Мальчик боится пауков – Детские страхи. Что делать если ребенок боится пауков и не только

Ребенок 7 лет ОЧЕНЬ боится пауков и не только — Психология и психиатрия

анонимно, Женщина, 31 год

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста. Ребенок (возраст 7 лет) панически боится пауков. Это длится уже давно. К специалистам не обращались. Пытались сами и через игры, и через объяснения, и через попытки подружиться с пауками побороть этот страх. Не помогает. А вчерашний вечер стал последней каплей: сын давно просит купить ему телефон. Мы, конечно, против, т.к. если ему в руки попадает телефон (у друзей взял, например), то мы его просто теряем, он сразу находит игры и ничего не видит вокруг. Но сказали ему, что если оценки и поведение в школе в ближайший год-два будут отличными, что маловероятно, т.к. он очень подвижный и непослушный, то купим. Он захотел в туалет по-большому и взял горшок младшей сестренки. Я не разрешила, сказав, что если как маленький будешь ходить в горшок, а не в унитаз, то на телефон до 15 лет можешь не рассчитывать. А сын боится заходить в туалет, там периодически селятся пауки, ходит только с сопровождением. А вчера уперся и ни в какую ни хочет идти, даже со мной. У него случилась истерика, кричит «Я боюсь, там пауки». Всё-таки взял горшок, я сказала, что про телефон можешь забыть. Он начал бить себя со словами «Я глупый. Зачем я взял горшок». Я пыталась ему объяснить, что без телефона можно легко прожить, приводила меня и мужа в пример (у нас появились телефоны к 20 годам) — не хочет ничего слушать. С сыном наблюдаемся у невролога, диагноз энцефалопатия неуточненная, незначительная дизартрия. Он очень впечатлительный, эмоциональный, неусидчивый, упрямый, сначала делает, потом думает. Не очень давно гостили у бабушки в деревне, так он отыскал спички и сжег сено. Говорит, хотел посмотреть, как горит. Ругали, но мне кажется, он не понял всего ужаса и возможных последствий своего поступка. Ведет себя вот, мол, какой я герой. Наказали стоянием в углу. Извините за сумбур. У меня уже опускаются руки найти к нему подход. И детского психолога/психиатра нет. Возможно ли наши проблемы преодолеть? Заранее спасибо.

health.mail.ru

Как победить боязнь пауков – девочка 10 лет

Как победить боязнь пауков – девочка 10 лет

Этот случай из практики, рассказанный Сусанной Тулонен, иллюстрирует, как можно использовать освоение навыков, чтобы помочь детям в преодолении фобий. Здесь показано, что методика освоения навыков не вступает в противоречие с другими подходами, а напротив, может использоваться совместно, например, с долговременной индивидуальной психотерапией.

С четырех лет Лауру преследовал ужасный страх перед пауками. Это началось, когда однажды она увидела паука в своей комнате. Она настолько остро отреагировала на это, что родителям пришлось отвезти ее в детскую больницу. Лаура быстро оправилась от шока, но с тех пор у нее развилась сильнейшая боязнь пауков.

Особенно тяжелой ее фобия становилась летом, потому что в сельской местности, где жила ее семья, пауков было множество. Родители обращались к разным детским психиатрам, но, несмотря на многочисленные осмотры и тесты, никто так и не смог помочь девочке. Когда Лауре было девять, ее родителям сказали, что она страдает эмоциональной неустойчивостью и у нее наблюдаются черты нескольких разных синдромов расстройства личности, которые, очевидно, спровоцированы именно боязнью пауков. Из-за этого Лауру направили на курс интенсивной психотерапии, который должен был длиться не менее трех лет.

Несмотря на то что теперь Лаура получала лечение, ситуация продолжала беспокоить родителей, потому что ее фобия приводила к проблемам в школе. Например, она не могла находиться на уроках естествознания, если предмет хотя бы каким-то образом касался пауков. На таких уроках ей было разрешено заниматься в школьной библиотеке. Родителей также волновало, что девочка может подвергаться из-за этого насмешкам одноклассников.

