Методики диагностики познавательной сферы дошкольников: Диагностика познавательной сферы дошкольников | Картотека (младшая, средняя, старшая группа):

Диагностика познавательной сферы дошкольников | Картотека (младшая, средняя, старшая группа):

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» (Р. С. Немов)

Возраст: 3 – 5л.

Цель: исследование целостности восприятия и образного мышления.

Суть методики: состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Обработка результатов: оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка.

Методика «Коробка форм»

Автор: Н. А. Баландина

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.

Стимульный материал: ящик с прорезями и объемные вкладыши. Основания этих вкладышей соответствуют по форме прорезям ящика и представляют собой геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (овал), квадрат, многогранник.

Проведение теста: взрослый выставляет перед ребенком коробку и раскладывает фигуры-вкладыши.

Инструкция: «Посмотри внимательно, у каждой фигурки в этом домике есть свое окошечко, в которое она может войти. Внимательно посмотри на фигурку и отыщи то окошечко, которое для нее предназначено».

Методика «Разрезные картинки»

Автор: Белопольская Н. Л.

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей. 

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.

Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные на несколько частей (2-6). 

Методика «Цветные кубики»

Автор Е. А. Стребелева

Цель: выявление сформированности зрительного восприятия цвета.

Оборудование: по 2 кубика двух основных цветов – красного, желтого (для второй подгруппы – четырех цветов).

Инструкция: 2 кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой же, какой находится в руках у педагога. Затем педагог говорит: «Покажи, где красный, а теперь где желтый (зеленый, синий)». Затем взрослый просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: «Скажи, какого цвета этот кубик».

Обучающая помощь: Если ребенок не сличает цвета, то педагог применяет сначала два цвета. Если ребенок сличает цвета, но не выделяет по названию, педагог учит его выделять по названию два цвета, повторив при этом каждое названия 2–3 раза.

Дошкольный возраст

Методика «Найди и вычеркни»

Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания.

Проведение методики: Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

Обработка и оценка результатов: При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т. е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30–секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости.

Методика «Поставь значки»

Цель: оценки переключения и распределения внимания ребенка.

Проведение диагностики: Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий.

6–7 баллов – средний.

4–5 баллов – низкий.

0–3 балла – очень низкий.

Методика «Запомни и расставь точки»

Цель: оценка объема внимания ребенка.        

Описание: для диагностики используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1–2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов:

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое

количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек

8–9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек

6–7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4–5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0–3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Методика «Пройди через лабиринт»

Цель: выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления.

В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Оценка результатов в баллах.

Методика «Нелепицы»

Цель: оценка элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов в баллах.

Методика Что здесь лишнее?

Шкалы: уровень развития образно-логического мышления

Возраст: 4–5 лет.

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Назначение теста: В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Обработка и интерпретация результатов теста в баллах.

Немов Р.С. Диагностика познавательных процессов дошкольников

  • формат doc
  • размер 366.5 КБ
  • добавлен 17 апреля 2011 г.

Журнал: Практика административной работы в школе – 2003 г. – №4.

Восприятие.
Методика «Чего не хватает на этих рисунках? »
Методика «Узнай, кто это»
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках? »
Методика «Чем залатать коврик? »

Методы диагностики внимания.
Методика «Найди и вычеркни»
Методика «Проставь значки»
Методика «Запомни и расставь точки»

Смотрите также

  • формат doc
  • размер 224 КБ
  • добавлен 04 января 2011 г.

Кольцова М. М. Медлительные дети. Изд-во «Речь». 2003. 96с. (Серия Детская психология и психотерапия) Книга посвящена специфическим проблемам медлительных детей и путям их решения. Опираясь на многолетнюю экспериментальную работу лаборатории высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста, руководимую проф. М. М. Кольцовой, авторы дают подробное физиологическое обоснование поведения таких детей и рекомендации по их воспитанию и обучению.

  • формат doc
  • размер 1.14 МБ
  • добавлен 11 октября 2011 г.

Издательство: «Прогресс». Год издания: 1986. Число страниц: 256. Оглавление. Введение. Первая часть. Анализ характера межличностных контактов. Диагностика состояния контактов. Узловые моменты общения. Особенности социальной системы. Основные социальные установки личности. Вторая часть. Ценности и умения. Общие ценности. Навыки межличностного общения. Третья часть. Искусство общения. Анатомия человеческого общения. Эффективное общение. Выражение ч…

  • формат doc
  • размер 32.7 КБ
  • добавлен 12 апреля 2011 г.

