Методика смысложизненные ориентации д а леонтьева: Недопустимое название — Psylab.info
Особенности смысложизненных ориентаций у студентов
Аннотация. Встатье раскрыто понятие «смысложизненные ориентации». Описаны особенностейсмысложизненных ориентаций у студентов, выбравших заочную форму обучения в вузе.
Ключевые слова: студенты, смысложизненные ориентации, жизненные смыслы.
В современной психологии активно изучается проблемы смысла жизни как одна из основных явлений становления человека как личности.
Проблемой смысла жизни раскрывается в трудах философов (Н. Бердяев, А. Введенский, Т. Мореев, Е. Трубецкой, Р. Розанов, С. Франк и др.) и отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова и др.).
Так, Л.С. Выготский под смысловыми образованиями личности понимал динамические смысловые системы, несущие в себе особое отражение действительности, ее знак и эмоционально-личное, пристрастное к ней отношение [6].
А. Н. Леонтьев ввел понятие личностный смысл как субъектно-личностную значимость того или иного жизненного явления. Он отмечал, что смысл отражает сознательное субъективное отражение собственной жизни. [3]. Личностный смысл приобретают различные проявления культуры, общественные отношения, нормы, ценности идеалы, поступки, то есть все, что становиться для человека «значением для меня» [3, с. 304]. Становление личности, с точки зрения А.Н. Леонтьева, это «вертикальное движение сознания», в результате которого происходит расстановка смыслов, где на вершине оказывается главный жизненный мотив-цель, как смысл всей жизни.
Продолжение этой точки зрения встречается у К. А. Абульхановой-Славской, которая определяет смысл жизни как «ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления. Смысл жизни – психологическое средство переживания жизни в процессе ее осуществления» [1]. Отношение к действительности, отраженное в сознании, и есть смысл, но он сам не связывает сознание и внешний мир, эту функцию выполняет деятельность личности, которая направляется смыслом. Поскольку деятельность и внешняя ситуация изменчива, то и смысл неустойчив и подвержен изменениям.
В ряде работ (В.Э. Чудновский, Д.А. Леонтьев, Г.В. Акопов и других) понятие смысла жизни отождествляется с понятием смысложизненных ориентаций. При этом Д.А. Леонтьев раскрывает содержание данного феномена как сложные социально-психологические образования порождаются реальными значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта и бытия, они значимы по отношению ко всему жизненному пути личности (включая прошлое, настоящее, будущее), задают направление и границы самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей – ценностей [4].
Таким образом, смысложизненные ориентации не исчерпываются одной жизненной целью, а представляет собой иерархическую структуру смыслов.
Как пишет В.Э Чудновский, смысложизненные ориентации — проявление высокого уровня сформированности направленности личности, иными словами — «смысложизненной направленности личности», то есть такой структуры личности, в которой ведущее место занимают мотивы поиска человеком смысла своего существования, построения своей судьбы [7].
Итак, смысложизненные ориентации – это регуляторы или механизмы направленной деятельности человека как субъекта и как личности. Они представляют собой обобщенную структурно-иерархическую и динамическую систему представлений, которые являются субъективными составляющими феномена смысла жизни.
Анализ литературе по вопросам субъективной картины жизненного пути позволил определить направление экспериментального исследования. Целью нашей работы стало выявление особенностей субъективной картины жизненного пути у студентов, выбравших заочную форму обучения в Вузе.
Объектом исследования являлась субъективная картина жизненного пути; в качестве предмета исследования выступили особенности субъективной картины жизненного пути в зрелом возрасте. Экспериментальную выборку составили 55 человек. Из них 23% — мужчины, 77% — женщины. Минимальный возраст – 20 лет, максимальный – 49 лет. Средний возраст испытуемых — 32 года.
Для выявления особенностей субъективной картины жизненного пути нами были использованы «Тест смысложизненных ориентаций», предложенный Д. Крамбо и Л.Махолика (адаптация Д.А.Леонтьева) [5]. и «Методика исследования системы жизненных смыслов», разработанная В.Ю. Котляковым [2].
Анализ полученных данных по методике «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьева) позволил нам выявить у испытуемых степень осмысленности жизни, преобладающие смысложизненные ориентации и вариант локус контроля.
