Методика диагностики памяти младших школьников: Сборник методик диагностик младшего школьника | Материал на тему:

Содержание

Тестируем детей (в том числе младших школьников) с помощью методики Память на числа

Дата: 22 июня 2017 Автор: Светлана Пиюкова Рубрика: Школа 0

Развитие личности происходит благодаря запечатлению, сохранению и воспроизведению идей, поступков, переживаний. Основная роль в этом процессе принадлежит зрительной памяти — своеобразному «внутреннему фотоаппарату», с помощью которого человек создаёт и сохраняет увиденный образ (изображение, букву, число). Чрезвычайно важно регулярно оценивать, какое количество объектов одновременно может запомнить ребёнок за короткий промежуток времени и насколько точно он способен их назвать. Такую оценку позволяет давать специально разработанная методика.

Содержание

  • 1 Автор и характеристика методики диагностики памяти

  • 2 Процедура проведения тестирования и таблички с числами

    • 2.1 Процедура тестирования дошкольников и учеников младших классов

      • 2.1.1 Таблица: стимульный материал для первого тестирования дошкольников и младших школьников

      • 2. 1.2 Таблица: материал для повторного тестирования дошкольников и младших школьников

    • 2.2 Процедура тестирования учеников средних и старших классов

      • 2.2.1 Таблица: двенадцать случайных чисел для первого тестирования учеников средних и старших классов

      • 2.2.2 Таблица: двенадцать случайных чисел для повторного тестирования учеников средних и старших классов

  • 3 Обработка и интерпретация результатов

  • 4 Кто и как может разработать зрительную память

    • 4.1 Алгоритм метода повторения

    • 4.2 Приёмы мнемотехники для запоминания чисел

      • 4.2.1 Видео: как запоминать числа

Автор и характеристика методики диагностики памяти

Научной основой теста «Память на числа», представленного в 1996 году Э. Р. Ахмеджановым, стали работы американского психолога, профессора Принстонского университета Джорджа Миллера (1920–2012). Самая известная его книга — «Магическое число семь плюс-минус два». Она опубликована в 1956 году.

Изучая параметры кратковременной памяти операторов телефонной компании, Дж. Миллер установил, что после непродолжительного просмотра человек может точно воспроизвести в среднем от пяти до девяти элементов (слов, букв, чисел). Он остроумно сравнивал память с «кошельком», вмещающим одновременно не более девяти «монет» (семь плюс-минус две).

Опираясь на работы своего предшественника, Э. Р. Ахмеджанов разработал тест, предназначенный для определения объёма и точности кратковременной зрительной памяти детей от 6 до 18 лет. Методика применяется для оценки готовности ребёнка к обучению в школе, при исследовании психологических причин низкой успеваемости, ежегодном мониторинге развития познавательных процессов учащихся.

Джордж Миллер разработал основы методики «Память на числа»

Процедура проведения тестирования и таблички с числами

Для тестирования используют таблицу, содержащую двенадцать случайных чисел, однозначных или двузначных. Её несколько секунд показывают испытуемому, чтобы он мог запомнить цифры и позже назвать их.

Важно! Не имеет значения, в каком порядке испытуемый воспроизводит стимульный материал.

Тестирование проводится с различными группами детей по разным алгоритмам. У них много общего, но есть и существенные отличия, которые обусловлены возрастными особенностями учащихся.

Процедура тестирования дошкольников и учеников младших классов

  • Условия: хорошее освещение, удобное рабочее место и тишина.
  • Оборудование: секундомер, таблица с числами, лист бумаги, ручка или карандаш.

Перед началом тестирования с детьми проводят следующий инструктаж: «Сейчас я покажу вам числа от нуля до девяти, постарайтесь запомнить их и потом записать как можно больше. Приготовьтесь, времени на запоминание будет очень мало. Начали!» Дошкольникам и младшим школьникам дают на выполнение теста тридцать секунд.

Таблица: стимульный материал для первого тестирования дошкольников и младших школьников
8364
5195
2037

Нужно приготовить несколько подобных таблиц. При проведении повторного тестирования (например, по итогам серии занятий, направленных на развитие познавательных процессов) новая таблица позволит избежать воспроизведения старой информации.