Данные методические рекомендации предназначены для практического использования в диагностике уровня психического развития дошкольников. Экспериментальная методика позволяет психологу путем вербализованного представления об уровне: психического развития ребенка измерить его индивидуально-психологические особенности, определить направления и темпы их изменения, а также успешность воспитательных и обучающих воздействий. Методические рекомендации адр…

  • формат pdf
  • размер 953.77 КБ
  • добавлен 30 мая 2009 г.

Содержание: Мотивация и творчество. Характер и типы основных мотивов личности. Производительная и потребительная побудительные тенденции личности. Диагностика мотивационной сферы личности. Мотивационные характеристики и характер деятельности. Мотивационные факторы творческой, рабочей и учебной активности и их эволюция у молодежи. Социально-экономическая ситуация и индивидуальная мотивация. Творческое и отчужденное развитие личности.

  • формат doc
  • размер 16. 27 МБ
  • добавлен 18 ноября 2011 г.

Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» в картинках. 190 страниц.

  • формат doc
  • размер 918.5 КБ
  • добавлен 23 апреля 2011 г.

Москва — Обнинск: Издательство «Принтер», 2000. 180 с. В книге представлен психологический анализ режиссерской игры в «семью» у дошкольников. Содержание (оглавление) Глава первая. Роль и место игры в психическом развитии детей дошкольного возраста Многообразие теоретических подходов к изучению игры Социальные игры у животных Значение игры в развитии ребенка Генезис игровой деятельности от младшего дошкольного возраста к школьному возрасту Исполь…

  • формат doc
  • размер 238. 56 КБ
  • добавлен 12 ноября 2009 г.

Учебное пособие содержит систематический курс психологии, в котором описаны: методологические принципы и этапы исторического развития психологии как науки; основные свойств познавательных процессов, процессов регуляции и саморегуляции деятельности, процессов мышления и речи; характеристики сознания, теорий личности, общения и взаимного влияния людей. Пособие предназначено для студентов, учащихся магистратуры и аспирантов гуманитарных и естественн…

  • формат pdf
  • размер 429.84 КБ
  • добавлен 23 февраля 2011 г.

Содержание: Варианты задержанного и дисгармоничного развития. Особенности причин, механизмов и наблюдаемых проявлений. Дифференциальная диагностика и рекомендации родителям и педагогам.

Особенности механизмов формирования различных вариантов искаженного развития. Дифференциальная диагностика расстройств аутистического спектра. Поврежденное и дефицитарное развитие. Анализ результатов обследования. Диагностические методики и способы их использован…

  • формат djvu
  • размер 732.96 КБ
  • добавлен 08 февраля 2011 г.

Аркти, 2008, 60 страниц. Практическое пособие для логопедов, психологов, воспитателей детских дошкольных учреждений, а также родителей. Содержание: Значение психомоторного развития в дошкольном возрасте. Развитие мелкой моторики. Пальчиковые упражнения для младших дошкольников. Пальчиковые упражнения для старших дошкольников. Массаж и самомассаж. Массаж ушных раковин. Массаж рук, ног, головы, лица. Глазодвигательные упражнения. Упражнения для раз…

  • формат doc
  • размер 74. 25 КБ
  • добавлен 22 августа 2010 г.

Авторы представляют планирование занятий с учетом недельных лексических тем на три года обучения; планы-конспекты итоговых занятий по развитию эмпатии и подробные конспекты некоторых из них.

Что такое когнитивный и перцептивный дефицит?

Печатная страница

► Нарушения когнитивных функций и восприятия

Также известен как:  перцептивное и когнитивное расстройство, функциональные нарушения, когнитивная и перцептивная дисфункция.

Что такое когнитивный и перцептивный дефицит?

  • Познание — это психический процесс, который позволяет нам получать информацию и знания — он позволяет ребенку понимать и действовать в окружающем мире. Он включает в себя: язык, память, внимание, суждение, базу знаний, рассуждение, планирование и другие важные умственные способности.
  • Нарушения восприятия являются одним из типов расстройств обучения, которые могут включать: поступление информации в мозг (ввод), способы обработки и интерпретации информации (интеграция), способы хранения и воспроизведения памяти (память), способы использования информации ( выход). Это то, как ребенок воспринимает то, что он видит или слышит.

Оба заболевания могут быть легкими, умеренными или тяжелыми.

Что вызывает когнитивный и перцептивный дефицит?

К факторам риска относятся те, что были до рождения: пренатальные (до рождения) генетические и хромосомные аномалии, аномалии в функционировании органов ребенка (метаболические нарушения), аномалии головного мозга, заболевания матери и факторы окружающей среды (например, токсины и т. д.).

