Метод мышления: Методы мышления

Содержание

Методы мышления

Умозаключение является наиболее сложной формой и продуктом мышле­ния. Оно основывается на данных ряда суждений и осуществляется путем рассуждения. Различают три основных метода (способа) получения умозаклю­чений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивное умозаключение — ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному), здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Индуктивное умозаключение — рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии — делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям или от част­ного к частному, минуя общее).

Типы мышления

Первые попытки выделить специфику мышления восходят к ассоциативному направлению в психологии, где главной особенностью мышления является его целенаправленный и продуктивный характер. В рамках этого направления выделенымеханически-ассоциативный и логически-ассоциативный типы мышления.

Механически-ассоциативный тип мышления — ассоциации формируются преимущественно по законам смежности, сходства или контраста. Здесь нет и четкой цели мышления, т.е. того особого регулятора, который обеспечивает подбор нужного материала и образование причинно-следственных ассоциаций. Такое «свободное» (хаотически-механическое) ассоциирование можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования (при утомлении болезни).

Логически-ассоциативное мышление — отличается целенаправленностью и ценностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций — цель мышления.

X. Липман (1904) использовал для обозначения этой цели отвлеченное понятие — «руководящие представления». Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для формирования смысловых ассоциаций. Руководящие представления являются, по выражению Э. Кречмера (1888-1964), тем магнитом, который держит родственные представления в поле сознания. Такого рода мышление требует апперцепции с определенной установкой внимания на цель мышления.

Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного (апперцептивного), так и механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе — при утомлении.

Индивидуальные особенности мышления

Все вышеуказанные различия в мыслительной деятельности людей (вид, тип и стратегии мышления) определяют индивидуальные особенности мышления каждого конкретного человека. Они складываются в процессе жизни, деятельности и в значительной мере обусловлены условиями обучения и воспитания.

Имеют значение и типологические свойства высшей нервной деятельности человека, его аффективной сферы, особенности функционального межполушарного взаимодействия. Индивидуальные особенности мышления определяют такие интегральные его характеристики, как широта и глубина мышления, его последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность. Перечисленные особенности мышления у разных людей сочетаются и выражены по-разному, что и характеризует индивидуальные особенности их мышления в целом.

Широта ума проявляется в кругозоре человека и характеризуется разносторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям.

Глубина ума выражается в умении проникать в сущность вопроса, умении увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия решения. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов. Быстрота мышления — это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать решения, легко переключаться на решение разных задач.

Гибкость мышления выражается в свободе его от сковывающего влияния бытующих стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решений в зависимости от изменений обстановки.

Самостоятельность мышления выражается в умении человека выдвигать новые вопросы и задачи, находить новые пути их решения самостоятельно, без посторонней помощи. Такое мышление не поддается внушающему постороннему влиянию.

Критичность мышления — это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения, умение отказаться от своих не соответствующих действительности высказываний, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других людей.

Методы мышления. Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов

Методы мышления. Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов

ВикиЧтение

Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов
Андерсон Юэлль

Содержание

Методы мышления

Как известно, существуют два основных метода мышления: индукция и дедукция. Индукция означает, что рассуждения строятся по принципу «от частного к общему». Например, если какая-то конкретная кошка видит в темноте, значит, все кошки видят в темноте. Дедукция означает движение от общего к частному. Так, если все кошки видят в темноте, значит, вот эта конкретная кошка, в конкретном месте, в конкретное время тоже видит в темноте.

Другими словами, индуктивный метод отталкивается от определенного обстоятельства и выводит общий закон, действующий для всех таких же обстоятельств. При дедуктивном методе общий закон уже известен и используется для определения того, что случится с обстоятельством, попадающим под действие этого закона.

Таким образом, индуктивное мышление знает обстоятельства и ищет закон, в то время как дедуктивное мышление знает закон и ищет обстоятельства. Параллель очевидна. Человек знает обстоятельства и ищет закон. Единое сознание знает закон и ищет обстоятельства.

Подсознание мыслит только дедуктивно. Оно не может следовать индукции, поскольку уже знает закон! Оно только стремится проявить этот закон в обстоятельствах.

