование трудов ученых наизусть.

    Сегодня практически каждый человек знает, что такое лекция, ведь смысл и содержание метода практически не изменились. Преподаватели средней и высшей школ повсеместно пользуются его преимуществами, постоянно совершенствуя и дополняя своими собственными приемами.

    Углубляясь в значение термина, можно сказать, что лекцией следует называть такой способ изложения информации, который имеет стройную логическую структуру, выстроен с позиций системности, а также глубоко и ясно раскрывает предмет.

    Основной компонент большинства учебных программ – это лекция. Предназначение ее заключается в следующем:

    • Изложение важнейшей информации по заданной теме.
    • Помощь в освоении фундаментальных проблем курса.
    • Упрощение процесса овладения методами научного познания.
    • Популяризация новейших достижений современной научной мысли.

    Функции лекций

    Изучив данные, предложенные выше, можно перечислить основные функции лекции: методологическая, организационная, информационная. Иногда этот способ обучения становится единственно доступным, например, если нет учебников и пособий. Это часто случается в учебных заведениях на периферии и при разработке новых образовательных программ.

    В таком случае лекция – это средство раскрытия понятийного аппарата конкретной области науки или знания, а также ее проблем. Она способна дать цельное представление о том, что является сутью предмета, и показать, как он взаимосвязан с другими науками. Лекции предоставляют базовую основу для использования других форм учебных занятий, таких как семинар, лабораторное и практическое занятие, курсовой и дипломный проект, консультация, зачет, экзамен.

    Преимущества метода

    Без всестороннего и объективного изучения невозможно составить достоверное представление о том, что такое лекция. Как и любой другой преподавательский прием, она имеет плюсы и минусы. Рассмотрим основные преимущества:

    1. В обязанности лектора входит планирование и контроль хода занятия. Это значит, что учебный процесс имеет четкую систему, а малейшие отклонения от намеченного плана могут быть оперативно устранены.
    2. Лекция – это отличный способ в один момент времени передавать информацию большому количеству людей. Таким образом, происходит охват довольно большой аудитории.
    3. Использование подобной системы позволяет существенно снизить расходы учебного заведения на одного студента. Это происходит в результате ускорения и упрощения процесса преподавания.

    Недостатки, свойственные лекционной системе подачи информации

    Выбирая лекции как способ передачи фундаментальных знаний учащимся, администрация учреждения должна отдавать себе отчет в том, что он отличается некоторыми специфическими особенностями.

    Чтобы процесс обучения был действительно качественным, лектор должен обладать не только необходимой информацией и опытом, но и способностью к преподаванию. Многие могут вспомнить популярные в студенческой среде анекдоты о скучных и длинных лекциях. Надо ли говорить, что данные, надиктованные монотонным голосом без интонаций, практически не усваиваются? Эту проблему эффективно решает тренировка ораторского мастерства преподавателя.

    Другая особенность кроется в самом понятии того, что такое лекция: фактически это монолог. Максимум общения между лектором и студентом заключается в ответе на заданные учащимся вопросы. Однако, как правило, от слушателей инициатива поступает редко. В результате можно наблюдать низкую вовлеченность студентов, отсутствие активности и высокого уровня усвоения информации.

    Виды лекций: характеристика вводной лекции

    В зависимости от задач, назначения и стиля проведения различают несколько основных видов лекций:

    • Вводная.
    • Информационная.
    • Обзорная.
    • Проблемная.
    • Визуализационная.
    • Бинарная.
    • Конференция.
    • Консультация.

    Вводные лекции читают, чтобы дать первое представление о том, что представляет собой учебный предмет. Благодаря этому студенты могут сориентироваться в системе будущей работы. Задачей лектора становится ознакомление студентов с назначением и главными задачами курса. Он повествует о его роли и месте в системе дисциплин.

    Учащиеся получают краткое изложение будущего курса, узнают о вехах развития науки и практики, а также о том, кто из ученых добился важнейших достижений и когда это было сделано. Кроме того, вводная лекция предполагает изложение перспективных направлений в исследованиях.

