Метод наблюдения в педагогике: Педагогическое наблюдение как метод изучения личности учащихся

Содержание

Методы исследования

Главная>Книги по педагогике>Оглавление

Под методами исследования понимаются способы решения научноисследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения ученого в глубину исследуемых объектов. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем выше успехи деятельности ученых. Запас научного инструментария педагогики непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и заимствования пригодных для педагогических целей методов других наук.

В настоящее время наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Причиной такого процесса является обновление дидактических моделей и появление в практике методик исследовательского обучения. Познавательный процесс школьников, студентов в этом случае осуществляется по логике научного поиска. Прежде чем обратиться к характеристике методов педагогической науки, необходимо подчеркнуть принципы выбора их для решения конкретных исследовательских задач. Основных принципов два. Принцип совокупности методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются ученым в расчете на согласование их с природой исследуемого явления. Второй — принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен.

Рассмотрим основные методы педагогических исследований в порядке их значимости и традиционности без группировки на теоретические и эмпирические.

Метод наблюдения. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по какимлибо показателям. Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по возбуждению познавательной активности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемость школьников, зафиксирован

44

ная в формах оценок, темпов освоения учебной информации, объемов освоенного материала, фактов личной инициативы учащихся в добывании знаний. Как видим, сама познавательная активность учащихся поддается регистрации опосредованно.

Различаются несколько видов наблюдений. Непосредственное и опосредованное, где действуют или исследователь, или его ассистенты, или, как указано выше, факты фиксируются по нескольким косвенным показателям. Выделяются, далее, сплошные или дискретные наблюдения. Первыми охватываются процессы в целостном виде. От их начала и до конца, до завершения. Вторые представляют собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от его старта в начале урока до конца урока. А при изучении нервногенных ситуаций в отношениях учительученик исследователь как бы выжидает эти события, чтобы затем подробно описать причины их возникновения, поведение обеих конфликтующих сторон, т.е. учителя и учеников.

Исследовательское наблюдение организуется с трех позиций: нейтральной, с позиции руководителя педагогического процесса и при включении исследователя в реальную естественную деятельность. Например, ученый ведет наблюдение за спадом и подъемом интеллектуальной инициативы учащихся во время уроков по гуманитарным и негуманитарным школьным дисциплинам. В этом случае он располагается в классе так, чтобы держать в поле зрения всех, но самому быть незаметным. Идеально, когда его присутствие ни учителем, ни учащимися не ощущается. Наблюдение же со второй позиции предполагает, что исследователь сам ведет урок, сочетая практические с исследовательскими задачами. Наконец, третья позиция предполагает включение исследователя в структуру действия испытуемых рядовым исполнителем всех познавательных операций вместе с учащимися для самоиспытания в роли последних.

К разновидностям научных наблюдений в педагогике относят и такие, как открытое и конспиративное наблюдения. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Конспиративное наблюдение

45

предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемых. Разница между первым и вторым состоит в со| поставлении данных о ходе педагогических процессов и поведении участников образовательновоспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорное™ и свободы от глаз посторонних.

В методологическом арсенале существуют и такие виды наблюдения, как лонгытюдкое (продольное) и ретроспективное (обращенное к прошлому). Предположим, изучаются условия развития математических способностей школьника с первого до одиннадцатого класса. При лонгитюдном наблюдении исследователь стоит перед необходимостью анализа условий и их влияния на школьника в течение 11 лет. При ретронаблюдении движение к получению фактов идет в обратном направлении. Исследователь использует биографические школьные данные студента или специалиста, чтобы вместе с ними или с их школьными учителями выявить то, что оказало решающее влияние на прогресс математических способностей испытуемых в школьные годы.

Материалы наблюдения фиксируются с помощью таких средств, как протокольные, дневниковые записи, видеокинорегистрации, фонографические записи и др. В заключение подчеркнем, что метод наблюдения при всех его возможностях ограничен. Он позволяет обнаруживать лишь внешние проявления педагогических фактов. Внутренние же процессы остаются для наблюдений недоступными.

Опросные методы в педагогике. Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. Они применяются в социологии, демографии, политологии, других науках. К опросным методам науки примыкает практика работы государственных служб изучения общественного мнения, переписей населения, сбора информации для принятия управленческих решений. Опросы различных групп населения лежат в основе государственной статистики. А различные формы госотчетности в принципе близки к опросным методам получения сведений о состоянии тех или иных структур и процессов общественного бытия. Не обходятся без опросных методов и избирательные системы во всем мире.

46

В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование. Беседа — диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования 5 соответствующих интересам испытуемых, формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом; вопросы, проверяющие искренность ответов и другие. Практикуются открытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы.

Близок к методу исследовательской беседы метод интервью. Здесь исследователь как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренности испытуемых. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых исследователем у испытуемых. Лучше, если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти исследователя. Не допускается в педагогической науке оба опросных метода, смахивающих на допрос.

Анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Известны три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы. Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов

47

предлагается на выбор и в то же время оставляются cboJ( бодные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.

Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты, ее предварительное испытание путем так называемого «пилотажа», т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых. После этого дорабатываются формулировки вопросов, тиражируются анкеты в достаточном количестве и выбирается тип анкетирования. Техника обработки анкет предопределяется как числом лиц, вовлеченных в опрос, так и степенью сложности и громоздкости содержания анкеты. Обработка «вручную» производится путем подсчетов типов ответов по категориям запоминающего. Машинная обработка анкет возможна при индексированных и поддающихся формализации, статистической обработке ответов.

В практике известны варианты безанкетного опроса с применением полуавтоматов. К их числу можно отнести полуавтоматы для безанкетного опроса, разработанные Журавлевым В. И.

Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Определяется он в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы. По масштабу эксперименты бывают глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты, проводимые с минимальным охватом их участников.

В качества организаторов крупных экспериментов могут выступать государственные, правительственные научные учреждения и органы управления образованием. Твк, в истории отечественного образования в свое время был осуществлен глобальный эксперимент, в котором проверялась гипотеза по проверке модвли общего образования детей с шестилетнего возраста. В результате отрабатывались все составляющие этого крупного, научного проекта и страна затем пврешла на обучение детей именно с этого возраста. Примером частного эксперимента может служить проверка гипотезы о продуктивности метода безобъяснительного обучения студентов с помощью так называемых «кочующих межнаучных терминов» Эксперимент выявил наднаучные возможности метода и закрепился как один из инновационных продуктов дидактического творчества.

Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов. К ним относят такие, как недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда для их самочувствия, от

48

ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем. В организации эксперимента действуют методологические предписания, среди которых — поиск экспериментальной базы по правилам репрезентативной выборки, предэкспериментальная разработка показателей, критериев и измерителей для оценки эффективности влияния на результаты обучения, воспитания, управление гипотетических разработок, которые проходят опытную проверку.

В последнее время получает все большее признание открытый характер эксперимента. Школьники, студенты, вовлеченные в опытную проверку гипотетических новаторских разработок, становятся участниками поиска. Их самонаблюдение, мнения, рациональные и эмоциональные состояния дают исследователям ценные материалы о качестве и эффективности экспериментально проверяемых разработок. В технике проведения эксперимента, как правило, выделяются две группы испытуемых. Одна получает статус экспериментальной, другая — контрольной. В первой реализуется инновационное решение. Во второй — те же дидактические задачи или проблемы воспитания реализуются в рамках традиционных педагогических решений. Ученые получают возможности сопоставить два результата, доказывающих или опровергающих верность их шпотезы. Сравнивается, например, усвоение раздела математики при последовательном изучении школьниками программных тем и посредством использования укрупненных дидактических единиц (УДЕ).

