Методика разрезные картинки для младших школьников: Тест по коррекционной педагогике: Методика «Разрезные картинки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие кружка «Умники и умницы» на тему «Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Создание мини-проекта».Занятие кружка «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ» во 2-м классе.Тема:совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Создание мини-проекта.Цели:Ø развивать творческие способно…
Развитие наглядно-образного мышления глухих детей младшего школьного возрастаНесмотря на то, что работа выполнена в 2002 году,она не потеряла своей актуальности и сегодня.Надеюсь,что данный материал пригодится воспитателям и психологам,работающим в коррекционных учреждениях с …
Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возрастаДанные упражнения формируют функциональный базис чтения и письма….
Развитие наглядно-образного мышления у обучающихся с нарушениями зренияТеоретический обзор…
Проект на тему: «Развитие наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики с использованием Smart Board»»За последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования». А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном процессе?От…
Развитие наглядно-образного мышленияна уроках ознакомления с окружающим миром слабовидящих детей начальных классовСформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды ( переход из одного состояния в другое…
Развитие наглядно-образного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениямиВ статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью. Представлено описание и результаты экспериментального исследования наглядно-образного мы…
Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов, формирования логического мышления, внимательности, наблюдательности и многих других не менее важных качеств.
Суть занятия с разрезными картинками в том, что из частей ребенок собирает единое целое. Этим дети занимались исстари, а кто впервые додумался до того, чтобы дать малышам разделенное на части изображение, неизвестно. Методикой же в данном случае называется набор конкретных картинок, разделенных определенным способом и подобранных в соответствии с возрастной группой и поставленными целями.
В чем цели использования разрезных картинок?
Основная цель, которой помогает достичь любая существующая методика разрезных картинок — всестороннее развитие ребенка. Помимо основной цели, методики применяются и для выявления каких-либо нарушений, диагностики состояния умственного развития ребенка.
Во время занятий малыши применяют наглядно-действенное мышление, ассоциативные навыки, моторику и многое другое. Также каждая существующая методика разрезных картинок оказывает влияние на представление ребенка об окружающей среде, на формирование его эстетического восприятия. Поэтому при выборе картинок для занятий нужно обращать внимание не только на уровень сложности заданий и рекомендации по возрастному применению, но и на содержание и качество рисунков.
Что представляют собой эти картинки?
Любая существующая методика разрезных картинок использует изображения, разделенные на части. Чем старше ребенок, тем сложнее рисунки применяются в качестве методического материала. Разумеется, увеличивается и число линий, означающих разрезы, на картинке.
К примеру, для занятий с самыми маленькими детьми выбирается максимально простое изображение одного предмета, вещи или чего-то иного. Это может быть домик, машинка, ложка, тарелка или чашка, дерево, вязаная шапочка и прочее. Основное требование к картинке — одно простое изображение легко узнаваемого маленьким ребенком предмета. Рисунок разделяется на две равные части по горизонтали либо по вертикали.
Так выглядят методические материалы, которые использует любая существующая методика «Разрезные картинки» для детей в возрасте двух лет. Как правило, в отделах магазинов с развивающими играми представлены наборы картинок, посвященных определенным тематикам: водные процедуры, посуда, окружающая среда, кораблики, животные и так далее.
В чем отличие этих картинок от пазлов?
Подобным вопросом задаются все родители, интересующиеся развивающими играми и занятиями с малышами. Любая существующая методика собирания разрезных картинок имеет кардинальное отличие от занятий с пазлами или другими составными изображениями. Оно заключается в том, что пазл не оставляет права на ошибку, ее самостоятельное осознание и исправление. Другими словами, пазлы не дают развиваться фантазии, не формируют аналитическое мышление и не стимулируют потребность сравнения результата сборки с прототипом используемого изображения.
Означает ли это, что методика «Сложи разрезную картинку» лучше, чем занятие «Собери пазл»? Разумеется, нет. Эти методики развивают различные навыки и умения. К примеру, пазлы намного эффективнее разрабатывают мелкую моторику, прививают дисциплину, усидчивость, чем разрезанные по ровным контурам изображения. Соответственно, необходимы малышам как картинки, так и пазлы.
Методики каких авторов используются чаще всего в дошкольных учреждениях?
Одним из наиболее востребованных авторов методик развития детей, в основании которых лежат игры и занятия с использованием разрезанных на части картинок, является Софья Давыдовна Забрамная. Под ее авторством выпущено более ста сорока различных методик, позволяющих максимально эффективно заниматься с детьми младшей возрастной группы. Не только для развития обычных детей этим педагогом рекомендуется методика «Разрезные картинки». Забрамная является автором методических пособий, помогающих заниматься с малышами, имеющими некоторые специфические особенности и различные отклонения.
Софья Давыдовна начала свою трудовую деятельность в школе в середине прошедшего столетия на должности учителя русского языка и литературы. Она постепенно достигла звания профессора кафедры олигофренопедагогики в педагогическом университете Москвы. За это время Забрамная не только опубликовала множество работ, но и не переставала вести практические занятия.
Как методика используется при диагностике уровня развития?
Методика диагностики «Складывание разрезных картинок» в применении на практике не имеет отличий от развивающих игр или занятий. Как правило, целью диагностического использования методики является определение степени развитости у малышей представлений о целостности, завершенности образов. Также становится понятным наличие адекватности имеющихся у них фантазий, степень владения навыками логического мышления и многие иные аспекты.
Тестирование осуществляется следующим образом: ребенку предлагается комплект из разделенных на части карточек с различными изображениями, из которых он должен составить законченные картинки и назвать их.
Изначально карточки находятся в перемешанном, хаотичном и бессистемном положении. Ребенок достает из этой «кучки» одну карточку, озвучивает свое предположение по поводу того, часть какого предмета на ней изображена. После этого он разыскивает оставшиеся части рисунка и соединяет их в единое целое.
Меняется ли методический материал в зависимости от возраста?
Каждая существующая и применяющаяся на практике методика «Разрезные картинки», автор которой имеет педагогическое образование и опыт работы с детьми, задействует разные изображения для каждой возрастной группы.
Для детей от двух до трех лет обычно используются картинки, разделенные на пару частей. Малышам, перешагнувшим трехлетний рубеж, задания даются более трудные. Картинки для них делят на три или четыре части. Для ребят старше четырех лет задания подбирают более сложные. Изображения делятся на 4-6 элементов.
Помимо количества частей, на которые делится карточка, меняется и сам характер изображения. Если детям в возрасте 2-3 лет предлагается простой однокомпонентный рисунок, изображающий какой-либо легко узнаваемый предмет, то тем, кому исполнилось пять лет, уже по силам изображения с несколькими составляющими, к примеру, жилище с забором и человеком.
