Левый мозг правый мозг: Правый мозг, левый мозг. Загадки и тайны психики
Правый мозг, левый мозг. Загадки и тайны психики
Правый мозг, левый мозг
Если взглянуть на схематическое изображение мозга человека, то нетрудно заметить, что одним из самых крупных образований головного мозга являются симметрично расположенные большие полушария – правое и левое. Несмотря на то, что по морфологическому строению они весьма сходны друг с другом, их функциональная роль в осуществлении полноценной психической деятельности человека очень различна. В науке это получило название функциональной асимметрии мозга.
В настоящее время установлено, что функцией левого полушария является переработка звуковой и знаковой информации, а также чтение и счет. Так, в левом полушарии находится один из самых важных нервных центров человека – центр речи. Однако было бы ошибкой представлять его в виде какого-то маленького, локально расположенного участка мозга. Ведь сама речь – это чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя как непосредственно речевые, так и двигательные компоненты.
Ну а что же делает правое полушарие? Установлено, что оно, в отличие от левого полушария, имеет дело с целостными образами и в его функцию входит ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий, различных неречевых звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), наше эмоциональное восприятие. Правое полушарие является своеобразной «фабрикой по производству сновидений». Причем надо отметить, что ряд этих процессов может проходить без контроля со стороны сознания. Вспомните, как вы воспринимаете другого человека. Вы обращаете внимание не только на его слова и поступки. Нет, вы воспринимаете его целиком, со всеми свойственными ему жестами, мимикой, интонациями, с его оценкой самого себя и других. И еще с чем-то, чего определить и выразить вы не сумеете. Многие называют это «нечто» внутренней интуицией, которая нередко позволяет, вопреки видимому внешнему образу и слышимым словам, дать истинную оценку способностям человека. Роль интуиции, в основе которой лежит образное мышление, иногда очень важна.
Однако, несмотря на существование подобной специализации мозговых полушарий, их разделение несколько условно. Ведь наше мышление, поведение и психика представляют собой единый процесс, единым «рабочим органом» которого является мозг. И действительно, оказывается, что при всей автономности функций мозговые полушария тесно связаны между собой специальными нервными путями. В нормальном целостном мозге они как бы постоянно «переговариваются» друг с другом, все время учитывая в своей работе информацию, полученную от партнера. Таким образом, оба полушария функционируют во взаимодействии, внося свою специфику в работу мозга в целом.
Различие функций левого и правого полушарий
Большинство ученых и врачей-клиницистов считают, что левое полушарие мозга человека является ведущим в смысле выполнения наиболее тонких форм психической деятельности. В то же время другие ученые полагают, что есть люди, у которых в поведении и психике преобладают черты «правополушарности». На этом разделении по ведущему признаку даже пытаются строить классификацию человеческих темпераментов. Еще выдающийся русский физиолог И. П. Павлов выделял два типа темперамента человека: мыслительный и художественный. Многие современные исследователи считают, что у человека с преобладанием мыслительных способностей доминируют черты «левополушарности»: задумчивость, медлительность, слабая эмоциональность, склонность к аналитическим наукам (математика, физика, химия), ему свойственно стремление описывать события в дневниках, тщательно анализируя их. Если анализировать психологические особенности такого человека, то можно сказать, что перед нами – логик. Он великолепно знает свое дело. Безупречен. Опираясь на факты, может четко проанализировать ситуацию. Его «да» – это твердое, не терпящее сомнений «да»; его «нет» – это окончательное «нет». На него можно положиться.
Противоположный пример представляют собой люди с выявленными признаками «правополушарности», т. е. с преобладанием пространственного мышления. Элементами их психологической характеристики будут импульсивность, эмоциональность, не всегда строгая логичность, склонность к искусству, музыке, живописи, черты, свойственные художественному темпераменту. Такой человек лишен каких бы то ни было устоявшихся штампов. Он живет «сейчас» и «здесь». Ничто его не удивляет. Порой его поведение противоречит всякой логике, но наличие интуиции помогает ему выбраться из любых, даже самых запутанных ситуаций, именно он, когда дело как будто бы заходит в тупик, не отступает. И оказывается прав.
Сразу же оговоримся, что и это деление чаще всего бывает условным. Как правило, в жизни мы встречаемся с людьми промежуточных темпераментов, обладающих как признаками художественного, так и мыслительного типа. Одним из самых ярких примеров этой взаимосвязи является научное творчество, использующее в своем арсенале обе формы мышления: образное и словесное. Несмотря на то, что окончательные выводы ученых сформированы логическим сознанием, на пути к открытию часто вступает в дело интуитивное образное мышление, которое позволяет оценить исследуемое явление в целом, со всеми присущими ему противоречиями, т. е. синтетически. Таким образом, сознание представляет собой хоть и высшую, но не всеобъемлющую форму отражения действительности.
У правшей правая нога всегда окажется на левой, большой палец правой руки – над большим пальцем левой У левшей левая нога окажется на правой, палец левой руки – над большим пальцем правой
А можно ли на практике определить, какое полушарие мозга является ведущим у данного человека? С известной долей вероятности можно.
Пригласите ваших товарищей и попробуйте вместе с ними провести следующий научный эксперимент. Посадите несколько человек перед собой на стулья. Вы будете ведущим. Попросите присутствующих положить ногу на ногу. У правшей правая нога всегда окажется на левой, а не наоборот. Сходная картина выявляется и тогда, когда вы дадите задание испытуемым сцепить пальцы рук в «замке», у большинства людей большой палец правой руки окажется над большим пальцем левой. А вот еще один тест. Каждому из участников эксперимента по очереди выдается игрушка – детский калейдоскоп, и ведущий внимательно наблюдает, какой рукой и к какому глазу подносит человек калейдоскоп, чтобы рассмотреть возникающие там цветовые орнаменты. Оказывается, что почти все будут брать калейдоскоп правой рукой и подносить его к правому (ведущему) глазу. Этих тестов достаточно, чтобы с убежденностью сказать, что перед нами по преимуществу правши, у которых ведущим является левое полушарие. Однако полученные результаты еще не являются доказательством того, что у данных людей логическое мышление преобладает над образным.Долгое время считалось, что функциональная специализация полушарий головного мозга является достоянием только человеческой психики, появившейся в результате развития его социальной практики. Однако известный ученый, профессор Всеволод Львович Бианки взялся оспорить это традиционное представление, вплотную занявшись изучением проблемы функциональной асимметрии мозга животных. Он считает, что неравноценность полушарий головного мозга имеет место уже у представителей животного мира и, таким образом, не является исключительным свойством человека. Это предположение имеет очень важное значение, поскольку означает, что функциональная асимметрия мозга человека имеет глубокие эволюционные корни. Изучив соотношение функций мозговых полушарий у многих видов млекопитающих, В. Л. Бианки пришел к любопытному заключению. Оказалось, что левое полушарие работает по принципу индукции, т. е. вначале воспринимает отдельные детали образа, а затем уже строит его целостную картину.
В свою очередь, правое полушарие работает «наоборот»: вначале строит целостный образ окружающей действительности, а затем анализирует его по частям, дробя на отдельные составляющие, т. е. работает по принципу дедукции. Совместная деятельность обоих полушарий обеспечивает животному полноценное восприятие мира и целесообразное поведение в нем. Различие же между нами и нашими меньшими братьями состоит лишь в степени развития как индуктивных, так и дедуктивных способностей.Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на Litres.ru«Левый мозг»/«правый мозг». Интуиция
Более 100 лет нам было известно, что два полушария головного мозга человека выполняют различные функции. Травмы, инсульты и опухоли левого полушария обычно влияли на функции рационального, вербального, неинтуитивного разума, такие как чтение, письмо, речь, арифметические расчеты и понимание. Аналогичные повреждения правого полушария редко вызывали столь драматичные последствия.
