Методики для подросткового возраста – Методики для диагностики детей подросткового возраста

Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов

ДИАГНОСТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

6-10 лет

Пиктограмма
Разработчик  А.Р. Лурия

Направленность методики  Личностые особенности, опосредованное запоминание (проективный метод) Стимульный материал            Карточки со словами
Время проведения    1 час  
Обработка результатов        Каталог образцов

7-11 лет

Методика А. Зака «Петух»
Разработчик  А. Зак

Направленность методики  Особенности мышления детей      
Стимульный материал        Вербальные и невербальные задачи          
Время проведения    20 — 40 мин.  

Обработка результатов        Количественный и качественный анализ

 

Тест числовые ряды
Разработчик  ЯрГУ, под руководством В.Д. Шадрикова (тест Липмана)

Направленность методики  Вербальное или словесно-логическое мышление
(способность к установлению закономерностей)   
Стимульный материал        Бланк числовых рядов  Время проведения    10-15 мин.    
Обработка результатов        Ключ

 

Поиск недостающего числа
Разработчик  В.М. Блейхер

Направленность методики            Сообразительность,способность к аналитическому мышлению и установлению закономерностей     
Стимульный материал        Бланк с числами      

Время проведения    5-10 мин.      
Обработка результатов        Ключ

 

Тест геометрические фигуры

Направленность методики  Конструктивное мышление    
Стимульный материал        4 бланка с фигурами           
Время проведения    15 мин.          
Обработка результатов        Ключ

 

Методика Суахили

Разработчик  Ю.Н. Кулюткин

Направленность методики  Выявление организации эвристического поиска       
Стимульный материал        4 фразы на языке сухаили Время проведения 15-30 мин.    
Обработка результатов        Качественный анализ

 

Методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов»

предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.

 

Рисуночные тесты «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное»

Направленность методики  Личностные особенности (проективная методика)     
Стимульный материал        Лист бумаги, карандаш
Время проведения    Не ограничено         
Обработка результатов        Качественный анализ

от 8 лет

Цветовой тест М. Люшера
Разработчик  ГП»ИМАТОН», составители В. Тимофеев, Ю. Филимоненко

Направленность методики  Диагностика состояний и внутриличностных конфликтов     
Стимульный материал        Цветовые карточки (8)
Время проведения    3-5 мин.        
Обработка результатов        Количественный и качественный анализ

 

Тест рисуночной ассоциации Розенцвейга: детский вариант

Разработчик  ГП «ИМАТОН», составители А.В. Суворов, С.Е. Лукин

Направленность методики  Прогнозирование поведения в социально значимых ситуациях межличностного взаимодействия и способности адаптироваться к стрессовым ситуациям
Стимульный материал        Набор карточек (24 шт. — детский вариант, 24шт. — взрослый вариант)        
Время проведения    Не ограничено         
Обработка результатов        Количественный и качественый анализ

от 7(8) до 12 лет

Факторный личностный опросник «Кеттелл-95»: CPQ
Разработчик  ГП «ИМАТОН», составители А.А. Рукавишников, М.В. Соколова (НПЦ»Психодиакгностика»), дополнила О.И. Муляр

Направленность методики  Структура личности           
Стимульный материал  Детский вариант CPQ  -120 вопросов,
Время проведения    Детский вариант CPQ,

 

от 8 до 12 лет

Личностный опросник Р. Кеттелла CPQ для детей
Разработчик  Ярославль,НПЦ «Психодиагностика», составитель А.А. Рукавишников

Направленность методики  Структура личности (по 12 факторам)     
Стимульный материал        120 вопросов

Время проведения    40-50 мин.    
Обработка результатов        Ключ и качественный анализ

от 12 до 16 лет

Личностный опросник Р. Кеттелла HSPQ для cтаршеклассников
Разработчик  Ярославль,НПЦ «Психодиагностика», составитель А.А. Рукавишников

Направленность методики  Структура личности (по 14 факторам)     
Стимульный материал        142 вопроса  
Время проведения    40-50 мин.    
Обработка результатов        Ключ и качественный анализ

от 7 (6) до 9 лет

Методика исследования обучаемости А. Ивановой
Разработчик  ГП «ИМАТОН», составитель О.И. Муляр

Направленность методики  Исследование потенциальных возможностей ребенка, прогнозирование успешности школьного обучения       

Стимульный материал        24 карточки с геометрическими фигурами, таблица      
Время проведения    10-15 мин.    
Обработка результатов        Количественный и качественный анализ

возраст 8-12 лет

«Здравствуй, Я !»
Разработчик  Переславль-Залесский, Центр»Доверие», О.И. Заигралина, Е.И. Павлова

Направленность методики  Cамостоятельная работа учащихся в группах личностного роста
Стимульный материал        Комплект карт (39)

 

Прогрессивные матрицы Дж. Равена
Разработчик  ЯрГУ, кафедра психологии труда и инженерной психологии (экспресс-вариант)

Направленность методики  Индивидуальные особенности образного мышления           
Стимульный материал        Полный вариант — 60 карточек-матриц, экспресс-вариант — 20 карточек-матриц      Время проведения            Полный вариант — 30 мин., экспресс-вариант — 15 мин.    
Обработка результатов        Ключ

 

 

ДИАГНОСТИКА ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ

с 12 лет и взрослых со средним или ниже среднего уровнем интеллектуальных способностей

Тест интеллектуального потенциала (ТИП) — формы А и Б
Разработчик  НПЦ «Психодиагностика», И.Г. Сенин, В.И. Чирков, адаптация методики П. Ржичака (ЧССР)

Направленность методики  Оценка интеллекта у детей 

Стимульный материал        Невербальные задания (29)
Время проведения    12 мин.          
Обработка результатов        Ключ и качественный анализ

