Методика дерево интерпретация: Проективная методика рисунок дерева

Содержание

Проективная методика «Три дерева»: инструкция и интерпретация

  • Главная

войти в систему

Добро пожаловат!Войдите в свой аккаунт

Ваше имя пользователя

Ваш пароль

Вы забыли свой пароль?

восстановление пароля

Восстановите свой пароль

Ваш адрес электронной почты

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Эксперт – психолог Алексей Мосин

Целью создания этой методики было – выявление  особенностей внутрисемейных отношений. Сегодня эта методика помогает выявить причины конфликтов внутри семьи, также  вероятность их появления, и подобрать лучший путь для решения этих проблем. В статье мы расскажем, что представляет собой проективная методика «Три дерева», инструкцию ее проведения, а также раскроем интерпретацию рисунков.

С помощью рисунков можно узнавать характер человека в любом возрасте и эта методика не единственная. Больше об этом вы можете узнать в нашей статье «Проективные рисуночные методики для характеристики взрослых»

Содержание:

Характеристика методики

Автор методики

Тест  был предоставлен психологом из Швейцарии Корбузом, но был модифицирован психотерапевтом из Германии Эддой Клессманн. Изменения коснулись процесса тестирования.

По мнению Клессмана, ребенок очень украшает образ своих родителей. По этой причине рисунки не отражают общую картину взаимоотношений ребенка с семьей. В своей работе и исследованиях Эдда основывалась на принципе символ-драмы. В ее работах использовалось воображение для визуального изображения бессознательных фантазий и желаний.

Цель методики

Проективная рисуночная методика «Три дерева» предоставляет нам возможность:

  • получить результаты с большим количеством информации,
  • определить причину конфликтов,
  • вероятность их появления,
  • подобрать наиболее подходящий путь преодоления конфликтов внутри семьи и налаживания семейных отношений.

Первостепенной целью этой методики является получение ответов на важные для психолога аспекты:

  • самостоятельность ребенка,
  • его роли в семье,
  • его идентичности,
  • раскрытие эмоций, доминирующих в его жизни.

Чаще всего этот тест применяют в детских домах и приемных семьях, чтобы сделать диагностику личности ребенка. Поскольку в таких ситуациях у ребенка травмируется психика.  

Инструкция проведения теста

Этап 1. Беседа.

В ходе данного этапа производится предварительная беседа с ребенком. Психолог спрашивает у него про:

  • Семью;
  • Имена членов семьи;
  • Их возраст;
  • Работу родителей;
  • Учебу других членов семьи;
  • Место их проживания.

Этап 2. Рисунок

На втором этапе психолог просит, чтобы ребенок нарисовал на листе бумаги А4 любые 3 дерева. Во время процесса рисования, психолог может вести беседу с родителями в другой комнате так, чтобы ребенок ничего не слышал.

После завершения, психолог должен сказать приятные слова о рисунке ребенка, похвалить его за то, что он справился с этой нелегкой работой. Поскольку поддержка для ребенка  – это один из самых важных моментов этой методики.

Этап 3. Подпись рисунка

На третьем этапе психолог просит ребенка:

  • Дать имя для каждого дерева;
  • Подписать их цветными карандашами, которые по мнению ребенка, больше всех подходят к  конкретному дереву.

 Это нужно для того, чтобы в дальнейшем сделать полный анализ рисунка. Поскольку для этого нужны: основной цвет фона, цвет надписи, оттенки отдельных предметов рисунка.  

Этап 4. Разговор с обследуемым

На четвертом этапе исследователю необходимо задавать вопросы таким образом, чтобы ответы были максимально откровенными. Для этого психолог задает сначала комфортные для ребенка вопросы и далее, постепенно выходит на неприятные. Примерный их перечень:

  • Какое имя у каждого дерева?  
  • Какое дерево из всех больше нравится?
  • Почему  предпочитаете именно это дерево?
  • Как считаешь, какое из этих деревьев старше?
  • Какое из них ты считаешь самым красивым?
  • Какое  самое уродливое? И почему?
  • Почему одно дерево у тебя изогнуто? И т. д.

Общение с ребенком – это обязательный этап методики «Три дерева».  Поскольку информация, которая будет получена в ходе этой беседы, поможет определить, кого из членов семьи ребенок сопоставляет с конкретным рисунком дерева. Все, что отвечает ребенок, психолог должен записывать в протокол. И, если, ребенок разрешит, то может делать отметки на рисунке.

Образец протокола:

Татьяна Кузнецова

Сфера: Графология. Психодиагностика.

Татьяна Кузнецова, графолог
✍️Прочту тебя по почерку
?Бью «в точку»
⭐️Предписываю предназначение

Проективная методика “Три дерева”: интерпретация

Рассмотрение композиции

Выбор количества деревьев для этого метода отнюдь не случаен. Хотя ребенок не получает прямой ссылки на отношение рисунка к своей семье, он подсознательно изображает себя и свое окружение в семье. Следовательно, три дерева – это сам ребенок и его родители. Если деревьев меньше, ребенок подсознательно вырывает кого-то из семьи. Предупреждающий знак –  вычеркивание себя при раздаче деревьев родственникам.

Как правило, сначала рисуется дерево человека со значительной ответственностью, причем дерево самого влиятельного члена семьи является самым большим. Самое маленькое деревце следует связать с самим ребенком.

Наиболее благоприятно трактуется изображение, на котором все деревья одного вида расположены близко друг к другу. Это признак крепкой семьи.

Интерпретация цветов

Анализ беседы и поведения

Методика не может четко интерпретировать эти моменты. Профессионализм психолога играет важную роль при рассмотрении реакций и действий ребенка. На это качество организатор должен опираться при составлении заключения о проделанной работе.

Если ребенок хочет быть садовником и каким-то образом хочет изменить свои деревья, это означает, что он желает что-то изменить в своих семейных отношениях. Кроме того, ему может не хватать общения с родителями или другими членами семьи.

Проективная методика «Три дерева» – обзор психолога

Алексей Мосин – практикующий психолог, клинический психолог, член ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии.

В своем вебинаре Алексей подробно рассказывает про методику. А именно вы узнаете:

  • Историю;
  • Область применения;
  • Алгоритм применения;
  • Анализ рисунков;
  • Интерпретацию результатов.

Про данный тест психолог говорит на 54:00 минуте.

Заключение

Среди всех существующих рисуночных тестов,  которые помогают выявить особенности отношений внутри семьи, хорошо зарекомендовала себя проективная методика «Три дерева».  Мы вам рассказали основные аспекты методики. Если вы решили, что она нужна именно для вас, вашего ребенка, обращайтесь за помощью  к специалистам.

THE VALIDITY OF THE «HOUSE-TREE-PERSON» PROJECTIVE TEST IN THE DIAGNOSIS OF PSYCHOSOMATIC DISORDERS

ВАЛИДНОСТЬ ПРОЕКТИВНОЙ РИСУНОЧНОЙ МЕТОДИКИ «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК» ПРИ ДАГНОСТИКЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

Научная статья

Кочуров М.Г.*

ORCID: 0000-0003-1071-8721,

Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия

* Корреспондирующий автор (kochurov[at]vsei.ru)

Аннотация

Рассматриваются особенности проективных рисуночных методик, специфика их применения. Обозначены проблемы валидности проективных методик. Приводятся данные эмпирического исследования на выборке психосоматических больных и здоровых испытуемых с использованием рисунка человека из рисуночной методики «Дом-Дерево-Человек».

Сравнивались показатели рисунков психосоматических больных и здоровых испытуемых, анализировались совпадения показателей рисунков с медицинским диагнозом. Рисунок человека из проективной методики «Дом-Дерево-Человек» обладает приемлемой экспертной валидностью у женщин и низкой экспертной валидностью у мужчин при диагностике ряда психосоматических заболеваний.

Ключевые слова: проективные рисуночные методики, валидность проективных рисуночных методик, методика «Дом-Дерево-Человек», валидность методики «Дом-Дерево-Человек», психологическая диагностика психосоматических нарушений.

THE VALIDITY OF THE «HOUSE-TREE-PERSON» PROJECTIVE TEST IN THE DIAGNOSIS OF PSYCHOSOMATIC DISORDERS

Research article

Kochurov M.G.*

ORCID: 0000-0003-1071-8721,

Kirov State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Kirov, Russia

* Corresponding author (kochurov[at]vsei.ru)

Abstract

The study examines the features of projective drawing techniques and the specifics of their application as well as identifies the problems of validity of the examined methods. The authors provide data of an empirical study on a sample of psychosomatic patients and healthy test subjects using a drawing of a person from the  «House-Tree-Person» drawing test. The study compared the indicators of the drawings of psychosomatic patients and healthy subjects and analyzed the coincidence of the drawing indicators with a medical diagnosis. The drawing of a person from the «House-Tree-Person» projective test has acceptable expert validity in women and low expert validity in men in the diagnosis of a number of psychosomatic diseases.

Keywords: projective drawing techniques, validity of projective drawing techniques, «House-Tree-Person» technique, validity of «House-Tree-Man» technique, psychological diagnostics of psychosomatic disorders.

Проективные методики являются специфической, неоднородной группой психодиагностических методов. Они не столько направлены на выявление каких-либо аномалий личности, сколько способны прогнозировать индивидуальный стиль поведения, субъективные переживания и эмоциональное реагирование в значимых или конфликтных ситуациях, а также выявлять неосознанные аспекты личности.

Понятие проекции для выделения определенного типа психологических методик впервые употребил Л. Франк в 1939 г. Он определил ключевые принципы, определяющие проективный подход в исследовании личности. Франк подчеркивает то, что стимулы в проективных методиках не бывают строго однозначными, а допускают различную интерпретацию [2], [9].

При большом разнообразии рисуночных методов, и частоте их использования, существует и ряд ограничений:

а) практически используется незначительное количество вариантов заданий и тем изображения;

б) в практической работе психологов недостаточно внимания уделяется проверке результатов на валидность и надежность получаемых данных и их интерпретаций.

Анализ рисунка позволяет лучше познать психологию людей, которая интересна тогда, когда человек развивается, когда хочет прийти к определенным результатам в жизни. Рисунок дает возможность понять, насколько многогранен и многозначен сам человек, каковы его возможности самосовершенствования. Каждый рисунок имеет множество трактовок, толкований и интерпретаций.

Существует довольно много проективных рисуночных методик, используемых в психодиагностике. Это методики «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф, «Дерево» К. Коха, «Дом-дерево-человек» Д. Бука, рисунок семьи В. Вульфа. Из отечественных методик следует отметить известную методику «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич [2], [3], [13].

Однако, рисуночные методики, как и проективные методики вообще критикуются многими авторами (Р. Кэттелл, А. Анастази и др.) за недостаточную надежность и валидность. Соответственно, рекомендуется не делать окончательных выводов о психологических особенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных методик. Предполагается, что рисуночные методики дают основания для предположений, но не для однозначных суждений. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении информативных особенностей рисунка с другими данными. Также считается, что анализ не должен основываться на отдельных признаках рисунка, что интерпретация должна основываться не на 1 отдельном признаке, а поддержана 2-3 признаками, критериями в рисунках [6], [10], [11].

Валидность теста – это то, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. В психодиагностике валидность определяется как комплекс сведений о том, относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы с помощью методики, о степени обоснованности выводов. Валидность – наиболее важная часть сведений о методике, включающая данные о согласованности результатов теста с данными, полученными из иных источников, суждение об обоснованности прогноза по измеряемому качеству, связь изучаемой области поведения или особенности личности с определенными психологическими конструктами [1].

Таким образом, в понятие валидность входит большое количество информации о тесте. Различные категории этих сведений и способы их получения приводят к различным видам валидности [2], [9].