Рассмотрим полученные значения по каждому фактору.
1. «Цели в жизни». У студентов, выбравших заочную форму обучения, значительно преобладают высокие баллы по данному фактору. Это позволяет характеризовать их как достаточно целеустремленных людей, имеющих цели на будущее, придающие жизни направленность, осмысленность и временную перспективу. Данные результаты естественны для зрелого возраста и обусловлены их возрастными особенностями испытуемых данной выборки.
Низкие показатели по данному фактору были выявлены у 19 % опрошенных. Это указывает на то, что испытуемые, отнесенные к данной группе живут сегодняшним или вчерашним днем.
2. «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни».
По данному фактору 32% респондентов показали высокие баллы. Их можно характеризовать как гедонистов, т.е. наслаждающихся жизнью, получающих от нее реальное удовлетворение. Они умеют получать удовольствие от повседневных забот, их радуют даже обычные мелочи.
Низкие баллы по данному фактору выявлены у 11%. Это признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем. Таких людей не радуют повседневные события, их не удивить приятными мелочами. При этом они могут придавать жизни полноценный смысл своими воспоминаниями о прошлом или нацеленностью в будущее. По мнению таких людей, жизнь когда-либо была хорошей, или станет таковой в будущем, но сиюминутное положение дел их не устраивает.
3. «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией».
Данный фактор отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Большинство испытуемых (51 % от общей выборки) показали высокую степень удовлетворенности прожитой частью жизни, высокую степень ощущения продуктивности и осмысленности пройденной части жизни.
Низкие баллы у 6% испытуемых проявляют неудовлетворенность прожитой частью своей жизни, они жалеют о чем-то, чего не сделали, или наоборот сделали в прошлом.
Преобладание высоких баллов по данной шкале можно считать оправданным, т.к. выборку составляют испытуемые зрелого возраста, которых можно рассматривать как сформировавшиеся личности.
4. «Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)». 47% студентов заочного отделения, представляют себя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, не зависимо от складывающихся обстоятельств, у них присутствует уверенность в возможности контроля над событиями собственной жизни.
45 % опрошенных студентов показали средние баллы по данному фактору, что свидетельствует о наличии богатого жизненного опыта, его качественного разнообразия. Это позволяет испытуемым судить об относительных возможностях контроля над жизненными событиями.
Низкие баллы по данному фактору выявлены у 7% опрошенных. Это указывает на неверие в возможность контролировать события собственной жизни, у них присутствует апатия, нежелание менять что-либо в свой жизни.
5. «Локус контроля – жизнь, или управляемость жизнью».
В данной выборке значительно преобладают средние показатели по данному фактору (53 % испытуемых). Это свидетельствует о том, что студенты осознают невозможность тотального контроля над событиями собственной жизни, они оставляют место случаю в череде жизненных ситуаций.
Однако незначительное число респондентов (24 % от общей выборки) показали высокие баллы по фактору «Локус контроля – жизнь». У них наблюдается убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Таких людей называют «хозяином» своей собственной жизни.
В эксперименте была выявлено группа, продемонстрировавшая низкие баллы по данному фактору (23% испытуемых). Их отличает убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Таким образом, результаты методики показали, что в данной выборке испытуемых преобладает высокая степень осмысленности жизненных целей, средние показатели по интенсивности эмоциональной насыщенности жизни, высокая степень удовлетворенности жизнью, средние показатели по «Локус контроля – жизнь»
Далее с помощью «Методики исследования системы жизненных смыслов» (В.Ю. Котляков) мы выявили степень значимости различных смысловых категорий у представителей студенчества. Эта методика позволила нам понять, что смысл человеческой жизни не может быть сведён к какой-либо простой формуле, а скорее всего, представляет собой сложно организованную систему смыслов. Результаты анализа данных приведены рисунке 1.
Рис. 1. Распределение испытуемых по группам, в зависимости от типов жизненных смыслов, %
Анализ полученных данных говорит о том, в данной выборке преобладают «Семейные смыслы» (42 % испытуемых). Это говорит о преобладании ценности семьи, важности принадлежности к семье. Такие респонденты чтят семейные традиции и стараются соблюдать все семейные правила. Такие люди стараются не действовать вразрез с интересами семьи, так как считают их первостепенно важными. Для студентов – заочников характерно стремление заботиться о судьбе родных и близких людях, жить ради семьи.