С 12 летё+

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Разработчик  г. Вологда, Центр гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», А. Н. Орел

Направленность методики  Социальные и личностные установки (склонность подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения)   
Стимульный материал        Тест-опросник ( мужской вариант-98 утверждений, женский вариант-108 утверждений)
Обработка результатов        Ключ и качественный анализ

 

Личностный опросник Айзенка

Направленность методики  Темпераментные характеристики личности
— экстра-интроверсия,
— нейротизм  
Стимульный материал        Экспресс-вариант* — 12 вопросов, форма А и В — 57 вопросов, детский вариант (ДВ) — 60 вопросов        
Время проведения    Экспресс-вариант — 3-5 мин., форма А и В — 10-15 мин., детский вариант (ДВ) — 10-15 мин.  
Обработка результатов        Ключ

 

Личностный опросник Айзенка (EPQ), НЭП
Разработчик  НПЦ «Психодиагностика», А.А. Рукавишников, Л.А. Соснина

Направленность методики  Основные личностные характеристики
— психотизм,
— экстра-интроверсия,
— нейротизм  
Стимульный материал        Юношеский вариант (от 8 до 16 лет) — опросник (81 вопрос), взрослый вариант — опросник (90 вопросов)       

Время проведения    Юношеский вариант — 20-25 мин., взрослый вариант — 12-15 мин.

11 до 18 лет

Методика Личко ( ПДО Личко)
Разработчик  НИИ им. Бехтерева

Направленность методики  Диагностика типа психопатии и акцентуации
Стимульный материал        Опросник (утверждения по 25 сферам)         
Время проведения    Не ограничено         
Обработка результатов        Ключ

 

Уровень самооценки (Методика Будасси)
Разработчик  адаптация методики Будасси

 

Направленность методики  Самооценка личности  Стимульный материал  Шкала самооценки (54 понятия)   
Время проведения    10-20 мин.    
Обработка результатов        Количественный анализ, шкала оценок

 

Тест «Желаемое Я» и «Наличное Я»           
Разработчик  В.А. Алексеев

Направленность методики  Самооценка личности
Стимульный материал        Шкала самооценки (90 характеристик) 
Время проведения    20 мин.          
Обработка результатов        Качественный анализ

 

Факторный личностный опросник «Кеттелл-95»: 16 PF, HSPQ,     
Разработчик  ГП «ИМАТОН», составители А.А. Рукавишников, М.В. Соколова (НПЦ»Психодиакгностика»), дополнила О.И. Муляр

Направленность методики  Структура личности           
Стимульный материал       
подростковый вариант HSPQ (от 12 до 16 лет) -142 вопроса,
Время проведения   
подростковый вариант HSPQ — 40-50 мин.,

14-17 лет

Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Разработчик  Институт общей и педагогической психологии, К.М. Гуревич, М. Акимов

Направленность методики  Умственное развитие подростков          
Стимульный материал        6 групп субтестов с вербальными и счетрыми заданиями       
Время проведения    45 мин.          
Обработка результатов        Ключ и качественный анализ

От 14 лет

Опросник Я. Стреляу
Разработчик  Я. Стреляу

Направленность методики  Определение основных свойств нервной системы человека    
Стимульный материал        Опросник (134 вопроса)
Время проведения    25-30 мин.    
Обработка результатов        Ключ

 

 

Тест Р. Амтхауэра (ТУС — Тест умственных способностей) — 2 варианта
Разработчик            НПЦ»Психодиагностика», И.Г. Сенин и др., адаптация теста Р. Амтхауэра

Направленность методики  Профиль выраженности основных умственных способностей, коэффициент общего интеллектуального развития         
Стимульный материал        9 субтестов с вербальными и невербальными заданиями         
Время проведения    1 — 1,5 час.     
Обработка результатов        Ключ и качественный анализ

 

 

Тест «Рука»
Разработчик НПЦ»Психодиагностика», С.И. Ерина, Н. Колесниченко, адаптация методики З. Пиотровского, Э. Вагнера

Направленность методики  Вероятность проявления агрессивных тенденций в поведении и другие особенности личности        
Стимульный материал        10 карточек (9 — с изображением руки в различных положениях, 1 — пустая)
Время проведения    15-20 мин.    
Обработка результатов        Количественный и качественный анализ

 

 

Потребность в общении
Разработчик  Московский педагогический институт

Направленность методики  Уровень развития потребности в общении     
Стимульный материал        Опросник (33 утверждения)           
Время проведения    3-5 мин.        
Обработка результатов        Количественный и качественный анализ

 

Потребность в достижениях
Разработчик  Московский педагогический институт

Направленность методики  Уровень развития потребности в достижениях          
Стимульный материал        Опросник (22 утверждения)           
Время проведения    2-3 мин.        
Обработка результатов        Количественный и качественный анализ

 

Опросник межличностных отношений
Разработчик  НПЦ «Психодиагностика», А. Рукавишников, адаптация методики FIRO B.В. Шутца

Направленность методики  Основные потребности личности в области общения, совместимость в парах и группах 
Стимульный материал        Опросник (54 утверждения)           
Время проведения    15 мин.          
Обработка результатов        Количественный и качественный анализ

варианты для взрослых, для детей и подростков

Экспресс-диагностика акцентуаций характера и пограничных нервно-психических расстройств
Разработчик  Ташкент, Институт усовершенствования врачей, Ш.А. Мурталибов, Н.Б. Фельдман, модификация опросника Литтмана-Шмишека

Направленность методики  Диагностика акцентуаций и пограничных нервно-психических
расстройств  
Стимульный материал        Опросник (114 вопросов)

 