При изучении валидности проективных методик чаще всего используются эмпирические критерии. В одних случаях, это сравнение данных по тесту у групп, имеющих или не имеющих отклонений (диагноза). В других случаях используется поиск соответствий, т.е. сравнение полученных тестом данных с данными этих же испытуемых, полученными из историй болезни, психиатрических интервью, протоколов поведенческих наблюдений. Ряд исследований относились к прогностической валидности с использованием критериев успеха в специализированных программах обучения, эффективности труда, эффективности психотерапии. В целом, данные по валидности рисуночных методик, не позволяют сделать однозначных выводов [6], [10], [11].

Дж. Бук, автор методики «Дом-Дерево-Человек», предлагал несколько способов повышения надежности и валидности результатов методики: оценки экспертов (специалистов), результаты других методик, оценки референтных знакомых испытуемых, результаты наблюдений [11].

Проблемой при анализе валидности рисуночных методик является оцифровка показателей оценки рисунков и симптомокомплексов. При переводе показателей, особенностей (как основных, так и дополнительных) рисунков в цифры для статистического анализа, все равно на их оценку влияет субъективность исследователя, осуществляющего этот перевод.

В отечественной психологии проблема валидности проективных рисуночных методик анализировалась Д.В. Скрипкой, Е.С. Романовой и др. [10], [11]. Предлагается использовать экспертные оценки, шкалирование и стандартизированные личностные опросники, имеющие высокую валидность. Тем не менее, конкретных цифровых данных по валидности рисуночных методик не приводится.

В зарубежной психологии имеется ряд работ по надежности и валидности методики. Так, в исследовании, проведенном в Гонконге, с использованием модификации методики – «Кинетический Дом-Дерево-Человек» (автор модификации Р. Бернс) проводился анализ валидности методики методом экспертных оценок. Коэффициент внутриклассовой корреляции между экспертами составил 0,76. По результатам исследования сделаны выводы о приемлемой валидности методики [16].

В исследовании, проведенном в Малайзии, также использовалась экспертная оценка результатов методики. 15 экспертных групп оценивали валидность результатов методики. Средние значения экспертных оценок составили 88,3% [15]. Исследований по валидности методики на выборке психосоматических больных, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не обнаружено.

По данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных. Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно объясняется взаимодействием ряда подсистем организма, приводящим к такому нарушенному состоянию или даже болезни.

Патогенез психосоматических расстройств определяется рядом причин, в том числе и социально-психологическими факторами, такими как: личностные особенности, психические состояния во время действия психотравмирующих событий, неблагоприятные семейные и социальные факторы. Эти факторы делают человека более уязвимым к специфическим травмирующим стрессовым воздействиям, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических нарушений [4], [5], [8].

Использование проективных методик может дополнять результаты клинических исследований, более точно представлять внутреннюю картину болезни и телесного образа «Я» [11], [14].

Эмпирическое исследование

Для изучения валидности проективных рисуночных методик нами было проведено эмпирическое исследование жителей г. Кирова, обратившихся за медицинской помощью в лечебное учреждение (Частное учреждение здравоохранения «Отделенческая клиническая больница на станции Киров ОАО «РЖД»», город Киров).

В исследовании приняли участие 124 испытуемых: экспериментальная группа – психосоматические больные: 64 человека (30 мужчин и 34 женщины в возрасте 30-40 лет) и контрольная группа – здоровые люди (не имеющие диагноза и жалоб): 60 человек (30 мужчин и 30 женщин) в возрасте 30-40 лет (случайная выборка).

Все испытуемые экспериментальной группы имеют определенный медицинский диагноз, поставленный врачами. Данный диагноз и выступал в качестве критерия экспертной валидности (экспертной оценки).

В процессе проведения исследования использовался рисунок человека из проективной рисуночной методики «Дом-Дерево-Человек» [11], [12].

Автор методики – Дж. Бук (первая публикация – 1940 г., два полных руководства – в 1948 и 1966 гг.). Предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану (список из 64 вопросов). Методика предназначена как для взрослых, так и для детей.

Для определения экспертной валидности методики при диагностике психосоматических больных, было проведено сравнение результатов рисунка человека из методики «Дом-Дерево-Человек» с медицинским диагнозом испытуемых. Рисунок человека был выбран из-за того, что он наиболее информативен для данной выборки испытуемых (для лиц с психосоматическими нарушениями), чем рисунки дома и дерева. Испытуемые предоставили информацию о своих медицинских диагнозах и выполнили рисуночную методику. Рисунок выполнялся простым карандашом средней мягкости.

Показателями (критериями) выступали 3 формальных показателя рисунков диагностируемые наиболее четко и однозначно [11], [13], [14]:

1) штриховые линии (штриховка) деталей, частей тела;

2) выделение (акцентирование) деталей на частях тела;

3) разрывы в линиях рисунков на частях тела.

Проводился как анализ результатов в целом по выборке и по половым подвыборкам.

При сравнении рисунков психосоматических больных со здоровыми испытуемыми по частоте встречаемости диагностических показателей рисунков использовался непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Анализ проводился по количеству указанных выше критериев в рисунках (штриховка, выделение, разрывы) в рисунках групп испытуемых.

Результаты статистического анализа по группам испытуемых с использованием U-критерий Манна-Уитни приведены в табл. 1-3.

 

Таблица 1 – Результаты сравнения частоты показателей рисунка человека:

контрольная и экспериментальная группы без учета пола

Показатель Среднее количество формальных показателей (психосоматические больные) Среднее количество формальных показателей (здоровые) U – критерий
Сумма критериев 0,81 0,42 2,7**

Примечание: **p<0,01.  

Таблица 2 – Результаты сравнения частоты показателей рисунка человека: экспериментальная группа

Показатель Среднее количество формальных показателей. Мужчины Среднее количество формальных показателей. Женщины U – критерий
Сумма критериев 0,47 1,1 284,0**

Примечание: **p<0,01.  

Таблица 3 – Результаты сравнения частоты показателей рисунка человека: контрольная группа

Показатель Среднее количество формальных показателей. Мужчины Среднее количество формальных показателей. Женщины U – критерий
Сумма критериев 0,37 0,46 414,5

 

Выявлена значимая разница в частоте встречаемости диагностических показателей между группами психосоматических больных и здоровых испытуемых без учета пола (табл. 1), Психосоматические больные в рисунках человека чаще используют штриховку, выделение и разрывы, чем здоровые испытуемые.

