Методики на мышление для младших школьников: Методики на мышление для младших школьников

Содержание

22.Методы диагностики мышления младших школьников

1. Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование логичности и гибкости мышления.

Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1. Бежать Кричать

стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз Конь

вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

3. Нога Глаза

сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

4. Коровы Деревья

стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

5. Малина Математика

ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

6. Рожь Яблоня

поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

7. Театр Библиотека

зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход Поезд

пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина Кастрюля

ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь Телевизор

лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

11. Дом Лестница

этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном — 4-5, о низком — менее чем 5.

2. Методика «Исключение лишнего»

Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

3. Собака, лошадь, корова, лось.

4. Стол, стул, пол, кровать.

5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

6. Очки, глаза, нос, уши.

7. Трактор, комбайн, машина, сани.

8. Москва, Киев, Волга, Минск.

9. Шум, свист, гром, град.

10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

11. Береза, сосна, дуб, роза.

12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» — это посуда, а остальное — еда).

3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний — 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием.

3. Методика «Изучение саморегуляции»

Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.

Порядок исследования. Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.

В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание — полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания ( характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности ( старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится индивидуально.

Обработка и анализ результатов. Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.

1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Задания

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.

1. Методика «Нелепицы»

Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 4 — 6 лет.

Для организации обследования заранее готовится картинка:

Инструкция испытуемому

Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?» «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь».

Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»

Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?».

Оценка выполнения задания

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания картинки;

1-й уровень — ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: «Тут все перепутано», «Путаница какая-то». Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.

2-й уровень — ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.

3-й уровень — оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.

4-й уровень — дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь «не берет». Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Еще примеры заданий подобного типа
2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор
3. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация)
4. Задания на нахождение закономерностей
5. Простейшие умозаключения

(определяется также запас знаний ребенка, эрудиция)

6. Задания на установление логических связей
7. Составление рассказа
8. Еще одно задание для диагностики развития у ребенка наглядно-образного мышления

Диагностика развития мышления у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове. См. →

Кто автор и в чем сущность методики простых аналогий в интерпретации для младших школьников

Для полноценной диагностики процесса мышления у младших школьников применяют методику «Простые аналогии». По результатам тестирования анализируется текущий уровень развития, выявляются проблемные моменты.

  • 1 Характеристика методики оценки мышления младших школьников «Простые аналогии»

  • 2 Авторы теста и цели исследования

  • 3 Как проводить тестирование по методике «Простые аналогии»

    • 3.1 Стимульный материал

    • 3.2 Таблица: ключ к тесту (вопросы 1–16)

    • 3.3 Таблица: ключ к тесту (вопросы 17–32)

  • 4 Интерпретация результатов

    • 4.1 Таблица: коридоры итоговых баллов

Характеристика методики оценки мышления младших школьников «Простые аналогии»

Для успешного обучения в школе и развития от дошкольников и учеников младших классов требуется максимум внимания, умение сосредоточиться на задании и способность логически мыслить. Эти качества приобретаются не сразу, а постепенно развиваются и формируются в процессе взросления. Для своевременной коррекции уровня развития мышления проводится специальное тестирование.

Диагностируя уровень развития мыслительного процесса у младших школьников, важно помнить, что показатели оценки теста — это только основа для дальнейшего анализа с целью разработки для каждого ребёнка программы коррекции.

Мышление развивается одновременно с другими процессами (воображение, внимание, память) в тесной взаимосвязи. Оно отражает признаки объектов, помогает установить причинно-следственные связи между предметами. С развитием мышления формируется объективное восприятие реальности. Поэтому так важно не просто его развивать, но и контролировать этот процесс.

Развитое логическое мышление — необходимая составляющая успешного обучения

Авторы теста и цели исследования

Известный американский изобретатель и психолог Уильям Гордон в прошлом столетии предложил метод тестирования способностей творческого мышления для взрослых – «Простые аналогии». Идея заинтересовала детских психологов и педагогов, поэтому они упростили тест и адаптировали для младших школьников. Над этой задачей работали специалисты из разных стран, поэтому однозначно автор методики не назван.

Российские педагоги в своей практике ориентируются на технику выполнения теста, описанную в учебнике по возрастной психологии авторами И. Ю. Кулагиной и Калюцким В.Н.

Главная цель исследования — оценить гибкость и логичность мышления учеников начальной школы. Но такая диагностика преследует и другие задачи:

  • проверить точность и скорость установления причинно-следственных связей между предложенными объектами;
  • установить, насколько быстро ребёнок понимает задачу и как быстро приступает к решению;
  • насколько развиты у школьника ассоциативные связи;
  • проанализировать концентрацию, устойчивость внимания и способность его переключения;
  • определить ведущий тип мышления, используемый учеником при решении задачи — логический или визуальный.

Выбирать аналогии ребёнок может, используя визуальное или логическое мышление. При визуальном типе выполняется оценка объектов по внешним признакам, а при логическом — анализируется суть понятия.

