Методика дорога к дому для младших школьников – Методический инструментарий диагностики коммуникативных учебных действий
Методический инструментарий диагностики коммуникативных учебных действий
Просмотр содержимого документа
«Методический инструментарий диагностики коммуникативных учебных действий»
Задание «Дорога к дому»
(модифицированный вариант методики «Архитекторстроитель»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.
Возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.
Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. а), другому — карточку с ориентирами-точками (рис. б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции.
Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. в).
Критерии оценивания:
— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
— способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;
— умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
— способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.
2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
multiurok.ru
Материал (1, 2, 3 класс) на тему: Методики для выявления уровня сформированности у обучающихся УУД
Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, — для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
1) продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
2) умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
3) взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
4) взаимопомощь по ходу рисования,
5) эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Протокол к методике
№ п/п | Фамилия, имя | Критерии оценивания | вывод | примечание | ||||
Продуктив ность | Умение договари ваться | Взаимный контроль | Взаимо помощь | Эмоцио нальное отно шение | ||||
Задание «Дорога к дому»
(модифицированный вариант методики «Архитекторстроитель»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.
Возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.
Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. а), другому — карточку с ориентирами-точками (рис. б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции.
Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. в).
Критерии оценивания:
— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
— способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;
— умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
— способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.
2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
Протокол к методике
№ п/п | Фамилия , имя | Критерии оценивания | вывод | примечание | ||||
Продук тивность | Объяснение | Умение задавать вопросы | Взаим ный кон троль | Эмоцио нальное отношение | ||||
Методика «Беседа о школе»
(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)
Цель: выявить сформированность внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6,5 – 8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы:
- Тебе нравится в школе?
- Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
- Предстаиь, что ты встретил малыша из детского сада. который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить и школу.Ты согласишься?
5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день. физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение. математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: Подумай. о чем он тебя может спросить.
7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятёрку в журнал».
Критерии оценивания:
- Положительное отношение к школе, чувство необходимости учепия, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически
школьного содержания.
- Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
- Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальные занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).
Уровни оценивания:
0 — Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.
1 — Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2 — Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.
3 — Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
«Продолжи узор»
(модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной)
Назначение задания: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.
Организация работы. Узор-образец выполняется заранее на доске, расчерченной в клетку (или на большом листе бумаги, прикрепленном к доске):
Узор выполняется двумя цветами, например красным и синим. Детям раздаются чистые листы в клетку. Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.
Работа состоит из двух частей:
1) срисовывание и продолжение трех узоров;
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание узора (узоров), в котором (в которых) допущены ошибки.
Инструкция к 1-й части задания состоит из трех этапов:
а) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор – такой же, как на доске, – и продолжите его до конца строки».
б) «Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и его тоже продолжите до конца строки».
в) «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки».
Инструкция ко 2-й части задания:
«Теперь сверьте всю вашу работу с узорами, нарисованными на доске: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже. (Учитель показывает на доске, где следует рисовать исправленный вариант.) Все ли поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно».
Оценка задания (оценивается лучший вариант)
- 4-й уровень: все три узора срисованы и продолжены правильно: соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередовании цветов;
- 3-й уровень: срисованы правильно второй и третий варианты узора;
- 2-й уровень: срисован правильно третий вариант;
- 1-й уровень: все узоры срисованы неправильно.
Оценка самоконтроля
- 4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;
- 3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
- 2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;
- 1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.
Оценка развития графических навыков
- 4–3-й уровень: линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;
- 2–1-й уровень: линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.
№ п/п | Фамилия, имя | 1-я часть задания | 2-я часть задания | Графи ческий навык | вывод | При меча ния | |||
а | б | в | Нахожде ние ошибок | Исправ ление ошибок | |||||
Моральная дилемма
(норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)
Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания.
Возраст: 7—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Описание задания: то же, что в предыдущем задании.
Текст рассказа:
Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал из раздевалки. Антону очень хотелось пойти домой поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, потому что скоро придет папа и будет работать на компьютере.
Вопрос ы:
- Что делать Антону?
- Почему?
- А как бы поступил ты?
Уровни оценивания: ориентация на интересы и потребности других людей; направленность личности — на себя или на потребности других.
К в о п р о с у 1 (3):
1. Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера — пойти домой играть.
2. Стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других — найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер.
- Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи, — остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное, если больше некому помочь найти.
