Методики для выявления девиантного поведения подростков – Практикум по психодиагностике девиантного поведения у трудных подростков

Методика «Диагностика девиантного поведения подростка»

Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений.

Опросник «ДАП-П» является модифицированным вариантом опросника «ДАП-В» (СПб., ВМедА, кафедра психиатрии, НИЛ-7, 1999). Опросник ДАП-П направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения. Опросник состоит из 3-х блоков: склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинквентному поведению, склонность к суициду. Суммирование показателей по всем блокам определяет интегральную оценку склонности к девиантному поведению. Ниже представлен список вопросов для школьников 14-17 лет.

Опросник содержит 47 вопросов (утверждений), на каждый из которых обследуемому предлагается выбрать один из 4 вариантов ответа: «совершенно верно» (3 балла), «верно» (2 балла), «пожалуй, так» (1 балл), «нет, это совсем не так» (0 баллов).

Инструкция.

Сейчас вам будет предъявлено 47 вопросов, касающихся некоторых ваших индивидуальных психологических особенностей. Отвечая на них, вам нужно выбрать один из 4 вариантов ответа: «совершенно верно» (3 балла), «верно» (2 балла), «пожалуй, так» (1 балл), «нет, это совсем не так» (0 баллов). На каждый вопрос возможен только один вариант ответа.

Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы, поднимите руку – к вм подойдут и помогут. Если вопросов нет, приступайте к работе.

1. Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень часто причиняют мне боль.

2. «За компанию» с товарищами я могу принять большое количество алкоголя.

3. Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека.

4. Я бываю излишне груб с окружающими.

5. Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные и интересные видения, слышали странные звуки и др.

6. Среди моих друзей были такие, которые вели такой образ жизни, что мне приходилось скрывать свою дружбу от родителей.

7. Мне кажется, окружающие плохо понимают меня, не ценят и недолюбливают.

8. В последнее время я замечаю, что стал много курить. Это помогает мне отвлечься от проблем и хлопот.

9. Бывало, что по утрам у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».

10. Я всегда стремился к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.

11. Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

12. В состоянии агрессии я способен на многое.

13. Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сестры) были судимые лица.

14. Часто я испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

15. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказываются бесполезными.

16. Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду способ отплатить ему тем же.

17. Приятели, с которыми я дружу, не нравятся моим родителям.

18. Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть.

19. Я привык считать, что «око за око, зуб за зуб».

20. Я всегда раз в неделю выпиваю.

21. Если кто-то причинил мне зло, я отплачу ему тем же.

22. Бывало, что я слышал голоса внутри моей головы, звучание собственных мыслей.

23. Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять.

24. У меня есть друзья, которые любят смотреть «мультики» после приема разных веществ.

25. В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, которые активно враждуют между собой.

26. В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден принимать успокоительные средства.

27. Я пыталась освободиться от некоторых пагубных привычек.

28. Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни.

29. Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.

30. Мои родители и родственники высказывали опасения в связи с моими выпивками.

31.Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.

32. Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан.

33. В нашей школе был принят «ритуал прописки» новичков, и я активно в нем участвовал.

34. В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадежным.

35. У меня были неприятности во время учебы в связи с употреблением алкоголя.

36. Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением алкоголя.

37. Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить удовольствие.

38. Можно согласиться, с тем, что я не очень-то склонен выполнять многие законы, считаю их неразумными.

39. Среди моих близких друзей были такие, которые часто уходили из дома, бродяжничали и т.д.

40. Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) алкоголем.

41. Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс».

42. Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

43. Я не осуждаю друзей, которые курят «травку».

44. Нет ничего предосудительного в том, что люди пытаются испытать на себе некоторые необычные состояния.

45. Мои близкие друзья частенько уклонялись от учебных занятий (воспитательных мероприятий), считаю их скучными, неинтересными.

46. В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода).

47.С некоторыми своими привычками я уже не смогу справиться.

После проведения тестирования все данные заносятся в протокол № 1. Сырые баллы переводятся в стены, получаем: 1 балл – низкая склонность (или отсутствие) к девиантному поведению. 2-4 балла – средняя (значительная предрасположенность). 5 баллов – высокая склонность к девиантному поведению.

Использованная литература:

1. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика. Тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006.

infourok.ru

Методика диагностики деструктивного поведения у подростков




Методика: Диагностика деструктивного поведения у подростков




Методические материалы, под редакцией руководителя психологического отдела ГБОУ МО «Ариадна» Лукичева В.В.




девиантного поведения в подростковом возрасте




1.1.




Методический комплекс для проведения дистанционного тестирования разрабатывается с целью изучения формирования механизмов поведенческих девиаций в подростковом возрасте.




Процедура проведения тестирования предполагается в форме опроса. Респондентам (подростки, учащиеся ОУ) предлагается ответить на 85 содержательных вопросов и заполнить карточку формальных данных (пол, возраст и т.д.).




