Методики диагностики детей: Методики психологической диагностики детей 6-7 лет. | Учебно-методический материал на тему:

Содержание

Методика диагностики развития ребенка | Дефектология Проф

Назад в журнал

Методика диагностики развития ребенка

Методика диагностики развития ребенка

  Читать в источнике

Существуют различные методики диагностики развития детей дошкольного возраста.

Бесплатные занятия с логопедом

Подробнее

Бесплатный курс ИКТ для детей

Подробнее

Существуют различные методики диагностики развития детей дошкольного возраста. Ими пользуются педагоги и психологи в детских садах. В нашей статье мы подробнее рассмотрим что это за методики и зачем они нужны.

Первые 7 лет жизни психологи и педагоги обычно делят на 2 возрастных этапа для проведения диагностики развития. Первый — это возраст от рождения до трех лет и второй — это от трех до семи лет. Мы рассмотрим второй возрастной этап.

Диагностика детей более старшего возраста очень отличается по методам и способам проведения от диагностики детей дошкольного возраста. Важно не путать методы ее проведения, чтобы результаты были достоверными и точными.

Основным принципом проведения методик является принцип наблюдения за ребенком. Психолог создает различные игровые ситуации и смотрит за поведением детей, стараясь не вмешиваться в процесс. Диагностика развития ребенка  проводится в несколько этапов и направлений. Она направлена на то, чтобы психолог-педагог смог оценить на сколько развита у ребенка речь, понимание, внимательность, мыслительная деятельность и память. Рассмотрим каждое направление по отдельности более подробно:

  • Речь. Для определения уровня развития педагог дает различные задания ребенку, которые дадут понять как хорошо ребенок говорит, какой у него словарный запас, правильно ли он выстраивает предложения и формулирует вопросы;
  • Понимание. В этом направление педагог просит ребенка что-то сделать, дает какие-то задания и наблюдает на сколько хорошо малыш его понял, правильно ли он выполняет поручение;
  • Внимательность.
    К возрасту 6-7 лет ребенок должен уметь неплохо сосредотачиваться и концентрироваться. Если при выполнении какого-то задания у малыша возникают какие-то трудности, то психолог наблюдает как быстро он ищет пути решения и делает выводы. Диагностика развития детей дошкольного возраста направлена на выявление каких-либо проблем в развитии, чтобы вовремя их исправить. Иначе ребенку в дальнейшем будет сложно учиться в школе;
  • Мыслительная деятельность. В этом направлении педагог может показать ребенку какую-то картинку или прочитать сказку, а потом попросить пересказать ее или описать то, что было нарисовано на картинке. Также во время постановочной игры педагог наблюдает за тем, как ребенок делает какие-то выводы и выполняет несложные логические задания;
  • Память. Это направление делится на 3 составляющие, у ребенка проверяется долговременная, кратковременная и ассоциативная память:
  1. Для проверки долговременной памяти психолог просит ребенка рассказать о том что делал малыш с утра или вчера, или несколько дней назад;
  2. Для проверки кратковременной памяти психолог показывает ребенку несколько картинок, потом убирает их и просит рассказать что было изображено на картинке, какого цвета или формы предмет;
  3. При проверке ассоциативной памяти психолог дает ребенку задание на проверку ассоциации между каким-то предметами, например вода и море, дерево и лес.  

Также диагностика развития детей дошкольного возраста направлена на проверку готовности малыша к школе. Насколько он хорошо знает алфавит, умеет ли читать, писать, считать. В старшей группе детского сада воспитатели обязательно проводят различные занятия, чтобы подготовить малыша к переходу в новый этап его жизни.

При диагностики развития дошкольников психолог обязательно должен наблюдать за эмоциональным состоянием ребенка. Не вызывают ли определенные задания у малыша каких-то негативных эмоций, как он реагирует на поставленные задачи.

Стоит отметить, что диагностика может проводиться как в индивидуальном порядке с ребенком, так и в группе детей. Чаще всего все методы диагностики устные, но иногда психолог проводит письменные тесты, в зависимости от возраста ребенка и его умениям.

Опубликовано: 30.11.2021


Для скачивания пожалуйста авторизуйтесь

Войти в личный кабинет

Быстрая регистрация

Забыли пароль?

  Вся информация взята из открытых источников.


Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Хотите не только читать? Берите безлимитную карту!

Действует 365 дней с момента подключения карты

Видео-практика

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт.

— Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

При партнёрстве с Московским педагогическим государственным университетом

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-67907 от 06.12.2016 г.