И когда экспериментатор (проф. П.М. Эрдниев) сопоставил последствия своей инновационной дидактической конструкции с развивающими влияниями традиционных способов обучения, он увидел доказательства превосходства своих разработок над традиционными методиками обучения математике. Различают, далее, такие виды экспериментов, как «мысленный», «стендовый» и «натурный». Уже по названию нетрудно догадаться, что мысленный эксперимент представляет собой воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме. Благодаря многократному проигрыванию эспериментальных ситуаций исследователю удается обнаружить условия, при которых его опытная работа может натолкнуться на препятствия, потребовать какихлибо дополнительных реконструкций разработки. Стендовый эксперимент предполагает воспроизведение экспериментальных действий с привлечением

49

участников в лабораторных условиях. Он аналогичен ролевой игре, где воспроизводится опытная модель,’ чтобы проверить ее прежде, чем включить в натуральный эксперимент, где участвуют испытуемые в реальной обстановке педагогического процесса. В результате программа эксперимента после такого рода предварительной проверки получает всесторонне откорректированный и подготовленный характер.

Известны в педагогике и такие две разновидности эксперимента, как естественный и лабораторный. Естественный эксперимент осуществляется посредством ввода опытной конструкции в обыденные сценарии учебной, воспитательной, управленческой работы педагогаэкспериментатора или его партнеров по научным исследованиям. Лабораторный же предполагает создание искусственных условий, где проверяется выдвинутая автором исследования рабочая гипотеза.

Существует общая логика педагогического эксперимента. Ее можно представить в такой инвариантной схеме: автор разрабатывает некую новую педагогическую конструкцию (метод, средство, систему, комплекс, модель, условия и т.д.), вслед за этим составляет программу опытной ее проверки на эффективность. Предварительно конструирует критерии оценки ее эффективности по достаточно диагностичным показателям. Отрабатывает регламент процедур проверки, подготавливает экспериментальную базу и условия реализации опытной работы. Осуществляет намеченное и проверяет его итоги по реальным показателям с помощью надежных критериев. Иначе выглядят историкопедагогические исследования. Но такого рода поиски не требуют эксперимента в его классическом понимании.

В последние годы в педагогике все большее распространение получают терминологические методы исследований. Их возникновение связано с отработкой лингвистики компьютерных систем. Появление тезаурусов, рубрикаторов, дискрипторных словарей как инструментов размещения информации в памяти ЭВМ приводит к разработкам моделей обучения и исследований путем оперирования базовыми и периферийными понятиями. Сущность терминологических методов исследований в том, что ученые идут к анализу педагогических явлений не от практики, а от того, что уже закреплено в языке теории педаго

50

гики, ее лексическом фонде. Так исследователь темы «сопротивление воспитанию» наряду с обращением к реальным фактам школьной действительности берется за изучение терминологических гнезд, т.е. основных и периферийных понятий, которыми описываются факты сопротивления школьников педагогическому воздействию извне. И по степени языкового богатства отражения реальности можно увидеть степень проникновения педагогической мысли в то, что обозначено термином «сопротивление» педагогическому воздействию на сознание и поведение школьников. Неразвитый словарь описания той или иной области педагогики означает ее неизученность и свидетельствует о дефиците научных знаний.

Терминологическая глубина проникновения научной мысли в сферу педагогической действительности обнаруживается по нескольким показателям. По числу и составу базовых и периферийных понятий, разработанности научных определений каждого из понятий в форме развернутых вариантов и дефиниций, включенности терминов в официальные словари и энциклопедии. Введение новых терминов в педагогическую лексику устанавливается и по предметнотематическим указателям, которые приводятся в научных трудах, монографиях, собраниях авторских сочинений. Проиллюстрируем эти операции с понятием «сопротивление воспитанию». Педагогическая энциклопедия (1962 г.). В этом источнике термин «сопротивление воспитанию» не значится. Однако содержание данного педагогического явления раскрывается под термином «негативизм».

Детский негативизм толкуется как немотивированное сопротивление ребенка воздействию со стороны взрослых. Здесь же предпринимаются попытки типологии сопротивления воспитанию и выделяются пассивные и активные проявления детского негативизма. Понятие «сопротивление воспитанию» ассоциируется с понятиями «детское упрямство», «капризность».

Как видим, исследователь после анализа различных источников может составить словарь понятий и убедиться в том, насколько он отражает реальные процессы сопротивления воздействию взрослых на школьников разного возраста. Эффективной формой использования терминологических методов исследования педагогических фактов является т.н. репертуарная решетка, аналогичная таблице элементов Д.И. Менделеева. В этом случае по вертикали

51

первого столбца фиксируется термин, автор книги, в которой раскрываются его характеристики, и далее параметры понятий: ассоциации, дефиниции, периферийные понятия и другие атрибутивные данные, которые встречаются в научных публикациях. В итоге исследователь получает достаточно полную картину разработанности проблемы и определяет то пространство, которое пока оказалось вне поля зрения науки. Одновременно перед ним открывается возможность пополнения словаря новыми терминами, которыми он обозначает продукты своих открытий и изобретений в исследуемой области.

Среди методов педагогических исследований большое распространение имеют социометрические методы. Они служат средствами изучения и измерения скрытых межличностных отношений в коллективе, где партнеры знают друг друга. С помощью социометрических методов можно решить несколько задач. Одна из них — определение социометрического индекса личности в коллективе. Для этого используется известная формула:

где — величина
индекса, R+ — количество положительных выборов, N — число партнеров в коллективе. Кроме выявления индекса личности в коллективе посредством социометрических методов решают и другие задачи. Например, посредством социограммы определяют место личности в коллективе, выявляют лидеров и т.н. «отвергнутых». Социограмма обычно представляется в форме вписанных прямоугольников.


Число выборов по группам

I = 1523

II = 714

III = 16 IV =0

52

В центральном вписанном прямоугольнике располагаются фамилии лиц, получивших максимальное количество положительных выборов. Второй прямоугольник содержит фамилии лиц с меньшим числом выборов. Третий — с минимальным. И за пределами прямоугольников записываются фамилии испытуемых, не получивших ни одного выбора. Используется также и социосхема взаимного притяжения и предпочтений партнеров в коллективе. Если для расчета индекса и построения социограммы испытуемые не указывают себя на листках опроса («с кем бы вы хотели жить в одном доме, выполнять творческое задание, участвовать в походе и т.д.»), то для построения социосхемы испытуемые указывают себя в опросном листке и таким образом исследователь получает возможность выявить, зафиксировать линии взаимных притяжений и отталкиваний.

Для этой цели, как правило, используется форма окружности, на которой располагаются порядковые номера испытуемых по спискам их фамилий.


Линии, соединяющие номера фамилий испытуемых, наглядно показывают взаимное расположение партнеров в коллективе. Одним из спорных вопросов считается верность социометрического отнесения испытуемых к так на

53

зываемым отвергнутым и лидерам. Опыт показывает, что и лидер, и отвергнутый могут получать максимальное или минимальное количество выборов в зависимости от той гипотетической или реальной ситуации, для которой устанавливаются социометрические показатели. Так в лидеры в ситуации опасности может выйти один, а в ситуации встречи с коллегамииностранцами — другой.