Время ответов на вопросы варьируется в пределах 10-15 минут. Вопросы универсальны для всех возрастных групп: и 13-15, и 16-18 лет. Вопросы описывают поведенческие паттерны, а респондент выражает степень согласия/несогласия с утверждением, насколько это характеризует его поведение.




Разработчиками в ходе составления вопросника были выделены 13 диагностических шкал:




  • Шкала аддиктивного потенциала




  • Шкала депрессии




  • Шкала детско-родительских отношений




  • Шкала совладания




  • Шкала УСК




  • Шкала эффективности саморегуляции




  • Шкала импульсивности (выборочно: 47, 65)




  • Шкала суицидального риска (выборочно 16, 39)




  • Суицидальный симптомокомплекс (ССК)




  • Выявление ССК означает выявление тенденций суицидального поведения, которое, в свою очередь, является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта




  • подразделяется на



    внутренние факторы:



    антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения и



    внешние факторы



    : подготовка суицида, суицидальная попытка и завершенный суицид



    (



    А. Г. Амбрумова, 1978).




  • Следует обратить внимание, что данная методика не может однозначно констатировать наличие внешних факторов (в этом случае результаты требовали бы немедленной деанонимизации анкеты и обращения к психиатрической помощи), однако может указывать на ряд внутренних факторов, таких как антивитальные переживания и пассивные суицидальные мысли. Данные психологические феномены не требуют немедленного психиатрического вмешательства, однако являются сигналом для:




  • установления психологического наблюдения за классом, где выявлены респонденты с высокими показателями по данному симптомокомплексу,




  • разработки специальных психопрофилактических мероприятий с целью предотвращения усугубления аутодеструктивных тенденций у потенциального суицидента,




  • выявления учащихся группы риска, оказания им адресной психологической и, при необходимости, медико-социальной помощи.




  • Представленная методика предлагает определять наличие ССК на основании повышения средних значений в сочетании таких шкал, как:





  • общей картины проблем конкретного образовательного пространства и последующего развития необходимых профилактических программ. Для решения данной задачи недостаточно статистических данных о проценте подростков с разной степенью выраженности аддиктивного поведения.




  • Апробация и внедрение методического комплекса




  • 1 этап: валидизация вопросов




  • На данный момент прошел апробацию на диагностическую валидность опросник, являющийся основой данной методики. В ходе исследования были проанкетированы учащиеся 13-17 лет из различных учебных заведений МО и контингент подростков, находящихся в условиях стационарной реабилитации по факту злоупотребления ПАВ в ГБОУ МО «Ариадна». Согласно гипотезе разработчиков, опросник должен был показать значительное расхождение в результатах между анкетами детей, проходящих обучение в средней школе, и реабилитантов (с тенденцией к завышению показателей по диагностически релевантным шкалам, составляющим АСК).




  • Ниже приведены результаты данного исследования:




  • Рис. 1



    представляет собой графическое отражение результатов двух групп



    респондентов, представленных единым массивом. Стрелками отмечены границы зон заполнения: синяя (учащиеся средних школ), розовая (воспитанники реабилитационного учреждения).





  • Рис. 2



    представляет собой сравнительную таблицу,



    отражающую разницу в



    средних результатах по каждой диагностической шкале у двух групп респондентов (учащиеся средних школ и воспитанники реабилитационного учреждения)




  • Рис. 2




  • Таблица сравнительных значений средних данных по шкалам по выборке воспитанников коррекционного учреждения (аддиктов) и учащихся средней школы (13-17 лет)


    Ср (адд)




    1. Ср (норм)





    1. разница





    1. Аддиктивный потенциал





    1. 30,0





    1. 25,0





    1. 5,0





    1. Депрессия





    1. 22,1





    1. 17,6





    1. 4,6





    1. Уровень субъективного контроля





    1. 15,9





    1. 15,0





    1. 0,8





    1. Шкала агрессивности враждебности





    1. 21,1





    1. 14,8





    1. 6,3





    1. Шкала антисоциальной направленности





    1. 13,0





    1. 10,6





    1. 2,4





    1. Шкала детско-родительских отношений





    1. 24,3





    1. 16,0





    1. 8,3





    1. Шкала импульсивности





    1. 14,2





    1. 11,5





    1. 2,8





    1. Шкала микросоциального риска





    1. 14,7





    1. 10,4





    1. 4,3





    1. Шкала совладания





    1. 20,1





    1. 16,0





    1. 4,1





    1. Шкала социальной желательности





    1. 1,2





    1. 1,7





    1. -0,5





    1. Шкала суицидального риска





    1. 52,3





    1. 39,6





    1. 12,7





    1. Шкала эффективности саморегуляции





    1. 19,6





    1. 17,3





    1. 2,3




  • Приведенные результаты однозначно подтверждают исходную гипотезу авторов методики, демонстрируя высокую диагностическую чувствительность вопросов.