Родители Лауры слышали об освоении навыков и, несмотря на определенный скептицизм, решили испробовать эту методику. Они связались с Сусанной, которая обещала прийти и поговорить с Лаурой. Придя к ним, она показала Лауре рабочую тетрадь по освоению навыков и рассказала о методе. Девочка сказала, что готова на все, чтобы избавиться от своего «П-страха». Так она называла свою фобию, чтобы не употреблять даже самого слова «паук».

Первая беседа шла в основном о том, к чему приводит этот страх. Лаура рассказала, что не может присутствовать на всех школьных уроках, что она боится, что ее одноклассники узнают обо всем и начнут ее дразнить, и о том, что летом она даже не может купаться, потому что эти существа могут оказаться и в воде.

– Я ничего не могу поделать: даже если вижу в воде хотя бы одного дохлого, я уже не могу туда зайти, – объяснила Лаура.

Она никому не рассказывала, почему никогда не купается. Вместо этого она жаловалась, что вода слишком холодная. Говоря об этом Сусанне, она едва не плакала и призналась, кстати, что часто начинает плакать, если кто-то просто говорит о пауках. При этом она действительно употребила слово «пауки».

– А мне не нравится плакать на глазах у друзей, – добавила она.

– Давай поговорим о преимуществах. Чем будет хорошо, если ты перестанешь бояться пауков? – спросила Сусанна, намеренно употребив это слово.

– Ну, во-первых, я смогу присутствовать на любых уроках. И мне не будет хотеться плакать, когда кто-нибудь заговорит о пауках, – она снова употребила слово «паук». – И я смогу плавать! Да! Мне не придется все время заглядывать в воду, чтобы убедиться, что их там нет. Я смогу играть на улице с друзьями, сколько захочу. И еще мне не придется каждый вечер исследовать мою комнату в поисках пауков, – добавила она смущенно.

– Правильные мысли. А еще что-нибудь приходит в голову?

– Ну, наверное, было бы интересно играть с ними и собирать их в банку, – сказала Лаура со смесью удивления и отвращения в голосе.

– Ты очень сообразительная девочка. Мне представляется, что ты уже много об этом думала. Как будто ты уже заранее проделала половину заданий по освоению навыков.

Лаура только кивнула и спросила, каким будет следующее задание, желая побыстрее продолжить работу.

Для нее оказалось непросто придумать название для своего страха. В конце концов она решила, что назовет его просто «П-страх», но ей это не очень нравилось.

– Может быть, тебе будет проще, если ты придумаешь какое-нибудь смешное название? – спросила Сусанна.

– Пук! – воскликнула Лаура.

– Да, забавно! А как тебе это пришло в голову?

– Пук похоже на «П», и это просто смешно, – сказала Лаура, восторженно хлопая в ладоши. – И я могу сказать «пук», и мне не будет от этого плохо.

– Молодец! – похвалила ее Сусанна.

– Да, я знаю, что мне просто надо избавиться от пук-страха, а если мне надо от него избавиться, мне нужно стать смелой, и это должна быть пук-смелость, так ведь? Если она у меня будет, я перестану их бояться.

– Совершенно верно, – подтвердила Сусанна. – Ты и правда все уже обдумала. Я тебе в общем-то и не нужна. Может, мне лучше пойти выпить кофе, а тебя оставить здесь одну с тетрадью? – шутливо спросила она.

– Вы не можете никуда пойти, – в тон ей ответила Лаура. – Вы должны сидеть тут, потому что, если я застряну и не смогу ничего придумать, вы должны мне помогать.

– А ты помнишь, у тебя раньше были какие-нибудь страхи, которые теперь исчезли? – спросила Сусанна.

Лаура задумалась, а потом внезапно вспомнила:

– Темнота! Я больше не боюсь темноты. Раньше я обязательно спала с включенным светом, но потом просто стала выключать его, и было совсем не страшно. И еще я больше не боюсь насекомых.

– Но как же тебе удалось преодолеть два таких серьезных страха? Для этого нужны упорство, отвага и решимость!

Лаура улыбнулась и проговорила:

– А что дальше?