К I960 г. левое полушарие (или «левый мозг») стали считать доминирующим, или главным, полушарием, а его более тихого компаньона — подчиненным, или второстепенным, полушарием. Левое полушарие в чем-то похоже на видимую сторону Луны — за ним гораздо легче наблюдать и изучать его. Оно разговаривает с нами. У Луны, конечно, есть и другая сторона, но она спрятана.
Когда хирурги впервые разделили полушария, использовав эту операцию как средство лечения тяжелой эпилепсии, они создали маленькую популяцию тех людей, которых стали называть самыми удивительными людьми на земле, — людей с расщепленным мозгом, которые в буквальном смысле этого слова обладали двумя разумами. Особая природа наших зрительных нервов позволяет исследователям посылать информацию либо в правое, либо в левое полушарие пациента. Пациент смотрит в точку, а затем справа или слева от нее на какое-то мгновение ему предъявляют стимул. Такую же операцию можно проделать и с вами, но в вашем интактном (неповрежденном) мозге болтливое полушарие, получившее информацию, сразу же передаст новости своему партнеру на другом склоне долины. Хирургическая операция по разделению полушарии перерезает телефонный кабель — мозолистое тело, — расположенный в этой долине. Поэтому исследователи получили возможность изучать каждое полушарие по отдельности.
Во время первых экспериментов психолог Майкл Гаццанига просил пациентов с расщепленным мозгом смотреть на точку, в то время как сам на короткое мгновение подавал зрительный сигнал «НЕ* ART». «НЕ» появлялось в левом зри-
тельном поле испытуемого (от которого сигнал поступал в правое полушарие), a «ART» — в правом зрительном поле (откуда сигнал передавался в левое полушарие). Когда экспериментатор затем спрашивал испытуемых, что они видели, они говорили, что видели «ART», и, что вызывало сильное удивление, левой рукой (которую контролирует правое полушарие) показывали на «НЕ». Учитывая возможность самовыражения, каждое полушарие сообщаю только то, что оно видело. Левая рука интуитивно знала то, что она не могла выразить вербально.
Точно так же, когда правому полушарию предъявляли изображение ложки, пациенты не могли сказать, что они увидели. Но когда их просили идентифицировать, что они видели, дав потрогать левой рукой несколько спрятанных предметов, они безошибочно выбирали ложку. Когда экспериментатор говорил: «Правильно!», пациент мог начать препираться: « Что? Правильно? Как я могу выбрать правильный объект, если я не знаю, что я видел?!» Этот разговор, конечно, ведет «левый мозг», сбитый с толку тем, что невербальный «правый мозг» просто знает.
Эти эксперименты демонстрируют, что правое полушарие понимает простые просьбы и с легкостью воспринимает объекты. На самом деле правое полушарие превосходит левое во всем, что касается копирования рисунков, распознавания лиц, восприятия различий, переживания и выражения эмоций.
Хотя левое полушарие является «специалистом» в буквальной интерпретации языка, правое превосходит его в вопросах более тонких выводов. Если первоначально будет предъявлено слово «ступня», то левый мозг особенно быстро сможет распознать близко ассоциирующееся с ним слово «каблук». Но если сначала будут предъявлены слова «ступня», «плакать» и «стекло», то «правый мозг» будет особенно быстро распознавать другое слово — «резать», опосредованно связанное со всеми этими тремя словами. А если дать вербальную задачу: какое слово сочетается со словами «высокий», «районный» и «здание», то именно «правый мозг» быстрее, чем «левый», распознает правильное слово «школа». Один пациент так говорил после инсульта, повредившего правое полушарие: «Я понимаю слова, но я упускаю тонкости и остроты». Таким образом, правое полушарие помогает нам наполнять свою речь живыми интонациями, чтобы сделать смысл сказанного более понятным, — когда мы спрашиваем: «Что гам на дороге впереди?», а не «Что там на дороге, вперед иди?».
Некоторые пациенты с разделенными хирургически полушариями головного мозга какое-то время страдали от буйной независимости своей левой руки, которая могла начать расстегивать пуговицы на рубашке, в то время как правая рука застегивала их; или ставить продукты обратно на магазинную полку, после того как правая рука только что положила их в тележку. Это выглядело так, как если бы каждое полушарие думало примерно таким образом: «А почему бы мне не надеть сегодня зеленую (синюю) рубашку?» И действительно, по словам нобелевского лауреата, психолога Роджера Сперри, хирургическая операция по разделению полушарий создает людей «с двумя отдельными разумами». (Читая эти статьи, я всегда представлял такого человека, играющего в игру «камень, бумага и ножницы» — левая рука против правой.)
Когда эти два разума не согласны друг с другом, левое полушарие выступает в качестве представителя по связям с общественностью, занимающегося ментальной гимнастикой с целью рационализировать необъяснимые действия. Если правое полушарие отдает команду о каком-то действии, левое интуитивно находит этому оправдания. Если правое полушарие отдает команду засмеяться, то пациент отреагирует смехом. Если же его спросить, почему он смеется, левое полушарие начнет рационализировать, указав, возможно, на «смешное исследование». Если пациент выполнит приказ, отданный «правым мозгом»: «Ходить», левое полушарие сразу же предложит этому объяснение: «Я иду в дом взять бутылочку кока-колы». Майкл Гаццанига приходит к заключению о том, что «левый мозг» является « толкователем», который мгновенно создает теории для оправдания нашего поведения. Мы, люди, легко и быстро конструируем смысл.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на Litres.ruДва мозга — два способа познания?
Два мозга — два способа познания?
|Мы видим свидетельства того, что после хирургического разделения двух полушарий, обучение и память могут пребывать раздельно в левом и правом мозгу. Каждое полушарие больного с расщепленным мозгом способно чувствовать, воспринимать и даже формировать понятия, независимо от другого. Кроме того, фактически при всех подходах к изучению мозговых процессов, включая исследования на нормальных, здоровых людях, полученные данные подтверждают существование межполушарных различий. В предыдущих главах мы уже рассматривали вопрос о трудностях, связанных с попытками охарактеризовать эти различия. Некоторые исследователи говорят о различиях в отношении вербальных и невербальных способностей. Другие утверждают, что половины мозга различаются с точки зрения принципов обработки информации.
Со времени первых операций расщепления мозга ряд сменяющих друг друга определений использовался для описания процессов, происходящих в левом и правом мозгу. Наиболее широко применявшиеся характеристики можно разделить на несколько лрупл, которые образуют некое подобие иерархиче-
окой структуры. Каждое определение обычно включает в себя характеристики предыдущего и добавляет некоторые другие.
Левое полушарие Правое полушарие
Вербальные Невербальные, зрительно-пространст
венные
Последовательные, вре- Одновременные, пространственные менные
Дискретные Непрерывные
Рациональные Интуитивные
Западный техницизм Восточный мистицизм
Определения в верхней части описка представляются осно
ванными на экспериментальных данных, тогда как другие являются в значительной мере умозрительными. Различие полушарий по их отношению к вербальным и невербальным сигналам было самым ранним и возникло на основе исследований больных с расщепленным мозгом и поведенческих исследований на нормальных людях. Различие на основе способа обработки информации — последовательного или одновременного— отражает современную, хотя и не общепринятую, теоретическую модель, согласно которой левое полушарие склонно иметь дело с быстрыми изменениями во времени и анализировать стимулы с точки зрения деталей и признаков, тогда как правое полушарие склонно иметь дело с одномоментными взаимоотношениями и с более общими свойствами паттернов. В этой модели левое полушарие представляется чем-то вроде цифровой вычислительной машины, а правое — аналоговой.
Многие исследователи, размышлявшие над этой проблемой, пытались выйти за пределы различий такого рода. Широко распространенное мнение о различиях между полушариями состоит в том, что левый мозг действует логическим, аналитическим способом, а правый мозг работает в образной, синтетической манере.
Стоит только начать использовать такие определения для описания работы полушарий, как приходит на ум несколько вопросов. Представляют ли они собой просто удобные описания того, как полушария обрабатывают информацию? Или они подразумевают, что полушария отличаются по способам мышления? Можно ли рассматривать специализированные функции левого и правого мозга как различные способы мышления?