    Также лектор поясняет студентам, что значит лекция, семинар и другие организационные виды учебного процесса. Он уточняет, какую литературу им следует использовать, когда и в какой форме сдавать отчеты.

    Обзорная, информационная и другие лекции

    Лекцией-информацией называют такие мероприятия, целью которых является информирование студентов о каком-либо предмете. Преподаватель в общих чертах или более подробно излагает и объясняет учащимся научные сведения, которые должны быть осмыслены и запомнены ими. Зачастую в процессе проведения таких мероприятий каждый студент ведет конспект лекций, где кратко фиксирует важнейшие моменты выступления. Следует отметить, что информационные лекции относят к традиционному типу.

    Обзорная лекция призвана систематизировать научные знания на довольно высоком уровне. При этом ее особенностью становится наличие большого количества ассоциативных связей, задействованных при осмыслении информации. Обычно обзорные лекции не предусматривают конкретизации и детализации, они предназначены для раскрытия внутрипредметных и межпредметных связей.

    Мероприятия, на которых лектор использует визуальные средства передачи материала, называют лекциями-визуализациями или видеолекциями. Задачей преподавателя становится своевременное комментирование демонстрируемых роликов, фотографий или слайдов. Такой способ подачи учебного материала используется в практике многих учебных учреждений, предоставляющих гуманитарное или техническое образование.

    Бинарная — интересный тип лекции, при которой вместо монолога студентам предлагают диалог двух преподавателей. Как правило, каждый из них представляет отдельную научную школу или защищает конкретный взгляд на рассматриваемый предмет.

    Лекция-конференция: что это и чем отличается от остальных типов

    Когда мероприятие принимает вид научно-практического занятия, то есть присутствует заранее поставленная проблема и система докладов, то его называют лекцией-конференцией.

    Выступления, из которых состоит такая лекция, имеют строгую логическую структуру (вступление, основная часть, вывод). Их готовят заранее на основе заданий, предоставленных преподавателем. Результатом всех выступлений становится всестороннее освещение проблемы. Роль лектора сводится к формулировке вывода и подведению итогов самостоятельно подготовленных текстов. Кроме того, он дополняет и уточняет излагаемую информацию.

    Специфика лекции-консультации

    Существует несколько сценариев такого типа лекций:

    1. В первом случае структура мероприятия укладывается в схему «вопрос — ответ». Преподаватель на протяжении всего периода времени, отведенного для занятия, дает ответы на вопросы студентов (касающиеся конкретного раздела или всего курса).
    2. Второй вариант можно схематически изобразить как «вопрос — ответ/дискуссия». Это своеобразное сочетание трех элементов: лектор излагает новый материал, ставит ряд вопросов и организовывает дискуссию для поиска ответов. Однако не следует путать этот тип подачи информации с другими, так как есть существенные отличия лекции от семинара и тренинга.

    Структура и разделы классической лекции

    Обычно выступление лектора состоит из нескольких частей: введения, основного содержания и заключения.

    Введение предназначено для установки связи данной темы с тем, что уже было изучено. Здесь озвучиваются цели и задачи выступления, а также приводится его план. Иногда в этом разделе указывают список использованных при подготовке источников, но чаще его оставляют для заключения. Введение занимает не больше 5-8 минут.

    Вторая часть (основное содержание) представляет собой наиболее важный и содержательный этап лекции. Здесь преподаватель отражает ключевые идеи и теорию вопроса, излагает различные точки зрения, предоставляет оценочные суждения.

    Заключительная часть каждой лекции отводится для обобщения и выводов по изложенной информации. Затем может быть презентован будущий лекционный материал, и определено направление для самостоятельной работы учащихся.

    fb.ru

    20 самых популярных лекций всех времён на конференции TED

    Кен Робинсон: Как школы подавляют творчество

    Сэр Кен Робинсон выступил с интересной и волнующей лекцией, в которой предложил создавать образовательные системы, нацеленные на развитие, а не подавление творческих способностей.