Мышление младших школьников характеризуется высокими темпами развития, особенно словесно-логического типа. На этом факте основана большая часть методик диагностики учеников.

Как проводить тестирование по методике «Простые аналогии»

Педагог или психолог, который проводит тестирование, объясняет каждому ученику, что ему требуется сделать. В качестве примера обычно используется первый вопрос в бланке с заданиями, но также можно предложить и свои варианты. Как правило, двух-трёх аналогий достаточно для понимания сути задания.

Пример объяснения: перед вами группы слов. В каждой из них первые два слова находятся в определённой связи, которую необходимо понять. Третье слово также имеет аналогичную связь с одним из слов, написанных ниже. Какое из этих слов подходит, то и нужно отметить на бланке.

Есть задание:

  • школа = обучение, больница = ?;
  • а) доктор; б) ученик; в) лечение; г) учреждение; д) больной.

Слово «школа» имеет связь со словом «обучение». С каким словом по такой же аналогии будет иметь связь слово «больница»? Такой вопрос должен поставить себе каждый школьник и выбрать слово-ответ. Ответ такой: если в школе детей обучают, то в больнице — лечат, значит, подходит слово «лечение».

Разработано несколько вариантов задания с аналогиями. Обычно они состоят из 32 вопросов и на каждый отведено не более трёх минут. Но можно использовать и бланки с меньшим количеством заданий. Для младшеклассников чаще выбирают такие:

  1. «Бежать — Кричать, стоять — ?: а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня».
  2. «Рожь — Яблоня, поле — ?: а) забор, б) садовник, в) яблоки, г) сад, д) листья».
Аналогии в тесте собраны по разным принципам с целью исследования всех граней мышления

Для проведения исследования понадобятся:

  • секундомер;
  • стимульный материал (бланк с заданиями) по количеству тестируемых;
  • ручка или карандаш, чтобы отмечать выбранные варианты ответов.

Стимульный материал

  • 1. Лошадь : Жеребёнок = Корова : ? Пастбище, Рога, Молоко, Телёнок, Бык.
  • 2. Тонкий : Толстый = Безобразный : ? Красивый, Жирный, Грязный, Урод, Веселый.
  • 3. Свинец : Тяжёлый = Пух : ? Трудный, Перина, Перья, Лёгкий, Куриный.
  • 4. Ложка : Каша = Вилка : ? Масло, Нож, Тарелка, Мясо, Посуда.
  • 5. Яйцо : Скорлупа = Картофель : ? Курица, Огород, Капуста, Суп, Шелуха.
  • 6. Коньки : Зима = Лодка : ? Лёд, Каток, Весло, Лето, Река.
  • 7. Ухо : Слышать = Зубы : ? Видеть, Лечить, Рот, Щётка, Жевать.
  • 8. Собака : Шерсть = Щука : ? Овца, Ловкость, Рыба, Удочки, Чешуя.
  • 9. Пробка : Плавать = Камень : ? Пловец, Тонуть, Гранит, Возить, Каменщик.
  • 10. Чай : Сахар = Суп : ? Вода, Тарелка, Крупа, Соль, Ложка.
  • 11. Дерево : Сук = Рука : ? Топор, Перчатка, Нога, Работа, Палец.
  • 12. Дождь : Зонтик = Мороз : ? Палка, Холод, Сани, Зима, Шуба.
  • 13. Школа : Обучение = Больница : ? Доктор, Ученик, Учреждение, Лечение, Больной.
  • 14. Песня : Глухой = Картина : ? Хромой, Слепой, Художник, Рисунок, Больной.
  • 15. Нож : Сталь = Стол : ? Вилка, Дерево, Стул, Пища, Скатерть.
  • 16. Рыба : Сеть = Муха : ? Комар, Комната, Жужжать, Паутина.
  • 17. Птица : Гнездо = Человек : ? Люди, Птенец, Рабочий, Зверь, Дом.
  • 18. Хлеб : Пекарь = Дом : ? Вагон, Город, Жилище, Строитель, Дверь.
  • 19. Пальто : Пуговица = Ботинок : ? Портной, Магазин, Нога, Шнурок, Шляпа.
  • 20. Коса : Трава = Бритва : ? Сено, Волосы, Острая, Сталь, Инструмент.
  • 21. Нога : Сапог = Рука : ? Галоши, Кулак, Перчатка, Палец, Кисть.
  • 22. Вода : Жажда = Пища : ? Пить, Голод, Хлеб, Рот, Еда.
  • 23. Электричество : Проволока = Пар : ? Лампочка, Ток, Вода, Трубы.
  • 24. Паровоз : Вагоны = Конь : ? Поезд, Лошадь, Овёс, Телега, Конюшня.
  • 25. Алмаз : Редкий = Железо : ? Драгоценный, Железный, Твёрдый, Сталь, Обычный.
  • 26. Бежать : Стоять = Кричать : ? Молчать, Ползать, Шуметь, Звать, Плакать.
  • 27. Волк : Пасть = Птица : ? Воздух, Клюв, Соловей, Яйца, Пение.
  • 28. Растение : Семя = Птица : ? Зерно, Клюв, Соловей, Пение, Яйцо.
  • 29. Театр : Зритель = Библиотека : ? Актёр, Книги, Читатель, Библиотекарь, Любитель.
  • 30. Железо : Кузнец = Дерево : ? Пень, Пила, Столяр, Кора, Листья.
  • 31. Нога : Костыль = Глаза : ? Палка, Очки, Слезы, Зрение, Нос.
  • 32. Утро : Ночь = Зима : ? Мороз, День, Январь, Осень, Сани.