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование. Методы тестирования (от английского слова «tet» — опыт, проба) трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизованным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых. Со времени их разработки тесты использовались прежде всего с практическими целями для подбора специалистов по их способностям и практической подготовке к выполнению различных социальных ролей.

Наиболее развитой считается американская отрасль тестологической индустрии. Существуют международные тесты для сравнения показателей достигнутого в образовании и развитии детей и взрослых. Тесты воспринимаются как экзамены на пригодность людей к той или иной сфере деятельности. Все большее распространение получают компьютерные программы тестирования, позволяющие использовать ЭВМ в интерактивном режиме диалога в системе человекмашина. Различают тесты для выявления успеваемости учащихся, тесты для определения профессиональной предрасположенности людей. Используются тесты и в педагогических исследованиях. В психологической науке используются тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности (способностей), тесты проективные, тесты личностные и так далее.

Таков состав наиболее распространенных методов педагогического исследования. Сравнительно реже применяются заимствованные из других наук: методы контекстанализа, рейтинга, провокаций, моделирования, документального анализа, репертуарной решетки, математические методы, методы парного сравнения, Дельфи, мемуаров и другие. Педагогика использует ряд инструментальных методов физиологии и медицины; тремограммы, ЭЭГ, КГР, изменяющиеся скорости реакции, другие объективные по

54

казатели состояния человека. Применяются комбинации методов.

Подчеркнем, что каждый исследователь подходит к применению методов научного поиска творчески. Осуществляется их адаптация, приспособление к теме и задачам, объекту и предмету, условиям научной работы. Как видим, методы модифицируются с целью придать им оптимальные способности продуктивно решать задачи научной работы.

Но вернемся к определению методологии педагогики и еще раз укажем на ее вторую функцию — давать предписания не только по запасу методов исследования, но и по составу необходимых принципов, путей и процедур преобразования педагогической действительности. Ясно, что эта конструктивная часть методологии существенно отличается от рассмотренных выше инструментов творческой деятельности ученых.

www.p-lib.ru

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

Главная>Книги по педагогике>Оглавление

плюсы и минусы, этапа проведения, характеристика

Содержание:

  • Что такое наблюдение
  • Классификация наблюдений
  • Этический кодекс APA и наблюдения
  • Этапы исследования методом наблюдения
  • Плюсы и минусы

Содержание

  • Что такое наблюдение
  • Классификация наблюдений
  • Этический кодекс APA и наблюдения
  • Этапы исследования методом наблюдения
  • Плюсы и минусы

Что такое наблюдение

Определение

Наблюдение — это целенаправленное и запланированное восприятие явления, объекта, процесса, результаты которого регистрируются наблюдающим.

Метод применяется в разных областях современной науки:

  • социологии;
  • педагогике;
  • психологии;
  • биологии;
  • экологии;
  • географии;
  • климатологии.

Объектами наблюдения могут выступать:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • группы людей;
  • отдельные индивидуумы;
  • биологические системы;
  • природные явления.

Предметами наблюдения могут выступать:

  • поведение человека в искусственно смоделированной ситуации или в естественной среде;
  • взаимодействие экосистем;
  • особенности развития организмов;
  • динамика изменений климата и многое другое.

Средствами реализации метода обычно выступают сами исследователи или задействованная в процедуре аппаратура: звукозаписывающие устройства, фото- и видеокамеры.

К особенностям метода относят:

  1. Тесную связь с мышлением. Исследователь должен уметь анализировать и структурировать получаемые сведения.
  2. Необходимость в специальной подготовке наблюдающего. Результаты и качество составленных описаний во многом зависят от его опыта, подготовленности, уровня знаний.
  3. Зависимость от степени субъективности восприятия.

Личное отношение к объекту или предмету может кардинальным образом повлиять на результаты исследования.

Примечание

Повысить степень объективности можно, сочетая наблюдение с другими методами.

Классификация наблюдений

По систематичности различают систематические и несистематические наблюдения. В свою очередь, систематические делятся на:

  • непрерывные;
  • длительные;
  • циклические.

Основной характеристикой систематических является организованность, следование плану.

Для несистематических свойственна разовость, спонтанность.

Примечание

По фиксируемым объектам наблюдение может быть выборочным или сплошным. В первом случае исследователь описывает фокусные стороны и свойства. Во втором фиксирует картину в целом.

По форме различают следующие виды наблюдения:

  1. Осознанное, когда статус наблюдателя известен, официально закреплен.
  2. Неосознанное внутреннее, при котором исследователь находится внутри системы наблюдения, является ее частью.
  3. Неосознанное внешнее, предполагающее нахождение наблюдающего вне зоны видимости субъекта наблюдения.
  4. Наблюдение окружающей среды.

Последняя форма используется для определения влияния внешних факторов на предмет исследования, сдвигает фокус с предмета на условия окружающей среды.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс АРА касается работы с людьми. Среди его основных требований:

  1. Обязательность получения согласия участников исследования, если таковое проводится не в общественном месте.
  2. Необходимость избегания причинения вреда наблюдаемым, унижения их человеческого достоинства.
  3. Сведение к минимуму вторжения в личную жизнь.

Кроме того, исследователь не имеет права раскрывать конфиденциальную информацию об участниках исследования.

Примечание

Аббревиатура АРА — производное от названия американской психологической ассоциации American Psychological Association. Это мировое объединение профессиональных психологов, в которое входит 150 стран.

Этапы исследования методом наблюдения

Первым этапом является определение ситуации, явления, объекта и предмета наблюдения. Далее выполняется:

  • выбор способа;
  • определение варианта регистрации получаемой информации;
  • составление подробного плана процесса;
  • подбор метода обработки результатов;
  • наблюдение.

На завершающем этапе производят анализ сведений, научную интерпретацию добытой в ходе исследования информации.

Плюсы и минусы

Среди очевидных преимуществ методологи выделяют:

  1. Многомерность охвата, возможность зафиксировать и отобразить сразу несколько параметров.
  2. Оперативность, обусловленную получением нужных сведений в момент проведения исследования.
  3. Возможность изучения вне зависимости от готовности предмета исследования.
  4. Сопутствующий учет условий окружающей среды.

Важным плюсом также считается дешевизна метода, так как во многих случаях для запуска процесса не требуется масштабных приготовлений, задействования дорогостоящего специфического оборудования.

К недостаткам относят часто происходящее отклонение от цели. К примеру, когда в процесс вмешиваются внешние раздражители, не характерные для стандартной ситуации и не запланированные при подготовке.

Еще один минус — склонность наблюдающих рассматривать процессы и явления свозь призму собственного опыта, учитывать сведения, полученные в результате прошлых исследований, сравнивать с имеющимся образцом. Такой подход лишает процесс объективности, может в значительной степени исказить реальные результаты.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 5.00 (Голосов: 1)

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

Попадая в новый коллектив, обстановку или компанию человек чаще всего не знает, как себя вести, чувствует свои движения скованными, ведет себя менее общительно, чем обычно. Чтобы понять поведение и привычки незнакомого человека мы начинаем наблюдать за ним, стараться понять какой манеры поведения придерживается исследуемое лицо. Данное явление в психологии называется методом наблюдения.