Выявлена значимая разница в частоте встречаемости диагностических показателей у психосоматических больных между мужчинами и женщинами (табл. 2). Женщины в рисунках человека чаще используют штриховку, выделение и разрывы, чем мужчины.

Значимых различий в частоте встречаемости диагностических показателей у здоровых испытуемых между мужчинами и женщинами не выявлено (табл. 3).

Результаты качественного анализа по показателям рисунка человека из методики «Дом-Дерево-Человек» у соматических больных приведены в таблицах 4 и 5.

 

Таблица 4 – Результаты качественного рисунка человека: женщины

Медицинский диагноз Показатели в рисунках Процент больных, имеющих показатели в рисунках
Хроническая ангина. Хронический ларингит. Хронический отит. Штриховка шеи, разрыв на линии шеи. 66,7
Бесплодие. Кровотечения маточные. Нижняя часть туловища заштрихована. 80,0
Мастопатия. Жирной линией выделена грудь. 66,7
Хронический гастрит Фигура сужена в талии, штриховка всей фигуры. 100
Мигрень. Разрыв при рисовании линии головы. 50,0
Остеохондроз. Разрыв между головой и телом, штриховка всей фигуры. 50,0
Гипертония. Голова нарисована жирной линией с разрывом, разрывы на линии головы. 100
Бронхиальная астма. Фигура нарисована слабой штриховой линией. 50,0
Миома. Киста яичника. Отсутствуют.

 

Таблица 5 – Результаты качественного анализа рисунка человек: мужчины

Медицинский диагноз Показатели в рисунках Процент больных, имеющих показатели в рисунках
Гипертония. Разрыв линии между головой и телом. 50,0
Остеохондроз. Разрыв между головой и телом, выделение шеи. 50,0
Экзема. Штриховка рук и ног. 50,0
Бронхиальная астма. Штриховка шеи и груди. 50,0
Хронический гастрит. Штриховка всей фигуры. 33,3
Псориаз. Язва 12-перстной кишки. Простатит. Язва кишечника. Диабет. Язвенный колит. Нейродермит. Отсутствуют.

 

Полученные результаты показывают, что ряд заболеваний не отражается в рисунках ни у мужчин, ни у женщин: это заболевания ЖКТ (нарушения ЖКТ, язва 12-перстной кишки, язва кишечника, язвенный колит, диабет), кожные заболевания (псориаз, нейродермит), ряд гинекологических заболеваний (миома, киста), простатит (табл. 4 и 5). Рисунок человека в отношении данных заболеваний слабо информативен.

Общие результаты качественного анализа рисунка человека из методики «Дом-Дерево-Человек» по соматическим больным приведены в таблице 6. Считалось количество совпадений показателей рисунка человека с имеющимся заболеванием.

 

Таблица 6 – Общие результаты качественного анализа рисунка человека

Группы Совпадение с диагнозом (%)
Вся психосоматические больные 54,7%
Мужчины 36,7%
Женщины 70,6%

 

Значения экспертной валидности (экспертной оценки) по рисунку человека в целом по выборке соматических больных составляет 54,7%. У женщин показатель выше (70,6%), чем у мужчин (36,7%) (табл. 6),

Объяснение более низких результатов у мужчин, соматических больных:

— мужчины в целом хуже выполняют рисунки, особенно рисунок человека, часто фигуру изображали в виде палочек или карикатур, со слабой детализацией, что малоинформативно для анализа психосоматических нарушений;

— в отличие от женщин, у мужчин встречались изображения фигуры человека в виде карикатуры, что может говорить об их потребности в самозащите, о проблемах в самовыражении;

— женщины более ответственно и открыто выполняют рисунок, интересуются результатами, испытывают желание поделиться своими переживаниями; мужчины же выполняют рисунок достаточно формально.

При анализе совпадений наличия диагноза с наличием соответствующих показателей в рисунках соматических больных использовался непараметрический Q-критерий Кохрена. Результаты анализа приведены в таблице 7.

 

Таблица 7 – Результаты анализа совпадений показателей рисунка человека с медицинским диагнозом

Группы Совпадение с диагнозом. Значение Q-критерия
Вся психосоматические больные 29,0***
Женщины 19,0***
Мужчины 10,0**

Примечание: **p<0,01; ***p<0,001.  

Результаты статистического анализа свидетельствуют, что совпадения показателей в рисунках с наличием медицинского диагноза неслучайны и статистически значимы (табл. 7).

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Рисунок человека из проективной методики «Дом-Дерево-Человек» обладает приемлемой экспертной валидностью для диагностики ряда психосоматических заболеваний у женщин и низкой экспертной валидностью для диагностики ряда психосоматических заболеваний у мужчин.
  2. Рисунок человека из проективной методики «Дом-Дерево-Человек» не диагностирует ряд психосоматических заболеваний: заболевания ЖКТ, кожные заболевания, ряд гинекологических заболеваний (миома, киста), простатит.
  3. При анализе результатов рисуночных проективных методик следует учитывать половые различия. Рисунки женщин более информативны и валидны, чем рисунки мужчин.