Во время родов и после рождения (перинатально и постнатально): недостаток кислорода в головном мозге ребенка (гипоксия), инфекции, родовая травма (затруднения во время родов), судорожные расстройства, тяжелая социальная депривация и другие причины.

Это может быть связано с другими распространенными нарушениями психического развития и развития нервной системы, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и другими.

Каковы симптомы когнитивного и перцептивного дефицита?

Симптомы сильно различаются и варьируются от легких затруднений в определенных частях функционирования до глубоких интеллектуальных нарушений. Если у вас есть какие-либо опасения относительно развития вашего ребенка и/или ежедневного умственного или социального функционирования (по сравнению с братьями, сестрами или другими детьми), сообщите об этом вашему педиатру, который оценит вашего ребенка и, при необходимости, направит вашего ребенка на соответствующее тестирование нервно-психического развития.

Какие есть варианты ухода?

Несмотря на то, что лекарства от умственной отсталости не существует, рекомендуется ранняя диагностика и лечение многопрофильной группой медицинского персонала для улучшения всех областей функционирования вашего ребенка по мере необходимости.


Рассмотрение: Джек Вольфсдорф, доктор медицинских наук, FAAP

Последнее обновление этой страницы: 19 ноября 2019 г. 10:28

Детская психиатрия

Команда детской психиатрии Детской больницы Никлауса использует междисциплинарный и ориентированный на семью подход к лечению различных поведенческих расстройств и состояний.

Узнать больше

Еженедельные программы поддержки

Ф.О.К.У.С. Программа

В настоящее время эта программа приостановлена ​​из-за пандемии. 8-недельная программа. Эта программа групповой терапии предназначена для детей в возрасте от 7 до 17 лет с поведенческими проблемами, включая, помимо прочего, СДВГ. Еженедельные занятия обучают инновационным методам, помогающим детям справляться со своими чувствами, развивать организационные навыки, максимизировать их способности к концентрации и навыки социализации. Узнать больше.

Группа социальных навыков

В настоящее время эта программа приостановлена ​​из-за пандемии. 8-недельная программа. Дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет приглашаются присоединиться к этой небольшой дискуссионной группе, чтобы научиться заводить, развивать и поддерживать дружеские отношения. Участники изучат базовые разговорные навыки и обсудят использование соответствующего юмора, способы электронной связи с другими и способы разрешения разногласий. Узнать больше.

Calm Kids

8-недельная программа. Calm Kids — это еженедельный курс групповой терапии, предназначенный для обучения детей методам контроля над симптомами тревоги. Дети узнают, как справляться со страхами и волнениями, определять триггеры беспокойства, как расслабить разум и тело и максимально повысить уверенность в себе. Узнать больше.

Группа обезболивания

8-недельная программа. Эта программа специально разработана для расширения возможностей детей в возрасте от 7 до 18 лет посредством сложного сенсорного опыта. Каждая сессия предназначена для обучения участников научно обоснованным методам, позволяющим лучше справляться с болью и улучшать общее качество жизни. Узнать больше.

Группа подросткового сна

Шестинедельная программа предназначена для подростков в возрасте от 12 до 17 лет, испытывающих проблемы со сном, в том числе дневную сонливость, проблемы с пробуждением по утрам, трудности с засыпанием и пробуждение посреди ночи. Цель этой группы — дать подросткам инструменты и стратегии, необходимые им для того, чтобы спать больше и лучше спать. Узнать больше.

Wise Girls Worksop

Wise Girls Workshop — это программа первичной профилактики, состоящая из шести занятий, проводимая Департаментом психологии и продуманно разработанная для расширения возможностей учащихся средних школ в возрасте 11–14 лет с помощью научно обоснованных практик. Каждая сессия длится 60 минут и включает 8-10 юных участниц.

Узнать больше.

Узнайте больше о

Дефицит внимания и расстройства обучения (СДВГ)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без нее (СДВГ) является наиболее распространенным поведенческим расстройством в детском возрасте, которым страдают от 3 до 7 процентов детей школьного возраста. Узнать больше

Психиатрическое освидетельствование

Психиатрическое освидетельствование — это процесс освидетельствования со специалистом в области психического здоровья, предназначенный для диагностики и лечения (с использованием как лекарств, так и других методов лечения) эмоциональных, поведенческих или связанных с развитием состояний или нарушений. Узнать больше

Нейропсихологический тест

Нейропсихологический тест — это медицинское обследование для оценки функции мозга. Его часто используют для оценки работы мозга и поведения после травмы или в результате заболевания центральной нервной системы. Узнать больше

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по тематике

  • Биомедицинские и медико-биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *