Методика активного слушания: Техника активного слушания в продажах с примерами — OKOCRM

Содержание

как применять на уроке — REPIT Блог

«У человека два уха и один рот — чтобы он слушал вдвое больше, чем говорил». Но так ли легко по-настоящему слушать человека, и в особенности ребенка? Что необходимо сделать, чтобы ребенок мог рассказать вам все и не боялся совершить ошибки? Разбираемся, что такое техника активного слушания детей и как применять ее в школе.

Техника активного слушания детей: как применять на уроке

Что такое техника активного слушания?

Техника активного слушания — методика, которая позволяет понять психологическое состояние человека, используя определенные приемы.

В основе этой техники, как ни странно, лежит умение слушать. Не просто слышать звуки, а вслушиваться и понимать человека. Необходимо полностью погрузиться в рассказ говорящего, и таким образом достичь полного понимания всех чувств, эмоция и мыслей человека.

Эта методика подразумевает выполнения определенных действий от слушающего: он не может просто быть рядом, как мебель. Он должен выказывать сопереживания, и периодически включаться в разговор. Эту методику часто используют психологи для выявление психологических проблем человека. Но технику активного слушания детей, например, очень поможет и в образовательной сфере.

Подробнее о технике читайте здесь.

Техника активного слушания детей: методы применения на уроке

Существует несколько приемов, которые позволяют активно слушать человека. Каждый из этих приемов можно применять в той или иной ситуации: комбинируйте их и используйте по вашему усмотрению.

Но ни в коем случае нельзя постоянно применять один и тот же прием несколько раз подряд и с коротким периодом. Это будет производить обратный эффект и вызывать недоверие.

Я бы выделил три основных способа применения данной техники для работы с учениками, для каждого из которых подходят разные приемы:

  • проверка изученного материала;
  • работа над ошибками;
  • определение состояния учащегося.

Давайте подробно разберем, в каких ситуация и каким образом можно использовать конкретные приемы техники активного слушания детей.

 1. Пауза (задержка)

Первый прием — это пауза или задержка в разговоре. Во время разговора сделать паузу порой просто необходимо, чтобы ребенок мог подумать и понять, что он сказал, а вы могли вдуматься в его слова. К тому же пауза создает более спокойную и доверительную атмосферу. Задержка дает понять детям, что можно не торопиться и все обдумать.

Я очень часто применяю этот метод при опросе учеников. Не заставляю сразу говорить и отвечать на заданный вопрос, а даю время на обдумывание. Более того, после ответа я тоже делаю паузу для того, чтобы весь класс мог понять, что ответил ученик. Таким образом мы все погружаемся в материал. При индивидуальном общении с ребенком я стараюсь периодически (но не очень часто) делать паузы после того, как ребенок что-то сказал: это позволяет ему услышать самого себя.  

2.
Уточнение

По сути, уточнение направлено на то, чтобы попросить ребёнка более детально объяснить, что он имеет ввиду. Этот прием очень полезен в проверке знаний, ведь учитель выясняет 2 вещи: что выучил ребенок и понял ли он этот материал. Уточнение как раз хорошо подойдет в этом случае. Или же вы можете попросить ученика уточнить неверное утверждение. Это позволит ему понять собственную ошибку самостоятельно и пригодится в работе над ошибками.

Уточнение также позволяет более детально понять, что чувствует ребенок, так как любой человек достаточно часто избегает болезненных вопросов. Используя уточнения, вы акцентируете внимание на пропуске каких-то моментов в рассказе говорящего.

Если вы видите, что ребенок ведет себя не так, как обычно, это повод поговорить с ним и разобраться в ситуации. Применяя уточнения, вы и сами более детально поймете состояние ребенка и дадите ему самому разобраться в собственных проблемах.

3.
Пересказ

Прием пересказа — это повторение вами того, что сказал ваш ученик, с выделением главных аспектов. Это дает так называемую обратную связь. Дети понимают: вы их слушаете и даже подмечаете какие-то важные аспекты. Это создает доверие между вами.

Такой прием полезен для работы над ошибками. Я предпочитаю на своих уроках использовать прием пересказа, для того чтобы дети услышали себя со стороны: так они могут понять, где совершили ошибку.

4.
Повтор (эхо)

Повтор напоминает пересказ, только при повторе необходимо повторить слово в слово, что сказал ребенок. Суть приема такая же, как и у пересказа, только для более коротких ответов. И применение такое же: можно использовать для работы над ошибками.

Важно! При использовании повтора следите за своими эмоциями. Вы не должны показать гнев или высокомерие. Иногда дети могут подумать, что вы используете их слова против них же, и потому будут бояться отвечать.

5. Сообщение о восприятии (эмпатия)

И последний прием — проявление сочувствия. Этот метод больше подходит не для проверки или работы над ошибками, а для создания хороших отношения между вами и учениками. Или же чтобы понять, в каком состоянии находится ученик. Необходимо постараться поставить себя на место ученика. Конечно, сейчас, в более зрелом возрасте, детские проблемы нам кажутся смешными. Но ведь каждому возрасту присущи свои проблемы, верно? Это надо постараться понять. 

Воспитывать в себе эмпатию, конечно, нелегко. Начать можно с простого. Чаще говорите: «мне очень жаль», «больно слышать», «я понимаю, как тебе тяжело» и т. д. А в дальнейшем это может перейти в искреннее сопереживание вашим ученикам, которое не надо скрывать.

Я стараюсь часто использовать слова сочувствия в разговорах с детьми. Пытаюсь объяснить и показать им, что я понимаю их и сопереживаю; часто я просто рассказываю похожие истории из своей жизни. 

Как развить навык активного слушания

Чтобы развить в себе умение слушать и начать применять технику активного слушания детей, есть несколько способов.

1. Начните слушать себя

Постарайтесь иногда послушать то, что говорите вы сами. Не бойтесь иногда говорить и размышлять вслух. Это позволит вам понять, как чувствуют себя люди, когда что-то рассказывают.

2. Практикуйтесь перед зеркалом

Встаньте перед зеркалом и начните что-то рассказывать. Отметьте моменты:

  • в которых вам хотелось бы сделать паузу;
  • где можно было бы что-то уточнить;
  • когда стоит использовать пересказ или повтор.

Умение вовремя использовать эти приемы и есть, по сути, ключевой навык техники активного слушания. 

3. Тренируйтесь на близких и родных

Постарайтесь слушать членов своей семьи. Начните с малого: узнайте, что хотят вам сообщить родители или супруга (супруг), о чем вам говорят ваши друзья или товарищи. Спросите их, нравится ли им вообще с вами общаться и почему. На основе этого сделайте выводы по поводу вашего умения слушать и постарайтесь исправить ошибки. А затем переходите к практике с учениками.

Краткие выводы

По сути, техника активного слушания при использовании в проверке знаний и работе над ошибками отсылает нас к методике обучения по Сократу. Суть ее заключается в попытке объяснить что-то через диалог, а не просто рассказать материал. Мне кажется, это более эффективный метод обучения, и приемы активного слушания помогают в использовании этой методики.