Эта характеристика подсознания – дедукция, а значит, знание всеобщего закона, – еще одно несомненное доказательство того, что оно является бесконечной субстанцией, проявлением Бога в человеке, абсолютом, единым для всего сущего. И совершенно очевидно, что используя этот ресурс в полной мере, человек получает всю силу творения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Масштабность мышления

Масштабность мышления Высокий рост людей сатурнианского типа дает им одно существенное преимущество – взгляд сверху.

С логической точки зрения, факт высокого роста не должен оказывать существенного влияния на способ мышления человека. Ведь что особенного может дать

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих

48. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

48. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Чаще всего в работах внимание уделяется умственному развитию, но фактически развитие должно охватывать все входящие в свойство развитости качества. Кроме того, традиционным было рассматривать развитие детей в условиях школы, отчасти вуза. Однако во

Поощрение мышления

Поощрение мышления Другой студент обнаружил, что на Роджерса оказали влияние Килпатрик и Дьюи. Взяв это за отправную точку, он, по его мнению, понял цель, к которой стремился Роджерс. Он считал, что Роджерс хочет, чтобы студенты мыслили оригинально и творчески, чтобы они

47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями

1. Методы нестандартного мышления

1. Методы нестандартного мышления ШЕСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП Каждому из шести фундаментальных режимов мыслительного поведения присваивается шляпа определенного цвета. Таким образом, можно по своему усмотрению в нужный момент переключать мышление с одного режима на

Алгоритм мышления

Алгоритм мышления Мышление… это длительный процесс, это ряд умелых импровизаций, скорее напоминающих экспромты джазмена, чем игру музыканта, исполняющего по нотам какое-нибудь классическое произведение. Рестак (Restak, 1988, р. 233) К сожалению, не существует универсальной

Природа мышления

Природа мышления Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.Отправляясь от того, что дано в

Методы исследования продуктивного мышления

Методы исследования продуктивного мышления Методы исследования продуктивного речевого мышления распадаются на две группы. Одна из них направлена на изучение предпосылок речевого сложного дискурсивного (рассуждающего) мышления и ставит своей задачей установить, в

Чистка мышления?

Чистка мышления? Любое негативное чувство, сохраняющееся некоторое время, может блокировать помощь с другой стороны, препятствуя эффективной работе правого полушария. Вот некоторые из таких негативных

Центрирование мышления.

Центрирование мышления. Утренние, дневные и вечерние упражнения в дни с 16-го по 20-й позволят вам контролировать оба полушария своего мозга.»И что тогда?» – спросите вы.»Вы центрируете свое мышление», – отвечу я.»Как это поможет мне?» – поинтересуетесь вы.»На вас прольется

Стили мышления

Стили мышления Расстройствам личности также характерны соответствующие когнитивные стили, которые могут являться отражением поведенческих стратегий пациентов. Эти когнитивные стили связаны со способом, которым люди обрабатывают информацию, в противоположность

Контроль мышления

Контроль мышления 1. Необходимость интернализации (понуждение к восприятию) групповой доктрины как «Истины»: схема = реальность; черное и белое; добро против зла; Мы против Них (групповое против внешнего мира). 2. Принятие «нагруженного» языка (характеризующегося

Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления

Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления Как вы уже поняли, все идеи, предложенные в этой книге, просты и понятны. Многие из них, скорее всего, были знакомы вам и прежде, но, вероятно, как и в моем случае, не будет лишним подумать о них еще

3 способа мышления – Zippia

  • Какие существуют способы мышления?
  • Конвергентное мышление
  • Дивергентное мышление
  • Процесс латерального мышления
  • Изменение границы мыслительного процесса
  • Как ответить на вопрос интервью

    Как вы решаете проблемы? Это вопрос, который может возникнуть на собеседовании при приеме на работу и заставить вас задуматься о том, что они спрашивают. Ты хорошо их решаешь, да? Но это не то, что они хотят знать. Интервьюер интересуется вашим подходом к решению проблемы и тем, как работает ваш мозг.

    Основные выводы:

    • Три режима мышления — это конвергентное мышление, дивергентное мышление и латеральное мышление.

    • Конвергентное мышление — это процесс поиска единственного ответа простым и логическим способом.

    • Дивергентное мышление — это процесс рассмотрения нескольких ответов на проблемы.

    • Латеральное мышление — это непрямой процесс, сочетающий конвергентное и дивергентное мышление.

    Каковы способы мышления?