Таблица: материал для повторного тестирования дошкольников и младших школьников
4832
1219
7560

Проводить диагностику памяти у детей 6–7 лет рекомендуется индивидуально. Психолог или родитель должен подготовить ребёнка к тестированию, помочь ему успокоиться и сосредоточиться, а также оказать помощь в выполнении задания (например, когда ребёнок вспомнил числа, но не может их написать).

Помощь взрослых во время тестирования очень ценна для дошкольников

Иногда стандартная инструкция не даёт результата. В таком случае можно предложить ребёнку поиграть, представить, что таблица — это многоквартирный дом, в котором живут семьи, большие и маленькие (от двух до девяти человек). Некоторые люди живут одни, а в отдельных квартирах совсем нет жильцов. Малыша нужно попросить запомнить, сколько человек живёт в каждой квартире. И только после этого ему можно предъявлять диагностическую таблицу.

Процедура тестирования учеников средних и старших классов

Условия и оборудование остаются те же. Инструкция должна звучать следующим образом: «Сейчас я покажу вам таблицу с числами. У вас будет двадцать секунд, чтобы запомнить их как можно лучше. После того как я уберу таблицу, запишите те из них, которые вспомните, на лист бумаги. Приготовьтесь, начали!»

Ученикам старших классов нужно предоставить удобные рабочие места для прохождения теста

Таблица: двенадцать случайных чисел для первого тестирования учеников средних и старших классов
13914739
65831951
23947187

Для проведения повторного тестирования, как и в случае с младшими школьниками, необходима таблица с другими числами. Учащимся среднего и старшего возраста во время диагностики предлагают более сложный вариант — таблицу, состоящую из двузначных чисел.

Таблица: двенадцать случайных чисел для повторного тестирования учеников средних и старших классов
34683824
18821698
27566240

Обработка и интерпретация результатов

При определении объёма и точности кратковременной зрительной памяти испытуемого учитывается количество правильно воспроизведённых чисел.

Нормативы для всех возрастов таковы:

  • 9–12 — высокий уровень;
  • 8 — выше среднего уровня;
  • 6–7 — средний уровень;
  • 5 — ниже среднего уровня;
  • 0–4 — низкий уровень.

Психологи выделяют три уровня памяти:

  1. Высокий — информация быстро запоминается, долго сохраняется и быстро воспроизводится.
  2. Средний — информация запоминается медленно, сохраняется достаточно долго и точно воспроизводится.
  3. Низкий — информация медленно запоминается, быстро забывается, воспроизводится с ошибками.

Низкий уровень памяти характерен для тех, кто, как правило, испытывают серьёзные трудности в обучении: делают орфографические ошибки, с трудом заучивают таблицу умножения, допускают ошибки при списывании с доски, не могут самостоятельно решать математические задачи. Этой категории детей необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на развитие памяти и внимания.

Кто и как может разработать зрительную память

Для улучшения зрительной памяти на числа необходимо сочетать традиционные методы запоминания — повторение и осмысление материала — и мнемотехнику (специальные приёмы запоминания с использованием ассоциаций).

Алгоритм метода повторения

  1. Повторите числа, которые нужно запомнить, про себя. Закрыв глаза, постарайтесь их увидеть на «внутреннем экране».
  2. Подождите несколько секунд и повторите цифры снова (с образными ассоциациями, подглядыванием).
  3. Подождите 10 минут и опять повторите (с подглядыванием, если необходимо).
  4. Третье повторение необходимо сделать через 2–3 часа (образные ассоциации желательны, подглядывание — при необходимости).
  5. Четвёртое повторение (и все последующие) – через 24 часа до уверенного перевода в долговременную память.