Сусанна объяснила Лауре, что для того, чтобы победить пук-страх и превратить его в пук-смелость, ей нужно будет упорно работать. Кроме того, ей понадобятся помощники, которые будут искренне стремиться поддержать ее, помогать в тренировках и хвалить за успехи.

Подумав, Лаура решила, что в группу поддержки должны будут войти ее мама, папа и старшая сестра.

Пока девочка записывала их имена в тетрадь, Сусанна спросила:

– А кому-нибудь из друзей ты рассказывала о своем страхе?

Лаура ответила, что говорила об этом только с двумя подругами, которые, как она считала, не стали бы дразнить ее. Имена этих подруг она тоже вписала в тетрадь.

– Кого-нибудь еще запишем? – спросила Сусанна

– Нет, больше я никого не хочу, – твердо заявила Лаура и спросила, каким будет следующее задание.

– Теперь нам нужно придумать, как ты будешь тренироваться превращать свой страх в смелость, – сказала Сусанна, – что-нибудь подобное тому, что ты делала, когда избавлялась от других страхов.

Это задание оказалось для Лауры трудным.

– Я не могу их видеть даже на картинках. Мне противно даже думать о них. Я не могу заглядывать в книжки о природе, где есть их изображения, – серьезно сказала Лаура.

– Правда? Этого ты делать не можешь, но давай подумаем, а что бы ты могла делать.

Лаура начала размышлять вслух:

– Я должна как-то убедить себя в том, что они боятся меня сильнее, чем я – их. Ведь я гораздо больше, чем они. Мне просто нужно понять, что так или иначе… – внезапно ее осенило: – Я поняла! – воскликнула она. – Я могу больше узнать о них!

– Прекрасно. Но как же ты можешь это сделать?

– Я могу о них читать. Я же люблю читать и смотреть передачи о природе. Поэтому я могу столько узнать о пауках, что перестану их бояться.

– Это просто замечательная идея! – согласилась Сусанна. – По-моему, я еще никогда не встречалась с такой умной девочкой!

На этот раз Лаура ответила на похвалу Сусанны широкой улыбкой. Она действительно была горда идеей, которая пришла ей в голову.

– Конечно, ты можешь узнать о пауках из книг, а есть еще какие-то способы?

– Наверное, можно найти что-нибудь в Интернете.

– Да, думаю, можно. Там ведь очень много информации, и о пауках тоже, я уверена, – согласилась Сусанна, заметив, что Лаура нервничает. – И как ты начнешь? – спросила она.

– Это будет сложно, потому что я не могу смотреть на картинки с ними, а в книжках полно картинок. Я хотела бы читать о них, но не смотреть. По крайней мере, пока.

– Это действительно сложная задачка. Молодец, что сама об этом подумала. Хорошо, что ты сама понимаешь, что пока не готова смотреть на их изображения, но что же можно сделать, чтобы читать о них, но не смотреть на картинки?

– Гм. Вот если бы их как-нибудь спрятать… – размышляла вслух Лаура.

– Хорошая мысль, – сказала Сусанна. – Может быть, твоя группа поддержки сможет тебе в этом помочь? Наверное, они могли бы попробовать закрыть чем-нибудь картинки.

– Жаль, что библиотека уже закрыта, – сказала Лаура. – Я бы хотела прямо сейчас начать читать.

– Ты очень смелая и решительная девочка. Видно, что ты твердо решила побороть свой пук-страх.

Оказалось, что у нее дома была одна книжка о природе с разделом о пауках; и родители Лауры с готовностью согласились закрыть в ней все иллюстрации, чтобы дочка могла сразу же начать тренироваться.

– Мы можем организовать для тебя праздник или как-то еще наградить тебя, когда ты победишь свой пук-страх, – предложила Сусанна.

Лаура подумала об этом, но ей не очень нравилась идея праздника. Она сказала, что у нее все равно летом будет день рождения. Она предпочла бы, чтобы ей в награду подарили какое-нибудь домашнее животное, например, собаку или хомячка.

– Это ты должна будешь обсудить с родителями, но я уверена, что мы что-нибудь придумаем, – сказала Сусанна.