Полученные данные могут использоваться психологами в области медицинской психологии, в психологическом консультировании и других областях, где используются проективные рисуночные методики.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2009. – 688 с.
  2. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб.: Питер, 2007. – 685 с.
  3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты / А. Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
  4. Клиническая психология и психотерапия / Под ред. Перре М., Бауманна У. – СПб., 2012. – 1312 с.
  5. Курпатов А. Пространство психосоматики / А. Курпатов. – М., 2006. – 192 с.
  6. Перевозкин С. Б. Проблема валидности проективных методов с исследовании личности / С. Б. Перевозкин, Ю. М, Перевозкина // Наука и образование в современном обществе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. г. Новосибирск / Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Филиал Московского педагогического государственного университета в г. Новосибирске, Региональная некоммерческая организация ассоциация учреждений повышения квалификации работников образования Сибирского Федерального округа. – Новосибирск, 2008. – С. 173-182.
  7. Потемкина О. Ф. Психологический анализ рисунка и текста / О. Ф. Потемкина, Е. В, Потемкина. – СПб.: Речь, 2006. – 524 с.
  8. Психосоматика / Сост. Сельченок К. В. – М.: Харвест, 2005. – 640 с.
  9. Психологическая диагностика / Под ред. Гуревич К. М., Борисовой Е. М. – М.: УРАО, 2000 – 304 с.
  10. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии: учебное пособие / Е. С. Романова. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 400 с.
  11. Семенова З. Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом–Дерево–Человек» / З. Ф. Семенова, С. В. Семенова. – М. АСТ; СПБ.: Сова, 2007. – 190 с.
  12. Соколова Е. Т. Психологическое исследование личности. Проективные методики / Е. Т. Соколова. – М.: ТЕИС, 2002. – 150 с.
  13. Шапарь В. Б. Практическая психология. Проективные методики / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. – РнД: Феникс, 2006. – 480 с.
  14. Штрахова А. В. Телесный образ «Я» и его границы у больных с атипичными дерматитами. Сообщение 2 / А. В. Штрахова., А. Р. Хартисова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2014. – Т. 7. – № 1. – С. 102-112.
  15. Arip, M. A. Development, Validity and Reliability of the Art Drawing House-Tree-Person (AD-HTP) Module among the Counselors in Malaysia / M. A. S. M. Arip, M. R. A. Shahim, N. S. Husin // Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. – № 8(10). – October 2018. – P. 676–691. doi.org/10.6007/IJARBSS/v8-i10/4772
  16. Chih-Ying Lia A Psychometric Study of the Kinetic-House-Tree-Person Scoring System for People with Psychiatric Disorders in Taiwan / Lia Chih-Ying, Chungb LyInn, Hsiungc Ping-Chuan, Chend Tsyr-Jang, Liue Shu-Kai, Panfg. // Hong Kong Journal of Occupational Therapy. – Vol. 24. – Is. 1. – June 2014. – P. 20-27. doi.org/10.1016/j.hkjot.2014.03.001

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Anastasi A. Psihologicheskoe testirovanie [Psychological testing] / A. Anastasi, S. Urbina. – St. Petersburg: Piter, 2009. – 688 p. [in Russian]
  2. Burlachuk L. F. Slovar-spravochnik po psihodiagnostike [The Dictionary-directory on psychological diagnostics] / L. F. Burlachuk, S. M. Morozov. – St. Petersburg: Piter, 2007. – 685 p. [in Russian]
  3. Wenger A. L. Psihologicheskie risunochnye testy [Psychological drawing tests] / A. L. Wenger. – Moscow: Vlados-press, 2003. –160 p. [in Russian]
  4. Klinicheskaja psihologija i psihoterapija [Clinical psychology and psychotherapy] / Ed. Perret M., Baumann U. – St. Petersburg, 2012. – 1312 p. [in Russian]
  5. Kurpatov A. Prostranstvo psihosomatiki [Spatial psychosomatics] / A. Kurpatov. – M., 2006. – 192 p. [in Russian]
  6. Perevozkin S. B. Problema validnosti proektivnyh metodov s issledovanii lichnosti [The problem of validity of projective methods with the study of personality] / S. B. Perevozkin, Yu. M. Perevozkina // Nauka i obrazovanie v sovremennom obshhestve: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Science and education in modern society: collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference] g. Novosibirsk / Novosibirskij institut povyshenija kvalifikacii i perepodgotovki rabotnikov obrazovanija, Filial Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta v g. Novosibirske, Regional’naja nekommercheskaja organizacija associacija uchrezhdenij povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija Sibirskogo Federalnogo okruga [Novosibirsk Institute for Advanced Studies and Retraining of Educators, Branch of the Moscow Pedagogical State University in Novosibirsk, Regional Non-Commercial Organization Association of Advanced Training Institutions for Educators of the Siberian Federal District]. – Novosibirsk, 2008. – pp. 173-182. [in Russian]
  7. Potemkina O. F. Psihologicheskij analiz risunka i teksta [Psychological analysis of drawing and text] / O. F. Potemkina, E. V., Potemkina. – St. Petersburg: Rech, 2006. – 524 p. [in Russian]
  8. Psihosomatika [Psychosomatics] / Sost. Selchenok K. V. – M.: Harvest, 2005. – 640 p. [in Russian]
  9. Psihologicheskaja diagnostika [Psychological diagnostics] / Ed. Gurevich K. M., Borisov E. M. – M.: Urao, 2000. – 304 p. [in Russian]
  10. Romanova E. S. Graficheskie metody v prakticheskoj psihologii: uchebnoe posobie [Graphic methods in practical psychology: a tutorial] / E. S. Romanova. – M.: Aspect Press, 2011. – 400 p. [in Russian]
  11. Semenova Z. F. Psihologicheskie risunochnye testy. Metodika «Dom–Derevo–Chelovek» [Psychological drawing tests. Methodology «House-Tree-Man»] / Z. F. Semenova, S. V. Semenova. – M., 2007. – 190 p. [in Russian]
  12. Sokolova E. T. Psihologicheskoe issledovanie lichnosti. Proektivnye metodiki [Psychological research of personality. Projective techniques] / E. T. Sokolova. – M.: TEIS, 2002. – 150 p. [in Russian]
  13. Shapar V. B. Prakticheskaja psihologija. Proektivnye metodiki [Practical psychology. Projective techniques ] / V. B. Shapar, O. V. Shapar. – RnD: Phoenix, 2006. – 480 p. [in Russian]
  14. Shtrakhova A. V. Telesnyj obraz «Ja» i ego granicy u bol’nyh s atipichnymi dermatitami. Soobshhenie 2 [The bodily image of the “I” and its boundaries in patients with atypical dermatitis. Communication 2] / A. V. Shtrakhova., Khartisova A. R. // Vestnik Juzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Psihologija [Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology]. – 2014. – T 7. – № 1. – P. 102-112. [in Russian]
  15. Arip, M. A. S. M. Development, Validity and Reliability of the Art Drawing House-Tree-Person (AD-HTP) Module among the Counselors in Malaysia / M. A. S. M. Arip, M. R. A. Shahim, N. S. Husin // Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. – № 8(10). – October 2018. – P. 676–691. doi.org/10.6007/IJARBSS/v8-i10/4772
  16. Chih-Ying Lia A Psychometric Study of the Kinetic-House-Tree-Person Scoring System for People with Psychiatric Disorders in Taiwan / Lia Chih-Ying, Chungb LyInn, Hsiungc Ping-Chuan, Chend Tsyr-Jang, Liue Shu-Kai, Panfg. // Hong Kong Journal of Occupational Therapy. – Vol. 24. – Is. 1. – June 2014. – P. 20-27. doi.org/10.1016/j.hkjot.2014.03.001