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ),
адаптированный и ревалидизированный вариант ММРI
(подростковый вариант, женский вариант, мужской вариант)
Разработчик  Л.Н. Собчик

Направленность методики  Структурa личности           
Стимульный материал        556 утверждений     
Время проведения    1 час  
Обработка результатов        Ключ и качественный анализ

 

ДИАГНОСТИКА ВЗРОСЛЫХ

 

Методика исследования социального интеллекта
Разработчик  ГП «ИМАТОН», Е.С. Михайлова (Алешина), адаптация методики Дж. Гилфорда и М. Салливена

Направленность методики  Общий уровень социального интеллекта и частные способности к пониманию поведения людей    
Стимульный материал        Карточки с невербальными и вербальными заданиями (4 блока по 12-15 заданий)
Время проведения    30-35 мин.    
Обработка результатов        Ключ, количественный и качественный анализ

 

Методика диагностики ориентировочно-коммуникативной способности
Разработчик  ЯГПУ, В.В. Бетгер

Направленность методики  Степень выраженности ориентировочно-коммуникативной способност      
Стимульный материал        Опросник (83 вопроса)
Время проведения    Не ограничено         
Обработка результатов        Методом иерархического кластерного анализа

 

Личностный комплексный социометрический тест Заворыкина
Разработчик  А.А. Заворыкин

Направленность методики  Типология личности,особенности характера, эмоциональные чер
Стимульный материал        Опросник (102, 96, 96 вопросов) 
Обработка результатов        Количественный и качественный анализ

 

Уровень притязаний
Разработчик  Б.И. Бежанишвили

Направленность методики  Уровень притязаний личности      
Стимульный материал        Карточки с вербальными заданиями (24)        
Время проведения    10-15 мин.    
Обработка результатов        Количественный и качественный анализ

 

Шкала Мерлоу-Крауна
Разработчик  Д. Краун, Д. Мерлоу (США)

Направленность методики  Мотивация одобрения, зависимость от социального окружения    
Стимульный материал        Опросник (20 утверждений)          
Время проведения    2-3 мин.        
Обработка результатов        Ключ

 

Уровень невротизации и психопатизации

Направленность методики  Определение уровня невротизации и психопатизации  
Стимульный материал        Опросник (90 утверждений)          
Время проведения    Не ограничено         
Обработка результатов        Ключ

 

Леонгард (Смишек)
Разработчик  ГП «ИМАТОН», составитель С.Е. Лукин

Направленность методики  Определение типов акцентуации характера      
Стимульный материал        Опросник Смишека (88 вопросов),
Обработка результатов        Ключ

 

Оценивание 5-летий жизни
Разработчик  А.А. Кроник, Е.И. Головаха

 

Направленность методики  Возрастные особенности и факторы формирования представлений о продуктивности жизни
Стимульный материал        Опросник     
Время проведения    10-20 мин.    
Обработка результатов        Качественный анализ

 

Тест на самооценку
Разработчик  Будасси

Направленность методики  Самооценка личности
Стимульный материал        Шкала самооценки (47 понятий)
Время проведения    10-20 мин.    
Обработка результатов        Количественный анализ, шкала оценок

 

Модифицированная методика Фидлера
Разработчик  СПбГУ, адаптация методики Ф. Фидлера

Направленность методики  Оценка личностных и деловых качеств (в технике оценочной биполяризации)
Стимульный материал        Опросник (20 прилагательных)     
Время проведения    10-15 мин.    
Обработка результатов        Количественный и качественный анализ

 

Диагностика межличностных отношений (ДМО). Вариант методики Т. Лири
Разработчик  Л.Н. Собчик, модификация методики Т. Лири

Направленность методики  Диагностика типа межличностных отношений          
Стимульный материал        Опросник (128 характеристик)        
Время проведения    20-30 мин.    
Обработка результатов        Ключ и качественный анализ

 

Социальная чувствительность

Направленность методики  Уровень социальной чувствительности    
Стимульный материал        Опросник (36 характеристик)        
Обработка результатов        Количественный и качественный анализ

 

Факторный личностный опросник «Кеттелл-95»: 16 PF,
Разработчик  ГП «ИМАТОН», составители А.А. Рукавишников, М.В. Соколова (НПЦ»Психодиакгностика») дополнила О.И. Муляр

Направленность методики  Структура личности           
Стимульный материал       
взрослый вариант 16 PF (от 16 и старше) -187 вопросов.      
Время проведения   
взрослый вариант 16 PF — 50-60 мин.

 

Тематический апперцептивный тест — вариант Х. Хекхаузена
Разработчик  Х. Хекхаузен

Направленность методики  Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач           
Стимульный материал        Карточки (6) с изоражением различных ситуаций взаимодействия между людьми    
Время проведения    30-40 мин.    
Обработка результатов        Количественный и качественный анализ

 

ДИАГНОСТИКА РОДИТЕЛЕЙ

 

 

 

Тест-опросник родительского отношения В.В. Столина
Разработчик  В.В. Столин, А.Я. Варга

Направленность методики  Отношение родителей к своему ребенку         
Стимульный материал        Опросник (61 утверждение)           
Время проведения    15-20 мин.    
Обработка результатов        Ключ

 

Висбаденский опросник WIPPF
Разработчик  Н. Пеэешкиан, Х. Дайденбах

Направленность методики  Исследование семейных и партнерских отношений      
Стимульный материал        Опросник (85 вопросов) Время проведения         15-20 мин.    
Обработка результатов        Количественный и качественный анализ

 

Тест «Анализ семейного воспитания»

Направленность методики  Анализ семейного воспитания, видов и причин отклонений в воспитании и влиянии их на подростка  
Стимульный материал        Опросник для родителей (130 утверждений)       
Время проведения    30-40 мин.    
Обработка результатов        Количественный и качественный анализ

www.vashpsixolog.ru

Методики для подростков.