  • Помимо статистических данных, авторами собрана содержательная обратная связь от психологов ОУ, получивших задание опросить учащихся, проходивших анкетирование, на предмет ясности и корректности задаваемых вопросов. По итогам обратной связи в опросный лист были внесены незначительные изменения.




  • Существенных нареканий и споров вопросы методики не вызвали.




  • 2 этап: апробация и внедрение методики




  • Внедрение методики




  • Внедрение методического комплекса в качестве основного инструмента социально-психологического тестирования станет возможным сразу после подведения итогов апробации.




  • Также, согласно замыслу авторов, данная методика ориентирована на развитие



    специальных психопрофилактических маршрутов



    для ОУ,



    с выявлением



    существенных рисков по тем или иным девиантным симптомокомплексам.




  • Подобная работа может быть проведена лишь при наличии ряда методических разработок, подробно описывающих психологическую сущность каждого симптомокомплекса и содержащих конкретные рекомендации по организации профильной психопрофилактики.




  • Таким образом, внедрением данного методического комплекса может считаться процесс, включающий три этапа: 1) валидизация вопросов, 2) апробация методического комплекса, 3) создание методических материалов, связывающих полученные в ходе социально-психологического тестирования статистические результаты и конкретные профилактические стратегии, предлагаемые для реализации локальным специалистам образовательных учреждений МО.





  • Суицидальный симтомокомплекс




  • Прежде всего, давайте рассмотрим один из фундаментальных тезисов современной суицидологии, мы не можем и не должны обращать внимание исключительно на суицидальное поведение, то есть внешнюю репрезентацию уже сформированного или формирующегося суицидального намерения.




  • Тем более, если мы говорим о работе с суицидальным симптомокомплексом в условиях ОУ, мы должны ясно понимать, что любая (не важно, завершенная или незавершенная попытка суицида) является прямой рекомендацией к привлечению в работу с ребенком врача психиатра. Однако данные материалы ориентированы на специалистов имеющих психолого-педагогическую квалификацию и поэтому главный акцент здесь будет сделан на формировании суицидального намерения, на образ мышления подростка, способствующий развитию и укреплению таких настроений, а также базовым рекомендациям по работе с этой группой учащихся.




  • Тем не менее, прежде чем перейти к такому рассмотрению, мы обязаны остановится на базовых представлениях, которые приняты в современной суицидологии. Эти представления необходимы, как точка опоры для ориентации в столь сложном и тонком вопросе для любого специалиста помогающей профессии.




  • Итак, первое: прежде чем рассуждать о том или ином феномене, мы должны хотя бы в первом приближении дать его базовое определение и обозначить рамки рассмотрения феномена.




  • Со времен Эмиля Дюркгейма, французского социолога и философа, наиболее простым и емким является следующее определение –



    «суицид





    это намеренное



    лишение себя жизни»



    .




  • Обратим более пристальное внимание на это определение: за его кажущейся простотой и ясностью, скрывается некоторое поле смыслов, которые необходимо раскрыть. Прежде всего, если мы следуем данному определению, то к суицидам следует относить лишь осознанные, «намеренные» факты самоубийства, но никак не случайности с трагическим исходом, которые составляют едва ли не половину всех «суицидов», приходящихся на долю подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Можно ли считать самоубийством заведомо опасное поведение подростка, забирающегося на трансформаторную вышку, осваивающего ветхие крыши старых домов, как это делают «руфферы» или выполняющего сложнейший прыжок между двумя зданиями, во время занятий паркуром? Далее, можем ли мы отнести к суицидам самоубийства,





  • элементов своего вида, а длительным тренировкам, сводящим риск в минимуму. Также, поскольку в основе любой аддикции лежит потребность в переживании все более интенсивных эмоций, мы обнаружим у такого пациента хаотичный поиск наиболее рискованных способов испытать себя, вне зависимости от общей программы тренировок в сочетании с желанием продемонстрировать собственное достижение (съемка видео, селфи и проч.) Дополнительным диагностическим фактором, который поможет специалисту выявить именно этот тип суицидального поведения – является сочетание экстремального поведения с тяжелой психологической травмой в анамнезе (у подростка это обычно утрата любимого или близкого человека)




  • Истинное суицидальное поведение:



    именно этот тип суицидального



    поведения в наибольшей степени соответствует определению, данному Э. Дюркгеймом. В данном случае, суицидент действительно видит основной целью своих действий «сведение счетов с жизнью». Весьма проблематичным для специалиста здесь оказывается тот фактор, что, хотя именно этот тип поведения приводит к завершенным попыткам суицида, но именно его труднее всего вовремя заметить и выявить, так как подлинный суицидент не стремиться «кричать о себе миру», напротив ему свойственна интенсивная внутренняя концентрация, социальная самоизоляция и избегание, как основные тенденции поведения. Тем, не менее, даже эту «тихую подготовку» непоправимого шага можно вовремя заметить и помочь человеку изменить решение. Если же мы посмотрим на проблему исключительно со статистической точки зрения, то на данный тип суицидального поведения в подростковом возрасте придется наименьший процент, по различным данным – это не более 10% всех суицидальных попыток (Абрумова А), зарубежные исследователи приводят еще более скромные цифры – не более 1%.