5 шагов к принятию лучших решений [2021] • Asana

Резюме

Анализ дерева решений включает визуальное представление потенциальных результатов, затрат и последствий сложного решения. Эти деревья особенно полезны для анализа количественных данных и принятия решения на основе чисел. В этой статье мы объясним, как использовать дерево решений для расчета ожидаемой ценности каждого результата и оценки наилучшего плана действий. Кроме того, получите пример того, как будет выглядеть готовое дерево решений.

Принимали ли вы когда-нибудь решение, зная, что ваш выбор будет иметь серьезные последствия? Если да, то вы знаете, что особенно трудно определить наилучший курс действий, когда вы не уверены, каковы будут результаты.

Анализ дерева решений может помочь вам визуализировать влияние ваших решений, чтобы вы могли найти наилучший курс действий. В этой статье мы покажем вам, как создать дерево решений, чтобы вы могли использовать его на протяжении всего процесса управления проектом.

Что такое дерево решений?

Дерево решений — это блок-схема, которая начинается с одной основной идеи, а затем разветвляется в зависимости от последствий ваших решений. Это называется «деревом решений», потому что модель обычно выглядит как дерево с ветвями.

Эти деревья используются для анализа дерева решений, который включает визуальное определение возможных результатов, затрат и последствий сложного решения. Вы можете использовать дерево решений для расчета ожидаемой ценности каждого результата на основе решений и последствий, которые к нему привели. Затем, сравнивая результаты друг с другом, вы можете быстро оценить наилучший план действий. Вы также можете использовать дерево решений для решения проблем, управления затратами и выявления возможностей.

Попробуйте интеграцию Lucidchart с Asana

Символы дерева решений

Дерево решений включает следующие символы:

  • Альтернативные ветви: Альтернативные ветви — это две линии, отходящие от одного решения в вашем дереве решений. Эти ветви показывают два результата или решения, которые вытекают из первоначального решения на вашем дереве.

  • Узлы решений: Узлы решений представляют собой квадраты и представляют решение, принимаемое в вашем дереве. Каждое дерево решений начинается с узла решений.

  • Узлы шансов: Узлы шансов — это круги, которые показывают несколько возможных результатов.

  • Конечные узлы: Конечные узлы представляют собой треугольники, показывающие окончательный результат.

Анализ дерева решений объединяет эти символы с примечаниями, поясняющими ваши решения и результаты, а также любыми соответствующими значениями для объяснения ваших прибылей или убытков. Вы можете вручную нарисовать свое дерево решений или использовать инструмент блок-схемы, чтобы отобразить свое дерево в цифровом виде.

Для чего используется анализ дерева решений?

Анализ дерева решений можно использовать для принятия решений во многих областях, включая операции, бюджетное планирование и управление проектами. Где возможно, включите количественные данные и числа, чтобы создать эффективное дерево. Чем больше у вас данных, тем проще вам будет определять ожидаемые значения и анализировать решения на основе чисел.

Например, если вы пытаетесь определить, какой проект наиболее рентабельный, вы можете использовать дерево решений, чтобы проанализировать потенциальные результаты каждого проекта и выбрать проект, который, скорее всего, принесет наибольшую прибыль.

Как создать дерево решений

Выполните следующие пять шагов, чтобы создать диаграмму дерева решений для анализа неопределенных результатов и достижения наиболее логичного решения.

1. Начните с идеи

Начните диаграмму с одной основной идеи или решения. Вы начнете свое дерево с узла решения, прежде чем добавлять отдельные ветви к различным решениям, между которыми вы выбираете.

Например, если вы хотите создать приложение, но не можете решить, создавать ли новое или обновлять существующее, используйте дерево решений для оценки возможных результатов каждого из них.

В этом случае исходным узлом решения является: 

  • Создание приложения

Три варианта или ответвления, между которыми вы выбираете: 

  • Создание нового приложения для планирования

  • 8 4 Обновление существующего приложения для планирования

  • Создание приложения для повышения производительности команды

2. Добавление узлов шансов и решений

После добавления основной идеи в дерево продолжайте добавлять узлы шансов или решений после каждого решения о дальнейшем расширении дерева . Случайному узлу может понадобиться альтернативная ветвь после него, потому что может быть более одного потенциального результата для выбора этого решения.

Например, если вы решите создать новое приложение для планирования, есть шанс, что ваш доход от приложения будет большим, если оно будет пользоваться успехом у клиентов. Также есть вероятность, что приложение не будет работать, что может привести к небольшому доходу. Отображение обоих потенциальных результатов в вашем дереве решений является ключевым.

3. Расширяйтесь до тех пор, пока не достигнете конечных точек

Продолжайте добавлять узлы шансов и решений в дерево решений до тех пор, пока вы не сможете расширять дерево дальше. На этом этапе добавьте конечные узлы к вашему дереву, чтобы обозначить завершение процесса создания дерева.

Когда вы закончите свое дерево, вы можете начать анализировать каждое из решений.

4. Вычисление значений дерева

В идеале, с деревом решений должны быть связаны количественные данные. Наиболее распространенными данными, используемыми в деревьях решений, являются денежные значения.

Например, создание или обновление приложения будет стоить вашей компании определенную сумму денег. Кроме того, создание одного приложения вместо другого будет стоить больше или меньше денег. Написание этих значений в вашем дереве под каждым решением может помочь вам в процессе принятия решений.