Как интерпретируются результаты?
Диагностическое применение разрезанных на части картинок не только позволяет сделать выводы об уровне развития малышей, но и заметить у них наличие определенных навыков. Малыши в три года с нормальным умственным развитием при формировании разделенной на пару частей картинки используют методику проб, соединяя кусочки до тех пор, пока не получится верный результат.
Дети, перешагнувшие четырехлетний возрастной порог, пользуются способом визуального соотнесения. Это означает, что из общей «кучки» они берут не все подряд, проверяя после на совпадение, а стараются изначально выбирать нужные элементы.
Малыши с различными нарушениями в психическом развитии справляются со сбором картинки из двух кусочков только к четырем годам. Задания по сбору изображения, разделенного на четыре части, способно вызвать у них затруднения и в пятилетнем возрасте.
Умственно отсталые дети изначально не понимают сути задания и просто перекладывают кусочки изображений, не пытаясь что-либо соединить в одно целое.
Как оцениваются результаты в баллах?
Как правило, педагогами для оценки используется шкала в четыре балла. Ее значения следующие:
- 1 — не в состоянии понять требования, уловить суть задачи, неадекватные хаотичные действия при обучении и демонстрации примера;
- 2 — принимает участие в обучении, но не справляется самостоятельно, ошибается, не видит различий в верном и неправильном образе;
- 3 — не испытывает проблем в осознании цели занятия, осуществляет соединение перебором вариантов;
- 4 — полностью выполняет.
Балл «4» не означает то, что ребенок не ошибается ни разу. Родителям, занимающимся по таким методикам со своими малышами, нужно понимать, что дети — не роботы. Более того, ребенку любознательному иногда хочется не просто выполнить условия поставленной перед ним задачи, но и посмотреть, что получится, если рисунок сложить иначе, нежели требуется.
В чем преимущества разрезных картинок перед другими развивающими занятиями?
Основным преимуществом использования различных вариантов занятий с разрезанными на кусочки картинками перед другими развивающими играми является то, что они позволяют ребенку ошибаться, экспериментировать и фантазировать. Другими словами, подобные методики предоставляют малышам полную и практически ничем не ограниченную свободу для манипуляции частями целого образа. Это крайне важный момент, поскольку манипуляция в данном случае является одним из способов познания окружающего мира.
Данные методики также предоставляют малышу возможность ощутить контроль над результатом и нести ответственность за него. Ведь только от ребенка зависит, какой вид примет дерево, домик, шапка или любое другое изображение.
Основная задача родителей — не мешать ребенку в его экспериментах, но наряду с этим добиваться от него адекватного завершения задания. Важно, чтобы малыш понимал разницу между фантазией и объективной реальностью.
Пример развивающего занятия по такой методике
Развивающая методика «Разрезные картинки» для дошкольников, по которой легко заниматься в домашних условиях, должна содержать несколько заданий, меняющихся от простых к трудным.
Безусловно, при выборе материала нужно учитывать возраст малыша. Нет необходимости включать в задания для шестилетних детей картинки, разделенные на пару частей. На первых этапах двухлетним детям нужно не только предоставлять разделенные на части простые изображения, но и выкладывать перед ними образец, то есть целый вариант того, что должно получиться. Детям старше пяти лет можно усложнить задачу, добавив к изображению буквы или слоги, чтобы при сборе целого образа получалось слово.
Пример простого занятия:
- ребенку предлагается 8 или больше разрезанных на части карточек и столько же целых;
- разъясняется суть задачи, и показывается выполнение;
- ребенок собирает картинки, помещая их под образцы и называет то, что на них нарисовано.
По такой схеме проходят занятия. Сами карточки разделяются на то количество частей, которое соответствует возрасту ребенка.
Методика «разрезные картинки»
Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, соотношения уровней развития мышления и речи.
Оборудование: Разрезанные картинки.
Процедура: перед ребенком выкладывают картинки в нарушенной последовательности, предлагают разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета: «Положи картинки по порядку». Предложение составить рассказ по картинкам: «Художник составил рассказ про бабушку и
кота, а ты расскажи, что здесь происходило». В случае отказа ведется беседа по картинкам. Фиксация деятельности испытуемого и определение одного из уровней.
Методика «четвертый лишний»
Цель: определение уровня развития операции классификации Оборудование: наборы картинок по классификациям («Посуда», «Мебель», «Игрушки», и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”. Проведение: Ребенку предлагается 6 классификационных карт по разной тематике. Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются одним словом все остальные предметы? Обработка:
Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово).
Задания оценивается в баллах:
обобщение по существенному признаку – 2 балла;
употребление обобщающего слова – 1 балл.
Максимальное число баллов – 15.
Проективные рисуночные методики Методика «Несуществующее животное»
Инструкция: “Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием”.
Показатели и интерпретация
ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)
Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой
зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с
корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты
вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо
– отношение к своим действиям и поведению. Влево
– отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.
Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур
– защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа
– больше в процессе деятельности (реальной), слева
– больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать
Методика № 4. Разрезные картинки — Мегаобучалка
ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Методика № 1. Пирамида в цветовой гамме Люшера.
ЗАДАНИЕ. Разбор и складывание пирамиды.
Методика описана А.А. Венгер, Т.Л. Выготской, Э.И. Леонгардт (1972г.).
Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, возможности
моделирования с учетом величины деталей (на материальном уровне).
Материал: пирамида из 7 колец.
Инструкция: жестовая или вербальная.
Ход выполнения задания: ребенку жестом предлагается разобрать пирамиду, а затем собрать ее.
Виды помощи:
— подача колец ребенку с целью стимуляции его действий;
— демонстрация способа примеривания колец друг к другу с целью складывания пирамиды с учетом величины.
Диапазон применения: детям с 2-х до 6-ти лет.
Норма выполнения: дети 2-3-х лет могут складывать пирамиду без учета величины. Дети старше 4-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением. Детям старше 6-ти лет пирамидка не дается.
Методика № 2. Почтовый ящик.
ЗАДАНИЕ. Вкладывание объемных фигур.
Методика описана АА. Венгер, Т.Л. Выготской, Э.И. Леонгардт (1972г.)
Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.
Материал: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).
Инструкция: жестовая или вербальная.
Ход выполнения задания: ребенку предъявляются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху коробки. Исследователь берет одну из фигур, бросает ее в ящик и жестом предлагает ребенку продолжить работу.
