Методика ладошка по в ю питюкову интерпретация – «Гендерный подход в образовании детей дошкольного возраста»

Содержание

Образовательная инициатива

Семинар для родителей старшей группы  —  «Родителям о воспитании девочек и мальчиков».

Подготовительная  работа:                                                         

 — оформление папки — передвижки «Гендерное воспитание», советы родителям  «Девочки и мальчики, какие они разные», памятки для родителей «Будущий мужчина, будущая женщина»;

— рисунок «Ладошка»: ребёнок обводит свою ладошку и на каждом пальчике рисует себя и членов своей семьи.

Материальное обеспечение:

— стулья по количеству родителей, бумага, карандаши для работы в группах, две доски для демонстрации ответов.

Ход:

1 часть. Вступление.

 Ведущий: Уважаемые родители! Мы рада видеть вас на нашей встрече, посвященной   воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей.

Прежде, чем приступить к основной части собрания, предлагаю поиграть в игру-шутку “Угадай слово”.

Попробуйте угадать слово, которое стоит в конце строчки:

Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только…

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …

Болтали час без передышки в цветастых платьицах…

При всех померится силенкой, конечно, любят лишь…

Шелк, кружева и в кольцах пальчики — выходят на прогулку…

Ведущий: Воспитание, как известно, начинается в семье. Следовательно, именно родители должны учить детей культуре взаимоотношений, формировать адекватную  модель поведения, рассказывать о роли мужчины и женщины.

2 часть. Основная.

Ведущий: Что же такое гендерное воспитание? Само слово «гендер» обозначает «социальный пол».

Гендерное воспитание направлено на:

Ø      освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,

Ø      освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,

Ø      овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребёнка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определённого пола. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола – «Я – девочка, Я — мальчик».

Ребёнок рождается с определённым биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.

Уже двух — трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.

В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

К 7 годам  дети определяют перспективы взросления в связи с гендерной ролью, проявляя стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на поведение будущих социальных ролей.

Наблюдая за  играми детей дошкольного возраста, мы можем увидеть, что девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.

Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это,  как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.

Практическое задание № 1 «Ладошки».
Ведущий: Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. «Расположите» на пальчиках себя и членов своей семьи (методика «Ладошка» по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над, чем задуматься.

Ведущий: Воспитание девочек и мальчиков в семье идет по-разному и поэтому формируются у них разные потребности и интересы, идет формирование начал мужественности и женственности. Семья для ребенка – целый мир, мир, в котором он живет, делает открытие, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт семейного общения, умение жить среди людей, постигать понятия добра и зла. Здесь  уместна и пословица: «Что посеешь, то и пожнешь».

Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь:

Ø                От отношения родителей к ребенку

Ø                От характера родительских установок

Ø                От привязанности матери к ребенку

Ø                От привязанности ребенка к матери

Ø                От роли отца в воспитании ребенка

Практическое задание № 2 «Ромашки и васильки».

Ведущий: А сейчас мы с вами разделимся на две команды: «Команда дочки» и «Команда сыночки».

 «Команда дочки» сделает ромашку, на лепестках которой напишет качества, характерные «настоящей девочки».

А «команда сыночки» сделает василек, на лепестках которого напишет качества, характерные — «настоящему мальчику».

По окончании работы результаты представляют обе команды.
Подведение итогов работы команд.

Ведущий: Команды отлично справились с заданием, именно такими качествами наделены девочки и мальчики нашей группы.

У мальчиков и девочек несколько различается физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, т.е. они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Их игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства»: кукол, тряпочки — и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом всё предоставленное им пространство. И это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы. Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель. 

Ведущий: Интересные факты о мальчиках и девочках.

 

Чем отличаются мальчики от девочек:

Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом низ;

Девочки, обычно наоборот, сначала наденут низ, потом верх;

Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком;

Девочки – ладонью;

Оборачиваясь на зов мальчики, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая;

Девочки поворачивают только голову;

У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса;

Девочки дышат грудью;

Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею;

Задумываясь, девочки наматывают прядь волос на палец;

Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их;

Поправляя прическу, девочки взбивают волосы пальцами распушив их;

Поднимаясь (спускаясь) с горы мальчики просто шире расставляют ноги.

Девочки же стараются подниматься (спускаться) боком;

Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой;

Стараясь удобно устроиться в кресле, девочки подворачивают под себя ногу;

Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос и наклоняют голову;

Девочки же, прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью;

Исходя из психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, можно вывести некоторые советы.

Советы по воспитанию мальчиков и девочек:

Ведущий: Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, конструктор с мелкими деталями; у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.

Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к работе.

Используйте различные головоломки для девочек.

Дайте мальчикам возможность выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.

Хвалите мальчиков за подвижность, энергичность, активность. Старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.

Хвалите девочек и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте ребенка, успешно реализующего задачи. Этот прием поможет детям  обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

Практическое задание № 3 «В гостях у сказки».

Ведущий: Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.

Предлагаю родителям вспомнить и назвать сказки, которые вы читаете своим детям.

Ведущий: Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы: 

·                    «мужские», отражают мужские стратегии поведения, где главный герой — мужской персонаж;

·                    «женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня — персонаж женского пола;

·                    «смешанные»: есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.

Сказки для мальчиков — «Три поросенка», «Колобок». Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше «мужских» моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. 

Наиболее популярными женскими сказками являются «Красная шапочка»,  «Золушка» и др. Все «женские» сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной. Первое, чему должна мама учить девочку, это умение выбрать для себя лучшее. А выбор лучшего связан со способностью слушать себя.

3 часть. Заключительная.

Итог собрания:

Ведущий: Поделитесь впечатлениями от встречи. Что было для Вас интересным и полезным? Что нового Вы узнали о своих детях? Чему ещё хотели бы научиться?

 

Итак, мы с Вами рассмотрели важные вопросы гендерного воспитания,  надеюсь, что информация была полезна  в этом направлении.

eduidea.ru

Родительское собрание «Семья для ребёнка-это целый мир»

«Семья для ребенка – это целый мир»

Цель родительского собрания: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации детей школьного возраста.

 

Задачи:


1.   Получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семье учащихся класса.
2. Показать родителям, какие методы воспитания применяются в семье с точки зрения их ребенка.
3.  Содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми.