При государственной поддержке институтов России

Лицензия на образовательную деятельность института №040434

Свидетельство о государственной регистрации Института

Внесение сведений в ФРДО РФ

Свидетельство о постановке на учет Российской организации

Система добровольной сертификации

Готовый тест по дисциплине «Диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» для УрИПКиП (sdo.urgaps.ru).



или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Вопрос 1

Какие методики используются при психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста?

Выберите один или несколько ответов:

a.  методики диагностики особенностей общения детей с ровесниками и взрослыми 

b. методики диагностики личностного развития ребенка 

c. методики диагностики речевого развития 

d. методики диагностики познавательных процессов ребенка 

e. методик диагностики мотивационно-потребностной сферы

f. методики диагностики эмоционально-волевой сферы

Вопрос 2

Особенно важно для поступления в школу наличие волевых проявлений поведения и развитие умения произвольно регулировать свою деятельность. Это верно?

Выберите один ответ:

a. верно 

b. неверно

Вопрос 3

При поступлении в школу в рамках психолого-педагогической диагностики изучают волевые проявлений в процессе деятельности, обращают внимание на …

Выберите один ответ:

a.  умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым

b. может ли ребенок самостоятельно ставить цель и руководствоваться ей  И насколько развита общая эрудиция ребенка

c. действии, достигать результата

d. умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции

e. сформирована ли у ребенка дисциплинированность

f. как ребенок реагирует на требования

g. все ответы верные 

Вопрос 4

При поступлении в школу в рамках психолого-педагогической диагностики изучают какие волевые качества сформированы у ребенка –

Выберите один ответ:

a. дисциплинированность

b. самостоятельность

c. настойчивость

d. организованность

e. инициативность

f. все ответы верные 

Вопрос 5

Приобретение познавательными процессами произвольности начинается у ребенка примерно с двух-трехлетнего возраста и завершается к 10 годам. Это верно?

Выберите один ответ:

a. верно

b. неверно 

Вопрос 6

При проведении психодиагностики детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста следует иметь в виду как изменение формы игры, так и возникновение нового вида социальной активности, ведущей за собой психологическое развитие ребенка, — межличностного общения. Методики психодиагностики следует подбирать так, чтобы они предполагали не только наблюдение за детьми в индивидуальной предметной деятельности, но и в коллективной игре сюжетно-ролевого плана между собой. При этом не особо важно соблюдение правил, а важно распределение ролей в игре. Это верно?

Выберите один ответ:

a. верно

b. неверно 

Вопрос 7

Большая часть тестов для младенцев предназначена для исследования сенсомоторного развития (способность держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметом глазами и т. д.). Это верно?

Выберите один ответ:

a. верно 

b. неверно

Вопрос 8

В отечественной психологии диагностика младенцев включает следующие аспекты:

Выберите один или несколько ответов:

a. социальная ситуация развития 

b. уровень развития ведущей и других видов деятельности 

c. новообразования эмоционально-личностного и познавательного развития 

d. особенности развития познавательной сферы

e. особенности взаимодействия с родными в семье

Вопрос 9

Переход количественных накоплений в психическом развитии в новое качество – это

Выберите один ответ:

a. кризис 

b. сензитивный период

c. ведущая деятельность

d. новообразование

e. нет верного ответа

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Диагностика СДВГ у детей: рекомендации и информация для родителей

Ваш педиатр определит, есть ли у вашего ребенка СДВГ, используя стандартные рекомендации, разработанные Американской академией педиатрии. Эти рекомендации по диагностике предназначены специально для детей в возрасте от 4 до 18 лет.

Диагностика СДВГ у детей младше 4 лет затруднена. Это связано с тем, что младшие дети очень быстро меняются. Также труднее диагностировать СДВГ, когда ребенок становится подростком.

Единого теста на СДВГ не существует. Этот процесс требует нескольких шагов и включает в себя сбор большого количества информации из нескольких источников. Вы, ваш ребенок, школа вашего ребенка и другие опекуны должны участвовать в оценке поведения вашего ребенка.

Дети с СДВГ проявляют определенные признаки невнимательности, гиперактивности и/или импульсивности. См. поведения, перечисленные в таблице ниже.

Ваш педиатр оценит поведение вашего ребенка по сравнению с поведением других детей его возраста на основе информации, предоставленной о вашем ребенке вами, ее учителем и любыми другими опекунами, которые проводят время с вашим ребенком, например тренерами или работники по уходу за детьми.

