Мальчик боится пауков – Детские страхи. Что делать если ребенок боится пауков и не только

Как перебороть боязнь насекомых 🚩 Боязнь насекомых 🚩 Заболевания

Чаше всего дети боятся только живых пауков, когда встречают их на улице, например. Самое страшное для таких ребят — взять паука на руки. Если ребенок боится лишь только прикасаться к паукам, то на такой его страх лучше вообще не обращать внимание. Просто спокойно помогите ребенку отойти от паука или уберите его с одежды ребенка. Ваша излишняя эмоциональная реакция в этом случае может лишь подкрепить страх. А вот как раз спокойствию он будет у вас учиться.

Следующая степень страха: ребенок начинает кричать или плакать, когда лишь только видит паука издалека. В этом случае вы вполне можете самостоятельно работать с ребенком, чтобы сформировать у него ровное отношение к данному насекомому.

Самый большой страх выражается в том, что ребенок боится даже нарисованных пауков. В этом случае лучше обратиться к детскому психологу, так как в данном случае речь идет уже о фобии. Если страх ребенка перед пауками настолько силен, требуется не просто избавить ребенка от фобии, но выяснить ее причины. Иначе взамен боязни пауков может появиться такой же сильный страх в отношении чего-то или кого-то другого.

Научить не делать чего-то невозможно. Прежде, чем избавлять ребенка от страха перед пауками, подумайте, что вы хотите получить взамен. Какому поведению вы хотите научить ребенка? Какое отношение хотите сформировать в итоге? Сформулируйте для себя такую цель в позитивной форме, то есть без применения частицы не. Например, «чтобы ребенок равнодушно относился к паукам».

Страх — это переживание. А чувства далеко не всегда логичны и объяснимы. Корень страхов всегда находится в сфере бессознательного и не поддается разумному объяснению. Ваши доводы о безопасности пауков могут быть очень логичными, но смелости ребенку они не добавят ни капли. Поэтому не стоит бороться со страхами ребенка, просто объясняя ему бессмысленность его переживаний.

Раз корень проблемы лежит в бессознательном, то и воздействовать надо на эту сферу.

Бессознательное не знает логики, зато отлично воспринимает образы и символы. Поэтому и избавляться от страхов нужно с их использованием.

Рисунки — самый простой и при этом весьма действенный способ работы с детскими страхами. Рисуйте с вашим ребенком как можно чаще пауков. Сочиняйте про пауков сюжеты и изображайте их на бумаге. Старайтесь использовать яркие краски в таких рисунках.

Сочинять истории и сказки про пауков — тоже хороший способ их полюбить. Первый вариант: придумывать сюжеты, где главный герой будет смело себя вести в отношении пауков. Такой герой должен быть похож на вашего ребенка, носить созвучное ему имя. Так ребенок подсознательно будет усваивать возможные варианты поведения.

Другой вариант сказок: главный герой — паук. В таких сказках паук обязательно должен быть позитивным персонажем. Придумывайте, с кем он будет дружить, кому и как помогать и т.д.

Возможно, вы найдете мультики, в которых есть герои пауки. Но такие герои не должны быть отрицательными. Если в мультфильме все персонажи боятся пауков, то вряд ли такие сюжеты помогут ребенку справиться с его страхами.

Ребенок боится брать паука — пусть посмотрит на него издалека. Пообщайтесь с ребенком, разглядывая насекомое: похож ли этот паук на того, которого вы недавно рисовали? А может быть это тот паук, про которого вы сочинили историю?

Предложите ребенку купить в магазине яркую красивую книгу про насекомых, где будет глава про пауков. Или найдите качественный интересный научно-популярный фильм про них. Чем больше ребенок будет видеть пауков, разговаривать о них и т.п., тем спокойнее он будет к ним относиться.

Вы всегда можете обратиться к психологу за помощью в преодолении детского страха пауков, если чувствуете, что не справляетесь своими силами.

www.kakprosto.ru

Как победить боязнь пауков – девочка 10 лет

Как победить боязнь пауков – девочка 10 лет

Этот случай из практики, рассказанный Сусанной Тулонен, иллюстрирует, как можно использовать освоение навыков, чтобы помочь детям в преодолении фобий. Здесь показано, что методика освоения навыков не вступает в противоречие с другими подходами, а напротив, может использоваться совместно, например, с долговременной индивидуальной психотерапией.

С четырех лет Лауру преследовал ужасный страх перед пауками. Это началось, когда однажды она увидела паука в своей комнате. Она настолько остро отреагировала на это, что родителям пришлось отвезти ее в детскую больницу. Лаура быстро оправилась от шока, но с тех пор у нее развилась сильнейшая боязнь пауков.

Особенно тяжелой ее фобия становилась летом, потому что в сельской местности, где жила ее семья, пауков было множество. Родители обращались к разным детским психиатрам, но, несмотря на многочисленные осмотры и тесты, никто так и не смог помочь девочке. Когда Лауре было девять, ее родителям сказали, что она страдает эмоциональной неустойчивостью и у нее наблюдаются черты нескольких разных синдромов расстройства личности, которые, очевидно, спровоцированы именно боязнью пауков. Из-за этого Лауру направили на курс интенсивной психотерапии, который должен был длиться не менее трех лет.

Несмотря на то что теперь Лаура получала лечение, ситуация продолжала беспокоить родителей, потому что ее фобия приводила к проблемам в школе. Например, она не могла находиться на уроках естествознания, если предмет хотя бы каким-то образом касался пауков. На таких уроках ей было разрешено заниматься в школьной библиотеке. Родителей также волновало, что девочка может подвергаться из-за этого насмешкам одноклассников.

Родители Лауры слышали об освоении навыков и, несмотря на определенный скептицизм, решили испробовать эту методику. Они связались с Сусанной, которая обещала прийти и поговорить с Лаурой. Придя к ним, она показала Лауре рабочую тетрадь по освоению навыков и рассказала о методе. Девочка сказала, что готова на все, чтобы избавиться от своего «П-страха». Так она называла свою фобию, чтобы не употреблять даже самого слова «паук».

Первая беседа шла в основном о том, к чему приводит этот страх. Лаура рассказала, что не может присутствовать на всех школьных уроках, что она боится, что ее одноклассники узнают обо всем и начнут ее дразнить, и о том, что летом она даже не может купаться, потому что эти существа могут оказаться и в воде.

– Я ничего не могу поделать: даже если вижу в воде хотя бы одного дохлого, я уже не могу туда зайти, – объяснила Лаура.

