Методика матрица равена – Прогрессивные матрицы Равена Описание методики
Учебно-методический материал на тему: Матрицы Дж. Равена (цветной вариант). Стимульный материал, бланки для ответов испытуемых.
ФИ_____________________________
Возраст__________ Класс__________
№ задания | Серия A | Серия AB | Серия B |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
Сумма правильн. ответов |
Общее время выполнения теста ____ мин.
Общая сумма баллов _______________
ФИ_____________________________
Возраст__________ Класс__________
№ задания | Серия A | Серия AB | Серия B |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
Сумма правильн. ответов |
Общее время выполнения теста ____ мин.
Общая сумма баллов _______________
ФИ_____________________________
Возраст__________ Класс__________
№ задания | Серия A | Серия AB | Серия B |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
Сумма правильн. ответов |
Общее время выполнения теста ____ мин.
Общая сумма баллов _______________
ФИ_____________________________
Возраст__________ Класс__________
№ задания | Серия A | Серия AB | Серия B |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
Сумма правильн. ответов |
Общее время выполнения теста ____ мин.
Общая сумма баллов _______________
nsportal.ru
Брошюра для печати «Таблицы Равена
КАБИНЕТ МОУ ВСОШ
ПЕДАГОГА — ПСИХОЛОГА
КУЛИКОВОЙ И. А.
МЕТОДИКА
ШКАЛА ПРОГРЕССИВНЫХ МАТРИЦ ДЖОНА РАВЕНА
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
ЦВЕТНЫЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ
МАТРИЦЫ
дети от 4,5 до 9 лет
испытуемые с аномальным развитием
реабилитационные исследования лиц старше 65 лет
Инструкция к тесту Дж. Равена.
Ребенку следует показать, что вырезанные фрагменты находятся внизу, что все они имеют подходящую форму, но только один из них «по-настоящему», и сейчас ему нужно будет показать, какой именно подойдет лучше всего.
Если ребенок показывает на неправильный фрагмент, то объяснение продолжается до тех пор, пока суть выполнения задания не будет понята. Таким образом, на матрице A
При работе с остальными заданиями серий АЬ и В диагност не повторяет каждый раз инструкции, но может стимулировать ребенка одобрением его работы.
2
39
38
СЕРИЯ А
3
4
37
36
5
6
35
34
7
8
33
32
9
10
31
30
11
12
29
28
13
14
СЕРИЯ В
27
26
СЕРИЯ АВ
15
16
25
24
17
18
23
22
19
20
21
infourok.ru
Прогрессивные матрицы Равена | ПсиЛаб
Прогрессивные матрицы Равена
Описание методики
Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices) предназначены для определения уровня умственного (интеллектуального) развития испытуемых в возрасте от 4,5 до 65 лет и старше. Матрицы Равена могут применяться на выборках испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.
Поскольку известны три варианта матриц Равена, то следует заметить, что каждый из вариантов предназначен для проведения диагностической работы с определённым контингентом испытуемых.
Возрастные границы применимости Прогрессивных матриц Равена
Варианты теста Равена | Контингент испытуемых |
---|---|
Цветные прогрессивные матрицы |
|
Стандартные прогрессивные матрицы |
|
Продвинутые прогрессивные матрицы |
|
История создания методики
Тест предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Р. п. м. разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора «g» — задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Наиболее известны два основных варианта Р. п. м.: черно-белые и цветные матрицы. Разрабатывая тесты, которые были бы полезным инструментом для идентификации генетических и средовых причин интеллектуальных отклонений, Дж. Равен сознательно ставил перед собой задачу создания таких тестов, которые были бы теоретически обоснованы, однозначно интерпретируемы, просты для проведения и обработки, пригодны как для лабораторных, так и для полевых экспериментов, а также удобны для массовых обследований, проводимых на дому, в школах, на производстве и сопряженных с временными ограничениями.
Теоретические (методологические) основы
Тест «Прогрессивные матрицы Равена» относится к числу невербальных тестов интеллекта и основывается на двух теориях, разработанных гештальт-психологией: теорией перцепции форм и так называемой «теорией неогенеза» Ч. Спирмена.
Согласно теории перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальная оценка задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена углубляет рассмотренные положения теории перцепции форм. Как показывает опыт многолетних исследований, данные, полученные с помощью теста Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов: Векслера, Стенфорд-Бин
что это такое, и где она применяется?
Этот тест был разработан в Великобритании в ХХ веке для оценки интеллекта испытуемого. Проверялась способность выстраивать логические связи и воспринимать графические невербальные сигналы.