2 слайд (высказывание) Семья – это место приземления для старших,

стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого

Марк Аврелий

3 слайд Что дает семья ребенку? (дискуссия с родителями)

Любовь, образование, заботу, воспитание, пример для подражания

Ребенок имеет право на воспитание в семейном окружении

Задание 1. «Ладошки»


Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов семи он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. «Расположите» на пальчиках себя и членов своей семьи (методика «Ладошка» по В. Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься.

4 слайд Родителям о воспитании (стих)

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом

Себастьян Брандт

5 слайд Мама и папа, вы понимаете, что я буду делать не то, что вы говорите, а то, как вы сами поступаете! Вы мой пример! Я верю в вас!

6 слайд Итоги анкетирования детей

7 слайд Тест для родителей

8 слайд Ключ к тесту

Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит, ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не тольтко понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и поставленной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

13-27 очков Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которыеиослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 13 очков У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно того и другого. Советую обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам по семейного воспитания.

В классе у нас проблема в поведении некоторых детей. Вот вы сейчас прослушали итоги детского анкетирования и прошли сами тест. Может кто-то для себя сделает вывод и пересмотрит свои методы общения и воспитания

9 слайд Некоторые дети агрессивны. А что же подразумевают под

агрессией? (мнение родителей)

Агрессивное поведение, Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт

10 слайд Вот картинки с разными видами агрессии попробуйте определить.

  • Ребёнок проявляет физическую агрессию. Таким способом ребёнок считает, что это единственный способ добиться своего, чтобы самоутвердиться.

  • Ребёнок портит вещи. Ребёнок стремится что-то сломать, когда сердится или обижен. Он гневно бросает игрушку на пол в досаде, что не может научиться с ней обращаться. Или, устав от бесконечных запретов взрослых, рвёт на части свою тряпичную зверушку, срывая на ней свою злость на родителей. Ещё одна причина, вызывающая желание ломать, портить, уничтожать, кроется в зависти и стремлении самоутвердиться.

  • Ребёнок ругается. Почему? Их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Узнав, что говорить такие слова можно только взрослым, ребёнок, стремящийся во всем походить на старших, непременно начнёт употреблять запрещенные выражения в своей речи. Видя, что такие слова шокируют взрослых, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить родных. Для них бранные слова становятся ещё одним оружием мести.

  • Ребёнок причиняет себе боль. Некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют свою агрессию на самих себя. Создается впечатление, что ребёнок хочет причинить себе боль или даже уничтожить себя. Малыши бьются головой о кроватку, более старшие способны в буквальном смысле рвать на себе волосы, а в подростковом возрасте у таких детей могут быть суицидальные попытки. Такое поведение может быть вызвано неуверенностью в себе, порождается недостатком родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания.

(вопрос родителям) Кто или что же является причиной проявления агрессивного поведения у детей? (выслушиваю мнение родителей)
Вывод: дети большую часть своего времени проводят со своей семьёй, со своими близкими,  родными и та атмосфера, в которой находятся дети, влияет на формирование развитие личности

11 слайд Агрессивные дети становятся неуправляемыми. Давайте попробуем определить причины.

  1. Борьба за внимание родителей

Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального бдагополучия , а тем более – ребенку.

(итог анкетирования)

12 слайд

2. Борьба за самоутверждение

Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям, опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить на опыте старших.

  1. Жажда мщения окружающему миру, взрослым

Ребенок мстит за:

— невепие в его способности и возможности

— сраснение не в его пользу со старшими или младшими братьями или сестрами

— за унижение друг друга в семье

— за потерю одного из родителей в результате развода

— за появление в семье нового члена семьи, более значимого

— за несправедливое отношение и невыполнение обещаний

— за родительскую ложь

— за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу

4. Неверие в свой успех

Причинами неверия в собственный успех могуть стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая в семье, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, отсутствие проявить себя, свои умения и способности.

Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения у детей не формирует нравственный стержень поведения: родителям сегодня удобно говорить так, а завтра так. Дети не могут закрепить таким способом правила поведения. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

13слайд Полезные советы

Малыш ни в чём не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет, ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Раз у вас есть ребёнок, то это накладывает на вас ответственность за его развитие, воспитание и обучение. Нет времени – не должно звучать из уст родителей. Воспитывает все, каждая свободная минутка, которую мы должны находить, несмотря на нашу занятость. Народная пословица гласит: «Умел дитя родить, умей и научить»
 Но обычно вместо того, чтобы уделять как можно больше внимания нашим детям, мы откупаемся игрушками и мультфильмами

  • Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно

  • Если вы предъявляете такие правила, которые ребенок может выполнить, если они сформулированы четко и понятно и уместно.

14 слайд

  • Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно

К агрессивным проявлением в поведении ребенка приводит агрессивность семьи

15 слайд Семья, главное в жизни

Обсуждение с родителями причти о перевёрнутом камне.

Один странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано : «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне : «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше подтверждают наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина — на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведем с ребёнком, перестанут быть необходимыми , а в душе воцарится мир и душевный комфорт . Самые главные слова , которые сегодня нужно сказать своему ребенку : «Я тебя люблю, мы рядом , мы вместе, и мы все преодолеем».

4

multiurok.ru

Для работы с родителями по гендерному воспитанию.