Она никому не рассказывала, почему никогда не купается. Вместо этого она жаловалась, что вода слишком холодная. Говоря об этом Сусанне, она едва не плакала и призналась, кстати, что часто начинает плакать, если кто-то просто говорит о пауках. При этом она действительно употребила слово «пауки».

– А мне не нравится плакать на глазах у друзей, – добавила она.

– Давай поговорим о преимуществах. Чем будет хорошо, если ты перестанешь бояться пауков? – спросила Сусанна, намеренно употребив это слово.

– Ну, во-первых, я смогу присутствовать на любых уроках. И мне не будет хотеться плакать, когда кто-нибудь заговорит о пауках, – она снова употребила слово «паук». – И я смогу плавать! Да! Мне не придется все время заглядывать в воду, чтобы убедиться, что их там нет. Я смогу играть на улице с друзьями, сколько захочу. И еще мне не придется каждый вечер исследовать мою комнату в поисках пауков, – добавила она смущенно.

– Правильные мысли. А еще что-нибудь приходит в голову?

– Ну, наверное, было бы интересно играть с ними и собирать их в банку, – сказала Лаура со смесью удивления и отвращения в голосе.

– Ты очень сообразительная девочка. Мне представляется, что ты уже много об этом думала. Как будто ты уже заранее проделала половину заданий по освоению навыков.

Лаура только кивнула и спросила, каким будет следующее задание, желая побыстрее продолжить работу.

Для нее оказалось непросто придумать название для своего страха. В конце концов она решила, что назовет его просто «П-страх», но ей это не очень нравилось.

– Может быть, тебе будет проще, если ты придумаешь какое-нибудь смешное название? – спросила Сусанна.

– Пук! – воскликнула Лаура.

– Да, забавно! А как тебе это пришло в голову?

– Пук похоже на «П», и это просто смешно, – сказала Лаура, восторженно хлопая в ладоши. – И я могу сказать «пук», и мне не будет от этого плохо.

– Молодец! – похвалила ее Сусанна.

– Да, я знаю, что мне просто надо избавиться от пук-страха, а если мне надо от него избавиться, мне нужно стать смелой, и это должна быть пук-смелость, так ведь? Если она у меня будет, я перестану их бояться.

– Совершенно верно, – подтвердила Сусанна. – Ты и правда все уже обдумала. Я тебе в общем-то и не нужна. Может, мне лучше пойти выпить кофе, а тебя оставить здесь одну с тетрадью? – шутливо спросила она.

– Вы не можете никуда пойти, – в тон ей ответила Лаура. – Вы должны сидеть тут, потому что, если я застряну и не смогу ничего придумать, вы должны мне помогать.

– А ты помнишь, у тебя раньше были какие-нибудь страхи, которые теперь исчезли? – спросила Сусанна.

Лаура задумалась, а потом внезапно вспомнила:

– Темнота! Я больше не боюсь темноты. Раньше я обязательно спала с включенным светом, но потом просто стала выключать его, и было совсем не страшно. И еще я больше не боюсь насекомых.

– Но как же тебе удалось преодолеть два таких серьезных страха? Для этого нужны упорство, отвага и решимость!

Лаура улыбнулась и проговорила:

– А что дальше?

Сусанна объяснила Лауре, что для того, чтобы победить пук-страх и превратить его в пук-смелость, ей нужно будет упорно работать. Кроме того, ей понадобятся помощники, которые будут искренне стремиться поддержать ее, помогать в тренировках и хвалить за успехи.

Подумав, Лаура решила, что в группу поддержки должны будут войти ее мама, папа и старшая сестра.

Пока девочка записывала их имена в тетрадь, Сусанна спросила:

– А кому-нибудь из друзей ты рассказывала о своем страхе?

Лаура ответила, что говорила об этом только с двумя подругами, которые, как она считала, не стали бы дразнить ее. Имена этих подруг она тоже вписала в тетрадь.

– Кого-нибудь еще запишем? – спросила Сусанна

– Нет, больше я никого не хочу, – твердо заявила Лаура и спросила, каким будет следующее задание.

– Теперь нам нужно придумать, как ты будешь тренироваться превращать свой страх в смелость, – сказала Сусанна, – что-нибудь подобное тому, что ты делала, когда избавлялась от других страхов.

Это задание оказалось для Лауры трудным.

– Я не могу их видеть даже на картинках. Мне противно даже думать о них. Я не могу заглядывать в книжки о природе, где есть их изображения, – серьезно сказала Лаура.

– Правда? Этого ты делать не можешь, но давай подумаем, а что бы ты могла делать.

Лаура начала размышлять вслух:

– Я должна как-то убедить себя в том, что они боятся меня сильнее, чем я – их. Ведь я гораздо больше, чем они. Мне просто нужно понять, что так или иначе… – внезапно ее осенило: – Я поняла! – воскликнула она. – Я могу больше узнать о них!

– Прекрасно. Но как же ты можешь это сделать?

– Я могу о них читать. Я же люблю читать и смотреть передачи о природе. Поэтому я могу столько узнать о пауках, что перестану их бояться.

– Это просто замечательная идея! – согласилась Сусанна. – По-моему, я еще никогда не встречалась с такой умной девочкой!

На этот раз Лаура ответила на похвалу Сусанны широкой улыбкой. Она действительно была горда идеей, которая пришла ей в голову.

– Конечно, ты можешь узнать о пауках из книг, а есть еще какие-то способы?

– Наверное, можно найти что-нибудь в Интернете.

– Да, думаю, можно. Там ведь очень много информации, и о пауках тоже, я уверена, – согласилась Сусанна, заметив, что Лаура нервничает. – И как ты начнешь? – спросила она.

– Это будет сложно, потому что я не могу смотреть на картинки с ними, а в книжках полно картинок. Я хотела бы читать о них, но не смотреть. По крайней мере, пока.

– Это действительно сложная задачка. Молодец, что сама об этом подумала. Хорошо, что ты сама понимаешь, что пока не готова смотреть на их изображения, но что же можно сделать, чтобы читать о них, но не смотреть на картинки?

– Гм. Вот если бы их как-нибудь спрятать… – размышляла вслух Лаура.

– Хорошая мысль, – сказала Сусанна. – Может быть, твоя группа поддержки сможет тебе в этом помочь? Наверное, они могли бы попробовать закрыть чем-нибудь картинки.

– Жаль, что библиотека уже закрыта, – сказала Лаура. – Я бы хотела прямо сейчас начать читать.

– Ты очень смелая и решительная девочка. Видно, что ты твердо решила побороть свой пук-страх.