Приёмы мнемотехники для запоминания чисел

Некоторым детям сложно запоминать числа, которые записаны, например, в таблицах сложения или умножения. Для упрощения процесса запоминания можно посоветовать им мысленно связать цифры со зрительными образами, например:

  • ноль — солнце, бублик, круг;
  • один — фонарный столб, свеча, спица;
  • два — пара сапог, шнурки, лебедь;
  • три — змейка, трёхколёсный велосипед, треугольник;
  • четыре — перевёрнутый стул, четыре лапы кошки, квадрат;
  • пять — морской конёк, звезда, пятиугольник;
  • шесть — буква «б», открытый навесной замок, свисток;
  • семь — жираф с длинным носом, коса, кочерга;
  • восемь — снеговик, очки, неваляшка;
  • девять — хвостик поросёнка, улитка, дельфин.

Чем фантастичнее, нелепее и смешнее будут зрительные образы, тем лучше и надёжнее они сохранятся в памяти.

Дошкольники нуждаются в помощи родителей и педагогов, а ученики средних классов звена и старшеклассники могут и самостоятельно овладеть искусством запоминания чисел.

Регулярные самостоятельные занятия позволяют значительно улучшить память

Видео: как запоминать числа

Разработка Э. Р. Ахмеджанова позволяет дать разностороннюю оценку кратковременной зрительной памяти ребёнка, сделать выводы о способности школьника накапливать новый опыт и использовать его в учебной деятельности.

  • Автор: Светлана Пиюкова
  • Распечатать

Здравствуйте! Меня зовут Светлана. Я живу в Самаре. Мне 43 года. Образование — психолого-педагогическое.

Оцените статью:

(5 голосов, среднее: 3. 6 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Метки:

Диагностика памяти у детей дошкольного возраста

Цель: диагностика различных видов памяти детей дошкольного возраста.

ВНИМАНИЕ! ВИДЕО ОБЗОР ОФОРМЛЕНИЯ ДАННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕДСТАВЛЕН по ссылке!

1. Диагностика слуховой памяти. Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

Методика «10 слов». Ребенку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Результаты диагностики: воспроизведение 5—6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти.

 

2. Диагностика зрительной памяти. Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста. Ребенку предлагается 4 рисунка. За каждую из картинок ребенку разрешается смотреть по 10 секунд. Затем он их должен произвести на чистом листе бумаги.

Результаты диагностики:

А) Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл, правильно расположенные флажки — 1 балл, правильный угол пересечения линий — 1 балл. Максимальная оценка этого задания — 3 балла.

Б)Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл, четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл, два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл, четыре точки в квадратах — 1 балл, точность в пропорциях — 1 балл. Максимальная оценка — 5 баллов.

Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл, центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно — 1 балл, фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла, — 1 балл, фигура правильно воспроизведена — 3 балла. Максимальная оценка — 3 балла.

В) Большой прямоугольник с маленьким в нем 1 балл, все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл, маленькие прямоугольники точно размещены большом — 1 балл. Максимальная оценка — 3 балла. Максимальный результат — 14 баллов.

 

 

 

3. Диагностика образной памяти. Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

Данная методика пред назначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

 

Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, — нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил.

Результаты диагностики: оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма 10 — 6 правильных ответов и больше. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, к и в группе.

4. Диагностика ассоциативной памяти.

 

Детям предлагается рассмотреть предметы и запомнить с чем они связаны: листок связан с деревом. С чем связана стрела?

Проводится беседа по рисунку.

Затем, детям предлагаются изображение дерева, вишен, варенья, стрелы. Предлагается вспомнить второй предмет и нарисовать его в карточке.

 

 Результаты диагностики:

Высокий уровень — 3 балла – ребенок правильно выполнил все задания;

Средний уровень — 2 балла – ребенок правильно выполнил все задания, но нарисовал лишний предмет либо ребенок правильно выполнил 3 задания;

Низкий уровень – ребенок правильно выполнил менее 2-ух заданий.

 

 

 5. Диагностика ритмической памяти.

Совместно с ребенком прохлопывалась мелодия по изображению ритмического рисунка. После этого ребенку было предложено самостоятельно прохлопать ритмический рисунок мелодии из 5-7 звуков. Использовалась р.н.попевка «Гори, гори ясно».

 6. Диагностика  двигательной памяти.

Преподаватель показывает ребенку короткий танцевальный элемент «Танцующие утята» (песенка «На шагающих утят быть похожи не хотят…» и просит повторить его.

