Логоневроз у ребёнка: Причины и лечение заикания у детей — Детская поликлиника Литфонда

Содержание

Заикание у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение детского заикания (логоневроза) в Москве в детской клинике «СМ-Доктор»

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ Содержание:
Описание заболевания
Виды логоневрозов
Симптомы
Причины
Диагностика
Лечение Заикание (логоневроз) – речевое нарушение, которое проявляется изменениями плавности и ритма произношения слов и звуков. Лечением заболевания занимается дефектолог-логопед.

О заболевании

Заиканием называют нарушения плавности и ритма речи, при котором у ребенка возникают сложности с произношением слов и фраз, многократное повторение слогов или коротких слов, удлинение пауз перед началом произношения. В основе расстройства лежит спастическое сокращение структур, которые обеспечивают речевую функцию (мышц гортани, языка, мягкого неба, губ). Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением соответствующих центров в головном мозге (речевом, эмоциональном).
В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребенку высказываться плавно и ритмично.

Чаще всего заикание возникает у детей 2-4 и 5-7 лет. У мальчиков данное нарушение обнаруживают в 4 раза чаще, чем у девочек. В 50-80% случаев состояние поддается коррекции. Залогом успеха является своевременное обращение за квалифицированной помощью. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов избавиться от речевого дефекта навсегда.

Виды логоневрозов

В зависимости от причин, выделяют 2 формы заикания. Неврозоподобная форма подразумевает речевые нарушения на фоне системного невроза. Этот тип расстройства плохо поддается лечению, так как обусловлен генетически. У детей с данной формой наблюдается несколько другое функционирование головного мозга, нежели у обычных малышей. Такие дети позже начинают говорить и развиваются медленнее сверстников.

Невротическая форма заикания развивается на фоне сильных потрясений или хронических стрессов.

Как правило, ребенок начинает заикаться после испуга. В дальнейшем спазмы речевых мышц повторяются все чаще, развивается боязнь говорить. Даная форма хорошо поддается лечению, если вовремя его не начать.

В зависимости от характера речевых нарушений выделяют следующие типы заикания:

  • тоническое – ребенок растягивает определенные звуки или делает неуместные паузы;
  • клоническая – малыш повторяет слова или звуки;
  • смешанная – паузы и повторения присутствуют одновременно.

Симптом заикания

Впервые заикание проявляется в возрасте 2-4 года. Заподозрить речевые нарушения нужно, если:
  • ребенку требуется много времени, чтобы произнести фразу;
  • малыш произносит слова нерешительно, делая паузы между ними;
  • ребенок часто останавливается, когда произносит предложение;
  • повторяет отдельные слова или звуки, чаще в начале слова.

Как правило, первые признаки проявляются вскоре после стрессовой ситуации. Под влиянием окружающих людей ребенок старается говорить правильно, но неконтролируемые спазмы не позволяют сделать это. По мере нормализации психоэмоционального состояния дефект ослабевает, может полностью исчезнуть.

После повторного воздействия провоцирующего фактора нарушение проявляется снова. Со временем периоды обострений заикания становятся все дольше, а периоды ремиссии укорачиваются. В подростковом возрасте логофобия проявляется все сильнее, ребенок избегает ситуаций, в которых ему приходиться говорить. У него развиваются психологические комплексы. Проблема усугубляется, поскольку в любой неудобной ситуации подросток подвергается стрессу, а симптом проявляется ярче.

Причины заикания

Главной причиной заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга. Точные причины неизвестны даже на сегодняшний день. Медики выделяют лишь группы риска по развитию заикания. К таковым относятся дети, склонные к судорогам, имеющие повышенную тревожность и т.
д.

На работе речевого аппарата негативно сказывается частое присутствие ребенка при внутрисемейных конфликтах, тяжелая психологическая обстановка в семье. Окружение малыша также прямо влияет на его речевые способности. Если данное нарушение есть у родителей или близких родственников, с большой долей вероятности логоневроз может развиться и у ребенка.

Заикание чаще выявляют у малышей, которые с детства изучают более 2 языков, развитием которых родители занимаются особенно рьяно. Нарушения возникают и у тех детей, которые много времени проводят за компьютером или телевизором. Провоцирующим фактором почти всегда является испуг.

Диагностика заикания

Врачи центра «СМ-Доктор» имеют огромный опыт в диагностике и лечении заикания различных форм. Они уделяют огромное внимание выявлению причин данных нарушений, чтобы радикально справиться с проблемой. Комплексный и персонифицированный подход позволяет рассчитывать на выздоровление в кратчайшие сроки.

Если ребенок заикается, в первую очередь следует идти к педиатру. При необходимости специалист даст направление к неврологу и психиатру. Эти врачи назначают обследование, чтобы выявить органические изменения в головном мозге, которые могут быть причиной проблемы. Также родителям придется обратиться к детскому психологу. Перед тем как поставить окончательный диагноз, каждый врач детально изучает анамнез, жалобы родителей, оценивает поведение ребенка.

Лечение заикания

Врачи центра «СМ-Доктор» работают над лечением заикания комплексно. Применяют сразу несколько методик, чтобы повысить шансы пациента на полное выздоровление. Для устранения симптома могут назначать:
  • групповые, индивидуальные, семейные занятия с психологом;
  • занятия с логопедом;
  • медикаментозную терапию;
  • гипнотерапию;
  • иглоукалывание;
  • физиотерапию.

Важно не только распознать причины заикания, но и научить ребенка самостоятельно справляться с провокационными ситуациями, вырабатывать уверенность в себе, работать со страхами и убеждениями. Несмотря на высокую результативность методов лечения, гарантировать выздоровление врачи не могут. В некоторых случаях терапия только улучшает ситуацию, но не приводит к полному выздоровлению.

Проблему заикания нельзя игнорировать, ожидая, что ребенок «перерастет». Нужно заручиться поддержкой профессионалов и активно работать с малышом. Тогда он сможет наслаждаться полноценной жизнью и свободным общением. Врачи центра «СМ-Доктор» готовы прийти к вам на помощь, даже в самой непростой ситуации!


Врачи:

Детская клиника м.Марьина Роща Записаться на прием Детская клиника м.Войковская Записаться на прием Детская клиника м. Молодежная

Записаться на прием

Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Лечение логоневроза у детей в Москве в центре ДокторНейро

Логоневроз (заикание) – речевая неврологическая патология, которая выражается в нарушении ритма речи.

Чаще всего заикание проявляется в повторении звуков или отдельных слогов, а также во внезапных паузах, удлинении слов. У детей это нарушение обусловлено спазмом речевой мускулатуры, которое возникает вследствие незрелости процессов нервной системы или из-за органического поражения головного мозга.

К органическим поражениям относятся: родовая травма или черепно-мозговая травма в детстве, нейроинфекции, перинатальные патологии (асфиксия, гипоксия).

Также предрасполагающим фактором развития логоневроза у ребенка является наследственность.

К психологическим причинам относятся тяжелые психоэмоциональные стрессовые ситуации, страхи, фобии, чрезмерная строгость родительского воспитания, конфликтность в семье. В таком случае логоневрозы сопровождаются тревожностью, расстройствами сна.

Также заикание нередко связано с другими речевыми нарушениями – дислалией, ринолалией, алалией, дизартрией.

Заикание у детей

Логоневроз требует обязательного лечения, чемм раньше, тем лучше. Не нужно ждать, пока «само пройдет». Заикание само не проходит.

Особенно важно лечить заикание в детском возрасте. На этапе формирования социальных навыков ребенку крайне важно научиться беспрепятственно контактировать с другими людьми. Невротическое заикание может  негативно сказаться на социальной адаптации ребенка, привести к снижению самооценки, развитию логофобии, усугублению патологии и ухудшению успеваемости в школе.

Лечение логоневроза (заикания)

Лечение заикания должно быть комплексным. Начать следует с обследования у речевого невролога, который проведет диагностику причин логоневроза и подберет тактику лечения.

Существует ряд центров, применяющих методику молчания для лечения заикания. Часто наши пациенты не могут справиться с подобное рекомендацией, ведь полностью изолировать всю семью от общения дома и социальной жизни, практически невозможно.

Наш опыт показывает, что есть другие способы изменить привычный паттерн заикающегося ребенка, и даже взрослого человека. Мы применяем европейский метод лечения — транскраниальную магнитную стимуляцию.

Мы являемся единственным учреждением в РФ, разработавших протокол для лечения заикания методом Транскраниальной магнитной стимуляции. Наши врачи имеют сертификаты на применение методики ТМС. 

Лечение заикание должно проводиться только комплексно. Мы разработали уникальную программу лечения, показывающую высокий результат невозращения заикания  -Программа лечения детей с заиканием «Плавная речь».