Техника активного слушания — это отличный набор приемов, которые можно использовать в разных ситуациях, в том числе и в школе на уроке.

Помните о самом главном: вы должны не просто использовать эти приемы — вы прежде всего должны любить свою деятельность и любить детей. Только тогда у вас получится раскрыть полный потенциал техники.

что это такое в психологии, техника, виды, приёмы, методы и примеры

Активное слушание — психологическая методика ведения диалога, которая позволяет не просто выслушать человека, но и правильно воспринять его идеи, понять и запомнить, о чём идёт речь. Кроме того, те, кто умеет не только слушать, но и слышать, часто вызывают больше уважения и становятся популярнее в компании.

Техникам активного слушания можно и нужно учиться, чтобы достичь гармонии и взаимопонимания в отношениях с окружающими.

Содержание

Что такое активное слушание и его использование в психологии общения

Понять, что же такое активное слушание, можно на основе собственного опыта. Наверняка каждому приходилось делиться своими мыслями и переживаниями со знакомыми. Эмоции после такого разговора сильно зависят от реакции слушателя — был ли он сосредоточен на вашем рассказе, или просто ждал, пока вы закончите мысль, обдумывая что-то более важное.

В первом случае, собеседник пользовался методом активного слушания. Это значит, что он абстрагировался от собственных мыслей и переживаний, чтобы направить всё внимание на Вашу историю.

Для более глубокого уровня понимания между собеседниками необходимо применение активного слушания в психологии. Оно помогает в следующем:

  • Избежать конфликтов из-за недопонимания и неправильного изображения эмоций.
  • Убедиться, что вся информация из разговора понята вами правильно.
  • Иметь возможность направить разговор туда, куда нужно вам.
  • Задавать правильные вопросы и получать на них ответы.
  • Устанавливать более прочный контакт с собеседниками.
Техника активного слушания

Техника активного слушания и её основные принципы

Основа техники активного, или «эмпатичного» слушания — полная погружённость в диалог и участие в нём всем телом и сознанием. При этом мало просто следить за фокусом своего внимания и время от времени возвращать его к речи собеседника. Важно также придерживаться базовых правил активного слушания:

  1. На время беседы откинуть стереотипы и субъективные мнения о собеседнике. Это поможет воспринять его именно таким, каков он сейчас, а ещё повысит его чувство собственной значимости.
  2. Постоянно, или большую часть диалога, поддерживать прямой визуальный контакт. Не стоит отводить глаза вниз или в стороны — лучше смотреть в глаза собеседнику.
  3. Задавать уместные уточняющие вопросы. Это не просто поможет Вам лучше понять предмет разговора, но и докажет собеседнику Вашу искреннюю вовлечённость.
  4. Не допускать потери интереса к разговору, посторонних мыслей и рассеянности.
  5. Навязывать собственные идеи и пытаться додумать за собеседника, что тот имеет в виду.
  6. Не раздражаться и не злиться, для эффективной работы  техники слушания важно, чтобы беседа была дружелюбной и спокойной.

Виды активного слушания

Психологи выделяют два основных вида активного слушания: мужское и женское.

Мужское активное слушание

Такой вид лучше подходит для проведения переговоров и деловых встреч. Базируется он на глубоком анализе информации, которую преподносит собеседник. Главное — составить чёткую картинку, понять, что хочет сказать человек, какой смысл вкладывает в свои слова. Помимо уточняющих вопросов, при использовании такого метода, допускается также уместная и вежливая критика, а так же наводящие вопросы, которые помогут направить разговор в правильное русло.

Женское активное слушание

В отличие от мужского, женский вид будет уместнее смотреться в компании близких людей, например, друзей или семьи. Направлен он не столько на то, чтобы досконально понять точку зрения собеседника, сколько на то, чтобы солидаризироваться с его чувствами. Главное тут — установить доверительные отношения, понять переживания человека и выразить своё сочувствие. Хорошо работают технологии пересказывания, отражения чувств.

Эффективные приёмы активного слушания

Превращение пассивного слушания в активное — процесс не быстрый. Чтобы немного облегчить себе задачу, можно воспользоваться следующими приёмами эффективного слушания:

  • Переспросите. Повторите те же слова, которые только что произнёс собеседник, но добавьте вопросительную интонацию. Во-первых, так вы сможете лучше понять предмет обсуждения. Во-вторых, дадите человеку понять, что разговор для вас важен.
  • Предположите. Выразите свои идеи о том, для чего собеседник высказал свою точку зрения и что он имел в виду. Это позволит убедиться, что вы правильно поняли ситуацию и покажет, что мнение человека для вас много значит.
  • Резюмируйте. Перефразируйте ту идею, которую только что высказал другой человек, чтобы уточнить нюансы и дать понять, что вы внимательно прислушались к его речи.
  • Возьмите паузу. Она позволит вам быстро проанализировать новые факты и более точно высказать свои замечания. Также есть вероятность, что во время такой «передышки» говорящий вспомнит ещё какие-то важные детали и поделится ими.
  • Опишите свои чувства. Вместо того чтобы категорично выражать своё мнение о высказываниях оппонента, сделайте акцент на том, как Вы ощущаете себя, слушая его точку зрения.
  • Оцените диалог. Уместное замечание о том, как идёт диалог и к каким результатам он приводит, также отразит Вашу заинтересованность в беседе.
Техника активного слушания: 6 приемов. Практические приемы, чтобы научиться слышать другого.

Приёмы активного слушания, если немного упростить, преследуют одни и те же цели: правильно интерпретировать смысл сказанного и показать собеседнику свою вовлечённость.

Не важно, о какой сфере жизни идёт речь — будь то рабочая беседа, или эмоциональный разговор в кругу семьи. В любом случае внимательное слушание сделает взаимодействие более крепким и доверительным. К тому же, почувствовав себя интересным и ценным, собеседник склонен проявить большую открытость. Это обычно приводит к позитивному завершению диалога и достижению согласия.

Методы активного слушания

Важно не путать методы активного слушания с приёмами — это совсем не одно и то же. Основа методов — навык эмпатии, то есть, способность не просто слышать то, что человек говорит, но и анализировать причины его слов, тот смысл, который за ними скрывается.

Выделяют три уровня проявления эмпатии:

  1. Сопереживание. Это — способность перенимать чувства и эмоции другого человека. Наглядный пример — когда вы смотрите фильм и главный герой проходит через тяжёлый этап в жизни и чувствует себя подавленно, у вас тоже на глаза могут навернуться слёзы.
  2. Сочувствие. Более глубокое чувство, которое не просто позволяет вам разделить эмоции ближнего, но и вызывает искреннее желание помочь словом или делом.
  3. Симпатия. Этот уровень отвечает за способность сохранять стойкое расположение к определённой личности.

Используя методы эффективного слушания, можно глубоко проникнуть во внутренний мир собеседника и вывести общение на совсем иной уровень. Да, такая беседа потребует лучшей концентрации и будет более трудозатратной. Зато она позволяет быстро сформировать крепкие отношения, построенные на взаимном доверии и симпатии.