С того времени тест используется как одна из самых валидных и надежных методик в психоанализе. К тому же она позволяет проводить даже групповое обследование и мониторинг. Несмотря на то что методика носит название «Матрица Равена», в ее создании принимал участие еще один человек — Пентроуз. Всего было создано три варианта матриц. Первый, черно-белый, является наиболее часто применяемым. С его помощью обследуются детки от 5 до 11 лет и люди от 20 лет. Второй вариант, цветной, намного проще. Он позволяет проводить диагностику малышей от 5 лет и людей старше 65. Кроме того, тест полезен для обследования индивидов с нарушениями вербальной коммуникации. Третий вид матриц предназначен для тестирования высокоинтеллектуальных личностей.Несмотря на существенные различия, все тесты строятся по одному шаблону, где в качестве стимула используются геометрические фигуры, организованные по определенному принципу. Характерно то, что первые два варианта, прогрессивные матрицы Равена в черно-белом и цветном вариантах, имеют только невербальную часть. Третий же вид содержит и эту часть, что неудивительно.
Тест построен по следующему принципу: испытуемому дают картинки с геометрическими фигурами, которые расположены в определенном порядке и находятся друг с другом в тесной взаимозависимости. Одного элемента всегда не хватает. Задача испытуемого — найти и выбрать из 8 предложенных вариантов именно тот, который подойдет на пустое место. На качество выполнения влияют как точность восприятия, индуктивное мышление и степень развитости у человека пространственного мышления, так и другие параметры. Среди них — способность оперировать образами, концентрация внимания, логическое мышление и уровень развития мыслительных операций в целом. Цветной тест для проверки способностей пожилых людей и детей состоит из 3 серий по 12 матриц. Как и в черно-белом варианте, сложность заданий возрастает.
Матрицы для взрослых
Тест прогрессивных матриц Равена для взрослых включает в себя 5 серий. В каждой серии 12 матриц. Таким образом, общее число матриц — 60, и сложность их увеличивается от серии к серии, от матрицы к матрице.
Даже само название и методика «Прогрессивные матрицы Равена» указывают на то, что в тесте должен присутствовать какой-то прогресс. Изначально задумывалось, что первые 5 матриц человек выполняет с помощью наблюдателя, а дальше работает над заданием самостоятельно. Таким образом, каждое следующее задание, каждая новая матрица Равена основана на том опыте, который человек получил, выполняя предыдущее задание.Принцип построения серий
Человек, выполняя задание, должен сделать следующие действия: сделать анализ структуры образца, определить тип и характер связей между объектами, найти отсутствующее звено или элемент и из предложенных вариантов выбрать наиболее подходящий. Несмотря на все это, серии строятся по-разному. Например, в первой серии (серия А) надо найти взаимосвязь в структуре самой матрицы. Для этого проводится анализ структуры основного изображения, дифференцируется и находятся эти же особенности в одном из предложенных ниже фрагментов матрицы.
Во второй серии (серия В) надо найти аналогии и связь между парными фигурами с отличными элементами. От испытуемого требуется определить тот принцип, по которому строится фигура, и выбрать необходимый элемент из предложенных ниже.
В третьей серии (серия С) фигуры прогрессивно изменяются не только по горизонтали, но и по вертикали. Так как фигуры все больше усложняются от матрицы к матрице, и в них появляются новые элементы, задача человека, проходящего тест, — найти закономерность появления этих элементов.
Выполняя тест в серии Д, человек должен обнаружить принцип перегруппировки фигур внутри матрицы. Перестановка происходит как по горизонтали, так и по вертикали.
Серия Е является самой сложной. С ней у большинства испытуемых возникают самые большие проблемы.
Расчет результатов
Тест можно выполнять сколько угодно, но чаще всего время, которое отводится, около 20 минут. Можно проводить как групповое, так и индивидуальное тестирование. В первом случае очень важно, чтобы все люди и закончили, и начали выполнение теста Равена одновременно. Анализ проводится стандартно — в таблицу по сериям заносятся результаты, причем за правильный ответ начисляется 1 балл. Потом высчитывается процентное значение уровня интеллекта.
95% и выше — высокий интеллект, 94-75% — интеллект выше среднего, 74-25% — средний показатель уровня интеллекта, 24-5% — низкие умственные способности. Если человек набирает менее 5%, то есть смысл говорить об умственном недоразвитии.
Можно ли использовать тест для всех без исключения людей?
Матрица Равена основана на невербальных сигналах, то есть чтобы выполнить тест, читать и писать не обязательно. Поэтому с ее помощью можно тестировать практически кого угодно. На практике оказалось, что данные, полученные в ходе исследований в Великобритании, и соответствующие нормы вполне можно использовать в европейских странах. Между тем их использование для тестирования людей, которые живут в кардинально отличающихся условиях, невозможно. Фактор наличия образования все-таки оказывает влияние на результат. Кроме того, те, кто уже проходил тест «Матрицы Равена», второй раз решают его лучше.
fb.ru