  1. Внимание

Диагностика объема внимания ребенка

Ход выполнения задания

Испытуемому на короткое время (1 сек) предъявляются по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками дается 10 секунд, 6-7 точками — 15 секунд, 8-9 точка ми — 20 секунд.

Обработка результатов

Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого. Существуют следующие нормативы:

 

I — 3 точки на двух карточках,

II — 4 точки -»-

III — 6 точек -»-

IV — 9 точек-»-

V        — 10 точек -»-

VI       — 11 точек -»-

VII      — 13 точек -»-

VIII     — 15 точек -»-

IX       — 16 точек -»-

 

Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания, III-VII — о среднем, VIII и IX — о большом.

  1. Память

Методика исследования типов памяти.

Цель: исследование уровня и особенностей развития различных видов памяти у младших школьников — зрительной, слуховой, моторной.

Оборудование: тестовые наборы слов для запоминания.

Описание: школьникам предлагаются поочередно четыре группы слов для запоминания, пробы отличаются характером • предъявления и формами организации процесса запоминания.

Инструкция и порядок работы: первая проба — слуховое запоминание. Инструкция: «Сейчас я буду вам зачитывать ряд слов. Вам необходимо внимательно прослушать и после предъявления всех слов записать запомнившиеся слова». Первый набор слов экспериментатор читает с интервалом 4—5 секунд между словами. После 10-секундного перерыва ученик записывает запомнившиеся слова.

Через некоторое время (не менее 10 минут) школьникам предлагается второй набор слов для зрительного запоминания. Инструкция: «Сейчас ты внимательно прочитаешь слова, написанные на доске (на карточке), а потом по памяти запишешь их». Третья проба — моторно-слуховое запоминание. Инструкция: «Сейчас я буду читать вслух слова, а ты вслед за мной будешь (будете) записывать их пальцем в воздухе. После предъявления всех слов надо будет записать на листе те слова, которые запомнились».

После очередного 5—10-минутного перерыва предъявляются слова для зрительно-моторно-слухового запоминания. Инструкция: «Сейчас я буду вам читать слова, а вы при этом будете следить по карточке и шепотом повторять каждое слово. Затем запишете слова, которые запомнили».

Обработка полученных данных: прежде всего подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в каждой пробе. Затем для каждой пробы вычисляется коэффициент типа памяти по следующей формуле:

С -п/ 10,

где С — коэффициент типа памяти,

п — количество правильно воспроизведенных слов.

Представление и анализ индивидуальных данных. Индивидуальные данные составляют отдельную строку в групповой таблице, в которой фиксируются четыре коэффициента типа памяти в соответствии с 4 проведенными пробами. При анализе важно обратить внимание как на абсолютные значения коэффициента, так и на их соотношение друг с другом: Чем ближе абсолютные значения коэффициентов к единице, тем лучше раз-вит у ребенка данный тип памяти. В норме коэффициент должен быть равен 0,6 — 0,8. При сравнении коэффициентов между собой можно определить ведущий тип памяти; а также ту форму запоминания, которая удается школьнику хуже всего. Полученные данные можно рассматривать и как некоторую характеристику индивидуальных психических особенностей ребенка (и в процессе обучения учитывать мнемические предпочтения ребенка), и как некоторую информацию для построения психолого-педагогической развивающей работы. В этом случае можно определить, какой тип памяти нужно развивать у ребенка.

Представление и анализ групповых данных.

Групповые данные фиксируются в общей сводной таблице; имеющей следующую форму:

Фамилии школьников

Типы памяти

зрительная

слуховая

моторно-слуховая

зрительно-моторно-слуховая

Основные линии анализа групповых данных:

• Какой тип памяти преобладает у учеников данного класса?

• Какой тип памяти наименее хорошо развит?

• Есть ли индивидуальные результаты, сильно отличающиеся от среднегрупповых, и по каким типам памяти?

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯТИПОВ ПАМЯТИ

I

СЛУХОВОЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ:

ПЕРО, ГОРА, ДЕРЕВО, ЗАМОК, ПАЛКА, КАРТОН, ЧЕРНИЛА, ПЧЕЛА, КАПУСТА, СТЕКЛО

2

ЗРИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ:

ПОЛЕ, КОСА, МОРЕ, КАМЕНЬ, КОРА, САРАЙ, ЗВОНОК КРЫСА, КУСТАРНИК, СКАЗКА

3 МОТОРНО-СЛУХОВОЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ:

ТЕЛО, ПУЛЯ, НЕВОД, ПЕСОК, КНИГА, ВЕТКА, БАЛКОН ЛАМПА, СОБАКА, ЗАГАДКА

4 ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНО-СЛУХОВОЕПРЕДЪЯВЛЕНИЕ:

РЕКА, САЖА, ТЕЛЕГА, КОЗЕЛ, УЧИТЕЛЬ, АПЕЛЬСИН ТРАВА, ВОЛК, КАРТА, ГРИБ

  1. Мышление

studfile.net

Тест (11 класс) по теме: «МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОДРОСТКОВ»

МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ.

Данные социально-психологические методики адресованы классным руководителям, воспитателям, школьным психологам, социальным педагогам — всем тем, кто в повседневной практике педагогической работы с подростками сталкивается с необходимостью анализа содержания и структуры их совместной деятельности, социально-психологических особенностей подростковой группы, характера ее влияния на личность взрослеющего человека.

 В частности, для нормально развивающейся личности в подростковом возрасте крайне важно связать себя с социально значимым делом, вызывающим уважение других. Отметим, что «социально значимое» — это не обязательно государственно-полезное. Степень и само качество социальной значимости диктует эпоха.