Задание № 1 — «Ладошки». Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. «Расположите» на пальчиках себя и членов своей семьи (методика «Ладошка» по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься. Задание № 2 — «Рассказы в картинках». А сейчас предлагаю вашему вниманию картинку, на которой изображена — губка (воспитание ребенка). Попробуйте составить рассказ по ней. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее составлен рассказ. (После того как родители составили свои рассказы, предлагается зачитать. Затем психолог объявляет, с каким воспитательным моментом она связана, и дает ему объяснение.) Воспитание происходит от слова «питание», «впитывание». Поэтому логично предположить: что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте. Мы можем сколько угодно, что называется, «вливать в него» правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание. К примеру, бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делает его отец, брат и другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей. Пример рассказа мамы. Губка — это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю — и получим синюю, вольем красную — такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета. Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка. Как показали проведенные исследования, все дети данного возраста знают свою половую принадлежность. Задание №3 — «Девочки это:.., мальчики — это:…». Предлагаю, родителям мальчиков написать — определение мальчики — это:., мальчики должны быть:; а родителям девочек — «девочки это — :, девочки должны быть:». Задание № 4 — «В Детском мире». Не печенье, не ватрушки, не сметану, не кефир- Покупаем мы игрушки в магазине «Детский мир». Тут машинки, зайки, мишки, вот мячи. А вот шары — мамы, папы выбирайте Вашим милым шалунишкам все что нужно для игры. Предоставьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама — для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор. Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи. Задание № 5 — «В гостях у сказки». Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки. Предлагаем родителям разделить на две команды (с помощью жетонов), подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят назвать сказки, которые они выбрали для чтения своим детям и почему. Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы: • «мужские», отражают мужские стратегии поведения, где главный герой — мужской персонаж; • «женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня — персонаж женского пола; • «смешанные»: есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза. Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятие со стороны сверстников; занимать лидирующее, заметное положение; иметь успех у девочек; обладать деньгами и собственной территорией. Задача родителей — рассказать о конструктивных средствах достижения этих благ. Поэтому важно при чтении сказок интерпретировать сказки, выделяя стратегии успеха и соотносить их с реальностью. Сказки для мальчиков — «Три поросенка», «Колобок». Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше «мужских» моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Наиболее популярными женскими сказками являются «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Крошечка — Хаврошечка», «Золушка», «Морозко» и др. Все «женские» сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь. Первое, что должна мама учить девочку, это умение выбрать для себя лучшее. А выбор лучшего связан со способностью слушать себя. «Ты самая красивая, твое доброе сердце бьется ровно и спокойно. Ты растешь и радуешь своей улыбкой весь мир. Моя маленькая принцесса, у тебя достаточно сил, чтобы быть счастливой, любить и быть любимой. Все что ты задумаешь с любовью обязательно исполнится. А печали отойдут стороной:.»

nsportal.ru

Психологический тренинг на повышение самооценки учащегося » Ладошки»

Психологический тренинг «Ладошки»

Тема занятия: «Повышение самооценки участников группы».
Цель занятия: Учащиеся повысят самооценку и снизят страх самовыражения через анализ качеств личности.
Необходимые материалы: Ватман с нарисованным солнышком, цветная бумага, фломас­теры, клей, записки, простые карандаши.
Продолжительность занятия: 25- 30 минут
Класс: 4

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (включение в работу).

-Добрый день, ребята! Наше занятие я хотела бы начать с приветствия. Мы должны поздороваться друг с другом. Но хочу попросить вас сделать это необычно! А как… Вы сможете узнать, если выберите и прочитаете записку от меня (дать выбрать записку).

— рукопожатие

— поздороваться носом

— скрестить мезинцы

— обняться

— прикоснуться лбами

— толкнуться правым боком

— поздороваться ладошками

Посадить на место.

— Ну вот, настроение у нас поднялось и мы можем продолжить наше занятие. Присядьте на места.

— Ребята, не каждый из нас, будь то взрослый человек или ребенок, может похвалить себя или высказать мнение о другом человеке. Вы согласны со мной?

-Да.

-Плохое мнение не всегда приятно слышать, а хорошее не всегда легко сказать.

— Сегодня на нашем занятии мы попробуем сказать друг другу хорошие слова и назвать самые лучшие качества каждого из вас.

2. Игра «Встаньте те, кто…» (для формирования рабочего настроя, установки на рефлексию). 

Предлагаю вам и поучаствовать в игре, чтобы настроится на работу.
— Я буду произносить фразу: «Встаньте те, кто…» и называть какое-нибудь качество. Все, кто считает, что у него есть это качество, встают и хором говорят: «Желаем всем хо­рошего настроения».

— Попробуем:

— добрый

— вежливый

— аккуратный

— активный

— находчивый

Молодцы, все присутствующие участвовали в нашей игре.

3.  Упражнение «Ладошка»

Цель: повышение самооцен­ки через анализ качеств личности. (Упражнение поможет школьнику узнать много приятного о себе).

— На столе лежат яркие листы бумаги. Предлагаю каждому выбрать цвет, который понравился.

— Сейчас нам предстоит заняться творчеством.

— А сначала вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами.

1. — Нужно, приложив свою ладошку, обвести ее карандашом. Покажите мне.

2. — В центре написать свое имя.

3. — Выберите любой пальчик и напишите на нем ваше самое лучшее качество, которое вы в себе можете найти.

4. — А сейчас я предлагаю передать вашу ладошку соседу слева.

5.- Теперь вы, ребята, должны вписать в следующий пальчик хорошее качество человека, чья ладошка к вам «пришла».

Анализ творческой работы.

— Мы закончили работу. И я хочу чтобы каждый из вас прочитал, что думают о вас ваши одноклассники.

— Ребята, а кто может вслух, всем нам прочитать то, что узнал о себе.

— Молодцы!

4.Рефлексия.

— Вам приятно было о себе читать? А почему?

— Ребята, что было сложнее делать — назвать свое качество или качество одноклассника?

— Как вы считаете, почему?

— Ребята, а изменилось ли у вас настроение после того, как вы узнали о себе хорошее мнение ваших одноклассников? Почему?

— Я очень рада, что с таким замечательным настроением мы заканчиваем наше занятие. Эти эмоции должны остаться в нашей памяти надолго.

-Давайте вырежем свои ладошки.

— На доске висит солнышко, но оно без лучиков, наши ладошки будут ему лучиками. — Приклеим их.

— До свидания!

Примечание: В завершении устраивается выставка «ладошек». В слу­чае если ребенок не может найти у себя положительных качеств, ведущий предлагает варианты таких качеств или помогает попро­сить помощи у других ребят.

infourok.ru

ПАКЕТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ.

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_53b8694a.gifhello_html_37200029.gifhello_html_5d9c54fb.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_me62d3a3.gifhello_html_52f158a9.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m74791198.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifМАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11

города Шебекино Белгородской области»

Пакет диагностических методик по выявлению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и их обоснование.

Курлыкина Наталья Михайловна,

воспитатель первой младшей группы

Методика анализа и оценки определения готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

  • Методика 1. Тест Керна-Йрасека.

  • Методика 2. «Дорисовывание фигур» (модифицированный вариант Е.П. Торренса)

  • Методика 3. Экспериментальная беседа

  • Методика 4. Диагностика уровня развития

  • произвольного внимания и произвольной памяти.

  • Методика 5. Тест «Шифровка».

  • Методика 6. Тест «Нелепицы»

  • Методика 7. Тест «Пространственно-арифметический диктант».

  • Методика 8. Тест. Последовательные картинки.

  • Методика 9. Тест «Аналогии».

  • Методика 10.Тест «Логопедический».