Исторически сложилось так, что философы и ученые обнаруживали склонность разделять умственные способности на два типа. Рассмотрим, к примеру, цитату из труда последователя философии йогов, который в 1910 г. написал следующее:
Рассудок представляет собой орган, составленный из многих функций, разделяемых на два важных класса: функции и способности правой руки, функции и способности левой
руки. Способности правой руки являются всесторонними, творческими и синтетическими; способности левой руки — критическими и аналитическими… Левая ограничивает себя установленной истиной, правая понимает ту, которая еще неуловима или не выяснена. Обе являются существенными для полноты человеческого разума. Эти важные функции механизма имеют все, для того чтобы подняться до высочайшей и тончайшей рабочей мощности, если воспитание и образование ребенка не окажется несовершенным или односторонним [5].
Многие мыслители Запада тоже говорили об умственной организации так, как если бы она была разделена на две части. Рациональное против интуитивного, явное против подразумеваемого, аналитическое против синтетического — вот только некоторые из примеров этих дихотомий. Большее их число приведено ниже.
Дихотомии
Хотя эти термины довольно разнообразны, представляется, что в них все же есть что-то общее. Возможно, как считали некоторые, они соответствуют раздельным процессам в двух полушариях мозга.
Почему так велик список противопоставлений? Определяют ли они истинно различные и отдельные качества или просто описывают крайности континуума поведения? Другими словами, имеем ли мы дело с различиями типа «все или ничего», или между ними есть переходные ступени? Некоторые настаивают на первой точке зрения, поскольку, как они утверждают, она наилучшим способом согласуется с нейроанатомической реальностью — существованием левого и правого мозга, способных действовать независимо. Другое мнение состоит в том, что формулировка дихотомий или противоположностей является просто удобным способом рассмотрения сложных ситуаций.
Идея о том, что в функциях полушарий отражаются различные способы познания, стала ассоциироваться в последние годы с именем психолога Роберта Орнстейна. Помимо элект- роэнцефалографических исследований асимметрии Роберт Орн- стейн интересовался проблемой природы сознания и его отношения к функциям полушарий.
В 1970 г. Орнстейн опубликовал книгу под названием «Психология сознания». В ней он писал, что мужчины и женщины западных цивилизаций используют только половину своего мозга и, следовательно, половину своего умственного потенциала [6]. Он отметил, что упор на языковое и логическое мышление в обществах Запада обеспечивает развитие способностей левого полушария. Он утверждал далее, что функции правого полушария составляют игнорируемую часть способностей и интеллекта людей западной цивилизации и что эти функции лучше развиваются в культурах, мистицизме и религиях Востока. Короче говоря, Орнстейн отождествлял функции левого полушария с мышлением рационалистического», технологического Запада, а функции правого полушария — с мышлением интуитивного, мистического Востока.
За книгой Орнстейна последовало множество нелепых заявлений и неверных толкований. Например, некоторые приравнивали левое полушарие к бедам современного общества. Орнстейн, однако, подчеркивал, что полушария мозга специализируются на различных типах мышления. Он утверждал также, что большая часть времени в учебных заведениях тратится на тренировку учащихся в том, что составляет, по-видимому, навыки левого полушария.
Орнстейн стал сторонником идеи о том, что существуют альтернативные способы познания и формы сознания. Он считает, что наше интеллектуальное воспитание придает чрезмерно большое значение аналитическому
…в результате чего мы научились смотреть на несвязанные ¦фрагменты вместо целого. Неудивительно, что в результате этой занятости изолированными фактами мы сталкиваемся с таким большим числом проблем, решение которых зависит от нашей способности улавливать отношение частей к целому. .. Исследования расщепленного и целого мозта привели к созданию нового представления о человеческом познании, сознании и интеллекте. Все знание невозможно выразить в словах, однако, наше образование почти исключительно основывается на его письменных и устных формах… Но художник, танцовщик и мистик научились развивать невербальную часть интеллекта [7].
Как мы видели, идеи о природе межполушарных различий разнообразны. От идеи о различии полушарий на основе обра
ботки вербальных и невербальных стимулов они развились до более абстрактных понятий о взаимоотношениях между умственными функциями и полушариями. В ходе этой эволюции идеи, касающиеся межполушарных различий, все дальше и дальше уходили от основных данных, полученных в исследованиях. Некоторых ученых это движение приводит в замешательство, потому что различие между фактом и умозрительным построением часто затемняется. Был введен термин «ди- хотомания», относящийся к потоку популярной литературы, порожденной наиболее спекулятивными представлениями. Один исследователь заметил:
Это становится ‘привычным зрелищем. Часто с обложки журнала прямо на читателя смотрят изображенные художником две половины мозга. Поперек левого полушария написаны (возможно, черными или серыми буквами) такие слова, как «логический», «аналитический» и «западный техницизм». Огненными буквами (ярко-оранжевыми или пурпурными) через правое полушарие идут слова «интуитивный», «художественный» или «восточный мистицизм». К сожалению, эта картина больше говорит о современной моде в научно-популярной литературе, чем о мозге.
Источник: Спрингер С., Дейч Г., «Левый мозг, правый, мозг. Асимметрия мозга» 1983
А так же в разделе «Два мозга — два способа познания? »
АСИММЕТРИЯ МОЗГА. ОТЛИЧИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ МОЗГА — Студопедия
Уверен, вы уже обратили внимание, что все это время упоминалось левое полушарие мозга. Интересно, почему? Ведь на первый взгляд, две половины человеческого мозга кажутся зеркальным отражением друг друга? Ан нет! При более внимательном рассмотрении и изучении открывается их асимметрия. Оказывается, что если измерить мозг — левое полушарие почти всегда окажется больше правого. Но и это еще далеко не все. Кроме того, выяснилось, что в правом полушарии содержится много длинных нервных волокон, соединяющих далеко расположенные друг от друга участки мозга, а в левом полушарии, наоборот, множество коротких волокон, образующих большое количество связей на ограниченном, небольшом участке.
Упуская многочисленные подробности, которые в данном случае не так важны, история открытия и изучения асимметрии полушарий выглядит следующим образом: в 1861 году французский врач Поль Брока, при исследовании мозга пациента, страдавшего потерей речи, обнаружил в левом полушарии повреждение участка лобной доли. Напомню, что эта область, так и названная в честь этого замечательного ученого зоной Брока, участвует в порождении речи. Так вот, проанализировав связь между предпочтением одной из двух рук и речью, Брока предположил, что речь и большая ловкость в движениях правой руки связаны с превосходством левого полушария у праворуких людей.
И хотя роль левого полушария в речевых функциях стала известна достаточно давно, только недавно появилась возможность узнавать, что же еще может делать каждое полушарие само по себе. И опять тут помог случай и пытливость ученых, некоторые из которых впоследствии даже получили нобелевскую премию за такие исследования.
Дело в том, что в норме наш мозг работает как единое целое и информация из одного полушария моментально передается в другое по широкому пучку соединяющих их нервных волокон, именуемых мозолистым телом. Помните, надеюсь?
Так вот, при некоторых формах эпилепсии этот соединительный мост вызывает проблемы из-за того, что судорога, начавшись в одном полушарии, переходит в другое и вызывает в нем массированный разряд нейронов. Стремясь предотвратить такой переход судорог из полушарие в полушарие, нейрохирурги стали применять хирургическое рассечение мозолистого тела у некоторых тяжелобольных эпилептиков.
Такая операция зачастую действительно приносит свои плоды, уменьшает судороги и при этом, в повседневной жизни, такие пациенты действуют не хуже людей с соединенными полушариями. Но факт оставался фактом — полушария то разделены, а значит, у ученых появилась возможность тщательно исследовать их деятельность по отдельности…
Итак, исследования, проведенные на испытуемых с расщепленным мозгом, показали, что полушария работают по-разному.