    Видео с русской озвучкой:

    Эми Кадди: Язык тела формирует вашу личность

    Измените осанку и вы измените свою жизнь. Эми Кадди объясняет, как, осознанно приняв сильную позу, можно уменьшить стресс и придать себе чувство уверенности.

    Принять позу сильного человека – это такая мелочь, но она может сыграть решающую роль, когда вы находитесь в стрессовой ситуации, например, на собеседовании или ведёте переговоры.

    Видео с русскими субтитрами:

    Саймон Синек: Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать

    Как вы объясните тот факт, что вещи не складываются, как мы задумали? Еше лучше, как вы объясните тот факт, что другие могут достичь вещей, которые пренебрегают существующими допущениями? Например, почему компания Apple столь инновационна? Год за годом они более прогрессивны, чем все их конкуренты. А ведь это просто компьютерная компания, каких много. У них такой же доступ к талантам, те же агентства, те же консультанты, те же средства информации. Тогда почему они кажутся нам настолько другими? Почему Мартин Лютер Кинг возглавил Движение за гражданские права? И почему именно братья Райт смогли первыми совершить контролируемый пилотируемый полёт?

    Видео с русскими субтитрами:

    Брене Браун: Сила уязвимости

    Мы все чувствуем себя уязвимыми и временами неуверенными, но это ощущение можно обратить в возможность для роста. Исследователь Брене Браун многие годы изучает человеческие отношения, и она пришла к интересным выводам. В блестящем и остроумном выступлении она рассказывает о том, что люди счастливее, когда перестают бороться со своей уязвимостью и просто верят в то, что достойны любви и принятия.

    Видео с русскими субтитрами:


    Мэри Роуч: 10 фактов, которых вы не знаете об оргазме

    Автор монографии «Трах» Мэри Роуч обращается к малоизвестным научным исследованиям, в том числе многовековой давности, чтобы сделать десять неожиданных, иногда странных, а иногда гомерически смешных заявлений о высшей точке в сексе. (Это выступление предназначено только для взрослых).

    Видео с русскими субтитрами:

    Джилл Болт Тейлор: Удивительный удар прозрения

    Исследователь Джил Боулт Тейлор описывает работу мозга и свой опыт перенесения обширного инсульта. Это одно из самых эмоциональных выступлений на TED. Речь идёт о самосознании, предсмертных переживаниях и самое главное о том, что все мы – энергетические существа, связанные с окружающей нас энергией и друг с другом. Удивительная лекция.

    Видео с русскими субтитрами:

    Тони Роббинс: Почему мы делаем то, что делаем

    Что мотивирует вас и заставляет делать то, что вы делаете? Что движет вами сегодня? Тони Роббинс утверждает, что «эмоции – это невидимая внутренняя сила». Каждый может обладать выдающимся умом и интеллектом, но именно эмоции создают разницу в качестве нашей жизни.

    Видео с русскими субтитрами:

    Дэн Пинк: Загадки мотивации

    Аналитик карьерного роста Дэн Пинк исследует тайны мотивации, начиная с факта, известного учёным, но не менеджерам: традиционная идея вознаграждения не столь эффективна, как нам кажется. Прислушайтесь к поучительным историям и возможным перспективам.

    Видео с русскими субтитрами:

    Пранав Мистри: Захватывающий потенциал технологии Шестого чувства

    Пранав Мистри на конференции TEDIndia демонстрирует несколько приспособлений, позволяющих практически объединить физический и электронный мир, в том числе и устройство «Шестого чувства», а также ноутбук на бумаге. В сессии вопросов и ответов Мистри говорит, что он откроет исходный код «Шестого чувства», чтобы открыть его возможности всем.

    Видео с русскими субтитрами:

    Кэмерон Рассел: Внешность не главное. Поверьте мне, я модель

    Кэмерон Расселл признаёт, что она выиграла «генетическую лотерею», будучи высокой и красивой моделью нижнего белья. Но не судите её по внешности. В этом бесстрашном выступлении, она критично смотрит на индустрию, заставившую её выглядеть крайне соблазнительно в 16-летнем возрасте.