Она объяснила Лауре, что иногда уже побежденные страхи могут возвращаться, и спросила у нее, как ее группа поддержки должна будет помогать ей, если вдруг она снова начнет бояться пауков.

– Я до этого уже справилась со многими страхами, поэтому им будет просто достаточно сказать мне: «Ну-ка, вспомни все то, что ты уже смогла победить!»

Когда Сусанна собралась уходить, у Лауры в руках уже была книжка с картинками пауков, аккуратно заклеенными листочками бумаги. Она увлеченно начала читать о пауках Финляндии.

– Вот, послушайте только! – сказала она. – «Самцу нужно стараться не попасть к самке на обед после спаривания». По-моему, это нечестно – съедать партнера!

Перед уходом Сусанна обменялась несколькими словами с родителями.

Они все еще были скептически настроены по отношению к новому для них методу, но обещали сделать все возможное, чтобы поддержать дочь.

– Она очень смышленая девочка. Вполне вероятно, что она будет быстро делать успехи. Держите меня в курсе, – сказала на прощание Сусанна.

На следующий день мать Лауры позвонила ей и сообщила, что дочь попросила у них завести тарантула в качестве домашнего животного.

Сусанна буквально потеряла дар речи. Она так растерялась, что сначала только рассмеялась, а потом сказала:

– Вот видите, она действительно очень быстро стала делать успехи!

Но родителям ситуация вовсе не казалась веселой. Их пугало то, что Лаура переходит от одной крайности к другой – от ужасного страха перед пауками к внезапному желанию завести дома тарантула. Особенно эта идея не нравилась ее отцу. Сусанне было нелегко успокоить его.

– То, что она делает такие успехи, – это замечательно, – сказала она, – но действительно, между живым пауком и картинками в книжке – большая разница. Может быть, стоит отвести ее в зоомагазин и посмотреть, как она отнесется к живым ползающим паукам. Если она будет при этом нормально себя чувствовать, то, думаю, можно будет считать, что она переборола свой страх. Но если вы не хотите покупать ей паука, может быть, стоит наградить ее каким-то другим домашним животным?

Родители ответили, что они думают об этом.

Через неделю они вновь позвонили Сусанне и рассказали, что возили Лауру в зоомагазин, где она была совершенно очарована, увидев маленьких тарантулов и одного большого взрослого. Продавец объяснил, что необходимо для их содержания дома, и Лаура решила, что, видимо, это не самое подходящее для нее животное. Родители согласились вместо этого в награду за то, что ей удалось преодолеть свой страх, по окончании учебного года подарить ей кролика.

Они были очень довольны тем, как все сложилось. Единственное, о чем они жалели, – что не услышали об этом методе раньше.

Лаура продолжала проходить курс психотерапии, но теперь одной большой проблемой стало меньше. Она с удовольствием играла во дворе, а однажды даже держала паука на ладони. Вся семья с нетерпением ждала лета, когда Лаура смогла бы ходить купаться и в полной мере наслаждаться коротким, но прекрасным финским летом – без боязни пауков.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

почему малыши боятся пауков и змей?

Новое научное исследование обнаружило, что крошечные младенцы боятся пауков. Ученые считают, что этот страх заложен в младенцах на генетическом уровне. В эксперименте принимали участие дети в возрасте до 6 месяцев. Малышам показывали различные изображения на мониторе компьютера, а затем измеряли реакцию зрачка. Пауки и змеи вызвали тревогу, а вот рыбы и цветы не повлияли на изменения настроения.

Этот страх может быть запрограммирован при рождении

Ученые полагают, что наши далекие предки жили с пауками и змеями много миллионов лет назад. Вполне возможно, что страх, который испытывали младенцы, является ничем иным, как отголоском эволюционного развития. Среди взрослого населения картина кардинальным образом меняется. Всего лишь от одного до пяти процентов населения Земли страдает от фобий, связанных с пауками и змеями. Кроме того, треть детей и взрослых опасаются этих тварей и предпочтут никогда с ними не встречаться, несмотря на то что многие из них на сегодняшний день не представляют никакой угрозы человеку.