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов. Результаты диагностики готовности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.

Проводить диагностику готовности к школьному обучению необходимо дважды: первичная — октябрь-ноябрь, предшествующая поступлению в школу; и повторная — апрель–май, позволяющая окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе.

Исследование сформированности познавательных компонентов психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Экспресс-диагностика представляет собой комплект из 10 тестов. Используя специальные психологические методики. Можно охарактеризовать интеллектуальные возможности ребенка: мотивационная готовность к школе, функциональная зрелость нервной системы: степень «школьной зрелости», восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, развитие мелкой моторики, математические навыки.

Все тесты подобраны таким образом, чтобы сделать срезовое исследование познавательных процессов, выявить слабые звенья интеллекта.

Итоговая оценка готовности к школьному обучению:

40-52 балла — готов к обучению в школе

24-39 баллов – условно готов

15-23 балла – условно не готов

4-14 баллов – не готов

Итоговая оценка определения уровня готовности к школьному обучению

40-52 балла – высокий уровень

24-39 баллов – средний уровень

4 – 14 баллов – низкий уровень

Методика 1. Тест Керна-Йрасека.

Цель методики:

психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу, определение его степени «школьной зрелости».

Методика может проводиться индивидуально или подгруппами по 10-15 человек. Детям дают по одному листу чистой нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа указывается имя, фамилия, возраст ребенка, дата исследования. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его правой или левой рукой. Тест состоит из 3 заданий.

Срисование фразы «Он ел суп».

Инструкция:

«Посмотри, здесь что-то написано ( см.приложение к методике № 1). Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй нарисовать это. Хорошенько посмотри, как это написано и в верхней части листа (показать где) напиши также».

Ребенку выдается карточка размером 7-8 см на 13-14 см. На карточке пишется рукописная фраза «Он ел суп». Высота заглавной буквы 1,5 см, остальных — 1 см. Карточка кладется чуть выше рабочего листа.

Оценка:

5 баллов — Срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют 3 слова. Строка от прямой линии не более, чем на 30 градусов.

4 балла — Предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность необязательна.

3 балла — Буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

2 балла — С образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет видимость письма.

1 балл — Каракули.

Изображение 046

— -5

— 4

— 3

— 2

— 1

Срисовывание точек.

Ребенку выдается бланк с изображением группы точек( см. приложение к методике № 1). Расстояние между ними по вертикали и горизонтали — 1 см. Диаметр точек 2 мм. Карточка с точками кладется так, чтобы острый угол пятиугольника был направлен вниз.

Инструкция:

«Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же, вот здесь». (Показать где).

Оценка:

5 баллов дается за точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигур по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более, чем наполовину.

4 балла — возможно незначительное нарушение симметрии. Одна точка может выхолить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла — Группы точек грубо похожи на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника. Возможно большее или меньшее количество точек, но не менее 7 и не более 20.

2 балла — Точки располагаются группами. Их группы напоминают любые геометрические фигуры. Величина и количество точек не существенны. Недопустимы другие изображения, например, линии.

1 балл — Каракули.

Изображение 046Изображение 046Изображение 046Изображение 046

5 4

Изображение 046Изображение 046Изображение 046Изображение 046

3

2 1

Рисунок человека.

Инструкция:

Здесь (каждому ребенку указывается где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю), так, как умеешь».

Запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: «Можно ли нарисовать тетю?»— необходимо объяснить, что все рисуют дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

Оценка:

5 баллов — У нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности, голова с туловищем должна соединяться шеей, она должна быть не больше чем туловище. На голове волосы, либо шапка, шляпа, уши. На лице глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Есть признаки мужской одежды.

4 балла — Выполнение всех требований как при оценке в 10-9 баллов. Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки. Но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла — У фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы 2-мя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

2 балла — Примитивный рисунок человека-головы с конечностями — (достаточно лишь одной пары, конечности изображены одной линией).

1 балл — Отсутствует ясное изображение туловища и конечностей — «головоног».

Изображение 046

5 4 3 3 2 1

Общий количественный результат тестирования получается суммированием баллов, полученных за выполнение каждого из трех заданий.

12-15 баллов – готов к обучению в школе

9-11 баллов – условно готов

3-6 баллов – не готов

Методика 2. «Дорисовывания фигур»

(модифицированный вариант Е.П. Торренса)

Цель методики:

исследование развития воображения.

Подготовка и проведение исследования:

детям дается по 10 фигур (см. приложение к методике № 2) и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десятибалльной шкале.

Оценка:

0-2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.

3-4 балла – нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.

5-7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.

8-9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.

10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

Ключ

8 — 10 баллов – готов к обучению в школе

37 баллов – условно готов

0-2 балла – не готов

Методика 3. Экспериментальная беседа

Цель:

определение внутренней позиции дошкольника, оценка степени психосоциальной зрелости.

Вопросы для собеседования:

  1. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду (дома)?

  2. Ты хочешь идти в школу?

  3. Какие занятия (в детском саду) тебе больше всего нравятся? Почему?

  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

  5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

  6. Почему ты хочешь идти в школу?

  7. Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?

  8. Если тебе сейчас предложу поиграть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

  9. Во время игры в школу, что у нас будет длиннее: урок или перемена?

Оценка ответов:

Учитываются все ответы, кроме 6-го и 7-го. Ответы должны быть примерно такие:

  1. Хочу идти в школу.

  2. Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).

  3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т.д.).

  4. Люблю, когда мне читают книжки.

  5. Сам прошу, чтобы мне почитали.

  6. Хочу быть учеником.

  7. Пусть урок будет длиннее.

Такие ответы свидетельствуют о сформированности внутренней позиции дошкольника.

Ключ:

7 баллов — готов к обучению в школе

4- 6 баллов — условно готов

1- 3 балла — не готов

Давая заключение, следует помнить, что беседа – вспомогательная методика, однако она необходима для выявления общего кругозора ребенка и его личностной готовности.

Методика 4. Диагностика уровня развития

произвольного внимания и произвольной памяти.

Цель: выявить количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Описание: задание выполняется на отдельных листах. Для работы у каждого ребенка должны быть графический карандаш и набор цветных карандашей. Ребенку предлагается нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд 10 треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Условия теста произносятся в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.

Оценка выполненного задания:

  1. баллов – задание выполнено правильно, учтены все условия: форма геометрической фигуры, их количество, выбран цвет карандаша, последовательность заштрихованных фигур.