Оказалось, что у нее дома была одна книжка о природе с разделом о пауках; и родители Лауры с готовностью согласились закрыть в ней все иллюстрации, чтобы дочка могла сразу же начать тренироваться.

– Мы можем организовать для тебя праздник или как-то еще наградить тебя, когда ты победишь свой пук-страх, – предложила Сусанна.

Лаура подумала об этом, но ей не очень нравилась идея праздника. Она сказала, что у нее все равно летом будет день рождения. Она предпочла бы, чтобы ей в награду подарили какое-нибудь домашнее животное, например, собаку или хомячка.

– Это ты должна будешь обсудить с родителями, но я уверена, что мы что-нибудь придумаем, – сказала Сусанна.

Она объяснила Лауре, что иногда уже побежденные страхи могут возвращаться, и спросила у нее, как ее группа поддержки должна будет помогать ей, если вдруг она снова начнет бояться пауков.

– Я до этого уже справилась со многими страхами, поэтому им будет просто достаточно сказать мне: «Ну-ка, вспомни все то, что ты уже смогла победить!»

Когда Сусанна собралась уходить, у Лауры в руках уже была книжка с картинками пауков, аккуратно заклеенными листочками бумаги. Она увлеченно начала читать о пауках Финляндии.

– Вот, послушайте только! – сказала она. – «Самцу нужно стараться не попасть к самке на обед после спаривания». По-моему, это нечестно – съедать партнера!

Перед уходом Сусанна обменялась несколькими словами с родителями.

Они все еще были скептически настроены по отношению к новому для них методу, но обещали сделать все возможное, чтобы поддержать дочь.

– Она очень смышленая девочка. Вполне вероятно, что она будет быстро делать успехи. Держите меня в курсе, – сказала на прощание Сусанна.

На следующий день мать Лауры позвонила ей и сообщила, что дочь попросила у них завести тарантула в качестве домашнего животного.

Сусанна буквально потеряла дар речи. Она так растерялась, что сначала только рассмеялась, а потом сказала:

– Вот видите, она действительно очень быстро стала делать успехи!

Но родителям ситуация вовсе не казалась веселой. Их пугало то, что Лаура переходит от одной крайности к другой – от ужасного страха перед пауками к внезапному желанию завести дома тарантула. Особенно эта идея не нравилась ее отцу. Сусанне было нелегко успокоить его.

– То, что она делает такие успехи, – это замечательно, – сказала она, – но действительно, между живым пауком и картинками в книжке – большая разница. Может быть, стоит отвести ее в зоомагазин и посмотреть, как она отнесется к живым ползающим паукам. Если она будет при этом нормально себя чувствовать, то, думаю, можно будет считать, что она переборола свой страх. Но если вы не хотите покупать ей паука, может быть, стоит наградить ее каким-то другим домашним животным?

Родители ответили, что они думают об этом.

Через неделю они вновь позвонили Сусанне и рассказали, что возили Лауру в зоомагазин, где она была совершенно очарована, увидев маленьких тарантулов и одного большого взрослого. Продавец объяснил, что необходимо для их содержания дома, и Лаура решила, что, видимо, это не самое подходящее для нее животное. Родители согласились вместо этого в награду за то, что ей удалось преодолеть свой страх, по окончании учебного года подарить ей кролика.

Они были очень довольны тем, как все сложилось. Единственное, о чем они жалели, – что не услышали об этом методе раньше.

Лаура продолжала проходить курс психотерапии, но теперь одной большой проблемой стало меньше. Она с удовольствием играла во дворе, а однажды даже держала паука на ладони. Вся семья с нетерпением ждала лета, когда Лаура смогла бы ходить купаться и в полной мере наслаждаться коротким, но прекрасным финским летом – без боязни пауков.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

почему малыши боятся пауков и змей?

Новое научное исследование обнаружило, что крошечные младенцы боятся пауков. Ученые считают, что этот страх заложен в младенцах на генетическом уровне. В эксперименте принимали участие дети в возрасте до 6 месяцев. Малышам показывали различные изображения на мониторе компьютера, а затем измеряли реакцию зрачка. Пауки и змеи вызвали тревогу, а вот рыбы и цветы не повлияли на изменения настроения.

Этот страх может быть запрограммирован при рождении

Ученые полагают, что наши далекие предки жили с пауками и змеями много миллионов лет назад. Вполне возможно, что страх, который испытывали младенцы, является ничем иным, как отголоском эволюционного развития. Среди взрослого населения картина кардинальным образом меняется. Всего лишь от одного до пяти процентов населения Земли страдает от фобий, связанных с пауками и змеями. Кроме того, треть детей и взрослых опасаются этих тварей и предпочтут никогда с ними не встречаться, несмотря на то что многие из них на сегодняшний день не представляют никакой угрозы человеку.

Происхождение отвращения

Нейрофизиолог Стефани Хул из Венского университета и ее коллеги были заинтересованы в поисках причин этого страха. Несколько более ранних исследований выявили эту тенденцию. Поэтому ученые были уверены, что младенцы могут быть изначально предвзятыми к изображениям такого рода. Дети обращают внимание на картинки пауков и змей больше, и возможно, могут испытывать страх. Недостаток предыдущих экспериментов заключался в отсутствии последовательности. Например, случайные факторы (такие, как цвет или яркость различных изображений) могут вторгаться в конечный результат.

Ход эксперимента

Доктор Хул с коллегами провели два эксперимента с использованием изображений, подобранных по цвету, размеру и светимости. В первом исследовании приняло участие 16 детей в возрасте 6 месяцев. Младенцы были помещены на колени родителей, а перед их глазами на экране компьютера всплывали изображения пауков, змей, рыб и цветов. Половина малышей рассматривали последовательность пауки/цветы, а после небольшого перерыва им была предложена последовательность змеи/рыбы. Вторая группа детей рассматривала картинки в обратном порядке. Параллельно исследователи фиксировали расширение зрачка с помощью айтрекера. Известно, что нейромедиатор норадреналин, выделяемый при стрессовом событии, вызывает определенные физические изменения в теле. Например, это вещество настраивает нервную систему на зоркость и бдительность, вследствие чего происходит расширение зрачка.

«Широко открытыми глазами»

Когда младенцы рассматривали пауков, их зрачки значительно расширялись. Для сравнения: дилатация при реакции на цветы составила всего 0,03 миллиметра против 0,14 миллиметра при реакции на членистоногих. Любопытно, что разница в расширении зрачка отсутствовала при просмотре следующей пары изображений. Это обстоятельство побудило ученых провести еще один эксперимент. Исследователи поспешили выдвинуть два объяснения этому феномену. Либо малыши могут одинаково остро реагировать на все живые предметы, либо подобная реакция связана со стрессом.

