Смысл жизни подростка – Помощь подростку – разговор о смысле и целях жизни

Содержание

Помощь подростку – разговор о смысле и целях жизни

Одна из самых сложных тем для разговора с подростком – смысл и цели человеческого существования. Если ребенок не находит ответов на свои вопросы, он может включиться в опасные игры — «Синий кит», «Беги или умри», «Собачий кайф» и т.п. Каждая из таких игр может закончиться смертью, поэтому детям, уже вступившим на опасный путь, нужна психологическая помощь. Осознание ребёнком смысла и целей жизни – лучшая защита.

«Человек в поисках смысла»: почему это так важно для подростка

Известнейший психиатр, психолог-экзистенциалист, основатель Третьей Венской школы психотерапии Виктор Франкл посвятил свои работы сложной теме поиска смысла жизни. Он сравнивал жажду познания сути, целей бытия с потребностью в питье и написал об этом популярную работу — «Человек в поисках смысла».

Сам Виктор Франкл пережил ад нацистского концлагеря и утверждал, что именно понимание смысла и целей рождает жажду жизни. Он убедился, что в нечеловеческих условиях выживают именно те люди, которые понимают, ради чего стоит жить.

В последние годы распространились интернет-сообщества, толкающие детей и подростков к суициду. Например, игра «Синий кит», задания которой сводятся к разрушению, мучениям, нанесению себе увечий. Начав играть в «Синий кит», ребенок в течение 50 дней кончает жизнь самоубийством. Если подросток уже вступил в группу, нужно незамедлительно обратиться в психологический центр, чтобы предотвратить несчастья.

Киберполиция находит группы «Синий кит», арестовывает создателей и кураторов сообществ. Но это не панацея! Появляются новые и новые группы, и каждый ребенок может стать их жертвой.

Главная задача родителей, педагогов, детских психологов – дать ребенку те ответы, которые он ищет. Иначе могут найтись злоумышленники, которые ответят ему совершенно по-иному, и это может привести к плачевным последствиям.

Понимание смысла и целей жизни не только убережет подростка от игры «Синий кит», но и даст ему ощущение спокойствия, удовлетворенности жизнью, поможет легче справляться с приступами хандры, которые возникают в периоды гормональной перестройки. Это эффективная профилактика суицида, наркозависимости, вступления в секту, общения с «дурными компаниями».

Как уберечь ребенка от игры «Синий кит» и помочь осмыслить жизнь?

Наверняка за прожитые годы у вас сформировалось собственное представление о смысле и главных целях в жизни. Поговорите со своим ребенком, обсудите вашу концепцию и выслушайте его мнение. Это поможет ребенку определиться с приоритетами, высказать то, что его беспокоит.

Не исключено, что и вас ждут новые открытия, ведь подростки нередко высказывают чрезвычайно полезные идеи. Также вы поймете, какие проблемы ваш ребенок считает самыми важными.

Предлагаем несколько советов психолога, которые помогут вашему ребенку более четко понять жизненные цели:

  1. Удовлетворяйте потребность ребенка «быть хорошим». Не говорите детям фраз вроде «ты плохой», «ты неудачник», «у тебя ничего не выйдет», даже если действительно не верите в успех какой-либо его деятельности. Оборотная сторона оценки «ты плохой» — разрушение, подтверждающее эту установку. Пусть ваш ребенок всегда будет «хорошим», а «плохими» – только некоторые его поступки.
  2. Привлекайте подростка к физическому труду. Пусть он помогает вам по дому. Старайтесь всеми доступными способами объяснить, насколько важна забота о доме, комфорте семьи. Постоянно благодарите ребенка за любую помощь – вымытую посуду, вынесенный мусор. Подчеркивайте, как важно для вас то, что ребенок ощущает себя частью семьи. Это поможет ему приблизиться к пониманию идеи служения – семье, обществу, родине.
  3. Помогайте ребенку сформировать его собственные представления об ответственности. Речь идет именно об ответственности, а не о чувстве вины за проступки. Как подчеркивают психологи, ребёнку важно правильно определять разницу между этими двумя понятиями. Ответственность – это осознание, что каждое действие имеет последствия. Однако ни в коем случае не культивируйте чувство вины! Оно чрезвычайно разрушительно.
  4. Объясните, что рост и развитие – это последовательные процессы, учите отмечать прогресс. Подростки – максималисты. Им кажется, что они должны получить мгновенный результат. Помогите своему ребенку научиться ставить цели, делить их на этапы и правильно оценивать промежуточные результаты. Не забывайте хвалить и поддерживать! Родительское одобрение в достижении целей очень важно.

Любовь и забота родителей, их искреннее желание выслушать, поддержать и помочь – все это предпосылки для будущего благополучия ребенка. От того, насколько доверительные отношения складываются в семье, зависит, научится ли ребенок управлять собственной жизнью, придет ли к осознанию ее смысла. По большому счету, от этого зависит счастье.

Берегите и любите своих детей! Если же в какой-то момент вам покажется, что вы не справляетесь, обратитесь за консультацией к специалистам нашего психологического центра. Мы подскажем, как вести себя в сложных ситуациях во взаимоотношениях с ребенком.

Давайте вместе, шаг за шагом, выстраивать счастье и благополучие вашей семьи!

 

Вам понравилось?! Поделитесь записью с друзьями

rad-gizni.ru

Зачем жить — Частый вопрос от подростков

___________

____________

План:

— Для чего нужна жизнь?
— Существование ради любви
— К чему житие? Что отвечает на этот вопрос современная молодёжь
— С какой целью жить: мнение эзотериков
— Смысл жизни, если кто-то умер?
— Заключение

В чем смысл моей жизни? Каждый рано или поздно задается этим вопросом и мучается, не находя ответ на него. А может, его, ответа, и нет?

Взрослым вопрос этот представляется наивным. И действительно, чаще им задаются подростки. В них обострено чувство смерти, которое и порождает ощущение бессмысленности существования. Нельзя сказать, что потом это совсем покидает человека и живет он лишь конкретными заботами и проблемами, а вечные вопросы отходят на второй план. Нет, пусть и не в форме вечного вопроса, но мысль эта не так уж редко посещает любого из нас.

По правде сказать, ответа на этот детский вопрос (а все философские вопросы – детские) нет ни у кого. У человека религиозного он решается естественно, поскольку он верит, что будет жить и после смерти, причем соответственно своему земному образу жизни. Но людей истинно верующих мало.

Светлые умы на этот вопрос отвечают, но ответы эти либо туманны, либо неутешительны. Гете на тот же вопрос отвечал, что смысл жизни – в самой жизни. Прекрасно, гений, видимо, прав, но все же как применить это к собственному бытию? Лев Толстой задавался этим вопросом до старости, мучился страшно (все ответы были промежуточные) и не мог успокоиться.