Представляется, что в этих условиях насущно необходимо найти тот путь и ту меру общности, которые позволят людям, сознающим свой долг перед обществом, работать с подростками не вслепую, не только согласно педагогической интуиции.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ

 СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ.

Краткое описание методики

Данная методика является опросником шкального типа и представляет собой вариант экспертной оценки ситуации в группе. В качестве экспертов выступают сами члены группы (подростки) и работающие с ними педагоги. Опросник включает в себя 45 утверждений, с каждым из которых респондент оценивает степень своего согласия \ несогласия.

Все утверждения представляют 9 шкал.

I — влияние   социально-ориентированной   деятельности на межличностные отношения

II — авторитарность педагога в целеполагании

III — авторитарность педагога в непосредственном управлении деятельностью

IV — выраженность мотива реакции на принуждение со стороны педагога

V — выраженность прагматических мотивов

VI — выраженность мотива интереса к предмету деятельности

VII — выраженность мотива интереса к общению в процессе совместной деятельности

VIII — выраженность групповых мотивов

IX — выраженность общественных мотивов

Инструкция.

«Ответьте, пожалуйста, на предлагаемые ниже вопросы. Помните, что не бывает «правильных» или «неправильных» ответов, нас интересует ваше собственное мнение. Просим дать ответам цифровые обозначения, где:

4- означает «да»,

3 — »скорее да, чем нет».

2 — «иногда да, иногда нет».

1 — «скорее нет, чем да».

0 — «нет».

Тест

Вопросы теста

ответ

1

Чем   активнее   человек   участвует   в   делах   группы (класса), тем больше ценится его мнение,

2

 Чаще мы делаем те дела, что нам приказали делать.

3

    Когда     мы     готовим     какое-нибудь     дело,     наш  руководитель занимается с каждым участником.

4

 Если бы нас не заставлял руководитель, то наша группа (класс) не занимался бы тем, что он делает.

5

 «Интересность» дела для нас важнее, чем его нужность.

6

  В общих делах группы (класса) ребятам больше всего нравится общаться друг с другом.

7

  Ребята охотнее выполняют то, за что  их   похвалят или заплатят.

8

 Выполняя свои дела, наша группа (класс) хочет добиться того, что бы о них думали хорошо.

9

  Ребята занимаются  общими  делами  группы (класса) потому, что хотят приносить пользу людям.

10

Мы обычно плохо относимся к тем, кто старается  увильнуть от работы.

11

 Когда надо обсудить общие дела, ребята чаще молчат или занимаются чем-то другим.

12

 Мы не можем изменить планы нашей группы (класса), не спросив разрешения руководителя.

13

 При первой возможности ребята стараются увильнуть от дела.

14

 Если дело неинтересное, ребята не будут его делать.

15

  У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.

16

 Когда человек участвует в делах группы (класса), он хочет, чтобы и ему была от этого какая-то польза.

17

  Когда  наша группа (класс)  придумывает новые дела, прежде всего ребята думают, что нужно группе (классу).  

18

  Если дело не приносит пользу людям, ребята не будут его делать.

19

  Для  нас важно, чтобы  каждый  понимал, зачем  мы делаем то или иное дело.

20

  Что делать, чаще предлагает руководитель, чем сами ребята.

21

  Если руководитель не будет готовить с нами какое-либо дело, то ничего не получится.

22

  В основном мы все делаем «по обязанности».

23

  Когда наша группа (класс) выбирает, что делать, ребята прежде всего думают, интересно ли это.

24

 Если в какое-либо дело включаются самые активные ребята, то за ними пойдут и остальные.

25

25   Ребята нашей группы (класса) охотнее будут что-то делать, если за это им обещана награда.

26

 

Мы заботимся о том, чтобы наша группа (класс) был дружным.

27

  Ребята    согласны    пойти    на    самую    тяжелую    и неприятную работу, если она нужна людям.

28

 Наша группа (класс) отличается от других, у нас есть свои обычаи, правила, традиции.

29

 Когда ребята нашей группы (класса) встречаются друг с другом, они обычно не говорят об его общих делах.

30

  Если общее дело группы (класса) вдруг не удастся, то руководитель не будет нас ругать и наказывать.

31

 Наша группа (класс) занимается такими же делами, что и другие группы (классы).

32

  Если дело будет интересное, то и ребята будут в нем активнее участвовать.

33

  Когда работа закончена, ребята не спешат расходиться, и продолжают общаться друг с другом.

34

 Ребят легче вовлечь в какое-либо дело, если доказать его выгодность для каждого.

35

Когда мы соревнуемся с другими, дела у нас идут лучше.

36

 Ребята стараются выполнять общие дела хорошо.

37

 Когда ребята делят между собой какую-либо работу, то они   соглашаются   делать   то,    что   им   поручают   и   не обижаются.

38

 Если руководитель что-то предлагает, то мы обычно не спорим с ним.

39

 При затруднениях мы обычно обращаемся к руководителю.

40

 Ребята сами не предлагают дел, которые нужны людям.

41

 Ребята не уходят из группы (класса) потому, что им интересны его дела.

42

  Ребята охотно участвуют в делах развлекательного характера: днях рождения, вечерах и пр.

43

 Ребята не будут участвовать в каком-либо деле, если им непонятно, что лично им это даст.

44

  Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах нашей группы (класса).

45

Ребята уважают других людей,  которые занимаются полезными делами.

Спасибо!

Ключ, обработка и интерпретация результатов.

Шкала

Утверждения

I

1,10,19,28,37

II

2,11,20,29,38

III

3,12,21,30,39

IV

4,13,22,31,40

V

7,16,25,34,43.