Вы также можете попытаться оценить ожидаемую ценность, которую вы создадите, большую или маленькую, для каждого решения. Когда вы знаете стоимость каждого исхода и вероятность его возникновения, вы можете рассчитать ожидаемое значение каждого исхода, используя следующую формулу:

Рассчитайте ожидаемое значение, умножив оба возможных исхода на вероятность того, что каждый исход произойдет, а затем добавление этих значений. Вам также нужно будет вычесть любые первоначальные затраты из общей суммы.

Попробуйте интеграцию Lucidchart с Asana

5. Оцените результаты

После того, как вы получите ожидаемые результаты для каждого решения, определите, какое решение лучше для вас, исходя из степени риска, на который вы готовы пойти. Наибольшее ожидаемое значение не всегда может быть тем, к которому вы стремитесь. Это потому, что, хотя это может привести к высокому вознаграждению, это также означает принятие на себя самого высокого уровня риска проекта.

Имейте в виду, что ожидаемое значение в анализе дерева решений исходит из вероятностного алгоритма. Вам и вашей команде решать, как лучше всего оценить результаты дерева.

Прочтите: Процесс управления рисками проекта в 6 четких шагов

Плюсы и минусы анализа дерева решений

При правильном использовании анализ дерева решений может помочь вам принимать лучшие решения, но у него есть и свои недостатки. Пока вы понимаете недостатки, связанные с деревьями решений, вы можете пользоваться преимуществами этого инструмента принятия решений.

Pros

Когда вы пытаетесь принять сложное решение и манипулируете большим количеством данных, деревья решений могут помочь вам визуализировать возможные последствия или выигрыши, связанные с каждым выбором.

  • Прозрачность: Лучшее в деревьях решений то, что они обеспечивают целенаправленный подход к принятию решений для вас и вашей команды. Когда вы проанализируете каждое решение и подсчитаете его ожидаемую ценность, у вас будет четкое представление о том, какое решение имеет для вас наибольший смысл двигаться вперед.

  • Эффективность: Деревья решений эффективны, поскольку для их создания требуется мало времени и ресурсов. На создание других инструментов принятия решений, таких как опросы, пользовательское тестирование или создание прототипов, могут уйти месяцы и много денег. Дерево решений — это простой и эффективный способ решить, что делать.

  • Гибкость: Если вам пришла в голову новая идея после того, как вы создали свое дерево, вы можете легко добавить это решение в дерево. Вы также можете добавить ответвления для возможных результатов, если вы получите информацию во время анализа.

Минусы

У дерева решений есть недостатки, которые делают его далеко не идеальным инструментом для принятия решений. Понимая эти недостатки, вы можете использовать свое дерево как часть более крупного процесса прогнозирования.

  • Сложность: Хотя деревья решений часто приходят к определенным конечным точкам, они могут стать сложными, если вы добавите в дерево слишком много решений. Если ваше дерево разветвляется во многих направлениях, вам может быть трудно сохранить дерево в тайне и рассчитать ожидаемые значения. Лучший способ использовать дерево решений — сделать его простым, чтобы оно не вызывало путаницы и не теряло своих преимуществ. Это может означать использование других инструментов принятия решений для сужения вариантов, а затем использование дерева решений, когда у вас останется всего несколько вариантов.

  • Нестабильный: Важно, чтобы значения в вашем дереве решений были стабильными, чтобы ваши уравнения оставались точными. Если вы измените даже небольшую часть данных, большие данные могут развалиться.

  • Рискованно: Поскольку дерево решений использует алгоритм вероятности, расчетное ожидаемое значение является оценкой, а не точным предсказанием каждого результата. Это означает, что вы должны относиться к этим оценкам с долей скептицизма. Если вы недостаточно взвесите вероятность и выигрыш от своих результатов, вы можете взять на себя большой риск при выборе решения.

Пример анализа дерева решений

В приведенном ниже примере анализа дерева решений вы можете увидеть, как бы вы построили свою древовидную диаграмму, если бы вы выбирали между созданием или обновлением нового программного приложения.

По мере того, как дерево разветвляется, ваши результаты включают в себя большие и малые доходы, а затраты на проект вычитаются из ваших ожидаемых значений.

Узлы решений из этого примера

  • Создание нового приложения для планирования: 50 000 долларов США

  • Обновление существующего приложения для планирования: 25 тыс. долл. США

  • Приложение для повышения производительности команды: 75 тыс. долл. США решение первое: 40 и 55%

  • Большой и малый доход для второго решения: 60 и 38%

  • Большой и малый доход для третьего решения: 55 и 45%

Конечные узлы из этого примера:

  • Потенциальная прибыль при первом решении: 200 тысяч долларов или 150 тысяч долларов

  • Потенциальная прибыль при втором решении: 100 тысяч долларов или 80 тысяч долларов

  • Потенциальная прибыль при третьем решении: 2050 тысяч долларов 8

Хотя создание нового приложения для повышения производительности команды обойдется команде больше всего, анализ дерева решений показывает, что этот проект также принесет наибольшую ожидаемую пользу для компании.

Используйте дерево решений, чтобы найти наилучший результат

Вы можете нарисовать дерево решений вручную, но использование программного обеспечения дерева решений для отображения возможных решений облегчит добавление различных элементов в блок-схему, внесение изменений при необходимости и расчет значений дерева. Благодаря интеграции Asana с Lucidchart вы можете построить подробную диаграмму и поделиться ею со своей командой в централизованном инструменте управления проектами.

Программное обеспечение для дерева решений позволит вам чувствовать себя уверенно в своих навыках принятия решений, чтобы вы могли успешно руководить своей командой и управлять проектами.

Попробуйте интеграцию Lucidchart с Asana

Техника анализа дерева решений и пример

Какова важность анализа дерева решений в управлении проектами? Сегодня мы собираемся обсудить важность анализа дерева решений в статистике и управлении проектами с помощью примеров проблем и решений дерева решений. Эффективный процесс принятия решений жизненно важен для всех организаций. Это процесс выбора среди других альтернатив. В основном неопределенные обстоятельства могут повлиять на все суждения. При наличии неопределенности мы используем анализ дерева решений метод, чтобы сделать правильный выбор.