Виды помощи:
— демонстрация способа примеривания вставки к прорези;
— подача вставки ребенку в ракурсе, не требующем пространственной переориентации,
— разъяснение порядка действий ребенку (сначала посмотри на фигурку, потом посмотри на отверстие, примеряя фигуру к отверстию, попробуй ее повернуть, примерь к другому отверстию).
Диапазон применения: детям с 3-х до 7-ми лет.
Норма выполнения: до 3-х лет 6-ти мес. адекватным считается использование силовых приемов; у детей старше 3-х лет 6-ти мес., как правило, появляются целенаправленные пробы, дети старше 4-х лет переходят к примериванию, а после 5-ти лет — к зрительному соотнесению, однако, по мнению А.А.Венгер, Т.Л.Выготской и Э.И.Леонгардт, сохранение проб у детей 4-х лет и примеривание у детей 5-ти лет является допустимым. Дети старше 6-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением, а после 7-ми лет действовать на основе представлений.
Методика № 3. Доска с предметными вкладками, Доска Сегена.
Доска с предметными разрезными вкладками,
Все три тренажера предназначены для исследования наглядно-действенных форм мышления. Они различаются степенью конкретности изображений и количеством вкладок.
ЗАДАНИЕ. Вкладывание фигур.
Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, уровня сформированности действий идентификации и моделирования.
Материал: доски с углублениями-пазами, в которые вложены фигурки цельные или разрезанные на части, точно соответствующие пазам.
Инструкция: в действиях или словесная («Посмотри, у меня доска с фигурками. Я их высыплю, а ты положи обратно»).
Ход выполнения задания: ребенку показывается доска с вкладками, затем у него на глазах доска опрокидывается так, что вкладки падают на стол. Ребенку предлагается заполнить выемки.
Виды помощи: вкладывание 1-2 вставок экспериментатором с целью стимуляции деятельности ребенка.
Диапазон применения: детям от 3-х лет и старше.
Норма выполнения аналогична описанным в методике «Почтовый ящик».
Методика № 4. Разрезные картинки.
ЗАДАНИЕ. Складывание разрезных фигур и картинок.
Цель: исследование наглядно-действенно-образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть исследование возможностей синтеза на предметном уровне.
Материал: 1) фигуры, разрезанные по контуру; 2) фигуры, разрезанные по фону
(картинки).
Инструкция: жестовая и словесная («Сложи эти части, посмотри, что у тебя получится, какая картинка»).
Ход выполнения задания: ребенку последовательно предлагаются для складывания части разрезанных по фону или контуру фигур. Части выкладываются перед ребенком в таком порядке, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а предварительно придать им нужное положение. Во всех случаях фигуры, которые должен сложить ребенок, не называются.
Виды помощи:
— демонстрация конечного результата с целью актуализации зрительного образа;
— применение трафарета, позволяющего зафиксировать процесс складывания фигур;
— предъявление частей разрезных фигур в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве.
Диапазон применения: по возрастающей сложности для детей, начиная с 3-х лет. Детям 3-х-5-ти лет даются разрезные картинки сначала из 2-х частей, затем из 3-х, а затем из 5-ти частей.
Норма выполнения: большинство детей старше 4-х лет действует соотнесением взором. Нормой при складывании картинки из 5-ти частей (дается детям с 5-ти лет, справившимися с предыдущими заданиями) считается использование проб.
Методики на мышление для младших школьников
Обучение детей мыслить — задача не из легких, но очень необходимая. Развитие критического мышления у вашего ребенка даст ему некоторую свободу в рассуждениях, развитии аргументов и открытии новых знаний для себя. Способность мыслить отличает человека от животных, поэтому крайне важно научить ребенка думать и размышлять. В материалах этой статьи мы приведем несколько практических методик, по которым можно определить уровень развития мышления у детей младшего школьного возраста. Ведь своевременная диагностика дает возможность вовремя выявить проблему и начать борьбу с ней.
Методики для детей 6-7 лет
Методики на мышление для детей младшего школьного возраста могут существенно отличаться друг от друга, т.к. мышление шестилетних малышей отличимо от мышления, например, десятилетних. Поэтому и методики, позволяющие определить уровень школьников 1-2 классов, сильно отличаются от методик для учеников 3-4 классов. Например, для первоклассников они могут быть схожи с методиками, подходящими и для дошкольников-выпускников. В то время как разработки для детей 4-х классов можно предлагать ученикам среднего звена.
Методика диагностики мышления «Сложение пирамиды»
Такая методика применяется при установлении состояния наглядно-действенного мышления. Чтобы провести данный эксперимент, требуется несколко различных по конфигурации пирамидок, слагающихся из определенного числа звеньев и колпачков. Задача ребенка запомнить нужную последовательность всех элементов пирамиды и сложить ее за отведенное время.
В процессе эксперимента пирамидку показывают детям для того, чтобы они разложили ее самостоятельно. Указанное руководство выполняется при целесообразных жестах инструктора. В случае, когда они неправильно собирают заданную пирамидку, инструктор их не поправляет до завершения. Лишь по исполнении требуемого задания, он указывает детям на их погрешности, и далее требует повторного выполнения.
Методика Сложение пирамиды для младших школьников
В протоколе исследования указывается, насколько быстро ребята смогли освоить новый способ, и какими были их начальные действия. Вместе с тем учитывается состав пирамидки, вдобавок указания и действия инструктора, и даже словесные высказывания детей.
В ходе проверки протокола проведенного исследования, создается вывод о том, насколько дети способны подготавливаться по указанным действиям. Правильно и быстро с данным упражнением справляются дети с хорошими мыслительными способностями. В том случае, когда у ребенка достаточно снижено развитие интеллекта, он может допускать неточные и ошибочные шаги при исполнении упражнения.
Методика диагностики «Складывание разрезных картинок»
Настоящая методика требуется для определения состояния наглядно-образного мышления. Для того чтобы провести диагностику, нужны будут только разрезные картинки, разделенные на нужное число фрагментов. Количество частей, из которых будет состоять такая картинка, зависит от возраста присутствующих детей. Для первоклассников количество фрагментов может колебаться от 15 до 20, для школьников постарше их число увеличивается на 5-10 частей с каждым следующим классом.
Для того чтобы упростить упражнение, изображение располагается на прямоугольнике, где на его фоне обозначены границы. Для усложнения задания применяются количества частей, формы сечений, и проекцией с обеих областей прямоугольника. Назначением у данных разрезных картинок является цветовая гамма их фона.
Методика диагностики «Складывание разрезных картинок»
В ходе эксперимента детям задают составить изображение на прямоугольном фоне, состоящее из тройки фрагментов. Детали изображения раскладывают на столике перед детьми, и просят составить общую картинку. Когда у детей не получается начать упражнение самостоятельно, тогда сам инструктор собирает одну из главных частей. В акте о проведенном эксперименте указываются совершенные действия детей, и даже то, как проводил свою работу инструктор.