Следующие рекомендации используются для подтверждения диагноза СДВГ: 

  • Симптомы проявляются в 2 или более условиях, например дома, в школе и в социальных ситуациях, и вызывают некоторые нарушения.
  • У ребенка в возрасте от 4 до 17 лет необходимо выявить 6 или более симптомов.
  • У ребенка 17 лет и старше должны быть выявлены 5 или более симптомов.
  • Симптомы значительно ухудшают способность вашего ребенка функционировать в некоторых сферах повседневной жизни, таких как учеба, отношения с вами и братьями и сестрами, отношения с друзьями или способность функционировать в группах, таких как спортивные команды.
  • Симптомы появляются до достижения ребенком 12-летнего возраста. Однако они не могут быть признаны симптомами СДВГ, пока ребенок не станет старше.
  • Симптомы продолжаются более 6 месяцев.

Помимо наблюдения за поведением вашего ребенка, педиатр проведет физикальное и неврологическое обследование. Полный медицинский анамнез потребуется, чтобы представить поведение вашего ребенка в контексте и выявить другие условия, которые могут повлиять на ее поведение. Ваш педиатр также поговорит с вашим ребенком о том, как ваш ребенок ведет себя и чувствует.

Ваш педиатр может направить вашего ребенка к узкому педиатру или психиатру, если есть проблемы в одной из следующих областей: 

  • Умственная отсталость (ранее называвшаяся умственной отсталостью)
  • Нарушение развития, такое как проблемы с речью, двигательные проблемы или неспособность к обучению
  • Хроническое заболевание, лечение лекарствами, которые могут мешать обучению
  • Проблемы со зрением и/или слухом
  • Насилие в анамнезе
  • Серьезная тревога или глубокая депрессия
  • Тяжелая агрессия
  • Возможное судорожное расстройство
  • Возможное расстройство сна

Как родители могут помочь в постановке диагноза?

Как родитель вы будете предоставлять важную информацию о поведении вашего ребенка и о том, как это влияет на его жизнь дома, в школе и в других социальных условиях. Ваш педиатр захочет узнать, какие симптомы проявляются у вашего ребенка, как долго они проявляются и как поведение влияет на вашего ребенка и вашу семью. Возможно, вам придется заполнить контрольные списки или шкалы оценок поведения вашего ребенка.

Кроме того, если вы поделитесь своей семейной историей, вы сможете получить важную информацию о состоянии вашего ребенка.

Помните о безопасности:

Если у вашего ребенка проявляются какие-либо симптомы СДВГ, очень важно уделять пристальное внимание безопасности. Ребенок с СДВГ может не всегда осознавать опасность и легко получить травму. Будьте особенно осторожны рядом с:

  • Движением транспорта
  • Огнестрельным оружием
  • Плавательными бассейнами
  • Инструментами, такими как газонокосилки
  • Ядовитыми химическими веществами, чистящими средствами или лекарствами

Какое участие будет принимать школа моего ребенка?

Для постановки точного диагноза вашему педиатру потребуется получить информацию о вашем ребенке непосредственно от классного руководителя вашего ребенка или другого школьного специалиста. Дети в возрасте от 4 лет и старше большую часть времени бодрствования проводят в дошкольных учреждениях или школе. Учителя дают ценную информацию. Учитель вашего ребенка может написать отчет или обсудить с вашим педиатром следующие темы: 

  • Поведение вашего ребенка в классе
  • Способы обучения вашего ребенка
  • Как долго симптомы были проблемой
  • Как симптомы влияют на успеваемость вашего ребенка в школе
  • Способы адаптации школьной программы, чтобы помочь вашему ребенку симптомы

Кроме того, вашему педиатру могут понадобиться табели успеваемости, стандартизированные тесты и образцы школьных заданий вашего ребенка.

Какое участие будут принимать другие лица, ухаживающие за моим ребенком?

Другие опекуны также могут предоставить важную информацию о поведении вашего ребенка. Бывшие учителя, религиозные и скаутские лидеры или тренеры могут внести ценный вклад. Если ваш ребенок находится на домашнем обучении, особенно важно оценить его поведение вне дома.

Ваш ребенок может вести себя дома не так, как в других условиях. Требуется прямая информация о том, как ваш ребенок ведет себя более чем в одном месте. В этих условиях важно учитывать другие возможные причины симптомов у вашего ребенка.

В некоторых случаях для сбора информации для постановки диагноза может потребоваться участие других специалистов в области психического здоровья.

Существуют ли другие тесты на СДВГ?

Возможно, вы слышали теории о других тестах на СДВГ. В настоящее время нет других проверенных тестов на СДВГ.