Заикание у детей — причины, коррекция

Заикание у детей – непростая проблема, потому как в патологический процесс вовлекается такая сложная когнитивная функция как речь. Причиной развития заикания является нарушение выработки дофамина и норадреналина в подкорковых структурах головного мозга, которое запускает патологический процесс. Дети с данной проблемой испытывают значительный дискомфорт, могут ограничивать себя в общении, и родители очень переживают за психо-эмоциональное состояние и правильное развитие ребенка с заиканием. При тиках, например, ребенок моргает, но это не мешает ему ходить в детский сад или школу, принимать активное участие в мероприятиях, общаться со сверстниками. Проблемы с речью ведут за собой серьезный психологический диссонанс, который особенно остро проявляется у детей в период становления речи (2-5 лет).

Почему появляются заикания?

Прежде всего, на развитие заикания влияет генетическая предрасположенность. Зачастую родители могут связывать детское заикание с сильным испугом или тяжелыми стрессовыми ситуациями, которые пережил ребёнок. Но эта связь научно не подтверждена. Есть очень много пациентов, у которых заикание появилось на фоне полного благополучия. Стресс, тяжелые заболевания, которые истощают нервную систему, могут стать пусковым механизмом, но зачастую заикания возникают сами собой. В 80% случаев на консультации во время сбора анамнеза выясняется, что данная патология была у кого-то из близких родственников.

Заикание очень часто появляется у детей, которые долго не могли разговаривать и когда научились, стараются говорить быстро и много. Вследствие подобного лавинообразного потока могут проявляться заикания. Иногда родители путают заикания с «речью взахлеб», эта особенность речи самостоятельно проходит с течением времени.

Поскольку симптоматика у заикания острая (оно проявляется в один момент), важно исключить наличие сопутствующих неврологических нарушений. Поэтому при появлении заикания первый специалист, к которому необходимо обратиться – невролог. Врач поможет дифференцировать заикания от других патологий речи, исключит  неврологические заболевания, симптомом которых может являться заикание, и направит к логопеду.

Для постановки диагноза специальные обследования детей с заиканием не требуются.

Лечение заикания в Детской клинике ЕМС

Основной специалист, который занимается с пациентами с заиканиями – это логопед-дефектолог, владеющий специальными методиками коррекции заиканий. Поэтому главная составляющая в коррекции заикания у детей — педагогическая логопедическая поддержка. Без логопедической коррекции избавиться от заиканий практически невозможно. В Детской клинике ЕМС проблемами заикания занимается логопед-дефектолог – Татьяна Каченовская.

Если коррекционные логопедические мероприятия не дают результата, невролог назначает медикаментозную симптоматическую терапию, которая позволяет снять острую фазу заболевания и повысить эффективность логопедической программы. В ряде случаев требуется консультация психолога или нейропсихолога, которые также ведут прием в Детской клинике ЕМС.

Для лечения заикания в ЕМС также применяется БОС-терапия (биологическая обратная связь). Это современная медицинская технология, которая тренирует способность пациента самостоятельно регулировать свое физиологическое и психоэмоциональное состояние. С помощью специальных сенсоров компьютер регистрирует изменяющиеся показатели активности головного мозга. Свои показатели пациент наблюдает в режиме реального времени в виде простых зрительных или слуховых стимулов и обучается навыкам осознанного управления работой различных систем своего организма. В ЕМС мы предлагаем детям необычные мультимедийные игры, в которых можно действовать исключительно с помощью контролируемых ритмов организма (это под силу каждому ребенку).

Высокая эффективность коррекции детей с заиканием в ЕМС достигается за счет комплексного подхода: сочетания логопедической коррекции, медикаментозной терапии, а также БОС-терапии с индивидуальной или семейной психотерапией.

Заикание (логоневроз). Симптомы, диагностика и лечение.

Более 10 лет наш Центр помогает вылечить заикание. Работаем с детьми всех возрастов. Разрабатываем программы коррекции, исходя из особенностей ребенка, стараемся избегать медикаментозного лечения.

Логоневроз или по-другому заикание — часто встречающаяся разновидность нарушения речевого поведения, вызванная проблемами в психологической сфере. Заикание — отсутствие согласованной работы органов воспроизведения речи и системы управления речью. Никаких органических повреждений или патологий речевого аппарата в данном случае не наблюдается. Ребенок, страдающий логоневрозом, во время проговаривания постоянно делает остановки, запинается, повторяет слова или растягивает гласные. Часто логоневроз сопровождается неконтролируемым морганием, дрожью в челюсти, напряжением мышц лица. Судороги органов речи ведут к нарушению дыхания и темпа речи.

Заикание обычно проявляется в 3-5 лет. Именно в это время психика ребенка особо восприимчива, а развитие речи идет семимильными шагами. Только у 2% детей в возрасте 5-6 лет наблюдается это отклонение. В 6-14 лет новых случаев заикания почти не отмечается. А вот подростки в возрасте 15-17 лет входят в “группу риска”. Это связано с изменениями психики во время вхождения в пору полового созревания. Риск заикания у мальчиков в 2 раза выше, чем у девочек.

Во время заикания ребенок не испытывает боли, но чувствует сильный психологический дискомфорт. Напряжение постоянно возрастает, ведь ребенок не может правильно выразить свою мысль. Положение усугубляется насмешками и обидными выпадами со стороны сверстников. “Заика” стыдится своей особенности и замыкается в себе.

Причины логоневроза

Причинами логоневроза могут быть тяжело перенесенные ребенком инфекционные заболевания, некорректная работа эндокринной системы; нарушения в работе ЦНС, возникшие во время внутриутробного развития, родовые травмы. Также встречаются случаи несвоевременного введения второго языка еще до того, как ребенок освоил родной. Но чаще всего причина кроется в детских страхах, нервных потрясениях, психических срывах. Неправильно выбранная родителями методика воспитания ребенка: неоправданно завышенные требования, излишняя строгость, противоречия в суждениях родителей, отсутствие ласки и заботы, постоянный стресс.

Формы логоневроза

При тоническом логоневрозе ребенок делает длительные паузы во время речи. Преодолевается этот “барьер” очень тяжело.

Для клонического типа характерны частые навязчивые повторения слов и звуков.

Существует также смешанная форма логоневроза, включающая проявлением обеих форм.

Симптомы логоневроза

Паузы в речи, либо частые повторения звуков, спазмы гортани, губ, языка, судороги, моргание, нехватка воздуха, “гримасы”, потливость. Все это симптомы заикания. На психологическом уровне добавляется постоянное чувство тревожности, страх, боязнь попасть впросак, чувство неполноценности, бессонница, отсутствие аппетита.

Симптомы проявляются по нарастающей. Сначала это эпизодические факты, потом периодически возникающие, а затем стабильные повторения. Ситуация усугубляется в период нервного возбуждения.

Диагностика и лечение логоневроза

Самое главное, что необходимо понимать родителям — логоневроз излечим. Главное вовремя обнаружить симптомы приближающегося недуга и не дать ему окрепнуть в организме ребенка. Согласно статистике, более половины дошколят, родители которых обратились за помощью к специалистам, уже через год-два полностью избавляются от заикания. В случае обращения после 5 лет, когда заикание стало печальной нормой жизни ребенка, лечение идет медленнее.

Почему выбирают Центр “АКМЕ” для лечения логоневроза

Центр “АКМЕ” более 10 лет занимается лечением логоневроза на всех стадиях развития. Не только дети, но и взрослые, регулярно посещающие Центр, полностью избавляются от заикания.

Лечение начинается с первых минут нахождения пациента в Центре. Мы знаем, насколько важно чувство защищенности и комфорта для детей, страдающих заиканием. Поэтому Центр выглядит не как больница, а наши специалисты не носят белые халаты. Занятия проходят в игровой форме, ребенка окружает дружественная атмосфера.

Центр “Акме” работает по безмедикаментозным методикам. В случае с логоневрозом лекарства, в том числе противосудорожные, дают лишь временный эффект. Поэтому наши специалисты только в крайних случаях прописывают те или иные препараты. Залог успеха — грамотное сочетание логопедического комплекса, психологической помощи, использования достижений аппаратного лечения, дыхательные упражнения, гимнастика и массаж. К вашим услугам психологи, нейропсихологи, логопеды, остеопаты и другие специалисты, которые при комплексной работе позволяют избавиться от недуга.

Лечение логоневроза — это четко выверенный комплекс практических занятий, разрабатываемый индивидуально для каждого пациента. Во время составления программы нашими специалистами учитывается возраст, степень развития заболевания, а также выясняются причины, послужившие катализатором.