VI

5,14,23,32,41

VII

6,15,24,33,42

VIII

8,17,26,35,44

IX

9,18,27,36,45

Для обработки полученной информации необходимо сложить количественные значения данных респондентами ответов по каждой шкале в отдельности. Значения в баллах могут колебаться от 0 до 20. На основе полученных балльных значений строится диаграмма выраженности показателей по каждой шкале.

На основе эмпирического исследования были выделены 6 возможных уровней  сформированности социально-ориентированной деятельности в подростковой группе. Каждый уровень связан с преобладанием  в группе определенных    мотивов   деятельности,    характером их взаимоотношений и способом  педагогического руководства.

1.   Уровень   принуждения   —   характеризуется  доминированием  у подростков     мотивов  внешнего принуждения  к  совместной деятельности, отсутствием единства    мотивов деятельности  в  группе  в  целом, минимальным воздействием совместной деятельности на межличностные  отношения.  От  педагога требуется постоянный   контроль хода   деятельности   на   всех этапах   —   планировании,  реализации,  анализе.   Попытки диалогического  стиля    педагогического    общения,    как правило, себя не оправдывают и влекут за собой потерю взрослым возможностей управления группой.

2.    Пассивно-исполнительский   уровень   —   отличается   от предыдущего проявлением личной заинтересованности в совместной     деятельности,  наряду с выраженными мотивами прагматической выгоды, появляется интерес к общению  внутри  группы,  в  то  же  время  характерной чертой  группы  в   целом  остается   безынициативность и низкий уровень социальной активности.

3.  Активно-исполнительский уровень  —   представляется   наиболее типичным   для   группы   старших   подростков,   связан   с преобладанием  мотивов  личной  заинтересованности,  непосредственного удовольствия  от  участия в деятельности, выраженного интереса  к  общению. Поведение   подростков   в   группе   отличается   при   этом пониженной   организованностью   и  управляемостью  для взрослого, а       также  становлением  группового общественного мнения.  По  своим   формам   проявления данный уровень отличается значительным разнообразием.

4.  Личностно-групповой — характеризуется преобладанием мотивов групповой  ориентации, заметным повышением социальной  ответственности  группы  в  целом.  Впервые проявляются самостоятельность подростков в процессах организации   совместной   деятельности,   ориентация   на мнение группы, сплоченность. Сохраняется возможность ухода   в   интимно-личностное  общение, проявления корпоративной  замкнутости,  особенно в условиях социального непризнания группы.

5.   Коллективно-групповой  — отличается  высокой заинтересованностью в результатах деятельности всех ее участников, устойчивостью  побуждений  к совместной деятельности, опорой на групповое мнение. Проявляется идентификация себя с группой, осознание групповых целей  как собственных.

6.   Коллективный уровень — характерен высоким значением установки на социальную активность и ответственность, некоторым понижением групповых ориентации, осознание общественно  значимых  целей  как  личных.  Управление приобретает диалогический характер.

Очевидно, что о высокой эффективности воспитательной работы свидетельствует     такое положение, когда педагогический коллектив может довести каждый класс, (группу) до последних трех уровней.

МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ САМООЦЕНКИ

 ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ.

Краткое описание методики:

Методика является опросником шкального типа и представляет собой значительно модифицированный реадаптированный на подростковой выборке вариант аналогичного опросника Р. С. Немова. Опросный лист  включает в себя 60 суждений, характеризующих поведение человека и межличностные отношения в идеальном коллективе, из которых 56 суждений — рабочие, объединенные в 7 шкал по 8 суждений в каждой, а 4 -контрольные.

 Соответствующие шкалы описывают отношения, свойственные следующим характеристикам идеального коллектива:

I) ответственность

2) групповой патриотизм

3) сплоченность

4) контактность в группе

5) открытость по отношению к новичкам и другим группам

6) организованность

7) информированность о совместной деятельности и о членах группы

Инструкция.

«Ответь, пожалуйста, сколько ребят из твоего класса, (группы) обладают нижеперечисленными качествами.

 Ответы могут быть такими: «никто, меньшинство, половина, большинство, все».

Текст методики.

Вопросы теста

ответ

1

 Свои слова подтверждают делом.

2

Все вопросы решают сообща.  

3

Одинаково понимают трудности, стоящие перед классом.

4

 Радуются успехам друг друга.

5

 Помогают новичкам или ребятам из других классов.

6

 Помогают друг другу в делах.

7

 Знают задачи, стоящие перед нашим классом в целом.

8

 Требовательны друг к другу.

9

 Личные интересы подчиняют интересам класса.

10

 Одинаково проводят свободное время.

11

 Доверяют друг другу

12

 Учитывают интересы новичков.

13

 Не ссорятся, когда распределяют обязанности.

14

 Знают итоги общей работы.

15

 Никогда и ни в чем не ошибаются.

16

 Правильно оценивают общие успехи и неудачи.

17

 Не остаются равнодушными, когда задеты интересы класса.

18

Одинаково оценивают общие успехи и неудачи.

19

Помогают друг другу.

20

 К своим ребятам и ребятам из других классов предъявляют одинаковые требования

21

Самостоятельно находят и исправляют недостатки в общей работе.

22

 Знают негласные правила поведения в нашем классе.

23

 Активно участвуют во всех делах.

24

 Одинаково оценивают успехи класса.

25

 Отстаивают принятые в нашем классе правила и традиции.

26

Искренне огорчаются при неудаче товарища.

27

 Одинаково    оценивают   работу,    поведение    своих товарищей и ребят из других классов.

28

 Быстро разрешают конфликты, если они возникают при общих делах.

29

 Хорошо знают свои обязанности.

30

 Никогда и ни в чем не сомневаются.

31

 Сознательно подчиняются дисциплине.

32

 Верят в свой класс.

33

 Одинаково оценивают общие неудачи.