Таблица: ключ к тесту (вопросы 1–16)

Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Ответ 4 1 4 4 5 4 5 5 2 4 5 5 4 2 2 4

Таблица: ключ к тесту (вопросы 17–32)

Вопрос 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Ответ 5 4 4 2 3 2 4 4 5 1 2 5 3 3 2 4

Тестирование проводится для группы школьников или по одному. Группа должна быть небольшой: не более 10 – 15 человек. За партой или столом каждый ребёнок сидит сам.

Работа ведётся так:

  1. Руководитель раздаёт участникам бланки с заданиями, а на доске описывает или объясняет другим удобным способом, что нужно делать.
  2. Затем педагог оговаривает правила оформления теста. Важно чётко и доступно изложить все нюансы и желательно дополнить, что нельзя ставить на бланке лишние значки.
  3. После этого оговаривается время, отведённое на выполнение заданий, если оно ограничено. Обычно — 2–3 минуты. Есть ли ограничения, определяет психолог или педагог, проводящий тестирование, в соответствии с индивидуальными особенностями группы.
  4. Далее школьники отвечают на задания, после чего руководитель собирает бланки и приступает к анализу результатов.

Не все дети с одинаковой скоростью включаются в процесс. Если в коллективе есть медлительный ученик, нужно чаще подходить к нему во время выполнения заданий и при необходимости пояснять вопрос или просто подбадривать ребёнка. Но подсказывать запрещается!

Во время выполнения заданий дети должны сидеть по одному за столом

Интерпретация результатов

Подсчёт результатов не занимает много времени. Правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество баллов — 32.

Таблица: коридоры итоговых баллов

Количество баллов Интерпретация результатов, рекомендации
5–14 рекомендованы ежедневные занятия по развитию навыков мышления
15–24 средний уровень развития, логика и внимание требуют тренировок
25–30 достаточный уровень развития, нужно поработать над внимательностью ученика
31–32 высокий уровень развития логического мышления

После анализа ответов детей психолог выдаёт рекомендации учителю и родителям по коррекции состояния ребёнка, предлагает индивидуальные программы развития внимание, усидчивости, логического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию.

Для развития логического мышления рекомендуется привлекать ребёнка к интересным интеллектуальным занятиям, например, к игре в шахматы. Полезны также чтение книг с пересказом, решение логических математических заданий, некоторые компьютерные игры-стратегии.

«Простые аналогии» — один из самых объективных, точных и простых методов оценки мышления учеников начальной школы. Такое тестирование помогает педагогу установить проблемы в развитии и предложить варианты коррекции индивидуально для каждого тестируемого.

Критическое мышление для детей: 5 действенных способов научить думать, а не тому, что думать

| Что | Важность | Учить | 5 мощных способов научить думать |

Критическое мышление для детей — один из самых важных навыков в жизни. Это также важный навык 21-го века. К сожалению, ходить в школу — это почти полная противоположность обучению критическому мышлению.

В школе дети учатся повторять то, что говорит учитель или учебник. Они учатся выполнять правильные шаги в правильном порядке, чтобы получить правильный ответ. Классы заполнены тренировками, запоминанием и домашними заданиями, а не обучением студентов думать.

Мы, родители, должны дополнить образование наших детей примерами критического мышления и обучения повседневной жизни. Давайте посмотрим, почему и как мы можем помочь нашим детям стать критически мыслящими.

Что такое критическое мышление

Критическое мышление — это набор навыков и привычек ума, включая способность определять проблему, выявлять предположения, анализировать идеи и критически рассуждать, а затем систематически перечислять различные возможные причины, создавать правдоподобные решения или оценить его правильность с помощью логических рассуждений. Это также включает в себя способность создавать творческие связи между идеями из разных дисциплин.

Американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859–1952) назвал это «рефлексивным мышлением» ​1​ . Дьюи определял критическое мышление как активное, настойчивое и тщательное рассмотрение убеждений или предполагаемой формы знания. Он предполагает активное критическое рассмотрение идей, а не пассивное принятие их номинальной стоимости.

Критическое мышление для детей помогает детям развивать навыки мышления. Критически мыслящий человек будет задавать правильные вопросы, а не просто говорить: «Да, это правильный ответ». Они будут анализировать вещи и смотреть на их причины и все альтернативы.