В Центре “Акме” ребенок не чувствует давления или навязывания со стороны врача. Занятия проходят не за столом, а в свободной игровой форме. К каждому маленькому пациенту подыскивается свой “ключик”: ребенок чувствует себя в кругу друзей, а не на приеме у врача.

Родители и близкие активно включаются в процесс выздоровления. Занятия в стенах центра дополняются “домашней работой”, позволяющей быстрее достигнуть желаемых результатов.

Не допустите, чтобы Ваш ребенок чувствовал себя неполноценным среди сверстников. Социальная изоляция в детстве может отложить отпечаток на всю последующую жизнь.

Подарите малышу и себе радость общения – позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Заикание у детей: причины и лечение

Оглавление

От заикания сегодня страдает около 4 % детей и 2 % взрослых. Данная патология может возникать по целому ряду причин, быть врожденной или приобретенной. Нередко заикание провоцирует проблемы в общении, замедляет развитие ребенка, стимулирует комплексы. При этом некоторые люди живут с этим нарушением всю жизнь, стесняясь обратиться к специалистам.

На самом деле заикание успешно лечится. Это доказывают и врачи клиник МЕДСИ, применяющие как традиционные, так и инновационные методики терапии. Вам нужно лишь как можно раньше обратиться к специалистам, которые подберут подходящий способ коррекции речевого недостатка.

Что такое заикание?

Заикание (логоневроз) – часто встречающееся нарушение речи. Оно проявляется в частом повторении как отдельных звуков или слогов, так и целых слов. В некоторых случаях больной не повторяет звуки, слоги или слова, а удлиняет их. Проявляться заикание может и частыми остановками речи, ее «нерешительностью». Человек испытывает трудности при внезапном нарушении согласованной работы речевых органов и центров во время произнесения речи. Провоцируется проблема судорогами, возникающими как в мышцах, участвующих в образовании звуков, так и дыхательных. По этой причине многие пациенты страдают не только непосредственно от заикания, но и от нарушений дыхания. Больные жалуются на внезапное ощущение нехватки воздуха.

Как правило, заикаться пациент начинает на согласных, намного реже – гласных буквах и в середине речи.

Механизм патологии до сих пор точно не определен. При этом, как уже отмечалось, заикание успешно лечится.

Причины

Заикание может возникать по внешним и внутренним причинам.

К врожденным факторам развития дефекта относят:

  • Патологии при вынашивании плода (кислородное голодание, инфекционные процессы и др.)
  • Проблемы во время родового периода (травмы, ранние роды и др.)
  • Генетическую предрасположенность
  • Индивидуальные особенности личности (повышенная нервозность и возбудимость)

Приобретенное заикание провоцируется:

  • Психологическими травмами (утратой родителей, аварией, дефицитом внимания и др.)
  • Физиологическими процессами. Заикание у детей может пройти само, если нарушение речи связано с особым развитием полушарий мозга до 5-летнего возраста и их недостаточным созреванием
  • Перенесенными патологиями (менингитом, например)
  • Травмами (от небольших ушибов до тяжелых сотрясений)

У некоторых детей фиксируется «ложное заикание». Оно не является патологией, а заключается в простом копировании ребенком поведения взрослых. Если мама или папа заикаются, ребенок хочет быть похожим на них и перенимает особую «манеру речи».

Основные признаки заикания

К основным симптомам патологии относят:

  • Спазмы речевого аппарата при произнесении звуков
  • Длительные паузы между звуками
  • Слогово-звуковые повторы

Существуют и дополнительные признаки заикания.

К ним относят:

  • Агрессию
  • Нервозность
  • Слезливость
  • Замкнутость
  • Отказ от свободного общения

У некоторых детей на фоне заикания развиваются нервные тики и иные патологии нервной системы. Нередко малыши замыкаются, боясь стать объектом насмешек, отказываются посещать детский сад, выходить на игровые площадки.

В некоторых случаях при патологии дети страдают от:

  • Бессоницы
  • Нарушений аппетита
  • Проблем в работе желудочно-кишечного тракта

В запущенных ситуациях развивается социофобия, проявляется ночное недержание мочи. Родителям важно понимать, что заикание не всегда проходит самостоятельно, и чем раньше вы обратитесь к врачу, тем менее серьезными и опасными будут последствия патологии.

Если дефект не устранить, он может стать причиной:

  • Затруднений в общении со сверстниками
  • Задержки развития
  • Проблем при устройстве на работу во взрослом возрасте
  • Формирования замкнутого характера и др.

Виды заикания

В зависимости от причины выделяют следующие виды дефекта:

  • Патологический. Такой дефект имеет врожденный характер и обычно связан с генетикой
  • Невротический. Заикание в этом случае провоцируется травмами, заболеваниями или сильным испугом

В зависимости от проявлений выделяют следующие формы патологии:

  • Тоническая. Такая патология характеризуется длительными паузами в словах и растягиванием гласных звуков
  • Клоническая. При таком заикании человек не может проговаривать отдельные буквы или целые слоги
  • Комбинированная. Эта патология является самой сложной, так как сочетает симптомы клонического и тонического видов

В зависимости от постоянства симптомов выделяют заикание:

  • Стабильное. Также его называют привычным. Патология проявляется постоянно
  • Нестабильное. Такое заикание возникает только при стрессах или повышенной эмоциональности
  • Циклическое. Данная патология характеризуется периодами «покоя», когда пациент говорит свободно

Тактика поведения родителей при заикании у ребенка

Определить, почему возникло заикание у детей (причины), и лечение провести должен врач! Но родители всегда играют важную роль в успехе устранения патологии.

Как правильно вести себя мамам и папам малышей, страдающих от дефекта?

  • Сократите любые эмоциональные нагрузки ребенка. Оградите малыша от прослушивания громкой музыки, агрессивных игр, длительного просмотра телепередач
  • Приучите ребенка к прослушиванию спокойной классической музыки
  • Играйте с малышом, читайте ему добрые сказки, рассказывайте обо всех полученных положительных эмоциях
  • Контролируйте отдых ребенка. Следите за режимом. Обязательно совершайте прогулки, выезжайте на природу, занимайтесь гимнастикой

На всем протяжении лечения патологии важно обеспечить ребенку доброжелательную обстановку. Не стоит критиковать и ругать малыша, если у него сохраняется дефект. Напротив, важно поощрять даже тот факт, что ребенок начал лечение, увлекся им, не боится посещать врача.

Важно! Позитивное окружение следует поддерживать и тогда, когда основной курс терапии завершен. Только в этом случае можно добиться существенного сокращения рисков того, что ребенок вновь начнет заикаться в стрессовых ситуациях или постоянно.

Лечение заикания

Лечение патологии речи всегда проводится комплексно.

Основная коррекция дефекта

Лечением детей занимаются логопеды-дефектологи. Именно эти врачи составляют коррекционную программу. Она разрабатывается индивидуально с учетом истинных причин патологии, возраста ребенка, его социального окружения и иных факторов.

Современные коррекционные методики строятся на основе нормализации дыхания и контроля темпа речи. Занятия с детьми проводятся в приятной необременительной игровой форме. Обычно вместе с ребенком врач читает и заучивает стишки, поет песенки, тренирует речевой аппарат другими способами.

Дополнительные коррекционные методики

К ним относят:

  • Массаж, направленный на улучшение кровообращения и общее расслабление. Курс из 10-15 сеансов позволяет снять спазмы и добиться полной релаксации
  • Дыхательную гимнастику, которая нацелена на формирование правильного дыхания. Заниматься можно как в условиях клиники под руководством физиотерапевта, так и самостоятельно, дома, предварительно освоив все упражнения
  • Гипноз. Данная методика применяется для терапии заикания у детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет

Медикаментозное лечение

Такая терапия актуальна в случае, если заикание у малыша спровоцировано стрессовой ситуацией. Как правило, врачи назначают легкие седативные средства. При необходимости, в запущенных случаях дополнительно рекомендуют транквилизаторы и препараты, предотвращающие спазмы (в том числе судорожные).

Преимущества лечения в МЕДСИ

  • Возможности для комплексной диагностики и определения точных причин речевых дефектов. В наших клиниках имеется новейшее оборудование экспертного уровня
  • Опытные врачи с высоким уровнем квалификации. В МЕДСИ работают не только логопеды, но и психологи, неврологи, нейропсихологи, дефектологи и другие специалисты. Уровень квалификации они повышают в ведущих центрах России и за границей
  • Возможности для записи на прием в удобное время
  • Индивидуальный подход к маленькому пациенту. Для каждого разрабатывается специальная коррекционная программа

Записаться на прием в клинику МЕДСИ вы можете по телефону + 7 (495) 7-800-600.