  • Психологические особенности личности суицидента




  • Ряд исследователей находят черты сходства некоторых личностных характеристик во время переживания человеком острого суицидального состояния с личностными особенностями лиц со стойкими суицидальными тенденциями (Абрумова А.Г., 1984; Слуцкий А.С., Замад-воров М.С., 1993 и др.). В состоянии суицидального кризиса обычно всегда «включенными» в суицидальный акт оказываются интегральные общие личностные свойства когнитивного, эмоционального и поведенческого планов. К таким характеристикам наиболее часто относят эгоцентрические особенности самосознания суицидента, сочетающиеся с его негативным отношением к себе,




  • себе имеет место и у невротика, который также считает себя жизненным неудачником, остро переживая свою неполноценность и недееспособность. У суицидента негативное отношение к себе достигает своих крайних форм.




  • Аутоагрессии обычно всегда предшествует гетероагрессия в отношении близких родственников, которая выражается в подозрительности, необоснованных обвинениях. Клиническая практика показывает, что косвенно гетероагрессия подтверждается и равнодушно-спокойным отношением к случаям самоубийства близких к суициденту людей, к трагической смерти конкретного знакомого человека и вообще к смерти. Положительная или нейтральная оценка подобных действий также может являться критерием для включения этих лиц в группу риска. Отсюда также понятно, что попытки родных воздействовать на суицидента, убедить его в возможности выхода из кризиса, указать на позитивные моменты в его жизни часто вызывают обратный эффект — противодействие и отпор и лишь усиливают аутоагрессию, пессимистическую личностную установку и депрессивные настроения.




  • Пессимистическая личностная установка



    распространяется главным образом



    на перспективы выхода из кризиса. Она является наиболее интегральным психическим образованием при суицидальном поведении. По мнению Д.Н.




  • Узнадзе (1961), установка — это неосознанное состояние психофизиологической готовности к определенному действию и поведению. Установка включает в себя как когнитивный, так и эмоциональный и поведенческий компоненты. Для суицидальной установки это: суицидальные мысли и намерения, эмоции, в которых преобладают депрессия и тревога, чувство вины, а также подготовка к реализации суицидальных действий. Если на ранних стадиях кризиса преобладают суицидальные мысли, а эмо-циональный и поведенческий компоненты выражены слабее, то на поздних





  • фазах преобладание получают суицидальные действия — подготовка и исполнение акта суицида.




  • Пессимистическая личностная установка обычно плохо поддается психотерапевтической коррекции, что также объясняется



    парано-яльностью



    суицидального состояния.



    Паронояльная акцентуация характера отличается



    ригидностью нервно-психических процессов, стереотипностью в форме следования готовым мыслительным стереотипам и поведенческим паттернам, моральным догматизмом, обидчивостью со склонностью к образованию сверхценных идей. Все это утяжеляет характер суицидального поведения у такой личности. При дезадаптации такие индивиды могут пытаться совершить суицид чаще, чем другие лица.




  • Конечно, далеко не все суициденты являются паранояльными личностями. Однако почти все суициденты обнаруживают парано-яльность не как свойство характера в преморбиде, но как характеристику суицидального состояния с практически всеми присущими ему признаками. Например, известно, что примерно треть от числа совершивших попытку самоубийства повторяют ее в течение года, а среди душевнобольных суицидентов этот риск возрастает до 60%. Эти данные говорят о ригидных стереотипных реакциях, которые находят отражение в самосознании человека, в данном случае в пессимистической установке, что это обусловлено не ситуациями, а какими-то внутренними механизмами. Высокая резистентность пессимистической личностной установки по отношению к психотерапии также свидетельствует о ригидности.




  • Структуру ценностного сознания у паранояльной личности следует оценивать, как дисгармоничную. В ней одна ведущая ценность (семья, ребенок или научное изобретение) приобретает сверхценный характер и девальвирует, оттесняет на задний план все другие ценности. В этом и состоит в данном случае повышенная опасность возникновения суицидального кризиса — если «главная ценность» теряется (например, уход из семьи любимого мужа), то и вся жизнь обесценивается, рушится вся пирамида ценностей.