Почему критическое мышление важно

Критическое мышление является одним из самых ценных когнитивных навыков, поскольку оно позволяет нам использовать дисциплину и логические навыки для решения проблем. Это также важно для детского мозга и когнитивного развития. Эти навыки необходимы для того, чтобы ребенок был готов понять, как все работает в реальном мире, и придумывать творческие идеи.

Помимо приобретения навыков решения проблем, способность самостоятельно мыслить позволит вашему ребенку сопротивляться давлению сверстников, формировать собственное мнение и доверять собственному мышлению, когда его просят сделать то, что он не хочет делать.

Для подавляющего большинства повседневных проблем может быть достаточно полагаться на механическое обучение низшего порядка, которое наши дети получают в школе.

Однако предрассудки, узость взглядов, эмоции или догмы могут легко уменьшить его полезность. Столкнувшись со сложными проблемами, люди, не привыкшие к критическому мышлению, обычно опираются на упрощенные, но часто неточные или устаревшие представления о мире, распространяемые средствами массовой информации.

Используя навыки мышления высшего порядка, мы можем избежать нелогичных ошибок, которые мы обычно совершаем, если видим мир сквозь призму наших эмоций, предубеждений и иррациональных мыслей.

Почему так сложно научить критическому мышлению

Если критическое мышление является такой важной частью обучения, почему в школе не уделяется внимание обучению этим жизненно важным навыкам?

Быстрый ответ: «Они пытаются, но не могут».

Это потому, что для того, чтобы «критически мыслить» по теме, нужно иметь глубокие предварительные знания о предмете и применять формальную логику.

Не существует эффективного способа научить «общим глубоким знаниям». Навыки аналитического мышления, приобретенные в программах по определенным темам, с трудом переносятся в другие области 2 .

Как научить ребенка критическому мышлению

Несмотря на сложность обучения критическому мышлению по конкретным темам, есть вещи, которые родители могут сделать, чтобы помочь детям сформировать здоровое критическое мышление и развить желание искать более глубокие области знания для творческого решения задач . Основная идея состоит в том, чтобы научить детей применять мыслительные процессы высшего порядка в любой ситуации, требующей навыков принятия решений в их повседневной жизни .

Несмотря на то, что существуют занятия по критическому мышлению или образовательные игры для развития критического мышления, критическое мышление идет глубже, чем просто задавание открытых вопросов.

Вот что родители могут сделать, чтобы научить детей критическому мышлению в повседневной жизни и помочь им стать творчески мыслящими.

Начните рано и объясните все

Маленькие дети часто задают много вопросов и «почему», которые утомляют родителей до такой степени, что говорят «так и должно быть».

Но знание почему — первый важный шаг в критическом мышлении.

Дети всех возрастов могут научиться мыслить критически. Не сдувайте их только потому, что они младшие дети.

Когда детей с раннего возраста учат задавать различные типы вопросов и формулировать суждения на основе объективных данных и логического анализа, они растут уверенными в своей способности подвергать сомнению предположения и рассуждать с помощью логики, а не эмоций ​3​ .

Как можно больше объясняйте им вещи с раннего возраста. Когда вы не можете ответить на определенные вопросы, вы можете сказать: «Это хороший вопрос, и я тоже хочу знать ответ!»

Не требуйте слепого повиновения

Просить детей слепо подчиняться и выполнять приказы взрослых — отличный способ воспрепятствовать развитию критического мышления ​4​ . Эксперименты Стэнли Милгрэма «Повиновение авторитету» прекрасно иллюстрируют этот момент .​5​ .

В этой знаменитой серии экспериментов испытуемых просили нанести удар током незнакомцу, когда об этом просил авторитетный человек. В некоторых случаях шок был достаточно болезненным, чтобы вызвать серьезную травму. По инструкции «авторитета» большинство участников вводили все более высокие уровни напряжения до смертельных доз, не подвергая сомнению это.

В этом заключается опасность слепого подчинения авторитету без проявления критического мышления, чтобы поставить под сомнение решение авторитета.

Хотя родители часто требуют от детей послушания ради их же блага, нам нужно объяснить, почему мы хотим, чтобы они делали то, о чем мы их просим. «Потому что я так сказал» не разовьет у детей навыки логического мышления. Ребенку необходимо знать причины, чтобы самостоятельно мыслить и делать здравые суждения.

Этот стиль воспитания дает еще одно преимущество. Когда мы используем рассуждение и логическое мышление, чтобы объяснить, что мы просим детей делать, мы практикуем индуктивную дисциплину. Исследования показывают, что индуктивная дисциплина — лучший способ дисциплины по сравнению с утверждением власти и наказанием. У детей меньше проблем с поведением, лучше эмоциональная регуляция, более высокие академические успехи и более развитые навыки критического мышления.

Поощрение вопросов и развитие любопытства у детей

Критический анализ использует объективное и критическое мышление для анализа идеи, в отличие от того, чтобы полагаться на эмоциональную реакцию или субъективное понимание. Критически мыслить — значит быть готовым к тому, чтобы ваши взгляды подвергались сомнению благодаря новой информации и различным точкам зрения.