Этот метод можно использовать для многих различных случаев управления проектами. Например: должны ли мы обновить программное обеспечение, которое мы используем в нашей организации? Должны ли мы построить прототип для нашего нового проекта? Должны ли мы выбрать дешевого подрядчика? Стоит ли выбирать малобюджетный проект?

Для количественного анализа рисков расчет ожидаемой денежной стоимости (EMV) с использованием дерева решений является сложной методикой. В этой статье анализируются анализ дерева решений на основе ожидаемой денежной стоимости (EMV) при принятии важных решений.

Ожидаемая денежная стоимость (EMV) для анализа дерева решений

Анализ дерева решений предоставляет шаблон для расчета значений результатов и возможностей их достижения. Это позволяет нам выбрать наиболее подходящий вариант, опираясь на имеющуюся информацию и наилучшие прогнозы.

Руководство PMBOK определяет ожидаемую денежную стоимость (EMV) как статистическую концепцию, которая рассчитывает средние результаты, когда будущее включает сценарии, которые могут произойти или не произойти.

Вероятность x Влияние равно ожидаемой денежной стоимости (EMV). Для возможностей это значение положительное, для угроз отрицательное.

Чтобы узнать, как рассчитать ожидаемую денежную стоимость (EMV), прочитайте статью «Ожидаемая денежная стоимость» (EMV).

Расчет ожидаемой денежной стоимости (EMV)

Этапы реализации анализа дерева решений

Ниже приведены анализ дерева решений шаги реализации:

1. Перечислите все решения и подготовьте дерево решений для ситуации управления проектом.
2. Назначить вероятность возникновения для всех рисков.
3. Оценить влияние риска в денежном выражении.
4. Рассчитайте ожидаемую денежную стоимость (EMV) для каждого пути принятия решения.

Для лучшего понимания давайте проведем анализ дерева решений на примере.

Пример анализа дерева решений

Предположим, вы руководитель проекта строительства электростанции, и в вашем контракте с основным заказчиком предусмотрен штраф за каждый день задержки сдачи проекта. Вам необходимо решить, какой субподрядчик подходит для операций критического пути вашего проекта. Но при выборе субподрядчика следует учитывать стоимость и сроки поставки.

• Субподрядчик 1 предлагает 250 000 долларов. Вы подсчитали, что существует 30%-ная вероятность опоздания на 60 дней. В соответствии с вашим контрактом с клиентом вы должны платить штраф за задержку в размере 5000 долларов США за каждый календарный день за каждый день задержки доставки.

• Субподрядчик 2 предлагает 320 000 долларов. Вы подсчитали, что существует 10%-ная вероятность опоздания на 20 дней. В соответствии с вашим контрактом с клиентом вы должны платить штраф за задержку в размере 5000 долларов США за каждый календарный день за каждый день задержки доставки.

Вам необходимо определить, какой субподрядчик подходит для операций критического пути вашего проекта. Оба субподрядчика обещают успешную доставку и качественную работу.

Основные шаги

Шаг 1: Перечислите решения и подготовьте дерево решений для ситуации управления проектом.

На Рисунке 1 ниже подготовлено дерево решений на основе решений, затрат и выгод неопределенных событий.

Рисунок 1:   Анализ дерева решений – Решение субподрядчика

 

Шаг 2: Определите вероятность возникновения рисков.

В этом примере вероятность опоздания для Субподрядчика 1 составляет 30 %, а для Субподрядчика 2 — 10 %. Это означает, что возможность выполнения в срок для Субподрядчика 1 составляет 70%, а для Субподрядчика 2 — 9.0 %. На Рисунке 2 ниже назначены вероятности возникновения рисков.

Рисунок 2:  Анализ дерева решений – вероятность опоздания

 

Шаг 3. Определите влияние риска в денежном выражении.

На шаге 3 мы вычисляем стоимость проекта для каждого пути, начиная с левой стороны с первого решения и суммируя значения до конечной вершины ветви с правой стороны, как если бы каждое из решений было принято и каждый случай имел место. На рис. 3 ниже показано значение каждого пути.

Рисунок 3:  Анализ дерева решений — решение субподрядчика

Как показано на рисунке, значения пути рассчитываются по формулам, приведенным ниже.

Субподрядчик 1
Стоимость пути выполнения в срок = Стоимость предложения = 250 000 долларов США
Стоимость пути опоздания = Стоимость предложения + Штраф = 250 000 долларов США + 60 x 5 000 долларов США = 550 000 долларов США

Субподрядчик 2
Стоимость пути выполнения в срок = Стоимость предложения = 320 000 долларов США
Стоимость пути опоздания = Стоимость предложения + Штраф = 320 000 долларов США + 20 x 5 000 долларов США = 420 000 долларов США

Рисунок 4: Ожидаемая денежная стоимость (EMV)

 

Шаг 4: Рассчитайте ожидаемую денежную стоимость (EMV) для каждого пути принятия решения.

На шаге 4 мы вычисляем значение каждого узла, включая как узлы возможностей, так и узлы решений. Мы начинаем со значений пути в дальнем правом конце дерева, а затем, продвигаясь справа налево, вычисляем значение каждого узла. Этот расчет называется «складыванием назад» дерева.
Ожидаемая денежная стоимость (EMV) каждого узла будет рассчитываться путем умножения вероятности и воздействия. На рисунке 4 ниже показана ожидаемая денежная стоимость (EMV) каждого пути.

 

Как показано на рисунке ниже ожидаемая денежная стоимость (EMV) каждого пути.

Субподрядчик 1

EMV = %30 x $ 550,000 + %70 x $ 250,000 = $ 340,000 00
В этот простой пример Ожидаемая денежная стоимость (EMV) очень близка. Теперь мы выбираем Подрядчика 2 из-за низкой стоимости и низкой вероятности опоздания.

Резюме

В этой статье мы обсудим важность анализа дерева решений на примере. Обратите внимание, что анализ дерева решений является статистической концепцией, которая предлагает мощный способ определения, выявления и анализа неопределенности.