  1. балла – допущена одна ошибка.

  1. балла – допущены две ошибки.

  1. балла – допущены три ошибки.

  1. балл – более трех ошибок.

  1. баллов – не справился с заданием.

Ключ:

5 баллов — готов к обучению в школе

3 – 4 балла — условно готов

0-2 балла — не готов

Методика 5. Тест «Шифровка».

Цель: выявить сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Выполнение: Время на выполнение данного теста жестко ограничивается 2 минутами.

На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания.

Перед началом проведения специалист должен во всех бланках соответствующим образом поставить «метки» в фигуры – образцы данного задания.

Инструкция: «Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры (см. приложение к методике № 5). В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (сопровождается показом и постановкой точки в середине квадрата на доске), в каждом треугольнике – вертикальную палочку (сопровождается показом на доске), в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку (сопровождается показом), а ромбик остается пустым. В нем вы ничего не рисуете. У вас на листе показано, что надо рисовать. Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда. Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.»

Основную часть инструкции можно повторить дважды. С этого момента отсчитывается время выполнения задания. Специалист фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания.

Анализ результатов:

5 баллов – безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут. Допустимо единичный пропуск фигуры, одна случайная ошибка или наличие двух самостоятельных исправлений.

4 балла – наличие двух пропусков фигур, исправления или одна- две ошибки в заполнении. Если задание выполняется без ошибок, но ребенок не успевает сделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаполненной не более одной строчки фигур), оценка также 4 балла.

3 балла – наличие не только двух пропусков фигур, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.п.) В 3 балла также оценивается безошибочное (или с одной ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строки или части строки. А также 1-2 самостоятельных исправления.

2 балла – выполнение, когда при 1-2-х ошибках в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками ребенок не успел выполнить все задания за отведенное время (остается незаполненной более чем половина последней строки).

1 балл – выполнение, когда имеются не соответствующие образцам метки в фигурах; ребенок не способен удержать инструкцию (начинает заполнять вначале все кружочки, потом все квадраты и т.п. и после замечания педагога продолжает выполнять задание в том же стиле). При наличии более 2-х ошибок (не считая исправлений), даже если все задание выполнено, также дается 1 балл.

0 баллов – невозможность выполнить задание в целом (н-р, ребенок начал делать, но не смог закончить даже одной строчки, или сделал несколько неправильных заполнений в разных углах и больше ничего не сделал, или допустил множество ошибок).

Ключ:

4-5 баллов – готов к обучению в школе;

2-3 балла – условно готов к обучению в школе;

0 -1 балл – не готов к обучению в школе

Методика 6. Тест «Нелепицы»

Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных «нелепостей», то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны. «Нелепицы» предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и успокаивается.

Основным результатом данного теста является способность ребенка эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения. Это отвечает возможностям здорового ребенка данного возраста.

Инструкция: Картинка предлагается ребенку со словами: « Посмотри, какая у меня картинка» (см. приложение к методике № 6). Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно? При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную оценку.

Критерии оценки:

2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все «нелепости».

1 балл – Условно готов. Реакция ребенка менее спонтанная, но он самостоятельно или с большой помощью первого или второго вопроса – находит нелепые места.

0 баллов – Не готов. Ребенок эмоционально никак не реагирует на картинку и только с помощью педагога находит несоответствие в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.

Методика 7.

Тест «Пространственно-арифметический диктант».

Это задание позволяет диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.

Инструкция:

Таблица предъявляется ребенку со словами «Посмотри, здесь нарисована девочка».

Далее ребенку задаются следующие вопросы:

  1. Если она из своей клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там найдет? Сколько?

  2. Дальше она из этой клеточки пойдет вверх тоже на одну клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало морковок?

  3. Теперь она идет на одну клеточку влево. Где она теперь будет? Сколько теперь у нее морковок?

  4. Девочка идет еще на одну клеточку влево. Где она окажется теперь? Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколько у нее осталось?

  5. Она идет еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколько у нее теперь морковок? Что-нибудь изменилось?

  6. Девочка идет вниз. Кого она встретила? Она отдает ей 2 морковки. Сколько у нее осталось?

Если на первых вопросах педагог видит, что ребенок никак не реагирует на них и не может ответить, и при этом есть подозрения, что он просто не понял инструкцию или слишком зажат, то он может разрешить ребенку пальцем двигаться по таблице вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает.

Критерии оценки:

2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.

1 балл – Условно готов. Ребенок правильно выполнил 3-4 действия из 6 возможных.

0 баллов – Не готов. Ребенок правильно выполнил 1-2 действия из 6 возможных.

В протоколе тестирования необходимо отмечать правильность выполнения ребенком, как арифметического действия, так и пространственной ориентировки.

Для этого в клеточке, соответствующей каждому «шагу», надо отмечать знаком «+» или « — » в левой верхней части клеточки – правильность счета, в нижней правой части – правильность направления.

Подробное ведение протокола необходимо для дальнейшего консультирования, которое может быть необходимо при недостаточно высоких набранных баллах.

Методика 8.

Тест. Последовательные картинки.

Этот тест позволяет выявить уровень сфрмированности у ребенка причинно- следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ).

Инструкция:

Общую карточку со стимульным материалом необходимо разрезать на части и, перемешав их, положить перед ребенком со словами: « У меня есть картинки (см. приложение № 8). Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)».

Критерии оценки:

2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ;

1 балл – Условно готов. Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности;

0 баллов – Не готов. Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок.

Методика 9. Тест «Аналогии».

Цель: Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.

Инструкция: « Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.

Слова такие:

— ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА — …? ( цветок)

— МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ — … ( лес)

— ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК — …? ( температура)

— ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ — …? ( слух)

— ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ — …? ( ночь)

— УТЮГ- ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН — …? ( звонить)

Другие варианты:

— ГОЛУБЬ-ПТИЦА, а ВАСИЛЕК — …? ( цветок)

— ОГУРЦЫ- ГРЯДКА, а ШИШКИ- …? ( лес)

— САМОЛЕТ- ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА — …? ( водитель, шофер)

— РАДИО-СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ- …? ( зрение, смотреть)

— ДЕНЬ-НОЧЬ, а БЕЛОЕ — …? ( черное)

— ЗАЯЦ-ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА — …? ( рыба)

— ГРИБЫ- ЛЕС, а ПШЕНИЦА — …? ( поле)

— ШКОЛА – УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА — …? ( врач)

— ФОНАРЬ-СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ — …? ( рисовать)

— КНИГА – ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА — …? ( слушать, играть, сочинять)

— ДЛИННОЕ- КОРОТКОЕ, а ЛЕТО — …? ( зима)

Курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем словом, которое ожидается. Например, в паре

«Градусник – температура» некоторые дети говорят не « температура», а «болезнь», и такой ответ является правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что подразумевается. Такие ответы засчитываются, как верные и особо отмечаются в протоколе.

