Методика прихожан тревожность у детей и подростков: 404 Not Found | Южная столица
Читать книгу Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст Анны Михайловны Прихожан : онлайн чтение
2.2. Содержание страхов и тревог у детей разных возрастов
Содержание страхов и тревог у детей и подростков неоднократно изучалось в психологии, социологии, педагогике и медицине. В разнообразных исследованиях выделен ряд страхов и тревог, типичных для детей разных возрастов. Отмечая культурные и национальные различия, исследователи одновременно обращают внимание и на определенное сходство, которое тем больше, чем с более маленькими детьми проведено исследование:
• для дошкольников – это страх темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ;
• для младших школьников – боязнь оценки со стороны взрослых, «опасных» людей, смерти, болезни;
• подростки более всего опасаются насмешек, собственных неудач, а также войны, болезни и смерти родителей.
Обнаруживаются и определенные гендерные различия в источниках тревоги и страха, которые оказываются более выраженными в подростковом и раннем юношеском возрастах (А.
Вместе с тем, данные этих работ во многом противоречивы, причем зачастую эти противоречия касаются результатов, получаемых в рамках одной культуры на достаточно близких контингентах детей.
Интересные данные получены в результате массового изучения содержания страхов, тревог у детей от 3 до 15 лет, проведенного А. И. Захаровым. По материалам этой работы, в младшем школьном возрасте в наибольшей степени оказался выраженным страх, связанный со школой, причем он конкретизировался преимущественно в боязни опоздать в школу, что было наиболее характерно для девочек (до 92% девочек, участвующих в исследовании, испытывали этот страх). Кроме того, в этот период выраженными оказались магические страхи, боязнь несчастья, беды. В подростковом возрасте – к 12 годам – у всех участвующих в опросе девочек выявилась боязнь смерти родителей. У всех мальчиков этот страх становился ведущим к 15 годам.
К 15 годам наибольшего пика достигали по данным этого исследования и межличностные страхи. Необходимо отметить, однако, что к таковым автор относит большую группу: «…это страхи одиночества, некоторых людей, наказания, войны, сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых и т. д.» (1988, с. 61). На наш взгляд, этот перечень существенно шире представлений о межличностных отношениях. Эту категорию более точно было бы обозначить как «социальные страхи».По данным уже неоднократно упоминавшегося выше исследования Б. И. Кочубея и Е. В. Новиковой одна из ведущих тревог московских школьников 11—12 лет – возможность войны, тесно связанная с боязнью «конца света», для девочек в это время значимым оказывается также беспокойство, связанное с родителями. Это беспокойство остается важным и для девочек 15—16 лет, однако меняется его содержание.
Привлекают внимание и данные социологического исследования, проведенного в 1991—1993 гг. Институтом системного исследования и социологии (Общее среднее образование России, 1993) на значительной выборке старшеклассников во многих городах России. Было установлено, что основными факторами, вызывающими тревогу старшеклассников, являются:
• неуверенность в завтрашнем дне – возможность трудоустройства или продолжения учебы;
• состояние собственного здоровья и внешний вид;
• отношения с родителями и сверстниками.
Эти результаты интерпретируются авторами с точки зрения их связи с социальной ситуацией в стране. Однако нельзя не заметить, что социальной ситуацией может определяться лишь неуверенность в завтрашнем дне, и то, на наш взгляд, не полностью, поскольку определенные тревоги, связанные с будущим, характерны для юношеского возраста в самых различных социальных условиях. Все же остальное отражает ведущие возрастные потребности данного периода развития.
Мы не будем останавливаться подробно на результатах многочисленных исследований содержания тревог и страхов у детей, проведенных в других странах.7
Подробно об этом можно почитать в кн.: Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 1988.
[Закрыть]
Очевидно, что даже работы, проведенные на отечественных выборках, дают достаточно разнородные результаты. Это может быть связано как с различиями в исходных посылках и методах исследований, так и со временем проведения. С нашей точки зрения, именно второе предположение представляет наибольший интерес, поэтому мы попытались его проверить.