В действительности же только при четком рассмотрении алгоритма действий, можно обнаружить главные факторы, которые использовали дети. Действия могут быть выполнены в наглядно-образном плане, а могут быть хаотичными в наглядно-действенном плане. Если действия детей при совершении упражнения бесцельны и сумбурны, то их поступки будут считаться ненормальными. О проблемах в интеллектуальном плане говорит и тот факт, когда ребенок продолжительное время не может должным образом собрать изображение картинки как самостоятельно, так и с участием инструктора.
Методика диагностики «Доски Сегена»
Указанная методика используется для проверки наглядно-действенного мышления. В целях осуществления данной методики необходимы доски с отверстиями в виде разнообразных геометрических фигурок, а также пропорциональные им вкладки (такие доски уже имеются в готовом виде соответствующего формата). Задача ребенка успеть сложить все составляющие досок за отведенное на работу время. Удобнее всего использовать для этой диагностики секундомер.
Такое исследование проводят не только для школьников младших классов, но и для дошколят. Разнится методика для разных возрастов только лишь сложностью задания. Например, дошкольникам предлагаются доски из четырех — десяти вкладок. Для детей постарше предлагаются доски Сегена из десяти и более вкладок. Замысловатость методики содержится в том, что определенные отверстия досок могут быть заняты только небольшим числом вкладок.
Методика диагностики «Доски Сегена»
Методика «Сюжетные вкладки»
Текущая методика аналогична вышеописанной «Доски Сегена». При осуществлении такой методики применяются большие доски с 10 вариантами, в которых не хватает некоторых деталей на месте отверстий. А также с наличием вкладок, которые изображают рисунки подходящих и непригодных деталей. Из огромного обилия вкладок детям необходимо выбрать те, которые больше всего подходят.
При рассмотрении последствий заданного упражнения, вся сосредоточенность направлена на то, чтобы выяснить, насколько крепок интерес детей при выполнении такого упражнения. Особая заинтересованность направлена на конкретные шаги ребенка. И здесь существует два способа выполнения упражнения ребенком. Первостепенный способ является бессмысленным и запутанным, так как здесь, дети берут какую угодно вкладку, и непоследовательно отыскивают ей место.
Методика «Сюжетные вкладки»
Методика больше подходит детям в возрасте 6-7 лет, которые уже имеют навык правильного понятия разных ситуаций, и уже точно способны подобрать необходимую вкладку самостоятельно. При данном методе, дети способны целенаправленно найти именно ту вкладку, которую необходимо подобрать. Более старшим детям такая методика может оказаться скучной и малоэффективной.
При помощи методики «Сюжетные вкладки» можно определить целенаправленность действий в общем. Во многих случаях дети с ограниченной памятью, даже при отличной подготовке имеют проблемы с этой методикой. Они затрудняются в подборке вкладок из-за огромного разнообразия. Сделав анализ данной ситуации можно сделать вывод о том, что неблагоприятным моментом в такой ситуации является суживание объема восприятия. Именно данный фактор препятствует правильному выполнению задания.
Методика диагностики «Почтовый ящик»
Эта методика способствует обнаружению у детей предрасположенности к осознанию других методов, относительно действия. Посредством такой методики можно проверить наглядно-действенное мышление у детей различных возрастов.
Для проведения данного эксперимента необходим «Почтовый ящик», который состоит из коробки и съемной крышки. В покрышке от ящика сделаны отверстия различных форм. Парные многоцветные фигурки повторяют отверстия в крышке ящика. Правила выполнения задания могут быть нескольких вариаций, а именно в словесной или в наглядной формулировке.
Для детей в возрасте шести лет или старше с нормальными умственными способностями такое задание является несложным, и проводится лишь при зрительном сопоставлении формы отверстия в крышке с формой фигурки. Иногда дети сопоставляют фигурки с отверстиями, обычно это бывает в случаях, когда фигурки разного соотношения, или же при необходимости их разворачивания.
В данной ситуации подбор фигурок осуществляется по определенному алгоритму. Если у детей имеются умственные нарушения в возрасте семи или восьми лет, в таком случае они выполняют задание не зрительным соотнесением, а методом проб и ошибок.
Методики для детей 8-10 лет
Если методики на определения уровня развития мышления предыдущего раздела можно предлагать первоклассникам, то начиная со второго класса уже наверняка лучше пользоваться другими методиками, которые включают в себя изученный школьный материал.
Методика «Простые аналогии»
Целью этой методики является диагностика и выявление гибкости мышления ребенка и ее логичности. Ребенку выдают карточки с заданиями, где прописаны несколько слов и заданы два ключевых слова.
Например.
Ключевые слова: Петь, Танцевать
Заданные слова: стоять, двигаться, молчать, шуметь, паркет, микрофон
Задача ребенка распределить заданные слова по ключевым так, чтобы соблюдалась определенная логическая цепочка. Т.е. если ключевое слово «Петь», то к нему логически подойдут слова «стоять», «шуметь», «микрофон» как аналогичные по принципу действия, в то время как «двигаться», «молчать» и «паркет» к пению никакого отношения не имеют.
Методики на мышление для начальной школы
Подобных карточек для проведения одного исследования может быть и должно быть несколько, оптимально 10 карточек. Если первая карточка вызывает у ребенка неясность, на ее примере можно объяснить, что он исследуемого требуется.
При обработке результатов нужно оценить количество правильных ответов. Судить о высоком уровне логического мышления можно, если у ребенка получилось 8-10 правильных ответов. Хороший уровень можно диагностировать при наличии 6-7 правильных ответов, достаточный – 4-5 правильных ответов. Менее 4-х ответов говорит о низком уровне логического мышления у школьника.
Методика «Исключение лишнего»
Данный вид методики позволит выявить у школьников младшего звена способности к обобщению материала. Чтобы провести такое исследование, ребенку выдается карточка с 12-ю рядами, состоящими из групп чисел.
Например, приведем нескольких из таких рядов.
Заданные слова 1 ряда: стол, стул, кровать, пол
Заданные слова 2 ряда: глаза, нос, очки, уши
Заданные слова 3 ряда: сладкий, горький, горячий, соленый
и т.д.
Задачами ребенка являются следующие:
- исключение одного слова из каждого, которое, по его мнению, будет лишним. Так, в первом ряду это будет слово «пол», во втором – «очки», в третьем – «горячий» и т.д.
- определить, по какому признаку обобщены оставшиеся слова и почему было исключено лишнее (например, стол, стул, кровать – это предметы мебели, а пол в эту категорию не входит.)