Левое полушарие управляет нашей способностью выражать себя в речи. Оно может выполнять сложные логические операции и обладает навыками математических вычислений. Правое же полушарие «умеет» понимать только самую простую речь. Оно может реагировать на простые существительные, выбирая из набора предметов, например, ложку или вилку, но не понимает более абстрактные языковые формы, и поэтому на вроде бы простые команды типа «моргнуть», «кивнуть», «тряхнуть головой» или «улыбнуться» оно ну никак не хочет реагировать.
Ну и что, зато у правого полушария великолепно развиты чувства пространства и структуры, поэтому оно превосходит левое в создании геометрических рисунков и рисунков с перспективой. Правое полушарие значительно лучше левого может собирать цветные блоки по сложному чертежу, так, например, когда испытуемых с расщепленным мозгом просили правой рукой собрать блоки согласно картинке, они делали огромное количество ошибок. Помните? Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое полушарие — левую.
Кроме всего прочего, обнаружено, что повреждение правого полушария часто сопровождается глубокими нарушениями ориентации и сознания. Такие люди плохо ориентируются в пространстве и не в состоянии найти дорогу к дому, в котором прожили много лет.
С повреждением правого полушария так же связаны определенные виды агнозий, т.е. нарушений в узнавании или восприятии знакомой информации, восприятии глубины и пространственных взаимоотношений. Одной из самых интересных форм агнозии является агнозия на лица. Человек с такой агнозией не способен узнать знакомого лица, а иногда вообще не может отличать людей друг от друга, причем узнавание других ситуаций и объектов при этом может не нарушаться. Дополнительные сведения, указывающие на специализацию правого полушария, были получены при наблюдении за больными, страдающими тяжелыми нарушениями речи, у которых, однако, часто сохраняется способность к пению. Кроме того, повреждение правой половины мозга может привести к утрате музыкальных способностей, не затронув речевых. Это расстройство, называемое амузией, чаще всего отмечается у профессиональных музыкантов, перенесших инсульт или другие повреждения мозга.
Но это еще далеко не все отличия полушарий и, в общем и целом, можно выделить психическую, сенсорную и моторную межполушарную функциональную асимметрии мозга.
При исследовании психофизиологических функций ученые выяснили, что в речи словесный информационный канал контролируется левым полушарием, а несловесный канал, т.е. голос и интонация – правым. При выработке условного рефлекса в начальной фазе доминирует правое полушарие, а во время закрепления этого рефлекса – левое. Правое полушарие осуществляет обработку информации одновременно, синтетически, по принципу дедукции и лучше воспринимает пространственные и относительные признаки предмета. Левое же полушарие производит обработку информации последовательно, аналитически, по принципу индукции и лучше воспринимает абсолютные признаки предмета и временные отношения.
Что бы понять отличия дедукции от индукции, приведу такой простенький пример, вот представьте: имеется у нас 1000 желтых теннисных мячиков и 1 красный. Левое полушарие, использующее линейно-последовательный стиль обработки, будет «смотреть» на каждый из мячиков по очереди пока не найдет красный. А вот правое полушарие рассыпит их по полу и будет одновременно «смотреть» на все мячики, для того, чтобы найти красный. Собственно, вот именно этим и отличается мышление левшей и правшей.
Продолжим. В эмоциональной сфере правое полушарие представляет преимущественно отрицательные эмоции и контролирует проявления сильных эмоций, да и вообще, в целом оно более «эмоционально». Левое же полушарие представляет, в основном, положительные эмоции, и контролирует проявление более слабых эмоций.
В сенсорной сфере роль правого и левого полушарий лучше всего выражается при зрительном восприятии. Правое полушарие воспринимает зрительный образ целостно, сразу во всех подробностях и значительно легче решает задачу различения предметов и узнавания визуальных образов, которые трудно описать словами. Оно же создает и предпосылки конкретно-чувственного мышления. Левое полушарие оценивает зрительный образ расчленено, по частям, аналитически, при этом каждый признак анализируется раздельно. Легче узнаются знакомые предметы и решаются задачи сходства предметов, зрительные образы лишены конкретных подробностей и имеют высокую степень абстракции; создаются предпосылки логического мышления. Да и абстрактное мышление и сознание связаны, в основном, с левым полушарием.
Ну, а моторная асимметрия выражается, прежде всего, в право-леворукости, которая контролируется моторной корой противоположного полушария.
Из всего вышесказанного вовсе не нужно делать вывод, что наши полушария работают независимо друг от друга. Все как раз наоборот. Хотя специализация полушарий и разная, но работают они всегда совместно. Именно благодаря их взаимодействию и становятся возможными психические процессы, значительно более сложные и значительнее отличающиеся от тех процессов, которые происходят в каждом полушарии по отдельности.
А вот интересно, а существуют ли различия в строении мужского и женского мозга?
МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ МОЗГ
Забавно, но еще совсем недавно ученые считали, что половые различия в строении головного мозга ограничиваются структурами, ответственными только за половое поведение и спаривание. И речь, по большей части, шла только о гипоталамусе, который регулируют выработку гормонов, и контролирует пищевое, половое, ну и некоторые другие формы поведения.
Но с помощью различных видов томографии, появившихся в последнее время, были получены многочисленные данные, свидетельствующие о влиянии «полового фактора» на самые разнообразные виды познания и поведения: память, эмоции, зрительное и слуховое восприятие, узнавание и стресс.
Такие исследования выявили половые различия в строении целого ряда структур, расположенных в разных частях мозга. Так, например, было обнаружено, что некоторые зоны лобной коры, ответственные за познавательные функции, а также участки лимбической коры, участвующие в развитии эмоциональных реакций, у женщин крупнее, чем у мужчин. Зато у мужиков оказались лучше развиты части теменной коры, участвующие в восприятии пространства, и миндалина (надеюсь, помните такую?) – функции которой связаны с обеспечением оборонительного поведения, двигательными и эмоциональными реакциями, регуляцией сердечной деятельности (учащение сердцебиения и выброс адреналина в кровь).
Понятно, что различия в размерах этих структур и других отделов головного мозга у мужчин и женщин довольно таки относительны, но, тем не менее, они имеют место быть.
Кроме то, были установлены и анатомические различия, например, оказалось, что для женского мозга характерна более высокая плотность нейронов в зонах височной коры, связанных с переработкой и пониманием речевой информации. Было подсчитано, что в двух из шести слоев коры плотность нейронов на единицу объема ткани у женщин выше, чем у мужчин.
Было сделано предположение о том, что все эти различия в значительной степени связанны с разным уровнем активности половых гормонов, которые воздействуют на мозг человека еще во время его внутриутробного развития. Стероиды регулируют образование нервных связей в мозге развивающегося плода и, соответственно, влияют на строение и нейронную плотность различных частей мозга.
Интересно, что такие предположения подтверждаются и психологами, исследующими поведенческие реакции детей. Им давно было известно, что маленькие мальчики и девочки предпочитают совершенно разные игрушки. Мальчики тяготеют к мячам и машинкам, а девочки выбирают кукол. Даже у братьев наших меньших — обезьян, наблюдается та же картина — когда зеленым мартышкам предлагали широкий набор игрушек: тряпичные куклы, тележки, книжки с картинками и т.д., ученые обнаружили, что самцы больше играют с «мужскими» игрушками, а самки — с предметами, которым обычно отдают предпочтение девочки. Но за игрой с такими бесполыми предметами, как книжки с картинками, животные обоих полов проводили одинаковое время.
Вот они и сделали вывод, что такие вот предпочтения определяются скорее биологическими, т.е. врожденными отличиями, а не культурой. Можно предположить, что предпочтения мальчиков (и людей и обезьян) эволюционно связанны с формами поведения, полезными для охоты и обеспечения безопасности себя и партнера, а игрушки, предпочитаемые самками обезьян и девочками, помогают им овладевать навыками, которые впоследствии пригодятся им при уходе за детенышами.
Далее. По-разному проявляются у женщин и мужчин так же и психические нарушения и расстройства. Было обнаружено, что у мужчин выработкасеротонина, гормона, участвующего в регуляции многих форм поведения и процессов сна, в среднем на 52% выше, чем у женщин. Есть предположение, что причина высокой подверженности женщин депрессии как раз и кроется в количестве этого самого серотонина, собственно говоря, поэтому и саму депрессию лечат препаратами, повышающими концентрацию серотонина.