Суть метода наблюдения

Как было сказано выше метод наблюдения используется в психологии для того, чтобы понять манеру поведения незнакомца. Он позволяет понять представляет ли данный объект угрозу, какие намерения имеет при себе, чем интересуется, к чему стремится и т.д. Иными словами можно привести простой пример: когда ребенка впервые приводят в детский сад, он чувствует себя не в своей тарелке. Как и другие дети в силу своей одинокости он быстро находит себе подходящую компанию детей, стараясь понять их. Выбирая себе компанию он заранее понимает из своих наблюдений: кто нравится, кто представляет угрозу для репутации, а кто вовсе уже завоевал внимание и является настоящим другом.

На этом простом примере и строится метод наблюдения. Он является весьма полезным, ведь если человек не будет прислушиваться к своим внутренним чувствам, определять для себя кто друг, а кто враг, он быстро потеряется в этом мире. Каждому человеку необходимо знать по мере изменения условий об их сущности.

Это касается не только людей, но и всего интересующего.

Предметом наблюдения может выступать: место, техника, природное явление, предмет и многое другое. Чем больше мы наблюдаем, тем больше информации мы впитываем об объекте, а именно наблюдая мы определяем свои желания и приоритеты. Это сложилось в человеке еще от природы: мы наблюдаем по телевизору хищника, а встретив его в жизни мы заранее знаем, что стоит бежать.

Наблюдение может возникать целенаправленно, например, в силу исследований, проведения анкетирований, статистических измерений или любых других целей и неосознанно, когда мы невольно начинаем наблюдать за интересующим объектом. Так же оно может быть разным по времени:

  1. Эпизодическим (возникающим кратковременно).
  2. Длительным (долгосрочное время наблюдения).

Либо может возникать по различным критериям: специально заданному количеству параметров для достижения заданной цели или структурированное по внутренним убеждениям, возникшим без конкретной цели.

Плюсы метода наблюдения

Наблюдая за чем-то или кем-то, мы можем иметь в этом пользу:

  • Получение обширных данных исследуемого. Можно изучить объект получив максимально широкое количество информации о нем.
  • Отсутствие искажения данных. Чем больше мы вникаем в вопрос самостоятельно, тем меньше есть вероятность о получении ложной информации. Как гласит известная пословица: хотите сделать хорошо, сделайте это сами.
  • Личное участие в процессе. Особенно приятно это может быть в том случае, когда исследование волнует наблюдателя.
  • Независимость. Тот, кто исследует данный объект или предмет никак не связан с ним и не несет никаких последствий для себя. Главным же инструментом здесь выступает интерес и наблюдательность, которые не стоят больших усилий.
  • Позволяет уловить детали и фиксировать то, что можно упустить.

Минусы метода наблюдения

  • Единственная точка зрения. Это может быть, как положительным, так и негативным фактором, но скорее негативным. Это связанно с тем, что одно лицо может иметь предвзятое мнение, либо не заметить важной детали, а значит и данные будут неточными или обособленными в рамках одного лица.
  • Его нельзя применить к большому количеству слагаемых. Так как наблюдатель чаще всего один, то и рассматривать объект можно только один или в крайнем случае несколько. Если понадобится большое количество рассматриваемых объектов, то наблюдатель с ними не справится.
  • Большие затраты энергии. Для наблюдателя это может быть трудным заданием, так как придется направить все силы, время, созидание на единую цель. Чтобы выполнить такое нужно обладать усидчивостью и здравым смыслом, что не под силу энергичным и моторным личностям.
  • Ограничение во времени. Обычно, наблюдателю предоставлено ограниченное количество времени на задание, это может повлиять на точность и корректность получения данных. Такой важный подход к делу должен быть с большим временным ресурсом, что не всегда является возможным.
  • Возможно вмешательство со стороны исследователя. Такое может произойти если он слишком увлечен и несет в исследовании личные переживания, интерес, увлеченность данным мероприятием. Это может стать существенным недостатком, так как легко испортить течение событий.
  • Психологические и физические особенности наблюдателя. На процесс наблюдения могут сказаться факторы поведения, может быть даже, что у исследователя нет интереса к рассматриваемому объекту, просто необходимо выполнить задание по поручению. В такой ситуации может не хватить наблюдательности, усидчивости, тяги к получению сведений и других понятных причин.
  • Изменение наблюдаемого объекта. Факторы, которые могут произойти с наблюдателем уже учтены, а что насчет самого предмета? Всегда может случиться что-то, что не входило в компетенции изучения предмета и произошли его нетипичные изменения, которые не могут позволить изучать его в дальнейшем.

Вывод

Как следствие можно прийти к выводу, что метод наблюдения является полезным способом понять что-либо или кого-либо. Однако не стоит полагаться чисто на наблюдение, ведь иногда то, что мы видим может обманывать нас и следует довериться фактам или словам.

С психологической точки зрения наблюдательность – неплохая черта, которая может пригодиться в трудную минуту и помочь выйти из положения, но не стоит этим сильно злоупотреблять. Ведь если мы будем только смотреть на поверхность, мы можем так и не узнать о том, что скрывается внутри.

Важность наблюдения в классе

Индекс

1. Цель наблюдения в классе

2. Как провести наблюдение в классе

3. . Недостатки наблюдения в классе

3.1. Стресс

          3.2. Нарушение

          3.3. Предвзятость и объективность

          3. 4. Редкий выходной день  

4. Альтернативные способы проведения наблюдения в классе

          4.1. Что такое Codimg?

          4.2. 100% Объективность

          4.3. Компактный и дискретный

          4.4. Адаптивность

5. Заключение

6. Ключевые выводы

 

Цель наблюдения в классе

8

30006 Классные наблюдения имеют много разных названий в зависимости от страны, а иногда и учреждения, в котором они проводятся. Наблюдения учителя, прохождение урока или учебная прогулка — это лишь некоторые из альтернативных названий, которые мы слышали. Но независимо от того, под каким именем они ходят, основной целью наблюдения в классе всегда будет гарантировать, что учащийся учится эффективно.

 

Связанный контент: Коучинг учителей в Torquay Academy

 

 

Это делается путем наблюдения за учителем , чтобы убедиться , что он обеспечивает наилучшую возможную среду обучения и уроки соответствуют уровню ученика . Следует также убедиться, что обучение сосредоточено вокруг каждого ученика и что никто не остается в классе .

 

Наблюдение может и должно дать представление о сильных и слабых сторонах практики учителя и помогают определить потребности в обучении, чтобы полностью раскрыть потенциал как учителя, так и ученика.

 

Существует несколько различных типов наблюдения. Они могут проводиться один или два раза в год директором школы или инспектором по вопросам образования в рамках официальной оценки учителя, или же они могут быть более неформальными, обычно в формате «равный-равному», и использоваться как инструмент самосовершенствования. Реже они могут проводиться в рамках изучения образования и образовательных тенденций.

 

 

Как проводить наблюдение в классе

Существует множество способов проведения наблюдения в классе, некоторые из них стандартизированы, некоторые сделаны на заказ. Ниже приведен список 6 общих стандартизированных контрольных списков :

• Система оценки оценки в классе (класс)

• Структура для обучения (FFT)

• Международный сравнительный анализ обучения и преподавания (FFT)

• Международный сравнительный анализ и обучение (FFT) ИАЛТ)

• Международная система для наблюдения и обратной связи учителей (ISTOF)

• Математическое качество обучения (MQI)

• Общие размеры качества учителя

Если мы посмотрим на . , например, он разбивает наблюдение на три отдельных раздела или области, а именно Эмоциональная поддержка, Учебная поддержка и Организация классной комнаты . Каждый из этих доменов разделен на поддомены, которые измеряют учебный климат, поведение, моделирование и другие аспекты обучения .