Критерии оценки:

2 балла — ребенок нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.

1 балл — ребенок нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.

0 баллов — ребенок нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.

Ключ:

2 балла – готов к обучению в школе;

1 балл – условно готов к обучению в школе;

0 баллов – не готов к обучению в школе.

Методика 10.

Тест «Логопедический».

Цель:

В общем виде оценить особенности звукопроизношения и фонематического слуха (звукобуквенного анализа) у ребенка. Тест состоит из двух частей.

Инструкция:

Часть 1.

« Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен разделить их на части, хлопая в ладоши».

Здесь надо продемонстрировать ребенку, как это делается: педагог произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ, сопровождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ребенка сделать то же самое с предложенными ему словами:

— САМОВАР

— ПОДУШКА

Эти слова можно заменять на другие трехсложные.

Часть 2.

Назови первый и последний звуки в словах:

— БЕРЕТ

— ВОЛНА

— АТАМАН

— УТКА

Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом: что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый – согласный, последний – гласный, в третьем: первый – гласный, последний – согласный, в четвертом – оба звука гласные.

Критерии оценки:

2 балла — ребенок правильно произносит все звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно).

1 балл — ребенок 2-3 звука произносит с искажениями или ошибается при выполнении первой или второй части задания.

0 баллов — ребенок многие звуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошибки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.

Ключ:

2 балла – готов к обучению в школе;

1 балл – условно готов к обучению в школе;

0 баллов – не готов к обучению в школе.

.

Приложение к методике №1

Изображение 045

Изображение 045

Приложение к методике №2

Приложение к методике №5

Изображение 615

Приложение к методике №6

Изображение 613

Приложение к методике №8

Изображение 616

Итоговые результаты оценки уровня готовности детей к началу школьного обучения

20 ___ — 20 ___ учебном году

МДОУ № _________ Группа: _________________________________

Дата проведения:________________________________________________

Воспитатели: ___________________________________________________

п/п

Ф.И. ребенка

Возраст

Бальная оценка выполнения заданий

Ведущая рука

Суммарный балл

Уровень готовности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Заведующая МДОУ № ____ ________________ /_____________________

infourok.ru

Методика Ясюковой по определению готовности к школе: этапы, тестовые задания

Индивидуальная методика Ясюковой для определения готовности к школе позволяет провести анализ работоспособности ребенка, его умений приспосабливаться к учебе и прочих аспектов психики. Проведение теста осуществляется в два этапа. Первый этап подразумевает занятие детей в группе, второй — проведение индивидуальной беседы с каждым ребенком, вследствие которой будут получены необходимые данные.

Первый этап: тестирование

Во время начального этапа специалист занимается проведением тестирования Тулуз-Пьерона и Бендера. Тест Тулуз-Пьерона необходимо проводить следующим образом:

  • Ребенку выдается бланк, на котором изображена очередность геометрических фигур;
  • Испытуемому нужно суметь распознать изображения указанной формы и избирательно вычеркнуть лишние.

Время для тестового задания ограничено: в распоряжении у малыша всего 10 минут. Результаты тестирования помогают определить уровень внимательности дошкольника, его работоспособность и быстроту реакции.

Для проведения теста Бендера необходимо предоставить испытуемому чистый лист бумаги, карандаш и ластик. Ему предъявляют карточки, на которых изображены определенные фигуры. Задачей ребенка является копирование этих фигур. Пользоваться ластиком позволяется, однако не следует злоупотреблять им.

комплект методики Л.А. Ясюковой

Этот тест не требует ограничения по времени, так как его суть заключается не в проверке внимания, а в способности будущего ученика передать форму определенной фигуры. К тому же следует учитывать личные предпочтения малыша: так, некоторые дети предпочитают сначала ознакомиться со всеми карточками, а уже потом начинают их изображать. Обратиться к группе можно примерно так: «Дети, посмотрите, на листочке изображены фигуры. На пустой части листа нужно нарисовать эти фигуры так, чтобы они были одинаковыми. Не спешите!».

Плохим результатом теста является наличие лишних полос и больших пропусков, неверное воспроизведение количества или формы кругов в фигуре или полное несоответствие рисунка заявленному образцу.

Второй шаг: собеседование

Проведение индивидуальной беседы с ребенком позволит получить данные о его способности строить грамотные и логичные предложения, определить его словарный запас, объем памяти и способности вести диалог. Результаты тестирования предоставят информацию о способности малыша приспособиться к детскому коллективу. Перед тем как начать индивидуальную беседу, необходимо позаботиться о следующих нюансах:

  • Перед началом собеседования необходимо дать малышу время на отдых после изнурительного первого этапа;
  • Нельзя проводить беседу в случае, если испытуемый плохо себя чувствует;
  • Прежде чем приступить ко второму этапу, следует позаботиться о том, чтобы будущий ученик посетил уборную и не был голоден.

Обязательным условием для второго этапа методики Ясюковой является создание благоприятной и дружественной обстановки. Ребенок не должен чувствовать давление со стороны или дискомфорт. Для этого необходимо общаться с ним спокойным голосом, периодически хвалить и подбадривать его, несмотря на успешность выполнения тестирования. Для проведения беседы нужно подготовить материал в виде бланков для раздачи на листке крупного формата.

Необходимо наблюдать за действиями дошкольника и записывать в свой личный бланк информацию о проведении исследования. Важно вносить в документацию нумерацию задачи и указанный вариант ответа. Собеседование проводится не дольше пятнадцати минут, однако нередко этот этап затягивается.

Алгоритм выполнения тестовых заданий

Тестовые задания следует начинать с определения кратковременной речевой памяти. Для проведения теста следует рассказать ребенку о ходе его выполнения. Звучать это может так: «Сейчас я начну читать слова. Тебе нужно внимательно их слушать и стараться запомнить их. Когда я прекращу, ты должен перечислить те слова, которые получилось запомнить». Когда ребенок поймет правила «игры», следует начать четко диктовать слова (одну строчку из пособия).