Похожая картина наблюдается и при наркомании, но в этом случае главным действующим лицом является дофамин — нейромедиатор, отвечающий за возникновение чувства удовольствия после приема наркотика. Так вот, ученые обнаружили, что эстроген (женский гормон), усиливает высвобождение дофамина в мозговых областях, участвующих в регуляции поведения, связанного с поиском наркотических веществ. Так же, было установлено, что этот гормон вызывает долгосрочные эффекты, заставляя продолжать поиски наркотиков даже спустя несколько недель после последнего приема. Такие вот различия в восприимчивости к психическим стимуляторам и позволяют объяснить более быстрое развитие у женщин наркотической зависимости.
Ну и, конечно же, как практическое применение, все эти открытия приводят к разработке новых подходов к лечению мужчин и женщин, страдающих такими неврологическими нарушениями, как шизофрения, депрессия, наркомания и посттравматическое стрессовое расстройство.
Но и это еще не все. Проведенные эксперименты позволили даже выявить важное анатомическое различие в строении головного мозга мужчин традиционной сексуальной ориентации и гомосексуалистов, подтверждающие, отчасти, их врожденность.
Так вот, хронология этого открытия выглядела следующим образом: сначала, ученые обратили внимание на тот факт, что среди мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации, левши встречаются значительно чаще. Потом, несколько позже, было установлено, что у левшей задние отделы мозолистого тела развиты значительно лучше, чем у правшей. Так появилась гипотеза, согласно которой данный отдел головного мозга у гомосексуалистов должен быть больше, чем у других мужчин, независимо от их право- или леворукости. Были проведены эксперименты, над гомосексуалистами-правшами, и все подтвердилось – даже у них мозолистое тело оказалось крупнее. А поскольку размер мозолистого тела определяется, как правило, наследственностью, обнаруженная закономерность явилась новым подтверждением врожденности такой вот нетрадиционной ориентации. Причем, размер мозолистого тела — не единственная особенность мозга гомосексуалистов, обнаруженная учеными. Так же выяснилось, что у гомосексуалистов передняя спайка мозга — еще одна структура, объединяющая полушария — развита сильнее, чем у других мужчин, а некоторые ядра гипоталамуса устроены как у женщин: они меньше по размеру, чем у мужчин, и состоят из более мелких клеток.
Само собой, эти данные не означают, что наследственность — это «судьба» человека, но в то же время доказывают то, что «среда обитания» — далеко не единственный фактор в проявлении гомосексуальных наклонностей.
Конечно — скажете вы — все это мило, забавно и интересно, а как быть с проявлениями гениальности, чем мозг этих самых гениев отличается от нашего простого, рабоче-крестьянского?
Блин, даже самому интересно стало, так что давайте-ка изучим вместе этот вопрос..
КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ. ТЕОРИИ ГЕНИАЛЬНОСТИ.
Конечно же, далеко не все ученые согласны с такими вот теориями и до сих пор распространено мнение, что у «гениев-идиотов» однобоко развита какая-то одна способность мозга за счет остальных и возможно даже за счет увеличения области мозга, ответственной за эту способность.
Считается, что у большинства людей такое одностороннее развитие сдерживается тем, что с раннего детства мозг настраивается на мышление нацеленное на обобщение и выводы, а не на фиксирование деталей, т. е. обычный мозг комбинирует разные впечатления, ощущения и мысли и извлекает смысл из общей картины, не концентрируясь на отдельных деталях. У обычного человека порыв к глобальному обобщению и конкретным выводам настолько силен, что мозг моментально сметает отдельные впечатления и мысли в общую осмысленную картину, делая это быстрее, чем мы успеваем зарегистрировать каждую деталь. А мозг «гения-идиота» состоит из очень четко очерченных, специфичных зон, не имеющих нервной связи с теми зонами, где происходит осмысление воспринятой информации и рождаются концепции.
В итоге, эти зоны не испытывают помех со стороны и могут превратиться в строго специализированные на математических или музыкальных способностях, на зрительной памяти и так далее.
Такого рода теория тоже имеет право на жизнь, тем более что, отчасти, она подтверждается результатами исследования мозга Эйнштейна. Все дело в том, что области его мозга, «ответственные» за математические способности, были увеличены и не пересекались извилиной, как у обычных людей, у которых извилины мозга часто ограничивают специфические, функциональные зоны мозга. Поэтому и было сделано предположение, что «математический блок» в мозге Эйнштейна, воспользовался отсутствием границ и «оккупировал» нейроны из соседних зон, которые должны были бы заниматься чем-то другим. Правда слабость этой теории в том, что изучение строения мозга, поистине феноменально способного человека, началось только после его смерти, поэтому и нет возможности сказать, увеличена ли какая-то зона мозга от рождения или же она увеличилась от упражнений, в процессе его постоянной эксплуатации.
Кто знает, возможно, в раннем детстве мы все – гении и вундеркинды. Ведь каждый ребенок осваивает родной язык, хотя специально его этому никто не учит. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют фантастически сложные вычисления, позволяющие им понять, где в потоке речи кончается одно слово и начинается другое. И вскоре ребенок уже просто «знает», где проходят границы между словами в произнесенной фразе, точно так же, как чудо-счетчик «знает», чему равен квадратный корень из шестизначного числа. А вот взрослому, наоборот, специально приходится учить новый язык — просто жить среди его носителей, как правило, уже оказывается недостаточно.
В точности так же дети гораздо легче взрослых учатся точно определять высоту звуков, у них чаще встречается абсолютная зрительная память, позволяющая хранить и воспроизводить увиденное с фотографической точностью.
Ученые считают, что у взрослых эти способности теряются по мере того, как взрослеющий мозг изменяет способы переработки информации. Исследования на томографах показали, что у новорожденных детей и младенцев активны те части мозга, которые «молчат» у взрослых. Эти участки получают информацию от органов чувств и реагируют на нее, вырабатывая эмоциональные всплески и автоматическое поведение. А вот высший отдел головного мозга, ассоциирующийся с разумным поведением, «включается» только через несколько месяцев, и в дальнейшем его роль только растет и этот рост резко усиливается в возрасте около полутора лет, именно тогда, когда дети пытаются начинать говорить.
У детей, страдающих аутизмом, такого переключения не происходит, или оно происходит очень медленно, поэтому они и сохраняют удивительные способности девственного, младенческого мозга.
Есть предположение, что нарушать развитие мозга еще до родов можетмужской половой гормон тестостерон, тормозящий развитие левого полушария, где расположен центр речи. Если это так, то становиться понятно, почему среди «идиотов-гениев» и людей страдающих аутизмом, примерно в шесть раз больше мужчин, чем женщин.
Вот такой он у нас, ЗАГАДОЧНЫЙ ГОЛОВНОЙ МОЗГ!
Левое полушарие или правое полушарие: в чем разница?
Мы включаем продукты, которые мы считаем полезными для наших читателей. Если вы покупаете по ссылкам на этой странице, мы можем заработать небольшую комиссию. Вот наш процесс.
Как работает человеческий мозг
Человеческий мозг — сложный орган. При весе примерно 3 фунта он содержит около 100 миллиардов нейронов и 100 триллионов соединений. Ваш мозг управляет всем, что вы думаете, чувствуете и делаете.
Ваш мозг разделен на две половины или полушария.В каждой половине определенные регионы контролируют определенные функции.
Две части вашего мозга очень похожи, но есть огромная разница в том, как они обрабатывают информацию. Несмотря на их противоположные стили, две половины вашего мозга не работают независимо друг от друга.
Различные части вашего мозга связаны нервными волокнами. Если черепно-мозговая травма прервала связь между сторонами, вы все равно могли бы функционировать. Но отсутствие интеграции вызовет некоторые затруднения.
Человеческий мозг постоянно реорганизуется. Он адаптируется к изменениям, будь то физические или жизненные. Он создан специально для обучения.