Происхождение отвращения

Нейрофизиолог Стефани Хул из Венского университета и ее коллеги были заинтересованы в поисках причин этого страха. Несколько более ранних исследований выявили эту тенденцию. Поэтому ученые были уверены, что младенцы могут быть изначально предвзятыми к изображениям такого рода. Дети обращают внимание на картинки пауков и змей больше, и возможно, могут испытывать страх. Недостаток предыдущих экспериментов заключался в отсутствии последовательности. Например, случайные факторы (такие, как цвет или яркость различных изображений) могут вторгаться в конечный результат.

Ход эксперимента

Доктор Хул с коллегами провели два эксперимента с использованием изображений, подобранных по цвету, размеру и светимости. В первом исследовании приняло участие 16 детей в возрасте 6 месяцев. Младенцы были помещены на колени родителей, а перед их глазами на экране компьютера всплывали изображения пауков, змей, рыб и цветов. Половина малышей рассматривали последовательность пауки/цветы, а после небольшого перерыва им была предложена последовательность змеи/рыбы. Вторая группа детей рассматривала картинки в обратном порядке. Параллельно исследователи фиксировали расширение зрачка с помощью айтрекера. Известно, что нейромедиатор норадреналин, выделяемый при стрессовом событии, вызывает определенные физические изменения в теле. Например, это вещество настраивает нервную систему на зоркость и бдительность, вследствие чего происходит расширение зрачка.

«Широко открытыми глазами»

Когда младенцы рассматривали пауков, их зрачки значительно расширялись. Для сравнения: дилатация при реакции на цветы составила всего 0,03 миллиметра против 0,14 миллиметра при реакции на членистоногих. Любопытно, что разница в расширении зрачка отсутствовала при просмотре следующей пары изображений. Это обстоятельство побудило ученых провести еще один эксперимент. Исследователи поспешили выдвинуть два объяснения этому феномену. Либо малыши могут одинаково остро реагировать на все живые предметы, либо подобная реакция связана со стрессом.

Повторный тест

Во втором эксперименте принимали участие 32 младенца в возрасте до полугода. В этот раз детям не была предложена последовательность, они рассматривали либо фото змеи, либо фото рыбы. В данном случае дилатация при реакции на изображение змеи составляла в среднем 0,29 миллиметра, на изображение рыбы – 0,17 миллиметра. Эти выводы могут означать, что зрачки младенцев расширяются при просмотре фотографий с живыми существами, но одни из них вызывают больше страха, а другие меньше. Ученые полагают, что природа изначально предрасполагает младенцев к бдительности, если речь идет о тварях, которые много веков назад угрожали нашим предкам.

Выводы

Полугодовалые дети еще не умеют самостоятельно передвигаться, изучая мир, поэтому можно предположить, что они вряд ли контактировали с пауками или змеями в реальной жизни. Вывод может быть только один: повышенное внимание к этим неприятным тварям может быть врожденным. Очевидно, что люди унаследовали стрессовую реакцию от приматов. Запрограммированный страх заставляет нас понять, что от этих существ необходимо держаться подальше. Когда на отвращение наслаиваются другие факторы, это может перерасти в настоящую фобию.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

fb.ru

Как научить ребёнка не боятся пауков?

Ответ на этот вопрос я скопировал со своего блога.

Blockquote

Откуда же берутся у ребенка страхи? Первое что приходит на ум каждому из нас – это родители. Да, что бы ребенок ни показывал всему белому свету свои капризы и хоть немного успокоился, все стараются его напугать и каждый по-своему.

Родители и другие родственники сами того не понимая стремятся вогнать ребенка в стрессовую ситуацию Рассказывая им всевозможные страшилки из сказок. Про бабу Ягу, которая пожирает маленьких не послушных детей. Про Кощея бессмертного, забирает с собой. И прочих нехороших дядек и теток. Ну, самый, наверное, долго действующий пример это милиция (полиция). И так далее, еще множество примеров, которые можно перечислить.