Повторный тест

Во втором эксперименте принимали участие 32 младенца в возрасте до полугода. В этот раз детям не была предложена последовательность, они рассматривали либо фото змеи, либо фото рыбы. В данном случае дилатация при реакции на изображение змеи составляла в среднем 0,29 миллиметра, на изображение рыбы – 0,17 миллиметра. Эти выводы могут означать, что зрачки младенцев расширяются при просмотре фотографий с живыми существами, но одни из них вызывают больше страха, а другие меньше. Ученые полагают, что природа изначально предрасполагает младенцев к бдительности, если речь идет о тварях, которые много веков назад угрожали нашим предкам.

Выводы

Полугодовалые дети еще не умеют самостоятельно передвигаться, изучая мир, поэтому можно предположить, что они вряд ли контактировали с пауками или змеями в реальной жизни. Вывод может быть только один: повышенное внимание к этим неприятным тварям может быть врожденным. Очевидно, что люди унаследовали стрессовую реакцию от приматов. Запрограммированный страх заставляет нас понять, что от этих существ необходимо держаться подальше. Когда на отвращение наслаиваются другие факторы, это может перерасти в настоящую фобию.

fb.ru

Как отучить ребенка бояться пауков


14 августа 2015 года
Рубрика:  Воспитание | Комментариев: 0

Боязнь пауков – одна из самых распространенных фобий в мире. Появляется она чаще всего в детском возрасте и является вполне нормальной реакцией на встречу с существом, очень сильно отличающимся от привычного для малышей представления о животных. Степень выраженности такой фобии может быть разной. При особенно сложных ситуациях придется специально отучать детей от страха.

Но сначала следует определить, насколько все плохо. Например, некоторые дети просто не хотят прикасаться к паукам, но не паникуют при виде их. Тогда родителям лучше и вовсе ничего не делать, поскольку заострение внимания на боязни к паукам может ее развить сильнее. Это совершенно не нужно, если родители хотят воспитать своего малыша здоровым.

Другое дело – появление страха при одном лишь виде паука или даже картинки с ним. Появляется плачь, крик и самая настоящая паника. От этого необходимо избавляться, чтобы в сознательном возрасте не сформировалась сильная фобия. Но как в таком случае поступить родителям? В первую очередь им придется понять, что обычными увещеваниями и обращениями к логике не обойтись.

Наиболее удачным методом избавления от любых детских страхов является их изображение на бумаге. Пусть ребенок рисует пауков, как они их себе представляет и придумывается про них истории. Естественно, сами родители в таком должны помогать. Желательно, чтобы использовались очень яркие и насыщенные краски.

Образ пауков должен перестать быть для ребенка пугающим. Поэтому окажется очень полезным приобрести книжки с насекомыми или смотреть мультики с ними. Главное, чтобы пауки не были изображены там пугающими. Интерактивные книжки или игры на планшете, в которых присутствуют пауки, тоже пойдут на пользу. Чем чаще ребенок станет сталкиваться с «безопасными» пауками, тем быстрее он отвыкнет бояться их.

Если интересуют свадебные танцы и их постановка, смотрите информацию на duos-dance.ru. Здесь можно подобрать красивую музыку, интересные движения и профессиональные хореографы создадут незабываемый танец.

nachild.com

Детские страхи: реальные и вымышленные. Как помочь ребенку победить свой страх

Почему ребенок боится оставаться дома один, пугается проходящей мимо собаки, не может уснуть в темноте, а порой твердит о какой-то «бабайке», которая, якобы, поселилась в шкафу? Откуда берутся детские страхи? Как понять, что именно приводит в ужас малыша, и как помочь ему победить свои страхи? Такие вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель…

Если коррекции детских страхов не уделить должного родительского внимания, этот «кошмар» может вырасти вместе с ребенком и в итоге увеличиться до размеров опасной взрослой фобии…

Какими бывают детские страхи

Психологи уверяют, что 95% иррациональных страхов, которые испытывают взрослые люди в своей ежедневной рутинной действительности, «растут» из детства. Это некие обстоятельства или эмоции, с которыми мы столкнулись, скорее всего, в возрасте около 4-6 лет (возраст, когда наиболее интенсивно развивается центральная нервная система у ребенка), и которые по тем или иным причинам мы не смогли вовремя и адекватно перерасти, пережить и эмоционально «отработать».

Интересно, что детские страхи (как, впрочем, и взрослые) можно условно разделить на несколько типов:

  • Нулевые страхи.
  • Реальные (иначе говоря — рациональные, логически объяснимые страхи).
  • Иррациональные страхи (иногда их также именуют невротические, но пусть это слово не пугает вас раньше времени).

Ясное дело, что в научных справочниках по медицине и психологии классификация страхов представлена куда более витиевато и подробно, но для общего понимания, откуда у ребенка вдруг взялся страх темноты, или «завелся» некрасивый «бабайка» под кроватью, и нашего «примитивного», упрощенного списка вполне хватит.

Страх время от времени испытывает каждый человек – это абсолютно нормальная реакция организма, которая нередко бывает продиктована ни чем иным, как инстинктом самосохранения. Если ваш ребенок иногда чего-то пугается – это совершенно нормально. А вот если ребенок ведет себя наоборот: никогда ничего не боится, не пугается даже в моменты объективной опасности — вот это должно родительское сердце насторожить. Как правило, полная неспособность испытывать страх говорит о серьезной патологии в работе мозга ребенка.

Но страх страху — рознь. Расскажем о них подробнее!

Нулевой страх – самый «простой», короткий и понятный. Его природа всегда одинакова и у детей, и у взрослых (и даже у большинства животных). Легче всего понять его на подобном примере: неожиданно раздается громкий резкий звук (хлопок, выстрел, звук падения или удара, громкий крик), и мы все мгновенно вздрагиваем, делаем быстрый глубокий вдох, подпрыгиваем или инстинктивно приседаем и т.п. Как правило, следующей реакцией за нулевым страхом будет либо такая же мгновенная стабилизация эмоций, либо физический порыв – например, убегание. Нулевой страх всегда внезапный, но как только наш мозг находит ему хоть какое-то объяснение, он тут же перерастает в другие реакции – мы успокаиваемся (если понимаем, что никакой угрозы нет), или убегаем, прячемся, пытаемся себя защитить и т.п. Нулевой страх присущ практически всем живым существам, он обусловлен эволюцией и инстинктом самосохранения.

