Методика на тревожность младших школьников: Тревожность у учеников младшего школьного возраста | Методическая разработка по психологии по теме:
Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста
- Выпуск: №9(35) Исследования молодых учёных
- Раздел: Психолого-педагогические науки
- Опубликовано:
- Код уникальной десятичной классификации: 37
- Автор: Данилина Ирина Алексеевна
- ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, Студент 4 курса
- Научный руководитель: Федорова Эллен Адельевна, преподаватель Института среднего профессионального образования им.
Аннотация. В статье рассматривается проблема, причины и виды тревожности у детей младшего школьного возраста. Автор предлагает решить эту проблему с помощью психокоррекционных игр и упражнений, которые можно включать в коррекционно-развивающие занятия. В данной статье раскрыты методы и способы снижения школьной тревожности, также представлена личная разработка автора (конспект внеурочного коррекционно-развивающего занятия).
Ключевые слова: виды тревоги, тревожность, коррекционные игры и упражнения
В современном мире выросло число детей, вызывающих беспокойство. В XXI веке проблема тревожности у детей получила широкое распространение и стала первоочередной в педагогике и психологии. Специалисты применяют термин «тревожность» для обозначения состояния человека, характеризующегося предрасположенностью к боязни и беспокойству.
Тревога – возникновение беспокойства отдельными фрагментами: переживать, успокоиться, забыть, а тревожность – стабильное эмоциональное состояние, связанное с постоянным предчувствием несчастий и различными страхами. В общении тревожные дети демонстрируют напряженность, очень чувствительны, не могут постоять за себя. Низкая самооценка у таких детей проявляется в нездоровом восприятии критики окружающих, в опасении любой трудной задачи. Тревожность сказывается на всех областях деятельности ребенка, значительно ухудшая его самочувствие и связь с окружающим миром.
Исследования тревожности проводили как отечественные психологи, так и зарубежные. Отечественные психологи исследовали тревожность с точки зрения её функций, а зарубежные – с точки зрения динамического подхода.
Р.С. Немов писал: «Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [2, с.681].
В книге А.М. Прихожан «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика» автор раскрывает сущность понятия: «Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [4, с. 3].
Зигмунд Фрейд рассматривал тревогу как своего рода состояние недовольства, характеризующееся определенным образом развивающейся моторной разрядкой. Им раскрыты три вида тревоги:
- моральная тревога: возникает в результате конфликта Эго и Супер-Эго;
- реалистичная тревога: возникает из-за опасностей, угрожающих со стороны внешнего мира;
- нвротическая тревога: основана на конфликте между Ид и Эго.
Ч. Спилбергер отмечает два главных вида тревожности:
- Личностная – желание индивида ощущать страх и волнение по широкому спектру индивидуально значимых явлений. Она не является отдельным свойством, а воздействует на образование и совершенствование других свойств человека, таких как мотив избежать неудачи, желаний уйти от ответственности, страх соперничества. Проявляется в частой склонности к переживаниям в самых различных обстоятельствах. Человек, имеющий такое основание, ограничивается минимумом усилий, достаточных для того, чтобы его не наказали.
- Ситуативная – такая тревожность, которая связана с определенной ситуацией. Она может фиксироваться у разных людей в разных ситуациях, но в то же время в одних случаях это очевидно, а в других не выражено. Бывают люди, которые проявляют беспокойство, например, во время экзаменов, а в других случаях – ведут себя смело. Также встречаются люди, которые проявляют беспокойство в общении с лицом противоположного пола, например, некоторым людям трудно разговаривать по телефону.
Сначала у человека появляется ситуативная тревожность, которая при воздействии неблагоприятных факторов может перейти в личностную.
А.М. Прихожан выделяет виды тревожности в зависимости от ситуаций:
- учебная: связана с процессом обучения;
- межличностная: связана с общением;
- самооценочная: связана с представлениями о себе.
В последние годы причиной волнения психологов является процесс формирования тревожности в условиях школы. Школьная тревожность стала распространённой проблемой, с которой сталкиваются психологи многих школ. У ребёнка, поступающего в школу, могут быть недостаточно сформированы знания умения и навыки. Ребёнок сталкивается со значительными изменениями в своей жизни, меняется социальная ситуация развития, развиваются психологические новообразования. Мышление становится доминирующей функцией, а другие функции – произвольными. Самым тяжелым периодом для ребенка является смена игровой деятельности на учебную, которая впоследствии становится ведущей.
В процессе обучения проявления тревожности встречаются не только у неуспевающих, но и у отлично успевающих детей, отличающиеся требовательностью к себе в совокупности с нацеленностью на отметки, а не на обучение. Бывает, родители ждут от ребенка высоких достижений, к примеру, в спорте, навязывают не интересующие его занятия, например, фигурное катание, плавание, танцы. Любое занятие само по себе не плохо, но право выбора должно оставаться за самим ребёнком. Вынужденное его участие в делах, которые не интересны школьнику, вызывают у него тревожность.
- Несоблюдение правил в школьном коллективе;
- Дефицит внутрисемейного общения;
- Внутриличностный конфликт.
У младших школьников достаточно гибкая нервная система, поэтому при проведении коррекционной работы можно значительно снизить тревожность ребенка. А так как игра у младших школьников уже не являясь ведущей, продолжает оставаться значимой деятельностью, то коррекцию лучше проводить в игровой форме. В процессе игры положительные эмоции заменяют отрицательные, в результате чего способствуют появлению произвольных действий у ребенка.