___________

— Существование ради любви

_____________

Ответить на этот вопрос нельзя, но выйти из поля его гнетущего притяжения можно. Часто это удается людям обыкновенным и, что называется, простым. Они умеют любить дело (самое обыкновенное), умеют любить детей, а потом внуков до самозабвения, растворяться в их радостях, бедах и болезнях, любовь к спутнику жизни с годами не угасает, но переходит в чувство удачно случившегося и дорогого родства. (Читайте о том, как научиться радоваться жизни).

Смерть близкого они встречают открытым плачем, и слезы, как ни странно, быстрее смывают горе, чем загнанная внутрь тоска. Каждый новый день такой человек воспринимает как подарок и любит клейкие листочки прежде, чем успевает задуматься о смысле. Да что говорить, разве влюбленным есть дело до смысла жизни?

Получается, что любовь, если человек ею переполнен, вытесняет этот мучительный и неразрешимый вопрос, для него там просто не остается места. Можно сказать – не любовь, а интерес, но интерес страстный, поглощающий целиком. Сказать, что это решает вопрос, нельзя. Однако запомнить такое безвопросное состояние как правильное – можно. И при очередном наплыве депрессии попытаться в него вернуться.

Это трудно. Потому что в жизни неизбежны потери, размолвки, болезни. Мы не всегда пребываем в воодушевлении и любви. Искусственно вернуть их невозможно. Но в жизни всегда остается то, что стоит любить. Не знаю, можно ли этому научиться. Возможно, любовь к жизни, чувство гармонии – особый дар, который дается не всем. Но, по крайней мере, надо знать, в чем дело. Иногда это чувство похоже на религиозное откровение, хотя не обязательно прямо связано с религией.

Узнайте как найти смысл жизни!

___________

— Смысл жизни? Что отвечает на этот вопрос современная молодёжь

____________

На извечный вопрос, в чём смысл жизни, многие отвечают привычно: «В детях, в труде, в творчестве». Кто-то ищет на него ответ в философии, религии. Кто-то приходит к выводу, что его нет…

А что думает современная молодёжь? Та, которую мы порой критикуем за недальновидность, гедонизм, безволие? Рождённые в идеологическом вакууме 1990-х и взрослевшие под влиянием различных образов и героев: от прадедов, победителей Великой Отечественной войны, до хватких олигархов и эстрадных красавиц… Тридцать студентов-экономистов, которым преподаю в университете, написали сочинение на тему: «Зачем жить?».

В первую очередь, как и следовало ожидать, цель жизни молодыми людьми видится в создании семьи, рождении и воспитании детей. Карьера рассматривается как средство для осуществления этого. «Я считаю, что свою жизнь надо посвятить семье. А для этого нужно получить образование, чтобы работать в дальнейшем на любимой работе и обеспечить существование своих близких… Забота о детях и есть смысл жизни… Я в первую очередь хочу стать мамой, хорошей женой… Чтобы воспитать своего маленького любимого человечка!»

Вторая по популярности ценность – это саморазвитие, раскрытие своей личности в труде, познании, творчестве. «Жизнь – это совершенствование самого себя. Мы идём вперёд и постоянно узнаём много нового… Мы живём для того, чтобы стать самими собой и изменить мир под стать себе… Человек должен прожить все доступные ему эмоции… Жизнь – это безумно интересно! Жизнь – это испытание, через которое надо пройти. Тот, кто стремится к лучшему, проходит сложный путь преград, ведь необходимо бороться за своё счастье».

Не менее возвышенно выглядит и третья группа ответов: улучшить окружающий мир. «Если человеку дана жизнь, значит, он нужен на этой Земле. Может, именно он совершит какие-то поступки, которые никто другой не сделает… Наши цели – оставить след в истории, внести в неё свой вклад, хоть и незначительный… Чтобы строить будущее своей страны… Человек должен стремиться сделать окружающий мир лучше, добрее, одухотворённее. Главная цель каждого – добиться чего-то в жизни. Быть может, кто-то из твоих правнуков будет изучать генеалогическое древо и что-то необычное и познавательное расскажет именно о тебе!»

Что тут можно сказать? Действительно, совершенствование мира – это очень важное задание, данное всему человечеству в первые дни его творения. Да и каждый из людей раскрывается и меняется к лучшему чаще всего через труд, созидание.

Читайте книги о смысле жизни.

________

— К чему житие: мнение эзотериков

____________

По мнению тех, кто изучает сферы души и духа, человек приходит на Землю для совершения определенной работы, но не пытайтесь узнать свое предназначение или вычислить свою миссию. Как бы люди не старались это сделать, работа человека на Земле сводится к тому, чтобы научиться радоваться каждому мгновению.

Оказывается, именно такое отношение к жизни меняет судьбу, приносит удачу и вносит смысл в существование. Согласитесь, когда каждое мгновение ваши мысли заняты переживаниями красоты окружающей жизни, наслаждением каждой секундой, каждым вздохом, ароматом, звуком, остается ли тогда у вас время на то, чтобы подумать, зачем жить? Попробуйте один день прожить в благодарности за все, что видите. Будет очень тяжело, но если продержитесь в таком состоянии 14 дней, то ваша жизнь изменится в корне.

__________

— С какой целью жить, если кто-то умер?

__________

Иногда мы теряем близких людей. Это могут быть родители, братья и сестры, друзья, мужья, жены, дети. В такие моменты кажется, что незачем жить. И хочется умереть вместе с ними. Но вы пока здесь, ваше время еще не пришло, а у того, кто ушел, уже началась новая жизнь, ведь вы знаете, что умирает лишь оболочка, тело, а душа является бессмертной и снова приходит на Землю.

Что можно посоветовать в этом случае? Не нужно сдерживать свою боль и слезы, выплесните все из себя и отпустите душу, иначе, когда за умершим очень горюют, то его душа не может уйти, а это чревато катастрофическими проблемами в вашей жизни! В Библии говорят: «Оставьте мертвецам хоронить мертвецов». Живые должны жить с живыми людьми.

Есть один способ, о котором мы сегодня уже вспоминали: когда радуешься каждому мгновению общения с окружающими, когда долго не держишь ни на кого зла и живешь с теми, кого любишь, а не с теми, с кем удобно (лучше, правильнее), тогда твое существование обретает смысл.

Вам может быть интересна статья «Что делать если не хочется жить«.

____________

— Заключение

_____________

Задаваясь вопросом «Зачем я живу?», следует помнить, что у каждого человека на Земле свой ответ на этот вопрос. А некоторые люди просто радуются жизни и не задают себе таких глупых вопросов.