Было представлено множество теорий, но исследования показали, что следующие тесты не имеют большого значения для диагностики отдельного ребенка: 

  • Скрининг на высокий уровень свинца в крови
  • Скрининг заболеваний щитовидной железы
  • Компьютеризированные непрерывные тесты работоспособности
  • Визуализирующие исследования головного мозга, такие как компьютерная томография и МРТ
  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) или исследование мозговых волн

Хотя эти тесты не помогают в диагностике СДВГ, ваш педиатр может увидеть другие признаки или симптомы у вашего ребенка, которые требуют анализов крови, исследований мозга или ЭЭГ.

Дополнительная информация на HealthyChildren.org:

  • Понимание СДВГ: информация для родителей
  • Причины СДВГ: что мы знаем сегодня
  • Лечение и целевые результаты для детей с СДВГ
  • Распространенные лекарства и методы лечения СДВГ для детей
  • Как школы могут помочь детям с СДВГ

Дополнительные ресурсы:

Ниже приведен список групп поддержки и дополнительных ресурсов для получения дополнительной информации о СДВГ. Узнайте у своего педиатра о ресурсах в вашем сообществе.

  • Национальный ресурсный центр AD/HD
  • Как диагностируется СДВГ? Видео (Understood.org)​​
  • Дети и взрослые с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (CHADD) или 800/233-4050
  • Ассоциация синдрома дефицита внимания или 856/439-9099
  • Центр информации и ресурсов для родителей
  • Национальный институт психического здоровья или 866/615-6464
  • Американская ассоциация Туретта или 888/4-TOURET (486-8738)

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

Поведенческие расстройства у детей – Better Health Channel

Резюме

Прочитать полный информационный бюллетень
  • У некоторых детей чрезвычайно сложное и вызывающее поведение, которое выходит за рамки нормы для их возраста.
  • Эти проблемы могут быть результатом временных стрессовых факторов в жизни ребенка или могут представлять собой более стойкие расстройства. Наиболее распространенные расстройства подрывного поведения включают оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD), расстройство поведения (CD) и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Мальчики чаще, чем девочки, страдают расстройствами поведения.
  • Варианты лечения включают обучение родителей навыкам управления, когнитивно-поведенческую терапию, медикаментозное лечение и лечение сопутствующих проблем.

Все маленькие дети время от времени могут быть непослушными, дерзкими и импульсивными, что совершенно нормально. Тем не менее, некоторые дети имеют чрезвычайно сложное и вызывающее поведение, которое выходит за рамки нормы для их возраста.

Наиболее распространенные деструктивные расстройства поведения включают оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD), расстройство поведения (CD) и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Эти три поведенческих расстройства имеют некоторые общие симптомы, поэтому диагностика может быть трудной и трудоемкой. У ребенка или подростка одновременно может быть два расстройства. Другие усугубляющие факторы могут включать эмоциональные проблемы, расстройства настроения, семейные трудности и злоупотребление психоактивными веществами.

Оппозиционно-вызывающее расстройство

Считается, что примерно каждый десятый ребенок в возрасте до 12 лет страдает оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР), при этом мальчиков в два раза больше, чем девочек. Некоторые из типичных форм поведения ребенка с ОВР включают:

  • легко злится, раздражается или раздражается
  • частые приступы гнева
  • часто спорит со взрослыми, особенно с самыми знакомыми взрослыми в их жизни, такими как родители
  • отказывается подчиняться правила
  • кажется, намеренно пытается раздражать или раздражать других
  • низкая самооценка
  • низкий порог фрустрации
  • стремится обвинять других в любых несчастьях или проступках.

Расстройство поведения

Детей с расстройством поведения (CD) часто считают «плохими детьми» из-за их делинквентного поведения и отказа принять правила. Считается, что около 5 процентов 10-летних детей страдают CD, причем число мальчиков превышает количество девочек в соотношении 4 к одному. Около трети детей с CD также имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Некоторые из типичных форм поведения ребенка с CD могут включать:

  • частый отказ подчиняться родителям или другим авторитетным лицам
  • повторяющиеся прогулы
  • склонность к употреблению наркотиков, включая сигареты и алкоголь, в очень раннем возрасте
  • отсутствие сочувствия к другим
  • агрессивность по отношению к животным и другим людям или проявление садистского поведения, включая издевательства и физическое или сексуальное насилие
  • склонность к дракам
  • использование оружия в драках
  • частая ложь
  • преступное поведение, такое как воровство, преднамеренное поджигание, взлом домов и вандализм
  • склонность к побегам из дома
  • суицидальные наклонности – хотя они встречаются реже.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Считается, что от 2 до 5 процентов детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), причем число мальчиков превышает количество девочек в три раза. Характеристики СДВГ могут включать:

  • Невнимательность – трудности с концентрацией внимания, забывание инструкций, переход от одной задачи к другой, ничего не завершая.
  • Импульсивность – болтливость над другими, «вспыльчивость», склонность к несчастным случаям.
  • Гиперактивность – постоянное беспокойство и беспокойство.