Обращение родителей к ребенку на повышенных тонах приводят ребенка в тихий ужас. Частые унижения словами, «ты недотепа», «сосунок», «сопля» и др. Кем вырастает ребенок после таких слов, не трудно себе представить, ну об этом позже.

Сверх меры опека тоже порождает чувство страха у ребенка. Представьте себе такое: «Туда не ходи, упадешь, здесь нос расшибешь, там ногу сломаешь и т.д.» Вы стараетесь предостеречь и помочь ребенку в освоении новых предметов обихода, а на самом деле вредите развитию ребенка. И у него появляется чувство страха, перед всем новым окружающим его миром.

Или такой пример. Вы всегда протягиваете руку помощи по своим меркам. Упавший на пол ребенок сразу даже не ощущает боли. Но после вашего страха и крика «Ой!» У него сразу появляется ответная реакция, и он начинает плакать, а вы его целуете, обнимаете и жалеете и тем самым опустошаете его самостоятельность. И у него всегда будет страх, перед входом в мир самостоятельной жизни.

Обычно детям свойственно бояться того чего боятся их родители. В редкой семье женщины-матери не боятся пауков, тараканов, мышей и другой живности. И что? Услышав вопль матери, ребенок не переймет к себе это чувство? Да, может и не сразу, но в конечном итоге обязательно так и будет.

Развод родителей ребенок воспринимает особо ранимо. И всю вину возлагает на свои хрупкие плечи. Он вспоминает все раннее сказанное им слова, родителям и не может найти слова оправданий и правоты своих действий. Поэтому боится развода родителей. А постоянные скандалы и перебранки между родителями при ребенке. Он ищет себе укромный уголок и опять плачет от страха

Отец, который хочет вырастить из своего сына «настоящего мужчину». Эта нескончаемая муштра и военные приказы, порождают у ребенка страх перед не выполненным приказом и что не смог найти оправданий, он тупо смотрит на пол и плачет.

Есть «тонкокожие» дети, с обостренным чувством воображения. Они как сестры милосердия ощущают чужую боль как свою. И у них надолго сохраняется душевная рана. О которой взрослые могут и не узнать. Потому, что все обиды и не справедливость окружающего мира носят в себе. Они даже могут очень глубоко скорбит за раздавленную букашку.

Страх, который я называю предметным. Если довольно далеко в прошлом произошла авария, то ребенок старается, не показывая вида больше не садиться на автобус, машину и др. транспорт. Страх перед велосипедом, качелями.

Еще есть множество видов страха, на которых я не буду подробно останавливаться, просто перечислю их.

Страх перед новой обстановкой.

Страх потерять маму.

Страх перед незнакомыми людьми.

Страх темноты.

Страх остаться одному.

Ночные страхи.

Страх перед наказанием.

Обсуждение взрослыми телепередач, появляется страх перед персонажами, темы обсуждения.

Страх смерти родных и близких.

Страх стихийных бедствий, пожаров, землетрясений, ДТП и тд.

Blockquote

www.bolshoyvopros.ru

Как отучить ребенка бояться пауков

14 августа 2015 года Рубрика:  Воспитание | Комментариев: 0

Боязнь пауков – одна из самых распространенных фобий в мире. Появляется она чаще всего в детском возрасте и является вполне нормальной реакцией на встречу с существом, очень сильно отличающимся от привычного для малышей представления о животных. Степень выраженности такой фобии может быть разной. При особенно сложных ситуациях придется специально отучать детей от страха.

Но сначала следует определить, насколько все плохо. Например, некоторые дети просто не хотят прикасаться к паукам, но не паникуют при виде их. Тогда родителям лучше и вовсе ничего не делать, поскольку заострение внимания на боязни к паукам может ее развить сильнее. Это совершенно не нужно, если родители хотят воспитать своего малыша здоровым.

Другое дело – появление страха при одном лишь виде паука или даже картинки с ним. Появляется плачь, крик и самая настоящая паника. От этого необходимо избавляться, чтобы в сознательном возрасте не сформировалась сильная фобия. Но как в таком случае поступить родителям? В первую очередь им придется понять, что обычными увещеваниями и обращениями к логике не обойтись.