Когда безопасность и здоровье не поставлены на карту, позвольте детям задавать вопросы и обсуждать законность того, что мы говорим. Это поможет нашим детям развить интеллектуальное любопытство ​6​ и аналитические способности.

Учить непредубежденности

Сохранять непредубежденность и гибкость мышления при подходе к новой проблеме очень важно для критического мышления ​7​ . Мы можем научить детей быть открытыми, предлагая разные точки зрения, альтернативные объяснения или разные решения проблем.

Иногда есть вещи, которые имеют определенные, повторяемые ответы, например, в математике и естественных науках. Но часто есть разные ответы в зависимости от точки зрения. Поощряйте детей решать проблемы новыми и разными способами, объединяя различные идеи из других областей и укрепляя их навыки аналитического мышления.

Объясните разницу между корреляцией и причинно-следственной связью

Одним из самых больших препятствий для логических рассуждений является смешение корреляции и причинно-следственной связи ​8​ .

Когда две вещи имеют тенденцию происходить вместе, они взаимосвязаны, но это не обязательно означает, что одно вызывает другое. Может быть, а может и не быть. Мы не знаем этого, если у нас нет дополнительной информации, доказывающей, что одно является прямой причиной другого.

Например: всякий раз, когда ребенок идет в школу в синей рубашке, учитель призывает его ответить на вопрос. Означает ли это, что ношение синей рубашки заставляет учителя делать это? Может быть, учителю очень нравится вызывать детей в синих рубашках. Но это не обязательно так. Может быть, это совпадение, а может быть, всякий раз, когда он носит синюю рубашку, он также становится более бдительным, и учитель думает, что он должен знать ответ. Мы не знаем, так ли это, не спрашивая учителя об этом. Следовательно, мы не можем заключить, что синяя рубашка заставляет учителя задавать ему вопросы, не имея фактических причинно-следственных доказательств.

Заключительные мысли о критическом мышлении для детей

Критическое мышление важно не только для детей, но и для взрослых. Это одна из самых важных вещей, которым мы должны учить детей не только нашими словами, но и нашими действиями. Продемонстрируйте, как использовать этот ценный навык в нашей повседневной жизни в воспитании детей. Использование критического рефлексивного мышления также отличает нас от плохого воспитания.

Ссылки

  1. 1.

    Fisher A. Критическое мышление: введение . Издательство Кембриджского университета; 2011.

  2. 2.

    Уиллингем ДТ. Критическое мышление: почему так сложно учить? Обзор политики в области художественного образования . Опубликовано в Интернете в марте 2008 г .: 21–32. doi:10.3200/aepr.109.4.21-32

  3. 3.

    Куинн В. Критическое мышление молодых умов . Рутледж; 2018. Дои: 10.4324/9780429445323

  4. 4.

    Hess RD, McDevitt TM. Некоторые когнитивные последствия методов материнского вмешательства: лонгитюдное исследование. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, декабрь 1984: 2017. дои: 10.2307/1129776

  5. 5.

    Slater M, Antley A, Davison A, et al. Виртуальное повторение экспериментов Стэнли Милгрэма по послушанию. Рустичини А, изд. ПЛОС ОДИН . Опубликовано в Интернете 20 декабря 2006 г.: e39. doi:10.1371/journal.pone.0000039

  6. 6.

    Дайч Л., Эпштейн Р.М. Любопытство и медицинское образование. Медицинское образование . Опубликовано в Интернете 7 июня 2011 г .: 663–668. дои: 10.1111/j.1365-2923.2011.03944.х

  7. 7.

    Римене В. Оценка и развитие критического мышления учащихся. Обучение и преподавание психологии . Опубликовано в Интернете в марте 2002 г .: 17–22. doi:10.2304/plat.2002.2.1.17

  8. 8.

    Шварц С. Заблуждение экологического заблуждения: потенциальное неправильное использование концепции и последствия. Am J Общественное здравоохранение . Опубликовано в Интернете, май 1994 г .: 819–824. doi:10.2105/ajph.84.5.819

9 Стратегии критического мышления для достижения успеха учащимися начальных классов

Очень важно обучать учащихся критическому мышлению с раннего возраста. Чтобы преуспеть в школе и за ее пределами, учащиеся должны учиться и практиковать навыки критического мышления. Критическое мышление поможет учащимся принимать правильные решения, связанные как с учебой, так и с их личной жизнью. Это также будет чрезвычайно полезно, помогая им решать проблемы и преодолевать различные трудности, с которыми они сталкиваются.

Как учителя, мы всегда много слышим о том, как важно помочь нашим ученикам научиться мыслить критически. Однако я заметил, что учителя не получают достаточной поддержки в том, «как» на самом деле научить своих учеников критически мыслить.