Сами методы были сформулированы Карлом Рэнсом Роджерсом — это человек, который стоял у истоков гуманистической психологии. Их смысл таков:

  • Выражать свои эмоции и чувство открыто, не таясь.
  • Соучаствовать во внутреннем мире собеседника, при чём делать это искренне и стараться понять его на наиболее глубоком уровне.
  • Всегда выполнять взятые на себя обязательства.
  • Перестать вести себя в рамках привычных социальных ролей и стереотипов, не допускать формальности.

Существует и такое понятие, как эмпатическое молчание. Используя эту технику, вы не задаёте говорящему никаких вопросов, не вставляете собственные комментарии. Важно позволить человеку полностью выразить свои мысли и чувства, не перебивая и не сбивая с мысли. Но, чтобы собеседник понимал, что разговор для вас важен и вы внимательно его слушаете, следует подавать невербальные сигналы — например, реагировать мимикой или кивать головой.

Да. Довольно часто.

0%

Нет. Не владею такой техникой.

0%

Поделюсь своим опытом в комментарии.

0%

Проголосовало: 0

Примеры активного слушания

Самый яркий и очевидный пример активного слушания — поведение психотерапевта на сеансе. Специалист внимательно выслушивает клиента и проявляет искренний интерес к его словам. Когда, за счёт такого поведения, человек расслабляется и начинает говорить о более глубоких вещах, врачу, полностью сконцентрированному на рассказе, становится проще вычислить корень проблемы. Но применение техники эффективного слушания на этом не заканчивается — на протяжении всего сеанса психотерапевт задаёт уточняющие и направляющие вопросы, которые помогают удержать фокус внимания на главной проблеме. Те же методики используются, чтобы подвести клиента к нужным выводам и ответам на его вопросы.

Другой пример — общение с детьми. Здесь техника активного слушания сыграет на руку всем. Малыш научится выстраивать доверительные отношения, сможет лучше понять собственные переживания и, возможно, даже самостоятельно найдёт решение своей проблемы. Взрослые же смогут выстроить со своим чадом более близкие и дружеские отношения, а так же будут уверены в том, что понимают своего ребёнка и могут ему доверять. Именно такой подход создаёт комфортную среду для взросления и развития.

Уместно применение методики и в бизнесе. Она помогает партнёрам найти общий язык и принять максимально выгодное решение для развития компании.

В общем, активное слушание нередко встречается в повседневной жизни: в торговле — там методика помогает поднять выручку и увеличить количество продаж, в журналистике, например, при проведении интервью, и в отношениях между мужьями и жёнами.

Вот несколько видео из фильмов с примерами активного слушания.

Видео 3 Активное слушаниеТехника активного слушания. Пример из «Теории большого взрыва».

 

Прием Активное слушание в работе психолога с утратой

Словом, место для применения такой техники есть везде, где замешаны человеческие отношения.

Упражнения для развития навыка активного слушания

Научиться слушать собеседников более эффективно вполне возможно — для этого существуют специальные упражнения, разработанные психологами. Большую часть из них нужно выполнять в паре, но развиваться можно и самостоятельно, тренируясь во время обычных бытовых разговоров с людьми.

Однако прежде чем приступать к обучению, стоит ввести в повседневную жизнь несколько простых привычек, которые сами по себе уже повысят навыки активного слушания и эмпатии:

  1. Никогда не перебивайте собеседников.
  2. Отвечайте только на те вопросы, которые очевидно предполагают ответ.
  3. Позвольте собеседнику выплеснуть накопившийся негатив. Здесь важно научиться абстрагироваться от ситуации и не принимать сказанное близко к сердцу.
  4. Сохраняйте зрительный контакт во время разговора.
  5. Демонстрируйте своё внимание вербально и не вербально — короткими комментариями, мимикой, жестами.

Освоив эти базовые пункты, можно переходить к тренировкам, совершенствуя навык эффективного слушания.

Самостоятельные упражнения

Существует огромное количество самостоятельных упражнений для формирования навыка активного слушания. Приведём примеры самых простых из них.

Упражнение 1

Во время любой завязавшейся беседы уделите говорящему повышенное внимание. Попытайтесь понять и назвать про себя те эмоции, которые испытывает собеседник. Помимо этого, не забывайте транслировать свою увлечённость невербально — например, время от времени кивать головой. Если это уместно — позже расспросите человека о его впечатлениях, это сделает практику ещё более эффективной. Но проанализировать результаты можно и самостоятельно.

Упражнение 2

Наверное, самый простой и, вместе с тем, сложный в исполнении вариант. Во время случайной беседы сосредоточьтесь на том, чем занято ваше сознание. Старайтесь на протяжении всего разговора думать только о том, что говорит собеседник и не позволять себе отвлекаться.

Упражнение для двух и более людей

Наиболее сложными в восприятии являются упражнения, в которых принимают участие несколько человек.

Упражнение 1

Эта практика прекрасно тренирует внимание и умение слушать. Участвуют три человека, каждый получает на руки незнакомый текст, а затем, по команде ведущего, участники одновременно начинают читать вслух. Все три текста разные, задача — не сбиваясь с чтения собственного отрывка, понять смысл обоих текстов, которые зачитывают другие участники.

Упражнение 2

Тренировка выполняется в группе. Участники по очереди получают листочки, на которых написана незаконченная фраза. Им нужно продолжить эту фразу, сказав, на свой выбор, либо правду, либо только что выдуманный факт.

Опираясь на поведение говорящего, а также на изменения в голосе и мимике, остальные участники должны понять, искренен ли он.

Это упражнение развивает внимательность, учит понимать, правду ли говорит собеседник, и правильно проявлять искренность.

Упражнение 3

Для такой практики достаточно двух человек. Одному назначается роль говорящего, а второму — слушающего. Первые 5 минут говорящий тратит на то, чтобы как можно подробнее рассказать о своих проблемах и их причинах.

Слушающий должен применять выученные техники и стараться добиться от говорящего максимальной искренности. Как только выйдет время, подводятся итоги — говорящий рассказывает о своих ощущениях от процесса и даёт слушающему понять, какие приёмы были эффективны, а какие, наоборот, вызывали негатив.

Затем, в течении такого же времени, говорящий рассказывает о своих достоинствах и успехах. На этот раз задача слушающего быть максимально внимательным — после того, как время выйдет, ему придётся пересказать всю усвоенную информацию. Говорящий может реагировать на его слова лишь невербальными знаками — если он не согласен, слушающему придётся исправить себя.

Затем та же последовательность повторяется заново, только участники меняются ролями. В конце должны быть подведены итоги — каждый делает вывод о том, как роль далась ему легче.

Упражнение 4

По большому счёту, это — усовершенствованная версия всем известной игры в глухой телефон. Назначается один рассказчик и пять слушателей, четверо из которых покидают комнату. Рассказчик зачитывает какой-то текст — например, новость или небольшую статью. После этого он выходит и его место занимает второй слушатель, который узнаёт ту же самую информацию, только на этот раз не от рассказчика, а от первого слушателя.