  • Нечто подобное можно видеть в системе ценностей суицидента. Но если ценности личности в норме при хорошей адаптации носят жизнеутверждающий характер, связывают человека с жизнью, то в состоянии дезадаптации место ведущей ценности занимают ценности негативного плана. При суицидальном поведении такой «сверхценностью» становятся идеи ухода из жизни как иллюзорного выхода из кризиса, разрушившего всю имевшуюся систему ценностей личности суицидента. Подкрепляясь другими компонентами суици-дального поведения, т.е. аутоагрессией, депрессией, суицидальными мыслями





  • мотивами, она превращается в ценность—цель и ведет к трагической развязке.




  • Диагностика суицидального поведения.



    Известным отечественным



    суицидологом Амбрумовой А.Г. и ее сотрудниками (1983, 1988) выделено шесть типов непатологических суицидоопасных ситуационных реакций, которые встречаются у психически здоровых лиц в состоянии социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта.



    Ситуационная реакция



    — понимается как модус поведения личности, определяемый ее позицией, исходящей из собственной концепции данной ситуации. Она представляет собой оформленный структурированный ответ на ситуационную нагрузку с определенным образом эмоционально окрашенным состоянием и соответствующим ему поведением. Вид, тип, направленность и структуру реакций определяют особенности личности чело-века, причем очень важна значимость для личности данной ситуации. Отсюда у разных индивидуумов на сходные ситуации возникают разные реакции.




  • Пессимистическая ситуационная реакция





    отчетливое изменение



    мироощущения с мрачным мировоззрением, негативными суждениями и оценками, с переструктурированием системы ценностей. Риск суицида очень высокий.




  • Реакция отрицательного баланса





    характеризуется рациональным



    подведением жизненных итогов, пессимистической оценкой прожитого и будущего, твердым решением не жить. Риск суицида очень высокий.




  • Реакция дезорганизации





    в ее основе тревожный компонент,



    выраженные



    соматовегетативные проявления, чаще по типу кризов, нарушения сна. Характеризуется эта реакция «потерей точки опоры». Реакция идет с сигналом бедствия, высоким суицидальным риском. Возможен выход в быструю реализацию суицида.




  • Реакция эмоционального дисбаланса





    имеет место отчетливое



    превалирование гаммы дистимических расстройств настроения, сокращение круга социальных контактов. Риск суицида средней степени.




  • Реакция демобилизации





    отличается резкими изменениями в сфере



    контактов, мучительным переживанием одиночества, безнадежности. Характеризуется душевным дискомфортом, чувством отвергнутое™. Суицидальный риск средний



    .




  • Реакция оппозиции





    характеризуется выраженной экстрапунитивной



    позицией личности, повышающейся степенью агрессивности, возрастающей резкостью отрицательных оценок окружающих и их деятельности. Суицидальный риск средний



    .

  • infourok.ru

    Диагностика девиантного поведения

    Универсальной методикой выявления предрасположен­ности к тем или иным девиациям в поведении подростков является «Методика диагностики склонности к отклоняю­щемуся поведению» (разработана Вологодским центром гу­манитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 г.). Она имеет семь шкал.

    1. Шкала установки на социальную желательность — 15 пун­ктов.

    2. Шкала склонности к нарушению норм и правил 17 пунктов.

    3. Шкала склонности к аддиктивному поведению — 20 пун­ктов.

    4. Шкала склонности к самоповреждающему и самораз­рушающему поведению — 21 пункт.

    5. Шкала склонности к агрессии и насилию — 25 пунктов.

    6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций -15 пунктов.

    7. Шкала склонности к делинквентному поведению -20 пунктов.

    Этот опросник позволяет также оценить склонность под­ростков к двигательной расторможенности, патологическо­му фантазированию и хобби, половым девиациям, дисморфобии.

    В целом опросник включает 98 неповторяющихся пунк­тов-утверждений (приводится вариант для лиц мужского пола).

    Вопросы

    1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных то­нов.

    2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

    3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.

    4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.

    5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.

    6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.

    7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

    8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь.

    9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.

    10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность. И. Только слабые и трусливые люди выполняют все пра­вила и законы.

    12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.

    13. Я всегда говорю только правду.

    14. Если человек в меру и без вредных последствий упо­требляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это вполне нормально.

    15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к руга­тельствам.

    16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

    17. Если бы меня обидели, то я обязательно должен ото­мстить.

    18. Человек должен иметь право выпивать сколько он хо­чет и где он хочет.

    19. Если мой приятель опаздывает к назначенному време­ни, то я обычно сохраняю спокойствие.

    20. Меня обычно затрудняет требование сделать работу к определенному сроку.

    21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.

    22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

    23. Я иногда не слушаюсь родителей.

    24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопас­ность.

    25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

    26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

    27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

    28. Иногда мне так хочется сделать себе больно.

    29. Мое отношение к жизни хорошо описывает послови­ца «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

    30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

    31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.

    32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.

    33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

    34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

    35. Бывало, что я случайно попадал в драку после упо­требления спиртных напитков.

    36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

    37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.

    38. Бывает, что иногда я говорю неправду.