Для снижения тревожности у младших школьников используют множество различных методов и способов, таких как:
- Сказкотерапия: коррекция проводится посредством сказок (чтение и обсуждение сказки, обсуждение поведения персонажей, рисование иллюстраций к сказке, рассказывание сказки, рассказывание сказки наоборот, включение в сказку героя других сказок и др. ).
- Арттерапия: метод коррекции тревожности посредством различных видов искусства (рисование, лепка и др.).
- Куклотерапия: коррекция тревожности проводится при помощи кукольного театра, где кукла изображает любимого персонажа сказки, мультфильма, а сюжет подобен ситуации, травмирующей ребёнка. Для этого используют различные виды кукол: куклы-игрушки, пальчиковые, куклы-марионетки и другие. В ходе игры с куклой ребёнок создает окружающую его действительность, предает.
- Музыкотерапия: коррекция проводится посредством прослушивания музыки. У младших школьников при прослушивании музыки возникают положительные эмоции, а отрицательные – исчезают.
- Танцевальная терапия: снижение уровня тревожности происходит посредством танца. Данный метод считается наиболее эффективным, так как включает в себя элементарные движения и популярную музыку с текстом. В итоге у ребят понижается тревожность и улучшается настроение, а также появляется уверенность в себе.
Проблемы школьной тревожности и методы её коррекции в своих работах раскрывают отечественные психологи: А.М. Прихожан, Р.С. Немова, А.В. Петровского, В.Д. Небылицына, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой, Е.В. Савиной, Б. Кочубея, Е. Новиковой, Е.К. Лютовой, В.С. Мухиной и др.
А.М. Прихожан предлагает достаточно много методов и упражнений для снижения тревожности, но наиболее эффективными считает:
- Метод «отреагирования» страха: проводится с помощью игры в «страшную школу» (можно с помощью кукол-петрушек, можно без них), где дети показывают пугающие их ситуации жизни в школе;
- Метод последовательной десенсибилизации: постепенное снижение чувствительности человека к тому, что вызывает у него тревожность;
Все вышеописанные методы для снижения уровня тревожности можно использовать во внеурочной деятельности, которая является неотделимой частью образовательного процесса и дает возможность всецело выполнить требования ФГОСа. Внеурочная деятельность – это активность детей вне уроков, вызванная их потребностями и интересами. На коррекционных внеурочных занятиях целесообразно использовать такие методы по снижению уровня тревожности, как психокоррекционные игры и упражнения.
Тема: «Я учусь владеть собой» (см. таблицу 1).
Цель: снижение тревожности, устранение негативных переживаний, формирование навыков контролировать свое поведение в общении и коммуникации.
Таблица 1. «Я учусь владеть собой»
Этапы | Методы и приёмы коррекционной работы | Оборудование | Виды помощи |
---|---|---|---|
Вводная (мотивационная) частьНеобходимо расположить детей к занятию, обрести чувство уверенности в себе | Добрый день, ребята. Если кто-то Вас обидел, Что-то злостное сказал, То его совсем не нужно Обзывать и унижать! Вы попробуйте сначала До десятка досчитать! Игра «Клубок» -Сегодня у нас чудесное занятие. Мы побываем с вами в мире чудес. А помощником нам в этом будет магический клубок. Мы будем передавать его по кругу, называть свое имя и особенность характера, которая нам пригодится сегодня. |
Клубок для упражнения. | Если дети не знают, что такое черта характера, учитель на своем примере показывает. |
Основная часть Развитие коммуникативных навыков, получения опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта Устранение страхов и негативных переживаний, снижение уровня тревожности Устранение мышечных зажимов; Повышение самооценки. |
Упражнение «Ладошки» -Для того, чтобы мы смогли окунуться в сказку нам нужно пройти через лес, который окажется заговоренным. Вам нужно будет объединиться в пары. Затем соединить свою правую ладошку с левой и свою левую ладошку с правой ладонью своего напарника. Так мы будем пробираться через различные барьеры и обходить стороной ловушки. |
Не требуется. | |
Упражнение «Портрет страха» -Ребята, изобразите карандашами на листе бумаги свои страхи (опасения). -Я вижу, вы закончили. Теперь я попрошу поделиться с нами своими страхами. (Рассказы детей) -Я знаю хороший способ как избавиться от них. Рассказать? (Ответы детей) -Возьмем ваши портреты страхов, порвем их и выкинем в урну. Мусор вывезут, а вместе с ним увезут и ваш страх. |
Не требуется. | Учитель не делает подсказок что надо изображать. | |
Упражнение «Помоги воробушку» -Предположите, собственно, что у вас в руках беззащитный воробушек. Вытяните руки ладошками ввысь, а вслед затем укутайте птенца, сложив ладошки по одному пальчику. Подышите на него, согревая собственным дыханием. -Приложите ладошки к собственной груди, отдавая доброту собственного сердца и теплоту дыхания. Потом откройте ладошки, и вы обнаружите, что воробушек весело взлетел. Улыбнитесь ему и не печальтесь. Он прилетит к тебе еще раз. |
Лист бумаги, цветные карандаши. | ||
Упражнение «Пирамида» -Друзья, давайте встанем в круг и ладонями изобразим пирамиду. После все одновременно произнесем: Один, два, три с вами все мы молодцы! | Не требуется | ||
Заключительная часть (рефлексия) Формирование навыка проведения рефлексии. |
Упражнение «Комплимент и доброе слово» -Ребята, давайте сейчас по кругу скажем друг другу комплименты и добрые пожелания. -Что мы с вами посетили и что на что посмотрели? -Какие чувства (ощущения) вы испытывали сегодня на занятии? (Ответы детей) -Сегодня мы с вами хорошо потрудились на занятии, но оно подошло к концу. Я желаю вам отличного настроения, больше улыбайтесь и ничего не бойтесь. |
Не требуется |
Работа по снижению тревожности у младших школьников будет эффективной, если систематически проводить занятия, включать в урок игровые упражнения, не бояться трудностей.