Так продолжается до тех пор, пока финальная версия истории не будет передана последнему участнику. Важно, чтобы каждый текст рассказывался лишь один раз, никаких повторений не предусмотрено. В конце все собираются вместе и сравнивают начальную, окончательную и промежуточные версии.

Тренинг помогает понять, насколько избирательными могут быть человеческая память и внимание.

Книги для обучения активному слушанию

Безусловно, для освоения техник активного слушания, нужна постоянная практика. Впрочем, чтобы упростить свой путь, избежать лишних ошибок и научиться грамотно применять методику, стоит обратить внимание и на самый ценный источник теории — книги. Есть несколько любопытных учебников по теме, с которыми стоит ознакомиться:

  • Юлия Гиппенрейтер, «Чудеса активного слушания». Эта книга — пошаговое руководство по обучению внимательному слушанию. Кроме того, писательница отвечает на часто возникающие вопросы, кратко знакомит нас с историей понятия и приводит примеры правильного активного слушания.
  • Александр Фридман, «Искусство конструктивного диалога». Курс учит не только слышать своих собеседников, но и выстраивать диалог так, чтобы добиваться своей цели.
  • Римма Ефимкина, «В переводе с марсианского». Книга подробно раскрывает отдельную отрасль активного слушания — метакоммуникации. Идеально подойдёт тем, кто работает с людьми и вынужден постоянно общаться.

Если после прочтения статьи об активном слушании у вас остались вопросы или вы владеете информацией, которой хотели бы поделиться с читателями, оставьте комментарий ниже.

Активное слушание ребенка

768

Слушать собеседника и при этом по-настоящему слышать его — непростое, но очень важное качество, которому многие обучаются целенаправленно. Во взаимодействии с ребенком эта способность наиболее необходима: детям как никому другому важно чувствовать, что их слышат, хотят понять, понимают и поддерживают. Зачастую проблема ребенка решается эффективнее не потому, что ему помогли, подсказали, научили, а потому, что его просто правильно услышали.

Активное слушание предполагает “возвращение” собеседнику в процессе общения важных смысловых высказываний, обозначая при этом его эмоции и чувства. Ребенок только учится понимать себя и окружающих. Любая проблема, вопрос или задача так или иначе связаны с эмоциональными переживаниями. Используя активное слушание в общении с ребенком, взрослые демонстрируют заинтересованность не только словами и фактами, но и внутренним состоянием, волнениями ребенка, тем самым помогая ему лучше разобраться в себе, получить ценный опыт и конструктивно выйти из ситуации.

Многие взрослые имеют воспоминания из детства, когда их оставляли наедине со своими переживаниями. Сломалась игрушка — брось, из-за ерунды расстраиваешься. Поссорился с лучшим другом — не беда, завтра помиритесь. Казалось бы, ничего страшного не произошло, однако в маленьком детском мире многие незначительные для взрослого события действительно сравнимы с катастрофой. Оставить в такие моменты ребенка наедине со своими эмоциями — это как бросить его посреди пустыни, реки или заблудившемся в глухом лесу. Пусть сам разбирается, ищет дорогу, набивает шишки. Ребенок, возможно найдет способ справиться самостоятельно. Однако без помощи опытных и понимающих взрослых эти способы не всегда эффективны, порой они приводят к иррациональным установкам и искаженным моделям реагирования на долгие годы.

Что может сделать взрослый, когда ребенку плохо? Выслушать его. Активно выслушать. Для этого он может использовать следующие приемы активного слушания:

  1. Повернуться лицом к ребенку.
    Лица собеседников должны находиться примерно на одном уровне. Разумеется, никаких посторонних предметов и отвлекающих дел при этом быть не должно. Никогда не получится понять чувства ребенка должным образом, если в процессе общения с ним мыть посуду или читать сообщение в социальной сети.
  2. Меньше спрашивать, больше утверждать.
    Когда ребенок расстроен или обеспокоен чем-то, вопросы из серии “что случилось?” могут спровоцировать агрессию или желание закрыться. Ребенок ответит “ничего” и продолжить диалог станет куда труднее. Попробуйте вместо вопроса высказать предположение: “что-то случилось”. Такая незначительная разница в интонации может существенным образом повлиять на реакцию ребенка. Вместо “не хочешь поделить?” попробуйте сказать “я бы хотела, чтобы ты поделился со мной”.
    Ребенок, в состоянии эмоционального возбуждения воспринимающий вопросы как допрос с пристрастием, почувствует, что вы настроены с ним на одну волну и действительно хотите помочь, а не просто выведать все тайны.
  3. Помнить о паузах.
    Постарайтесь построить диалог таким образом, чтобы после каждой вашей фразы у ребенка была возможность осмыслить ее и отреагировать. Паузы не так страшны, они имеют психотерапевтическую значимость в процессе общения. Не стоит после одного высказывания немедленно начинать следующее, опасаясь, что диалог прервется на паузе или вы упустите важную мысль. Когда вы высказали свое мнение, дайте ребенку время на последующую внутреннюю работы, на обдумывание и примерку вашей мысли под свои ощущения.
  4. Перефразировать то, что говорит ребенок.

    Не бойтесь “вернуть” высказывание ребенка, перефразировав его так, как вы поняли. Эта обратная связь необходима для поддержания качественного взаимодействия. Так ребенок будет чувствовать, насколько верно его услышали и поняли. Если ваше высказывание не соответствует его переживаниям, он сможет вас поправить, подобрать другие фразы, а вы сможете дать правильные советы и обозначить его чувства более корректно.
  5. Не давить.
    Ребенок вовсе не обязан и не всегда хочет говорить по душам. Как бы вы ни были настроены на общение и активное слушание, не настаивайте, оставьте его в покое. Достаточно в таком случае просто дать понять, что вы не против его слушать, как только он будет готов.
  6. Принять собеседника.
    Активно слушать гораздо проще, если вы принимаете все достоинства и недостатки того, кто говорит. Расположенность, безоценочность, безусловность принятия — обязательные ингредиенты в рецепте активного слушания. Старайтесь как можно чаще ставить себя на место ребенка и тщательно следить за своими реакциями.

Начинайте использовать эти приемы постепенно. Не стоит торопиться и ждать мгновенных результатов. Если активное слушание раньше не практиковалось в вашей семье, ребенку понадобится время, чтобы привыкнуть и перестроиться. Да и родителям оно наверняка понадобится. Будьте готовы к тому, что получаться будет не с первого раза. Время и регулярная практика отточат навыки активного слушания, как и любые другие.

Что происходит, когда родители в общении с ребенком используют активное слушание?

  • Существенно уменьшается количество эмоциональных переживаний, ребенок спокойнее и проще смотрит на мир. Можно назвать это эмоциональной закалкой.
  • Формируется и развивается доверие между родителями и детьми. Ребенок, чувствуя, что его готовы слушать и понимать, открывается и начинает делиться все больше. Порой таким образом родителям удается распутывать проблемы более сложные, чем могло показаться на первый взгляд.
  • Благодаря правильной и своевременной обратной связи, которую дают родители в процессе общения, ребенок постепенно обучается самостоятельно справляться с переживаниями и стрессовыми ситуациями. Происходит эффективное развитие эмоционального интеллекта.
  • Дети учатся у взрослых, и навыки активного слушания не станут исключением. Довольно быстро вы заметите, что ваш ребенок также старается услышать вас и понять. Внутрисемейные взаимоотношения меняются до неузнаваемости.