Вторая категория – это реальный страх. В нем тоже нет ничего необычного или тревожного с родительской точки зрения. Скорее, наоборот – опасаясь и пугаясь потенциально опасных вещей и обстоятельств, ваш ребенок тем самым защищает себя, и это совершенно нормально. Страхи этого типа приобретаются нами с опытом и знаниями, и, как правило, влияют на нашу жизнь скорее положительно, нежели негативно. Например, ребенок может бояться слишком крутой и высокой снежной горки, потому что он уже набивал себе шишки на горках поменьше и знает, каково это… Или, скажем, ребенок может бояться больших собак, потому что однажды ему уже довелось пережить нападение и укус собаки… Страх вполне реальный, и причина его возникновения совершенно логична.

А вот когда ребенок до дрожи в коленках боится собак (любых, даже нарисованных!), но при этом в его жизни никогда не случалось никакого негативного инцидента, связанного с собаками – вот такую реакцию психологи называют иррациональным страхом. У такого детского страха нет логической причины и рационального объяснения.

Более того — зачастую под «маской» иррационального детского страха скрывается совсем другая эмоция, которую ребенок в силу разных причин не может адекватно выразить, проявить. Именно поэтому родителям крайне важно уметь понимать детские страхи.

К иррациональным детских страхам также относят и боязнь всевозможных выдуманных существ: все «бабайки», «серые волчки», «злые милиционеры», все монстры и сказочные персонажи – это все герои именно иррациональных детских страхов.

Дальше речь пойдет уже конкретно об иррациональном детском страхе – ведь именно он всегда кажется родителям таким странным, нелепым, и «ерундовским», хотя на самом деле он заслуживает огромного родительского внимания, терпения и участия. А иногда — и серьезной помощи психолога.

Чего бояться дети чаще всего и откуда берутся эти детские страхи

К пятерке наиболее распространенных иррациональных детских страхов психологи относят:

  • Страх темноты
  • Страх оставаться в одиночестве (или просто «без мамы»)
  • Боязнь собак
  • Боязнь выдуманных существ
  • Боязнь насекомых и мелких грызунов

Очевидно, что найти простое и логичное объяснение для иррационального детского страха невозможно – его не существует. Дети панически боятся выдуманных монстров, безобидных мышей или остаться на 3 минуты одному в комнате совсем не потому, что на них в реальности нападали монстры в компании полчища грызунов или однажды, пока мамы не было в комнате, этого ребенка кто-то украл или сильно обидел. Отнюдь!

В подавляющем большинстве случаев за детским иррациональным страхом скрыта другая эмоция – очень для ребенка важная, но по каким-то причинам не реализованная.

Дефицит какой-либо эмоции (например, от нехватки родительского внимания, любви, защиты, заботы, поддержки, а иногда – и из-за не «высказанной» злости и агрессии) детская психика нередко трансформирует в иррациональный страх – именно с его помощью ребенок и пытается дополучить нужные ему родительскую любовь, сочувствие, внимание, защиту и т.д. 

В этом случае «лицо» страха (то, чего конкретно боится ребенок — монстров, или пауков, или привидений) играет уже второстепенную роль. Гораздо важнее разобраться в том, какой именно эмоциональный дефицит испытывает ребенок.

Второй же распространенной причиной возникновения детских страхов являются… сами родители. Вспомните, как часто вы грозите своему ребенку – злобным дядей полицейским в случае непослушания, серым волком и Бабой Ягой, «собакой-кусакой» и т.п. У детей, даже у маленьких, чрезвычайно хорошо развито воображение – вы оглянуться не успеете, а малыш уже сам себе в деталях дорисовал все «ужасы» того или иного персонажа, которым вы его пугаете. Это для вас Баба Яга – вымышленная нелепая старушенция из сказки, а для ребенка она вполне может стать реально существующим объектом, от которого исходит прямая угроза. Вот малыш и начинает ее бояться…

Как помочь ребенку «победить» его детский страх

Самое главное, что должны для себя уяснить родители – детские страхи нельзя игнорировать, над ними нельзя смеяться и подшучивать, а также нельзя провоцировать ребенка «победить» свой страх каким-то «геройским» поступком. Иными словами, если ваш ребенок панически боится воды и наотрез, со слезами на глазах, отказывается идти с вами купаться в море, категорически неправильно брать его на руки и со словами «не будь трусом!» затаскивать его в воду против его воли. Таким «макаром» детский страх нельзя нейтрализовать, а можно только усилить и укрепить.

Точно также нельзя реагировать на монстров, «барабашек» или приведений, на которых вам жалуется малыш, словами: «Какая ерунда! Да их не существует! Ну ты же умный мальчик, и хватит выдумывать чепуху…». Пытаться переубедить ребенка, приводя ему в качестве аргументов реальные факты, тоже малоэффективно. Говоря «Это глупо! Такие маленькие пауки не могут съесть человека», вы попросту зря тратите время – на то он и иррациональный страх, что против него любая очевидная правда жизни совершенно бессильна. Так что же делать? Как помочь ребенку избавиться от его детского страха?

На самом деле существуют довольно простые, но при этом (вы не поверите!) весьма мощные механизмы «работы» с детскими страхами. Вот некоторые из них:

  • 1 Подробно поговорите с ребенком о его страхе. Важно, чтобы при этой беседе вы оба были в спокойном и приятном расположении духа. Ведь одно дело разговаривать с малышом, сидя в автобусе (где вы спешите, отвлекаетесь, и где вас окружают чужие люди – все это создает стрессовый фон для подобного разговора)… И совсем другое дело «по-дружески поболтать» с ребенком на собственной кухне, когда вы оба никуда не торопитесь, а просто сидите и с наслаждением пьете чай с кусочком торта… Во время разговора обязательно проявляйте участие, искренний интерес и сочувствие. Выражайте поддержку своему ребенку, в том числе и тактильно – погладьте по спинке, обнимите и т.п.
  • 2 Предложите ребенку нарисовать свой страх. И пока он рисует – продолжайте с ним разговаривать. Задавайте вопросы, подавайте карандаши – одним словом, активно участвуйте и помогайте. Вы удивитесь, какой «терапевтической» силой обладает обыкновенное человеческое общение, рисование и сочуствие.