Я хотел бы помочь вам узнать больше о том, что вы можете сделать, чтобы передать эти важные навыки своим ученикам. Продолжайте читать, и я поделюсь:

  • Критические мыслительные игры и занятия, в которые вы можете играть со своими учениками →
  • Почему критическое мышление важно →
  • Стратегии критического мышления для младших школьников →
  • Упражнения на критическое мышление для учащихся начальных классов →

5 Игры и задания на критическое мышление

Приведенные ниже игры и задания прекрасно помогают вашим учащимся развивать и улучшать навыки критического мышления.

1. Барометр

Это упражнение может помочь учащимся увидеть, что по любой заданной теме существует не просто два мнения. Для этого задания придумайте список полуспорных вопросов, подходящих для класса, в котором вы преподаете. Некоторые примеры включают отказ от домашних заданий, установление ограничений на время, проводимое за экраном, отмену специальных предложений или перерывов и т. д.

Затем пометьте каждую сторону класса одним из двух самых крайних мнений по теме. Скажите учащимся, что им нужно занять свое место в континууме, чтобы определить, к чему относится их мнение. Чтобы учащиеся точно решили, где они должны стоять, им нужно будет обсудить с другими учащимися свои мнения, чтобы сравнить их мнения. Этот процесс поможет познакомить их с логикой и рассуждениями, которые другие используют для формирования собственного мнения, даже если они отличаются от мнения ученика.

Это может быть интересным уроком, который можно записать и обдумать. Вы можете обсудить различные разговоры студентов друг с другом и то, как эти разговоры помогли им решить, какую позицию занять.

2. Обсуждение точности глобуса и карты

Это задание идеально подходит для старших школьников, изучающих географию. На уроке вы можете предложить учащимся сравнить относительные размеры Австралии и Гренландии на карте и на земном шаре. Затем обсудите, как в одном представлении Гренландия кажется больше, а в другом — Австралия.

Предложите учащимся подумать о том, почему может возникнуть такая разница в представлении. Затем проведите в классе дебаты о том, какой географический инструмент является более точным и почему. Возможно, вы захотите спроецировать карту мира с помощью документ-камеры и предоставить учащимся несколько различных глобусов для изучения.

В этом видеоролике показано, как учитель ведет своих учеников через это упражнение на критическое мышление. Посмотрите его, чтобы увидеть урок в действии и увидеть подход одного учителя к его использованию со своими учениками.

Как вы думаете, вашим ученикам будет полезен этот урок? Как вы видите его использование в своем классе?

3. Охота за предвзятостью СМИ

Это занятие может быть особенно полезным в современном мире. Учащиеся должны будут определить предвзятость СМИ в новостях и отделить факты от вымысла. Для этого задания предоставьте учащимся несколько разных новостей и розыгрышей. Студенты должны будут провести исследование и определить, какие из историй являются реальными новостями, а какие просто выдуманы.

Предложите учащимся найти по крайней мере два законных источника, подтверждающих истории, которые они классифицируют как настоящие новости. После того, как учащиеся закончат свою работу, вы можете предложить им поделиться найденными ими источниками, подтверждающими каждую правдивую историю, на вашей интерактивной доске.

В этом видео рассказывается больше об этой деятельности по критическому мышлению. Вы также можете узнать больше о нескольких дополнительных занятиях, которые вы, возможно, захотите попробовать со своими учениками.

4. Головоломки

Головоломки — отличный способ помочь учащимся улучшить навыки критического мышления. Чтобы решить головоломку, учащиеся должны объединить информацию из нескольких источников, учесть свои базовые знания и мыслить нестандартно.

Вы можете использовать это видео с головоломкой о петухе, несущем яйцо на крыше сарая, с вашими учениками. Он устанавливает сценарий и даже помогает объяснить правильное решение и почему многие упускают из виду такое «простое» решение.

Смогли ли вы придумать правильное решение головоломки? Или неверная ориентация со всеми ненужными ключевыми деталями отвлекла вас от того факта, что петухи не могут нести яйца?

5.

Принять сторону

Для этого задания учащиеся должны будут выбрать одну из двух сторон, представляющих противоположные точки зрения на вопрос. Например, вы можете попросить учащихся согласиться или не согласиться с утверждением о прочитанном ими тексте. Чтобы выразить свое мнение, учащиеся должны встать с одной стороны комнаты. Затем вы можете предложить разным учащимся поделиться своими соображениями относительно того, согласны они или не согласны с вопросом.

После того, как каждый учащийся поделится своим объяснением, дайте учащимся возможность перейти на другую сторону комнаты, если они изменили свое мнение.

Почему важно критическое мышление

Критическое мышление важно и после школьных лет. Студенты должны научиться критически мыслить и оценивать различные варианты, чтобы принять правильное решение. Конечно, эти решения могут быть связаны с академическими вопросами, например, с выбором наиболее логичного ответа на вопрос. Тем не менее, навыки критического мышления также пригодятся вашим ученикам, когда они вырастут и им нужно будет решить о будущей карьере, как относиться к другу или даже стоит ли им пить за рулем.