У 40% испытуемых были выявлены высокие баллы по шкале «Когнитивные смыслы», что указывает на стремление познавать жизнь, разбираться в противоречиях окружающего мира и собственной личности, искать смыслы и причины происходящего. У таких людей имеется твердая система убеждений и ценностей, которыми они руководствуется в различных ситуациях. Это своего рода «личная конституция», которой человек старается придерживаться.
На третьей позиции по степени значимости жизненных смыслов оказались «Коммуникативные смыслы» (37% опрошенных). Такие люди ориентированы на общение, легко взаимодействуют с окружающими. Общение для них – это источник удовлетворения и эмоционального насыщения. Важным является получение интересной и разнообразной информации в процессе общения. Если общение не дает ничего нового – такие люди стараются свести его к минимуму.
Категорию «Альтруистические смыслы» как значимые выбрали 32% испытуемых. Респонденты, отнесенные к данной группе находят удовлетворение в бескорыстной помощи людям, не ожидая за это награды. Они легко могут помочь прохожему на улице, или бесплатно работать в реабилитационных центрах. От окружающих они ждут такого же отклика, но не найдя его, глубоко разочаровываются.
23% опрошенных показали высокие баллы по шкале «гедонические жизненные смыслы». Можно сказать, что они любят комфорт и удобство во всех его проявлениях – начиная одеждой и заканчивая социальным окружением. Такие люди уделяют много времени обстановке дома, стремясь к удобству и функциональности, то же самое можно сказать и об их окружении – рядом находятся только те, с кем комфортно этому человеку.
«Экзистенциальные смыслы» преобладают у 19% опрошенных. Они стремятся наполнить свою жизнь особым смыслом – кто-то погружается в работу, кто-то ищет этот смысл в искусстве и т.д. Для них значимо иметь возможность самостоятельно делать выбор. Они стремятся испытывать любовь во всех ее проявлениях.
«Смыслы самореализации» попали в категорию ведущих ценностных смыслов у 18% студентов заочного отделения. Такие люди постоянно совершенствуют свою личность и свои способности и умения, они не останавливаются на достигнутом. У таких людей есть кумир, который представляет собой совокупность идеальных характеристик, и является образцом для самовоспитания.
Категорию «Статусные смыслы» как значимую отметили 17% опрошенных, для которых важен собственный статус и положение в обществе. Того же они требуют и от окружающих. Они стремятся активно строить карьеру, добиваться успехов и признания окружающих. Людей они «по одежке» встречают, но провожают не «по уму», а по все той же одежке. Люди, обладающие высоким социальным статусом притягивают их, они стремятся быть равными с ними.
Таким образом, для данной выборки испытуемых характерно преобладание альтруистических, коммуникативных, семейных и когнитивных жизненных смыслов.
На основе анализа полученных данных можно описать усредненный вариант черт «типичного студента», выбравшего заочную форму обучения. Это достаточно целеустремленный человек, ощущающий себя хозяином жизни, но признающие возможность происхождения случайных, незапланированных событий. Он ощущает ответственность за выбор совершаемых действий. В значительной степени удовлетворен прожитой частью жизни, не лишает себя удовольствия эмоционально и насыщенно проживать свою жизнь. Ведущими смыслами жизни для него являются семья и познание нового. Следует подчеркнуть, что реальные особенности ис пытуемых в определенной мере отличаются от усредненного профиля в ту или иную сторону.
Ссылки на источники
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни — СПб.: Алетейя, 2001.
2. Котляков В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов //Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Вып. 2. — , Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2000.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999.
5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М., 1992
6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир //Проблемы общей психологии. – Спб.: «Питер», 2000.
7. Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности // Психологический журнал, 2004, т. 25, №1.