    39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

    40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

    41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

    42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

    43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрос­лые высказывали беспокойство по поводу того, что я не­много выпил.

    44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

    45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки -это плохое кино.

    46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощуще­ниям и переживаниям — это нормально.

    47. Иногда я скучаю на уроках.

    48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обяза­тельно потребую от него извинений.

    49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.

    50. Во время путешествий и поездок я люблю откло­няться от обычных маршрутов.

    51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищ­ных зверей.

    52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

    53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

    54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, копи. слышу неприличную шутку.

    55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

    56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

    57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

    58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

    59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить неко­торые правила и запреты.

    60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпи­вают и веселятся.

    61. Меня раздражает, когда девушки курят.

    62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

    63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

    64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

    65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

    66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, спра­ведливо приговоренного к высшей мере наказания.

    67. Удовольствие — это главное, к чему стоит стремить­ся в жизни.

    68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

    69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

    70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.

    71. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

    72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

    73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

    74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

    75. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

    76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

    77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям — это нормально.

    78. Я часто не могу сдержать свои чувства.

    79. Бывало, что я опаздывал на уроки.

    80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

    81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

    82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

    83. Иногда случалось, что я не выполнял школьное до­машнее задание.

    84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

    85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

    86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

    87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

    88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

    89. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.

    90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опас­ности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

    91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее ве­щество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не’повлечет наказания.

    92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

    93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное от­вращение.

    94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.

    95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

    96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.

    97. Временами я не могу справиться с желанием причи­нить боль другим людям.

    98. Я мог бы после небольших предварительных объясне­ний управлять вертолетом.

    studfile.net

    Причины девиантного поведения подростков — методики диагностики

    Девиантное поведение у подростков в последнее время прогрессирует с небывалой скоростью. Такая ситуация обусловлена многими причинными факторами. Основной причиной является изменение поведения в подростковом возрасте, которое в свою очередь влечет за собой негативные последствия, в результате которых появляются психические расстройства у детей. Девиантное поведение подростков в последнее время стало наблюдаться гораздо чаще, из-за этого молодые люди начинают увлекаться наркотиками, курением и алкоголем. Для того чтобы помочь подросткам избежать подобных ситуаций, необходимо проводить диагностики, а также приглашать их на психологические тренинги.

    Для выявления проблем подростков и степени их склонности к девиантному поведению, были подобраны методики и проведены исследования с целью диагностики отклоняющегося поведения. Исследование было проведено в 6 этапов, где четко видно процент тревожности и склонности к девиантному поведению. Опыты проходили в средней школе №2, поселка Башмаково, Пензенской области.

    Содержание статьи:

    1 этап – сбор информации о детях у классного руководителя и других учителей

    Здесь нужно быть узнать такую информацию:

    • О детях группы риска;
    • Проводятся ли с учениками учебно-воспитательные работы;
    • Есть конфликтные ситуации в классе и кто их зачинщики;
    • Какие у них есть увлечения;
    • Взаимоотношения;
    • Участие в школьной жизни.

    В классе, который был взят, обучается 21 ученик (13 мальчиков и 8 девочек). Здесь выявлен 1 отличник, 5 учащихся на достаточном уровне, 2 на среднем и 5 троечников. Несколько хорошистов занимают призовые места на олимпиадах районного уровня.

    В ходе исследования замечено, что дети в основном дружелюбные, сплоченные, талантливые, активно участвуют в жизни школы. Причинами конфликтов может быть чрезмерная эмоциональность, отсутствие на уроках, непослушность.

    Дети этого класса посещают различные спортивные секции. Они часто ездят на экскурсии в другие города Пензенской области. С ними постоянно работают психологи, потому трудностей с такими подростками не возникает.

    2 этап – подбор методик исследования

    Эмпирическое исследование было проведено в несколько стадий:

    1. Изучение теоретических подходов.
    2. Подбор методик.
    3. Проведение испытаний.
    4. Обработка результатов.

    В эксперименте поучаствовал 21 ученик (13 мальчиков и 8 девочек). Это ученики 6В класса, возраст которых от 12 до 13 лет. Для исследований было подобрано несколько методик:

    • Диагностики типов поведения в конфликтной ситуации: разработка К. Томаса

    Автор методики описывает 5 типичных форм поведения человека в момент конфликта. В опросе предоставлено 30 пар суждений. Ученик должен напротив каждого поставить отметку да или нет.

    После эксперимента у ребенка определится один из 5 типов поведения:

    1. Соперничество;
    2. Сотрудничество;
    3. Компромисс;
    4. Избегание конфликта;
    5. Приспособление.

    • Методика диагностики шкал тревожности: разработка Кондаш

    Данная методика позволяет определить для подростка источники тревоги или страхов. С ее помощью можно определить такие виды тревожности:

    • Школьная;
    • Межличностная;
    • Самооценочная.