Correction of anxiety in primary school children
Danilina I.A.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Fedorova Ellen Adelyevna,
teacher of the Institute of Secondary Vocational Education named after K. D. Ushinsky of Moscow City University
Annotation. The article discusses the problem, causes and types of anxiety in primary school children. The author suggests solving this problem with the help of psychocorrective games and exercises that can be included in correctional and developmental classes. This article reveals methods and ways to reduce school anxiety, and also presents the author’s personal development (a summary of extracurricular correctional and developmental classes).
Keywords: types of anxiety, anxiety, corrective games and exercises
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Речь, 2004. 248 с.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник. М.: Владос, 2009. 688 c.
- Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2009. 192 с.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
- Ромицына Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». М.: «Речь», 2006. 112 с.
- Miklyaeva A.V., Rumyantseva P.V. School anxiety: diagnosis, correction, development. St. Petersburg: Speech, 2004 248 pages.
- Nemov R.S. Psychology. Book 1. General fundamentals of psychology: textbook. Moscow: Vlados, 2009. 688 pages.
- Prikhozhan A.M. Psychology of anxiety: preschool and school age. St. Petersburg.: Peter, 2009. 192 pages.
- Prikhozhan A.M. Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house of NGO «MODEK», 2000. 304 pages. (Series «Library of a teacher-practitioner»).
- Romitsyna E.E. Methodology «Multidimensional assessment of child anxiety». Moscow: «Speech», 2006. 112 pages.
- Назад
- Вперед
Особенности тревожности детей младшего школьного возраста
Чем тревожность отличается от тревоги?
Тревога – фундаментальная эмоциональная реакция человека, субъективно характеризующаяся ощущением внутреннего напряжения. Тревога связана с активацией вегетативной нервной системы и появляется у человека в ситуациях неопределенности и ожидания с непрогнозируемым исходом.
В норме тревога является ситуативной реакцией организма, мобилизующей его физиологические ресурсы и обеспечивающей готовность к возможным «неприятностям». Если человек сталкивается с целой серией неопределенных ситуаций, то реакция тревоги становится затяжной и может перейти в состояние тревожности. Такое состояние бывает характерно, например, для периода адаптации.
В отличие от тревоги как реакции на конкретную угрозу, тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние – генерализованную беспредметную настороженность. Она свидетельствует о постоянном присутствии какого-то источника беспокойства, который не осознается. Возникающее состояние тревожности может приводить к различным результатам: как способствовать активизации деятельности, повышению сопротивляемости организма, так и порождать ощущение беспомощности, бессилия.
Профилактическая и коррекционная работа, связанная с тревожностью детей, должна быть основана на психологическом просвещении родителей. На первом этапе важно понять причину ее возникновения.
В целом можно сказать, что к важнейшим факторам тревожных расстройств относятся как внешние источники (семейное воспитание, длительные внешние стрессовые ситуации, посттравматический стресс), так и внутренние источники (психологические или психофизиологические причины, которые включают в себя внутренние конфликты – противоречия между имеющимися у ребенка возможностями и предъявляемыми к нему требованиями действительности, с которыми он не может справиться, внутренний самооценочный конфликт, особенности «Я-концепции», отношения к себе ребенка).
На уровне семейной идеологии особенно разрушительными оказываются ценности эмоциональной сдержанности и превращенные в культ успеха и совершенства; миф об опасности и враждебности окружающего мира; миф о собственной исключительности и избранности.
Семейные факторы оказывают выраженное влияние на развитие депрессивных и тревожных расстройств у детей. В качестве наиболее значимых можно выделить стрессогенные события в семье.
Еще одним негативным семейным фактором является родительская критика в адрес ребенка за возможные ошибки, постоянные нелицеприятные сравнения ребенка с другими, более успешными детьми. Подобная критика приводит к формированию у ребенка представления о себе, как глупом, неспособном, «хуже, чем другие».
Обобщая данные, касающиеся влияния особенностей семейного воспитания и детско-родительских отношений на тревожность детей, можно сказать, что возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности ребенка в семье, а с другой – все, что ограничивает социальный опыт ребенка, заставляя его всецело ориентироваться на семью.
На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности , бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение. Причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах.
Возрастные границы младшего школьного возраста – время обучения в начальной школе.
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста.
Новая социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность не дана в готовой форме. Учебная деятельность должна быть сформирована.
В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы, – прежде всего ребенка надо научить учиться. Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая).
Согласно мнению Л. С. Выготского: «Учебная деятельность, как и всякая деятельность, имеет свой предмет – это человек. Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение – он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений».
Самое существенное в учебной деятельности – это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений.
Тревожному ребенку чаще не удается получать удовольствие от рефлексии на свою деятельность и это вызывает повышенное беспокойство в учебной ситуации.
Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания).
Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений.
Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого мышления). А также снижать способность к концентрации внимания, влиять на восприятие.