Заикание у детей

Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — лечение заикания у детей. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!

На первичной консультации по поводу заикания у детей, родители задают ряд вопросов, на которых мы сегодня кратко остановимся.

Классическое определение заикание у детей — это нарушение темпа, ритма и плавности речи. В логопедии существуют другие диагнозы со схожими характеристиками, такие, как кляттеринг, баттаризм, полтерн, физиологические итерации. В этом же списке можно упомянуть и нарушения темпа — тахилалия, брадилалия.

Принципиальным отличием заикания у детей является наличие судорог речевого аппарата. Это — артикуляционные судороги, которые очевиднее всего воспринимаются окружающими; голосовые судороги, которые, в силу их невидимости, может распознать (диагностировать) только специалист; судороги дыхательной мускулатуры. Локализация судорог встречается, как только в одном из отделов речевого аппарата, так и, в большинстве случаев, наблюдается их комбинированное проявление.

По типу судорог различают: клонические, когда ребенок повторяет звук, слог или короткое слово. И тонические, если в речи возникает труднопреодолимая остановка. Наличие судорог может быть только клонического или только тонического типа, но и они, по большей части, носят сочетанный характер.

Многих родителей волнует вопрос о причинах заикания у детей. Диапазон таких причин достаточно широк. Мы можем говорить об их основных группах. В первой — такие, как, осложнения в периоды беременности и родов, черепно- мозговые травмы или инфекции, перенесенные ребенком. Не исключаем мы и наследственный фактор. Ко второй можно отнести заикание у детей после перенесенного стресса (испуга), особенно в период формирования речи; заикание у детей по подражанию, если рядом находится заикающийся взрослый или ребенок, «переученная леворукость». Кроме того, речевые судороги могут появиться как осложнение вследствие недостаточности логопедической помощи по поводу задержки речевого развития или тяжелой дизартрии.

Наиболее важный вопрос- что делать, когда в речи ребенка появились запинки. Некоторые родители занимают выжидательную позицию, или самостоятельно дают советы по дыханию, дикции или темпу речи. Правильным действием (решением) будет незамедлительное обращение к специалистам. Невролог проведет работу с детьми с заиканием неврологического состояния, при необходимости назначит курс медикаментозной терапии. Психиатр исключит возможные отягощающие факторы. Логопед проведет дифференциальную диагностику со схожими нарушениями и поставит правильный диагноз. Объяснит принципы создания щадящего речевого режима, покажет, а при необходимости и научит правильной речи, которой необходимо разговаривать с ребенком в семье. Особенно это важно (!) на начальном, или инициальном, этапе заикания у детей. Своевременная медицинская и педагогическая помощь в этот период дает высокий, устойчивый результат по выходу из заикания у детей.

Отложенное обращение к специалистам, потеря времени может привести к опасности возникновения у ребенка речевых переживаний, нарастанию неуверенности, формированию страха речи. В этом случае (в дальнейшем) речь может пойти уже о логоневрозе, коррекция которого значительно более длительна и трудоемка как для специалиста, так и для детей и их родителей.

В тех случаях, когда заикающемуся ребенку рекомендован коррекционный курс, необходимо соблюдать обязательное условие: курс должен быть комплексным! Лечение и наблюдение врача, логопедические индивидуальные или, учитывая коммуникативную функцию речи, групповые занятия. По показаниям — занятия с психологом, нейропсихологом, детским психиатром, физиотерапевтические процедуры. Современная коррекционная педагогика располагает такими интересными и продуктивными методиками, как игротерапия, арттерапия (песочная терапия , сказкатерапия) и, конечно, логоритмика.

Таким образом, залог успешного преодоления заикания у детей — незамедлительное обращение родителей к специалистам и высокопрофессиональный, комплексный подход к организации его коррекции.

Заикание: причины и формы | 1ДМЦ

Медосмотр в 1 месяц

Дополнительные анализы Для того чтобы пройти дополнительные виды диагностики, нужно получить направление…

Психиатрия Вакцинация Ортопедия

Первый детский медицинский центр осуществляет диагностику и лечение заболеваний опорно-двигательного…

Эндоскопия

Обращаем Ваше внимание на то, что это общие советы по подготовке к эндоскопическому исследованию зависят…

Неврология

При обнаружение любых отклонений не стоит впадать в панику. Однако, откладывать поход к детскому неврологу…

Массаж Лечение желтухи новорожденных

Лечение желтухи у новорожденных Желтуха новорожденных — желтоватое подкрашивание белков глаз и кожи…

Рентген Гематология Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушения, касающиеся формирования речи у детей. Данное речевое недоразвитие…

Нарушение голоса

Нарушение голоса — группа речевых расстройств, проявляющаяся в полном или частичном отсутствии фонации,…

Логопедия

Детский логопед – это специалист, который корректирует нарушения речи, вызванные как физическими, так…

Алалия

Алалия у детей — расстройство речи, для которого характерно отсутствие развития речевых навыков (или…

Брадилалия

Брадилалия – патология речи, проявляющаяся в форме нарушения темпа и ритма речи. Человеку с таким речевым…

Дизартрия

Дизартрия – патология речи, при которой наблюдается неправильное (искаженное или затрудненное) произношение…

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного…

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – речевая патология, выражающаяся в более медленных темпах освоения…

Ринолалия

Ринолалия — нарушение речи, проявляющееся выраженным искажением речи и неправильным произношением отдельных…

Лазерное лечение кожных патологий

Здоровье вашего ребёнка нужно доверить профессионалам. При возникновении первых же симптомов обратитесь…

Комплексное обследование многофакторных заболеваний

Многофакторные заболевания — это заболевания, причиной которых являются разные факторы, требующие консультации…

Детская косметология Галотерапия

Значимый лечебный эффект достигается при курсовом применении галокамеры в сочетании с традиционными терапевтическими…

Выдача справок и заключений

В различных ситуациях для детей необходимо оформление медицинских справок. Первый детский медицинский…

Пульмонология

Обструктивный синдром у детей Нужно понимать, что без квалифицированного и правильного лечения бронхит…

Лечебная физкультура

Физическая активность — одно из важных условий жизни и развития человека. Это биологический раздражитель,…

Хирургия

Выбор детского хирурга Немаловажным в детской хирургии является выбор квалифицированного врача. Медицинская…

Лаборатория

Мы предлагаем полный спектр традиционных методик общеклинических и биохимических анализов. Лаборатория…

Дневной стационар

    На условиях дневного стационара в нашем Центре мы проводим все виды инфузионной терапии, сложные…

Программа годового наблюдения

Здоровье детей – спокойствие родителей! Действительно, когда дети растут здоровыми и крепкими, в семье…

Функциональная диагностика

Вся аппаратура в кабинете функциональной диагностики нашего Центра является цифровой (то есть, работающей…

Физиотерапия

Физиотерапия назначается курсами. Продолжительность курса лечения составляет для одних заболеваний 5-7,…

УЗИ Офтальмология

Детский врач офтальмолог в Саратове Развитие многих глазных заболеваний можно предупредить и приостановить…

Оториноларингология

Лечение ЛОР-заболеваний ЛОР Первого детского медицинского центра занимается диагностикой и лечением…

Нефрология Дерматология

Лечение кожных заболеваний Кожа — это самый видимый орган человеческого тела. Опытный и внимательный…

Гинекология

Важно помочь пациенткам и их родителям своевременно выявить и адекватно справиться с проблемами женской…

Анестезиология

Детский анестезиолог в Саратове Детский анестезиолог проводит беседу с родителями, а также с самим ребенком…

Эндокринология

Все это позволяет провести своевременное и адекватное лечение. Если ребенок будет соблюдать необходимые…

Кардиология

После сбора анамнеза и проведения диагностических мероприятий, детский кардиолог Центра составит индивидуальную…

Урология

При появлении тянущих болей внизу живота у ребенка не нужно заниматься самолечением, а уж тем более надеяться,…

Гастроэнтерология

Дети в меньшей степени защищены от заболеваний желудочно-кишечного тракта, чем взрослые. Несбалансированное…

Педиатрия

Если ваш ребенок часто болеет острыми респираторными заболеваниями, педиатр составит индивидуальный план…

Аллергология-иммунология

Основной задачей специалистов аллергологов-иммунологов нашего Центра является предоставление пациентам…

Заикание — Диагностика и лечение

Диагноз

Диагноз ставится специалистом в области здравоохранения, обученным оценивать и лечить детей и взрослых с нарушениями речи и языка (речевой патолог). Патолог речевого языка наблюдает, как взрослый или ребенок разговаривают в разных ситуациях.