 

Рубрика для Система наблюдения CLASS

 

 

Это также стандартизировано, что означает, что данные, полученные в результате наблюдений, можно легко собрать и сравнить с другими учителями, отделами и школами.

 

Конечно, учебное заведение может создать свой собственный контрольный список , основанный на собственных стандартах обучения , что дает дополнительное преимущество, заключающееся в создании чего-то, учитывающего различные стили обучения.

 

В любом случае, после того, как будет определен метод проведения наблюдения, учитель должен быть проинформирован заранее и согласовано время наблюдения. Хотя это считается хорошей практикой, есть те, кто говорит, что наблюдение следует проводить без предупреждения. Это означает, что учителя видят в своем естественном состоянии без особого времени на подготовку.

 

Наблюдатель должен сидеть в конце класса и быть как можно более ненавязчивым, и не становиться частью класса.

 

Отзыв о наблюдении должен быть предоставлен своевременно и не позднее 24 часов после факта . Это позволяет освежить память как для учителя, так и для наблюдателя.

 

Связанный контент: Важность конструктивного видеоотзыва в образовании

 

 

Недостатки наблюдения в классе

Хотя наблюдения в классе предназначены для улучшения как учителя, так и ученика, существуют серьезные недостатки в том, как они проводятся, что означает, что общая картина учитель, за которым наблюдают, может быть косым.

 

Давайте рассмотрим некоторые из этих недостатков…

 

 

Стресс

Как мы упоминали во вступительном абзаце, наблюдение в классе может быть очень напряженным для участников. Учитель, вероятно, ненавидит мысль о том, что за ним наблюдают в среде, которую он считает своей собственной. Обычно они отвечают за то, что происходит в классе, и они являются авторитетом. Сейчас этот авторитет не только подрывается, но и подвергается тщательной проверке.

 

А что хуже? Эта сессия наблюдения будет занесена в их постоянные записи, что, возможно, ограничит их будущие перспективы продвижения по службе.

 

Связанный контент: Образование превыше всего

 

 

Это может вызвать дополнительный стресс у учителя, поскольку не может выполнять и без того напряженную работу. это означает, что результаты наблюдения неверны .

 

Наблюдатель также может чувствовать напряжение. Их просят оценить работу своих сверстников и коллег, что может показаться им не совсем естественным. Это помимо дополнительной бумажной работы и бюрократии.

 

 

Нарушение

Наблюдение в классе может быть разрушительным , этого нельзя отрицать. Когда директор сидит на уроке, это может изменить атмосферу класса. Студенты могут чувствовать себя сдержанно, не желая быть открытыми перед лицом власти.

 

Хуже того, это может заставить некоторых учеников действовать, демонстрируя негативное поведение, о котором они обычно не мечтают в обычном классе. Оба эти изменения в поведении могут негативно влияют на успеваемость учителя и еще больше усиливают стрессовое состояние всех участников.

 

 

Предвзятость и объективность

Не имеет значения, в какой части мира вы находитесь или в какой области работаете, вы столкнетесь с определенной долей предвзятости и субъективности …и обучение без разницы.

 

В обучении это особенно важно, когда пожилой, более уверенный в себе учитель наблюдает за молодым стрелком, только что окончившим университет и отчаянно пытающимся применить на практике некоторые из своих новых педагогических идей.

 

Если старший учитель не согласен с методами обучения, какими бы эффективными они ни были, это негативно отразится на их оценке .

 

Кроме того, люди часто затаивают обиды или подвержены влиянию офисной политики. Это особенно опасно при проведении формальных оценок.

 

 

Редкий выходной

Кроме того, у учителей, как и у всех, бывают выходные. Может им почувствовал себя плохо, или поссорился со своим партнером, или просто провел беспокойную ночь . Все это может повлиять на производительность, и если эти выходные выпадают на день наблюдения, это может серьезно повлиять на результаты.

 

В среднем учителей преподают по шесть часов в день, более 180 дней в году . Нельзя ожидать, что они будут на вершине своей игры каждую минуту в такой напряженной роли.

 

 

Альтернативные способы проведения наблюдений в классе

Итак, до сих пор мы утверждали, что наблюдения в классе необходимы, но у них есть много недостатков. Но что, если бы существовал способ проведения наблюдений, который добавлял минимального стресса учителю, был 100% объективным , что означает, что предвзятость не играла роли, и можно было бы проводить совершенно ненавязчивым способом , избегая нарушения класса?

 

Ну, есть… анализ видео с Codimg !

 

 

Что такое Codimg?

Codimg — это решение для анализа видео, которое позволяет вам снимать любую ситуацию в классе, анализировать ее и представлять свои выводы .

 

Чтобы начать анализ, вы создаете шаблон кнопки , который полностью адаптируется к ситуации, которую вы хотите проанализировать. Например, проверьте пример ниже, который равен шаблон, который мы создали на основе системы наблюдения CLASS , о которой мы упоминали выше.

 

 

 

Мы будем рады поделиться с вами этим шаблоном контрольного списка. Просто нажмите на ссылку выше и запросите его. Если вы еще не являетесь пользователем Codimg, мы даже предоставим вам бесплатную пробную версию программного обеспечения. Мы не можем сказать честнее, чем это!

 

Вы смотрите урок и нажимаете кнопки, когда видите что-то, имеющее отношение к оценке учителя. Это может быть либо делается в прямом эфире с помощью ноутбука или iPad , или это можно сделать задним числом из отснятого материала . Нажатие кнопок создает короткий видеоклип именно этого момента и добавляет информацию в интерактивную базу данных.

 

В конце занятия эта информация может быть проанализирована , а видеоклипы использованы для создания быстрой видеопрезентации , которую можно экспортировать и отправить учителю, чтобы он мог увидеть результаты наблюдения за сами себя.

 

Это лишь краткий обзор основных функций Codimg. Кроме того, он содержит множество инструментов для анализа, визуализации данных и представления . Короче говоря, это делает наблюдение в классе намного быстрее и проще. Он подчеркивает положительные моменты и сводит на нет все отрицательные моменты, о которых мы упоминали выше.

 

Как? Давайте посмотрим поближе.

 

 

Codimg на 100 % объективен

Съемка урока, его анализ и представление видео учителю полностью уничтожает любую предвзятость, которая может быть в процессе. Это дает неопровержимые доказательства того, что произошло в классе, а это означает, что наблюдатели будут более уверены в своих утверждениях, а учителя получат больше пользы от занятия.

 

Codimg предоставляет реальных, осязаемых и действенных доказательств того, где необходимы улучшения. И не обязательно отрицательный! Его можно использовать в качестве мотивационного инструмента, а также хвастаться положительными моментами практики учителя!

 

 

Codimg Is Discrete

Нет необходимости в присутствии наблюдателя в классе. В задней части класса можно установить видеокамеру, и в начале урока учитель нажимает кнопку записи. Затем наблюдатель может собрать отснятый материал и завершить наблюдение на досуге .

 

 

Это устраняет стресс и сбои во всем процессе. Учащиеся не капризничают перед лицом авторитетной фигуры в классе, и учитель, и наблюдатель более расслаблены. Это повышает вероятность того, что поймана истинная картина того, что происходит во время урока .