Тревожные школьники чаще не удовлетворены своей успеваемостью, вне зависимости от оценок. А испытывают удовлетворенность, если их работа оценивается учителем как «очень хорошая». Причина этому – ожидаемое отношение к этой оценке родителей и понимание оценки как отношения к себе учителя из-за отсутствия собственных, внутренних критериев.
Так же они не умеют учитывать условия. Часто ждут успехи в тех случаях, когда они маловероятны, и одновременно – не уверены в нем даже тогда, когда вероятность достаточно высока. Они ориентируются не на реальные условия, а на какие-то внутренние предчувствия, опасения. В результате такие дети действительно значительно чаще переживают неуспех, чем их нетревожные сверстники, что ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта.
Прибежищем многих детей, их спасением от тревоги является мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его неудовлетворенные потребности. Сама по себе, фантазия – замечательное качество, присущее детям, позволяющая человеку выходить в своих мыслях за пределы действительности, строить свой внутренний мир, нескованный условными рамками, творчески подходить к решению различных вопросов. Однако фантазии не должны быть полностью оторваны от реальности, между ними должна быть постоянная взаимная связь.
Фантазии тревожных детей, как правило, лишены этого свойства. Мечта не продолжает жизнь, а скорее, противопоставляет себя ей. В жизни я не умею бегать – в мечтах завоевываю приз на районных соревнованиях; я – не общительный, у меня мало друзей – в мечтах я являюсь лидером огромной компании и совершаю героические поступки, вызывающие у всех восхищение. То, что такие дети и подростки, на самом деле, могли бы достичь предмета своих мечтаний, их, как ни странно, не интересует, даже если это стоит незначительных усилий. Реальные их достоинства и победы ждет та же участь. Они, вообще, стараются не думать о том, что есть на самом деле, поскольку все реальное для них наполнено тревогой. Собственно говоря, реальное и фактическое, у них меняется местами: они живут именно в сфере своей мечты, а все, что за пределами этой сферы, воспринимается как тяжелый сон.
Однако, такой уход в свой иллюзорный мирок недостаточно надежен – рано или поздно требования большого мира ворвутся в мир ребенка и нужны будут более веские эффективные методы защиты от тревоги.
В поведенческом плане им часто присущ комформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения, имеют повышенную зависимость от сверстников. Могут использовать при коммуникации простое умозаключение, – чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. По выражению Эрика Берна, они пытаются передать свою тревогу другим. Поэтому агрессивное поведение часто является формой сокрытия личностной тревожности.
Следует также отметить, что у учащихся первых классов уровень тревожности достаточно высок, что связано с периодом адаптации к обучению в школе. Они испытывают состояние неопределенности и ожидание перемен в их деятельности. Все это временно приводит к разбалансированности эмоциональной сферы в целом, повышает неуверенность в себе.
На самооценку и общее эмоциональное состояние первоклассников влияют не столько их реальные школьные успехи или неудачи, сколько характер взаимоотношений с взрослыми в школе и дома. Особенно значимой оказывается позиция матери. В дошкольном детстве основу взаимоотношений с матерью составляли эмоциональные контакты, дающие ребенку ощущение поддержки, заботы и защищенности, а также удовлетворяющие его игровые потребности. При поступлении в школу ситуация может резко измениться. Доминантой в отношении матери к ребенку становится контроль за его обучением. Вместо заботы, защиты, веселого совместного досуга ребенок вдруг сталкивается с исходящими от матери критикой, принуждением, резким ограничением игр и развлечений. И для подавляющего большинства первоклассников с повышенной тревожностью основным ее источником оказываются нарушение положительного эмоционального контакта с матерью.
Устойчивая тревожность свидетельствует о наличии у человека неблагоприятного эмоционального опыта. Тревожный ребенок запоминает преимущественно неблагоприятные, неуспешные события. Переживание постоянных психологических микротравм порождает состояние аффективной напряженности и беспокойства. Таким образом, у младших школьников тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности и отражает неудовлетворенность именно этой потребностью, которую можно рассматривать в этом возрасте как ведущую. В этот период тревожность еще не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми.
С предподросткового возраста тревожность закрепляется, приобретает стабильные формы реализации в поведении и становится устойчивым личностным свойством.
Литература:
1. Лебединский В.В., Никольская О.С. Эмоциональные нарушения и их коррекция. – М.: Издательство МГУ, 1990.
2. Прихожан А.М. Работа с тревожными детьми. – Москва – Воронеж, 2005.
3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
4. Прихожан А.М. Явления, причины, профилактика, диагностика. Школьный психолог. – 2004, №8.
5. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье. Вопросы психологии. – 1999, №2.
6. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. – СПб.: Иматон, 1999.
Педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК
Юферева Ольга Васильевна
Успокаивающая тревога — Навыки совладания для детей
Эта страница содержит партнерские ссылки, прочитайте заявление о раскрытии информации здесь
Внутри: протестированные детьми стратегии, используемые детскими терапевтами для успокоения тревоги, включая идеи для успокоения, книги для чтения и видео, которые могут помочь
Это происходит снова. Ваша дочь расстроена и топает в свою комнату, хлопая дверью и вообще «надевает свои капризные штаны». Вы говорите успокойтесь, но она кричит в ответ: «Я не знаю, как это сделать!!!»
Обычно мы говорим нашим детям «успокоиться», даже не давая им конкретных указаний, как справляться со стрессом и тревогой. Вот коллекция лучших инструментов и советов, которые я нашел, чтобы научить детей успокаиваться и расслабляться.
Иногда вам понадобится быстрый способ помочь вашему ребенку успокоиться, а у вас с собой не так много вещей. Может быть, когда вы находитесь в Target или застряли в пробке. В это время вам пригодятся эти советы:
Представьте свое любимое место – это как мини-отпуск, где бы вы ни были
Подумайте о своих любимых вещах
Назовите животных в алфавитном порядке (аллигатор, медведь, корова, собака и т. д.)
Выпейте холодный глоток воды
54321 Заземление – пройдите через каждое из ваших 5 чувств
Вытяните прямые руки перед собой ладонями наружу.
Положите одну руку на другую на запястья и переплетите пальцы.
Поднимите кисти и руки к телу, а затем положите переплетенные руки на грудь.
Скрестите ноги в лодыжках и положите язык на нёбо.
Оставайтесь неподвижными в течение одной минуты.
Хорошо иметь большой список навыков преодоления трудностей, которые можно попробовать, когда вашему ребенку нужно успокоиться. Вот еще два коротких списка идей для успокоения дома или в школе.
Из книги «Несовершенные семьи — Стратегии для использования дома»
Из книги «Поощрение игр» — 10 стратегий, которые помогут детям успокоиться в школе или дома
Люди обычно сначала закатывают глаза, когда слышат «дышать важно». Но я продолжу говорить об этом и объясню, почему. Это так просто, но так сильно влияет на физиологию вашего тела.
Когда вы спокойны и расслаблены, ваше тело находится в режиме «отдыха и переваривания». Вы дышите нормально, частота сердечных сокращений ниже, а мышцы расслаблены. Однако, когда возникает стресс, тревога или гнев, ваше тело автоматически переключается в режим «беги, борись или замри». Ваши мышцы напрягаются, частота сердечных сокращений увеличивается, а дыхание становится более поверхностным.
Глубокие вдохи вместо поверхностных — это один из способов заставить тело вернуться к отдыху и пищеварению. Вот почему глубокое дыхание важно!
К счастью, есть несколько забавных способов научить детей глубокому дыханию свечи
Руки вверх и вдох, руки вниз и выдох
Представьте, что ваш живот — это воздушный шарик. Вдохните и увеличьте воздушный шар, затем выдохните и уменьшите воздушный шар.
4 — 7 — 8 Дыхание от Gozen
Дыхание в бухте Sea Otter от напротив стресса. ребенок успокаивается, когда он расстроен, встревожен или обеспокоен. Чтобы получить максимальную выгоду от этого, вы должны создать этот комплект до того, как возникнет проблема. Когда ваш ребенок испытывает тревогу, он может выбрать предмет из набора инструментов для преодоления трудностей. Это один из моих любимых способов помочь детям научиться успокаивать свое беспокойство.
Вот еще несколько замечательных идей, что можно добавить в набор инструментов/наборов для успокоения от And Next Comes L
Вы можете создать место, специально предназначенное для того, чтобы позволить успокоиться за несколько шагов
Найти место и сделать его уютным (попросите ребенка помочь с этим — он может положить внутрь любимое одеяло или мягкую игрушку)
Добавьте успокаивающие средства
Объясните, как им пользоваться, и потренируйтесь до
Когда они начнут обостряться, поймайте это заранее и спокойно напомните им об их месте успокоения
Используйте следующие фразы, чтобы поддержать своего ребенка, дайте ему понять, что вы собираетесь поддержать его и помочь ему любым возможным способом.
«Я здесь для тебя»
«Поговори со мной и расскажи, что происходит»
«Чем я могу помочь?»
«Вместе мы сможем над этим поработать. Мы отличная команда»
«Я люблю тебя»
«Хочешь обнять тебя?»
Вот еще несколько идей, что сказать, чтобы успокоить тревожного ребенка.
Из «Го дзен» — 49 фраз, чтобы успокоить встревоженного ребенка
Из «Приключения лимона и лайма» — Что сказать, чтобы успокоить встревоженного ребенка
Знаете ли вы, что существуют подкасты с рассказами для детей? Обычно у ведущих успокаивающий голос, а рассказы, как правило, довольно короткие. Ваш ребенок может слушать эти подкасты, чтобы немного отдохнуть.
Сказки из Lilypad
Историческое время
Stories Podcast
Storynory
Есть скрещивания, которые вы можете прочитать своему ребенку, чтобы помочь им в спокойствии. Медленно и внимательно читайте слова, пока ваш ребенок слушает и следует инструкциям. Ознакомьтесь со списком сценариев Inner Health Studios, которые вы можете использовать со своим ребенком. Если вы предпочитаете не читать сценарий, есть те, которые предварительно записаны.
Существуют также скрипты для тренировки внимательности с детьми. Элин Снел написала замечательную книгу «Внимательное отношение к детям, сидя, как лягушка». Вот несколько сценариев, которые можно использовать из этой книги!
У Аннаки Харрис также есть несколько предварительно записанных сценариев, которые помогут детям практиковать внимательность
Не знаете, как познакомить детей с осознанностью? Ознакомьтесь со следующими ресурсами:
Простые способы познакомить детей с осознанностью и медитацией
11 простых, но эффективных способов научить детей внимательности
Что вам нужно:
Пустая банка
Я использовал пустые бутылки из-под газировки, пустые бутылки из-под воды, стеклянные банки и пластиковые контейнеры. Используйте то, что имеет смысл для вас и вашей семьи. Например, для успокаивающих баночек, которые стоят у детей в комнате, я использовал прочную пластиковую бутылку. Я не хотел, чтобы они случайно опрокинули стеклянную банку в темноте — это был бы большой беспорядок!