Факторы риска поведенческих расстройств у детей

Причины ODD, CD и ADHD неизвестны, но некоторые из факторов риска включают:

  • Пол – мальчики гораздо чаще, чем девочки, страдают расстройствами поведения. Неясно, является ли причина генетической или связана с опытом социализации.
  • Беременность и роды – осложненная беременность, преждевременные роды и низкий вес при рождении могут в некоторых случаях способствовать проблемному поведению ребенка в более позднем возрасте.
  • Темперамент – дети, которые с раннего возраста неуправляемы, темпераментны или агрессивны, более склонны к развитию поведенческих расстройств в более позднем возрасте.
  • Семейная жизнь – расстройства поведения более вероятны в неблагополучных семьях. Например, ребенок подвергается повышенному риску в семьях, где насилие в семье, бедность, плохие родительские навыки или злоупотребление психоактивными веществами являются проблемой.
  • Трудности в обучении – проблемы с чтением и письмом часто связаны с проблемами поведения.
  • Интеллектуальная инвалидность – дети с умственной отсталостью в два раза чаще страдают поведенческими расстройствами.
  • Развитие мозга – исследования показали, что области мозга, контролирующие внимание, менее активны у детей с СДВГ.

Диагностика поведенческих расстройств у детей

Деструктивные поведенческие расстройства сложны и могут включать множество различных факторов, работающих в сочетании. Например, ребенок, который демонстрирует делинквентное поведение CD, может также иметь СДВГ, тревогу, депрессию и сложную домашнюю жизнь.

Методы диагностики могут включать:

  • Диагностика специализированной службой, которая может включать педиатра, психолога или детского психиатра
  • Углубленные беседы с родителями, ребенком и учителями
  • Контрольные списки поведения или стандартизированные анкеты.

Диагноз ставится, если поведение ребенка соответствует критериям деструктивных расстройств поведения в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации.

Важно исключить острые стрессоры, которые могут нарушать поведение ребенка. Например, больной родитель или виктимизация со стороны других детей могут быть причиной внезапных изменений в типичном поведении ребенка, и эти факторы необходимо учитывать изначально.

Лечение поведенческих расстройств у детей

Нелеченные дети с поведенческими расстройствами могут вырасти и стать неполноценными взрослыми. Как правило, чем раньше вмешательство, тем лучше, вероятно, будет результат.

Крупное исследование, проведенное в США для Национального института психического здоровья и Управления школьных образовательных программ, показало, что тщательно разработанное медикаментозное и поведенческое лечение СДВГ улучшило все показатели поведения в школе и дома.

Лечение обычно многогранно и зависит от конкретного расстройства и факторов, способствующих ему, но может включать:

  • Обучение родителей – например, обучение родителей тому, как общаться со своими детьми и управлять ими.
  • Семейная терапия – вся семья помогает улучшить навыки общения и решения проблем.
  • Когнитивно-поведенческая терапия – чтобы помочь ребенку контролировать свои мысли и поведение.
  • Социальное обучение – ребенка учат важным социальным навыкам, например, тому, как вести беседу или играть вместе с другими.
  • Управление гневом – ребенка учат распознавать признаки растущего разочарования и дают ряд навыков преодоления, предназначенных для разрядки гнева и агрессивного поведения. Также преподаются методы релаксации и навыки управления стрессом.
  • Поддержка при сопутствующих проблемах – например, ребенку с трудностями в обучении будет полезна профессиональная поддержка.
  • Поощрение – многие дети с поведенческими расстройствами постоянно терпят неудачи в школе и в общении с другими. Поощрение ребенка к преуспеванию в своих особых талантах (например, в спорте) может помочь повысить самооценку.
  • Лекарство – помогает контролировать импульсивное поведение.

Где получить помощь

  • Ваш терапевт (врач) – для направления в специализированную службу ниже
  • Педиатр
  • Детский психолог
  • Детский психиатр
  • СДВГ)Внешняя ссылка
  • Королевская детская больница МельбурнаВнешняя ссылка Информационные бюллетени о проблемном поведении у детей ясельного возраста и детей младшего возрастаВнешняя ссылка, дети школьного возрастаВнешняя ссылка и подросткиВнешняя ссылка
  • Ассоциация синдрома дефицита внимания и гиперактивностиВнешняя ссылка
  • Ассоциация детей-инвалидовВнешняя ссылка Тел.