 


По данной методике у нас есть готовый расчет. Вы можете скачать его по первой ссылке. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.


 

Дефицит рабочей памяти: симптоматический тест для детей

Оперативная память, которую часто называют кратковременной памятью, является частью навыков исполнительного функционирования. Думайте об оперативной памяти как о небольшой таблице. На нем вы размещаете свои мысли, идеи и информацию, которую необходимо сохранить для использования в связанной задаче. Таблица в вашем уме, используемая для оперативной памяти, может содержать только определенное количество элементов. По мере добавления битов информации таблица заполняется. Потом при добавлении еще одного элемента что-то отваливается, забывается. Вот почему ваш ребенок забывает, почему он поднялся наверх (может быть, чтобы убрать свою комнату) или почему он забывает сдать домашнее задание. Мысль — «Сдать домашнее задание» — была тут же, на столе. Но затем стол заполнился мыслями о друзьях, приходе на урок вовремя или о видеоигре, в которую он играл прошлой ночью. Первоначальная мысль «сдать домашнее задание» сорвалась со стола и быстро забылась.

Дефицит рабочей памяти также может объяснить, почему ребенку трудно решать математические задачи в уме или запоминать чтение. Запоминание чтения требует, чтобы вы вспомнили, что вы прочитали в предыдущем абзаце, и связали это с тем, что вы только что прочитали. Но если первый абзац соскользнул со стола, вашему ребенку, возможно, придется начать сначала, перечитать и попытаться вспомнить.

Рабочая память имеет тенденцию укрепляться по мере взросления ребенка (его мозг может удерживать больше предметов на столе), но у кого-то с нарушениями рабочей памяти в детстве они всегда могут возникать. Помимо укрепления навыков памяти, могут помочь внешние стратегии, такие как написание списков.

Этот тест для самопроверки предназначен для определения того, проявляются ли у вашего ребенка симптомы, похожие на симптомы дефицита рабочей памяти. Если у вас есть опасения по поводу возможных проблем с рабочей памятью, обратитесь к врачу. Точный диагноз можно поставить только при клиническом обследовании. Эта самопроверка предназначена только для личного использования.

Вы просите ребенка подождать, пока вы закончите телефонный разговор, прежде чем он скажет вам что-то важное. К тому времени, как вы закончите, он забудет, что хотел сказать.

Очень часто

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Вашему ребенку трудно сосредоточиться на задании. Она легко отвлекается, переходя от одного занятия к другому, не заканчивая ни одно из них.

Очень часто

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Вы просите своего ребенка подняться наверх, привести свою комнату в порядок и отнести белье в подвал. Он поднимается наверх, отвлекается и не может вспомнить, что он должен был делать дальше.

Очень часто

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Ваш ребенок теряет карандаши, мелки, рабочую тетрадь, листы с домашним заданием, книги и любые другие предметы, которые не прикреплены к нему.

Очень часто

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Вы спрашиваете своего ребенка, с кем он играл в школе. Он помнит, как играл в пятнашки, но не помнит имена детей, с которыми играл.

Очень часто

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Ваш ребенок забывает принести домой материалы и книги, необходимые для выполнения домашнего задания.

Очень часто

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Ваш ребенок с трудом пересказывает историю, которую вы ему только что прочитали, и пропускает ключевые детали.

Очень часто

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Ваш ребенок с трудом запоминает все шаги, необходимые для решения многошаговой математической или текстовой задачи.

Очень часто

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Ваш ребенок с трудом запоминает все элементы, необходимые для участия в командных видах спорта.

Очень часто

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Во время родительского собрания вам говорят, что ваш ребенок не слушает и не выполняет инструкции.

Очень часто

Часто

Иногда

Редко

Никогда


Хотите получать результаты теста на рабочую память — а также другие полезные ресурсы — по электронной почте от ADDitude?

Подпишитесь на рассылку новостей!


Не видите приведенные выше вопросы для самопроверки?

Щелкните здесь, чтобы открыть этот тест в новом окне.