Ведь если я живу, значит, в этом определенно есть смысл. И не обязательно его знать, чтобы быть счастливым. Со временем понимание жизни придет само собой, если вы будите заниматься саморазвитием и всегда стремиться стать лучше.

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

Видео:

agydar.ru

Переходный возраст. Чем помочь подростку в поисках смысла жизни и себя | Здоровье ребенка | Здоровье

Возраст неопределенности

В 13–15 лет появляется бессознательное желание избавиться от всего детского в себе, и в это же время рождается чувство особенности, непохожести на других. Подростки оказываются в неопределенной, внутренне конфликтной ситуации. Они уже не принимают выбор взрослых, и в то же время еще не могут совершать этот выбор самостоятельно. Они уже не хотят пользоваться поддержкой родителей, но еще не могут опираться только на свои возможности. И поэтому особенно остро, впервые в жизни, встают перед ними вопросы: «Кто я?», «В чем мое предназначение?» И появляется чувство страха, одиночества. Именно поэтому специалисты говорят, что это возраст самых больших неопределенностей.

Приоритеты

У старшеклассников появляется желание заняться самовоспитанием, что они охотно и делают, правда, не всегда умело. Сегодня непросто разобраться в том, что есть норма, а что – безнравственность. Современные СМИ оказывают негативное влияние на «неокрепшие умы», а доступность Интернета, жестокие компьютерные игры, многие ТВ‑передачи полностью стирают представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому так важно помогать подросткам отличать важное от ненужного.

В одной обычной московской школе провели тестирование старшеклассников. Психологи хотели понять, что важно для современной молодежи, на какие ценности они ориентируются. Оказалось, что самым важным подростки считали сохранение индивидуальности и высокое материальное положение. Гораздо меньше их интересовали уровень образования, семейная и общественная жизнь. Духовно-нравственные ценности девушки и юноши выносили на второй план по сравнению с материальными.

К дискуссии!

Можно ли повернуть подростков лицом к нравственным, эстетическим ценностям? Помочь им найти себя? Ребенку в это время важно понять, на что он способен, какой у него характер – одним словом, что он за человек.

Попробуйте чаще ставить его перед выбором, позволяйте ему самостоятельно разрешать определенные ситуации. Только нужно подсказывать – к чему приведет тот или иной выбор.

Формируйте у подростка ценности, которые сегодня встречаются все реже: уважение к старшим, умение сочувствовать и сопереживать, желание оказать помощь, целеустремленность, любознательность (а не любопытство). У каждого подростка должен накапливаться опыт «полезного поведения». То есть с помощью взрослых он должен попадать в ситуации, когда бы у него формировались высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволяли бы ему вести себя непорядочно. Делитесь с подростком любой информацией – поверьте, наши дети порой знают больше, чем мы. Всегда спрашивайте, что ребенок думает по этому поводу и почему.

Существуют искусственные ситуации, задачки, в которых полезно вовлекать детей – пусть думают, спорят, рассуждают на тему того, как бы поступили они. Например, одна из таких задач – известная дилемма Л. Кольберга. В ней говорится о мужчине, который попал в спорную ситуацию. Его жена умирала от тяжелого заболевания, денег на дорогое лекарство не было. Мужчина решил проникнуть в аптеку и украсть лекарство, чтобы спасти свою жену. Правильно ли он поступил?

Эти и другие вопросы формируют у подростков мировоззрение, помогают понять, нащупать, найти свою позицию в жизни, а значит – и себя.

Источники самопознания

Литература, музыка, кино заставляют подрастающее поколение задумываться о жизненных ценностях. Но как можно проследить за тем, что слушает и смотрит ваш подросток? Даже и не пытайтесь, вы лишь вызовете недоверие у подростка и нежелание делиться с вами своими мыслями. Более того, не диктуйте ему, что слушать, какие книги читать. Не старайтесь поучать детей: «Вот я в твои годы… знала, кем хочу стать, … так не одевалась, … не разговаривала так со старшими».

Время не стоит на месте, примите тот факт, что ваши дети живут в совершенно других условиях. Но трудности и внутренние переживания у них те же. Отнеситесь мудро к желанию подростка самовыразиться, к его необычным нарядам, непонятной для вас музыке. Вспомните себя в переходном возрасте – «сила давления равна силе сопротивления». Вместо того чтобы давить и запрещать, станьте для ребенка не просто родителем, но и авторитетом. Сделайте так, чтобы сын или дочь по-настоящему гордились вами, – тогда для них будет ценно и важно ваше мнение. Вот тогда сможете аккуратно, ненавязчиво направлять их. Сможете рассказывать, как вы, будучи в их возрасте, искали себя. Как решали, кем быть и что делать после школы. Как учились находить ответы на важные вопросы – о политике, религии, важности образования и, конечно, о любви.

Читайте в соцсетях!

aif.ru

Подросткам о смысле жизни

Содержание:
Понятие смысла жизни
Личный смысл жизни
Альтруизм (служение другим).
Преданность делу.
Творчество.
Гедонизм (стремление к удовольствиям).
Саморазвитие.
В поисках смысла.

Подростковый и юношеский возраст – то самое время, когда со школьниками можно и нужно говорить о таком важном понятии, как смысл жизни, о его сути. Но такой разговор, безусловно, непрост.

Надеемся, что предложенный материал поможет ученикам сфокусироваться на главных аспектах поиска смысла жизни и станет толчком для развития в себе необходимых способностей, например рефлексии.

Понятие смысла жизни

Кто я? Зачем я? В чем смысл моего существования? Зачем я живу? Ради чего я живу? Наступает момент, и каждый человек начинает задавать себе и другим подобные вопросы. Наступление времени такого рода вопросов говорит о том, что человек вышел из возраста детства и начал понимать самого себя, задумываться о том, как и зачем ему жить. Это очень важные вопросы, и без нахождения своих, личных ответов на них трудно жить, работать, строить отношения с другими людьми. Но найти свой личный ответ легче, если знаешь о том, как на подобные вопросы отвечали другие люди, что известно о таких поисках философии, психологии, как описаны поиски смысла в великих произведениях мирового искусства. То есть познакомившись с опытом других людей и целых поколений.

Говоря о смысле жизни, люди имеют в виду что-то, что придает жизни ценность, выходящую за рамки самого существования человека, за его хорошее или плохое самочувствие или чью-то оценку. Это что-то не связано с конкретной ситуацией, но оно позволяет людям оценивать любую ситуацию своей жизни – прошлое, настоящее, будущее – под определенным углом зрения. С чем-то, что настолько важно, что ему стоит посвятить жизнь, стоит страдать или преодолевать трудности. А радостям и наслаждениям это что-то придает глубину и особенную значимость.