Еще одно очень важное изменение касается самих родителей. Взрослые, как бы негативно они ни были настроены изначально, в процессе применения активного слушания постепенно изменяются сами, приобретая больше осознанности, чувствительности, терпения по отношению к ребенку и к самим себе. Развитие затрагивает все стороны взаимоотношений, в которых учатся слушать по-новому.

Обучиться приемам активного слушания вовсе не сложно. Для этого достаточно лишь иметь огромное желание. Конечно, такой подход к общению с ребенком для многих является нетрадиционным и не всегда понятным. Однако он очень действенный. Потраченное на обучение и отработку практики время обязательно вернется всем участникам взаимоотношений в виде сэкономленных нервов, а также отсутствия бессмысленных конфликтов, потери доверия и дополнительных негативных последствий в будущем.

Учитесь общаться с детьми, помогите им стать счастливыми взрослыми!

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

7 Техники активного слушания для улучшения общения

Слушание — это акт обращения внимания на то, что говорит другой человек, независимо от того, адресовано ли сообщение вам или более широкой аудитории. Таким образом, активное слушание поглощает информацию и показывает человеку, что вы восприимчивы к тому, что он говорит.

Общаетесь ли вы на работе, в школе или дома, хорошее общение может принести пользу вашим отношениям. Эффективное общение может углубить узы и связи, заставляя вас чувствовать себя удовлетворенным, понятым и признанным.

Активное слушание, как и любой другой навык, — это навык, который вы можете улучшить со временем, общаясь с разными людьми. Отношения, которые вы развиваете в своей карьере, образовании и личной жизни, выигрывают от изучения методов активного слушания.

Что такое активное слушание?

Активное слушание — это практика сосредоточения полного внимания на том, что кто-то говорит, и впитывания того, что кто-то говорит, чтобы обмен между слушателем и говорящим был продуктивным и приносящим удовлетворение. По словам исследователя Гарри Вегера, это попытка продемонстрировать безусловное принятие и непредвзятое размышление. Карл Роджерс первоначально разработал методологию, иногда известную как «рефлексивное слушание», для психологов XIX века. 50-х [2]. С тех пор он используется в таких областях, как бизнес и образование. Когда мы практикуем активное слушание, говорящий чувствует, что его поняли, а слушатель запоминает информацию, чтобы он мог продуктивно размышлять и реагировать.

Среднестатистический слушатель помнит только 25% выступления или лекции два месяца спустя, согласно тестированию, проведенному Harvard Business Review [3]. Со временем наша когнитивная способность сохранять информацию снижается. Делая заметки, вы сможете позже освежить память. Есть много способов улучшить свои навыки активного слушания.

Чтобы узнать больше об активном слушании, посмотрите это видео от Уортонской школы Университета Пенсильвании:

Загрузка…

При активном слушании мы проявляем заботу и проявляем интерес к другим людям и их идеям, и мы можем на самом деле изменить эмоции и то, как люди себя чувствуют.

Улучшение навыков общения

Пенсильванский университет

Заполненная звезда Заполненная звезда Заполненная звезда Заполненная звезда Наполовину заполненная звезда

4,7 (1744 оценки)

 |

110 тыс. зарегистрированных студентов

Курс 2 из 4 по специализации «Достижение личного и профессионального успеха»

Зарегистрироваться бесплатно

Преимущества активного слушания

Практика осознанного слушания может принести пользу вашей карьере и жизни. В ваших повседневных разговорах с коллегами, в налаживании контактов для будущих возможностей, в поддержании настоящих связей в качестве менеджера умение слушать заставляет людей чувствовать себя услышанными. Эмпатия, основа активного слушания, имеет решающее значение для построения значимых отношений. Активное слушание может даже помочь вам управлять своими эмоциями, лучше запоминать данные и информацию и разрешать конфликты.

По прогнозам McKinsey, спрос на социальные и эмоциональные навыки, включая активное слушание, вырастет более чем на 20 процентов во всех отраслях в период с 2016 по 2030 год [4]. Среди этих навыков — общение, переговоры, навыки межличностного общения, лидерство, управление, преподавание и обучение. Кроме того, исследования показывают, что хорошие навыки межличностного общения являются сильным предиктором успеха на рабочем месте в целом из-за связи между эффективностью команды, эмпатией и инклюзивностью [5].

7 техник активного слушания

Эти техники можно использовать все сразу или применять по отдельности в различных ситуациях. Они основаны на представлении о том, что активное слушание — это практика, которую всегда можно улучшить. Следующие методы являются основой для эффективного общения — в беседах, лекциях или интервью с кем угодно и где угодно.

1. Сосредоточьтесь на намерении и цели разговора.

Подход к слушанию с целостной точки зрения начинается с намерения быть сознательным и восприимчивым к другому человеку, включая намерение и цель разговора, чтобы по-настоящему понять его и сопереживать ему. Включение осознанности в активное слушание означает, что говорящий полностью завладевает вашим вниманием.

Быть внимательным обычно означает проявлять уважение и осознавать настоящий момент. Никаких мечтаний, никаких перебиваний, а просто понимание содержания и цели их слов и языка тела. Таким образом, слушатель и говорящий создают подлинную связь.

2. Обратите внимание на язык тела.

Язык тела относится к сознательным и бессознательным жестам и движениям, которые выражают или передают информацию. Такое поведение может включать выражение лица, позу, жесты рук, зрительный контакт или движение, а также прикосновение. Большая часть коммуникации зависит от невербальной информации. На самом деле, по словам исследователя Альберта Меграбяна, в разговоре лицом к лицу общение на 55% происходит невербально, на 38% — в устной форме и на 7% — в словесной форме [6].

При разговоре с другими важно учитывать, как ваше сообщение может быть воспринято. Мы можем подсознательно отражать поведение и позицию говорящего, потому что мы были социально обусловлены, чтобы принять их как правильное «слушание» (однако помните, что не переусердствуйте с зеркальным отражением, потому что это может стать неуместным).

Вот распространенные сценарии, в которых язык тела используется для эффективного общения:

  • На рабочем месте: Когда ваш руководитель дает вам отзыв о проекте, над которым вы работали, вы можете поддерживать зрительный контакт и кивать, поворачивая свое тело по отношению к своим. Так они поймут, что вы слушаете и запоминаете то, что они говорят.

  • В школе: В классе, Zoom или лично учитель, как правило, имеет полный обзор своих учеников. Практика активного слушания может означать внимательное наблюдение за ними, а не игру в телефоне, ерзание или взгляд на часы. Когда ваше тело бодро и присутствует, ваш разум также лучше усваивает информацию.

  • С друзьями: Однажды ваш друг говорит вам, что его собака только что умерла, и вы утешаете его, обнимая, касаясь его руки или спины. Эти небольшие жесты выражают заботу и сочувствие, не говоря ни слова.

3. Подавайте ободряющие словесные сигналы.