34

 Заботливо относятся  друг к другу.

35

 Не хвастаются перед новичками и ребятами других классов.

36

 Быстро находят между собой общий язык.

37

 Хорошо знают, чем занимаются другие ребята из класса.

38

 Общие интересы ставят выше личных.

39

 Борются с теми, кто работает против класса.

40

 Одинаково понимают, что хорошо и что плохо.

41

 Доброжелательно относятся друг к другу.

42

 Радуются успеху новичков и ребят из других классов.

43

 Берут на себя командование классом.

44

 Знают черты характера друг друга.

45

 Всегда и во всем правы.

46

 По-хозяйски относятся к классному добру.

47

 Пекутся об успехах класса.

48

 Одинаково оценивают справедливость наказаний.

49

 Уважают друг друга.

50

 Искренне огорчаются при неудачах новичков.

51

 Если нужно, принимают на себя обязанности других членов класса.

52

 Хорошо знают привычки и склонности друг друга.

53

 Активно   участвуют   в    общеклассных, школьных мероприятиях.

54

 Осуждают эгоистов, заботящихся только о себе.

55

 Имеют одинаковые убеждения.

56

 Поддерживают друг друга в трудные минуты.

57

 Согласны  работать вместе с новичками и ребятами из других  классов.

58

 В    сложных   ситуациях    действуют    слаженно    и организованно.

59

Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга.

60

Все умеют делать.

Спасибо!

Ключ и обработка результатов.

Полученные ответы преобразуются в баллы:

         «все» — 4 балла,

«большинство»- 3- балла,

«половина » — 2 балла,

«меньшинство» — 1,балл,

«никто» — 0 баллов.

Суммируются количественные значения по каждой из 7 шкал, диапазон возможных значений — от 0 до 32.

Шкала

Утверждения

I

1,8.16,23,31,38,46,53.

II

2,9,17,24,32,39,47,54.

III

3,10,18.25,33,40,48,55

IV

4,11,19,26,34,41,49,56

V

5,12,20,27,35,42,50,57

VI

6,13,21,28,36,43,51,58

VII

7,14,22,29,37,44,52,59

Под номерами 15. 30, 45 и 60 даны контрольные суждения, позволяющие судить о степени доверия к данным, полученным от того или иного респондента.

Если оценка респондента по контрольному суждению отличается от 0, то предшествующие ей оценки вплоть до ближайшего контрольного суждения с «правильным» ответом (т. е. «никто») в расчет не принимаются.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ  РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ  

В ПОДРОСТКОВОЙ  ГРУППЕ.

Краткое описание методики.

Методика представляет собой вариант экспертной взаимооценки в группе, с точки зрения выполнения той или иной роли, в ситуациях совместной деятельности  построена по аналогии с социометрической процедурой. Респондентам раздается предварительно составленный список всех членов группы и сам опросник. Необходимо ответить, кто из членов изучаемой группы возьмет на себя ту или иную роль в ряде условных ситуаций, задаваемых в опроснике. Ситуации относятся к различным типам совместной деятельности.

 Задано 4 возможных групповых роли:

1)  придумыватель — интеллектуальный лидер, «генератор идей», инициатор,

2)    руководитель    —   лидер-организатор,    своеобразный режиссер групповой жизни,

3) активный исполнитель,

4)    дезорганизатор — старающийся    уклониться  от совместной жизнедеятельности.

Инструкция.

«Представь себе вашу группу в ситуациях, описанных ниже. Постарайся определить, кто из ребят возьмет на себя те или иные роли. В каждом вопросе отметь до 3-5 человек.

Текст методики.

1. Ваша группа находится на прополке, работа скучная, жарко, всем хочется домой.

а) кто придумает новый способ, как ее сделать быстрее —

б) кто распределяет ребят по грядкам —

в) кто прополол больше всех —

г) кто укрылся в ближайшем лесочке и ждет, когда другие кончат работать?-

2. Вы готовитесь к смотру инсценированной песни.

а) кто придумал, что именно вы будете делать и как —

б) кто руководит репетициями, решает, что кому делать и как —

в) кто старательно исполняет эти указания —

г) кто выбрал для себя самую маленькую роль, в которой ничего не надо делать?-

3. Ваша группа хочет придумать спортивные соревнования и предложить их другим.

а) кто придумывает правила их проведения —

б) кто участвует в отборе команды —

в)   кто,  получив  задание,  ничего  не  спрашивая,  сразу  приступил к тренировкам-

г) кто отказался от участия?-

4. Вы решили всей группой отметить день рождения одного из ребят.

а) кто подал идею,

б)   кто   решил,   где   именно   вы   собираетесь,  кто   что приносит и пр. —

в) кому поручили приготовить подарок —

г) кто не пошел на день рождения, хотя его звали?-

5.    Вашей   группе   поручили   подготовить   какое-либо общее дело.

а) кто придумывает, что и как вы будете делать —

б) кто руководит всей подготовкой, распределяет обязанности —

в) кому поручают конкретные дела —

г) кто отказался участвовать? —

Обработка результатов.

Результаты анкетирования по каждому виду деятельности группы (например, ситуация 2) «художественная самодеятельность» сводятся в одну таблицу, в которой по горизонтали откладываются ответы каждого респондента в клетках, соответствующих отмеченным членам группы. Далее по вертикалям подсчитывается, сколько раз был отмечен тот или иной член группы в той или иной роли, а также сколькими членами группы он был отмечен в этих ролях (в данном виде деятельности). Последняя величина называется «общим индексом», а вся таблица — таблицей ролевых индексов для данного вида деятельности. По таблице ролевых индексов вычисляем обычным образом квадратичное отклонение, равное квадратному корню из частного, в котором делимое, есть сумма квадратов разностей между значениями ролевого индекса того члена группы и средним значением ролевого индекса по группе в целом, а делитель — общее число членов группы. Член группы считается «претендентом на роль», если его ролевой индекс больше или равен сумме квадратичного отклонения и среднего значения ролевого индекса.