    Здесь ученики должны прослушать 30 вопросов и на каждый из них поставить от 1 до 4 баллов, зависимо от того, какой уровень тревожности вызывает та или иная ситуация. Далее определяется максимальный уровень тревожности. Он составляет 120 баллов (это по 40 баллов от каждого вида тревожности):

    1. Соответственно низкий уровень тревожности от 0 до 40 баллов;
    2. От 41 до 80 умеренный;
    3. От 81 до 120 высокий.

    • Методика направленности на отметку: разработка Е.П. Ильина и Н.А. Курдюкова

    Здесь подросткам предлагается ответить на 12 вопросов, где нужно поставить да или нет. С ее помощью определяется мотивация школьников.

    • Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков : разработка А. Е. Личко

    Он включает в себя 143 утверждения, где нужно ответить да или нет. Неправильных вопросов не существует. После проведения анкетирования ведется подсчет баллов. После этого определяется тип акцентуации характера подростка.

    Наименование шкал опросника:

    1. Гипертимный тип – такие подростки отличаются хорошим, а иногда повышенным настроением. Они легко приспосабливаются в быстро меняющейся обстановке. Часто имеют хорошую самооценку, чрезвычайно гиперактивны.

    2. Циклоидный тип – если выявлен этот тип, то у детей может ухудшаться работоспособность, теряться интерес, желание остаться некоторые время самому. У таких детей тяжело переживаются любые неудачи. Также могут возникать мысли о том, что они не нужны обществу, что, в свою очередь, может стать толчком к суициду.

    3. Лабильный тип – часто происходят резкие перемены настроения (психологи называют такое явление биполярной депрессией). От этого настроения зависит общительность, работоспособность, режим сна. У таких детей большая потребность к сопереживанию. Почти все дети этого типа наделены эмоциональной лабильностью.

    4. Астено-невротический тип – у таких подростков может развиваться неврастения. Это можно заметить по повышенной утомляемости и раздражительности. Также могут возникать аффективные вспышки.

    5. Сенситивный тип. Детям с таким типом трудно даются разговоры с незнакомыми людьми (ведь они застенчивы), а со знакомыми они ведут спокойный разговор. У этих подростков сформирована адекватная (объективная) самооценка.

    6. Тревожно-педантический тип – люди этого типа зачастую не уверены в себе, опасаются за свое будущее и будущее близких. Во взрослом возрасте могут снимать стресс с помощью алкоголя, в самооценке находят в себе сочетания разных типов, которые им не свойственны. Они чрезмерно педантичны, что серьезно раздражает окружающих.

    7. Интровертированный тип – характеризуется замкнутостью человека в своем внутреннем мире. Обычно замечается хорошая самооценка. Замкнутость и сдержанность иногда помогают неплохо совмещаться с окружающими, ограничиваясь формальными контактами. Эти индивиды предпочитают неформальные формы поведения в обществе.

    8. Возбудимый тип – характеризуется раздражением и злостью. Любовь проявляется в ревности, а власть в господстве над другими. Такие персонажи принимают обдуманные решения, а не спонтанные. Предпочитают жить реальной жизнью, а не фантазиями.

    9. Демонстративный тип – проявляется в беспредельном эгоцентризме. Данные люди лживы и лицемерны. Самооценка никогда не бывает объективной.

    10. Неустойчивый тип – нежелание работать и что-то делать полезное. В их голове только праздность и развлечение. Для них характерен ранний алкоголизм. Предпочитают лишь поверхностные контакты, а также избегают любых трудностей. Их внимание удерживается только в условиях строгой дисциплины.

    • Методика диагностики агрессивности: разработка А. Басса и А. Дарки

    Здесь предоставляется 75 вопросов, где нужно стандартно ответить да или нет. Благодаря этому тесту можно увидеть следующие особенности подростка:

    • Чувство вины;
    • Обидчивость;
    • Раздражительность;
    • Физическая агрессия;
    • Словесная агрессия;
    • Негативизм.

    Также можно определить индекс общей агрессии.

    3 этап – анализ данных исследования

    Результаты проведения методики К. Томаса оказались следующими:

    • Определена шкала соперничества – здесь замечено, что такие люди бескомпромиссны, в любой ситуации, где их оскорбляют, пытаются дать отпор. Когда им задают неудобные вопросы, часто теряют самообладание. У двоих человек по этой методике высокий результат, средние показатели у 5, низкие – у 14.
    • Шкала сотрудничество – эти люди миролюбивые и терпеливы. Часто спокойно отвечают на неудобные вопросы; поздравляют в споре оппонента, если тот победил. Высокие результаты оказались у 10 человек, средние – у 7, низкие – у 4.
    • Компромисс. У 10 высокие результаты, средние – у 9, низкие –у 2-х.
    • Шкала избегание – эти люди избегают конфликтов, а также уходят от контактов с людьми, которые могут причинить им дискомфорт. Высокие результаты продемонстрировали 3 ученика, средние – 11, низкие 7.
    • Шкала приспособление. Высокие – 10, средние – 5, низкие – 6.