Изучение содержания страхов и тревог у детей разных возрастов проводилось нами четыре раза: в 1979—1982, 1989—1992, 1996—1997 и 2002—2004 гг. Во всех случаях эта работа проводилась в два этапа. На первом – с помощью специально разработанного варианта методики неоконченных предложений, проводившейся с младшими школьниками индивидуально, в устной форме, а в средних и старших классах письменно, выявлялись переживаемые детьми страхи, тревоги и создавался «Перечень страхов, тревог» для различных возрастных групп – младших школьников, младших подростков, старших подростков, старших школьников. На втором этапе этот перечень предлагался для оценки другим детям: в 1–2-м классах – индивидуально и в устной форме, в 3–11-м в групповом эксперименте, письменно. В перечни, используемые в 1989—1992, 1996—1997 и 2002—2004 гг., мы также включили те страхи и тревоги, которые дети и подростки называли как наиболее частые в предшествующие периоды, даже если они на этот раз не были названы. Кроме того, мы дополнили перечень некоторыми пунктами из списка, предлагаемого А. И. Захаровым (цит. соч.). В первых этапах работы участвовали примерно по 120 чел., во вторых – более 450 (мальчиков и девочек приблизительно поровну). В соответствии с принятым статистическим критерием мы считали, что область проявления тревожности и содержание страха свойственны для детей определенного возраста, если они встречались не менее, чем у 65% испытуемых и таким образом доминируют в половозрастной выборке. Те сферы действительности, которые вызывают тревогу у большинства детей определенного возраста, вне зависимости от наличия устойчивой тревожности условно обозначены как «возрастные пики» тревожности.
Таблица 4. «Возрастные пики» тревожности и страхов в 1980-х, 1990-х и 2000-х гг..8
Представлены страхи, упомянутые не менее 65% испытуемых каждой возрастной группы. Внутри возраста данные поставлены по частотности предъявления.
[Закрыть]
Продолжение табл. 4.
Из табл. 4 видно, что в конце 1970-х – начале 1980-х гг. основные пики тревожности и частотные страхи фиксировались:
• для учащихся младших классов – на школьных проблемах;
• для подростков – на взаимоотношениях со сверстниками;
• для старшеклассников – на проблемах, связанных с взаимоотношениями со взрослыми и боязнью личной несостоятельности.
Гендерные различия в тот период проявлялись в основном во времени наиболее интенсивного переживания так называемых «архаических страхов» ил
Исследование школьной тревожности
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ. 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1. Исследование феномена тревожности в психологии
1.2. Проблемы и причины школьной тревожности
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста
2.2. Исследование школьной тревожности. Методика Филлипса
2.3. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности.
Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогения», «дидактогенные неврозы». Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации.
К числу причин наиболее распространенных дидактогений можно отнести:
Экзаменационный стресс, или «стресс получения оценки». При этом следует различать дистресс и естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, сопровождающее ребенка при ответе у доски, выполнении контрольной работы и т.п., которые не достигают непривычной для организма силы. При неправильной организации процедуры опроса, экзамена у ребёнка возникают негативные эмоции, чрезмерное для его организма напряжение, сопровождающиеся соответствующими психофизическими реакциями с их внешними проявлениями.
Ин
Исследовательская работа «Уровень тревожности учащихся школы»
Региональная учебно-исследовательская
конференция старшеклассников «Юность Поморья»
Направление Психология
Уровень тревожности учащихся школы
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 11 класса Муниципального
бюджетного образовательного учреждения
«Савинская общеобразовательная средняя
школа» Плесецкого района
Щербаковой Александрой Валерьевной
Научный руководитель учитель биологии
Муниципального бюджетного образовательного
учреждения «Савинская общеобразовательная
средняя школа» Плесецкого района
Николаева Людмила Евгеньевна
Аррхангельск, 2015
Содержание
1. Введение
1.1 Актуальность темы стр. 3
- 1.2 Цель стр. 3
- 1.3 Задачи стр. 3
- 1.4 Гипотеза стр. 3
- 1.5 Предмет исследования стр. 3
- 1.6 Объект исследования стр. 3
- 1.7 Методы исследования стр. 3
- 1.8 Практическая значимость полученных результатов стр. 4
- 1.9 Обзор литературы стр. 4
2.Основная часть
2.1. Тревожность в подростковом возрасте стр. 5
2.2 Виды тревожности стр. 5-6
2.3. Причины школьной тревожности стр. 6
2.4. Определение уровня и видов тревожности респондентов стр.6
2.5. Статистическая обработка полученных данных стр 6
2.6 Анализ уровня тревожности респондентов стр 6
2.6.1 Анализ уровня тревожности в параллели 7-11 классов стр 7-8
2.5.2. Анализ уровня тревожности по одному классу. стр. 8
2.5.3. Анализ уровня тревожности по отдельным ученикам стр.8
3.Заключение стр.9
4. Библиографический список стр. 10
5 Приложения
Приложение 1 Тест школьной тревожности Филлипса. стр. 11
Приложение 2 Статистическая обработка полученных данных стр. 11
Приложение3 Уровень тревожности в параллели 7-11 классов стр.11
Приложение 4 Уровень тревожности по одному классу (8Б) стр 12-13
Приложение 5 Уровень мотивации , отношения к учебе и
внеклассным мероприятиям стр 14
Приложение 6 Уровень тревожности по отдельным ученикам стр 14
Приложение 7 Психологические рекомендации , с целью коррекции стр 14-15
и снижения уровня тревожности
3
1. Введение
1.1 Актуальность темы
Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.[1] В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Когда уровень тревожности превышает оптимальный предел, ребенка охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность еще больше возрастает, становясь постоянной помехой. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования.[3] Поэтому данная проблема является одной из наиболее актуальных в современной школе.
1.2 Цель: исследовать школьную тревожность в условиях образовательного процесса
1.3 Задачи:
1.Иизучить литературные источники по теме исследования
2.Выбрать методику для изучения школьной тревожности, провести диагностику и статистическую обработку полученных данных
3. Провести анализ уровня тревожности у учащихся школы
4. Подобрать психологические рекомендации , с целью коррекции и снижения уровня тревожности.
1.4 Гипотеза: проблема тревожности учащихся актуальна в образовательном процессе
1. 5 Предмет исследования: определение уровня школьной тревожности респондентов.
1.6 Объект моего исследования: респонденты — учащиеся 7-11 классов (возрастная группа 13-18 лет).
1.7 Методы исследования:
1. Анализ и синтез (анализ позволит изучить проблему детально – теоретически, через изучение специальной литературы и практически, а синтез позволит соединить полученные при анализе данные)
2. Сравнение (позволит установить закономерности, выявить общее в исследуемой проблеме)
3.Метод визуализации данных (графики — математический метод позволит наглядно представить состояние проблемы и полученные материалы исследования)
4. Анкетирование (позволит получить данные от исследуемых)
4
1. 8 Практическая значимость экспериментального исследования:
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные о наличии и уровне школьной тревожности могут быть использованы в разработке психологических рекомендаций учителям, ученикам и родителям, с целью коррекции и снижения уровня тревожности.
1.9 Обзор литературы:
В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Понятие тревоги было введено в психологию З.Фрейдом, который определял страх как таковой, конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх — тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер.[5] Дифференциация тревоги и страха по принципу, предложенному З. Фрейдом, поддерживается и многими современными исследователями. Слово «тревожный» отмечается в словарях т с 1771г. Один из авторов полагает, что слово тревога обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника. [5]
Зарубежные психологи Фромм Э., Хорни К. считают, что тревожность основана на реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.[1]
Исследования отечественных психологов. Драгуновой Т.В.,Славиной Л.С., показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных инстинктов. Эти исследования на сегодня можно рассматривать как теоретическую базу для понимания тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое. [2]
По определению Р.С. Немова, «тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу специфических социальных ситуациях». Е.Савина, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. По определению С.С. Степанова – «тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи». Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.[2] .
5
В отличие отревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги
Как указывает А. М. Прихожан, проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают всего тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.[3] По определению С. С. Степанова тревожность- переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».[1]
- Основная часть
2.1. Тревожность в подростковом возрасте.
Особенно острой проблема тревожности, указывает А. М. Прихожан, является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.
“Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социально зрелости школьников этого возраста” — пишет Л. И. Божович[4].Уровень тревожности можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. По мировой статистике, обычная «норма тревожности» — 15% , в России — 60-75%.[6]
2.2 Виды тревожности
Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее
снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания. Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в
6
самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому
не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и
опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе. [3]
2.3 Причины школьной тревожности
В чем причина школьной тревожности? Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической организацией школьника.
Другими причинами, которые приводят к возникновению школьной тревожности, являются: 1) слишком большие нагрузки на учеников, которые вообще очень характерны для современной школы; 2) неспособность ребенка справляться со школьной программой вообще, или с отдельными предметами; 3) неадекватность со стороны родителей, которые заставляют ребенка «стать отличником», считают его «самым лучшим» и постоянно ругаются с другими родителями и педагогами, либо, напротив, считают его «бездарем и разгильдяем» и постоянно бранят; 4) негативное отношение со стороны классных педагогов; 5) неприятие со стороны сверстников, плохие отношения в детском коллективе; 6) частая смена коллектива, учителей; 7) частые контрольные и экзамены, и вообще — частые ситуации, в которых ученика оценивают. [3]
2.4 Определение уровня тревожности респондентов
В исследовании принимали участие учащиеся 7-11 классов МБОУ «Савинская ОСШ» п. Савинский Плесецкого района Архангельской области. Возраст учеников 13-18 лет. Общий размер выборки – 204 человека.
Обследование проводилось групповым методом в дневное время с применением теста школьной тревожности Филлипса (в присутствии психолога школы) (Приложение 1).[4]
2.5 Статистическая обработка полученных данных. (Приложение 2)
2.6. Анализ уровня тревожности респондентов .
Проанализировав полученные данные, можно сделать следующий вывод: тревожность проявляется у респондентов по всем проверяемым факторам, т. к именно в подростковом возрасте тревожность становится устойчивым личностным образованием. Но степень её выраженности в разных параллелях, классах и разных учениках наблюдается разная ( низкая, повышенная и высокая тревожность) .
7
2.6.1 Анализ уровня тревожности в параллелях 7-11 классов (Приложение 3)
Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, неизбежно сопровождает учебную деятельность человека, более того, активная познавательная деятельность учащихся не может не сопровождаться тревогой. Учение и развитие личности уча
Агрессивное поведение подростков | Причины и коррекция агрессивного поведения подростков
Агрессивное поведение подростков с каждым годом все больше нарастает и проявляется. В то же время от этого страдает само молодое поколение.
Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что буквально означает «атакующий», «атакующий». К сожалению, ритм современной жизни, всевозможные стрессовые ситуации приводят к тому, что агрессивность молодеет и злые, раздраженные воспитанники детских садов становятся скорее нормой, чем исключением из правил.
Психологи называют агрессивным такое деструктивное поведение, которое вредит другим людям, психологически или морально.
Но когда агрессивное поведение проявляется без причины, это может означать, что человек страдает серьезным гормональным дисбалансом в организме, а также болезнью Альцгеймера. Психотерапевты настаивают на тщательном обследовании и выявлении причин агрессивного поведения, особенно если оно возникает в подростковом возрасте.
Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть либо формой протеста против ограничений в школе, дома, либо желанием заявить о себе среди одноклассников через конфликты с педагогами.Кроме того, социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания и конфликты в семье между родителями и детьми также могут стать причинами агрессии. В любом случае нельзя допустить, чтобы ситуация ушла сама по себе.
Агрессивное поведение детей и подростков не должно пугать родителей и педагогов, его своевременная диагностика и коррекция (лечение) дает очень хорошие прогнозы.
Агрессивное поведение — это отклонение, с которым необходимо и можно бороться.Современная психология и психиатрия с агрессивным поведением детей и подростков вполне успешны. Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить лечение. Это могут быть как посещения психолога для профилактических бесед, так и медикаментозное лечение.
Если в детстве агрессия не устранялась, то в подростковом возрасте бороться с ней будет намного сложнее.
Проблема агрессивного поведения подростков
Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда, актуальна.Психологи отмечают, что в последние годы уровень агрессии среди подростков существенно вырос, как в развивающихся, так и в развитых странах.
Первопричина — неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы социального поведения.
Преобладание насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводит к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, добиваться желаемого.
На развитие агрессии влияет множество факторов, как биологических (наследственность, болезнь), так и психологических.
Агрессивное поведение подростков — диплом по данной теме выбирают все большее количество выпускников психологических школ. Агрессивное поведение подростков, их диагностика и корректировка сейчас, как никогда, актуальны и востребованы.
Школьные психологи отмечают, что агрессия распространена как среди старшеклассников, так и среди учеников младших классов.А в специализированных медицинских учреждениях неврологи не успевают принимать пациентов. Но с другой стороны, следует отметить, что если раньше, 20-30 лет назад агрессивность приписывалась только неправильному воспитанию, то теперь признали, что агрессивное поведение — это болезнь, которую нужно лечить.
Тревожные и тревожные расстройства у детей: информация для родителей
Томас Дж. Хуберти, доктор философии, NCSP
Университет Индианы
Беспокойство — одно из самых распространенных переживаний детей и взрослых.Это нормальная адаптивная реакция, поскольку она вызывает уровень возбуждения и готовности к опасности. Первичная характеристика беспокойства — это беспокойство, то есть страх, что будущие события будут иметь негативные последствия. Тревожные дети гораздо чаще, чем их сверстники, воспринимают незначительные события как потенциально опасные. Например, краткий устный отчет может вызвать у большинства детей легкое беспокойство, но тревожный ребенок с гораздо большей вероятностью поверит, что его или ее выступление будет полной катастрофой.
Тревожные дети, вероятно, будут использовать различные способы избегания, чтобы снизить подверженность угрозам. В классе они могут отстраняться, не инициировать взаимодействия, выбирать простые задачи вместо сложных и избегать ситуаций, в которых они ожидают повышенного риска неудачи. В социальном плане они могут чувствовать себя некомфортно в новых ситуациях, не начинать разговоры или избегать группового взаимодействия. Они беспокоятся о том, что их оценивают в обществе, и опасаются, что другие будут смотреть на них негативно. Хотя есть основания для беспокойства, обычно это несоразмерно ситуации и нереально.Реальной или воображаемой угрозы может быть достаточно, чтобы вызвать тревожную реакцию.
Определение тревоги
С раннего детства до подросткового возраста тревога может быть нормальной реакцией на стрессовые ситуации.
Младенчество и дошкольное учреждение
Тревога впервые появляется примерно в возрасте 7–8 месяцев как тревога незнакомца, когда младенец испытывает беспокойство в присутствии незнакомцев. Примерно в возрасте 12–15 месяцев малыши проявляют тревогу разлуки, когда родителей нет рядом.Обе эти реакции типичны и указывают на то, что развитие идет, как ожидалось. Как правило, к концу второго года жизни сильная тревога незнакомца и разлуки проходит. Беспокойство в этом возрасте в первую очередь связано со страхом перед незнакомцами, новыми ситуациями, животными, темнотой, громкими звуками, падениями и травмами.
Школьный возраст
Примерно до 8 лет многие причины беспокойства продолжаются с дошкольного возраста с акцентом на конкретных, идентифицируемых событиях. С возрастом источники беспокойства становятся более социальными и абстрактными, например, беспокойство о друзьях, социальном принятии, будущем и преодолении перехода в новую школу.Подростки склонны больше беспокоиться о сексуальных, религиозных и моральных проблемах по мере их дальнейшего развития. В подавляющем большинстве случаев дети и подростки хорошо справляются с этими ситуациями, и тяжелая или хроническая тревожность встречается нечасто.
Признаки беспокойства
В Таблице 1 обобщены основные мыслительные / обучающиеся, поведенческие и физические признаки тревоги. Не все дети будут проявлять все признаки или проявлять одни и те же признаки в одинаковой степени, но стабильная картина, мешающая успеваемости, может быть поводом для беспокойства.
Обычные признаки тревоги у тревожного и спокойного ребенка различаются в первую очередь по степени и могут проявляться одним или несколькими из следующих способов:
- Чрезмерно или нетипично для возраста или уровня развития
- Неуместные или чрезмерные для ситуации на частой основе
- Сохраняются в течение нескольких недель или месяцев
Таблица 1. Признаки беспокойства
Мышление / обучение | Поведенческие | Физические |
|
|
|
Тревожные расстройства
У ребенка или подростка может быть тревожное расстройство, если тревожность является паттерном, вызывающим постоянные проблемы. Существует несколько типов тревожных расстройств, нарушающих социальное, личное или академическое функционирование. Частота тревожных расстройств колеблется от примерно 3% до 20% у детей и подростков. У детей младшего и дошкольного возраста тревожные расстройства возникают нечасто. Чаще всего они начинают проявляться в раннем детстве и могут сохраняться в зрелом возрасте. Частота тревожных расстройств у мальчиков и девочек примерно одинакова в начальной школе, но различия между ними проявляются в подростковом возрасте: у девочек в два-три раза выше вероятность развития тревожных расстройств.При частоте 10% в классе средней школы из 30 учеников может быть до трех учеников с тревожным расстройством, и, возможно, двое из них будут девочками.
Расстройство тревожного разлуки (SAD)
SAD — единственное тревожное расстройство, характерное для детей, связанное со страхом бросить знакомых людей, обычно родителей. В экстремальных ситуациях дети могут отказаться выходить из дома или остаться на ночь с другом. Иногда они могут отказываться ходить в школу, что часто называют «школьной фобией», хотя «отказ от школы» более точен.Дети дошкольного возраста нередко выражают тревогу разлуки, но стойкая или крайняя тревога разлуки нетипична для детей школьного возраста и может отражать опасения по поводу семейных вопросов, безопасности или опасения социального неприятия.
Генерализованное тревожное расстройство (GAD)
GAD связано с повсеместным и высоким уровнем тревожности в различных ситуациях без явных событий, которые его вызывают. Это наиболее распространенное тревожное расстройство в детстве, которое имеет тенденцию в некоторой степени сохраняться в зрелом возрасте.Этих детей часто называют «взвинченными», и они часто очень озабочены тем, чтобы делать что-то хорошо; они могут проявлять перфекционистские наклонности. Склонность часто беспокоиться об относительно незначительных вещах — основная определяющая характеристика ГТР. Дети с ГТР, как правило, остаются в относительно высоком состоянии физического возбуждения и большую часть времени испытывают стресс. ГТР также имеет тенденцию быть хроническим и не проходит со временем без посторонней помощи, возможно, требуя профессионального вмешательства.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
Посттравматическое стрессовое расстройство чаще всего связано с дистрессом в результате травматической ситуации.Наиболее распространенными типами травм у детей являются подверженность насильственным преступлениям, автомобильные аварии, домашние пожары и травмы, стихийные бедствия, домашнее насилие, физическое и сексуальное насилие и серьезные физические заболевания. Симптомы посттравматического стрессового расстройства включают эмоциональное оцепенение, избегание, отстраненность от других, трудности со сном, вспышки гнева, переживание переживания через стрессовые воспоминания, воспоминания и проблемы с концентрацией. Уровень заболеваемости симптомами посттравматического стрессового расстройства у травмированных детей достигает 20%, а общий показатель у детей составляет около 3%, в зависимости от обстоятельств. У девочек более высокий уровень посттравматического стресса, чем у мальчиков.
Социальная фобия
Дети, испытывающие чрезмерный страх и беспокойство по поводу того, что они находятся в социальных ситуациях и оцениваются другими, испытывают социальную фобию. Страх социальных ситуаций непропорционален реальной ситуации, хотя некоторые дети могут быть не в состоянии определить конкретные факторы стресса. Типичный возраст начала заболевания — подростковый или ранний взрослый возраст, хотя застенчивость и социальный дискомфорт можно увидеть уже в возрасте 2–3 лет.Как правило, начало постепенное, без явных запускающих событий.
Причины тревожных расстройств
Значительное количество исследований было сосредоточено на генетических и экологических причинах беспокойства. В целом, в тревожных расстройствах детского возраста генетический вклад составляет около 30%. Однако оказывается, что передается общая тенденция к тревоге, а не предрасположенность к конкретным расстройствам. Биологические влияния включают темперамент, который является довольно устойчивой чертой личности.Тревожные дети, как правило, обладают заторможенным, осторожным и неуверенным темпераментом, что предрасполагает их к тревожным расстройствам. У некоторых тревожных детей могут быть различия в определенных частях мозга, которые влияют на внимание, концентрацию и память. Семейные факторы, по-видимому, играют важную роль, особенно со стороны некоторых матерей, которые чрезмерно опекают своих детей, моделируют тревожное поведение и предотвращают попадание в стрессовые ситуации.
Влияние на успеваемость в школе
Сильно тревожные дети, как правило, борются с различными требованиями школы и проявляют невнимательность, перфекционизм, забывчивость или нежелание участвовать из-за опасений по поводу неудач или смущения.Они могут избегать трудных заданий, стремиться к легким заданиям, а не добровольно участвовать в занятиях в классе и не участвовать в них. Поскольку отстранение — типичная реакция, позволяющая избежать чувства беспокойства, тревожные дети могут восприниматься учителями как немотивированные, ленивые или незаинтересованные в школе. Фактически, большинство этих детей хотят преуспевать и участвовать, но мотивация избегать чувства тревоги высока.
Влияние на социальную деятельность
Тревожные дети, как правило, замкнуты в обществе, чтобы избежать беспокойства, что приводит к дальнейшим проблемам с приспособлением, установлением и поддержанием дружеских отношений.Со временем может возникнуть больше социальных проблем и дефицитов, что ухудшит ситуацию. Избегание и беспокойство могут предложить краткосрочные решения, но имеют кумулятивные негативные эффекты и не приносят долгосрочного облегчения.
Вмешательства
В случае серьезных проблем с тревожностью может потребоваться профессиональная помощь вне школы. Учителя и родители могут задать несколько начальных вопросов, когда решат, что им делать:
- Насколько типична тревога для детского возраста?
- Имеет ли он тенденцию быть специфическим для конкретной ситуации или распространяться на разные ситуации?
- Есть ли какие-либо текущие события, изменения или обстоятельства, которые могут помочь в объяснении проблемы?
- Какое влияние на личную, социальную и академическую успеваемость очевидно?
- Что пытались исправить?
- Что помогло, а что не помогло?
Вмешательства в школе
Некоторые предложения для классной комнаты включают:
- Установите предсказуемые процедуры
- Устанавливайте ясные и разумные ожидания
- Разделите задачи на управляемые единицы
- Имеют особые критерии оценки
- Предоставить возможность для практики и репетиций
- Соедините тревожных студентов с уверенными и отзывчивыми сверстниками
- Возложите особые обязанности
- Дайте время расслабиться, когда тревога станет высокой
- Уменьшить или избежать непредвиденных ситуаций
- Избегать карательного и негативного отношения
- По возможности сократить временные ограничения
- Переместите учащегося в тихое место, где меньше отвлекающих факторов
Вмешательства на дому
Поскольку тревожные дети также склонны демонстрировать эти модели дома, родители могут многое сделать, чтобы им помочь. Некоторые предложения включают:
- Будьте последовательны в решении проблем и дисциплине.
- Будьте терпеливы и будьте готовы слушать.
- Избегайте чрезмерной критики, пренебрежения, нетерпения или цинизма.
- Поддерживайте реалистичные, достижимые цели и ожидания в отношении вашего ребенка.
- Не сообщайте, что совершенство ожидается или приемлемо.
- Поддерживайте последовательный, но гибкий распорядок дня при выполнении домашних заданий, дел, дел и т. Д.
- Примите тот факт, что ошибки — нормальное явление для взросления и что никто не должен делать все одинаково хорошо.
- Хвалите и подкрепляйте усилия, даже если успех меньше ожидаемого. Практикуйтесь и репетируйте предстоящие мероприятия, например, выступление или другое выступление.
- Научите своего ребенка простым стратегиям, помогающим справиться с тревогой, таким как систематизация материалов и времени, разработка небольших сценариев того, что делать и говорить самому себе, когда тревога усиливается, и научиться расслабляться в стрессовых условиях.
- Не относитесь к чувствам, вопросам и заявлениям о тревожности как к глупым или несущественным.
- Часто рассуждение не помогает уменьшить тревогу. Не критикуйте своего ребенка за то, что он не может реагировать на рациональные подходы.
- Обратитесь за помощью, если проблема не устраняется и продолжает мешать повседневной деятельности.
Заключение
Беспокойство — распространенная проблема, с которой сталкиваются дети и подростки дома и в школе, и может вызывать серьезные проблемы в личной, социальной и академической успеваемости.Часто это нелегко идентифицировать или это может быть ошибочно принято за другую проблему, такую как дефицит внимания, низкие способности или отсутствие мотивации. Если его не идентифицировать и не лечить, он может со временем ухудшиться, вызывая больше проблем в подростковом и взрослом возрасте. Родители и учителя могут быть основными источниками поддержки для тревожных детей, помогая уменьшить негативные последствия тревоги и способствовать прогрессу.
Рекомендуемые ресурсы
- Американская ассоциация тревожных расстройств: http: // www.adaa.org
- Фоа, Э. Б. и Эндрюс, Л. У. (2006). Если у вашего подростка тревожное расстройство. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Хуберти, Т. Дж. (2008). Лучшие практики школьных вмешательств при тревоге и депрессии. В A. Thomas & J. Grimes (Eds.), Лучшие практики в школьной психологии V (стр. 1473–1486). Bethesda, MD: Национальная ассоциация школьных психологов.
Томас Дж. Хуберти, доктор философии, ABPP, NCSP, профессор школьной психологии и директор программы школьной психологии в Университете Индианы в Блумингтоне, штат Индиана.
© 2010 Национальная ассоциация школьных психологов, 4340 East West Highway, Suite 402, Bethesda, MD 20814 (301) 657-0270.
% PDF-1.4 % 3136 0 объект > endobj xref 3136 63 0000000016 00000 н. 0000001615 00000 н. 0000001812 00000 н. 0000001964 00000 н. 0000004213 00000 н. 0000004706 00000 н. 0000005125 00000 н. 0000005158 00000 п. 0000005324 00000 н. 0000005498 00000 п. 0000005679 00000 н. 0000005703 00000 п. 0000007401 00000 п. 0000007424 00000 н. 0000008467 00000 н. 0000008491 00000 п. 0000008824 00000 н. 0000008995 00000 н. 0000009028 00000 н. 0000010167 00000 п. 0000010191 00000 п. 0000010363 00000 п. 0000010396 00000 п. 0000010759 00000 п. 0000010792 00000 п. 0000011161 00000 п. 0000011333 00000 п. 0000013205 00000 п. 0000013229 00000 п. 0000015313 00000 п. 0000015337 00000 п. 0000017478 00000 п. 0000017502 00000 п. 0000019672 00000 п. 0000019696 00000 п. 0000019927 00000 п. 0000021040 00000 п. 0000021120 00000 п. 0000021363 00000 п. 0000021387 00000 п. 0000021625 00000 п. 0000021996 00000 п. 0000022019 00000 п. 0000022099 00000 н. 0000022123 00000 п. 0000025412 00000 п. 0000025492 00000 п. 0000027414 00000 п. 0000027438 00000 п. 0000027682 00000 н. 0000027705 00000 п. 0000028015 00000 п.