По мере того, как ученые продолжают картировать мозг, мы все больше понимаем, какие части контролируют необходимые функции. Эта информация имеет жизненно важное значение для продвижения исследований заболеваний и травм головного мозга, а также способов восстановления после них.
Теория состоит в том, что у людей либо левое, либо правое полушарие, а это означает, что одна часть их мозга является доминирующей.Если ваше мышление в основном аналитическое и методичное, вас называют левым полушарием. Если вы склонны быть более творческими или артистичными, вас считают правополушарным.
Эта теория основана на том факте, что два полушария мозга работают по-разному. Это впервые стало известно в 1960-х годах благодаря исследованиям психобиолога и лауреата Нобелевской премии Роджера В. Сперри.
Левое полушарие более вербально, аналитически и упорядочено, чем правое полушарие. Его иногда называют цифровым мозгом.Он лучше умеет читать, писать и делать вычисления.
Согласно датированному исследованию Сперри, левое полушарие также связано с:
- логикой
- секвенированием
- линейным мышлением
- математикой
- фактами
- мышлением словами
Правое полушарие более наглядно и интуитивно понятно. Иногда его называют аналоговым мозгом. У него более творческий и менее организованный образ мышления.
Датированное исследование Сперри предполагает, что правое полушарие также связано с:
- воображением
- целостным мышлением
- интуицией
- искусством
- ритмом
- невербальными сигналами
- визуализацией чувств
- мечтаниями
Мы знаем две стороны нашего мозга различаются, но обязательно ли из этого следует, что у нас есть доминантный мозг так же, как у нас есть доминантная рука?
Группа нейробиологов решила проверить это предположение.После двухлетнего анализа они не нашли доказательств правильности этой теории. Магнитно-резонансная томография 1000 человек показала, что человеческий мозг на самом деле не отдает предпочтение одной стороне над другой. Сети на одной стороне обычно не сильнее, чем сети на другой стороне.
Два полушария связаны вместе пучками нервных волокон, образуя информационную магистраль. Хотя обе стороны действуют по-разному, они работают вместе и дополняют друг друга. Вы не используете одновременно только одну часть мозга.
Независимо от того, выполняете ли вы логическую или творческую функцию, вы получаете информацию с обеих сторон вашего мозга. Например, левое полушарие отвечает за язык, но правое полушарие помогает вам понимать контекст и тон. Левое полушарие обрабатывает математические уравнения, а правое полушарие помогает с сравнениями и приблизительными оценками.
Общие черты личности, индивидуальные предпочтения или стиль обучения не отражаются на представлении о том, что у вас левое или правое полушарие.
Тем не менее, это факт, что две стороны вашего мозга разные, и у некоторых областей есть свои особенности. Конкретные области некоторых функций могут немного отличаться от человека к человеку.
По данным Ассоциации Альцгеймера, поддержание активности мозга может помочь увеличить жизнеспособность и, возможно, генерировать новые клетки мозга. Они также предполагают, что отсутствие умственной стимуляции может увеличить риск развития болезни Альцгеймера.
Вот несколько советов по стимулированию вашего мозга:
Помимо упражнений на мышление, ваш мозг получает пользу от хорошей физической тренировки.Всего 120 минут аэробных упражнений в неделю могут помочь улучшить обучение и словесную память.
Избегайте нездоровой пищи и убедитесь, что получаете все необходимые питательные вещества с помощью диеты или пищевых добавок. И, конечно же, старайтесь каждую ночь спать полноценно.
Если вы пытаетесь развить свою творческую сторону, вот несколько способов начать:
Читайте и слушайте творческие идеи других. Вы можете обнаружить зерно идеи, которую вы можете вырастить, или дать волю своему воображению.
Попробуйте что-нибудь новенькое. Возьмите творческое хобби, например, игру на музыкальном инструменте, рисование или рассказывание историй. Расслабляющее хобби может помочь вашему разуму блуждать по новым местам.
Загляните внутрь. Это поможет вам глубже понять себя и то, что вами движет. Почему вы тяготеете к одним занятиям, а не к другим?
Сохраняйте свежесть. Нарушайте установленные закономерности и выйдите за пределы своей зоны комфорта. Совершите путешествие в место, где вы никогда не были.Погрузитесь в другую культуру. Пройдите курс по предмету, который вы раньше не изучали.
Советы и уловки
- Когда у вас появятся новые идеи, запишите их и работайте над их дальнейшим развитием.
- Мозговой штурм. Столкнувшись с проблемой, попробуйте найти несколько способов ее решения.
- Выполняя простую работу по дому, например мыть посуду, выключите телевизор и позвольте мыслям блуждать по новым местам.
- Отдохните, расслабьтесь и смейтесь, чтобы дать волю своему творчеству.
Даже такое творческое, как музыка, требует времени, терпения и практики. Чем больше вы практикуете любую новую деятельность, тем больше ваш мозг адаптируется к новой информации.
Хотите развить свой творческий потенциал? Попробуйте книжки-раскраски для взрослых.Решаете ли вы сложное алгебраическое уравнение или рисуете абстрактное произведение искусства, обе части вашего мозга активно участвуют и вносят вклад.
У вас не совсем левое или правое полушарие, но вы можете использовать свои сильные стороны и продолжать расширять свой кругозор.Нормальный здоровый мозг способен к обучению на протяжении всей жизни и безграничным творческим способностям.
Левое полушарие и правое полушарие: что контролирует левое полушарие по сравнению с правым? | Наука | News
Средний человеческий мозг весит около 3,3 фунта, что составляет всего два процента от массы тела человека. Самая большая часть мозга — это головной мозг, который разделен на два полушария. «Иллюзия кроссовок» сбила с толку Интернет, но действительно ли есть разница между левым и правым полушариями мозга?
Какова функция человеческого мозга?
Человеческий мозг действует как командный центр нервной системы.
Состоящие из миллионов нервных клеток, называемых нейронами, эти клетки могут собирать и передавать электрохимические сигналы.
Посредством этих сигналов наш мозг может управлять функциями тела, включая память, речь и движения.
ПОДРОБНЕЕ: принц Гарри встречает подростка, выздоравливающего от опухоли мозга
Левое полушарие мозга против правого полушария: человеческий мозг — сложный орган (Изображение: Getty Images) Левое полушарие мозга против правого полушария: есть ли разница между левое и правое полушарие мозга? (Изображение: Getty Images)Что контролирует левое полушарие мозга по сравнению с правым?
В течение многих лет ходили теории о людях, склонных к левому или правому полушарию.
В соответствии с этими теориями часто говорят, что те, кто склонен к левому полушарию, более логичны и объективны.
В то время как те, кто предположительно склонны к правому полушарию, считаются более творческими, творческими и эмоциональными.
Левое полушарие и правое полушарие: диаграмма бокового обзора мозга, показывающая функциональные области (Изображение: Британская энциклопедия / UIG Via Getty Images)Согласно теориям левого и правого полушарий, считается быть более доминирующим, чем другой.
В 1960-х годах Роджер Сперри и его коллеги провели новаторское исследование, изучившее функции мозга с помощью «Экспериментов с разделенным мозгом».
Роджер Сперри был удостоен Нобелевской премии в 1981 году, открыв некоторые из первых сведений о разнице между левым и правым полушариями человеческого мозга.
Эксперимент показал, что разные участки мозга выполняют разные функции, известные как латерализация.
НЕ ПРОПУСТИТЕ:
Пищевые добавки для мозга: четыре лучших [АНАЛИЗ]
Сколько воды нужно пить каждый день? [ДАННЫЕ]
Загробная жизнь: Как ученый утверждал, что «душа ДЕЙСТВИТЕЛЬНО живет после смерти» [INSIGHT]
Было обнаружено, что левое полушарие мозга является более доминирующим с точки зрения речи и языка, в то время как правое полушарие мозга мозг оказался более доминирующим с точки зрения зрительно-моторных задач.
Различия между двумя полушариями, возможно, привели других к выводу, что люди могут быть мыслителями с левым или правым полушарием.
Однако исследователи все чаще обнаруживают проблемы с такими теориями.
В исследовании, проведенном в 2016 году, изучались функции мозга более тысячи человек, измерялись сильные связи с обеих сторон мозга.
Левое полушарие и правое полушарие: средний человеческий мозг весит около 3,3 фунта (Изображение: Getty Images). другой.Руководитель исследования Джеффри Андерсон из Университета Юты сказал BBC Trending: «Несомненно, у некоторых людей более методичный и логичный когнитивный стиль, а у других — более раскованный и спонтанный стиль.
«Это не имеет ничего общего ни на каком уровне с различными функциями левого и правого полушария [мозга]».
Г-н Андерсон добавил: «Идея поп-культуры (творческие или логические черты) не пользуется поддержкой в неврологическом сообществе и бросает вызов десятилетиям исследований организации мозга, функциональных ролей двух полушарий мозга и свидетельств пациентов. при поражении того или иного полушария головного мозга.”
Левое полушарие Правое полушарие — удивительная правда [ИНФОГРАФИЯ]
Нейробиологи и психологи всего мира приложили огромные усилия для исследования функций и различий левого и правого полушарий.
Мы напишем индивидуальное эссе специально для васвсего за
Существование различий между левым и правым полушариями было доказано многими исследованиями.Особенно ценны наблюдения, сделанные при травмах головного мозга.
В этой статье Custom Writing вы узнаете все о левом полушарии и о правом полушарии, включая их функции и характеристики.
Содержание
Просмотреть всеПросмотреть меньше⚙️ Функции правого и левого полушарий
На основе десятков опросов ученые составили список функций, типичных для каждого из двух полушарий.
Чтобы показать вам эти особенности левого и правого полушария мозга, мы разработали подробную инфографику, которую вы можете найти внизу этой страницы.Он также расскажет вам о некоторых из лучших упражнений для правого и левого полушарий.
Мы напишем индивидуальное эссе специально для васвсего за
Сначала давайте перечислим некоторые повседневные навыки и свяжем их с полушариями, отвечающими за них:
Однако в повседневной жизни мы использовать оба полушария одинаково.
Откуда мы знаем?
Нейробиологи уже много лет изучают травмы головного мозга.Мы знаем, что повреждение левого полушария приводит к проблемам с речью, пониманием слов и поддержанием координации. Когда правое полушарие мозга повреждено, у пациента возникают трудности со зрительным восприятием, импульсивность и медленное обучение.
Хотите узнать больше?
Взгляните на эти описания функций полушарий вашего мозга.
◀ ️ Что контролирует левая сторона мозга?
Этот вопрос продолжает интересовать сотни ученых, и все еще недостаточно доказательств, чтобы определить точные функции этой части мозга.
Напишем индивидуальное эссе специально для васвсего за
Но известные нам факты по-прежнему интересны!
Используя левое полушарие мозга, мы можем выполнять сотни операций. Прежде всего, мы должны упомянуть различные языковые навыки, такие как формирование слов, понимание фраз и построение предложений.
Практически каждое действие, связанное с языком — как устное, так и письменное — является функцией левого полушария мозга.Например, письмо — типичная черта левого полушария.
Знаете ли вы, что левое полушарие мозга контролирует правую часть тела?
Это правда! Доказано, что даже левши используют левое полушарие, когда пишут.
Обсуждая левое и правое полушарие, важно говорить о логике и аналитическом мышлении.
Аналитическое мышление — это умственный процесс, который начинается, когда вы исследуете некоторую проблему, разбивая ее на более мелкие вопросы.Поступая так, вы начинаете разрабатывать решения не с помощью интуиции, а путем формулирования критики, сбора и оценки информации и применения логического подхода.
Типичные вопросы для левого полушария:
Как я могу решить эту проблему? Какие доказательства можно использовать? Как мне разбить эту сложную проблему на отдельные части?
Хотите узнать больше?
Плюс, когда вы делаете любые вычисления, даже самые простые, вы полагаетесь на свое аналитическое левое полушарие.Каждый математический навык — будь то сложение, вычитание или деление — зависит от работы левого полушария.
Постарайтесь вспомнить, сколько лет вашему лучшему другу. Вы правильно поняли? Поздравляю, ты отличный друг! Но даже более того — вы только что активировали мыслительный процесс левого полушария.
Когда вы извлекаете факты, статистику или другую информацию из памяти, работает левое полушарие мозга.
Итак, подведем итоги. Левое полушарие — это математическая часть мозга.Он отвечает за вычисления, логику, рассуждения, решение головоломок, разговорный язык, письмо и критику.
А как насчет другой стороны?
Прочтите, чтобы узнать, кто победит в игре правого или левого полушария!
▶ ️ Что контролирует правая сторона мозга?
Действия правого полушария разнообразны и не менее важны для повседневной жизни, чем те, которые мы упоминали в предыдущем разделе.
Визуализация — одна из самых важных функций правого полушария.Людям, у которых повреждено правое полушарие мозга, часто возникают проблемы с оценкой расстояния между объектами — некоторые из них кажутся далекими, хотя на самом деле они рядом, и наоборот.
Вот насколько наше видение реальности зависит от правого полушария. С его помощью мы можем понять, что мы видим, включая каждый объект, его характеристики и расстояние от него до любого другого объекта в комнате.
Без тяжелой работы правой части мозга вы даже не смогли бы отличить маму от лучшего друга.
Почему?
Потому что способность распознавать лица также находится в правом полушарии.
Если вы ищете творческих способностей, левое полушарие — неправильный выбор — вам нужно будет правое полушарие. Правое полушарие мозга управляет творчеством и воображением, включая любую задачу, которая глубоко связана с визуальным восприятием. Каждый раз, когда вы придумываете истории или представляете, как нарисовать новых персонажей, начинает работать правая часть мозга.
Вы, наверное, думаете — вот и все? Может ли творческая часть вашего мозга заниматься математикой или чем-нибудь еще?
Вообще-то может!
Хотя вычисления не являются обычным делом для этого полушария, они позволяют делать отличные оценки и сравнения.Но совершенствовать эти навыки зависит только от вас.
Когда дело доходит до языка, правое и левое полушарие составляют прекрасную пару. В то время как большинство наших функций письменной речи зависит от левого полушария мозга, правое полушарие делает нашу устную речь такой информативной и красивой.
Хотите знать, почему?
Вот ответ: правое полушарие помогает нам распознавать интонацию, тон и высоту звука. Это также помогает нам понимать метафоры и идиомы. Вот почему люди с поврежденным правым полушарием мозга плохо понимают фигуры речи.
А теперь поговорим об интуиции — это тоже часть обработки правым полушарием. Но знаете ли вы, что такое интуиция?
Интуиция — это способность принимать решения инстинктивно, без рассуждений и размышлений. Это может показаться бесполезным навыком для логического человека, но подумайте, сколько вам нужно использовать интуицию в повседневной жизни.
Каждый раз, когда вам нужно быстро принять решение или привыкнуть к новым обстоятельствам, помогает интуиция. Правое полушарие мозга обязано не останавливать вас в неожиданной ситуации, а принимать решения и помогать адаптироваться к новым обстоятельствам.
Итак, какими словами лучше всего описать правое полушарие? Художественный , Творческий , эмоциональный и целостный .
Теперь все понятно, да? У каждого полушария есть свой набор важных обязанностей.
Но один вопрос все еще не получил ответа:
❓ Какое полушарие более важно: левое полушарие или правое полушарие
Вы, вероятно, щелкнули эту статью, чтобы узнать больше о теории доминирования мозга.
Сегодня очень популярна мысль о том, что различия между правым и левым полушариями настолько существенны, что у вас есть один доминирующий мозг, который влияет на вашу личность.
На самом деле это неверное мнение.
Нельзя сказать, что одна сторона важнее другой. Характеристики и активность как левого, так и правого полушарий мозга важны для жизни человека. Любое расстройство правого или левого полушария приводит к серьезным проблемам с координацией, мышлением или общением.