Можно сказать, что смысл жизни – это знаменатель, позволяющий нам оценивать всё, что с нами произошло, происходит или может произойти. Благодаря ему мы расставляем приоритеты в целях и судим о собственной жизни. Получается, смысл стоит выше целей и ценностей.

В конкретных жизненных ситуациях мы ставим цели и стремимся к их достижению: «Я хочу научиться играть на синтезаторе», «Я хочу попасть в финал Всероссийской олимпиады по физике в этом году», «Я хочу поступить в медицинский институт». Выбирая цели, мы руководствуемся определенными ценностями: «Хочу получить профессию, которая позволит мне помогать людям», «Мне нравится писать музыку», «Я хочу доказать себе, что способен стать лучшим в физике…».

Но все наши цели и ценности становятся по-настоящему важными, когда над ними, как вершина, как купол, настроен смысл, то есть ответ на вопрос: «Ради чего?». Не всем людям важно понять, почему мы живем, но всем нам необходимо иметь ответ на вопрос, как нам жить. Именно для ответа на этот вопрос нам нужно понимание смысла.

Масштаб понятия «смысл жизни»

Рис.1. Масштаб понятия «смысл жизни»

Таким образом, смысл – это значение, которое придается жизни человека вообще и личной жизни в частности. Понятие смысла по масштабу соотносимо не с конкретным желанием, не с эпизодом в жизни, а с жизнью в целом (Рис.1).

Смысл освещает и придает значение всему, что делает человек, помогает правильно расставить акценты и критически отнестись к сделанному и задуманному. Как писал известный мыслитель ХХ века Карл Юнг, «человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в сказке, рассказанной идиотом».

Личный смысл жизни

В философии и психологии принято разводить понятия «смысл жизни» и «личный смысл жизни». Когда говорят о смысле жизни человека вообще, то чаще всего – это рассуждения о тех значениях, которые вкладывают в жизнь человека, его рождение, развитие и смерть различные философские течения и религии. Все мировые религии видят смысл человеческой жизни в служении и осуществлении замысла, выходящего за пределы самого человека и человечества в целом. Как правило, он предполагает наличие определенного разумного духовного начала, дающего человеку и человечеству этот самый смысл. Каждая религия обозначает его своими терминами, толкует в рамках своей традиции. В рамках философии тоже есть различные понимания смысла жизни человека вообще. Выбирая веру или определенный философский взгляд на жизнь, каждый из нас выбирает тот или иной высший смысл жизни. Но это не снимает с каждого из нас задачи определиться также с личным смыслом существования.

Известный психолог рубежа ХХ– ХI веков предложил нам классификацию личных смыслов жизни, назвав среди них альтруизм, преданность делу, творчество, гедонизм (получение удовольствий), саморазвитие (Рис. 2).

Классификация личных смыслов жизни

Рис.2. Классификация личных смыслов жизни

Альтруизм (служение другим).

«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее», – говорил Альберт Эйнштейн. Служить другим, проявлять милосердие и оказывал поддержку слабым и больным, воспитывать и наставлять детей, участвовать в благотворительности – эти цели дают ощущение смысла многим людям. Многие философы и психологи признают, что человек устроен так, что его по-настоящему радует только то, что доставляет радость другим. Именно поэтому служение людям для многих становится самым осмысленным и самым желанным образом жизни. Выбор таких профессий, как врач, педагог, социальный работник и многих других также связан с осуществлением данного смысла.

Преданность делу.

Историк и философ Уилл Дюран писал в своей работе «О смысле жизни»: «Соединиться с целым, трудиться для него телом и душой. Смысл жизни заключен в возможности, которую она нам дает, – создать нечто большее, чем мы сами…». Приобщаясь к большому и значимому делу, человек чувствует себя значимым, нужным. Он работает на результат, который будет важен для мира и после его личного ухода из жизни. Это придает сил, наполняет уверенностью многих людей. Таким делом может быть участие в создании новейшей техники, лекарства от серьезной болезни, архитектурного шедевра и много другого. Непосредственная роль человека в этом деле может быть довольно скромной, но для обретения смысла достаточно чувства принадлежности к большому целому.

Творчество.

Создание чего-то нового, отмеченного красотой или гармонией – источник смысла для большинства людей, обладающих тем или иным талантом. Творчество не нуждается в ответе на вопрос «зачем?», оно само по себе имеет значение для того, кто посвящает ему всего себя. Но даже если и нет особых талантов, творческий подход к своей ежедневной работе, к приготовлению пищи, к игре, учебе, общению с друзьями, проявлению любви, уходу за домом добавляет жизни человека осмысленности независимости от уровня его достатка и физического здоровья.

Гедонизм (стремление к удовольствиям).

Согласно этой точке зрения, жизнь состоит просто в том, чтобы наполнять свое время, сохранять чувство удивления перед чудом мира, погружаться в естественный поток переживаний, искать и находить разнообразные удовольствия: чувственные, интеллектуальные, физические… Наполненность жизни яркими событиями и переживаниями и придает ей значение и смысл. У такого взгляда на жизнь всегда были свои сторонники и противники, и он имеет право на существование, как и все остальные.

Саморазвитие.

«Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим», – так написал известный писатель Ричард Бах. Саморазвитие, раскрытие своих талантов, самовыражение, самосовершенствование – для многих людей сегодня это слова, исполненные высокого значения. Эти люди рассматривают деятельность по раскрытию своего личного потенциала как главный смысл своей жизни. Выбор профессии, образа и места жительства, хобби, стиля общения в семье и воспитании своих детей – всё это может рассматриваться как возможность самопознания и саморазвития.

Среди перечисленных видов смысла нет хороших и плохих, правильных или неправильных. Гораздо важнее, что они есть, и забота каждого человека – найти среди них самый близкий или создать свой собственный смысл жизни

В поисках смысла

Поиск личного смысла – это особая деятельность, особая работа личности, которая может быть обозначена как осмысление. Особое значение такая работа приобретает в подростковом и юношеском возрасте, хотя и зрелые люди время от времени встают перед необходимостью переосмыслять свою жизнь. Поиск личного смысла может протекать поразному. Во-первых, это знакомство со смыслами, уже открытыми раньше другими людьми. Знакомство, примерка и присвоение. Можно сказать, что в этом случае человек заново открывает для себя смысл, давно известный человечеству. В этом нет ничего унизительного или нелепого. Это нормальный путь развития личности, присвоения, как принято говорить сегодня, культурного кода человечества. Чтение художественной литературы, знакомство с шедеврами искусства, биографиями и высказываниями великих людей, судьбами людей, живших в различные эпохи, помогают открыть для себя различные смыслы жизни. Открыть, примерить и, возможно, выбрать для себя.