- определить, сколько всего рядов обобщено по одному родовому понятию (ведь одинаковые обобщающие понятия могут встречаться в различных рядах)
- найти ошибки в рядах, где невозможно выделить только одно слово или нельзя обобщить предложенные слова по одному родовому понятию.
Обработка результатов также основывается на количестве правильных ответов. О высоком уровне мышления свидетельствуют 10-12 правильных ответов. Хороший уровень можно определять при наличии 8-9 правильных ответов, достаточный – 6-7 правильных ответов. 5 и меньше правильных ответов говорит о низком уровне мышления у ребенка.
Методика «Изучение скорости мышления»
«Ну, ты и тормоз!» — такое выражение нередко можно услышать от подростков по отношению к кому-либо, если тот медленно соображает. Определить скорость мышления можно благодаря следующей методике. Суть ее проста. Ребенку предлагается определенный набор слов, в каждом из которых пропущено по несколько букв. Чтобы исследовать требуемый показатель, ребенку нужно на время (с помощью секундомера засекается 3 минуты) прочитать слова, на ходу вставляя пропущенные буквы.
Оценку результатов проводят по количеству прочитанных ребенком за отведенное время в зависимости от возраста. Высокой скорости мышления детей от 8 до 10 лет соответствует: 25-30 слов за 3 минуты, хорошей – 20-24, средней – 15-19. Если ребенок успел прочитать от 10 до 14 слов, то скорость его мышления ниже средней. Более низкие показатели характеры инертному мышлению.
Для первоклассников существует другая шкала результатов:
- Высокий уровень – 16-19 слов
- Хороший уровень – 10-15 слов
- Средний уровень – 5-9 слов
- Низкий уровень – меньше 5
Методика «Изучение саморегуляции»
Целью проведения данной методики является формирование саморегуляции в интеллектуальной деятельности младших школьников. Для проведения исследования ребенку предлагают в течение 15 минут чертить на листе в линию палочки и черточки в определенной последовательности. При этом нельзя выходить за линию полей, правильно соблюдать переносы черточек и писать не в каждой строчке, а пропуская одну.
Мышление у детей начальной школы
Во время исследования за поведением ребенка внимательно наблюдают специалисты: его реакция на допущенные ошибки, поведение при самопроверке работы и другие критерии. Оценка результатов осуществляется по результатам наблюдений за ребенком во время работы и по характерным особенностям начертанных символов.
1 уровень саморегуляции – высокий. Работа выполнена аккуратно в полном объеме, ребенок работает сосредоточенно, ошибки практически отсутствуют (или отсутствуют вообще) и они исправлены ребенком. Перед сдачей работа перепроверена ребенком.
2 уровень саморегуляции – хороший. Работа выполнена более менее аккуратно, практически в полном объеме, ошибок немного, но ребенком они не исправлены по причине того, что он их не заметил. Проверку работы он осуществляет бегло. Качество оформления для него не особенно важно, хотя получение хорошего результата ребенка очень интересует.
3 уровень саморегуляции – средний. Работа выполнена, что называется «на троечку», объем работы не полный, присутствуют ошибки, возможно неаккуратные исправления. Ошибки допущены не только по невнимательности, но и потому, что мог не запомнить нужную последовательность. В конце исследования работу сам не проверяет, желания что-либо исправить и дополнить, чтобы улучшить качество работы, ребенок не проявляет. В результатам исследования равнодушен.
4 уровень саморегуляции – низкий. Цель работы потеряна исследуемым еще в ее процессе. Много ошибок, на проверку работы времени либо не остается, либо он не хочет этим заниматься. Как к качеству работы, так и к ее результатам ребенок равнодушен.
5 уровень саморегуляции – очень низкий. Ребенок не понимает задания.
Вместо заключения
В настоящее время школьная демотивация заставила учащихся перейти от активного мышления к пассивному. То есть каждый день они тратят меньше времени на размышления и больше времени проводят в социальных сетях, за компьютерными играми, в мобильных приложениях, что отрицательно сказывается на мыслительных процессах в целом. Поэтому, учить думать, развивать критическое мышление детей с раннего возраста стало очень важной проблемой родительства. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок обрел независимость, стал успешным, а также выстроил свое собственное критическое мышление, вы должны развивать в нем такие способности: мыслить и рассуждать. Если он научится думать, вы дадите ему крылья, чтобы он чувствовал себя свободнее и увереннее по жизни.
Методика «Разрезные картинки»
Цель: исследовать способность ребенка к перцептивному моделированию, к смысловому и пространственному соотнесению частей и целого, т.е возможность синтеза на предметном уровне. Выявить сформированность наглядно — действенного и наглядно – образного мышления, комбинаторных способностей. Координированность движений рук и мелкой моторики пальцев рук.
Возраст: средний возраст 2.5-7 лет
Оборудование: картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанных на две, три, четыре, пять, шесть частей по вертикали и горизонтали
Инструкция: перед ребенком кладут картинку, разрезанную на две части. Части кладут так, чтобы их нужно было не просто сдвинуть и получить целое изображение, а в перевернутом виде. Ребенку предлагают: «Собери картинку». Можно спросить: «Что должно получиться?» (в тех случаях, когда ребенок не сразу приступает к работе). Так же предлагаются картинки из трех, четырех, пяти, шести частей, разрезанные по вертикали и горизонтали.
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием: складывают картинку из двух частей с 3 лет. Преобладает способ проб. После 4 лет действуют способом зрительного соотнесения. Картинка из четырех частей, разрезанная по вертикали и горизонтали, предлагается с 4 лет и к 5 годам выполняется способом зрительного соотнесения. Отмечается интерес к заданию.
Дети с задержкой психического развития: начинают составлять знакомую картинку из двух частей к 4 годам. Возможны пробы. Картинка из четырех частей, разрезанная по вертикали и горизонтали, может вызвать трудности и в 5-летнем возрасте; однако после показа способа действия (консультант сам собирает картинку, а затем разрушает её) ребенок выполняет задание. Составление картинки из трех, четырех, пяти, шести частей выполняют при организующей помощи. Интерес выражен, но он не стойкий. Некоторые дети отвлекаются, не заканчивают работу.
Дети умственно отсталые: с легкой умственной отсталостью понимают инструкцию и собирают картинку, разрезанную на 2-3 части. Сложные картинки собирают после двух-трех показов. При работе с картинкам из 4-6 частей наблюдаются беспорядочные, неадекватные действия: дети манипулируют частями картинок, накладывая их друг на друга, раскладывают на столе. Дети с умеренной умственной отсталостью часто не понимают устной инструкции. Им необходим показ, совместное выполнение. Правильно собирают картинку, разрезанную на две части по горизонтали. Составление картинок из 3 – 6 частей часто недоступно.