Это показывает нам, что каждая функция каждой части мозга уникальна и ценна.
Оба полушария работают одинаково — даже когда вы выполняете типичную функцию левого полушария, вы одновременно используете правое полушарие и наоборот.
🤯 Как насчет викторины для правого полушария или левого полушария?
Вы, наверное, слышали о людях с левым полушарием и правополушарном — это популярная теория, позволяющая определить ваш тип мышления. Говорят, что у человека с доминирующим левым полушарием мозга лучше аналитические, логические навыки и навыки решения проблем, чем у творческих, артистичных и эмоциональных людей с правым полушарием.
Спрашивали ли вы когда-нибудь: «Какую часть мозга вы используете?» Что ж, существует множество тестов для левого и правого полушарий — пройдя их, вы легко сможете определить, логичны вы или артистичны. Просто ответьте на несколько простых вопросов, например: «Вы легко запоминаете имена?» или «Часто ли вы принимаете импульсивные решения?» Затем викторина подскажет, на какую часть своего мозга вы больше всего полагаетесь.
Звучит весело, правда? Пройдите тест со всеми своими друзьями, а затем спорите о левом или правом полушарии, чтобы попытаться определить, какой из них лучший.
Но это всего лишь миф или стереотип? Можете ли вы иметь левое и правое полушарие?
Теория доминирования мозга увлекательна и увлекательна. И это также позволяет людям думать о стереотипах и ярлыках.
На самом деле психология — более сложный предмет.
Что на самом деле означает доминировать левое или правое полушарие?
Согласно популярным тестам, человек с правым полушарием — эмоциональный и артистичный человек, который отлично играет музыку и визуализирует вещи.
Человек с левым полушарием, с другой стороны, является логическим мыслителем, который делает точные вычисления, всегда побеждает аргументы с убедительными доказательствами и обладает сильными талантами в критике.
На самом деле очень мало людей имеют черты только одного из этих описаний. Чаще мы сочетаем и то, и другое.
Подумайте, есть ли среди ваших друзей типичный левополушарный художник? Или вы когда-нибудь встречали музыканта с прекрасными аналитическими способностями?
Нет сомнений — у каждого свои таланты.
Но они определенно не исходят из какого-то фундаментального аспекта нашей личности.
Вам всегда решать, улучшить ли свое аналитическое мышление или научиться играть на гитаре — так что не загоняйте себя в коробку!
✅ Упражнения для правого и левого полушарий
Посмотрите на эту картинку и назовите цвета. Постарайтесь ответить как можно быстрее!
Было сложно?
Вероятно, и мы можем объяснить почему.
На этом рисунке показано, как левое и правое полушарие мозга иногда могут конфликтовать.
Ваше правое полушарие мозга пытается вызвать цвет, в то время как левое полушарие мозга сосредоточено на значениях слов.
Если немного потренироваться, это забавное задание станет намного проще.
На самом деле, практика совершенствует все навыки!
Вот почему мы собрали несколько полезных упражнений для правого и левого полушарий.
Вы определенно найдете их полезными, поэтому попробуйте некоторые из них прямо сейчас:
➗ Советы по развитию навыков, которые контролирует левое полушарие
Решайте головоломки и кроссворды.
Это хобби, которые обожает ваш математический мозг. Это научный факт, что когда мы работаем над раствором, электрические и химические импульсы передаются от нейрона к нейрону в левом полушарии мозга.
Итак, скачай игру с поиском слов на свой смартфон или купи кроссворд!
Судоку, головоломки и математические игры поддержат ваше левое полушарие в тонусе.
Начать писать.
Письмо всегда считалось полезным видом деятельности для речи, логики и вашего мозга.
Когда вы пишете, вы активируете многие процессы левого полушария. Фактически, правописание — это типичная функция левого полушария мозга.
Кроме того, многие типы письма включают в себя различные логические задачи. Например, когда вы работаете над эссе, вы должны разработать четкую структуру, обосновать свою точку зрения, оценить информацию и выбрать доказательства.
Тщательное планирование запускает процесс левого мышления.
В следующий раз, когда вы получите задание, вы поймете, что академическое письмо может быть очень полезным занятием для вашего ума.
Измените свой распорядок дня.
Логический подход к распорядку дня — отличный способ превратить скучные повседневные задачи в головоломку.
Не используйте одни и те же инструменты снова и снова.
Например, чтобы создать увлекательное задание для вашего левого полушария мозга, придумайте новый способ добраться домой с работы. Или подумайте о том, как изменить способ выполнения обычной задачи.
Закодируйте веб-страницу.
Кодирование — это аналитическая задача, требующая большого логического мышления. Когда мы говорим о деятельности левого полушария, на ум приходят приложения для программирования и веб-сайты.
Если вы далеки от программирования, начните с изучения HTML, JavaScript и CSS — это не сложно, но все же полезно.
Кроме того, разработка веб-сайтов — это полезный навык в современной жизни.
Сделайте расчеты.
В жизни есть множество ситуаций, когда вам нужно использовать числа и производить вычисления — в супермаркете, на работе, при приготовлении пищи и во многих других.
В следующий раз, когда вам нужно будет что-то сложить или умножить, не включайте калькулятор.
Вместо этого делайте все вычисления в уме. Это тренирует левое полушарие мозга и улучшит ваши математические навыки.
Используйте Twitter.
Twitter — интересный способ кратко представить информацию. Смысл в том, чтобы выразить каждую мысль не более 140 символами.
Более того, это прекрасный шанс тренировать левое полушарие мозга каждый день — просто тратьте меньше пяти минут на каждый твит!
🎨 Советы по развитию навыков, которые контролирует правое полушарие
Научитесь новому танцу.
Правое полушарие мозга любит новые упражнения. Это полушарие стимулируют танцы, фитнес-тренировки или йога.
Изучите новые танцевальные движения или позы йоги.
Это активизирует правое полушарие мозга и сделает вас более здоровым.
Кроме того, эти занятия отлично снимают стресс.
Слушайте аудиокниги или программы медитации.
Визуализация — отличная тренировка для правого полушария.
Например, когда вы слушаете аудиокниги, вы представляете себе персонажей, фон и сцены.
Медитация также заставляет нас визуализировать то, что мы слышим.
Воображение — важная часть нашей жизни, которая может помочь в обучении как левого, так и правого полушария.
Слушайте музыку или пойте.
Восприятие музыки — одна из функций правого полушария.
Чтобы стимулировать слуховую кору, научитесь петь или играть на музыкальном инструменте.
Если вы уже играете на музыкальном инструменте, попробуйте найти новое музыкальное хобби, например, разработку электронных треков или поиск нового жанра для прослушивания.
Раскрасьте или нарисуйте.
Вы когда-нибудь хотели создать картину? А может вы придумали интересный сюжет для комикса?
Даже когда вы рисуете, правое полушарие активизируется.
Пройдите мастер-класс, чтобы выразить свои идеи и развить свой творческий потенциал.
Найдите творческое хобби.
Не любите играть музыку или рисовать? Нет проблем!
Есть много творческих увлечений, и каждый может найти вдохновляющее и расслабляющее занятие, которое улучшит свою творческую сторону мозга.
Вязание, резьба по дереву, вязание крючком, шитье, изготовление керамики — любое из этих хобби может помочь вам развить правое полушарие. И на них приятно проводить вечера!
Используйте недоминантную сторону тела.
Игры для левого и правого полушарий интересны и не требуют много времени.
Но есть уловка, позволяющая активировать правое полушарие в любое время, когда вы хотите, — просто используйте не доминирующую сторону своего тела.
Чистите зубы, готовьте обед и запирайте дверь утром не доминирующей рукой.
Теперь вы знаете, каковы основные функции правого и левого полушария мозга и как улучшить навыки, связанные с каждым из полушарий вашего мозга.
Чтобы подвести итог, взгляните на эту инфографику на тему «Правый мозг VS левый мозг»!
Это может быть вам интересно:
.