Вода
У меня были наилучшие результаты, когда я использовал теплую воду — это облегчает смешивание воды и краски.
Краска с блестками
Я предпочитаю использовать краску с блестками (или клей с блестками) вместо блесток, потому что тогда я неделями не убираю блестки у себя дома после того, как мы их сделали 🙂
Чтобы сделать баночку, добавьте нанесите блестящую краску на дно банки, пока она не покроет дно. Добавьте теплую воду. Накройте крышкой и встряхните, чтобы ингредиенты смешались. Как только вы будете довольны внешним видом вашей банки, вы можете закрыть крышку суперклеем, чтобы она не пролилась. В крайнем случае, я также использовал клейкую ленту, чтобы закрепить крышку.
Посмотрите видео «Сделай простую успокаивающую баночку» из «Навыков преодоления трудностей для детей» на YouTube
Влажные ингредиенты
Иногда вам нужно, чтобы блестки/другие предметы оставались на плаву дольше или меньше времени. Вот несколько различных ингредиентов, которые вы можете использовать в качестве влажных ингредиентов.
Сухие ингредиенты
Чтобы увидеть несколько других способов изготовления успокаивающих баночек, взгляните на то, что сделали Preschool Inspirations.
Одна из первых вещей, которые я всегда люблю делать с детьми, если они борются, — это начать использовать визуальные эффекты. Когда вы находитесь в состоянии стресса и беспокойства, вам труднее читать и воспринимать информацию. Визуально проще.
Мне нравится держать успокаивающие карточки-подсказки в наборах навыков преодоления трудностей моих детей, чтобы они могли принять решение о том, какой навык преодоления стресса им следует использовать. Иногда в данный момент вытягивать список слишком сложно. Вы можете сделать свои собственные карточки-подсказки.
Возьмите несколько каталожных карточек или небольших кусочков картона
На каждой напишите или нарисуйте один навык преодоления трудностей заламинировать их)
Поместите их в набор инструментов для преодоления трудностей для быстрого доступа.
Использование наглядных материалов — эффективный способ помочь детям. Когда дети перегружены, иногда им трудно понять, что делать. Имея карточки-подсказки, ваш ребенок может иметь визуальное напоминание о том, что его успокаивает и расслабляет.
Чтобы немного упростить задачу, я создал для вас готовые карточки-подсказки по преодолению трудностей. Существует четыре различных набора: Успокаивающий, Физический, Отвлекающий и Обрабатывающий. Если вам нужны все 4, я создал набор, в котором вы можете скачать их все вместе.
Если ваш ребенок беспокоится, ему также может быть трудно уложиться спать. Вот несколько идей, которые помогут вашему ребенку привыкнуть ко сну.
ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО ТАКОЕ СТРАХОдна из самых важных вещей, которую нужно сделать, это выяснить, что именно вызывает тревогу. Это страх темноты? Это беспокойство о чем-то в шкафу? Это монстры? Это пауки? Выяснение причины страха поможет вам придумать, как помочь ребенку справиться с ним.
ПЕРЕОБОРУДОВАТЬ КОМНАТУЕсть ли в комнате определенные участки, которые кажутся темнее или вызывают больше страха ночью, чем другие? Днём заходите в спальню с ребёнком и говорите о местах, которые его нервируют. Попробуйте передвигать ночные светильники и мебель, чтобы создать более спокойную обстановку в комнате.
ПЕРЕХОДНЫЕ ОБЪЕКТЫЕсли вашему ребенку трудно отделиться от вас, попробуйте переходный объект. Это специальный предмет, который помогает вашему ребенку чувствовать себя комфортно. Это помогает им чувствовать, что часть вас все еще присутствует, даже когда вас нет рядом. Это может быть что-то вроде плюшевой игрушки, особого камня, ожерелья или вашей толстовки. Важен не объект, а то, что объект представляет. Они могут держать его и держать всю ночь, чтобы помочь им расслабиться и заснуть.
Другие стратегии можно найти здесь: 12 подходящих для детей стратегий успокоения ночного беспокойства
Ищете успокаивающую медитацию, которая поможет заснуть ночью? Попробуйте одно из следующих: Лучшие управляемые медитации для сна.
Всякий раз, когда я сажусь и говорю с кем-то об их способностях справляться с трудностями, одна из первых
вещей, которые я спрашиваю, это пробовали ли они писать об этом. Почему я всегда начинаю с ведения дневника как
, чтобы справиться со сложными чувствами?
Легче писать, чем говорить о сложных вещах
Ведение дневника помогает осмыслить происходящее.
Это удобно.
Это не оценивается
Это может помочь вам решить проблему
Это может помочь вам изменить свое мышление
Ищете дневник для ребенка или подростков? Ознакомьтесь с журналами Big Life!
Общая тревожностьРабочая тетрадь Джанин Хэллоран по навыкам преодоления трудностей для детей. В этой книге есть более 75 стратегий для детей, которые помогут им справиться со стрессом и беспокойством. Эта книга также включает красочные рабочие листы, которые помогут детям узнать больше о своей тревожности и о том, что они могут сделать, чтобы справиться со своим стрессом.
Wilma Jean the Worry Machine от Джулии Кук Мне нравится, что когда описываются физические реакции Wilma Jean, они также иллюстрируются. Когда она говорит, что у нее узлы в животе и колени, ее живот действительно выглядит так, как будто он связан узлом, и вокруг ее коленей настоящий замок. Мне нравится то, что она делает со своим учителем, анализируя проблемы, которые она может контролировать, и проблемы, которые она не может контролировать. Это отличный способ помочь детям справиться со своей тревогой.