    Интересно, что концепции различных способов мышления и решения проблем были созданы Джой Пол Гилфорд, лидером американской психологии. Первоначально он разработал теорию креативности в 1950-х, расширил ее, включив в нее свою концепцию дивергентного мышления, а затем включил ее в свою идею креативности в 1970-х.

    Итак, идея трех способов мышления все еще довольно нова, она развивалась и продолжает развиваться сегодня. На данный момент режимов:

    • Конвергентное мышление

    • Дивергентное мышление

    • Нестандартное мышление

    Каждый режим рассматривается по-своему и заслуживает более подробного рассмотрения.

    Конвергентное мышление

    Самый простой способ объяснить конвергентное мышление — это рассмотреть простую математическую задачу, такую ​​как 2 + 2 = 4. Идея состоит в том, что есть только один правильный ответ, и вы используете логику, чтобы получить его. Если бы вам задали вопрос о 2 + 2, вы бы представили два предмета, стоящих с одной стороны, а затем к ним присоединяются еще два предмета. Ответ, конечно же, четыре.

    Это стало очень рутинным, и мы даже не думаем об этом, но когда мы только начали учиться, это был яркий пример конвергентного мышления. Нам пришлось использовать логику, чтобы узнать, что произойдет, когда два элемента присоединятся к другим двум элементам, и сколько их будет.

    В деловом мире большинство ситуаций, с которыми вы столкнетесь, будут не такими простыми. Вы также можете обнаружить, что в поиске решений участвует несколько человек, и поэтому это может стать немного сложнее. Но если все используют конвергентное мышление, то ответ всегда должен быть одним и тем же, потому что есть только один ответ.

    Бухгалтеры и другие специалисты в мире финансов часто сталкиваются с ситуациями конвергентного мышления. У них могут быть разные подходы к бухгалтерской ситуации, но если вы наберете несколько профессионалов и определите, как вы хотите, чтобы они находили ответ, все они придут к одному и тому же ответу. Это конвергентное мышление.

    Конвергентное мышление также может называться критическим мышлением, вертикальным мышлением, аналитическим мышлением и линейным мышлением.

    Дивергентное мышление

    Согласно Гилфорду, дивергентное мышление — это способ мышления, который генерирует творческие идеи, исследуя множество решений. В сериале Рот расходящийся человек демонстрирует характеристики более чем одной фракции.

    Давайте попробуем выполнить небольшое упражнение на дивергентное мышление. Возьмем нашу простую конвергентную математическую задачу 2 + 2. Как мы можем превратить ее в нечто, не равное четырем? Немного раскройте разум и попытайтесь разработать способ, при котором две вещи с двумя другими не будут создавать четыре вещи.

    Что, если бы было два кролика-самца, а вы добавили бы двух кроликов-самок? За очень короткий период у вас может быть намного больше, чем четыре кролика. Или что, если вы смешаете две капли воды с двумя другими каплями воды? Если бы они объединились, у вас была бы одна большая капля воды, а не четыре отдельных.

    При дивергентном мышлении существует много разных ответов или возможных решений на вопрос.

    Иногда в деловом мире эта способность выйти за пределы очевидного и «единственного» ответа и придумать «что, если» чрезвычайно важна. Это может привести к решению проблемы еще до ее возникновения. Это также приводит к творческим идеям для решения проблем.

    Дивергентное мышление иногда называют творческим мышлением или горизонтальным мышлением.

    Процесс латерального мышления

    Наконец, мы подошли к латеральному мышлению, в котором используются процессы как конвергентного, так и дивергентного мышления. Многим людям нравится связывать латеральное мышление с фразой «нестандартное мышление», что может быть хорошим способом его представить.

    Готовые решения — это логичные способы решения проблем с одним правильным ответом. Нестандартный процесс решения проблем открывает поле ответов для многих других концепций и возможностей.

    Латеральное мышление не является концепцией, введенной Гилфордом. Эдвард де Боно создал его в 1967 году, и это пример того, как идеи о том, что такое мыслительный процесс и как он работает, все еще развиваются.

    Это было включено в обзор решения проблем и мозгового штурма, что делает его отдельной категорией, но он по-прежнему в значительной степени зависит от конвергентного и дивергентного мышления. Его сравнивают со способностью использовать как конвергентные, так и дивергентные процессы, но он больше склоняется к дивергентному мышлению.