Если вы являетесь родителем

Если вы являетесь родителем ребенка, который заикается, врач или речевой патолог может:

  • Задайте вопросы об истории здоровья вашего ребенка, в том числе о том, когда он начал заикаться и когда заикание встречается чаще всего
  • Задайте вопросы о том, как заикание влияет на жизнь вашего ребенка, например на отношения с другими людьми и успеваемость в школе
  • Поговорите со своим ребенком и можете попросить его прочитать вслух, чтобы увидеть тонкие различия в речи
  • Различайте повторение слогов и неправильное произношение слов, которые являются нормальным явлением для маленьких детей, и заикание, которое, вероятно, является хроническим заболеванием
  • Исключить основное заболевание, которое может вызвать нерегулярную речь, например синдром Туретта

Если вы взрослый, который заикается

Если вы взрослый человек, который заикается, врач или речевой патолог может:

  • Задайте вопросы об истории вашего здоровья, в том числе о том, когда вы начали заикаться и когда заикание встречается чаще всего
  • Исключить основное заболевание, которое могло вызвать заикание
  • Хотите знать, какие методы лечения вы пробовали в прошлом, что может помочь определить, какой метод лечения может быть лучшим
  • Задайте вопросы, чтобы лучше понять, как заикание влияет на вас
  • Хотите знать, как заикание повлияло на ваши отношения, успеваемость в школе, карьеру и другие области вашей жизни, и какой стресс это вызывает

Лечение

После всестороннего обследования, проведенного логопедом, можно принять решение о наилучшем подходе к лечению.Существует несколько различных подходов к лечению заикающихся детей и взрослых. Из-за различных индивидуальных проблем и потребностей метод (или комбинация методов), полезный для одного человека, может оказаться не таким эффективным для другого.

Лечение не может полностью устранить заикание, но оно может научить навыкам, которые помогут:

  • Улучшить беглость речи
  • Развивайте эффективное общение
  • Полноценно участвовать в учебе, работе и общественной деятельности

Несколько примеров лечебных подходов — в произвольном порядке эффективности — включают:

  • Логопед. Логопед может научить вас замедлять речь и научиться замечать, когда вы заикаетесь. Начиная с логопеда, вы можете говорить очень медленно и намеренно, но со временем вы сможете выработать более естественный речевой образ.
  • Электронные устройства. Доступно несколько электронных устройств для повышения беглости речи. Отсроченная слуховая обратная связь требует, чтобы вы замедлили свою речь, иначе речь будет искажаться через аппарат. Другой метод имитирует вашу речь так, чтобы она звучала так, как будто вы говорите в унисон с кем-то другим.Некоторые небольшие электронные устройства носят во время повседневной деятельности. Обратитесь к специалисту по речевой патологии за советом по выбору устройства.
  • Когнитивно-поведенческая терапия. Этот тип психотерапии может помочь вам научиться определять и изменять образ мышления, который может усугубить заикание. Это также может помочь вам решить проблемы со стрессом, тревогой или самооценкой, связанные с заиканием.
  • Взаимодействие родителей и детей. Участие родителей в отработке техник дома — ключевая часть помощи ребенку в борьбе с заиканием, особенно с некоторыми методами.Следуйте указаниям логопеда, чтобы определить лучший подход для вашего ребенка.

Лекарства

Несмотря на то, что были опробованы некоторые лекарства от заикания, еще не было доказано, что лекарства помогают решить эту проблему.

Помощь и поддержка

Если вы являетесь родителем заикающегося ребенка, вам могут помочь следующие советы:

  • Внимательно слушайте своего ребенка. Поддерживайте естественный зрительный контакт, когда он или она говорит.
  • Подождите, пока ваш ребенок скажет то слово, которое он пытается сказать. Не спешите закончить предложение или мысль.
  • Выделите время, когда вы сможете поговорить с ребенком, не отвлекая его. Время приема пищи может предоставить хорошую возможность для разговора.
  • Говорите медленно, неторопливо. Если вы говорите таким образом, ваш ребенок часто будет делать то же самое, что может помочь уменьшить заикание.
  • Говорите по очереди. Призовите всех в вашей семье быть хорошим слушателем и говорить по очереди.
  • Стремитесь к спокойствию. Сделайте все возможное, чтобы создать в доме непринужденную, спокойную атмосферу, в которой вашему ребенку будет комфортно разговаривать свободно.
  • Не сосредотачивайтесь на заикании вашего ребенка. Старайтесь не обращать внимания на заикание во время повседневного общения. Не подвергайте своего ребенка ситуациям, которые вызывают чувство безотлагательности, давления или необходимости спешить, или которые требуют, чтобы ваш ребенок говорил перед другими.
  • Хвалите, а не критикуйте. Лучше похвалить ребенка за четкую речь, чем обращать внимание на заикание. Если вы исправляете речь ребенка, делайте это мягко и позитивно.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не реагируйте негативно, не критикуйте и не наказывайте своего ребенка за заикание. Это может усилить чувство незащищенности и неловкости. Поддержка и поощрение могут иметь большое значение.

Общение с другими людьми

Детям, родителям и взрослым, которые заикаются, может быть полезно общаться с другими заикающимися людьми или детьми, которые заикаются.Несколько организаций предлагают группы поддержки. Помимо поддержки, члены группы поддержки могут давать советы и подсказки, которые вы могли не учитывать.

Для получения дополнительной информации посетите веб-сайты таких организаций, как Национальная ассоциация заикания или Фонд заикания.

Подготовка к приему

Возможно, сначала вы обсудите проблему заикания с педиатром вашего ребенка или семейным врачом.Затем врач может направить вас к специалисту по речевым и языковым расстройствам (патологу речи).

Если вы взрослый человек, который заикается, вы можете поискать программу, предназначенную для лечения заикания у взрослых.

Вот некоторая информация, которая поможет вам подготовиться к приему и узнать, чего ожидать от врача или логопеда.

Что вы можете сделать

Перед встречей составьте список, включающий:

  • Примеры проблемных слов или звуков, , например, слова, начинающиеся с определенных согласных или гласных.Если возможно, это поможет записать эпизод заикания, чтобы сыграть на приеме.
  • Когда началось заикание, например, когда ваш ребенок сказал свое первое слово и начал говорить предложениями. Кроме того, постарайтесь вспомнить, когда вы впервые заметили, что ваш ребенок заикается, и помогает ли ему что-нибудь лучше или хуже. Если вы взрослый человек, который заикается, будьте готовы обсудить, какое лечение вы прошли, текущие проблемы и как заикание повлияло на вашу жизнь.
  • Медицинская информация, , включая другие состояния физического или психического здоровья.
  • Любые лекарства, витамины, травы или другие добавки , принимаемые регулярно, включая дозировку.
  • Вопросы , которые вы хотели бы задать врачу или логопеду.

Некоторые основные вопросы, которые следует задать врачу или логопеду, могут включать:

  • Что вызывает заикание?
  • Какие тесты необходимы?
  • Это состояние временное или длительное?
  • Какие методы лечения доступны и какие вы рекомендуете?
  • Есть ли альтернативы основному подходу, который вы предлагаете?
  • Могу ли я иметь какие-нибудь брошюры или другие печатные материалы? Какие сайты вы рекомендуете?

Не стесняйтесь задавать другие вопросы во время приема.

Чего ожидать от врача или речевого патолога

Ваш врач или речевой патолог, скорее всего, задаст вам ряд вопросов. Будьте готовы ответить на них, чтобы зарезервировать время, чтобы обсудить любые моменты, на которые вы хотите потратить больше времени. Вам могут задать такие вопросы, как:

  • Когда вы впервые заметили заикание?
  • Всегда ли заикание или оно приходит и уходит?
  • Есть ли что-нибудь для улучшения заикания?
  • Есть ли что-нибудь, что ухудшает положение?
  • Есть ли в вашей семье заикание?
  • Какое влияние заикание оказало на вашу жизнь или жизнь вашего ребенка, например, на учебу, работу или социальное взаимодействие?