Подобная обработка аналогична обработке социометрического опроса. Ясно, что в нашем случае высокое значение индекса свидетельствует об относительно благоприятном положении его обладателя в смысле признанности в некотором виде групповой деятельности.

Не определившиеся в какой-либо роли ученики попадают в разряд пассивных участников.

МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

 ДИАГНОСТИКИ ПОДРОСТКА.

ТЕСТ ФИЛЛИПСА

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ___________________________________ КЛАСС _______

Дата тестирования ___________________________

Инструкция: «Тебе сейчас будет предложен тест, который состоит из вопросов о том, как ты себя чувствуешь в школе. Старайся отвечать искренне, так как здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайся, но и не относись легкомысленно. Свой ответ на вопрос пиши в столбике напротив вопроса.  На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Тест методики

Вопросы теста

Ответ

1

Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2

Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3

Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4

Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5

Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6

Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7

Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8

Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9

Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10

Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11

Случается  ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12

Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13

Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14

Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15

Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16

Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17

Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18

Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19

Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20

Похож ли ты на своих одноклассников?

21

Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22

Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23

Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24

Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25

Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26

Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27

Боишься ли ты временами вступать в спор?

28

Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29

Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30

Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31

Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32

Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33

Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34

Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36

Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37

Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38

Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39

Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

40

Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41

Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42

Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44

Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45

Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46

Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47

Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48

Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49

Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50

Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51

Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52

Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53

Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54

Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55

Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56

Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57

Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58

Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

СПАСИБО!

ТЕСТ КОНДАША

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ___________________________________ КЛАСС _______

Дата тестирования ___________________________

Инструкция: «Прочти ситуации, с которыми все часто встречаются в жизни. Некоторые из них могут быть неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.  Твоя задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и  выбрать ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызывать у тебя опасение, беспокойство, тревогу или страх. Внимательно прочти каждое утверждение и выбери один из вариантов ответа, который кажется тебе наиболее верным или подходящим для тебя. Варианты ответов:

0  —  ситуация совершенно не кажется неприятной.

1  —  ситуация немного волнует, беспокоит.

2  — ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что ее лучше избежать.

3 — ситуация очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх.

4 — ситуация крайне неприятна, ее нельзя перенести, она вызывает очень сильное беспокойство, очень сильный  страх.

     Цифру, соответствующую выбранному ответу, поставь напротив утверждения. Например, утверждение «Перейти в новую школу». Если такая ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что ты предпочел бы избежать ее, то ставь  2.

     Наиболее интересна твоя первая реакция, поэтому долго не задумывайся над ответом. Но и легкомысленно тоже относиться к утверждениям не стоит. В тесте нет хороших или плохих ответов.

nsportal.ru

Материал по теме: Примерный перечень диагностического инструментария для работы психолога с «трудными» подростками (методические рекомендации)

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Киселёвский горный техникум

Методические рекомендации

Примерный перечень

диагностического инструментария

для работы психолога с «трудными» подростками

Подготовила:

Карпова Наталья Николаевна,

педагог-психолог,

первой квалификационной категории

Киселёвск, 2011


Методические рекомендации

Примерный перечень диагностического инструментария

для работы психолога с «трудными» подростками

Для составления рекомендаций педагогам и родителям, как найти подход к трудным учащимся, проводится углубленная диагностика по следующей схеме:

  1. выявляется семейный анамнез семьи
  2. тип темперамента
  3. акцентуации характера
  4. самооценка
  5. тревожность
  6. агрессивность
  7. социометрический статус в классе
  8. факторы, мешающие в учебе
  9. причина постановки на учет

Полученные данные вносятся в таблицу (см. ниже)

В случаях необходимости, недостаточности  сведений, возможна дополнительная диагностика недостающих параметров.

Ниже перечислен примерный перечень диагностического инструментария.

  1. Детско – родительские отношения:
  1. «ВРР»
  2. Рисуночный тест «Моя семья»
  3. Сказка про семью
  4. «Линия жизни»
  5. Методика Рене Жиля
  6. Информация из круга общения
  1. Общение со сверстниками:
  1. Социометрия Кориневской
  2. Солнце планеты
  1. Общение с учителями:
  1. Анкета «Школа»
  2. Анкета «Вы глазами учеников»
  3. «Экипаж»
  4. «Встреча»
  1. Когнитивная сфера:
  1. «ГИТ»
  2. «ШТУР»
  3. Пакет методик для КРО
  4. Культурно – свободный тест Кеттелла
  5. Анкета причин неуспеваемости
  1. Мотивационно – потребностная и эмоционально – личностная сферы:
  1. «Изучение акцентуаций характера» Леонгарда, Шмишека
  2. Тест «16 РF»  Кэттелла
  3. «MMPI»
  4. «ПДТ» Ярмольского
  5. Изучение тревожности Филипса
  6. Изучение агрессивности Розенцвейга.
  7. «Изучение ценностных ориентаций» М, Рокича
  8. «Изучение самооценки» Дембо – Рубенштейн
  9. «Я в конфликтной ситуации» Томас
  10. Ориентационная анкета Б. Баса – Дарке

Список использованной литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 160с.
  2. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М.: Просвещение, 1990. – 143с.
  3. Особенности обучения и психологического развития школьников 13-14 лет / Под ред. И.В.Дубровиной – М.: педагогика, 1988. – 192с.
  4. Помиратьева Н.В. Семьи с детьми: экономическое положение, социальная поддержка. – М.: 1996. – 44с.
  5. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. – 270с.
  6. Штольц Х. Каким должен быть ребенок? Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1987. – 144с.

nsportal.ru