Во-вторых, это смыслотворчество, создание новых смыслов. Каждое поколение людей вносит что-то новое в историю человечества. И обогащает потомков своим уникальным опытом поисков смыслов и достижения целей. Так, например, сегодняшние школьники сталкиваются с новой реальностью жизни человечества – виртуальной, информационной культурой. Значительная часть жизни многих современных людей проходит внутри информационных потоков, в виртуальном общении с другими людьми. Никогда еще человечество не сталкивалось с задачей поиска смысла жизни в такой ситуации. Тебе и твоим современникам предстоит выдержать испытание виртуальной реальностью и найти способы остаться людьми.

Поиск смысла жизни – это особая работа не только души, но и ума. Об этом нужно уметь думать, то есть обладать особой умственной способностью. Она называется рефлексией. Великий философ Дж.Локк следующим образом объяснял, что такое рефлексия: «Представим себе, что в голове человека сидит другой маленький человечек, который наблюдает и фиксирует, что делает большой человек. Эти наблюдения и осознание опыта и есть рефлексия».

Рефлексия – это способность, позволяющая человеку делать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, самого себя предметом внутреннего анализа и оценки. Благодаря рефлексии мы можем анализировать себя, оценивать, решать, что нам нравится, а что нет. И при необходимости и желании – изменять себя.

Рефлексия может помочь нам в размышлениях о смысле жизни. Заглядывая в себя, мы можем определиться с тем, что нам действительно важно, что находится на вершине нашего «Я»: желание помогать другим, быть нужным людям? Способствовать улучшению мира? Реализовывать свой талант? Познавать тайны мира? Жить ярко и насыщенно? Быть причастным к чему-то действительно большому и важному? Совершенствовать себя?

Потребность в смысле – одна из самых загадочных особенностей человека. И вместе с тем – одна из самых важных. Нет ничего более тупикового для развития человека и безнадежного для обретения им счастья, как состояние смыслоутраты. Можно сказать, что забота о смысле собственной жизни – это одна из главных человеческих забот с того момента, как он осознает себя как самостоятельную личность, и до самого конца жизни.

5psy.ru

Смысл жизни подростка

Подростковый период в жизни человека один из самых сложных, происходит становление личности, человек формирует свой характер, жизненную позицию. Что греха таить, сложно не только самому подростку найти смысл жизни, встать на ноги, наметить жизненный путь, но и сложно родителям, потому что в прекрасном подростковом возрасте имеет место перфекционизм. Подросток делит мир на черное и белое, добро и зло, агрессивно отстаивает свои убеждения. Поэтому подростковый период важен в становлении характера и мировоззрения человека, от родителей требуется досмотреть, но не перегнуть палку.

Очень важно помочь подростку не попасть под влияние плохой компании, вредных привычек, в этом отношении лучше проявить строгость. Но и нельзя задавить подростка своим авторитетом, нельзя его ущемлять в свободе мысли, действий, если они не направлены на саморазрушение.

Вспоминается притча или ироничная история про китайца с детьми. Жил был китаец у него два сына и дочь-красавица. Когда дети были подростками, он им ни в чем не перечил, старший сын был за мир — хипповал и не ел мяса, отец ему поддакивал, главное чтоб ребенок был рад. Дочь мечтала о роскоши и гламурной жизни, отец поддерживал ее стремление стать бизнес-леди. Младший сын ударился в искусство, танцы, отец только радовался за него. Когда дети повзрослели, получилось так, что старший сын на фестивале хиппи за мир во всем мире умер от передозировки, защищая амурских тигров от вымирания. Дочь стала успешной женщиной, чайлдфри, купила квартиру, машину. Но очередной альфонс обокрал ее и оформил на нее кредит, в итоге она уехала к отцу залечивать душевные раны. Младший сын на танцах познакомился с парнем и они уехали играть свадьбу в Голландию. Когда старый китаец пришел в гости к своему соседу и увидел его детей то сильно удивился. Сын был бравым офицером, дочь родила троих чудесных внуков. Тогда китаец спросил соседи, мол как же так, наши сыновья вместе играли в войнушки, а дочери в папки-мамки, но мои пошли совсем другой дорогой, когда дети начали стремиться к своим целям и вот оно как получилось. На что сосед ответил: «Да мои тоже хотели мир во всем мире, танцы и гламурную жизнь, но и быстро расхотели, когда я им показал к чему это приводит».

Смысл жизни подростка

Поиск себя. Вот каким вопросом задается подросток, когда детство кончилось, и он уже сам понимает, что становится взрослым человеком. Естественно, возникают вопросы: почему я взрослею, зачем мне жить, в чем смысл жизни, как найти счастье в жизни, как стать успешным? Вам, как родителям, нужно подать пример. Если подошел ребенок и спрашивает у вас о смысле жизни, и видит, что вы мнетесь, неуверенны, то вы подрываете свой авторитет. Смысл жизни должен быть. Неважно какой, пусть даже спасение амурских тигров, но он у вас есть, вы отстаиваете свои принципы,  подаете пример. Необязательно чтобы смысл жизни у вас совпадал, просто наличие такового, наполненность уверенностью — вот что нужно увидеть ребенку для подражания.

Теперь к сути самого вопроса. Уточните, что именно непонятно ребенку. Зачем он живет? Почему люди ходят на работу? Что такое любовь? Есть ли жизнь после смерти? Религия? Ведь недопонимание в этом важном вопросе недопустимо. Когда вы узнали, что именно тревожит ребенка, нужно объяснить ему этот вопрос. Если вы сами не можете, то не грех воспользоваться помощью специалиста, например, психолога, священника или авторитетного родственника. Совет: избегайте категоричных утверждений, заводящих в тупик. Например:»Все так живут». Если вы чего-то не знаете, признайтесь лучше прямо, это даст вам возможность вернуться к этому вопросу, обсудить разные точки зрения. Никакой категоричности, слушайте, объясняйте, не настаивайте на своем единственно верном взгляде, возможно именно ваш ребенок в будущем опровергнет с научной точки зрения то, что вы доказываете сейчас с пеной у рта. Спокойно выскажите свое мнение, спросите, согласен ли ребенок. Результата сразу не ждите, нужно время, чтобы подросток сделал выводы, пришел к своему мнению.

Проблемы подростка:

1. Половое созревание

Ребенок меняется, становится мужчиной или женщиной. Во-первых, непонятное вселяет страх, ведь только вчера все были дети как дети, а теперь появляются вторичные половые признаки, изменяется гормональный фон.