Вы удивитесь, как быстро будет «уменьшаться» детский страх в то время, пока вы с теплотой и участием будете его обсуждать вместе с ребенком, а также рисовать. Старайтесь привнести в это занятие позитивные «ноты» и максимальное душевное участие…

  • 3 Обязательно расспросите ребенка о том, что делает его страх. Поговорите именно о действиях. Это очень важный момент! Как правило, он может подсказать наблюдательному и любящему родителю, какой именно эмоциональный дефицит скрывается за детским страхом. Например, вы уже выяснили в разговоре с малышом, какой недобрый и неприглядный монстр живет у него под кроватью, и даже помогли ребенку его нарисовать, а теперь выясните – что именно это подкроватное чудище делает? Чего именно боится малыш? Что его схватят и утащат в подземелье и он больше никогда не увидит маму? (Вполне вероятно, в этом случае ребенок нуждается во внимании и в общении со стороны своих родителей). Монстр хочет откусить его ногу или руку, или даже съесть его целиком? (Здесь, вполне возможно, спряталась не выраженная агрессия или злость. Постройте вместе с ребенком снежную крепость, а потом вместе же ее и разрушьте – со смехом и улюлюканьем, от души! Или возьмите ворох старых газет и журналов и попросите ребенка помочь вам их порвать на мелкие кусочки… И тому подобное. Такие сенсорные способы «скинуть» подавленную агрессию очень эффективны в борьбе именно с «кровожадными» детскими страхами).
  • 4 Наконец, самая веселая «терапия» против детских страхов – придумайте способ поиграть в него вместе с ребенком! При этом очень важно время от времени меняться с ребенком ролями. Старайтесь как можно «ближе к тексту» проигрывать те действия, которые вы обсудили с ребенком  в пункте 3. Например, ваш малыш боится до жути, что в полумраке комнаты на него из шкафа выскочит и набросится немыслимых размеров паук. Проще простого! Сперва вы изображайте паука, весело выскакивая из шкафа с вешалками подмышкой и «страшным» «р-р-р-р», затем отдайте эту роль вашему ребенку – пусть он сам побудет своим же страхом, своим же монстром. Такие игры очень хороши в работе с детскими страхами, героями которых являются вымышленные существа – изображать их так весело!

Играя вместе с малышом в его детские страхи, вы помогаете ему не только избавиться от них, но и восполняете дефицит общения со своим ребенком.

  • 5 В случаях, когда ребенок боится темноты или одиночества, никогда не стремитесь «приучить» его к этим вещам. Так вы можете сделать детский страх еще более острым и глубоким. Наоборот – проявите всю ту родительскую любовь, ласку и поддержку, на которую только способны. Позаботьтесь о своем ребенке! Он боится засыпать один? – Посидите рядом и почитайте добрую сказку. Он не может быть в темноте? – Поставьте в детскую симпатичный ночник с мягким светом и пусть он горит, пока малыш не уснет. В подобных ситуациях страх трудно «обыграть», но зато его можно перерасти. В возрасте 2-3 лет дети часто боятся темноты или оставаться «без мамы», но уже в 4-5 лет эти же дети, благодаря своим любящим и терпеливым родителям сами гасят свет, ложась спать, и без слез отпускают маму на работу по утрам…. 

Вряд ли вы встретите ребенка, который бы ничего не боялся: «без звука» засыпал в темной комнате в полном одиночестве, не выдумывал страшных «кровожадных» историй про вампиров в шкафу и не опасался бы пауков под кроватью и т.п. Детям свойственно испытывать страх ничуть не меньше взрослых. Правда, зачастую под «маской» детского страха скрывается отчаянный призыв о помощи — ребенок пытается дать вам знать, что ему не хватает любви, защиты, родительского внимания и тепла… 

Ни один адекватный и любящий родитель не проигнорирует этот призыв. А что с ним делать — мы вам уже рассказали. Если же вам понадобятся более подробные и специфические инструкции — никогда не стесняйтесь обратиться за помощью к детским психологам.

www.woman.ru

Сказка для тех, кто боится пауков

Дарья Тележко
Посвящается дочке Маше, которая ужасно боится пауков.

ПАУЧЬИ СТРАХИ
Жил был на свете паучок Антоша. Он жил с мамой и папой в маленькой тесной комнатке, куда редко заглядывало солнце. Окошечко в комнатке, а вернее сказать, чуланчике, было малюсенькое, хорошо еще, что оно было под самым потолком, ведь пауки именно там любят подвешивать свою паутину. Да еще в чуланчике все время журчала вода, то сильнее, то тише, а когда в чуланчике бывали люди, то и вовсе случался шумный водопад, и становилось очень страшно — ведь от людей всякого можно ожидать.
Назвали нашего паучка в честь героя песенки: «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку…» ну и так далее. Родители сочли, что это как раз про паучков – картошку они ни за что копать не станут, сколько ни проси, да и на вкус она не очень, есть вещи и повкуснее. Другое дело – играть на гармошке. Пауки это любят и умеют, пальчики у них тонкие и ловкие, паутину ведь плести – занятие не простое, требует большого умения и сноровки. Поэтому на гармошке играть они выучиваются быстро и легко, немудрено, что имя Антошка такое распространенное среди пауков.
Правда, играть Антошке приходилось лишь тогда, когда рядом никого нет, особенно людей. Папа строго-настрого запретил ему играть при людях. Сам он – баянист-виртуоз, когда-то в молодости не выдержал и решил сыграть на баяне для людей, чтобы завоевать если не любовь, то хотя бы чуточку доброжелательности. Он выбрал прелестное местечко над обеденным столом, дождался, когда все соберутся, погладил инструмент, вытер влажные от волнения руки белоснежным платочком (известно, что пауки – большие чистюли), закрыл глаза и… Полилась прекрасная музыка. Это был Иоганн Себастьян Бах, Токката и Фуга Ре минор, в переложении для баяна И.С.Бахорина. Чтобы добыть эти ноты, папе пришлось проделать длинный и опасный путь до магазина, а потом долго ползать по бесконечным полкам, отыскивая нужное сочинение. Зачем же было так рисковать, спросите Вы. А дело в том, что еще Антошин дедушка, который в свое время жил в Риге в Домском соборе, рассказывал папе, какое впечатление на людей производила эта музыка. Лица их просветлялись, исполненные великой любви ко всему живому, многие плакали. Эти звуки дедушка запомнил на всю жизнь, и когда корабль увозил его в неведомые края, он поклялся, что научит сына исполнять эту музыку на баяне, ведь баян – это по сути маленький оргАн. Сам-то он играть уже не мог – сильно повредил лапку, когда служитель собора в очередной раз выметал паутину огромным веником. Сколько ни пытались пауки, вновь и вновь восстанавливая паутину на прежних местах, доказывать людям, что они, пауки, гораздо полезнее мух, ничего не выходило. Всякий раз новехонькую, любовно сплетенную паутину безжалостно сметали веником упорствующие в своем заблуждении люди.
Здесь уместно будет рассказать историю, которую знают все пауки на свете. Было это давным-давно. Один героический паук с крестом на спине, на счету которого было 777 мух, решился на отчаянный подвиг во имя торжества справедливости. Он сплел свою паутину – произведение искусства невиданной красоты и прочности – в Столовой номер 2, прямо над плакатом об опасности мух для здоровья человека. Но люди не поняли этой высокой жертвы. С криками «Паук, паук!» Они побежали кто за тапком, кто за веником, а кто — о, ужас — за мухобойкой. А один толстый конопатый мальчик предложил поджечь паука спичкой. Все это время две девочки не переставали визжать от страха, при этом они тайно соревновались, кто визжит громче и противнее, а одна, к зависти другой, даже ухитрилась выжать из себя слезы. Вот сейчас меня убьют, думал герой–паук, и плакать перестанут. Никто не прольет и слезинки, а мухи будут громко смеяться: «З-з-з-з-ха-ха-ха-з-з-з» . Но ничего не поделаешь, надо нести свой крест. На меня смотрят не только люди, но и другие пауки, быть может, они продолжат мое дело, и когда-нибудь люди поймут, что мы не враги, а друзья. И моя жертва не будет напра… Кажется, это был тапок. Все же не мухобойка… Удалось избежать позора… Дело мое не погибнет… Пойдут легенды…