 

 

Адаптируемость Codimg

Codimg полезен не только для наблюдения в классе. Любой образовательный процесс может выиграть от видеоанализа.

 

Возьмем, к примеру, Colegio Miralmonte в Испании . Они используют Codimg в качестве инструмента оценки студентов. Опять же, этот процесс прост, не прерывает работу и легко адаптируется к любой ситуации. В Miralmonte это особенно полезно для предметов, в которых есть элементы разговорной речи или презентации, такие как музыка, драма, изучение языков или их внеклассный дискуссионный клуб. Видеозаписи часто передаются учащимся, и они могут самостоятельно оценивать свои выступления, выявляя ошибки и исправляя себя. Codimg — отличный инструмент для обучения в этом отношении.

 

Академия Торки на юге Англии также использует Codimg, хотя больше соответствует тому, о чем мы говорили в этой статье, то есть как инструмент для коучинга учителей. Прочтите эту статью , чтобы узнать, как Codimg используется на практике в реальной школе.

 

 

Заключение

Наблюдение в классе является неотъемлемой частью обучения . Он проверяет и корректирует работу учителей, что означает, что учащиеся получают максимальную отдачу от своих уроков, улучшая свою успеваемость и, таким образом, улучшение общей успеваемости школы .

 

Но это не значит, что процесс нельзя улучшить. Традиционные методы наблюдения могут быть стрессовыми и разрушительными, что видеоанализ с Codimg может свести на нет на 100% объективным образом.

 

 

Нам бы очень хотелось показать вам, как можно использовать Codimg в вашей школе . Свяжитесь с нами сегодня для получения дополнительной информации, и мы предоставим вам бесплатную пробную версию и посмотрим, как решение для анализа видео может быть адаптировано к вашим конкретным потребностям.

 

 

Ключевые выводы

✔ Наблюдение в классе чрезвычайно важно для развития учителя.

✔ Существует множество различных методов успешного проведения сеанса наблюдения.

✔ Наблюдение в реальном времени имеет множество недостатков для учащихся, учителей и наблюдателей.

✔ Codimg предлагает ненавязчивый, полностью объективный метод наблюдения за классом и улучшения методики преподавателя.

 

 

7 способов, которыми руководители школ могут более эффективно использовать наблюдения учителей

683

Просмотры

FacebookTwitterSubscribe

by Пол Мосс 

Хотя наблюдения, безусловно, не являются полной картиной мастерства учителя, они могут предоставить учителям прекрасную возможность поразмышлять над своей практикой.

Если моя последняя статья Как наблюдение учителя может помочь вам расти убедил учителей в пользе наблюдений, теперь на руководителей школ возложена ответственность за обеспечение необходимых условий для выживания и процветания такой культуры.

Ключевое слово здесь — культура. Атмосфера или настроение школы необходимы, если учителя хотят использовать наблюдение. И хотя за эту культуру отвечает каждый сотрудник школы, наибольшее влияние на ее формирование оказывают школьные руководители.

7 способов, которыми руководители школ могут более эффективно использовать наблюдения учителей

Обоснуйте наблюдения – большинство учителей боятся, что за ними наблюдают, и считают, что они не отражают их умения. Донести до учителей преимущества наблюдения. Создайте волнение о личном росте и о том, что это даст школе. В настоящее время большинство учителей считают, что их проверяют. Создание возбуждения начинается с изменения языка наблюдения.

Даже слово «наблюдение» имеет оруэлловский оттенок. Его также можно «оценить». Измените его на «производительность» или что-то подобное. Сразу же семантика меняет фокус и силу с наблюдателя на деятеля и с чего-то устаревшего на что-то творческое. «Как прошло ваше «выступление»?»

Содействие личному наблюдению – это, пожалуй, самый действенный способ избавиться от страха перед наблюдением, поскольку учителя могут работать над областями самостоятельно и наращивать свою способность критически относиться к своей практике. Это можно сделать с помощью техники и записи уроков. Нет лучшего способа уменьшить тревогу наблюдения даже у самых застенчивых учителей среди нас, чем наблюдать за собой.

Давление полностью снято. Большинство учителей быстро увидят, что можно улучшить, особенно с учетом набора критериев, предоставленных школой. К тому времени, когда наблюдатели доходят до лидерства или выше, небольшие простые вещи уже исправлены, оставляя место только для позитивных дискуссий о росте. Следующим шагом будет показ видео коллегам.

Предоставляйте широкие возможности для размышлений – если учителям будет предоставлено время для размышлений, это станет частью их повседневной жизни. Это ключ к культурному сдвигу – знакомство. Включение личных размышлений об уроках в расписание также является лучшим способом показать команде, что вы очень серьезно относитесь к личному развитию. В этом расписании запланируйте наращивание наблюдений с точки зрения того, кто смотрит уроки.

Начните с личных, затем с коллегами, затем с районными руководителями, затем с высшими руководителями. К тому времени, как он доберется до последней группы, учитель уже будет на автопилоте. Этот момент нельзя сформулировать более четко: если вы серьезно относитесь к тому, чтобы ваши учителя стали лучше, вы должны дать им время подумать о своей практике.

Начните с очень коротких замечаний – сообщите учителям, что вы приходите ненадолго, сосредоточившись на определенной области. Медленное наращивание времени в классе помогает учителям привыкнуть к вашему присутствию.

Чаще наблюдайте – предоставив учителям несколько возможностей продемонстрировать свое мастерство, вы лучше поймете, на что они способны. Также с учителей снимается некоторое давление, если они знают, что 1 урок — это еще не все.

Взаимодействуйте в режиме наблюдения – взаимодействуйте с классом так, как будто вы также преподаете. Занимайтесь с учителем. Сделайте вид, что вы здесь, потому что вы ожидаете хороших вещей, которые последуют, и взаимодействуйте, когда все сделано хорошо. В большинстве случаев учителя не получают обратной связи во время самого урока, заставляя их недоумевать, а иногда и сомневаться в том, что они делают, когда воспринимаемые хорошие моменты встречают безразличие со стороны наблюдателя. Представьте, что вы делаете это со студентами.

Сидеть сзади, делать записи и избегать зрительного контакта, возможно, не лучший способ устранить эффект наблюдателя.

Не принимайте ничего меньшего – это требует терпения по мере изменения культуры, но также и настойчивости. Некоторым сотрудникам такой переход может показаться неудобным или ненужным, и они будут сопротивляться, и именно в это время от руководства требуются сила и убежденность. Вера в процесс имеет первостепенное значение, и важно использовать первых последователей в качестве примера. Покажите сопротивляющимся учителям, как продвигаются другие учителя. В конце концов, доказательство находится в пудинге.

Учителя хотят стать лучше. Это в нашей ДНК. Мы также гордимся тем, что являемся профессионалами, и мы хотим иметь возможность продемонстрировать другим, насколько мы хороши. Когда за нами наблюдают, мы хотим, чтобы этот момент был действительно репрезентативным. Мы хотим, чтобы люди уходили с нашего выступления воодушевленными.

Но практика делает совершенным. Группы не просто начинают играть на «Уэмбли» или в «Мэдисон Сквер Гарден». Они строят. Они привыкают к толпе. Они повторяются после каждого концерта. В конце концов их выступление становится истинным отражением того, кто они есть, независимо от того, кто смотрит. Преподавание тоже является искусством. Но без обратной связи, повторения и времени на улучшение мы никогда не сможем продемонстрировать это другим.