По окончании нужно кивнуть головой и сказать, что испытуемый может начать говорить. Когда ребенок начнет проговаривать слова, требуется внимательно их конспектировать. Все сказанные слова записываются в неизмененном виде, даже те, которые рассказчик выдумал сам. Важно записывать в документацию слова точно так, как их произносили, это позволит определить существующие дефекты речи. Нельзя вносить комментарии и поправки к написанному. После завершения теста обязательно нужно похвалить ребенка.

Максимальный результат теста — 9 баллов. За верно произнесенное слово добавляется 1 балл.

комплект методики Л.А. Ясюковой

Определение зрительной памяти

Для проведения этого задания нужно подготовить специальный бланк, на котором изображено шестнадцать маленьких картинок. Следует рассказать ребенку правила: «На этом листе изображены различные картинки. Внимательно рассмотри их и старайся запомнить. Затем я заберу у тебя этот лист, и ты должен будешь перечислить мне все изображения, которые тебе удалось запомнить».

Ребенок должен смотреть на изображение около тридцати секунд, затем лист нужно забрать. На бланке отмечается каждое названое изображение. Для этого можно перечеркнуть его ярким фломастером. Когда ребенок замолчит, следует сказать ему следующее: «Думаю, тебе стоит попытаться вспомнить еще несколько изображений». В таком случае испытуемые часто называют остальные картинки.

После проведения тестирования обязательно нужно похвалить малыша и подсчитать количество баллов. Их максимальное количество составляет шестнадцать (по одному для каждой картинки).

Интуитивный анализ разговорных навыков

Ученику следует объяснить суть теста: «Я назову тебе список слов, твоя задача — хорошенько поразмышлять, а затем сообщить, какое из них лишнее». Далее выполняется диктовка слов, и записывается ответ ребенка. Если дошкольник будет затрудняться ответить, нужно попросить его объяснить свое понимание каждого указанного слова. Когда малыш сильно нервничает и затрудняется с ответом, следует назвать ему правильный вариант самостоятельно.

Если тест на проверку речевой памяти прошел плохо, а будущий ученик в этом задании повторил последнее сказанное учителем слово, нужно уточнить, удалось ли ему запомнить прочитанные слова. Затем нужно зачитать строки еще пару раз и записать в бланке количество слов. Это поможет определить состояние концентрации ребенка, его тревожность и умение логично размышлять.

Один правильный ответ подразумевает добавление балла. Следует зачитать дошкольнику строчку из специального пособия, не делая интонационных обозначений лишнего слова, так как это может считаться подсказкой.

Выявление речевых аналогов

Суть теста должна быть объяснена ребенку таким образом: «Я называю тебе следующие слова: нож и резать. Сказанные два слова имеют связь друг с другом, верно? Затем я скажу тебе еще слово, затем — список прочих слов, среди которых есть подходящее. Например, такое слово, как „кровать“. Найди подходящее: ножка, кресло, одеяло, метла, бабочка». Ребенок может не вникнуть в суть задания, в таком случае следует продолжать объяснение: «Например, слово „карандаш“ подходит к слову „рисовать“, так как карандашом мы рисуем. Дальше найди в списке слово, которое будет подходить к первому точно так же».

Если ребенок не справится с заданием, не нужно делать ему замечаний, следует просто вносить информацию в бланк. За каждый точный ответ начисляется один балл. Максимальное количество за тест составляет 4 балла.

Качество связной речи

Этот тест делится на несколько следующих друг за другом этапов. Педагоги выделяют следующие этапы:

  1. Выявление и исправление неправильных фраз. Суть задания объясняется ребенку таким образом: «Я буду читать тебе предложение вслух, а затем ты должен сказать, правильно оно звучит или нет. Если я сделаю ошибку, исправь меня». Читается предложение. Если ребенок скажет, что никаких ошибок нет, выполняется запись этого ответа. Если он попросит повторить фразу, необходимо сделать это, отметив в бланке.
  2. Дополнение фраз. Задание объясняется ребенку таким образом: «В сказанных далее фразах чего-то не хватает: одного слова или нескольких. Выслушай и старайся придумать конец для фразы». Во время произнесения фразы в месте пропуска делается пауза, после чего нужно подождать ответ ученика. Если он назовет слово, требуется попросить его повторить предложение полностью, однако настаивать не нужно. Результат записывается.
  3. Концовки фраз. Задание для ребенка должно звучать так: «Тебе нужно придумать продолжение фразе, которую я прочту». Читается предложения из подходящего бланка, затем ожидается ответ. Если ребенок начнет смущаться, нужно успокоить его, прочитать предложение ещё раз и внести информацию в бланк.

За верный ответ ставят один балл, за ответ с некоторыми неточностями — половину балла.

комплект методики Л.А. Ясюковой

Способности к синтезу

Необходимо продемонстрировать ребенку раздаточный материал и попросить указать лишнее изображение в каждой строчке. Если малыш долго не может дать точный ответ, следует поинтересоваться, понимает ли он, что изображено в каждом квадратике. Когда он ответит отрицательно, все изображения нужно назвать вслух. Если испытуемый говорит, что все картинки правильные или вовсе отказывается от теста, не нужно на него давить, следует просто внести все результаты в бланк.

Довольно интересным является и тест со зрительными аналогами. В этом случае нужно продемонстрировать раздаточный материал. Объяснение правил звучит таким образом: «Здесь нужно соединить картинки по смыслу. Смотри: одна уже объединена. На ней изображена курочка и цыпленок. А вот есть кошечка. Кто подходит для нее?». Ожидается ответ. После его получения нужно показать еще несколько картинок, однако на этот раз не нужно подсказывать ребенку. Не следует делать ему замечаний.

Характеристики абстрактного мышления

Ребенку демонстрируется раздаточный материал. После этого ему задают ряд вопросов: «На этой картинке изображен холодильник. Что хранят в нём? Как он используется? Ниже нарисованы некоторые предметы. Покажи мне самый неподходящий предмет для работы холодильника». Данные записываются в документацию.

Далее дошкольника нужно попросить, чтобы он назвал самое длинное слово из двух предложенных (например, пёс или собака). Данные фиксируются в бланке.

Методика определения готовности к школе Л. А. Ясюковой приобрела широкую популярность среди педагогов и родителей будущих первоклассников. В норме результат ребенка в возрасте 5 лет составляет 21 балл. Наивысшим достижением дошкольника является 57 очков. Средний результат составляет более 25 баллов, а низким является сумма в 15 набранных очков. Методика Ясюковой готовность к школе определяет практически на 100%.