Так и случилось. Эту легенду (а может быть и чистую правду) пауки передавали из уст в уста своим детям, но никто больше не хотел повторять подвиг Крестовика, скорее, эта история возымела обратный результат – пауки стали осторожнее и недоверчивее к людям. Разве что наивные одиночки вроде Антошкиного дедушки, продолжали верить, что люди способны на великую любовь ко всему живому, ну кроме мух, конечно, в силу понятных причин.
Ну, так вот. Антошин папа беззвучно вздохнул, как перед полетом, и начал играть Токкату и Фугу Ре минор. Как он играл! Казалось вся скорбь бессмысленной войны между людьми и пауками, вся торжественность великой жертвы героя-крестовика должна была проникнуть в души людей, сидящих за столом и открыть им истину. Но не тут-то было. Первой отреагировала дочка хозяев дома. Ой, закричала она, вон там!
— Что там? спросил встревоженный хозяин дома.
— Паук. Сидит прямо над столом, да еще лапками перебирает быстро-быстро и пищит.
— Глупости. Вмешалась мама двоих славных ребятишек сидевших за столом. Паук не может пищать, это наверно пищит муха у него в когтях, бедняжка!
От этих слов пауку стало так горько на сердце, что он даже сбился и перестал играть.
— Уже не пищит, сказал брат девочки, наверно, злодей сожрал муху. Эх, сейчас бы его поджечь, вот было бы здорово!
— Еще чего, сказала хозяйка дома (сердечко паука ёкнуло от радости), так и дом спалить недолго, лучше прихлопнуть его чем-нибудь.
Радость паучка сменилась отчаянием. Все восемь ног приготовились к побегу и нервно заерзали по паутине.
— Смотрите, он как будто бы понял, о чем мы говорим – крикнул мальчишка.
— Конечно понял, пауки вообще умные и полезные животные — сказал дедушка ребят, который до этого молча наблюдал за пауком, и казалось к чему-то прислушивался.
Вот! Подумал паук. Ради этого стоит умереть, но ноги сами понесли его в спасительную щель в штукатурке, подальше от места неудавшегося подвига.
С тех пор ни один паук не пытался играть на людях, и маленький Антоша выводил свои гаммы и этюды в тихом укромном местечке за рассохшейся рамой крошечного окошечка их маленького чуланчика с вечно журчащей водой.
А ведь когда-то Антошка с мамой и папой жили в той самой большой и красивой комнате, где должно было произойти, по папиному замыслу, просветление людей насчет пауков, посредством музыки Баха. Но после позорного бегства папы, который не смог повторить подвиг Крестовика, семья перебралась в чуланчик, где было намного безопаснее. А кроме того, папа счел необходимым освободить место, самой судьбой предназначенное для подвига братания с людьми, какому-нибудь более смелому и достойному пауку. Мама приняла известие о переезде со скорбным достоинством, Антошке было не так уж важно, где жить, лишь бы с мамой и с папой. Недавно родившаяся сестричка Тина была еще маленькой, сидела у мамы на спине и с аппетитом поглощала детское питание – сублимированных москитов, которых папа усердно заготавливал впрок, обматывая паутиной и подвешивая к потолку.
Прошло уже немало времени с тех пор, как Антоша начал учиться на баяне, и теперь он играл уже очень хорошо. Особенно прекрасно в его исполнении звучала знаменитая Токката и Фуга Ре минор Иоганна Себастьяна Баха. Папа, когда слушал, украдкой смахивал слезы. Впрочем, было неясно, вызваны ли они музыкой или мухами, залетавшими из ближайшей пивной – в последнее время папа пристрастился к пиву. Пивных мух он отличал по особому полету и прерывистому жужжанию: «З-з-з-ик-з-з-з-ик-з-з-з». Ловить их было легко, отяжелевшие от пива, они сами падали в расставленные сети.
Антоша смутно догадывался, почему папа замкнулся и все чаще грустит, держа пивную муху в одной руке, а другой подпирая щеку. Все дело было в погубленной мечте о великом подвиге. Когда-то храбрый и великодушный паук, папа не позволял себе даже думать о том, что теперь сын мог бы продолжить его дело и достойно завершить начатое отцом. И все потому, что дело было уж больно опасным! Тревога за сына отодвинула в темный угол заветную мечту о дружбе людей и пауков, а что может быть печальнее мечты, отодвинутой в темный угол, пусть даже это угол благородной паучьей души? Вот потому-то страстное желание Антоши сыграть на людях (или хотя бы на пауках) до сих пор оставалось неисполненным – папа запрещал под страхом смерти. Только вот, страх смерти был папин, а желание – Антошино. Получалось нечестно. Мысль об этом все чаще заставляла Антошу выползать из чуланчика на соседнюю яблоню и там в густых ветвях, куда не залетали надоедливые пьяные мухи, он отдавался чистому искусству. Папа тихо плакал. Мама качала Тину и многозначительно молчала.
Далеко-далеко от чуланчика в тридцати человечьих шагах (а это почти 3 тысячи паучьих) стояла хорошенькая дачка – тот самый дом, где Антошин папа когда-то неудачно попытался освободить паучий род от проклятья людской ненависти. Антошу тянуло взглянуть на это место хотя бы разок, чтобы представить себя на месте папы. И вот однажды, когда мама и сестричка спали, а папа охотился на мух, Антошка заметил, что ветер дует как раз в сторону заветного дома. Это сильно облегчало задачу, ведь лететь на сухом листке гораздо быстрее, чем ползти пешком. Ветер как будто угадал его намерения – он подогнал шуршащий экипаж прямо к Антошиным ногам. Паучок быстро прицепился к листку и в ту же секунду новый порыв ветра понес его прямо к дому и внес в открытое окно спальни. Запутавшись в занавеске, листок повис вместе с нашим героем. Антон огляделся — нет, как-то не похоже на то, что описывал папа. Нету большого стола, зато есть две кровати. На одной из них сидит девочка. Вдруг девочка открыла рот и громко закричала — паук, там паук! Это было совсем как в папином рассказе, поэтому Антон весь сжался в комок и приготовился к бегству. Но тут он заметил, что девочка показывает совсем не на него, а в другую сторону. Антоша посмотрел туда и увидел Её. Она висела на тонкой паутинке и была прекрасна, хотя и смертельно напугана. Я спасу ее, подумал Антон, спасу, во что бы то ни стало. По крайней мере, мое бегство будет не столь жалким, я сберегу одну паучью жизнь.
А вдали уже слышались тяжелые шаги убийц и отвратительные крики: «веник, веник возьми!» Но как добраться до противоположного угла комнаты, чтоб самому не попасть в ловушку? Эврика! Надо сплести нить, тонкую и прочную, чтобы она могла выдержать двоих. И Антон немедленно принялся за работу. Прыжок – и длинная нить растянулась на всю комнату.
— Хватайся за меня! Крикнул Антон незнакомке и тут же почувствовал на своих плечах нежные, но цепкие лапки молодой паучихи. И снова ветер помог – распахнул окно и вышвырнул ошалевших от собственной смелости паучков наружу. Они долго летели по воздуху в объятиях друг друга, пока не приземлились в густые ветви кипариса.
— Меня зовут Антон, а тебя?
— Пенелопа.
— Какое странное имя…
— Ничего не странное, учитывая, что я все время тку.
— А что, все Пенелопы – ткачихи?
— Какой ты глупый, ты что, никогда не жил в библиотеке? Или хотя бы в кинотеатре?
— Нет, но мой дедушка жил в Домском соборе, поэтому я умею играть на баяне Баха.
— Правда? Ой, как здорово, ты мне сыграешь?
— Конечно, только вот доберусь до дома, там остался мой баян.
— А как ты найдешь свой дом?
— Очень просто, если прислушаться, то услышишь журчание воды.
Они замолчали и стали слушать.
— Туда, твердо сказал Антон, показывая в угол сада.
Переползая с ветки на ветку, они добрались до прямой дороги к дому в виде электрического провода, тянувшегося к тусклой лампочке, временами некстати освещавшей их убогое жилище. Но в эту минуту Антон не думал о таких мелочах, как неудачный дизайн интерьера. Его душа была полна прекрасной музыкой.
— Подожди здесь, бросил он на ходу Пенелопе и скользнул в дом.
Схватив баян, он вернулся к ней, сидящей на ветке яблони в ожидании чуда. И чудо произошло. Закрыв глаза и беззвучно вздохнув, как перед полетом, Антон впился сильными пальцами в бока инструмента, и полилась прекраснейшая музыка: «Скажите девушки подружке вашей, что я ночей не сплю, о ней мечтаю…»
— Как красиво, сказала Пенелопа. Это Бах?
— Нет, это я, соврал Антон.