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЛОГОНЕВРОЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ

Изучены изменения электрической активности головного мозга мальчиков с разными темпо-ритмическими характеристиками речи при функциональном стрессе, а именно серия световых вспышек определенного частота — применялась ритмическая фотостимуляция.Биоэлектрическая активность головного мозга изучалась с помощью системы компьютерной электроэнцефалографии. Также, согласно методике зонального распределения нормированной спектральной мощности (СП) ритма основной частоты диапазонов ЭЭГ, частицы (в процентах) нормированной СП электрогенеза в каждом из четырех основных диапазонов (δ, θ , α, β) определены. В результате сравнения усвоения частоты световых миганий у мальчиков исследуемых групп установлено, что в группе детей с логоневрозом медленные ритмы (5 Гц,), лежащие в пределах тета-диапазона ЭЭГ, были лучше. ассимилировались.У детей с логоневрозом ритм усваивается в низкочастотном диапазоне. Относительная спектральная мощность тета-ритма достоверно снижалась на ЭЭГ детей с нарушением темпа и ритма речи при низкочастотной фотостимуляции по сравнению с соответствующими показателями фоновой электроэнцефалограммы; соответствующие показатели в бета-диапазоне, переднем и заднем отведениях в альфа-диапазоне повышены. На основании полученных данных установлено, что дети с логоневрозом плохо реагируют на фотостимуляцию.Такие данные связаны с недостаточным тормозным действием коры на подкорковые структуры. Отмечены снижение реактивности и функциональная недостаточность активирующей системы ствола головного мозга. Нейрофизиологические механизмы логоневроза обусловлены состоянием недостаточного формирования структур мозга, что подтверждается результатами электроэнцефалографии при ритмической фотостимуляции. Изменения темпа и ритма речи при логоневрозе у дошкольников провоцируют напряжение механизмов регуляции мозга, что проявляется в особенностях электрической активности мозга как в покое, так и при нагрузке.

Заикание (для родителей) — Nemours Kidshealth

Что такое заикание?

Многие маленькие дети в возрасте от 2 до 5 лет заикаются. Это может сделать их:

  • повторять определенные слоги, слова или фразы
  • продлить их
  • остановиться, не издавая звука для определенных звуков и слогов

Заикание — это форма дисфлюэнции (dis-FLOO-en-see), прерывание потока речи.

Во многих случаях заикание проходит само к пяти годам. У некоторых детей оно продолжается дольше. Существуют эффективные методы лечения, которые помогут ребенку преодолеть это.

Что вызывает заикание?

Доктора и ученые не до конца понимают, почему некоторые дети заикаются. Но большинство считает, что этому способствует несколько факторов, например проблема взаимодействия мозговых сообщений с мышцами и частями тела, необходимыми для речи.

Многие считают, что заикание может быть генетическим.Дети, которые заикаются, в три раза чаще имеют близких родственников, которые тоже заикаются.

Каковы признаки заикания?

Первые признаки заикания обычно появляются в возрасте 18–24 месяцев. В этом возрасте словарный запас резко увеличивается, и дети начинают складывать слова в предложения. Для родителей заикание может расстраивать и расстраивать, но для детей это естественно. Будьте максимально терпеливы со своим ребенком.

Ребенок может заикаться от нескольких недель до нескольких месяцев, причем заикание может приходить и уходить. Большинство детей, которые начинают заикаться в возрасте до 5 лет, перестают заикаться без какой-либо помощи, например, речевой или языковой терапии.

Но если заикание у вашего ребенка случается часто, усиливается или сопровождается движениями тела или лица, неплохо было бы обратиться к логопеду в возрасте около трех лет.

Обычно заикание проходит, когда дети идут в начальную школу и начинают оттачивать свои коммуникативные навыки.Ребенок школьного возраста, который продолжает заикаться, вероятно, знает об этой проблеме и может быть смущен ею. Одноклассники и друзья могут привлечь к нему внимание или даже подразнить ребенка.

Если это происходит с вашим ребенком, поговорите с учителем, который сможет решить эту проблему в классе с детьми. Учитель также может уменьшить количество стрессовых разговорных ситуаций для вашего ребенка, пока не начнется логопедия.

Когда обращаться за помощью

Если вашему ребенку 5 лет, и он все еще заикается, поговорите со своим врачом или логопедом.Посоветуйтесь с логопедом, если у вашего ребенка:

  • старается избегать ситуаций, требующих разговора
  • меняет слово, опасаясь заикания
  • имеет движения лица или тела наряду с заиканием
  • часто и последовательно повторяет целые слова и фразы
  • чаще повторяет звуки и слоги
  • имеет речь, которая звучит очень натужно

Также поговорите с терапевтом, если:

  • Вы заметили повышенное напряжение на лице или напряжение в речевых мышцах ребенка
  • вы замечаете вокальное напряжение, которое вызывает повышение высоты тона или громкости
  • у вас есть другие опасения по поводу речи вашего ребенка

Большинство школ предложат тестирование и соответствующую терапию, если заикание длится 6 месяцев и более.

Чем могут помочь родители?

Попробуйте эти шаги, чтобы помочь своему ребенку:

  • Не требуйте от ребенка все время говорить точно или правильно. Позвольте разговору быть веселым и приятным.
  • Используйте семейные обеды как время для разговора. Избегайте отвлекающих факторов, например радио или телевидения.
  • Избегайте исправлений или критики, таких как «помедленнее», «не торопись» или «сделай глубокий вдох». Эти комментарии, даже если они сделаны из лучших побуждений, только заставят вашего ребенка почувствовать себя более застенчивым.
  • Не позволяйте ребенку говорить или читать вслух, когда ему неудобно или когда заикание усиливается. Вместо этого в это время поощряйте занятия, не требующие много разговоров.
  • Не перебивайте ребенка и не говорите ему или ей начать все сначала.
  • Не говорите ребенку, чтобы он подумал, прежде чем говорить.
  • Обеспечьте спокойную атмосферу в доме. Постарайтесь сбавить темп семейной жизни.
  • Говорите медленно и четко, когда разговариваете с вашим ребенком или другими людьми в его или ее присутствии.
  • Поддерживайте зрительный контакт с вашим ребенком. Старайтесь не отводить взгляд и не показывать признаки расстроения.
  • Позвольте вашему ребенку говорить за себя и заканчивать мысли и предложения. Сделайте паузу, прежде чем отвечать на вопросы или комментарии ребенка.
  • Говорите с ребенком медленно. Это требует практики! Моделирование медленной речи поможет вашему ребенку свободно говорить.

Наталья Васильева. Нейрофизиологические механизмы логоневроза у детей дошкольного возраста при функциональном стрессе.

(2020) Наука и образование, 3, 13-19. Одесса.

Наталья Васильева,
кандидат биологических наук, доцент,
кафедра медицины и физиотерапии,
Херсонский государственный университет,
, ул. Университетская, 27, г. Херсон, Украина


НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЛОГОНЕВРОЗА У ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ДЕТИ ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ


СВОДКА:

Изучено изменение электрической активности головного мозга мальчиков с разными темпо-ритмическими характеристиками речи при функциональном напряжении, а именно использовалась серия световых вспышек определенной частоты — ритмическая фотостимуляция.Биоэлектрическая активность головного мозга изучалась с помощью системы компьютерной электроэнцефалографии. Также, согласно методике зонального распределения нормированной спектральной мощности (СП) ритма основной частоты диапазонов ЭЭГ, частицы (в процентах) нормированной СП электрогенеза в каждом из четырех основных диапазонов (δ, θ , α, β) определены. В результате сравнения усвоения частоты световых миганий у мальчиков исследуемых групп установлено, что в группе детей с логоневрозом медленные ритмы (5 Гц,), лежащие в пределах тета-диапазона ЭЭГ, были лучше. ассимилировались.У детей с логоневрозом ритм усваивается в низкочастотном диапазоне. Относительная спектральная мощность тета-ритма достоверно снижалась на ЭЭГ детей с нарушением темпа и ритма речи при низкочастотной фотостимуляции по сравнению с соответствующими показателями фоновой электроэнцефалограммы; соответствующие показатели в бета-диапазоне, переднем и заднем отведениях в альфа-диапазоне повышены. На основании полученных данных установлено, что дети с логоневрозом плохо реагируют на фотостимуляцию.Такие данные связаны с недостаточным тормозным действием коры на подкорковые структуры. Отмечены снижение реактивности и функциональная недостаточность активирующей системы ствола головного мозга. Нейрофизиологические механизмы логоневроза обусловлены состоянием недостаточного формирования структур мозга, что подтверждается результатами электроэнцефалографии при ритмической фотостимуляции. Изменения темпа и ритма речи при логоневрозе у дошкольников провоцируют напряжение механизмов регуляции мозга, что проявляется в особенностях электрической активности мозга как в покое, так и при нагрузке.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

логоневроз, электроэнцефалограмма, дошкольники, фотостимуляция.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ :


ССЫЛКИ :