Определение готовности ребенка к школе по методике Л. А. Ясюковой

ourkids.ru

Статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему: Игровой массаж: адаптированный вариант методик спецзакаливания детей по А. Уманской и К. Динейки

Игровой массаж. Адаптированный вариант методик спецзакаливания детей по А. Уманской и К. Динейки

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми (в измененном виде). Проводится 2-3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

Подходи ко мне дружок, и садись скорей в кружок.

№ период упражнения примечания

1 Организационный момент «Найди и покажи свой носик»

Носик ты быстрей найди

Тёте ___ покажи

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому

2 Основной период

Игровые упражнения с носиком

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

-Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

Каждый ребёнок берёт носовой платок (салфетку) и тщательно очищает свой нос самостоятельно (с помощью взрослого).

в) «Носик гуляет»

-Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй Крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям – выключаем дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу.

ВДОХ и ВЫДОХ выполняем через нос.

г) «Носик балуется»

-Вот так носик баловник!

Он шалить у нас привык. На ВДОХе оказываем сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа

д) «Носик нюхает приятный запах»

-Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши. Выполняем 10 ВДОХов-ВЫДОХов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем

е) «Носик поёт песенку»

-Хорошо гулять в саду

И поёт нос: «БА-БО-БУ». На ВЫДОХЕ малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «БА-БО-БУ».

ж) «Погреем носик»

-Надо носик нам погреть,

Его немного потереть. На переносице располагаем указательные пальцы и выполняем ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно (растирание).

3 Заключительный период

з) «Носик возвращается домой»

-Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Дети убирают платки (салфетки); показывают взрослому, что их носик вернулся.

Массаж рук.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

№, период, упражнения, примечания

1 Подготовительный период

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2 Основной период

а) С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

б) Потом ручки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

в) Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

г) На замочек их закрою

И тепло уберегу.

д) Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.

Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

Переплетённые пальцы закрываем в замок и подносим к груди. Пауза.

Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3 Заключительный период

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Массаж волшебных точек ушек.

Закаливание основано на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Доступен для детей всех возрастов, проводить в игровой форме 2-3 раза в день. Количество повторений каждого упражнения малышам – 5,6 раз

«Поиграем с ушками»

№, период, упражнения, примечания.

1 Организационный момент

— Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок

Привлекаем детей и собираем их в круг.

2 Основной период

Упражнения с ушками «Найдём и покажем свои ушки»

а) — Ушки ты свои найди

И скорее покажи.

«Похлопаем ушками»

б) – Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

«Потянем ушки»

в) – А сейчас всё тянем вниз.

Ушко, ты не оторвись!

«Покрутим козелком»

г) – А потом, а потом

Покрутили козелком

«Погреем ушки»

д) – Ушко, кажется, замёрзло,

Отогреть его так можно.

Дети находят свои ушки, показывают их (если мешают волосы, их закалывают сверху).

Заводим ладони за уши и загибаем их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускаем их (должны ощутить хлопок).

Захватываем кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянем их вниз, затем отпускаем.

Вводим большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимаем козелок (выступ ушной раковины спереди). Захватив козелок, сдавливаем и поворачиваем его во все стороны в течение 20-30 секунд.

Прикладываем к ушкам ладони и тщательно трём ими всю раковину.

3 Заключительный период

— Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

— А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!

Дети расслабляются и слушают тишину.

Закаливающий массаж стоп

Этот эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Делается Ежедневно. 

Массирование стопы проводится валиком или скалкой утром и вечером по 3-10 минут, полный массаж, при этом, достаточно будет выполнять 1 раз в неделю.

«Поиграем с ножками»

№, период, упражнения, примечания

1 Подготовительный период

а) Мы ходили, мы скакали, наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем, и массаж подошв начнём

б) На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина, смазать их необходимо!

Удобно сесть и расслабиться.

Смазать подошвы ног смягчающим кремом (растительным маслом 1-2 капли на ладошку).

2 Основной период

а) Проведём по ножке нежно, будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!

б) Разминка тоже обязательна, выполняй её старательно.

Растирай, старайся и не отвлекайся.

в) По подошве, как граблями, проведём сейчас руками.

И полезно, и приятно — это всем давно понятно.

г) Рук своих ты не жалей и по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они, потом попробуй, догони!

д) Гибкость тоже нам нужна, без неё мы никуда.

Раз – сгибай, два – выпрямляй ну, активнее давай!

е) Вот работа, так работа, палочку катать охота.

Веселее ты катай да за нею поспевай.

ж) В центре зону мы найдём, хорошенько разотрём.

Надо с нею нам дружить, чтобы всем здоровым быть.

Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой — погладить стопу от пальцев до щиколотки.

Сделать разминание стопы всеми пальцами.

Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

Похлопать подошву ладонью.

Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

Покатать подошвами палку, несильно нажимая на неё.

Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3 Заключительный этап а) Скажем всем «Спасибо!» ноженькам своим.

Будем их беречь мы и всегда любить.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

Обширное умывание

Ребёнок, раздетый до пояса, в быстром темпе самостоятельно выполняет рад последовательных действий.

«Умывайка»

упражнение примечание

«Раз» — обмоем кисть руки

Обмываем правой рукой левую кисть

«Два» — с другою повтори

Обмываем левой рукой правую кисть

«Три» — до локтя намочили

Мокрой правой ладонью проводим от кончиков пальцев левой руки до локтя

«Четыре» — с другою повторили

Мокрой левой ладонью проводим от кончиков пальцев правой руки до локтя

«Пять» — по шее провели

Мокрые ладони кладём сзади на шею и ведём одновременно вперёд

«Шесть» — смелее по груди

Мокрой правой ладонью делаем круговые движения по груди

«Семь» — лицо своё обмоем

Мокрыми ладонями проводим по лицу от лба к подбородку

«Восемь» — с рук усталость смоем

Ополаскиваем руки

«Девять» — воду отжимай

Отжимаем руки, слегка стряхивая

«Десять» — сухо вытирай

Вытираем руки насухо

«Босоножье»

Отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребёнка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Желательно начинать в тёплый период года.

Виды ходьбы и дозировка

Младшая группа

Ходьба и бег по тёплому песку, траве

5-45 мин

Ходьба по ковру босиком

5-30 мин

nsportal.ru