У всех есть врожденные предубеждения. Обучение ваших учеников критическому мышлению позволит им выявить эти предубеждения и попытаться сосредоточиться на фактах ситуации. Это также помогает убрать некоторые эмоции из решения и позволяет учащимся ясно видеть различные точки зрения других. Конечно, часть вашей работы как учителя состоит в том, чтобы подготовить своих учеников к реальному миру и жизни после школы. Это включает в себя помощь им в приобретении навыков, которые им понадобятся, чтобы стать успешным кандидатом.

Monarch Учителя начальной школы имеют так много отличных идей для исследования учебных стратегий и того, как это повышает вовлеченность учащихся, строгость и критическое мышление! @voverman2 @markloach @MeganHoefe pic.twitter.com/z3AItMHnGQ

— Кэти Деллозо (@Katie_Delloso) 24 марта 2021 г.

Чтение, письмо, математика, наука и другие области контента, конечно, важны. Однако мы не знаем точно, какие технологические достижения могут быть сделаны до того, как наши студенты будут готовы приступить к своей первой работе. Возможно, они будут использовать другие технологии и материалы, которые еще даже не были изобретены. Что мы знаем, однако, так это то, что критическое мышление — это навык, который может принести им пользу независимо от того, в каком именно положении они оказались.

В этой идее более подробно рассказывается о важности обучения критическому мышлению. Вы также узнаете некоторую информацию о том, как начать обучать своих учеников стратегиям критического мышления.

Согласны ли вы с тем, что важно помочь вашим ученикам научиться мыслить критически? Готовы ли вы узнать, как помочь им расти и мыслить критически?

9 Стратегии развития критического мышления

Существует девять различных стратегий критического мышления для учащихся начальной школы. Вы можете использовать их со своими учениками, чтобы помочь им улучшить свои навыки критического мышления.

Девять стратегий включают:

  1. Опрос
  2. Визуализация
  3. Точка зрения
  4. Интеллект-карты
  5. Беглость, гибкость, оригинальность, проработанность
  6. Инкапсуляция
  7. Аналогии
  8. Решения и результаты
  9. Плюс, минус и интересное (аспекты данной задачи/сценария)

Чтобы узнать больше о преподавании критического мышления в классе, посмотрите это короткое видео. Вы узнаете некоторые из различных стратегий, которые вы можете использовать со своими учениками.

Поиск способов включения этих стратегий критического мышления в ваши ежедневные уроки очень поможет вашим ученикам. Вы будете впечатлены ростом, который увидите в своих учениках.

7 Упражнения на критическое мышление для начальной школы

Существует ряд упражнений и методов, которые вы можете использовать на своих уроках, чтобы помочь своим ученикам улучшить свои навыки критического мышления. Многие из этих упражнений, вероятно, вы уже делаете.

Глядя на них через призму творческого мышления, вы можете определить небольшие корректировки и/или дополнительные вопросы, которые вы можете задать своим ученикам, чтобы помочь им получить максимальную отдачу от каждого упражнения.

1. Задавать вопросы

Задавать вопросы важно, чтобы позволить учащимся опираться на то, что они уже знают, и применять полученные знания в новом сценарии. Открытые вопросы могут быть особенно полезны для развития навыков критического мышления.

2. Работа в группах

Работа в совместной группе поможет учащимся услышать различные идеи и мнения своих одноклассников. Они также узнают, что другие идеи и решения данной проблемы, выходящие за рамки их первоначальных мыслей, также осуществимы.

3. Установление связей между различными идеями

Попросив учащихся установить связи между различными идеями и сценариями, им нужно будет взять то, что они уже знают, и настроить свое мышление, чтобы оно соответствовало новому сценарию.

4. Изучение различных точек зрения

Обсуждение точек зрения, отличных от их собственной или точек зрения персонажей текста, является прекрасным упражнением, помогающим учащимся развивать навыки критического мышления. Это поможет учащимся узнать, что взгляды других людей могут отличаться от их собственных, и что за этими взглядами стоят разные причины.

5. Оценка вариантов и принятие решения

Также может быть полезно представить учащимся проблему или сложный вопрос, где им нужно будет взвесить все преимущества и недостатки. Студенты должны будут оценить каждый вариант и принять обоснованное решение о том, какой из них лучше.

6. Мозговой штурм

Мозговой штурм различных идей, ответов и решений также может помочь развить навыки критического мышления. Студентам нужно будет придумать разные подходы и идеи и мыслить нестандартно.

7. Использование творчества

Также важно предоставлять учащимся время для творчества. Это дает учащимся возможность продемонстрировать свои таланты и разработать что-то новое и оригинальное. Посмотрите это короткое видео, чтобы узнать больше о критическом мышлении в классе. В нем представлены некоторые полезные идеи для обучения студентов критическому мышлению при столкновении с проблемой или вызовом.

Как видите, существует множество различных упражнений и методов, которые вы можете использовать в классе, чтобы помочь своим ученикам развить навыки критического мышления.