1 балл — не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.
2 балла — принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.
3 балла — принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.
4 балла — принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.
Методика «Кубики Кооса»
Цель: определить уровень сформированности пространственного (конструктивного) мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, особенностей внимания, способности ориентироваться в пространстве.
Возраст: от 5 лет
Оборудование: кубики Кооса, образцы орнаментов.
Инструкция: перед ребенком раскладывают кубики Кооса, затем предлагают составить несколько орнаментов по образцам в порядке возрастающей сложности. Сначала испытуемому предлагают сложить орнамент №1 и №2. Если ребенку не удается это сделать, следует объяснить и сложить при нем нужный орнамент. Дальше они работают самостоятельно. При появлении затруднений испытуемым предлагают выполнить аналогичную, но облегченную задачу по образцам с нанесенной сеткой.
Анализ результатов:
При рассмотрении результатов выполнения задания учитывается время, затраченное на складывание одного орнамента, проводится качественный анализ. Время работы над фигурами №1-№6 по 60 сек., над фигурами №7-№10 по 120 сек. Если испытуемый складывает орнаменты за более короткое время, то это свидетельствует о хорошей пространственной ориентации, высоком уровне развития наглядно-образного мышления.
Дети с нормальным умственным развитием без затруднений складывают орнаменты №1-№8, могут появиться затруднения при складывании орнаментов №9-№10. Деятельность детей с сохранным интеллектом характеризуется активной ориентировкой, хорошей восприимчивостью к помощи экспериментатора, способностью переноса способа действия в аналогичную ситуацию. При этом значительно сокращается время выполнения аналогичного задания.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при складывании сложных узоров (орнаменты №7-№10), но при помощи взрослого (предъявлении макета с нанесенной сеткой) с заданием справляются.
Дети умственно отсталые выполняют задания пассивно, вяло, им требуется большая помощь со стороны консультанта. Необходимы повторные инструкции, показы. Перенос способа действия часто оказывается невозможным (в тех случаях, когда он совершается, требуется длительное время).
за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл.
Методика «Почини коврик»
Цель: выявить уровень развития мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения; сформированность наглядно — образных представлений, способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.
Оборудование: рисунки, содержащие пробел, матрицы Равена.
Возраст: от 4.5 лет
Инструкция: ребенку показывают поочередно рисунки с вырезанными кусочками, которые располагаются под рисунком или справа, слева от него. Инструкция: «Посмотри, из коврика вырезали кусочек, найди его», «Посмотри, здесь нарисованы разные кусочки, покажи, какой подходит (или: какой вырезали). Более сложные рисунки предлагаются детям с 6-7 лет.
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес и понимают инструкцию. После ориентировочного этапа они начинают выполнять задание. В тех случаях, когда ребенок торопится и недостаточно внимательно анализирует изображение, консультант использует организующую помощь (мимика удивления, несогласия, реплика «внимательнее», «не спеши»). Такая помощь эффективна. Нет нелепых выборов. Пробы целенаправленны.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес и понимают инструкцию. На ориентировочном этапе нет активного рассматривания. Работа над первыми двумя рисунками идет путем проб. Там, где требуется зрительное соотнесение частей, возникают трудности и ошибочное выполнение. Требуется развёрнутая, детальная помощь.
Дети умственно отсталые не проявляют стойкого интереса и желания выполнить задание. На ориентировочном этапе они просто смотрят на рисунок, не анализируя его. Пробы не целенаправленны. Зрительное соотнесение нарисованных частей даже с помощью консультанта часто оказывается случайным.
Оценка результативности выполнения модифицированного варианта осуществляется следующим образом:
· правильный ответ с первой попытки оценивается в 1 балл
· со второй попытки — 0,5 балла
· с третьей попытки — 0,25 балла
· неправильный ответ после третьей попытки и дополнительного анализа оценивается в 0 баллов.
Возраст ребёнка | Среднее значение (баллы) |
4,5 — 5,5 лет | |
5,5 — 6 лет | |
6 — 6,5 лет | |
6,5 — 7 лет | |
7 — 7,5 лет | |
7,5 — 8 лет | |
8 — 8,5 лет | |
8,5 — 9 лет | |
9 — 10 лет | |
10 — 11 лет |
Методика «Разрезные картинки»
Цель: Исследование особенностей восприятия дошкольника.
Стимульный материал. Цветные картинки, разрезанные на несколько частей. Для 3-4 — летних детей используются картинки, разрезанные на 2-4 части, а для 4-6 — летних – картинки, резанные на 4-6 частей. Если вы считаете необходимым провести диагностику восприятия у школьников (обычно в этом возрасте оно уже не исследуется), рекомендуется применять более: сложные рисунки — не с одним предметом, а с группами или ситуациями.
Инструкция. Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.
Проведение тестя. Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов — от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.
Анализ результатов провести в соответствии с рекомендациями Марцинковской Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: Линка-пресс, 1997.
Методика «Коробка форм»
Цель: изучение уровня развития действий восприятия и степень их интериоризации, наличие у ребенка сенсорных эталонов формы.
Стимульный материал. Деревянная или пластмассовая коробка, в крышке которой прорезаны отверстия в форме основных геометрических фигур — круга, квадрата, треугольника, прямо — угольника и т.д. В наборе имеются и трехмерные фигуры (деревянные или пластмассовые), в основании которых те же геометрические фигуры, то есть шар, куб, параллелепипед и т.д.
Инструкция. Давай поиграем, как будто эта коробочка -почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показывают геометрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое оно может войти. Поэтому внимательно смотри на фигурку -письмо и ищи то отверстие, которое для него предназначено.
Проведение теста. Фигурки кладут перед ребенком рядом с коробочкой. В процессе работы взрослый может обратить внимание ребенка на информативные точки, если он не старается исследовать фигурку, а пытается силой впихнуть ее не в то отверстие. В таком случае детям показывают, что у данной фигурки есть, например, три острых угла, а отверстие круглое, поэтому фигурка в него не войдет, и надо найти такое отверстие в котором так же есть три угла. Затем совместно с ребенком отыскивают такое отверстие и демонстрируют, как легко входит в него фигурка. Помощь возможна при работе с первыми ми 1-3 фигурками, затем либо ребенок начинает действовать самостоятельно либо тестирование прекращают. Если Вы хотите проверить, насколько хорошо ребенок владеет эталонами формы можно дать ему дополнительное задание — разложить фигурки по форме, сложив вместе все кубы, шары или параллелепипеды.