1. Горб А. Л. (2013). Анализ некоторых причин и факторов формирования общего языкового развития у детей. «Основные направления фармакотерапии в неврологии» — «Основные направления фармакотерапии в неврологии»: Материалы XV Международной конференции (246–249).24–26 апреля. Судак [на украинском языке].
2. Васильева Н. О. (2020). Особенности электроэнцефалограммы у хлопчиков с лохоневрозом при открытии глаза. Физиологичный журнал — Физиологический журнал, 66 (2–3), 51–60 [на украинском языке].
3. Дегтяренко Т.В., Павлова Н.В. (2016). Актуальность междисциплинарного и нейропсихологического подходов к диагностике тяжелых нарушений речи у детей раннего возраста.Наука и освита — Наука и образование, 8, 30–37 [на украинском языке].
4. Евтушенко, С.К., Омельяненко, А.А. (2005). Клиническая электроэнцефалография у детей. Донецк: Донеччина.
5. Кисельников А.А. (2006). Психологические и нейропсихологические механизмы заикания. Расширенный автореферат кандидатской диссертации. Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова.
6. Павлова Н.В., Дегтяренко Т.В. (2015). Нейрологопедический подход к диагностике тяжелых нарушений речи у детей. Педагогические науки: теория, история, инновации технологий — Педагогические науки: теория, история, инновационные технологии, 6 (50), 36–145.
7. Шевцова Е. Е. (2009). Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания.Москва: Библиотека логопеда.
8. Эндрю К. Этчелла, Орен Сивье, Кирри Дж. Баллард, Пол Ф. Соуман (2018). Систематический обзор литературы по нейровизуализационным исследованиям заикания в период с 1995 по 2016 год. Journal of Fluency Disorders, 55, 6–45 [на английском языке].
9. Кэтрин Крейдлер, Аманда Хэмптон Рэй, Эван Услер и Кристин Вебера (2017). Нейронные индексы семантической обработки в раннем детстве различают возможное постоянство заикания и восстановление. Журнал исследований речи, языка и слуха; 60: 3118– 3134 [на английском языке].
10. Парри-Филдер Б., Коллинз К., Фишер Дж. И Кейр Э. (2009). Электроэнцефалографические нарушения во время сна у детей с нарушениями развития речи: исследование случай-контроль. Медицина развития и детская неврология, 51 (3), 228–234 [на английском языке].
11. Родан Л. и Тейн И. (2012). Клиническое обоснование: энцефалопатия у мальчика 10 лет. Неврология, 79 (3), 12–18 [на английском языке].
12. Исследование Су-Ын Чанг (2014). Обновления в исследованиях нейровизуализации заикающихся детей.Semin Speech Lang, 35 (2), 67–79 [на английском языке].

СКЭНАР-терапия | فيسبوك

Дорогие друзья! Продолжаем публиковать материалы из сборника «СКЭНАР-терапия и СКЭНАР-экспертиза». Обратите внимание: качество перевода теперь улучшено нашими корректорами.

Ю.М. Гурина. Некоторые модификации методик СКЭНАР-терапии

В течение года СКЭНАР-терапию применяли для лечения пациентов с различными заболеваниями, такими как детский церебральный паралич, посттравматический болевой синдром, посттравматическая эпилепсия, энурез, невроз логотипов, вегетососудистая дистония гипертонического типа, бронхиальная астма, каменный диатез, хронический тонзиллит, острый синусит, парафарингит и отит.Лечение сочеталось с исцеляющим одеялом УЛМ.

Ниже приведены некоторые частные случаи лечения.

Пациент, 32 года, посттравматическая эпилепсия типа Джексона (двигательные припадки). До лечения судороги случались каждые 2-3 дня. Приступы включали клонические судороги в группах мышц голени и бедра. Часто припадки происходили без потери сознания. Иногда после припадка возникал временный парез конечности. Было 1 или 2 случая большой болезни.

Проведен 15-дневный СКЭНАР-курс в сочетании с лечебным одеялом УЛМ. Основными точками лечения были классические точки акупунктуры, используемые для лечения эпилепсии (традиционная терапия Чжэнь Чжу рассматривает эпилепсию как заболевание с избытком в меридиане тройного нагревателя).

Через 15 дней произошел только один приступ вместо обычных 8-9. Субъективно отмечено улучшение общего состояния и сна. Через два месяца после курса лечения приступов не было.Снижение приема противосудорожных препаратов началось под контролем лечащего врача. Через месяц после СКЭНАР-терапии пациенту была проведена реоэнцефалография, которая показала улучшение показателей церебральной гемодинамики, таких как:

— Увеличение пульсового кровенаполнения сосудов головного мозга;

— Снижение сосудистого тонуса;

— Улучшение венозного кровотока.

Катамнез: 3,5 месяца без припадков.

Больная 8 лет с диплегической формой ДЦП.Резко повысился мышечный тонус в отводящих и разгибающих мышцах бедра. Пациент коснулся и столкнулся с трудностями при ходьбе. Больной ежедневно занимался лечебной физкультурой. Часто после тренировок у нее возникали гиперкризисы.

Проведен 15-дневный СКЭНАР-курс. Обработка проводилась в зонах 3 проводников, 6 точек и сегментов. Некоторые рефлексотерапевтические точки, рекомендуемые для улучшения общего состояния (Хэ Гу, Цзу Сон Ли и др.) также лечились дополнительно. После упражнений рекомендовали расслабляющий массаж и сосновые ванны.

За две недели достигнуты следующие результаты: снижение мышечного тонуса отводящих и разгибателей бедра, улучшение положения стоя. Ребенок стал более твердо опираться на стопу, значительно увеличился диапазон активных движений. Она также научилась новому типу движений — подтягивать палец к себе и удерживать его в этом положении.

Пациент с энурезом, неврозом логотипа и хроническим ринитом.Всего было проведено 10 лечебных сеансов. Зонами лечения были 3 проводящих пути, точки тройничного нерва и небольшие асимметрии.

Отмечено улучшение речи, улучшение сна и отсутствие ночного мочеиспускания после первого сеанса. Эффективность лечения энуреза повышается (доказано на других пациентах) при лечении рекомендованных при акупунктуре точек, расположенных в меридианах почек и мочевого пузыря.

Эти примеры демонстрируют, что в отдельных случаях имеет смысл использовать рецепты рефлексотерапии, включая пункты и принципы терапии Чжэнь Цзу.

Комбинация лечебного одеяла СКЭНАР и УЛМ очень эффективна. Более того, в ходе нашей работы мы обнаружили, что сочетание СКЭНАРа с массажем и иглоукалыванием тоже успешно.

При серьезных заболеваниях (например, детском церебральном параличе) положительная динамика часто достигается после нескольких последующих курсов лечения.

Заикание у детей ясельного и дошкольного возраста: что типично, а что нет?

По мере того, как дети ясельного и дошкольного возраста становятся все более разговорчивыми, они могут начать спотыкаться о своих словах, что вызывает опасения по поводу заикания.Как родитель, как узнать, когда лишения свободы являются нормальной частью развития, а когда нужно больше беспокоиться? Читай дальше.

Каковы типичные отклонения?

Маленькие дети нередко испытывают затруднения в речи (например, повторение слов или фраз). Фактически, около 5% всех детей в какой-то момент своего развития, вероятно, потеряют способность к умению, обычно в возрасте от 2 ½ до 5 лет. Также очень типично для ребенка переходить от одного периода к другому между периодами беглости и неспособности говорить.Иногда это может происходить без видимой причины, но часто это происходит, когда ребенок взволнован, устал или чувствует, что ему нужно что-то сказать.

Правила обучения языку:

В это время дети быстро расширяют свой словарный запас и изучают сложные языковые правила. Эти правила позволяют детям заменять простые сообщения («Маминый сок») на более длинные и сложные предложения, которые требуют большей координации движений для плавного воспроизведения («Мама налила сок в синюю чашку») .Вполне естественно, что по пути могут быть какие-то сбои.

Действительно ли заикание?

У большинства детей ясельного и дошкольного возраста большинство расстройств проходят сами по себе через короткий промежуток времени. В других случаях затруднения сохраняются, а признаки заикания становятся более очевидными. Раннее получение профессиональной помощи дает наилучшие шансы уменьшить заикание. Но как родители могут отличить типичную потерю подвижности, которая пройдет, от ранних признаков нетипичной подвижности, которая может указывать на заикание?

Вот несколько способов отличить типичное нарушение плавности от заикания:


Если ваш ребенок действительно заикается, он или она может выдать первый звук одним словом, сказав «Шссссссс, иногда мы остаемся дома, « или повторить звук, как в » Посмотри на bbb-baby! » Кроме того, у детей, которые заикаются, часто развиваются другие манеры, такие как моргание глаз, напряжение во рту, взгляд в сторону и избегание зрительного контакта.