Вербальные сигналы — это подсказки, которые говорящий может использовать для получения ответа или реакции от слушателя. Это включает в себя то, что профессор Уортона Морис Швейцер считает «минимальным поощрением», например, ответ «да, я понимаю», или «ммммм», или «я понимаю». Они часто используются вместе с жестами и выражениями, такими как улыбка или кивание.

Говорящий, в свою очередь, может давать вербальные сигналы, когда он хочет, чтобы слушатель обратил на него особое внимание, например, говоря медленнее или громче, чтобы подчеркнуть определенные моменты, подчеркивая определенные слова, используя другой тон голоса или делая паузы. В этой тишине они могут ожидать ответа от своего слушателя.

Нейродивергенция: слушать ушами

Нейроразнообразие — это «концепция, в которой неврологические различия должны признаваться и уважаться, как и любые другие человеческие вариации. Эти различия могут включать те, которые обозначены как диспраксия, дислексия, синдром дефицита внимания и гиперактивности, дискалькулия, аутистический спектр, синдром Туретта и другие

[7] ».

Хотя многие из нас могут считать зрительный контакт и язык тела признаками хорошего общения, нейродивергентные люди могут общаться не так, как мы привыкли. Это может проявляться в меньшем зрительном контакте и более ограниченном языке тела, а также в более резком и нефильтрованном использовании языка.

В разговоре с нейроотличными людьми практикуйте содержательно-ориентированные действия, такие как перефразирование, резюмирование и задавание вопросов, чтобы помочь другому человеку почувствовать себя услышанным.

4. Уточнить и перефразировать информацию.

Иногда недостаточно кивнуть и поддерживать зрительный контакт в разговоре. На рабочем месте или в классе у вас могут возникнуть сомнения в том, уловил ли ваш разум полную картину. Уточнение и перефразирование информации говорящему может помочь вам обоим заполнить любые пробелы в понимании.

В официальных ситуациях, с руководителем или преподавателем: Перефразирование информации может помочь вам убедиться, что вы полностью и точно поняли, что другой человек пытается сообщить.

В непринужденной беседе с другом или партнером: Уточнение того, что сказал другой человек, может помочь продемонстрировать сочувствие и поддержку.

5. Задавайте вопросы.

Так же, как и перефразирование, чтобы прояснить сказанное говорящим, задавание вопросов может устранить путаницу. Вы можете подумать, что обработали большую часть того, что они сказали, но у вас все еще есть вопросы. Задавая уточняющие вопросы, вы гарантируете, что услышали правильную информацию.

Как активный слушатель, вы также можете продемонстрировать интерес, задавая вопросы. Открытый вопрос может побудить говорящего развить важную или интересную идею. Это также показывает, что до этого момента вы внимательно слушали и хотите узнать больше. Это может укрепить связь между говорящим и слушателем.

6. Воздержитесь от осуждения.

Практикуя активное слушание, важно оставаться открытым, нейтральным и непредвзятым. Что замечательно в том, чтобы сделать шаги, чтобы стать лучшим слушателем, так это то, что вы можете использовать новые идеи, точки зрения и возможности, к которым вы, возможно, никогда раньше не имели доступа. Воздержание от суждений, избегание критики и непредвзятый подход к каждому разговору могут открыть многие двери.

7. Обобщайте, делитесь и размышляйте.

В конце разговора убедитесь, что вы закончили его на высокой ноте. Поделитесь кратким резюме или несколькими заметками о том, что сказал спикер. Если вас попросят, выскажите свои мысли и мнения таким образом, чтобы показать, что вы усвоили информацию. В неформальной обстановке обмен мыслями и чувствами может привести к более глубоким и содержательным разговорам.

После общения подумайте о том, что вы узнали. Будь то лекция, интервью или разговор со старым другом, у вас могут возникнуть сильные чувства или идеи, которые необходимо обработать или записать. Вы можете поделиться своими размышлениями со своим учителем, коллегой или другом. Не стесняйтесь обращаться к ним и взаимодействовать с ними после первоначального взаимодействия.

Следующие шаги

В свободное время приобретайте необходимые для работы коммуникативные навыки с помощью специализации «Достижение личного и профессионального успеха» Пенсильванского университета или практикуйтесь в основах разрешения конфликтов и межкультурной коммуникации с помощью специализации «Управление конфликтами» Калифорнийского университета. Ирвин.

Максимизируйте свой карьерный потенциал и научитесь эффективно общаться без образования или опыта. По завершении сразу же применяйте эти навыки для достижения личных и карьерных целей.

Статьи по теме

  • 24 Выполнение работы для интровертов

  • Что такое эффективное общение? Навыки для работы, учебы и жизни

  • Как добиться успеха в панельном интервью

  • 6 советов по тайм-менеджменту для повышения продуктивности

Источники статей

1. International Journal of Listening. «Активное слушание в интервью с коллегами: влияние перефразирования сообщения на восприятие навыка слушания», https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/100 6311». По состоянию на 28 января 2022 г.

2. Американская психологическая ассоциация. «За зеркалом , https://www.apa.org/pubs/journals/features/hum-42-354.pdf». По состоянию на 2 февраля 2022 г.

3. Harvard Business Review. «Слушая людей. https://hbr.org/1957/09/listening-to-people». По состоянию на 2 февраля 2022 г.

4. McKinsey & Company. «Автоматизация смены навыков и будущее рабочей силы», https://www. mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/public%20and%20social%20sector/our%20insights/skill%20shift%20automation%20and%20the%20future%20of%20the%20workforce/mgi-skill-shift-automation- and-future-of-the-workforce-may-2018.pdf». По состоянию на 28 января 2022 г.

5. Наука. «Доказательства наличия фактора коллективного разума в деятельности человеческих групп , https://www.science.org/doi/10.1126/science.1193147». По состоянию на 2 февраля 2022 г.

6. Пермский университет Техаса. Басин, «Какая часть общения является невербальной? По состоянию на 28 января 2022 г. 7. Национальный симпозиум по нейроразнообразию в Сиракузском университете. «Что такое нейроразнообразие?

, https://neurodiversitysymposium.wordpress.com/what-is-neurodiversity/». По состоянию на 2 февраля 2022 г.

Автор: Coursera • Обновлено

Этот контент был доступен только в информационных целях. Учащимся рекомендуется провести дополнительные исследования, чтобы убедиться, что курсы и другие полномочия соответствуют их личным, профессиональным и финансовым целям.

Стратегии активного слушания | Обучение пациентов

Если вы страдаете потерей слуха, следующие стратегии активного слушания улучшат ваше общение с другими людьми и создадут более позитивную коммуникативную среду, чем могут обеспечить только слуховые аппараты.