1. Узнайте Как помочь детям с дефицитом рабочей памяти
2. Прочтите  15 упражнений на память для забывчивых детей
3. Пройдите этот тест : Есть ли у моего ребенка СДВГ?
4. Пройдите этот тест : Есть ли у моего ребенка дислексия?
5. Пройдите этот тест : Генерализованное тревожное расстройство у детей
6. Узнайте : Игры памяти, в которые можно играть дома

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Инстаграм
  • Пинтерест

Предыдущая статья Следующая статья

Понимание, диагностика и преодоление низкой скорости обработки

В этой статье Стивен М. Бутник рассматривает ряд вариантов, касающихся низкой скорости обработки.

Для одаренных учащихся характерна низкая скорость обработки информации. Сама по себе низкая скорость обработки информации не является формальной неспособностью к обучению, но ее наличие может расстраивать учащихся, учителей и родителей.

Как клинический детский психолог, специализирующийся на оценке и лечении учащихся с синдромом дефицита внимания и другими проблемами в обучении, я часто слышу, как родители говорят мне, что их очень способный ребенок не заканчивает свою классную работу или что на выполнение домашних заданий уходят часы и часы. Через наблюдение или формальную оценку своего ребенка этим родителям сказали, что у ребенка есть низкая скорость обработки .

Важно понимать роль медленной скорости обработки. Одаренные учащиеся с проблемами скорости обработки информации, которые «пропустили», неправильно поставили диагноз или неправильно научили, могут впасть в уныние, впасть в депрессию, стать недостаточно образованными, неполностью занятыми или еще хуже. Напротив, когда эти дважды исключительные (2e) дети понимаются и получают правильное образование, они могут стать сокровищами, которые сияют уникальными способами.

В этой статье я объясню, с какими трудностями сталкиваются дети с низкой скоростью обработки информации; откуда берется медленная скорость обработки; как его можно определить; и что учащиеся, учителя и родители могут сделать, чтобы уменьшить или устранить его влияние.

Признаки низкой скорости обработки
Дома родители легко замечают низкую скорость обработки в областях, не связанных с домашним заданием. Мама Эйдена попросила его одеться десять минут назад, и когда она проверяет его, он еще даже не начал — а через пять минут он должен быть на автобусной остановке! Семья Нэнси ждет ее в машине, а она, как обычно, все еще дома, ищет свою книгу. В школе Джек не закончил записывать задание в ежедневник, когда прозвенел звонок, поэтому он пропустил важную информацию, потому что не мог позволить себе снова опоздать на следующий урок. Когда Эмили не закончила свою классную работу, ее учитель отправил незаконченную работу домой, чтобы она выполнила ее вместе с ее обычным домашним заданием. Все эти дети имеют медленный темп работы, что приводит к проблемам в школе и дома. Им нужно понимание и помощь родителей и учителей, чтобы они могли добиться успеха и чтобы их самооценка не пострадала.

Понимание источника проблемы у таких детей является важной частью знания о том, как им помочь. Необходимы тщательные медицинские и психолого-педагогические оценки, потому что есть много причин медленного темпа работы. Это может быть связано с физическим заболеванием или травмой, такой как гипотиреоз, эпилепсия или черепно-мозговая травма. Это может быть связано с другими физическими проблемами, такими как недостаток сна или реакция на лекарства. Это также может быть частью синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройств обучения и/или эмоциональных факторов. Мы рассмотрим некоторые из этих возможных причин.

Низкая скорость обработки информации, связанная с СДВГ
Дети с преимущественно невнимательным подтипом СДВГ могут иметь вялый темп когнитивных функций . Обычно они мечтают, смотрят вдаль и кажутся рассеянными. Они могут быть умственно туманными, малоподвижными, медленными и вялыми. Их работа часто медленная и подвержена ошибкам. Их мозговая активность демонстрирует признаки недостаточного возбуждения в части мозга, связанной с концентрацией внимания и планированием.

Кроме того, дети с СДВГ обычно плохо исполнительные функции , поведение мозга, способствующее эффективному функционированию. Полезная модель исполнительных функций (см. рисунок ниже) была разработана Томасом Брауном, доктором философии, психологом из Йельского университета. Именно эти функции, по Брауну, нарушаются при синдроме дефицита внимания.