Полезные ресурсы:

  • Начальная школа Пример плана урока
  • 15 убедительных письменных тем и подсказок для учащихся начальной школы
  • Как быть учителем начальной школы

Заключительные слова

Я надеюсь, что то, что я рассказал о стратегиях критического мышления для учащихся начальной школы, было полезным. Какие ваши любимые критические упражнения и игры, которые вы готовы попробовать со своими учениками? Как вы думаете, что они выиграют от улучшения своих навыков критического мышления?

  • Автор
  • Последние сообщения

Симона Джонс

Симона Джонс — провидец, создатель нашего проекта. Джонс провела большую часть своей карьеры в классе, работая со студентами. И, после многих лет в классе, Джонс стал директором.

Подписаться на Симону:

Последние сообщения Симоны Джонс (посмотреть все)

  • Лучшие документ-камеры для учителей: 9 моделей для занятий по математике, естественным наукам, искусству, биологии и дистанционного обучения — 5 октября 2022 г.
  • Нужны ли вам занимательные задания по геометрии для старшей школы? У меня есть 18 идеальных решений — 17 августа 2022 г.
  • Используйте эти 22 правила работы в классе для средней школы, чтобы помочь своим ученикам учиться и добиваться успеха — 12 августа 2022 г.

5 способов научить младших школьников навыкам критического мышления

Навыкам критического мышления являются жизненно важными аспектами начального образования, потому что именно на этом этапе учащиеся лучше всего подготовлены к жизни. Однако их преподавание часто может быть проблемой для учителей начальной школы. Из того, что такое критическое мышление, как интегрировать его в повседневные уроки, мы обсудим несколько способов помочь учащимся развить навыки критического мышления в начальной и средней школе.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление выходит за рамки запоминания; он в значительной степени включает в себя поощрение учащихся к различению концепций, решению проблем, творческому мышлению и правильному применению знаний. Несмотря на распространенные мифы о том, что навыки критического мышления необходимы или применимы только к научным предметам, реальность такова, что эти навыки, которые сосредоточены на оценке и применении знаний, жизненно важны не только для академического успеха, но и для повседневной жизни. Другими словами, учащиеся, которые знакомятся с навыками критического мышления в начальной школе, более склонны к беспрепятственному академическому путешествию и имеют больше преимуществ на рынке труда.

Вот несколько советов, как научить детей младшего школьного возраста навыкам критического мышления. Обратите внимание, что советы по обучению бесконечны и в большинстве случаев субъективны. Так что не ограничивайте свои стратегии этой статьей; использовать широкий спектр техник.

  • Задать вопрос
  • Поощряйте командную работу
  • Содействовать принятию решений
  • Вдохновляйте на творчество
  • Поощряйте мозговой штурм

Задавать вопросы

Задавать вопросы, особенно открытые, дают учащимся начальной и средней школы возможность применить полученные знания. Это также позволяет им находить сценарии из реальной жизни для каждой темы или предмета. Таким образом, учащиеся могут легко самовыражаться.

Эти вопросы могут быть риторическими и наводящими на размышления, но в то же время они помогают им быть менее доверчивыми. Как педагог, не засыпайте их вопросами. Вместо этого дайте им возможность задавать вопросы между собой и давать ответы, когда и где это необходимо.

Поощрение совместной работы

Групповые проекты и обсуждения — это уникальные способы обучения навыкам критического мышления в начальной школе. Совместное обучение не только знакомит учащихся с мыслительным процессом их одноклассников; это также расширяет их мышление и мировоззрение, демонстрируя, что существуют разные способы подхода к проблеме.

Одно из самых лучших упражнений на критическое мышление для учащихся начальной школы включает в себя изучение концепции с разных точек зрения. Эта тактика не только устанавливает, что идея должна быть оценена с разных точек зрения, прежде чем высказывать мнение; это дает студентам возможность поделиться своими точками зрения, слушая других и учась у них.

Обучение младших школьников навыкам критического мышления

Содействие принятию решений

Поскольку большая часть обучения навыкам критического мышления связана с применением знаний и оценкой решений, учителя начальных классов должны максимально поощрять принятие решений. Это позволяет учащимся применять полученные знания в различных ситуациях — взвешивать все за и против доступных решений, а затем решать, какая идея работает лучше всего. Например, учащиеся могут научиться принимать здоровые финансовые решения, обучая их тому, как тратить и сохранять свои «карманные деньги» на раннем этапе.

Кроме того, вы можете попросить учащихся соединить разные идеи. Например, вы можете спросить студентов, знают ли они кого-нибудь, кто путешествовал на автобусе, и если да, то почему необходимо иметь альтернативное расписание самолетов. Подобные вопросы помогают им рассмотреть различные сценарии — например, задержку автобусов или пробки — и потенциальные решения, такие как немедленное бронирование авиабилета.

Вдохновить на творчество

Поощрение творчества является одним из ключевых элементов обучения навыкам критического мышления в начальной школе. Педагогу желательно мотивировать учащихся создавать что-то новое после каждого урока.