Дайте нам культуру, в которой мы будем сиять, и мы это сделаем.

7 способов, которыми руководители школ могут более эффективно использовать наблюдения учителей; атрибуция изображения пользователя flickr denisekrebs

Сила наблюдения | НСТА

 

Методы и стратегии

Практические художественные упражнения для улучшения того, как мы изучаем науку

Наука и дети — январь 2020 г. (Том 57, Выпуск 5)

Салли Дж. Бенсусен

Иллюстрация © Sally J. Bensusen/Visual Science Studio

 

Искусство и наука имеют несколько общих важных практик. Оба связаны с разведкой. Оба используют экспериментирование. Оба пытаются открыть. И оба разделяют акт тщательного наблюдения. Наблюдение — это концентрированное исследование, требующее внимания к характеристикам объекта, сцены или ситуации: свету, форме, текстуре, рисунку, цвету, деталям и их изменениям во времени и в различных условиях. Как и в случае с любым другим навыком, умение хорошо наблюдать требует постоянной практики. Ведя, например, небольшой альбом для рисования (или «полевой журнал»), ученик может ежедневно рисовать объекты с натуры и добавлять записи о своих наблюдениях. Со временем учащийся может научиться различать похожие формы жизни, распознавать закономерности в мире природы и разрабатывать модели того, как работает природа.

Практика рисования — хороший способ улучшить способность концентрироваться и усилить любознательность, чтобы увидеть мир более широко, более аналитически, более объективно и подробно, что в противном случае ускользнуло бы незамеченным (Brew, Fava, and Kantrowitz 2012). Рисование — это то, что люди делают естественным образом. Восприимчивые молодые умы, рассматриваемые как «программа, работающая в фоновом режиме», представляют собой естественное место для применения такого рода обучения. Кроме того, общение через словесное описание и целенаправленные действия также может усилить опыт наблюдения.

Наблюдательный вызов

Последние несколько лет меня приглашали принять участие в программе повышения квалификации по биоразнообразию, организованной Смитсоновским институтом научного образования для учителей в Вашингтоне, округ Колумбия. Там я знакомлю учителей K–12 с традиционным видом искусства. на службе науки, то есть научных иллюстраций (см. Дополнительные ресурсы).

Существует столько же видов научной иллюстрации, сколько наук. В качестве введения я показываю учителям несколько примеров научных иллюстраций из различных источников, в том числе некоторые из моих собственных работ, эскизы к окончательному рисунку, чтобы показать этапы создания этого искусства (рис. 1).

РИСУНОК 1

Стадии научных иллюстраций. © Sally J. Bensusen/Visual Science Studio

Ведущий хотел, чтобы я дал участникам практический опыт. Было бы невозможно предложить участникам урок рисования в рамках короткого трехчасового мастер-класса. Я мог бы, однако, имитировать опыт работы научным иллюстратором, обучая участников тому, как видеть почти так же, как обученный научный иллюстратор, используя некоторые упражнения, которые помогают развить лучшие навыки наблюдения. Квалифицированное наблюдение играет ключевую роль в научной иллюстрации, а также играет ключевую роль в научных исследованиях.

Во время этого семинара я обращался с участниками как с дублерами своих учеников. Они увидят воочию, как работают эти занятия, и поймут, что их ученики испытают с этими практиками в своих собственных классах по естественным наукам. Упражнения должны были быть забавными, в то же время тайно направляя участников к тому, чтобы научиться видеть новыми, более критическими и детальными способами. Первыми шагами в этом направлении было отключение их внутренней критики. Этот опыт заключался не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы попрактиковаться в визуальной записи того, что наблюдаешь, точно и без суждений. Вариации этих упражнений поощряются в зависимости от уровня обучения, но они будут работать для любого возраста с небольшими изменениями.

Учимся видеть. Упражнение № 1. Ускоренное рисование игрушками

Настраивать

В этом упражнении нет «искусства», созданного в этом упражнении, нет красивых рисунков. Скорость действия имеет двойную цель: (1) отключить критику разума и (2) подтолкнуть участника к тому, чтобы он сосредоточился только на наиболее важных общих аспектах изучаемого объекта — форме, относительном размере. , ориентацию, например, — а затем очень быстро, не задумываясь, переходить к следующему объекту.

В местном магазине для вечеринок был большой выбор маленьких и очень недорогих игрушек, некоторые из которых были знакомы по форме, а некоторые выглядели более абстрактно: шумовые устройства, ластики, точилки для карандашей и так далее. Как они выглядели, значения не имело. На самом деле, чем более неузнаваемыми они были, тем лучше это служило упражнению (рис. 2).

РИСУНОК 2

Примеры предметов, собранных для занятия «Скоростное рисование игрушками». © Sally J. Bensusen/Visual Science Studio

На неделю организаторы выдали каждому участнику небольшой полевой дневник без разлиновки (примерно 5 на 8 дюймов) и карандаши. Журналы использовались во время этого семинара.

Активность

Всем раздали по одной игрушке. Участникам давали 10 секунд, чтобы нарисовать предмет перед собой, а затем передать его соседу слева. (Неудивительно, что в группе раздались вздохи, которые сказали мне, что многие участники ожидали сделать полные рисунки своих игрушек, а не сосредоточиться на более простом.) Настоящая цель этого упражнения состояла в том, чтобы научиться расслабляться в состоянии покоя. короткий график, чтобы сосредоточиться только на нескольких аспектах этих объектов, а затем перейти к следующему рисунку без суждений.

После того, как мы начали, я назвал время через 10 секунд. Каждый участник передавал свою игрушку слева от себя. Мы начали снова, как только все успокоилось. Мы делали это около шести циклов (рис. 3).

РИСУНОК 3

Учителя естественных наук практикуют быстрое рисование игрушками (упражнение №1).

Смитсоновский институт, используется с разрешения

(Полезно назначить одного человека в качестве «бегуна», который забирает игрушку у последнего участника в конце комнаты и передает ее первому участнику в передней части комнаты между циклами. .)

Обсуждение

После того, как мы завершили упражнение, я спросил участников, кто из них почувствовал еще больший стресс, когда мы повторили упражнение. Поднялись две руки. (Многие люди возлагают большие надежды на урок рисования, и это может быть контрпродуктивно. Было важно избавиться от этого предубеждения с помощью этого упражнения для тренировки мозга.) Затем я задал противоположный вопрос: сколько из них стали более расслабленными как упражнение повторялось? Около половины класса подняли руки.

Я бы внес одну поправку в это упражнение для маленьких детей: увеличил время рисования до 30 секунд или даже до целой минуты. Использование забавных игрушек поможет увлечь их в течение нескольких циклов, а также поможет нарисовать рисунок за очень короткий промежуток времени.

Упражнение № 2: Обратное изображение

В оригинальной игре «Pictionary» один игрок рисует рисунок, представляющий слово. Остальные игроки должны угадать, что это за слово. Описанная ниже деятельность использует противоположную стратегию.

В «Reverse Pictionary» игроки пытаются описать изображение другому игроку, который рисует описание. Как и в случае с «Скоростным рисованием», короткий промежуток времени, отведенный на это упражнение, предназначен для того, чтобы заставить не рисующих членов каждой группы действительно сосредоточиться на своем изображении. Чем более они сосредоточены, тем более подробно они могут описать изображение. Человек, выбранный для рисования, служит «контролем качества» команды в отношении уровня их успеха.