Некоторым детям требуется больше времени для выполнения заданий из-за проблем с активацией .  Учащийся не может приступить к выполнению задания из-за проблем с организацией времени или материалов либо из-за нежелания, неуверенности, неуверенности или беспокойства. Другим детям может потребоваться больше времени для выполнения заданий из-за проблем с концентрацией внимания. Пока проходит время, эти студенты могут отвлекаться или мечтать, привлеченные другими, более интересными стимулами.

Усилие включает скорость обработки информации, а также умственную выносливость. Когда усилия являются проблемой, темп работы ребенка очень медленный, и он может жаловаться, что его «мозг очень устал».

С другой стороны, когда проблема эмоциональна, детям трудно регулировать свои чувства. Они могут растаять, когда начинают работать или сталкиваются с разочаровывающей задачей; или они могут отказываться работать, спорить или впадать в истерики.

Проблемы с рабочей памятью  могут увеличить время, необходимое ребенку для выполнения задач. Прочитав абзац, ребенок с плохой рабочей памятью может забыть, что он только что прочитал, и ему нужно будет прочитать это снова; или он может перестать работать над классным заданием, потому что забыл указания. Наконец, когда действие является проблемой, ребенку трудно усидеть на месте, он ерзает с предметами или может хотеть стоять или ходить во время работы.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются дети с СДВГ, является плохое чувство времени. Им кажется, что время течет медленнее во время выполнения задач, которые они считают скучными, и быстрее движется в задачах, которые они находят интересными. При планировании рабочих задач ребенок с СДВГ может недооценивать время, которое займет задача; и во время игры ребенок может не осознавать, сколько времени прошло. Взятые вместе, плохие исполнительные функции и плохое чувство времени могут привести к тому, что выполнение домашней работы займет несколько часов и вызовет сильный стресс.

Низкая скорость обработки информации, связанная с проблемами когнитивного функционирования и обучения
Скорость обработки информации является элементом интеллекта, который измеряется многими тестами когнитивных способностей, включая Шкалу интеллекта Векслера для детей (4-е издание). Результаты подтестов «Рабочая память» и «Скорость обработки» составляют Индекс когнитивных способностей WISC-IV. Эти способности отделены от индекса общих способностей WISC-IV, меры основного интеллекта, полученной из индексов вербального понимания и перцептивного мышления человека (вербальные и невербальные способности).

У многих детей с 2e обнаруживаются существенные различия между их вербальными способностями и объемом рабочей памяти и/или между их невербальными способностями и скоростью обработки информации. Показатели рабочей памяти и скорости обработки информации часто бывают низкими у детей 2e.

Индекс скорости обработки WISC-IV рассчитывается на основе результатов подтестов Coding и Symbol Search . Дополнительный подтест: Отмена . Эти три подтеста, описанные в следующем абзаце, основаны на быстром визуальном/моторном анализе и результатах. Поскольку на скорость обработки может влиять ряд факторов, это не унифицированная конструкция, как другие части WISC-IV. См. рисунок ниже.

В каждом из этих трех подтестов используются разные способности, которые влияют на оценку скорости обработки. Кодирование,  , которое требует от детей рисования символов, сильно зависит от графомоторных потребностей. Дети с плохим почерком или дисграфией могут с трудом справиться с этой задачей. Поиск символов  меньше внимания уделяет выходной мощности двигателя, но требует быстрой дифференциации абстрактных символов. Отмена,  дополнительный подтест скорости обработки использует конкретные изображения, а не символы.

Тесты учебных достижений используют скорость обработки подтестов, которые измеряют академическую беглость. Например, тесты успеваемости Вудкока-Джонсона включают три подтеста на беглость чтения:

  • Беглость чтения. В течение трех минут учащийся быстро читает простые предложения и отвечает на каждое да или нет.
  • Свободное письмо. Используя три слова и картинку, учащийся в течение семи минут быстро пишет простые предложения.
  • Свободное владение математикой. Учащийся быстро выполняет простые вычисления в течение трех минут.