Тенденции индивидуальных различий смысложизненных ориентаций у студентов-психологов
Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №4(9) Апрель, 2017
УДК 159.923.2
Дата публикации 30.04.2017
Левщанова Виктория Валерьевна
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород
Катунова Валерия Валерьевна
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород
Аннотация: Статья посвящена анализу формирования системы смысложизненных ориентаций у студентов направления психологии. Проблема формирования смысложизненных ориентаций сопряжена с поиском ответов на вопросы о сущности смысла жизни, ценностных ориентаций, смыслообразования. В статье представлены результаты исследования системы смысложизненных ориентаций у студентов-психологов. Особое внимание уделяется выявлению различий смысложизненных ориентаций учебно-профессиональной деятельности студентов психологического направления. Данные проведения эмпирического исследования с помощью методики СЖО в модификации Д.А. Леонтьева показали, что у студентов-психологов индивидуальные различия смысложизненных результатов выражены слабо.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, смысл жизни, ценностные ориентации, студенты-психологи, индивидуальные различия
Levshchanova Victoria Valeryevna
N. I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (SUNN), Nizhny Novgorod
Katunova Valeriya Valerevna
N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (SUNN), Nizhny Novgorod
Abstract: Results of the analysis of formation the meaning of life orientations at students of the direction of psychology are presented in article. The formation problem the meaning of life orientations is interfaced to formation of valuable orientations, formations of vital sense. Results of research the meaning of life orientations at students of the direction of psychology are presented in article. The special attention is paid to detection of distinctions the meaning of life orientations of educational and professional activity of students of the direction of psychology. Results of empirical research with use of a technique of D.A. Leontyev showed that at student`s individual distinctions the meaning of life orientations are expressed poorly.
Keywords: meaning of life orientations, meaning of life, valuable orientations, students, individual distinctions
Актуальность проблемы выраженности смысложизненных ориентаций у студентов как отдельной социальной группы в настоящее время обусловлена кардинальными преобразованиями в политической, экономической, духовной сферах нашего общества. Радикальные изменения в последние годы происходят в ценностных ориентациях личности и поступках людей всех возрастных групп [3]. При этом наиболее ярко система формирования смыслов и ориентаций в жизни проявляется в периоды взросления и зрелости личности, к которым относятся именно студенчество. Высокий уровень интеллектуального и социального развития, как правило присущий студентам гуманитарных направлений подготовки, позволяет рассматривать их как ярких представителей тенденций выраженности жизненных ориентаций.
Изучению теоретического и практического уровней исследования смысложизненных ориентаций посвящены работы отечественных психологов К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Э. Чудновского, М.С. Яницкого и др. За рубежом проблема смысла жизни и смысложизненных ориентаций исследовалась в психоанализе (З. Фрейд), аналитической психологии (К. Юнг), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).
Смысложизненные ориентации человека часто рассматриваются в психологии как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, в тесной связи с понятиями «ценностные ориентации», «жизненные цели» и «смысл жизни». В.Э. Чудновский [7, с. 4] определяет смысложизненные ориентации как целостную систему сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход. Согласно мнению В.Э. Чудновского [9], смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными», т.е. адекватными и способствовать позитивному развитию личности.
Другое значение этого понятия связано с определением смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [5] как сложные социально-психологические образования, порождаются реальными, значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта и бытия, они значимы по отношению ко всему жизненному пути личности (включая прошлое, настоящее, будущее), задают направление и границы самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей – ценностей. На основе этой научной позиции Д.А. Леонтьевым была разработана его известная методика «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО), созданная на основе адаптации теста «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика, являющегося, в свою очередь, операционализацией теории стремления к смыслу В. Франкла.
Понятие смысла широко используется в деятельностном подходе. Согласно А.Н. Леонтьеву, личностный смысл порождается отношением мотива к цели [7, с. 4]. В концепции Б.С. Братуся смысл представлен как сложная динамическая система, которая и обуславливает всю жизнедеятельность человека [4]. Д.А. Леонтьев рассматривает смысл как «принцип регуляции поведения человека его жизненным миром как целым» [5]. В известном определении К.А. Абульхановой-Славской смысл жизни представляется как ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления [1]. В.Э. Чудновский определяет смысл жизни как «идею, содержащую в себе цель жизни человека, «присвоенную» им и ставшую для него ценностью чрезвычайно высокого порядка, потеря которой может привести к решению человека покончить со своим существованием на земле» [8, с. 215].