    Видео с русскими субтитрами:

    Сьюзан Кейн: Сила интровертов

    В обществе, где общительность и раскованность ценится превыше всего, быть интровертом — тяжело и даже позорно. Однако Сьюзан Кейн в своей воодушевляющей лекции утверждает, что интроверты дарят миру свои удивительные таланты и способности, и их нужно поддерживать и ценить.

    Видео с русскими субтитрами:

    Памела Мейер: Как распознать лжеца

    Каждый день мы сталкиваемся с ложью от 10 до 200 раз, и признаки, по которым её можно распознать, могут быть едва различимы и трудны для понимания. Памела Мейер, автор книги «Распознавание лжи», раскрывает поведение и «горячие точки», по которым подготовленные люди могут распознать обман. Она утверждает, что честность — это ценность, которую стоит оберегать.

    Видео с русскими субтитрами:

    Шон Ахор (Shawn Achor): Счастье помогает лучше работать

    Мы думаем, что для счастья нам нужно много работать, но, может быть, всё наоборот? В этой динамичной и весёлой лекции психолог Шон Ахор доказывает, что счастье вдохновляет нас трудиться и способствует продуктивности.

    Видео с русской озвучкой:

    Дэвид Галло: Подводные чудеса

    Мы погрузимся в глубокие пучины моря. Все, кто имел прелестную возможность сделать это, знают, что через два с половиной часа после начала погружения наступает по-настоящему тёмный мир. В иллюминаторе появляются самые что ни на есть таинственные существа, которых нельзя описать.

    Видео с русскими субтитрами:

    Дэн Гилберт: Удивительная наука о счастье

    Дэн Гилберт, автор книги «Спотыкаясь о счастье», оспаривает тезис, согласно которому мы несчастливы тогда, когда не получаем того, чего хотим. Наша «психоимунная система» позволяет нам чувствовать себя счастливыми даже тогда, когда вещи идут не так, как мы задумали.

    Видео с русской озвучкой:

    Джулиан Трежер: Как говорить так, чтобы люди хотели слушать

    Все хотят, чтобы их не просто слушали, но и слышали. Эксперт по звуку Джулиан Трежер называет 7 смертных грехов общения, от которых стоит избавиться, и даёт советы, как говорить с другими людьми, чтобы они верили во всё, что вы им скажете. Обратите внимание на искренность, аутентичность (быть собой), честность и любовь.

    Видео с русскими субтитрами:

    Элизабет Гилберт: Ваш неуловимый творческий гений

    Писательница Элизабет Гилберт размышляет о завышенных ожиданиях по отношению к творческим людям и к гениям. Она делится идеей о том, что не человек является гением, а у каждого человека есть свой гений. Это смешное, личное и удивительно волнующее выступление.

    Видео с русскими субтитрами:

    Дэвид Блейн: Как я задержал дыхание на 17 минут

    В исключительно персональной манере маг-чародей и трюкач Дэвид Блейн описывает трудности на пути к тому, чтобы задержать дыхание под водой на 17 минут – мировой рекорд (всего на две минуты короче самого рассказа!) – и что значит для него бросающая вызов смерти его работа. Предупреждение: НЕ пытайтесь повторить в домашних условиях.

    Видео с русской озвучкой:

    Кейт Барри: Магия мозга

    В начале Кейт Барри показывает, как наш разум может обмануть наше тело – эта уловка действует даже при просмотре видеозаписи. Затем он вовлекает аудиторию в демонстрацию ошеломляющих, и даже слегка опасных, психологических трюков.

    Видео с русскими субтитрами:

    Келли МакГонигал: Как превратить стресс в друга?

    Стресс. Из-за него сердце бьётся чаще, дыхание учащается, а на лбу выступает пот. В то время как стресс превратился в злейшего врага здоровья, новые исследования утверждают, что стресс не опасен, если поверить в это. Психолог Келли МакГонигал призывает нас поменять отношение к стрессу и предлагает давно забытый способ борьбы со стрессом – общение.