Наиболее удачным методом избавления от любых детских страхов является их изображение на бумаге. Пусть ребенок рисует пауков, как они их себе представляет и придумывается про них истории. Естественно, сами родители в таком должны помогать. Желательно, чтобы использовались очень яркие и насыщенные краски.

Образ пауков должен перестать быть для ребенка пугающим. Поэтому окажется очень полезным приобрести книжки с насекомыми или смотреть мультики с ними. Главное, чтобы пауки не были изображены там пугающими. Интерактивные книжки или игры на планшете, в которых присутствуют пауки, тоже пойдут на пользу. Чем чаще ребенок станет сталкиваться с «безопасными» пауками, тем быстрее он отвыкнет бояться их.

Если интересуют свадебные танцы и их постановка, смотрите информацию на duos-dance.ru. Здесь можно подобрать красивую музыку, интересные движения и профессиональные хореографы создадут незабываемый танец.

nachild.com

Как перебороть боязнь насекомых 🚩 Боязнь насекомых 🚩 Заболевания

Второе название инсектофобии – энтомофобия. Зачастую этот недуг настолько сильно охватывает человека, что больному достаточно только услышать звук какого-либо жужжащего пролетающего насекомого, как он впадает в панику и теряет самообладание.

В чем проявляется боязнь насекомых?

Любые контакты с мухами, комарами, пчелами, пауками, жуками и т.д. превращаются в нешуточное испытание для больного. Может дойти до того, что прекрасная загородная поездка на пикник превратится в настоящий кошмар для него! Такой человек боится присесть на траву, выйти из автомобиля, подойти ближе к деревьям и т.д.

Клиническая картина боязни насекомых

Если рядом с инсектофобом обнаруживается то или иное насекомое, то сознание больного начинает сковываться иррациональным страхом. Даже если какая-нибудь пчела пролетит мимо и уже улетит прочь, то инсектофоб все равно впадет в панику. Изменения, происходящие в этот момент в организме больного, мало чем отличаются от симптомов любой другой фобии.

Мышцы спины напрягаются, возникает неимоверное желание покинуть данное место как можно скорее. Инсектофоб начинает размахивать руками, кричать и т.д. Может дойти до того, что больной впадет в истерику и начнет плакать! Поведение таких людей не поддается никакому контролю, становясь непредсказуемым.

В борьбе с боязнью насекомых можно воспользоваться аутотренингом: нужно спросить у самого себя, насколько опасны для жизни все эти крохотные насекомые? После этого нужно понять, что обыкновенные жуки и пауки – это не убийцы.

Как перебороть боязнь насекомых?

Психологи и научные умы рекомендуют посмотреть фильмы, которые в детстве казались больному довольно страшными. Кроме того, можно попробовать метод «клин клином». Для этого нужно с кем-нибудь поймать насекомое (например, жука), посадить его в прозрачную баночку рассмотреть. Если все пройдет в спокойном режиме, то можно потрогать насекомое пальцем или хотя бы каким-нибудь предметом.

Ученые не исключают возможности, что инсектофобия – это отголоски памяти поколений. Дело в том, что давние предки человека с большой опаской относились к разным видам насекомых, не зная на самом деле, несут ли те какую-либо угрозу.

Если самостоятельные пути преодоления инсектофобии не приносят желающих результатов, то необходимо обратиться за консультацией к психотерапевту. Нередко медики рекомендуют приобрести энциклопедию насекомых с крупными и яркими фотографиями (не картинками!) этих созданий. Необходимо будет постепенно рассматривать эти фотографии, свыкаясь с мыслью, что насекомые – это интереснейшие, а иногда и красивые существа.

Кроме того, для лечения этого экзотического вида фобии применяют поведенческую терапию, которая нередко дает прекрасные результаты. Успехом пользуется и так называемая конфронтационная терапия, во время которой инсектофоб вынужден напрямую контактировать с объектом своего страха.

www.kakprosto.ru

Детские страхи — как помочь ребенку?