В юношеском возрасте создаются предпосылки для проявления психологического новообразования – смысла жизни, которое развивается на основе становления главного мотива (жизненной цели), выявления и формулирования главной задачи, связанной с отдалённым будущим. Осознание смысложизненных ориентиров в этот период приобретает перспективную стратегическую направленность, свободу от влияния соблазнов ситуации и сиюминутных, импульсивных побуждений. Возраст юности характеризуется, прежде всего, тем, что внутренний мир и индивидуальные смысловые ориентации приобретают самодостаточность, переходящую в сверхценность. Формируются предпосылки для становления высшей системы регуляции, характерной для зрелой автономной личности – системы, основанной на логике свободного выбора [3, с. 29].
Период студенчества является сензитивным для становления смысловой сферы, смысложизненных ориентаций личности в связи с актуализацией проблемы личностного и профессионального самоопределения, формированием собственных взглядов, убеждений, системы идеалов и ценностей, развитием рефлексии и мировоззрения. Однако период активного поиска смысла жизни студентами осложняется недостатком жизненного опыта и знаний. В плане личностного становления период обучения в вузе является достаточно значимым, так как именно на этом этапе происходит процесс формирования личности в профессиональной деятельности, развития ее профессиональных способностей и самосовершенствования, определяется жизненная позиция человека, формируется отношение к деятельности как учебной, так и профессиональной [2]. Таким образом, в учебно-профессиональной деятельности студентов происходит формирование новых жизненных ориентаций, совершенствование рефлексивных навыков и, как следствие, жизнь начинает осмысливаться ими иначе.
Целью нашего исследования стало выявление различий смысложизненных ориентаций учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов, в котором приняли участие 32 респондента. Испытуемые – студенты 3 курса отделения психологии факультета социальных наук ННГУ им. Лобачевского. Нами было выдвинуто предположение о том, что индивидуальные различия смысложизненных ориентаций у студентов, обучающихся на одном направлении (будущих психологов), имеют высокую степень однородности. Для проведения эмпирического исследования нами была использована методика СЖО в модификации Д.А. Леонтьева [6].
Полученные результаты в процентном соотношении представлены на диаграмме (рис 1).
Рисунок 1. Уровень сформированности смысложизненных ориентаций у студентов психологического направления вуза, %
По шкале «Осмысленность целей» у 21,8% был выявлен низкий уровень сформированности смысложизненных ориентаций. Это говорит о том, что у этих испытуемых не обнаруживается стремление к реализации смысла жизни. Возможно, они не удовлетворены прожитой частью своей жизни и настоящим временем, им трудно осмыслить то, что происходит с ними сейчас. Вероятно, они не верят в свои силы, а также в возможность повлиять на происходящее, что может свидетельствовать о низком локусе контроля-Я. Таким людям трудно нести ответственность за свои поступки. Кроме того, у них нет ясных, осмысленных целей в будущем. Отчасти это связано с тем, что в старших классах школы не была качественно проведена профориентационная работа, что приводит к сомнениям в выборе направления образования и будущей профессии, а также из-за недостатка и незнания имеющихся у студентов ресурсов для дальнейшего развития в выбранной области.
Высокий уровень сформированности смысложизненных ориентаций отмечен у 43,7% студентов-психологов. Высокие показатели по данной шкале могут свидетельствовать о том, что эти студенты воспринимают прошедшие этапы своей жизни, как осмысленные, жизнь в настоящем приносит удовлетворение, вызывает интерес и наполнена различными эмоциями. Можно предположить, что испытуемые имеют ясные цели в будущем, направлены на реализацию своих возможностей. Эти испытуемые, вероятно, стараются построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Соответственно, здесь мы можем наблюдать высокий локус контроля-Я.
По шкале «Интерес к жизни» низкие показатели имеют 21,8% студентов. Это может означать, что у этих испытуемых наблюдается неудовлетворенность своей жизнью в настоящем; при этом ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее. Высокие показатели по шкале «Интерес жизни» имеют 37,5% испытуемых. У этих студентов высокие показатели могут быть связаны с наличием жизненных целей в будущем и присутствия смысла жизни. Также это может быть связано с тем, что у испытуемых имеется много близких по времени и легко осуществимых целей, которые приносят удовольствие.