2e дети, у которых есть проблемы с активацией, невнимательность или замедленный темп познавательной деятельности, могут с трудом выполнять все эти задачи. 2e у детей с медленной двигательной активностью будет меньше проблем с беглостью чтения, но хуже с тестами по математике и беглости письма. Проблемы с рабочей памятью, скорее всего, окажут большее влияние на беглость математики, чем на другие задачи на беглость.

Низкая скорость обработки не является нарушением обучаемости. Чтобы считаться страдающим расстройством обучения, учащийся должен иметь следующее:

  • Средний или лучший интеллект
  • Модели существенных различий в обработке
  • Существенная разница между способностями и достижениями.

Тем не менее, исследования показали, что скорость обработки информации связана с развитием навыков чтения и эффективностью чтения. В частности, скорость обработки может быть фактором в следующих ситуациях:

  • Расстройства чтения, такие как дислексия
  • Подмножество расстройств чтения, при которых у людей наблюдаются выраженные трудности со скоростью вербальной и зрительной обработки
  • Графо-моторные проблемы (дисграфия). У людей с дисграфией серьезные проблемы с формированием букв и цифр; почерк у них медленный и трудный; у них могут быть проблемы с расстоянием между словами; они смешивают прописные и строчные буквы; и т. д. Поскольку аккуратность приходит только тогда, когда они занимают много времени, их письменная работа может быть очень напряженной и болезненной.

Низкая скорость обработки данных, связанная с эмоциональными помехами
Помимо переменных когнитивных функций и внимания, на время, необходимое учащимся для выполнения работы, может повлиять ряд эмоциональных факторов. Когда учащиеся беспокоятся, скорость их обработки может снизиться из-за неуверенности в себе, неуверенности, догадок и застенчивости.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) может вызвать еще большее замедление. Вот несколько примеров того, как дети с ОКР могут вести себя в этом контексте:

  • Один ребенок выработал «правило», согласно которому, если он колеблется при чтении, он «должен» перечитать весь отрывок.
  • Другой ребенок тратит слишком много времени на письмо, пытаясь сложить буквы и цифры так, чтобы они были «идеальными».

Как решить проблему низкой скорости обработки
После тщательной психологической и образовательной оценки можно разработать план по уменьшению влияния низкой скорости обработки. Стратегии вмешательства делятся на три категории: школьные, домашние и детские.

Стратегии на базе школ
Детский учебный комитет государственных школ может провести оценку для определения права учащегося на приспособления и модификации. Если выявлено формальное расстройство обучения, может быть предоставлена ​​Индивидуальная программа обучения (IEP) в соответствии с положениями Закона об улучшении образования для лиц с ограниченными возможностями. Учащиеся без формальных нарушений обучаемости, но имеющие проблемы с обучением из-за СДВГ, могут получать услуги в соответствии с разделом 504 Закона об американцах-инвалидах. Школы также могут предоставлять услуги до определения формального права на участие в программе Response to Intervention (RtI). [Для информацию о RtI см. в выпусках  2e: Twice-Exceptional Newsletter за ноябрь 2012 г. и январь 2013 года.]

Независимо от категории услуг, на которые имеет право одаренный учащийся, важно, чтобы медленная обработка не мешала с успехом ребенка. Учителя должны знать, как низкая скорость обработки может повлиять на успеваемость способных учеников, и стремиться дифференцировать их обучение. Одаренные учащиеся с медленным темпом работы не должны быть лишены возможностей для одаренного образования.

Чтобы обеспечить подходящие вмешательства, учитель или школа должны определить источник проблем и адаптировать вмешательства к потребностям каждого учащегося. Справа приведены примеры вмешательств, которые могут их решить.

Другие школьные приспособления или модификации могут включать:

  • Увеличенное время на выполнение заданий, включая викторины, тесты и экзамены
  • Предоставление метода побуждения учащегося к повышению осведомленности о времени
  • Устранение ненужных канцелярских задач (например, переписывание математических задач из учебника в рабочий лист) и использование форматов кратких ответов
  • Исключение тестов на время, таких как тесты «Минутка безумной математики»
  • Сокращение количества задач, необходимых для демонстрации компетентности (например, 5 математических задач вместо 25)
  • Контроль времени, потраченного на домашнее задание, и корректировка заданий по мере необходимости.