    Видео с русскими субтитрами:

    cameralabs.org

    50 полезных видеолекций на все случаи жизни

    Чтобы восполнить пробелы в образовании, необязательно поступать на второе высшее. Публичных лекций в открытом доступе столько, что можно стать специалистом в самых разных областях или, наоборот, нахвататься везде понемногу и выставлять себя эрудитом. Вот только чтобы найти хорошие лекции по интересующей вас теме, нужно потрать немало сил и времени. «Мел» сделал это за вас, собрав 50 лекций по самым разным темам.

    Рассылка «Мела»

    Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

    Наука

    Джеймс Ватсон: как мы открыли ДНК

    Нобелевский лауреат, биолог Джеймс Ватсон рассказывает о том, как он вместе со своим партнёром Фрэнсисом Криком открыл структуру ДНК.


    Латиф Нассер: вы и не представляете, откуда на самом деле происходят верблюды

    Верблюд живёт в пустыне, так? Большие, с горбом или двумя, огромными ногами для хождения по раскалённым пескам? А что если они жили в условиях долгой зимы, были выше трёх метров ростом или, наоборот, размером с кроликов и имели морду как у крокодилов? Директор исследовательского центра Radiolab Латиф Нассер рассказывает, как одна находка изменила представление о, казалось бы, хорошо известном всем животном.


    Джулиан Трежер: 5 способов слушать лучше

    «Мы теряем наш слух», — начинает своё выступление консультант по звукам Трежер. Как лучше слушать в мире, в котором практически не бывает тишины?


    Как были открыты гравитационные волны?

    Эксплейнер от ПостНауки интересно рассказывает о том, как в феврале 2016 года учёные открыли гравитационные волны, что это такое и чем это обернётся в будущем.


    Чёрные дыры: от рождения до смерти

    Буквально с немецкого название канала «kurzgesagt» переводится как «вкратце». И это действительно короткие ролики: в среднем 5-6 минут. Канал собрал в себе лучшие «объяснялки» о науке, которые собраны в виде мультиков. Они даже не успеют вам надоесть, потому что выходят раз в месяц, но от этого не теряют своего качества. К большинству роликов есть русские субтитры.


    Можно ли создать плащ-невидимку?

    Научпок — молодой, но очень интересный канал. Зачем зебре полоски? Почему мы влюбляемся? Почему прокрастинируем? Почему у людей нет шерсти? А киты правда суицидники? А можно создать плащ-невидимку? Ответы на эти вопросы занимают от силы 5 минут и разложены по всевозможным полочкам.


    Почему мы видим только одну сторону Луны?

    Вы знали, что мы видим только одну половину Луны? Она же шарообразная и, казалось бы, везде одинаковая, и ведь вращается вместе с землёй, так почему всего одну сторону?

    Можно ли прожить без головы?

    «А голову ты дома не забыл?» — опять спрашивают взрослые. А что если забыть? Можно так жить и ходить в школу и в университет? Об этом расскажет канал SciOne.


    Адам Сэвидж: как простые идеи привели к великим открытиям

    Истории открытий или точнее того, что к ним привело — от американского специалиста по спецэффектам, ведущего и сопродюсера телепередачи «Разрушители легенд» Адама Сэвиджа. Простые наблюдения и креативный подход.


    Экономика

    В страхе от Бума и Спада: Кейнс VS Хаек

    Если вас интересует экономика и вы пытаетесь разобраться в экономических теориях лорда Кейнса и Фридриха фон Хаека — это видео для вас. Если нет, всё равно посмотрите. Возможно, даже несколько раз. Припев гарантированно останется с вами надолго, даже если вы не говорите на языке экономистов или английском. А если вам вдруг понравится, то у истории есть продолжение с чуть более глубоким разбором векового спора.


    Рами Зайцман: экономист на час

    Рами Зайцман — молодой еврей-экономист в рубашке на фоне розовой стены, который доступно объясняет всё, что нужно знать об экономике сегодня и сейчас: какие налоги мы платим, что такое кризис, как санкции повлияли на Россию, как закон Яровой отразится на экономике. Рами рассказывает, как то, что происходит в экономике, касается вас лично.