  • Посмотрите на говорящего. Встаньте так, чтобы видеть лицо полностью, а не только профиль. Много информации можно получить, как наблюдая, так и слушая. Хотя никто не может получить всю информацию только с помощью зрения, у каждого есть способность читать по речи; то есть получать информацию о том, что говорится, наблюдая за губами говорящего, выражением лица, жестами, языком тела и т. д.
  • Носите очки по показаниям. Они помогут вам читать речь.
  • Сядьте лучшим ухом, если одно лучше другого, к говорящему.
  • Сократите расстояние между вами и собеседником. Идеальное расстояние составляет примерно от трех до пяти футов.
  • Избегайте разговоров из другой комнаты.
  • Сосредоточьтесь на мысли или идеях, которые выражает говорящий , вместо того, чтобы пытаться понять каждое сказанное слово. Не расстраивайтесь и не сдавайтесь, если пропустите несколько слов. Речь обычно избыточна и предсказуема.
  • Старайтесь следить за темой разговора и подсказками окружающей среды , которые могут помочь вам сделать обоснованные предположения. Можно научить друзей время от времени давать наводки на обсуждаемую тему. Они могут ненавязчиво сказать: «Мы обсуждаем жилищный вопрос», или вы можете тихо попросить кого-нибудь из группы рассказать вам, что они обсуждают.
  • Познакомьтесь с тем, как разные люди выражают себя , например, с выражением лица, словарным запасом, структурой предложения, акцентом или диалектом и т. д.
  • Поддерживайте активный интерес к людям и событиям. Знания о национальных и мировых делах, а также о делах вашего сообщества и друзей помогут вам с большей готовностью следить за многими дискуссиями или разговорами.
  • Не бойтесь, что люди подумают, что вы смотрите на них , пока вы пытаетесь понять, что они говорят. Всегда вежливо смотреть на говорящего.
  • Не блефуйте и не кивайте, как будто вы понимаете, когда на самом деле не понимаете. Лучше задавать вопросы, чем продолжать идти по ложному пути.
  • Не стесняйтесь попросить кого-нибудь уточнить информацию, которую вы могли пропустить. Чтобы уменьшить разочарование с обеих сторон, полезно очень конкретно указать, что вы упустили, чтобы человеку не пришлось повторять все сообщение целиком. Вы также можете попросить человека не только повторить информацию, но и перефразировать ее так, чтобы слова, которые вы плохо слышите, можно было заменить словами, которые легче услышать.
  • Сообщите говорящему конкретно, какую часть того, что он только что сказал, вы не поняли. Простое высказывание «Я не расслышал» или «Я не понял» не дает говорящему необходимой информации для решения вашей проблемы. Скажите им, если они говорят слишком тихо, слишком быстро, если их рука находится перед ртом или фоновый шум мешает вам понять.
  • Старайтесь слушать и не позволяйте кому-то другому, например, вашему супругу или другу, слушать вместо вас.

Продолжить чтение

  • Помните, что разговор — это двустороннее взаимодействие. Не монополизируйте его, пытаясь направлять и контролировать. Слушание требует больше энергии, чем разговор.
  • Будьте готовы признать свою потерю слуха и обратиться за помощью. Самые разумные люди будут рады помочь, если ваш запрос конкретен и если они знают, что делать.
  • Не стесняйтесь рассказать окружающим, что они могут сделать, чтобы облегчить общение. Сообщите им о важности говорить медленнее, убедившись, что они находятся рядом с вами и лицом к вам, а также используйте выражения лица и жесты, чтобы донести сообщение. Многие люди смущаются, потому что не знают, как разговаривать с носителем слухового аппарата. Расслабьте их и заверите, что вам легче всего понять естественную, не преувеличенную речь.
  • По возможности,  запрашивайте подробности , такие как направления или медицинскую информацию, в письменной форме.
  • Максимально используйте освещение. Расположите свет позади себя, а не за динамиком, где он может отбрасывать тень.
  • Рассмотрите возможность использования слуховых аппаратов с несколькими микрофонами , которые обеспечивают максимальное усиление звуков, исходящих непосредственно перед вами, и подавляют звуки, исходящие позади вас.
  • Не отвлекайтесь. Попробуйте уменьшить или устранить мешающий фоновый шум. Это включает в себя уменьшение или выключение телевизора, радио, проточной воды или вентилятора во время разговора. В общественной обстановке или ресторане вы можете найти более тихий уголок вдали от шума для ваших разговоров.
  • Если вы находитесь в комнате с открытой дверью или окном, выходящим на шумную или людную территорию, закройте ее. Также полезно держать окно автомобиля закрытым или уменьшать громкость слухового аппарата, расположенного ближе всего к окну. Большинство слуховых аппаратов автоматически адаптируются к шуму.
  • При необходимости,  рассмотрите возможность улучшения акустики в помещении,  часто используемом для разговоров. Это может включать установку коврового покрытия, драпировок, мягкой мебели или акустических потолочных плит.
  • Отправляясь в ресторан, постарайтесь планировать заранее. Посмотрите рейтинг шума в газете. Приходите в непиковые часы, зарезервируйте столик в тихом уголке и сядьте спиной к стене (или к центру комнаты, если вы носите слуховые аппараты с несколькими микрофонами). Запросите стенд, если он доступен.
  • При посещении спектакля, концерта, церковной службы или лекции постарайтесь прийти пораньше, чтобы занять место как можно ближе к первому 901

    1 . Запросите вспомогательное устройство для прослушивания.
  • Собираясь в кино или на спектакль, заранее прочтите рецензию или краткое содержание сюжета.
  • При посещении лекций попросите докладчиков использовать микрофоны или FM-системы.
  • При получении информации по телефону повторите то, что вы услышали, чтобы убедиться, что это правильно.
  • Сохраняйте реалистичные ожидания относительно того, что вы сможете услышать в различных ситуациях и средах. Будут некоторые ситуации, когда слушать будет труднее, и вам нужно будет приложить больше усилий и стратегий, чтобы следовать тому, что было сказано. Помните, что это относится и к слушателям с нормальным слухом.
  • Проверьте ситуацию в общественных местах, прежде чем обвинять себя в потере слуха. Узнайте, есть ли у других трудности. Это может быть связано с неисправной системой громкой связи (PA), плохим динамиком или сильным фоновым шумом.
  • Обратите особое внимание на свою речь. Длительная или даже внезапная потеря слуха может привести к ухудшению голоса и дикции.
  • Всем нужно время для отдыха. Признайте, что болезнь и усталость затрудняют слушание. Позвольте себе роскошь иногда уйти в себя.
  • Избегайте напряжения. Постарайтесь расслабиться и сохранить чувство юмора. Напряжение значительно мешает способности читать речь и истощает энергию. Даже самые лучшие слушатели не в состоянии услышать все. Умение посмеяться над собой очень помогает приспособиться к любой ситуации или состоянию.

Медицинские специалисты UCSF Health изучили эту информацию. Он предназначен только для образовательных целей и не предназначен для замены рекомендаций вашего врача или другого поставщика медицинских услуг. Мы рекомендуем вам обсудить любые вопросы или опасения, которые могут у вас возникнуть, с вашим поставщиком медицинских услуг.

Связанные клиники

Клиника аудиологии

Почтовая ул., 2330, офис 270
Сан-Франциско, Калифорния 94115

(415) 353-2101

Рекомендуемое чтение

Системы сигнализации и текстового отображения

Людям с потерей слуха могут быть полезны системы сигнализации и замены, которые преобразуют звук или нажатие клавиш в другой режим. Учить больше.