Получила недавно письмо от одной мамы, нашей подписчицы:

«Здравствуйте, доктор.
Нашей доченьке скоро 7 лет она уже заканчивает первый класс. У нее страхи, которые начались еще в 3 года , а может и раньше, трудно сказать, это так называемая боязнь пауков, мы ее только стращали пожарниками, когда она не хотела спать, а животными или бабой-егой никогда, и она их видит везде, эта боязнь не проходит до конца, то нарастает, то убывает ,но я знаю только одно, что ей плохо спать одной в своей комнате и в своей кровати ,она это принимала без радости ,понимая что с ней я не высплюсь, а я часто встаю на работу в 5 утра, а она всегда боится, что она проснется а меня нет ,а из-за этого плохо спит и пытается встать со мной и спуститься на первый этаж и смотреть мультики.
Мы уже и кровати меняли и передвигали, но этого хватало не надолго. Но то что сейчас происходит, еще никогда не было,уже больше месяца, как она увидела по английскому детскому каналу, как она говорит, монстров, и после этого начался кошмар.

Она, как вечер, да и днем не отходит от нас, именно в доме, боится оставаться одна в комнате. Спать одна не может, а со мной тоже спит плохо, просыпается и спрашивает, кто это с ней лежит и вся трясется от страха, делали все возможное, но ничего не помогает. Мы живем за границей, а здесь не докричаться о помощи, никому ничего не надо, как я поняла. Как ей помочь освободиться от этих образов в ее подсознании, может есть какие то игры,которые мы еще не использовали, или что-то помогающее, в такой ситуации. Всегда рада вашим советам, так как я сильно за нее переживаю.
p.s. Мы удочерили нашу доченьку в 3 года, и в начале это был трудный период адаптации друг к другу, может это идет от туда? Cпасибо Вам, если Вы можете что- то нам посоветовать еще и в этом случае. C благодарностью, Ольга

Ольга, здравствуйте.

Есть возрастные фобии, а есть приобретенные. Это нужно учитывать…
В рамках возраста фобии считаются в пределах нормы и сами проходят, если специально их НЕ усиливать.

В вашем случае приобретенные страхи наложились на возрастные. Т.е. если пугать ребенка любыми страшилками, лишь бы он выполнил какое-то требование, ему будет очень трудно избавиться от страшных образов в течение нескольких лет. Плюс ранний период (до 3 лет) — как ваша дочка жила, какие были сопутствующие проблемы и т.д. все это тоже может накладываться.

Это первый момент.

Второй — страхи исчезают тогда, когда они перестают подпитываться сознанием на разных уровнях и окружением, в котором растет ребенок.
Как освободить сознание — нужно образы вытащить из сознания и материализовать на бумаге или др. поделочном материале, который легко можно уничтожить (порвать, сжечь и т.д.).

Самое простое, что реально сделать в домашних условиях: попросите ребенка нарисовать самый страшный страх на бумаге. Красками, карандашами, фломастером — как удобно, лишь бы был четкий образ на листе. Придумать ему имя, образ жизни и когда полностью ребенок выговорится, предложить вместе уничтожить рисунок (поделку).

Эта терапия проводится несколько раз до тех пор, пока ребенок не вытащит полностью все свои страшные образы и не воплотит на бумаге, которую сам уничтожает.

Третий момент. У ребенка должна быть опора на вас, доверие. Когда боится, несмотря на все ваши заверения — это значит он в вас НЕ УВЕРЕН. Задумайтесь. Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ (!!!) пугать чем бы то ни было, кем бы то ни было — даже невинной фразой. Запретить смотреть телек подряд, фильтровать мультики самым жестким образом. Это важно!

Помните, что у деток воображение развивается семимильными шагами и все, что он видит — проходит через образы в сознании. Окружите ребенка своим теплом, пониманием, поддержкой, учтите вышеприведенные рекомендации и вы сможете преодолеть эту проблему.

P.S. Друзья, поделитесь в комментариях, пожалуйста, были ли страхи у вашего ребенка? Если да, то какие? Когда начались, в каком возрасте? Когда прошли и что вы делали для этого?

Ваш опыт и реальная ситуация сильно помогут остальным нашим читателям.

Итак, делимся…

Еще можно почитать:

detpsycholog.ru