Анализ результатов провести в соответствии с рекомендациями Марцинковской Т.Д. Диагностика психического развития детей:| Пособие по практической психологии. — М.: Линка-пресс, 1997.
- Товары
- Клиенты
- Случаи использования
- Переполнение стека Публичные вопросы и ответы
- Команды Частные вопросы и ответы для вашей команды
- предприятие Частные вопросы и ответы для вашего предприятия
- работы Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
- Талант Нанимать технический талант
- реклама Связаться с разработчиками по всему миру
Преподавание английского — тяжелая работа!
Если вы не всезнающий сверхчеловек, вы, вероятно, могли бы воспользоваться помощью учебника.
Отличный учебник по ESL может быть отличным дополнением, помогающим максимизировать время занятий.
Это поможет вам провести мозговой штурм эффективных действий, настроить игры, создать целевые планы уроков и оказать специализированную помощь различным типам студентов.
Между Amazon, досками объявлений для преподавателей и бесконечными комнатами для ресурсов может быть сложно выбрать только один или два учебника.
И, эй, мы, учителя, должны заставить наши деньги пройти дистанцию.
Не переживай! Мы собрали список самых лучших учебников по ESL, которые вы можете использовать в своем классе.
При выборе лучших учебников ESL для классной комнаты, несколько вещей были приняты во внимание.
Подумайте об этих факторах, когда будете искать учебники в будущем!
Знают ли эти люди, о чем они говорят?
Каждая из этих книг была написана профессионалом (или несколькими профессионалами), который очень давно занимается преподаванием английского языка! Они знают свое дело и могут многое предложить.Они знают потребности как новых учителей, которые только начинают работать, так и хорошо подготовленных учителей, которые ищут способ усовершенствовать свою существующую учебную программу.
Как эта книга предназначена для детей или для взрослых?
Список разбит на две категории: учебники, которые были специально созданы для детей или имеют характеристики, которые хорошо подходят для детей, и учебники, предназначенные для учащихся старшего и взрослого возраста.Авторы этих книг понимают, что обучение детей и взрослых имеют свои уникальные проблемы и поэтому создали учебники, специализирующиеся на одной группе или другой.
Является ли эта книга гибкой?
В современном классе гибкость необходима. Прошли те дни обучения из учебника за весь период обучения. Прошли те дни, когда считалось, что каждый студент находится на одном уровне обучения. Мы знаем, что преподавание и обучение — это более округлый опыт, который должен быть наполнен активностью и разнообразием, чтобы максимизировать обучение.Имея это в виду, каждый из этих учебников является чрезвычайно гибким и предназначен для использования и консультаций при необходимости в различных ситуациях. Нет необходимости делать каждую главу, чтобы их можно было эффективно использовать!
Лучшие учебники ESL для обучения детей и младших школьников
«Мероприятия ESL и мини-книги для каждого класса» Камы Айнхорна
Краткий обзор: Этот учебник заполнен мероприятиями и другими забавными ресурсами, которые учителя можно использовать, чтобы оживить их классы.Неважно, работаете ли вы со студентами, которым просто необходимо освежить свои знания английского языка, или студентами, которые никогда не говорили на этом языке, здесь обязательно найдется занятие, которое принесет пользу всем уровням и стилям обучения!
Основные характеристики:
- Одной из лучших особенностей этой книги является небольшая коллекция мини-книг, с которой она поставляется. В каждую главу учебника включены мини-книги, помогающие учащимся на начальных этапах обучения грамоте.Эти мини-книги структурированы, предсказуемы и наполнены содержанием, которое совпадает с тематическим содержанием главы.
- Эта книга содержит чрезвычайно полезный раздел, в котором содержатся советы о том, как проводить первую неделю занятий. В этом разделе приведены советы о том, как сделать так, чтобы студенты чувствовали себя желанными, и помогли вовлечь студентов в процесс изучения английского языка. Например, один совет, который дает этот раздел книги, состоит в том, чтобы сфотографировать весь класс в первый день и дать каждому ученику копию рисунка с именем каждого, помеченным на картинке.Таким образом, студенты могут познакомиться друг с другом и начать создавать основу для общения!
«Учебный план ESL для детей: изучение английского языка со смехом», г-жа Дейзи А. Стокер, M.Ed. & Dr. George A. Stocker D.D.S.
Краткий обзор: Смех — универсальный язык. Кто не любит смеяться? В этом учебнике авторы знают силу хорошего смеха и используют ее, чтобы помочь детям учиться! Этот набор учебников состоит из учебника для учеников, учебника и пособия для учителя.Все это предназначено для детей, которые никогда не были знакомы с английским языком раньше. Этот набор загружен упражнениями и заданиями, разработанными для того, чтобы дети могли развлекаться во время изучения английского языка.
Основные характеристики:
- Отличительной особенностью этой книги является форматирование. Буквы очень большие, чтобы удовлетворить младших учеников. Внутри книги много рабочих листов, которые помогут молодым ученикам написать свои первые английские слова.
- Поскольку эта книга ориентирована на учеников младшего возраста, в нее входит множество забавных рабочих листов, в которых есть устные инструкции, которые помогут студентам в процессе прослушивания английского языка. Например, у листа раскраски могут быть конкретные указания, которые учитель должен прочитать вслух учащимся.
«Оценка и ESL: альтернативный подход» по закону Барбары
Краткий обзор: Оценка необходима для того, чтобы учителя знали, где находятся их ученики в процессе обучения, но традиционные тестирование не всегда может дать наиболее точные результаты. Хотя эта бестселлер не является традиционным учебником для использования в классе, он является отличным ресурсом для учителей, которые работают со студентами ESL и ищут альтернативный способ оценки успеваемости своих учеников. В этой книге автор фокусируется на предоставлении учителям методов документирования и отслеживания процесса обучения изучающих английский язык.
Основные моменты:
- Автор обсуждает четыре темы изучения языка: реальный язык, интегрированный и целый язык, благоприятную среду и континуум обучения.В этой книге автор демонстрирует различные типы оценки, которые сочетаются с этими четырьмя темами. Вот быстрый фрагмент!
- «Реальный язык » относится к языку, который имеет реальную цель . Студенты изучают язык по нескольким причинам, а не просто для того, чтобы угодить учителю ».
«Комплект для преподавателей ESL» Элизабет Клэр
Краткий обзор: Не вводите в заблуждение тот факт, что эта книга была написана в 1998 году.Эта книга по-прежнему предлагает множество возможностей и идеально подходит для учителей ESL, которые только начинают заниматься в классе. Эта книга включает в себя простые, но очень эффективные языковые мероприятия, которые интересны для детей всех возрастов.