daria-telezhko.livejournal.com

Почему люди боятся пауков? Отвечают Фрейд и ученые (у них есть верный ответ) | Futurist

Как это работает


1 сентября 2018, 13:47

Вроде бы, пауки вполне дружелюбные к нам создания. Они ловят мух, которые разносят заразу, плетут красивые паутины, у них симпатичные мохнатые лапки…

Почему же тогда каждый пятый человек на земле панически их боится?

Боязнь пауков или арахнофобия – самая распространенная в мире фобия, связанная с животными. Панические атаки, учащенное сердцебиение, потливость, обмороки – все это может появиться даже при упоминании пауков, не обязательно увидеть само животное, можно наткнуться на паутину или картинку в интернете и запаниковать.

Об истоках этого страха рассуждал еще Фрейд. Он считал, что арахнофобия – это выражение страха перед гневной матерью, которая испытывает агрессию к своему ребенку, за то что он полностью подчиняет ее себе. А она в ответ опутывает его чувством вины, как паутиной. Однако эта теория не имела дальнейшего развития.

Три фактора, которые могут обуславливать страх перед пауками: культурный фон, лично-биографический и эволюционный.

Культурный

В некоторых странах, таких как Камбоджа, пауки – это вкусный обед. Как результат, арахнофобия редко встречается в этих местах, а вот в Европе пауки традиционно изображаются как дьявольские создания.

Личный опыт

Отличный способ заработать фобию – это сильный испуг, испытанный в глубоком детстве. Само событие человек при этом на чисто забывает, но продолжает испытывать на подсознательном уровне страх.

Эволюционный

Самый главный, генетический фактор. Большинство ученых считает, что страх перед пауками давал нашим предкам эволюционное преимущество. Ведь по всему миру много пауков, которые очень ядовиты.

В 2017 году было проведено исследование, в котором шестнадцати шестимесячным младенцам показывали картинки разных животных, выполненных в одном стиле. Именно при виде пауков и змей у младенцев сильно расширялись зрачки, что говорит об активации норадренергической системы в мозге, которая отвечает за стрессовые реакции и вырабатывает норадреналин. Гормон, который участвует в реакции тела на страх. Например, повышает скорость человека, чтобы он мог убежать от опасности. А также принимает участие в процессах запоминания и обучения.

Шестимесячные младенцы не обладают никаким визуальным опытом: изображения пауков ничего не говорят детям. Однако они уже способны идентифицировать пауков и змей – значит реакция врожденная. При этом реакции на носорогов и медведей у младенцев не было. Это обусловлено тем, что с пауками мы живем на планете около 40 миллионов лет. Гораздо дольше, чем с современными млекопитающими.

К счастью, от бесполезной для современного человека боязни пауков легко избавляют с помощью конфронтационной терапии, когда человека сталкивают лицом к лицу с его страхами (только не делайте этого самостоятельно). Последнее время для этого используется игровая компьютерная симуляция, так как здесь более высокий уровень безопасности и контроля.

Источник: Научпок

Понравилась статья?

Поделись с друзьями!

  Поделиться 0
  Поделиться 0
  Твитнуть 0

Подпишись на еженедельную рассылку

futurist.ru