    Понятная экономика

    Банк России завёл канал на YouTube и решил объяснить россиянам, как работает финансовая система страны, банки, инфляция и многое другое. Например, в этом видео вам расскажут о том, как устроена банковская система.


    Сергей Гуриев: отчёт о потерянном и найденном

    Российский учёный, доктор экономических наук и кандидат физико-математических наук Сергей Гуриев рассказывает, зачем нужно знать экономическую историю России.


    Литература

    Игра в бисер с Игорем Волгиным

    Профессор МГУ имени Ломоносова Игорь Волгин ведёт программу на канале «Культура», где с несколькими экспертами обсуждает различные литературные произведения — российские и зарубежные. Если вам нужно освежить свои знания о книге и если вы хотите разобраться во всех сторонах произведения — вам сюда. Единственное, что нужно учесть, мнения экспертов глубоко субъективны. Но это делает дискуссии только интереснее.


    Повесть временных лет

    Цикл мультфильмов для тех, кому надо прочитать огромную «Повесть временных лет», но руки не доходят. 24 мультика пересказывают всю историю Древней Руси, составленную монахом Нестором в XII веке. Эти знания будут полезны как историкам, так и филологам, а от анимации и голосов рассказчиков не успеваешь устать.


    Война и мир в разборе Дмитрия Быкова

    «Война и мир» Льва Толстого — неподъёмная книга, включённая в школьную программу. Писатель Дмитрий Быков рассказывает о четырёх стихиях романа, о том, какие фрагменты прочитать просто необходимо, а какие можно пропустить.


    Лев Соболев: «Вишнёвый сад» Чехова

    Небольшая и на первый взгляд простая пьеса любимого школьниками (конечно, за краткость) Антона Чехова. Но так ли она проста? Об этом в лекции учителя словесности гимназии № 1567.


    История

    Бородино 2012

    200 лет с исторического сражения Отечественной войны 1812 года в сюжете известной всем программы «Галилео».


    Сергей Карпюк: Древняя Греция за 18 минут

    В пятом классе мы проходили Древнюю Грецию, что мы помним? Парфенон, 300 спартанцев, Крит… Олимп? Минотавр и слепой Гомер ещё, точно. Доктор исторических наук Сергей Карпюк разложил для вас Древнюю Грецию (такой страны вообще не было, для начала) по полочкам в увлекательном и ярком видео.


    Фёдор Успенский: как выбрать имя для князя?

    Курс доктора филологических наук Фёдора Успенского о князьях Рюриковичах и их именах.


    Джон Грин: ускоренный курс истории

    Американский историк Джон Грин о сельскохозяйственной революции. Звучит страшно, но на самом деле интересно и весело.


    Политика

    Иллюзия безопасности: лекция Харви Молотча

    Харви Молотч — социолог, профессор Нью-Йоркского университета. Его лекция — это совместный проект InLiberty и журнала Esquire «Альтернативы». Харви рассказывает о том, как далеко человечество зашло в погоне за безопасностью и можно ли изменить сегодняшние тенденции: «Я начну разговор о безопасности со следующего заявления: мы все умрём. Ни для кого здесь это не новость. Однако вполне можно понять то, что нам нужно заботиться о безопасности, даже учитывая неизбежность смерти».


    КультЛикбез: как проходят выборы в США

    Сейчас в США проходят выборы нового президента. Казалось бы, поставил галочку за фаворита, он набрал большинство галочек и стал президентом. Но всё совсем не так, вы даже не отдаёте свой голос напрямую кандидату. Тогда кому же?


    Зачем участвовать в выборах?

    Очень актуальный курс от Открытого Университета «Краткий курс гражданской жизни» приурочён к грядущим сентябрьским выборам. Кто такой агитатор, кто такой наблюдатель и как им стать, зачем идти на выборы, как их фальсифицируют — ответы на эти вопросы внутри.


    Солянка

    Терри Мур: почему икс?

    Почему неизвестное во всех возможных школьных задачах и уравнениях называется «икс»? Учёный, директор Radius Foundation Терри Мур расскажет о связи маленькой буквы и арабской культуры.