Уровни развития моральных суждений:
К в о п р о с у 2:
1. Стадия власти и авторитета — Олег побьет, если Антон не поможет, Антон уйдет, потому что дома будут ругать, и: он задержится в школе.
2. Стадия инструментального обмена — в следующий раз Олег поможет Антону, нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал.
3. Стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений — Олег — друг, приятель, друзья должны помогать, и наоборот.
4. Стадия «закона и порядка» — люди должны помогать друг другу.
Протокол к методике
№ п/п | Фамилия, имя | Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | вывод | примечание | |||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | ||||
Проба на внимание
(П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;
Возраст: ступень начального образования (10.5 – 11 лет).
Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос.
Внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля (П. Я.Гальперин). В исследованиях П. Я.Гальперина и С. Л.Кабыльницкой было показано, что сензитивным периодом для формирования внимания является 3 класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, а ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера.
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст 1
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Текст 2
На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Критерии оценивания:
Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.
Уровни сформированности внимания:
· 0—2 — высший уровень внимания,
· 3—4 — средний уровень внимания,
· более 5 — низкий уровень внимания.
Дополнительный материал
Текст с указанными ошибками
Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.
Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самоле т с юда, чтобы помочь людям. Скоро удалос ь м не на машине.
Текст с ошибками для самостоятельной работы
Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.
Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самоле т с юда, чтобы помочь людям. Скоро удалос ь м не на машине.
Протокол к методике
№ п/п | Фамилия, имя | Критерии оценивания | вывод | примечания | ||
время | Количество пропущнных ошибок | Качество пропущенных ошибок | ||||
Ключ
СтарыЕ лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дЕти толпились на берегу и с интересом смотрели вниз. Внизу ПОД ними расстилалась ледяная пустыня. В отВет я кивал ему ГОЛОВОЙ. Солнце дохоДило до верхушек деревьев и прятАлось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет ПРИЛЕТЕЛ сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне УЕХАТЬ на машине.
nsportal.ru
ЗАДАНИЕ «ДОРОГА К ДОМУ» (МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ «АРХИТЕКТОР-СТРОИТЕЛЬ»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия. Возраст: 8–10 лет. Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата. Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 1, а), другому – карточку с ориентирами – точками (рис. 1, б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию – дорогу к дому – по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 1, в). Критерии оценивания: – продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами; – способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги; – умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; – способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи; – эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное. Уровни оценивания:
- Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.
- Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
- Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
dev.smogendrr.ru
Задание «Дорога к дому». Уровень сформированности действия по передаче информации — Коммуникативные ууд — Диагностика УУД — Методическая копилка
Задание «Дорога к дому»
(Модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.
Возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.
Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 6, а), другому — карточку с ориентирами-точками (рис. 6, б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6, в).
Рис. 6
Критерии оценивания:
— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
— способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;
— умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
— способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.
2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
vincenta72.ucoz.ru
ЗАДАНИЕ «ДОРОГА К ДОМУ» (МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ «АРХИТЕКТОР-СТРОИТЕЛЬ»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.
Возраст: 8–10 лет.
Метод оценивания:
Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 1, а), другому – карточку с ориентирами – точками (рис. 1, б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию – дорогу к дому – по его инструкции.
Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 1, в).
Критерии оценивания:
– продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
– способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;
– умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
– способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
– эмоциональное отношение к совместной деятельности:
позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Уровни оценивания:
- Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.
- Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
- Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
psyconst.ru
ЗАДАНИЕ «ДОРОГА К ДОМУ» (МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ «АРХИТЕКТОР-СТРОИТЕЛЬ»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия. Возраст: 8–10 лет. Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата. Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 1, а), другому – карточку с ориентирами – точками (рис. 1, б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию – дорогу к дому – по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 1, в). Критерии оценивания: – продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами; – способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги; – умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; – способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи; – эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
- Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.
- Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
- Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
smogendrr.ru
МКУ «Лужский ИМЦ» — Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование, 2007)
Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с изображением дороги к дому, а другой — карточку, на которой эту дорогу надо нарисовать. Один будет диктовать, как идет дорога, второй — следовать его инструкциям. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на карточку с дорогой нельзя. Сначала диктует один, потом другой, — Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте решим, кто будет диктовать, а кто – рисовать?»
Критерии оценивания:
• продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
• способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;
• умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
• способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
• эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;
2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
imcluga.ru