Стратегии на дому
Родители должны знать о влиянии низкой скорости обработки информации на повседневную жизнь их ребенка и разрабатывать планы по уменьшению этого воздействия. Поскольку учащиеся с низкой скоростью обработки часто имеют серьезные проблемы с домашним заданием, родители должны вместе с учителем определить, сколько времени учащийся должен тратить на каждое домашнее задание и что делать, если время превышено. Цель состоит в том, чтобы избежать домашних сражений. Если почерк мешает темпу работы, некоторые школьные рекомендации, приведенные в таблице, можно реализовать дома.

Родители должны избегать персонализации, наказания и эмоциональной реакции, помня, что медленная скорость обработки информации нецелесообразна и может улучшиться. Родители могут помочь, предоставив дополнительную структуру, используя расписания, таймеры, часы, будильники и поощрения. С детьми постарше может быть полезно вовлечь их в процесс решения проблем.

Детям с СДВГ могут помочь стимулирующие препараты, такие как риталин, концерта, аддералл или вивансе. Этот тип лекарств может напрямую не увеличивать фактическую скорость обработки, но часто может помочь с активацией и концентрацией внимания, увеличивая темп работы ребенка. После того, как ребенку поставлен правильный диагноз, родители могут обсудить варианты лечения с педиатром или врачом-специалистом своего ребенка. Также важно, чтобы родители отслеживали и устраняли любые проблемы со сном, которые могут возникнуть, и поощряли правильное питание, а также частые энергичные физические упражнения.

Стратегии для детей
Поскольку некоторые очень способные учащиеся с низкой скоростью обработки информации не считают себя умными, важно помочь им понять природу и характер их способностей. Это может помочь напомнить им, что у всех людей есть сильные и слабые стороны, и что более медленный темп не означает, что человек не умен. Одному студенту понравилось, что я назвал его интеллектуальным танком — не очень быстрым, но чрезвычайно мощным.

Некоторые учащиеся хорошо используют таймеры и будильники, чтобы следить за временем. Подросток, с которым я работал, начал использовать будильник в ванной, чтобы напомнить ему о необходимости выйти из душа. Это также может помочь провести исследование времени. Родители могут использовать секундомер, чтобы определить, сколько времени требуется ребенку для выполнения рутинных задач, таких как выполнение работы по дому или одевание в школу. Это время можно использовать в качестве целей для работы, а вознаграждение может быть предоставлено, когда учащийся выполняет задание в отведенное время.

Заключение
Когда они остаются незамеченными и их потребности остаются без внимания, одаренные ученики с более медленным темпом могут чувствовать себя обескураженными и деморализованными. Однако, как только они будут поняты и будут предприняты усилия, чтобы помочь уменьшить влияние более медленного темпа, лучшие способности этих учащихся могут проявиться. Родителям, возможно, придется взять на себя инициативу и организовать оценку, обучить тех, кто участвует в жизни их детей, и оказать своему ребенку непоколебимую поддержку и поощрение.

Стивен Бутник, доктор философии, является лицензированным клиническим психологом и содиректором ADDVANTAGE, PLLC в Ричмонде, штат Вирджиния, частной практики, занимающейся оценкой людей с проблемами внимания и другими проблемами обучения. Кроме того, он обучен проведению количественной электроэнцефалографии (кЭЭГ) и нейробиоуправления, а также предлагает научно обоснованную программу обучения для улучшения рабочей памяти у людей с СДВГ. Доктор Бутник писал и говорил о различных проблемах СДВГ и обучения, работал консультантом в исследовании Университета Вирджинии, посвященном изучению роли нескольких инструментов оценки СДВГ, и был назначен рецензентом/консультантом журнала «Расстройства внимания» в 2008 году.


Если вы заинтересованы в поддержке родителей для вашего одаренного ребенка, наша программа молодых ученых предлагает множество ресурсов, профессионалов и связей между родителями, которые помогут вам сориентироваться в воспитании глубоко одаренного / дважды исключительного ребенка.