2. Переход из детства во взрослую жизнь

Вместе с изменением тела, меняется и мировоззрение. Проходит беззаботное детство, нужно идти во взрослую жизнь. А что там? Этот вопрос тревожит ребенка. Оказывается все не так, как показано в Диснеевских мультиках.

3. Проблемы с родителями

Постарайтесь не поддаваться на провокации вашего ребенка. Вы взрослее и умнее. А сейчас вам придется столкнуться с необоснованной агрессией, грубостью, бунтом. Поймите, он уже считает себя взрослым человеком, а вы с ним обращаетесь до сих пор как с ребенком. Подросток становиться личностью. Примите его таким, как есть, но направляйте деликатно в нужное русло, а не заставляйте силой.

Советы при воспитании подростка

1.  Право на личную жизнь

У человека должно быть место, где он может уединиться, подумать, заняться любимым делом. У подростка должна быть своя комната, или угол, где к нему не лезут. Теперь у него свои идеи, мыли и задумки. Пусть покоряет виртуальную вселенную, пишет романы или рисует аниме. Это его увлечения, и вам нужно научиться с уважением отнестись к ним. Например, сын очень увлекался татуировками,  отец переживал, что ребенок набьет себе тату и пожалеет об этом, но не стал угрожать и скандалить. А поступил по-взрослому. Подарил 13-летнему сыну машинку для татуировок, теперь парень зарабатывает этим карманные деньги.

2. Проблемы в общении со сверстниками

Отношения ровесников в школе… До сих пор многие из нас с ужасом вспоминают школу. В подростковом возрасте происходит обучение подростка позиционированию себя, умению работать в коллективе, умению постоять за себя. Важно не пропустить этот момент, научить, показать на примере, как добиться авторитета и признания, как вести себя с противоположным полом. Чтобы дать совет, нужно, в первую очередь, доверие от ребенка, проследите, чтоб за советом ваш ребенок не пошел в компанию во двор, например. Более подробно в статье: Детская психология: общение со сверстниками

3. Комплексы

Будьте внимательны к своим словам. Подростки воспринимают все в штыки. Вспомните, сколько девочек страдают булимией. А причина ее в том, что когда-то мама или папа сказали, что она толстая. Доверия нет, девочка советуется с подружкой и принимают самое гениальное решение….  Поэтому старайтесь не шутить на тему внешности подростка, хвалите, помогайте ненавязчиво. Расскажите без иронии и подколов о средствах против прыщей, здоровом питании. Но не заденьте хрупкое эго подростка.

Профориентация подростка

Что делать после школы? Какая специальность предпочтительнее? К чему тяга? Какая будет карьера? Такие вопросы тоже посещают подростка. Потому что ему нужно будет в дальнейшем обустраивать свою жизнь.В этот переходный, критический момент лежит огромная ответственность за будущее, на педагогах, психологах, родителях и, прежде всего, на самих учащихся, входящих в жизнь молодых людях. Миссия представителей старшего поколения состоит в том, чтобы помочь подрастающему человеку правильно выбрать свой профессиональный путь.

Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, мечты, интересы, способности, темперамент, состояние здоровья и другое.

Читайте также:

Стресс у подростков: причины

На кого больше похож ребенок?

Половое воспитание детей в школе

 

supruzhestwo.ru

Подросткам о смысле жизни

Подростковый и юношеский возраст – то самое время, когда со школьниками можно и нужно говорить о таком важном понятии, как смысл жизни, о его сути. Но такой разговор, безусловно, непрост.

Надеемся, что предложенный материал поможет ученикам сфокусироваться на главных аспектах поиска смысла жизни и станет толчком для развития в себе необходимых способностей, например рефлексии.

Понятие смысла жизни

Кто я? Зачем я? В чем смысл моего существования? Зачем я живу? Ради чего я живу? Наступает момент, и каждый человек начинает задавать себе и другим подобные вопросы. Наступление времени такого рода вопросов говорит о том, что человек вышел из возраста детства и начал понимать самого себя, задумываться о том, как и зачем ему жить. Это очень важные вопросы, и без нахождения своих, личных ответов на них трудно жить, работать, строить отношения с другими людьми. Но найти свой личный ответ легче, если знаешь о том, как на подобные вопросы отвечали другие люди, что известно о таких поисках философии, психологии, как описаны поиски смысла в великих произведениях мирового искусства. То есть познакомившись с опытом других людей и целых поколений.

Говоря о смысле жизни, люди имеют в виду что-то, что придает жизни ценность, выходящую за рамки самого существования человека, за его хорошее или плохое самочувствие или чью-то оценку. Это что-то не связано с конкретной ситуацией, но оно позволяет людям оценивать любую ситуацию своей жизни – прошлое, настоящее, будущее – под определенным углом зрения. С чем-то, что настолько важно, что ему стоит посвятить жизнь, стоит страдать или преодолевать трудности. А радостям и наслаждениям это что-то придает глубину и особенную значимость.

Можно сказать, что смысл жизни – это знаменатель, позволяющий нам оценивать всё, что с нами произошло, происходит или может произойти. Благодаря ему мы расставляем приоритеты в целях и судим о собственной жизни. Получается, смысл стоит выше целей и ценностей.

В конкретных жизненных ситуациях мы ставим цели и стремимся к их достижению: «Я хочу научиться играть на синтезаторе», «Я хочу попасть в финал Всероссийской олимпиады по физике в этом году», «Я хочу поступить в медицинский институт». Выбирая цели, мы руководствуемся определенными ценностями: «Хочу получить профессию, которая позволит мне помогать людям», «Мне нравится писать музыку», «Я хочу доказать себе, что способен стать лучшим в физике…».

Но все наши цели и ценности становятся по-настоящему важными, когда над ними, как вершина, как купол, настроен смысл, то есть ответ на вопрос: «Ради чего?». Не всем людям важно понять, почему мы живем, но всем нам необходимо иметь ответ на вопрос, как нам жить. Именно для ответа на этот вопрос нам нужно понимание смысла.

Рис.1. Масштаб понятия «смысл жизни»

Таким образом, смысл – это значение, которое придается жизни человека вообще и личной жизни в частности. Понятие смысла по масштабу соотносимо не с конкретным желанием, не с эпизодом в жизни, а с жизнью в целом (Рис.1).

Смысл освещает и придает значение всему, что делает человек, помогает правильно расставить акценты и критически отнестись к сделанному и задуманному. Как писал известный мыслитель ХХ века Карл Юнг, «человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в сказке, рассказанной идиотом».