    При использовании латерального мышления человек должен уметь видеть правильный ответ, который может дать конвергентное мышление. Нестандартный мыслитель также может увидеть расходящиеся ответы. Они могут не только найти правильное решение или решение «что, если», но и свести их все воедино.

    Это очень полезно во многих деловых ситуациях, потому что они верят, что эти люди более разносторонние и продвинутые в процессе формирования мыслей и могут видеть идеи более развитым образом.

    Изменение границы мыслительного процесса

    В прошлом и до сих пор существовала тенденция классифицировать людей. Они так или иначе. Они либо конвергентные, либо дивергентные мыслители. Затем люди, как правило, ставили одну категорию выше другой и давали им своего рода ранжирование.

    Итак, когда появились концепции конвергентного и дивергентного мышления, люди думали, что конвергентные мыслители «хуже», чем дивергентные. Они не были всесторонне развиты, они не видели других решений, они не были изобретательны. Но это не обязательно так, и разве умение найти единственное правильное решение тоже не является хорошим навыком?

    С другой стороны, некоторые нестандартные мыслители считались высокомерными и разбросанными, не способными найти правильные ответы, но невероятно способными к творчеству. Опять же, у такого образа мыслей есть как хорошие, так и плохие стороны.

    Возможно, поэтому возникла идея объединить конвергентное и дивергентное мышление и создать латеральную модель. Это конец дискуссии о мыслительном процессе? Точно нет.

    Всегда будут люди, копающиеся в мозге и пытающиеся определить, как он работает. Что, кажется, вышло из исследования до сих пор, так это понимание того, что не существует абсолютов, и большинство людей используют комбинацию мыслительных процессов.

    Как ответить на вопрос интервью

    Это возвращает нас к тому вопросу интервью, где вас спросили, как вы решаете проблемы. Ну как решать проблемы? Вы тот, кто ищет правильный ответ, используя все знания, которые вы накопили? Или вы тот, кто ищет множество разных ответов, чтобы увидеть, какой из них может быть правильным?

    Возможно, вы даже не ищете ответ. Может быть, вам нравится брать вопрос и разбивать его на множество различных возможных решений, а затем дополнительно изучать все решения и их потенциальные результаты.

    Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно много знать о себе и о том, как работает ваш собственный мозг. Но интервьюер может не захотеть, чтобы вы так углублялись в собеседование.

    Если вы можете сосредоточиться и сообщить им, в какую сторону вы склоняетесь; сходящийся, расходящийся или латеральный, вероятно, это достаточно хороший ответ. Если они захотят узнать больше и лучше понять ваш мыслительный процесс, они зададут несколько наводящих вопросов.

    Что еще более интересно, то, как вы ответите на вопрос, может дать им лучшее представление о вашем мыслительном процессе, чем ваш реальный ответ. Тот, кто сразу говорит «расходящийся», на самом деле дает конвергентный ответ.

    Указано, что это правильный ответ, и другого альтернативного ответа нет. Забавно, как это работает и может выдать слова, которые вы на самом деле говорите.

    Если вас беспокоит, что этот вопрос возникнет на собеседовании, неплохо было бы узнать достаточно об этой области, чтобы понять, какого типа мыслителя они предпочитают.

    Они ищут творческих людей, которые предлагают свежие идеи? Основана ли их область на конкретных ответах, в которых не так много места для ошибок, или это область, которая охватывает множество различных способов мышления?

    Насколько полезен был этот пост?

    Нажмите на звездочку, чтобы оценить!

    Средний рейтинг / 5. Количество голосов:

    Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.

    Никогда не упускайте подходящую для вас возможность.

    IdeaConnection: методы мышления

    Мозговой штурм

    Мозговой штурм — самый известный и популярный метод генерирования идей для групп. Мозговой штурм полезен на всех этапах более крупного процесса решения проблем.

    Шаррет

    Формальная версия Charrette включает творческие зубрежки в течение нескольких дней, в которых участвуют архитекторы, их творческие поставщики, муниципальные чиновники, застройщики и жители. Такие сеансы также называют исследованием по замыслу.

    Творческое решение проблем

    С момента появления ставшей уже классической структуры Осборна-Парнеса многие академические и коммерческие организации пересортировали и переименовали этапы и фазы того, что мы теперь называем творческим процессом решения проблем (CPS).