Дэвид и беспокойный зверь, Энн-Мари Гуанси Тревога Дэвида — это чудовище, и чем больше он беспокоится, тем больше оно становится. Дэвид учится контролировать свои мысли, и его зверь сжимается. В конце есть пара страниц для родителей и детей.
Когда мои заботы становятся слишком большими Кари Данн Бурон Эта книга замечательна! Есть несколько страниц, где дети могут добавить свои мысли, заботы и то, что помогает им расслабиться. В этой книге также используется 5-балльная шкала, чтобы говорить о стрессе и различных способах управления им.
Что делать, если вы слишком сильно беспокоитесь Дон Хюбнер, доктор философии В этой книге рассказывается о нескольких способах, которые могут помочь детям справиться с беспокойством, включая определение времени для беспокойства, размышление о вещах, которые делают вас счастливыми, и перезагрузку вашего тела с помощью активности или расслабления. . В этой книге есть несколько интерактивных мест, где ребенок может записывать свои беспокойства, рисовать изображения того, что может помочь, и т. д.
Что делать, если вы напуганы и обеспокоены, Джеймс Дж. Крист мои любимые книги для детей, чтобы помочь им справиться с тревогой. В начале книги есть контрольный список, который помогает детям определить, что их беспокоит. В начале книги рассматриваются основы того, что такое тревога и как помочь справиться с ней. В следующем разделе книги подробно рассматриваются различные типы беспокойства, которые могут испытывать дети, в том числе тревога разлуки, фобии и панические атаки.
Тревога разлуки
Целующая рука Одри Пенн Классика о том, как справиться с тревогой разлуки, когда дети идут в школу. Воспитательница детского сада моей дочери прочитала это во время нашего первого посещения школы.
Когда я скучаю по тебе, Корнелия Мод Спелман Это идеально подходит для малышей, которым трудно смириться с тем, что они вдали от родителей в течение дня. Он предлагает пару вещей, которые они могут сделать, чтобы помочь и заверить, что родители вернутся в конце дня.
Уэмберли Беспокоит Кевин Хенкес Бедняжка Уэмберли беспокоится обо всем, а потом начинает волноваться по-настоящему, когда собирается пойти в школу.
Курс Crush Anxiety от тревожных малышейЭтот электронный курс предлагает вам мгновенную поддержку детского терапевта.
Вы получите:
12 коротких видеороликов
14 упражнений, расширяющих изученные навыки
6 шпаргалок для справки
Вместе с курсом вы получаете:
Доступ к инструктору для получения постоянной поддержки
PDF-версии всех уроков для скачивания
Бессрочный доступ к курсу
0 7Еще из Навыки совладания для детей о тревоге у детей. ..
Интервью с писателем Таней Линдквист о Пути отваги Герцога
Как сделать успокаивающую банку
Использование форм для обучения глубокому дыханию
16 приложений для помощи детям с тревогой
Родители передают тревогу детям | Тревожные родители
Видеть родителя в состоянии беспокойства может быть больше, чем просто кратковременная тревога для детей. Дети обращаются к своим родителям за информацией о том, как интерпретировать двусмысленные ситуации; если родитель кажется постоянно встревоженным и напуганным, ребенок решит, что множество сценариев небезопасны. И есть свидетельства того, что дети тревожных родителей чаще сами проявляют тревогу, вероятное сочетание генетических факторов риска и приобретенного поведения.
Может быть болезненно думать, что, несмотря на ваши самые лучшие намерения, вы можете передать собственный стресс своему ребенку. Но если вы имеете дело с тревогой и начинаете замечать, что ваш ребенок проявляет тревожное поведение, первое, что важно, это не увязнуть в чувстве вины. «Нет необходимости наказывать себя», — говорит Джейми Ховард, доктор философии, директор программы «Стресс и устойчивость» в Институте детского разума. «Очень плохо чувствовать беспокойство, и его нелегко отключить».
Но передача беспокойства от родителей к ребенку не является неизбежной. Вторая важная вещь, которую нужно сделать, — это внедрить стратегии, которые помогут вам не передать свою тревогу своим детям. Это означает, что вы должны максимально эффективно справляться со своим собственным стрессом и помогать своим детям справляться со своим. «Если ребенок склонен к беспокойству, — добавляет доктор Ховард, — полезно узнать об этом раньше и научиться стратегиям управления как можно раньше».
Управляйте стрессом осознанно
Может быть очень трудно передать чувство спокойствия вашему ребенку, когда вы изо всех сил пытаетесь справиться с собственным беспокойством.
Когда мы чувствуем тревогу, мы начинаем беспокоиться о том, что может случиться в будущем — обо всех этих «а что, если». Чтобы не увязнуть в заботах о будущем, попробуйте практиковать осознанность, технику концентрации на настоящем. Вот две распространенные техники осознанности, которые можно попробовать:
- Сожмите мышцы : Начиная с пальцев ног, выберите одну мышцу и сильно напрягите ее. Считай до пяти. Отпустите и обратите внимание, как меняется ваше тело. Повторите упражнение, двигаясь вверх по телу.
- Дыхание животом: Положите одну руку на живот, а другую на грудь. Медленно вдохните животом (расширьтесь, как воздушный шарик) и медленно выдохните (сдуйтесь).
Вы можете попробовать практиковать осознанность в тот момент, когда чувствуете тревогу, но также неплохо каждый день выделять время на осознанность. Регулярная практика поможет вам более эффективно использовать приемы, когда они вам действительно понадобятся, а также поможет вам чувствовать себя спокойнее в целом.