Основные моменты:
- Одна из лучших частей этой книги — ее тщательность. Это определенно написано для учителя, который нуждается в пошаговом руководстве и четких инструкциях. В каждом упражнении четко указывается возрастная группа, с которой оно будет работать лучше всего, предметы, которые могут понадобиться учителю, и уровень речи, с которым оно подходит.Занятия варьируются от рабочих листов до игр на игровых площадках и очень полезны для того, чтобы помочь застенчивым ученикам выбраться из зоны комфорта и начать говорить по-английски!
- Эта книга также содержит удобный контрольный список грамматических и языковых структур, а также советы о том, как вести класс ESL максимально гладко и эффективно.
Нажмите здесь, чтобы присоединиться к нашей команде!
Лучшие учебники ESL для обучения взрослых
«Школьные занятия для подростков и взрослых» Шелли Энн Вернон
Краткий обзор: занятия в классе предназначены не только для детей, но и для взрослых! Как и молодые ученики, подростки и взрослые учатся лучше и эффективнее, когда они заняты, заинтересованы и веселятся.В этой книге, посвященной беглости и грамматике, страницы заполнены упражнениями и упражнениями, разработанными специально для более зрелых учеников.
Основные моменты:
- Первое, что вы заметите в этой книге, — это большое разнообразие упражнений и игр, которые были бы ошеломляющими, если бы они не были так хорошо организованы. В одном только введении автор дает подробные советы о том, как учитывать культурные особенности учеников, их личность и различные стили обучения.Это даже дает различные действия, специфичные для этих разных типов студентов!
- Руки вниз, лучшая часть этой книги — это творческие письменные подсказки и игры, которые она предлагает для работы с продвинутыми студентами. Он дает интересный материал, который может быть настолько сложным или сложным, насколько это необходимо, в зависимости от ученика. Например, ,
- ,
- ,
- ,
- , . Вызовите мой блеф. Определения: В этой игре учащиеся напишут три разных определения слова, которое они ищут в словаре.Два определения должны быть верными, а одно из них должно быть поддельным. После того, как все в классе сделали это, студенты должны по очереди читать вслух свои определения, в то время как другие студенты пытаются выяснить поддельное определение!
«Неотразимые разговоры» Эрика Х. Рота
Краткий обзор: Одним из самых больших отличий в обучении детей и обучении взрослых является то, что взрослые должны не только изучать английский язык, они должны быть в состоянии эффективно общаться с другими англоговорящими взрослыми.В этой книге автор помогает студентам улучшить навыки беглости и разговорной речи, показывая им, как делиться своим жизненным опытом и размышлениями. В этой книге основное внимание уделяется устным и устным аспектам изучения английского языка для продвинутых студентов ESL.
Основные моменты:
- Эта книга посвящена критическому мышлению. Одной из лучших особенностей книги является то, что в ней есть тематические главы, заполненные пословицами и цитатами, которые стимулируют обсуждение в классе.
- В каждой главе есть своя тема — от изучения повседневных привычек до домашних любимцев.
- После каждого занятия есть раздел «разговор продолжается» со списком цитат, относящихся к предмету.
- «Разговор означает возможность не соглашаться и продолжать разговор». — Дуайт Макдональд
- «Держите его легким, ярким и вежливым». — Английская пословица
- «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, где ты есть.»- Теодор Рузвельт
« Английский по-американски »Шейла МакКе Мурта М.А., Джейн Эйри О’Коннор М.Д.
Краткий обзор: В этом бестселлере авторы делят книгу на тематические блоки с забавными заголовками глав, такими как «Поездка на автомобиле» и «Обед в стиле». В каждом блоке они охватывают тему, с которой американцы сталкиваются каждый день, но также используют эту тему для изучения грамматических аспектов английского языка. Например, в главе «Вождение автомобиля» учащиеся изучат словарный запас автомобилей, DMV, полицейских и общее вождение, одновременно изучая простые простые, сравнительные слова и превосходную степень!
Основные характеристики:
- Самое лучшее в этом учебном плане заключается в том, что он не боится учить об американском сленге, идиомах и других полезных фразах, которые американцы используют ежедневно.
- Учащиеся могут узнать, какой тип английского языка подходит для различных условий.
- В книге приведены «указатели произношения», которые дают студентам полезные советы по произношению. Вот пример из первого блока:
- «В разговорном английском мы часто опускаем окончание слов. Это означает, что , как дела, будет звучать как , как дела, . Ничто не звучит как nothin ‘” –Page 3
Что нужно помнить для учебников ESL
Учебник не делает учителя
Эти книги фантастические, но без хорошего они ничто учитель! Как учитель, убедитесь, что учебник используется только в качестве справочного материала и материалов и не слишком зависит от обучения студентов! Помните: учебник не знает ваших учеников, вы знаете!
Дополнительные упражнения важны
Не бойтесь смешивать и сочетать учебники с другими дополнительными материалами! Прослушивание занятий и мероприятий с использованием телешоу и фильмов — это , , всегда отличные способы вовлечь студентов и учиться.Не стесняйтесь обращаться за помощью к хорошему приложению! Это 21 -й века!
О, и еще кое-что…
Чтобы постоянно совершенствовать свой инструментарий преподавания ESL, вам нужно попробовать FluentU.
FluentU берет реальные видео — например, музыкальные клипы, мультфильмы, документальные фильмы и многое другое — и превращает их в индивидуальные уроки изучения языка для вас и ваших студентов.
У этого есть огромная коллекция подлинных английских видео, которые люди в англоязычном мире действительно смотрят на регулярной основе.Это видео, которые ваши ученики уже любят смотреть, поэтому им будет очень интересно общаться с ними в классе.
В FluentU все видео отсортированы по уровню квалификации и тщательно аннотированы для студентов. Слова приходят с примерами предложений и определений. Студенты смогут добавлять их в свои списки словарного запаса и даже видеть, как слова используются в других видеороликах.
Обеспокоены, что студенты могут быть озадачены некоторыми из более сложных видео? Ни за что.FluentU обеспечивает доступ к подлинному контенту, предоставляя интерактивных подписей и в контекстных определениях прямо на экране. Например, если ученик нажмет на слово «принес», он увидит следующее:
Plus, все эти великолепные видеоролики сопровождаются интерактивными функциями и активными инструментами обучения для студентов, такими как мультимедийные карточки и веселые игры, такие как «заполнить пробел».
Идеально подходит для занятий в классе, групповых проектов и индивидуальных домашних заданий.Не говоря уже о том, что ваши студенты будут в восторге от английского!
Если вам понравился этот пост, что-то подсказывает мне, что вам понравится FluentU, лучший способ преподавать английский язык с реальными видео.
Принеси английское погружение в класс!