    Критическое мышление

    Критическое мышление – это объективный анализ фактов для формирования суждения. Критическое мышление — это самонаправленное, самодисциплинированное, самоконтролируемое и самокорректирующее мышление. Это влечет за собой способность эффективно общаться и решать проблемы, а также стремление преодолеть наш врожденный эгоцентризм и социоцентризм.

    Мечты

    Это метод следования за своими мыслями одна за другой, заставлять человека дрейфовать в потоке идей, которые в конечном итоге принимают коническую форму: то, что, казалось бы, начиналось как случайные мысли, заканчивается верхушкой конуса: окончательной идеей.

    Диалектические подходы

    Некоторые подходы к решению проблем используют дебаты для устранения предположений и генерирования оригинальных идей.

    Анализ силового поля

    Анализ силового поля определяет конкурирующие силы, связанные с проблемой, и использует мозговой штурм для поиска решений

    Инновационный метод FORTH

    Инновационный метод FORTH — это ориентированный на клиента вдохновляющий практический инновационный метод, состоящий из пяти шагов для создания новых продуктов и услуг. В течение 14 недель после запуска вы создаете 4 новых мини-бизнес-кейса с кросс-функциональной командой.

    Интерактивное планирование и идеализированный дизайн

    Интерактивное планирование, как оно определено и распространено Расселом Л. Акоффом, направлено на создание будущего путем проектирования желаемого настоящего.

    Метод К-Дж

    Метод KJ был разработан Дзиро Кавакита в 1960-х годах как диаграмма сходства и стал одним из семи инструментов управления и планирования, используемых в комплексном контроле качества

    Нестандартное мышление

    Латеральное мышление — это преднамеренный, систематический процесс творческого мышления, который преднамеренно рассматривает проблемы с совершенно разных точек зрения.

    Микрореальность

    Микро-реальность — это метод развития ума, который изучает и анализирует проблемы и проблемы с целью предоставления новых, индивидуальных и динамичных решений.

    Интеллект-карты

    Интеллект-карта — это, по сути, нелинейная форма описания. Идея состоит в том, чтобы составить органически связанную диаграмму слов, понятий, идей, задач, решений или другой информации и связать отдельные элементы в соответствии с требованиями их ассоциаций.

    Морфологический анализ

    Морфологический анализ обеспечивает систему и формат для изучения параметров сложных проблемных ситуаций для новых комбинаций, которые могут быть преобразованы в творческие решения.

    Продуктивное мышление

    Productive Thinking — это система решения проблем и поиска возможностей, разработанная для включения таких творческих методов, как мозговой штурм и латеральное мышление, по мере необходимости.

    Генератор случайных слов

    Использование генератора случайных слов — это простой способ заставить свой разум отвлечься от его обычной рутины и переключиться на касательные, которые в противном случае он бы не принял.

    СКАМПЕР

    SCAMPER — это аббревиатура от семи приемов мышления, которые помогают тем, кто их использует, находить нестандартные решения проблем. Техники мышления настолько распространены в творческом поведении человека, что правильнее было бы назвать SCAMPER мнемоникой для набора техник, а не отдельной техникой.

    Шесть мыслящих шляп

    Метод Шести Мыслящих Шляп определяет шесть способов мышления, которые должны быть параллельно направлены на решение рассматриваемой проблемы. Этот подход параллельного мышления активно препятствует и заменяет аргументативный подход, при котором члены группы выступают за противоположные решения.

    SWOT-анализ

    SWOT-анализ хорошо известен как бизнес-инструмент для планирования, но вы можете найти его очень полезным в целом для размышлений.

    Синектика

    В основе синектики лежит значение названия. На протяжении всего сеанса синектики фасилитатор отвечает за объединение и руководство различными людьми, их различными идеями и случайной стимуляцией.

    Системное мышление

    В этой серии статей о системном мышлении я делюсь ключевыми идеями и инструментами, необходимыми для развития и совершенствования системного мышления для решения сложных проблем.

    Теория устранения неисправностей

    Эта Теория необходима для выяснения первопричины любой проблемы в любой системе/машине. Когда вы прочитаете его, вы оцените тот факт, что до сих пор никто не решил ни одной проблемы в любой системе/машине без непреднамеренного использования этого метода; который я тщательно исследовал и задокументировал.

    ТРИЗ

    Исходя из гипотезы о существовании универсальных принципов творчества или моделей изобретательства, следует, что все решения уже найдены.