    Далия Могахед: что вы думаете, когда смотрите на меня?

    Кого вы видите, когда смотрите на мусульманскую девушку в хиджабе? Учёного, маму, сестру? Или потенциальную террористку с промытыми мозгами? Это обращение женщины к людям, чьё мировоззрение складывается вокруг шаблонов СМИ.


    Лаура Трайс: о важности слова «спасибо»

    Почему, когда мы хотим отблагодарить кого-то, похвалить, мы не всегда делаем это? Почему, когда мы хотим, чтобы нас похвалили, мы не просим об этом? Страх, стеснение? Доктор и тренер по личностному росту Лаура Трайс несколько лет назад задумалась об этом и провела небольшое исследование.


    Тони Баффингтон: почему коты так странно себя ведут?

    Самый популярный запрос в интернете: котики. Самые смешные животные в сети: котики. Почему они прыгают от огурцов и спят в коробках? Рассказывает ветеринар Тони Баффингтон.


    Тим Урбан: внутри сознания прокрастинатора с опытом

    Прокрастинация более известная под именем «сделаю-это-потом» — болезнь миллионов. Студенты хорошо знакомы с бессонными ночами за считанные дни до дедлайна в попытке закончить работу вовремя, хотя на неё отводилось полгода. Тим — опытный прокрастинатор. Он знает не понаслышке, что значит делать всё в последний момент. И готов рассказать об этом вам (вряд ли это поможет победить прокрастинацию, но если вам есть чем заняться, лучше посмотрите это видео).


    Люди невероятны

    Это не совсем образовательное видео, а скорее мотивирующее. Каждый раз, когда вам кажется, что вы не можете сделать что-то, вы можете, потому что предела человеческим возможностям, видимо, нет.


    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

    9 YouTube-каналов для изучения иностранных языков​

    Как научные знания могут помочь в повседневной жизни

    100 лучших новых книг для детей и подростков

    mel.fm

    ЛЕКЦИЯ — это… Что такое ЛЕКЦИЯ?

  • ЛЕКЦИЯ — (лат. lectio чтение, от legere читать). Чтение профессора с кафедры, преподавание, урок, учебный час. Лекции публичные, т. е. предназначенные для всех желающих. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio чтение), форма изложения знаний через связную, б. или м. длительную речь лектора (в прежнее время читавшуюся по готовому тексту). Лекционная форма обучения преобладала в русской дореволюционной высшей школе. С начала 20 века Л.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ЛЕКЦИЯ — ЛЕКЦИЯ, лекции, жен. (лат. lectio). 1. Учебное занятие в высшем учебном заведении, состоящее в устном изложении предмета преподавателем. Читать лекции. Посещать лекции. Двухчасовая лекция. 2. Публичное чтение на какую нибудь тему. Цикл лекций о… …   Толковый словарь Ушакова

  • лекция — доклад, телелекция, занятие, выступление Словарь русских синонимов. лекция сущ., кол во синонимов: 6 • аудиолекция (1) • …   Словарь синонимов

  • Лекция — является одним из видов учебных занятий, направленных, прежде всего, на теоретическую подготовку слушателей. Ее цель дать систематизированные основы знаний по учебной дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.… …   Официальная терминология

  • ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio чтение) систематическое устное изложение учебного материала, какого либо вопроса, научной, политической темы …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЕКЦИЯ — ЛЕКЦИЯ, и, жен. Устное изложение учебного предмета или какой н. темы, а также запись этого изложения. Читать лекции. Цикл лекций. Конспект лекций. Тетрадь с лекциями по физике. Целую лекцию прочитал по поводу моего поведения (перен.: длинную… …   Толковый словарь Ожегова

  • ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio – чтение). Вид монологической речи, устное изложение темы учебного предмета или проблемы. Л. является одной из основных форм распространения знаний. Восприятие Л. слушателями, особенно недостаточно владеющими иностранным языком,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЛЕКЦИЯ — (от лат. lēctio чтение) систематическое устное изложение учебного материала, какой л. темы. Л. традиционна для высшей школы. На основе Л. формируются курсы по многим учебным предметам. Широко используется в обучении по охране труда. Восприятие Л …   Российская энциклопедия по охране труда

  • лекция — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN lecturelect …   Справочник технического переводчика

  • Лекция — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • professional_education.academic.ru

    ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения. Педагогика: конспект лекций

    ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

    Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощью лекции.