    Методика «Шкала тревожности» Кондаш

    • В исследовании приняли участие 21 ученик (из них 13 мужского пола и 8 женского пола).
    • По шкале школьная тревожность следующие данные: норма — 13, чрезмерно спокойная — 1, повышенная — 7.
    • По шкале самооценочная тревожность следующие данные: норма — 13, чрез-мерно спокойная — 7, повышенная — 1.
    • По шкале межличностная тревожность следующие данные: норма — 13, чрезмерно спокойная — 8, повышенная — 0.
    • По шкале общая тревожность следующие данные: норма — 11, чрезмерно спокойная — 2, повышенная – 8, высокая – 0.

    В этой группе подростков наблюдается нормальный уровень тревожности.

    Методика направленность на отметку Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой

    • Высокая оценка у 1 человека;
    • Средняя – у 14;
    • Низкая у 6.

    Данные свидетельствуют о том, что показатели у большинства учеников уровень направленности в норме.

    Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению (СОП). А. Н. Орел

    • Отсутствует склонность у 22%;
    • Нормальная тенденция 65%;
    • Высокая тенденция склонности к социальность желательности у 13%.

    Это значит, что большинство детей готовы давать такие ответы, которые приемлемы для социума.

    Склонность к преодолению норм и правил:

    • Отсутствие 57%;
    • Умеренная склонность 33%;
    • Высокая склонность 10%.

    Склонность к аддиктивному поведению:

    • Отсутствует 76%;
    • Средний показатель 19%;
    • Высокий 5%.

    Склонность к саморазрушающему поведению:

    • Отсутствует 71%;
    • Средняя 21%;
    • Высокая 5%.

    Склонность к агрессии:

    • Отсутствует 57%;
    • Средняя 29%;
    • Высокая 14%.

    Волевой контроль эмоций:

    • Отсутствует 33%;
    • Средний 57%;
    • Высокий 10%.

    Склонность к деликвентному поведению:

    • Отсутствует 76%;
    • Средняя 14%;
    • Высокая 10%.

    Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (Автор А. Е. Личко)

    Здесь установлены следующие результаты:

    1. Гипертимный, сенситивный, тревожно-педантичный, интровертованый, возбудимый и неустойчивый тип имеют по 1 ученику;
    2. Демонстративный тип – у 9 подростков;
    3. У 2-х наблюдается лабильно-демонстративный тип;
    4. Другие смешанные типы наблюдаются у остальных учеников. На каждый смешанный тип по 1 подростку.

    Методика на агрессивность Басса-Дарки

    Возьмем только высокие показатели, то есть количество детей, у которых повышенный 1 или несколько типов агрессивности.

    1. Физическая агрессия – высокие показатели: 1 человек;
    2. Вербальная – 5;
    3. Косвенная – 3;
    4. Негативизм – 2;
    5. Раздражительность – 7;
    6. Подозрительность – 8;
    7. Обидчивость – 4;
    8. Чувство вины – 2;
    9. Индекс агрессии – 4;
    10. Индекс враждебности – 2.

    4 этап – разработка коллективной работы с детьми подросткового возраста

    Для этого необходимо составить конспекты. Составляем конспекты воспитательных уроков по таким темам:

    1. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
    2. Мои эмоции и чувства.
    3. Я в конфликтных ситуациях.
    4. Мои права и права других людей.
    5. Я в своих глазах и в глазах других людей.
    6. Мир вокруг меня.
    7. Заключительный урок.

    5 этап – разработка индивидуального плана с подростками

    В ходе исследования определено, что 4 ученика имеют отклоняющееся поведение.

    Чтобы закрепить с учениками результаты и уменьшить проявление девиантного поведения, с каждым учеником нужно провести индивидуальную беседу, и попытаться узнать о том, что его беспокоит. Чем быстрее организатор эксперимента это узнает, тем быстрее можно будет избавиться от определенной проблемы.

    6 этап – подведение итогов

    Было проанализировано 21-ого подростка в школе поселка Башмаково, Пензенской области, среди которых было 13 мальчиков и 8 девочек (6В класса) в возрасте 12-13 лет. Исходя из данных исследования, можно сделать такие выводы:

    1. Данные ребята бескомпромиссные.
    2. У большинства учеников уровень тревожности находится в норме. Только у 7-ми человек уровень тревожности выше нормальных значений.
    3. Только 4 ученика отклоняются от социальных норм поведения в обществе.
    4. Агрессия и негативизм преобладает у малого процента подростков. Больше всего у учеников проявляется вербальная агрессия, то есть они любят выражать свои эмоции криками и ругательствами.

    Чтобы более подробно изучить причины девиантного поведения у подростков, можно провести исследования по описанным методикам в других школах.

    myworldwiki.com