4 типа умения слушать: как научиться лучше слушать

Слушать и слушать — это не одно и то же. Вы слышите музыку, шум дождя или звук готовящейся на кухне еды. Слушание, с другой стороны, требует внимания, понимания передаваемого сообщения и запоминания того, что было сказано.

Эффективные слушатели не только проявляют интерес, но и признают сказанное. Умение слушать — ценный навык как на личном, так и на профессиональном уровне.

Преимущества умения слушать

Способность слушать дает множество преимуществ. Люди с отточенными навыками слушания могут помочь другим чувствовать себя в безопасности, выражая свое мнение. Они также могут лучше справляться с напряжением во время споров и проявлять уважение к говорящему. Другие потенциальные преимущества включают в себя то, что вы будете более симпатичны, выстраиваете более прочные отношения и имеете более четкое понимание того, что обсуждается.

  • Хорошие слушатели приятнее. В разговоре участвуют люди с сильными навыками слушания. Люди, которые внимательно слушают, часто воспринимаются как более симпатичные.
  • Хорошие слушатели укрепляют отношения. Общение — это не улица с односторонним движением. Хорошие слушатели проявляют интерес, задают открытые вопросы и признают сказанное. Это помогает уменьшить недопонимание и укрепляет отношения.
  • Хорошие слушатели лучше понимают обсуждаемые темы. Люди с отточенными навыками слушания стремятся полностью понять сообщение говорящего. Они обращают внимание как на вербальные, так и на невербальные сигналы и просят разъяснений, когда это необходимо.

Стратегии эффективного слушания

Слушание — это не пассивная деятельность, а активно осуществляемый вами процесс. Чтобы быть лучшим слушателем, вы должны быть сосредоточены на говорящем, его сообщении и дать понять говорящему, что вы понимаете сказанное. Ниже приведены лишь некоторые из методов, которые вы можете использовать, чтобы стать лучшим слушателем.

  • Установите зрительный контакт. Установление и поддержание зрительного контакта с говорящим дает ему понять, что вы уделяете ему все внимание. Поставьте телефон на беззвучный режим и уберите его, выключите радио и телевизор. Если вы находитесь на собрании Zoom, установите свой статус «не беспокоить» и сверните другие окна браузера. Глядя на свой смартфон или сканируя комнату, вы можете показаться незаинтересованным и лишить себя возможности сосредоточиться на том, что вы слышите.
  • Задавайте уточняющие вопросы. Если сообщение говорящего непонятно, задайте уточняющие вопросы, чтобы получить больше информации. Вы также можете задавать подтверждающие вопросы, например: «Я хочу убедиться, что правильно понял. Звучит так, как будто вы говорите: «Это правильно?» Это может помочь вам оценить, правильно ли вы получили сообщение. Если вы заняты с учителем, коллегой или менеджером, делайте заметки и оставляйте место для тишины. Это позволяет вам передохнуть и обработать полученную информацию, прежде чем запрашивать дополнительную информацию.
  • Будь на месте и будь внимателен. Хорошие слушатели внимательны и вовлечены в данный момент. Они не отвлекаются и уделяют все свое внимание говорящему. Кроме того, использование положительной минимальной реакции, такой как кивок, прикосновение или звук, также показывает, что вы слушаете говорящего и активно взаимодействуете с ним.
  • Не перебивайте. Когда вы перебиваете, это показывает, что вам все равно, что говорят. Прерывание также может создать впечатление, что вы не заинтересованы в предмете обсуждения и ищете момент, чтобы вмешаться.

Примеры неэффективного слушания

Неэффективные слушатели не вовлечены, не смотрят в глаза и часто пропускают то, что преподносится. Неэффективные стратегии слушания, которых следует избегать, включают избирательное слушание, невнимательность и оборонительное слушание.

  • Выборочное прослушивание. Выборочное прослушивание похоже на прослушивание с помощью маркера. Вместо того, чтобы рассматривать сообщение говорящего в целом, избирательные слушатели обращают внимание только на те его части, которые, по их мнению, наиболее важны для них.
  • Невнимательные слушатели не уделяют выступающим всего внимания. Они часто отвлекаются и сосредоточены на других вещах, что может означать пропуск большей части того, что говорит говорящий.
  • Защитное прослушивание. Защитные слушатели слышат невинные утверждения, такие как «Я не люблю нерешительных людей», и воспринимают их как личные нападки. Защитное слушание может вызвать напряжение как в личных, так и в профессиональных отношениях.

4 Типы прослушивания

Навыки слушания можно развить, но для этого нужна практика. Независимо от того, заинтересованы ли вы в улучшении своих сетей, привлечении нового клиента или улучшении связи с семьей, сильные навыки слушания могут помочь. Ниже приведены лишь несколько эффективных стилей прослушивания.

1. Глубокое слушание

Глубокое слушание происходит, когда вы стремитесь понять точку зрения говорящего. Он включает в себя внимание как к вербальным, так и к невербальным сигналам, таким как используемые слова, язык тела говорящего и его тон. Этот тип слушания помогает укрепить доверие и взаимопонимание, а также помогает другим чувствовать себя комфортно, выражая свои мысли и мнения.

2. Полное слушание

Полное слушание предполагает пристальное внимание к тому, что говорит говорящий. Это часто включает в себя использование методов активного слушания, таких как перефразирование того, что было сказано человеку, с которым вы разговариваете, чтобы убедиться, что вы понимаете его сообщения. Полное слушание полезно в классе, когда кто-то инструктирует вас, как выполнить задание, и при обсуждении рабочих проектов с начальством.

3. Критическое слушание

Критическое слушание предполагает использование систематических рассуждений и тщательных размышлений для анализа сообщения говорящего и отделения фактов от мнений. Критическое слушание часто полезно в ситуациях, когда у выступающих может быть определенная повестка дня или цель, например, наблюдение за политическими дебатами или когда продавец продвигает продукт или услугу.

4. Терапевтическое слушание

Терапевтическое слушание означает предоставление возможности другу, коллеге или члену семьи обсудить свои проблемы. Это включает в себя подчеркивание и применение поддерживающих невербальных сигналов, таких как кивание и поддержание зрительного контакта, в дополнение к сопереживанию их переживаниям.

Станьте хорошим слушателем

Чтобы научиться лучше слушать, нужна практика, но если вам это удастся, вы узнаете много нового и интересного о людях, с которыми общаетесь. Вы также можете обнаружить, что лучше улавливаете тонкие сигналы обмена сообщениями, которые другие могут пропустить.

Для выслушивания можно применять ряд конкретных стратегий, но все они имеют один ключевой элемент: присутствие и внимание во время разговора и уважение к тем, кто участвует. Эта способность может помочь вам стать более эффективным партнером, родителем, учеником и коллегой.

Рекомендуемая литература

Тайм-менеджмент для студентов, обучающихся онлайн Навыки слушания с примерами»

Институт обслуживания клиентов Америки, «8 примеров эффективного слушания»

Действительно, развитие навыков общения: 9 типов слушания

Роджер К.