    Слово «лекция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «чтение». Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее написанного текста восходит к средневековым университетам. Впрочем, в Англии до настоящего времени считается обязательным, чтобы профессор университета приходил на занятия с текстом лекции и пользовался им при изложении материала студентам. В других же странах эта традиция утратила свое значение, и понятие «лекция» означает не столько чтение заранее подготовленного текста, сколько специфический метод объяснения изучаемого материала. В этом смысле под лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

    Поскольку лекция – это один из методов устного изложения знаний учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

    Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами.

    Лекция сравнительно с рассказом и объяснением характеризуется большей научной строгостью изложения.

    Лекция не перестает быть лекцией от того, что учитель по ходу изложения (объяснения) материала обращается к учащимся с вопросом. Наоборот, иногда полезно поставить перед учащимися вопрос, заставить их подумать, чтобы активизировать их внимание и мышление. С другой стороны, нельзя признать правильным и утверждение, что лекция отличается от рассказа большей научной строгостью или точностью, так как научность изложения является важнейшим требованием ко всем методам обучения. Точный и верный ответ на этот вопрос все же существует.

    Единственное отличие лекции от рассказа и объяснения состоит в том, что лекция используется для изложения более или менее объемистого учебного материала, и поэтому она занимает почти весь урок. Естественно, что с этим связана не только определенная сложность лекции как метода обучения, но и ряд ее специфических особенностей.

    Важным моментом в проведении лекции является предупреждение пассивности учащихся и обеспечение активного восприятия и осмысления ими новых знаний. Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия:

    1) во-первых, само изложение материала учителем должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным по форме;

    2) во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания.

    Один из этих приемов – создание проблемной ситуации. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    psy.wikireading.ru

    ЛЕКЦИЯ — это… Что такое ЛЕКЦИЯ?

  • ЛЕКЦИЯ — (лат. lectio чтение, от legere читать). Чтение профессора с кафедры, преподавание, урок, учебный час. Лекции публичные, т. е. предназначенные для всех желающих. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio чтение), форма изложения знаний через связную, б. или м. длительную речь лектора (в прежнее время читавшуюся по готовому тексту). Лекционная форма обучения преобладала в русской дореволюционной высшей школе. С начала 20 века Л.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • лекция — доклад, телелекция, занятие, выступление Словарь русских синонимов. лекция сущ., кол во синонимов: 6 • аудиолекция (1) • …   Словарь синонимов

  • Лекция — является одним из видов учебных занятий, направленных, прежде всего, на теоретическую подготовку слушателей. Ее цель дать систематизированные основы знаний по учебной дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.… …   Официальная терминология

  • ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio чтение) систематическое устное изложение учебного материала, какого либо вопроса, научной, политической темы …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЕКЦИЯ — ЛЕКЦИЯ, и, жен. Устное изложение учебного предмета или какой н. темы, а также запись этого изложения. Читать лекции. Цикл лекций. Конспект лекций. Тетрадь с лекциями по физике. Целую лекцию прочитал по поводу моего поведения (перен.: длинную… …   Толковый словарь Ожегова

  • ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio – чтение). Вид монологической речи, устное изложение темы учебного предмета или проблемы. Л. является одной из основных форм распространения знаний. Восприятие Л. слушателями, особенно недостаточно владеющими иностранным языком,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЛЕКЦИЯ — (от лат. lēctio чтение) систематическое устное изложение учебного материала, какой л. темы. Л. традиционна для высшей школы. На основе Л. формируются курсы по многим учебным предметам. Широко используется в обучении по охране труда. Восприятие Л …   Российская энциклопедия по охране труда

  • лекция — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN lecturelect …   Справочник технического переводчика

  • Лекция — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • dic.academic.ru