Факторы риска заикания:

Существуют и другие факторы риска, которые могут помочь предсказать, сохранятся ли проблемы с беглостью речи дольше, чем несколько месяцев.

  • Семейный анамнез является важнейшим показателем вероятности заикания у ребенка.

  • Пол . У мальчиков вероятность заикания в два раза выше, чем у девочек, а у мальчиков младшего школьного возраста вероятность заикания в 3-4 раза выше, чем у девочек.

  • Возраст начала. Дети, у которых возникают трудности в возрасте 4 лет, с большей вероятностью будут иметь стойкое заикание, чем те, которые начинают заикаться в более раннем возрасте.

  • Сосуществующие речевые и / или языковые расстройства увеличивают вероятность заикания у ребенка.

Получение помощи:

Если вас беспокоит речь вашего ребенка, поговорите со своим педиатром о проведении оценки речи и языка. Полная оценка у сертифицированного речевого патолога может помочь вам лучше определить, будет ли заикание сохраняться.

Специалисты по речевой патологии помогут родителям определить наилучший курс действий (например, внимательно следя за беглостью речи ребенка, записавшись на лечение и / или обучая родителей). Американская ассоциация речи, языка и слуха (ASHA) предлагает базу данных этих профессионалов с возможностью поиска. Кроме того, здесь можно найти список врачей, специализирующихся на лечении заикания.

Подходы к лечению заикания:

Раннее лечение заикания очень важно, так как с большей вероятностью оно будет устранено, когда ребенок будет маленьким (до поступления в начальную школу).Существует два основных подхода к лечению заикания:

  • Непрямое лечение — это когда речевой патолог помогает родителям ребенка изменить свой собственный стиль общения. Косвенные подходы эффективны для уменьшения или даже устранения заикания у многих маленьких детей.

  • Прямое лечение включает в себя речевого патолога, работающего с самими детьми один на один или в небольших группах, предлагая им конкретные речевые стратегии для облегчения речи и снижения напряжения во время заикания.Кроме того, прямое лечение может включать помощь ребенку в различении гладкой (беглой) и неровной (заикание) речи.

После 7 лет полное исчезновение заикания становится маловероятным. Тем не менее, после 7 лет лечение может быть очень эффективным, помогая ребенку эффективно справляться с заиканием, помогая развить навыки, необходимые для того, чтобы справляться с трудными ситуациями (например, дразнить и запугивать) и полноценно участвовать в учебе и занятиях. Для детей старшего возраста лечение речи по-прежнему полезно, поощряется и эффективно помогает уменьшить тяжесть и влияние заикания.

Что могут сделать родители:

Вот несколько способов, которыми родители могут помочь:

  • Снизить коммуникативный стресс . Существуют разные методы, позволяющие снизить давление на ребенка в разговорной ситуации. Перефразируйте вопросы в виде комментариев (используя « Вы играли сегодня в школе на улице. Это должно быть было весело!» вместо «Чем вы занимались в школе?» ) — один из эффективных подходов. Родители также могут сделать все возможное, чтобы уменьшить количество ситуаций, вызывающих заикание у их ребенка.

  • Поговорим об этом. Когда дети осознают свое заикание, лучше всего быть открытыми и говорить об этом в позитивной манере. Дайте им понять, что «неровная речь» — это нормально. Если кажется, что ребенок не осознает проблему, нет необходимости поднимать ее до тех пор, пока вы не увидите патолога речи.

  • Наберитесь терпения. Дайте детям время закончить то, что они говорят. Не торопитесь и не прерывайте их. Не говорите им, чтобы «замедлил» или , подумайте о том, что вы хотите сказать. Подобные фразы обычно бесполезны для детей, которые заикаются.

  • Моделируйте хорошие речевые привычки. Хотя рассказывать ребенку, как говорить, как правило, бесполезно, родители могут моделировать речевые привычки, которые помогают с заиканием, например замедляя свою скорость, когда они говорят, делая больше пауз между предложениями и разговаривая в расслабленной манере.

  • Обратитесь к профессионалу Есть много способов найти патолога речи.Детский педиатр может дать рекомендации. Дети младше 3 лет могут пройти бесплатное обследование в рамках местной программы раннего вмешательства. Если ребенку исполнилось 3 года, родители могут связаться с местной государственной школой для бесплатного обследования. У родителей также есть возможность обратиться к частному речевому патологу с ребенком в любом возрасте. База данных этих профессионалов с возможностью поиска доступна здесь. Список специалистов по заиканию доступен здесь.

Следуйте своим инстинктам:

Если вас по-прежнему беспокоит речь вашего ребенка, попросите повторную оценку или направление на дополнительное формальное тестирование.

Дополнительная информация и ресурсы:

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать лечение по-разному, исходя из индивидуальных фактов и обстоятельств.

признаков того, что у вашего ребенка может быть заикание: маленькие чудеса Педиатрическая терапия: эрготерапевты

У вашего ребенка проблемы с произнесением слов? Когда дети учат новые слова, это нормально, когда они пытаются общаться.Например, дети нередко иногда спотыкаются, повторяют звуки, удлиняют звуки, как в «сссссс», или используют длинные паузы между словами. Неспособность говорить — это временная проблема, которая приходит и уходит.

С другой стороны, для некоторых детей заикание может стать проблемой на всю жизнь. Когда нарушение речи становится более регулярным, чем нормальная речь, важно записаться на прием к логопеду. Исследования подтверждают, что раннее лечение помогает остановить заикание и продлить его до взрослого возраста.Это также помогает детям справиться с негативными реакциями на заикание.

Наш опытный детский логопед в клинике Little Wonders Pediatric Therapy в Шарлотте, Северная Каролина, может помочь вашему заикающемуся ребенку. Она ежедневно работает со многими детьми с нарушениями речи, чтобы улучшить беглость общения.

Признаки заикания у вашего ребенка

Наблюдая за развитием своего ребенка, вы видите, что он достигает вехи в развитии. Ваш маленький ребенок должен научиться говорить четкими, понятными предложениями.Если вы чувствуете, что ваш ребенок общается не так хорошо, как другие дети его возраста, следует обратиться к логопеду. Если вы видите следующие признаки, ваш ребенок может заикаться.

Повторение звуков или слов

Если ваш ребенок часто застревает на одном звуке и повторяет его неоднократно, это частый признак заикания. Вместо того, чтобы говорить: «Где мое одеяло?» ваш ребенок говорит: «Чт… ч… ч… где мое одеяло?»

Удлинение звука

Вместо того, чтобы произнести слово и двигаться дальше, ваш ребенок может часто цепляться за начальный или конечный звук слова, как в «Sssssssee the dog.”

Использование множества пауз и заполнителей

Вместо того, чтобы сказать: «Я хочу пойти сегодня в бассейн», ваш ребенок очень медленно вокализирует, часто делая паузы между словами: «Я … хочу … пойти, ммм, в бассейн». Во время пауз он может использовать «ммм» и «ох» или аналогичные наполнители.

Остановка речи

Возможно, ваш ребенок просто перестает говорить на середине предложения и не продолжает говорить какое-то время. Его рот открыт, но не слышно ни звука. Это заблокированная речь, также характерная для заикания.

Напряжение при разговоре и повышение тональности голоса

Ваш ребенок сжимает кулаки, когда начинает говорить? Выражены ли мускулы лица? Повышается ли его тональность, когда он повторяет слова или слоги? Все это может сигнализировать о том, что ваш ребенок заикается.

Кивает головой или моргает

Кивок головой или мигание глазами иногда сопровождает заикание; это могут быть устройства, которые ваш ребенок использует, чтобы выговорить свои слова.

Избегать ситуаций, когда требуется говорить

Упоминал ли дошкольный учитель вашего ребенка, что ваш ребенок не часто говорит в классе? Когда вам задают вопрос, ваш ребенок иногда отворачивается или делает вид, что не слышит вас? Возможно, он избегает разговора, потому что это вызывает стресс.

Терапия от заикания

Наша лечебная программа направлена ​​на аффективные, поведенческие и когнитивные элементы заикания. Наш терапевт использует прямые и косвенные стратегии, чтобы помочь вашему ребенку говорить. Она предлагает им играть в веселые игры, такие как Go Fish и настольные игры, применяя терапию во время игр, которая помогает вашему ребенку замедлить речь и удлинить его слова. Она использует дыхательные упражнения вместе с другими инструментами, улучшающими беглость речи. Кроме того, терапевт вашего ребенка поможет ему найти способы снять стресс и тревогу, прежде чем он заговорит, а также способы справиться с разочарованием.

Позвоните или отправьте сообщение в Little Wonders Pediatric Therapy сегодня, если подозреваете, что у вашего ребенка заикание.