Изучите свои триггеры
Обратите внимание на то, что вызывает у вас тревогу. Хотя чувство беспокойства иногда неизбежно, мы также можем усугубить его, зацикливаясь на нем. Если вы из тех, кто переходит к наихудшему сценарию, когда у вас першит в горле, использование WebMD может сделать вас еще более встревоженным. Точно так же, если вы испытываете стресс из-за того, что происходит в новостях, время, проведенное за их чтением или даже использованием социальных сетей, может ухудшить ваше самочувствие. Установление границ в отношении того, когда и как вы будете взаимодействовать с вещами, которые могут вызвать вашу тревогу, — хорошая идея.
Если у вас сильная тревога, а самостоятельная практика осознанности и установление границ не помогают, имеет смысл обратиться к специалисту по психическому здоровью. Клиницист может помочь вам разработать методы управления стрессом, которые будут соответствовать вашим конкретным потребностям. По мере того, как вы научитесь переносить стресс, вы, в свою очередь, будете учить своего ребенка, который воспринимает сигналы вашего поведения, как справляться с ситуациями неопределенности или сомнения.
«Большая часть лечения детей с тревогой, — объясняет Лаура Кирмайер, доктор философии, клинический психолог, — на самом деле учит родителей стрессоустойчивости. Это одновременный процесс — он одновременно направляет беспокойство родителей, а затем то, как они также поддерживают и поддерживают развитие стрессоустойчивости у ребенка».
Модель устойчивости к стрессу
Когда вы изучите некоторые стратегии управления стрессом, которые работают для вас, вы сможете передать их своему ребенку, когда он испытывает тревогу. Если, например, вы работаете над рациональным мышлением во время стресса, вы можете практиковать эти же навыки со своим ребенком. Скажите ей: «Я понимаю, что ты боишься, но каковы шансы, что действительно произойдет что-то страшное?»
Старайтесь вести себя спокойно и нейтрально в присутствии ребенка, даже когда вы пытаетесь справиться со своим беспокойством. Доктор Ховард говорит: «Осознайте свое выражение лица, слова, которые вы выбираете, и интенсивность эмоций, которые вы выражаете, потому что дети читают вас. Они маленькие губки и все подхватывают».
Объясните свое беспокойство
Хотя вы и не хотите, чтобы ваш ребенок был свидетелем каждого тревожного момента, который вы переживаете, вам не нужно постоянно подавлять свои эмоции. Это нормально — и даже полезно для детей — время от времени видеть, как их родители справляются со стрессом, но вы должны объяснить, почему вы реагировали именно так.
Допустим, вы вышли из себя, потому что беспокоились о том, чтобы ваш ребенок вовремя не пришел в школу. Позже, когда все успокоится, скажите ей: «Помнишь, когда я был очень расстроен утром? Я беспокоился, потому что ты опоздал в школу, и я справился со своим беспокойством криком. Но есть и другие способы справиться с этим. Может быть, мы сможем придумать лучший способ выходить из дома каждое утро».
Такой разговор о беспокойстве дает детям возможность испытывать стресс, объясняет д-р Кирмайер, и дает понять, что стрессом можно управлять. «Если мы чувствуем, что должны постоянно защищать своих детей от того, чтобы они не видели нас грустными, злыми или встревоженными, мы незаметно даем им понять, что у них нет разрешения чувствовать эти чувства, выражать их или управлять ими. их», — добавляет она. «Тогда мы также в некотором роде даем им указание на то, что нет способа справиться с ними, когда они происходят».
Составьте план
Заранее придумайте стратегии поведения в конкретных ситуациях, вызывающих стресс. Вы можете даже вовлечь своего ребенка в этот план. Если, например, вы беспокоитесь о том, чтобы подготовить сына ко сну к разумному часу, поговорите с ним о том, как вы можете работать вместе, чтобы лучше справиться с этим стрессовым переходом в будущем. Может быть, вы сможете придумать план, по которому он зарабатывает баллы за привилегию всякий раз, когда он выполняет свои вечерние рутины, не протестуя перед сном.
Эти стратегии следует использовать с осторожностью: вы не хотите возлагать на ребенка ответственность за управление своим беспокойством, если оно проникает во многие аспекты вашей жизни. Но то, как вы реализуете план по обузданию определенных тревожных моментов, дает ему понять, что стресс можно терпеть и управлять им.
Знайте, когда выйти из игры
Если вы знаете, что ситуация вызывает у вас чрезмерный стресс, вы можете заранее спланировать свое отсутствие в этой ситуации, чтобы ваши дети не восприняли ее как небезопасную. Скажем, например, что вас беспокоит то, что вас бросают из школы. В конце концов вы захотите иметь возможность водить ребенка в школу, но если вы все еще находитесь на лечении, вы можете попросить другого родителя или другого доверенного взрослого доставить вас. «Вы же не хотите изображать очень взволнованное, обеспокоенное выражение лица при разлуке со своими детьми», — говорит доктор Ховард. «Вы не хотите, чтобы они думали, что есть что-то опасное в том, чтобы подбросить их в школу».
В общем, если вы чувствуете, что вас переполняет тревога в присутствии вашего ребенка, постарайтесь сделать перерыв. Даниэлла Вейт, домохозяйка, которая ведет блог о своей борьбе с тревогой, находит время для себя и занимается снятием стресса, когда начинает чувствовать острую тревогу.