По шкале «Суммарный балл» низкий уровень сформированности представлений о жизни имеют 9,3% испытуемых. Это может свидетельствовать о том, что эти испытуемые не знают, чего ждать в дальнейшем от жизни, у них нет планов и целей на будущее. Они не отвечают за свою судьбу, вероятно, списывают все на случайность. Возможно, у таких испытуемых существует угроза меланхолии, депрессии, тревожности. Высокий уровень сформированности представлений о жизни встречается у 28,1% студентов-психологов. Это может означать, что испытуемые видят свою жизнь целостной, руководствуются в жизни собственными целями, что также может свидетельствовать о высоком уровне самоактуализации личности.
Стоит обратить внимание на тех испытуемых, результаты которых выделяются на фоне остальных. Высокие показатели по шкалам «Осмысленность целей» и «Интерес к жизни» имеют 25% испытуемых. Предположительно, характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни человека осмысленность, направленность и временную перспективу.
Высокие показатели по шкале «Осмысленность целей» и низкие показатели по шкале «Интерес к жизни» встречается у 6,25% испытуемых. Это может означать, что у этих испытуемых слишком много целей, но т.к. уровень интереса низкий, то соответственно достижение целей поверхностное. Это может свидетельствовать о дисгармонии целей и интересов
Низкие показатели по шкалам «Осмысленность целей» и «Интерес к жизни» выявлены у 9,37% студентов-психологов. В этом случае можно предположить о выраженном экстернальном локусе контроля и низком уровне субъективного контроля в области неудач. Можно предположить так же, что такие люди не могут определиться с тем, что нужно в дальнейшем.
В результате статистической проверки результатов проведенного нами исследования с помощью критерия Стьюдента установлено, что выборка студентов является достаточно однородной (значение однородности по Стьюденту при p=0,05 составляет 0,5). Можно предположить, что единообразие учебно-профессиональных ориентаций в рамках обучения в вузе способствует формированию высокой смысложизненной ориентации у будущих психологов.
Выводы. Исходя из полученных данных, результаты по методике Д.А. Леонтьева могут быть обусловлены как возрастными особенностями испытуемых (позднее юношество – ранняя зрелость), так и рядом некоторых факторов, способствующих формированию смысложизненных ориентаций у испытуемых. В качестве таких факторов могут служить семья, ценности, социальные установки, образование (а именно выбранная специализация, т.к. студенты идут в эту специальность в связи с интересами, с конкретными целями), возрастающее влияние СМИ, уровень ответственности, а также самостоятельность и самоопределение. Особое внимание следует уделить характеристике переломных моментов в возрастном развитии, соотнести их специфику с особенностями жизненных смыслов.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Антюхов А.В., Фомин Н.В. Теоретическая модель формирования профессиональной компетентности выпускника вуза // Вестник Брянского государственного университета. – 2011. №3. – С. 120-129.
3. Беспутина И.Ф. Формирование смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 106–110.
4. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. –М.: Смысл, 2000. – 18 с.
7. Хайбулаева А.Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде: дисс. … канд. психол. наук. – М., 2015. – 194 с.
8. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Из-бранные труды. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 768 с.
9. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. – № 2. – С. 74-80.
← Предыдущая статьяАнализ системы жизненных ценностей юношества на примере студентов направления психологии
Следующая статья →Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях модернизации высшего образования
Расскажите о нас своим друзьям:
Microsoft Word — 168_ICSDCBR.
docx%PDF-1.3 % 27 0 объект >>>]/ON[54 0 R]/Порядок[]/RBGroups[]>>/OCGs[54 0 R 84 0 R]>>/Страницы 3 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 83 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 88 0 R>> эндообъект 53 0 объект >поток 2019-11-12T03:19:20ZWord2019-11-18T23:27+01:002019-11-18T23:27+01:00Mac OS X 10.13.6 Quartz PDFContextapplication/pdf
bff71dc8-49bf-4d9b-ad8e-8d5e5e4d757a.pdf
%PDF-1.7 % 1 0 obj>/язык(en-US)>> эндообъект 1074 0 объект > поток