Активность

Мы разделили класс на четыре группы по четыре или пять человек. Им было дано указание выбрать кого-нибудь из своей группы в качестве «толкателя карандашей», то есть члена группы, который возьмет на себя задачу рисования для группы. Остальным членам каждой группы дали запечатанный конверт с фотографией, вырезанной из журнала. Их проинструктировали не показывать фотографию своему толкателю карандашей.

Каждая группа получила свое изображение, чтобы другие группы не отвлекались на подсказки, озвученные соседними группами. Изображения содержали случайный предмет: древняя глиняная фигурка; фрагмент глиняной посуды; две головы острова Пасхи в поле; рыба-капля. (Фотографии могут быть любой тематики, хотя лучше всего, чтобы изображение было простым.) У них было 15 минут, чтобы выполнить задание.

РИСУНОК 4

Рисунок участника упражнения «Обратное изображение». Это из группы глиняных фигурок.

Смитсоновский институт, используется с разрешения

Обсуждение

Неудивительно, что группы достигли разной степени успеха в зависимости от сложности изображения:

  • Группа, получившая фотографию глиняной фигурки, подошла к задаче, начав с простых фигур и их размещения на странице. , постепенно улучшая формы и добавляя все больше деталей. Они отлично справились с описанием изображения и смогли разработать почти точное представление (рис. 4).
  • Группа с фотографией рыбы-капли также использовала аналогичную технику, описывая сначала общую форму, а затем более мелкие детали линий и формы. Они также получили отличные результаты.
  • Группа, получившая фотографию двух голов с острова Пасхи, состояла из пяти человек и выбрала двух участников, которые будут толкать карандаши, оставив трех описателей. Они использовали метод с использованием сетки, в соответствии с которой и описатели, и толкатели карандашей делили свои бумаги на девять разделов. Затем описатели пытались объяснить, какие фигуры и линии появляются в каждом разделе. Это был отличный подход к тому, что было очень сложным изображением. Этой группе пришлось сложнее всего.
  • Группа, получившая фотографию фрагмента глиняной посуды, на удивление хорошо справилась с использованием аналогичного подхода с сеткой.

Оглядываясь назад, можно сказать, что упражнение может быть более эффективным, если выбрать больше похожих изображений, чтобы ни у одной группы не было изображений с более высокой степенью сложности. Группа, получившая фотографию голов с острова Пасхи, столкнулась с более сложной задачей, которая, возможно, была не совсем справедливой, по крайней мере, для отведенного времени.

Для гораздо более молодых участников также важно взвесить сложность времени и сложность задачи. Чем моложе ученик, тем проще изображения, используемые в упражнении. Это обучающий инструмент, созданный для развлечения. Успех измеряется в градусах, что будет очевидно участникам по истечении времени. Повторение упражнения на регулярной основе может помочь улучшить способность наблюдать, а также описывать фотографию, когда учащиеся приобретут больше опыта.

Последующие действия: применение новых навыков

Заключительным занятием во время семинара было рисование музейных экспонатов из заранее запрошенных предметов. Мы предоставили 10 стереомикроскопов для использования с образцами меньшего размера. Мы заранее подготовили коллекцию сохранившихся растений, птиц, разных насекомых, несколько наконечников стрел и раковин, а также собрали большое количество живых листьев с разных деревьев. Именно здесь участник мог (возможно, не осознавая этого) применить свои новые, отточенные навыки наблюдения к непринужденной задаче рисования. В течение этого периода не было суждений или критических замечаний по поводу качества созданных рисунков. Это было просто упражнение в записи наблюдений. Суть этой практики заключалась не в создании красивых произведений искусства, а в точной записи наблюдений за объектами, которые каждый участник решил записать на бумаге.

В отличие от предыдущих упражнений, это была почти медитация, легко погрузившаяся в видение и визуальную запись (рис. 5).

РИСУНОК 5

Участники пробуют свои силы в рисовании музейных экспонатов.

Смитсоновский институт, используется с разрешения

Вывод

Ведущий программы собрал ответы учителей об их опыте во время семинара. Им был задан вопрос: «Какие идеи или концепции вы вынесли из сессии в среду?»

  • Мне очень понравился этот сеанс! Это помогло мне понять, как рисовать объекты в биологии сопротивляющимся студентам.
  • Это была невероятно полезная сессия, я хотел бы больше работать над иллюстрацией всех научных процессов.
  • Мне понравился 10-секундный рисунок. Это хороший «ледокол», чтобы укрепить уверенность в рисовании ученика.

Отнести в класс

Наблюдение за интересными занятиями поможет мотивировать к большей приверженности задаче обучения в классе естественных наук. Сделайте это игрой. Для этой цели опубликованы и размещены в Интернете несколько других мероприятий (см. Ресурсы) 9.0009

Повторяющаяся практика в процессе рисования тренирует мозг сосредотачиваться, чтобы стать более искусным в наблюдении. Поощряйте рисование на уроках естествознания. Регулярное рисование может помочь учащимся запоминать информацию для каждого урока, тем самым улучшая обучение.

Попробуйте научить каждого учащегося вести полевой журнал и делать записи каждый день. Например, подумайте о том, чтобы связать практику рисования с уроком естественных наук. Предмет легко доступен и ничего не стоит; просто выйти на улицу. Сравните похожие формы жизни, различные типы листьев, особенности ветвления деревьев; рисовать насекомых с разных ракурсов, отделы ног, вариации тела, разные типы усиков. Назовите детали рядом с рисунками. Опишите их письменно. Предложите учащимся придумать своих собственных насекомых и написать в своих дневниках, как живут их насекомые, что они едят, как они двигаются.

Упражнения по наблюдению в классе естественных наук еще больше расширят возможности обучения. Рисование — отличный способ привлечь их внимание. Это активное участие в обучении на практике, а также личный вклад в класс. Начинайте учебу как можно раньше — чем моложе, тем лучше.

Ссылки

Ало Т. Весна-лето 2016 г. «Обучение тому, как лучше видеть», The Gazette, Ассоциация художественного образования Мэриленда.

Брю А., Фава М. и Кантровиц А.. 2012. «Связи рисования: новые направления в исследованиях рисования и познания», Трейси | журнал: Исследования рисования и визуализации, 2012.

Ведущие штаты NGSS. 2013. Научные стандарты следующего поколения: по штатам, по штатам . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий.

Познер М. 2008. «Как обучение искусству влияет на познание», Обучение, искусство и мозг: отчет Консорциума Дана об искусстве и познании: стр. 1–10. Нью-Йорк: Фонд Даны.

Растирание листьев: искусство и наука для детей

Миноуг Дж. «Урок с лимоном», Наука и дети, февраль 2008 г., NSTA

Использование полевых тетрадей: тетрадь для наблюдения за природой

Смитсоновский научно-образовательный центр

Смитсоновская научно-образовательная академия для учителей Неделя биоразнообразия

«Что такое научная иллюстрация?»

Иллюстрация Гильдии естествознания

Стратегии обучения элементарный

Стратегии преподавания – элементарный курс

Вам также может понравиться

 

Сообщение в блоге

Мероприятия на Хэллоуин: не пугайтесь необходимости включать лабораторную безопасность

 

Отчеты Артикул

Бесплатные подарки и возможности для учителей естественных наук и STEM, 18 октября 2022 г.