Личный смысл жизни

В философии и психологии принято разводить понятия «смысл жизни» и «личный смысл жизни». Когда говорят о смысле жизни человека вообще, то чаще всего – это рассуждения о тех значениях, которые вкладывают в жизнь человека, его рождение, развитие и смерть различные философские течения и религии. Все мировые религии видят смысл человеческой жизни в служении и осуществлении замысла, выходящего за пределы самого человека и человечества в целом. Как правило, он предполагает наличие определенного разумного духовного начала, дающего человеку и человечеству этот самый смысл. Каждая религия обозначает его своими терминами, толкует в рамках своей традиции. В рамках философии тоже есть различные понимания смысла жизни человека вообще. Выбирая веру или определенный философский взгляд на жизнь, каждый из нас выбирает тот или иной высший смысл жизни. Но это не снимает с каждого из нас задачи определиться также с личным смыслом существования.

Известный психолог рубежа ХХ– ХI веков предложил нам классификацию личных смыслов жизни, назвав среди них альтруизм, преданность делу, творчество, гедонизм (получение удовольствий), саморазвитие (Рис. 2).

Рис.2. Классификация личных смыслов жизни

Альтруизм (служение другим).

«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее», – говорил Альберт Эйнштейн. Служить другим, проявлять милосердие и оказывал поддержку слабым и больным, воспитывать и наставлять детей, участвовать в благотворительности – эти цели дают ощущение смысла многим людям. Многие философы и психологи признают, что человек устроен так, что его по-настоящему радует только то, что доставляет радость другим. Именно поэтому служение людям для многих становится самым осмысленным и самым желанным образом жизни. Выбор таких профессий, как врач, педагог, социальный работник и многих других также связан с осуществлением данного смысла.

Преданность делу.

Историк и философ Уилл Дюран писал в своей работе «О смысле жизни»: «Соединиться с целым, трудиться для него телом и душой. Смысл жизни заключен в возможности, которую она нам дает, – создать нечто большее, чем мы сами…». Приобщаясь к большому и значимому делу, человек чувствует себя значимым, нужным. Он работает на результат, который будет важен для мира и после его личного ухода из жизни. Это придает сил, наполняет уверенностью многих людей. Таким делом может быть участие в создании новейшей техники, лекарства от серьезной болезни, архитектурного шедевра и много другого. Непосредственная роль человека в этом деле может быть довольно скромной, но для обретения смысла достаточно чувства принадлежности к большому целому.

Творчество.

Создание чего-то нового, отмеченного красотой или гармонией – источник смысла для большинства людей, обладающих тем или иным талантом. Творчество не нуждается в ответе на вопрос «зачем?», оно само по себе имеет значение для того, кто посвящает ему всего себя. Но даже если и нет особых талантов, творческий подход к своей ежедневной работе, к приготовлению пищи, к игре, учебе, общению с друзьями, проявлению любви, уходу за домом добавляет жизни человека осмысленности независимости от уровня его достатка и физического здоровья.

Гедонизм (стремление к удовольствиям).

Согласно этой точке зрения, жизнь состоит просто в том, чтобы наполнять свое время, сохранять чувство удивления перед чудом мира, погружаться в естественный поток переживаний, искать и находить разнообразные удовольствия: чувственные, интеллектуальные, физические… Наполненность жизни яркими событиями и переживаниями и придает ей значение и смысл. У такого взгляда на жизнь всегда были свои сторонники и противники, и он имеет право на существование, как и все остальные.

Саморазвитие.

«Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим», – так написал известный писатель Ричард Бах. Саморазвитие, раскрытие своих талантов, самовыражение, самосовершенствование – для многих людей сегодня это слова, исполненные высокого значения. Эти люди рассматривают деятельность по раскрытию своего личного потенциала как главный смысл своей жизни. Выбор профессии, образа и места жительства, хобби, стиля общения в семье и воспитании своих детей – всё это может рассматриваться как возможность самопознания и саморазвития.

Среди перечисленных видов смысла нет хороших и плохих, правильных или неправильных. Гораздо важнее, что они есть, и забота каждого человека – найти среди них самый близкий или создать свой собственный смысл жизни

В поисках смысла

Поиск личного смысла – это особая деятельность, особая работа личности, которая может быть обозначена как осмысление. Особое значение такая работа приобретает в подростковом и юношеском возрасте, хотя и зрелые люди время от времени встают перед необходимостью переосмыслять свою жизнь. Поиск личного смысла может протекать поразному. Во-первых, это знакомство со смыслами, уже открытыми раньше другими людьми. Знакомство, примерка и присвоение. Можно сказать, что в этом случае человек заново открывает для себя смысл, давно известный человечеству. В этом нет ничего унизительного или нелепого. Это нормальный путь развития личности, присвоения, как принято говорить сегодня, культурного кода человечества. Чтение художественной литературы, знакомство с шедеврами искусства, биографиями и высказываниями великих людей, судьбами людей, живших в различные эпохи, помогают открыть для себя различные смыслы жизни. Открыть, примерить и, возможно, выбрать для себя.

Во-вторых, это смыслотворчество, создание новых смыслов. Каждое поколение людей вносит что-то новое в историю человечества. И обогащает потомков своим уникальным опытом поисков смыслов и достижения целей. Так, например, сегодняшние школьники сталкиваются с новой реальностью жизни человечества – виртуальной, информационной культурой. Значительная часть жизни многих современных людей проходит внутри информационных потоков, в виртуальном общении с другими людьми. Никогда еще человечество не сталкивалось с задачей поиска смысла жизни в такой ситуации. Тебе и твоим современникам предстоит выдержать испытание виртуальной реальностью и найти способы остаться людьми.

Поиск смысла жизни – это особая работа не только души, но и ума. Об этом нужно уметь думать, то есть обладать особой умственной способностью. Она называется рефлексией. Великий философ Дж.Локк следующим образом объяснял, что такое рефлексия: «Представим себе, что в голове человека сидит другой маленький человечек, который наблюдает и фиксирует, что делает большой человек. Эти наблюдения и осознание опыта и есть рефлексия».

Рефлексия – это способность, позволяющая человеку делать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, самого себя предметом внутреннего анализа и оценки. Благодаря рефлексии мы можем анализировать себя, оценивать, решать, что нам нравится, а что нет. И при необходимости и желании – изменять себя.

Рефлексия может помочь нам в размышлениях о смысле жизни. Заглядывая в себя, мы можем определиться с тем, что нам действительно важно, что находится на вершине нашего «Я»: желание помогать другим, быть нужным людям? Способствовать улучшению мира? Реализовывать свой талант? Познавать тайны мира? Жить ярко и насыщенно? Быть причастным к чему-то действительно большому и важному? Совершенствовать себя?

Потребность в смысле – одна из самых загадочных особенностей человека. И вместе с тем – одна из самых важных. Нет ничего более тупикового для развития человека и безнадежного для обретения им счастья, как состояние смыслоутраты. Можно сказать, что забота о смысле собственной жизни – это одна из главных человеческих забот с того момента, как он осознает себя как самостоятельную личность, и до самого конца жизни.

Марина Битянова, к.психол.н.

rebenok.mirtesen.ru

Диалог с подростком о смысле жизни

Сегодняшняя жизнь подростка: фильмы, ужасы, компьютерные игры, боевики с монстрами. Где превратные, зверские уничтожения кого-то и чего-то.

Категорично запретить, это значит объявить войну. А подростки любят играть в молчанку. Им это на руку. Лучше отмолчаться, но своё вершить. Беспрерывной «лайкой» не хочет быть ни одна мать. И приходиться искать выход из положения. Самое главное… это вывести подростка на разговор. Даже, если, будет уходить от разговора? Насильно, припугнуть, но остановить. Высокий тон, не даст уйти от разговора, от ответа.

Как ни странно, в школе до учеников… не доводят жизненные «уроки». Например: что такое смысл жизни? В чём заключается он? Жизненная позиция человека? Родителей не выбирают? Уважение, как к родителям, так и к старшему поколению?

Есть предмет «Учимся учиться». Оценки не ставятся, но какие-то баллы должны. А, что этот предмет доносит до учеников? Только поверхностное и в неполном объёме. А учиться уму разуму — надо всю жизнь. Проводятся тесты. Но от них не откладываются и не задерживаются знания и мысли.

Подросток, вроде безобидный, прыщавый мальчишка, а в себе столько таит негатива и когда, он выпускает свой «пар» вне дома, он становится маленьким, прыщавым «монстром». Не уважают родителей, всегда и во всём винят, только их

Мой сын — подросток 12 лет… учится в 6 классе. Не хилиган, не замечался никогда в кражах, в воровстве. Не ругается матом, никогда не замечала, от него запаха спиртного или едкого запаха после курения. Он положительный пацан, учится нормально, самостоятельно может себя обслужить, домосед. Но у нас проблемы. И я считаю, что надо искоренять сейчас, а не потом. Меня настораживает его скрытность, немногословие. В человеке происходят возрастные изменения, с которыми он сталкивается, можно сказать «незнаючи». У меня ничего не спрашивает, стесняется. А с отцом не живём. Как нам быть? Он убегает от диалога. А всё, что скапливается в его голове, приводит на размышление. Ему в край надо выплёскивать все эмоции, т. к. в организме идёт «революция гармонов». И я решила на диалог его вызвать в принудительном порядке, так, как по доброй воле раскрутить не получается.

Началось всё с того, что он не готовит, вообще уроки. Учиться со второй смены, очень, поздно… ложиться спать…. помехи, телевизор, компьютер. Утром спит долго, встаёт, поест и в школу. И как ни странно, постоянно «не задают» им. Утром, не до умывания, глаза «плашкой» и быстрее тычет кнопки компьютера. На замечания не реагирует. На мои крики — отвечает высоким тоном.

— Иди, умойся. В ответ : «Потом».

— Уроки, почему не делаешь? « В ответ:» Нам не задали или я уже сделал«.

— Когда? Ты спал до обеда? В ответ:» Да, нам…, да, у нас… и т. д. т. п. « Меня это не устраивает, конечно я начинаю себя накручивать. Как-то его попросила…

— Сходи в магазин. В ответ:»Нет… не хочу«

— Хлеба нет! В ответ:» А, я без хлеба«.

И, так надоели отказы, он просто не уважает меня, как личность, как мать… посчитала я. По дому помогает, только когда заставлю, не проявляет желания. И, что делать с сыном? Попуститься? Не хочет, значит оставить в покое?

Нет, ни в коем случае! Из этого «недуга» надо вытаскивать обеими руками, сил не хватит в руках, «помощника»… что под руку попадётся. Я срываюсь и делаю, ему встряску. Вот, тогда испуг… его пробуждает. И вот, тогда, его, чуть… можно расшевелить. Я просто задаю, простой вопрос:

— Чего добиваешься этим? Он: « Не знаю».

— В чём смысл жизни твоей? В ответ:« Не знаю». А ты, вообще знаешь, что, это такое? Он:« Да, чтобы жить! »

«Не знаешь научим, не хочешь, заставим! » Но, это не только, чтобы жить?!

Во-первых: ты рождён — человеком, а не животным! Твой разум — человеческий… должен мыслить, расценивать, планировать, думать, фантазировать. А ты, как « омёба«. Живёшь с компьютерными монстрами. Живого интереса нет, только вертуальная западня. Спортом — не занимаешься, хотя бы дома… с гантелями, пресс покачал, отжался, экспандером позанимался. Себя надо готовить к армии.

Во-вторых: ты не «Маугли»!? У него не было родителей, его воспитывал » животный мир«. Это мультик. У тебя есть родители, от которых получил заряд жизненной энергии. Не надо забывать о нас.

Мать — надо уважать, ценить и благотворить. Свою любовь не скрывать, не надо этого стесняться. Я, и только я, для тебя могу быть » скорой помощью« во всех вопросах. Будь мне другом… и я тебе стану »старшей сестрой«.

Отец — это проводник, от него заряд получил. Дышишь, живёшь… это значит. Надо считаться с родителями. Мы не посторонние люди. Мы тебя любим. И ты, это должен знать и понимать. Так, как любят за всё хорошее. Не любят за всё плохое.

Смысл жизни — это жить и ценить каждый миг, каждое мгновение. Не тратить время впустую. Себя проявлять хорошими поступками. Строить планы и достигать намеченные цели. Уважительно относиться к старшим и уважать и любить своих родителей.

Моя цель: Сыну внедрить в сердце молодое, что нами правит Господь. По его Воле, мы живём и дышим. А родителей, не выбирают, Господь благословляет на пару, души роднятся, воплощаются и происходит единомышленное решение создать человечка. И наш выбор, опять же благословляет Бог. И это маленькое чудо… открывает серце матери и отцу, своим появлением. Детский смех, крошка-малышка украшает жизнь, заполняет позитивом. Но маленькое »чудо« — имеет свойства подростать, расти, крепнуть… взрослеть.

А потом, хамить, грубить, огрызаться, психовать, игнорировать, врать. оговаривать, злиться, ненавидеть, презирать. Эти качества плохие для человека, тем, более для подростка. Так как подросток, это ещё мальчик, несовершеннолетний.

Бог — это добро. Зло — это сатана. И теперь выбирай с кем быть и жить. Кого выберишь с тем и останешься. Всё в твоих руках.

Смысл жизни — это твой выбор.

БАЖТА

06.03.12

www.mrwolf.ru